Индивидуальный план работы с семьей находящейся в трудной жизненной ситуации. Работа с семьями, находящимися в трудной жизненной ситуации

О.А. Мальчихина

Специалист по работе с семьёй отделения профилактики безнадзорности и семейного неблагополучия бюджетного учреждения "Комплексный центр социального обслуживания населения Нижнеомского района"

Семья выступает как первый воспитательный институт, связь с которым человек ощущает на протяжении всей своей жизни. Именно в семье закладываются основы нравственности человека, формируются нормы поведения, раскрываются внутренний мир и индивидуальные качества личности. Семья способствует самоутверждению человека, стимулирует его социальную и творческую активность. Другими словами, в семье осуществляется первичная социализация ребенка.

Во все времена существуют семьи, находящиеся в трудной жизненной ситуации и социально опасном положении. Причин тому множество: изменение социально-экономического положения населения, снижение материального уровня жизни, утрата нравственных и семейных устоев и т.д. На фоне этого разрушается психологический микросоциум семьи, изменяются отношения родителей к детям, ослабевает воспитательная функция. Зачастую семьи (особенно, в которых ситуация повторяется из поколения в поколение) оказываются психологически не готовы к самостоятельному решению своих проблем и нуждаются в услугах специализированных учреждений.

Семьи, оказавшиеся в СОП и ТЖС, обладают разным потенциалом решения проблем, возникших в семье. Одной группе семей достаточно указать на проблему и определить пути ее решения. Другая группа семей обладает скудными моральными, интеллектуальными и финансовыми ресурсами, необходимыми для выхода из ситуации. Таким семьям необходимо длительное психолого-социальное, социальное, юридическое сопровождение, контроль за ситуацией в семье. Работа с такими семьями затратна по времени, так как эта ситуация складывалась в течение не одного года.

Эффективные методы работы специалиста:

Наиболее эффективные и широко применяемые методы работы специалиста по работе с семьёй: консультации, индивидуальные консультации, патронаж, убеждение, внушение, порицание, побуждение, воспитывающие ситуации, инструктирование.

Методы социальной работы – совокупность технологий, исследовательских и терапевтических процедур, способов, с помощью которых осуществляется социальная работа.

Большое место в социальной практике занимают педагогические методы: формирование сознания личности (понятия, суждения, убеждения , оценки); организация познавательной, практической деятельности в поведении (поручения, задания, упражнения, создание специальных воспитывающих ситуаций); стимулирование деятельности и поведения индивида (оценка, поощрение , порицание и др.); психолого-педагогическая коррекция и социально-педагогическая реабилитация.

Метод социального патронажа . Во время патронажа специалист посещает квартиру, обследует жилищно-бытовые условия, знакомится с семьей, родственниками, наблюдает за семьей в обычной домашней обстановке, исследует ее психологический климат, обстановку, в которой живут дети. Уловить психо-эмоциональную атмосферу, царящую в семье, можно только в привычной для нее обстановке. Основная цель социального патронажа - комплексная помощь по преодолению кризисной ситуации.

При проведении патронажа специалист должен быть в хорошем настроении, всем своим поведением проявлять интерес ко всему, чем живет подросток и его семья, уважение ко всем ее членам. Специалист не должен осуждать или критиковать; свое несогласие ему лучше выражать мягко, допуская возможность существования другого мнения. При этом нужно находить для себя способы получить в непринужденном разговоре ответы на все поставленные вопросы; следует давать советы в доброжелательном тоне, чтобы при расставании у клиентов осталось приятное ощущение того, что общий язык найден. Закрепить такое впечатление помогает положительный отзыв, высказывание о семье при встрече специалиста с ребенком, выражение удовлетворения от знакомства с его домом. В практике при осуществлении патронажа социально неблагополучных семей нередко приходится сталкиваться с агрессивным отношением ее членов к специалисту (брань, угрозы и т.д.). В этих случаях рекомендуется: не отвечать грубостью, не повышать голос на собеседника; вести себя тактично; патронаж семьи осуществлять двумя специалистами либо в союзе с представителями ОМВД, КДН, органов опеки и попечительства. Специалист должен помнить, что его главный аргумент – защита прав и интересов несовершеннолетних.

Метод информирования в социальной работе – самый распространенный. Его назначение состоит в передаче клиенту актуальной для него информации. Это может быть информация юридического, медицинского, нравственно – эстетического, психолого – педагогического, социально – бытового хварактера.

Метод консультирования. Это ориентация членов семьи, особенно детей и подростков по воспитанию культуры семейных отношений, по возрастным и индивидуальным особенностям психического развития с целью психокоррекции и профилактики отклонений от нормы семейного благополучия. По содержанию консультирование может быть: социально-правовым; социально-педагогическим; социально-психологическим; информационным. Консультационная беседа может быть наполнена различным содержанием и выполнять различные задачи - образовательные, психологические, психолого-педагогические. Конечная цель консультационной работы - с помощью специально-организованного процесса общения актуализировать внутренние ресурсы семьи, повысить ее реабилитационную культуру и активность, откорректировать отношение к ребенку. Наряду с индивидуальными консультативными беседами, могут применяться групповые методы работы с семьей.

Метод убеждения. Метод достигает своей цели, когда у личности сформировалась готовность активно включиться в предусмотренную содержанием воспитания деятель­ность. Этот метод обеспечивает развитие общечеловеческих морально-этических качеств. Убеждать - значит разъяснять, применяя эмоционально-словесное воздейст­вие, опираясь на внушение, т.е. сочетая просьбу с разъяснением и внушением.Убеждение может проходить в форме беседы, лекции, рассказа, объяснения, диспута, примера, внушения.Сильнодействующий метод убеждения - пример.Пример может быть реализован через рассказ, показ, обсуждение, анализ образца, литературного и (или) жизненного факта, личности. Возможности этого метода велики: с его помощью можно иллюстрировать, конкретизировать проблему, связывать теорию с практикой, имеющимся опытом.

  • Убеждать - значит активизировать деятельность объекта воздействия. Для этого следует выполнять ряд условий:

Показывать индивиду ошибочные и положительные стороны его поведения;

Ставить человека в такие условия, где он мог бы проявить свои лучшие качества, при этом, не имея возможности или искушения совершить ошибочные действия;

Вовремя подмечать и поощрять положительные стороны индивида;

Метод внушения. Состоит в аргументированном словесном воздействии на членов семьи с целью изменения их мнения, установок и отношений. Усиливают эффект внушения использование определенного эмоционального фона. Внушение имеет эмоционально-волевую окраску и основывается на доверии.

Из истории семьи Ситниковского сельского поселения.

Семья неполная, состоит из трёх человек: мать, сожитель (биологический отец ребёнка, в свидетельстве о рождении не числится), несовершеннолетний 8 лет. Мать самоустраняется от выполнения родительских обязанностей, совместно с сожителем употребляли спиртные напитки, трудового стажа не имеют, мать не приспособлена вести домашнее хозяйство, в квартире часто бывает грязно, беспорядок. С момента рождения воспитанием ребёнка не занималась, должным образом не ухаживала за ними, продукты питания в недостаточном количестве, постельные принадлежности отсутствуют, несовершеннолетний ходил в грязных вещах. В связи с чем, ребёнок стал отставать в своём развитии, стал склонен к простудным заболеваниям, заразился инфекционным заболеванием микроспорией. Для ребёнка существовала угроза для жизни и здоровья. Ребёнок от матери получал недостаточное педагогическое воздействие, так как мать малограмотна, навыки самообслуживания в семье не привиты. Несовершеннолетний по причине болезни долгое время не посещал образовательное учреждение.

Семья поставлена на учет в отделение профилактики, как семья, находящаяся в социально опасном положении.

Специалистами Центра проводились следующие мероприятия:

Социальный патронаж;

Помещение несовершеннолетнего в детское отделение БУЗОО «Нижнеомская ЦРБ» для прохождения лечения,

Применялись методы работы специалистов Центра: метод убеждения, внушения, метод консультирования, метод социального патронажа (психолог, социальный педагог, специалист по работе с семьёй);

Индивидуальные профилактические консультации по любой проблеме,

как в отделении, так и на дому;

Неоднократное оказание материальной помощи б/у вещами;

Длительное время семья подготавливалась к добровольному лечению от алкогольной зависимости. Неоднократно применялись методы внушения, убеждения, приводились примеры из опыта семей,прекративших употребление спиртного. В итоге, было оказано содействие в избавлении от алкогольной зависимости матери.

Проводились мероприятия, направленные на формирование мотивации к работе, учёбе.

После проведения реабилитационных мероприятий с семьей микроклимат в семье улучшился, мама прошла курс лечения от алкогольной зависимости, стала больше уделять внимания воспитанию, содержанию, обучению ребёнка. Улучшены санитарно – гигиенические условия проживания несовершеннолетнего. Мать и сожитель подрабатывают у односельчан на подворьях.

Результат: используя методы социального патронажа, консультирования, информирования, убеждения, внушения семья снимается с банка данных несовершеннолетних и семей, находящихся в социально опасном положении с положительной динамикой.

Метод побуждения. Главное здесь - нацелить человека на деятельность в соот­ветствии с его интересами и потребностями. Побуждение - важнейший метод воспита­ния, который определяет рамки поведения личности в соответствии с принятыми норма­ми. Побуждение в межличностных отношениях социального работника с клиентом или по отношению к подчиненному выражается в форме рекомендации, инструктажа, совета, в том числе и по улучшению организации жизни.

Метод поощрения. Методы поощрения и порицания используются также и для оценки деятельности людей. В поощрении отражается положительная оценка деятельно­сти индивида. Меха­низм действия поощрения основан на возбуждении положительных эмоций, которые все­ляют уверенность, создают приятный настрой, повышают ответственность клиента. Виды поощрения весьма разнообразны: одобрение, похвала, благодарность или просто пожа­тие руки.

Метод порицания. Порицание - это реакция на нежелательные деятельность и по­ведение. Для того, чтобы этот метод был эффективным, необходимо соблюдать ряд педагогических требований:

а) конкретность порицания - за определенную деятельность или поступок;

б) индивидуальный подход - необходимо учитывать характер совершенного по­ступка в связи с личностью индивида;

в) нельзя высказывать порицание, находясь в состоянии раздражения;

г) требуется своевременность и обязательность в применении порицания, формула «проступок - наказание» должна соблюдаться неукоснительно.

Из истории семьи Хомутинского с/ поселения:

Семья состоит из 5-ти человек: мать, сожитель (биологический отец детей, в свидетельстве о рождении детей не числится) и трое детей. Даная семья приезжая и практически сразу была поставлена на учет, как семья, находящаяся в трудной жизненной ситуации. Мать не имела представления о жизни в деревне, не умела топить печь, сажать огород, не могла вести домашнее хозяйство, поддерживать порядок в доме, стирать одежду. В доме наблюдались антисанитарные условия. С семьей проведена огромная реабилитационная работа. Специалисты отделения установили с мамой контакт.

В работе с мамой применяются методы работы: методы побуждения, поощрения, порицания. Работа была направлена на то, что дома необходимо поддерживать порядок, специалисты Центра совместно с мамой делали уборку в доме, учила ее стирать вещи, сажать огород, ухаживать за домашними животными. Семье неоднократно оказывалась вещевая гуманитарная помощь, как для детей, так и для матери.

Специалисты отделения поддерживают связь с мамой по мобильному телефону в любое время и всегда дают необходимый совет. Мама принимает любую помощь, легко идет на контакт, делится своими достижениями, старается исправить ситуацию, в случае необходимости сама выходит на связь со специалистами, принимает любую помощь.

Результат: работа с данной семьей продолжается, хотя значительно улучшилась обстановка в семье.

Инструктирование : наиболее мягкий метод организационного воздействия, суть которого в разъяснении задач, возможностей, трудностей и последствий неправильных действий клиента, предостережение его от возможных ошибок (консультирование, информирование). Наиболее широко применяется инструктирование по профилактике детского травматизма, в летний период «Соблюдение мер предосторожности на водных объектах», «Предотвращение несчастных случаев на водных объектах», в зимний период инструктирование по технике пожарной безопасности. Раздаются наглядные методические пособия, буклеты.

Приёмы – это подход, действие, направленное на осуществление поставленных целей.

- Воспитательные мероприятия могут включать организацию в семье трудовой деятельности, семейного вечера и праздника (Пасха, Масленица, Рождество и пр.), семейного чтения. (Мероприятия: «Детство без слёз», «Какой я родитель?», «Лучик солнца - доброта», «Здоровье детей – забота родителей»).

Проводятся «круглые столы», которые раскрывают значение семьи в формировании личности ребенка, учат взглянуть на семью глазами ребенка, проблемы здоровья детей, общения родителей и детей, непослушание ребенка, проблемы «дети и деньги», беспокойных подростков и другие, предлагают способы перехода от противостояния к сотрудничеству родителей и детей.

Наш опыт показал, что очень сложно добиться высокой эффективности социальной работы с такой категорией, как семьи, находящиеся в социально опасном положении. Этот показатель напрямую зависит не только от наличия мотивации (даже незначительной) самих членов семьи на положительные изменения в семейной ситуации, не только от системности и комплексности социальной помощи со стороны специалистов социальных учреждений. Но и многих территориальных социальных проблем (отсутствие рабочих мест, низкооплачиваемый труд неквалифицированных работников, асоциальное окружение семьи, недостаточность детских внешкольных организаций и т.п.).

В нашей практике есть положительные результаты работы с семьями, находящимися в социально опасном положении. После длительной совместной работы специалистов центра, КДН и школ в семьях кардинально менялась ситуация: родители излечивались от алкоголизма, трудоустраивались, детям в семье стало уделяться достаточно внимания, в результате чего разрешались их школьные и поведенческие проблемы. Регулярный патронаж, социальный контроль, и преемственность со стороны специалистов школы и центра позволили закрепить эти результаты и стали успешными методами профилактики социальной дезадаптации семьи.

Самое главное – нужно любить свою профессию, несмотря на порой возникающие затруднения, которые встречаются на профессиональном пути!

Мальчихина Ольга Александровна

Специалист по работе с семьёй отделения профилактики безнадзорности и семейного неблагополучия бюджетного учреждения "Комплексный центр социального обслуживания населения Нижнеомского района".

Отчет о работе с детьми, находящимися в трудной жизненной ситуации (образец).

Предоставить:

Программу индивидуального сопровождения.

Диагностику.

2 акта обследования семьи (начало и конец года).

Характеристику.

Участие в классных часах, проектах, спортивных мероприятиях.

Социальную карту работы с семьей.

Социальную карту работы с обучающимся.

Лист проблем.

Карту интересов.

Характеристика на ученика 3-го класса

МОУ Бурмакинской средней общеобразовательной школы №2 Некрасовского муниципального округа ________________________.

Родился _______________ года. По национальности русский. Проживает по адресу:_______________________________ В МОУ Бурмакинской средней общеобразовательной школе №2 обучается с 1 сентября 201_ г. До школы посещал детский комбинат.

За время обучения проявил себя с положительной стороны. Второй класс закончил с тройками по основным предметам (математика, русский язык, окружающий мир). Мальчик требует к себе большого внимания, задает много вопросов. На учебных занятиях активен, но часто отвлекается. Самостоятельно работать умеет, но нуждается в поддержке. Проявил интерес к таким предметам как математика, литературное чтение, окружающий мир. Все поручения учителя выполняет, часто сам предлагает свою помощь. Участвует в школьных конкурсах.

Мальчик очень подвижный, общительный, у него много друзей. Часто у Максима возникают конфликты с одноклассниками, но они всегда мирно разрешаются, т.к. он, если виноват, умеет просить прощение. Реакция на замечания и похвалу адекватная.

С первого класса посещает 10 кружков, предусмотренных по ФГОС. К взрослым относится уважительно. Физически развит. Физкультурная группа II основная.

Все необходимое для учебы у Максима имеется. Без уважительных причин школу не пропускает. Живет у бабушки. Мама периодически посещает школу и интересуется успехами сына.

Классный руководитель: Лещёва С.Н

Программа индивидуального сопровождения

обучающегося 3 класса _________________________________

_____________________________________________

решением методического объединения классных руководителей был поставлен на внутришкольный контроль в связи с невыполнением мамы ___________________ своих родительских обязанностей.

Время проведения

Создание благоприятных условий для развития личности.

Отслеживание пробелов в знаниях, умениях и навыках по предметам.

Работа с классным журналом и дневником.

Привлечение к участию в школьных и районных конкурсах.

Вовлечение в спортивные дела класса и школы.

Контроль над посещением занятий, кружков.

Контроль за ведением личного портфолио.

В течение всего года.

Укрепление положения в классном коллективе, помощь в выполнении общественных поручений.

Формирование нравственных качеств характера: товарищество, законы дружбы, доброжелательность, вежливость, культуру поведения.

Тест «Хороший ли я друг».

Ежемесячно.

Контроль за дежурством по классу.

Выставление оценок по поведению.

Еженедельно.

Диагностика:

«Опросник мотивации»

Методика «Оцени себя»

Анкета «Оцени поступок»

Методика «Кто я»

Задание «Дорога к дому».

Сентябрь

Привлечение к участию в классных часах и праздниках:

«Праздник Осени»

Праздник «День Матери»

«Новогодняя елка»

«А, ну-ка, мальчики!»

«А, ну-ка, девочки!»

КВН «Знатоки природы»

Праздник «Прощание с 3 классом!»

Посещение семьи. Изучение взаимоотношений в семье.

Осенние каникулы.

Изучение интересов и способностей. Тест.

Изучение организации свободного времени.

Распределение поручений.

Составление плана воспитательной работы с учащимися.

Вовлечение в кружковую деятельность. Кружки:

1 Мастерская Самоделкина.

2 Зеленая планета.

3 Клуб Почемучек.

4 Юные музееведы.

5 Юные инспектора дорожного движения.

6 Здоровый образ жизни.

7 Школьный театр.

8 Подвижные игры и массовый спорт.

9 Я - гражданин России.

10 Дорогою добра (проектная деятельность).

Сентябрь

Изучение читательских интересов. Посещение библиотеки.

Заполнение индивидуальных листов достижений по предметам, по кружкам.

Агитация в летний пришкольный лагерь.

Написание характеристики на ученика.

Апрель - май

Акт обследования жилищно-бытовых условий проживания

дата обследования: _____________________ г.

Ф.И.О. должность специалиста (специалистов), проводивших обследование:

________________________________________________________________________________

Проводилось обследование условий проживания несовершеннолетнего:

Ф.И.О, дата рождения, ученика класса ____ МОК Бурмакинской СОШ №2 ___ "

1. Сведения о родителях (опекунах)

Мать: Ф.И.О. дата рождения, место работы

Отец: Ф.И.О. дата рождения, место работы

2. Сведения о несовершеннолетних

2.1 Состояние здоровья: физическое развитие детей соответствует возрасту, внешних признаков наличия заболевания не выявлено (выявлено). Признаки физического или психического насилия над детьми отсутствуют (присутствуют).

2.2 Внешний вид: дети чистые, ухоженные, имеют необходимую одежду и обувь для дома, посещения образовательного учреждения, прогулок. Все вещи в хорошем состоянии, соответствуют возрасту детей, имеется верхняя одежда по сезону и времени года.

2.3 Социальная адаптация: во время посещения дети (ребенок) спокойны, доброжелательны, заинтересованы (безразличны) визитом постороннего человека. Во время беседы идут на контакт (стесняются), ответы на вопросы полные (односложные). Отношения с другими членами семьи хорошие, доброжелательные (напряженные, конфликтные). Характер отношений построен на доверии, доброте (обидах, замкнутости). Помогаю или нет в домашних делах, отношение к поручениям родителей ответственное, проявляют инициативу (выполнение обязанностей формальное, без инициативны).

2.4 Воспитание и образование: успеваемость хорошая (если низкая, чем объясняется: пед.запущенностью, отсутствием условий, недостатком развития познавательных процессов или других нарушений). Какие имеются трудности, что предпринимается для исправления и коррекции. Отношение к трудностям других членов семьи.

3. Жилищно-бытовые условия:

3.1 Семья проживает в ____ квартире улучшенной планировки (хрущевка, "гостинка"), приватизирована или нет, общая площадь ____ кв.м

3.2 Дом, в котором проживают несовершеннолетние в хорошем состоянии, подъезд чистый, отремонтированный (ремонт проводился давно, в подъезде не убирают).

3.3 В квартире чисто, уютно, отсутствуют неприятные запахи (грязно, не убрано, накурено, запах алкоголя, ацетона или др.) Имеется у детей (ребенка) отдельная комната, место для учебы и отдыха, школьно-письменные принадлежности (мягкая мебель, уголок школьника, ремонт в квартире и в комнате детей, шкаф для хранения одежды).

4. Приблизительный доход семьи, требуется ли оказание материальной помощи, в каком виде.

1. Жилищно-бытовые условия удовлетворительные (неудовлетворительные)

2. кем осуществляется уход и надзор над детьми, выполнение родительских обязанностей осуществляется в полном объеме (частично, не выполняются родительские обязанности)

3. Отмечены недостатки семейного воспитания и обучения (конфликты в семье между родителями, конфликты с ребенком, стили родительского воспитания, контроль за выполнением дом.заданий, информированность родителей об успехах ребенка в школе, внеурочной занятости ребенка, семейных праздниках, традициях).

1. Обеспечить уход за детьми

2. Уборка квартиры, комнаты ребенка

3. Помощь в подготовке дом.заданий

4. Оформление материальной помощи (по необходимости)

Диагностика ученика 3 класа ______________________.

Дата

Проводимая диагностика

Результат

«Опросник мотивации»

Нет явного преобладания шкал, выражены учебно-познавательная и социальная шкалы.

«Шкала выраженности учебно-познавательного интереса»

Интерес возникает независимо от внешних требований и выходит за рамки изучаемого материала. Ученик ориентирован на общие способы решения системы задач.

Моральная дилемма (норма взаимопомощи в конфликте с личным интересом)

3 - стадия межличностной конформности и сохранения хороших отношений («Олег друг, приятель, друзья должны помогать» и наоборот)

Методика «Оцени себя»

Уровень самооценки совпадение с адекватной оценкой учителя.

Анкета «Оцени поступок»

Сумма баллов, характеризующих недопустимость нарушения конвенциональных норм, превышает сумму баллов, характеризующих недопустимость нарушения моральных норм более чем на 4.

Рефлексивная самооценка учебной деятельности.

Самооценка завышенная.

Методика «Кто я»

Незначительное преобладание положительных суждений или преобладание нейтральных суждений (амбивалентное или недостаточно позитивное самоотношение).

Задание «Дорога к дому».

Низкий уровень - узоры не построены или не похожи на образцы; указания не содержат необходимых ориентиров или формулируются непонятно; вопросы не по существу или формулируются непонятно для партнера.

Задания на выявление уровня моральной децентрации (Пиаже)

Децентрация на основе координации нескольких норм на основе операций эквивалентности и компенсации

Методика «Кто прав?» (Цукерман)

Средний уровень: частично правильный ответ: ребенок понимает возможность разных подходов к оценке предмета или ситуации и допускает, что разные мнения по-своему справедливы либо ошибочны, но не может обосновать свои ответы.

Диагностика универсального действия общего приема решения задач (по А.Р.Лурия)

Не сразу приступает к решению задачи, не всегда самостоятельно записывает краткую запись. В последовательности решения допускает ошибки, которые исправляет при поддержке учителя.

Лист проблем

учени____ «____» класса _________________________

1. С каким настроением ты обычно идёшь в школу?

С хорошим

Радостным

2. Нравится ли тебе учиться в школе?

Не очень

3. Устаёшь ли ты в школе?

4. Помогают ли тебе родители готовить уроки?

5. Какие предметы тебе нравятся? Отметь их.

Математика

Русский язык

Иностранный язык

Физкультура

Трудовое обучение

Окружающий мир

6. Есть ли у тебя друзья в классе?

7. Дружный ли у вас класс?

Не очень

8. Помогите мне:

Найти друзей

В подготовке домашних заданий

Стать внимательным

Я плохо запоминаю

Я очень стеснительный

Я всего боюсь

Я очень переживаю за________________________

Помогите мне _______________________________

Карта интересов ребёнка.

Лист ответов.

Дата__________. Фамилия, имя_________________

Обработка результатов.

Направленность интересов младшего школьника.

Вопросы составлены в соответствии с условным делением склонностей ребенка на семь сфер:

1. математика и техника;

2. гуманитарная сфера;

3 художественная деятельность;

4 физкультура и спорт;

5 коммуникативные интересы;

6 природа и естествознание;

7 домашние обязанности, труд по самообслуживанию.

Лист вопросов.

1. Нравится ли решать логические задачи и задачи на сообразительность.

3. Нравится ли петь, музицировать.

4. Нравится ли заниматься физкультурой.

5. Нравится ли вместе с другими детьми играть в различные коллективные игры.

7. Нравится ли делать что-нибудь на кухне (мыть посуду, помогать готовить пищу).

8. Нравится ли играть с техническим конструктором.

9. Нравится ли изучать иностранный язык, интересоваться и пользоваться новыми незнакомыми словами.

10. Нравится ли самостоятельно рисовать.

11. Нравится ли играть в спортивные, подвижные игры.

12. Нравится ли руководить играми.

13. Нравится ли ходить в лес, на поле, наблюдать за растениями, животными.

14. Нравится ли ходить в магазин за продуктами.

16. Нравится ли играть в игры с отгадыванием слов (названий городов, животных).

17. Нравится ли самостоятельно сочинять истории, сказки, рассказы.

18 Нравится ли соблюдать режим дня, делать зарядку по утрам.

19. Нравится ли разговаривать с новыми незнакомыми людьми.

20. Нравится ли ухаживать за аквариумом, растениями, домашними животными (кошки, собаки и другие), птицами, помогать им, лечить их.

21. Нравится ли убирать за собой книги, тетради, игрушки.

22. Нравится ли конструировать, рисовать проекты самолётов, кораблей.

23. Нравится ли знакомится с историей (посещать исторические музеи).

24. Нравится ли самостоятельно, без побуждения взрослых заниматься различными видами художественного творчества.

26 Нравится ли объяснять что-то другим детям или взрослым людям (убеждать, спорить, доказывать своё мнение).

27. Нравится ли ухаживать за домашними растениями.

28. Нравится ли помогать взрослым делать уборку в квартире (вытирать пыль, подметать пол и т.д.).

30. Нравится ли знакомиться с общественными явлениями и международными событиями.

31. Нравится ли участвовать в постановке спектаклей.

32. Нравится ли заниматься спортом в секциях и кружках.

33. Нравится ли помогать другим людям.

34. Нравится ли работать в саду, на огороде, выращивать растения.

35. Нравится ли помогать и самостоятельно шить, вышивать, стирать.

Обработка результатов.

Сосчитайте количество плюсов и минусов по вертикали (плюс и минус взаимно сокращаются). Доминирование там, где больше плюсов. При подведении итогов и особенно при формулировке выводов следует сделать поправку на объективность испытуемых. Необходимо учитывать также, что у одаренного ребенка интересы во всех сферах могут быть одинаково хорошо выражены, при этом у ряда детей может наблюдаться отсутствие склонностей к каким-либо сферам. В том случае следует вести речь о каком-либо определенном типе направленности интересов ребенка.

Сведения об участии в проектной деятельности

Класс

Дата участия

Название работы

Уровень

Памятка «Правила поведения в школе».

Классный

Книга «Осенние загадки».

Классный

Русское народное творчество «Глиняная игрушка».

Школьный

Плакат «Опасная сигарета».

Классный

Подарок маме.

Школьный

Лепим из снега «Зимняя сказка».

Школьный

Подарок ветерану.

Школьный

«Мой домашний любимец».

Классный

Сведения об участии в областных, районных, школьных и классных

мероприятиях.

Класс

Дата участия

Название мероприятия, праздника

Уровень

Экскурсия «Красота родного края».

Классный

«Где и как переходить улицу».

Классный

Концерт к Дню Учителя.

Школьный

Праздник Осени.

Школьный

«Семенов день».

Классный

День матери.

Школьный

«О вреде курения».

Классный

Новый год

Школьный

Игра «Путешествие на остров сокровищ».

Классный

Праздник «Я - будущий солдат».

Классный

КВН «Любимые сказки».

Классный

«А ну-ка, девочки».

Классный

Праздник Азбуки.

Классный

День птиц.

Школьный

Праздник книги.

Школьный

День Победы.

Школьный

Праздник «Вот и стали мы на год взрослей».

Школьный

Сведения об участии в спортивных мероприятиях.

Название конкурса.

Призёр. Участник.

Уровень ОУ:

1. Конкурс поделок из природного материала «Природа и фантазия».

2. Конкурс поделок «Зимняя сказка» (номинация «Художественная обработка древесины»).

3. Конкурс рисунков «Мы - вместе!»

Участник

Муниципальные конкурсы:

1. Конкурс детской самодельной игрушки «Игрушечные мастера» (номинация «Мягкая игрушка»).

Конкурс детской самодельной игрушки «Игрушечные мастера» (номинация «Традиционная игрушка»).

Участник

Региональные конкурсы:

1. . Областная выставка технического и прикладного творчества. Номинация «Художественная обработка древесины».

Участник

Всероссийские конкурсы:

Общее количество конкурсов: 5

Общее количество баллов: 145

Карта индивидуальной работы с учащимся, состоящим на учете

Учащийся (Ф.И.)___________________________________________________________ Класс_____________

Дата начала заполнения карты________________________________________________

Классный руководитель______________________________________________________

Работа с учащимся.

Результат

Работа с родителями.

Классный руководитель:_________ Лещёва С.Н

МОУ «Цокто-Хангильская средняя общеобразовательная

школа им. Ч-Л. Базарона»

Агинского района Забайкальского края

Программа

работы с детьми, оказавшимися в трудной жизненной ситуации

«ПРЕОДОЛЕНИЕ»

классный руководитель 10 класса

Тудунова Цыбегмит Цыремпиловна

Сроки реализации программы 2013-2015 гг.

Село Цокто-Хангил, 2013 год

Пояснительная записка

Неспособность семьи как социального института обеспечить воспитание и содержание детей является одним из главнейших факторов появления категории детей, находящихся в трудной жизненной ситуации.

Данные статистики демонстрируют, что для последних лет характерна тенденция уменьшения числа семей, находящихся в социально опасном положении, и проживающих в них детей. По состоянию на 1 января 2008 года на учете в органах социальной защиты населения субъектов Российской Федерации состояло 274,8 тыс. семей (309,1 тыс. семей – в 2006 году), в которых проживало 489,53 тыс. несовершеннолетних (554,27 тыс. человек – в 2006 году). Семейное неблагополучие является многомерной характеристикой функционирования семьи. Существуют следующие основные виды депривации, свидетельствующие о семейном неблагополучии:

    трудное материальное положение, бедность;

    жилищные проблемы

    безработица

    конфликтные ситуации в семье, безнадзорность

    безответственное родительство, жестокое обращение с детьми

    алкоголизм и наркомания жилищные проблемы;

Нестабильность экономической ситуации на сегодня , бытовые неурядицы, недостаточный уровень семейного воспитания и в целом нездоровый образ жизни в со циуме приводят к таким явлениям, как: асоциальное поведение детей и взрослых; низкий уровень этического, эстетического и нравственного воспитания; отсутствие ценностей или создание своих, приводящих к детской преступности, агрессии, наркомании.

Эти факторы нашли свое отражение в способах поведения детей. Привычным становится отклоняющееся поведение, которое предполагает две категории:

    П оведение , не соответствующее нормам психического здоровья (т.е. патологическое);

    антисоциальное поведение (нарушающее социальные, культурные, правовые нормы).

Для таких детей характерен низкий уровень учебной мотивации, познавательная пассивность, несформированность общеучебных знаний и специальных умений. Они плохо адаптируются к школьной жизни, конфликтуют с окружающими. Очень трудно в сегодняшних условиях сделать так, чтобы для ребенка стала привлекательной модель поведения, в которой лежат доброта, великодушие, благородство, не приносящие быстрого признания и денег. Здесь нет, и вряд ли может быть какой-то перечень единственно верных, научно обоснованных правил и законов, есть только общие закономерности развития, созревания личности как существа биологического, психического и социального, которые надо учитывать и которым надо подчинять свои педагогические действия. Главное же на этом пути – педагогическая интуиция, нравственное чувство и желание помочь ребенку в его самый драматичный период жизни, убедить его поверить в свои силы . Изучение данной проблемы и привело к созданию этой программы, которая поможет найти свой путь в жизни детям, оказавшимся в трудной жизненной ситуации. В первую очередь с этой проблемой сталкивается классный руководитель, «классная мама». Работа классного руководителя должна вестись в нескольких направлениях:

1. Социальная диагностика. Для выявления данных категорий Оформляются социальные карты учащихся.

2. Организационно-воспитательная деятельность. Осуществляется в тесном контакте с заместителями директора по воспитательной работе, дополнительному образованию, учителями дополнительного образования. Организация контроля за внеучебной деятельности учащихся.

3. Коррекционная работа. Проводится диагностическая работа, направленная на изучение социально-психологического климата в классе, межличностных отношений и социального статуса каждого ученика. В 8–11-х классах – тестирование, направленное на выявление сферы профессиональных интересов учащихся. Основная задача – привлечь внимание родителей к занятиям учащихся "группы риска", стимулировать их интерес к школьной жизни, сделать их участниками различных мероприятий.

4. Просветительская работа. К этому направлению относятся: организация и проведение профилактических бесед, лекций, тематических классных часов, экскурсий, встреч с интересными людьми, проведение педагогических советов, семинаров, совещаний и участие в них. В просветительской работе акцент делается на профилактику правонарушений, бродяжничества, наркомании, безнадзорности среди учащихся.

5. Работа с учащимися. Выявляются несовершеннолетние, совершившие правонарушение или склонные к противоправным действиям. Проводится профилактическая работа, организуются индивидуальные беседы с ребятами.

6. Работа с педагогическим коллективом. Совместное выявление причин, возникающих у ребенка проблем, социально-педагогическая и психологическая коррекционная работа для оказания помощи и предупреждения возможных проблемных ситуаций.

7. Изучение и анализ всего материала , планирование и организация работы:

    научить детей самостоятельно готовить уроки, преодолевать трудности;

    создавать "ситуацию успеха" для таких учащихся;

    вовлекать ребенка в интересующую его деятельность (игру, труд, учебу, досуг);

    обучать правильно относиться к неудачам, исправлять ошибки;

    учить уважать товарищей и взрослых;

    развивать умение прощать друг другу слабости и недостатки.

Цель: решение проблем, преодоление трудностей и обеспечение условий для социального становления ребенка, оказавшегося в трудной жизненной ситуации, а также условий для создания деятельностно и эстетически насыщенной, нравственно чистой и эмоционально благоприятной социальной среды.

Задачи:

    приобрести навыки для дальнейшей самореализации.

    адекватно воспринимать себя и окружающую действительность;

    развивать адаптационные умения;

    почувствовать собственную ответственность за свою жизнь и жизнь других;

Этапы работы

Диагностическая работа

Обследование жилищных условий, семейного положения

Изучение реального состояния межличностных и деловых отношений учащихся в классе

Диагностика

Выявление развитости познавательных интересов и творческих способностей

Определение уровня знаний, умений и навыков учащихся класса,

Сравнит. изучение учебных результатов предыдущих лет).

Изучение основных ценностных ориентации учащихся

Профилактическая и коррекционно-развивающая работа:

Работа «Родительской академии»

Создание социальной скорой помощи

Организация службы доверия

Социальные гостиные

Низкопороговые клубы

Вовлечение в «Хобби-центр»

Семейная терапия на дому, домашнее визитирование

Сетевая терапия, социальные контакты

Уличная социальная работа

План работы классного руководителя

Направления работы, мероприятия

Сроки

Ответст .

1. Организация педагогической помощи

1.1. Создание благоприятных условий для развития личности учащихся.

В течение года

К\р

1.2. Отслеживание пробелов в знаниях, умениях и навыках учащихся.

Постоян но

К\р,уч-предм.

1.3. Проведение дополнительных занятий, консультаций. Снятие "синдрома неудачника".

расписа ние

К\р, уч-предм.

1.4. Укрепление положения детей в классном коллективе, помощь учащимся в выполнении общественных поручений.

В течение года

К\р, ВР

1.5. Формирование положительной "Я-концепции".

В течение года

К\р психолог

1.6. Оказание медицинской помощи родителям педагогически запущенных детей и учащимся из неблагополучных семей

В течение года

К\р

2. Организация медицинской помощи

2.1. Проведение диспансерного осмотра детскими врачами с целью диагностики отклонений от нормального поведения, причин психофизиологического, неврогенного характера.

Систематически

Фельдшер, К\р родители

2.2. Предупреждение привычек к курению, влечению к алкоголю и токсичным средствам:

    анкетирование учащихся, родителей;

    заседание "круглого стола" на тему "Наркомания, алкоголизм – слабость или болезнь";

    заседания семейных клубов "Курение – цена модной привычки", "Наркомания среди подростков";

лекции для родителей:

    "Психология ранней наркомании"

    "Проба наркотика – шаг в пропасть"

    "Сигарет, не приносящих вреда, – нет"

    "Профилактика наркомании, токсикомании, алкоголизма".

В течение года

К\р , психолог

2.3. Половое просвещение детей, решение проблем половой идентификации

В начале года

К\р, врач

3. Организация психологической помощи

3.1. Изучение психологического своеобразия учащихся (наблюдение, беседы).

В течение года

Психолог

3.2. Выявление проблем семейного воспитания (наблюдение, беседы).

В течение года

Психолог , К\р

3.3. Психологическое консультирование с целью помочь ребенку разобраться в своих проблемах и подсказать, как их можно было бы решить.

Систематически

Психолог кл/рук

3.4. Индивидуальные беседы с учащимися с целью помочь им совершать более осознанные поступки.

Систематически

Психолог К\р

3.5. Организация работы психологического тренинга "Толерантность" для детей из неблагополучных семей

1 раз в неделю

Психолог К\р

4. Организация свободного времени

4.1. Изучение интересов и способностей учащихся.

В теч/ года

К\р

4.2. Вовлечение детей в кружки, секции, общественно полезную деятельность, детские общественные организации.

Сентябрь – октябрь

К\р

4.3. Изучение читательских интересов, запись в библиотеку, отслеживание периодичности ее посещения, помощь в составлении списка интересных и необходимых для развития книг.

Сентябрь

Библиотекарь К\р

4.4. Изучение участия детей в неформальных объединениях по месту жительства.

В течение года

Кл/рук

4.5. Поощрение любых видов художественного и технического творчества детей и участия их в общественных и классных делах.

В течение года

Кл /рук

4.6. Организация сезонных оздоровительных досуговых школьных лагерей и групп продленного дня

Сентябрь, июнь

Соц. пед. К\р

Ожидаемые результаты:

    Создание благоприятных условий для развития личности "трудного" ребенка.

    отслеживание пробелов в знаниях, умениях и навыках "трудных" учащихся.

    Определение системы дополнительных занятий, помощи и консультирования.

    Снятие синдрома неудачника".

    Укрепление положения детей в классном коллективе

    Организация помощи в выполнении общественных поручений.

    Формирование положительной Я-концепции.

    Создание личности обстановки, ситуации успеха, одобрения, поддержки, доброжелательности.

    Анализ каждого этапа, результата деятельности ученика, его достижений.

    Поощрение положительных изменений. От авторитарной педагогики - к педагогике сотрудничества и заботы.

    Оказание педагогической помощи родителям "трудного школьника. Учить их понимать ребенка, опираться на его положительные качества, контролировать его поведение и занятия в свободное время.

Литература

    Балацкая И.
    Трудные дети. Трудный класс. Трудные родители // Воспитательная работа в школе.- 2006.- № 5.- С. 113-122.

    Дараган И.
    Профилактика отклоняющегося поведения ребенка в начальной школе // Воспитание школьников.- 2006.- № 8.- С. 32-37.

    Казанцев, В. Тату // Первое сентября. - 2010. - № 6. - С. 18.

    Кожурина, Л. //Первое сентября.- 2007.- №09.-С7-8

    Жилякова, Е.Н. Организация работы школы с трудными детьми: Распределение обязанностей /Е.Н. Жилякова //Справочник классного руководителя.- 2010.-№1.- (вкладыш)

    Пятаков, Е. Агрессия: лечение через осмысление: [педагогические методы работы с агрессивными подростками] / Е. Пятаков // Школьный психолог. - 2010. - № 13. – С. 17-32.

Алкоголизм, наркомания и т.д.

Приложение 1.

АКТ

обследования жилищно-бытовых и семейных условий

от "____" _____________ 20 _ года.

несовершеннолетней (его) ______________________________________

дата рождения ________________________________________________

проживающего по адресу________________________________________

В присутствии _________________________________________________

Проведено обследование жилищно- бытовых и семейных условий подростка.

Время проведения обследования: с час. мин. до __ час. _мин Обследованием установлено, что семья состоит из ___________

Мать__________________________________________________________

Отец___________________________________________________________

Общая площадь квартиры _____________

Санитарное состояние ____________________________________________

Имеется ли необходимая мебель____________________________________

Общий заработок семьи ___________________________________________

Взаимоотношение в семье _________________________________________

Характеристика родителей_________________________________________

В связи с чем производилось обследование___________________________

Во время обследования подросток находился (лась)____________________

и занимался______________________________________________________

Во время обследования проведена беседа_____________________________

Заключение _____________________________________________________

Обследование произведено в присутствии:

___________ /ФИО/

_____________ /ФИО

Характеристика особенностей межличностного общения учащегося

    Какое положение занимает учащийся в коллективе?

(лидер, популярный, приятный, непопулярный, изолированный, отверженный)

    Как относится учащийся к мнению коллектива, требованиям, критическим

замечаниям?

(благожелательно, серьёзно, болезненно, равнодушно, враждебно)

    Стиль отношений со сверстниками (спокойно-доброжелательный; агрессивный; неустойчивый; обособленный)

    Имеет ли друзей? (только в своем классе, вне класса, и в классе и вне класса, сверстников, старше себя, младше себя, ни с кем не дружит)

    В качестве кого участвует в школьных мероприятиях? (инициатор, организатор, активный участник, пассивный исполнитель, дезорганизатор, не участвует)

7. Как выполняет общественные поручения? (с удовольствием, хорошо, удовлетворительно, плохо, уклоняется от поручений)

    С кем чаще всего бывают конфликты? (с одноклассниками, учащимися других классов, учителями, родителями и родственниками)

Приложение 2 Общие сведения

ФИО учащегося

Число, месяц, год рождения

Дата поступления в школу

В каком кружке, секции занимается

Состоит ли на учете в КДН

Состоит ли на учете в ОПДН

Дата постановки на дисциплинарный учет

ФИО. Место работы и занимаемая должность отца

ФИО. Место работы и занимаемая должность матери

Адрес места жительства, домашний телефон

С оциальная карта

1. ЖИЛИЩНЫЕ УСЛОВИЯ

Ребёнок проживает с матерью_________________________

С отцом ______________________________________

С бабушкой___________________________________

С дедушкой ___________________________________

С другими ближайшими родственниками

(указать родство)_________________ ____________

С сёстрами____________________________________

С братьями____________________________________

Количество членов в семье________________________

Ребёнок проживает: отдельная квартира______________

(квартирные условия) коммунальная квартира_________

(кол-во соседей)

Отношения с соседями___________________

Квартира снимается_____________________

Комната снимается______________________

Нет жилья______________________________

2. Учебное место учащегося

Своя комната_____________________________________

Свой детский уголок_______________________________

Свой письменный стол_____________________________

Условия для занятий _______________________________

3. Материальное положение семьи

4. Дополнительная информация (живет с бабушкой, дедушкой и т.д.)

Приложение 3

Карта обследования семьи учащегося

    Ф.И.О. ребенка, проживающего в неблагополучной семье, дата его рожде ния

Адрес проживания семьи, телефон _____________________

    Мать (Ф.И.О., дата рождения, образование, место работы, должность, зарплата,
    рабочий телефон) _____________________________________

    Отец ( Ф.И.О., дата рождения, образование, место работы, должность, зарплата,
    рабочий телефон

    Дети (Ф.И.О., дата рождения, что посещают, где учатся) __________

    Сведения о других проживающих вместе с ребенком _

    Условия проживания (краткая характеристика жилья, условий, созданных для
    несовершеннолетних, наличие необходимой по сезону одежды, продуктов пита ния)

    Необходимая помощь (ремонт (ЖЭУ), материальная, медицинская, психологи ческая)

Учебная карта

Учебная деятельность

Параметры

Мнение

ученика

Мнение

родителей

Мнение

учителя

Предметы, изучаемые с удовольствием

Предметы, вызывающие трудности

Предметы, которые хотели бы изучать дополнительно

Оказание помощи в учебе со стороны родителей

Параметры

Мнение

ученика

Мнение родителей

Полностью самостоятелен

Оказывается эпизодическая помощь (указать, по каким)

Оказывается постоянна я помощь

Утверждаю директор

МБОУ СОШ №3 г.Чадана

Сегленмей Л.О._________

План работы с семьями учащихся

в трудных жизненных ситуациях, социально-опасном положении

На 2017-2018 учебный год.

Причина неблагополучия: ненадлежащее исполнение родительских обязанностей, низкий воспитательный, образовательный уровень семьи, алкогольная зависимость у отца, матери (родителей), законных представителей.

Цель: выведение семьи из социально-опасного положения (оказание родителям помощи в осознании меры ответственности за содержание и воспитание несовершеннолетних детей).

Задачи:

1. Оказание социально-педагогической помощи семье;

2. Привлечение специалистов, способных помочь в разрешении тех проблем, которые семья не может решить сама;

3. Просвещение и консультирование родителей по вопросам развития и воспитания детей;

п\п

Проводимые мероприятия

Срок исполнения

Ответственный

Отметка

об исполне-нии

Обследование условий проживания семьи

Август

Кл. рук.,

соц. пед.

Социально-педагогическая поддержка семьи (беседы с родителями с целью повышения воспитательного, культурного уровня семьи):

- «Влияние алкоголя на организм человека»;

- «Об уклонении от родительских обязанностей»

- «Взаимоотношения в семье»;

- «Роль семьи в воспитании детей»

- «Стили семейного воспитания»
- «Возрастные изменения детей»

Ежемесячно

Август

Сентябрь

Октябрь

Ноябрь

Декабрь

Январь

Кл. рук.,

Соц. пед.,

зам. дир. по ВР,

психолог

Контроль за посещаемостью уроков

ежедневно

Кл.рук.

Организация летней занятости и оздоровление детей

В теч. лета

Кл. рук.,

соц. пед.,

зам. дир. по ВР,

психолог

Индивидуальные беседы с детьми:

- «О соблюдении личной гигиены»

- «Разговор о правильном питании»

- « Беседа по профориентации»

- «Права, обязанности и ответственность несовершеннолетних»

- «О взаимоотношениях в семье»

- «Вредные привычки»

Постоянно

Сентябрь

Октябрь

Ноябрь

Декабрь

Соц. пед. Психолог, кл.рук-ли, зам.по ВР.

Индивидуальные беседы с детьми и родителями (по отд. плану)

еженедельно

Кл.руков-ли

Привлечение матери к участию в родительских лекториях (по отд. плану)

ежемесячно

Кл.руков-ли.

Оказание детям социальной помощи и поддержки.

постоянно

Соц. пед., Кл.рук

Оказание учителями-предметниками помощи детям в учебной деятельности.

постоянно

Кл.рук.

Вовлечение детей в классные и школьные мероприятия (классные часы, акции, дни здоровья и т.д.), библиотеку.

постоянно

Кл. рук., библиотекарь

Оказание содействия в оформлении необходимых документов по запросу матери, различных служб.

В течение года

Соц. пед., кл. рук.

Беседа с матерью о соблюдении личной гигиены ребенка.

по мере необходим.

Соц. пед., кл. рук.психолог

Привлечение матери к деятельности класса, к участию в родительских лекториях.

постоянно

Кл.рук.

Вовлечение детей в кружки, спортивные секции. Контроль за их посещением.

постоянно

Кл. рук., соц. пед.

Трудоустройство родителей.

Сентябрь

Октябрь

Соц. пед., кл. рук., психолог

Анализ результата работы с семьей. Рассмотреть вопрос на заседании совета профилактики о снятии с профилактического учета по исправлении ситуации в семье.

Май

Соц. пед., кл. рук., зам. дир. по ВР, психолог

Ф.И.О. ___________________________________ подпись_____________

Ф.И.О. ___________________________________ подпись_____________

Ф.И.О. ___________________________________ подпись_____________

Ф.И.О. ___________________________________ подпись_____________


В настоящее время достаточно остро стоит вопрос о проблемах детей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации. Термин «трудная жизненная ситуация» относится к числу понятий, наиболее часто употребляемых в социологической, педагогической, психологической литературе. Дается следующее определение данному понятию: трудная жизненная ситуация – ситуация, объективно нарушающая жизнедеятельность гражданина (инвалидность, неспособность к самообслуживанию в связи с преклонным возрастом, болезнью, сиротство, безнадзорность, малообеспеченность, безработица, отсутствие определенного места жительства, конфликты и жестокое обращение в семье, одиночество и тому подобное), которую человек не может преодолеть самостоятельно.

Сущностная особенность трудной жизненной ситуации состоит в том, что эта ситуация нарушает привычный для человека образ жизни, ставит его перед необходимостью оценить внешние и внутренние аспекты ситуации с учетом содержательных признаков и определить возможность преобразования ситуации. А затем – выбрать или принципиально новые стратегии поведения и деятельности, или новые основания жизни и способы согласования своих отношений с собой, другими людьми, миром в целом. Особенно нуждаются в помощи дети, оказавшиеся в такой ситуации. В отличие от взрослого человека ребенок не имеет достаточного жизненного опыта, тех знаний, способностей, сил, которые необходимы, чтобы разрешить возникшие сложные ситуации. Он нуждается в поддержке мудрого, опытного человека, который бы направил, подсказал. Такую помощь должны оказать родители.

Дети, находящиеся в трудной жизненной ситуации: дети, оставшиеся без попечения родителей; безнадзорные и бездомные дети; дети-инвалиды; дети с особыми нуждами (имеющие недостатки в психическом и физическом развитии); дети - жертвы вооруженных и межнациональных конфликтов, экологических, техногенных катастроф, стихийных бедствий; дети, оказавшиеся в экстремальных условиях; дети - жертвы насилия; дети, отбывающие наказание в виде лишения свободы в воспитательных колониях;дети, находящиеся в специальных воспитательных учреждениях для детей с девиантным (отклоняющимся от нормального) поведением; дети, проживающие в малоимущих семьях; дети, жизнедеятельность которых объективно нарушена в результате сложившихся обстоятельств и которые не могут преодолеть данные обстоятельства самостоятельно или с помощью семьи.
Как правило, причина кроется в нежелании (реже невозможности) взрослых людей, находящихся рядом с ребенком (семья, родственники, учителя и др.), услышать, понять и помочь ребенку в решении сложных жизненных ситуаций. Для всех трудных жизненных ситуаций характерно нарушение устойчивости привычного образа жизни и возникновение необходимости изменений, поэтому необходимо организовать и вести систематическую работу по преодолению данных ситуаций.
Необходимо применять коррекционно-развивающую программу по работе с детьми, находящимися в трудной жизненной ситуации.

Цель моей деятельности как социального педагога – оказание своевременной и квалифицированной помощи детям и подросткам, попавшим в сложные социально-педагогические, семейные и прочие ситуации.

Задачи я ставлю перед собой следующие:

предупреждение безнадзорности, беспризорности, правонарушений и антиобщественных действий несовершеннолетних, выявление и устранение причин и условий, способствующих этому;

обеспечение защиты прав и законных интересов несовершеннолетних;

социально-педагогическая реабилитация несовершеннолетних, находящихся в социально опасном положении;

обеспечить каждому нуждающемуся в этом ребенку педагогическую поддержку.

В работе с детьми и подростками, находящимися в трудной жизненной ситуации и нуждающихся в социально-педагогической поддержке я придерживаюсь следующих принципов:

    Взаимопонимание,

    Конфиденциальность,

    Доверие,

    Единство действий,

    Гуманность,

    Разумная требовательность,

    Вариативность.

Профилактическая работа как социально-педагогическая технология может быть реализована чаще всего социальным педагогом, который владеет функциональным алгоритмом и на основании этого алгоритма может оказать адресную помощь конкретному ребенку.

В своей работе я придерживаюсь следующего функционального алгоритма:

1. Выявление детей и подростков, находящихся в социально опасном положении и формирование банка данных. Эта функция выделяется в профилактической деятельности, так как позволяет решить задачу по организации деятельности, в которой необходимо взаимодействие всего педагогического коллектива школы, различных структур, решающих проблемы несовершеннолетних и их семей.

В начале каждого учебного года в школе оформляются социальные паспорта всех классов, впоследствии составляется единый социальный паспорт школы. На основании данных социальных паспортов создается банк данных учащихся, оказавшихся в трудной жизненной ситуации, и семей, находящихся в социально-опасном положении, с целью последующей помощи им. Создание банка данных осуществляется совместно с классными руководителями, психологом и администрацией школы и инспекторами ОДН РОВД.

Банк данных составляется в начале и корректируется в течение всего учебного года.

2. Диагностика проблем личностного и социального развития детей и подростков, включенных в банк данных и попадающих в сферу деятельности системы профилактики. В деятельности по профилактике правонарушений, особое внимание уделяется диагностической деятельности детей и подростков, находящихся в трудной жизненной ситуации

Данная функция необходима для уточнения социально-психологических особенностей ребенка и параметров его проблемной ситуации. Тесное сотрудничество со школьным психологом благотворно влияет на результативность данной деятельности. Мы изучаем индивидуальные особенности ребенка и выявляем его интересы и потребности, трудности и проблемы, конфликтные ситуации, отклонения в поведении, определяем их причины, отслеживаем истоки возникновения конфликтных ситуаций; исследуем условия и особенности отношений с социумом, жизнедеятельности ребенка.

С помощью диагностических методик происходит

    выявление учащихся, склонных к нарушению дисциплины, антисоциальным нормам поведения, отстающих в учебе,

    определение причин отклонений в поведении нравственном развитии, а так же индивидуальных психологических особенностей личности у выявленных школьников,

    положение ученика в классе, характер взаимоотношений с товарищами, причины отклонений в межличностных отношениях.

    изучение интересов, способностей и склонностей ученика,

    изучение контактов ребенка за пределами школы, их влияние на данного ученика,

    выявление уровня социального благополучия ребенка,

    выявление ситуаций жестокого обращения и пресечение насилия на начальном этапе

Мой диагностический инструментарий как социального педагога включает в себя как социологические, так и психологические методики: метод наблюдения, беседа, анкетирование, тестирование, анализ документов и др.

Правильное и полное изучение личности ребенка, его окружения, семьи помогает правильно и полно выполнить третью функцию алгоритма.

3. Разработка плана педагогической коррекции личности, улучшения жизненной ситуации, изменение условий семейного воспитания. По результатам диагностики мы определяем суть проблемы или совокупности проблем и, опираясь на банк технологических подходов, подбираем психолого-педагогические, социальные средства для эффективного разрешения данной проблемы.

Планы разрабатываются для оказания своевременной социально-психолого-педагогической помощи и поддержки ребенку, находящемуся в социально опасном положении, они должны предусматривать вовлечение ребенка и его окружения в процесс преодоления проблемной ситуации, создание условий для освоения ребенком позитивного опыта разрешения проблем. В разработке индивидуального плана принимают участие социальный педагог, психологи, классные руководители, педагоги школы.

На каждого несовершеннолетнего, подростка, находящихся в социально опасном положении или семью составляется карта индивидуального сопровождения. В ней ведется учет сведений о проведенной работе.

4. Реализация индивидуального плана по улучшению жизненных ситуаций несовершеннолетних . Данная функция защищает принципы индивидуального подхода в решении проблем детей.

Ведущими методами, которые включены в этот план являются: социальный патронат, беседы, консультирование, и т.д.

В рамках индивидуальной профилактической работы происходит планирование деятельности по улучшению жизненных ситуаций несовершеннолетних, поэтому необходимо:

    распределение (сообразно целям и задачам деятельности) участия и ответственности всех привлеченных к реализации программы сторон;

    определение цели педагогического воздействия, средства, исполнителей;

    способствование активизации и развитию личностных ресурсов ребенка и его семьи, формировать и поддерживать мотивацию на преодоление возникших трудностей;

    предупреждение отклонения в поведении обучающегося

    содействие в получении ребенком необходимых видов помощи и поддержке в разрешении трудной жизненной ситуации;

    продумывание методов и форм работы с ребенком и его окружением по улучшению трудной жизненной ситуации;

    осуществление представительства и защиты прав ребенка и семьи в учреждениях системы профилактики;

    продумывание вовлечения обучающихся в различные виды положительной социальной деятельности и обеспечение успеха в ней,

    необходимо предусмотреть изменения характера личных отношений воспитанников со сверстниками и взрослыми;

    способствование изменению условий семейного воспитания (исходя из возможностей школы), привлекая для этой цели службы и ведомства системы профилактики.

Основным критерием оценки эффективности индивидуальной профилактической работы является улучшение положения и качества жизни ребенка, устранение источников неблагополучия, расширение возможной защиты права ребенка на достойную жизнь, здоровье, образование и реализация его способностей.

Все проблемы детей возникают в семье. Вовремя выявить проблему и попытаться решить её – основная задача работы классного руководителя, социального педагога, школы в целом.