Название праздника 4. Праздники и события ноября

День народного единства и День воинской славы в России

С 2005 года в православный праздник день Казанской иконы Божией Матери отмечается День народного единства. Установлен этот праздник был в честь освобождения Москвы в 1612 году от польских интервентов. В 1649 году царь Алексей Михайлович день Казанской иконы Божией Матери объявил своим указом государственным праздником. Из-за революции 1917 года и событий, последующих за ней, эта традиция празднования освобождения Москвы от польско-литовских интервентов прекратилась.
Госдумой РФ 16 декабря 2004 года был введен новый праздник - Дня народного единства (День согласия и примирения), а 7 ноября вместо Дня октябрьской революции сегодня в России отмечается День воинской славы России. В этот день в Москве на Красной площади проводится военный парад.
В пояснительной записке к предложенному на обсуждение проекту закона, отмечалось, что именно 4 ноября 1612 года Кузьма Минин и Дмитрий Пожарский руководили войском, которое, показало свой героизм и сплоченность русского народа, который штурмом взял Китай-город и освободил от польских интервентов Москву.

День железнодорожника на Украине

Эту дату, как профессиональный праздник, стали отмечать 4 ноября по инициативе работников Львовской железной дороги и по Указу Президента Украины от 15 июля 1993 года. 4 ноября 1861 года, во времена Австро-венгерской империи, во Львов прибыл первый поезд, под названием «Ярослав». Этот поезд был поездом международного сообщения, соединившим Львов, Вену, Перемышль и Краков.
Украинские железные дороги сегодня объединяют 6 железных дорог: Донецкую, Львовскую, Одесскую, Южную, Юго-западную и Приднепровскую, объединяющих все области Украины.
30300 км железнодорожных путей и более чем 1,5 тысяч станций обслуживают более 375 тысяч работников. Каждый год по железной дороге Украины отправляются в путь более 500 миллионов пасажиров, с помощью около 175 тысяч грузовых вагонов перевозится около 300 миллионов тонн грузов.
Первый профессиональный праздник железнодорожников был учрежден в России в 19 веке в день рождения императора Николая I, который положил начинание строительству железных дорог. Ежегодно 25 июня он праздновался до 1917 года, затем праздник был забыт на 20 лет. Традиция празднования Дня железнодорожников продолжилась в СССР в 1936 году. Этот праздник стали отмечать каждое первое воскресенье августа.
В 2004 году 26 февраля в Киеве на І Конференции Профсоюзов железнодорожников и транспортных строителей было принято решение проводить День железнодорожников и транспортных строителей Украины каждое первое воскресенье августа. Фактически у железнодорожников Украины теперь 2 профессиональных праздника: осенью - День железнодорожника и летом - День профсоюза железнодорожников.

День социального работника в Армении

Этот праздник был объявлен правительством Армении в начале 2009 года. 4 ноября 1918 года коалиционным правительством Первой Республики было сформировано министерство общественной опеки — основы политики социальной защиты населения Армении. Социальная сфера во время советизации Армении и до сегодняшнего времени, осталась одним из основных направлений политики этого государства.

Необычные праздники

— День домохозяйки
— День Национальный день семейной грамотности
— День нежного укуса за ухо
— День, когда пора начать все сначала
— Национальный день приготовления еды для домашних животных

Церковный праздник 4 ноября

День Казанской иконы Божией Матери

В этот осенний день все православные чествуют день освобождения в 1612 году Москвы от поляков и празднуют день Казанской иконы Божией Матери.
На Руси этот день долгое время отмечали как государственный праздник. Россия прославляла Казанский образ Богородицы, явившей во время Смутного времени свое заступничество за Русь.
Казанскую икону брали с собой в ополчение, когда русские войска освобождали от врага Кремль и Москву, Кузьма Минин и князь Димитрий Пожарский.
Чтимый образ Казанской иконы Божией Матери в 1737 году был перенесен в церковь Рождества Пресвятой Богородицы в Санкт-Петербург, где в 1810-х годах построили Казанский собор, который в наше время был восстановлен и вновь открыт 4 ноября 1993 года.
Именины 4 ноября у: Александра, Василия, Владимира, Германа, Григория, Дениса, Ивана, Ираклия, Константина, Максима, Николая, Федора, Анны, Елизаветы.

День народного единства - это достаточно молодой праздник, но посвящен он событию, произошедшему более 400 лет назад в период Смутного времени. В этот день в 1612 году ополчение под предводительством Кузьмы Минина и Дмитрия Пожарского одержало победу над польскими интервентами и освободило Москву.

Исторический экскурс: что такое Смутное время?

Хронологически этот период можно обозначить 1584-1613 годами. После смерти царя Ивана IV Грозного в 1584 году на престол взошёл его наследник Фёдор Иоаннович , который проявлял мало интереса к государственным делам. Царь Фёдор наследников не имел, а единственный его преемник, царевич Дмитрий, погиб в Угличе в детском возрасте. В 1598 году Фёдор Иоаннович умер, и царская династия Рюриковичей на нём пресеклась.

После этого последовало около 15 лет глубокого национального кризиса. Смута была временем появления самозванцев, правления бояр, страшного голода и войны с поляками.

4 ноября 1612 года ополчение под предводительством Кузьмы Минина и Дмитрия Пожарского сумело освободить Москву от польских интервентов. В 1613 году на Земском соборе был выбран новый царь — Михаил Романов . Это событие хронологически обозначило конец государственного кризиса и Смуты. В честь победы над поляками день 4 ноября стал Днём Казанской иконы Божьей матери. По преданию, ополченцам удалось одержать победу именно благодаря её заступничеству.

Победа народного ополчения над поляками. Горельеф с памятника Минину и Пожарскому. Фото: Commons.wikimedia.org

Ноябрьские праздники: от 7-го к 4-му

В СССР отмечался праздник 7 ноября — День Октябрьской революции. В ночь с 25 на 26 октября 1917 года (7-8 ноября по новому стилю) в ходе вооружённого восстания большевики захватили Зимний дворец, арестовали членов Временного правительства и провозгласили власть Советов.

В Советском Союзе 7 и 8 ноября были нерабочими днями. 7 ноября на Красной площади проходили военные парады, по всей стране устраивались праздничные демонстрации.

В 1996 году президент России Борис Ельцин подписал указ «О Дне согласия и примирения». 7 ноября остался праздничным днём, однако суть праздника коренным образом изменилась. Этот праздник должен был стать днём отказа от противостояния, днём примирения и единения различных слоёв российского общества. 1997 год — год 80-летия революции — был объявлен годом согласия и примирения.

В 2004 году президентом России Владимиром Путиным был подписан федеральный закон «О внесении изменений в статью 112 Трудового кодекса Российской Федерации». Данный закон устанавливал новый праздник 4 ноября — День народного единства. Документ вступил в силу в 2005 году.

Есть ли единство?

День народного единства — праздник молодой, и культура его празднования пока не сложилась.

Историческая сторона праздника мало кому известна и выглядит блёклой на фоне Куликовской битвы или Бородинского сражения. К тому же сама историческая ткань тех времён настолько сложна и переполнена именами и событиями, что чёткое представление о смысле событий 1612 года могут иметь разве что профессионалы. По результатам опроса ВЦИОМ, большинство россиян до сих пор не знает названия праздника. В 2011 году таких было 43 % респондентов. Только 14 % россиян были в курсе того, чему именно посвящён праздник. Большинство из опрошенных заявляли, что отмечать День народного единства не будут.

По результатам опроса ВЦИОМ, проведённого в 2012 году, большинство россиян считают, что в России народного единства нет. Таких набралось 56 %. В том, что единство есть, уверены только 23 % респондентов.

При этом те, кто верит в народное единство, чаще говорят о том, что в России разные нации уживаются мирно. Те же, кто придерживается противоположных взглядов, заявляют, что каждый думает только о себе.

День народного единства в России - это государственный праздник, который ежегодно отмечается 4 ноября. Дата эта была выбрана отнюдь не случайно. Несмотря на свою кажущуюся молодость, исторически День народного единства связан с далекими событиями начала 17-го века, когда в 1612 году Москва, наконец-то, была освобождена от польских интервентов. Именно 4 ноября (22 октября по старому стилю) народное ополчение под предводительством нижегородского воеводы Козьмы Минина и князя Дмитрия Пожарского успешно штурмовало Китай-Город, вынудив командование польской армии подписать немедленную капитуляцию. Первым в освобожденный город вступил Дмитрий Пожарский со священной иконой Казанской Божьей Матери в руках. Именно она, как свято верили на Руси, и помогла защитить Государство Московское от польского нашествия.

В 1625 году Дмитрий Пожарский в честь Казанской иконы Божьей Матери и победы над поляками на собственные средства возводит на Красной Площади деревянную церковь. Каменный Казанский Собор появился только в 1635 году, он был построен на месте сгоревшей во время пожара Москвы деревянной церкви. В 1649 году царь Алексей Михайлович издал указ, что 4 ноября - это государственный праздник, день Казанской иконы Божьей матери. Праздник отмечали в России вплоть до Революции 1917 года.

День народного единства России в наше время

В честь дня Казанской иконы Божьей матери и славной победы русской армии над польскими интервентами, президент РФ В. Путин в 2005 году подписал указ об учреждении в России 4 ноября нового государственного праздника, Дня народного единства. А сама идея отмечать праздник именно в этот день принадлежит Межрелигиозному совету России. Поэтому День народного единства является не только светским, но и межрелигиозным праздником, который отмечают все жители страны и представители разных религий и конфессий.

Традиции Дня народного единства России

Было бы ошибкой считать, что День народного единства в России заменил собой всеми любимое 7 ноября. Но, как и 7-го ноября, в этот торжественный день проходят концерты, демонстрации и массовые шествия, благотворительные акции. Также в этот день обязательно устраивается торжественный правительственный прием в Большом Кремлевском зале, на котором награждаются люди, внесшие большой вклад в развитие и процветание России. Вечером 4 ноября стало доброй традицией устраивать визуальные шоу и фейерверки, праздничные гуляния и концерты.

Сейчас в России День народного единства становится все популярней. Ведь гордость за свою Родину, за ее прошлое и настоящее, и вера в ее счастливое будущее - это то, что неизменно объединяет людей и делает их единым народом.

Добрый день, дорогие читатели. Хочу сегодня всех поздравить с праздником, сегодня день народного единства России. Раньше я не совсем понимал, что это за праздник, зачем он нужен, ну дают выходной, да и ладно.

Но работая в культуре (и видимо взрослея), стал смотреть на праздники по другому. А точнее изучая более углубленно саму суть русского народа, все больше горжусь тем, что я живу в России и что я русский. Давайте разберемся, почему День народного единства отмечается именно 4 ноября и почему он так важен.

Праздник, как объединяющий все народы России был учрежден в декабре 2004 года, а впервые праздновался в 2005 году. Но история становления этого праздника начинается много веков назад. Кратко определим что и как.

На рубеже XVI-XVII веков в России проходил период под названием «Смутное время». Очень сложный был период для государства, для людей особенно. Москва была завоевана польским интервентами и по сути еще немного времени и наша Русь стала бы совсем не нашей.

Тогда был закончен период правления династии Рюриковичей. И могли на престол войти поляки. Нет, наш русский дух был и есть очень силен, простому люду было не все равно где и как жить. Было предпринято собрать народное ополчение. Его собрали, но внутренняя междоусобица в ополчении его же и рассыпала.

Тогда была предпринята вторая попытка. В сентябре 1611 года в Нижнем Новгороде земский староста Кузьма Минин обратился к людям с призывом собрать средства и создать ополчение для освобождения страны. Население города было обложено особым сбором для организации ополчения. По предложению Минина на пост главного воеводы был приглашен новгородский князь Дмитрий Пожарский.

Кузьма Минин и Дмитрий Пожарский

Не все там гладко было, но желание народа быть свободными, жить на своей земле было сильным как никогда. Ополчение собирали не только в Нижнем Новгороде, но и многих других городах. Собрались люди разных сословий и народностей. А по тем временам, собралось невиданное по численности войско.

В задачи ополчения входило не только освобождение Москвы, но и становление нового правительства. И в 1612 году огромное войско выступило из Нижнего Новгорода в Ярославль, где было создано временное правительство: «Совет всей Земли». А позже, со списком чудотворной иконы Казанской Божией Матери, явленной в 1579 году, Нижегородское земское ополчение сумело 4 ноября 1612 года взять штурмом Китай-город и изгнать поляков из Москвы.

Эта победа послужила мощным импульсом для возрождения российского государства. Так на престол вошли первые Романовы. А икона стала предметом особого почитания.

Чудотворная икона.

Икона Казанской Божией матери

Князь Пожарский так сильно верил, что в победе помогла икона Казанской Божией Матери, что на собственные средства построил на краю Красной площади Казанский собор.

В 1649 году указом царя Алексея Михайловича было установлено обязательное празднование 4 ноября как дня благодарности Пресвятой Богородице за ее помощь в освобождении России от поляков. Праздник отмечали в России вплоть до Революции 1917 года.

В церковный календарь этот день вошел как Празднование Казанской иконе Божией Матери в память избавления Москвы и России от поляков в 1612 году.

Таким образом, День народного единства по сути совсем не новый праздник, а возвращение к старой традиции.

Суть данного праздника.

Этот праздник символизирует не победу, а сплочение народа, благодаря которому и произошла большая победа. День народного единства очень важен нашей стране. Мы должны помнить и понимать, что только вместе мы можем преодолевать трудности.


На нашей территории проживает около 195 народов и народностей с различными религиозными течениями. Но мы все равно русские, мы одна страна. И даже когда многие ругают молодежь, мол вот мы такие беспечные и так далее, я все равно не сомневаюсь, что когда наступит время, мы объединимся и плечом к плечу будем преодолевать трудности.

Таков наш русский дух. Мы должны помнить не только важные даты, но и саму суть, что сплотившись, объединившись можем преодолеть что угодно.

Возьмите например Великую Отечественную войну. Гитлер никак не мог понять, почему не может победить Россию. Ведь ему так легко было завоевать развращенную Европу. А это и есть наше единение, наш дух. Мы не щадим себя, потому что знаем ради чего отдаем жизни. Ради будущего своих детей, будущего своего государства.

Честно говоря я не знаю ярких примеров такого единения в других государствах и народах. Я горжусь тем, что живу в такой разнообразной стране, богатой культурой и русским духом. Как-то я спросил своего одноклассника, ты кто по национальности, он улыбнулся и сказал, мол я русский, хоть и татар, но русский татар. У иностранца бы лопнул мозг от такого ответа.

День народного единства - это повод для всех граждан страны осознать и почувствовать себя единым народом.

Как его празднуют.


Впервые, в новой России, отметили этот праздник в 2005 году, с особым вниманием в Нижнем Новгороде. Там открыли памятник Кузьме Минину и Дмитрию Пожарскому.

А вообще, самые пышные торжества проводятся в Москве и Нижнем Новгороде. В других городах так же красочно и ярко проводят празднества. Проводятся шествия, народные гуляния, ярмарки, концерты и так далее.

Все гуляют и веселятся, но основным направлением является патриотическая направленность празднества. Все парки, открытые площадки, концертные залы заполняются большим количеством людей. Все они разной национальности, но все они едины. Мы едины не только перед лицом опасности, а всегда. Все мы должны это понимать и воспитывать молодое поколение правильно.

Всех с великим праздником — С Днем народного единства!

С 7 ноября, кстати, поступили красиво — теперь в этот день официально отмечается годовщина знаменитого Парада на Красной площади в ноябре 1941 года. Тогда парад вроде бы затеяли в честь 24-й годовщины всё той же Октябрьской революции, но современникам он больше запомнился по другой причине — демонстрацией военной мощи в осажденной нацистами и вчистую проигравшей первые месяцы Великой Отечественной войны Москве. Впрочем, вернемся к празднику 4 ноября — самое время посмотреть, почему именно наши законодатели выбрали эту дату.

Смутное время начинается

В конце XVI века Россия вступила в один из самых нестабильных периодов своей истории. В 1598 году умер последний царь из династии Рюриковичей, Фёдор Иоаннович, не оставивший после себя наследников. Страна была разорена — сказывались бесчисленные завоевательные походы Ивана IV Грозного, особенно трудно России далась Ливонская война. Историки писали, что простой люд в те годы смертельно устал — и от войн, и от власти, которую после жестокой опричнины попросту перестал уважать. Серьезным фактором нестабильности стали неурожаи, спровоцировавшие чудовищный голод 1601-1603 гг., жертвами которого стали до 0,5 млн человек.

Власть в лице нового монарха, бывшего боярина Бориса Годунова, не сидела сложа руки. Люди толпами стекались в Москву, где им из государственных запасов выдавали хлеб и деньги. Но доброта Годунова сыграла против него же — хаос лишь усиливался из-за сформировавшихся в столице крестьянских банд (в них входили холопы и слуги, изгнанные из дворянских усадеб из-за отсутствия у помещика денег и работы).


Смутное время началось из-за распространения слухов о том, что законный наследник престола — царевич Дмитрий Иванович из династии Рюриковичей — всё-таки жив, а не умер, как было принято считать до того. Но слухи распускал самозванец, вошедший в историю под именем «Лжедмитрий ». Заручившись поддержкой польских аристократов и приняв католицизм, в 1604 году он собрал войско и отправился в поход на Москву. Победить ему помогли не столько собственные таланты, сколько неудачи властей — предательство воеводы Басманова и смерть Годунова. 20 июня 1605 года Москва встречала Лжедмитрия ликованием. Но бояре и простые москвичи довольно быстро поняли, что новый царь уж очень ориентирован на Польшу. Последней каплей стало прибытие в столицу польских подельников Лжедмитрия — 16 мая 1606 года вспыхнуло восстание, в ходе которого самозванец был убит. Страну возглавил представитель «суздальской» ветви Рюрикович, знатный боярин Василий Шуйский.

Спокойнее, впрочем, не стало. Первые два года новой власти всерьез угрожали восставшие казаки, крестьяне и наемники Ивана Болотникова — было время, когда разозленные боярским самоуправством мятежники стояли под Москвой. В 1607 году объявился новый самозванец — Лжедмитрий II (известен и как «Тушинский вор») — через год под его властью были уже семь значимых российских городов, включая Ярославль, Владимир и Кострому. В том же году Ногайская орда и крымские татары впервые за долгие годы решилась на набег по русским землям.

Вместе с Лжедмитрием II на Русь (пока неофициально) пришли польские войска. Вели они себя даже для интервентов, мягко говоря, вызывающе — грабили города (даже те, которые добровольно согласились на власть нового «царя»), облагали местное население непосильными налогами и «кормились» в них. Поднялось национально-освободительное движение, его поддержала и власть — Россия заключила Выборгский договор со Швецией, по которому в обмен на Корельский уезд получила 15-тысячный отряд наемников. Вместе с ними талантливый русский полководец, родственник законного царя Михаил Скопин-Шуйский нанес интервентам несколько чувствительных поражений.


Но тут России снова не повезло. Царь Шуйский и его брат Дмитрий, испугавшись популярности Скопина-Шуйского, отравили молодого военачальника (а то ещё власть отнимет!). А тут, как назло, польский король Сигизмунд III объявил войну измученному внутренними проблемами соседу и осадил мощную крепость Смоленск. Но в битве 4 июля 1610 года при Клушине русские войска, возглавляемые бездарным Дмитрием, из-за предательства немецких наемников были разгромлены поляками. Узнав о успехах польской армии, с юга к Москве пришел Лжедмитрий II.

В самой столице была уже новая власть — бояре потеряли последние остатки доверия к «боярскому царю» Шуйскому и свергли его. В результате к власти пришел совет из семи бояр, вошедший в историю как Семибоярщина. Новые правители сразу же решили, кто станет их царем — выбор пал на польского королевича Владислава.

Но здесь уже воспротивился народ — правителя-католика не хотел никто. Люди решили — лучше уж «свой» Лжедмитрий, чем Владислав. Самозванцу один за другим начали присягать даже те города, которые ранее с ним отчаянно боролись. Семибоярщина испугалась Лжедмитрия II и пошла на неслыханный шаг — впустила в Москву польско-литовские войска. Самозванец бежал в Калугу. Народ был на его стороне — людям очень не нравилось то, как вели себя в стране польские интервенты. Самопровозглашенный Рюрикович и правда начал бороться с поляками — освободил несколько городов, разбил войско польского гетмана Сапеги. Но 11 декабря 1610 года он поссорился с охранниками-татарами и был убит. Стало ясно, что никто, кроме самих русских, страну не спасёт.

Народные ополчения

Их было два. Первое возглавил рязанский дворянин Прокопий Ляпунов. Его власть признали бывшие сторонники Лжедмитрия II: князь Дмитрий Трубецкой, Григорий Шаховской, казаки Ивана Заруцкого. Поляки знали о заговоре и нервничали: в результате бытовую ссору на рынке они приняли за начало восстания и вырезали тысячи москвичей. Только в Китай-городе число жертв доходило до семи тысяч…

В конце марта 1611 года Первое ополчение подошло к Москве. Ополченцы взяли несколько районов Москвы (Белый город, Земляной город, часть Китай-города), а затем выбрали «временное правительство» под названием «Совет всей земли) во главе с Ляпуновым, Трубецким и Заруцким. Но на одном из военных советов ополчения казаки восстали и убили Ляпунова. Два оставшихся члена совета решили держать Кремль с засевшим в нем польским гарнизоном в осаде до подхода Второго ополчения.

Проблемы следовали одна за другой. Поляки после долгой осады взяли Смоленск, крымские татары разорили Рязанщину, шведы из союзников превратились во врагов — под их натиском пал Новгород. А в декабре Псков захватил уже третий по счёту Лжедмитрий… Вскоре весь северо-запад России признал очередного самозванца.

Второе ополчение возникло в сентябре 1611 года в Нижнем Новгороде. Его основу составили крестьяне северных и центральных регионов России, а также горожане. Возглавил его нижегородский земский староста Кузьма Минин. Его поддержали сначала посадские люди, а затем и все остальные — служилые люди (военные) и воеводы, духовенство, городской совет. На общем сходе горожан с проповедью выступил протопоп Савва, а затем и сам Минин призвал сограждан освободить страну от оккупантов. Вдохновленные его речью горожане решили, что каждый житель Нижнего Новгорода и уезда передаст на содержание «ратных людей» часть своего имущества. Распределять доходы доверили Минину — доверие к нему было стопроцентным.

Для военного руководства он пригласил князя Пожарского. Лучшей кандидатуры трудно было и придумать — вельможа был Рюриковичем, в 1608 году разбил войска Лжедмитрия II, сохранил верность московским царям, а в марте 1611 года принял участие в битве за Москву, где был тяжело ранен. Нижегородцам пришлись по душе и его личностные качества: князь был честным, бескорыстным, справедливым человеком, а решения принимал обдуманные и рациональные. Делегация из Нижнего Новгорода ездила к залечивавшему раны Пожарскому в его имение за 60 км несколько раз — но князь, согласно этикету тех времен, неизменно отказывал и согласился только тогда, когда к нему приехал архимандрит Феодосий. Условие было только одно — Пожарский был готов сотрудничать только с Кузьмой Мининым, которому в делах хозяйственных верил безоговорочно.


В Нижний Новгород Пожарский прибыл в конце октября 1611 года. Довольно быстро ему удалось увеличить число ополченцев с 750 до 3 000 человек — ряды освободителей пополнили служилые люди из Смоленска, Вязьмы и Дорогобужа. Им сразу же начали выплачивать и жалование — от 30 до 50 рублей в год. Узнав об этом, к ополчению начали присоединяться рязанцы, коломенцы, казаки и стрельцы из окраинных городов.

Хорошая организация работы (как с деньгами, так и с людьми) быстро привела к тому, что Второе ополчение — точнее, созданный им Совет всей земли — стало «центром силы» наряду с московской «семибоярщиной» и казацкой вольницей Заруцкого и Трубецкого. При этом новые руководители — в отличие от деятелей Первого ополчения — с самого начала четко знали, чего хотят. В декабрьской грамоте, адресованной населению Вологды, они писали, что хотят покончить с междоусобицами, очистить Московское государство от врагов и не чинить произвол.

Из Нижнего Новгорода ополчение вышло в конце февраля 1612 года. Дойдя до Решмы, Пожарский узнал, что Псков, Трубецкой и Заруцкий присягнули Лжедмитрию III (под его именем скрывался беглый монах Исидор). В результате было решено временно остановиться в Ярославле. Древний город стал столицей ополченцев.

Здесь ополченцы задержались до июля 1612 года. В Ярославле окончательно сложился Совет всей земли, в него вошли представители знатных родов — Долгорукие, Куракины, Бутурлины, Шереметевы, но возглавляли его по-прежнему Пожарский и Минин. Кузьма был неграмотным, поэтому за него «прикладывал руку» князь. Для издания документов Совета — грамот — требовались подписи всех его членов. Характерно, что из-за существовавшего тогда обычая местничества подпись Пожарского была лишь 10-й, а Минина — и вовсе 15-й.

Из Ярославля ополчение вело и военные действия (против польско-литовских отрядов и казацкой вольницы Заруцкого, отсекая последних от коммуникаций), и дипломатические переговоры — шведов решили усмирить хитростью, предложив брату короля русский престол, а у Священной Римской империи попросили помощь также в обмен на престол для ставленника императора. Впоследствии и шведу Карлу-Филиппу, и немецкому принцу Максимилиану отказали. Параллельно велась работа по восстановлению порядка на подконтрольной территории и вербовке новых ополченцев. В результате численность Второго ополчения выросла до 10 000 хорошо вооруженных обученных ратников.

Время действовать настало в сентябре (по новому стилю). 12-тысячный отряд польского гетмана Ходкевича попытался деблокировать запертый в Кремле польский гарнизон. 2 сентября состоялось первое сражение Московской битвы: в нём с 13 до 20 часов вечера сражались конные отряды Пожарского и Ходкевича. Странно повёл себя вроде бы поддержавший Второе ополчение князь Трубецкой: попросив у Пожарской 500 конников, он не давал им принять участие в битве и поддержать ополченцев. В результате приданные князю конные сотни самовольно покинули его и вместе с частью казаков Трубецкого помогли Пожарскому сначала отбросить поляков на исходные позиции, а затем и оттеснить их к Донскому монастырю.

3 сентября состоялось новое сражение. Князь Трубецкой опять предпочел не вмешиваться в бой, в результате чего поляки заняли важный укрепленный пункт и захватили в плен гарнизон из казаков. От поражения ополченцев спасло вмешательство келаря Троице-Сергиевого монастыря Авраамия Палицына — он пообещал казакам Трубецкого, что им выплатят жалование из монастырской казны, и после этого они все-таки присоединились к ополчению.

Решающее сражение произошло 4 сентября. Ополченцы бились с поляками в течение 14 часов. В ходе боя отличился Кузьма Минин — его небольшой конный отряд совершил дерзкую вылазку и посеял панику в стане Ходкевича. Чаша весов склонилась на стороне воинства Пожарского — вместе с казаками Трубецкого он обратил поляков в бегство. Уже на следующий день с остатками своей армии гетман ушел из Москвы.

Оставался польский гарнизон — два отряда полковников Струся и Будилы, защищавший район Китай-город и Кремль. В цитадели находились и бояре-изменники, и будущий царь Михаил Романов. После месячной осады Пожарский предложил противникам сдаться и взамен обещал сохранить им жизнь, но высокомерные поляки ответили категорическим отказом. 4 ноября по новому стилю ополченцы взяли штурмом Китай-город (эту дату мы и отмечаем как День народного единства), но Кремль оставался под контролем оккупантов. В польском стане царил голод — по свидетельствам очевидцев, интервенты опустились до людоедства. 5 ноября они все-таки сдались. Войска Будилы попали в плен к Пожарскому, и князь, как и обещал, сохранил им жизнь. Отряд Струся пленили казаки — и вырезали всех поляков до единого. 6 ноября 1612 после торжественного молебна войска князя Пожарского под звон колоколов со знаменами и хоругвями вошли в город. Москва была освобождена.

В январе 1613 года в Москве состоялся первый в истории всесословный Земский собор — на нём присутствовали представители всех сословий, включая и крестьянство. Кандидатуры зарубежных претендентов на русский престол — польского принца Владислава, шведа Карла Филиппа и других — были отклонены. Не заинтересовал делегатов и «воренок» — сын Марины Мнишек и Лжедмитрия II Иван. Но не нашла полной поддержки и ни одна из восьми «русских» кандидатур, в том числе и самого Пожарского. В итоге собравшиеся проголосовали за «компромиссный» вариант — сына влиятельного патриарха Филарета Михаила Романова. Избрание, положившее начало новой династии, состоялось 7 февраля 1613 года.

Смутное время в России, правда, ещё не закончилось. Новому царю пришлось разбираться с мятежным атаманом Заруцким, шведами и 20-тысячным отрядом поляков, которые вместе с запорожскими казаками осадили Москву в 1618 г.

До 1640 года Романовым верой и правдой служил герой Смуты князь Пожарский — Михаил Федорович и Алексей Михайлович доверяли ему самые ответственные дела.

Итоги Смуты были тяжелыми. Московское государство на 100 с лишним лет потеряло выход к Балтике, на несколько десятилетий — стратегическую крепость Смоленск. Количество распаханных земель сократилось в 20 раз, способных на ней работать крестьян — в 4 раза. Многие города — к примеру, Великий Новгород — были полностью разорены. Но самый важный итог все-таки был со знаком «плюс» — Русь в условиях внешней агрессии и внутренних неурядиц сохранила свою независимость.


Памятник Минину и Пожарскому в Москве от благодарных потомков