Реклама в российской прессе в XIX - начале XX века.

19.09.2019 Стиль

А природа создала их разными, не все женщины соответствуют общепринятым стандартам и эталонам красоты.

Вот и приходилось дамам решать некоторые сложные задачи: как выглядеть не хуже, чем известный портрет или картинка в модном журнале? Что делать, если природа не наградила пышной грудью?

Но если таблетки и микстуры не справлялись с поставленной задачей увеличения бюста, то на помощь приходил аппарат "Princess Bust Developer", похожий на вантус, который, если верить рекламе, разрабатывал мышцы груди, укреплял капилляры и помогал избавиться от дряблой кожи.

Но и это не все. Когда есть желание, то исполнители этих желаний обязательно найдутся. Так было и в этом случае.

Вот тексты и картинки на тему "Увеличение груди" из рекламных объявлений и статей, опубликованных в первые годы ХХ века.

"В несколько дней вы не узнаете вашего бюста. Замечательное открытие парижанки, г-жи Елены Дюруа. Три парижских врача отзываются об изобретении г-жи Дюруа с большой похвалой и удостоверяют, что оно дает превосходные результаты.

" КРАСИВАЯ ГРУДЬ мечта всякой дамы и девицы, и если Вы находите, что Вашей груди недостаточно полноты и упругости, а Вашей шее и плечам красоты линий, то Вам надо только написать нам, и Вы немедленно
СОВЕРШЕННО ДАРОМ
получите нашу иллюстрированную книгу, где ясно указано, как устранить эти недостатки".

Каким образом удалось увеличить бюст.

Красивый бюст - лучшее украшение женщины.

Великолепный бюст с ручательством.

"Великолепный бюст с ручательством в течение месяца. Благодаря несложному способу, посредством которого каждая женщина легко может увеличить свой бюст до любых размерови придать ему желаемую упругость, я помогла тысячам женщин добиться идеального развития бюста

Благодаря случайному открытию, сделанному несколько более двух лет тому назад М-м Мерлэн, тысячи женщин обладают в настоящее время великолепными бюстами и безукоризненными формами. М-м Мерлэн, принимая новое средство для восстановления расшатанного здоровья, вдруг заметила, что ее бюст стал увеличиваться в объеме и не более как через месяц пополнел на 6 дюймов".

Метаморфоза бюста.

"Роскошный бюст. Каждая из Вас, уважаемая читательница, может развить свой бюст, увеличить его или же из вялого сделать упругим и гармонически развитым благодаря моему новому методу, методу Гренье.

Так как я останусь в России недолго, прошу писать мне немедленно, и Вы будете мне так же благодарны, как и тысячи женщин, обратившихся ко мне в Нью-Йорке и Париже".

Всякая дама может иметь идеальный бюст.
Реклама из журнала "Огонек" 1913 г.

"Всякая дама может иметь идеальный бюст. Если Вы желаете познакомиться с нашим замечательным средством и узнать все подробности о нем, то Вам надо только прислать 14 коп. почтовыми марками на пересылку, и мы Вам пришлем совершенно даром красивую иллюстрированную книжку. Пилюли и порошок Белла форма дадут Вам красивую шею и полные округлые плечи".

Ваш бюст может совершенно преобразиться.
Реклама из журнала "Нива" 1911 г.

"Ваш бюст может совершенно преобразиться в течение десяти дней, благодаря чудесному открытию одной женщины.

В течение нескольких дней после прменения вышесказанного изобретения моя грудь сделалась полной, круглой и гармонично развитой, шея пухлой, а плечи удивительные

Если Вы, милая читательница, находитесь среди тех, которых природа не наделила этими прелестями, если по каким-либо причинам он потерял силу молодости, не разочаровывайтесь, так как скоро Вы будете иметь такую же красивую грудь, как и я, в самый короткий период времеи.

Все нужное для достижения этого Вы сделаете у себя дома, для чего я Вам дам надлежащие указания под большим секретом".


Реклама из журнала "Нива" 1913 г.

Каким образом можно получить красивую грудь.
Реклама из журнала "Огонек" 1913 г.

"Каким образом можно получить красивую грудь.

Красивая грудь, гармонически развитая, составляет драгоценное украшение женщины и служит в то же время признаком прекрасного, здорового телосложения.

Тем, которым в этом отношении природа не благоприятствовала, могут улучшить свою фигуру с помощью Пилюль Марбор...

Эти пилюли вообще благотворно действуют на здоровье и являются превосходным средством для развития, укрепления и восстановления грудей у женщин и молодых девушек

Благодаря их животворному действию, кровообращение и состав крови в области груди улучшаются, вследствие чего грудь развивается естественным путем и ткань приобретает упругость...

Пилюли Марбор полезны и молодым девушкам и дамам, грудь которых недостаточно развита или же впала вследствие переутомления или болезни".

Идеальный бюст. Развитие и укрепление груди.
Реклама из журнала "Нива" 1906 г.

"Идеальный бюст. Развитие и укрепление груди. PILULES ORIENTALES (Восточные пилючи).

Единственное средство для женщин быстро увеличить размер груди и приобрести округленный, твердый и хорошо развитый бюст. Гарантируется безопасность лечения, которое может производиться втайне, незаметно для других".

"Вы можете иметь роскошный бюст, красивую шею и полные, округленные плечи, пышную, стройную и гармонически развитую фигуру в самое короткое время, независимо от того, как бы ни была плоска теперь Ваша грудь, какой бы худощавостью Вы не тличались и в каком бы возрасте Вы ни находились.

Мы вышлем Вам закрыто НЕМЕДЛЕННО и БЕСПЛАТНО все подробности относительно этого вопроса по получении Вашего точного адреса и двух 7-ми копеечных марок на ответ".

Вы разовьете Ваш бюст в короткое время.

"Вы разовьете Ваш бюст в короткое время в короткое время, если прибегнете к моей помощи..

Женственность, немыслимая при плоской фигуре, важнее чем красота лица.

Мне безразлично, какого Вы возраста, и если Вы достигли совершеннолетия или если Вы еще не слишком стары, я берусь развить Ваш бюст в две-три недели".

Дамам и девицам, желающим иметь идеальный бюст.

Как известно, в XX веке произошел расцвет рекламы, во многом благодаря Соединенным Штатам Америки, поэтому основную часть этого раздела целесообразно будет посвятить развитию отрасли именно в этой стране. В 20-х годах прошлого столетия, по окончании первой мировой войны, наступила «эра торговли», а реклама поистине превратилась в «коммерцию, воплощенную на бумаге.

2 ноября 1920 года в городе Питсбург, штат Пенсильвания, появилось новое мощное средство рекламы - радиовещание, которое быстро превратилось в основное средство коммуникации. Новости по стране и миру могли теперь передаваться непосредственно с места событий, семьям стал доступен весь спектр развлечений: музыка, театр, спорт… Общенациональные рекламодатели внезапно получили возможность обратиться к широчайшей, захваченной популярными программами аудитории. Довольно быстро был установлен тот факт, что результативность рекламного воздействия зависит от рейтинга программы, во время которой транслируется реклама. Собственно первые радиошоу финансировались именно рекламодателями.

Но самое значительное событие в области развития средств коммуникации произошло, когда в 1941 году в эфир вышла первая телевизионная программа. Вскоре радио уступило свои доминирующие позиции телевидению. После окончания Второй Мировой войны использование телевизионной рекламы расширялось ускоренными темпами. В 1955 году появилось цветное телевидение, что позволило еще сильнее расширить возможности телевизионной рекламы. Телевидение вышло на второе (после газет) место среди средств информации по рекламному обороту.

В 1930-1940-е гг. были созданы специализированные исследовательские организации, чья деятельность заключалась в изучении проблем эффективности рекламы. Так постепенно складывался научный подход к созданию рекламы. В 1936 году в Германии впервые возник вопрос о необходимости целенаправленной художественной организации городской организации и об открытии школы, которые бы готовили профессиональных специалистов в данной сфере.

Со времени окончания Второй Мировой войны рост рекламной деятельности и расходов оказался беспрецедентным. Послевоенное процветание привело к взрыву потребительского спроса среди поствоенного поколения на продукцию отечественных производителей. По мере того, как экономика перестраивалась на мирные рельсы, компании-производители военной техники стали переходить на выпуск потребительских товаров, предлагая посредством рекламы высокий класс, шикарное внешнее оформление и уровень удобства продукции. Многие рекламные технологии уже не справлялись со своими обязанностями - продвижением товаров на рынке. Это послужило стимулом к разработке новых рекламных концепций, к которым стали привлекаться психологи, исследующие процессы восприятия, познания, влияния.

Конец 40-х и начало 50-х годов ознаменовались гонкой, в которой потребительское

общество, особенно в США, приобретало все больше товаров исходя из принципа «живи не хуже других». В рекламных объявлениях того времени особо выделялись свойства изделия, за которыми стояли престиж в обществе, мода, комфорт и успех. Россер Ривз из рекламного агентства «Тэд Бэйтс » сформулировал мысль о том, что за каждой рекламой должны стоять четко выраженные «оригинальные потребительские качества» изделия , т.е. те свойства, которые отличают его от других товаров.

Но уже вскоре появилось столь неимоверное количество дублирующих друг друга «потребительских качеств», что сами потребители перестали их воспринимать как оригинальные.

Таким образом, переход к периоду рекламы «имиджа» 60-х годов явился, по всей вероятности, естественным эволюционным процессом. В это время акцент в рекламной деятельности переместился с потребительских качеств товара на его «имидж» или оригинальный образ. «Кадиллак» приобрел имидж автомобиля класса «люкс», буржуазного символа успеха, выше которого стояли лишь аристократически высокомерные «Роллс-ройсы». В рекламе сигарет «Мальборо» для курящих мужчин был создан имидж мужественности, и сигареты стремительно вознеслись на первые строчки таблиц показателей сбыта, где и удерживаются уже 25 лет. И это несмотря на тот факт, что в прошлом они выпускались с розовым ободком и рекламировались как дамские.

В начале 70-х годов Джек Траут и Эл Райз писали, что подобно тому, как изделия по принципу подражания «я тоже» 50-х годов прервали период рекламы собственно товара, подражательные образы 60-х явились завершением периода рекламы имиджа. В 70-х годах получил развитие новый подход в рекламной стратегии, при котором одинаково значимыми становились сильные стороны и конкурента, и рекламодателя . Это явление получило название периода «позиционирующей» рекламы , а ее главными идеологами выступили Траут и Райз. Признавая значение потребительских свойств товара и его имиджа, они, тем не менее, считали, что главное внимание следует уделять тому, как продукция соотносится с изделиями конкурентов в восприятии потребителя . Наиболее известными примерами рекламы данного периода являются лозунги различных компаний типа «Фольксваген » («Думай о малом»), «Авис » («Мы всего лишь номер 2») и «7UP » («He-Кола»). Но и другие производители небезуспешно пытались применить этот прием. Говоря о некоторых коммерчески неудачных изделиях, Траут и Райз отмечали, что причина этих неудач, вероятнее всего, заключалась в недостаточно точном размещении («позиционировании») товаров на рынке.

Траут и Райз не дали ответа на вопросы, поставленные потребительским движением, которое получило широкое развитие после развеявших многие иллюзии неудач вьетнамской войны, Уотергейтского скандала и неожиданных перебоев в снабжении природными ресурсами. Эти события способствовали утверждению цинизма недоверия к официальным структурам и всему традиционному, дав толчок новому витку подъема морального самосознания (похожие настроения впоследствии перекинулись и на потребителей в других странах). С одной стороны, личная безответственность и потакание своим желаниям оправдывались потребностью самореализации, хотя одновременно с этим подвергалась критике концепция корпоративной самореализации, что обосновывалось необходимостью самоподчинения нуждам общества.

В середине 80-х годов появилось большое количество рекламы, в особенности туалетных принадлежностей и косметики, нацеленной на стремившееся к самореализации «Я» - поколение » (Лозунг компании «Л"Ореаль»: «Ведь я этого достойна»). В тот же период крупнейшие индустриальные объединения направляли миллионы долларов на корпоративную рекламу, всячески подчеркивая тот факт, что они осознали свою гражданскую ответственность в деле ликвидации негативных последствий собственной промышленной деятельности и организации прочих мероприятий по защите окружающей среды.

По тем же причинам (в результате дефицита энергоресурсов) производители энергии и энергоемкой продукции стали применять маркетинговые и рекламные приемы, призванные снизить спрос на их продукцию, что привело к появлению нового направления в тактике организации сбыта, получившее название демаркетинг . В этот период тактика демаркетинга была взята на вооружение рядом некоммерческих организаций для пропаганды определенных идей, а также некоторых финансовых организаций, применявших ее в целях сегментации потенциальной клиентуры. Путем активного противодействия подключению определенного рода нежелательных клиентов банки получали возможность сосредоточить свою деятельность на той клиентуре, которую они оценивали как наиболее доходную.

Конец XX века ознаменовал наступление эры цифровых технологий, которые также существенно повлияли на развитие рекламного дела, породив новые возможности для создания и размещения рекламных текстов. Одним из наиболее перспективных мест размещения рекламы стала, конечно, сеть Интернет. Новые технологии способствовали эволюционированию наружной рекламы: на улицах больших городов стали в массовом порядке появляться, кроме традиционных плакатов, также огромные светодиодные транслирующие экраны.

Одной из особенностей рекламного бизнеса последних 10-15 лет было создание международной сети рекламных агентств. И если в начале 80-х гг. XX века доминирующее положение на мировых рынках занимали американские компании, то с середины 1980-х гг. рынок рекламных услуг начал трансформироваться в связи формированием нового общеевропейского рынка, объединившего более 320 млн. покупателей. Изменениям в рекламном бизнесе способствует создание международной сети рекламных агентств, превращение промышленных концернов в международные гала-концерны, интенсивное развитие международных связей, обмен международным опытом.

Процесс интернационализации отраслей средств массовой информации открыл еще более широкие возможности для рекламы. Спутниковое и кабельное телевидение, компьютерная сеть становятся международными, появляются работающие в глобальном режиме газеты, журналы, радио- и телеканалы - все это создает благоприятные условия для заказчиков рекламы. Таким образом, реклама становится транснациональной , а рекламные кампании приобретают действительно международный размах.

Рынок рекламы стремительно растет во всем мире. Во Франции в 2006 году он увеличился на 10,2%, в США - на 10,6%, в Финляндии - на 6,5%. В денежном обращении объем рекламного рынка в нашей стране вырос более чем на 30% и составил 3,855 млрд. долл. причем рынок рекламы растет не только в денежном выражении, но и качественно: изменяется удельный вес и темпы роста определенных видов рекламы. Так, Интернет-реклама стала самым динамично развивающимся сегментом рынка, который только за 2006 год увеличился на 67%. Всемирно известные компании, такие, как Procter & Gamble, сегодня активно работают с онлайновой рекламой. В то же время продолжает увеличиваться и масштаб, и интенсивность воздействия на воспринимающих рекламу лиц в самом крупном сегменте рекламного рынка - рекламе на телевидении. В объеме информационного воздействия такая реклама занимает все более значительное место. Так, сто крупнейших рекламодателей в 2006 году использовали рекламное воздействие на потребителей в течение 82476 минут.

Таково в целом положение дел в развитии рекламы на начало нашего века. Как мы видим, с начала двадцатого века реклама все более активно использует достижения научно-технического прогресса, увеличивая масштабы и силу своего воздействия на потребителя.

50 % площадей «Санкт-Петербургских» и «Московских ведомостей» занимали объявления. А если отдельно издаваемые тома «Прибавлений» и «Объявлений» рассматривать как органические части этих газет, то доля рекламы доходит до 70-80 %.

Объявления охватывают практически весь спектр внутренней деловой информации и тематически отделены от официоза -- приказов Его Императорского Величества, сообщений о назначениях, отставках, судебных решениях, ответов на прошение подданных, а также официальной региональной и внешней информации.

К началу 30-х годов объем объявлений в двух главных российских газетах существенно сокращается. Это связано с появлением сети региональных и специализированных изданий.

По отношению к предшествующему периоду бытия рекламы на страницах российских газет заметные типологические сдвиги происходят в 30-50 годах. Обобщенно суть этих перемен можно обозначить процессами коммерциализации прессы.

Булгарин и Греч являются родоначальниками такого явления в российском рекламировании, как скрытая реклама, пресловутый ныне «черный PR». В течение всего периода издания слово «объявление» так и не появляется в рубриках «Северной Пчелы». Не зафиксированное понятийно -- в силу указанных выше причин, -- его сущностные проявления мы наблюдаем в разделах «Новые книги», «Изящные искусства», «Моды», «Зрелища».

Новым в библиографических разделах газет было регулярное информирование публики о ходе формирования толстых журналов, которые, по общему мнению историков культуры, имели особое значение в духовной жизни русской интеллигенции.

В 30-50 годы появляются частные специализированные издания. Наиболее динамичные изменения происходят в экономической прессе. Рождаются еженедельник «Купец», «Журнал для Акционеров», газета «Посредник промышленности и торговли».

На рубеже веков

В этот период достигают пределов экстенсивные факторы роста рекламного процесса. Блок рекламной информации даже в общеполитических изданиях достигает половины общего объема. Она агрессивно выходит на первые полосы, оттесняя на внутренние даже самые общественно значимые новости. Как правило, она занимает одну треть первой полосы, но случается -- всю целиком А. П. Киселев приводит показательное «Руководство для типографщиков», изданное в 1874 году, где говорилось: «Чтобы определить пространство для литературной части, нужно сначала сверстать объявления и сообразно оставшемуся месту прибавить или убавить статьи»1.

По свидетельствам исследователей, на этот период -- высшего подъема капиталистической экономики в России -- падает расцвет рекламы, связанный с ростом ее доходов.

Новые тенденции внесли в облик газетных полос события русско-японской войны и первой русской революции. Объем рекламной информации сократился за счет политических известий. Даже лидер рекламного бизнеса А. С. Суворин отдал дань патриотическим чувствам. Он отказался от некоторых коммерчески выгодных казенных объявлений, отдавая пространство «Нового времени» оперативной информации с полей сражений.

1 Киселев А. П. История оформления русской газеты (1702-1917). -- М., 1990. С. 136.

Журнальная периодика в России стала формироваться с середины XVIII века, но до начала следующего столетия она имела довольно узко целенаправленный, элитарный характер. Публикация объявлений в первых российских журналах отсутствовала, за исключением их пародийного обыгрывания в сатирическом журнале «Трутень. Типовые реквизиты рекламного текста в публикациях отсутствуют, но все ее содержание носит откровенно рекламный характер, возбуждая любопытство и подсказывая нехитрые пути его удовлетворения.

Именно объявления о подписке на данное и некоторые другие издания составляли основной массив рекламных текстов в журналах пореформенного периода. И хотя их рекламная тематика постоянно расширялась, 80 процентов всех объявлений в «толстых» журналах до конца века составляли извещения о печатной (книжной и журнальной) продукции.

К концу века рекламная тематика серьезных журналов «Вестник Европы», «Северный вестник», «Русская мысль» сохраняла корректность и правила хорошего вкуса. Здесь, в отличие от газет (даже «качественных»), не появилось крикливости, развязности, чрезмерной экспрессии. Рекламные тексты выдержаны в информативно-содержательном, деловитом, серьезном тоне.

Первоначальное осмысление рекламного процесса происходит в России в середине XVIII века и принадлежит выдающемуся издателю и просветителю Н. И. Новикову. Свои впечатления от возрастающего массива рекламных текстов в современных ему газетах этот журналист воплотил в своих пародийных публикациях. Здесь выявляется характерная структура, присущая типовым печатным объявлениям того времени, и главные направления их тематической дифференциации. Перед нами не научное, а художественное обобщение заметного общественного явления. Этот факт примечателен, как начало рефлексии общества по поводу одной из своих граней.

Одна из тенденций носила по преимуществу обличительный характер, обнаруживая все новые и новые примеры злоупотребления рекламистами доверчивостью аудитории. Представители другой тенденции пытались более взвешенно сориентировать общественное мнение в отношении новоявленной «властительницы дум».

Обобщая, можно сказать, что степень теоретического осмысления места рекламы в российском обществе находилась на достаточно высоком уровне. Это суждение вряд ли применимо, однако, к разработке технологической стороны профессии, которая, на наш взгляд, делала лишь первые шаги.

В целом можно констатировать, что теоретическое осмысление рекламной деятельности в России и освоение лучшего из зарубежного профессионального опыта происходили достаточно интенсивно в первое десятилетие XX века, хотя и существенно отставали от бурно развивавшейся практики рекламирования.