Рисунок новый год 19 века. От расцвета до запрета

06.03.2020 Стиль

Считается, что первую рождественскую открытку создал английский художник Добсон в 1794 году. На карточке, которую он подарил своему другу, был изображен зимний пейзаж и семейная сценка возле елки.

Настоящая же серийная открытка появилась тоже в Англии, в 1840 году, ее нарисовал художник Королевской академии Джон Хорсли. Он хотел сделать приятное своему другу сэру Генри Коулу, который не мог придумать, как порадовать на Рождество любимую бабушку. А бабушка сэра Генри прославилась среди соотечественников тем, что основала Музей Виктории и Альберта.

Джон Хорсли придумал украсить открытку (12x7 см) настоящим рождественским триптихом: в центре художник поместил семью сэра Генри Коула, сидящую за рождественским столом, по бокам расположил картинки, призванные напоминать окружающим о милосердии и сострадании этого добропорядочного английского семейства. Судя по рисункам, Коулы щедро делились с бедняками одеждой и едой. Изображение дополняла звучная подпись: «Веселого Рождества и счастливого Нового года!». На открытке художник усадил за праздничный стол все семейство старых и малых Коулов, на переднем плане поместил поздравление «С веселым Рождеством и Новым годом» и внизу поставил пометку «от кого», чтобы человек, пославший открытку по почте, мог вписать свое имя. Открытка имела бешеный успех. Родственники Коулов с гордостью демонстрировали ее окружающим. Однако пуритане резко заклеймили печатное произведение Хорсли за то, что художник вложил в руки всех своих персонажей, включая детей, по бокалу красного вина. Но несмотря на это, интерес к открытке Коулов не ослабевал. Даже спустя три года ее по-прежнему выставляли на всеобщее обозрение. Это натолкнуло Коулов на мысль, что подобные открытки, если их продавать всем желающим, могут принести неплохой доход.
Издатель детских книг и иллюстрированных альбомов Джозеф Канделл отпечатал 1000 экземпляров, и за каждую открытку Коулы получили по шиллингу - это были очень большие деньги! (Как сообщила газета «Дейли мейл», недавно на аукционе «Блумсбери» в Лондоне был продан один из 30 уцелевших экземпляров первой открытки, которую за 5170 фунтов приобрел неизвестный покупатель.) В качестве материала использовался жесткий картон, а картинки раскрашивались вручную. Но при этом семейство было уверено, что интерес публики к рождественским открыткам - не более чем сиюминутная мода, а не бизнес. В этом они ошибались. С 1860-х производство открыток было поставлено на поток.

Рождественские открытки, по мнению историков, существовали и раньше. Их прототипом можно считать гравюры и литографии на темы Рождества, очень популярные в период Средневековья.

Ботичелли Сандро, "Рождество" 1501 г. http://fabrilia.ru/person.php?name=bottichelli

Piero della Francesca, "Рождество", http://www.arttrans.com.ua

Робер Кампен, "Рождество Христово"

Позже в Европе стали посылать друг другу письма с рождественскими и новогодними поздравлениями, иногда в них даже рисовали от руки. Дети в конце декабря всегда готовили такие письма родителям. Прообразом рождественских открыток также можно считать и визитные карточки, появившиеся в Париже уже в середине XVIII века. Как всегда, Париж стал законодателем мод - визитки тут же распространились по всей Европе. Накануне Рождества визитные карточки лично развозили всем важным адресатам.

А все началось в далеком Китае, две тысячи лет тому назад. Накануне праздника хозяин вывешивал возле двери мешочек с надписью: «Извините, что не могу принять лично», чтобы в первый день Нового Года, все те, с кем не смогли повидаться, оставили свои визитные карточки с праздничными пожеланиями. (с) http://www.bulengrin.com/inform/postcards/

В Россию первые рождественские открытки пришли из Англии в 90-х годах XIX века. Причем предприимчивые купцы покупали только такие, на которых рисунок не сопровождался надписью на иноземном языке - ее потом наносили на русском. Дело было хлопотное, а потому и продавали открытки по рублю, а то и дороже. Затем открытки стали печатать за рубежом, преимущественно в Германии, специально для России по заказу крупных книжных лавок.


В России еще со времен Екатерины II на Новый год и на Рождество личные посещения и развоз визитных карточек с раннего утра почитались обязанностью, приятной и радостной, но весьма хлопотной. Поэтому английская мода - поздравлять друг друга почтовыми открытками очень быстро прижилась в Российской Империи.


А пересылать по почте открытки стали в России с 1894 года, когда министр внутренних дел, в ведении которого находился почтовый департамент, подписал соответствующее распоряжение.


Дело в том, что первые открытые письма (без иллюстраций) были введены в обращение в России в 1872 году, но право их выпуска было предоставлено только почтовому ведомству. В соответствии же с распоряжением 1894 года через почтовый департамент стало возможным пересылать бланки с иллюстрациями, выпущенные частными издателями.


При этом адресная сторона открытки должна была иметь такое же оформление, как у стандартных карточек почтового департамента. Это разрешение было дано в ответ на многочисленные просьбы русских предпринимателей, которые обращали внимание правительства на то, что в западноевропейских странах иллюстрированные открытки уже прочно вошли в почтовое обращение, а в России их выпуск искусственно сдерживался.

Таким образом, в 1894 году появились первые иллюстрированные открытки, изданные в России. Они были видовыми и представляли собой монтажи из нескольких видов того или иного города, украшенные виньетками. Рисунок сопровождался надписью: «Привет из (такого-то города)» или «Поклон из (такого-то города)».

На рубеже XIX и XX столетий выпуск иллюстрированных открыток приобрел широкий размах. Все более разнообразной становилась их тематика. Кроме открыток с видами городов и местностей появляются открытки с изображением типов населения России, поздравительные, рекламные, юмористические и другие.

Первые рождественские открытки были выпущены с благотворительной целью Петербургским попечительным комитетом о сестрах Красного Креста (Община святой Евгении) для получения дополнительных средств на содержание больницы, амбулатории и курсов сестер милосердия.


К рождеству 1898 года Община св. Евгении издала серию из десяти открыток по акварельным рисункам известных петербургских художников. И хотя на перечисленных выше открытках не было утвердившейся в последующем надписи «С Рождеством Христовым!», они были и по замыслу издателей, и по сюжетам рисунков первыми русскими рождественскими открытками.

Рождественский праздник, отмечавшийся 25 декабря (старого стиля), был близок по времени к Новому году, и поэтому рождественские открытки часто использовались и для новогодних поздравлений.

Открытки дореволюционной России не уступали в мастерстве зарубежным, а порою и превосходили их. Невозможно было описать разнообразие существующих в то время «почтовых карточек».


В каталогах издательств того времени можно прочесть перечисление множества видов открыток, таких как: «рельефные изящной работы», «блестящая эмаль», «глянцевые», «эмаль с золотом», «аристократические на лучшем полотняном картоне в стиле модерн», «бромосеребряные», «плюшевые», «настоящие гравюрные с золотым обрезом».


И особенно отрадно было то, что, как писало одно издательство: «Мы, наконец, можем поздравить своих родных и знакомых не открыткой с изображением обрядов из немецкой жизни, а русской, где все так близко нам и дорого, и полно воспоминаний о заветах русской старины».


Для России открытки стали практически особым способом искусства. Ими украшали интерьер, их вставляли в специальные альбомы. Из 23 государств Всемирного почтового союза лишь Россия не придерживалась установленного международного стандарта величины открытки (9х14 см). Для нее было недопустимым ограничивать фантазию отечественных производителей.

Тематика Рождественских открыток была самой разнообразной, всего и не перечислить. На открытках находили свое отражение все события, происходившие в то время, и первая мировая война тоже не стала исключением.

После октября 1917 года выпуск поздравительных открыток, как предмета быта буржуазного общества, был полностью прекращен. Из печатных изданий и официального языка полностью исчезли не только слова «С Рождеством», но и поздравления с Новым годом. Но обычай посылать праздничные поздравления продолжал существовать. Для этого использовались любые иллюстрированные открытки, близкие по сюжету к данному празднику.

«Ещё в середине XVIII века в Париже появились визитные карточки, которые развозили по адресам накануне Рождества, — рассказывает Ольга Симонова, главный хранитель Русского музея фотографии в Нижнем Новгороде. — Но родиной первой рождественской открытки считается Англия. Английский художник Добсон в 1794 году нарисовал для своего приятеля карточку, на которой изобразил семью около ёлки. В серийном производстве рождественские открытки появились тоже в Англии, но почти на пятьдесят лет позже».

Ольга Симонова, главный хранитель Русского музея фотографии в Нижнем Новгороде. Фото: АиФ / Эльфия Гарипова

Некий чиновник сэр Генри Коул решил поздравить своих родных оригинальным способом: попросил друга-художника изобразить на рождественской открытке семью самого Коула и его благочестивые деяния. Открытку размером 12×7 украшала подпись: «Весёлого Рождества и счастливого Нового года!».

Рождественский сюрприз удался: открытка умела невероятный успех не только у близких семейства Коулов, но и у многочисленных знакомых. Предприимчивый чиновник решил отпечатать дополнительные экземпляры открытки и продавать каждую по шиллингу. Позже эти открытки пошли в серийное производство.

«Именно почтовые карточки, в том числе и рождественские, изобрели немцы, — объясняет Ольга Симонова. — Вскоре почтовые открытки стали распространяться по всему миру».

Немецкие открытки были популярны, и надписи на чужом языке никого не смущали. Фото:

От немецких открыток — к отечественным

В Россию первые рождественские открытки в 90-х годах XIX века привозили купцы из-за границы, в основном из Англии и Германии. Открытки сопровождались поздравительным текстом на английском или немецком языках, что считалось особым шиком. Однако душа россиян требовала поздравлений на родном языке. Поэтому всё чаще русские промышленники закупали рождественские открытки, на которых было только изображение, а поздравление «С Рождеством Христовым!» наносили на него позже. Из-за этого открытки стоили дороже и считались роскошью. Когда их начали печатать в Германии специально для России, открытки стали дешевле и доступнее для многих людей.

Рождественские открытки конца XIX - начала XX веков из запасов Русского музея фотографии. Фото: АиФ / Эльфия Гарипова

«Первые рождественские открытки российского производства были выпущены с благотворительной целью, — говорит хранитель музея. — Община св. Евгении в Петербурге издала серию из десяти открыток по акварельным рисункам местных художников к Рождеству 1898 года».

Книжные издательства находили изготовление открыток весьма прибыльным делом и для увеличения продаж акцентировали внимание покупателей на национальном самосознании. Одно из издательств гордо сообщало своим читателям: «Мы, наконец, можем поздравить своих родных и знакомых не открыткой с изображением обрядов из немецкой жизни, а русской, где всё так близко нам и дорого, и полно воспоминаний о заветах русской старины».

Рождественская идиллия на открытке. Фото: Из архива Русского музея фотографии

Открытка как искусство

Рождественские открытки в дореволюционной России стали настоящим искусством. Разнообразие форм и материалов, из которых они изготавливались, трудно описать: глянцевые, из папье-маше, тиснённые и отделанные текстилем, тесьмой и блёстками, на полотняном картоне, гравюрные с золотым обрезом и плюшевые — словом, на любой вкус и кошелёк.

«Кстати, у россиян было очень трепетное отношение к почтовым открыткам, — продолжает Ольга Симонова. — В те времена все 23 государства Всемирного почтового союза придерживались установленного международного стандарта величины открытки (9×14 см). А в России таких ограничений никогда не было».

Фантазия художников не знала границ, поэтому на рождественских открытках изображались как библейские сюжеты, так и моменты жизни обычных людей: картины деревенского быта, наряженные ели, свечи, тройки лошадей. Особенно часто рисовали детей в виде ангелов, а также детские зимние забавы.

Дети и их забавы — излюбленные сюжеты художников для рождественских открыток. Фото: Из архива Русского музея фотографии / Эльфия Гарипова

«Рождественские и новогодние открытки делали лучшие художники и печатники, — говорит Ольга Симонова. — Вскоре заинтересовались этим видом искусства и фотографы: наряду с рисунками на рождественских открытках появились фотообразы».

Фотохудожники на рождественских открытках чаще всего лишь намекали на суть религиозного праздника: их больше интересовали сами фотографируемые люди. Это влюблённые пары, счастливые семьи, дети с ёлками и ангелы.

«Вот любопытная открытка, — улыбается Ольга Симонова. — На карточке с изображением привлекательной молодой девушки, держащей на плече еловую ветку, некоего Лёню поздравляет с Рождеством его брат Н. Фёдорович. Можно сказать, что это своего рода старинный рождественский пин-ап». («Пин-ап» — стиль американской графики середины XX века, его отличительная черта — сюжет. Чаще всего это изображение красивой, иногда полуобнажённой девушки. — прим. ред.)

Рождественская пин-ап девушка. Фото: Из архива Русского музея фотографии

Русские люди писали много и охотно. Взрослые и дети, аристократы и простой люд, родственники и друзья. Поздравления с Рождеством могли быть безыскусными или поэтически оформленными.

Вот некий Сергей Фролов пишет из Казани в Симбирск Александре Грачёвой поздравление с 1915 годом: «Поздравляю с высокоторжественным праздником Рождества Христова! Желаю встретить его в добром здравии и веселии». Некую Варвару Федосеевну Прозоровскую из Вологодской губернии поздравляет с Рождеством её племянница и заодно сообщает о своём положении: «Я живу у Анны Александровны и часто вспоминаю вас. Хотела бы знать, как вы живёте».

Эта открытка выпущена в Стокгольме, с подписью «С Новым годом!» по-русски. Фото: Из архива Русского музея фотографии

Тётя Оля в декабре 1913 года поздравляет с Рождеством Христовым «милых детишек — дорогого крестника Колю, Шуру, Галю и бутуза Витю», интересуется, весело ли прошли у них именины.

В декабре 1916 года священника из села Вача Муромского уезда, отца Павла Побединского, поздравляет его сестра и добавляет: «Давно что-то нет от вас никакой весточки. Все ли вы там живы и здоровы? Забыли нас, сирот. Скоро ли свидимся?».

«Когда читаешь эти открытки, особенно датированные предреволюционными датами, — говорит Ольга Симонова, — то невольно думаешь, что стало со всеми этими людьми, как обошлась с ними история».

В открытках на Рождество писали и о своей жизни. Фото: Из архива Русского музея фотографии

Изгнание Рождества

Революция 1917 года прервала традицию посылать рождественские почтовые открытки: новая власть начала бороться с «буржуазными пережитками». Правда, не сразу: при Ленине ещё устраивались так называемые кремлёвские ёлки, а вместо Рождества отмечали Новый год. После его смерти был распространён особый циркуляр, в котором говорилось, что рождественский праздник со святочными рассказами и ёлками якобы вреден для воспитания пролетарских и крестьянских детей. Специальные комиссии ходили по домам и проверяли, не отмечают ли где-нибудь Рождество. Новогодние игрушки не выпускались, а ёлки запретили. Всё, что было связано с Рождеством и Новым годом, ушло в подполье.

Рождественская открытка изображала природу или трогательные сцены. Фото: Из архива Русского музея фотографии

Но люди никогда не забывали о замечательных рождественских открытках, хранили их годами и даже использовали по назначению: тайно отправляли друг другу открытки, изданные ещё до революции.

«Видимо, зная об этом, советские власти решили возродить новогоднюю ёлку в 1935 году, — напоминает Симонова. — В газете «Правда» напечатали статью «Давайте организуем к Новому году детям хорошую ёлку!», после которой новогодние праздники стали возрождаться. А с появлением новогодних ёлок возродилось и печатание новогодних почтовых карточек. Изгнать чудесный праздник из сознания народа не удалось».

Серийный выпуск новогодних открыток наладился в 50-х годах: на них красовалась надпись «С Новым годом» на фоне кремлёвских звёзд и Деда Мороза. Но рождественских открыток среди них уже не было. В России они начали робко возрождаться только в конце XX века. Часто это были репродукции со старинных открыток, созданных ещё до революции.

Поздравляю всех с Новым Годом!

Старинные новогодние открытки - вообще моя любимая тема. Соберу ка я здесь свою систематизацию - что изображали на таких открытках.
Будет, наверное, длинно и из двух частей. Поэтому смотрим под катом часть 1.

Снег, снежинки и сосульки


Новый год и Рождество приходит к нам в самый разгар зимы, поэтому снег, снежинки и сосульки стали непременными атрибутами этих праздников. Как в России, так и за рубежом, со снегом связано много народных примет. Обилие снега предвещает хороший урожай: «От снега все богатство», «Снега надует — хлеба прибудет», «Снег на полях — хлеб в закромах».
Снежинки на дореволюционных открытках почти не встречаются, а если и появляются, то в виде белых точек или комочков. На советских новогодних открытках их стали изображать в виде звездочек с разветвлениями, причем популярность их как элемента оформления непрерывно росла, и к концу 80-х они встречались на 75% открыток. Для сравнения: до революции снежинки-точечки можно было увидеть только на 5−8% открыток.
Снежинки — шестиугольные звездочки можно соотнести с шестилучевой (шестиконечной) звездой, которая является одним из самых древних магических символов и символизирует единение бога и человека, божественное творение мира.
Сосульки, как и всякий лед, символизируют холод, хрупкость и недолговечность. В то же время они являются результатом таяния снега под лучами возрождающегося солнца, а потому их появление означает смягчение жестокой зимы, начало пробуждения природы.

Ночь, звезды, луна

Основные ритуалы встречи Нового года и Рождества Христова выполняются ночью, поэтому ночь имеет прочную ассоциативную связь с этими праздниками. У некоторых народов ночь символизирует бездну, вечность. На поздравительных открытках ночь изображают звездным небом, луной, искусственным освещением и другими признаками.
Звезды и луна — привычные элементы рождественских и новогодних поздравительных открыток, хотя на рождественских они встречаются чаще, чем на новогодних. Люди верят, что все земное является отражением небесного и по расположению звезд и планет можно судить о грядущих событиях, о судьбе человека. Появление звезд на открытках в какой-то мере обусловлено и народными приметами: если в ночь на Новый год будет ясное небо, то в наступающем году следует ожидать обилие ягод и грибов.
Звезды с древнейших времен символизировали вечность, космический порядок, присутствие Бога. В XIX веке существовало поверье, что небо — это терем Господа Бога, где вместо окон — звезды, и из каждого окошка смотрит на белый свет ангел. Сколько людей в мире, столько же ангелов и столько же звезд. У каждого человека есть свой ангел-хранитель. Рождается человек, и Бог посылает ему ангела-хранителя, в тереме прорубается новое окошко, через которое ангел следит за своим подопечным, чтобы уберечь его от нечистой силы. Умрет человек — и окошко закрывается ставнями, а с неба падает звезда. В канун Рождества с появлением первых звезд на небе заканчивался рождественский пост.
В оформлении дореволюционных рождественских открыток использовались в основном изображения одиноких звезд, которые символизируют Вифлеемскую звезду. Они изображались чаще всего пятиконечными или шестиконечными. В советских новогодних открытках встречаются главным образом красные пятиконечные звезды, символизирующие советскую власть.

Колокола и колокольчики


Они часто присутствовали на дореволюционных открытках (рождественских и новогодних). Изредка встречаются они и на советских открытках. В рождественскую ночь над дореволюционной Россией разливался праздничный колокольный звон. В Западной Европе перед полночью старый год провожали приглушенным медленным звоном церковных колоколов, а новый год встречали быстрым и громким перезвоном. В Германии полагали, что колокольный звон в новогоднюю ночь благословляет урожай льна и овса. В России колокола считались одушевленными, им приписывались способности излечивать болезни, оживлять, прогонять бури, уберегать от молнии, пробуждать усопших, изгонять нечистую силу. Лучшим способом облегчить участь грешной души в загробном мире считалось пожертвование на новый колокол.

Свечи


Свечи являются неотъемлемой частью христианских обрядов, их использовали для освещения помещений, устанавливали и зажигали на праздничных елках: в европейских странах — накануне Рождества, а в России — вечером в Рождество.
В Западной Европе использовали специальные рождественские свечи. Они были большими по размеру, чем обычные, и украшались фольгой, полосками цветной бумаги, серебряными и золотыми нитями. Скандинавы предпочитали отливать свечи в новолуние, полагая, что такие светят ярче. Экономные немцы рождественские свечи изготавливали из парафина и стеарина.
Со временем свечи стали вытесняться электрическими гирляндами, но любовь к настоящим свечам сохранилась и поныне. Свечи олицетворяют свет во тьме жизни и озарение. Пламя свечи символизирует тепло и любовь.

Конфетти и серпантин


Это непременные спутники карнавалов. Они изображались преимущественно на советских новогодних открытках, особенно широко — с начала 80-х годов. Конфетти и серпантином украшают елки, заряжают их в хлопушки. Слово «серпантин» происходит от французского «serpentin», означающего «извилистая дорога», «змеевик». Серпантин несет в себе символику змеи — смерть и возрождение, жизнь и воскресение, а его спиральная форма говорит о годовых циклах солнца.
Конфетти — мелкие кружки разноцветной бумаги. Название происходит от итальянского «confetti» (что переводится как «конфеты»). Прообразом конфетти стали маленькие конфетки, которыми бросались друг в друга на римских карнавалах. Можно также провести параллель с ритуальным использованием зерна. До сих пор сохранились народные обряды, в которых молодоженов посыпают зерном или бросают его под ноги в знак пожелания грядущего изобилия.

Часы, календари и цифра года


Эти атрибуты используются, как правило, для оформления новогодних открыток. Они как-будто дают точку отсчета для начала нового года, новой жизни.
Часы — один из самых распространенных элементов новогодних открыток, как дореволюционных, так и советских. Их полуночный бой в новогоднюю ночь связывался с ожиданием счастья и перемен к лучшему. На советских открытках стали изображаться не просто часы, а часы со Спасской башни Кремля, ставшей символом советской власти. Эта ассоциативная связь начала складываться в 30−40-е годы.
В дате — 1 января — единица означает начало, первоначальное единство и сумму всех возможностей. На советских открытках дата и год чаще всего встречались в 50-х годах. Однако постепенно они стали исчезать из новогодней символики. Возможно, это было связано с увеличением тиражей и возможностью реализации в течение нескольких лет.

Подарки


На дореволюционных открытках подарки были принадлежностью рождественских праздников, причем они отличались большим разнообразием: игрушки, конфеты, цветы, украшения и нечто таинственное, упакованное в бумагу или коробку и перевязанное лентой.
В России в советское время подарки стали дарить на Новый год.

Вино, шампанское


Вино и опьянение символизируют соединение божественного и человеческого, откровение и истину. В большинстве религий вино означает кровь жертвы, а возлияние — форма жертвоприношения. Например, в таинстве причастия вино принимает значение крови Бога, через которую человек приобщается к его духовной силе и постигает истину. Недаром говорят: истина в вине.
Новый год традиционно встречают с шампанским. Создал этот чудесный напиток в середине XVII века монах Пьер Периньон, исполнявший обязанности винодела в аббатстве Отвилье провинции Шампань. К концу XVIII века шампанское приобрело такую популярность, что в России наладили производство собственных шипучих вин. Первое российское шампанское появилось в 1799 году в Судаке, а в 1900 шампанское Л.С.Голицына получило Гран-при в Париже.

Ландшафты и виды природы


При оформлении иностранных новогодних открыток чаще встречаются река, ручей, озеро или водное пространство, мост, лодка, а для российских открыток более типичны дороги и тропинки. Заборы, изгороди и колодцы встречаются на тех и других примерно с одинаковой частотой. Колодец в христианской символике является знаком спасения и очищения, а в народных преданиях исполняет желания и исцеляет.
Помимо сюжетных поздравительных открыток существует еще такие, которые лишены какого-либо сюжета и состоят из одних только символических элементов: еловых веток, свечей, подарков, цифры года и т.д. До 1917 года в России выпускалось около 5% таких открыток. В Советском Союзе в начале 50-х годов 10% новогодних открыток содержало только символические элементы, а к концу 80-х их число возросло до 20%.

Father time


Father time - традиционный символ Нового года. Довольно часто встречается на открытках конца 19 /начала 20 века. По сути - это Сатурн со своей беспощадной косой. Сатурн управляет знаком Козерога. Именно на время этого знака Зодиака приходятся все Рождественские праздники. "Father time" переводится на русский язык как, старый Новый год и представляется в образе дряхлого старика, который сдает бразды правления Новому Новорожденному году

Свинья


Свинья часто изображалась на дореволюционных рождественских и новогодних открытках. Чего только не выделывали там хрюшки - расхаживали в праздничной одежде, нацепив интеллигентское пенсне, летали на воздушных шарах и дирижаблях, распивали шампанское и дарили цветы. Бывало, свинью жарили на вертеле, а иногда она сама могла «нарядиться» поваром и что-то жарить. Случалось, на старых открытках свиньи крутили барабан денежной лотереи, лепили снежных баб и танцевали с милыми дамами...
Подобный пиетет по отношению к свинье - отзвук далекого язычества: как отмечают исследователи, период празднования Рождества и Нового года совпадает по срокам с языческими праздниками, в которых огромную роль играл «животный символизм». И хотя христианская церковь делала все, чтобы искоренить язычество, его проявления все равно сохранялись в некоторых народных традициях и обычаях.
К примеру, славяне накануне зимнего солнцестояния славили рождение брата Коляды Овсеня, а затем и рождение самого Коляды - солнечного бога, которого представляли либо в виде золотого поросенка, либо сидящим на нем верхом. По древним скандинавским преданиям, в Рождество бог солнца Фрей летал по небу на кабане с золотой щетинкой и освещал ночь. Вообще вариации на тему чудесного поросенка еще долго жили в Западной Европе, вплоть до XIX века. В Тюрингии и Чехии под Рождество на небе мечтали увидеть на счастье золотого поросенка, а в Швабии - белого поросенка с золотой цепью.
По словам исследователя Нового года и Рождества Евгения Иванова, «современный рождественский или новогодний поросенок пришел к нам из древних языческих обрядов и символизирует жертву божеству. Между тем если бы христиане буквально следовали Библии, то должны были бы отвергнуть мясо свиней как особенно нечистых животных. Блудный сын пас свиней, то есть занимался самым презренным делом. Нечистоплотность свиньи сделала ее библейским символом легкомыслия и пренебрежения благодатью».
Ну и как следствие - свинья стала символом достатка.

Подкова


Один из наиболее известных талисманов на удачу - подкова. Найти на дороге подкову - не просто к большой удаче, но еще и к деньгам. Примета эта идет из тех времен, когда лошадь была самой большой хозяйской ценностью. Найденную подкову вешают на дверь.
По легенде в одну кузнецу явился дьявол в облике лошади и стал соблазнять кузнеца на черные дела. Но кузнец не поддался и более того, подковал «рогатого», и чтоб черт помнил науку и более в кузню показываться не смел, на дверь повесил подкову. С тех пор стали люди вешать подковы на дверь своих домов, чтобы отпугнуть нечистую силу.
Так же в Европе считают что волшебную силу подкова приобрела благодаря богам, ведь по форме она напоминает месяц.На Востоке, в Европе и Латинской Америке подковы вешают на стену рожками вниз - чтобы счастье лилось на вас. А вот англичане и ирландцы убеждены что надо вешать ее рожками вверх, чтобы счастье не вытекало.
Мексиканская подкова - украшена лентами и монетами, ликами святых висит высоко - трогать ее никому нельзя. А итальянцы -напротив вешают подкову так, чтоб каждый вошедший ее задевал.
В России вешают рожками вниз. Но только не приверженцы учения фэн-шуй. Здесь мнение иное - подкова рожками вверх, чтоб дом был - полная чаша. Носят подковы на себе, прибивают над входной дверью, вешают на стены и даже на мачты морских и речных судов. А еще ее зарывают в землю у порога….
Подкова считается одновременно и предметом, отпугивающим злых духов, и символом удачи. Но она не может одновременно выполнять две функции. поэтому, если использовать, как для защиты от злых духов, то надо вешать рогами вниз, а если для удачи и благополучия в доме, то рогами вверх, чтобы была полная чаша. Это одно из многочисленных толкований свойств подковы.
Что касается вопроса о том, почему вообще подкова считается символом счастья, то есть такая версия. Во-первых, подкова из железа, а в те, очень далекие времена любой кусок железа был очень ценен и найти его считалось удачей. Во-вторых, иногда попадались и серебряные, и золотые подковы, которые теряли лошади знати. Это была особая удача

Клевер - Четырёхлистник


Клевер.Один лепесток для славы, один для богатства, один для любви и один для здоровья!
Четырехлистный клевер — цветок-легенда, символ невероятной удачи. Найти его почти так же трудно, как и цветущий папоротник. Наши предки верили, что клевер несет в себе великую силу любви, счастья, красоты и молодости. Его листочки собирали, сушили и потом всегда носили с собой. И добрый помощник хранил счастье его обладателя....
Клевер-четырехлистник — символ удачи. По древней легенде, человека, нашедший этот редкий экземпляр, с этого момента и навсегда преследует везение и успех. Более того, этот счастливец сам несет удачу всем, кто с ним встречается, сотрудничает или просто находится по соседству. Магические Силы: Защита, деньги, любовь, верность, изгнание нечистой силы, успех.
Магическое Использование: Двулистный клевер: если вы найдете такой клевер, то вскоре обретете любовника.
Трехлистный клевер: его носят как сильный амулет - оберег.
Четырехлистник: он предохраняет от сумасшествия, укрепляет духовные силы, дает возможность определить присутствие духов и приводит того, кто его носит, к золоту, деньгам или сокровищам. Если двое людей съедят вместе четырехлистный клевер, то между ними вспыхнет взаимная любовь.
Семь пшеничных зернышек, положенных на 4-х листник, дают возможность увидеть фей. Если же четырехлистный клевер перед выходом из дома положить в туфлю, то у вас появится возможность встретить новую любовь. Пятилистный клевер: обладает силой привлекать деньги, с этой целью его обычно носят с собой.
Белый клевер: противодействует порче и сглазу, когда его разбрасывают по помещению или носят с собой. Красный клевер: если его добавить в воду ванны, он поможет вам решить свои финансовые проблемы. Также он применяется при составлении любовных зелий, а настой его используют для изгнания злых духов, разбрызгивая в доме.
Вообще клевер обладает способностью отпугивать змей и злых духов, а если вы разочарованы в любви, то заверните клевер в кусочек голубого шелка и носите возле сердца - это поможет вам справиться с ситуацией.
По одному старинному преданию, многие годы в дупле могучего дерева жил старик-кудесник со своим другом - вороном, которого он научил предсказывать будущее. Когда старик умер, ворон летал над лесом и оплакивал своего друга. Где роняла птица на землю слезы - весной вырастал цветок - вороний глаз (воронья ягода, одноягодник, ранник, крест-трава, четырехлистник). А на языке цветов клевер обозначает ожидание. Верить или нет - ваше дело. Но все это - представления наших предков.

Мухомор


Часто в оформлении старинных новогодних открыток можно увидеть изображение гриба мухомора. Даже среди огромного разнообразия тем и сюжетов в открытках былых времён этот мотив выделяется. Нередко мухомор в поздравительных композициях соседствует с другими новогодними символами, приносящими удачу и достаток - подковами, божьими коровками, трилистником, поросятами, трубочистами, а чаще всего с гномами. Такое соседство вполне естественно: и мухоморы, и гномы - лесные жители, а вместе смотрятся сказочно и празднично. Но помимо красочной картинки открытка - прежде всего послание, пожелание, наполненное различными символами и знаками. И если с гномами здесь всё более-менее понятно - во многих культурах они традиционно связаны с зимними праздниками, и в свите помощников Санта Клауса также присутствуют, то что же символизирует мухомор? Точных сведений на этот счёт нет, достоверно известно лишь то, что мухомор - один из символов удачи. А вот версий происхождения такой его символики несколько.
Одна из них - цветовая. Ведь мухомор, как известно, красный, а красный цвет - доминирующий, один из основных цветов спектра, который нельзя получить при помощи смешивания. В живописи нередко играет роль акцента. У него много значений: красный цвет может означать жизнь, любовь, красоту, радость - именно то, что люди желают друг другу в поздравлениях. Белый же цвет, в окраске мухомора также присутствующий, говорит об искренности этих пожеланий, поскольку традиционно символизирует чистоту.
Другая версия - ассоциативная: расцветка мухомора у многих ассоциируется с красно-белым костюмом Санта Клауса. Вполне возможно, что художники заметили и использовали это сходство.
И третья версия связана с целебными свойствами этого гриба, о которых лекари узнали еще с давних времён, применяя его в своей врачебной практике - известно немало примеров, когда знахари и целители использовали для лечения больных мухомор. Очень много рецептов лечения с помощью мухоморов описано в древних лечебниках. Однако современной медициной они слабо изучены.
Также, согласно историческим сведениям, древнегреческие атлеты перед соревнованиями съедали небольшой кусочек мухомора, очевидно, служивший спортсменам своеобразным допингом, который помогал им взбодриться.
В ведической и древнеперсидской культурах известен важный ритуальный напиток сома, считавшийся божественным. Сома часто упоминается в Ригведе, содержащей много гимнов, восхваляющих его бодрящие или опьяняющие качества. Несколько текстов в Атхарваведе превозносят целебные свойства сомы. Рецепт сомы достоверно не известен, но есть гипотезы, согласно которым в его приготовлении использовали сок мухомора, смешивая его с молоком, мёдом и вином.
Особенно много упоминаний об использовании мухомора, как стимулятора или исцеляющего снадобья, можно найти в описаниях быта северных народов. Например, настой из мухоморов употребляли перед боем знаменитые берсерки - воины древних викингов. Исследователи утверждают, что человек, выпивший такое снадобье, становился решительным, не ведал страха и делался нечувствительным к боли.
Шаманы многих народов Севера, также как и кельтские друиды, знали о свойствах настоя из красных мухоморов и с его помощью вводили себя в состояние транса, во время которого они могли обходиться без сна и отдыха несколько суток. В древности северяне наделяли эти грибы священной силой. Они верили в идею Мирового Дерева, представляющего собой мировую ось, чьи корни уходят вглубь Земли, в преисподнюю, вершина упирается в Северный полюс, а ветви раскинулись в небесах. Мухоморы же растут обычно под хвойными или вечнозелеными деревьями и считалось, что их красные шапочки являются фруктами священного дерева, а грибница удобряет землю и символизирует связь с его корнями. Грибы для снадобий собирали в июле-августе, затем сушили на протяжении осени вплоть до зимнего солнцестояния - возможно, отсюда и связь с зимними праздниками.

Незабудка


В большинстве европейских и некоторых не европейских языках незабудки носят одинаковое по смыслу название
В средние века незабудке придавали некоторое религиозное значение. Ее название должно было служить постоянным напоминанием о Боге. Мысль эта особенно часто получала свое символическое выражение на сделанных из дерева вырезках, изображающих небесное око, окруженное венком из незабудок с надписью: «Помни обо мне».
Говорят, что в 1405 году Генрих Ланкастер избрал этот цветок своей эмблемой и, находясь в изгнании, поместил его в цепь ордена Подвязки со словами: «Souvenez-vous de moi» ("не забудьте меня"). Таким образом, как роза является историческим цветком для дома Йорка, как лилия - для Стюартов и Бурбонов, фиалка - для Наполеонов, так и незабудка - геральдический цветок для Ланкастеров.
По другим сведениям, первым, воспользовавшимся в Англии символом значения незабудки, был один из Плантагенетов, который, будучи влюблен в жену герцога Бретонского, обменялся с ней в знак их взаимной любви этим цветком. По иному источнику, впервые введшим в Англии незабудку как эмблему воспоминания, был лорд Скельс, брат Елизаветы Вудвилл, жены Эдуарда IV, которому после победы на турнире над одним бургундским рыцарем присутствовавшие придворные дамы преподнесли золотую цепь, украшенную синими эмалевыми незабудками, на память о неизгладимой для всей Англии отваге, выказанной им в этом состязании.
Сок незабудки имеет, как говорят, оригинальное свойство способствовать затвердеванию стали. Для этого стоит только раскаленное докрасна стальное лезвие или вообще какое-либо стальное орудие окунуть несколько раз в этот сок и держать в нем до тех пор, пока оно не охладеет. Закаленная таким образом сталь до того тверда, что режет железо и точильный камень. Этим способом, как говорят, приготовляли сталь для знаменитых толедских и дамасских клинков.
Незабудка считается во многих местностях Германии волшебным цветком, при помощи которого можно узнать имя суженого или суженой. Для этого нужно только не искать незабудку, а воспользоваться случайно попавшейся на дороге. Такую незабудку кладут на голое тело под мышку и, не говоря ни слова, идут домой. И вот имя первого попавшегося в это-то время на дороге или перекрестке мужчины или женщины и будет представлять собой имя суженого или суженой.