Когда праздник отдание пасхи в году. Отдание праздника пасхи

30.10.2019 Стиль

Пасха – один из важнейших христианских праздников, в основе которого лежит воскресение Иисуса Христа. Празднование Пасхи 2019 года – своеобразный символ торжества жизни над смертью, света над тьмой, победы духа над плотью. Этот светлый праздник отмечают как последователи православной веры, так и католической.

Этот день требует особенной подготовки, поэтому перед Пасхой верующие христиане проходят Великий пост, окончание которого приходится на день праздника. На Пасху церковь готова распахнуть свои двери для всех, кто пришел посвятить пасхальные куличи, яйца и другие угощения.

Когда будет праздноваться Пасха в 2019 году?

Праздник Пасхи всегда приходится на воскресенье, однако дата каждый раз меняется. Дата праздника определяется на основании солнечного и лунного календарей, поэтому самостоятельно ее высчитать довольно тяжело. Удобнее всего воспользоваться для этой цели церковным календарем, где отмечены все предстоящие праздники.

Православные и католики применяют разные календарные системы, поэтому отмечают Пасху они в разное время. В связи с этим православный праздник в 2019 году наступит 28 апреля, а католический – 21 апреля .

Про празднование православной Пасхи в 2019 году

Корни пасхальных традиций уходят далеко в прошлое. Одни из них забылись или поменялись с течением времени, а другие остались неизменными по сей день. Но, как и раньше, Пасха является символом жизни и обновления.

Чествование Воскресения Христова отличается от других церковных праздников и превосходит их по длительности и значимости. Празднование Пасхи самое продолжительное, оно длится в течение 40 дней – столько воскресший Иисус Христос пребывал на земле.

Задолго до наступления пасхального торжества начинается серьезная подготовка к нему. Люди стремятся встретить праздник в чистом жилище, освободиться от дурных мыслей, поэтому перед праздником избавляются от ненужных вещей и наводят в доме порядок. В Чистый четверг, последний четверг перед Пасхой, красят яйца, пекут куличи и завершают уборку. Считается, что в этот день с помощью искренних молитв можно освободиться от грехов и изменить жизнь к лучшему.

Приготовление куличей – занятие, требующее особо ответственного подхода. Принято верить, что если тесто для выпечки хорошо поднимется, а готовый кулич получится красивым и вкусным, то весь год для хозяев будет удачным и счастливым, в противном случае стоит ждать всевозможных неприятностей. На сегодняшний день многие хозяйки не пекут куличи своими силами, а покупают уже готовые, ведь так можно не только сэкономить свое драгоценное время, но и не переживать по поводу того, какой в итоге получится праздничная выпечка.

Яйца в настоящее время раскрашивают различными способами, применяя все имеющиеся творческие способности. Однако традиционным остается отвар из луковой шелухи, придающий яйцам красный оттенок, который символизирует кровь, пролитую Иисусом.

В день Пасхи заканчивается строгий пост, длящийся в течение 48 дней. Придерживаться этого поста нелегко, тем более учитывая современный стиль жизни, поэтому далеко не все это делают. Однако соблюдение строгих правил питания – не самое важное в этот период. Намного важнее проявлять доброту и милосердие к окружающим, не таить в себе обиды и прощать близких.

В праздничную ночь люди идут на церковное богослужение, чтобы освятить приготовленные куличи, крашеные яйца и другие вкусности. После окончания службы все садятся за праздничный стол и, помолившись, начинают трапезу. Для начала следует отведать яйцо, затем пасхальный кулич, а уже потом приступить к остальным угощениям. Традиционной пасхальной забавой считаются бои яйцами. Ее смысл состоит в том, чтобы взять яйцо и любым его краем ударить по яйцу соперника. Чье яйцо останется в итоге целым, тот и победил.

В период праздника нужно приветствовать друг друга словами «Христос Воскресе!», а в ответ говорить «Воистину воскрес!». В праздничные дни принято навещать родных и друзей, взяв с собой куличи и крашеные яйца и вручать их хозяевам. В этот светлый праздник нельзя ругаться и выполнять тяжелую работу, это поможет надолго сохранить благополучие в семье.

Дата Что означает Пост
21 апреля Вход Господень в Иерусалим (Двунадесятый праздник) Постный день: Разрешена рыба
22 апреля Преподобных Иоанна, Сергия, Патрикия и прочих, во обители святого Саввы убиенных (День памяти) Постный день: Сухоядение
23 апреля Преподобного Серафима Вырицкого

Преподобного Иакова, епископа Катанского (Сицилийского)

(День памяти)

Постный день: Сухоядение
24 апреля Священномученика Василия Анкирского, пресвитера (День памяти) Постный день: Сухоядение
25 апреля Преподобномученика Никона Сицилийского, епископа и 199-ти учеников его

Преподобного Никона, игумена Киево-Печерского

(День памяти)

Постный день: Сухоядение
26 апреля Предпразднство Благовещения Пресвятыя Богородицы (Предпразднество)

Преподобного Захарии Печерского, постника

Мучеников Стефана и Петра Казанских

Святителя Артемона (Артемия), епископа Солунского (Селевкийского)

Преподобного Захарии Отверстого, монаха

(День памяти)

Постный день: Сухоядение
27 апреля Благовещение Пресвятой Богородицы

(Двунадесятый праздник)

Преставление святителя Тихона (Белавина), патриарха Московского и всея России

(День памяти)

Постный день: Сухоядение
28 апреля Пасха Христова

(Великий праздник)

Отдание праздника Благовещения Пресвятой Богородицы

(Отдание)

Собор Архангела Гавриила

(Соборный праздник)

Постный день: Нет поста

Среда 6-й седмицы по Пасхе. Отдание праздника Пасхи. Предпразднство Вознесения Господня. Равноапп. Мефо́дия и Кири́лла, учи́телей Слове́нских.

Сщмч. Моки́я. Сщмч. Ио́сифа, митр. Астраха́нского. Свт. Никоди́ма, архиеп. Се́рбского.

Прп. Софро́ния, затворника Печерского, в Дальних пещерах.

День тезоименитства Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла.

Приводим порядок совершения бденной службы равноапп. Мефо́дия и Кири́лла, учи́телей Слове́нских, в соединении со службой Триоди .

Примечание. При совершении богослужения можно руководствоваться 5-й Марковой главой Типикона под 8 мая: «...а́ще случи́тся свята́го апо́стола Иоа́нна Богосло́ва в сре́ду пред Вознесе́нием, во отда́ние Па́схи».

Начало великой вечерни – как в 1-й день Пасхи. Облачившись в епитрахиль и фелонь, иерей при открытых царских вратах с пасхальным трисвещником и Крестом в левой руке, с кадилом в правой руке, после начального возгласа: «Сла́ва Святе́й…», поет: «Христос воскресе…» (трижды). Певцы также трижды повторяют тропарь. Иерей поет стихи пасхального начала : «Да воскреснет Бог…». Певцы после каждого стиха: «Христос воскресе…». Затем поется 103-й псалом: «Благослови́, душе́ моя́, Го́спода...». («Прииди́те, поклони́мся» не поется.) Совершается каждение всего храма.

По предначинательном псалме – великая ектения, и поется «Блажен муж» – 1-й антифон.

На «Господи, воззвах» стихиры на 10: праздника Триоди (о слепом), глас 2-й, глас 4-й, глас 5-й и глас 8-й – 6, и святых, глас 2-й – 4. «Слава» – святых, глас 6-й: «Апо́столом единонра́вныя…», «И ныне» – праздника Триоди, глас 8-й: «Кто возглаго́лет си́лы Твоя́…».

Вход. Прокимен дня. Паримии святых – 3. Ектения сугубая: «Рцем вси…». «Сподоби, Господи». Ектения просительная: «Исполним вечернюю…», и молитва главопреклонения.

На литии стихира храма. «Слава» – святых, глас 8-й: «Яко учи́телие нело́жнии…», «И ныне» – Богородичен воскресный, глас тот же: «Безневе́стная Де́во…».

На стиховне стихира воскресная Триоди, глас 5-й: «Тебе, Воплоще́ннаго Спа́са Христа…», и стихиры Пасхи, глас тот же (с их припевами). «Слава» – святых, глас 8-й: «Ра́дуйся, дво́ице свяще́нная…», «И ныне» – Пасхи, глас 5-й: «Воскресения день…» (в конце «Христос воскресе…» – единожды, как окончание стихиры).

По Трисвятом – тропарь святых, глас 4-й (дважды) и «Богородице Дево…» (единожды).

По возгласе: «Благослове́ние Госпо́дне на вас…», певцы: «Аминь». Иерей, войдя в алтарь и приняв в руки Крест, трисвещник и кадило, при отверстых царских вратах поет с сослужащими: «Христос воскресе…» (трижды). Певцы также трижды повторяют тропарь. Иерей поет стихи пасхального начала : «Да воскреснет Бог…». Певцы после каждого стиха: «Христос воскресе…». По окончании пения царские врата закрываются, и начинается чтение шестопсалмия: «Слава в вышних Богу…», и прочее.

Календарные заметки:

День тезоименитства Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла .
При соединении служб отдания Пасхи и равноапостольных Мефодия и Кирилла можно руководствоваться 5-й Марковой главой Типикона под 8 мая: «…аще случится святаго апостола Иоанна Богослова… во отдание Пасхи».

Порядок чтений, согласно календарю:

На утрене на «Бог Господь» – тропарь воскресный, глас 5-й: «Собезнача́льное Слово…» (дважды). «Слава» – тропарь святых, глас 4-й, «И ныне» – Богородичен воскресный по гласу «Славы»: «Еже от ве́ка…».

Кафизмы 10-я и 11-я. Малые ектении.

По 1-м стихословии – седальны воскресные, глас 5-й (см. в Неделю о слепом). «Слава, и ныне» – Богородичен, глас тот же (см. в Неделю о слепом).

По 2-м стихословии – седален праздника Триоди (о слепом), глас 5-й: «Отцу́ и Ду́хови Собезнача́льный…» (см. на утрене среды 6-й седмицы по Пасхе). «Слава, и ныне» – тот же седален.

Полиелей. Величание святых и избранный псалом. Седальны святых по 1-м и 2-м стихословии (глас 3-й: «Тро́ице Живонача́льней...», и глас 5-й: «Да ра́дуются днесь...»). «Слава» – седален святых по полиелее, глас 4-й: «Прииди́те, просвети́тели…», «И ныне» – седален праздника Триоди, глас 5-й: «Отцу́ и Ду́хови Собезнача́льный…» (см. по 2-м стихословии). Степенна – 1-й антифон 4-го гласа. Прокимен святых, глас 4-й: «Свяще́нницы Твои́ облеку́тся в пра́вду, и преподо́бнии Твои́ возра́дуются»; стих: «Услы́шите сия́, вси язы́цы, внуши́те, вси, живу́щии по вселе́нней». Евангелие – святых. «Воскресение Христово видевше…» (единожды). По 50-м псалме: «Слава» – «Молитвами святых…». Стихира святых, глас 6-й: «Апо́столом единонра́вныя…» (см. славник на «Господи, воззвах»), или стихира святых, глас тот же: «Излия́ся благода́ть...».

Каноны: Пасхи (без Богородичнов) на 6 (ирмосы по дважды), святых на 4 и Триоди (о слепом) на 4.

Примечание. «Пое́м же во вся́кой пе́сни тропа́рь о слепо́м по два́жды. Сла́ва – Тро́ичен, И ны́не – Богоро́дичен... Предпра́зднства же [Вознесения Господня] кано́н зде оставля́ется; и пое́м его́ во вто́рник напреди́» (Типикон, 8 мая, 5-я Маркова глава).

Библейские песни «Поем Господеви…».

Катавасия Вознесения: «Спаси́телю Богу…».

По 3-й песни – кондак и икос святых, глас 3-й; ипакои Пасхи, глас 4-й: «Предвари́вшия утро...». «Слава» – седален святых, глас 4-й, «И ныне» – седален праздника Триоди (о слепом), глас 1-й: «Воочи́л еси, Христе́…» (см. в среду 6-й седмицы по Пасхе).

По 6-й песни – кондак и икос Пасхи, глас 8-й.

На 9-й песни «Честнейшую» не поем, но поем припевы Пасхи. (Совершается обычное каждение.)

Примечание. К тропарям канонов святых и Триоди (о слепом) «глаго́лем стихи́ пе́сней» (ср.: Типикон, гл. 50, «В среду 6-я седмицы по Пасце»).

По 9-й песни «Достойно есть» не поется. Светилен Пасхи: «Пло́тию усну́в…». «Слава» – светилен святых, «И ныне» – светилен праздника Триоди: «У́мныя мои́ о́чи…» (см. в Неделю о слепом).

«Всякое дыхание…» и хвалитные псалмы.

На хвалитех (от отметки «на 4») стихиры святых, глас 4-й – 4 (первая стихира – дважды), и стихиры Пасхи, глас 5-й (с их припевами). «Слава» – святых, глас 6-й: «Просвети́телей на́ших…», «И ныне» – Пасхи, глас 5-й: «Воскресения день…» (в конце «Христос воскресе…» – единожды, как окончание стихиры).

Великое славословие. По Трисвятом – тропарь воскресный, глас 5-й: «Собезнача́льное Слово…». «Слава» – тропарь святых, глас 4-й, «И ныне» – Богородичен воскресный по гласу «Славы»: «Еже от ве́ка…». Ектении. Отпуст воскресный без Креста: «Воскресый из мертвых...».

Часы обычные (трехпсалмные). На часах – тропарь воскресный: «Собезнача́льное Слово…». «Слава» – тропарь святых. Кондаки Пасхи и святых – попеременно.

На Литургии после возгласа «Благословено Царство...» – пасхальное начало (при открытых царских вратах).

Великая ектения.

Антифоны изобразительны.

Блаженны от канона Пасхи, песнь 3-я – 4 (со ирмосом), и святых, песнь 6-я – 4.

На входе: «Прииди́те, поклони́мся… воскресы́й из мертвых, пою́щия Ти…».

По входе – тропарь воскресный, тропарь святых. «Слава» – кондак святых, «И ныне» – кондак Пасхи: «Аще и во гроб…».

Поется Трисвятое.

Прокимен – Пасхи, глас 8-й: «Сей день, его́же сотвори́ Господь, возра́дуемся и возвесели́мся во-нь»; стих: «Испове́дайтеся Го́сподеви...»; и святых, глас 7-й: «Честна́ пред Го́сподем...».

Апостол и Евангелие – дня и святых.

Аллилуиарий – Пасхи, глас 4-й: «Ты, воскре́с, уще́дриши Сио́на»; и святых, глас 2-й: «Свяще́нницы Твои́ облеку́тся в пра́вду...».

Задостойник Пасхи.

Причастен – Пасхи: «Тело Христово…»; и святых: «В па́мять ве́чную...».

Окончание Литургии (после «Бу́ди имя Господне...» (трижды) и 33-го псалма) – как на самую Пасху. По возгласе: «Благослове́ние Госпо́дне на вас…», священник вместо «Слава Тебе, Христе Боже…» поет тропарь: «Христос воскресе из мертвых, смертию смерть поправ», певцы: «И сущим во гробе́х живот даровав». Отпуст Пасхи с Крестом и, по традиции, с трисвещником: «Христос, воскресы́й из мертвых, сме́ртию смерть попра́вый и су́щим во гробе́х живо́т дарова́вый...» (с поминовением святых равноапп. Мефо́дия и Кири́лла, учи́телей Слове́нских). Осенение Крестом и окончание Литургии, как на самую Пасху.

Примечание. «На трапе́зе быва́ет бра́тии утеше́ние вели́кое, си́речь: еле́ем, ры́бою и вино́м» (Типикон, гл 50, «В среду 6-я седмицы по Пасце, на утрени»).

Ср.: Богослужебные указания на 1958 год для священно-церковнослужителей. М., 1958. С. 153–155; Настольная книга священнослужителя. М.: Изд. Моск. Патриархии, 19922. Т. 1. С. 110–111.

Воскресение Христово. Фреска трапезного храма Задонского мужского монастыря

Отдание Пасхи совершается в среду 6-ой недели по Пасхе. В этот день заканчивается сорокадневное празднование Светлого Христова Воскресения, и мы последний раз приветствуем друг друга словами пасхальной радости: «Христос Воскресе!» и готовимся встречать грядущий праздник Вознесения Господня.

История праздника

«Отданием» праздника называется последний день попразднества великих или двунадесятых праздников, который имеет свои отличительные черты в Богослужении. Попразднество Пасхи продолжается в течении сорока дней, т.к. по Преданию Церкви Господь, по Воскресении Своем из мертвых, пребывал в эти дни на земле и неоднократно являлся Пречистой Своей Матери и апостолам.

О явлениях Воскресшего Господа в сорокадневный период от Пасхи до Вознесения повествуют все четыре евангелиста.

Особенно подробно описывает третье явление Спасителя на море Тивериадском святой апостол Иоанн Богослов. Господь не только предстал пред учениками, но и разделил с ними трапезу для большего уверения, что Он воскрес в той же самой плоти, в которой и пострадал на Кресте. Тогда же Господь поручил апостолу Петру заботы о всеобщем церковном устроении:

«Когда же они обедали, Исус говорит Симону Петру: Симон Ионин! Любишь ли ты Меня больше, нежели они? Петр говорит Ему: так, Господи! Ты знаешь, что я люблю тебя. Исус говорит ему: паси агнцев Моих. Еще говорит ему в другой раз: Симон Ионин! Любишь ли ты Меня? Петр говорит Ему: так, Господи! Ты знаешь, что я люблю Тебя. Исус говорит ему: паси овец Моих. Говорит ему в третий раз: Симон Ионин! Любишь ли ты Меня? Петр опечалился, что в третий раз спросил его: любишь ли ты Меня? И сказал Ему: Господи! Ты все знаешь; Ты знаешь, что я люблю Тебя. Исус говорит ему: паси овец Моих. Истинно, истинно говорю тебе: когда ты был молод, то препоясывался сам и ходил, куда хотел; а когда состареешься, то прострешь руки твои, и другой препояшет тебя и поведет, куда не хочешь. Сказал же это, давая разуметь, какою смертью Петр прославит Бога» (Ин 21:15-19).

Святой евангелист Матфей описывает явление Господа, когда Он повелел одиннадцати апостолам собраться в Галилеи и заповедал им идти на всемирную проповедь, обещая неразлучно пребывать со Своими последователями: «И се, Я с вами во все дни до скончания века. Аминь» (Мф 28:20).

О последней беседе с учениками, перед днем Вознесения, повествуют евангелисты Марк и Лука.

Апостол Марк передает прощальные слова и заповеди для апостолов, которые указал им Спаситель:

«И сказал им: идите по всему миру и проповедуйте Евангелие всей твари. Кто будет веровать и креститься, спасен будет; а кто не будет веровать, осужден будет. Уверовавших же будут сопровождать сии знамения: именем Моим будут изгонять бесов; будут говорить новыми языками; будут брать змей; и если что смертоносное выпьют, не повредит им; возложат руки на больных, и они будут здоровы. И так Господь, после беседования с ними, вознесся на небо и воссел одесную Бога. А они пошли и проповедывали везде, при Господнем содействии и подкреплении слова последующими знамениями. Аминь» (Мк 16:15-20).

Особенности Богослужения

Церковное Богослужение отданию Пасхи совершается с особенной торжественностью. В этот день сочетаются совместно три уставные службы: празднику Пасхи, Недели о слепом и Предпразднества Вознесения Господня. 3-й, 6-ой и 9-ый часы, а также антифоны на литургии поются по пасхальному чину. День постный, но в Триоди есть специальное предписание, что «на трапезе бывает утешение братии»: «ямы масло, и рыбу, и вино пием, благодаряще Бога». Так верующие прощаются до следующего года с пасхальными песнопениями и переходят (кроме чтения молитвы «Царю Небесный») к повседневному годовому уставу о молитвах.

Послепасхальные дни (от праздника Вознесения Господня до дня Пятидесятницы) имеют свое послабление относительно поста среды и пятницы и освобождают верующих от земных поклонов. Это дни духовной радости, когда вслед за Спасителем нашим устремляемся сердечным взором к Непреходящей Пасхе будущей жизни, где получим вечное утешение и покой, если потрудимся ради стяжания Благодати Духа Святого в несении жизненного креста.

Суточный и годичный круг богослужения Православной Церкви, словно на ось, нанизан на главное событие в истории человечества – воплощение Сына Божия и Его земную жизнь, которая по сути была делом спасения Богом рода человеческого. Двунадесятые праздники, венчающиеся праздников Праздником и Торжеством из торжеств – Светлым Христовым Воскресением – являются будто мозаичными элементами единой картины спасения Всевышним человечества. Двунадесятые праздники – своеобразные этапы этого дела спасения.

Потому богослужебный годовой круг (и это особенно видно в Триодях Постной и Цветной) следует за священной историей Нового Завета. Исходя из такой точки зрения, мы празднуем Отдание праздника Пасхи перед Вознесением Господним, так как знаем, что Спаситель по Своем Воскресении из мертвых сорок дней до Вознесения ходил по земле, встречался с Пресвятой Богородицей и апостолами и укреплял Деву Марию и учеников в будущем служении. А на сороковой день Он вознесся на небеса.

Поэтому Церковь и празднует Отдание Пасхи накануне Вознесения Господня, которое в этом году пришлось на 25 мая по новому стилю. Но в духовном смысле Пасха нас не оставляет. Она является нашим живительным Гольфстримом – глубоководным и мощным течением, дарующим мирови жизнь.

И о том, что Церковь призывает все дни года вспоминать Светлое Христово Воскресение, свидетельствует тот факт, что богослужебный седмичный календарь древних иудеев с центром вокруг субботы был сдвинут в новозаветном религиозном сознании к центру – воскресению. И теперь мы каждую неделю празднуем малую пасху (так святые отцы назвали день воскресения), чтобы Она животворила нас Своим спасительным торжеством.

Именно потому очень важно ходить по воскресеньям в храм. Ведь, с одной стороны, мы благодарим Бога за спасение лично наше, а с другой – подключаемся словно бы к этому току жизни, щедро бьющем в Пасхе, и снова оживотворяемся, становимся небесными и равноангельными, очищаемся от мирской суеты, грехов и страстей.

О том, что Пасха нас не покидает, свидетельствуют и буквы «ХВ», которые часто вырезаны на иконостасах православных храмов. Они, конечно, обозначают «Христос Воскресе». Церковь словно встречает свое верное чадо этим пасхальным приветствием каждый раз по входе в храм. Об этом также свидетельствует любимый в православном народе святой – преподобный Серафим Саровский, встречавший приходящих к нему приветствием: «Радость моя! Христос Воскресе!»

Фактически светлый праздник Вознесения Господня также есть продолжением этой Пасхальной радости. Ведь Христос вознес нашу человеческую природу на небеса – к Престолу Бога Отца – на неизмеримую высоту и восстановил завет между Богом и человеком, восстановил это утраченное богообщение и открыл каждому из нас дорогу в рай. Благодаря этому на Пресвятую Богородицу и апостолов в Сионской горнице щедро излились дары Святого Духа, родившие Церковь – столп и утверждение Истины, ведущей человека, как любящая Мать, ко спасению.

Главное, чтобы мы с Божьей помощью в жизни Церкви видели эту духовную и священноисторическую составляющую, этот фундамент богослужения. И когда нам плохо, то лучше поднять голову вверх, и понять, и увидеть духовным взором, как Христос возносится на небеса, благословляя святых апостолов, благословляя всех нас. И каждого из нас он посадил на небе у Престола Божия. Каждому из нас он открыл эту дорогу в небеса. Только нам теперь нужно немножко потрудиться, немножко с Божьей помощью потопать ножками в сторону храма, чтобы выросли крылья у души, чтобы она начала этот прекрасный и спасительный путь в небеса.

Там ее встретит Христос, который говорит ей словами кондака Вознесению Господнему: «Аз есмь с вами, и никтоже на вы».

Иерей Андрей Чиженко

Как правило, католики и православные отмечают Пасху в разное время. В основном это связано с тем, что католики живут по григорианскому календарю, а православные по юлианскому. Разница между этими календарями 13 дней. Однако, дата Пасхи определяется ещё и фазами солнца и луны, поэтому расхождения бывают разными: и неделя, и две.
А иногда, и это не так уж редко бывает как кажется, православная и католическая Пасхи отмечаются в один и тот же день. В 2017 году произойдёт именно так. Будем верить, что это добрый знак. В следующий раз совместного праздника нужно будет ждать в 2025 и 2028 году. В среднем такое событие происходит 2-3 раза за десятилетие.

Ночной крестный ход, радостное пение, колокольный перезвон, ароматные куличи, пахнущие ванилью сладкие пасхи и яркие крашеные яйца на столе – вот то, что первым приходит на сердце, когда мы слышим слово «Пасха». Но это, конечно, только внешние её атрибуты. Огромная душевная работа, спасение души – вот истинный смысл Воскресения Господня. «Празднику праздник и торжеству из торжеств» предшествует длительная и сосредоточенная подготовка – Великий пост.

Для некоторых это новость, но сам праздник заканчивается не в этот же день и даже не с окончанием Светлой Седмицы, но ещё 40 дней, до самого Вознесения Господня, ликует в сердцах православных Пасха. Начинается этот праздник Великопостной полунощницей, продолжающий её крестный ход символизирует жен-мироносиц, пришедших к гробу Иисуса Христа, а заутреня начинается перед закрытыми дверьми храма – мы помним камень, закрывающий вход в пещеру, а священник символизирует ангела, отверзающего её.

Подвижные и неподвижные праздники

Церковный год – это цикл, или, если угодно, круг праздников и богослужений. Начинается он 1 сентября (или 14 по старому стилю). Каждый шаг жизненного пути человека церковь ведёт таинством и молитвой. Все церковные праздники делятся на подвижные (или переходящие) и неподвижные. То есть, те праздники, даты которых меняются из года в год, и те, даты которых остаются неизменными. Даты подвижных праздников зависят от дня Пасхи, а он в свою очередь определяется по солнечному и лунному календарям. Неподвижные же праздники закреплены за каким-то определённым днём.
Двунадесятые праздники – от слова «двенадцать» – это 12 самых важных после Пасхи праздников. Посвящены они событиям земной жизни Богородицы и Иисуса Христа.

Церковные двунадесятые праздники в 2017 году

Двунадесятые неподвижные праздники, их даты постоянны:
Рождество Пресвятой Богородицы – 21 сентября
Воздвижение Креста Господня – 27 сентября
Введение во храм Пресвятой Богородицы – 4 декабря
Рождество Христово – 7 января
Богоявление или Крещение Господне – 19 января
Сретение Господне – 15 февраля
Благовещение Пресвятой Богородицы – 7 апреля
Преображение Господне – 19 августа
Успение Пресвятой Богородицы – 28 августа

Двунадесятые переходящие праздники в 2017 году отмечаются в следующие дни:

Вход Господа Иисуса Христа в Иерусалим или Вербное воскресенье отмечается ровно за неделю до Пасхи – 9 апреля
Вознесение Господне происходит на 40-й день после Пасхи – 25 мая
День Святой Троицы отмечается на 50-й день после Пасхи (этот праздник называется ещё Пятидесятница) – 4 июня.

Великие недвунадесятые праздники в 2017 году:

Обрезание Господне и память святителя Василия Великого – 14 января
Рождество Иоанна Предтечи – 7 июля (ровно за полгода до Рождества Христова)
День святых апостолов Петра и Павла – 12 июля
Усекновение главы Иоанна Предтечи – 11 сентября
Покров Пресвятой Богородицы – 14 октября

Церковные многодневные посты в 2017 году

Для воцерковленного человека год идёт не по датам календаря, а от праздника к празднику. А к самым главным праздникам православный христианин готовится многодневным постом и молитвой. Всего в году 4 многодневных поста.
Рождественский пост или Филиппов пост длится с 28 ноября 2016 года до 6 января 2017 года. Он предваряет светлый праздник Рождества.
Великий пост начинается 27 февраля и длится до 15 апреля. Пасха – венец этого поста.
Петров пост или Апостольский пост: 12 июня – 11 июля. До самого дня апостолов Петра и Павла.
Успенский пост длится с 14 по 27 августа и предваряет собой праздник Успения Пресвятой Богородицы.
И снова Рождественский пост, который начнётся 28 ноября 2017 года, а закончится 6 января 2018.

Круг замкнулся и начался сызнова – бесконечный и вечный путь к Богу.
«Я есть путь и истина, и жизнь» (Ин.14:6)