Как соединить шпангоуты бумажных моделей самолетов. Модели самолетов из бумаги

С детства у меня была тяга к игрушкам. Но больше всего меня интересовали радиоуправляемые игрушки. В детстве у меня не было таких игрушек. Сами понимаете ссср родители не могли позволить себе такое. Что касается кружков радио любителей этого тоже не было. А как этого хотелось.
Когда уже вырос появилось возможность купить любую игрушку. Тяга по прежнему была сильной. Но покупать готовое решение было не интересно. Главное же не сама игрушка а сделать что-то самому. И я решил сделать радиоуправляемый самолет своими руками.

Необходимые инструменты и материалы:

  • канцелярский нож
  • клей пистолет
  • металлическая линейка
  • скотч
  • пенокартон

После многих просмотров различных материалов и чертежей я остановился на пенокартоне. Пенокартон это удивительно легкий и прочный (относительно) материал. И для самолета это просто идеальный материал. Кстати и не только для самолета.
Пенокартон бывает разных диаметров я встречал 0.3, 0.5 и 1 см

В рунете полно вариантов самолета своими руками и с другими материалами. Главное прочность и легкость материала.

Прикупил я несколько листов пенокортона толщиной 3 мм. Размер 900 х 700 мм. Для небольшого самолета достаточно и двух листов.

Для того чтобы вам сделать самолет с правильными пропорциями и чтобы он подчинялась законам аэродинамики вам нужно обладать некими знаниями или скачать чертежи в интернете. Я поленился и пропустил этот момент. у меня самолет получился в нужной пропорции но сделан не по расчетам и схемам. Конечно для радиоуправляемого самолета не нужны расчеты как в авиастроении, но все же надо учесть некоторые моменты.

Из готовых эскизов собираем самолет с помощью пистолета клея. местами нужно применить уголки прочности. Принцып построения самого самолета показано в этом видео. Весь самолет был построен по этому принципу.

Вот из этого что получилось у меня.

Я для красоты обтянул самолет самоклеющейся пленкой.

Органы управления

Для органов управления самолетом необходимо докупить детали. Обычно я покупаю детали на китайских сайтах. ПО мне лучше подождать 15-25 дней нежели переплатить большую сумму.

Основные детали:

мотор
серво приводы (4шт)
регулятор скорости
аккумуляторная батарея 11.1 или 7.4 вольт

Мотор — Mystery Бесщеточный электродвигатель 13000 оборотов в минуту (11,1V) заказал на китайском сайте.

Плюсом этого мотора в том что можно использовать разное напряжение 11.1 или 7.4 вольт

Регулятор скорости тоже поддерживает напряжение 11.1 или 7.4 вольт. Заказал на китайском сайте.

Серво приводы — сервомашинки. Обычные маленькие. для управления элеронами, рулем высоты и руля управления. в моем случае я применил 4 штуки. 2 на элероны, 1 на руль высоты и 1 на руля направления.

Органы управления самолета:

Органы управления радиоуправляемого самолета такие же как и у настоящего самолета. Отличие только в отсутствии закрылок. для таких маленьких радиоуправляемых игрушек закрылки не нужны. Но можно применить.

Для управления самолетом заказал пульт управления 4х канальное. Бюджетный вариант. Купил на сайте Алиэкспрес за 1300 рублей.
Пульт продается вместе с приемником.

Подключение элеронов из двух сервомашинок

Схема подключения:
Чтобы правильно подключить электронику используйте инструкцию. В основном все приемники подключается одинаково.
Для подключения 2 сервоприводов на элероны используйте У кабель. Но этот кабель можно и самому сделать.

Подключение органов управления к приемнику

При этом нужно поставить сервомашинки так чтобы они при движении двигались в разные стороны.
Схема подключения электроники к приемнику радиоуправляемого самолета.

Настройку работы всех органов управления нужно производит методом испытаний и тестов.

Пока я испытывал свой самолет я успел испортить 3 воздушных винта. Поэтому нужно учесть возможности поломки и закупить больше винтов.

Немного видео моего самолета.

Если вам полезна моя статья оставляйте комментарии и задавайте вопросы с радостью отвечу!

Фюзеляж моего самолёта предназначен для восприятия нагрузок во время полёта через ферму, похожую по конструкции на мост. Поэтому большинство шпангоутов не служат для восприятия нагрузок. Они просто крепятся к ферме для создания обтекаемой формы фюзеляжа.

Дизайн фюзеляжа

Фюзеляж первоначально был сконструирован с помощью САПР системы в одной боковой проекции. Также из САПР модели самолета я сделал локальные виды поперечных сечений для каждого шпангоута фюзеляжа. После чего распечатал боковой вид самолёта и наклеил его на лист пенопласта.

Затем с помощью модели я вырезал каждую поперечную секцию по отдельности и наклеил их на боковой вид в виде поперечных сечений. Затем я начал делать замеры фермы. Для этого была использована линейка, с помощью которой снимались размеры с чертежа и записывались на бумагу. Затем была измерена максимальная ширина фермы. Путём деления разницы размеров шпангоутов на их количество от первого до последнего шпангоута, я проверил, умещается ли ферма в размеры оставшихся шпангоутов. Окончательный проект шпангоутов фюзеляжа отмечен в виде ячеек. Он состоит из двух частей, соединенных вблизи центра фюзеляжа. Благодаря этому я сумел увеличить и усилить ферму, уменьшив при этом число соединений между секциями.

Строительство фермы

Строительство фюзеляжа в виде фермы – это довольно быстрый и простой процесс, в результате которого получается очень прочный каркас. Чтобы сэкономить время при строительстве я приобрел полосы пробкового дерева размерами 1,5x12x92 мм, что оказалось не таким простым занятием. В итоге вертикальные компоненты фермы были сделаны из полос пробкового дерева 1,5×6,0 мм, а диагональные переборки получились одинакового размера, но из более мягкой и легкой бальзы.

Подготовьте место перед процедурой: положите на стол вощеную бумагу, чтобы защитить бальзовые полосы от попадания клея. Используйте двухсторонний скотч в качестве направляющей для соединения брусков на вощеной бумаге. Бумага будет служить в качестве направляющих для склеивания двух брусков в балку. Положите одну полосу бальзы вертикально перед собой, а затем рядом положите другую полосу.

Соедините две бальзовые половины вместе скотчем. Обработайте линию стыка от одного конца до другого с помощью циакрина для соединения. До циакрина я пробовал склеивать бруски с помощью древесного клея и нашёл, что это настоящая головная боль, поскольку древесина из-за воды набухает по линии стыка и вызывает изгиб балки. После такой процедуры остается уповать на волю случая: станет ли линия стыка прямой или же древесина и клей уведут её в сторону.

Для того, чтобы ускорить сборку симметричных ферм, я начертил и распечатал боковой вид фермы в Автокаде. На этом виде было показано взаимное расположение и расстояние между элементами фермы. Обратите внимание, что боковые стороны самолёта отличаются друг от друга, поэтому их нужно сделать по отдельности.

Начните установку вертикальных элементов, изготовленных из пробкового дерева, в соответствии с эскизом. Когда чертеж распечатан и прилеплен к рабочей поверхности вместе с вощеной бумагой, с помощью двухстороннего скотча скрепляются угловые элементы фермы в заданных местах.

Как только все вертикальные элементы на месте, начните установку диагональных переборки. Самый простой подход для этой сборки, который я нашёл, заключался в том, чтобы ошкурить первый конец полосы, чтобы он вписался в первый угол вертикального элемента, а затем проложить полосу до противоположного угла, обрезать излишки лобзиком и подогнать шкуркой второй конец по форме второго угла.

Теперь, когда стороны фермы сформированы, их нужно скрепить, для этого я начертил очень простой эскиз, который показывает правильные сужения элементов фермы. Аккуратно разместил элементы фермы в соответствие с эскизом и с помощью двухстороннего скотча закрепил их в заданных положениях.

Начав с нижней части фермы, установил горизонтальные элементы конструкции между вертикальными, и в последнюю очередь установил диагональные элементы.

Как только низ был закончен, перевернул узел вверх ногами и собрал горизонтальные элементы. Как только достаточное число элементов было установлено, ферму можно переставить в более удобное положение для монтажа диагональных элементов. При этом не забыв про достаточное пространство для доступа к элементам фюзеляжа с батарейками и электроникой.

Для соединения элементов фермы вместе прежде всего я скрепил их циакрином, а затем установил пробковый усилитель внутри фермы в местах соединения элементов секции.

Фюзеляж в сборе, когда обе половинки стоят друг на против друга, выглядит вкусно. Сразу же видно, что конструкция самолёта будет серьезной и продуманной.

Установка шпангоутов и противопожарной перегородки

Шпангоуты создают прочностной каркас фюзеляжа, к которому крепится бальзовая обшивка. Все шпангоуты сделаны из 1,5 мм бальзы, за исключением нескольких конструкционных ребер, сделанных из 3 мм фанеры. Два таких ребра находятся в задней части фюзеляжа для крепления хвостового оперения, другие два располагаются в передней части фюзеляжа в месте крепления крыла, где две части фюзеляжа соединяется друг с другом в районе фонаря и крышки двигателя. Противопожарная перегородка — это усиленная стеклопластиковая фанера, к которой крепится двигательная установка. Она должна быть очень жесткой в противном случае вибрации от двигателя будут её разбалтывать, пока что-нибудь не отвалиться, либо тяга двигателя не уменьшиться. В дополнение к этому противопожарная перегородка должна надежно крепиться к ферме, чтобы также самолет мог свободно лететь и противостоять любым вибрациям.

С помощью шаблонов, сделанных по проектным чертежам, вырежьте все шаблоны из подходящего материала. Бальзовые шпангоуты изготавливаются из двух половинок, а затем склеиваются вместе, в то время как фанерные шпангоуты вырезаются из цельного куска фанеры.

Установите все шпангоуты, чтобы убедиться, что они крепятся к ферме идеально, а отметки на шаблонах идеально соответствуют изготовляемым деталям. Как только все шпангоуты установлены, начинайте устанавливать жесткие фанерные шпангоуты от самой широкой точки фюзеляжа до самой узкой с помощью древесного клея.

Установите оставшиеся шпангоуты фюзеляжа. С помощью капли циакрина можно соединить вместе две половинки шпангоута в центре. Примечание: из-за ориентации волокон этих половинки могут быть очень хрупкими. Если во время сборки что-нибудь сломается, то это можно легко восстановить с помощью все того же циакрина, к тому же шпангоуты не несут никакой нагрузки и спрятаны.

Противопожарная перегородка сделана из усиленного стеклопластика, который состоит из 8 слоев 0,8 мм фанеры с 56 граммовым стеклопластиком между каждым слоем древесины. Изготовляется она из отдельных слоев путем склеивания липовой фанеры и стеклопластика и затем наклеивания стекла на дерево, прямо как было сделано на усиленных ребрах. При склеивании нужно внимательно следить за тем, что было обеспечено достаточное сжатие и между частями не оставалось пустот.

При обработке противопожарной перегородки используйте лобзик и оставляйте небольшой припуск вдоль контура для последующей обработки шкуркой.

Найдите центр перегородки и отметьте его. Затем определите положение монтажной пластины двигателя. После разметки нужно просверлить отверстия под крепежные винты. Есть моторчики негабаритного размера, у них в передней части торчит вал, для них нужно просверлить дополнительное отверстие в перегородке.

Перед монтажом противопожарной перегородки фюзеляж необходимо подготовить. Для этого я расправил переднюю часть фермы, установив фюзеляж на практически плоский стол. Затем я прикрепил вертикальный балансир к центру хвостовой опоры. Путем тщательного ошкуривания каркаса я сумел сориентировать его по центру фюзеляжа, что в свою очередь помогло установить противопожарную перегородку ровно по отношению к направлению полёта, как я того и хотел. Верхняя часть фермы плоская по отношению к направлению полёта, поэтому, как только её выставят перпендикулярно по отношению к поверхности стола, можно устанавливать противопожарную перегородку. Регулировать угол перегородки можно в соответствие с летной инструкцией.

Примечание: Линия действия тяги традиционно измеряется в градусах справа от центральной линии и в градусах снизу от центральной линии. Правое смещение тяги противодействует крутящему моменту, создаваемому вертикальным стабилизатором от пропеллера, так называемого P-фактора. Нижняя тяга нужна для того, чтобы гасить тенденцию самолёта набирать высоту, когда тяга увеличивается.

Перед клейкой заднюю поверхность перегородки нужно ошкурить так, чтобы её поверхность стала грубой. Клеится она также к фюзеляжу с помощью циакрина.

Усильте переднюю часть фюзеляжа путем наклеивания второго ряда нижних балок-ферм. Они создают зазор между наружным и внутренним элементами фермы и служат для усиления жесткости носовой части самолета.

Продолжайте усиливать фюзеляж с помощью 1,5 мм липовой фанеры к верхней части фюзеляжа, как со стороны мотора, так и со стороны фонаря. Заметьте, что излишки материала были убраны со стороны моторной секции для того, чтобы можно было установить дверь. Новые кромки этих шпангоутов соединяются вместе друг с другом с помощью 1,5 мм бальзы. Эти переборки усиливают каркас, а с другой стороны защищают ферму, пока самолет в стадии строительства.

Установите перегородку на усиленный фюзеляж, для чего используйте 3 x 25 мм полосу липовой фанеры вокруг всего периметра фюзеляжа. Полосы лучше всего клеить к фюзеляжу и к перегородке с помощью 5 минутного эпоксидного клея.

Ферма – это очень сильная и легкая конструкция, но если в одной точке приложить большую нагрузку она разрушиться. Такие нагрузки вряд ли будут появляться во время полёта, но во время осмотра самолёта другими людьми, либо во время монтажа батареек, всякое может случиться. Поэтому нижнюю часть фермы лучше усилить. Для этого используется 0,8 мм бальзовая фанера в качестве обшивки. Пол усиливается 1,5 мм бальзовым листом, который распределяет вес закрепленной на нем батарейки, а также других компонентов.

Обшивка фюзеляжа

По сравнению с обшивкой крыла, обшивка фюзеляжа выглядит совершенно по-другому. У фюзеляжа контуры разнонаправленные и располагаются плотнее, чем у крыла, где почти все плоское. Первое правило в том, что соединять обшивку по краям стало невозможным, поскольку она легко ломается из-за кривизны.
Для того чтобы положить обшивку, можно поступить следующим образом:
1. Добавить несколько дополнительных шпангоутов в хвостовой части.
2. С помощью наждачного бруска аккуратно ошкурить форму шпангоутов. Цель данной операции – не столько изменить форму фюзеляжа, сколько выравнять все шпангоуты друг с другом, чтобы не было острых переходов. Благодаря этой операции не будет грубых переходов между шпангоутами и резких изменений кривизны.

Обшивку следует делать либо из небольших частей, когда сильная кривизна, либо из больших частей, когда форма это позволяет. Главное в том, чтобы разгладить обшивку и плотные стыки, а также в том, чтобы подогнать форму шпангоутов как можно ближе к идеальной для обшивки форме, прежде чем клеить. Кроме того, все соединения для надежности следует делать наложенными друг на друга с перехлестом в 6 мм. Это позволяет стыковать края мягко, а также доводить их шкуркой на месте. Если контуры будут слишком резкими, вы обнаружите, что обшивка будет пузыриться. Такое место можно закрыть несколькими кусками обшивки. Во время очень резких изменений кривизны нужно будет использовать только твердую бальзу, как, например, в нижней части фюзеляжа, где располагаются толкатели рулей высоты. Когда обшивается острый угол, лучшее решение – приклеить прокладку, например, как позади двигательной перегородки впереди двигательных сопел, где обшивка по краю ошкуривается в форме «V». Во время этой операции будьте терпеливы и бережны, поскольку очень легко повредить обшивку.

). Об этом самолете хочется сказать, что он является образцом выдающейся инженерной мысли прошлого столетия. На момент своего создания в 1969 году Боинг 747 был самым большим, тяжелым и наиболее вместительным пассажирским самолетом. Несмотря на первоначальное скептическое отношение специалистов к самолету, он занимал лидирующие позиции в пассажирской авиации почти 35 лет.

Сразу предупреждаем, что предложенную модель самолета (читайте также ) сделать будет не так уж и легко, возможно вам понадобится несколько дней, однако это занятие точно будет интересным и познавательным.
Для того чтобы сделать модель Боинга 747 , нам понадобится самый доступный и распространенный материал для поделок – бумага (парусник из бумаги ), а также, естественно, понадобятся ножницы и клей.

Сначала вам необходимо будет распечатать схемы разверток (рисунки с 1 по 13) на цветном либо черно-белом принтере (для этого необходимо обратиться за помощью к родителям или старшим братьям и сестрам). После этого, вырезать все части самолета и, следуя инструкциям (рисунки с 14 по 26), склеить их. Главное действовать строго по инструкции, последовательно выполняя все этапы сборки модели.

Приступаем!

Схемы деталей самолета Боинг 747 из бумаги

Это был последний рисунок со схемой деталей самолета. Теперь на рисунках будет показана инструкция по его сборке. Не пугайтесь иностранных слов, тут все достаточно просто и понятно. Если возникнут трудности обратитесь за помощью к родителям.

Инструкция по склеиванию модели самолета

Бумажное моделирование можно отнести к разряду занятий, которые никогда не перестанут интересовать человека. Многие детские дома творчества обязательно организовывают кружки конструирования, ведь модели из бумаги не только дают возможность получить новую интересную фигурку или игрушку — с их помощью можно улучшить познания физики и математики.

Инструменты для работы

Чтобы научиться складывать базовые модели из бумаги, вам понадобятся простые приспособления вроде ножниц, канцелярского ножа, клея ПВА и кисточки для его нанесения. Отдайте предпочтение строительному клею ПВА — из всех разновидностей у него наиболее густая консистенция, он не портит бумагу, делая ее мокрой и вязкой, как обычный.

Разные модели складывают из разных видов бумаги — от папиросной до плотного картона. Новичкам советуют начинать с акварельной бумаги плотностью в 200 грамм на м 2 для крупных элементов и чертежной бумаги с плотностью 140-160 грамм на м 2 при разработке мелких частей.

Отдельные детали, вроде мачт, перил, мелких отделочных элементов, мастера создают из полимерной глины, гипса, пластилина и самозатвердевающей пластики. Если вы также дополняете свою работу лепными частями, запаситесь различными стеками, молдами — вроде тех, которые используют в керамической флористике .

Как сделать модель из бумаги

Рабочий процесс создания модели из бумаги проходит в несколько простых этапов. Перед началом процесса мастер определяется, какую фигурку он хочет сконструировать. На самом деле, из бумаги можно смастерить практически любое изделие, но бумажное моделирование чаще предполагает такие варианты:

  • геометрические фигуры, многогранники с выпуклыми и вогнутыми углами;
  • масштабированные копии известных зданий;
  • макеты роскошных автомобилей;
  • модели военной техники: танки, бронемашины, тяжелые орудия;
  • транспортные средства: самолеты, корабли и подлодки, поезда.

Фигурки человека, животных, растений конструируют намного реже остальных. После определения категории изделия начинается основная часть рабочего процесса.

Создание макета

Из нескольких крупных и мелких деталей складываются трехмерные модели из бумаги — схемы элементов нужно предварительно начертить на бумажных листах нужного цвета. Тут человеку не справиться без понимания определенных знаний геометрии и возможности представления трехмерного изображения.

Чтобы облегчить новичкам обучение, многие специализированные журналы стали выпускать для модели из бумаги чертежи готовых разверток, склеив которые, можно получить фигурку.

Вырезать макет тоже нужно по правилам. К примеру, сплошная линия по контуру обозначает место надреза, пунктирная — сгиб. Но в каждой схеме обозначения индивидуальны, поэтому перед вырезанием нужно ознакомиться с пояснениями к фигурке.

Сборка

После того как чертежи модели из бумаги готовы, макет склеивают и производят отделочные работы, если нужно.

Для придания поверхности изделия реалистичности мастера используют разные покрытия: глянцевые лаки, матирующие спреи, жидкости для кракелюра, морилки и т. д.

Модели машин из бумаги

Новичку в деле бумажного моделирования придется по вкусу данный мастер-класс, который содержит информацию о том, как сконструировать известную модель автомобиля ВАЗ 21011 типа седан всего за полчаса.

Запаситесь плотной чертежной бумагой или листом с мелованным покрытием, если фигурка создается как подарок другу.

  • На листе формата А4 с помощью цветного принтера распечатайте готовую развертку модели из бумаги своими руками. Если вы хотите увеличить схему, проследите за тем, чтобы сохранились пропорции длины и ширины — изменение параметров может помешать правильной стыковке деталей.

  • Положите перед собой изображение настоящего автомобиля данной марки, чтобы использовать картинку в качестве ориентира при сборке. Согните развертку в нужных местах.

  • Придайте заготовке форму автомобиля, чтобы обозначить места склейки для себя. Только после этого вы можете последовательно смазывать клеем белые клапаны и приклеивать к нужным деталям изнутри, скрепляя части машины друг с другом.

Обратите внимание, что полосы протекторов нужно склеить, образуя кольца, которые будут крепиться к колесам, чтобы получить наиболее объемные модели из бумаги.

Модели танков из бумаги

Конструирование военной техники из бумаги несколько сложнее, чем создание гражданских автомобилей потому, что орудия состоят из множества мелких деталей, образующих корпус.

Чтобы убедиться в этом, попробуйте сформировать непростую, но очень интересную модель немецкого танка «Пантера».

  • На плотном листе А4 распечатайте чертежи составляющих танка с помощью цветного принтера. Мелкие детали лучше вырезать из тонкого картона, чтобы не погнуть узкие завитые элементы.

  • Вырезать части нужно острыми ножницами, чтобы облегчить работу.

  • Лучше проводить склейку блоками — отдельно соединить детали корпуса, двигательной системы и башни, после чего скрепить друг с другом крупные элементы.

Чтобы склеить части танка в правильном порядке, руководствуйтесь при сборке данным видеоуроком.

Иногда стыки соединены с небольшими погрешностями, из-за чего на модели появляются белые бумажные полосы. От них можно избавиться с помощью фломастеров или карандашей похожего с броней цвета.

Модели самолетов из бумаги

Если у вас уже есть определенные навыки в построении бумажных фигурок, вам наверняка понравится конструирование модели из бумаги и картона пассажирского самолета Ту-104.

  • Распечатайте чертежи самолета на плотной бумаге.

  • Элементы внутреннего каркаса изделия наклейте на тонкий картон — они помечены красными цифрами.

  • Детали, обозначенные крестиком, — шпангоуты или каркас — переносятся на картон с помощью циркуля. В данном случае рассчитать радиус окружности можно, поставив иглу циркуля в середину креста, а карандаш — на окружность. Выкройки бумажных шпангоутов нужно приклеить к данным картонным заготовкам.

  • После разработки каркаса займитесь созданием фюзеляжа, или корпуса летательного аппарата. Заметьте, что, в отличие от предыдущих изделий, секции фюзеляжа №1-8 не имеют белых закрепительных клапанов. Они соединяются между собой специальными лентами, представленными на выкройках соответствующими цифрами в синем цвете.

  • Шпангоуты вклеиваются в стыки между секциями фюзеляжа.

  • Пока клей в корпусе самолета сохнет, склейте между собой хвостовые детали.

  • Двигатели аппарата собираются подобно фюзеляжу.

  • Далее формируются крылья с помощью картона и бумаги.

  • Соедините между собой детали корпуса, крыльев, носовой части и кабины.

  • Сборка шасси происходит в несколько этапов — изначально формируются колеса и их комплектующие, после чего шасси приклеивается к крыльям в специально обозначенном месте.

  • Вы можете также использовать схему, чтобы выкроить деревянное шасси — оно будет прочнее и прослужит дольше, чем бумажное и картонное.

Во избежание изгибов и заломов на корпусе и хвосте, набейте детали ватой в процессе сборки. Украсьте самолет по желанию с помощью спреев и красок для декупажа .

Более простую модель самолета из бумаги вы можете сделать своими руками, ориентируясь на данное видео.


Забирай себе, расскажи друзьям!

Читайте также на нашем сайте:

Показать еще

Самолёт Ф-3, о котором пойдёт речь ниже, явился развитием предыдущего - Ф-1. К проектированию и постройке Ф-3 я приступил в конце 2003 г. Большую помощь в строительстве самолёта мне оказал Александр Чиликин. Первый полёт на Ф-3 совершил в марте 2005 г., а зарегистрировал его как ЕЭВС АОН 17.05.2007 г.

Самолёт - двухместный, учебно-тренировочный, туристический. По аэродинамической схеме - это классический свободнонесущий моноплан с нижним расположением крыла и хвостовым оперением без расчалок. Конструкция - деревянная, со стеклопластиковой обшивкой. Для неё использовался в основном готовый листовой стеклопластик марки СТЭФ-05 (толщина - 0,5 мм).

Силовая установка самолёта - двигатель VW-2100 фирмы «Фольксваген» мощностью 112 л.с. при 4800 оборотах в минуту, четырёхцилиндровый, четырёхтактный, жидкостного (тосол) охлаждения. Работает на бензине А-95.

Моторама самолета выполнена из трубы наружным диаметром 25 мм и толщиной стенки 1,5 мм. Материал трубы - сталь 20. В точках подвески двигателя к мотораме установлены резиновые амортизаторы. Вращение от выходного вала двигателя на вал воздушного винта осуществляется через шестерёнчатый редуктор с передаточным отношением 2,05.

Воздушный винт - заводского изготовления, трёхлопастный, изменяемого и фиксируемого на земле шага, марки ВФШ-183/1800 (диаметр ометаемой им поверхности - 1800 мм). Лопасти - стеклопластиковые. Статическая тяга винта на взлётном режиме - 200 кгс.

Фюзеляж самолёта - деревянный, ферменной конструкции. Все его силовые элементы (лонжероны, раскосы, шпангоуты) изготовлены из высокосортной древесины - прямослойных сосновых брусков без сучков с проверенной прочностью на растяжение (830 кг/см2) и на сжатие (350 кг/см2). Склейка всех узлов производилась эпоксидной смолой марки К-153 с прочностью на разрыв 80 кг/см2. Стыки усиливались треугольными вставками толщиной тоже 25 мм.

Шпангоуты выполнены из брусков сечением 25x25 мм в форме прямоугольных рамок. Передний шпангоут перекрыт противопожарной перегородкой из дюралюминиевого (Д16Т) листа толщиной 2 мм. По углам, в точках стыковки передних концов лонжеронов с первым шпангоутом установлены узлы для навески мото- рамы - стальные кронштейны-ушки, усиленные приваренными к ним шайбами. Верхние лонжероны от первого до третьего шпангоута (в районе кабины) - усиленные - из двух сплочённых по высоте и склеенных брусков.

Ещё по бортам кабины между вторым и третьим шпангоутом по обе стороны каждого шпангоута центроплана смонтированы стойки, подкреплённые подкосами. Стойки, как и третий шпангоут, закреплены под углом 4° к вертикали - по углу установки крыла. Третий шпангоут служит одновременно и опорой спинки сиденья. На этом же шпангоуте сверху укреплена дуга безопасности высотой 510 мм, выполненная на оправке из переклея сосновых брусков.

Опорой самого сиденья служат лонжероны центроплана. Кроме этого, сиденье усилено собственными стойками, перекладинами и подкосами, скреплёнными между собой косынками (треугольными вставками) на эпоксидной смоле. Всего фюзеляж имеет девять шпангоутов. Размеры их рамок и расположение по длине фюзеляжа приведены в таблице 1. Для формообразования гаргрота фюзеляжа сверху на четвёртый, пятый, шестой и седьмой шпангоуты установлены дужки из 3-мм фанеры, подобные по форме дуге безопасности, скреплённые между собой стрингерами из сосновых реек сечением 10x10 мм.

Ещё одна дужка смонтирована между 3-м и 4-м шпангоутом. Обшивка фюзеляжа осуществлена готовым листовым стеклопластиком, приклеиваемым к элементам каркаса эпоксидным связующим, с предварительной зачисткой наждачной бумагой соединяемых кромок для придания им шероховатости. Капот состоит из нижней и верхней крышек, выклеенных из стеклоткани на эпоксидной смоле К-115 в пенопластовых матрицах.

Крыло самолёта имеет профиль NASA-23018, данные по которому приведены в таблице 2. Крыло - прямое без сужения, двухлонжеронное, технологически делится на центроплан и консоли. Передний лонжерон воспринимает около 70% нагрузки, второй задний - около 30%. Лонжероны - коробчатые, их верхние полки - из переклея сосновых брусков, нижние у главных - из обычных, у вспомогательных - тоже из переклея, стенки - из 3-мм фанеры.

По размаху крыла полки лонжеронов консолей облегчаются - изнутри уменьшаются по высоте. Профилеобразующие нервюры изготовлены из 3-мм фанеры, облегчены круглыми отверстиями и усилены от переднего до заднего лонжерона сосновыми дужками сечением 15x15 мм. Площадь крыла - 10,8 м2, хорда - 1300 мм. Угол установки крыла и его поперечное V одинаковые - по +4°. В центроплане (между лонжеронами) по обе стороны от фюзеляжа расположены два топливных бака общей ёмкостью 80 л (по 40 л каждый).

Баки сварены из стального листа толщиной 1 мм и соединены с расходным баком вместимостью 1л резиновыми шлангами диаметром 16 мм. Носок крыла расположен на расстоянии 284 мм от первого шпангоута. Полости между нервюрами в носке крыла заполнены пенопластом. За-концовки крыла, как и задние вставки, - тоже пенопластовые.

Обшивка центроплана и консолей - стеклопластиковая, причём от переднего до заднего лонжерона - таким же готовым стеклопластиковым листом марки СТЭФ-05, который использовался для обшивки фюзеляжа. Узлы навески консолей крыла и центроплана выполнены из стальных пластин толщиной 4 мм в виде ответных проушин, закреплённых на верхних и нижних полках лонжеронов, причём так, чтобы обеспечивался угол установки консолей относительно центроплана +4°.

Отверстия в проушинах под стыковочные болты усилены приваренными шайбами. Элероны и закрылки по конструкции одинаковые - изготовлены из пенопласта с деревянными П-образными лонжеронами (полки из сосновых брусков, а стенки - из 3-мм фанеры) и оклеены стеклотканью. Закрылки - составные (центропланные и консольные). Между собой соединены карданными шарнирами.

Основные лётно-технические характеристики самолета


Взлётная масса, кг

Масса пустого, кг

Масса снаряжённого самолёта, кг

Скорость, км/ч: взлёта крейсерская максимальная сваливания

80 150 180
75

Скороподъёмность, м/с

Длина разбега, м

Длина пробега, м

Максимальная дальность полёта, км

Максимальная продолжительность полёта, ч

Практический потолок, м

Расчётная перегрузка, пу


Таблица 1.

№№ п/n

Высота шпангоута

Ширина шпангоута

Расстояние от первого шпангоута


Двухместный учебно – тренировочный самолет Ф-3: 1-воздушный трёхлопастный винт ВФШ диаметром 1800; 2 - капот двигателя (стеклопластик); 3 - остекление кабины; 4 - фюзеляж; 5 - киль; 6-руль направления; 7-хвостовое колесо; 8-шасси; 9-консоль крыла (2 шт.); 10-центроплан; 11-элерон (2 шт.); 12-закрылки (4 шт.); 13-стабилизатор; 14-руль высоты; 15-накладка (2 шт.)

Центроплан и консоль крыла (на общем виде обшивка условно не показана): 1-фюзеляж; 2-центроплан; 3-верхний передний узел стыковки консоли крыла и центроплана (2 шт.); 4-накладка; 5-верхний задний узел стыковки консоли крыла и центроплана (2 шт.); 6 - нервюры консоли крыла; 7-передний лонжерон консоли; 8 - носок крыла; 9-законцовка консоли крыла (пенопласт, 2 шт.); 10-элерон (2 шт.); 11-задний лонжерон консоли; 12-закрылок консоли крыла (2 шт.); 13-закрылок центроплана (2 шт.); 14-топливный бак; 15-задний лонжерон центроплана; 16-передний лонжерон центроплана: 17-противопожарная перегородка; 18-пол кабины; 19-опора пола; 20-лонжерон фюзеляжа (брусок 25x25, 2 шт.); 21-передняя стойка сиденья (брусок 25x25, 2 шт.); 22-подкосы сиденья (брусок 25x25. 4 шт.); 23-задняя стойка сиденья (брусок 25x25, 2 шт.); 24-шпангоут №3; 25-опора сиденья (брусок 25x25,2 шт.); 26-сиденье (фанера); 27-вставка (пенопласт); 28-лонжерон закрылка; 29-нижний задний узел стыковки консоли крыла и центроплана (2 шт.); 30-обшивка центроплана (стеклопластик СТЭФ-05); 31 -нижний передний узел стыковки консоли крыла и центроплана (2 шт.) 32 -наполнитель носка (пенопласт); 33-косынка

4,48

Стабилизатор и руль высоты: 1 -основной лонжерон стабилизатора; 2-вспомогательный лонжерон стабилизатора; 3-заполнитель носка стабилизатора (пенопласт); 4-нервюра (фанера s3,10 шт.); 5-проушина подвески руля высоты (3 шт.); 6-обшивка стабилизатора (стеклопластик); 7-законцовка стабилизатора (2 шт.); 8-лонжерон руля высоты; 9-носок руля высоты; 10-лопасть руля высоты (пенопласт, 2 шт.); 11 -противовес; 12-обшивка руля высоты (стеклопластик); 13-ушко навески руля высоты на стабилизатор (3 шт.); 14-законцовка руля высоты (2 шт.); 15-кабанчик руля высоты; 16-фюзеляж