Необходимой контроль за детьми со стороны родителей. Как контролировать ребенка: советы родителям

27.11.2019 Стиль

К сожалению, дети не ценят ту заботу, которую им дают родители – а потому подчас даже не удосуживаются предупредить о том, что задерживаются на учёбе или в спортивной секции. Родителям в такой ситуации приходится грызть ногти и переживать, как бы с их чадом ничего не случилось.

Однако способ избежать подобных беспокойств есть: достаточно воспользоваться одним из приложений для отслеживания детей, доступных в огромном количестве как в Google Play, так и в AppStore.

Price: Free

Название этого приложения здорово описывает суть его работы. С помощью данной программы можно контролировать местонахождение своего ребенка. Задержался ли он в гостях у своих друзей, находится ли он ещё в секции - вы точно будете всё ещё до звонка сына или дочери. В специальном разделе позволено очертить геозоны. Если ваш ребенок вышел за их пределы, то на смартфон поступит Push-уведомление. Также у разработчиков есть бот в Telegram, который тоже оповещает о подобных событиях - нужно только не забыть на него подписаться.

При помощи KidControl можно использовать не только GPS-чип, встроенный в смартфон ребенка. Это приложение позволяет следить даже за состоянием аккумулятора. Если ребенок заявляет, что его смартфон ни на что не годен, разряжаясь за три часа, то вы всегда можете проверить его слова удаленно. Другой важной функцией является подача сигнала SOS. Если нажать на соответствующую кнопку, то сигнал о помощи получат все родители и родственники, подключенные к сервису. При этом сразу становится понятно, где именно находится подавший сигнал тревоги человек - его местоположение отображается на карте.

Программу можно скачать как на Android, так и на iOS. Она является очень удобной, ведь с её помощью можно следить не только за детьми, но и за всеми остальными членами семьи - например, за пожилыми родственниками. Лишь бы у человека был смартфон, на который устанавливается клиент сервиса.

«Где Мои Дети»

Price: Free

Программа «Где мои дети » берёт под контроль не только местонахождение ребёнка, но и уровень заряда аккумулятора его смартфона – как только заряд батареи окажется на низком уровне, родитель получит оповещение об этом.

На что ещё способно приложение «Где мои дети »?

  • Прослушка . Это уникальная функция, которой не может похвастаться ни одна из аналогичных программ. Приложение позволяет родителю прослушивать и записывать звук вокруг телефона ребёнка – без его ведома. Функция особенно важна для тех пользователей, чьи чада находятся в беспокойном подростковом возрасте.
  • Установка зон перемещений. Эта функция не является уникальной, но оттого её ценность не снижается. Родитель задаёт область, внутри которой ребёнок может свободно перемещаться. Как только малыш покидает зону, родитель уведомляется об этом.
  • Сохранение истории передвижений. Программа хранит информацию о том, где малыш бывал за последние 2 дня, и предоставляет её родителю по запросу. Проанализировав эти сведения, родитель может сделать вывод, где предпочитает «тусоваться» ребёнок и с кем проводит большую времени.

Приложение «Где мои дети » имеет два режима – «Родитель » и «Ребёнок », поэтому вопроса, как настроить программу, у пользователя возникать не должно. Родительский режим позволяет следить за малышом через телефон, режим «Ребёнок » же необходим только для подтверждения наблюдения.

Price: Free

Приложение «» не может похвастать инновациями, но зато оно превосходно выполняет ту самую функцию, ради которой его и устанавливают – контроль за перемещениями ребёнка . Кроме того, программа способна следить за тем, чтобы малыш не покидал определённых родителем геозон, и хранит данные обо всех перемещениях малыша в течение месяца.

У приложения «» есть ряд преимуществ перед аналогами:

  • Кроссплатформенность . Программу можно скачать не только на iPhone или на гаджет, работающий на Андроиде, но и на мобильное устройство с ОС Windows.
  • Простота . На то, чтобы разобраться с интерфейсом, много времени не уйдёт – он превосходно русифицирован.
  • Экономичность . Приложение является совершенно бесплатным, а кроме того, по минимуму расходует интернет-трафик. Это значит, что его использование точно не приведёт к растрате денег со счёта «мобильника».

Касаемо установки трекера есть важный момент: на телефоны родителя и ребёнка должны быть загружены разные приложения . Родителю следует установить «», а малышу – «Знает мама: GPS-маяк ». Приложения образуют связку, вследствие чего на телефон родителя информация о местоположении ребёнка будет поступать в режиме реального времени.

«Маяк»

Price: Free +

Как и «», приложение «Маяк » не удивит пользователя функциональными изысками, зато порадует блестящим исполнением дизайнерской задумки. Среди всех программ, предназначенных для контроля местоположения детей, эта обладает, пожалуй, наиболее красивым (и вместе с тем лаконичным) интерфейсом.

Функционал приложения «Маяк » позволяет родителям:

  • Быть уверенными, что их ребёнок прибыл в назначенное место (школу, спортивную секцию).
  • Мгновенно получать информацию о текущем местонахождении малыша.
  • Контролировать уровень заряда на смартфоне ребёнка.
  • Анализировать историю перемещений малыша.
  • Получать тревожные вызовы – ребёнку достаточно нажать на кнопку «Тревога », и на экране смартфона родителя появится сообщение о возможной опасности и адрес, по которому малыша можно найти.

У приложения «Маяк » есть существенный минус: бесплатным оно является только в течение 2-х недель . Чтобы продолжить его использовать по истечении этого периода, необходимо заплатить от 169 до 229 рублей – в зависимости от операционной системы гаджета.

Life360 – «Семейный локатор»

Price: Free

Создатель Life360 Крис Халлс не любит, когда его детище называют трекинговым приложением – предприниматель настаивает на том, что разработал социальную сеть для общения внутри семьи. Члены семей, пользующихся Life360 , могут узнавать о местоположении друг друга, но только с взаимного одобрения.

В плане функционала приложение Life360 ушло далеко вперёд всех конкурентов и при этом продолжает совершенствоваться. Вот что программа умеет уже сейчас:

  • Благодаря функции «Уже дома » Life360 предупреждает о том, что один из членов семьи подходит к дому. У пользователя, который ждёт свою благоверную с работы, будет несколько минут, чтобы сделать небольшую уборку и приготовить лёгкий ужин.
  • Встроенный групповой чат Family Channel позволяет членам семьи общаться между собой совершенно бесплатно и с успехом заменяет сервис СМС и популярные мессенджеры.
  • Приложение Life360 включает в себя функцию «Паника » — аналог тревожной кнопки. В случае использования этой функции вся семья в течение нескольких секунд окажется оповещённой о том, что у одного из её членов проблемы. Важно то, что работоспособность функции «Паника » не зависит от состояния мобильного баланса – «объявить тревогу» можно и с нулём на счету.
  • Программа способна быстро информировать пользователей о ближайших местах, где можно получить помощь при чрезвычайных ситуациях – больницах, участках полиции. Собственно, именно эта функция и задумывалась разработчиками как основная – когда Халлс «со товарищи» хотел предоставить жертвам урагана «Катрина» более эффективную площадку для коммуникации, чем предложило Правительство США.

Приложение Life360 является условно-бесплатным – полную версию можно приобрести за 5 долларов в месяц. Однако отечественным пользователям делать это ни к чему: большинство платных функций Life360 работает только в США.

Как следить за детьми по телефону при помощи услуг операторов?

Если у родителя нет смартфона и он не может установить одно из приложений, описанных выше, ему следует прибегнуть к альтернативе – подключить мобильную опцию для дистанционного присмотра за ребёнком . Операторы Топ-4 предлагают такие опции:

  • «Ребёнок под присмотром» (МТС) . Услуга позволяет узнавать о примерном местонахождении малыша посредством СМС-запросов. Стоит услуга 100 рублей в месяц – плюс по 5 рублей будет списываться за запрос, если один абонент контролирует более 3-х человек.
  • «Радар +» (Мегафон) . Опция позволяет родителю отслеживать перемещения ребёнка, а также сообщает ему, когда малыш покидает заданную геозону. Стоимость «Радар + » — 7 рублей в день.
  • «Координаты» (Билайн) . Услуга Билайн даёт пользователю возможность узнавать местонахождение другого абонента – который предварительно согласился быть подконтрольным. Опция «Координаты » довольно дешёвая, а в первую неделю и вовсе бесплатная. По истечении тестового периода абоненту придётся платить 1,7 рублей в день.
  • «Геопоиск» (Теле2) . Опция позволяет круглосуточно следить за местонахождением и перемещениями другого абонента – разумеется, если абонент этот одобрит «слежку». Подключение «Геопоиска » бесплатное, абонентская плата за пользование услугой составляет 2 рубля в день.

Услуги-локаторы предлагаются всеми операторами, но пользователям смартфонов рекомендуется всё же отказаться от этих опций в пользу сторонних мобильных приложений. На то есть ряд причин: во-первых , данные, которые предоставляют операторы, весьма и весьма приблизительны (потому что зависят от покрытия сети), во-вторых , услуги провайдеров платные (тогда как, например, приложение «» вообще не требует денег), в-третьих , чтобы отслеживание было осуществимо, оба телефона (родителя и ребёнка) должны быть подключены к одному оператору – а это не всегда удобно.

Заключение

Перед москвичами вопросы, как отследить ребёнка по телефону и какое приложение для этого использовать, стоять не должны – жителям столицы однозначно стоит предпочесть Кид Радар . Эта программа даёт родителям возможность быть в курсе не только перемещений малыша, но и его успехов в учёбе – благодаря инновационной функции «Электронный дневник ».

Провинциальному пользователю рекомендуется отслеживать ребенка через телефон при помощи приложения «Где мои дети », имеющего очень обширный функционал. В числе прочего программа позволяет прослушивать, что происходит вокруг ребёнка, и даже дистанционно записывать звук. Однако злоупотреблять этой функцией всё же не стоит: если сверстники узнают, что их одноклассник носит с собой «жучок», они просто перестанут с ним общаться.

Как часто вы задумывались над тем, что ваш ребенок делает за компьютером и сколько времени он там проводит? Странно, но многие совсем упускают такие вопросы из виду, позволяя детям сутками просиживать за играми, многие из которых имеют возрастные ограничения. Для развития вашего чада это сулит сплошные неприятности: несоблюдение норм использования ПК негативно сказывается на зрении, а взрослые игры могут травмировать не сформировавшуюся детскую психику на всю жизнь. Избежать это можно посредством настройки родительского контроля на компьютере. Это делается как с помощью встроенных функций Windows, так и ещё несколькими способами, каждый из которых имеет свои очевидные преимущества и недостатки.

Родительский контроль средствами Windows

С помощью этой функции самой популярной операционной системы можно определить время, в течении которого ребенок сможет использовать компьютер. Настройки достаточно гибкие, поэтому можно ограничивать как работу с компьютером в течении определенного периода, так и разрешать вход в систему в разное время в каждый день недели. Если дети работают за компьютером в момент окончания доступного периода, система автоматически завершает работу.

Собственные возможности Windows позволяют ограничить доступ ребенка и к запуску определенных игр. Вариантов настройки тоже несколько: ручной контроль доступа к играм, определение допустимой возрастной категории, фильтрация типов блокируемого содержимого, запрет или разрешение использования конкретных игр. То же самое касается возможностей ребенка по использованию программ, которые тоже можно ограничить по своему усмотрению.

Как видите, функционал встроенной службы Windows не так широк, но главная его задача – ограничение времени работы и фильтрация запускаемых приложений. Среди недостатков стоит отметить отсутствие возможности контролировать работу в интернете и необходимость создания специальной “детской” учетной записи.

Контроль средствами антивирусов

Если говорить о возможностях антивирусов в осуществлении родительского контроля, то стит отметить три крупных поставщика подобного обеспечения. Это отечественные Dr.Web и Лаборатория Касперского, а также немецкая компания Avira. Они предоставляют лучший функционал и обеспечивают качественный контроль за действиями ребенка.

Avira Family Protection Suite

Родительский контроль является одной из многих функций этой программы и ему уделяется достаточно много внимания со стороны разработчиков. Основное направление деятельности утилиты – ограничение работы ребенка в социальных сетях и информирование родителей о его поведении там. С помощью функции Safe Browsing можно настраивать доступ к определенным веб-сайтам, исключая те ресурсы, где ребенок вряд ли найдет что-то хорошее.

Несколько отдельных “движков” для соцсетей позволяют информировать о нехороших друзьях ребенка (чтобы избежать его общения со злоумышленниками), узнавать о деятельности ребенка в соцсетях, появлении нежелательных ссылок или фотографий. Вся эта информация доступна как по-отдельности, так и на панели управления, где собраны предупреждения, общий обзор действий ребенка и их новые фотографии и друзья в социальных сетях.

Модуль от Dr.Web имеет более широкий функционал и может ограничивать доступ ребенка к сайтам в интернете, папкам в локальной сети и содержимому вашего компьютера. Родители могут или сами задать список нежелательных сайтов, которые не хотели бы показывать своему чаду, или воспользоваться готовыми решениями от студии Dr.Web, где собраны актуальные тематические базы сайтов.

Блокировка сайтов осуществляется не только по прямым ссылкам. Можно ограничить доступ к ресурсу по наличию определенных ключевых слов (тематики оружия, насилия, игровых автоматов и прочего) или работать в автоматическом режиме и воспользоваться списками от компании «Доктор Веб».
Что касается доступа к данным в локальной сети и на компьютере в частности, то можно ограничивать возможность использования конкретных папок, устройств (Flash-накопителей), а также запрещать передачу данных по сети.

Дети не могут отключить родительский контроль, т.к. он защищается двумя паролями (от учетной записи администратора и внутренним паролем программы).

Контроль Kaspersky Internet Security

Среди антивирусов именно этот продукт сочетает в себе наибольший функционал во всех направлениях, но он является платным. С его помощью можно оградить своих детей от негативного влияния компьютера и всемирной паутины, ограничить посещение сайтов-“вонючек” и доступ к веб-ресурсам с неподобающим контентом.

KIS позволяет контролировать использование компьютера каждым пользователем, запуск отдельных программ, использование интернета (можно установить ежедневный лимит на работу или разрешить использование в определенный период времени), разрешать или запрещать посещение веб-сайтов. Можно также установить типы файлов, которые нельзя будет загружать на компьютер.

Для тех, кто стремится контролировать детей до самых мелочей, доступен контроль переписок в социальных месенджерах и социальных сетях, ограничение общения с определенными контактами, предотвращение пересылки персональных данных, наблюдение за использованием нежелательных слов в речи своего ребенка и .

Специальные программы для родительского контроля

Функционал приложений для осуществления родительского контроля существенно отличается. Какие-то приложения позволяют запретить ребенку все и вся, а другие направлены на аккуратное наблюдение за его действиями исключительно в целях информирования родителей. Какой выбирать – каждый определяет для себя самостоятельно. Более того, их можно грамотно комбинировать: наблюдение вести с помощью Mipko, контролировать действия в интернете с помощью KinderGate Parental Control, доступ по времени организовывать через КиберМаму или же делать все и сразу в ChildWebGuardian Pro. Все они предоставляются по Shareware-лицензии, что означает необходимость приобретения продукта по истечении пробного периода. Стоимость варьируется от 15 до 30 долларов и далеко не всегда срабатывает правило “дороже значит лучше”.

КиберМама

Из названия понятно, что эта утилита должна обеспечить маму контролем за своим чадом. Настройки времени пользования тут очень гибкие: возможно ограничение по общему времени пользования за день и времени непрерывной работы. Кроме того, можно с точностью до минут распределять перерывы при работе за компьютером, устанавливать график работы на каждый день недели, разрешать и запрещать доступ в интернет и использование определенных программ, а также получать подробные отчеты о действиях вашего ребенка за компьютером. В отличии от многих похожих программ, компьютер не блокируется моментально при окончании периода работы, а отправляет несколько уведомлений и приближающемся завершении сеанса.

KinderGate Parental Control

Это многофункциональное приложение для ограничения действий пользователя в интернете. Еще при установке оно позволяет выбрать уровень фильтрации, которых всего 5, согласно которому будет осуществляться отбор ресурсов для ребенка. Настройка разрешенных и запрещенных веб-ресурсов достаточно гибкая, а для анализа используется база из 500 млн. сайтов, что гарантированно покрывает самые популярные веб-проекты. При необходимости можно создавать комбинированные правила: там будут учитываться определенные протоколы, расписание и конкретные сайты.

В приложении возможна организация доступа по расписанию, но она не столь функциональна, как в специализированной программе, описанной ниже.

ChildWebGuardian Pro

Это многофункциональная программа для тех, кто хочет всё и сразу. Здесь есть несколько разделов, которые отвечают за определенные функции. “Запрещенные слова” собирают список стоп-слов, при выявлении которых блокируется просмотр веб-страниц, почтовых писем и сообщений в соцсетях. В разделе “Фильтр веб” содержится список нежелательных сайтов, доступна возможность блокировки отдельных соцсетей. Здесь же выполняется настройка расписания для пользования интернетом для всех ресурсов и для каждого индивидуально.

“Фильтр по программам” позволяет ограничить использование определенных приложений и игр.

При необходимости ведения удаленного контроля приложение собирает информацию о посещенных сайтах, попытках запуска запрещенных программ и просмотра запрещенного контента и многое другое, а затем отправляет отчет на e-mail. Статистика далеко не идеальна: не хватает данных о времени работы, записей использованных комбинаций клавиш и содержания переписок в месенджерах и ещё нескольких возможностей, которые есть в других месенджерах.

Как видите, средств для осуществления родительского контроля сейчас создано предостаточно, их назначение и функционал значительно отличаются. Вы можете подобрать утилиту, которая реализует все поставленные цели вне зависимости от того, нужно ли следить за ребенком или препятствовать его действиям.

Mipko Personal Monitor

Разработчики программы посчитали, что запретом ничего не добиться и решили действовать иначе. Mipko является шпионом, который поселяется на компьютере и наблюдает за всеми действиями ребенка. Программа может перехватывать сообщения в ICQ, Вконтакте, Facebook и любых других социальных сетях и месенджерах, что пригодится для тотального контроля личной жизни ребенка, исключения недоброжелателей из его круга общения и направления мыслей вашего чада в нужное русло. Для этого же записываются сообщения и голосовые разговоры в Skype, а при использовании веб-камеры делаются фотографии и снимки экрана. Mipko сохраняет историю веб-серфинга и отображает сайты, запущенные в приватном режиме браузера.

Все полученные данные отправляются на вашу электронную почту, а вот за их обработку вы отвечаете самостоятельно. Можно периодически проводить разъяснительные беседы с ребенком, а можно незаметно воздействовать на него – дело ваше, ведь вы лучше всего знаете, как поступать.

Воспитание – дело совести;

Образование – дело науки.

В. Гюго

Воспитание детей – самая важная область нашей жизни. Наши дети будут участниками исторического процесса в разных качествах, они будут отцами и матерями, они будут воспитателями своих детей. Но и это не все: наши дети – это наша старость. Правильное воспитание – это наша счастливая старость, плохое воспитание – это наше будущее горе, это наши слезы, это наша вина перед другими людьми. Поэтому, дорогие родители, мы всегда должны помнить о великой важности дела воспитания и о большой ответственности перед теми, кого вы решили когда-то иметь, перед детьми.

Конституция РФ говорит о том, что родители ответственны за воспитание и обучение детей, не школа, не общественность, не друзья и приятели отвечают за воспитание детей, а родители.

Многие родители, представители общественности заблуждаются, считая, что центром воспитания является школа. Это не так. Социологические исследования показывают, что на воспитание ребенка влияют: семья – 50%, СМИ – 30%, школа – 10%, улица –10%.
В наше время, когда родителям часто бывает некогда проводить время с детьми, так как приходится много времени проводить на работе, чтобы обеспечить семью, дети предоставлены сами себе. Очень хорошо, когда у родителей есть время на общение с ребёнком: гулять, заниматься спортом, просто беседовать дома со своей дочерью или сыном. Очень часто в подростковом возрасте ребёнку хочется вырваться из дома, больше времени проводить на улице с друзьями.

Знаете ли Вы, как ваш ребёнок проводит свободное время?

Условия проведения детьми своего свободного времени за последнее десятилетие изменилось во всех развитых странах мира. В связи с повышением мобильности населения и бурным развитием средств массовой коммуникации (прежде всего телевидения) и индивидуального досуга (компьютерные игры, аудиомузыкальные устройства и т.д.) существенным образом изменились и отношения между родителями и детьми. Главным «пожирателем» времени и взрослых, и детей стал телевизор и компьютер. И всё реже современные дети проводят время за чтением.

Почему современные дети не любят читать?
У современного ребёнка наблюдается отсутствие желания читать, хотя чтение книг полезно: развивается интеллект, воображение, логическое мышление.
Необходимо заинтересовать ребёнка так, чтобы он уделял время чтению книг. Например, воздействовать собственным примером. Ведь очень часто в семьях, где родители не читают, ребёнок не берёт в руки художественную литературу.
У каждого ребёнка есть заветные желания и мечты, которые должны воплотиться в жизнь. Общение с людьми и реализация своих желаний развивает у человека чувство собственного достоинства и самоуважения (желание нравиться, желание быть кому-то необходимым и нужным, желание быть известным, желание общаться с интересными людьми). Хотим отметить, что удовлетворить чувство общения можно не только в антиобщественных молодёжных группировках, ни ив школьном, спортивном, творческом коллективе, в дружбе со своими одноклассниками. Поэтому, уважаемые родители, вам необходимо поощрять желание ваших детей посещать какие-либо кружки, спортивные секции

Знаете ли Вы, какие кружки, факультативы и спортивные секции предлагает наша школа?
Если ребенку нечем заняться он «болтается» на улице, что может привести к правонарушениям или вовлечением ребёнка в антиобщественную группировку.
Современная улица, бесконтрольное времяпровождение, незанятость подростков являются факторами, которые могут спровоцировать противоправное поведение наших детей: курение, употребление пива и алкоголя, хулиганские действия и т.д. Статистические данные УВД свидетельствуют о том, что более 60 % преступлений и административных правонарушений совершено после 23-00 часов. Как показывает практика, данные преступления можно было бы предотвратить при соответствующем контроле родителей за воспитанием и поведением детей.

В соответствии с Федеральным законом от 24 июля 1998 года № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» ночное время - время с 22 до 6 часов местного времени (статья 1 ФЗ № 124-ФЗ);

Вводится два запрета:

1. Запрет на нахождение детей без сопровождения родителей (лиц, их заменяющих) или лиц, осуществляющих мероприятия с участием детей не зависимо от времени суток в местах, перечень которых приводится в законе.

Возраст детей – не достигли 18 лет.

Перечень мест следующий:

  • объекты (территории, помещения) юридических лиц или граждан, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, которые предназначены для реализации товаров только сексуального характера;
  • пивные рестораны, винные бары, пивные бары, рюмочные, другие места, которые предназначены для реализации только алкогольной продукции, пива и напитков, изготавливаемых на его основе.

2. Запрет на нахождение детей в ночное время без сопровождения родителей (лиц, их заменяющих) или лиц, осуществляющих мероприятия с участием детей, в общественных местах по перечню.

Возраст детей - не достигли 17 лет.

Перечень общественных мест следующий:

  • улицы;
  • стадионы;
  • парки;
  • скверы;
  • объекты (территории, помещения) юридических лиц или граждан, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, которые предназначены для обеспечения доступа к сети "Интернет";
  • объекты (территории, помещения) юридических лиц или граждан, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, которые предназначены для реализации услуг в сфере торговли и общественного питания (организации или пункты);
  • объекты (территории, помещения) юридических лиц или граждан, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, которые предназначены для развлечений, досуга, где в установленном законом порядке предусмотрена розничная продажа алкогольной продукции, пива и напитков, изготавливаемых на его основе;
  • иные общественные места.

В случае обнаружения ребенка в ночное время руководители юридических лиц и граждане, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, и (или) уполномоченные ими работники передают его прибывшим на место обнаружения родителям (лицам, их заменяющим), или лицам, осуществляющим мероприятия с участием детей, или представителям органов внутренних дел, которые доставят такого ребенка по месту жительства либо в случае невозможности установления их местонахождения или иных препятствующих незамедлительному доставлению ребенка обстоятельств - в специализированные учреждения для несовершеннолетних, нуждающихся в социальной реабилитации, по месту обнаружения ребенка.

Первые жизненные уроки ребёнок получает в семье. Его первые учителя и воспитатели - отец и мать. Давно установлено, что для ребёнка общие семейные повседневные радости и огорчения, успехи и неудачи - это источник, рождающий доброту и чуткость, заботливое отношение к людям. Семья даёт ребёнку первые представления о добре и зле, о нормах нравственности, о правилах общежития, первые трудовые навыки. Именно в семье складываются жизненные планы и идеалы человека.

Семья является важнейшим фактором, влияющим на формирование личности. Именно в семье дети просто и естественно приобщаются к жизни.

Уважаемые родители, будьте внимательны к своим детям.

администрация школы.

Контроль над детьми: взгляд изнутри и снаружи

Наша жизнь меняется: ускоряется ритм, увеличивается информационная нагрузка. И, несмотря на появление массы электронных механизмов, призванных упростить ежедневную работу на предприятии, в офисе и дома, современному человеку требуется все больше и больше времени, чтобы контролировать все сферы своей жизни.

Средства массовой информации будто поставили своей целью запугать нас, регулярно показывая аварии, преступления и несчастные случаи, мир вокруг начинает казаться враждебным пространством, где, как в мультике про котенка по имени Гав, нас «ждут одни неприятности».

Отпускать в такой мир самое дорогое – ребенка – становится страшно, и чтобы этот страх приглушить, родителям хочется полностью контролировать жизнь чада: его местонахождение, передвижения, круг общения, учебу, интересы, здоровье и переживания…

Бизнес на контроле

Спрос на устройства для контроля порождает массу предложений. Современному родителю доступны самые разнообразие устройства и целые системы, вроде системы электронных карт школьников или электронного дневника. Контроль ребенка в школе - очень востребованная услуга, ведь школьник почти половину своего дня проводит в учреждении образования, где родители не могут его видеть. И вот – появляются на входе в школу терминалы, а в классах – камеры, и даже родитель, целый день, находящийся в офисе, может легко осуществить контроль ребенка в интернете: узнать, когда он вошел в школу, или даже посмотреть на урок в режиме реального времени.

Все, что приносит прибыль – интенсивно развивается. А чтобы подогреть интерес родителей к своим услугам, производители контролирующих устройств в своей рекламе запугивают их, описывая все возможные опасности, которым подвергнется ребенок, стоит только выпустить его на улицу одного. С одной стороны – это неплохо: предупрежден – значит, вооружен. Однако с другой стороны – такая информация повышает уровень тревожности взрослого, который он переносит на ребенка, а повышенная тревожность никогда не доводит до добра.

Непосильная ноша

Когда сегодняшние родители сами еще были детьми, у их родителей не было особой возможности контролировать поведение и успеваемость чад, а тем более, их передвижения в течение дня. Родительские собрания раз в 3 месяца приносили массу сюрпризов. А о том, что ребенок проводил время в каких-нибудь гаражах или на заброшенной стройке, родители чаще всего и не догадывались.

Сегодня можно снабдить своего школьника мобильным телефоном, GPS-маячком, электронной школьной картой и контролировать каждый его шаг. «Мне так спокойнее» - частенько можно слышать от родителей, - «За спокойствие денег не жалко».

Хотя – действительно ли спокойнее? Ведь, если задуматься, с самого ребенка снимается всякая ответственность за его жизнь. Он прекрасно знает, что все, что он делает, контролируется родителями. А ответственность – это такая вещь, которая если и снимается с одного человека – то ложится на плечи другого, в данном случае – родителя. Казалось бы, родитель осознанно идет на это, однако взвешивает ли он свои возможности? Или страх перед неведомыми опасностями застилает глаза?

Взрослые члены семьи, а чаще всего, один из них, несут ответственность за ее благосостояние, психологический климат, добрые отношения и уют в доме, рабочие и карьерные достижения, здоровье ребенка, и ко всему этому добавляется ответственность за детское поведение, учебу, и другие сферы жизни, контролировать которые школьнику и самому вполне по силам. А если ребенок не один? Каково жить под постоянным гнетом такой ответственности? Знать, что стоит тебе отвлечься, потерять бдительность, и твои дети тут же нахватают двоек, заблудятся по пути от дома до школы, нагрубят учителю и пойдут в темную подворотню с незнакомцем зловещего вида? Все, что получит в результате родитель – это детей, неспособных отвечать за свои поступки и решения плюс устойчивое чувство вины.

Родительский контроль за ребенком: границы и заграницы

Контролировать детей – это одна из обязанностей родителей. Однако контроль контролю рознь. И где граница между простой заботой о безопасности и полным подавлением личности?

С самого рождения малыша, мы, родители несем за него полную ответственность. Ведь младенец не в состоянии контролировать даже собственные ручки и ножки, не говоря уже о чистоте пеленок и памперсов. Мы осуществляем контроль за здоровьем ребенка, периодически устраивая ему медосмотры. Воспитание подразумевает контроль поведения ребенка и направление его в нужное русло. Но ребенок не навечно остается младенцем, он растет, растет и сфера его ответственности. И вот, дошкольник уже может сам распоряжаться своими игрушками, дарить их друзьям, и т.д. Школьник сам контролирует свое расписание и самостоятельно ходит в школу и возвращается из нее. Подросток выбирает будущую профессию и готовится к поступлению в ВУЗ… Это естественный ход вещей, однако родительская душа не всегда может с ним смириться.

Не раз и не два в процессе взросления чада, у взрослых появляется желание его проконтролировать. И часто – против его желания. Взволнованных родителей интересует, как узнать где находится ребенок по телефону, есть ли устройства, позволяющие осуществлять круглосуточное наблюдение за сыном или дочерью, незаметно для них. Ведь так велико желание узнать, где они, что происходит вокруг них, и что творится в их головах. И производители средств слежения радостно предоставляют к приобретению разнообразные шпионские штучки, вот только мыслеуловитель еще пока не придумали.

Контроль или доверие?

Контроль за безопасностью ребенка должен осуществляться не электронными устройствами, а постоянным повторением правил поведения. Ребенок четко должен знать, что можно делать, а чего – ни в коем случае нельзя. Тогда и родители будут уверены, что он спокойно дойдет до дома из школы и не станет при этом заходить с незнакомцем в лифт. Отдайте ребенку ту часть ответственности, которую он готов на себя взять.

Есть вещи, которые трудно контролировать даже подростку, поскольку они увлекательны настолько, что разум не может справиться с желанием. Например, компьютерные игры. Некоторые настолько увлечены виртуальными приключениями, что забывают, где реальная жизнь, а где – игра. То же можно сказать и о других видах зависимости. Контроль времени, проводимого ребенком за компьютером, необходимо осуществлять родителям, во всяком случае, до тех пор, пока ребенок не сможет справляться с этим сам.

А как понять, справляется или еще нет? Пробовать! Предоставлять ему возможность самому планировать свое время, в том числе, и время на игры и интернет. Если при этом не страдает учеба, отношения и сон, то ребенок прекрасно и сам справляется с контролем собственных желаний.

Если ребенок выходит из-под контроля…

Ребенок, выходящий из-под контроля – страшный сон большинства родителей. И для многих – реальность, не менее страшная. Что делать, если доселе послушное дитятко как с цепи срывается, и родители перестают справляться с ним? Если ни один инструмент управления, ни кнут, ни пряник, уже неэффективны? Ребенок начинает делать только то, что он хочет, когда хочет, и ни с кем не советуется. Или советуется, но явно не с теми, с кем следует.

Это естественный этап взросления, присущий подростковому возрасту. Кстати, сам этот возраст сейчас помолодел, и если раньше родители впервые сталкивались со стремлением ребенка выйти из под опеки, когда ему исполнялось лет 15, то сейчас такая проблема может возникнуть и с десятилетним школьником.

Когда малышу исполнялось года 3, то он впервые начинал отталкивать маму и стремиться самостоятельно одеться, застегнуть пуговицы или выбрать себе игрушку. «Я сам!» - девиз этого возраста и кризиса трех лет. Сейчас происходит то же самое, только в новом масштабе: «Я сам буду нести за себя ответственность!» - заявляет подросток. Или, чаще, говорит: «Отстаньте от меня, это моя жизнь!»

Этот этап нужно пережить, сохранив точки соприкосновения со своим ребенком. Подростковый возраст не длится вечно и спустя какое-то время ребенок осознает, что его родители – это друзья, компаньоны, а не руководители и контролеры.

Все дети – это будущие взрослые. И будет взрослый ответственным и решительным или останется вечным ребенком, огладывающимся на тех, кто кажется ему авторитетом, и при этом обвиняющим весь мир в собственных проблемах, зависит от того, как он проживет этап становления, а вернее, как ему позволят его прожить.

Отпускать детей тяжело, но необходимо. Иначе можно прожить помимо собственной жизни еще и жизнь ребенка, оставив ему роль стороннего наблюдателя.

Год издания и номер журнала:

1. Родительская забота

Родительская забота выступает в качестве ведущей формы воспитания ребенка. Уровень заботы, или протекции, определяет, сколько сил и времени уделяют родители воспитанию ребенка. Можно выделить две крайние степени протекции: чрезмерную (гиперпротекция) и недостаточную (гипопротекция) (Эйдемиллер, Юстискис, 1999).

При гиперпротекции, или гиперопеке, родители уделяют ребенку очень много времени и сил. Фактически воспитание становится для них смыслом всей жизни. Гиперопека выражается в стремлении родителей окружить ребенка повышенным вниманием, во всем защищать его, даже если в этом и нет реальной необходимости, сопровождать каждый его шаг, предохранять от мнимых опасностей, беспокоиться по поводу и без повода, удерживать ребенка возле себя, "привязывать" его к своим настроениям и чувствам, требовать от него определенных поступков (Захаров, 1988). Как правило, забота нужна не столько детям, сколько самим родителям, восполняя у них нереализованную и нередко невротически заостренную потребность в привязанности и любви. Стремление матери "привязать" к себе ребенка имеет в своей основе и выраженное чувство беспокойства или тревоги. Гиперопека может быть мотивирована как тревогой, вызванной одиночеством родителей, так и инстинктивными опасениями, что с ребенком может случиться несчастье. Это может выражаться такими фразами: "Ты только не задерживайся, а то я буду волноваться", "Никуда не уходи без меня" (Захаров, 1988).

При гипопротекции ребенок находится на периферии внимания родителей, до него "не доходят руки", за воспитание родители берутся время от времени, когда случается что-либо серьезное (Эйдемиллер, Юстицкис, 1999).

Важным аспектом воспитания ребенка является степень удовлетворения его потребностей. Эта характеристика отличается от уровня протекции, так как родитель может много времени заниматься воспитанием, но не удовлетворять потребности ребенка в должной мере. В степени удовлетворения потребностей ребенка также возможны два крайних варианта (Эйдемиллер, Юстицкис, 1999):

Потворствование имеет место тогда, когда родители стремятся к максимальному и некритичному удовлетворению любых потребностей ребенка. Они балуют его, любое его желание - закон для родителей. Объясняя необходимость такого воспитания, родители предлагают аргументы, которые являются по своей сути проявлением механизма рационализации: слабость ребенка, его исключительность, желание дать ему то, чего они сами были лишены.

Игнорирование потребностей ребенка - такой стиль воспитания характеризуется недостаточным стремлением родителя к удовлетворению потребностей ребенка. Чаще всего страдает потребность ребенка в эмоциональном контакте с родителями.

2. Понятие родительского контроля

В младенчестве и раннем возрасте все потребности ребенка удовлетворяются взрослым, и от него почти ничего не требуется. Однако по мере того, как развивается его моторика и способность управлять своим поведением, родители начинают ограничивать и направлять его активность. Несомненно, по многим причинам нельзя предоставлять ребенку неограниченную свободу. Необходимы определенные ограничения и руководство, чтобы обеспечить его безопасность. Например, ребенок не может играть в мяч на проезжей части улицы или играть с огнем или острыми предметами. По мере усложнения потребностей ребенка они неизбежно вступают в конфликт с желаниями окружающих. Ребенок уже не может свободно выражать свои потребности, но должен учиться соотносить их с требованиями окружающего мира.

Интериоризация средств и навыков контроля, используемых родителями, является важным механизмом формирования характерологических черт ребенка, ответственных за самоконтроль и социальную компетентность (Столин, 1983). Интериоризация родительских стандартов зависит, с одной стороны, от чувства страха, а с другой - от чувства вины (Whiting, 1954). Когда интериоризация находится на низком уровне, контроль осуществляется страхом перед внешним наказанием; когда интериоризация развита, поведение контролируется чувством вины (Whiting, 1954).

Эффективный контроль предполагает сочетание эмоционального принятия с высоким объемом требований, их ясностью, непротиворечивостью и последовательностью (Столин, 1983). Родительский контроль может быть представлен в двухполюсной системе: автономия - контроль. В рамках дисциплинарной оси любое конкретное поведение родителей занимает место между двумя крайними точками: от предоставления полной автономии до абсолютного подчинения воле родителей.

Маккоби включила в родительский контроль следующие компоненты (Цит. по: Архиреева, 1990):

1. Ограничительность - установление границ детской активности.

2. Требовательность - ожидание высокого уровня ответственности у детей.

3. Строгость - принуждение детей к чему-либо.

4. Навязчивость - влияние на планы и отношения детей.

5. Произвольное проявление власти.

Предполагается, что по степени выраженности этих параметров можно судить о степени авторитарности контроля родителей.

Радке (Radke, 1969) выделяет следующие принципы и формы проявления авторитета родителей и дисциплинирования ребенка.

1. Философия авторитета , которая представлена двумя полюсами: автократический и демократический стиль. При автократическом стиле родитель определяет всю воспитательную политику, много требует от ребенка, но не разъясняет ему своих требований. При демократическом стиле воспитательная политика обсуждается родителями с детьми, то есть ребенку разъясняется сущность родительских требований.

2. Родительские ограничения . Они могут быть строгими и жесткими, когда ребенок не может их нарушить. Ограничения могут быть легкими и подвижными, когда ребенок может их нарушить без особых для себя последствий.

3. Строгость наказаний .

4. Контакт родителей с ребенком . При хорошем контакте родители уделяют внимание детским проблемам, разделяют интересы ребенка. Он доверяет родителям, и его отношения с ними насыщены положительными эмоциями. При плохом контакте родители не обращают внимания на проблемы ребенка и не разделяют его интересов. Ребенок испытывает недостаток доверия по отношению к родителям, отмечается также недостаток позитивных эмоциональных отношений.

Сочетание родительского контроля и безусловной поддержки желания ребенка быть самостоятельным и независимым Баумринд (Baumrind, 1971) называет моделью авторитетного родительского контроля. Родители относятся к своим детям нежно, с теплотой и пониманием, доброжелательно, много с ними общаются, но контролируют детей, требуют осознанного поведения. Модель поведения родителей, которые больше полагаются на строгость и наказания, получила название властной. Родители жестко контролируют детей, часто применяют свою власть, не побуждают детей выражать свое собственное мнение. Модель поведения родителей, которые не поощряют детей, не обращают внимания на воспитание независимости ребенка и его уверенности в себе, была названа снисходительной. Модель гармоничного поведения родителей сходна с моделью авторитетного родителя по всем признакам, кроме контроля, который используется здесь достаточно редко. Модель поведения нонконформистов присуща родителям, которые не признают традиционного представления о воспитании. В основе их педагогической тактики лежит идея свободного развития детей.

Поведение детей зависит от целого комплекса воспитательных воздействий. Обе группы родителей - авторитетные и властные - стараются контролировать детей, но осуществляют это различными способами. Властные родители полагаются исключительно на применение силы, требуют, чтобы ребенок подчинялся им без рассуждения. Авторитетные же, наоборот, учитывают мнение детей, откликаются на их проблемы, позволяют детям проявлять самостоятельность и инициативу (Baumrind, 1971).

А. И. Захаров (Захаров,1988) выделяет три вида родительского контроля: разрешающий, умеренный и чрезмерный. Чрезмерный контроль может приобретать форму авторитарного. Рассмотрим эти виды контроля подробнее.

При разрешающем контроле наблюдается отсутствие запретов и предписаний начиная от малой степени попустительства и вплоть до полной неспособности родителей совладать с чувствами детей. Здесь допускаются полная активность и самостоятельность ребенка, отсутствуют порицания и наказания. Родители во всем идут навстречу и нередко потакают неадекватным, с позиции здравого смысла, желаниям и требованиям (капризам) детей.

Отсутствие контроля имеет две формы: форму гипопротекции и потворствующей гиперпротекции (Эйдемиллер, Юстицкис, 1999). Гипопротекция - недостаток опеки и контроля, приводящий иногда к полной безнадзорности. Такая форма контроля часто сочетается с отвержением ребенка и представляет собой чрезвычайно неблагополучный для ребенка тип родительского отношения. Вторая форма отношения, при котором наблюдается недостаток контроля и требований, - это потворствующая гиперпротекция , или воспитание ребенка по типу "кумир семьи", что выражается в потакании всем желаниям ребенка, чрезмерном покровительстве и обожании (Эйдемиллер, Юстицкис, 1999, Гарбузов, 1983). При таком родительском отношении у ребенка формируется следующая внутренняя позиция: "Я нужен и любим, а вы существуете ради меня". Ребенок управляет своим поведением, на основе следующих представлений(Хоментаускас, 1985):

1. Я - центр семьи, родители существуют ради меня.

2. Мои пожелания и стремления - самые важные. Я должен их осуществлять во что бы то ни стало.

3. Окружающие, даже если не говорят этого, восхищаются мною.

4. Люди, которые не видят моего превосходства,- просто глупые. Я не хочу иметь с ними дела.

5. Если другие люди думают и действуют не так, как я, они ошибаются.

В результате воспитания по типу потворствующей гиперпротекции у ребенка, формируется, с одной стороны, непомерно высокий уровень притязаний, а с другой - недостаточно эффективная волевая регуляция собственного поведения. Часто такие дети сталкиваются с реальными проблемами во взаимоотношениях с другими людьми, так как они ожидают от них такого же обожания, как и от родителей.

Умеренный тип контроля сочетает как твердость родителей, не перерастающую в излишнюю принципиальность и настойчивость, так и определенную ситуативную уступчивость в отношении желаний и требований детей (Захаров, 1988).

Чрезмерный контроль проявляется в стремлении родителя следить за каждым шагом ребенка. Часто он распространяется на эмоциональную и двигательную активность детей, на непосредственность в выражении чувств, приготовление уроков и "свободное" времяпрепровождение, которое в данном случае значительно сокращается (Захаров, 1988). Избыток контроля наблюдается также в отношении приема пищи и формирования навыков самообслуживания в первые годы жизни детей. Нередко контроль носит характер тотальных, прямо или косвенно подразумеваемых запретов, когда за-прещается без разрешения делать что-либо или даже выражать свои желания. Особенно много запретов накладывается в том случае, если дети "не устраивают" взрослых своим темпераментом или характером. Обилие контроля характерно для доминирующей гиперпротекции , при которой обостренное внимание и забота сочетаются с обилием ограничений и запретов (Эйдемиллер, Юстицкис, 1999).

Чрезмерный контроль часто приобретает форму авторитарного. Он может быть обозначен следующим образом: "Делай так, потому что я сказал", "Не делай этого..." По мнению А. И. Захарова, доминантность в отношении с детьми приводит к безоговорочному признанию взрослыми истинности любой своей точки зрения, категоричности суждений, приказному, повелевающему тону, навязыванию мнений и готовых решений, стремлению к строгой дисциплине и огра-ничению самостоятельности, использованию принуждения, физического наказания. Черты авторитарного воспитания проявляются в недоверии к детям, их возможностям, а также во властности в отношениях с детьми. Кредо таких родителей - "Я не успокоюсь, пока не заставлю его сделать все, чего хочу" (Захаров, 1988). Строгие родители предписывают детям множество запретов, держат их под пристальным надзором, устанавливают определенные нормы поведения, которым дети обязаны следовать. У строгих родителей могут проявляться противоречия в системе требований и запретов.

В работе Т. Н. Жугиной (Жугина, 1996), посвященной восприятию детьми материнского поведения, было показано, что матери чаще всего используют негативные способы контроля. Наиболее распространенным является принуждение (36 %), которое направлено на ограничение активности ребенка или насильственное переключение ребенка с одного вида активности на другой. Нередко матери используют физическую силу, чтобы преодолеть сопротивление ребенка. Так, воспроизводя в рассказах по картинкам поведение матерей, дети отмечали: мама "утаскивает силой", уводит ребенка с прогулки, игнорируя его желание поиграть с друзьями. Жестко контролируя жизнь ребенка, ограничивая его спонтанную активность, мать превращает ребенка из субъекта взаимодействия в объект манипуляций. От ребенка требуется беспрекословное послушание, его чувства, мысли, желания игнорируются и обесцениваются, у ребенка формируется зависимое поведение. Многие дети говорили: не хочу идти домой, но пойду, хочу играть с ребятами, но не буду. Таким образом, закладывается внутренний конфликт между собственными желаниями ребенка и необходимостью следовать материнским требованиям.

В том же исследовании (Жугина, 1996) было показано, что дети, находящиеся под жестким, авторитарным контролем, оценивают своих матерей как агрессивных. Это про-явилось в результатах тестирования с помощью проективной методики "Рисунок родителей в виде несуществующих животных". Так, дети рисуют матерей в виде саблезубых тигров, раков, динозавров, придают даже миролюбивым животным многочисленные признаки агрессии (хорошо прорисованные зубы, иголки, клешни, когти, шерсть). В некоторых рисунках наблюдается символическое ограничение агрессии родителей. Например, ребенок помещает нарисованных животных в клетку.

Преобладание в российской культуре авторитарных моделей воспитания является следствием отреагирования тоталитарного прессинга в общении с ребенком (Каган, 1992). Послушание рассматривается как одна из главных добродетелей ребенка. Семья чувствует ответственность за развитие ребенка, но принимает ее парциально: все желательное - результат нашего воспитания, все нежелательное - вопреки ему, результат дурного влияния школы, улицы, средств массовой информации. Это приводит к тотальному контролю всей жизни ребенка, переживаемому им как недоверие, отрицание, унижение и вызывающему в результате протест. Наиболее выпуклая и яркая черта тоталитарного семейного воспитания - противостояние взрослых детям, вызывающее ответное противостояние детей взрослым (Каган, 1992).

3. Родительские требования

Требования взрослого касаются, во-первых, обязанностей ребенка, то есть того, что ребенок должен делать сам (самообслуживание, учеба, помощь по дому и т. д.). Во-вторых, это требования-запреты, устанавливающие, чего ребенку нельзя делать. Э. Г. Эйдемиллер и В. Юстицкис (Эйдемиллер, Юстицкис, 1999) описали следующие разнополярные системы требований-обязанностей.

Чрезмерность требований-обязанностей - требования к ребенку очень велики, не соответствуют его возможностям, что увеличивает риск психической травматизации ребенка. Чрезмерность требований-обязанностей лежит в основе типа воспитания, который можно определить как "повышенная моральная ответственность". От ребенка требуют не соответствующих его возрасту и реальным возможностям бескомпромиссной честности, порядочности, следования чувству долга, возлагают на него ответственность за жизнь и благополучие близких (Личко, 1985). Родители устанавливают для ребенка высшие цели в различных областях жизни, питают большие надежды в отношении будущего своего ребенка, его способностей и талантов. Родители любят не столько самого ребенка, сколько его идеальный образ.

Недостаточность требований-обязанностей . В этом случае ребенок имеет минимальное количество обязанностей в семье, и родители нередко сетуют, что ребенка трудно привлечь к какому-то делу по дому.

Требования-запреты определяют степень самостоятельности ребенка, возможность самому выбирать способ поведения. Здесь также есть две крайности: чрезмерность и недостаточность требований-запретов. Чрезмерность требований-запретов проявляют в том, что ребенку "ничего нельзя", ему предъявляется огромное количество требований, ограничивающих его свободу и самостоятельность. Недостаточность требований-запретов, напротив, заключается в том, что ребенку "все можно". Даже если и существуют какие-либо запреты, ребенок их легко нарушает, зная, что с него никто ничего не спросит.

По своей форме требования к ребенку можно разделить на две группы: императивные и оптативные. Императивные требования предъявляются в категоричной, обязывающей форме (приказ, распоряжение, указание, угроза, поучение). Оптативные требования выражают желательность выполнения ребенком тех или иных действий (совет, предложение, просьба).

Чрезмерность контроля и требований отмечается при так называемой авторитарной гиперсоциализации . Родители требуют от ребенка безоговорочного послушания и дисциплины. Они стараются навязать ему свою волю и не желают встать на точку зрения ребенка. За проявление своеволия ребенка наказывают. Родитель пристально следит за достижениями ребенка во всех сферах жизнедеятельности. При таком стиле воспитания личность ребенка формируется по тревожному типу. Это объясняется главным образом тем, что, культивируя послушание, родители придают ему самодовлеющее значение. Сделать что-то не так, как хотят родители, и, в частности, мать, - значит быть наказанным, быть плохим, что, в свою очередь, ведет к лишению любви, а поскольку потребность в любви - одна из самых важных для ребенка, то неудовлетворение этой потребности ведет к фрустрации и неврозу.

4. Влияние родительского контроля на развитие личности ребенка

Как же влияют родительский контроль и требования на детское развитие? Родительский авторитаризм приводит к отсутствию эмпатии, формированию низкой самооценки ребенка, его ориентации на внешние требования и стандарты. Дефицит практики самостоятельного поиска и принятия решения приводит к формированию зависимости ребенка от взрослого, к инфантилизации и инвалидизации ребенка. Клиническая практика показывает, что пациенты с наиболее тяжелыми психосоматическими расстройствами отмечают чрезмерную склонность своих родителей к дисциплинарным требованиям, соединенную с отсутствием любви и жестким критицизмом (Lazarus, 1971).Так, например, больные язвенной болезнью желудка часто указывают, что их родительская семья отличалась стремлением к доминированию и подавлению.

Болдуин (См.: Столин, Соколова, Варга, 1989) показал, как влияют на личность ребенка демократический и контролирующий стили родительского воспитания. Демократический стиль определяется следующими параметрами: высоким уровнем вербального общения между родителями и детьми, включенностью детей в обсуждение семейных проблем, учетом их мнения; готовностью родителей прийти на помощь, если это потребуется, верой в успех самостоятельной деятельности ребенка, ограничением собственной субъективности в видении ребенка. Контролирующий стиль предполагает введение значительных ограничений на поведение детей, четкое и ясное разъяснение ребенку смысла ограничений, отсутствие разногласий между родителями и детьми по поводу дисциплинарных мер.

Оказалось, что в семьях с демократическим стилем воспитания дети обладали умеренно выраженной способностью к лидерству, агрессивностью, стремлением контролировать других детей, но с трудом поддавались внешнему контролю. Они отличались хорошим физическим развитием, социальной активностью, легкостью вступления в контакты со сверстниками, но им не был присущ альтруизм, сензитивность и эмпатия. Дети родителей с контролирующим типом воспитания были послушны, внушаемы, боязливы, не слишком настойчивы в достижении собственных целей, неагрессивны. При сме-шанном стиле воспитания детям были присущи внушаемость, послушание, эмоциональная чувствительность, неагрессивность, отсутствие любознательности, оригинальности мышления, бедная фантазия.

Баумринд (См.: Столин, Соколова, Варга, 1989) в цикле исследований попытался вычленить совокупность детских черт, связанных с фактором родительского контроля. Были выделены 3 группы детей:

Компетентные - с устойчиво хорошим настроением, уверенные в себе, с хорошо развитым самоконтролем поведения, умением устанавливать дружеские отношения со све-р-стниками, стремлением к исследованию, а не избеганию новых ситуаций. Избегающие - с преобладанием уныло-грустного настроения, трудно устанавливающие контакты со сверстниками. Незрелые - неуверенные в себе, с плохим самоконтролем, с реакциями отказа во фрустрационных ситуациях.

1. Родительский контроль. При высоком балле по этому параметру родители стараются оказывать большое влияние на детей, способны настаивать на выполнении своих требований, последовательны в них. Контролирующие действия родителей направлены на модификацию у детей проявлений зависимости, агрессивности на развитие игрового поведения детей, а также на более успешное усвоение родительских стандартов и норм.

2. Родительские требования. Побуждают развитие у детей зрелости; родители стараются, чтобы дети развивали свои интеллектуальные, эмоциональные и коммуникативные способности, настаивают на необходимости и пра-ве детей на независимость и самостоятельность.

3. Способы общения с детьми в ходе воспитательного воздействия. Родители с высоким баллом по этому показателю стремятся добиться послушания с помощью убеждения, обосновывают свою точку зрения и одновременно готовы обсуждать ее с детьми, выслушивают их аргументацию. Родители с низким баллом не выражают четко и однозначно свои требования и недовольство или раздражение, но чаще прибегают к косвенным способам воздействия - жалобам, крику, ругани.

4. Эмоциональная поддержка. Родители способны выражать сочувствие, любовь и теплое отношение, их действия и эмоциональное отношение направлены на физическое и духовное развитие детей.

Комплекс черт компетентных родителей соответствует наличию в родительских отношениях четырех измерений - контроля, требовательности к социальной зрелости, общения и эмоциональной поддержки. При этом адекватный контроль предполагает сочетание эмоционального принятия с высоким объемом требований, их яс-ностью, непротиворечивостью и последовательностью их предъявления ребенку.

Шобен (Shoben, 1949) нашел, что дети с проблемным поведением имеют родителей, которые поддерживают строгую дисциплину и требуют от детей послушания. Уотсон (Watson, 1933) исследовал детей, у которых были любящие, но строгие родители и сравнивал их с другой группой детей, родители которых любили детей и многое им разрешали. Он показал, что предоставление ребенку большей свободы позитивно коррелирует с инициативностью и независимостью детей, их дружелюбием по отношению к людям, лучшей социализацией и кооперацией, высоким уровнем спонтанности, оригинальности и креативности. Исследования Радке (Radke, 1969) показали, что дошкольники из семей с огра-ничивающим, авторитарным стилем воспитания менее живые, более пассивные и незаметные, менее популярны среди сверстников. Кроме того, агрессивный воспитательный стиль с применением принуждения связан с низкой социальной компетентностью и отвержением со стороны сверстников. Вербальные и физические наказания ребенка провоцируют агрессивное поведение детей, что может служить причиной отвержения со стороны сверстников (Travillion, Snyder, 1993).

Дети авторитарных родителей имеют тенденцию усваивать авторитарный стиль общения и воспроизводить его в собственных семьях. В дальнейшем такие дети склонны к установлению большой социальной дистанции с людьми, к формирование ролевых, а не межличностных отношений (Hart, 1957).

5. Техники дисциплинирования ребенка

Сущность родительской дисциплины состоит в приведении поведения и личности детей в соответствие с родительскими представлениями и требованиями.

Выделяют три основные техники дисциплинирования ребенка:

а) эмоциональное наказание;

б) техника, основанная на утверждении силы;

в) разъясняющая техника.

Эмоциональное наказание - это такая дисциплинарная форма, при которой родители воздействуют на чувства ребенка. Это отказ разговаривать с ребенком, насмешки, нарочитое лишение его родительской любви ("мама такого не любит"), выражение нелюбви, изоляция ребенка, стимуляция чувства вины. Например, мать может говорить ребенку: "Нельзя брать песок, ты и так все время болеешь, мне опять придется брать больничный, ты меня уже замучила", "Не ходи по песку, я устала от стирки". Это наиболее сильный способ воздействия на ребенка, так как эмоциональное наказание может быть длительным, к тому же на ре-бенка в этом случае действует сильная угроза - страх потери объекта любви.

Техника, основанная на утверждении силы, включает физические наказания, лишение удовольствий и материальных ресурсов, вербальные угрозы по отношению к ребенку. В этом случае механизмом управления поведением ребенка является страх наказания. Показано, что дисциплина, основанная на власти, ведет к задержке морального развития ребенка (Cass, 1988). Такая родительская практика может быть связана со следующими факторами: высоким уровнем родительского стресса или депрессии, выраженностью такой личностной черты, как раздражительность, низким образовательным уровнем родителей, разводом, воспитанием большого количества детей и бедностью (Travillion, Snyder, 1993). Наказывая ребенка, родители добиваются краткосрочного комфорта, но не могут повлиять на общую динамику развития ребенка (Waters, 1988).

Разъясняющая техника является относительно мягким способом дисциплинирования, который характеризуется попытками родителей объясниться с ребенком в надежде, что он поймет, почему он должен изменить свое поведение. Например, можно разъяснить ребенку его поведение, взывая к его гордости, к желанию "быть взрослым", объяснить разумность соблюдения дисциплины.

Развитие совести у ребенка положительно коррелирует с тем, насколько часто матери используют похвалу и убеждение, и отрицательно - с использованием физического наказания. Непоследовательность в родительских дисциплинарных требованиях (когда один родитель, например, наказывает, а другой поощряет) дает ребенку рычаги манипулирования, что делает родительские дисциплинарные меры неэффективными (Бандура, Уолтерс, 2000).

Необходимо, чтобы родители понимали поведение ребенка. Очень часто они просто реагируют на его поведение, на то, что они видят или слышат, не делая при этом попытки понять, почему ребенок ведет себя подобным образом. Самый легкий и быстрый ответ - накричать на ребенка или наказать его. Чтобы эффективно отвечать на нежелательное поведение ребенка, нужно знать: 1) на какой стадии развития находится ребенок, способен ли он контролировать свое поведение так, как от него требует родитель; 2) какой тип воздействия будет наиболее эффективным для данного ребенка; 3) что в действительности случилось, что привело к такому поведению ребенка. Например, ребенок может вести себя агрессивно по отношению к другим детям потому, что он напуган. Взрослый должен предупредить или остановить такие реакции, но в то же время он должен помочь ребенку справиться со страхом. Ребенку нужно показать, что взрослый понимает его чувства, он должен узнать, что люди часто злятся и гневаются, когда они расстроены. Зная это, ребенок будет прорабатывать свои чувства вместо того, чтобы агрессивно вести себя по отношению к другим людям.

Эллис, основатель рационально-эмотивной терапии, полагал, что дисциплину необходимо рассматривать как умения, которые должны усваиваться ребенком, а не как ограничения. В этом случае родительские воздействия будут направлены на развитие ребенка, а не на его ограничение и осуждение. Взрослый должен ясно сообщить ребенку, что дисциплина - это путь сделать ребенка более счастливым и успешным в достижении его целей. Дисциплина лучше всего может быть понята как средство формирования у ребенка самоконтроля и самодисциплины; именно эту долгосрочную цель должен иметь в виду взрослый. Тогда сообщение взрослого будет звучать, скорее всего, примерно так: "Ты совершил что-то неправильно, и я хочу, чтобы ты сделал это лучше в будущем", а не так: "Ты ничтожество и заслуживаешь наказания" (Waters, 1988). Физическое наказание ребенка порождает у него гнев, ощущение беспомощности. Если взрослый использует наказание в качестве последнего средства дисциплинирования, то он должен делать это без гнева. Если взрослый наказывает ребенка в состоянии гнева, то он как бы показывает ребенку: "Я, взрослый, не могу контролировать себя, но я требую самоконтроля от тебя".

Выбор техники дисциплинирования должен, несомненно, зависеть от возраста ребенка. Ребенка двух лет бесполезно дисциплинировать, используя вербальные средства и разъясняя ему причины его поведения. В данном возрасте огромное влияние на ребенка имеют чувства, демонстрируемые родителем. Ребенок пока еще имеет слабую защиту от тревожности, поэтому он будет чувствовать себя беспомощным, если родитель будет выражать гнев. Использование физических наказаний, то есть причинение ребенку боли, может остановить нежелательное поведение, но одновременно ведет к разрушению отношений между взрослым и ребенком. Двухлетний ребенок имеет проблемы с поведением, так как он чрезмерно активен в освоении действительности и оказывает сопротивление при желании родителей его контролировать. Все это - естественные шаги в развитии автономии ребенка, и родителям необходимо быть понимающими и терпеливыми. Наилучший способ дисциплинирования ребенка этого возраста - минимум ограничений и такая организация окружения ребенка, чтобы он имел возможность исследовать разные предметы. Родители также должны уметь говорить "нет" твердо и спокойно и убирать подальше от ребенка те вещи, которые нельзя трогать.

Ребенок 5-6 лет более способен контролировать свое поведение. В этом возрасте дисциплинирование может включать объяснение причин и последствий различных форм поведения.

В подростковом же возрасте от родителей как никогда требуется понимать поведение ребенка, видеть те причины, которые побуждают подростка вести себя подобным образом. Подросток борется за независимость и не терпит, когда его ограничивают. С другой стороны, он боится независимости, так как независимость означает ответственность (Cass, 1988). Подросток полон внутренних противоречий, которые родители должны понимать и принимать.

Дисциплинарные воздействия родителя могут по-разному интерпретироваться ребенком. Например, родитель разводит двух дерущихся детей по разным комнатам. Для одного ребенка это может быть благом, так как он хотел побыть один, чтобы закончить постройку. Другой же ребенок несчастлив, так как он намеревался пойти на улицу к друзьям.

Отметим, что практически никто из родителей не придерживается какой-то одной дисциплинарной техники, они меняются от ситуации к ситуации. Однако у каждого родителя можно выявить доминирующий тип воздействия на ребенка.

Литература:

  • Архиреева Т. В. Родительские позиции как условия отношения к себе ребенка младшего школьного возраста: Автореф. дис. на соискание уч. степени канд. психол. наук.- М., 1990.- 19 с.
  • Бандура А., Уолтерс Р. Подростковая агрессия. Изучение влияния воспитания и семейных отношений.- М.: Апрель Пресс, ЭКСМО-Пресс, 2000.
  • Жугина Т. Н. Восприятие детьми 6-7 лет стиля материнского отношения: Дипломная работа.- Орел, 1996.
  • Захаров А. И. Неврозы у детей и подростков.- Л., 1988.
  • Каган В. Е. Тоталитарное сознание и ребенок: семейное воспитание // Вопросы психологии. 1992. № 1-2. С. 14-21.
  • Столин В. В. Самосознание личности.- М.: Наука, 1983.
  • Столин В.В., Соколова Е.Т., Варга А.Я. Психология развития ребенка и взаимоотношений родителей и детей как теоретическая основа консультативной практики // Семья в психологической консультации: Опыт и проблемы психологического консультирования / Под ред. А.А. Бодалева, В.В. Столина. - М., 1989. С. 16-37.
  • Эйдемиллер Э. Г., Юстицкис В. Психология и психотерапия семьи.- СПб., 1999.
  • Baumrind D. Current patterns of parental authority // Developmental Psychology Monographs, 1971, 4 (No. 1, Pt.2).
  • Cass L. Discipline from the psychoanalitic viewpoint // Dorr D., Zax M., Bonner J. W. III. The psychology of discipline.- New York: International Universities Press, Inc., 1988, p. 15-64.
  • Hart I. Maternal child-rearing practices and authoritarian ideology // Journal of Abnormal and Social Psychology, 1957, 55, p. 232-237.
  • Lazarus A. A. Behavior therapy and beyond.- New York: McGraw-Hill, 1971.
  • Radke M. J. The relation of parental authority to children"s behavior and attitudes.- New York: Greenwood Press, Publishers, 1969.
  • Shoben E. J. The assessment of parental attitudes in relation to child adjustment // Genetic Psychology Monographs, 1949, 39, p. 101-148.
  • Travillion K., Snyder J. The role of maternal discipline and involvement in peer rejection and neglect // Journal of Applied Developmental Psychology, 1993, 14, p. 37-57.
  • Waters V. The rational-emotive point of view of discipline // D.Dorr, M.Zax, Bonner, J. W. III. The psychology of discipline.- New York: International Universities Press, Inc., 1988, p. 65-98.
  • Watson G. A critical note on two attitude studies. Mental Hygiene, 1933, 17, 63-64.