Индивидуальное занятие в группе зпр. Индивидуальная коррекционно-развивающая программа с ребенком с задержкой психического развития (ЗПР)

22.10.2019 Стиль

Поставить диагноз может лишь специалист – психоневролог . Никакие учителя и социальные работники, какую бы квалификацию они не имели, не могут вынести «приговор». Однако если Вы сами чувствуете, что Ваш ребенок отстает в развитии, и, тем более, если Вам посоветовали обратиться к специалисту, сделать это следует немедленно: чем раньше начать лечение и коррекцию, тем проще избавить ребёнка от этой проблемы.

Наиболее ярким признаком ЗПР исследователи называют незрелость эмоционально-волевой сферы .

Иначе говоря, такому ребенку очень сложно сделать над собой волевое усилие, заставить себя выполнить что-либо. А отсюда неизбежно появляются нарушения внимания : его неустойчивость, сниженная концентрация, повышенная отвлекаемость. Нарушения внимания могут сопровождаться повышенной двигательной и речевой активностью.

Такой комплекс отклонений (нарушение внимания + повышенная двигательная и речевая активность), не осложненный никакими другими проявлениями, в настоящее время обозначают термином “синдром дефицита внимания с гиперактивностью” ().

Нарушение восприятия выражается в затруднении построения целостного образа. Например, ребенку может быть сложно узнать известные ему предметы в незнакомом ракурсе. Такая структурность восприятия является причиной недостаточности, ограниченности, знаний об окружающем мире. Также страдает скорость восприятия и ориентировка в пространстве .

Если говорить об особенностях памяти у детей с ЗПР, то здесь обнаружена одна закономерность: они значительно лучше запоминают наглядный (неречевой) материал, чем вербальный. Кроме того, установлено, что после курса специального обучения различным техникам запоминания показатели ребят с ЗПР улучшались даже по сравнению с нормально развивающимися детьми.

ЗПР нередко сопровождается проблемами речи , связанными в первую очередь с темпом ее развития. У детей с ЗПР наблюдается отставание в развитии всех форм мышления ; оно обнаруживается в первую очередь во время решения задач на словесно-логическое мышление. К началу школьного обучения дети с ЗПР не владеют в полной мере всеми необходимыми для выполнения школьных заданий интеллектуальными операциями (анализ, синтез, обобщение, сравнение, абстрагирование).

Очень важно начать проводить коррекционную программу как можно раньше – тогда у ребенка будет достаточно времени, чтобы пойти в школу подготовленным и не взвалить на себя с первого класса «печать» неуспешности. Медикаментозную поддержку и коррекционные занятия нужно начинать сразу же как психоневролог предположил диагноз, у малышей с ЗПР или ЗПРР есть несколько сочетанных нарушений, которые зависят друг от друга – так проблемы с самоконтролем естественно ведут к проблеме внимания, концентрации, а те в свою очередь ведут к проблемам общего и интеллектуального развития.

В нашем центре проблему ЗПР и ЗПРР решают комплексно несколько специалистов – речевой терапевт, дефектолог, нейропсихолог, двигательный терапевт.

Разделы: Логопедия

Вид занятия: коррекционное (дефектологическое).

Форма занятия: групповая (4– 6) чел.

Цель: Коррекция зрительного, тактильного, слухового внимания методами кинезиологии и через коррекционный игротренинг.

Продолжительность занятия: 45 минут.

План занятия:

  1. Организационный момент (игра на разогрев, массаж БАТ) – 2 минуты.
  2. Вызов – 1 минута.
  3. Разминка – 5 минут.
  4. Основная часть – 34 минуты.
  5. Физминутка (гимнастические упражнения с гимнастикой для глаз, кинезиологическое упражнение на коррекцию внимания, игра “кулак – ребро – ладонь”).
  6. Итог занятия – 2 минуты.
  7. Рефлексия – 1 минута.

Ход занятия:

1. Организационный момент.

Игра на разогрев “ зеркало”. Массаж БАТ. Приложение 1 .

– Ребята, вы, любите соревноваться? (Да!)

– Сегодня, предлагаю побороться вам за звание “Самого внимательного” и получить медаль от феи Внимание. Медаль получит тот, кто наберет больше жетонов за правильные ответы.

3. Разминка.

– Давайте сначала проведем разминку. Отгадайте загадки. Ученик называет отгадку, на экране появляется картинка отгадка и ребенок получает жетон за правильный ответ. Презентация .(Слайды 1–5.)

  1. В огороде у дорожки сидит солнышко на ножке. Только желтые лучи у него не горячи. (Подсолнух.)
  2. Сидит дед, во сто шуб одет, кто его раздевает, тот слезы проливает. (Лук.)
  3. Если, я нужна бываю, про тебя я забываю, но когда несу еду, – мимо рта я не пройду. (Ложка.)
  4. Из горячего колодца через нос водица льется. (Чайник.)
  5. Посмотрите, дом стоит, до краев водой налит, без окошек, но не мрачный, с четырех сторон прозрачный, в этом домике жильцы – все умелые пловцы. (Аквариум.)

– Молодцы! Начало у вас хорошее. Продолжим дальше.

4. Основная часть.

Учитель: Запомните изображение (30 сек) и нарисуйте как можно точнее по памяти. (Слайд 6).

Работы сверяются с изображением на экране, исправления вносятся карандашом другого цвета.

Учитель: На столе выставлены игрушки и предметы (заяц, синий кубик, кукла, машинка, мяч).

Дети внимательно смотрят и стараются запомнить (30сек) . Педагог закрывает специальным экраном предметы, производит перестановку предметов, после чего, дети должны определить, что изменилось (повторяют 2–3 раза) . За правильные ответы дети получают жетоны.

Игра “ волшебный мешочек”. Дети выходят в круг.

Учитель: Определите на ощупь предметы (елка, кубик, гриб, клубок, шарик, бусы, линейка, кукла – пупс, пуговица, буква “Р” пластмассовая.)

Работа с сюжетными картинками (за партами) .

Игра “найди отличия” (засекается время).

У каждого ученика своя картинка. Дети находят отличия, поочередно называет их. Жетоны получают те, кто нашел больше отличий или выполнил все верно.

Физминутка (дети выходят из-за парт):

– гимнастические упражнения с гимнастикой для глаз,

– кинезиологическое упражнение на коррекцию внимания, игра “ кулак – ребро – ладонь” (с ловушками). Приложение 1 .

Упражнение – игра “кто внимательный?” на коррекцию слухового внимания (за партами) .

Учитель: Послушайте внимательно стихотворные тексты, запомните и назовите все слова обозначающие действия предметов.

Ученики получают жетоны за правильные ответы.

Сидит белка на тележке,
Продает она орешки.
Бежит рыжая лиса,
Зайца съесть хочет она.

Шел по лесу шустрый мишка,
На него свалилась шишка.
Шепчет ночью мне на ушко,
Сказки разные подушка.

Игра на коррекцию внимания и формирование межполушарного комиссура “ухо – нос” 3–4 раза (дети выходят в круг) . Приложение 1.

Учитель: Молодцы!А, сейчас будьте внимательны.

– Откройте тетради и возьмите карандаш.

– Нарисуйте грибок справа от домика, но левее цветочка и ниже елочки (инструкция произносится 2 раза).

Дети рисуют, затем сверяют с эталоном, отмечают рисунок знаком “+”, если все изображено, верно, согласно инструкции, сверяют с эталоном.

(Слайд 7.) Учитель отмечает правильные варианты жетонами.

Учитель: Молодцы, справились со всеми заданиями! Посчитайте все свои жетоны. Определяется победитель, которому вручается медаль “Самый внимательный” и суперприз от феи Внимание. Остальные дети получают поощрительные призы (витамины).

6. Рефлексия. Окончание занятия.

– Нарисуйте свое настроение.

– Занятие окончено. До, свидания.

Список используемой литературы.

  1. О. А. Степанова. Профилактика школьных трудностей. М., Т. Ц., “ Сфера”, 2003 г.
  2. А. Ф. Ануфриева. С. Н. Костромина. Как преодолеть трудности в обучении детей. “ Ось – 89”, Москва, 2005 г.
  3. А. Л. Сиротюк. Обучение детей с учетом психофизиологии. М., Т. Ц., “ Сфера”, 2001 г.
  4. Холодова О. “ Юным умникам и умницам: “ Информатика, логика, математика …”
  5. Рабочая тетрадь для 1 – 4 классов. Росткнига, 2008 г.
  6. Н. В. Сократова. Современные технологии сохранения и укрепления здоровья детей. М., Т.Ц. “Сфера” 2005 г.

ЗПР (задержка психического развития) - это неприятный диагноз, но не смертельный. Если знать, как правильно проводить упражнения и игры с такими детьми, то можно достичь больших результатов. Просто необходимо знать какие игры лучше всего подойдут ребёнку с ЗПР, какие методы и занятия выигрышнее. Рассмотрим этот вопрос подробнее.

Коррекционные занятия для детей с ЗПР

Коррекционные занятия для детей с ЗПР построены с учётом возникающий сложных проблем в эмоциональном состоянии ребёнка.

Цель коррекционных методик

Целью коррекционных методик для детей с ЗПР являются развитие:

  • психических функций;
  • двигательной сферы;
  • адаптации к условиям, окружающим ребёнка.

Коррекционные методики направлены на развитие памяти, воображения, внимания.

Коррекционные занятия помогают ребёнку ориентироваться в пространстве, времени, идёт развитие сенсорных функций, развитие моторики, ребёнок учится играть, быть дружелюбным, коммуникабельным.

Как проходят коррекционные занятия

Чаще всего коррекционные занятия проходят в группах по 10 человек один раз в неделю от 15-30 минут. Занятия обеспечивают психическую защищённость малыша. Общение с учителем происходит строго по эмоциональным потребностям ребёнка (от 15-30 минут в зависимости от возрастной группы). Все упражнения для детей с зпр объединяются в одной темой и сюжетами, в которые включаются любимые или просто известные герои сказок, мультфильмов, нередко главными персонажами могут выступать животные. При этом все герои попадают в определённые жизненные ситуации, путешествуя по сказочным странам вместе с детьми. В процессе таких игр дети концентрируют своё внимание, развивают память и логическое мышление. В момент проведения коррекционных игр и упражнений для детей с зпр, педагоги (дефектолог, воспитатель, музыкальный руководитель) действуют как одно целое, создавая иллюзорный и красочный, сказочный мир для ребят.

Для хороших результатов при коррекционных занятиях обеспечивают равномерное чередование психических и физических нагрузок:

  • разминка и проведение упражнений для поднятия мышечного тонуса;
  • походят занятия по развитию внимания, памяти, мышления;
  • идёт развитие чувств темпа и ритма;
  • упражнения на согласованное взаимодействие речи и движений;
  • развивается голос, дыхание;
  • развиваются мимика и грамотная речь;
  • развиваются творческие способности крохи.

Коррекционные занятия с музыкальным сопровождением

Чаще всего для занятий с детьми, отстающими в развитии, применяются игры с музыкальным сопровождением. Музыка положительно влияет на психоэмоциональное состояние ребёнка, позволяет ему выполнять определённые действия в такт музыке или её часто используют для понятия временного отрезка, за который надо выполнить какие-то действия. Игры и упражнения во время коррекционных занятий развивают у ребёнка:

  • развитие устной речи;
  • богатый словарный запас;
  • обеспечивают ровность спины;
  • помогают ребёнку ориентироваться в пространстве и времени.

Тема: «Сравнение предметов по ширине»

Цели:

1. Способствовать обучению сравнению двух предметов, контрастных по ширине (пользуясь приёмом наложения)

2. Развивать сенсорные представления (цвет, форма, величина, мышление на основе сравнения предметов, внимание, долговременную память, речевую деятельность.

3. Воспитывать положительную установку на участие в занятии, навыки взаимодействия.

Материал: «Чудесный мешочек» с подарками (морковка, бочонок мёда, 4 шнура одинаковой длины, набор изображений снежинок, сосулек, «ручеёк», изображения домиков медведя и зайца, по 2 кубика и 2 дощечки разной ширины на каждого ребёнка.

Ход занятия:

1. Орг момент

Здравствуйте, дети. Посмотрите, к нам сегодня пришли гости. Поздоровайтесь с ними. Все посмотрите на них. Посмотрели. Молодцы! А сейчас послушайте меня внимательно.

2. «Две дорожки»

дефектолог приглашает малышей на ковёр, где заранее выложены две дорожки из шнуров одинаковой длины, но разной ширины.

Ребята, перед нами две дорожки. Одна широкая, вторая узкая.

Я предлагаю вам пройти по широкой дорожке.

«По широкой дорожке

Шагают наши ножки»

Дети свободно шагают за воспитателем по широкой дорожке.

Дефектолог: Хорошо мы прогулялись? (да)

По какой дорожке мы шагали?

А теперь пойдём по другой дорожке. Какая это дорожка? Узкая или широкая? (покажите) .

А теперь давайте подумаем как нам пройти по узкой дорожке?

Дети идут по узкой дорожке, руки в стороны для сохранения равновесия.

«На этой на дорожке

Трудно нашим ножкам? » (да)

По какой дорожке хорошо идти? (дети показывают)

Потому, что она широкая. Повторите.

А по какой трудно, неудобно идти? Потому, что эта дорожка узкая. Скажем вместе

3. «Ручеёк»

«В путь дорогу нам пора,

Поторопимся, друзья»

выкладывает на ковре «ручеёк» из голубой ткани.

Ой, дорогу нам преградил ручеёк. Посмотрите, он бежит, извивается. Здесь он какой, широкий или узкий? Покажите, вот какой ширины (называют, показывают руками) .

А здесь какой? Вот такой (называют, показывают руками)

Где же нам будет легче через него перебраться? (показывают)

Давайте перепрыгнем там, где он узкий.

Дети по очереди перепрыгивают через ручеёк.

А чтобы не замочить ножек там, где он широкий надо построить (мостик) .

4. «Строим мостик»

самостоятельная работа детей

дефектолог предлагает детям пройти за столы, на которых расставлены подносы со строительным материалом.

Ребята, у вас есть по два кубика и две дощечки.

А чем отличаются дощечки? (широкая и узкая)

Давайте проверим. (сравнивают, используя приём наложения)

Покажите мне широкую дощечку. А теперь узкую дощечку.

Какую дощечку лучше взять для мостика?

Дети строят мостик, воспитатель индивидуально помогает, подсказывает, предлагает прокатить машинку по мостику.

5. «Угадай, чей домик»

«Мы по мостику пойдём,

Прямо к домикам придём»

Дефектолог вывешивает на доску изображения двух домиков.

Посмотрите, какие красивые домики. Только вот где чей? Домики разные. Один домик широкий- для мишки, другой узкий- для зайчика

Дети показывают, где домик мишки, где зайчика.

У медведя дверь какая? (широкая)

У зайки дверь какая? (узкая)

Давайте проверим.

Предлагает желающим открыть двери, за которыми находятся изображения медведя и зайки.

6. Итог занятия:

«Долго, долго в гости шли,

Угощение несли

Хорошо мы потрудились

Все ребята молодцы».

Предварительный просмотр:

Тема: «Зима»

Цели:

1. Познакомить с зимними явлениями в природе. Учить наблюдать за сезонными изменениями в живой и неживой природе

  1. Развивать речь детей. Способствовать усвоению обобщающего понятия зима
  2. Развитие слухового, зрительного, тактильного восприятия

Материал: игрушка заяц; ведерко со снегом; листы бумаги для графического упражнения с использованием падающих снежинок; «сугробы» , выполненные из ваты; картина «Зима»

Ход занятия

1. Беседа по картинке

На улице сейчас стало холодно. На земле лежит снег. Наступила зима. Что падает на землю? Какое время года на улице?

2. Дыхательное упражнение «Снежинки»

Посмотрите, кто пришел к нам в гости? (заяц). Что принес зайчик в ведерке? Он принес снег. Потрогаем снег. Он белый, холодный, мягкий. Я положу вам снежок на ладошки. Подышите на него, как я. Посмотрите, снег тает.

На ладошки к нам снежинки дефектолог кладет вату

Опустились, как пушинки. ребенку на руку и предлагает

Мы на них легко подули, подуть на нее

И снежинки упорхнули.

3. Рисование «Снег идет»

Дефектолог раздает картинки с изображением снежинок и предлагает провести вертикальные линии сначала пальцем, потом карандашом сверху вниз

4. Итог.

Предварительный просмотр:

Тема: «Рыбки в аквариуме»

Цели:

1. Учить располагать вырезанных рыбок на всем листе, сочетая по цвету, учить аккуратно наклеивать, дорисовывать глаза, закреплять работу с ножницами при вырезании.

2 . Развивать речь, мышление, обогащать словарный

3. Воспитывать интерес к предстоящей работе, воспитывать заботливое отношение к окружающей природе.

Материал: бумага, тонированная синим мелком, бумага зеленого цвета для водорослей, ранее вырезанные разноцветные силуэты рыбок, клей-карандаш, фломастер черного цвета ножницы, иллюстрации, сюжетные картинки, загадки, образец.

Ход занятия

1. Организационный момент.

Ребята посмотрите у меня большой конверт и в нем картинки, а что это за картинки вы узнаете, отгадав загадки, слушайте внимательно. После каждой отгадки показ картинок с изображением аквариума и рыб.

Стеклянный домик на окне

С прозрачною водой,

С камнями и песком на дне

И с рыбкой золотой

2. Основная часть.

Ребята обратите внимание на (показывая) иллюстрацию «Рыбки в аквариуме»

Вопросы детям:

1. Что это? (Аквариум)

2. Что на дне аквариума? (Камешки)

3. Какой они формы? (Круглые, овальные)

4. Кто живет в аквариуме? (Рыбки)

5. Чем тело рыбки покрыто? (Чешуей)

6. С помощью чего рыбки плавают? (Плавники, хвост)

7. А чем питаются рыбки? (Корм, водоросли) .

8. Какого цвета водоросли в аквариуме? (Зеленые)

3. Самостоятельная работа детей.

Ребята у вас на столах есть готовые аквариумы из бумаги. Как вы думаете, чего в них не хватает (Ответы детей) Рыбок, водорослей. А что нужно сделать? (Ответы детей) Вырезать водоросли из бумаги и выбрать по цвету рыбок и поместить в аквариум. Дети выкладывают композицию и приступают к выполнению аппликации.

Воспитатель обращает внимание на аккуратность при работе с клеем, напоминает приемы аккуратного наклеивания, следит за осанкой детей при работе, напоминает правила работы с ножницами.

Как много рыбок у вас в аквариумах? Рыбкам весело, игриво.

4. Итог

Что мы сегодня делали?

Вам понравилось?

Оценка и рассматривание детских работ


Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

детский сад №17 компенсирующего вида Калининского района

Санкт-Петербурга

Конспект открытого занятия учителя-дефектолога

с использованием ИКТ

в подготовительной к школе группе.

Лексическая тема: «Зимушка-зима»

Подготовила учитель-дефектолог

ГБДОУ д/с №17 - Гудкова О.В.

Санкт-Петербург,

Февраль 2019 г.

Цель – закрепить знания о признаках зимы и научить применять их в предметно-практической и игровой деятельности.

Задачи:

Коррекционно-образовательные :

1. Уточнять и закреплять знания детей о признаках зимы, закреплять названия зимних месяцев.

2. Закреплять пространственные представления (пространственная ориентировка на плоскости, понимание предлогов).

3.Закреплять элементарные математические представления (закреплять представления о геометрических фигурах, закреплять знание цифрового ряда от 1 до 10,порядковый счет до 10, умение решать примеры на сложение и вычитание в пределах 10).

Коррекционно-развивающие :

1. Развивать мышление (умение исключать предмет из ряда, объяснять свой выбор, умение отгадывать загадки, объяснять их смысл),

2. Развивать речь (работа над составлением связного рассказа по опорным картинкам, над выразительностью речи при рассказывании стихов, над диалогической речью).

3. Развивать зрительную память, внимание, восприятие (составление целого из частей).

4. Развивать общую и мелкую моторику (пальчиковая гимнастика, речь с движением).

Коррекционно-воспитательные :

1. Создание положительного эмоционального фона, доброжелательности.

2. Развивать коммуникативные навыки - желание совместно выполнять задания и получать результат.

Материалы : медиаоборудование (интерактивная доска, ноутбук, проектор), конверт со снежинками с заданиями, карточки к игре «Зимнее судоку», карточки для решения примеров «Снеговики и варежки», игра «Собери снежинку», коробка «Волшебный сундучок».

Ход занятия:

1. Орг. момент

Ребята, сегодня утром я получила необычное письмо. Посмотрите, какое оно красивое. Давайте откроем и прочитаем, от кого же оно?

«Я белоснежная Зима,
И все вы знаете меня.
Я сад, и лес посеребрила,
На санках с горки прокатила,
Большую ёлку подарила.

Мне уходить пришла пора,

Расстанусь скоро с вами я.

Хочу проверить ваши знания и приготовила задания…»

Ребята, зима приготовила для вас зимние задания на снежинках. Вам нужно будет вспомнить все, что вы знаете о зиме. Будьте внимательными и находчивыми и у вас все получится. А я вам помогу.

Вы готовы выполнять задания зимы?

2. Составление рассказа о зиме по опорным картинкам.

Снежинка №1:

Вот вам первая снежинка,
И на ней задание.
Расскажите мне, друзья,
А какая я – зима?

Слайды 2-3 (картинки – времена года, зимние месяцы)

Ребята, посмотрите на доску и скажите, какое время года было перед зимой? Какое время года будет после зимы?

Есть у зимы три брата, три зимних месяца. Как они называются? (Декабрь, январь, февраль).

А сейчас какой месяц? (Февраль).

Теперь вспомните, что бывает зимой? Назовите зимние приметы по картинкам.

Слайд 4

Дети называют приметы зимы по опорным картинкам:

Зимой холодно.Солнце светит, но не греет. Зимой идёт снег. Часто дует холодный ветер, бывают вьюги, метели. Реки замерзают и покрываются льдом. Деревья и кусты стоят голые. Птицам холодно и голодно зимой. Нужно делать для птиц кормушки и подкармливать птиц. Зимой животные линяют, медведи и ёжики впадают в спячку, белка делает на зиму запасы еды. Зимой люди надевают теплую одежду: шубы, шапки, шарфы, варежки, сапоги. Зимой можно кататься на санках, на лыжах, на коньках, можно лепить снеговиков, играть в снежки.

3. Отгадывание загадок.

Снежинка №2:

Отгадайте вы, ребятки,

Мои зимние загадки.

Ребята, нужно отгадать зимние загадки, тогда снежки растают, и появятся картинки-отгадки.

Слайд 5

Загадки:

1.Что за звездочки сквозные

На пальто и на платке.

Все сквозные, вырезные,

А возьмёшь – вода в руке (снежинки)

2. Подышал он на окно -

Вмиг покрылось льдом оно.

Даже веточки берез

Инеем укрыл... (мороз)

3. Без досок, без топоров

Через речку мост готов.

Мост, как синее стекло,

Скользко, весело, светло!(лёд)

4. Кто зимой метет и злится,

Дует, воет и кружится?

Стелет белую постель?

Это снежная…(метель)

5. Я живу под самой крышей,

Даже страшно глянуть вниз.

Я могла бы жить и выше,

Если б крыши там нашлись. (Сосулька)

Дети отгадывают загадки, объясняют их смысл. На слайде появляются картинки-отгадки.

4. Пальчиковая гимнастика (с использованием кинезиологических упражнений)

Снежинка №3:

Стихотворение вы про меня расскажите,

И руками движения вы покажите.

Ребята, сделаем вместе пальчиковую зарядку и расскажем стихотворение о зиме.

Пришла зима, (трем ладошки друг о друга)

Принесла мороз. (пальцами массажируем плечи, предплечья)

Пришла зима, (трем ладошки друг о друга)

Замерзает нос. (ладошкой массажируем кончик носа)

Снег, (плавные движения ладонями)

Сугробы, (кулаки стучат по коленям попеременно)

Гололед. (ладони шоркают по коленям разнонаправлено)

Все на улицу - вперед! (одна рука на колени ладонью, вторая рука согнута в локте-кулак (меняем) Теплые штаны наденем, (ладонями проводим по ногам)

Шапку, шубу, валенки. (ладонями проводим по голове, по рукам, топаем ногами)

Руки в варежках согреем (круговые движения ладонями одной руки вокруг другой ладони)

И завяжем шарфики. (ладони прикладываем друг на друга к основанию шеи)

Зимний месяц называй! (ладони стучат по коленям)

Декабрь, Январь, Февраль. (кулак, ребро, ладонь)

5. Игра «Зимнее судоку»

Снежинка №4

Вам разложить картинки нужно,

Только…внимательно смотреть,

Чтобы они не повторялись,

И чтобы мы потом все вами восхищались.

Ребята, вам нужно разложить пропущенные картинки, чтобы они не повторялись в ряду ни слева направо, ни сверху вниз.

Дети выполняют задание. Затем по очереди рассказывают, как разложили картинки.

6. Игра «Что лишнее?».

Снежинка №5:

Вот ещё одна снежинка –
Посмотрите на картинки.
Вы скажите мне, друзья,
Что здесь лишнее убрать?

Слайды 6-9

Картинки:

Снег, дождь, сосульки, снеговик

Лиса охотится за мышкой, медведь с медвежатами, заяц в белой шубке, белка в серой щубке

Снегирь, ворона, синица, аист

Дети лепят снеговика, катаются на санках, катаются на лыжах, мальчик катается на велосипеде

Дети называют лишнюю картинку и объясняют свой выбор. На слайде лишняя картинка исчезает.

7. Физкультминутка «Снеговик» (речь с движением)

Снежинка №6

А сейчас, скорей вставайте

В подвижную игру сыграйте.

Я предлагаю немного подвигаться. Вставайте в кружок. Будем лепить снеговика.

Давай, дружок, смелей, дружок,

Кати по снегу свой снежок.

Дети идут по кругу друг за другом, изображая, что катят перед собой снежок.

Он превратится в снежный ком

Останавливаются, “рисуют” двумя руками ком.

И станет ком снеговиком.

“Рисуют” снеговика из трех кругов разного размера.

Его улыбка так светла,

Показывают руками на лице улыбку.

Два глаза, шляпа, нос, метла.

Показывают глаза, прикрывают голову ладошкой, показывают нос, встают прямо, держат воображаемую метлу.

8. Игра «Снеговики и варежки»

Снежинка №7

Снеговикам рукавички вы подберите,

Для этого скорее примеры решите.

Ребята, подберем снеговикам рукавички. Для этого вам нужно решить примеры на рукавичках и найти снеговика с цифрой-ответом.

Дети решают примеры, рассказывают решение.

9. Игра «Что где находится?»

Снежинка №8

На картинки посмотрите,

Что где находится, скажите.

Слайд 10

Ребята, посмотрите внимательно на картинки и назовите, что находится в правом верхнем углу?

(«В правом верхнем углу – санки».)

Правильно. А что находится в левом нижнем углу? («В левом нижнем углу – снеговик)

Что находится над снеговиком? (Над снеговиком - лыжи.)

Что находится под санками? (Под санками - снежки.)

Что находится между лыжами и санками? (Между ними – коньки)

Что находится между снеговиком и снежками? (Между снеговиком и снежками – клюшка)

Слайд 11

Картинки исчезают.

А теперь, вам нужно вспомнить где какие были картинки. Что было правом верхнем углу? в левом нижнем углу? И т.д.

Дети называют, картинки появляются на слайде.

10.Игра «Составь снежинку» (из геометрических фигур)

Снежинка №9

А сейчас фигуры возьмите

И снежинки из них соберите.

Ребята, соберите снежинки из геометрических фигур.

Дети собирают снежинки по образцу. Затем называют фигуры, из которых состоит снежинка.

11. Итог занятия. Рефлексия.

Снежинка №10

Сегодня вы очень старались,

Так хорошо занимались.

Я хочу вас наградить,

Волшебство для вас совершить.

В сундучок мои снежинки положите

И волшебные слова произнесите

«Раз, два, три,

Снежинки в сюрприз преврати!»

Слайд 12 (картинка с изображением Зимы)

Дефектолог кладет снежинки в сундук. Вместе с детьми произносит волшебные слова.

Открывает сундук и раздает детям призы.
- Понравился вам сюрприз зимы?

Молодцы. Вы сегодня были внимательными, находчивыми и показали, что вы много знаете про зимнее время года.

Подписи к слайдам:

Занятие с использованием ИКТ с детьми с ограниченными возможностями здоровья, имеющими ЗПР (подготовительная группа). «Зимушка - зима» Подготовила Гудкова О.В. учитель-дефектолог ГБДОУ детский сад №17 Калининского района Санкт-Петербурга Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 17 компенсирующего вида Калининского района Санкт-Петербурга