Повышение самооценки подростка рекомендации психолога. Будьте реалистичны в своих ожиданиях

Несмотря на то что место родителей в этот период занимают новые авторитеты, их поддержка крайне необходима подростку. Совместно с психологом, автором серии книг «Ленивая мама» Анной Быковой разберемся, как родители могут помочь ребенку сформировать здоровую, адекватную самооценку.

Самооценка подростка

Как только ребенок начинает осознавать себя как отдельную личность (примерно в возрасте двух-трех лет), у него появляется чувство «Я», формируется знание о себе, например: «Я Миша, я мальчик». Вместе с этим появляется вопрос: «А какой я?»

Восприятие ребенком себя: «Я хороший. Я умный. Я любимый» или «Я плохой. Я вредный. Я всем мешаю» - зависит от того, какую оценку окружающих он слышит. В подростковом возрасте происходит смещение фокуса внешней оценки. Если в дошкольном возрасте на самооценку преимущественно влияют родители, в младшем школьном возрасте - учителя, то в подростковом возрасте ответ на вопрос «А какой я?» ищут у сверстников.

Если сверстники признают его красивым, веселым, умным, его самооценка растет. Если реакция сверстников негативная или вовсе отсутствует (никто не замечает ребенка), самооценка ползет вниз.

Авторитет родителей падает, и их возможность влиять на самооценку ниже, чем была раньше. Сколько бы мама ни убеждала дочь, что она красивая, сомнения в привлекательности у девочки все равно остаются, если ни один мальчик в школе не обращает на нее внимания. Но это не значит, что не нужно пытаться помогать ребенку.

Что делать родителям

1. Не усугублять и не критиковать. Подросток и без того не уверен в собственной привлекательности, а если сомнения подтвердят родители, то самооценка упадет окончательно. Нельзя критиковать даже из благих побуждений: «Какая красивая у тебя подружка. Зато ты у меня умная. Зря ты с ней все время проводишь. Она с такой внешностью замуж быстро выскочит. Ей, может, учеба и не к чему, а тебе в университет поступать. Ты, дочка, лучше учись». Что при этом слышит девочка? Только то, что она некрасивая.

2. Помогать ребенку почувствовать себя красивым. В подростковом возрасте значимость внешности возрастает. Родители могут предложить пойти к стилисту, подобрать прическу, одежду, привести в порядок зубы и кожу. Бывает, что мальчики сильно переживают из-за высыпаний на коже, но стесняются сказать о своей проблеме. А родители уверены, что все в порядке, что их сын выше того, чтобы переживать из-за таких «пустяков». Пристального внимания этому уделять не стоит, но предложить вместе сходить к косметологу - идея хорошая.

3. Поддерживать подростка. Не забывать хвалить, а если повода для похвалы пока нет, можно выдавать кредит доверия: «Я вижу твой потенциал. Я знаю, что ты способный. Я в тебя верю». Особенно важна поддержка родителя того же пола. Только папа или другой авторитетный для мальчика мужчина может дать совет, как общаться с девушками или вести себя в «стае».

Родитель должен транслировать две важные идеи: «Я классный» и «Ты тоже классный. Даже чуть-чуть лучше меня»

4. Обращать внимание на свою самооценку. Ребенок часто идентифицирует себя с родителями, поэтому взрослый должен транслировать две важные идеи: «Я классный» и «Ты тоже классный. Даже чуть-чуть лучше меня».

5. Создавать возможности для новых знакомств: кружки, секции, лагерь отдыха, путешествия. Попадая в новый коллектив, ребенок может по-новому раскрыться. Люди увидят другую его сторону, а он посмотрит на себя их глазами. Бывает так, что в школе у ребенка не сложились отношения с одноклассниками, он ни с кем не общается. Но при этом в театральном кружке все в восторге от его таланта и чувства юмора. Чем шире круг общения, тем больше разных граней личности раскрывается и тем объемнее становится представление о себе.

При этом надо научить его разбираться в людях. Когда подростки меняют круг общения, самооценка может измениться не в лучшую сторону: например, из заниженной или адекватной - в завышенную.

Неадекватно завышенная самооценка - следствие сильной внутренней уязвимости

На первый взгляд может показаться, что чем выше самооценка, тем лучше. Но у неадекватно завышенной самооценки могут быть негативные последствия. Такому подростку бывает сложно устанавливать дружеские связи. Другим рядом с ним некомфортно, они чувствуют себя неполноценными и стремятся избежать общения.

Корректировать такую самооценку, как ни странно, можно так же, как завышенную, ведь «корона» - следствие сильной внутренней уязвимости. Из страха, что другие сочтут его никчемным, ребенку хочется непременно стать круче, проявить себя самым лучшим образом, доказать всем свою замечательность. При здоровой самооценке такой потребности обычно не возникает. Формирование здоровой самооценки - процесс небыстрый и достаточно трудоемкий, и важно, чтобы пройти этот путь ребенку помог уверенный в себе и неравнодушный взрослый.

Об авторе

Рассказывает эксперт национального ресурсного центра наставничества «МЕНТОРИ» «Рыбаков Фонда» Ольга Давыдова.

Адекватная самооценка - это то, от чего зависит успешность (и счастливый комфорт, что куда важнее) ребенка в учебе, хобби, общении со сверстниками, одноклассниками, друзьями и родителями.

Когда речь заходит о современном поколении, можно услышать две противоположные точки зрения. Первая: «Ох уж эти дети-интроверты, сидят дома и носу за дверь не кажут». Вторая: «Ох уж эта наглая молодежь, им бы корону с головы снять!»

Способ 1. Проверить, не созданы ли завышенные условия

Если ваш ребенок выказывает тревожные симптомы (высказывания в стиле «Я ничтожество», депрессии, скрытность, цинизм), для начала проанализируйте причину. Дело может быть банально в том, что ваши требования просто несоизмеримы с возможностями.

В 5-6 классе Оля была круглой отличницей и любимицей педагогов. Откровенная нелюбовь всего класса не мешала ей участвовать в конкурсах и яростно тянуть руку раньше всех, надоедая вопросами «А что дальше?». Тем не менее и сама Оля, и родители понимали, что позиция «лучшая» скорее ситуативная, а межличностные отношения, которые сложились в классе (доходило до драк с «выскочкой»), не доведут до добра. Олю перевели в гимназию соседнего города, программа которой отличалась повышенным уровнем сложности. И что вы думаете? В 7-м классе у Оли начались проблемы с самооценкой. А как вы хотели? 30 человек в классе, и все «гении», «выскочки» и активисты.

Подумайте, что, возможно, просто окружение вашего ребенка изменилось: вы перевели его в лицей , класс стал профильным - математическим, одноклассники поголовно ходят к репетитору по- английскому. У подростка может вполне справедливо возникнуть комплекс неполноценности. Не предъявляйте ему завышенных требований и никогда не сравнивайте с другими в его пользу. Проанализируйте ситуацию вместе.

Способ 2. Мнение ровесников

Для подростков мнение ровесников истина в высшей инстанции. Так что если «Катя, Вася и Марк сказали, что я выгляжу как идиотка», то ваше мнение вряд ли поможет исправить ситуацию. Увещевания в стиле «Ты кому больше веришь?» не помогут. Доверяет-то ваш ребенок вам, а вот верит молодежи вокруг. И ругать его за это не стоит. В случае если внешний вид действительно сильно влияет на самооценку вашего подростка, лучше пойти ему навстречу . Но только если он сможет аргументировать, почему зеленый цвет волос нужен именно ему, а не его одноклассникам.

Подумайте на семейном совете, что вам важнее: забитая девочка-подросток с убитой самооценкой или принципы, что драные джинсы или неформальная одежда - не для семьи Ивановых. Ребенок перерастет и цвет волос, и корсеты, и ушки на ободке.

Другой случай, если в школе имеет место реальная травля. За национальность, за смешные дефекты речи, за то, что отличница/худая/толстая, - выбор у детей жесток и специфичен. Присмотритесь к тем, с кем ваш подросток общается, и если вы выясните, что его низкая самооценка является результатом целенаправленной травли, то просто переводите его в другую школу. Психика у детей ломается очень просто, так что новый виток войны за справедливость можно отложить, лучше действовать.

Способ 3. Хвалите

Вы же любите, когда начальник вас хвалит? Пусть не дает повышения, пусть KPI не выполняются, так как безбожно завышены! Но одно маленькое «Умница!» и «Спасибо, ты настоящий лидер» заставляют вас улыбнуться и порадоваться за себя искренне. И ведь, заметьте, начальники не хвалят просто так - только за дела.

То же самое с подростком. За хорошее - хвалите, за недостойное - ругайте, чтобы не сбить ценностные ориентиры. Главное - никогда не переходите на личности, ведите речь только о поступках. Не «Саша, ты идиот», а «Саша, было очень неразумно забывать ключи дома». И не «Катя, не веди себя как дура!», а «Катя, тебе совсем не к лицу так убиваться из-за четверки».

«Ты не можешь, что ли?», «Даже Сашка из соседнего двора может, соберись!», «Разве так себя ведут девочки?»

Во-первых, любая гендерная привязка качеств «Ты же девочка, будь аккуратнее», «Ты же мальчик, будь сильнее» урон для самосознания ребенка. Аккуратным и сильным надо быть, потому что ты хороший человек, «мой любимый сын» и «я за тебя беспокоюсь».

Во-вторых, любое сравнение с другим ребенком/человеком наносит огромный удар по самооценке . Никогда не сравнивайте тех, кого любите, с другим объектом внимания. Если муж вам скажет: «Света, не сомневайся в себе, ты красавица, вот Катя, моя коллега, не сомневается же, всегда уверена и оттого притягивает взгляды!» - вряд ли это поднимет вам настроение. Что за Катя? При чем тут Катя? Почему я должна быть похожа на Катю?

Как это НАДО делать

В зависимости от возраста ребенка у вас есть две модели поведения: «Давай вместе» и «У тебя обязательно получится, давай попробуем еще раз, а если что, я тебе помогу».

Если ребенок не достаточно взрослый, вы можете попробовать преодолевать трудности вместе. Если же речь идет о подростке, то не стоит делать за своего сына или дочь то, что он или она могут сделать самостоятельно. Такая борьба с трудностями не пойдет на пользу самооценке, так как чувство удовлетворения от решения сложной задачи не придет. Вы можете подсказывать и направлять, но поддержка не должна быть избыточной.

Способ 5. Развивайте свой талант

У каждого человека есть талант, или, говоря языком предпринимателей, конкурентное преимущество. Можно бесконечно пытаться улучшить то, что не получается, - об этом речь шла в предыдущем пункте про преодоление трудностей. Но усиление «любимых» сторон - это ваш шанс получить уверенного в себе ребенка.

Итак, если ваш ребенок отлично рисует - отправьте его на курсы, а если любит футбол - запишите в команду и найдите хорошего тренера. Если вы сами хорошо шьете - начните делать авторские игрушки и делитесь успехами с друзьями. Если хорошо получаетесь на фото - отправляйтесь на городскую или студийную фотосессию

4. Сходите в театр или в музей, обязательно в компании, чтобы потом обсудить увиденное. Попробуйте написать эссе по этой же теме.

5. Запишитесь в спортзал, начните бегать или занимайтесь дома. Ежедневная гордость за преодоленные трудности вам обеспечена.

6. Сделайте что-нибудь не характерное для вас: сходите в тир, постреляйте из лука, если же вы и так завидный «силовик», то отправляйтесь на бал - историческую реконструкцию.

7. Заведите себе хобби. Не временное увлечение, а любимое дело. Пишите стихи, рисуйте по номерам, готовьте каждую неделю блюда новой кухни. Коллекционирование тоже, конечно, хобби, но лучше, если оно будет созидательным, а не потребительским.

8. Чаще улыбайтесь. Наш мозг позитивно реагирует даже на «ненастоящую» улыбку.

9. Беседуйте с людьми, которые вас любят. Разговаривайте обо всем, что вас окружает, что произошло за день, что прочитано в книге. Организуйте пару раз в неделю семейные встречи и дискуссионный клуб.

10. Заведите «Тетрадь успехов» или несколько разных чек-листов с вызовами самому себе. Записывайте в тетрадь все, что получилось, даже если это какая-то мелочь. Листы же могут быть тематическими: «10 мест в родном городе, где я побывал», «30 новых слов, которые я выучил», «10 новых книг, которые надо прочитать», «5 вредных привычек, с которыми я борюсь». Банальная галочка рядом с рандомным пунктом повышает настроение, уж поверьте!

В наше время родители часто сталкиваются с проблемой низкой самооценки своего ребёнка, особенно это касается девочек подростков. Так давайте разберёмся, откуда эта проблема берётся, а главное - как помочь подростку повысить самооценку.

Что такое самооценка?

Самооценка - это ценность, которой человек наделяет сам себя. На сколько он считает себя умным, красивым, успешным, и так далее. От того, как девушка себя
оценивает, зависит очень много поступков, и даже желаний.

  • «Я не красивая, куда мне это прекрасное платье!»
  • «Я плохо выгляжу, я не смогу ничего рассказать у доски! Все будут смеяться надо мной»
  • «У меня плохая память, я ни за что не подготовлюсь к этому экзамену»
  • «Как же мне найти хорошего парня, они все давно заняты и вообще никогда не обратят внимания на такую как я!»

В подобных вещах легко может убедить себя любая девочка с детства. А самое плохое в то, что если убеждать себя долго в подобных вещах они легко станут реальностью!

Поэтому для того, чтобы в будущем иметь любимого и любящего мужа, привлекательную внешность, хорошую работу и вообще чувствовать себя счастливой, нужно с детства научиться верить в свои силы.

Как формируется самооценка ребёнка?

Подробно этот вопрос мы недавно рассматривали в статье как повысить самооценку и уверенность в себе у детей и подростков.
Здесь остановлюсь на базовых моментах и на особенностях формирования самооценки девушки подростка.

  • Самооценка девочки зависит от её успешности, то есть на сколько хорошо у неё получаются дела, за которые она берётся;
  • От оценки её действий, внешности, одежды и т.д. окружающими, причём, в детстве самым важным является мнение родителей, потом - педагогов, а дальше -сверстников, особенно «авторитетных» подруг и мальчиков;
  • От сравнения себя с другими - как она выглядит на фоне друзей и подруг.

Не на всё мы, родители, можем влиять. Однако, в наших силах во время заметить признаки заниженной самооценки и предпринять меры, пока девочка не убедила себя в своей собственной не успешности.

Несколько причин для того, чтобы задуматься о заниженной самооценке девочки:

  • Ваша дочь стала выбирать тёмную, серую, невзрачную одежду;
  • Проводит много времени за просмотром в социальных сетях фото других девушек;
  • Не хочет отвечать у доски (часто встречается даже такое, что зная предмет, девочка предпочитает получить плохую отметку тому, чтобы выйти и перед всем
    классом ответить)
  • Не хочет ходить в школу, мало рассказывает об одноклассниках.
  • Если вы заметили один или несколько этих признаков, присмотритесь повнимательнее и поговорите со своим ребёнком. Причина конечно может быть не только в заниженной самооценке, но присмотреться стоит.

Как повысить самооценку подростку девочке?

Во-первых, поддерживать, хвалить.

Помогать ухаживать за собой - парикмахерские, салоны красоты вам в помощь. Девочка должна с детства чувствовать себя важной, ценной, красивой, ухоженной. Только не ведите туда дочь силой! Предложите пойти заодно с вами, скажите, что вам без неё скучно будет. Найдите повод.

Во-вторых, давайте ей задания, в которых она будет успешна.

Чувство успеха сильно повышает самооценку.

Проследите за тем, чтобы не было негативного отношения учителей к вашему ребёнку.

К сожалению, нередки случаи, когда учитель унижает, высмеивает перед классом «неугодных» ему учеников.

В школе к вашей дочери не очень хорошо относятся одноклассники?

Их мнение очень важно, если нет другого контингента общения, где её ценят. Если увидели что у дочери низкая самооценка, постарайтесь этот новый контингент создать. Она хорошо шьёт - вперёд, в кружок шитья. Ей удаётся хорошо фотографировать - вам в помощь.

И фотосессия в новом образе - отличный ответ на вопрос как поднять самооценку подростку девочке.

Очень часто мы слышим от родителей вопросы типа как помочь подростку повысить самооценку. Я постаралась в этой статье дать практические советы по повышению самооценки ребенка. Однако помните - самооценка должна быть адекватной. В завышенной самооценке тоже ничего хорошего нет.

Занятия по повышению самооценки подростка в тренинговом центре К.О.Т.

В центре развития детей и молодёжи К.О.Т. есть тренинги, которые помогают формировать именно адекватную оценку себя. И ответить на вопрос как поднять самооценку подростку.

  • помогает ребятам почувствовать свои силы, то, что они на много способны. Но в тоже время учит адекватно оценивать свои силы. А если нужно вдохновение, мотивация, то отлично подойдёт тренинг для подростков
  • «Я могу». Это лёгкая программа, на которой ребята получают огромный заряд энергии и положительных эмоций. Многие участники в своих отзывах говорили, что у них как будто крылья за спиной выросли.
  • А для тех девушек, кто решил серьёзно подойти в вопросу стили - наш курс по стилю для подростков «

Главное помните, нет вопросов или проблем, которые нельзя решить! Один из важных ответов на вопрос как повысить самооценку подростку - верить в себя.

Вы - это самый важный пример для детей. Видеть рядом уверенных в себе родителей дорогого стоит.

Наталья Визер, руководитель центра развития детей и молодёжи К.О.Т.

Заниженная самооценка у ребенка делает его очень уязвимым и часто приводит к тому, что он попадает в затруднительные или неприятные ситуации. Родители же, в свою очередь, не всегда осознают, что именно их стиль поведения и манера общения с сыном или дочерью являются одними из первых причин появления у их ребенка робости, застенчивости и неумения отстаивать свое мнение.

Перед родителями часто стоит непростой вопрос: “Как добиться послушания?” И не каждый готов следовать советам о разумных границах и предоставлении ребенку свободы действий. Мы так боимся вырастить непослушных детей, что растим неуверенных в себе и зажатых личностей. Такой ребенок не сможет раскрыть весь свой природный потенциал и не будет стремиться к успеху, так как у него не будет веры в свои силы и возможности.

Что делать, если вы заметили, что вашего ребенка обижают, потому что он боится высказать свою точку зрения, зависим от чужого мнения и не умеет отказывать? Начать с себя и своего отношения к ребенку, считает Ольга Уткина.

Как повысить самооценку у неуверенных в себе детей?

С тех пор как я осознала свои ошибки и стала налаживать отношения со старшей дочерью, меня мучил один вопрос: а что если все, что я сейчас делаю, – уже бесполезно? Что, если все мои окрики, критика и невнимание первых лет ее жизни уже сделали свое черное дело, и она так и останется неуверенным ребенком?

Ни одна книга по детской психологии меня в этом вопросе не поддерживала: везде говорилось, что первые годы являются самыми важными для вырабатывания и укрепления уверенности в себе и доверительных отношений с родителями и миром.

Выходит, если я опомнилась слишком поздно, то ничего уже исправить нельзя, какой бы вовлеченной, сочувствующей и мягкой я ни стала?

Именно в момент этих яростных моих самокопаний у Киры в школе начались проблемы: она все чаще приходила домой грустная. Выяснилось, что она крепко подружилась с одноклассницей, которая вдруг стала ее гнобить. Это не было школьной травлей, скорее, классические унизительные близкие отношения. Вот девочки играют в настольную игру, Кира проигрывает. Бывает.

Но вдруг подружка говорит: «Кира, ты так плохо играешь, а я болею только за тех, кто выигрывает». Встает и отодвигается от нее. На следующий день они играют в куклы, у Киры хорошее настроение, она начинает петь. Подружка тут же изрекает: «Замолчи! Я не могу это слушать, ты ужасно поешь!» Эта подруга вполне симпатичная и умная, вежливая девочка из хорошей семьи, могла в один день играть с Кирой на каждой перемене, а на другой день демонстративно ее игнорировать.

Почти каждый день моя дочь жаловалась и страдала, а также постоянно рассказывала, какой неуклюжей и тупой она чувствует себя рядом с этой подружкой и как ей хочется добиться от нее похвалы.

Меня же разрывало на части: я чувствовала себя страшно виноватой, ведь в подобные отношения может попасть лишь человек с крайне низкой самооценкой.

А от чего зависит детская самооценка? Понятное дело: в первую очередь от отношений дома. Орала на ребенка, критиковала, не принимала в расчет ее мнение и чувства – вот, получи.

Я решила попробовать повысить самооценку дочери экспресс-методом. И стала ее постоянно и много хвалить. Словно пытаясь восполнить все упущенное на критику время, я стала просто-таки петь соловьем: умница, красавица, как прекрасно ты делаешь и то и се, да ты гораздо лучше всех этих злобных подружек! Однако никакого эффекта это не дало.

Кира продолжала ощущать себя глупой и никчемной и все так же страдала от критики и пыталась выслужиться, добиваясь похвалы. Я давно перестала повышать голос, стала проводить с ней почти все свободное время, справилась с ее ревностью к младшей сестре (и они стали одной прекрасной командой), обстановка дома была спокойная - без ссор, криков и скандалов. Но Кира продолжала быть неуверенным ребенком, зависимым от чужого мнения.

На нужный лад меня настроила книга о школе Саммерхилл - это британская частная школа, исповедующая принципы демократического образования.

Ее основатель Александр Нилл довольно подробно описал свой преподавательский путь и рассказал, как именно он общался со своими учениками. В Саммерхилл, как правило, отправляли учиться «трудных» детей – тех, с кем не могли справиться родители и обычные школы. Причем воспитанники Саммерхилла были детьми из зажиточных и образованных семей – обучение там стоило больших денег.

Я читала и понимала: все можно исправить, нужно просто пересмотреть свое поведение и принципы общения с дочерью. Нилл описывал тяжелейшие случаи: к нему отправляли детей-поджигателей и драчунов, одни были склонны мучить котят, другие месяцами не хотели мыться, третьи были патологические вруны, четвертые – воры, из кого-то постоянными розгами напрочь выбили желание учиться.

За всю историю существования школы Нилл помнит лишь два или три случая, когда ему не удалось помочь. Все остальные дети у него непременно становились спокойными, счастливыми и уверенными (конечно, если их родители впоследствии также были готовы пересмотреть свои методы воспитания).

По сути, все, что делал Александр Нилл в Саммерхилле, описано у Юлии Гиппенрейтер, Людмилы Петрановской и еще в десятках классических книг по детской психологии: полное принятие, стопроцентное доверие, мягкая, но четкая постановка границ, контроль раздражения и обидной критики, заслуженная похвала, свобода выбора, позитивное мышление. Всего этого мне катастрофически не хватало, и я решила начать понемногу вырабатывать в себе эти линии поведения.

1. Я стала учить дочь замечать хорошее

Моя дочь не умела радоваться. Когда ей покупали мороженое, она тут же говорила: «А почему одно?» Если дарили игрушку: «А почему эту, а не другую?» Раньше я только ворчала: «Вечно тебе все не нравится!»

Потом я попробовала перед сном играть с ней в игру: каждая из нас по очереди называла пять плохих и пять хороших вещей, случившихся за день. Это было полезно вдвойне. В разделе «о плохом» она училась анализировать свои чувства и эмоции, а в момент «хорошего» она вдруг с удивлением понимала, что день был не так уж плох.

Я же, говоря о «хорошем», рассказывала ей, как мне было приятно, что она мне помогла сделать уборку, сама и очень качественно почистила зубы, была мила с младшей сестрой. Это не было навязчивой льстивой похвалой, а очень органично вливалось в игру. Кира замечала свои положительные стороны.

2. Я дала дочери свободу выбора

Раньше мне была важно высказать свое мнение по любому поводу: например, я страшно переживала из-за того, во что Кира одета. Я критиковала ее выбор одежды, тыкала носом в то, что вещи «не сочетаются». Я была из тех, кто, надев на ребенка новую обувь, начинал нудить: «Не скреби туфлями об асфальт – обдерешь мысы», «Не лезь в лужу – намочишь новое», «Не ходи по траве – от нее останутся пятна». Боже! Это был мрак. Это сейчас я понимаю, что нарядной одеждой пыталась компенсировать недостаток внимания: мол, смотрите, я хорошая мать, я покупаю своему ребенку красивые вещи.

Сейчас Кира выбирает совершенно нелепые порой сочетания, и я молчу. Это ее выбор – так она чувствует себя комфортно и уверенно. Она валяется на траве, в земле и в песке, ковыряется в лужах и в грязи, лазает по деревьям. Понятное дело, свобода выбора касается не только одежды.

Я стала советоваться с ней, пойдем ли мы в парк или на площадку; она может выбрать отдельное блюдо себе на ужин, если ей не нравится то, что я готовлю на всю семью; мы стали давать ей карманные деньги, чтобы она научилась сама решать, на что и сколько она их потратит. Свобода выбора не означает вседозволенности. Все главные решения по-прежнему принимают родители, но почему бы не дать ребенку право голоса в мелочах, касающихся его детского быта?

3. Я перестала использовать глагол «виновата»

Понятие «вина» я заменила на слово «ответственность». И если «вина» предполагает наказание и угрызения совести, то ответственность предполагает умение разрешить возникшую проблему, попросить помощи или принять неудачу, сделав выводы.

Порой непросто не орать обидные слова, если ребенок разлил на пол стакан липкого сладкого сока, а просто предложить тряпку и помощь. А если ребенок полез на забор и упал, то ни к чему добивать его фразами типа «За что боролись, на то и напоролись» или “Я же тебе говорила – сама виновата теперь”. Человеку уже плохо, он уже осознал последствия своего поведения. Теперь ему нужна лишь поддержка.

4. Я не требую от дочери больше, чем она может сделать

Однажды, когда младшая дочь только научилась сидеть, я оставила ее на стуле рядом с Кирой и решила на минуту выйти из комнаты. «Последи за сестрой», – сказала я Кире, которая в этот момент увлеченно смотрела мультфильм. Через секунду младшая со стула упала-таки. Я прибежала на крик и начала отчитывать Киру: «Как ты могла, почему ты не уследила за сестрой, я же просила!» Теперь я понимаю, что я просто переложила на нее свою ответственность.

Шестилетний ребенок, безусловно, может последить за малышом, но это не входит в набор его непременных умений и обязанностей. Если она это делает, то это бонус, подарок, но никак не данность. То есть я требовала от нее того, к чему она еще не была готова, вызывая таким образом в ней чувство вины и неполноценности. Сейчас я четко соизмеряю ее возможности со своими желаниями и стараюсь не требовать большего.

5. Я научилась отпускать ситуацию и смиряться с последствиями

Кира очень любит готовить. В школе у них оборудована большая кухня, детям с первого класса разрешают резать салаты настоящими ножами, они все вместе готовят пиццу, крутят роллы и варят супы. Дома же готовка всегда превращалась в неприятность: Кира хотела насыпать муку, взбивать яйца, отмерять сахар, а я же думала только о горе посуды и часе уборки. И начинала нудить и критиковать: “Ну как ты сыплешь, все же мимо, дай я, отойди”. Веселья не получалось.

Теперь я думаю так: твоему ребенку искренне нравится печь эти пироги, да, после этого куча уборки, но ведь это происходит не каждый день! Можно сидеть на чистой кухне и пялиться в гаджеты или можно как следует повеселиться, измазавшись в муке.

Час бардака, во время которого ребенок может заняться тем, что у него действительно хорошо получается. Неужели это не стоит небольших усилий? Я вдруг поняла, что проблема не в том, что моя дочь ничем, как мне казалось, кроме айпада не интересуется. А в том, что то, чем она интересуется, слишком неудобно для меня.

Поэтому все, что ей остается, это смотреть айпад. Готовка? Ой, нет, слишком много уборки. Химические опыты? Ой, у нас нет уксуса и соды, а в магазин идти лень. Ну что же – будем смотреть айпад. Маме удобно, инициатива и азарт ребенка на нуле.

6. Я научила дочь говорить «нет» и отстаивать свои границы

Как-то мы гуляли в парке большой детской компанией, и Кирин друг позвал ее после прогулки в гости. Мы уже собирались уходить, друг ждал у машины, но тут у Киры разболелся живот. Ее буквально скрутило, но она сказала со слезами: «Я не могу не поехать, он же обидится, я же пообещала!»

Вот он, этот распространенный механизм в действии: «Если я откажусь – неважно, что в данный момент мне плохо, – я стану для своего друга/мужа/мамы плохой и меня больше не будут любить. Поэтому я поползу, но сделаю то, чего от меня ждут».

С того момента я мягко и ненавязчиво стала объяснять Кире, что, да, обещания, договоренности и помощь близким – это очень важно. Но если ты хочешь сегодня вечером посидеть одна дома, а друзья настойчиво зовут тебя гулять, ты выходить не обязана. И если у тебя есть свои планы, ты не должна их менять (если, конечно, это не вопрос жизни и смерти). Сначала подумай – хочу ли я, удобно ли мне? И лишь затем принимай решение.

Каждый раз, как только возникала ситуация выбора, я говорила: «Подумай сама и оцени, хочется ли и есть ли у тебя силы делать то, о чем тебя просят». Если не хочется – это нормально, ты можешь отказаться. Сама я научилась проделывать это лишь к 30 годам, потратив кучу времени на ненужные разговоры, неинтересные компании, негативные эмоции и обиды, совершая какие-то лишние действия лишь из боязни «не угодить». И это, конечно, печальный опыт, которого стоило бы избежать.

7. Я начала вырабатывать уверенность в самой себе

Как только я начала анализировать поведение дочери, стало ясно, что она моя копия. Ведь это я не умею радоваться, это я чувствую себя хуже других, это я не умею говорить «нет», не берегу свои границы, критикую сама себя и постоянно добиваюсь чьей-то похвалы. Как я могу сделать свою дочь счастливым уверенным человеком, если сама такой не являюсь? Невозможно описать тут весь долгий путь моих размышлений и самоанализа.

Мне помог такой метод: я стала нарочно пересиливать себя в ситуациях, когда мне хотелось действовать не в своих интересах. Я начала тренировать мышцу «своего интереса», и с каждым днем такое поведение становится для меня все более естественным.

Да, я все еще время от времени проваливаюсь в неуверенность, но я все чаще нравлюсь себе в зеркале, я перестала вслух и даже мысленно критиковать себя и терпеть подобную критику от других, я научилась отказывать без вины и оправданий. Можно сказать, что мы с Кирой вместе проходим этот путь – и уже изрядно продвинулись.

Месяц назад я заметила, что Кира больше не рассказывает мне ничего про ту подружку, которая ее так часто обижала. Я решила спросить сама, и она ответила так: «Знаешь, в дружбе с ней мне все время было плохо. И мне перестало это нравиться».

Они все еще общаются, но уже не как угнетатель и жертва, а как обычные одноклассницы – эти отношения перестали быть для Киры важными, ей перестало хотеться добиваться расположения и похвалы. Она постепенно учится получать все это изнутри, я же буду пытаться ей в этом помочь.

ФОТО Getty Images

В подростковом возрасте зависимость от самооценки крайне велика, гораздо больше, чем считают взрослые. Сегодня требование соответствовать медийным стандартам красоты и быть физически совершенным оказывает на девочек и мальчиков большое давление. Исследования бренда Dove выявили такую картину: хотя всего у 19% девочек-подростков наблюдается избыточный вес, 67% полагают, что им нужно похудеть. И за этими цифрами стоят реальные проблемы.

Девушки используют нездоровые методы, чтобы сбросить вес (таблетки, голодание), а мальчики принимают препараты, помогающие набрать мышечную массу. Из-за комплексов подростки ведут себя в обществе скованно, неуверенно и стараются избегать обще­ния даже со сверстниками. Дети, которые слышат в свой адрес насмешки, переносят гнев на себя и свои физические «недостатки», становятся озлобленными, скрытными.

Не стоит ждать, что ребенок перерастет эти комплексы. Лучше постараться помочь.

Поговорите откровенно

Чтобы разговорить подростка, нужно понять его переживания. Вспомните себя в его возрасте и свои переживания. Вы стеснялись, а может, даже ненавидели себя, считали себя неуклюжими, толстыми, некрасивыми. Оглядываясь на свое детство, мы привыкли вспоминать сплошные радости, забывая о трудностях и неприятностях. И ребенок чувствует, что в сравнении с родителями он живет неправильно.

Хвалите вслух

Упоминайте в разговоре, каким вы видите ребенка в повседневной жизни, подчеркивая его лучшие стороны. Это будет для подростка поддержкой, в которой он так нуждается. Если ребенка высмеивают, он становится замкнутым, а если ребенка подбадривают, учится верить в себя.

Хвалите не только за внешность! Помимо комплиментов внешнему виду, ребенку полезно слышать от родителей похвалу за свои действия. Цените усилия, который ребенок прикладывает для достижения цели, а не результат. Объясните, что не все всегда получается так, как хочется. Но если концентрироваться на каждой неудаче, это не приблизит к успеху.

Относитесь к себе мягко

Матери не стоит критиковать свое отражение в зеркале в присутствии дочери-подростка, жаловаться на круги под глазами, лишний вес. Лучше поговорить с ней о том, как меняется тело девочки, какая красивая у нее походка и улыбка. Поделитесь с дочерью рассказом о том, как вы были недовольны собой в ее возрасте. Расскажите, как смогли пережить влияние извне или как кто-то значимый для вас смог справиться с комплексами. Еще один важный момент - моделирование: предоставьте ребенку возможность наблюдать, что вы к себе хорошо относитесь, себя цените, заботитесь о себе.

Формируйте систему ценностей

Объясните ребенку, что судить о человеке по внешнему виду - это поверхностно. Не критикуйте других в присутствии ребенка, он не должен принимать участия в таких разговорах или быть их свидетелем. Детское сознание очень восприимчиво, и подросток спроецирует на себя критику, направленную на других.

Объясните, что нас определяет не столько внешний вид, сколько личные качества и внутренний мир

Обсуждая внешние особенности, мы попадаем в определенную систему стереотипов и становимся зависимыми от них. И получается, что не «я живу», а «меня живут». «Меня живут» - навязанные размеры, параметры и представления о том, как я должна выглядеть.

Найдите достоинства

Подростки, с одной стороны, хотят быть как все, а с другой стороны - отличаться и выделяться. Учите ребенка гордиться своими умениями, особенностями и достоинствами. Задайте вопрос, что уникального он видит в каждом из членов семьи или друзей. Пусть он назовет свои достоинства и придумает, как подчеркнуть их.

Объясните, что нас определяет не столько внешний вид, сколько личные качества и внутренний мир, черты характера, наши умения, таланты, увлечения и интересы. Театр, музыка, танцы, спорт - любые хобби помогут выделиться на фоне других и поспособствуют развитию чувства уверенности.

Воспитывайте медиаграмотность

Помогите ребенку выработать критический взгляд, который поможет не принимать все на веру. Обсудите, справедливо ли сравнивать живых людей с искусственно созданными изображениями, и обязательно подчеркните, что необходимо уважать и ценить то, что делает нас уникальными.

Давайте возможность высказаться

Поощряйте стремление ребенка иметь свое мнение и высказывать его. Чаще спрашивайте, чего сын или дочь хочет, предоставляйте возможность делать выбор самостоятельно и помогайте претворять в жизнь идеи. Это дает шанс поверить в свои силы и в будущем вырасти уверенным в себе человеком.

Об эксперте

Лариса Анатольевна Карнацкая - психолог, доцент Московского социально-педагогического института, эксперт бренда Dove в вопросе уверенности в себе среди девочек-подростков, член Глобального консультативного совета Фонда «Формирование самооценки» Dove. В рамках программы Dove Self-esteem «За истинную красоту» профессиональные психологи и эксперты бренда проводят серию уроков по повышению самооценки и поднятия уверенности в себе. В 2016 году география классов расширится, и на этот раз они пройдут в 39 городах России.