Богач - осенний праздник урожая на руси. Праздник урожая: сценарий проведения и конкурсы Белорусский народный праздник богач

Приглашаем всех на традиционный беларусский праздник урожая «Багач» в поселение «Ладное»! Вас ждут хороводы, песни-пляски, игры, веселушки, частушки, скоморошины, вкусное угощение, народные обряды и обычаи...

Прыйшоў Багач - кідай рагач,

Бяры сывеньку - сей памаленьку!

На сёлетні Багач добра ўдалося:

Жыта ў трубы павялося,

Авес, як тын парос,

А ячмень палёг на пляцень.

А грэчачка, як кветачка,

А пшаніцы, як брусніцы.

Празднование будет проходить на выходных 22-23 сентября, в день осеннего равноденствия. Рейсовый автобус отправляется из Минска в 9.40 и прибывает в Замосточье в 11.20, откуда гостей заберут на машинах радушные хозяева;) После размещения и устройства палаточного лагеря (для тех, кто решит лучше почувствовать контакт с природой) пройдёт экскурсия по поселениям «Ладное» и «Васильковка», где вы сможете узнать много нового и интересного. Дальше начнётся сам праздник.

Праздник «Багач» - праздник, посвящённый собранному урожаю, плодородию и семейному благополучию. К этому времени завершаются полевые работы: жатва, вывоз хлеба в овины, уборка льна. Заложена основа благосостояния семьи на будущий год. К празднику приурочены и осенние ярмарки, являющиеся наилучшим местом для представления результатов своих трудов, местом, где можно и себя показать, и людей посмотреть. В эти дни парни высматривают девчат , девушки знакомятся с парнями . В многочисленных регионах Беларуси свадьбы проходили именно осенью .

Время настало посмотреть, с чем год завершаем. Прячет хозяин лицо за дарами. "Видно ль меня?" - вопрошает. "Видно!" - хором отвечают. Тогда велит он пирогов добавить. За такое завершение года, и с таким урожаем - только пировать. Пироги из общей горы берут гости, и каждый ест то, что товарищи изготовили. Так общим братским пиром скрепляются люди. Не забываем и о птицах, которым либо дальний путь, либо нелегкая зимовка предстоит. На четыре стороны света раскрошенные пироги разлетаются.

Макушка осени, осеннее равноденствие. Эта точка, а вернее, весь период времени с августа по октябрь имеет своей целью удержать баланс сил в природе, дабы дать подготовится Земле к переходу в зиму. Сущность этого праздника - не просто смена времён года. Зима - время торжества увядания, смерти. Но она же - необходимый пролог перед грядущим весенним обновлением, без которого невозможно дальнейшее существование самой жизни.

Важным атрибутом праздника был общий сход - братчина - для решения общественных вопросов. Будет такой сход и у нас, кругом действующих помещиков зовётся он. Будет там общение хозяев родовых поместий Беларуси, обмен опытом, обсуждение важных вопросов и планов на будущее. Также возможно проведение мастер-класса по строительству готовых блоков, как из цемента-песка, так и из глины; круглых столов по домашним родам и открытию альтернативной школы, которую планирует создать в учитель русского языка и литературы школы Щетинина Наталья Дмитриева.

Место проведения: Витебская область, Докшицкий р-н, д.Отруб, поселение «Ладное».

Как добраться: с а/в «Московский» на автобусах, идущих через Бегомль (выходить не доезжая 15 км в д.Замосточье), либо на машине по витебской трассе М3. Как добраться: С ЖД/вокзала на метро доезжаете до станции «Московская», дальше проходите 1 остановку до автовокзала «Московский». На а/в «Московский» садитесь на автобус или маршрутку, идущие в сторону Витебска (Лепель, Глубокое, Полоцк) Выходить вам на 94- м километре. Это будет населенный пункт Замосточье (Витебской обл). По приезду позвоните по указанным телефонам и за вами приедет транспорт, так как до нашего поселения еще 8 км. На машине, из Минска выезжаете с Логойского тракта (Зеленый луг) и направляетесь в сторону Витебска по витебской трассе М3. На 94 км. в населенном пункте Замосточье, поворачиваете направо. Двигаетесь в сторону санатория ЛЕСНОЕ, через 6 км. вы въедете в населенный пункт Домашковичи, и сразу повернете на грунтовую дорогу. По знаку АТРУБ - 2. Атруб- это название нашего населенного пункта на белорусском языке. 2 км - это расстояние до деревни. Въехав в деревню двигайтесь в самый конец. никуда не сворачивая. Карту можно посмотреть здесь. http://www.kedr-by.com/phpBB2/viewtopic.php?t=549 Уточнить расписание автобусов можно по телефону 114 или 8-017-219-36-22

Что брать с собой:

Спальник

Палатку (можно договориться о ночёвке в доме)

Традиционную или близкую к ней одежду

Угощение на стол, приготовленное своими руками, и жменю зерна для обряда

Хорошее настроение и желание совместного творения;)

Контакты: +375-29-703-61-10, Григорий.

В ключе поддержки идеи по созданию Родовых поместий в Беларуси, объявляет о новом проекте, который имеет возможность стать постоянным и равноценным ежегодному весеннему Форуму «А на Земле быть Добру».

За основу проекта мы взяли период осеннего равноденствия и праздник «Богач», который состоится в первый день мероприятия, 22 сентября. Мы планируем собираться каждый год в новом поселении, чтобы лучше познакомиться друг с другом, обменяться опытом и увидеть в живую, чего уже достигли наши единомышленники за этот год. В этот раз мы встречаемся в поселении "Ладное", на границе минской и витебской областей.

В рамках мероприятия планируется проведение:

11.00-14.00

-знакомство с «ВАСИЛЬКОВКОЙ» для тех, кто приехал на один день.

9.00-14.00

Регистрация. Знакомство с «ЛАДНОЕ»

12.00-14.00

- обустройство палаточного лагеря

14.00-16.00

-проведение традиционного беларусского праздника «Богач

16.00-18.00

- круг действующих помещиков, на котором можно познакомиться с опытом других практиков, обсудить конкретные вопросы, что волнуют людей, создающих свои поместья (общий дом)

18.00-19.00

-общение с участниками домашнего детского садика (общий дом)

18.00-19.00

-обряд единения с предками. (поляна)

18.00-22.00

-общение, игры, песни, хороводы у костра (кострище)

В течении дня: -ярмарка

10.00-11.00

ЛАДНОЕ

- общение по теме «Домашние роды» « Альтернативная школа»

11.00-14.00

ВАСИЛЬКОВКА

- обмен практическим опытом по заливке колец под колодец, кладке печей, строительстве домов из соломы, вопросах органического земледелия, пермакультуры

14.00-16.00

ВАСИЛЬКОВКА

- изучение решений земельных вопросов на конкретных примерах


В программе возможны изменения


Для тех, кто желает приехать с детьми на два дня желательно созвониться с организаторами для бронирования месть в жилых домах на ночлег. Если вы собираетесь ехать автобусами или попутками, также желательно согласовать дополнительно, чтобы была возможность встретить (от трассы - 8 км).

Более подробная программа праздника будет доступна чуть позже, пока же, чтобы нам лучше понять, на что рассчитывать, просьба всем, кто собирается участвовать, написать в комментарии ниже ваши контакты, сколько человек с вами приедет, как вы думаете добираться и где собираетесь размещаться (количество мест в домах ограничено, так что спешите заявиться пораньше;).

БОГАЧ - ОСЕННИЙ ПРАЗДНИК УРОЖАЯ НА РУСИ. Древний праздник осеннего равноденствия и сама матушка Осень, богатая на красоту и урожай, дала еще одно удивительное название этому дню - «Богач». Празднество Богач – это один из древнейших важных земледельческих праздников, которым заканчивался цикл урожая. Вообще традиция праздника Урожая есть искони во всем мире. Это и кельтский Мабон (Альбан Эльвед), и языческий европейский День Благодарения, и японский праздник Цукими мацури (Любование полной Луной на осеннее равноденствие), китайский Осенний Фестиваль Лунного Пирога и Ведический праздник огня Дивали (Дипавали) - Праздник урожая. У нас на Руси это Оспожинки, Богач. Христианство, нам оставило лишь оборванные звенья цепи цикла Великих Празднеств Урожая – это так называемые Спасы: яблочный, ореховый, медовый. Из глубины веков до нас дошло описание славянского праздника урожая у датского хрониста Саксона Грамматика (1140 - 1208). «Ежегодно после сбора урожая смешанная толпа со всего острова перед храмом бога, принеся в жертву скот, справляла торжественный пир, именовавшийся священным. На следующий день, когда народ стоял у входа, он, взяв у изваяния сосуд, тщательно наблюдал, не понизился ли уровень налитой жидкости, и тогда ожидал в будущем году неурожая. Заметив это, велел присутствовавшим запасать плоды на будущее. Если же не предвидел никакого убывания обычного плодородия, предсказывал грядущее время изобилия полей. После такого прорицания приказывал урожай этого года или бережливее, или щедрее расходовать. Вылив старое вино к ногам идола, как возлияние, пустой сосуд снова наливал: как бы выпивая за здоровье, почитал статую, как себе, так и отечеству благ, горожанам удачи в умножении побед торжественными словами просил. Окончив это, подносил рог к устам, чрезвычайно быстро, одним глотком выпивал и, наполненный снова вином, вставлял его опять в правую руку изваяния. Изготовив пирог с медовым вином круглой формы, величины же такой, что почти равнялся человеческому росту, приступал к жертвоприношению. Поставив его между собой и народом, жрец по обычаю спрашивал, видят ли его руяне. Когда те отвечали, что видят, то желал, чтобы через год не смогли разглядеть. Такого рода мольбой он просил не о своей или народа судьбе, но о возрастании будущего урожая.». А у белоруссов оставились бесценные свидетельства об архаичном празднике Богач (Багач), проводимом на осеннее равноденствие. Праздник имел еще названия Багач, Багатник, Багатуха, Ражство Божай мацi, Раство, Другая, Малая Прачыстая, Другi святок, Спожка, Малая Пречистая, Гаспожка багатая, Зельная. Богач – это не только название праздника, но и название лубка, или сита (корзины) с рожью и свечой. В корзину (сито) собирали зерно с первого зажиночного снопа, по горсти зерно приносили от каждого двора, от каждой семьи деревни. Свечку для Богача готовили под пение «дажынкавых» (дожиночных) песен. Зажжённая свеча, как символ солнца, непосредственно связана с праздником осеннего равноденствия. Богач освящали, а после молебна лубок с зерном и зажженной свечой проносили по деревне. С ним обходили дворы, как бы очерчивая магический обережный круг. Сопровождали его все. Считалось, что круг быдет хранить деревню от болезней, бед, напастей и несчастий, а богач принесет общине, а особенно тому дому, где он будет храниться, удачу, достаток, здоровье. В месте хранения богача устраивали щедрое ритуальное застолье. Богач стоял в красном углу целый год, как домашний оберег, хранитель дома и рода, воплощения достатка и удачи. В некоторых областях Белоруссии богач обносили вокруг стада. Это действие сопровождалось гаданиями: если после Малой Пречистой скотина спешит на поле очень рано, то и зима будет ранняя. На Богач белорусы сохранив древнейшие обычаи, резали лучшего барана или овцу, для всеобщего пиршества. Также делали в России. Жадничать при устроении обрядового застолья не дозволялось. Народ собирался в одной из изб на большую всеобщую трапезу. Готовилась кутья с медом из круп нового урожая, пеклась кулебяка с рыбой, варилось пиво, готовился студень. Участникам трапезы подавали испить из общей чаши свежего пива, славя Богородицу, Мать – Землю. Праздник, в зависимости от собранного урожая, мог длиться от нескольких дней до недели. С праздником Богач связаны обряды, напоминающие новогодние Святки, недаром эти вторые осенины называли в также «Другi святки», все они направлены на то, чтобы обеспечить в доме тепло, здоровье и достаток. Все в день Богача друг другу желали: «Будь богат как осень!». Молодежь как и на зимние Святки в этот день гадала. В честь такого праздника, девушки покупали красные платки, красные бусы и ожидали женихов. В эти дни празднеств парни высматривали девчат, девушки знакомились с парнями. На Руси свадьбы проходили чаще именно осенью, по окончании сбора урожая. Прыйшоў Багач - кідай рагач, Бяры сывеньку - сей памаленьку! На сёлетні Багач добра ўдалося: Жыта ў трубы павялося, Авес, як тын парос, А ячмень палёг на пляцень. А грэчачка, як кветачка, А пшаніцы, як брусніцы.

Маржана Исаева
Сценарий фольклорного праздника «Чем богаты, тем и рады»

Зал убран под горницу. В центре, между двух окон /бутафорских/ висит зеркало в обрамлении полотенца – рушник. Под зеркалом стоит большой сундук. Около окна – кровать, на ней стеганное одеяло, в левом углу стоит печь. Около печи лавка. В углу стол, висит люлька.

Дети сидят на лавке и выполняют простейшую работу по дому. Бабка Таня хлопочет у печки. Аленка, старшая дочь (воспитатель, носит дрова для печи. Все заняты делом.

Мать детишек, любуясь на них, запевает песню «А у нас ноне белый день» . Дети подхватывают песню и разыгрывают ее содержание.

Бабка : Как за работой время быстро летит! День заметно прибавился. Весна берет свое. (слышится плач ребенка)

Мать : Ой, кажется, Глаша проснулась (бежит к люльке) . Одновременно к люльке подбегают две младшие дочки. Они хотят посмотреть и потрогать маленькую сестричку (большая куклу, одетую в беленькую рубашечку. Вокруг головы платочек) .

Мать : Потягунюшки, подрастушечки, поперек толстунюшки.

1 сестра : А ручки – то хватушечки! (трогает ручки)

2 сестра : А ножки –то бегушечки (трогает ножки)

Мать : И вы у меня такие были, мои душечки (гладит дочек)

Бабка : дайте бабке – то поняньчить. (берет Глашу на руки)

Тпрушки – потпрушки,

Поехали к старушке.

Черт их понес,

Не помазал колес.

Колоса убежали,

Старухи те пропали.

Мать : не урони, бабушка, дай –ка мне деточку. (берет ребенка на ручки, заниматься с ним) .

Дети начинают подтрунивать друг над другом :

А повторь слово «иду» !

Ну повторь!

У тя нос в меду!

Ванька : Эх, подловил! (чешет затылок и задумывается) Федясь, а у тя под ногами грязь! (Федяська нагибается и смотрит вниз под ноги.)

Не кланяйся, я тебе не князь! (Обиженный Федяська бежит расталкивать девочек, пытаясь согнать их с места.)

Девочки : Это наше место!

Федяська : Пресное вам тесто!

Девочки : Федя – медя съел медведя!

Федяська : Дразнила, празнила , во рту кусок мыла!

Затевается шуточная драка, девочки пытаются догнать мальчишек, в избе становится шумно.

Бабка Ишь. Как расшалились! Хоть батьки дома нет, а ремень на гвоздь надет.

Степка : А давайте в ремешок поиграем.

(снимает со стены ремешок и все дети быстро садятся по кругу)

Игра : «Ремешок»

По условиям игры одну из сестер побили. Она начинает горька плакать. Остальные разбегаются по лавкам.

Мать : Деламши смеялась. А сделамши плачешь. Всегда ты так, Анфиса!

Степан :Не плачь; скоро батька с ярмарки приедет, всем гостинцев привезет! И тебе тоже!

Анфиса : А ты, брат, на ярмарке бывал?

Степан : Бывал!

Анфиса :А велика?

Степан : Не мерял!

Анфися :А сильна?

Степан :Не боролся!

Анфиса : А кого ты на ярмарке видал?

Степа : Видал, как на цепи безрогую, безхвостую корову водили, а лоб широкий!

Анфиса :Это же медведь был!

Степан : Какой там медведь? Я раньше медведя знавал. Он не такой. Медведь серый, хвост длинный.

Дети : Да ведь это же волк!

Степан : Все ты, брат, говоришь не в толк! Я прежде волка знавал! Волк маленький, глазки косые, ушки длинные, с горки на горку попрыгивает, от собак убегает!

Дети : Да ведь это заяц!

Степан : Да какой там заяц! Я прежде зайца видал! Заяц беленький, хвостик черненький, с елки на елку перепрыгивает, перелетывает да почирикивает!

Дети : Да ведь это горностай!

Появляется отец

Отец : Хватит байку сказывать. Бегите все сюда, да получайте подарки. (все бегут к отцу и обнимают его, но главное – подарки) .

Бабка : Вся семья вместе – так и душа на месте.

Отец : На ярмарку ходил, никого не забыл!

Дети : Дедушке?

Отец : Сапожки!

Дети : Бабушке?

Отец : Сережки!

Дети : Матушке?

Отец : Платочек!

Дети : Себе?

Отец : Ремешок.

Дети : Сестрицам?

Отец : По ситцу!

Дети : Братишкам?

Отец : По книжкам!

Выходит самый маленький сынок Ванечка, ему три года

Ванечка : А маленькому Ванечке?

Отец : Медовый пряничек и на зиму валеночек.

Мать : А ну –ка, примерь –ка, сынок,

В самый ли разок?

Ванечка садится на пол и надевает валенки. Дети напевают песню на мелодию «Ах вы, сени»

Ну-ка как Ваня – Ванюшечька по бережку гулял

Ну-ка как Ваня – Ванюшечька во зеркальце смотрел.

Ваня эдак, Ваня так, и вот эдак, и вот так.

Ну-к как Ваня – Ванюшечька с невестою плясал

Ваня эдак, Ваня так, и вот эдак, и вот так.

Ну-ка как Ваня – Ванюшечька невесту провожал

Ваня эдак, Ваня так, и вот эдак, и вот так.

В конце все становятся на парную пляску «Возле моста» .

Дети : Спасибо, хозяйка, и ласковая,

Чтоб жилось вам, и богателось

Чтобы было все, чего хотелось,

И собачку и кота…

А нам пора с вашего двора.

Праздник урожая — один из четырёх важнейших дней колеса года, приуроченный к дням осеннего равноденствия — самого крупного осеннего праздника.

Это праздник рода (сородичей) и семьи, убранного урожая и домашнего благополучия.

Время подведения итогов. Встреча осени. На Руси день осеннего солнцестояния считался праздником и всегда отмечался пирогами с капустой, брусникой и мясом, а также народными гуляниями.

Для древних славян наступал Новый год, или Новолетие. Ночь начинала двигаться не "куриными шажками",а "лошадиными прыжками". Славяне праздновали целую неделю.

Поклонялись духам, справляли праздник урожая, гадали. Пекли много пирогов. Первый каравай выпекали из зёрен первого сжатого снопа. Его ели всей деревней. Второй каравай отправляли в костёр — угощение предкам.

Проводили множество гаданий и ритуалов. Одним из основных ритуалов был ритуал общения с духами предков.

А ещё на равноденствие хоронили мух. Считалось, когда насекомое засыпает, осень окончательно прогоняет лето. С мухами хоронили всё отжившее, плохое.

После новолетия славяне начинали готовиться к другому празднику — дню Макоши.

Это богиня судьбы, покровительница женщин. Осенних праздников на Руси насчитывается одиннадцать. Наши предки не скучали пасмурными холодными вечерами.

По народному календарю, в день осеннего равноденствия, осень переходит во вторую стадию — золотую осень. Эта красивая, бравшая за живое классиков пера и кисти пора продлится до 14 октября.

Обязательно делаем магических куколок — Зерновушку и Богача. Кукла Богач (мужичок) делается в пару Зерновушке на благополучие в семье.

С виду Богач — простой мешочек, а на деле верный помощник. При создание Богача думали о своём роде, предках с любовью и благодарностью. Как любому оберегу ему ставилась чёткая задача, например, прибыли и достатка на будущий год, защита благополучия семьи и т.д.

У Богача в мешочке зерно — основа благополучия и богатства. Как правило, куколку заполняют ячменём или пшеницей. Это означает круг жизни.

Я предлагаю Вам послушать себя и понять, чем Вы хотите заполнить своего Богача. Также, как и Зерновушку, Богача можно заполнить как одной крупой или бобовыми, так и их смесью.

Богач после изготовления путешествует по дому, выбирает себе место. Замечено, что после того как место найдено, Богач становится незаметным, "невидимым". Если дома есть пара, Богач и Зерновушка, то их всегда ставят рядом, так как идут они рука об руку по жизни вместе, оберегая семью, дом, урожаи.

А также на празднике Вас ждут:

  • Ритуалы на привлечение богатства.
  • Инициация огнём и водой.
  • Игры, веселухи, конкурсы!

Скопировано с сайта «Самопознание.ру»