Папка передвижка ясельная группа адаптация. "Мы с тобой, малыш!" Из опыта работы с детьми в период адаптации

30.07.2020 Обувь

Разделы: Работа с дошкольниками

Адаптация – это своеобразный эмоциональный стресс для ребенка. Наша главная задача – помочь ребенку как можно быстрее и безболезненнее освоится в новой ситуации, почувствовать себя уверенней, по возможности стать хозяином этой ситуации.

Работа по подготовке и проведению адаптации детей к ДОУ строится по нескольким направлениям: проведение доадаптационного периода, который включает в себя работу с родителями и воспитателями. И собственно проведение периода адаптации.

ДОАПТАЦИОННЫЙ ПЕРИОД

Работа с родителями

1. Просвещение родителей по вопросам адаптации начинается с первого прихода их в детский сад. В фойе ДОУ они могут ознакомиться с выставкой, на которой находится материал, как для родителей, так и для детей: (Рисунок 1)

- “Готовим малыша в детский сад. Как обеспечить привыкание ребенка к новым условиям” - это папка-передвижка с практическими рекомендациями для родителей, чьи дети впервые поступают в детский сад;

- “Я иду в детский сад. Проблемы адаптации” - это красочная книга с иллюстрациями, сделанная в форме папки-передвижки, читая ее, родитель вместе с ребенком знакомится с особенностью жизни детей в детском саду;

- “Мы ждем тебя” - альбом с фотографиями из жизни детского сада. В начале альбома родителей и детей встречает сказочный герой, от лица которого идет знакомство и путешествие по страницам альбома. Этот сказочный герой знакомит детей с раздевалкой и шкафчиком, который ждет малыша; групповым помещением и игрушками, которые с нетерпением ожидают встречи; с детьми которые уже ходят с детский сад и с интересной и разнообразной жизнью, которую они там проводят. (Рисунок 2)

Информационные листы-памятки с кратким материалом “Адаптация. Что это такое?” и “Рекомендации по подготовке ребенка к детскому саду”. Эти листы Родители могут взять с собой.

Материал выставки пользуется большой популярностью у родителей.

2. Как только ребенок зарегистрирован в детском саду, родители приглашаются вместе с ребенком на индивидуальную консультацию к педагогу-психологу ДОУ.

Консультация имеет три цели:

В ходе беседы и заполнения карточки на ребенка собрать информацию о семье, выявить отношение родителей к поступлению в детский сад, установить партнерские, доброжелательные отношения.

В ходе беседы и заполнения анкеты собрать информацию о ребенке: выяснить индивидуально-личностные привычки ребенка, приученность к режиму, питанию, особенности засыпания и сна, игровые навыки, умение вступать в контакт с незнакомыми взрослыми и сверстниками.

На основе этих данных определяется степень субъективной готовности к поступлению ребенка в детский сад, и на основании этого родителям даются рекомендации по подготовке ребенка к приходу в детский коллектив.

Так же проводится мини-консультация по вопросу, что такое адаптация и факторы, от которых зависит ее течение.

Еще одной важной целью встречи является формирование у малыша положительных ассоциаций, связанных с детским садом (пока проходит беседа с мамой, ребенок имеет возможность поиграть яркими, красочными, разнообразными игрушками, которые имеются в кабинете); наблюдение, как ребенок вступает в контакт и по согласованию с родителями проведение диагностики нервно-психического развития.

На основании результатов диагностического обследования родителям даются рекомендации, на что обратить внимание в развитии малыша и какие игры, упражнения и литературу можно использовать дома.

Опыт работы показал, что изучение ребенка до поступления в детский сад позволяет в значительной степени смягчить течение адаптационного периода.

После консультации педагог-психолог проводит небольшую экскурсию для родителя и малыша, показывает основные помещения детского сада и группу, которую будет посещать ребенок. Такая демонстрация помогает родителям и детям удовлетворить их любопытство и почувствовать себя более уверенно.

3. На групповом собрании, которое проводит заведующая ДОУ до открытия группы, мы еще раз объясняем родителям, что ребенку проще привыкать ко всему постепенно, поэтому рекомендуем:

Заранее, до поступления в ДОУ, придти на территорию детского сада и свой участок, чтобы совершить предварительное знакомство;

Договориться о времени, когда можно будет придти в группу, чтобы там не было других детей: воспитатель смог бы познакомиться с малышом, а ребенок – изучить нового для него взрослого человека;

Совершить вечернюю экскурсию в детский сад и показать ребенку, что всех детей вечером мамы и папы забирают домой, никто в детском саду навечно не остается. Это поможет ребенку избежать чувства, что “его бросили”, когда он первое время начнет оставаться в саду без мамы.

Работа с воспитателями

Старший воспитатель ДОУ и педагог-психолог совместно выстраивают работу с воспитателями групп раннего возраста, которые будут набирать детей:

1. Составляют планы работы по адаптации, с учетом возраста детей, на основании которых строится работа в доаптационный и адаптационный период (см. приложение 1).

2. Проводят диспут по вопросам адаптации.

Цель диспута: выявить имеющиеся знания у педагогов по организации адаптационного периода с детьми второго и третьего года жизни, пропагандировать лучший опыт и новые подходы к адаптации малышей.

В процессе дискуссии с воспитателями обсуждаются следующие вопросы:

Адаптация, что этот такое?

Виды адаптации;

Приемы, облегчающие адаптацию;

Признаки того, что ребенок адаптировался.

Данная форма работы показывает, что воспитатели очень активны при подготовке и обсуждении данных вопросов. При моделировании педагогами разных ситуаций, игровых моментов и т.д. педагоги активно используют имеющиеся знания и практические умения.

В конце диспута воспитателям раздаются памятки по “Организации щадящего режима в период адаптации” (см. приложение 2).

3.Старший воспитатель, психолог и воспитатели совместно пересматривают оформление групп и готовятся к приему новых детей.

Как театр начинается с вешалки, так и детский сад начинается с раздевалки, поэтому большое внимание уделяется оформлению раздевалки. Там для детей готовятся:

- “Полочка для любимых игрушек”, где (по желанию ребенка) располагаются вещи, принесенные из дома (Рисунок 3);

Веселые, детские панно (Рисунок 4);

Мини-игровая зона, куда выставляются яркие, красивые, игрушки, чтобы ребенку хотелось остаться, потрогать, рассмотреть их; (Рисунок 5)

Подвески, которые помогают зрительно “снизить” потолок и почувствовать ребенку себя более комфортно и спокойно (Рисунок 6).

В групповом помещении так же происходит переоборудование всех зон, и основная цель - сделать помещение наиболее уютным, домашним и привлекательным для детей (Рисунок 7).

Продумываем место для возможности уединения ребенка, если ему захочется отдохнуть от коллектива и побыть одному.

Готовится подборка специальных игр, которые помогают детям справиться с напряженной, стрессовой ситуацией в период привыкания:

Хороший эффект дают разнообразные игры с песком и водой, сухой бассейн;

Затормаживают отрицательные эмоции монотонные движения руками или сжимание кистей рук, поэтому для детей готовятся такие игры, как нанизывание шариков на шнур, резиновые игрушки - пищалки, крупные детали конструктора “Лего” и др.

Лучшее лекарство от стресса – смех. Для того, чтобы создавать такие ситуации, в которых ребенок будет смеяться готовится подбор игрушек-забав, кукол би-ба-бо.

Воспитатели готовят фонотеку со спокойной музыкой и веселыми детскими песнями, картотеки художественного слова на все режимные моменты для того, чтобы создать бодрое, радостное настроение у детей в течение всего дня, избежать обыденности обстановки.

АДАПТАЦИОННЫЙ ПЕРИОД

В своей работе с детьми мы считаем главным принятие ребенка таким, каков он есть и тесное сотрудничество с семьей.

За день до прихода ребенка в детский сад педагог-психолог передает воспитателям всю информацию о ребенке, которая была получена из беседы с родителями. Это помогает построить работу с вновь пришедшим ребенком на основе учета личностных особенностей, его опыта и привычек

Все привычки ребенка в период адаптации сохраняются.

Так же, для лучшего знакомства и получения как можно более разнообразной информации о поступившем малыше воспитатели предлагают родителям написать сочинение о своем ребенке “Мой ребенок. Какой он?” (см. приложение 3).

В первые дни (1-2) мама присутствует в детском саду вместе с ребенком. Это помогает ребенку чувствовать себя более уверенно и снижает тревожность самой мамы по поводу пребывания ее ребенка в детском саду.

Придя в детский сад, ребенок сам выбирает себе понравившийся шкафчик и картинку-меточку для него, это помогает ребенку быстрее привыкнуть к мысли, что шкафчик “его” - это уголок его частной жизни.

Первые дни ребенка приводят не к завтраку, а к прогулке. И оставлять ребенка без мамы рекомендуется именно на прогулке, поскольку дети на улице чувствуют себя более комфортно, есть много возможностей, чтобы их отвлечь.

Рекомендуем приносить небольшие фотоальбомы с семейными фотографиями. Если взгрустнулось, имея такой альбом, ребенок всегда имеет возможность открыть его и увидеть маму или папу, взять игрушечный телефон и, глядя на фотографию, поговорить с родными.

В психологически напряженной, стрессовой ситуации помогает переключение на древнюю, сильную пищевую реакцию, поэтому воспитатели стараются чаще предлагать детям попить, поесть сухарики.

Каждый вновь поступивший ребенок находится в центре внимании. Воспитатели спокойно, ласково и подробно объясняют ребенку все происходящее, готовят его к каждому режимному процессу, так как непонятное и неизвестное пугает.

Для каждого ребенка устанавливается индивидуальный режим. Время пребывания увеличивается постепенно в зависимости от привыкания ребенка. Данный вопрос решается совместно врачом, воспитателями и психологом.

Одним из самых сложных моментов в период адаптации является укладывание ребенка на сон, поэтому воспитатели используют такие приемы, как:

Настраивание на сон с помощью колыбельных мелодий

Ласкают ребенка: гладят ручки, ножки, спинку (это обычно нравится детям)

Хороший эффект засыпания дает поглаживание головки ребенка и бровей (рука должна касаться лишь кончиков волос).

Эмоциональное состояние ребенка и его привыкание контролируется с помощью “Листа адаптации”, где отмечаются в контрольные дни 1-й, 2-й, 3-й, 4-й, 8-й, 16–й, 32-й и при необходимости 64-й (по методике К. Печоры) эмоциональное состояние ребенка, аппетит, сон, взаимоотношения со взрослыми и сверстниками, вид деятельности, который ребенок предпочитает.

Для того чтобы рассеять у родителей беспокойство и тревогу за своего ребенка воспитатели ежедневно беседуют с ними, вселяя в них уверенность и соблюдая главное правило – не осуждать опыт ребенка, не жаловаться на него родителям. Все проблемы ребенка становятся для педагогов профессиональными проблемами.

Такая многоплановая и кропотливая работа педагогического коллектива детского сада в период адаптации детей к дошкольному учреждению дает свои устойчивые положительные результаты.

По окончании периода адаптации в дошкольном учреждении собирается медико-психолого - педагогический консилиум с расширенным составом. Туда входят заведующая, старшие воспитатели, педагог-психолог, учитель-логопед, врач, старшие медсестры, воспитатели групп раннего возраста и воспитатели других группа (по приглашению). На нем обсуждаются результаты проведенной работы в период адаптации, положительные моменты, анализируются итоги, корректируются планы по организации адаптации и намечается дальнейшая работа.

Анализ работы за несколько лет показывает, что процесс привыкания детей проходит очень успешно. Степень адаптации в основном легкая и средняя. В течение последних лет нет ни одного ребенка с тяжелой степенью адаптации. Положительным является и то, что дети раннего возраста, а особенно второго года жизни, привыкают к детскому саду безболезненно. Эти данные позволяют судить о правильно построенной работе педагогического коллектива по организации и проведению адаптации детей к условиям детского сада.

Используемая литература.

  1. Алямовская В.Г. Ясли – это серьезно. – М.: ЛИНКА-ПРЕСС, 1999.
  2. Ватутина Н.Д. Ребенок поступает в детский сад: Пособие для воспитателей дет. сада / Под ред. Л.И. Каплан. – М.: Просвещение, 1983.

Система работы с детьми раннего возраста в период начальной адаптации

Формы работы с детьми раннего возраста:


Предлагаются специальные игры, которые помогают детям справиться с напряженной, стрессовой ситуацией в период привыкания.

Цель – помочь детям в адаптации к условиям дошкольного образовательного учреждения.

Этим определяются основные задачи:

    Преодоление стрессовых состояний у детей раннего и младшего дошкольного возраста в период адаптации к детскому саду;

    Развитие внимания, восприятия, речи, воображения;

    Развитие игровых навыков, произвольного поведения.

    Послушать негромкую, спокойную музыку и веселые детские песни;

    Принести с собой из дома любимую игрушку, если загрустит малыш, то сможет прижать её к себе и почувствовать себя более спокойно;

    Небольшие фотоальбомы с семейными фотографиями также поднимут настроение загрустившему ребенку;

    Мини-игровая зона, куда выставляются яркие, красивые игрушки, чтобы ребенку хотелось остаться, потрогать и рассмотреть их;

    Места для уединения, где ребенок может отдохнуть от других детей.

Алгоритм прохождения адаптации

Первая неделя:

Ребенок находится в детском саду вместе с мамой 2-3 часа (9.00 – 11.00)

Цель:

    закладывать основы доверительного отношения к посторонним взрослым, симпатии к воспитателю;

    способствовать эмоциональному восприятию сверстников;

    подробно познакомить с расположением помещений в группе.

Вторая неделя:

Ребенок находится в детском саду 2-3 часа без мамы (9.00-11.00)

Цель:

    установить индивидуальный эмоциональный контакт с ребенком (ребенок сам идет на руки, на колени, принимает ласку воспитателя, смело обращается за помощью);

    закладывать основы доброжелательного отношения к сверстникам, способствовать развитию игры «рядом»;

    побуждать к самостоятельным действиям в группе, закреплять умение ориентироваться в помещениях группы, находить предметы личного пользования (с помощью взрослого, опираясь на индивидуальную картинку).

Третья неделя:

Посещение ребенком ДОУ в первую половину дня (7.00-12.00). К концу недели ребенок по желанию остается на дневной сон.

Цель:

    приучать ребенка к приему пищи в ДОУ (привыкание к новому ассортименту блюд, их вкусовым качествам);

    привлекать к совместным играм по типу «Шли, шли, что-то нашли…»;

    формировать у детей навыки самообслуживания, побуждать к выполнению гигиенических процедур с помощью взрослого.

Четвертая неделя:

Дети посещают детский сад в течение всего дня.

Цель:

    организовать рациональный режим дня в группе, обеспечивающий физический и психический комфорт;

    развивать уверенность ребенка в себе и своих возможностях, пробуждать активность, самостоятельность, инициативу;

    развивать чувство сопереживания, желание помочь и утешить вновь прибывших детей, установить незыблемые правила общежития;

    подготовить ребенка к расширению круга общения с другими сотрудниками ДОУ, со старшими детьми;

    поощрять культурно-гигиенические навыки.

Ведущая деятельность в раннем возрасте – предметная.

Ведущая психическая функция – восприятие.

Модель организации адаптационного периода через режимные процессы

Использование щадящего режима в организации адаптационного периода

Утренний прием

Игры с элементами фольклора

Развивающие игры

(при-

ем пищи, одевание, гигиенические процедуры)

Игры-занятия, игры-упражнения в группе

Игровые ситуации, общение

Подготовка к прогулке

ПРОГУЛКА

Игры с элементами фольклора

Игры: сюжетно-ролевые; дидактические; подвижные;

развивающие

Игры с водой и песком

Наблюдения, развлечения, беседы

Опыты и эксперименты

Закаливание: воздушные, солнечные ванны

Формирование культурно-гигиенических навыков

ПОСЛЕ СНА

Разминка после сна. Закаливающие процедуры

Элементы театрализованной деятельности

Художественно-творческая деятельность

Игры-драматизации, игры-инсценировки

Прогулка

Формирование культурно-гигиенических навыков

Самостоятельная деятельность детей

Общение детей

Уход домой

Задачи по формированию культурно-гигиенических навыков

    Побуждать детей проситься на горшок, поощрять попытки это делать

    Учить детей находить свой горшок и полотенце

    Учить детей делать попытки снимать колготки и трусики перед тем, как сесть на горшок, побуждать детей самостоятельно одевать их

    Познакомить детей с гигиеническими процедурами:

Полоскание рта после приёма пищи;

Мыть руки с мылом;

Вытирать насухо полотенцем

    Учить пользоваться ложкой

    Обучать детей пить из кружки

    Формировать умение с помощью взрослого приводить себя в порядок.

    При одевании детей на прогулку учить находить свой шкафчик, снимать сменную обувь и убирать ее в шкафчик, просить детей доставать из него уличную обувь

    Побуждать детей помогать убирать игрушки на место. Учить детей не разбрасывать игрушки во время игр

Групповые занятия.

Занятия проводятся в помещении с соблюдением санитарно-гигиенических норм и правил.

Цель занятий - помощь детям в адаптации к условиям дошкольного образовательного учреждения. Этим определяются основные задачи занятий:

    Преодоление стрессовых состояний у детей в начальный период адаптации к ДОУ.

    Создание положительного эмоционального климата в детском коллективе.

    Снятие эмоционального и мышечного напряжения.

    Развитие общей и мелкой моторики, координации движений.

    Развитие восприятия.

    Активизация речевых процессов.

    Развитие произвольности поведения, умения подчиняться правилам.

    Развитие навыков общения, взаимодействия со взрослыми и сверстниками.

    Развитие игровых навыков, переход от игры «рядом» к игре «вместе».

    Снижение импульсивности, излишней двигательной активности, тревоги, агрессии;

    Развитие навыков взаимодействия детей друг с другом;

    Развитие внимания, восприятия, речи, воображения;

    Развитие чувства ритма, общей и мелкой моторики, координации движений;

    Развитие игровых навыков, произвольного поведения.

Не стоит настаивать на активном участии всех детей в занятии. Нормально, если на первых порах часть детей будет только наблюдать за происходящим в группе. Можно начать заниматься с теми детьми, которые готовы приступить к игре.

Не следует оценивать детей, добиваться единственно правильного, на Ваш взгляд, действия или ответа, так как в этом случае малыши будут повторять лишь то, что от них требуется.

В процессе практической работы допустимо как сокращение количества игр, так и внесение различных дополнений, в соответствии с возрастом, состоянием, потребностями и индивидуальными особенностями детей. Родителям нерешительных детей можно предложить участвовать в занятиях не только в течение первого месяца, но и позднее; полезно порекомендовать им дома поиграть с ребенком в те же игры.

Оборудование:

Фонотека, настольные игры, предметные игрушки, пластилин, краски, карандаши, фломастеры, ковер, массажный шарик, легкие прозрачные шарфы, бумага для рисования, специальный раздаточный материал (для отдельных занятий), цветные шнуры, мелкие игрушки, горох.

Принципы проведения занятий:

Наглядность обучения;

Доступность;

Развивающий и воспитательный характер учебного материала;

Системность подачи материала.

Структура и форма занятий: Занятия проводятся один раз в неделю по подгруппам (максимальное количество детей в подгруппе 9 человек). Длительность занятия 8-10 минут.

В основную часть занятия входят игры и упражнения, которые дают детям возможность интенсивно двигаться, свободно выражать свои эмоции, активно взаимодействовать со сверстниками.

Общая структура занятия:

Ритуал приветствия;

Дыхательные упражнения;

Пальчиковая, артикуляционная гимнастика;

Развивающая игра;

Изодеятельность (релаксационные упражнения);

Ритуал прощания.

ПРИМЕРНЫЙ ПЛАН ВОСПИТАТЕЛЬНО – ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ В ПЕРИОД АДАПТАЦИИ (август)

Понедельник

Утро : Прием и осмотр детей.

Знакомство с детьми.

Приветствие малыша от имени игрушки (плюшевый мишка, зайка, кукла). Экскурсия по группе.

Игра «Чудесный мешочек».

Раздача подарков.

По ровненькой дорожке!

Ход игры: Педагог усаживает ребенка к себе на колени, затем начинает ритмично подбрасывать его, сопровождая движения потешкой. В конце игры педагог делает вид, что роняет ребенка.

По ровненькой дорожке,

По ровненькой дорожке,

По кочкам, по кочкам,

По ухабам, по ухабам,

Прямо в яму - Бух!

Дай ручку!

Цель: развитие эмоционального общения ребенка со взрослым,

налаживание контакта.

Ход игры: Педагог подходит к ребенку и протягивает ему руку.

-Давай здороваться. Дай ручку!

Чтобы не испугать малыша, не следует проявлять излишнюю напористость: не подходите слишком близко, слова обращения к ребенку произносите негромким, спокойным голосом. Чтобы общение было корректным, присядьте на корточки или детский стульчик - лучше, чтобы взрослый и ребенок находились на одном уровне, могли смотреть в лицо друг другу.

Утро: Прием и осмотр детей.

Знакомство с детьми.

Осмотр детьми группы, игрушек, игры с ними.

Продолжить знакомство с группой. Рассказ-импровизация воспитателя о жизни игрушек и ребят.

Игра «Сорока-сорока».

Игра-забава «Музыкальная шкатулка».

«Ласковая минутка» - аудиозапись «Малыш у моря»

Тритатушки - три-та-та!

Ход игры: Взрослый усаживает ребенка на колени, лицом к себе, держит ребенка за пояс. Затем совершает ритмичные телесные потряхивания (влево-вправо, вверх-вниз), сопровождая движения многократным проговариванием слов:

- Тритатушки - три-та-та! Тритатушки-три-та-та!

Игры для налаживания контакта с ребенком

Привет! Пока!

Цель: развитие эмоционального общения ребенка со взрослым, налаживание контакта.

Ход игры: Педагог подходит к ребенку и машет рукой, здороваясь.

Привет! Привет!

Затем предлагает ребенку ответить на приветствие.

-Давай здороваться. Помаши ручкой! Привет!

При прощании игра повторяется - педагог машет рукой.

Пока! Пока!

Затем предлагает малышу попрощаться.

-Помаши ручкой на прощание. Пока!

Этот ритуал встречи-прощания следует повторять регулярно в начале и в конце занятия. Постепенно ребенок станет проявлять больше инициативы, научится приветствовать педагога при встрече и прощании самостоятельно. Эта игра полезна тем, что учит правилам поведения между людьми.

Вторник

Утро: Прием и осмотр детей.

Знакомство с детьми.

Осмотр детьми группы, игрушек, игры с ними. Беседа «Кто у нас хороший?» (игра у зеркала).

Игра «Идет коза рогатая»..

Игра-путешествие «В гости к Мойдодыру» (в санитарную комнату).

Подробное знакомство с индивидуальными предметами гигиены, правилами поведения.

Катание на игрушках-качалках, каталках, качелях в спортивном уголке.

    Игровое занятие

    Знакомство.

    Что мы умеем.

    Волшебные слова (здравствуй, спасибо).

Качаем зайку. Принадлежность к группе.

Утро: Прием и осмотр детей.

Знакомство с детьми.

Осмотр детьми группы, игрушек, игры с ними.

Рассматривание фотоальбома «Детский сад у нас хорош!», беседа о жизни в детском саду.

Игра-забава «Чудесный мешочек».

Раздача подарков.

Игры «Идет коза рогатая», «По кочкам».

Путешествие к Мойдодыру – игровое упражнение «Найди свою картинку».

Игры в спортивном уголке с использованием сухого бассейна, качелей, горки.

Релаксация «Молчок».

Хохотальная разминка.

Игровое занятие

    Изучаю себя. Схема тела.

    Что умеют мои ручки.

    Что умеют мои ножки.

Узнаю себя и других.

Игра с куклой .

Цель: развитие эмоционального общения со взрослым, налаживание контакта.

Материал. Кукла.

Ход игры. Дайте ребенку его любимую куклу (или мягкую игрушку), попросите показать, где у куклы голова, уши, ноги, живот и т. д.

Среда

Утро: Прием и осмотр детей.

Знакомство с детьми.

Осмотр детьми группы, игрушек, игры с ними.

Беседа о животных, живущих у детей дома. Знакомство с обитателями уголка природы в группе (если есть).

Игра «Тушки-тутушки», повторение знакомых игр.

Подвижная игра «Догони мяч».

Игры с природным материалом «Волшебные коробочки».

Чтение художественной литературы.

Игры для налаживания контакта с ребенком

Хлопаем в ладоши!

Цель: развитие эмоционального общения ребенка со взрослым, налаживание контакта.

Ход игры: Педагог хлопает в ладоши со словами:

-Хлопну я в ладоши, буду я хороший, Хлопнем мы в ладоши, будем мы хорошие!

Затем предлагает малышу похлопать в ладоши вместе с ним: -Давай похлопаем в ладоши вместе.

Если малыш не повторяет действия педагога, а только смотрит, можно попробовать взять его ладони в свои и совершить хлопки ими. Но если ребенок сопротивляется, не следует настаивать, возможно, в следующий раз он проявит больше инициативы.

Утро: Прием и осмотр детей.

Знакомство с детьми.

Осмотр детьми группы, игрушек, игры с ними.

Беседа у зеркала «Кто у нас хороший?».

Подвижная игра «Смотри, что я могу».

Рассматривание картинок о животных, рассказ-импровизация «Детский сад для лесных зверюшек».

В гостях у Мойдодыра – обыгрывание стихотворения Н. Пикулевой «Умывалочка».

Игры для налаживания контакта с ребенком

Лови мячик!

Цель: развитие эмоционального общения ребенка со взрослым, налаживание контакта; развитие движений.

Оборудование: небольшой резиновый мячик или пластмассовый шарик.

Ход игры: Педагог берет в руки мячик, предлагает ребенку поиграть с ним. Лучше организовать игру на полу: педагог и ребенок сидят напротив друг друга, широко расставив ноги, чтобы мячик не укатился мимо.

Давай поиграем в мячик. Лови мячик!

Педагог катит мячик по направлению к малышу. Затем побуждает его катить мячик в обратном направлении, ловит мяч, эмоционально комментирует ход игры.

-Кати мячик! On! Поймала мячик! Игра проводится в течение некоторого времени, прекратить игру следует при первом признаке усталости или потере интереса со стороны ребенка.

Четверг

Утро: Прием и осмотр детей.

Знакомство с детьми.

Осмотр детьми группы, игрушек, игры с ними.

Рассказ-импровизация воспитателя «Как мы с Зайкой ждали Машу, Катю…», наблюдение в окно.

Игра-забава «Минутка заводной игрушки».

Игры «Ехали мы, ехали…», «Ладушки».

Игра-путешествие по группе «Кто, кто в этом домике живет?». Знакомство с расположением игровых зон, игрушек и пособий.

Подвижная игра «Смотри, что я могу».

Игра-путешествие в «Комнату снов», знакомство с хозяйкой-куклой Сплюшкой.

Игры для налаживания контакта с ребенком

Ку-ку!

Цель: развитие эмоционального общения ребенка со взрослым, налаживание контакта; развитие внимания. Оборудование: кукла Петрушка {в ступке). Ход игры: Педагог показывает малышу игрушку (Петрушка спрятался).

- Ой! Кто это там прячется? Кто там?

Затем Петрушка показывается со словами: -Ку-ку! Это я, Петрушка! Привет!

Петрушка кланяется, вертится в разные стороны, затем снова прячется. Игру можно повторить несколько раз.

Хлопушки

Цель: развитие эмоционального общения ребенка со взрослым, налаживание контакта.

Ход игры: Педагог показывает свои ладони и предлагает ребенку похлопать по ним.

Детка хлопать так умеет,

Своих ручек не жалеет.

Вот так, вот так-так,

Своих ручек не жалеет!

Утро: Прием и осмотр детей.

Знакомство с детьми.

Осмотр детьми группы, игрушек, игры с ними.

Игра-путешествие по группе «Кто в домике живет?».

Игра с водой «Нырки».

Игра-забава со звучащими, музыкальными игрушками.

Минутка отдыха «Мягкая».

Игра «По кочкам, по кочкам».

Игра-путешествие в «Комнату снов», аудиозапись «Колыбельная».

Подвижная игра-катание на каталках, качелях.

Игры для налаживания контакта с ребенком

Петрушка

Цель: развитие эмоционального общения ребенка со взрослым, налаживание контакта. Оборудование: кукла Петрушка (би-ба-бо). Ход игры: Незаметно для ребенка педагог надевает на руку игрушку, затем начинает игру. Петрушка подходит к малышу, кланяется.

- Я Петрушка - веселая игрушка! Привет-привет!

Затем Петрушка предлагает малышу поздороваться, берет его руку в свои.

-Давай здороваться! Дай ручку!

После этого Петрушка выполняет различные действия: хлопает в ладоши, танцует и поет, предлагая ребенку повторить эти действия.

Давай хлопать в ладошки - хлоп-хлоп-хлоп! А сейчас я песенку спою: ля-ля-ля! Ля-ля-ля!

Затем Петрушка прячется и появляется вновь. Игра заканчивается тем, что игрушка прощается и уходит.

Прогулки

Экскурсия по детскому саду.

Приучать детей гулять только на площадке. Разнообразить их двигательную активность. Ритуальные прогулки по участку (рассматриваем цветы и деревья на участке). Цель: ориентация в пространстве, обогащение словаря.

Учить делать куличики из песка, рисовать палочкой на песке.

Подвижные игры «Зайчики»,

Цель: вызвать положительные эмоции от взаимодействия друг с другом, доставить радость от игры.

Экскурсия на участок детского сада.

Цель: познакомить детей с постройками из песка, показать, как можно играть с песком и водой.

Подвижные игры «Самолеты» -закрепить умение бегать не наталкиваясь.

Предложить малышам собрать сухие веточки из-под деревьев на участке.

Наблюдения за явлениями природы: - светит солнце (высоко – не достать, светит, с ним весело, радостно – обогащение словаря)

«Светит солнышко в окошко,

смотрит в нашу комнату.

Мы захлопаем в ладоши,

Очень рады солнышку»

Пятница

Утро: Прием и осмотр детей.

Знакомство с детьми.

Осмотр детьми группы, игрушек, игры с ними.

Беседа с ребенком на интересующую его тему (о папиной машине, старших братьях и сестрах, об игрушках, мультике).

Игра-забава с музыкальными игрушками.

Игра «Идет коза рогатая», «Тушки-тутушки».

Игра с водой «Нырки» (подготовительные навыки для мытья рук), закрепление правил поведения в комнате Мойдодыра.

Подвижная игра «Догони мяч».

Игры для налаживания контакта с ребенком

Котёнок

Цель: развитие эмоционального общения ребенка со взрослым, налаживание контакта. Оборудование: мягкая игрушка котёнок.

Ход игры: Педагог показывает ребенку игрушечного котёнка и предлагает погладить его.

- Смотри, какой к нам. пришёл котёнок - маленький, пушистый. Давай погладим котёнка-вот так.

Действие сопровождается стихотворением:

Киса, кисонька, кису ля! -

Позвала котёнка Юля.

Не спеши домой, постой! -

И погладила рукой.

Можно продолжить игру с котёнком: напоить его молочком, показать, как котёнок умеет прыгать, махать хвостиком.

Утро: Прием и осмотр детей.

Знакомство с детьми.

Осмотр детьми группы, игрушек, игры с ними.

Рассказ-импровизация воспитателя «Как мы с Мишуткой ждали Машу…», наблюдение в окно.

Игра «Давай-ка».

Подвижная игра «Догони мяч».

Самостоятельные игры с мячами.

Ласковая минутка «Кто у нас хороший?».

Игры с природным материалом «Морские сокровища».

В гостях у Мойдодыра – инсценирование стихотворения «Умывалочка» Н. Пикулевой.

Игры для налаживания контакта с ребенком

Шарик

Цель: развитие эмоционального общения ребенка со взрослым, налаживание контакта.

Оборудование: маленький пластмассовый шарик (который может поместиться в зажатой ладони).

Ход игры: Педагог показывает ребенку шарик и предлагает поиграть.

- Смотри, какой красивый шарик. Давай поиграем: я шарик буду прятать, а ты угадывай, в какой он руке.

После этого педагог убирает руки за спину и прячет шарик в кулак. Затем выставляет обе руки, зажатые в кулаки, вперед и предлагает ребенку угадать и показать, в какой руке находится шарик. После чего переворачивает руку и раскрывает ладонь.

- В какой руке шарик - угадай! Правильно угадал - вот он, шарик, смотри! Давай спрячем шарик еще раз!

Детям нравится эта игра, поэтому, скорее всего, игровое действие придется повторить многократно.

3-я неделя

4-я неделя

Понедельник

Утро: Прием и осмотр детей.

Знакомство с детьми.

Осмотр детьми группы, игрушек, игры с ними.

Продолжить знакомство с групповой комнатой.

Сюжетная игра «Мы шли, шли …

Минутка отдыха «Мягкая».

Игра с водой «Плавает-тонет».

Игры для развития мелкой моторики «Бусы».

Хохотальная разминка.

Самостоятельные игры.

Игры для налаживания контакта с ребенком

Платочек

Цель: развитие эмоционального общения ребенка со взрослым, налаживание контакта.

Оборудование: большой яркий шелковый платок (желательно, чтобы платок не электризовался).

Ход игры: Перед началом игры приготовьте платок: желательно, чтобы он был приятным на ощупь, красивой расцветки. Допустимо сначала пользоваться полупрозрачным платком (в этом случае ребенок может наблюдать из-под него за тем, что происходит вокруг и не испугается внезапной темноты и потери видимости). В дальнейшем можно использовать непрозрачные платки. Удобно играть в эту игру, расположившись на диване или сидя на ковре. Предложите малышу поиграть с платком. Наденьте платок себе на голову со словами:

- Сейчас я спрячусь. Ну-ка, найди меня!

Ребенок с удовольствием стянет платок у вас с головы. После этого предложите спрятаться малышу - накиньте платок ему на голову.

-Где же наш Ваня? Ваня, ты где?Ау!

После этих слов стяните платок с головы ребенка, приобнимите его, порадуйтесь вместе с ним встрече. Игру можно повторять многократно.

Утро.

Рассматривание фотоальбома «Детский сад у нас хорош!».

Экскурсия на кухню.

Лепка из соленого теста.

Игра «Моем руки чисто».

Игра-забава «Мыльные пузыри».

Свободная деятельность.

Сюжетная игра «Поможет игрушкам найти свой дом».

Ласковая минутка – слушание аудиозаписи «Классические мелодии для малышей».

Подвижная игра «Поезд».

Вечер.

Игра-занятие «Кукла Катя проснулась» - обучение игровым навыкам.

Подвижные игры в спортивном уголке (катание на качелях, качалках, игровые упражнения в сухом бассейне).

Чтение художественной литературы «Курочка Ряба».

Игры для налаживания контакта с ребенком

Качели

Цель: развитие эмоционального общения ребенка со взрослым, налаживание контакта.

Ход игры: Педагог предлагает ребенку поиграть в качели.

Ты любишь качаться на качелях? Давай поиграем в качели! Педагог садится на диван или удобный стул, усаживает ребенка к себе на колени, лицом к лицу. Затем берет руки ребенка в свои и расставляет их в стороны, после чего имитирует ритмичные движения качелей - покачивается из стороны в сторону, увлекая за собой ребенка.

-Качели качаются: кач-кач! Кач-кач!

Играть можно и стоя. Взрослый и ребенок становятся напротив друг друга,

широко расставив ноги, они берутся за руки и раскидывают их в стороны. Со словами «кач-кач» имитируются движения качелей - вместе взрослый и ребенок раскачиваются из стороны в сторону, поочередно отрывая то правую, то левую ноги от пола.

Вторник

Беседа с детьми на интересующие их темы.

Подвижная игра «Самолеты».

Экскурсия в физкультурный зал.

Свободная деятельность.

Игра «Смотри, что я могу».

Ласковая минутка. «В гостях у Сплюшки» - аудиозапись «Классические колыбельные».

Кто в кулачке?

Цель: развитие эмоционального общения со взрослым, налаживание контакта.

Ход игры. Воспитатель раскрывает кисти рук и шевелит пальцами. Затем плотно сжимает кулаки таким образом, чтобы большие пальцы оказались внутри. Показывает ребенку несколько раз, как это сделать, и просит его повторить. Возможно, придется помочь ему убрать большой палец в кулак. Читает стишок и вместе с ребенком выполняет движения.

Кто залез ко мне в кулачок?

Это, может быть, сверчок? (Сжать пальцы в кулак.)

Ну-ка, ну-ка, вылезай!

Это пальчик? Ай-ай-ай! (Выставить вперед большой палец.)

Игровое занятие

    Что чувствуют пальчики? Тактильное восприятие (теплый-холодный).

    Что чувствует язычок? Вкусовые ощущения (сладкий-соленый).

    Что слышат ушки? Слуховое восприятие (громкий-тихий).

Что видят глазки? Зрительное восприятие (светлый-темный).

Утро.

Рассматривание картинок на тему «Животные» - беседа о домашних животных.

Игра-забава «Где же наша…».

Путешествие в физкультурный зал.

Свободная деятельность.

Игры «По кочкам, по кочкам», «Идет коза рогатая».

Минутка отдыха «У Сплюшки» - рассказывание воспитателем сказки-импровизации.

Сюжетная ига «Прогоним капризок».

Подвижная игра «Поезд».

Вечер.

Рассказ-инсценировка воспитателя «Для чего нужны карандаши?» - свободное рисование.

Подвижная игра «Зайки».

Игра-занятие «Заболела кукла Катя» - обучение игровым навыкам. Рассматривание картинок о жизни в детском саду.

Игровое занятие

    Ласковое солнышко. Восприятие цвета (желтый).

    Веселый мухомор. Восприятие цвета (красный).

    Теплый дождик. Восприятие цвета (синий).

    Шаловливая лягушка. Восприятие цвета (зеленый).

3-я неделя

4-я неделя

Среда

Чтение художественной литературы, рассматривание иллюстраций.

Сюжетная игра «Я иду в гости с подарками».

Подвижная игра «Самолеты».

Игра с водой «Ловкие пальчики».

Релаксация «Дедушка Молчок».

Игра «В гостях у Мойдодыра» (закрепление правил поведения в санитарной комнате).

Пришел Петрушка

Цель: развитие эмоционального общения со взрослым, налаживание контакта.

Материал. Петрушка, погремушки.

Ход игры. Воспитатель приносит Петрушку, рассматривает его с детьми. Петрушка гремит погремушкой, потом раздает погремушки детям. Они вместе с Петрушкой встряхивают погремушками, радуются.

Игры для налаживания контакта с ребенком

Выдувание мыльных пузырей

Цель: развитие эмоционального общения со взрослым, налаживание контакта.

Ход игры. Воспитатель мыльные пузыри. Пробует получить пузыри, покачивая трубочкой, а не дуя в нее. Считает, сколько пузырей может удержаться на трубочке за один раз. Пытается поймать на лету все пузыри, пока они не коснулись земли. Наступает на мыльный пузырь и удивленно спрашивает у детей, куда он пропал. Затем учит каждого ребенка выдувать пузыри. (Напрягать мышцы рта очень полезно для развития речи.)

Утро.

Сюжетная игра «В гости к куклам».

Подвижная игра «Самолеты».

Минутка звучащих, музыкальных игрушек.

Свободная деятельность.

Музыкальная игра «Мы в лесок пойдем».

Игра «В гостях у Мойдодыра» - закрепление первых культурно-гигиенических навыков.

Вечер.

Экскурсия по детскому саду – продолжить знакомство с детским садом, его сотрудниками.

Просмотр мультфильма.

Игры со строительным материалом (напольные мягкие модули) «Самолет построим сами…».

Игра-занятие «Покормим куклу Катю обедом».

Самостоятельная деятельность.

Игры для налаживания контакта с ребенком

Прячем мишку

Цель: развитие эмоционального общения со взрослым, налаживание контакта.

Ход игры. Воспитатель прячет знакомую ребенку большую игрушку (например, медведя) так, чтобы она немного была видна. Говоря: «Где мишка?», ищет его вместе с ребенком. Когда малыш найдет игрушку, взрослый прячет ее так, чтобы искать было сложнее. После игры с мишкой прячется сам воспитатель, громко произнося «ку-ку!» Когда ребенок найдет его, он перебегает и прячется в другом месте. В конце игры взрослый предлагает спрятаться ребенку.

Покружимся

Цель: развитие эмоционального общения со взрослым, налаживание контакта.

Материал. Два игрушечных мишки.

Ход игры. Воспитатель берет мишку, крепко прижимает его к себе и кружится с ним. Дает другого мишку малышу и просит также покружиться, прижимая к себе игрушку.

Затем взрослый читает стишок и действует в соответствии с его содержанием. Ребенок вслед за ним выполняет те же движения.

Я кружусь, кружусь, кружусь,

А потом остановлюсь.

Быстро-быстро покружусь,

Тихо-тихо покружусь,

Я кружусь, кружусь, кружусь

И на землю повалюсь!

Прогулки

Продолжать приучать детей гулять только на площадке. Ритуальные прогулки по участку (рассматриваем цветы и деревья на участке). Цель: ориентация в пространстве, обогащение словаря.

Наблюдение за прохожими.

Цель: Рассмотреть одежду людей летом.

Подвижные игры «Кто первый до флажка», «Кто быстрее добежит»

Цель: учить бегать в заданном направлении.

Привлекать к выполнению простейших трудовых поручений: на участке после игры – собрать и сложить игрушки в корзину.

Рисование цветными мелками на асфальте рисование палочками на земле.

Рассматривание листочка или цветка.

Дать детям первичные представления о растительном мире: - рассматривание листочков на дереве и на земле.

Цель: Учить детей любоваться красотой природы.

Подвижная игра «Прячем игрушку (мишку, зайку, Куклу)». Цель: ориентация в пространстве, учить детей двигаться за воспитателем, вызывать чувство радости оттого, что нашли игрушку. Катание кукол на колясках, велосипедах.

Подвижные игры «Самолеты» - учить бегать, не наталкиваясь

«Скати мяч» - упражнять в скатывании мяча с горки для кукол.

Простейшие трудовые поручения – предложить собрать игрушки в корзину

Четверг

Беседы на интересующие детей темы.

Сюжетная игра «Я иду к вам в гости с подарками».

Рисование фломастерами, маркерами.

Подвижная игра «Бегите ко мне».

Минутка отдыха «У Сплюшки» - слушание аудиозаписи «Сказки Бони-ласки».

Самостоятельная деятельность.

Пальчиковая игра «Гости», «Ладушки».

Свободные игры в спортивном уголке (катание на качелях, сухой бассейн, каталки).

Хохотальная разминка.

Игры для налаживания контакта с ребенком

Подуй на шарик, подуй на вертушку.

Цель: развитие эмоционального общения со взрослым, налаживание контакта.

Материал. Воздушный шарик, вертушка.

Ход игры. На уровне лица ребенка подвешивается воздушный шарик, а перед ним на стол кладут вертушку. Воспитатель показывает, как надо дуть на воздушный шарик, чтобы он высоко взлетал, и предлагает ребенку повторить действие. Затем взрослый дует на вертушку, чтобы она завертелась, ребенок повторяет.

Утро.

Игры с природным материалом «Сундучок сокровищ».

Сюжетная игра «Мы шли, шли…».

Игра-забава с мыльными пузырями.

Подвижная игра «Зайки».

Минутка отдыха «На лесной полянке» - слушание аудиозаписи «Малыш в деревне».

Самостоятельная деятельность.

Сюжетная игра «Поможем найти игрушкам свой домик».

Пальчиковая игра «Гости».

Хохотальная разминка.

Вечер.

Показ-инсценировка сказки «Курочка Ряба» (кукольный театр би-ба-бо).

Подвижная игра «Самолеты». Самостоятельная

деятельность. Пальчиковые игра «Ладушки».

Игры для налаживания контакта с ребенком

Соберем игрушки.

Цель: развитие эмоционального общения со взрослым, налаживание контакта.

Ход игры. Пригласите ребенка помочь вам собрать разбросанные игрушки, в которые он играл. Сядьте рядом с малышом, дайте в руки игрушку и вместе с ним положите ее в коробку. Затем дайте другую игрушку и попросите самостоятельно положить ее в коробку. Пока вы складываете игрушки, напевайте что-нибудь вроде: «Мы игрушки собираем, мы игрушки собираем! Тра-ля-ля, тра-ля-ля, их на место убираем».

Дети двух-трехлетнего возраста еще не испытывают потребности в общении со сверстниками. Они могут с интересом наблюдать друг за другом, прыгать, взявшись за руки, и при этом оставаться совершенно равнодушными к состоянию и настроению другого ребенка. Взрослый должен научить их общаться, и основы такого общения закладываются именно в адаптационный период.

3-я неделя

4-я неделя

Пятница

Наблюдение из окна группы за приходом детей в детский сад.

Сюжетная игра «Загляни ко мне в окошко».

Игра-забава «Кто это хлопает в ладоши?».

Показ-инсценировка потешки «Огуречик, огуречик».

Подвижная игра «Самолеты».

Ласковая минутка «У Сплюшки» - слушание аудиозаписи «Сказки Бони-ласка».

Самостоятельная деятельность.

Сюжетная игра «Прогоним капризок».

Игра «Моем руки чисто».

Игры для налаживания контакта с ребенком

Мяч в кругу.

Цель: развитие эмоционального общения со взрослым, налаживание контакта.

Ход игры. Дети садятся на пол в круг и прокатывают мяч друг другу. Воспитатель, показывает, как отталкивать мяч двумя руками, чтобы он катился в нужном направлении.

Цель: развитие эмоционального общения со взрослым, налаживание контакта.

Материал. Яркий мяч.

Ход игры. Ребенок сидит. Воспитатель, стоя на некотором расстоянии, бросает ему мяч и приговаривает: «Бросим дальше, бросим выше». Малыш ловит мяч.

Утро.

Игра-забава «Воздушные шары».

Сюжетная игра «Загляни ко мне в окошко».

Пальчиковая игра «Сорока-ворона».

Показ-инсценирование потешки «Кисонька Мурысонька».

Свободная деятельность.

Сюжетная игра «Поможем игрушкам найти свой дом».

Подвижная игра «Зайки».

Минутка отдыха «На лесной полянке».

Игра с водой «Бульбочки».

Вечер.

Посещение вечернего развлечения в старшей группе.

Игры с куклами «Покормим куклу», «Покатаем Катю в коляске».

Подвижная игра «Догони мяч». Сенсорная игра «Бусы»

Игры для налаживания контакта с ребенком

Мы топаем ногами.

Цель: развитие эмоционального общения со взрослым, налаживание контакта.

Ход игры. Играющие становятся в круг на таком расстоянии друг от друга, чтобы при движении не задевать соседей. Воспитатель вместе с детьми произносит текст медленно, с расстановкой, давая им возможность сделать то, о чем говорится в стихотворении:

Мы топаем ногами,

Мы хлопаем руками,

Киваем головой.

Мы руки поднимаем,

Мы руки опускаем,

Мы руки подаем.

(Дети берутся за руки, образуя круг.)

Мы бегаем кругом.

Через некоторое время воспитатель говорит: «Стой». Все останавливаются.

И другие игры: «Давайте познакомимся», «Я иду к вам в гости с подарками», «Приходите ко мне в гости, я буду угощать», «Шли-шли, что-то нашли», «Пузырь», «Солнышко и дождик».

Пальчиковые игры: «Пальчики здороваются», «Этот пальчик дедушка», «Сорока, сорока, кашку варила», «Один, два, три, четыре, пять! Вышли пальчики гулять», «Где же наши ручки?» и др.

Детям любого возраста очень непросто начинать посещать детский сад. Каждый из них проходит период адаптации к детскому саду. Вся жизнь ребёнка кардинальным образом меняется. В привычную, сложившуюся жизнь в семье буквально врываются изменения: чёткий режим дня, отсутствие родных и близких, постоянное присутствие сверстников, необходимость слушаться и подчиняться незнакомым взрослым, резко уменьшается количество персонального внимания.

Ребёнку необходимо время, чтобы адаптироваться к этой новой жизни в детскому саду.

Адаптация - это приспособление или привыкание организма к новой обстановке. Для ребенка детский садик, несомненно, является еще неизвестным пространством, с новым окружением и отношениями. Этот процесс требует больших затрат психической энергии и часто проходит с напряжением, а то и перенапряжением психических и физических сил организма.

Многие особенности поведения ребенка в период адаптации к детскому саду пугают родителей настолько, что они задумываются: а сможет ли ребенок вообще адаптироваться, закончится ли когда-нибудь этот «ужас»? С уверенностью можно сказать: те особенности поведения, которые очень беспокоят родителей, в основном являются типичными для всех детей , находящихся в процессе адаптации к детскому саду. В этот период почти все мамы думают, что именно их ребенок «несадовский», а остальные малыши, якобы, ведут и чувствуют себя лучше. Но это не так. Адаптация обычно протекает сложно с массой негативных сдвигов в детском организме. Эти сдвиги происходят на всех уровнях, во всех системах. В новой обстановке малыш постоянно находится в сильном нервно-психическом напряжении, стрессе, который не прекращается ни на минуту особенно в первые дни.

Степени адаптации

В зависимости от длительности адаптационного периода различают три степени адаптации ребенка к детскому саду :

1 – 16 дней - легкая адаптация

20-40 дней – адаптация средней тяжести

от 40 до 64 дней – тяжелая адаптация

Три степени тяжести прохождения адаптационного периода

Легкая адаптация - к 20-му дню пребывания в ДОУ нормализуется сон, ребенок нормально ест, не отказывается от контактов со сверстниками и взрослыми, сам идет на контакт. Заболеваемость не более одного раза сроком не более 10-ти дней, без осложнений. Вес без изменений.

Средняя адаптация - поведенческие реакции восстанавливаются к 30-му дню пребывания в ДОУ. Нервно-психическое развитие насколько замедляется (замедление речевой активности) . Заболеваемость не более 2-х раза сроком не более 10-ти дней, без осложнений. Вес без изменений или несколько снизился.

Тяжелая адаптация - характеризуется значительной длительностью (от двух до шести месяцев и дольше) и тяжестью всех проявлений.

Факторы, мешающие адаптации к детскому саду

Слишком сильная зависимость ребенка от мамы

Чрезмерная тревожность родителей

Нежелание взрослых давать большую самостоятельность малышу

Воспитание ребенка в духу вседозволенности

Неврологическая симптоматика у ребенка : астеничность, гиперактивность

Болезненность малыша

Отсутствие в доме адекватного малышу режима дня

Типичные ситуации, с которыми сталкиваются родители, когда ребенок начинает ходить в детский сад (начало адаптационного периода )

«НЕ ХОЧУ!» Ребенок плачет , капризничает каждый раз, когда приходит время идти в садик. Это позволяет ребенку открыто говорить о том, что ему не нравится. Родители могут ему сочувствовать, говорить, что им действительно жалко, когда он грустит, расставаясь с ними, но «так уж устроен мир - мамы и папы работают, а дети ходят в садики и в школы». Ребенок , который открыто протестует против садика, чаще всего довольно хорошо адаптируется , если родители не ругают его, не стыдят, а выражают сочувствие, оставаясь уверенными в том, что садик - хороший выбор для их ребенка .

ДОМА - КАПРИЗЫ, В САДИКЕ - УСПЕХИ. Дело в том, что в садике ребенок часто видит именно то место, где его готовы воспринять таким, каким он себя ПОКАЖЕТ.

ЧАСТЫЕ БОЛЕЗНИ. Ребенок начинает болеть буквально с первых дней посещения садика: «неделя в садике - неделя (а порой и две) дома». Многие родители сетуют на садик: мол, недосмотрели, сквозняки, детей заболевших принимают, инфекция. Но чаще всего виноват не садик, а сама ситуация перехода ребенка к самостоятельному пребыванию где-то без родителей. Как известно, физическое и психическое развитие ребенка взаимосвязаны , и организм ребенка иногда помогает ему справляться с тревогами и переживаниями. Чаще всего болеют именно те дети, которые не очень сильно капризничают и плачут, не выражая явно, словами и слезами, нежелание идти в садик.

ДОМА – «ХОРОШИЙ» , В САДИКЕ – «УЖАСНЫЙ» . Дело в том, что если родители очень много внимания уделяют правильному воспитанию, слишком контролируют ребенка , оберегают от принятия неверных решений, то ребенок трех-четырех лет , оставшись в садике без них, просто теряется. Он как бы остается без своей СОВЕСТИ, как говорит пословица – «без царя в голове» , ведь его способность к самоконтролю еще не развилась, а дома его совестью и контролем были мама и папа.

Оставшись один, ребенок пытается найти взрослого, который смог бы, как мама, помогать ему быть «правильным» . Именно для этого он ведет себя вызывающе, этот вызов говорит : «Пожалуйста, обуздайте меня, укажите мне мои границы, ВЫДЕРЖИТЕ меня!» Чаще всего доброжелательность окружающих взрослых помогает в скором времени ребенку поверить , что для того чтобы быть достаточно хорошим, вовсе не обязателен постоянный контроль взрослых.

Успокоившись по поводу отсутствия постоянного постороннего контроля за собой , ребенок начинает чувствовать себя увереннее и лучше общаться как со взрослыми, так и со своими сверстниками.

Уровни адаптации

Физиологический

Психологический

Психологический уровень (предстоит привыкнуть)

К отсутствию значимого взрослого (мамы, папы)

Большому количеству новых людей и необходимости с ними взаимодействовать

Необходимости в одиночку справляться со своими проблемами

Необходимости отстаивать свое личное пространство

Физиологический (надо привыкнуть)

К новому режиму, ритму жизни, новым нагрузкам (необходимости сидеть, слушать, выполнять команды)

Невозможности уединения

Необходимости самоограничений

Новой пищи, новым помещениям, освещенности, запахам

Как подготовить ребенка к садику?

Психологическая подготовка

    В первую очередь маме не нужно нервничать и показывать это ребенку. Рассказывайте о садике хорошее, но при этом постарайтесь не сильно приукрашивать, чтобы у ребенка не сформировались излишне радужные ожидания.

    Делайте упор на формировании у малыша гордости за то, что он будет ходить в детский сад. Рассказывайте, что попасть в садик не так и просто (что сейчас действительно так из-за длинных очередей) и многие детки лишены такой возможности.

    Чтобы малыш меньше боялся «пропажи» мамы, часто играйте с крохой в прятки и периодически оставляйте ребенка с другими родственниками, например, пока мама сходит за покупками.

Новый коллектив

Если малыш пугливый и застенчивый, привыкнуть к детскому коллективу ему будет сложнее, чем общительным карапузам. Постарайтесь расширять круг общения ребенка еще до посещения сада. Ходите в гости, знакомьтесь с детками на площадке, запишитесь на развивающие занятия.

Режим

    Постарайтесь изменить режим дня ребенка за 2-3 месяца до того, как он начнет ходить в дошкольное учреждение. Перестройте режим так, чтобы ребенку было легко просыпаться к тому времени, когда вы в будущем будете собираться в сад.

    Если ребенок уже перестал спать днем, научите его отдыхать после обеда просто лежа в постели. Подскажите, какие тихие игры ему доступны во время такого отдыха, например, сочинение историй, игра в слова, игры с пальцами или внимательный осмотр предметов вокруг с запоминанием их деталей.

    Пищу предлагайте ребенку ежедневно в одно и то же время. Желательно, чтобы оно совпадало со временем завтраков, обедов и полдников в детском саду. Старайтесь не допускать перекусов в неположенное время, а домашние блюда можно сделать похожими на те, которые кроха будет получать в садике. Это снизит вероятность появления капризов, связанных с питанием в дошкольном учреждении.

    Также уделите внимание посещению ребенком туалета после завтрака. Оптимально, чтобы именно в это время ребенок сходил «по большому». Давайте малышу запас времени для спокойного пребывания в туалете. Если у ребенка проблемы с дефекацией, уделите время их разрешению до начала посещения сада.

Дисциплина

Поиграйте с ребенком в детский сад, пусть игрушки будут детками, а вы – воспитателями. Такая игра не только поможет ребенку лучше понять, какой у него будет режим в детском саду, но, повторяя ее в будущем, мама узнает, как малыш относится к новому месту и что происходит в садовских стенах.

Обучение

    Учите ребенка раздеваться, кушать ложкой, а также просить о помощи, если у него что-либо не получается. Уделите внимание отучению крохи от памперсов, если ребенок еще носит подгузник.

    Больше читайте ребенку, приучая его слушать вас внимательно. При этом увеличивайте время чтения постепенно.

    Играйте с малышом в игры, в которых нужно подражать, например, ходить, как медведи или прыгать, словно зайчик. Это пригодится крохе и во время подвижных игр на прогулке, и на музыкальных занятиях, и для уроков физкультуры.

    Помните, что на адаптацию к саду уходит в среднем 2-3 месяца, и в этот период родители должны уделять малышу достаточно внимания дома. Постарайтесь организовать совместные ужины в будни, а в выходные приготовьте ребенку его любимые блюда.

    Забирая малыша из сада, расспрашивайте о событиях за день и внимательно слушайте ребенка, задавая вопросы. Это не только покажет сыну или дочке, что вам интересны его дела, но и будет способствовать развитию речи.

    Не забывайте об обратной связи с садом. Периодически разговаривайте с воспитателем о том, как ведет себя ребенок в саду. Вам будет полезна эта информация, так как многие малыши ведут себя в коллективе иначе. А рассказав воспитателю о поведении ребенка дома и его характере, вы сможете помочь найти правильный подход к малышу. Если у ребенка есть трудности с дневным сном, поговорите с воспитателем, чтобы крохе разрешили брать с собой в постель любимую игрушку.

    Уделите внимание одежде, в которой ребенок будет в детском саду. Вещи с мелкими пуговицами и крючками, а также шнурками, являются плохим выбором, так как малышу будет сложно снимать их и надевать обратно. Не одевайте ребенка в слишком тесную одежду. Избегайте синтетических тканей, лучше подобрать для сада хлопковую или шерстяную одежду. Хорошим выбором будет одежда с разным видом передней части и спинки.

Возрастные кризисы – это неизбежная стадия развития и взросления ребенка. Это своего рода переломные моменты, во время которых происходит переоценка всех прежних ценностей, переосмысление своего я и отношений с окружающими. Одни из таких моментов является кризис 3 лет, который очень часто выпадает на период адаптации ребенка к детскому саду.

Этот этап становления личности лишь условно именуется «кризисом трёх лет». Первые симптомы неповиновения иногда отмечаются уже в 18-20 месяцев, однако наибольшей интенсивности они достигают в период с 2,5 до 3,5 лет.

Кризис трех лет – это абсолютно нормальное явление, которое не является психическим отклонением и требует вмешательства психолога лишь в очень редких случаях.

Симптомы кризиса трех лет

1. Постоянные отрицательные ответы на просьбы взрослых («Не пойду туда», «Не хочу это есть», «Не буду играть», «Не скажу») и соответствующее поведение (мама просит подойти – малыш наоборот убегает, папа просит сложить игрушки – он их разбрасывает и т.д.).

2. Раздражение и злость, когда что-то не получается или что-то не нравится.

3. Проявления агрессивности по отношению к родителям и всем окружающим людям, в том числе ровесникам (малыш кусается, царапается, дерется, обзывается).

4. Частое состояние подавленности у малыша, слезы и капризы.

5. Появление у ребенка различных страхов (темноты, одиночества, животных, в редких случаях даже смерти).

Советы родителям

Кризис 3 лет у детей требует в первую очередь адекватного поведения со стороны родителей. Главное – внимание к малышу, отсутствие обиды, злости и агрессии по отношению к нему и искреннее стремление помочь ему в этот непростой период. Обычно кризис трех лет у ребенка длится несколько месяцев, поэтому мамам с папами стоит запастись терпением.

Самое главное – в любой ситуации соблюдать спокойствие. Видя особо яркие проявления кризиса трех лет у своего чада (истерики, вопли, слезы), родителям не стоит реагировать на них похожим образом. Если ребенок кричит – не нужно кричать на него в ответ, если упрямится – не надо пытаться любой ценой сломить это упрямство. Лучше подходить к решению проблемы со спокойствием и невозмутимостью («Не хочешь – не надо!», «Хочешь плакать – плачь»). Многие дети, не получая от мамы с папой той реакции, на которую рассчитывали, очень быстро успокаиваются.

Для успешного преодоления трех лет психология советует в ситуациях, когда ребенок всячески проявляет свой негативизм («Не хочу», «Не буду», «Не стану»), действовать методом от противного. Например, мама просит малыша собрать игрушки, а он отвечает категоричным отказом, да еще и продолжает их разбрасывать. Матери в такой ситуации следует сказать ребенку: «Не собирай игрушки!», и скорее всего он, стремясь сделать назло, тут же быстренько их уберет.

Кризис 3 лет у детей связан с первыми попытками , поэтому родителям в этот период стоит проявлять особую гибкость: можно позволить ребенку самому принимать какие-то решения и в некоторых ситуациях не вступать с ним в спор. Здесь главное – не перегнуть палку и не начать потакать ему во всем подряд.