Развитие нервной системы детей. Особенности нормального развития - нервная система ребенка

26.09.2019 Стиль

В первые 3 года жизни малыш ускоренными темпами приобретает условные рефлексы, привычки и навыки поведения, которые остаются с ним на всю жизнь. Давайте рассмотрим ключевые моменты становления центральной нервной системы ребенка с рождения до трех лет.

Головной мозг новорожденного весит около 400 г, к 9 месяцам вес мозга удваивается, а к 3 годам – утраивается. Первые 2 месяца жизни нервная система у ребенка незрелая, хорошо развиты лишь врожденные рефлексы (сосательный, поисковый, хватательный, рефлекс опоры и автоматической ходьбы).

В 3–6 месяцев усложняются связи между отдельными участками нервной системы. В это время у малыша появляется потребность в общении со взрослыми.

В 5 месяцев появляется неосознанный лепет. Во втором полугодии жизни кора головного мозга ребенка продолжает развиваться быстрыми темпами, благодаря этому ребенок больше бодрствует.

В 6–8 месяцев он может самостоятельно сидеть, у него возникает тревожная реакция на незнакомцев. В 8 месяцев кроха хорошо ползает, встает в кроватке, держась за опору, и начинает ходить по кроватке, перебирая по опоре ручками. Движения все больше и больше усложняются: ребенок катает мяч, тянет за веревочку, нажимает на кнопку звонка, вкладывает мелкие предметы в крупные.

В 10–12 месяцев закладываются основы речи. Приходит пора формировать пассивный словарный запас, так как начинается стадия «все понимаю, но сказать не могу».

В 1–2 года у ребенка созревают оболочки нервных волокон, по которым проходят двигательные импульсы. Благодаря этому к 1,5 годам малыш уверенно взбирается на диван и кресла, а к 2 годам начинает быстро бегать. Так как отростки нервных клеток охватывают все больше участков коры головного мозга, отделы нервной системы начинают работать более согласованно. Понемногу развиваются координация движений и слаженные движения различных мышц. Развивается крупная моторика.

К 2 годам малыш может ловить брошенный ему мяч и кидать его обратно. В этом возрасте у ребенка также появляется речь. Он осознанно произносит те или иные слоги, и в 2 года начинается самый «болтливый» период – малыш без умолку тараторит, порой на «своем» языке. Чтобы речевое развитие не задержалось, взрослым важно не искажать слова, а произносить их отчетливо и правильно.

В 3 года ребенок уверенно координирует свои движения, хорошо удерживает равновесие. Его можно учить танцевать, ходить на лыжах, кататься на коньках. Развивается мелкая моторика: кроха учится застегивать и расстегивать пуговицы, рисовать, лепить. Заодно развитие мелкой моторики стимулирует речь, ведь на ладошке расположены периферические центры речи. Налаживается совместная работа мышц губ, языка, нёба и других органов, участвующих в образовании звуков. За счет этого его речь становится четкой и понятной.

В 3 года малыш также начинает осознавать себя как самостоятельную личность, от него постоянно можно слышать «Я-сам!». Он пробует самостоятельно одеваться и раздеваться, причесываться, мыть посуду, пылесосить, вытирать пыль. Не мешайте ему проявлять инициативу и поощряйте его стремление развивать свою самостоятельность.

Нервная система осуществляет координацию и контроль за физиологическими и метаболическими параметрами деятельности организма в зависимости от факторов внешней и внутренней среды.

В детском организме происходит анатомическое и функциональное созревание тех систем, которые ответственны за жизнедеятельность. Предполагают, что до 4 лет умственное развитие ребенка происходит наиболее интенсивно. Потом интенсивность снижается, и к 17 годам основные показатели нервно-психического развития сформированы окончательно.

К моменту рождения головной мозг ребенка недостаточно развит. Например, у новорожденного имеется около 25% нервных клеток взрослого человека, к 6 месяцам жизни их количество увеличивается до 66%, а к году - до 90-95%.

Различные отделы головного мозга имеют собственные темпы развития. Так, внутренние слои растут медленнее, чем корковый, за счет чего в последнем образуются складки и борозды. К моменту рождения лучше других развита затылочная доля, в меньшей степени - лобная. Мозжечок имеет небольшие размеры полушарий и поверхностных борозд. Боковые желудочки относительно велики.

Чем меньше возраст ребенка, тем хуже дифференцировано серое и белое вещество головного мозга, нервные клетки в белом веществе располагаются довольно близко друг к другу. С ростом ребенка происходят изменения топики, формы, количества и размеров борозд. Основные структуры мозга формируются к 5 году жизни. Но и позднее продолжается рост извилин и борозд, правда, значительно меньшими темпами. Окончательное созревание центральной нервной системы (ЦНС) происходит к 30-40 годам.

К моменту рождения ребенка в сравнении с массой тела имеет относительно большие размеры - 1/8 - 1/9, в 1 год это соотношение составляет 1/11 - 1/12 к 5 годам - 1/13-1/14 и у взрослого человека - приблизительно 1/40. При этом с возрастом масса головного мозга увеличивается.

Процесс развития нервных клеток заключается в росте аксонов, увеличении дендритов, образовании непосредственных контактов между отростками нервных клеток. К 3 годам происходит постепенная дифференциация белого и серого вещества головного мозга, и к 8 годам его кора по строению приближается к взрослому состоянию.

Одновременно с развитием нервных клеток идет процесс миелинизации нервных проводников. Ребенок начинает приобретать эффективный контроль за двигательной активностью. Процесс миелинизации в целом заканчивается к 3-5 годам жизни ребенка. Но развитие миелиновых оболочек проводников, ответственных за тонкие координированные движения и умственную деятельность, продолжается до 30 - 40 лет.

Кровоснабжение мозга у детей более обильное, чем у взрослых. Капиллярная сеть значительно шире. Отток крови от головного мозга имеет свои особенности. Еще плохо развиты диплоэтические пены, поэтому у детей при энцефалите и отеке мозга чаще, чем у взрослых, отмечается затруднение оттока крови, способствующее развитию токсического поражения мозга. С другой стороны, у детей большая проницаемость гематоэнцефалического барьера, что ведет к накоплению в мозге токсических веществ. Ткань мозга у детей очень чувствительна к повышению внутричерепного , поэтому факторы, способствующие этому, могут вызывать атрофию и гибель нервных клеток.

Имеют особенности строения и оболочки головного мозга ребенка. Чем младше ребенок, тем тоньше твердая мозговая оболочка. Она сращена с костями основания черепа. Мягкая и паутинная оболочки также тонкие. Субдуральное и субарахноидальное пространства у детей уменьшены. Цистерны, наоборот, относительно велики. Водопровод мозга (сильвиев водопровод) у детей шире, чем у взрослых.

С возрастом происходит изменение состава мозга: уменьшается количество , увеличивается сухой остаток, мозговые наполняются белковым компонентом.

Спинной мозг у детей развит относительно лучше, чем головной, и растет значительно медленнее, удвоение его массы происходит к 10 - 12 месяцам, утроение - к 3 - 5 годам. У взрослого длина равна 45 см, что в 3,5 раза больше, чем у новорожденного.

У новорожденного имеются особенности ликворообразования и состава ликвора, общее количество которого с возрастом увеличивается, в результате повышается давление в спинномозговом канале. При спинномозговой пункции ликвор у детей вытекает редкими каплями со скоростью 20 - 40 капель в минуту.

Особое значение придают исследованию ликвора при заболеваниях ЦНС.

Нормальный ликвор у ребенка прозрачный. Мутность свидетельствует о повышении в нем числа лейкоцитов - плеоцитоза. Например, мутный ликвор наблюдается при менингите. При кровоизлиянии в мозг ликвор будет кровавым, расслоения не происходит, он будет сохранять равномерную бурую окраску.

В лабораторных условиях проводят развернутое микроскопирование ликвора, а также биохимическое, вирусологическое и иммунологическое его исследование.

Закономерности развития статомоторной активности детей

Ребенок рождается с рядом безусловных рефлексов, которые помогают ему приспособиться к окружающей среде. Во-первых, это транзиторные рудиментарные рефлексы, отражающие эволюционный путь развития от животного к человеку. Они обычно исчезают в первые месяцы после рождения. Во-вторых, это безусловные рефлексы, которые появляются с рождения ребенка и сохраняются пожизненно. К третьей группе относятся мезенцефальные установленные , или автоматизмы, например лабиринтные, шейные и туловищные, которые приобретаются постепенно.

Обычно безусловно-рефлекторную деятельность ребенка проверяет врач-педиатр или невролог. Оценивают наличие или отсутствие рефлексов, время их появления и угасания, силу ответа и соответствие возрасту ребенка. Если рефлекс не соответствует возрасту ребенка, это считается патологией.

Медицинский работник должен уметь оценивать двигательные и статические умения ребенка.

В силу преобладающего влияния экстрапирамидной системы новорожденного хаотичны, генерализованы, нецелесообразны. Статические функции отсутствуют. Наблюдается мышечная гипертония с преобладанием тонуса сгибателей. Но вскоре после рождения начинают формироваться первые статические координированные движения. На 2-3-й неделе жизни ребенок начинает фиксировать взгляд на яркой игрушке, а с 1-1,5 месяцев пытается следить за движущимися предметами. К тому же времени дети начинают держать голову, а в 2 месяца и поворачивать ее. Затем появляются координированные движения рук. Вначале это приближение рук к глазам, рассматривание их, а с 3-3,5 месяцев - удержание игрушки обеими руками, манипулирование ею. С 5-го месяца постепенно развивается одноручное хватание и манипулирование игрушкой. С этого возраста протягивание руки и хватание предметов напоминают движения взрослого человека. Однако вследствие незрелости центров, ответственных за эти движения, у детей этого возраста возникают одновременно движения второй руки и ног. К 7-8 месяцам появляется большая целесообразность двигательной активности рук. С 9-10 месяцев возникает пальцевое удержание предметов, которое к 12-13 месяцам совершенствуется.

Приобретение двигательных умений конечностями происходит параллельно с развитием координации туловища. Поэтому к 4-5 месяцам ребенок сначала переворачивается со спины на живот, а с 5-6 месяцев с живота на спину. Параллельно он осваивает функцию сидения. На 6-м месяце ребенок самостоятельно садится. Это свидетельствует о развитии координации мышц ног.

Затем ребенок начинает ползать, и к 7-8 месяцам формируется уже зрелое ползание с перекрестом движения рук и ног. К 8-9 месяцам дети пытаются стоять и переступать в кровати, придерживаясь за ее край. В 10-11 месяцев они уже хорошо стоят, а к 10-12 месяцам начинают самостоятельно ходить сначала с вытянутыми вперед руками, затем ноги выпрямляются и ребенок ходит почти не сгибая их (к 2-3,5 годам). К 4-5 годам формируется зрелая походка с синхронными шарнирными движениями рук.

Формирование статомоторных функций у детей процесс продолжительный. Важное значение в развитии статики и моторики имеет эмоциональный тонус ребенка. В приобретении этих навыков особую роль отводят самостоятельной деятельности ребенка.

У новорожденного двигательная активность небольшая, в основном он спит, а просыпается, когда хочет есть. Но и здесь существуют принципы прямого воздействия на нервно-психическое развитие. С первых дней над кроваткой подвешивают игрушки, сначала на расстоянии 40-50 см от глаз ребенка для развития зрительного анализатора. В период бодрствования с ребенком необходимо разговаривать.

В 2-3 месяца сон становится менее продолжительным, ребенок уже большее время бодрствует. Игрушки прикрепляют на уровне груди, так что, сделав тысячу и одно неверное движение, он, наконец, захватывает игрушку и тянет ее в рот. Начинается осознанное манипулирование игрушками. Мать или ухаживающий за ребенком человек во время гигиенических процедур начинает играть с ним, делать массаж, особенно живота, гимнастику для развития двигательных движений.

В 4-6 месяцев общение ребенка со взрослым становится более разнообразным. В это время имеет большое значение и самостоятельная деятельность ребенка. Развивается так называемая реакция отторжения. Ребенок манипулирует игрушками, интересуется окружающей обстановкой. Игрушек может быть немного, но они должны отличаться разнообразием как в цветовом, так и в функциональном отношении.

В 7-9 месяцев движения ребенка становятся более целесообразными. Массаж и гимнастика должны быть направлены на развитие моторики и статики. Развивается сенсорная речь, ребенок начинает понимать простые команды, произносить простые слова. Стимулом развития речи является разговор окружающих людей, песни и стихи, которые ребенок слышит во время бодрствования.

В 10-12 месяцев ребенок становится на ноги, начинает ходить, и в это время большое значение приобретает его безопасность. Во время бодрствования ребенка необходимо надежно закрывать все ящики, убирать посторонние предметы. Игрушки становятся более сложными (пирамидки, шары, кубики). Ребенок пытается самостоятельно манипулировать ложкой и чашкой. Уже хорошо развито любопытство.

Условно-рефлекторная деятельность детей, развитие эмоций и форм общения

Условно-рефлекторная деятельность начинает формироваться сразу после рождения. Плачущего ребенка берут на руки, и он замолкает, делает изучающие движения головой, предвосхищающие кормление. В первое время рефлексы формируются медленно, с трудом. С возрастом развивается концентрация возбуждения, или начинается иррадиация рефлексов. По мере роста и развития, приблизительно со 2-3-й недели, происходит дифференцирование условных рефлексов. У 2-3-месячного ребенка наблюдается довольно выраженное дифференцирование условно-рефлекторной деятельности. И к 6 месяцам у детей возможно образование рефлексов со всех воспринимающих органов. В течение второго года жизни у ребенка еще более совершенствуются механизмы образования условных рефлексов.

На 2-3-й неделе во время сосания, сделав перерыв для отдыха, ребенок внимательно рассматривает лицо матери, ощупывает грудь или бутылочку, из которой его кормят. К концу 1-го месяца жизни интерес ребенка к матери еще больше повышается и проявляется уже вне приема пищи. В 6 недель приближение матери вызывает у ребенка улыбку. С 9-й по 12-ю недели жизни формируется слух, что отчетливо проявляется при общении ребенка с матерью. Наблюдается общее двигательное возбуждение.

К 4-5 месяцам приближение незнакомого человека вызывает прекращение гуления, ребенок внимательно рассматривает его. Затем появляется или общее возбуждение в виде радостных эмоций, или как результат отрицательных эмоций - плач. В 5 месяцев ребенок уже узнает свою мать среди чужих людей, по-разному реагирует на исчезновение или появление матери. К 6 -7 месяцам у детей начинает формироваться активная познавательная деятельность. Во время бодрствования ребенок манипулирует игрушками, часто негативная реакция на чужого человека подавляется проявлением новой игрушки. Формируется сенсорная речь, т. е. понимание слов, которые произносят взрослые. После 9 месяцев наблюдается целый спектр эмоций. Контакт с незнакомыми людьми обычно вызывает отрицательную реакцию, однако она достаточно быстро становится дифференцированной. У ребенка возникают робость, стеснительность. Но контакт с окружающими налаживается благодаря интересу к новым людям, предметам, манипуляциям. После 9 месяцев сенсорная речь ребенка еще больше развивается, она уже используется для организации его деятельности. К этому времени относят и формирование моторной речи, т.е. произнесение отдельных слов.

Развитие речи

Формирование речи является этапом становления человеческой личности. Особые мозговые структуры ответственны за способность человека к артикуляции. Но развитие речи происходит лишь при общении ребенка с другим человеком, например, с матерью.

В развитии речи выделяют несколько этапов.

Подготовительный этап . Развитие гуления и лепета начинается в 2-4 месяца.

Этап возникновения сенсорной речи . Под этим понятием подразумевается способность ребенка сличать и связывать слово с конкретным предметом, образом. В 7-8 месяцев ребенок на вопросы: «Где мама?», «Где киса?», - начинает глазами искать объект и фиксировать на нем взгляд. Могут обогащаться интонации, которые имеют определенную окраску: удовольствие, неудовольствие, радость, страх. К году уже имеется словарный запас из 10-12 слов. Ребенок знает названия многих предметов, знает слово «нельзя», выполняет ряд просьб.

Этап возникновения моторной речи . Первые слова ребенок произносит в 10-11 месяцев. Первые слова построены из простых слогов (ма-ма, па-па, дя-дя). Формируется детский язык: собака - «ав-ав», кошка - «кис-кис» и т.д. На втором году жизни словарь ребенка расширяется до 30-40 слов. К концу второго года ребенок начинает говорить предложениями. А к трем годам в речи появляется понятие «я». Чаще девочки овладевают моторной речью раньше мальчиков.

Роль импринтинга и воспитания в нервно-психическом развитии детей

У детей с периода новорожденное формируется механизм мгновенного контакта - импринтинга. Этот механизм в свою очередь связан с формированием нервно-психического развития ребенка.

Материнское воспитание очень быстро формирует у ребенка чувство защищенности, а кормление грудью создает ощущение безопасности, комфорта, теплоты. Мать является незаменимым человеком для ребенка: формирует его представления об окружающем мире, о взаимоотношении между людьми. В свою очередь, общение со сверстниками (когда ребенок начинает ходить) формирует понятие социальных отношений, товарищества, тормозит или усиливает чувство агрессивности. Большая роль в воспитании ребенка отводится и отцу. Его участие необходимо для нормального построения отношений со сверстниками и взрослыми, формирования самостоятельности и ответственности за то или иное дело, образа действий.

Сон

Для полноценного развития ребенку необходим правильный сон. У новорожденных сон носит полифазный характер. В течение суток ребенок засыпает от пяти до 11 раз, не отличая день от ночи. К концу 1-го месяца жизни устанавливается ритмичность сна. Ночной сон начинает превалировать над дневным. Скрытые полифазности сохраняются даже у взрослых. В среднем потребность в ночном сне с годами уменьшается.

Уменьшение общей длительности сна у детей происходит за счет дневного сна. К концу первого года жизни дети засыпают один - два раза. К 1-1,5 годам продолжительность дневного сна составляет 2,5 ч. После четырех лет дневной сон бывает не у всех детей, хотя сохранять его желательно до шести лет.

Сон организован циклически, т. е. фаза медленного сна завершается фазой быстрого сна. В течение ночи несколько раз происходит смена циклов сна.

В грудном возрасте проблем со сном обычно не бывает. В возрасте полутора лет ребенок начинает засыпать медленнее, поэтому он сам выбирает приемы, способствующие засыпанию. Необходимо создать привычную обстановку и стереотип поведения перед сном.

Зрение

От рождения до 3 - 5 лет происходит интенсивное развитие тканей глаза. Затем их рост замедляется и, как правило, оканчивается в пубертатном периоде. У новорожденного масса хрусталика равна 66 мг, у годовалого ребенка - 124 мг и у взрослого - 170 мг.

В первые месяцы после рождения у детей имеется дальнозоркость (гиперметропия) и только к 9-12 годам развивается эмметропия. Глаза новорожденного почти постоянно закрыты, зрачки сужены. Хорошо выражен корнеальный рефлекс, способность к конвергенции неопределенная. Имеется нистагм.

Слезные железы не функционируют. Приблизительно в 2 недели развивается фиксация взора на предмете, обычно монокулярная. С этого времени начинают функционировать слезные железы. Обычно к 3 неделям ребенок устойчиво фиксирует свой взор на предмете, зрение уже бинокулярное.

В 6 месяцев появляется цветовое зрение, а к 6 -9 месяцам формируется стереоскопическое зрение. Ребенок видит мелкие предметы, различает расстояние. Поперечный размер роговицы почти такой же, как у взрослого - 12 мм. К году формируется восприятие различных геометрических форм. После 3 лет все дети обладают уже цветовым восприятием окружающего.

Зрительную функцию новорожденного проверяют при поднесении к его глазам источника света. При ярком и внезапном освещении он жмурится, отворачивается от света.

У детей после 2 лет остроту зрения, объем полей зрения, цветоощущение проверяют с помощью специальных таблиц.

Слух

Уши новорожденных достаточно морфологически развиты. Наружный слуховой проход очень короткий. Размеры барабанной перепонки такие же, как у взрослого, но расположена она в горизонтальной плоскости. Слуховые (евстахиевы) трубы короткие и широкие. В среднем ухе имеется эмбриональная ткань, которая резорбируется (рассасывается) к концу 1-го месяца. Полость барабанной перепонки до рождения безвоздушная. С первым вдохом и глотательными движениями она заполняется воздухом. С этого момента новорожденный слышит, что выражается в общей двигательной реакции, изменении частоты и ритма сердцебиения, дыхания. С первых часов жизни ребенок способен к восприятию звука, его дифференцировке по частоте, громкости, тембру.

Функцию слуха у новорожденного проверяют по ответной реакции на громкий голос, хлопок, шум погремушки. Если ребенок слышит, появляется общая реакция на , он смыкает веки, стремится повернуться в сторону звука. С 7-8 недель жизни ребенок поворачивает голову в сторону звука. Слуховую реакцию у детей старшего возраста при необходимости проверяют с помощью аудиометра.

Обоняние

У ребенка с рождения сформированы воспринимающие и анализирующие участки обонятельного центра. Нервные механизмы обоняния начинают функционировать со 2-го по 4-й месяц жизни. В это время ребенок начинает дифференцировать запахи: приятные, неприятные. Дифференцирование сложных запахов до 6-9 лет происходит за счет развития кортикальных центров обоняния.

Методика исследования обоняния у детей заключается в поднесении к носу различных пахучих веществ. При этом следят за мимикой ребенка в ответ на данное вещество. Это может быть удовольствие, неудовольствие, крик, чихание. У ребенка старшего возраста обоняние проверяют так же. По его ответу судят о сохранности обоняния.

Осязание

Осязание обеспечивается функцией кожных рецепторов. У новорожденного болевая, тактильная чувствительность и терморецепция не сформированы. Порог восприятия особенно низкий у недоношенных и незрелых детей.

Реакция на болевое раздражение у новорожденных общая, локальная реакция появляется с возрастом. На тактильное раздражение новорожденный реагирует двигательной и эмоциональной реакцией. Терморецепция у новорожденных сильнее развита к охлаждению, чем к перегреванию.

Вкус

С рождения у ребенка сформировано вкусовое восприятие. Вкусовые рецепторы у новорожденного занимают относительно большую площадь, чем у взрослого. Порог вкусовой чувствительности у новорожденного выше, чем у взрослого человека. Вкус у детей исследуют при нанесении на язык сладкого, горького, кислого и соленого растворов. По реакции ребенка судят о наличии и отсутствии вкусовой чувствительности.

Здоровье ребенка - это главное для родителей, но чтобы заботиться о здоровье своего малыша необходимо понимать, как протекает развитие всего организма в целом и каждой системы по отдельности. В данной статье мы рассмотрим развитие нервной системы ребенка, а также возможные хорошие и плохие источники влияния на неё.
Организм представляет собой единое целое, где органы и системы связаны между собой и зависят друг от друга. Всю деятельность организма регулирует нервная система, особенно ее высший отдел — кора больших полушарий головного мозга.
Развитие и деятельность мозга, и нервной системы в общем, зависит от условий жизни, от воспитания — решающего фактора. Поэтому стоит обратить на это внимание не только вам как воспитателям, а также бабушкам и дедушкам.
Новорожденный не приспособлен к самостоятельному существованию. Его движения еще не оформлены. Лучше движений развиты слух и зрение. Новорожденный обладает лишь простыми местными рефлексами, как, например, сосание, мигание. Это безусловные (врожденные) рефлексы.
Одновременно с кормлением и уходом за малышом много раз повторяются сопутствующие им обстоятельства: голос матери, определенные положения ребенка и т. д. Благодаря этому через безусловные рефлексы возникают новые, ответные, реакции организма ребенка на различные раздражители. Образуются новые нервные связи, которые носят название условных рефлексов.
В дальнейшем постепенно совершенствуется нервная система ребенка. У него возникает словесное мышление и прогрессирует физическое развитие, устанавливаются связи между речевыми раздражителями и мышечно-двигательными реакциями. С этим связаны проявления осознанных, «активно подражательных» действий ребенка. Такие действия, представляющие высшую условно-рефлекторную деятельность, постепенно совершенствуются под влиянием окружающей среды и воспитания.
Одни условные рефлексы укрепляются и сохраняются на долгие годы, другие угасают, затормаживаются. Образуются и новые условные рефлексы.
Огромное значение в жизни малыша имеет Сознательные движения подчиняются регулирующему влиянию коры больших полушарий. Развитие координации движений связано с торможением ненужных сопутствующих движений.
Таким образом, наряду с овладением нужными движениями происходит и развитие тормозных процессов, которые столь важны для формирования высшей нервной деятельности ребенка.
Среди разнообразных постоянно меняющихся воздействий на нервную систему есть и такие, которые повторяются с определенной последовательностью (например, режимные моменты). При многократном повторении одних воздействий за другими в мозгу возникает длинная цепь условных рефлексов. Для ребенка становится привычным определенный распорядок деятельности, отдыха, сна, приема пищи. Так он приучается соблюдать .

Хорошее состояние нервной системы — залог здоровья крохи, его умственного и нравственного развития.

Необходимо тщательно охранять нервную систему детей.

Правильное развитие детской нервной системы

Что же нужно сделать, чтобы развитие нервной системы малыша протекало должным образом?
Для этого надо, во-первых, заботиться о гигиене их быта. Известно, например, благотворное влияние свежего воздуха на работу головного мозга . В семьях, где установлен , организовано соответствующее , обеспечен положенный ребенку данного возраста спокойный сон (без

Название: Детство нервной системы
Скворцов И.А.
Год издания: 1995
Размер: 1.86 МБ
Формат: pdf
Язык: Русский

"Детство нервной системы" под ред., Скворцова И.А., рассматривает вопросы развития нервной системы. Изложены патологические состояния нервной системы в педиатрической практике, возможности фармакотерапии в детской неврологии. Для студентов-медиков, неврологов, педиатров.

Название: Боль в спине.
Подчуфарова Е.В., Яхно Н.Н.
Год издания: 2013
Размер: 4.62 МБ
Формат: pdf
Язык: Русский
Описание: Книга "Боль в спине" рассматривает такой важный медицинский аспект неврологии, как боль в спине. В руководстве рассмотрены эпидемиология боли в спине, факторы риска, морфофункциональные основы боли в... Скачать книгу бесплатно

Название: Неврология. Национальное руководство. Краткое издание.
Гусев Е.И., Коновалов А.Н., Гехт А.Б.
Год издания: 2018
Размер: 4.29 МБ
Формат: pdf
Язык: Русский
Описание: Книга "Неврология. Национальное руководство. Краткое издание" под редакцией Е.И. Гусева с соавторами рассматривает базовые вопросы неврологии, где рассмотрены неврологические синдромы (болевые, менинг... Скачать книгу бесплатно

Название: Боковой амиотрофический склероз
Завалишин И.А.
Год издания: 2009
Размер: 19.9 МБ
Формат: pdf
Язык: Русский
Описание: Книга "Боковой амиотрофический склероз" под ред., Завалишина И.А., рассматривает актуальные вопросы данной патологии с позиции врача невролога. Изложены вопросы эпидемиологии, этиопатогенеза, клиничес... Скачать книгу бесплатно

Название: Головная боль. Руководство для врачей. 2-е издание.
Табеева Г.Р.
Год издания: 2018
Размер: 6.14 МБ
Формат: pdf
Язык: Русский
Описание: Представленное руководство "Головная боль" рассматривает актуальные вопросы темы, освещая такие аспекты цефалгического синдрома, как классификация головной боли, тактика ведения пациентов с головной б... Скачать книгу бесплатно

Название: Мануальная терапия в вертеброневрологии.
Губенко В.П.
Год издания: 2003
Размер: 18.16 МБ
Формат: pdf
Язык: Русский
Описание: Книга "Мануальная терапия в вертеброневрологии" рассматривает общие вопросы мануальной терапии, описана методика мануального обследования, клинико-диагностические аспекты остеохондроза и вертеброгенно... Скачать книгу бесплатно

Название: Неврология для врачей общей практики
Гинсберг Л.
Год издания: 2013
Размер: 11.41 МБ
Формат: pdf
Язык: Русский
Описание: Практическое руководство "Неврология для врачей общей практики" под ред., Гинсберга Л., подробно рассматривает неврологическую семиотику и неврологические расстройства в клинической практике. Представ... Скачать книгу бесплатно

Название: Детская поведенческая неврология. Том 2. 2-е издание.
Ньокиктьен Ч., Заваденко Н.Н.
Год издания: 2012
Размер: 1.7 МБ
Формат: pdf
Язык: Русский
Описание: Представленная книга "Детская поведенческая неврология. Том 2. 2-е издание" Чарльза Ньокиктьена под редакцией Заваденко Н.Н. является завершающим изданием двухтомника рассматривает развитие и расстрой... Скачать книгу бесплатно

Название: Детская поведенческая неврология. Том 1. 2-е издание.
Ньокиктьен Ч. Заваденко Н.Н.
Год издания: 2012
Размер: 2.51 МБ
Формат: pdf
Язык: Русский
Описание: Представленная книга "Детская поведенческая неврология. Том 1. 2-е издание" Чарльза Ньокиктьена под редакцией Заваденко Н.Н. рассматривает такие вопросы, как функциональная нейроанатомия поведения и п...

Наверное, нет большего чуда на планете, чем рождение новой жизни. Удивительно наблюдать, как из нескольких клеточек постепенно формируется, растет и развивается маленький человечек. Родители испытывают необычайную радость, наблюдая за тем, как их чадо первый раз улыбается, делает первый шаг, начинает говорить. Нервная система маленького ребенка является сверх обучаемой, никогда больше человек не будет развиваться так быстро, как в первые три года своей жизни. Каждому родителю важно понимать, что его малыш растет и развивается нормальными темпами. Как же оценить гармоничность НПР (или нервно-психического развития) детей разного возраста?

Специфика детской нервной системы

С начала жизни нервная система ребенка все еще находится в процессе созревания, однако, именно она позволяет малышу быстро приспосабливаться к изменившимся условиям жизни. Головной мозг младенца сравнительно тяжелый и составляет примерно одну восьмую от общей массы его тела. А у взрослого человека этот показатель равняется 1 к 40. На протяжении первых пяти лет по мере развития нервной системы у детей активно увеличивается площадь мозговой коры, формируются выраженные извилины. Скорость передачи нервных импульсов у малышей ниже, но уже к 6–9 годам, после окончательного покрытия нервных клеток миелином, она становится такой, как у взрослого человека. К особенностям вегетативной нервной системы у детей, кроме ее незрелости, следует отнести также повышенную возбудимость, значительную выраженность вегетативных реакций, их непостоянство и склонность к генерализации.

Среди анатомо-физиологических особенностей (АФО) нервной системы у детей раннего возраста следует отметить большую зрелость спинного мозга в сравнении с головным. Новорожденный обладает рядом специфических рефлексов (сосательный, поисковый и т.д.), которые пропадают по мере взросления.

Упоминая особенности нервной системы у детей, стоит отметить также незрелость центров коры мозга, что приводит к несовершенному функционированию органов чувств. В первые три недели жизни, например, все младенцы отличаются светобоязнью, косоглазием, учащением дыхания и вздрагиванием при резких звуках и запахах. Все эти возрастные особенности нервной системы малыша делают ее уязвимой, хрупкой. Поэтому для нормального формирования психики важно создать для маленького человека комфортную, душевную обстановку с минимальным влиянием стресса.

Типология высших нервных процессов

Нервная система каждого ребенка имеет свои индивидуальные особенности. Ее качества, которые определяют вид ВНД, меняются по мере взросления. Только достигая возраста примерно двадцати двух лет, когда ЦНС созревает окончательно, типы высшей нервной деятельности (ВНД) становятся полностью очерченными. Например, для детей дошкольного возраста характерным является неуравновешенность тормозящих и возбуждающих реакций, причем, возбуждение всегда преобладает. Поэтому даже у малыша с сильным видом ВНД проявляется слабость различных нейронных процессов. Зачем нужно знать вид ВНД? Это поможет, в первую очередь, более эффективно организовать для него учебный процесс, позволит избежать перегрузок и стрессов. Например, детки с ВНД слабого типа быстрее утомляются, подвержены неврозам, поэтому длительные, интенсивные нагрузки им противопоказаны. Дети же сильного типа способны учиться напряженно в течение длительного отрезка времени, сохраняя положительные эмоции.

Типологические особенности высшей нервной деятельности детей можно сгруппировать, выделяя следующие виды:

  • Меланхолик. Это малыш со слабой ВНД понижено-возбудимого характера, с недостаточно устойчивыми, медленно формирующимися условными рефлексами. Дети такого рода говорят тихо и размеренно, с большим трудом привыкают к любым новым изменениям и условиям, в частности к школе.
  • Холерический. Этот вид высшей нервной деятельности у детей является сильным, но неуравновешенным, возбудимым и безудержным, с выраженной недостаточностью процессов торможения. Такие детки крайне вспыльчивы и эмоциональны, склоны к поведенческим аффектам, разговаривают в быстром темпе с интонационными колебаниями и периодическими вскрикиваниями. Учатся они неплохо, но воспитательным процессам поддаются тяжело, к школьным условиям не всегда легко приспосабливаются.
  • Флегматичный. Это уравновешенный, сильный вид ВНД, но медленный, с устойчивыми рефлексами и хорошими тормозными реакциями. Такие малыши красиво разговаривают, неплохо учатся, отличаются примерным поведением, склонны к усидчивости и трудолюбию.
  • Сангвиник. Это малыш с сильным высшим нервным функционированием уравновешенного, быстрого типа, обладающего свойством легко образовывать условные рефлексы. Такие дети рано начинают четко, с верной интонацией разговаривать, владеют широким набором слов, нередко применяют мимику и жестикуляцию во время разговора. Обычно трудностей с воспитанием и поведением сангвиников не возникает.

Как оценить уровень нервно-психического развития ребенка?

Наблюдая за поведением ребенка любого возраста, родители постоянно пытаются оценить, насколько он «нормальный», чем отличается от других детей, нет ли каких-то признаков психических отклонений. Эта патологическая склонность наших мам сравнивать своего ребенка с другими часто приводит к выискиванию несуществующих проблем и тасканию чада по невропатологам. Следует осознать, что понятие нормы физического и нервно-психического развития детей достаточно относительно. Малыши не могут все, как один, развиваться одинаково. И все же следует знать признаки отставания в развитии, чтобы вовремя их скорректировать. Однако, оценивать необходимо не только отдельные показатели относительно возраста, но и их динамику в сравнении с предыдущим возрастным отрезком.

Принято выделять следующие периоды развития детской психики:

  • Моторный – это самый первый этап, который длится до года, в этот период малыш овладевает базовыми моторными навыками.
  • Сенсорный – следующий период, длящийся до 3 лет. В это время движения становятся осознанными. Именно на базе сенсомоторного развития формируются все функции психики: сознание, мышление, внимание, когнитивные функции.
  • Аффективный этап – продолжается до двенадцатилетнего возраста, в это время формируется индивидуальная активность.
  • Идеаторный – формируется до 14 лет примерно. В этот период у ребенка проявляются сложные суждения, мысли, формируется личность. Он начинает планировать в уме свои поступки, абстрактно мыслить.

Существует немало различных таблиц, по которым можно отслеживать критерии оценки нервно-психического развития детей раннего возраста. Для этого оценивают ключевые психомоторные характеристики в определенные возрастные периоды (для ребенка до года это каждый месяц, в течение второго года – каждый квартал, и на третьем году – каждые полгода). Об отставании или задержке в развитии можно говорить, если ребенок отстает по нескольким показателям на два–три возрастных периода.

Ребенок первого года жизни

Нервно-психическое развитие детей до 1 года происходит наиболее быстрыми темпами. Порой кажется, что буквально на глазах ребенок начинает все больше и больше понимать. И если в утробе матери на формирование функций ЦНС влияет главным образом генетика, то после рождения именно среда, условия жизни ребенка определяют, как эти генетические предпосылки будут проявляться. Несмотря на то, что малыш рождается лишь с набором безусловных рефлексов, спустя всего 30 дней он обзаводится некоторыми условными, в 3 месяца уже развивается функция анализа. На этом этапе малыш достаточно быстро обзаводится привычками, поведенческими навыками, которые будут сопровождать его до старости.

Оценку нервно-психического развития у детей в первые годы жизни может дать только педиатр или детский невролог. Врач анализирует зрительно-слуховые реакции, эмоциональную составляющую, социально-поведенческие характеристики, общую моторику, понимание того, что говорят взрослые, навыки, способности и активную речь. Нормальное нервно-психическое развитие детей подразумевает, что по окончании первого года жизни малыш уже должен узнавать лица родных на фото, производить выученные игровые движения, ходить без поддержки, выполнять простые поручения, самостоятельно пить из кружки, произносить до 10 простых слов. Самому порой сложно оценить показатели нервно-психических процессов в таком раннем возрасте. Поэтому следует раз в месяц показывать малыша специалисту.

Развитие психики малыша до трех лет

Интенсивное развитие малышей продолжается на втором году их жизни, особенно в области психомоторики. Условные рефлексы начинают формироваться достаточно быстро, дети с большим интересом познают мир, много улыбаются, постоянно говорят что-то, смеются и вообще всем своим видом выказывают позитивные эмоции. Малыш постепенно совершенствует навык ходьбы, лучше координирует движения, понимает разговоры взрослых, активно пополняет свой запас слов. В двухлетнем возрасте малыши уже играют в сложные игры, обучаются поведенческим правилам, стремятся к одногодкам, способны выполнять простые просьбы родителей. На третьем году жизни продолжают активно развиваться и совершенствоваться моторные навыки, речь, игры, способность ориентироваться во внешних условиях. К трем годам нервная система у детей уже развита настолько, что они говорят сложными предложениями, задают родителям массу вопросов, знают цвета и геометрические фигуры. В 3 года ребенок уже может слепить или нарисовать простые предметы, изобразить определенную игровую роль, воспользоваться салфеткой по мере необходимости, самостоятельно одеться и даже застегнуть пуговицы.

Психологическое и интеллектуальное развитие младших школьников и подростков

Если психическое развитие детей до года оценивается с точки зрения рефлексов, степени развития моторики, аффективной сферы, слуховых и зрительных реакций, то с 5–6 лет ключевое значение в оценке высшей нервной деятельности детей и подростков имеют интеллектуальные способности. Причем, об уровне интеллекта далеко не всегда следует судить по школьным отметкам, ведь здесь немалую роль играют отношения ребенка с учителем, а также психологическая обстановка в семье и учебном заведении.

Для того, чтобы более объективно оценить интеллектуальные способности ребенка, лучше использовать различные психологические тесты, личностные опросники и специализированные анкеты. Если результаты такого тестирования свидетельствуют о некоторой задержке психического развития, то первым делом необходимо оценить обстановку, в которой ребенок живет и учится, после чего направить его к психологу либо невропатологу.

Кроме интеллекта важно также отслеживать гармоничность развития по всем сферам психики, эмоциональное состояние школьников и характерологические особенности (застенчивость, тревожность, негативизм), которые повышают риск развития психоневрологических расстройств.

Что влияет на процесс психического развития ребенка?

Каждый родитель переживает, чтобы его малыш не отставал в развитии от сверстников, ведь это чревато депрессией и другими проблемами психологического характера. Развивающийся детский мозг, формирующийся интеллект особо подвержен внешним и внутренним влияниям. К эндогенным факторам можно отнести ряд наследственных нарушений нервно-психического развития детей, которые могут проявиться не только с рождения, но и гораздо позже. В самом начале жизни малыша важно учитывать такую анатомо-физиологическую особенность, как повышенную чувствительность к высоким температурам. Маленький ребенок лучше переносит холод, чем жару, поэтому нужно постараться избегать перегрева младенца. С малышом обязательно нужно играть в развивающие игры, учить его простым навыкам, уделять особое внимание мелкой моторике. Проблемы психического характера могут образоваться также вследствие пробелов в воспитании. Например, рано развившийся высокий интеллект на фоне недостатка моральных и этических качеств может привести к асоциальным или жестоким поступкам.

Большое влияние на психику оказывают также психологически травмирующие события, особенно в кризисные периоды (дошкольный, подростковый). Гигиена нервной системы детей – крайне важное условие для гармоничного становления детской психики. Необходимо соблюдать правильный режим занятий, отдыха в течение учебного года и летом, физических нагрузок и прогулок на свежем воздухе.

Родителям нужно осознать, что когда характер ребенка будет уже полностью сформированным, повлиять на его слабые стороны будет непросто. Именно забота и внимание родителей в период созревания личности являются залогом здоровой детской психики.