Не стоит бояться последствий в будущем для недоношенных детей. Современная медицина шагнула далеко вперед, поэтому риски для таких деток сводятся к минимуму. Однако все равно нужно быть особенно внимательными с малышами, родившимися раньше срока.
Внешне недоношенные малыши отличаются от доношенных, так как они не успели до конца сформироваться в утробе матери.
У недоношенных детей могут проявляться последствия в будущем
Вот их главные особенности:
Чем раньше родился ребенок, тем больше и ярче проявляются описанные особенности.
Главная проблема недоношенных детей в том, что не все их органы окончательно сформированы. В частности, не успела до конца сформироваться пищеварительная система, из-за чего появляются сложности при усвоении пищи. Впрочем, недоношенные малыши по этим показателям довольно быстро нагоняют сверстников.
В будущем последствия недоношенности проявляются в дошкольном и младшешкольном возрасте. Недоношенным деткам сложнее учиться и усваивать информацию. С ними нужно заниматься дополнительно.
Сегодня преждевременные роды встречаются нередко. В большинстве развитых стран этот показатель относительно стабилен и составляет 5-10 % от общего числа рожденных детей.
Прогноз для жизни у недоношенных детей зависит от многих факторов. В первую очередь от срока беременности и веса при рождении. В случае рождения ребенка в сроке 22-23 недели прогноз зависит от интенсивности и качества терапии.
Отдаленные последствия недоношенности (вероятность возникновения данных осложнений опять же зависит от многих факторов; при прочих благоприятных условиях данные осложнения довольно редки). Среди недоношенных детей риск формирования умственной и физической неполноценности выше, чем среди доношенных детей.
Недоношенным является ребе-нок, родившийся до окончания нормального срока беремен-ности.
Обычно к недоношенным принято относить детей, масса тела которых при рождении меньше 2500 г. Однако определе-ние недоношенности только по массе при рождении не всегда соответствует действительности. У многих детей, родившихся преждевременно, масса тела бывает и больше 2500 г. Чаще это наблюдается у новорожденных, матери которых больны сахар-ным диабетом.
Вместе с тем среди доношенных, родившихся при сроке беременности 38-40 нед, встречаются дети, масса тела кото-рых при рождении меньше 2000 г и даже 1500 г. Это в первую очередь дети с врожденными пороками развития и внутри-утробными заболеваниями, а также от многоплодной бере-менности и больных матерей. Поэтому более правильно в ка-честве основного критерия для определения недоношенности считать продолжительность беременности. В среднем, как из-вестно, нормальная беременность длится 270-280 дней, или 38-40 нед. Длительность ее принято исчислять от первого дня после последней менструации до наступления родов.
Недоношенным считается ребенок, родившийся на сроке беременности до 38 нед. Детям с массой тела при рождении больше 2500 г диагноз недоношенности, согласно Междуна-родной номенклатуре (Женева, 1957), ставится, если они ро-дились раньше 37 нед.
Дети, родившиеся на сроке беременности 38 нед и больше, независимо от массы при рождении (больше или меньше 2500 г), являются доношенными. В спорных случаях вопрос о доношенности решается по совокупности признаков: срок беременности, масса тела и рост ребенка при рождении.
Роды ранее 28 нед беременности считаются выкидышем, а новорожденный с массой при рождении меньше 1000 г (от 500 до 999 г) - плодом. Понятие «плод» сохраняется до 7-го дня жизни.
Степень внутриутробной гипотрофии определяем по дефи-циту массы тела. За нормальную массу тела условно принима-ем нижнюю границу предела, соответствующего данному гес-тационному возрасту, указанного выше. Отношение дефицита массы тела к минимальной для этого гестационного срока массе тела в процентах показывает степень внутри-утробной гипотрофии.
Выделяем 4 степени внутриутробной гипотрофии: при I де-фицит массы тела составляет 10 % и меньше; при II - от 10,1 до 20 %; при III - от 20,1 до 30 % и при IV - свыше 30 %. Приведем примеры:
Внешний вид недоношенных детей имеет отличительные признаки, которые находятся в прямой зависимости от срока беременности. Чем меньше гестационный возраст, тем больше таких признаков и в большей степени они выраже-ны. Некоторые из них могут быть использованы в качестве дополнительных тестов для примерного определения геста-ционного возраста.
При оценке любого недоношенного ребенка необходимо отметить, в какой степени он соответствует своему гестационному возрасту, что можно отнести только за счет самой недоношенности, а что является проявлением различных патологических состояний.
Общее состояние оценивается по общепринятой шкале от удовлетворительного до крайне тяжелого. Крите-рием тяжести в первую очередь является выраженность патологических состояний (инфекционный токсикоз, пора-жение ЦНС, дыхательные расстройства). Сама недоношен-ность в «чистом» виде, даже у детей с массой тела 900- 1000 г, в первые дни жизни не является синонимом тяже-лого состояния.
Исключение составляют плоды с массой тела от 600 до 800 г, которые в 1-2-й день жизни могут производить вполне благоприятное впечатление: активные движения, неплохой тонус конечностей, довольно громкий крик, нормальная окрас-ка кожных покровов. Однако спустя некоторое время их состо-яние резко ухудшается за счет угнетения дыхания, и они до-вольно быстро погибают.
Сравнительная характеристика проводится только с недо-ношенными данной весовой категории и гестационного возра-ста. При отсутствии у недоношенных IV-III степени синдро-ма угнетения, выраженной неврологической симптоматики и значительных дыхательных расстройств их состояние можно расценивать как средней тяжести или употреблять более обте-каемую формулировку: «состояние соответствует степени не-доношенности», «состояние в основном соответствует степени недоношенности».
Последнее означает, что у ребенка, помимо недоно-шенности, имеются умеренные проявления ателектаза или легкая форма энцефалопатии.
Недоношенным детям свойственно по мере клинического проявления патологических синдромов спустя несколько часов или дней после рождения ухудшать свое состояние. Некоторые врачи, чтобы избежать упрека в недооценке ребенка, огульно почти всех недоношенных детей расценивают как тяжелых, что отражается трафаретной записью: «Состояние ребенка при рождении тяжелое. Тяжесть состояния обусловлена сте-пенью недоношенности и его незрелостью». Такая запись, с одной стороны, не способствует клиническому мышлению, а с другой - не дает достаточной информации для объектив-ной оценки ребенка на последующих этапах выхаживания.
Под зрелостью новорожденного подразумевают морфологическое и функциональное соответствие ЦНС геста-ционному возрасту ребенка. Эталоном зрелости является здо-ровый доношенный ребенок. По сравнению с ним все недоно-шенные считаются незрелыми. Однако каждому гестационно-му возрасту недоношенного соответствует своя степень зрелости (гестационная зрелость). При воздействии на разви-вающийся плод различных повреждающих факторов (инфек-ционные и соматические заболевания матери, токсикоз бере-менной, криминальное вмешательство и т. д.) зрелость ре-бенка при рождении и в последующие дни может не соответствовать его возрасту. В этих случаях следует говорить о гестационной незрелости.
Понятия «зрелый» и «здоровый» новорожденный нетождественны. Ребенок может быть болен, но его зре-лость - соответствовать истинному возрасту. Это относится к патологическим состояниям, не сопровождающимся угнете-нием ЦНС. При тяжелой патологии определять зрелость ре-бенка не имеет смысла.
Определение зрелости проводится не только при рождении ребенка, но и в последующие дни, на протяжении 1-3-й неде-ли жизни. Однако в этот период функциональное угнетение ЦНС часто обусловлено постнатальной патологией (инфекци-онный токсикоз), поэтому в нашем изложении понятие «геста-ционная незрелость» трактуется более широко. Оно отражает морфологическое недоразвитие головного мозга, а также функ-циональное поражение ЦНС внутриутробного и постнаталь-ного генеза. Точнее, мы определяем не столько гестационную зрелость, сколько соответствие данного ребенка недоношен-ным детям аналогичной массы тела и возраста.
Для сравнительной характеристики можно использовать двигательную активность, состояние мышечного тонуса и реф-лексов новорожденного, способность удерживать температуру тела, выраженность сосательного рефлекса. При равных условиях также могут начинать раньше и ак-тивнее сосать.
Помимо незрелости, угнетающее действие на сосательный рефлекс оказывают выраженная гипоксия, различные пораже-ния ЦНС, инфекционный токсикоз. Совокупность этих факто-ров приводит к тому, что многие недоношенные дети длитель-ное время не способны сосать из рожка. Длительность этого периода у детей с массой тела 1800 г и больше обычно не превышает 2,5-3 нед, у детей с массой 1250-1700 г - 1 мес и у детей с массой 800-1200 г- 1‘/ 2 мес.
Более продолжительное отсутствие сосания, которое нель-зя объяснить генерализованной или вяло текущей инфекцией, выходит за рамки просто гестационной незрелости и должна настораживать в отношении органического поражения цент-ральной нервной системы, даже если в этот момент нет невро-логической симптоматики.
Угнетение сосания у детей, которые до этого активно соса-ли, почти всегда связано с появлением очага инфекции.
По нашим данным, дети с массой до 1200 г в первые 2 мес жизни увеличивают свой рост за месяц на 1-2 см, дети с боль-шей массой - на 1-4 см.
Увеличение окружности головы у недоношенных детей всех весовых категорий в первом полугодии в среднем за месяц составляет 3,2-1 см, а во втором полугодии - 1-0,5 см. За первый год жизни окружность головы увеличивается на 15- 19 см и в возрасте 1 года в среднем равняется 44,5-46,5 см [Ладыгина В. Е., 1972].
Средняя прибавка массы за 2-й год жизни у детей с массой тела при рождении от 800 до 1200 г, по нашим данным, состав-ляет 2700 г, и в 2 года их масса в среднем равняется 11000 г при наиболее частых колебаниях от 10 000 до 12 000 г.
Средняя масса тела у мальчиков в возрасте 2 лет состав-ляет 11 200, а у девочек- 10 850 г.
Темпы увеличения роста у детей с массой при рождении от 800 до 1200 г также достаточно высоки. По нашим данным, дети этой весовой категории к году увеличивают свой первона-чальный рост в 2-2,2 раза, достигая в среднем 71 см при колебаниях от 64 до 76 см. За первый год жизни они в среднем вырастают на 38 см при колебаниях от 29 до 44 см.
В отличие от весовых показателей средний рост мальчиков с массой тела при рождении до 1200 г в годовалом возрасте был выше, чем у девочек,- соответственно 73 и 69,5 см.
За 2-й год жизни дети с массой тела при рождении от 800 до 1200 г, по нашим данным, увеличивают свой рост в среднем на 11 см и в 2 года достигают 81 см при колебаниях от 77 до 87 см.
Интересные данные получены Р. А. Малышевой и К. И. Козьминой (1971) при изучении физического разви-тия недоношенных в более старшем возрасте. Исследуя детей в возрасте от 4 до 15 лет, они обнаружили, что после того как к 3-4 годам жизни недоношенные дети по массе тела и росту сравниваются с доношенными сверстниками, в 5-6 летнем возрасте, т. е. в период первого «вытягивания», они вновь по этим показателям, особенно по массе тела, начинают отста-вать от доношенных детей. К 8-10 годам показатели роста снова выравниваются, но разница в массе тела между доно-шенными и недоношенными мальчиками сохраняется.
С приближением пубертатного периода повторяется та же закономерность: второе «вытягивание» у недоношенных детей наступает на 1-2 года позднее. У доношенных мальчиков рост между 11 и 14 годами в среднем увеличивается на 20 см, у де-вочек- на 15 см, у недоношенных детей эти показатели со-ответственно меньше- 16 и 14,5 см. Доношенные мальчики увеличивают массу тела за этот период в среднем на 19 кг, девочки-15,4 кг, недоношенные соответственно-на 12,7 и 11,2 кг.
Прорезывание зубов у недоношенных детей начинается в более поздние сроки. Имеется зависимость между массой тела при рождении и временем появления первых зубов. По некоторым данным, у детей с массой при рождении от 2000 до 2500 г прорезывание первых зубов начинается в 6-7 мес, у детей с массой от 1501 до 2000 г - в 7-9 мес и у детей с массой от 1000 до 1500 г - в 10-11 мес. По нашим данным, у детей с массой тела при рождении от 800 до 1200 г первые зубы появляются в возрасте 8-12 мес, в среднем - в 10 мес.
В заключение коснемся вопроса, который часто возникает у врачей детских поликлиник: следует ли всех недоношенных рассматривать как детей с гипотрофией на первом году жизни.
Физическое развитие недоношенных детей имеет свои осо-бенности и зависит от массы тела при рождении, перенесенных заболеваний и конституциональных особенностей ребенка. Оценка показателей массы тела должна проводиться только в сравнении с таковыми у здоровых недоношенных детей дан-ной весовой категории. Поэтому совершенно неправильно ре-бенка, родившегося с массой 950 г, у которого в возрасте года она равняется восьми кг, расценивать как больного гипотро-фией. Диагноз: недоношенность у такого ребенка объясняет временное отставание в физическом и психомоторном раз-витии.
Основные психомоторные навыки у большинства недоно-шенных детей появляются в более поздние сроки, чем у доно-шенных. Отставание в психомоторном развитии зависит от степени недоношенности и больше выражено у детей с массой тела при рождении до 1500 г. У детей этой весовой категории появление психомоторных навыков на 1-2-м году обычно задерживается на 2-3 мес, а у детей с массой тела от 1501 до 2000 г - на 1 - 1 1 / 2 мес.
К концу первого года большинство детей с массой при рождении от 2001 до 2500 г по психомоторному развитию догоняют своих доношенных сверстников, а к 2 годам с ними сравниваются и глубоко недоношенные.
Данные о психомоторном развитии недоношенных детей по месяцам представлены в табл. 1.
Таблица 1 Некоторые показатели психомоторного развития у недоношенных детей на 1-м году жизни в зависимости от массы тела при рождении (данные Л. 3. Кунькиной)
|
Таким образом, по психомоторному развитию недоношен-ные дети сравниваются со своими доношенными сверстниками раньше, чем по показателям роста и массы тела.
Однако, чтобы ребенок хорошо развивался, с ним нужно много индивидуально заниматься (массаж, гимнастика, показ игрушек, разговорная речь).
У длительно болеющих недоношенных и у детей, которые были лишены нужного индивидуального ухода, отставание в психомоторном развитии выражено в большей степени.
Перспектива выхаживания недоношенных детей во многом зависит от их дальнейшего психомоторного развития. В этом плане ранний и отдаленный прогноз приобретает большое значение.
Литература, посвященная данному вопросу, противоречи-ва. Это прежде всего объясняется неодинаковым континген-том обследуемых детей, различием тестов, используемых для определения полноценности ребенка, а также количеством специалистов (невропатолог, психиатр, окулист, логопед), участвующих в осмотре.
Некоторые авторы весьма пессимистично оценивают нерв-но-психическое развитие недоношенных детей. В качестве при-мера приведем высказывание видного финского ученого Ильппё: «Психическое развитие недоношенных детей в первые годы жизни заметно отстает от нормы. К сожалению, значительная часть этих дефектов интеллекта сохраняется на всю жизнь. Недоношенные дети гораздо чаще обнаруживают более или менее выраженную психическую неполноценность. Интеллек-туальные нарушения часто сочетаются с гемиплегией, пара-плегией, болезнью Литтля» (Фанкони Г, Вальгрен А, 1960). В исследованиях многих авторов отмечается большой процент тяжелых поражений ЦНС у не-доношенных.
Р. А. Малышева и соавт., обследуя 255 недоношенных детей в возрасте 3-4 лет, у 32 из них (12,6 %) наблюдали тяжелые органические поражения ЦНС и у 50 % отмечали небольшие отклонения в нервно-психическом развитии.
По данным С. Drillien, почти у 30 % недоношенных детей, родившихся с массой до 2 кг, обнаруживаются умеренные или серьезные нарушения в психомоторном и физическом развитии.
А. Янус-Кукульска и С. Лис при исследовании 67 детей с массой при рождении до 1250 г в возрасте от 3 до 12 лет у половины из них установили отставание в физическом и ум-ственном развитии, у 20,9 % обнаружили тяжелые поражения ЦНС.
Обращает на себя внимание частота различных пораже-ний органа зрения. В исследованиях А. Янус-Кукульской и С. Лис у 39 % детей с массой при рождении до 1250 г были выявлены различные дефекты зрения: близорукость, косогла-зие, астигматизм, атрофия зрительного нерва, отслоение сет-чатки. На высокий процент врожденной близорукости (30 %) у недоношенных детей указывают и другие исследователи [Григорьева В. И. и др., 1973].
К. Раре и соавт. (1978), изучая катамнез 43 детей, ро-дившихся с массой до 1000 г, у 12 из них обнаружили тяжелые поражения глаз, в том числе у 7 - ретролентальную фибро- плазию (РЛФ) и у 2 - полную потерю зрения.
S. Saigal и соавт. (1982) при исследовании 161 ребенка с массой при рождении до 1500 г у 42 детей обнаружили РЛФ, у 12 из них она протекала в тяжелой форме.
Вместе с тем другие авторы при катамнестическом обсле-довании недоношенных детей отмечают более благоприятный исход. В наблюдениях Н. Р. Ботерашвили частота поражений ЦНС колебалась в зависимости от степени недоношенности от 3,8 до 8,5 %. Л. 3. Кунькина, исследуя совместно с невропа-тологом 112 недоношенных детей в возрасте 3 лет, у 4 из них (3,6 %) обнаружила задержку нервно-психического развития, у 7 (6,2 %) -невротические реакции в виде беспокойства, нарушения сна, логоневроза и у 2 (1,7 %) - эпилептиформ-ные припадки [Кунькина Л. 3., 1970].
J. Hatt и соавт. (1972), наблюдая 26 детей с массой при рождении 1250 г и меньше в возрасте от 2 до 12 лет, у 77,8 % из них отмечали нормальное психическое развитие.
S. Saigal и соавт. (1982) исследовали в течение 3 лет катамнез у 184 детей, родившихся с массой до 1500 г. У 16,8 % были неврологические нарушения, в том числе у 13 % - детский церебральный паралич.
По данным A. Teberg и соавт. (1977) и К. Раре и соавт. (1978), среди детей с массой при рождении 1000 г и меньше у 67,5-70 % отсутствовали отклонения в неврологическом статусе.
Анализируя литературные данные и собственный матери-ал, можно отметить следующее:
Они обусловлены патологией внутриутробного периода, ос-ложнениями в родах и повреждающими факторами в раннем постнатальном периоде (гипероксемия, гипербилирубинемия, гипогликемия);
В связи с тем, что легкие формы детского церебрального паралича выявляются не сразу, а нередко только во втором полугодии первого года жизни, а некоторая патология зрения педиатрами не диагностируется вообще, после выписки из отделения недоношенных дети с отягощенным анамнезом и массой тела до 1500 г должны наблюдаться невропатологом, а также пройти осмотр окулиста.
Исходя из вышеуказанного, недоношенные дети должны оставаться под систематическим наблюдением врачей-неонатологов с момента рождения и до периода, когда их здоровье будет вне угрозы, а организм станет готовым к самостоятельной жизни.
Доктор медицинских наук, Александр Ильич Хазанов (Санкт-Петербург)
Обновление: Октябрь 2018
Недоношенным считается ребенок, родившийся на 37 неделе беременности и ранее. Чаще всего причиной преждевременных родов бывает инфекция, болезнь матери или патология плаценты. Это также сказывается на здоровье малыша, поэтому к уходу за таким ребенком нужно относиться с особым вниманием. Все дети, родившиеся раньше срока, делятся на группы в зависимости от массы тела:
Возраст преждевременно родившегося малыша оценивается так же, как и у родившегося в срок. То есть от первого дня с рождения. Но для оценки психомоторного развития недоношенного ребенка по месяцам используют так называемые поправки на недоношенность. Например, годовалый малыш, рожденный на 3 месяца раньше срока (в 28 недель), будет оцениваться как 9-месячный ребенок. Требования по психическому и физическому развитию будут предъявляться к нему именно по возрасту 9 месяцев, а не 12. Такую систему используют до достижения ребенком возраста 2 лет.
Незрелость дыхательной системы при недоношенности – частое явление. Отсутствие сурфактанта — специального вещества, выстилающего легкие — приводит к слипанию и невозможности сделать вдох. Дети легче 1000 г в принципе не способны дышать самостоятельно после родов и требуют подключения к ИВЛ. Нередко у малышей случаются эпизоды апноэ – длительные перерывы в дыхании. Проходят они обычно к возрасту, равному 36 неделям беременности, а до этого требуют усиленного контроля.
Обычная желтуха новорожденных, связанная с распадом плодового гемоглобина, протекает у недоношенных чуть дольше. Максимум приходится на 5 сутки, к 10 дню в норме желтушность кожи исчезает. Если это состояние физиологичное, то оно не представляет для малыша опасности. Если уровень вызывающего желтуху билирубина превышает допустимое значение, то возникает риск поражения мозга. В таких случаях врачи используют фототерапию.
Еще одна частая проблема «поторопившихся» малышей – это анемия. Она развивается в возрасте 1-3 месяца. Проявления ее многообразны: бледность, плохая прибавка веса, пониженная активность, нарушение работы сердца. В некоторых тяжелых случаях детям требуется переливание крови. Но большинству новорожденных достаточно давать препараты железа до 1-1,5 лет.
Одно из самых опасных и стремительных состояний маловесных недоношенных детей — некротический энтероколит. В основе его лежит отмирание части кишки с воспаление брюшины. Чаще всего болезнь развивается в первые 2 недели жизни, проявляясь кровью в стуле и общим ухудшением состояния. В зависимости от объема отмершей кишки исход может быть разным. При обширном некрозе требуется удаление этой части кишечника, что сопряжено с высокой смертностью и проблемами со здоровьем в будущем. Легкие случаи не вызывают серьезных осложнений.
Незрелость кровеносных сосудов у «ранних» детей приводит к повышенному риску кровоизлияний в мозг. Этот риск тем выше, чем ниже масса тела при рождении. Большая часть таких кровотечений происходит в первые несколько суток жизни. Ребенок становится вялым, как «тряпичная кукла», сонным, возникают остановки дыхания даже коматозные состояния. Для диагностики используют УЗИ мозга, при необходимости – компьютерную томографию. Лечение возможно только симптоматическое. Прогнозы при кровоизлиянии варьируют от летального исхода и тяжелых поражений мозга до легкой задержки развития или полного выздоровления.
Кислородное голодание при недоношенности также оказывает на мозг пагубное влияние. В зависимости от времени и тяжести гипоксии итогом может стать ДЦП, слабоумие, легкая задержка психомоторного развития или полное отсутствие последствий.
Сразу после рождения для недоношенного малыша с низкой массой тела создают специальные условия. Их помещают в кувезы, где поддерживается оптимальная температура и влажность. Доказано, что выживаемость таких детей повышается, если им не приходится тратить свои силы на согревание. Обычно выписка домой происходит после достижения ребенком определенного веса и, соответственно, способности регулировать температуру. Но все равно в комнате, где будет находиться малыш, должно быть комфортно: не жарко и не холодно, а влажность воздуха должна достигать 60%.
Чем раньше родился малыш, тем больше вероятность, что первое время он не сможет сосать молоко самостоятельно. Если у недоношенных детей с экстремально низкой массой тела случаются операции на кишечнике, инфекция с диареей и рвотой, то единственный выход подержать организм – парентеральное питание. В таких случаях все необходимые вещества вводят ребенку через вену. После улучшения начинают кормление грудным молоком через зонд. Когда ребенок достаточно окрепнет, научиться координировать сосательные движения, наступает черед соски или даже прикладывания к груди. Объемы молока должны контролироваться, чтобы избежать срыгивания излишков и попадания их в легкие. Частота кормлений обычно составляет 8-10 раз в сутки. Если малыш «расходует» за день 6-8 подгузников, значит молока ему хватает.
Важность грудного вскармливания для детей, родившихся раньше срока, невозможно переоценить. Защитные антитела и легкоусвояемые белки, содержащиеся в молозиве и молоке, помогают детям окрепнуть и противостоять инфекциям. Но так как потребность в некоторых элементах и витаминах у таких малышей больше, чем у здоровых, то приходится добавлять их в рацион ребенка дополнительно.
При невозможности грудного вскармливания по разным причинам в связи с незрелостью пищеварительного тракта, частыми срыгиваниями и особыми потребностями недоношенных детей кормят специальными смесями:
Введение прикорма также имеет свои особенности. Если обычным малышам рекомендовано вводить овощи или каши с 6 месяцев, то для детишек от преждевременных родов учитывают поправку на недоношенность. То есть родившемуся на 1,5 месяца раньше срока ребенку вводят прикорм в 7,5 месяцев от рождения. Но нет необходимости соблюдать эти сроки с точностью до недели. Гораздо важнее ориентироваться на готовность и желание малыша пробовать новую еду (см. ).
Признаки готовности к прикорму:
Остальные правила прикорма аналогичны таковым при рождении в срок. Начинают введение новых продуктов с каш (если вес набирается плохо) или овощей (если с весом все в порядке).
Малыши, родившиеся с низкой и экстремально низкой массой тела, подвержены и витамин D в крови. Результатом может стать рахит, остеопороз и патологические переломы. Для профилактики таких состояний детям назначают препараты витамин D (Аквадетрим в дозе 300-500 МЕ в день), а зачастую и кальция с фосфором.
Симптомы дефицита витамина D:
Почти всем недоношенным детям рекомендуют давать препараты железа (Актиферрин, Феррум-лек и другие) до достижения ими 1-1,5 лет. Дозировка рассчитывается по формуле: 2мг препарата на каждый килограмм. Количество железа может быть скорректировано врачом в зависимости от состояния малыша.
Если малыш не имеет серьезных проблем со здоровьем, то по достижении веса 1800-2000г его могут выписать домой. Лучше всего заранее приобрести весы для новорожденных, чтобы контролировать прибавки массы один раз в 1-2 недели (но не каждый день). В среднем ежедневный прирост веса должен составлять 15-30г на кг в день. Особенно важно это для детей, плохо берущих грудь. В случае нормального питания низкие прибавки могут говорить об анемии или проблемах с пищеварением. По мере взросления малыша еженедельные прибавки снижаются.
Возраст в графике отсчитывается в неделях от зачатия (до 40 недель), а затем от рождения в месяцах, как и у детей, рожденных в срок. Жирной черной чертой указано среднее значение. Темная область вокруг черты – приближенные к среднему значения. Штрихпунктиром обозначены границы нормы. Но даже при выходе за эти границы нужно учитывать индивидуальные данные ребенка: его состояние здоровья, особенности питания и мнение врача.
Общая длительность сна недоношенного малыша больше, чем у родившегося в срок. Но при этом «ранний» ребенок более чувствителен к внешним воздействиям, поэтому часто просыпается. Важно, что после ярко освещенной палаты интенсивной терапии и шума медицинских приборов ребенок несколько недель может реагировать на домашнюю темноту и тишину. Поэтому первое время после выписки бывает полезно включать тихую спокойную музыку и оставлять приглушенный свет на ночь, чтобы малыш адаптировался постепенно.
Самой лучшей позицией для сна ребенка является положение на спине. У недоношенных детей риск возникновения апноэ выше, они менее чувствительны к снижению уровня кислорода. Поэтому сон на животе может привести к синдрому внезапной детской смерти. По этой же причине кроватка младенца должна быть в меру жесткой, без объемных одеял и игрушек.
Сейчас в продаже появились специальные люльки и коконы для таких особых новорожденных. Многие родители отмечают, что сон малышей в таких кроватках крепче. Но при этом не проводилось никаких исследований о безопасности подобных коконов, поэтому специалисты редко рекомендуют их покупать.
Благодаря современным методам детской интенсивной терапии выживаемость недоношенных детей с массой от 1,5 до 2,5 кг превышает 95%. Если у них не сопутствующих пороков развития и тяжелого поражения мозга, то к 2 годам они по всем параметрам догоняют сверстников, родившихся вовремя. При тяжелой сопутствующей патологии может быть задержка развития различной степени.
Чем раньше родился ребенок, и чем меньше его масса, тем ниже шансы на выживание и выздоровление. Так, рождение в 22 недели беременности приближает шансы выжить к 0. В 23 недели они поднимаются до 15 %. В 24 недели выживает половина новорожденных, в 25 недель – 70%.
Все вышеперечисленные отдаленные последствия у недоношенных детей встречаются в основном при крайне низкой массе – менее 800г. Но при грамотной терапии и внимательном уходе родителей есть шансы избежать этих последствий.
Существует распространенное мнение, что преждевременно родившиеся малыши имеют «медотвод» от прививок в связи со слабым иммунитетом. Но специалисты по всему миру сходятся во мнении, что именно высокая восприимчивость к инфекционным болезням делает таких детей первыми кандидатами на вакцинацию. Потому как риск погибнуть от банальной кори, дифтерии, коклюша и других болезней высок именно при преждевременных родах (см. ).
Первой вакциной, получаемой детьми, является прививка от гепатита B. Е обычно делают в первые сутки после рождения. Ведь таким детям часто требуются операции, переливания крови и другие факторы риска передачи гепатита. У малышей с чрезвычайно низкой массой тела есть смысл выждать до 30 дней, потому как оптимальный ответ на прививку происходит при массе 2 кг и более.
При отсутствии серьезных проблем со здоровьем (врожденный иммунодефицит, прогрессирующее заболевание мозга) остальные прививки также делают по общему графику. Коклюшный компонент желательно выбирать бесклеточный (вакцины Пентаксим, Инфанрикс).
Частота стула один раз в 2-3 дня совершенно нормальна для любого новорожденного. Главное, чтобы он был мягкой консистенции и не причинял беспокойства ребенку.
В таком возрасте важны не еженедельные прибавки, а тенденция веса. Нужно отметить на графике кривую возраста в месяцах и массы тела, сравнить ее с нормальной (указана в статье). Если график идет по нарастающей, то с прибавками все в порядке. Заставлять есть малыша нельзя ни в коем случае.
Практически все дети начинают активно болеть ОРВИ в первый год в саду. Это никак не связано с недоношенностью. Если ребенок не против посещать дошкольное учреждение, а у родителей есть возможность часто брать больничный, то ходить в садик можно.
Чем раньше рождается ребенок, тем выше его риски неврологических осложнений. Поэтому важно найти грамотного специалиста, который будет периодически оценивать развитие малыша и давать правильные рекомендации. Важными этапами являются проверки в 9, 18, 24 и 30 месяцев от рождения.
Многие педиатры пользуются удобным дневником развития от 0 до 3 лет, опубликованном в книге А. М. Казьмина. В этом дневнике указаны критические сроки появления навыков. То есть у большинства детей они появятся раньше, и лишь у 5% позже. Нужно помнить, что сроки для недоношенных детей высчитываются с поправкой (например, малыш, родившийся на месяц раньше срока, должен уметь в полгода то, что умеют 7-месячные дети).
Реакция | |
Лежа на спине, беспорядочно сгибает руки и ноги | 1,5 месяца |
Лежа на животе, приподнимает голову | 2 месяца |
Лежа на животе, поднимает голову по средней линии на 45 градусов и удерживает ее (неустойчиво) | 3 месяца |
Лежа на животе, поднимает голову на 45-90 градусов (грудь приподнята, опирается на предплечья, локти на уровне или впереди плеч) | 4 месяца |
Когда тянут за ручки, пытается присесть | 4,5 месяцев |
Сидя с поддержкой за поясницу, удерживает голову прямо | 5 месяцев |
Лежа на спине, трогает ручками колени | 5,5 месяцев |
Лежа на спине, разгибая шею и спину, перекатывается на бок | 6 месяцев |
Лежа на животе, опирается на вытянутые руки (кисти раскрыты, грудь приподнята, подбородок опущен) | 6 месяцев |
Сидит (если посадить) с опорой на руки, свободно поворачивает голову в стороны | 6 месяцев |
Лежа на спине, поднимает ноги вверх и трогает ступни | 7 месяцев |
Лежа на животе, опирается на предплечье одной руки, другой тянется за игрушкой | 7 месяцев |
Посаженный сидит с прямой спиной без поддержки, руки свободны. Может наклоняться вперед, назад и в стороны, но легко теряет равновесие | 7,5 месяцев |
Лежа на животе, разгибается, приподнимает голени и вытянутые в сторону руки ("ласточка") | 8 месяцев |
Устойчиво сидит без поддержки, может при этом свободно заниматься игрушкой | 8 месяцев |
Стоит с поддержкой за грудь, пытается "пружинить" на ножках (туловище слегка наклонено вперед) | 8 месяцев |
Переворачивается со спины на живот, вращая туловище | 8,5 месяцев |
Сидя без опоры, поворачивает туловище в сторону и берет предмет, оборачивается и смотрит назад | 9 месяцев |
С живота переваливается на бок, опираясь на одно предплечье, смотрит назад | 9,5 месяцев |
Переворачивается с живота на спину (тазовый пояс вращается относительно плечевого) | 9,5 месяцев |
Ползает на животе | 9,5 месяцев |
Встает на четвереньки (на колени и кисти) из положения на животе, может раскачиваться на четвереньках вперед-назад | 10 месяцев |
Из позы на четвереньках высоко поднимает одну руку, чтобы достать предмет | 10 месяцев |
Сидя без поддержки, не падает, когда тянется в сторону | 10 месяцев |
Встает на четвереньки из положения сидя | 10 месяцев |
Встает, держась за опору | 11 месяцев |
Стоя, держится за опору и раскачивается, переступая с ноги на ногу | 11 месяцев |
Садится из положения на четвереньках | 11 месяцев |
Присаживается и/или наклоняется, держась за опору | 11 месяцев |
Ползает на четвереньках | 1 год 1 месяц |
Переступает боком вдоль мебели (стены) | 1 год 1 месяц |
Из положения стоя опускается на колени, держась рукой за мебель | 1 год 1 месяц |
Стоит без опоры несколько секунд | 1 год 1 месяц |
Ходит самостоятельно, подняв руки, широко расставив ноги | 1 год 1 месяц |
Присаживается на корточки из положения стоя, снова встает | 1 год 2 месяца |
Встает с пола без поддержки | 1 год 3 месяца |
Ходит самостоятельно, руки свободны и расслаблены | 1 год 3 месяца |
Присаживается на корточки и играет в этой позе | 1 год 6 месяцев |
Залезает на диван, кресло | 1 год 6 месяцев |
Из положения стоя наклоняется и вновь выпрямляется | 1 год 6 месяцев |
Встает с маленького стульчика (с опорой) | 1 год 6 месяцев |
Бежит, смотря под ноги | 1 год 6 месяцев |
Ходит, может внезапно остановиться и повернуться | 2 года |
Садится на маленький стульчик | 2 года |
Поднимается по лестнице приставным шагом, держась за перила и за руку взрослого | 2 года |
Подталкивает ногой мяч на ходу | 2 года |
Ходит задом наперед | 2 года |
Реакция | Приблизительный возраст появления реакции |
Лежа на спине, подносит ручки ко рту | 3 месяца |
Захватывает предмет, который касается ладони или пальцев | 3 месяца |
Смотрит на движения своей руки | 3 месяца |
Тянется к увиденному предмету одной или двумя руками, кисти раскрыты | 3,5 месяцев |
Сводит ручки по средней линии, тянет их вверх, смотрит на них, играет ими | 3,5 месяцев |
Трясет погремушкой, вложенной в руку | 4 месяца |
Лежа на спине, тянется к увиденному предмету, хватает его двумя руками и тянет в рот | 4,5 месяцев |
Лежа на спине, тянется к увиденному предмету одной рукой и хватает его | 4,5 месяцев |
Тянет предмет, находящийся в руке, в рот | 5 месяцев |
Большую часть времени кисти раскрыты | 5 месяцев |
Лежа на животе, одной рукой опирается, другой - тянется за игрушкой | 5 месяцев |
Начинает приспосабливать кисть под форму и размер захватываемого предмета | 6 месяцев |
Лежа на спине, держит в одной руке игрушку, другой тянется ко второй игрушке и захватывает ее | 6 месяцев |
Перекладывает предмет из руки в руку | 6 месяцев |
Тянется к удаленному предмету | 7 месяцев |
Смотрит на мелкий предмет и пытается его загрести всеми пальцами | 7 месяцев |
Вращает кистью с удерживаемой игрушкой | 7 месяцев |
Рассматривает то один предмет, который держит в руках, то другой | 8 месяцев |
Поднимает предмет двумя руками | 8 месяцев |
Берет увиденный мелкий предмет тремя-четырьмя пальцами (щепотью) | 8 месяцев |
Отталкивает мяч в случайном направлении | 8 месяцев |
Стучит предметом о предмет | 9 месяцев |
Хлопает в ладоши | 9 месяцев |
Ощупывает людей и предметы | 10 месяцев |
Берет мелкий предмет 2 пальцами: большим и боковой поверхностью указательного (неточный "пинцетный захват") | 10 месяцев |
Взятый предмет не тянет в рот сразу, а сначала манипулирует им (5-10 секунд): трясет, ощупывает, бьет им по чему-либо, рассматривает | 11 месяцев |
Бросает предметы в игре | 11 месяцев |
Берет мелкий предмет двумя пальцами (кончиками большого и указательного) - точный "пинцетный захват" | 1 год |
Разъединяет предметы под контролем зрения (доска с отверстием - колышек, кольцо - стержень и т.п.) | 1 год 1 мес |
Повторяет за взрослыми действия с предметами (толкает игрушечную машинку, пытается причесаться расческой, подносит телефонную трубку к уху и т.п.) | 1 год 1 мес |
Пытается рисовать каракули | 1 год 2 месяца |
Ставит кубик на кубик | 1 год 4 месяца |
Соединяет предметы (стержень - кольцо, колпачок - ручка и т.п.) под контролем зрения | 1 год 4 месяца |
Откручивает маленькие винтовые крышки под контролем зрения | 1 год 4 месяца |
Разворачивает завернутый в бумагу предмет | 1 год 6 месяцев |
Ставит 3 кубика друг на друга | 1 год 8 месяцев |
Переворачивает страницы книги по одной | 1 год 8 месяцев |
Опускает мелкий предмет в маленькое отверстие | 1 год 9 месяцев |
Схватывает движущийся предмет (например, мяч) | 2 года |
Название реакции | Приблизительный возраст появления реакции |
Смотрит на источник света. | 1 мес |
Фиксирует взгляд на лице взрослого. | 1 мес |
Пытается следить за медленно перемещающимся лицом или ярким предметом на расстоянии 20-40 см. | 1 мес |
Фиксирует устойчиво взгляд на глазах взрослого. | 1,5 месяцев |
Предпочитает смотреть на контрастные простые фигуры: черно-белые полосы, круги и кольца и т.д., а также на движущиеся контрастные объекты. | 2 месяца |
Предпочитает смотреть на новые предметы | 2 месяца |
Рассматривает детали лица взрослого, предметов, узоров. | 2 месяца |
Переводит взгляд на появившийся в поле зрения объект: сбоку, сверху, снизу. | 2 месяца |
Улыбается, увидев что-то знакомое. | 3 месяца |
Следит за перемещающимся во всех направлениях лицом взрослого или предметом на расстоянии от 20 до 80 см. | 3 месяца |
Рассматривает предметы в комнате. | 3 месяца |
Смотрит на свою руку | 3 месяца |
Смотрит на предмет, который держит в руке. | 3 месяца |
Больше улыбается, когда видит мать, чем других. | 3,5 месяцев |
Предпочитает объемные игрушки | 4 месяца |
Моргает при быстром приближении предмета. | 4 месяца |
Смотрит на свое отражение в зеркале. | 5 месяцев |
Узнает бутылочку (и/или грудь). | 5 месяцев |
Реагирует на маску | 5 месяцев |
Рассматривает окружение на улице | 6 месяцев |
Выбирает взглядом любимую игрушку. | 6 месяцев |
В новом месте - осматривается, может быть испуган. | 6 месяцев |
Выражение лица меняется в зависимости от выражения лица взрослого | 6 месяцев |
Обращает внимание на мелкие предметы (крошки хлеба, маковые зернышки) на расстоянии 20-40 см | 8 месяцев |
Отличает "своих" от "чужих" по внешнему виду. | 8 месяцев |
Следит за игрой в мяч | 9 месяцев |
Рассматривает мелкие узоры, картинки, фотографии, мелкие предметы с четкими контурами | 1 год |
Наблюдает, как взрослый пишет или рисует карандашом. | 1 год |
Понимает 2-3 жеста ("пока", "нельзя" и др.). | 1 год 1 мес |
Обходит высокие препятствия при ходьбе. | 1 год 2 месяца |
Подражает увиденным действиям взрослого | 1 год 3 месяца |
Узнает себя и близких на фотографиях | 1 год 4 месяца |
Показывает несколько названных предметов или картинок. | 1 год 4 месяца |
Узнает несколько предметов по их реалистичному рисунку. | 1 год 4 месяца |
Избегает препятствия на поверхности, по которой идет (ямки, бугорки...). | 1 год 6 месяцев |
Запоминает, где лежат некоторые предметы или игрушки | 1 год 6 месяцев |
Узнает свои вещи, одежду | 2 года |
Название реакции | Приблизительный возраст появления реакции |
Прислушивается к звуку погремушки | 2 месяца |
Прислушивается к голосу взрослого | 2 месяца |
Улыбается, когда слышит голос взрослого | 2 месяца |
Замирает при появлении нового звука на фоне других. | 2,5 месяцев |
Прислушивается к музыке. | 3 месяца |
Гулит в ответ на звуковую стимуляцию. | 3 месяца |
Различает голоса близких людей (выделяет голос матери). | 3 месяца |
Выделяет любимую музыку | 4 месяца |
Избирательно внимателен к определенным звукам, что зависит от характера звука, а не от его интенсивности. | 4 месяца |
Иногда поворачивает голову к источнику звука (лежа на спине), если он находится на уровне уха | 4 месяца |
Трясет погремушкой, делает паузу и снова трясет | 4 месяца |
Слушает говорящего и реагирует на прекращение разговора. | 4 месяца |
Переводит взгляд с одного говорящего человека на другого | 5 месяцев |
Смотрит внимательно на объект, издающий звук. | 5 месяцев |
Эмоционально реагирует на знакомые голоса. | 6 месяцев |
Отчетливо находит глазами источник звука (лежа). | 6 месяцев |
Прислушивается к шепоту и другим тихим звукам | 6 месяцев |
Смеется в ответ на некоторые звуки | 6 месяцев |
В положении сидя поворачивается к источнику звука. | 7 месяцев |
Пытается воспроизвести "мелодию" услышанной речи | 7 месяцев |
Интересуется предметами, производящими звук. | 8 месяцев |
Пытается воспроизвести услышанные новые звуки | 9 месяцев |
Глядя на человека или предмет, ожидает услышать знакомый звук и удивляется, если слышит другой | 10 месяцев |
Замирает, когда ему говорят "нельзя", "подожди" и т.п | 10 месяцев |
Выполняет движения по просьбе (например, на слово "ладушки" начинает хлопать в ладоши) | 11 месяцев |
Поворачиваясь, находит глазами источник звука, если он в ближайшем окружении и даже за его спиной. | 11 месяцев |
Иногда повторяет знакомые двусложные слова, состоящие из одинаковых слогов ("мама", "папа", "баба"...). | 1 год |
Начинает "танцевать" при звуках музыки. | 1 год 2 месяца |
Смотрит на знакомые предметы, членов семьи, части тела, которые называют. | 1 год 2 месяца |
Пытается воспроизводить серии речевых звуков с определенной интонацией и ритмом, что напоминает речь взрослых. | 1 год 2 месяца |
Выполняет знакомое действие с предметом по просьбе (катает машинку, "причесывает", "качает" или "кормит" куклу и т.д.). Просьба должна быть выражена только словами, без подсказки жестами или взглядом, без демонстрации того, что просят. |
1 год 4 месяца |
Повторяет короткие слова, услышанные в разговоре взрослых (или воспроизводит их через несколько часов). | 1 год 4 месяца |
Из 2-3 знакомых предметов смотрит на тот, который назвали. | 1 год 4 месяца |
Из 2-3 знакомых картинок смотрит на ту, которую назвали | 1 год 4 месяца |
Знает несколько коротких стихотворений, вставляет в них отдельные слова. | 1 год 6 месяцев |
Понимает 20-50 слов (имена близких, названия частей тела, предметов и некоторых действий). | 1 год 6 месяцев |
Любит играть со взрослым в "голоса животных" (например: "Как коровка мычит?" - "My-у-у"). | 1 год 6 месяцев |
Называет объекты, находящиеся вне поля зрения, когда слышит звуки, исходящие от них. | 2 года |
Понимает 100 слов и более. | 2 года 3 месяца |
Повторяет за взрослым предложения из 2-3 слов (или воспроизводит их несколько часов спустя). | 2 года 3 месяца |
Пытается петь | 2 года 6 месяцев |
Повторяет за взрослым двустишия или четверостишия (или воспроизводит их спустя несколько часов) | 3 года |
В силу различных обстоятельств не каждый малыш рождается в положенный срок. Некоторые дети появляются на свет недоношенными. Им требуется особое внимание, бережный уход, постоянная забота. Даже с рекордно маленькой массой тела ребенок может достаточно быстро догнать сверстников в развитии. Однако преждевременное рождение все-таки не проходит бесследно.
Различается четыре степени недоношенности:
Иногда ребенок появляется и вовремя, однако масса его тела не дотягивает до нормы. Такое чадо тоже считается недоношенным. Его будут отличать от обычных детей следующие особенности:
Наличие и степень выраженности данных признаков зависит от конкретной недели рождения крохи.
Появление младенца не в положенный срок вызывается многими причинами. Во-первых, виной тому служат имеющиеся у матери болезни: ревматизм, сахарный диабет, порок сердца и некоторые другие.
Во-вторых, недоношенные дети рождаются у женщин, которые не состояли на учете в женской консультации; забеременели ранее, чем прошло два года с предыдущей беременности; в прошлом делали аборты; имеют заболевания мочеполовой системы.
В-третьих, преждевременные роды случаются из-за слишком раннего или позднего возраста мамы, неправильного питания, стрессовых ситуаций, нежелания иметь ребенка.
Также можно выделить и другие предлоги:
Каждая женщина в силах свести к минимуму риск появления недоношенного младенца. Для этого стоит отказаться от вредных привычек задолго до желанной беременности, вести здоровый образ жизни, избавиться от имеющихся недугов, беречь себя от стрессовых ситуаций, получать больше положительных эмоций, следовать наставлениям врачей.
Если вес малыша будет недостаточным при рождении, он сможет прийти в норму уже к одному-двум годам. Что касается психического развития, то оно сравняется с уровнем сверстников в два-три года, а иногда и в пять-шесть лет. Все зависит от степени недоношенности, индивидуальных особенностей ребенка, заботы родителей и осуществления специальных процедур.
Однако раннее появление на свет вызывает у человека в будущем ряд последствий:
Из-за высокой вероятности появления тяжелых последствий недоношенные чада должны находиться под регулярным медицинским наблюдением, проходить необходимые обследования не только в период детства, но и во взрослом возрасте.
Таким образом, дети, появившиеся раньше срока, не обязательно вырастают слабыми и болезненными, отстающими в психо-физическом развитии от нормальных малышей. Однако у них риск возникновения различных недугов гораздо выше, чем у остальных. Поэтому родители должны уделять больше внимания своим недоношенным деткам, заботиться о них, выполнять рекомендуемые врачами упражнения и следовать их советам. Также важно постоянно находиться под медицинским контролем, чтобы иметь возможность вовремя выявить серьезные заболевания и начать борьбу с ними.
Детишки, которые поспешили родиться раньше времени, нуждаются в особом уходе. Это касается не только медицинской помощи на первых неделях жизни, но и дальнейшего пребывания дома. Однако родителям не стоит впадать в панику, представляя невероятно сложные и специфические манипуляции. На самом деле правильный уход за недоношенными детками, особенности и тонкости которого описаны ниже, смогут обеспечить любимому чаду все родители.
Как только малютка с мамой попадают из больницы домой, первое о чем придется позаботится – соблюдение оптимального температурного режима. Из-за малого веса и недостаточного количества жирового слоя недоношенные малыши особенно нуждаются в тепле.
Важно! Недоношенный ребенок без тепла не должен оставаться даже на пару минут, так как это тут же грозит переохлаждением организма. Придерживаться такого строгого температурного режима родителям нужно будет первый месяц жизни малютки, после чего он уже сможет справляться с внешними перепадами самостоятельно.
Самая большая проблема, с которой придется столкнуться родителям недоношенного малыша, связана с недостаточным или полным отсутствием у него сосательного рефлекса. Также для таких деток характерным является плохой аппетит, постоянное срыгивание, запоры или, напротив, диарея. Все это связано с незрелостью желудочно-кишечного тракта.
Важно! Если проблемы с ЖКТ будут возникать слишком часто, сопровождаясь при этом тревожными симптомами, тогда следует незамедлительно обратиться к специалисту.
Если малыш родился с весом не более 1800 г, тогда от купания на 2-3 недели придется отказаться. Дети с большей массой наслаждаются водными процедурами уже в первую неделю после приезда из роддома.
Во время купания деток, родившихся раньше срока, обязательно придерживаются следующих рекомендаций:
Именно с таких гигиенических процедур состоит правильный уход за недоношенными детками, особенности и тонкости которого смогут познать все родители.
Конечно же, для недоношенных деток специалисты разработали специальный массаж и процедуры, которые помогут крохе как можно быстрее окрепнуть и освоить необходимые навыки.
В отношении с такими малютками существуют свои особенности:
Важно! Основная цель массажа для недоношенных деток – это психоэмоциональный контакт с родителями, во время которого получают положительные эмоции и новые умения.
Как уже говорилось ранее, температурные перепады для недоношенных деток противопоказаны. Если хочется как можно скорее отправится с дорогим чадом на свежий воздух, то потребуется соблюдать следующие правила:
До наступления школьного возраста недоношенные детки находятся на диспансерном наблюдении. Для таких малышей обязательным является регулярное посещение следующих узкопрофильных специалистов:
Если с первого взгляда все и кажется сложным, то уже после недели такого специфического режима родители и не заметят своей усталости. Ведь каждая любящая мать понимает, что правильный уход за недоношенными детками, особенности и тонкости которого описаны выше, поможет драгоценному чад расти здоровым и счастливым!
Прививки в 3 месяца: какие делают и как себя ведет малыш
Ребёнок 1Рада вас снова приветствовать на своем блоге, дорогие читатели! Психическое и физическое состояние недоношенного малыша заслуживает тщательного внимания. Развитие личности зависит от формирования нервной системы, двигательных и интеллектуальных способностей.
В этой статье мы обсудим такую важную тему, как недоношенные дети и последствия недоношенности.
Если ребеночек родился не своевременно, будет проходить по двум сценариям. В первую очередь, даже если ничего не случилось с нервными клетками, в большинстве случаев они оказываются очень слабыми, чтобы обеспечивать все органы и системы полноценной регуляцией.
Чтобы данный процесс наладился, необходимо время. Ребеночек не умеет сосать с первых дней своей жизни из-за того, что нервные импульсы не передаются к мускулатуре, которая отвечает за это действие.
До тех пор, пока у ребеночка не выработается данный рефлекс, он будет получать пищу через специальный зонд. После того, как детки научатся сосать, проблемы не исчезают, малыши еще плохо глотают пищу. Чтобы покормить его, нужно много времени, взрослые самостоятельно приспосабливаются кормить его посредством пипетки небольшими дозами, или с ложечки, однако у меня получалось вскармливать из маленькой бутылочки с соской.
Такого кроху приходится очень долго кормить жидкими блюдами. Это связано с тем, что жевательная мускулатура плохо сформирована. Некоторые малыши зачастую часто и , а колики длятся до пятимесячного возраста. Система пищеварения еще недостаточно развита, поэтому часто возникают проблемы со стулом.
Малыши, которые в течении длительного периода получали пищу через зонд, очень отстают в развитии: неверно выговаривают звуки, поздно начинают говорить. Многие детки, появившиеся на свет не в свой назначенный срок, должны заниматься с логопедом.
К специалисту можно обратиться еще до того, как ребенок начнет выговаривать слова. Для начала необходимо поработать над мускулатурой речевого аппарата.
Недоношенные детки заметно отстают от тех, кто родился в срок. Они могут не плакать несколько месяцев, практически все время спят, всегда засыпают во время кормления, утомляются от , игр, переодевания.
Малютки поздно начинают держать головку, они быстро устают от пребывания в вертикальном положении. Долгое время они не интересуются игрушками, не тянутся и не ползут к ним. Достигнув шести месяцев от роду, малыш начнет развиваться все лучше и лучше. В воспитании таких детей очень важно терпение и время.
В моем случае, дочь села поздновато, почти в 8 месяцев, хотя это даже неплохо, ведь некоторые доношенные дети тоже начинают садиться именно в таком возрасте. Ходить она начала в год и три месяца. Причем до самостоятельного хождения, она передвигалась на носочках, а её самостоятельное хождение было правильным.
Если ребенок сильно пострадал, тогда ему может грозить кислородная недостаточность головного мозга. В легкой степени это не приведет к тяжелым и необратимым последствиям. С первых дней жизни такие детки очень восприимчивы, их сон неспокойный. В будущем они будут хорошо развиваться, и ничем не будут отличаться от своих доношенных ровесников.
Если поражение мозга тяжелое, у ребеночка могут пострадать сосуды и в мозгу будет кровоизлияние. Как правило, состояние деток крайне тяжелое в первые месяцы их жизни. Им не обойтись без помощи медиков и длительного пребывания в стационаре.
Пускай вас не пугает этот факт, я долго лежала с ребенком в роддоме, потом в больнице, видела, как выхаживают даже глубоко недоношенных детей, шанс быть здоровым есть у каждого, главное вера.
В результате кровоизлияния в легкой стадии страдают стенки сосудов, у маленьких может быть повышено внутричерепное давление. Это происходит из-за чрезмерного накопления жидкости в желудках, которая давит на сопутствующие ткани.
При незначительных кровоизлияниях, состояние быстро восстанавливается, жидкость из желудочков отходит, и кровоизлияния удачно рассасываются. На развитии ребеночка это может никак не отразится. Понятно, что здесь требуется лечение у специалистов, которые занимаются непосредственно недоношенными детками.
В более тяжелых случаях, у недоношенных деток возникают судороги, двигательные расстройства, гидроцефалия. Они должны обязательно наблюдаться у квалифицированных специалистов.
Родители должны наблюдать за своим ребенком, чтобы вовремя обнаружить тревожные движения, замирания, судороги. В любом случае такие дети требуют квалифицированного наблюдения и обследования. Чтобы специалист распознал тревожные приступы, сделайте домашнее видео.
Еще раз стоит сказать, что не нужно оставлять недоношенность без внимания. Обязательно лечите малыша, придерживайтесь всех врачебных рекомендаций. Даже в тяжелых случаях родители спасают своих детей и дарят им возможность расти и развиваться полноценно.
Основным критерием благополучного развития физического тела служит набор веса малыша. Физические параметры могут сильно отличаться у недоношенных деток от показателей их сверстников.
Примерно до шестимесячного возраста малыш будет плохо набирать вес. Если ребенок не поправляется и к тому же начинает терять вес, это очень плохой знак. Данное явление может быть вызвано , неправильным кормлением, либо более серьезными причинами. Обязательно посоветуйтесь с доктором, чтобы решить эту проблему.
Практически у всех недоношенных деток возникают колики в кишечнике. При этом эмоциональное состояние малыша будет очень неспокойным и тревожным. Ребенок кричит, его лицо краснеет, живот очень напряжен и вздут. Все это заканчивается обычно только после того, как приступ забирает все силы малыша.
Колики требуют обязательного медикаментозного лечения. Состояние обычно вызвано незрелостью нервно-мышечной системы, в результате чего возникает усиленное газообразование. Метеоризм может быть вызван неправильным вскармливанием.
При кормлении грудью маме необходимо избегать продуктов, вызывающих брожение в кишечнике. Почитайте мою статью о питании кормящих мам .
Очень часто недоношенные дети страдают поносами и запорами. Кишечник еще не достаточно приспособлен, чтобы полноценно переваривать пищу. Более того, медикаментозные препараты, которые назначаются недоношенным детям, могут приводить к нарушениям пищеварения.
Взрослые должны иметь достаточно терпения, чтобы дождаться, когда желудочно-кишечный тракт ребеночка созреет и придерживаться всех врачебных рекомендаций по правильному питанию и удерживанию малыша в вертикальном положении в течении пятнадцати минут после приема пищи.
Любящая мама может посредством мягкого массажа помогать крохе переносить неприятные симптомы. Ношение на руках, качание, кормление грудью по требованию – всё это в комплексе дает прекрасные результаты, дитё быстро набирает вес, растет здоровым и смышлёным.
Читайте очень важное о кормлении новорожденных:
Слабость мускулатуры и связок часто сказывается и на опорно-двигательной системе. Так, у недоношенных деток наблюдаются неправильные положения конечностей, позвоночника и головы.
Многие дети держат голову в одной позе. Это может быть обусловлено врожденным укорочением мускулатуры шеи, повреждением позвоночника, либо шейной мускулатуры при родах. Верный диагноз может установить только доктор. Чем раньше будет обнаружена проблема, тем больше шансов на выздоровление.
Если плод находился в утробе в неправильном положении и малыш родился не в срок, это чревато развитием нарушений в тазобедренных суставах. Диагноз можно установить лишь после рождения малыша. Состояние требует обязательной терапии с отведением конечностей в тазобедренном суставе.
Все недоношенные малыши в обязательном порядке осматриваются докторами ортопедами. Первый осмотр проводится в месяц жизни, второй в три и последующий в год.
Еще, очень советую вам обратиться к остеопату. Этот специалист обладает удивительной способностью чувствовать и лечить руками. Если у ребеночка имеются какие-либо отклонения, то он сразу вам о них расскажет.
Остеопаты работают очень мягко, к ним привозят деток сразу после рождения. Чем раньше выявлено отклонение, тем быстрее оно устраняется.
Итак, я рассказала вам о самых распространенных проблемах, которые довольно часто встречаются среди недоношенных деток. Все они требуют серьезного подхода и лечения. Обращайтесь только к лучшим профессионалам, к специалистам, которые занимаются диагностикой и лечением недоношенных деток.
Дорогие гости и читатели блога, я искренне желаю счастья и здоровья вашим еще совсем маленьким деткам. В этот период их жизни оно полностью зависит от вас.
Читайте:
Подписывайтесь на обновления блога и не забывайте делиться информацией в социальных сетях. Всех благ!