Открытое занятие по теме дымковская барыня. Конспект нод "дымковская барыня"

Программное содержание: Закрепить знания детей о народных промыслах. Учить детей раскрашивать полностью фигуру дымковской барышни, кофту и кокошник делать одноцветным, юбку – узорчатой; формировать умение выбирать один из вариантов узора для юбки (из полос, клеток, колец или кругов в чередовании с другими элементами); передавать особенность узора на расширяющейся книзу юбке (увеличение крупных элементов или увеличение расстояния между полосами), соблюдать подбор цветов, характерный для росписи дымковской барышни (цвет кофточки и головного убора повторяются в каких-либо элементах узора на юбке). Развивать творческие способности и эстетический вкус. Воспитывать уважение и интерес к народным промыслам.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Воспитатель МДОУ

д/с «Ландыш» г. Балашова

Каламбет Елена Борисовна

Декоративное рисование с детьми подготовительной группы

«Роспись дымковской барышни»

Программное содержание: Закрепить знания детей о народных промыслах. Учить детей раскрашивать полностью фигуру дымковской барышни, кофту и кокошник делать одноцветным, юбку – узорчатой; формировать умение выбирать один из вариантов узора для юбки (из полос, клеток, колец или кругов в чередовании с другими элементами); передавать особенность узора на расширяющейся книзу юбке (увеличение крупных элементов или увеличение расстояния между полосами), соблюдать подбор цветов, характерный для росписи дымковской барышни (цвет кофточки и головного убора повторяются в каких-либо элементах узора на юбке). Развивать творческие способности и эстетический вкус. Воспитывать уважение и интерес к народным промыслам.

Предварительная работа: Рассматривание иллюстраций и предметов декоративно-прикладного искусства, беседы о народных промыслах, заучивание стихов, частушек и пословиц о народной игрушке, д/и «Город мастеров», «Составь узор», изготовление моделей дымковской игрушки для росписи.

Наглядно-демонстрационный материал: Дымковские игрушки, картина с видом Дымковской слободы, картинки с изображением дымковской игрушки и других видов декоративно-прикладного искусства, образцы элементов дымковской росписи и цветосочетаний, варианты украшения узором юбок дымковских барышень.

Оборудование: Краски(гуашь) , кисти разной толщины, подставки, салфетки, баночки с водой, палитры, объёмные модели дымковских барышень.

Магнитофон, аудиозапись русских народных мелодий.

Ход занятия:

Дети входят под русскую народную музыку и встают на полукруг.

Восп : Здравствуйте ребята! Посмотрите, как много красивых игрушек сегодня у нас в гостях! Вы их узнали? Что это за барышни? Как называется эта игрушка?

Дети : Это дымковские барышни, это дымковская игрушка.

Восп: Правильно, а что же мы знаем об этой яркой нарядной игрушке.

(перед детьми картина с видом Дымковской слободы)

Погляди-ка на картинку. Что за деревенька в дымке?

(дети читают стихи о дымковском промысле)

  1. У дороги ели спят в инее седом

Спят деревья, спит река, скованная льдом.

Мягко падает снежок, вьется голубой дымок

Словно в дымке все кругом, голубые дали…

  1. И село родное люди «Дымково» назвали.

Там любили песни, пляски.

В том селе рождались сказки.

Вечера зимою длинны и лепили там из глины.

  1. Все игрушки – непростые,

А волшебно – расписные

Белоснежны, как берёзки,

Кружочки, клеточки, полоски.

  1. Простой, казалось бы, узор,

А отвести не в силах взор.

И пошла о Дымке слава,

Заслужив на это право!

  1. Говорят о ней повсюду.

Удивительному чуду мы поклонимся не раз!

И о дымковской игрушке

Мы ведем сейчас рассказ.

Восп : Молодцы, ребята! А сейчас я предлагаю вам найти картинки с изображением дымковской игрушки среди тех, которые висят по всей группе. Необходимо найти картинку и обосновать свой выбор. Внимательнее, не ошибитесь!

(дети рассматривают картинки, висящие на крестах (по Базарному), выбирая нужные среди картинок, с изображением разных народных промыслов и обосновывают свой выбор)

Восп : Молодцы! Все картинки правильно выбрали!

Восп : Предлагаю вам сегодня стать мастерами по дымковской росписи. Давайте рассмотрим особенности дымковского узора.

Вопросы:

  1. Что у барышень окрашено одним цветом?
  2. А что украшено узором?
  3. Какие элементы использованы для украшения юбки?
  4. Какие цвета присутствуют?
  5. Есть ли в узоре на юбке такие же цвета, как у кофточки и кокошника?
  6. У всех ли кукол повторяются цвета?
  7. Как вы думаете, почему кольца и полоски книзу увеличиваются?

Воспитатель обобщает ответы детей:

*Цвета повторяются, поэтому нет ненужной пестроты.

*Особенность узора: кольца увеличиваются книзу юбки и расширяются расстояния между полосками.

Восп: А сейчас, предлагаю пройти в мастерскую и украсить дымковским узором модели барышень, которые мы с вами изготовили.

Но что же это – мастерская закрыта?!

Чтобы попасть в мастерскую, необходимо ответить на 3 вопроса:

  1. Как называется праздник – ярмарка, где люди продавали свои изделия?
  2. Почему этот народный промысел называют дымковским?
  3. А где сейчас находятся мастерские, где делают дымковскую игрушку?

Восп : Мастерская открыта – проходим и приступаем к работе.

Давайте разомнем пальчики и проверим осанку.

Разминка : пальчиковая гимнастика «Дымка»

Нас лепили мастера, нас раскрашивать пора. Дети разминают Кони, барышни, барашки – все высоки и стройны. руки и выполняют Кружочки, клеточки, полоски на боках у нас видны. движения со словами

(дети украшают узором модели барышень (во время рисования звучит народная музыка) , по окончании работы ставят их «хороводом» на стол в центре группы и встают вокруг него, рассматривают какие получились красивые барышни).

Восп : Ай да, барышни у нас получились! Настоящие - дымковские!

Анализ детских работ:

Восп: Кто хочет рассказать о своей работе? У какой барышни верно подобраны и красиво сочетаются цвета? А какая барышня отличается от всех остальных? Почему? Чья работа больше всего понравилась? Почему?

Восп : Да, ребята, барышни у вас получились нарядные и веселые, как музыка, под которую они будут водить свой хоровод! Давайте вместе с ними заведем веселый хоровод!

Кто трудился от души – веселись теперь, пляши!

(дети под музыку водят хоровод вокруг своих барышень).


(Подготовительная группа)

Интеграция образовательных областей: «Познание», «Коммуникация», «Чтение художественной литературы», «Художественное творчество».

Виды детской деятельности: познавательно-исследовательская, игровая, коммуникативная, продуктивная.

Цели: познакомить детей с одним из видов народно-прикладного искусства- дымковской глиняной игрушкой; учить выделять элементы росписи, ее колорит, мотивы и композицию узора на изделиях: создавать необходимые условия для последующего самостоятельного использования детьми знаний об особенностях дымковской росписи в декоративном рисовании: развивать эстетический вкус формировать интерес и любовь к народному творчеству, бережная отношение к традициям народа.

Материалы к занятию и оборудование: магнитофон, аудиозаписи песен: «Барыня»; мольберт, дымковские игрушки, образцы построения дымковских узоров. Гуашь, вода, палитра, кисти, подставки для кисточек, салфетки (сушить кисть), силуэты дымковских барышень, ½ альбомного листа для черновика.

Ход занятия:

Звучит русская народная песня «Барыня». Дети садятся на банкетки перед столом, на котором стоят дымковские игрушки.

Воспитатель: Ребята, у нас сегодня гости! Слышали как они весело поют.

Воспитатель обращает внимание детей на дымковские игрушки, стоящие на столе.

Воспитатель: Вспомните откуда приехали эти игрушки и как они называются.

Ответы детей.

Воспитатель: Верно, ребята, эти игрушки из села Дымково и называются они Дымковскими народными игрушками. Ребята, а из какого материала сделаны эти игрушки.

Ответы детей.

Воспитатель: Молодцы ребята, дымковские мастера мастерят игрушки из глины, а потом расписывают их дымковскими узорами. А ведь вы знаете стихи о дымковских игрушках. Давайте их вспомним, гостям будет приятно их услышать.

Ребенок 1:

Ели спят у большака

В инее седом,

Спят деревья, спит река,

Скованная льдом.

Мягко падает снежок,

Вьется голубой дымок.

Дым из труб идет столбом,

Точно в дымке все кругом.

Голубые дали.

И село большое Дымково назвали.

Ребенок 2:

Там любили песни, пляски.

В селе рождались чудо-сказки.

Вечера зимою длинны

И лепили там из глины

Все игрушки не простые,

А волшебно-расписные.

Ребенок 3:

Белоснежны, как березки,

Кружочки, клеточки, полоски - Казалось бы простой узор,

Но отвести не в силах взор!

Ребенок 4;

Посмотри, как хороша

Эта девица-краса:

Тугая черная коса,

Щеки алые горят,

Удивительный наряд.

Сидит кокошник горделиво.

Водоноска так красива,

Как лебедушка плывет, песню тихую поет.

Воспитатель: А вам бы, ребята, хотелось бы стать дымковскими мастерами и расписать свою дымковскую барышню.

Ответы детей.

Воспитатель: Но прежде, чем начинать расписывать барышню, давайте вспомним, какие краски используют дымковские мастера при росписи дымковских народных игрушек.

Ответы детей.

Воспитатель: Молодцы, ребята, верно, подметили, что народные умельцы из села Дымково использовали яркую, праздничную гамму цветов. По белоснежному фону они наносили узоры красной, оранжевой, желтой, синей, голубой, зеленой красками.

А какие элементы дымковского узора вам известны?

Ответы детей.

Воспитатель: Верно, это полосы и линии разного характера, круги, кольца, мазки, черточки. Другими словами, дымковские игрушки расписаны геометрическим узором.

При составлении узора дымковские мастера соблюдали определенные правила. Давайте назовем их.

Ответы детей.

Воспитатель: Молодцы ребята, линейный узор строится из полос и линий расположенных вертикально или горизонтально.

Часто мастера используют в узоре клетку, сочетание горизонтальных и вертикальных полос и иллиний.

Линейный узор дополняется другими элементами: кругами, мазками, точками, черточками.

Иногда юбки барышень состоят из кругов и колец расположенных в шахматном порядке или строго друг под другом, словно крупные бусины нанизанные на невидимую нить.

Но прежде чем начать работу давайте отдохнем и поиграем.

Дети встают перед банкетками, проводится физкультминутка.

Воспитатель:

Наши руки крендельком,

(Руки на поясе.)

Щеки будто яблоки.

(Руками касаемся щек.)

С нами издавна знаком

(Руки вперед ладонями вверх.)

Весь народ на ярмарке.

(Руки разводят в стороны.)

Дымковские барыни

(Руки на пояс.)

Всех на свете краше.

(Делают пружинку с поворотом туловища вправо и влево.)

А гусары баловни - Кавалеры наши.

(Выполняют движение «Ковырялочка».)

А сейчас, ребята, я приглашаю вас в нашу художественную мастерскую.

Дети садятся за столы.

Воспитатель: Ребята, наши барышни собрались на праздник, а юбки у них не нарядные, не праздничные. Давайте им поможем и украсим юбки дымковскими узорами. Чтобы наряд порадовал красавиц, вам нужно подумать какими цветами вы будете рисовать, какие элементы будут в узоре.

И только после этого приступайте к работе.

На черновике нарисуйте выбранные элементы, так вы вспомните последовательность их рисования.

Старайтесь, чтобы работы были аккуратными. При работе не набирайте на кисточку много краски, лишнюю воду с кисточки промакивайте о салфетку. Помните, что тонкие линии и точки рисуем кончиком кисти и без нажима, а полосы с нажимом. Чем сильнее нажим, тем шире будет полоса.

Самостоятельная работа детей.

Детские работы выставляются для общего обзора на мольберте. Предлагает детям выбрать понравившихся им барышень и обосновать свой выбор.

Воспитатель: Сегодня вы еще раз встретились с дымковскими народными игрушками, побывали в роли дымковских мастеров.

Воспитатель хвалит тех ребят, которые внесли в свои рисунки интересные дополнения.

Воспитатель: Молодцы, ребята, вы успешно справились со своей работой. Ваши дымковские барышни очень красивы и нарядны, теперь они смогут пойти на праздник.

Конспект занятия по рисованию для детей 5-6 лет "Дымковская барышня"

Конспект занятия по рисованию "Дымковская барышня", старшая группа

Описание работы: конспект занятия по росписи дымковской игрушки в старшей группе, занятие предусматривает практическую деятельность детей – роспись бумажной барышни; конспект содержит подробное описание занятия, сюрпризный момент для детей.
Цели: Знакомить с росписью дымковской игрушки (барышни).
Задачи:
1. выделять элемент узора (прямые, пересекающиеся линии, точки, мазки);
2. равномерно покрывать лист, слитными линиями (вертикальными и горизонтальными), в образовавшихся клетках ставить мазки, точки и другие элементы;
3. развивать чувство ритма, композиции, цвета;
4. воспитывать чувство прекрасного.
Материалы и оборудование: Картины с изображением дымковских игрушек, фигурки дымковских игрушек, образец, шаблон барыни из картона, краски (гуашь, акварель), кисти, салфетки, стаканы с водой.

Ход занятия:

1. Организационный момент: входит воспитатель в образе дымковской барыни.
-Здравствуйте ребята! Я сегодня пришла к вам из дымковской страны, где живут разные игрушки: индюки, козлики, олени, барашки, птички и прекрасные барышни.
Такую красоту делают в селе Дымково, откуда я родом.
Там любят люди песни, пляски
В селе рождаются чудо-сказки.
Вечера зимой длинные,
А лепят там из глины
Игрушки не простые,
А дымковские, расписные.
2.-Для чего нужны дымковские игрушки? (ответы)
- Есть игрушки, которыми играют, а есть те, которыми жилища украшают. Их берут в Дымково. Скоро будет там проходить чудо-ярмарка, где можно встретить волшебство. Ярмарка – веселое место, где люди покупают и продают свой товар.
- Посмотрите на игрушки, которые я принесла.
- Какое настроение эти игрушки создают? Почему веселое, радостное? (игрушки светлые, яркие). Давайте лучше присмотримся. Какого цвета в них больше? (белого) Какие еще есть цвета? Игрушки делают из глины красного цвета, но потом их раскрашивают белым и рисуют красивые узоры. Назовите узоры (точки, кружки, клетка, колечки, дуги, прямые, волнистые линии). Узоры простые, но выбраны не случайно. Есть в них особый смысл (круги-солнце, волнистая линия – вода, маленькие кружочки – семена). Люди верили, что эти символы будут оберегать их жилища, детей, урожай.
3. Физкультминутка
Кисточку возьмем вот так:
Это трудно? Нет, пустяк.
Вверх - вниз, вправо - влево
Гордо, словно королева,
Кисточка пошла тычком,
Застучала «каблучком».
А потом по кругу ходит,
Как девицы в хороводе.
Вы устали? Отдохнем
И опять стучать начнем.
Мы рисуем: раз, раз...
Всё получится у нас!
(Рука опирается на локоть, кисточку держать тремя пальцами, выше металлической части. Выполнять движения кистью руки. Кисточку ставить вертикально. Сделать несколько тычков без краски).
4. Давайте тоже научимся расписывать игрушки. Вы хотите попробовать? Предлагаю нарисовать узоры на платье барышни. У меня есть заготовки. Я нарисовала барышню на картоне и раскрасила некоторые детали, чтобы вам было интереснее. Вырезаем барышню. Делаем это аккуратно.
Вырезаем барышню.


Посмотрите на образец. Какой цвет вы будете использовать? Какой лишний на ваших столах? Какие узоры вы будете рисовать? (Волнистые линии, круги и точки). Давайте вспомним, как мы рисуем круги. Берем большую кисть, смачиваем водой, излишки воды убираем с помощью тканевой салфетки, набираем краску и рисуем круг большой. Маленькие круги мы рисуем с помощью ватной палочки, делаем «тычки».


5. Когда работы готовы, мы даем им высохнуть и внимательно рассматриваем.
- Давайте рассмотрим наши работы. У кого какие были затруднения при выполнении задания? Какие узоры легче рисовать, а какие труднее.



Подведем итог нашего занятия:
- О чем мы сегодня с вами говорили, ребята? Что делали? Как называется игрушка, если на ней изображены именно такие узоры? (Дымковская) Почему? (Придумали в селе Дымково).
Спасибо вам, ребята! Вы сегодня очень старались! Молодцы! Спасибо и вам гости дорогие. Будем рады видеть вас еще у нас.
Литература:
Русские художественные промыслы, самые красивые и знаменитые. М., Мир энциклопедий Аванта+, изд. Астрель, 2010.
Традиционная глиняная игрушка Русского Севера. Раздел Ш. Вятская игрушка, М., 2009.
Киселева Г. Г., Шаклеин С. П. Дымковская игрушка на рубеже столетий. Киров (Вятка), 2007
Дьяконов Л. В. Дымковские глиняные расписные, изд. «Художник РСФСР», Л., 1965

Конспект открытого занятия

Тема: «Дымковская барыня»

(лепка из соленого теста)

Тип занятия: комбинированное.

Форма занятия: традиционная.

Методы организации занятия: словесный метод (объяснение, рассказ); метод наблюдения; проектно-конструкторский метод(создание произведений декоративно – прикладного искусства); наглядный метод(рисунки, демонстрационный материал)

Познакомить с элементами женской одежды на примере дымковской игрушки.

Закреплять знания обучающихся о характерных особенностях дымковской игрушки, формировать умение создавать узоры по собственному замыслу, используя разнообразные приемы работы кистью. Учить выделять элементы геометрического узора дымковской росписи (круги, прямые и волнистые линии, клетка, точки – горошины).

Развивать эстетическое восприятие, чувство ритма, цвета, творческие способности. Углублять эстетические познания о народном декоративно – прикладном искусстве.

Воспитывать любовь к народному искусству, дать возможность обучающимся почувствовать себя народными мастерами.

Материал и оборудование для педагога: наглядный материал (изображения дымковских игрушек, готовое изделие), технологическая карта поэтапного выполнения изделия.

Материал и оборудование для обучающихся: горлышко от пластиковой бутылки, соленое тесто, краски, кисти, баночки с водой, клеенка, колпачки от фломастеров, стеки.

Ход занятия:


1.Приветствие. Перед началом занятия приветствие всех участников занятия.

2.Повторение пройденного материала.

Мы игрушки разные,

Складные, да ладные,

Мы повсюду славимся,

Мы ивам понравимся.

(П. Синявский)

Сегодня мы говорим об игрушках. Но не об обычных, а о народных. Издавна славится наша Родина своими мастерами. Где бы мы ни были – везде встретим чудо – мастеров, умеющих превращать природные материалы в удивительные творения. Места, где живут эти мастера, называют центрами народных промыслов. Их много.

Я предлагаю вам вспомнить, какие народные промыслы вы знаете, для этого я предлагаю игру. Я буду загадывать загадки, а вы должны будете их отгадать.

Рядом разные подружки,

Но похожи друг на дружку.

Все они сидят друг в дружке,

А всего одна игрушка. (матрешки)

Распустились синие цветы,

Развернулись синие листочки.

Не в саду, не в лесочке, не в поле,

А на белоснежном фарфоре.

Что это за роспись? Это роспись….. (гжель)

Золотым и алым цветом

Эта чаша расцвела.

Солнцем, ягодами, летом

Вдруг наполнилась она!

Угадаешь, что за чудо?

Это чудо – ….. (хохлома)

3. Введение в предлагаемый образовательный материал.

Сегодня мы более подробно узнаем о дымковской игрушке.

Чем знаменито Дымково?

Игрушкою своей.

В ней нету цвета дымного,

А есть любовь людей.

В ней что – то есть от радуги,

От капелек росы.

В ней что – то есть от радости,

Гремящей, как басы.

(В. Фофанов)


4. Предлагаемый образовательный материал. Стимулирование интереса обучающихся.

Ласково и нежно называют в народе эту игрушку – дымка. Откуда же такое удивительное название?

На низком берегу реки Вятки, напротив города Кирова, расположилась старинная деревянная слобода Дымково. С незапамятных времен, здесь, в малоплодородной местности с суровым климатом, занимались лепкой глиняных игрушек.

Этот промысел был исключительно женским. Осенью в лугах готовили красную глину, на отмелях реки – чистый песок. Глиняные игрушки делали зимой и ранней весной, когда шла подготовка к весенней ярмарке.

Смешав глину с песком и водой, тщательно месили до получения однородной массы. Из глиняного теста лепили сначала большие основные части игрушки и отдельно мелкие, которые затем прилеплялись и примазывались с помощью мокрой тряпки. Вылепленная игрушка сушилась 2-4 дня при комнатной температуре и обжигалась в русской печи. Чтобы обжечь игрушки, печи топили до поздней ночи, и вся слобода была в дыму, в дымке. От этого и возникло название Дымково, а игрушки стали называться дымковскими. После остывания изделие покрывалось смесью из мела и молока. К работе готовились 6-10 красок, для чего красочный порошок растирали на чугунной плите, добавляя немного воды, а перед росписью и цельное яйцо.

Предлагаю посмотреть изображение дымковских игрушек (демонстрация изображений дымковских игрушки):

Дымковские кавалеры, генералы, с чувством собственного достоинства, чаще изображаются верхом или в паре с барыней.

С лентами да бантами,

Да под ручку с франтами

Мы гуляем парами,

Проплываем павами.

(П. Синявский)

Особой выдумкой отличаются игрушки, изображающие животных и птиц. Дымковские кони с пышной гривой и хвостом.

Необычный образ петушка. Он кажется экзотическим, со своим пышным хвостом и гребнем. На его груди всегда сияет круг – символ солнца.

Посмотри, как хороша,

Эта девица – душа.

Щечки алые горят,

Удивительный наряд.

(народное творчество)

Дымковская барыня очень нарядная. На голове непременно – кудри, кокошники и шляпки. На плечах – пышные рукава. По низу юбки или передника – оборки. В руках – сумочка, зонтик, собачка, коромысло и т. д. По белому фону мастерицы щедро «разбрасывали» круги, клетки, крупные и мелкие горошины, прямые и волнистые линии.

И по сей день, дымковская игрушка продолжает радовать нас своей яркостью, красочностью, праздничностью.

5. Закрепление полученной информации. Творческая часть занятия.

Предлагаю вам сегодня стать народными мастерами и выполнить фигурку дымковской барыни.

Для работы нам понадобятся горлышко пластиковой бутылки с пробкой, соленое тесто, стеки, баночки с водой, краски, кисти, колпачки от фломастеров. Повторение на занятиях при работе с соленым тестом, кистью и красками. Обращается внимание на аккуратность и аккуратность на рабочем месте. Работа выполняется по этапам. Педагог обращает внимание обучающихся на технологическую карту на доске. Каждый шаг объясняется. Выполнение работы обучающимися корректируется по ходу занятия.

Этапы выполнения дымковской игрушки:

1.На поверхность горлышка от пластиковой бутылки примазываем тонкий слой соленого теста.

2.Скатываем шарик из теста и сплющиваем его с двух сторон. Размещаем его на пробку от пластиковой бутылки с боку. Получаем кокошник.

3.Берем два одинаковых кусочка соленого теста. Раскатываем их в жгутики и переплетаем между собой. Размещаем около кокошника. Получаем волосы.

4.Берем кусочек теста побольше. Скатываем шарик. Сплющиваем и размещаем спереди поделки. Получаем передник.

5.Скатываем два одинаковых небольших шарика и размещаем по бокам от пробки. Получаем рукава.

6.Скатываем два одинаковых жгутика и примазываем около рукавов. Получаем руки.

7.Оформляем работу. С помощью колпачков от фломастеров делаем штампы на наряде барыни. Раскрашиваем игрушку красками.

6. Выставка работ обучающихся.


Татьяна Бондарева
Конспект НОД по декоративному рисованию «Дымковская барыня» в группе старшего возраста

КОНСПЕКТ НОД «ДЫМКОВСКАЯ БАРЫНЯ » (ДЕКОРАТИВНОЕ РИСОВАНИЕ ) В ГРУППЕ ДЛЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ВОЗРАСТА .

Воспитатель : Бондарева Т. В.

Цели :

Учить детей украшать силуэты изделий элементами дымковской росписи , подбирая цвет для узора. Формировать интерес к рисованию и народным традициям.

Задачи :

Образовательные :

Продолжать знакомить детей с народно-прикладным искусством (роспись по мотивам дымковской игрушки ) .

Закреплять умение рисовать простейшие элементы дымковской росписи (полосы, круги, точки, волнистые линии) .

Воспитательные :

Воспитывать аккуратность, эстетический вкус, самостоятельность.

Развивающие :

Развивать творчество, эстетический вкус, умение внимательно слушать воспитателя, моторику руки.

Подготовительная работа :

Рассказ об истории возникновения дымковской игрушки ; рисование отдельных элементов дымковской народной росписи ; роспись отдельных частей дымковской барыни (передника) разными способами.

Материалы и оборудование :

Мольберт, доска, иллюстрации дымковских игрушек , дымковские игрушки (индюк, барыня , мешочек с игрушкой, музыкальная колонка, палитра цветов, используемых в дымковской росписи , образцы основных элементов, клеенки, краски (гуашь, кисточки, вода, палитра.

Ход НОД:

Приветствие.

В-ль : Здравствуйте, ребята. Меня зовут Татьяна Викторовна. Я работаю воспитателем в нашем детском саду, в другой группе . В моей группе ребята постарше вас , они любят рисовать , делать разные поделки. Но я слышала, что у вас тоже очень талантливые дети – настоящие художники. Мои дети очень хотели прийти к вам в гости и полюбоваться на ваши работы, но сейчас они занимаются. Поэтому они попросили, чтобы мы с вами нарисовали для них рисунки и я бы отнесла эти рисунки им. Вы согласны?

Выход на тему.

Раздаются звуки народной музыки.

В-ль : Что это? Откуда эта музыка? Какая это музыка? (веселая, задорная, народная, плясовая, праздничная) . Скажите, для какого праздника подходит эта музыка? (Для народного) . А как называется народный праздник? (ярмарка) .

Вы угадали. Я была на ярмарке и один мастер передал мне для вас вот этот мешок с игрушкой. А что это за игрушка, не сказал. Говорит : «Пусть ребята попробуют определить наощупь, что там спрятано.» Справимся мы с этим заданием? (да) .

Дети ощупывают мешочек с игрушкой внутри. Определяют, что там лежит (кукла) .

В-ль : А как вы думаете, какая это кукла? (дети высказывают свои предположения) . Давайте посмотрим, что же это за кукла.

В-ль достает из мешочка дымковскую барыню .

Посмотрите, чем украшена фигурка куклы? (кругами, полосами, точками) . Какие цвета использовал мастер для росписи этой игрушки? (красный, желтый, зеленый, синий) .

Как называется этот вид росписи? (дымковская роспись ) .

Рассказ в-ля о дымковской игрушке :

Приготовьте, детки, ушки,

Это интересно знать :

Все о дымковской игрушке

Я хочу вам рассказать.

В Дымково , вблизи от Вятки,

Лет четыреста назад

К празднику весны «Свистунье»

Их лепили стар и млад .

Эти вятские игрушки

Словно радуга весной.

Посмотрите : вот индюшка,

Хвост, как веер расписной.

Рядом барышня – красотка

Подбоченившись стоит :

Фартук, юбка и кокошник-

Все сверкает и горит.

Скоморохи, водоноски,

Барыни и петухи-

Украшают их полоски,

Клетки, точки и круги.

Красный, желтый и зеленый,

Алый, синий, голубой.

Все цвета на белом фоне

Этой дымки расписной .

Знает промысел народный

Вся страна и целый мир.

Все увидели сегодня

Этот русский сувенир.

Расписывание силуэта дымковской барыни (показ воспитателя) .

В-ль обращает внимание детей на основные элементы и на то, что можно их выбирать на свое усмотрение. Поэтому у каждого мастера игрушка получается неповторимой, особенной.

Расписывание детьми силуэтов дымковской барыни .

Сейчас вы сами попробуете побыть мастерами-художниками и расписать такую игрушку. А помогут нам в этом наши золотые ручки. Приготовьте их.

Физминутка.

Вот помощники мои,

Их как хочешь поверни.

Раз, два, три, четыре, пять.

Начинаем рисовать .

Дети расписывают силуэты дымковских барышень .

Подведение итогов, рефлексия.

Все вы молодцы, настоящие мастера.

Про ваших дымковских барышень можно сказать :

«Посмотри, как хороша

Эта девица-душа :

Щечки алые горят,

Удивительный наряд!»

Я думаю, вы без труда отгадаете загадку :

«Руки в боки, крендельком-

Ходит девица пешком.

Что это за игрушка?»

(дымковская барыня ) .

Вы молодцы, у вас получились яркие, красочные, нарядные игрушки. Думаю, ребята из моей группы будут очень рады посмотреть на такие работы. Спасибо вам, ребята.

Публикации по теме:

«Дымковская роспись». Конспект занятия по декоративному рисованию в средней группе «Дымковская роспись». Конспект занятия по изобразительной деятельности (декоративное рисование) в средней группе. «Дымковская роспись».

Открытое занятие в старшей группе. МАДОУ "Теремок" город Светлогорск. Подготовила воспитатель Ростовцева Е. Г. Цель: формировать понятия о.

Из опыта работы «Использование дидактических игр в обучении декоративному рисованию детей старшего дошкольного возраста» В связи с утверждением и введением в действие Федеральных государственных образовательных стандартов дошкольного образования к структуре.

Конспект НОД по декоративному рисованию для детей старшего дошкольного возраста «Ключик для Буратино» Конспект НОД по декоративно у рисованию «Украшение золотого ключика для Буратино» Задачи: 1. Закреплять у детей умение рисовать простейшие.

Конспект НОД по декоративному рисованию «В гостях у Петушка» в средней группе Программное содержание: Способствовать развитию познавательной активности, мелкой моторики, воображения, творческих способностей, игровой.