Самый главный вопрос, которым задаются все родители: как подготовить ребёнка к взрослой жизни. Главным помощником в этой работе выступает детский сад, где малыш проводит большую часть своего времени. А значит, работа дошкольного образовательного учреждения и семьи должна быть согласованной. В том числе это касается и таких важных с точки зрения успешности учебно-воспитательного процесса приёмов, как игры. Одним из самых методически востребованных видов деятельности в ДОУ являются настольно-печатные игры.
Разновидность основной деятельности дошкольников, направленной на аналитический подход в решении игровой ситуации, представленной в форме наглядного пособия, называется настольно-печатной игрой.
К таким играм относятся:
Настольно-печатные игры - важная часть предметно-развивающей среды в детском саду
Целями введения настольно-печатных игр в образовательный процесс являются:
Для реализации поставленных целей необходимо систематически решать следующие задачи:
Это интересно. Учёные доказали, что устройство мозга человека в детском возрасте позволяет ничего не забыть, а отложить в своеобразный «портфель». Со временем все проигранные ситуации закрепятся, усвоятся и войдут в привычку поведения малыша.
Визуализация - это один из главных принципов игровой деятельности и всего образовательного процесса в детском саду. Для осуществления этой работы необходимы опредёленные наглядные средства. Другими словами, для создания рисунка из мозаики нужна его схема, а для составления картинки из пазлов - цельное изображение в роли подсказки.
С опорой на визуальное восприятие информации связаны такие игры, как:
Пазлы могут быть различной формы, но важно, чтобы каждый ребёнок получил отдельный комплект
Это интересно. Простые пазлы можно сделать и своими руками. Достаточно разрезать на несколько неровных частей открытки с сюжетом, понятным всем.
Чтобы не доводить до истерик, сразу оговорите, что у каждого ребёнка будет свой набор реквизита, например, отдельный пазл. Если малыши такие игрушки видят впервые, то нужно дать им время познакомиться, а уже затем переходить к игре. Учтите, что в младших группах детям важен сам процесс складывания, так что картинка должна быть одинаковой - тогда слёз не будет. В старших группах можно давать каждому воспитаннику свой пазл, а картинки разные. Если время позволяет, то включите в игру этап обмена деталями: так малыши смогут складывать разные сюжеты, а тренировка моторики и мышления окажется более продуктивной.
Ещё один важный момент. Для некоторых игр, например, лото, домино, предполагается наличие одного комплекта на определённое количество игроков. Но в группе может быть больше детей. В этом случае стоит озаботиться приобретением не одного, а двух наборов. И делить игральные фишки (или другие материалы игры) поровну.
Возраст/группа | Особенности развития | Игры | Примеры | Время | Примечания |
2–2,5 (первая младшая) | Игры должны быть с сюжетными картинками |
|
| До 5 минут | Если режим позволяет (есть время до сна или до еды), то хорошо бы сменить эту деятельность более активной |
3–4 (вторая младшая) | Интерес к играм в парах |
|
| 7 минут | Работа направлена на развитие речи |
4–5 лет (средняя) | Работа в микрогруппах (3–4 человека) |
|
| 7–8 минут | |
5–6 лет (старшая) | Осознанное участие в командных играх |
|
| 10 минут | Совмещение физической активности взрослого и ребёнка |
6–7 лет (подготовительная) | Нетерпимость по отношению к помощи взрослого |
|
| 10–12 минут | Дети учатся комментировать свои действия при высокой самостоятельности выполнения заданий |
Дидактическая игра «Сложи квадрат» воспитывает в детях терпение и настойчивость
Картотека готовых игр группируется в соответствии с возрастом детей, что находит своё отражение и в решаемых задачах, и в содержании игры.
Для этой категории малышей уместно использование материалов, предполагающих складывание цельных картинок из отдельных кусочков, обычно их чётное количество (от 4 до 6). Кроме того, нужно использовать мозаики, которые развивают мелкую моторику. В этом виде игр используется складывание картинок на основе шаблона.
Мозаика «Сложи картинку» развивает мелкую моторику малышей
Ещё один важный нюанс, касающийся методики проведения игры: поначалу малыши выполняют задание сами с помощью взрослого, затем без ассистента. Последним, самым сложным этапом работы может быть складывание картинок на скорость, но без соревновательного момента. Парные или коллективные игры на занятиях не вводятся, у каждого участника должен быть свой комплект материалов, чтобы исключить возможность ссоры.
Инструкция:
Инструкция:
В первой младшей группе дети играют не вместе, а рядом
Кроме методических тонкостей, характерных для первой младшей группы, добавляется элемент командной игры.
Инструкция:
На этом этапе можно давать задания для выполнения в парах.
Во второй младшей группе можно понемногу вводить элементы работы в парах
Инструкция:
В работе с этой возрастной группой акцент делается на развитии речи. Поэтому все игры подразумевают детальный комментарий по ходу.
Инструкция:
Игра «Какое время года?» развивает логическое мышление и речевые способности ребёнка
Инструкция:
В игре «Парные картинки» развивается способность объединять предметы на основании определённых признаков
Для усложнения можно выставить картинки в столбик, раздать малышам по набору из 3–4 карточек и попросить найти для своих пары в общем столбике.
Отличительной особенностью работы с детьми этого возраста является то, что малышей нужно научить сопоставлять предметы по объединяющему признаку.
Инструкция:
Игра «Цифры» тренирует навыки счёта и произвольное внимание
Инструкция:
Инструкция:
Игра «Когда это бывает?» закрепляет представления дошкольников о временах суток
Все элементы образовательного процесса в детском саду должны быть строго хронометрированы. Только в этом случае не будет нарушений дисциплины, а вся новая информация будет восприниматься максимально эффективно. План игры состоит из 3 важных этапов:
Даже игра в лото проводится под наблюдением взрослого
При изучении темы «Покупки» воспитатель объясняет малышам, в каких отделах магазина продаётся та или иная продукция. Целью этой игры является закрепление знаний малышей о различных товарах и отделах магазинов (продуктовом, хозяйственном и т.д.), развитие умения ориентироваться в окружающей обстановке, воспитывать желание помогать взрослым.
Игра «Где это можно купить?» развивает умение дошкольника ориентироваться в окружающем мире
Автор | Макрушина Татьяна, МДОУ детский сад «Сказка», Саратовская область, р.п. Дергачи |
Название | Фрагменты настольно-печатных игр «Что за форма» и «Лото» |
Возраст детей, группа | 3–4 года, младшая |
Описание игры «Что за форма» | <…Цель: учить детей различать и называть знакомые им геометрические формы: шарик, кубик, кирпичик, призму; развивать умение находить среди нескольких других предметов, разных по цвету, именно тот, который просит воспитатель. Ход игры:
|
Описание игры «Лото» | <…Цель: упражнять детей в умении объединять предметы по месту их произрастания: где что растёт; закрепить знания об овощах, фруктах и цветах. Ход игры:
Такая игра используется, когда ставится задача систематизации, закрепления знаний о других предметах, например, о посуде, мебели, одежде, обуви и т.д…> |
Цит. по: http://www.maam.ru/detskijsad/nastolno-pechatnye-igry-chast-3.html |
Настольно-печатные игры в детском саду активно применяются как непосредственно на занятиях, так и при проведении досуга. Этот вид деятельности помогает не только отработать, закрепить полученные знания, но также развивает познавательные процессы, речь, мелкую моторику, воспитывает терпение и умение соблюдать правила. Кроме того, дети с удовольствием осваивают разные формы проведения игр: индивидуальную, парную и коллективную, что формирует навыки конструктивного взаимодействия со сверстниками.
Рейтинг: / 7Собирали ли вы когда-нибудь огромную картину из пазлов? Какими качествами нужно обладать для того, чтобы собрать ее? Правильно, терпением, усидчивостью, ориентированностью на результат, внимательностью.
Если вы желаете, чтобы ваш ребенок обладал этими качествами, смело предлагайте ему пазлы. Помимо перечисленного, пазлы развивают еще и восприятие целого, воображение, мелкую моторику, координацию движений, наглядно-образное мышление.
Мелкая моторика и координация движений руки ребенка развивается в процессе перебирания мелких деталей-пазлов, их переворачивания, захватывания и выкладывания в нужном месте.
Чтобы получить результат в этой игре, необходимо сопоставлять детали по цвету, форме, линиям. В процессе этого развивается восприятие, логическое и наглядно-образное мышление.
Чтобы сопоставить один пазл с другим, мозг ребенка проделывает массу операций. К примеру, чтобы подобрать подходящую часть детали, малышу нужно научиться мысленно переворачивать пазлы, что несомненно полезно для развития пространственного восприятия, логического, наглядно-образного мышления и воображения.
Цель игры в пазлы: сопоставить детали с соседними таким образом, чтобы вместе они составили общую картину.
В зависимости от размера пазлов, их могут собирать как школьники, так и совсем малыши. Начинать играть в такую развивающую игру можно уже с детьми двух лет, учитывая, что пазлы при этом должны быть больших размеров и их должно быть совсем немного. Картинка для малышей должна быть простой, хорошо, если это будет один большой предмет. Как только ребенок освоит эту игру, можно начинать усложнять ее, предлагая более мелкие детали и более сложный рисунок.
Хорошо, если первые пазлы состоят лишь из двух - четырех крупных деталей, замечательно, если еще и будут выкладываться в планшете-рамке.
Начинать играть всегда с рассматривания целой картинки (обычно, образец прилагается). Затем обсудить детали, происходящие на картинке действия.
Если ребенок еще не знаком с принципом игры в пазлы, то взрослому стоит сначала на глазах ребенка собрать картинку, а потом убрать 2-3 детали и предложить малышу помочь. Для маленьких детей можно придумать сказку с участием персонажей.
Пример сказки:
«Жил-был котенок по имени «Мяу». Жил он в квартире на седьмом этаже и была у него хозяйка Юля. Юля его очень любила, кормила по утрам молочком, играла в догонялки и даже выводила гулять. Вот, ты можешь посмотреть на этого котенка (покажите собранную картинку).
Однажды, выйдя на прогулку со своим котенком, Юля встретила своих подружек и заигралась. А когда нужно было идти домой, вдруг вспомнила, что рядом нет ее котенка, он потерялся (разрушьте картинку на глазах ребенка). Она долго искала и звала его: «Мяу, мяу, кссс, кссс, кссс», но он не откликался.
Давай поможем Юле найти котенка, вот, я уже вижу его ушко (продемонстрируйте ребенку пазл с ушком котенка), ищи и ты…».
Когда игра закончится и пазл соберется, обязательно похвалите своего малыша за проделанную работу.
Как только вы заметите, что головоломка уже не вызывает никаких затруднений у ребенка и он собирает ее с «закрытыми глазами», стоит задуматься над приобретением более сложного варианта пазлов.
Помимо обычных пазлов с обычными картинками, существуют еще и головоломки с развивающим наполнением. Так, в продаже можно встретить географический пазл, задача которого дать представление детям о карте Мира и о местоположении материков, анатомический пазл, информирующий детей о строении человеческого тела, астрономический, математический и др.
Если в процессе игры в пазлы ребенок долгое время не может ничего собрать, то стоит ему помочь, ведь постоянные неудачи могут вызвать потерю интереса ребенка к этой игре. Также подумайте, может быть игра подобрана не по возрасту и стоит предложить пазлы попроще (состоящие из меньшего количества деталей).
Приобретая пазлы для малыша, обратите внимание на его качество. У качественных пазлов на срезах не должно быть зазубрин, картон должен быть плотным, не расслаиваться и не гнуться. Картинка должна быть яркой, а для маленьких детей еще и контрастной.
Выбирая такую игру, исходите из личных интересов ребенка. Мальчикам, естественно, будет интересно собирать пазл с автомобилями, а девочкам – с принцессами. Детей помладше заинтересуют картинки со зверушками, а детей постарше – с любимыми мультипликационными персонажами.
Алина Руденко
В последнее время в магазинах появилось большое количество развивающих игр для детей. Как помочь родителям правильно выбрать игру для своего ребенка? Нужно рассказывать им о полезных и интересных играх.
с каждым годом приобретают все большую популярность. И в этом нет ничего удивительного! В эту игру играют и малыши, и дети старшего дошкольного возраста, и взрослые.
Это отличная развивающая игрушка и хороший способ провести время вместе с ребенком. Однако не думайте, что малыш будет собирать пазлы самостоятельно. Во всех развивающих занятиях присутствие взрослых необходимо. Именно близкие могут вызвать интерес у своих малышей к новым интересным занятиям и игрушкам. Если вы начнете сами собирать мозаику, то малыш, наблюдая за вами, заинтересуется этим процессом и начнет вам помогать.
Какими же должны быть самые первые пазлы? Они должны быть очень простыми: от двух до четырех крупных деталей. Предметы, которые собирает ребенок, должны быть ему хорошо знакомы. Желательно, если это будет один крупный предмет, например, любимый сказочный герой вашего малыша.
Детали должны хорошо стыковаться, а рисунок должен быть ярким и крупным. Составляя пазлы, взрослым важно проговаривать свои действия, называть форму и цвет элементов.
Начинать собирать пазлы уже можно примерно с 3 - 4 лет.
Если вы начали собирать пазлы первый раз, то вам необходимо будет самим собрать картинку и когда останется несколько деталей попросить ребенка помочь.
Галина Ярошук, доктор биологических наук и психолог, пишет о том, что главный вид деятельности маленького ребенка – это игра. В первое время малыши наблюдают и повторяют действия взрослых, так у них развивается внимание и память. Очень важно поощрять и приободрять детей в процессе игры.
Как только ребенок научится собирать пазл из 4-6 деталей, ему можно покупать более сложные варианты этой игры. Если с раннего детства ребенок собирает пазлы, то к 3 годам малыш будет уже способен собрать пазл из 24 элементов. С увеличением количества деталей можно постепенно усложнять и изображенный на пазлах рисунок. Для детей от трех лет можно уже предложить простые сюжеты, например, иллюстрация из знакомых мультфильмов или сказок, а деткам постарше - пазл с развивающим содержанием, например, изображение алфавита. С помощью таких игр, ваш ребенок будет получать необходимые знания в игровой занимательной форме.
Собирать пазл - рисунок – проще, чем пазл сделанный как фотография. Это задание для детей постарше. Оптимальное количество деталей пазла для детей в возрасте от 3 до 6 лет – не более 50.
Игра в пазлы влияет на развитие малыша:
* развивает мелкую моторику рук и координацию движений
* тренирует способность видеть задание многогранно
* развивает логику
*формирует навыки выработки стратегического решения задач
* развивает усидчивость и аккуратность
* развивает воображение и фантазию
*развивает внимание и память
* учит принимать решения самостоятельно
Интерес к пазлам может открыть в ребенке творческие способности. К примеру, способствовать придумыванию историй по картинкам. Простая вроде бы игра – а польза от нее ощутимая.
При игре с пазлами движения детской руки становятся точными и осмысленными. В будущем это поможет ребенку быстро научиться писать, а также избавит от проблем с почерком.
Чтобы детям было интересно-нужно иметь большое количество разных пазлов. Все ребята любят собирать сюжеты из популярных детских сказок и мультфильмов. Мальчишки с удовольствием собирают машины, динозавров. Девочки - котят, щенков. Картонные коробки от частого использования рвутся, детали мозаики легко теряются или попадают в другие коробки. А ведь если хоть одна деталь потеряется - играть уже не очень интересно! Для того чтобы этого не случилось, мы подобрали для каждой игры коробку из пластмассы с прозрачной крышкой. Внутри каждой коробки лежит готовый образец. Для удобства, картинка-образец и каждая деталь пазлов пронумерованы одним номером. Можно сразу заметить, если в коробку попала деталь из другой мозаики. Для того чтобы все было эстетично коробки должны быть одинаковыми. Играя в эту игру, дети приучаются к порядку, после игры нужно убрать пазы в коробку. Пазлы у нас находятся в доступном для детей месте (в строительном уголке). Когда есть свободное время, дети могут выбрать по своему желанию картинку, которую им хочется собрать.
Кто-то любит играть один, кто-то объединяется с товарищем. В игре они учатся общению, учатся договариваться, уступать друг другу, радоваться общему результату. В прошлом году мы выпустили подготовительную группу.
В новом учебном году к нам пришли малыши. Несмотря на большую разницу в возрасте дети с удовольствием собирают пазлы. Это одна из любимых игр детей нашей группы.
В консультации использованы статьи:
1.«Пазлы – развивающая игра для будущих гениев»
2.«О пользе пазлов и составных картинок»
Осенняя картина из пазлов. Мастер-класс с пошаговым фото
Картина-пазл из 1000 элементов на осеннюю тему. Пошаговая инструкция с фото
Толстикова Татьяна Александровна, воспитатель ГБООУ НАО «НСШИ», г. Нарьян-МарХод работы.
Для работы Вам нужно только сходить в магазин и выбрать понравившиеся Вам пазлы. Мне в сентябре на день рождения подарили 2 коробки с пазлами. Одну из них я и выбрала для проведения мастер-класса.
Дидактические игры по ФЭМП
«Мозайка», «Пазлы»
Цель: развивает моторику рук, внимание, логическое мышление, усидчивость.
«Цвета и формы»
Цель: способствует обучению ребенка основным цветам и их оттенкам, основным формам, а также таким важным понятиям как «большой», «маленький», «больше», «меньше».
Лото «Занимательная математика»
Цель: развивает внимание, логическое мышление, усидчивость, продолжает обучать счету до 100, тренирует зрительную память.
Умное домино «вычитание»
Цель: развивает моторику рук, внимание, логическое мышление, усидчивость, тренирует зрительную память, закрепляет навыки вычитания.
«Детям о времени»
Цель: игра знакомит детей с временными понятиями (времена года, месяцы, дни недели, части суток, часы), формирует навыки рассказа по картинкам.
«Подбери по цвету и форме»
Цель: развитие логического и образного мышления, произвольной и непроизвольной внимания.
«Противоположности»
Цель: развитие внимания, речи, образную и смысловую память, закладывает основы логического мышления.
«Веселая логика»
Цель: развивает образное мышление, аналитическое восприятие, развивает способности зрительного обследования и анализа предметов, их словесного описания и мысленного конструирования.
«Времена года»
Цель: развивает память, наблюдательность, формирует интерес к окружающему миру.
«Цветная геометрия»
Цель: закрепляет знания о геометрических фигурах и цветах, развивает внимание, восприятие, логического мышления.
«Калейдоскоп фигур, цветов, занятий»
Цель: развивает пространственную ориентацию, художественную и творческую фантазию, сообразительность и внимание, в игровой форме обучает владению геометрическими фигурами, умение определять один определенный цвет из цветового многообразия.
«Решаем примеры»
Цель: закрепление навыков счета, осваивание математических действий: сложение и вычитание, обучает составлять и решать задачи.
Дидактические игры по развитию речи
«Моя квартира»
Цель: формировать знания детей о характерных предметах обстановки квартиры, игра учит правильно выбирать картинку с предметом обстановки для выбранной части квартиры, развивать мышление, сообразительность, умение объяснять свои действия, память.
Лото «Все профессии важны»
Цель: развивает речь, мышление, речевой аппарат, представления о профессиях.
«Назови одним словом»
Цель: развивает логическое мышление, ловкость и скорость мысли и действий игрока.
«Логопедическое лото»
Цель: развивает фонематический слух, учит правильно произносить звуки, изучает звуко-буквенный анализ слова, развивает внимание, память, мышление.
«По дорожке слов»
Цель: развивает у детей связную речь, внимание, память, воображение, логическое мышление и фонематический слух.
«Мы построим дом»
Цель: развивает память, мышление, фантазии, формировать знания детей о характерных предметах строительного материала, игра учит правильно выбирать картинку.
«Четвертый лишний»
Цель: развивает логическое и образное мышление, речевой аппарат.
«Цепочка слов»
Цель: развивает способность обнаруживать местонахождение первого и последнего звука в словах.
«Пойграй-ка»
Цель: игра развивает сенсорное воспитание, зрительное восприятие, формирует вырабатывание устойчивых представлений о форме, цвете, величине предметов, учит устанавливать совпадение и несовпадение.
«Знаю все профессии»
Цель: знакомит с профессиями, тренирует память, внимание, логическое мышление и речь.
«Мы играем в магазин»
Цель: знакомит детей с предметами продающимися в магазинах, умение детей классифицировать предметы, называть группы предметов обобщающими словами.
Дидактические игры по окружающему миру
«Животные и птицы: что говорят и что едят»
Цель: развивает речь, знакомит с животными и птицами, а так же с тем, как они «говорят» и что едят.
«Домашние животные» I
Цель: знакомит детей о пользе домашних животных, их разновидностях, чем они полезны в домашнем хозяйстве, развивает произвольное и непроизвольное внимание, память, образное и логическое мышление.
«Зайчата в лесу»
Цель: знакомит с хищными и травоядными животными, развивает логическое мышление, память, речь.
«Чехагор»
Цель: развивает внимание, логическое мышление, ловкость и скорость мысли и действий игрока.
«Животные и их детеныши»
Цель: знакомит с животными средней полосы России, расширяет словарный запас, развивает памть, учит правильной речи, формирует основы логического мышления (обобщение, разделение на группы).
«Нектаринка»
Цель: игра развивает внимание, логическое мышление, ловкость и скорость мысли и действий игрока.
«Дольки»
Цель: развитие зрительного восприятия, произвольное внимание, знакомит с фруктами, овощами и ягодами, память.
«Домашние животные» II
Цель: знакомит детей с окружающим миром и обогощает знаниями о животных, их детенышах, а так же скотном дворе, учит ребенка обобщать, анализировать и сравнивать.
«Поймай рыбку»
Цель: знакомит детей с водными жителями, развивает зрительное восприятие, произвольное внимание, память и логическое мышление.
Лото «Двойняшки» (птицы)
Цель: знакомит детей с разновидностями птиц, местом обитания, развивает произвольное и непроизвольное внимание, память, речевой аппарат.
Лото «Двойняшки» (насекомые и рептилии)
Цель: знакомит детей с разновидностями насекомыми и рептилиями, местом обитания, развивает произвольное и непроизвольное внимание, память, речевой аппарат.
«Узнаем живой мир»
Цель: знакомит с домашними и лесными животными, лесными и сельскохозяйственными растениями, лесными и садовыми цветами, лесными и садовыми ягодами, овощами и фруктами.
«Подбери картинку»
развивает внимание, память, мышление, учит классифицировать предметы, называть группы предметов обобщенными словами, обогащает словарный запас.