Сценарий представления о царскосельском лицее. Сценарий праздника Лицея день заветный.docx - Сценарий праздника «Лицея день заветный

23.09.2019 Стиль

1. В исполнении ученика звучит отрывок из стихотворения А.С. Пушкина “19 октября” 1825 г.

Друзья мои, прекрасен наш союз!
Он, как душа, неразделим и вечен –
Неколебим, свободен и беспечен,
Срастался он под сенью дружных муз.
Куда бы нас не бросила судьбина
И счастие куда б не повело,
Все те же мы: нам целый мир чужбина;
Отечество нам Царское Село.

2. Слово ведущего .

В начале жизни школу помню я;
Там нас, детей беспечных, было много;
Неровная и резвая семья…

Эти поэтические строчки напишет взрослый, мудрый А.С. Пушкин, вспоминая годы обучения в Царскосельском лицее – школе, ставшей для него домом.

В начале жизни школу помню я…

Сегодня, 19 октября, исполняется 198 лет со дня открытия Царскосельского лицея. Для всех, учившихся вместе с А.С. Пушкиным и в последующие годы, этот день стал одним из главных праздников. А поэт говорил про 19 октября: “Лицея день заветный”.

Так мы назвали сегодняшний праздник, который еще и вдвойне праздник, потому что 19 октября – это день открытия Пушкинской школы. И даже, думаю, что для всех собравшихся здесь, это втройне праздник, ибо сегодня учащиеся нескольких классов с полным основанием смогут именовать себя юными пушкинистами. Ведь сегодня в торжественной и праздничной обстановке состоится ваше посвящение.

Звучат фанфары.
На экране – слайды с видами Царского Села.

3. Слово ведущего

Место для Лицея выбрали в Царском Селе, городе прекрасных садов и парков, недалеко от столицы – Санкт-Петербурга.

Приняли в Лицей мальчиков из дворянских семей, выдержавших экзамен. Их тридцать – всего один класс. Они не одногодки. Самому маленькому – одиннадцать лет, самому старшему – пятнадцать. Их называют “недорослями”. Обидно? Нет! Они действительно еще не доросли до службы государственной или военной и поэтому должны учиться.

А учить их будут лучшие учителя! Образованные и начитанные, они специально готовились к преподаванию в новой школе! Называют их не учителями, а профессорами или помощниками профессоров. Они мечтают, чтобы их ученики стали честными и благородными людьми, принесли пользу и славу своему Отечеству. И начала занятий они ждут с таким же нетерпением, как и мальчики.

…Вот и мы с нетерпением и волнением ждали этой первой большой праздничной встречи с вами, юные пушкинисты. С сегодняшнего дня вы можете называть себя учениками Пушкинской школы. И я думаю, вам очень интересно было бы узнать, а что такое Пушкинская школа и чему учатся дети, воспитывающиеся здесь…

Мы постараемся ответить на ваши вопросы. Итак…

4. Слайдовая презентация

(Рассказ об истории создания Пушкинской школы, ее традициях, праздниках, конкурсах, поездках, об инфраструктуре связей…)

Первая в России Пушкинская школа открылась на славной тульской земле, в городе химиков, где Пушкин, конечно же, никогда не был, – городе, на сотни километров удаленном от пушкинских музеев и от центров пушкиноведения. Открылась в “Лицея день заветный” в 1996 г.

Вы видите фотографию педагогического коллектива Пушкинской школы – “наставников, хранящих юность”. Некоторые из них работают в школе со дня ее основания. Мы не можем не гордиться своим замечательным педагогическим коллективом. Под сень Пушкинской школы собрались лучшие словесники г. Новомосковска и Новомосковского района.

Наши педагоги – это прежде всего люди одухотворённые, полные творческого горения. Способные учить и воспитывать Пушкиным, “не докучая моралью строгой”, не поучая. Способные с помощью “удивительного Александра Сергеевича” зажечь свет в душах своих воспитанников.

Нашей особой гордостью стала библиотека – лучшая пушкинская библиотека в Тульской области. Сегодня она содержит более четырёх тысяч книг пушкинской тематики, богатейшее собрание журнальных и газетных публикаций о жизни и творчестве А.С. Пушкина.

Этот коллаж помогает вспомнить нам разнообразные и удивительные события нашей истории. Многие из них происходили здесь, в пушкинской гостиной. Это, например:

  • конкурсы чтецов,
  • разнообразные гостиные,
  • праздник-конкурс “Натали”,
  • пушкинские чтения.

На этой фотографии вы видите, как проходят семейные чтения. К слову сказать, родители – частые гости в нашей школе. Стало хорошей традицией совместное выступление родителей со своими детьми.

Одной из форм работы Пушкинской школы являются экскурсии. В каких только Пушкинских местах ни побывали наши ученики! Мы счастливы тем, что смогли организовать более шестидесяти поездок воспитанников в пушкинские места (а это, бесспорно, одна из самых эффективных форм привития интереса к изучению Пушкина!)

Мы гордимся тем, что воспитанники наших творческих студий – театральной, музыкальной, студии выразительного чтения – с большим успехом выступали на самых “высоких” сценах:

  • и в знаменитом Парадном зале РФК,
  • и в Центральном Доме учёных;
  • и в Центральном Доме работников искусств,
  • на знаменитой поэтической поляне (главной пушкинской сцене России!),
  • в гостиных, залах, у мемориальных объектов пушкинских музеев в Москве, Московской, Псковской, Калужской областей;
  • выступали в квартире потомков А.С. Пушкина в Москве – в семье Г.А. Галина,
  • на “Народном радио”.

Мы надеемся, что многочисленные традиции, заложенные в прошедшие годы, будут поддержаны вами.

5. Слово ведущего

Сегодня – особенный день. А в такие дни получается все, что ни пожелаешь. Ах, как хочется оказаться в Царском Селе 19 октября 1811 года и увидеть, какими они были – лицеисты пушкинского времени. Давайте прислушаемся, может, мы услышим их голоса!?

6. Слышен стук входной двери. Из коридора доносятся голоса юных лицеистов:

– Как здорово, что сегодня, в день открытия Лицея, выпал снег!
– А-а-а-а! – слышится крик, в зал летят несколько ватных снежков.
– Нет, не удерешь, Кюхля!
– Ребята, догоняем его! За мной! – через гостиную пробегают в библиотеку.

7. Слово ведущего

Так или примерно так заканчивался этот день 19 октября в 1811 году для лицеистов первого пушкинского выпуска. Да, они стали воспитанниками Царскосельского лицея, им предстояло готовиться к службе государственной… Но не будем осуждать их за шалости, ибо сегодня, 19 октября 1811 года, они еще просто дети.

8. Из библиотеки в гостиную выглядывают головы лицеистов. Беседа:

– Сегодня праздник!
– Вы чувствуете: волнуются профессора, волнуется даже директор Василий Федорович Малиновский!
– Друзья, к зданию подъезжают кареты. Родители приехали!
– Смотрите: для гостей уже расставлены стулья.
– Все в сборе?
– Нет! Царя ждут!

На экране – Большой зал Лицея.

Лицеисты появляются в гостиной.
Ведущий объявляет, обращаясь к присутствующим:

– Дамы и господа, Его императорское величество государь Александр Павлович!

Звучат фанфары.
Входит актер, играющий Александра Первого, занимает почетное место.

На экране – Устав Лицея.

9. Слово ведущего

В день открытия Лицея лицеисты впервые увидели Устав – большую красную книгу в нарядном переплете. На обложке буква “А” – вензель императора Александра. В Уставе записаны все обязанности воспитанников и их права. Приведем пример оных:

  • Все воспитанники равны, как дети одного отца или семейства!
  • Запрещается воспитанникам кричать на служителей или бранить их, хотя бы они были их крепостные люди!
  • Телесные наказания запрещены!

(При каждом новом правиле “лицеисты” перешептываются, комментируют их.)

Обратите внимание на одного из педагогов. Как он пристально смотрит на будущих воспитанников. Это профессор Александр Петрович Куницын. Пройдут годы, и Александр Сергеевич Пушкин будет так вспоминать о своем любимом преподавателе и о торжественном моменте:

Вы помните, когда возник Лицей,
Как царь для нас открыл чертог царицын.
И мы пришли. И встретил нас Куницын
Приветствием меж царственных гостей…

Звучат фанфары.

10. Слово ведущего

– Дамы и господа, Александр Петрович Куницын.

11. Выходит Куницын и обращается к лицеистам:

К вам обращаюсь я, юные питомцы, будущие столпы Отечества! Из родительских объятий вы поступаете ныне под кров сего священного храма наук. Пройдет время, и вы будете иметь влияние на благо целого общества… Дороги чести и славы открыты перед вами. Помните всегда, что нет выше звания, чем высокое звание гражданина. Любовь к славе и Отечеству должна быть всегда единственным вашим руководителем!

12. В исполнении учеников звучит отрывок из стихотворения А.С. Пушкина “19 октября” 1825 г.

Благослови, ликующая муза,
Благослови: да здравствует Лицей!
Наставникам, хранившим юность нашу,
Всем честию, и мертвым, и живым,
К устам подъяв признательную чашу,
Не помня зла, за благо воздадим.

13. К молодому поколению учеников Пушкинской школы с напутственной речью обращается отличник народного просвещения, основатель Пушкинской школы, педагог, награжденный государственной наградой – медалью Пушкина, Н.Я. Бородина.

Звучат фанфары.

14. Слово ведущего

День 19 октября для всех лицеистов на всю оставшуюся жизнь стал днем особенным. “Лицея день заветный” – так именовал его А.С. Пушкин, а вслед за ним его друзья. Так называем его и мы, и те, кто будут жить после нас.

Пройдут годы, судьба разбросает по свету тех, кто учился с Пушкиным, но каждый год 19 октября они, связанные узами дружбы, лицейского братства, будут стремится встретится своим узким кругом. Сейчас назовем лишь шестерых из них…

Сцена: звучит имена лицеистов пушкинского выпуска, каждый из них подходит к императору, кланяясь, приветствует его. Одновременно, сопровождая каждое имя, звучит краткая историческая справка о лицеисте.

Иван Иванович Пущин – один из самых близких друзей Пушкина. “Мой первый друг мой друг бесценный” – так называл Пущина Пушкин. Стал судьей Московского надворного суда, декабрист, осужден на вечную каторгу. Автор “Записок о Пушкине” – одного из самых достоверных мемуарных источников о молодом Пушкине.

Антон Антонович Дельвиг – барон, замечательный поэт, один из трех лицеистов, посетивших Пушкина в Михайловской ссылке.

Константин Карлович Данзас – лицейский товарищ, ставший секундантом на последней дуэли Пушкина, дослужился до генерал-майора.

Вильгельм Карлович Кюхельбекер – лицейский друг, которому Пушкин посвятит такие строки: “мой брат родной по музе, по судьбам”. Замечательный поэт, литературный критик, издатель альманаха, декабрист, участник восстания на Сенатской площади, осужден на 20 лет каторги.

Вольховский Владимир Дмитриевич – “суворочка”, лучший ученик пушкинского выпуска, окончил Лицей с большой золотой медалью, избрал военную карьеру, дослужился до генерал-майора, привлекался по делу декабристов.

– Дамы и господа, Александр Сергеевич Пушкин!

Император удаляется.

15. Слайдовая презентация (рассказ – краткая справка о некоторых выпускниках Пушкинской школы).

16. Подарок выпускников Пушкинской школы юным пушкинистам: в их исполнении звучат стихотворения А.С. Пушкина.

17. Выпускники Пушкинской школы, присутствующие на празднике, обращаются с напутственным словом к юным пушкинистам.

18. Торжественная минута посвящения.

Зачитывается поименно имя каждого ученика пушкинского класса, класс строится в центре гостиной, выпускники вручают им значки.

19. Исполняется Гимн пушкинской школы.

20. Все участники праздника приглашаются в Пушкинский сквер к памятнику поэту.

Звучат стихотворения, возлагаются цветы.

Император Александр I – __________________.

Императрица Елизавета Алексеевна – __________________.

Фрейлины двора

Фрейлина 1 – __________________.

Фрейлина 2 – __________________.

Фрейлина 3 – __________________.

Фрейлина 4 – __________________.

Фрейлина 5 – __________________.

Фрейлина 6 – __________________.

Фрейлина 7 – __________________.

Лицеисты

Пушкин – __________________.

Дельвиг – __________________.

Пущин – __________________.

Кюхельбекер – __________________.

Малиновский – __________________.

Корсаков – __________________.

Вольховский – __________________.

Горчаков – __________________.

Данзас – __________________.

Матюшкин – __________________.

Директор Царскосельского Лицея __________________.

Софья Андреевна Малиновская (жена директора)– __________________.

Анечка Малиновская (дочь директора) – __________________.

Екатерина Бакунина (сестра лицеиста) – __________________.

Распорядитель бала – __________________.

Сценарный ход

Зал оформлен баннером и драпировками штор. По бокам стоят диванчики и стулья. Звучит фоновая № 1, в зал входят гости (все, кроме 11 классов и фрейлин). Дамы рассаживаются на диваны, кавалеры встают рядом с ними. Музыка затихает, и в центре зала появляется директор Лицея.

Директор Лицея __________________.
: Друзья мои! Год минул, как раздался глас отечества, в недра свои впервые вас призвавшего. Из родительских объятий вступили вы под кров сего священного храма наук, высочайшей милостью учрежденного. Тогда еще дремал Наполеон, и беззаботными отроками расцветали вы под сенью царскосельских садов. Ныне же кровавая забота обняла Отечество наше. Грозный враг ликует в сердце России и иные, знаю, с досадою проклинают юные свои лета и суровые узы наук, кои удерживают вас вдали от полей бранных. Утешьтесь: Государь и наставники ваши единственной целью имеют воспитать из вас истинных сынов Отечества, способных иметь непосредственное влияние на благо целого общества на поприще воинском и гражданском. Мужество, терпение и любовь к славе и Отечеству должны быть вашими руководителями. Сие говорю я вам по повелению Государя, в знак своего благорасположения вновь почтившего своим присутствием стены Лицея.

Фоновая № 2. Входная дверь открывается, входит РАСПОРЯДИТЕЛЬ БАЛА.

Распорядитель бала:
Приветствуем августейшую фамилию!

Звучит торжественный марш; в зал входят Император и Императрица, за ними следует двор (учащиеся 11 классов и фрейлины).

Распорядитель бала: Дамы и господа, полонез!

Фрейлина 7: Полонез – польский национальный танец в умеренном темпе. В отличие от других польских народных танцев, мелодии которых поются, полонез всегда был инструментальным жанром. Происхождение танца обычно относят к эпохе, когда Генрих Валуа (будущий французский король Генрих III) был избран на польский трон (1573); польские придворные дамы при представлении королю образовывали процессию, которую сопровождала величественная музыка; такая процессия вошла в традицию и стала открывать все государственные церемонии, а само шествие переросло в танец. В результате тесных связей между Польшей и Саксонией (саксонский курфюрст Август стал королем Польши в 1697) полонез вошел в моду в Германии и оттуда распространился по всей Европе.

Звучит мелодия полонеза, исполняется танец. После танца Император и Императрица занимают почетные места, двор рассаживается, и начинается представление лицеистов.

В центр зала выходит директор Лицея.

Директор Лицея __________________.: Ваше императорское величество, мы счастливы лицезреть Вас (поклон ) и Вашу августейшую супругу (поклон ) в стенах основанного вами Царскосельского Лицея и просим вашего дозволения начать бал, сему радостному событию посвященный, представлением воспитанников.

Император милостиво кивает. На протяжении всего представления звучит фоновая № 3.

Директор Лицея __________________.: КНЯЗЬ АЛЕКСАНДР МИХАЙЛОВИЧ ГОРЧАКОВ!

Под закадровый текст входит Горчаков и кланяется императору, после представления встает рядом с директором.

Ты, Горчаков, счастливец с первых дней,

Хвала тебе - фортуны блеск холодный

Не изменил души твоей свободной:

Директор Лицея __________________.: БАРОН АНТОН АНТОНОВИЧ ДЕЛЬВИГ!

Под закадровый текст входит Дельвиг и кланяется императору, после представления встает рядом с директором.

С младенчества дух песен в нас горел,

И дивное волненье мы познали;

С младенчества две музы к нам летали,

И сладок был их лаской наш удел:

Но я любил уже рукоплесканья,

Ты, гордый, пел для муз и для души;

Свой дар, как жизнь, я тратил без вниманья,

Ты гений свой воспитывал в тиши.

Директор Лицея __________________.: ИВАН ВАСИЛЬЕВИЧ МАЛИНОВСКИЙ!

Под закадровый текст входит Малиновский и кланяется императору, после представления встает рядом с директором.

Распорядитель бала: Ваше императорское величество! Позвольте в честь Вашего прибытия от лица наставников и воспитанников Лицея преподнести Вам и вашей августейшей супруге сей скромный дар.

Звучит мелодия венского вальса, Иванушкин Артем и Попова Диана исполняют танец. По окончании танца пара кланяется императору. Император благосклонно кивает. Кавалер отводит даму на место и возвращается к остальным представленным воспитанникам. Звучит фоновая № 3.

Директор Лицея __________________.:

Император:
Дозволяю!

Директор Лицея __________________.: ИВАН ИВАНОВИЧ ПУШИН!

Под закадровый текст входит Пущин и кланяется императору, после представления встает рядом с директором.

:
ВИЛЬГЕЛЬМ КАРЛОВИЧ КЮХЕЛЬБЕКЕР!

Под закадровый текст входит Кюхельбекер и кланяется императору, после представления встает рядом с директором.

ВЛАДИМИР ДМИТРИЕВИЧ ВОЛЬХОВСКИЙ!

Под закадровый текст входит Вольховский и кланяется императору, после представления встает рядом с директором.

Этот список – сущи бредни!

Кто тут первый, кто последний?

Все нули, все нули!

Ай, люли, люли, люли!

Покровительством Минервы,

Пусть Вольховский будет первый!

Мы ж нули, мы нули!

Ай, люли, люли, люли!

По окончании представления все представленные воспитанники садятся по левую сторону от директора и почетных гостей.

Император (выслушав и благосклонно улыбнувшись) : Почтеннейший Василий Федорович! Среди гостей я вижу дам и кавалеров в летах более юных, чем воспитанники ваши. Кто они?


Это, Ваше Величество, братья и сестры лицеистов. В соответствии с высказанным Вашим Величеством пожеланием, один праздничный день в году Лицей открыт для посещений его родственниками воспитанников.

Император: И что, они столь же хороши в науках и искусствах, как и старшие братья их?

Директор Лицея __________________.
(с улыбкой) : Пока они сильнее в искусствах, Ваше Величество.

Выходит РАСПОРЯДИТЕЛЬ БАЛА.

Распорядитель бала: Дамы и господа, менуэт!

Фоновая № 4. Выходит Фрейлина 1, делает реверанс Императору и Малиновскому.

Фрейлина 1:
Милостивые государи и государыни! Менуэт – танец в умеренном темпе. Название его происходит от французского слова menu, означающего «маленький шаг» или от amener – старофранцузского танца. Менуэт был основным придворным танцем с середины 17 по середину 18 века. Изначально это был сельский танец, но затем он превратился в образец французского придворного балета. Жан Батист Люлли первым из великих композиторов использовал менуэт, и считается, что король Людовик XIV первым танцевал менуэт на одном из своих балов. Характерные черты менуэта – церемонные поклоны, торжественные проходы вперед, вбок и назад, изящные шаги и легкое скольжение. Из Франции менуэт распространился по всей Европе и не выходил из моды до начала 19 века.

Звучит мелодия менуэта. Исполняется танец (школа старинного бального танца «Менуэт»).

Распорядитель бала: Дамы и господа, приветствуем кавалерственных дам ордена Святой Екатерины!

Звучит мелодия менуэта Моцарта. Исполняется танец (учителя).

Звучит фоновая № 3.

Директор Лицея __________________.: Ваше императорское величество! Испрашиваю милостивого дозволения продолжить представление воспитанников Лицея, Вами основанного.

Император:
Дозволяю!
Директор Лицея __________________.: КОНСТАНТИН КАРЛОВИЧ ДАНЗАС! Под закадровый текст входит Данзас кланяется императору, после представления встает рядом с директором. Спартанскою душой пленяя нас,
Воспитанный суровою Минервой,
Пускай опять Вольховский сядет первый,
Последним я, иль Брольо, иль Данзас.Директор Лицея __________________.: ФЕДОР ФЕДОРОВИЧ МАТЮШКИН! Под закадровый текст входит Матюшкин кланяется императору, после представления встает рядом с директором.
Сидишь ли ты в кругу своих друзей,
Чужих небес любовник беспокойный?
Иль снова ты проходишь тропик знойный
И вечный лед полунощных морей?
Счастливый путь!.. С лицейского порога
Ты на корабль перешагнул шутя,
И с той поры в морях твоя дорога,
О волн и бурь любимое дитя!

Ты сохранил в блуждающей судьбе
Прекрасных лет первоначальны нравы:
Лицейский шум, лицейские забавы
Средь бурных волн мечталися тебе;
Ты простирал из-за моря нам руку,
Ты нас одних в младой душе носил
И повторял: «На долгую разлуку
Нас тайный рок, быть может, осудил!»

По окончании представления все представленные воспитанники садятся по левую сторону от директора и почетных гостей.

Императрица встает и подходит к императору и Малиновскому

Императрица: Почтеннейший Василий Федорович! Скажите, танцуют ли Ваши воспитанники тот новый модный танец, что пришел к нам из Пруссии и зовется walzen? Сама я не любительница его с позиций нравственных, но фрейлины мои без ума от него. Не порадуют ли их ваши воспитанники?

Директор Лицея __________________.
(с поклоном императрице) : Извольте, Ваше Величество!

Распорядитель бала: Дамы и господа, вальс!

Последовательно исполняются два вальса 8-х классов и 10 Б класса.

Фоновая № 5

Императрица (обращаясь сначала к Малиновскому, затем к императору) : Благодарю Вас, Василий Федорович! (Императору) А все же мне более по душе англезы (улыбнувшись императору). И не только из соображений политических.

Распорядитель бала: Дамы и господа, контрданс «Вальс герцога Кентского»!

Выходит Фрейлина 2, делает реверанс Императору, Императрице и Малиновскому.

Фрейлина 2. Милостивые государи и государыни!Контрданс – старинный английский танец. На его британское происхождение указывает его другое название – англез. Около 1685 он распространился из Англии в Нидерланды и Францию и на долгое время стал одним из самых любимых европейских танцев. В России англез впервые появился при Петре I и назывался "английским танцем". В контрдансе часто используются народные наигрыши и другие популярные мелодии. Пары танцуют одна напротив другой, а не друг за другом, как в круговых танцах.

Звучит мелодия контрданса. Исполняется танец (« INNISFEIL IRISH DANCE »).

Распорядитель бала: Дамы и господа, приглашаем вас присоединиться к контрдансу!

Пары строятся четверками в две линии. Под счет с пояснением все пары танцуют одно проведение. Звучит мелодия контрданса. Танец исполняется повторно всеми парами.

Фоновая № 5Выходит Фрейлина 3, делает реверанс Императору, Императрице и Малиновскому.

Распорядитель бала: Дамы и господа, экосез!

Фрейлина 3: Милостивые государи и государыни!Экосез – старинный шотландский народный танец. Первоначально он танцевался в умеренном темпе и сопровождался волынкой. Позднее он стал веселым бальным парно-групповым танцем быстрого темпа. Экосез близок «англезу», который в конце 17 в. появился во Франции, а затем распространился по всей Европе. Экосез как музыкальная форма был известен во Франции с 1726 г.; первое упоминание экосеза в качестве танца относится к 1800 г., когда его начали танцевать в Германии. Германские танцмейстеры указывали на шотландское происхождение экосеза и утверждали, что в континентальной Европе он появился через англичан, т.е., вероятно, именно благодаря англезам. Экосез был особенно популярен в первой трети 19 в. в Германии, Англии и России; в других странах Европы и в Америке его танцевали мало или не танцевали вообще.

Звучит мелодия экосеза. Исполняется танец (« INNISFEIL IRISH DANCE »).

Распорядитель бала: Дамы и господа, приглашаем вас присоединиться к экосезу! Вся колонна следует в выборе фигур за первой парой, поэтому просьба внимательно следить за ее движением!

Пары строятся в колонну. Звучит мелодия экосеза. Танец исполняется повторно всеми парами.

Император:
Василий Федорович, мы слышали от государыни, что супруга Ваша премило поет на домашних концертах. Не окажет ли она нам такой чести сегодняшним вечером?

(подводя к императору супругу.) :
Об этом следует спросить Софью Андреевну, Ваше Величество.

Софья Андреевна Малиновская: Я счастлива, что скромный мой дар удостоился внимания Вашего Величества. (
Делает реверанс императору. Император отвечает поклоном.)

Малиновская проходит к микрофону в центре зала. Звучит мелодия песни «Мы –эхо», исполняется песня.

Фоновая № 6

Императрица Елизавета Алексеевна (с волнением, беря императора за руки) :
Друг мой, не передать, как тронула струны сердца моего эта песня! (Малиновской, оставляя императора и беря ее под руку) Софья Андреевна, вы знаете, что я тоже не чужда музыке. Не поделитесь ли со мною нотами?

Софья Андреевна Малиновская (с реверансом) :
Я счастлива оказаться полезной Вашему Величеству. (берет императрицу под руку, обе удаляются, разговаривая)

Фоновая № 7.

Император
(Малиновскому) : Что наши лицеисты, Василий Фёдорович?

Директор Лицея __________________.
(с поклоном) : Остались пииты наши, ваше величество! НИКОЛАЙ АЛЕКСАНДРОВИЧ КОРСАКОВ!
Под закадровый текст входит Корсаков, кланяется императору, после представления встает рядом с директором.
Приближься, милый наш певец,
Любимый Аполлоном!
Воспой властителя сердец
Гитары тихим звоном.
Как сладостно в стесненну грудь
Томленье звуков льется!..

Директор Лицея __________________.:
Александр Сергеевич Пушкин!

Пушкин выходит к микрофону в центре зала.

Пушкин:

Вы помните: когда возник лицей,
Как царь для нас открыл чертог царицын,
И мы пришли. И встретил нас Куницын
Приветствием меж царственных гостей.

<…>
Вы помните: текла за ратью рать,
Со старшими мы братьями прощались
И в сень наук с досадой возвращались,
Завидуя тому, кто умирать
Шел мимо нас… и племена сразились,
Русь обняла кичливого врага,
И заревом московским озарились
Его полкам готовые снега…

Император (Пушкину, с заметным волннением): Кем Вы доводитесь Василию Львовичу?

Пушкин (с поклоном) : Племянником, ваше величество.

Император (гостям) : Дарование одно другого замечательнее рождает прославленное в отечественных летописях семейство Пушкиных! (Пушкину ) Не растратьте Вашего таланта, юноша. Отечественная литература наша в нем нуждается. Я буду следить за успехами Вашими. (Пушкин кланяется императору.)

Оба представленных лицеиста отходят и садятся по левую сторону от директора и почетных гостей.

Император
(гостям, заметно повышая голос). Милостивые государи и государыни! Сей час должно объявить вам радостную новость, которую получил я от графа Ростопчина. Враг наш со своими полками оставил столицу! Однако после поражение на поле Бородинском это уже не прежняя Великая армия, и светлейший князь Михаил Илларионович Голенищев-Кутузов-Смоленский надеется на скорый разгром неприятеля и изгнание его из пределов Отечества!

Директор Лицея __________________.: Ужели не вспомним мы с благодарностию доблестных героев, защищающих родину нашу на полях войны Отечественной?

Звучит вступление к романсу «Генералам 1812 года». На экране показывается видеоролик, исполняется романс.

Фрейлина 4 (подходя к императору, с реверансом) : Дозвольте обратиться, Ваше Величество.

Император: Извольте, княжна.

Император склоняется к фрейлине, которая шепотом что-то говорит ему на ухо.

Император (с улыбкой): Милое дитя! (Малиновскому) Василий Федорович! Среди гостей я вижу довольно лейб-гусарских мундиров. А коли так, не должно ли распорядиться насчет мазурки?

Распорядитель бала: Дамы и господа, мазурка!

Фрейлина 4: Милостивые государи и государыни! Мазурка – польский по происхождению народный танец. Название его связано с местностью Мазовией, где он впервые появляется на сельских балах. В 18 веке, во время правления короля Августа III, мазурка становится танцем городским и придворным. Она состоит из похожего на полонез вступительного раздела, исполняемого несколькими парами, и череды танцев с разными фигурами. Особенно типичны удары каблуком о каблук и резкое движение ступней ног (т.н. ключ) в конце каждой фигуры. Мазурка отличается сочетанием эмоциональности, удали и задушевности, что делает этот танец особенно привлекательным для военных и, разумеется, для их дам.

Звучит мелодия мазурки. Исполняется танец (9 классы).

Император:
Дамы требуют повторить, Василий Федорович!

Директор Лицея __________________. (с поклоном) : Извольте, Ваше императорское величество!

Распорядитель бала: Дамы и господа, прошу вас присоединиться к мазурке! Подобно экосезу, этот танец требует особого внимания к действиям ведущей пары!

Пары встают в круг. Звучит мелодия мазурки, исполняется танец.

Император (гостям) : Танцмейстеры говорят, что мазурка воспитывает удаль, менуэт создает царственную осанку, а полька способствует выносливости. (Малиновскому)
Так ли это, Василий Федорович?

Директор Лицея __________________.
(с поклоном и улыбкой) : Судя по юным нашим гостям, это совершенно справедливо, Ваше величество. Однако не помешает еще рас в сем удостовериться.

Распорядитель бала: Дамы и господа, полька!

Фрейлина 5: Милостивые государи и государыни! Полька – танец чешского происхождения, исполняемый в быстром темпе. Название его происходит от чешского слова půlka - половина, что указывает на размер танца. Для ритма польки особенно характерна отрывистость. Из Чехии танец в первой трети 19 века быстро распространился по всей Европе. Польку танцуют парами по кругу, весело и непринужденно.

Звучит мелодии польки, исполняется танец (школа старинного бального танца «Менуэт».

Распорядитель бала:
Дамы и господа, прошу вас присоединиться к польке!

Пары встают в круг. Звучит мелодия польки, исполняется танец.

Директор Лицея __________________. (с поклоном) : Ваше императорское величество, я понимаю, что все французское ныне не в моде, но какой бал может обойтись без кадрили?!

Император:
Почтеннейший Василий Федорович, мне знаком иной способ танцевания кадрили, как исполняют ее в Североамериканских Штатах. Меня ему научил капитан экспедиции графа Резанова. Ежели вы распорядитесь насчет музыки, мы с удовольствием покажем ее вам.

Распорядитель бала: Дамы и господа, американская кадриль!

Фрейлина 6: Милостивые государи и государыни! Кадриль возникла во Франции в конце 18 в. и была весьма популярна до конца 19 в. Название ее связано с тем, что танец всегда исполняется двумя или четырьмя парами, расположенными по четырехугольнику (quadrille), друг против друга. Кадриль развилась из сельского танца и сначала содержала пять фигур со следующими французскими названиями: «Штаны» (название популярной французской песенки), «Лето», «Курица» (наверное, самая ранняя мелодия, в которой имитируется куриное кудахтанье), «Пастораль» и «Финал»: к нему танцмейстер Трениц добавил шестую фигуру, которая стала носить его имя. Американская кадриль, в отличие от французской, характеризуется меньшим количеством фигур, но гораздо большей подвижностью и быстрым, все ускоряющимся к концу темпом.

Звучит мелодия кадрили, исполняется танец (10 А класс).

Распорядитель бала:
Дамы и господа, прошу вас присоединиться к кадрили! Напоминаю, что постоянное ускорение темпа потребует всего вашего внимания! Следите также за чередованием четных и нечетных пар, подобно тому, как вы делали это в контрдансе!

Пары встают в линии. Звучит мелодия кадрили, исполняется танец.

Фоновая № 8. К императору подходит гусар и вручает запечатанный конверт. Подходит императрица, лицо ее выражает волнение. Император вскрывает письмо, читает его и, вернув гусару, шепотом говорит ему что-то, затем встает и обращается ко всем гостям.

Император:
Милостивые государи и государыни, почтеннейший Василий Федорович! В милом вашем дружеском кругу я отдыхал сердцем и, признаться, забыл, что живем мы во время военное. С сожалением должен оставить вас, ибо неотложные дела призывают меня в столицу.

Распорядитель бала: Августейшая фамилия покидает бальную залу!

Император подает руку императрице, за ними в колонну выстраивается двор (11 классы и фрейлины). Под звуки марша они проходят по залу полный круг и выходят. Остальные гости в это время встают и делают реверанс (дамы) либо кланяются (кавалеры). Распорядитель выходит вместе с двором и закрывает двери зала. Когда двор покинул зал, все садятся.

Директор Лицея __________________. (гостям): Милый наш дружеский круг, как изволил выразиться государь, поредел, но дружества оттого, думаю я, не утратил. (Обращаясь к дочери)
Анечка, не споешь ли нам напоследок? Ту самую, что сочинил барон Дельвиг?

Анечка Малиновская: Извольте, папá.

(Екатерина Бакунина подает Анечке гитару. Исполняется песня на стихи барона Дельвига)

Промчатся годы, как мечтанье,
В объятьях сладкой тишины,
Уже отечества призванье
Гремит нам: шествуйте, сыны!

Тебе, наш царь, благодаренье!
Ты сам нас юных съединил
И в сем святом уединенье
На службу музам посвятил!
Прими ж теперь не тех веселых
Беспечной радости друзей,
Но в сердце чистых, в правде смелых,
Достойных благости твоей.

Благословите положивших
В любви отечеству обет!
И с детской нежностью любивших
Вас, други наших резвых лет!
Мы не забудем наставлений,
Плод ваших опытов и дум,
И мысль об них, как некий гений,
Неопытный поддержит ум.

Фоновая № 8.

Распорядитель бала ( входя в зал): Августейшая фамилия изволит покидать Императорский Царскосельский Лицей! Пожалуйте к разъезду!

Все гости строятся за распорядителем и выходят из зала. Фоновая № 8 звучит в это время громко, слышны звуки фейерверка и приветственные крики за окнами. Бал закончен.

Сценарий праздничного мероприятия

Для создания праздничной атмосферы необходимо особое оформление школы. Ее большой вестибюль превращается в «улицу XIX века». Стены декорированы под улицы Петербурга с их мостиками, деревьями, скамейками. Вдоль школьных лестниц развешаны «порт­реты той эпохи» кисти со­временных школьных художников. Иногда это копии с известных пор­третов Тропинина и Кипренского, чаще - самостоятельные портре­ты. (Иногда под порт­ретом можно прочитать юмористи­ческое пояснение: «Работа неизве­стного художника XX века».)

Заседание Клуба Веселых и Находчивых:

На заседании соревнуются команды школьников и учителей.

1. Чья команда дольше сможет цитировать строчки из стихов Пушкина?

2. Чья команда назовет наибольшее чис­ло имен тех, кто учился в Царскосельском лицее?

3. Написать письмо на заданную тему, где встречаются десять слов, предложенных зрите­лями из зала.

4. Каждой коман­де необходимо выбрать «художника». Они на глазах зрителей постараются на­рисовать портрет Пушкина, руко­водствуясь эпитетами, также пред­ложенными ребятами из зала.

5. Необходимо изобразить из­вестную «сцену у фонтана» мими­кой, без слов.

После КВНа – ярмарка развлечений, на которой проводятся конкурсы, игры, гадания и, естественно, танцы.

Идеи конкурсов:

☺ лучшая прическа и платье в сти­ле XIX века;

☺ лучший комплимент;

☺ самый высокий каблук (в конкур­се могут участвовать особы как женского, так и мужеского по­ла. Парни, не сломайте ноги!);

☺ самый эстетичный поцелуй со столбом;

☺ самый милый реверанс.

К наглядным материалам стоит прибавить такие, которые бы дава­ли школьникам полезные знания об истории Лицея, об отдельных выпускниках, знакомили бы с об­разцами поэзии соучеников Пуш­кина. Можно приготовить стенды с характеристиками лицеистов, дан­ными им современниками, это имело бы важное воспитательное значение, позволило бы сегодняш­ним детям задуматься и о своих ха­рактерах. Не лишними оказались бы шуточные стихи, эпиграммы, остроты лицеистов, посвященные друг другу, и, конечно, все те мысли, которые высказывались ими по поводу своего учебного заведения.

Предлагаем вам образцы такого материала.

Характеристики лицеистов, данные им современниками:

Поэт-декабрист К. Ф. Рылеев об Иване Пущине: «Кто любит Пу­щина, тот уж сам непременно ред­кий человек».

Директор Лицея И. Малинов­ский об Антоне Дельвиге: «В его играх и шутках проявляется опре­деленное ироническое остроумие, которое после нескольких сатири­ческих стихотворений сделало его любимцем товарищей».

А. С. Пушкин об Антоне Дельви­ге: «Смерть Дельвига нагоняет на меня тоску. Помимо прекрасного таланта, то была отлично устроен­ная голова и душа незаурядного закала. Он был лучшим из нас».

Профессор географии, всеобщей и российской истории Иван Кайданов о Федоре Матюшкине: «Дарова­ний очень хороших и весьма приле­жен. Уроки всегда слушает с великим вниманием и по всему приметно ока­зывает очень хорошие успехи».

Директор Лицея Е. А. Энгельгардт о Михаиле Яковлеве: «Та­лантлив во всем, особенно же в риторике, мимике и музыке. Ему очень нравится подражать другим как во внешности, так и в научных занятиях. Здесь он заходит так да­леко, что не может скрыть своего стремления к подражанию даже от тех, кому он подражает или кого передразнивает... У него есть склонность к сатире, но несравненно меньшая, чем у Пушкина».

Стихи А. С. Пушкина и его одноклассников, посвященные лицею:

Шесть лет промчалось, как мечтанье,

В объятьях сладкой тишины.

И уж Отечества призванье

Гремит нам: шествуйте, сыны!

Простимся, братья! Руку в руку!

Обнимемся в последний раз!

Судьба на вечную разлуку,

Быть может, здесь сроднила нас!

Не мило мне на новоселье:

Здесь все увяло, там цвело;

Одно и есть мое веселье -

Увидеть Царское Село.

А. А. Дельвиг (1798 – 1831)

Помнишь ли, мой брат по чаше,

Как в отрадной тишине

Мы топили горе наше

В чистом, пенистом вине?

Как, укрывшись молчаливо

В нашем темном уголке,

С Вакхом нежились лениво,

Школьной стражи вдалеке?

Помнишь ли друзей шептанье

Вкруг бокалов пуншевых,

Рюмок грозное молчанье -

Пламя трубок грошевых?

Закипев, о, сколь прекрасно

Токи дымные текли!..

Вдруг педанта глас ужасный

Нам послышался вдали...

И бутылки вмиг разбиты,

И бокалы все в окно -

Всюду по полу разлиты

Пунш и светлое вино.

А. С. Пушкин. Воспоминание (К Пущину). 1815.

Взглянув когда-нибудь на тайный сей листок,

Исписанный когда-то мною,

На время улети в лицейский уголок

Всесильной, сладостной мечтою.

Ты вспомни быстрые минуты первых дней,

Неволю мирную, шесть лет соединенья,

Печали, радости, мечты души твоей,

Размолвки дружества и сладость примиренья, -

Что было и не будет вновь...

И с тихими тоски слезами

Ты вспомни первую любовь.

Мой друг, она прошла... но с первыми друзьями

Не резвою мечтой союз твой заключен;

Пред грозным временем, пред грозными судьбами,

О, милый, вечен он!

А. С. Пушкин. В альбом Пущину. 1817

В последний раз, в сени уединенья,

Моим стихам внимает наш пенат.

Лицейской жизни милый брат,

Делю с тобой последние мгновенья,

Прошли лета соединенья;

Разорван он, наш верный круг.

Прости! Хранимый небом,

Не разлучайся, милый друг,

С свободою и Фебом!

Узнай любовь, неведомую мне,

Любовь надежд, восторгов, упоенья:

И дни твои полетом сновиденья

Да пролетят в счастливой тишине!

Прости! Где б ни был я: в огне ль смертельной битвы,

При мирных ли брегах родимого ручья,

Святому братству верен я.

И пусть (услышит ли судьба мои молитвы?),

Пусть будут счастливы все, все твои друзья!

А. С. Пушкин. Разлука. 1817

Чем чаще празднует Лицей

Свою святую годовщину,

Тем робче старый круг друзей

В семью стесняется едину,

Тем реже он; тем праздник наш

В своем веселии мрачнее;

Тем глуше звон заздравных чаш

И наши песни тем грустнее.

И мнится, очередь за мной,

Зовет меня мой Дельвиг милый,

Товарищ юности живой,

Товарищ юности унылой,

Товарищ песен молодых,

Пиров и чистых помышлений,

Туда, в толпу теней родных

Навек от нас утекший гений.

А. С. Пушкин. « Чем чаще празднует Лицей... » , 1831

Была пора: наш праздник молодой

Сиял, шумел и розами венчался,

И с песнями бокалов звон мешался,

И тесною сидели мы толпой.

Тогда, душой беспечные невежды,

Мы жили все и легче, и смелей,

Мы пили все за здравие надежды

И юности, и всех ее затей.

Теперь не то: разгульный праздник наш

С приходом лет, как мы, перебесился,

Он присмирел, утих, остепенился,

Стал глуше звон его заздравных чаш;

Меж нами речь не так игриво льется,

Просторнее, грустнее мы сидим,

И реже смех средь песен раздается,

И чаще мы вздыхаем и молчим.

А. С. Пушкин. « Была пора: наш праздник молодой... » , 1836

«Ах, братец, если бы ты был столь же умен, насколько глуп, - мудрее тебя, братец, не найти на целом свете».

Не тужи, любезный Пущин,

Будешь в гвардию ты пущен...

Мы ж нули, мы нули,

Ай люли, люли, люли.

«Императрица-мать Мария Феодоровна решила узнать, хоро­шо ли кормят. Подошла к Корни­лову, оперлась сзади на его плечи, чтобы он не приподнимался, и спросила его: «Карош суп?» Кор­нилов, испугавшись или смутив­шись, отвечал почему-то по-фран­цузски: «Да, мосье». Императрица улыбнулась и пошла дальше, не делая больше любезных вопросов, а наш Корнилов тут же попал на зубок; долго преследовала его кличка Мосье".

За ужином объелся я,

А Яков запер дверь оплошно -

Так было мне, мои друзья,

И кюхельбекерно, и тошно.

А. С. Пушкин. Эпиграмма

Я молодой повеса,

Еще на школьной скамье;

Не глуп, говорю не стесняясь,

И без жеманного кривлянья.

Никогда не было болтуна,

Ни доктора Сорбонны -

Надоедливее и крикливее,

Чем собственная моя особа.

Мой рост с ростом самых долговязых

Не может равняться;

У меня свежий цвет лица, русые волосы

И кудрявая голова.

Я люблю свет и его шум,

Уединение я ненавижу;

Мне претят ссоры

и препирательства,

А отчасти и учение.

Спектакли, балы мне очень нравятся,

И если быть откровенным,

Я сказал бы, что я еще люблю...

Если бы не был в Лицее.

А. С. Пушкин. Мой портрет. 1814. (Оригинал - по-французски)

Любовью, дружеством и ленью

Укрытый от забот и бед,

Живи под их надежной сенью;

В уединении ты счастлив: ты поэт.

А. С. Пушкин. Дельвигу. 1817

Дай руку, Дельвиг! что ты спишь?

Проснись, ленивец сонный!

Ты не под кафедрой сидишь,

Латынью усыпленный.

(О Дельвиге)

Остряк любезный, по рукам!

Полней бокал досуга!

И вылей сотню эпиграмм

На недруга и друга.

(Об Илличевском)

А ты, который с детских лет

Одним весельем дышишь,

Забавный, право, ты поэт,

Хоть плохо басни пишешь...

(О Яковлеве)

А. С. Пушкин. Пирующие студенты. 1814

Не помешают также кроссвор­ды, литературные викторины, ре­бусы, связанные с жизнью Лицея и творчеством А. С. Пушкина.

Использованная литература:

1. Читаем, учимся, играем: журнал-сборник сценариев для библиотек. – 2002, №6.

Литературно-музыкальное мероприятие, посвященное А. С. Пушкину

Оформление : экран, цветы, журнальные столики, подсвечники, эпидиаскоп, магнитофон.

Ход мероприятия

На экран проецируется портрет А.С. Пушкина работы О. Кипренского и эпиграфы:

Тебя, как первую любовь,

России сердце не забудет.

Ф. Тютчев

Мы любим Пушкина за то, что Пушкин он.

М. Рыльский

Чтец.

Живем мы, дюжинные люди,

А гения давно уж нет,

И рвется тяжкий вздох из груди

При мысли о тебе, поэт!

Как скромный пир наш был бы громок,

Когда б тебя в своем дому

Сегодня встретил твой потомок,

И руку б ты пожал ему!

О, как бы шли ему седины!

Как был бы ясен и глубок

Под ними взор его орлиный

И строгих дум полет высок!

Как в нашу странную эпоху,

Где вместе с жаждою добра

Мы видим мыслей суматоху,

Недостает его пера!

Я. Грот. Памяти Пушкина

Звучит симфония Моцарта № 41 до мажор «Юпитер».

Чтец.

Недостает пера поэта,

И пусть прошло две сотни лет,

Душа его сегодня с нами,

Сегодня с нами наш поэт.

Чтец. Григорьев писал: «...А. Пушкин - наше все: Пушкин - представитель всего нашего душевного, особенного, такого, что остается нашим душевным, особенным после всех столкновений с чужим, с другими мирами».

Именно поэтому сегодня, в его день рождения, мы приглашаем нашего современника отправиться в пушкинское время, взглянуть на него глазами его близких, друзей, собратьев по перу, перелистать некоторые страницы его биографии.

На экран проецируется портрет Пушкина-ребенка работы неизвестного художника.

Чтец. 26 мая 1799 года в семье отставного майора Сергея Львовича Пушкина родился сын Александр. Мальчик рос неизбалованным материнской лаской, недостаток которой восполнялся сердечной привязанностью и искренней любовью няньки - простой Русской женщины крестьянки Арины Родионовны Яковлевой.

На экран проецируется картина Ю. Иванова «Пушкин и Арина Родионовна».

Чтец . Став взрослым, Александр посвятит ей свои стихи. Помните? (Читает отрывок из стихотворения «Няне».)

Подруга дней моих суровых,

Голубка дряхлая моя!

Одна в глуши лесов сосновых,

Давно, давно ты ждешь меня.

Чтец . Благодаря няне Пушкин с детства узнал красоту, силу и точность родной речи.

Чтец . Домашнее образование будущего поэта было бессистемным, и все же он вынес из него безупречное знание французского языка, страсть к чтению и любовь к «преданьям старины глубокой». Весной 1811 года отец Пушкина подал прошение о приеме Александра в Царскосельский лицей - новое учебное заведение, которое приравнивалось в правах к университетам.

На экран проецируется фото лицея. Продолжает звучать симфония Моцарта «Юпитер». На сцену выходят чтецы, располагаются за столиками.

Чтец 1. 19 октября также день рождения Пушкина, и по- своему не менее значительный, чем настоящий день его рождения. Это день духовного рождения Пушкина.

Чтец 3.

Товарищи! Сегодня праздник наш.

Заветный срок! Сегодня там, далече,

На пир любви, на сладостное вече

Стеклися вы при звоне мирном чаш.

Вы собрались, мгновенно молодея,

Усталый дух в минувшем обновить,

Поговорить на языке лицея

И с жизнью вновь свободно пошалить.

1825 г.

Звучит симфония «Юпитер». На сцену выходят исполнители ролей Пушкина, Кюхельбекера, Пущина, Дельвига и других лицеистов. Возглавляет группу Куницын.

Пушкин.

Друзья мои, прекрасен наш союз!

Он как душа неразделим и вечен -

Неколебим, свободен и беспечен

Срастался он под сенью дружных муз.

Куда бы нас ни бросила судьбина

И счастие куда б ни повело,

Все те же мы: нам целый мир чужбина;

Отечество нам Царское Село. ...

Исполнится завет моих мечтаний;

Промчится год, и я явлюся к вам!

О сколько слез и сколько восклицаний,

И сколько чаш, подъятых к небесам!

И первую полней, друзья, полней!

Я всю до дна в честь нашего союза!

Благослови, ликующая муза,

Благослови: да здравствует лицей!

Наставникам, хранившим юность нашу,

Всем честию, и мертвым, и живым,

К устам подъяв признательную чашу,

Не помня зла, за благо воздадим...

На экран проецируется портрет Куницына.

Пушкин (читает отрывок из стихотворения «Была пора: наш праздник молодой»).

Вы помните: когда возник лицей,

Как царь для нас открыл чертог царицын,

И мы пришли. И встретил нас Куницын,

Приветствием меж царственных гостей...

Пущин. Смело, бодро выступил профессор политических наук А.Г. Куницын... По мере того как раздавался его чистый, звучный и внятный голос, все оживлялись, и к концу его речи слушатели были уже не опрокинуты к спинкам кресел, а в наклоненном положении к говорившему.

Куницын . Раздался глас Отечества, в недра свои вас призывающего. Из родительских объятий вы поступаете под кров сего священного храма наук... Здесь сообщены вам будут сведения, нужные для гражданина, необходимые для государственного человека, полезные для воина... Любовь к славе и Отечеству должны быть вашими руководителями.

Пушкин.

Куницыну дань сердца и вина!

Он создал нас, он воспитал наш пламень,

Поставлен им краеугольный камень,

Им чистая лампада возжена...

Чтец . Первый директор лицея, Василий Федорович Малиновский, замечательный человек, умный, мечтающий о реформах, добился, чтобы карцера не заводили (он появится позже), телесных наказаний не было. Василий Федорович хочет занять, просветить, развить своих воспитанников, вырастить их нужными для России, для общей пользы.

Илличевский (из письма). С начальниками обходимся без страха, шутим с ними, смеемся.

Перекличка лицеистов:

Не пропускаются дни рожденья.

Шутки, веселье.

За ужином объелся я,

А Яков запер дверь оплошно -

Так было мне, мои друзья,

И Кюхельбекерно, и тошно!..

Проводятся соревнования по иностранным языкам: кто случайно заговорит по-русски, того штрафуют.

Пущин . Образовалась товарищеская семья, в этой семье свои кружки: в этих кружках начали обозначаться, больше или меньше, личности каждого: близко мы узнали друг друга, никогда не разлучаясь: тут образовались связи на всю жизнь...

Пушкин.

В начале жизни школу помню я:

Там нас, детей беспечных, было много:

Неровная и резвая семья...

На экран проецируется картина Иванова «Лицеисты: Вильгельм Кюхельбекер, Антон Дельвиг, Иван Пущин, Александр Пушкин».

Лицеисты . Скоро все лицеисты объявили себя скотобратцами и, как водится, наделили друг друга прозвищами:

Вильгельм Кюхельбекер - Виля, Кюхля.

Антон Дельвиг - Тося.

Михаил Яковлев - Буффон, Паяц 200 номеров (изображал в лицах чуть ли не 200 человек).

Иван Пущин - Большой Жанно, он же Ванечка, он же Иван Великий.

Александр Пушкин - Француз (французский знал тогда не хуже русского).

На экран проецируется фото комнаты Пушкина в лицее.

Друзья мои, прекрасен наш союз!

Он, как душа, неразделим и вечен –

Неколебим, свободен и беспечен,

Срастался он под сенью дружных муз.

Куда бы нас не бросила судьбина

И счастие куда б не повело,

Все те же мы: нам целый мир чужбина;

Отечество нам Царское Село.

2. Ведущий 1:

В начале жизни школу помню я;

Там нас, детей беспечных, было много;

Неровная и резвая семья…

Эти поэтические строчки напишет взрослый, мудрый А.С. Пушкин, вспоминая годы обучения в Царскосельском лицее – школе, ставшей для него домом.

Ведущий 2:

В начале жизни школу помню я…

Сегодня, 19 октября, исполняется 201 год со дня открытия Царскосельского лицея. Для всех, учившихся вместе с А.С. Пушкиным и в последующие годы, этот день стал одним из главных праздников. А поэт говорил про 19 октября: “Лицея день заветный”.

Ведущий 1:

А мы 19 октября называем Днём гимназии. А значит, он и наш праздник, так как все мы юные гимназисты!

Звучат фанфары.

На экране – слайды с видами Царского Села

3. Ведущий 2:

Место для Лицея выбрали в Царском Селе, городе прекрасных садов и парков, недалеко от столицы – Санкт-Петербурга.

Ведущий 1:

Приняли в Лицей мальчиков из дворянских семей, выдержавших экзамен. Их тридцать – всего один класс. Они не одногодки. Самому маленькому – одиннадцать лет, самому старшему – пятнадцать. Их называют “недорослями”. Обидно? Нет! Они действительно еще не доросли до службы государственной или военной и поэтому должны учиться.

Ведущий 2:

А учить их будут лучшие учителя! Образованные и начитанные, они специально готовились к преподаванию в новой школе! Называют их не учителями, а профессорами или помощниками профессоров. Они мечтают, чтобы их ученики стали честными и благородными людьми, принесли пользу и славу своему Отечеству. И начала занятий они ждут с таким же нетерпением, как и мальчики.

Ведущий 1:

Сегодня – особенный день. А в такие дни получается все, что ни пожелаешь.

Ведущий 2:

Ах, как хочется оказаться в Царском Селе 19 октября 1811 года и увидеть, какими они были – лицеисты пушкинского времени.

Ведущий 1:

Давайте прислушаемся, может, мы услышим их голоса!?

Слышен стук входной двери. Из коридора доносятся голоса юных лицеистов:

– Как здорово, что сегодня, в день открытия Лицея, выпал снег!

– А-а-а-а! – слышится крик, в зал летят несколько ватных снежков.

– Нет, не удерешь, Кюхля!

– Ребята, догоняем его! За мной! – через гостиную пробегают в библиотеку.

4. Ведущий 2:

Так или примерно так заканчивался этот день 19 октября в 1811 году для лицеистов первого пушкинского выпуска. Да, они стали воспитанниками Царскосельского лицея, им предстояло готовиться к службе государственной… Но не будем осуждать их за шалости, ибо сегодня, 19 октября 1811 года, они еще просто дети.

Из библиотеки в гостиную выглядывают головы лицеистов. Беседа:

– Сегодня праздник!

– Вы чувствуете: волнуются профессора, волнуется даже директор Василий Федорович Малиновский!

– Друзья, к зданию подъезжают кареты. Родители приехали!

– Смотрите: для гостей уже расставлены стулья.

– Все в сборе?

– Нет! Царя ждут!

На экране – Большой зал Лицея.

Лицеисты появляются в гостиной.

Директор лицея Василий Федорович Малиновский

– Дамы и господа, Его императорское величество государь Александр Павлович!

Звучат фанфары.

Входит актер, играющий Александра Первого, занимает почетное место.

На экране – Устав Лицея.

Ведущий 1:

В день открытия Лицея лицеисты впервые увидели Устав – большую красную книгу в нарядном переплете. На обложке буква “А” – вензель императора Александра. В Уставе записаны все обязанности воспитанников и их права.

Император: «В залог же особенного НАШЕГО к сему Училищу благоволения, даруем ему титул ИМПЕРАТОРСКОГО ЛИЦЕЯ.

Лицей в правах и преимуществах своих совершенно равняется с Российскими Университетами.

Учреждение Лицея имеет целью образование юношества, особенно предназначенного к важным частям службы Государственной.

Воспитанники принимаются в Лицей не иначе, как по предварительному испытанию их в знаниях.

От воспитанников, вступающих в Лицей, требуется, чтобы они имели несомненные удостоверения об отличной их нравственности и были бы совершенно здоровы. Воспитанники при их приёме должны иметь от роду от 10-ти до 12-ти лет и при том представлять свидетельства о своём дворянстве».

Все воспитанники равны, как дети одного отца или семейства!

Запрещается воспитанникам кричать на служителей или бранить их, хоть люди они крепостные!

Телесные наказания запрещены!

Лицей будет иметь особенный мундир, НАМИ определённый».

(При каждом новом правиле “лицеисты” перешептываются, комментируют их.)

Ведущий 1: Обратите внимание на одного из педагогов. Как он пристально смотрит на будущих воспитанников. Это профессор Александр Петрович Куницын. Пройдут годы, и Александр Сергеевич Пушкин будет так вспоминать о своем любимом преподавателе и о торжественном моменте:

Вы помните, когда возник Лицей,

Как царь для нас открыл чертог царицын.

И мы пришли. И встретил нас Куницын

Приветствием меж царственных гостей.

Куницыну дань сердца и вина!

Он создал нас, он воспитал наш пламень,

Поставлен им краеугольный пламень,

Им чистая лампада возжена…

Звучат фанфары.

Директор Малиновский:

– Дамы и господа, Александр Петрович Куницын.

Выходит Куницын и обращается к лицеистам:

К вам обращаюсь я, юные питомцы, будущие столпы Отечества! Из родительских объятий вы поступаете ныне под кров сего священного храма наук. Пройдет время, и вы будете иметь влияние на благо целого общества… Дороги чести и славы открыты перед вами. Помните всегда, что нет выше звания, чем высокое звание гражданина. Любовь к славе и Отечеству должна быть всегда единственным вашим руководителем!

… Благослови, ликующая муза,

Благослови: да здравствует Лицей!

Наставникам, хранившим юность нашу,

Всем честию, и мертвым, и живым,

К устам подъяв признательную чашу,

Не помня зла, за благо воздадим.

Звучат фанфары.

Ведущий 2:

День 19 октября для всех лицеистов на всю оставшуюся жизнь стал днем особенным. “Лицея день заветный” – так именовал его А.С. Пушкин, а вслед за ним его друзья. Так называем его и мы, и те, кто будут жить после нас.

Ведущий 1:

Пройдут годы, судьба разбросает по свету тех, кто учился с Пушкиным, но каждый год 19 октября они, связанные узами дружбы, лицейского братства, будут стремится встретится своим узким кругом. Сейчас назовем лишь шестерых из них…

Сцена: звучит имена лицеистов пушкинского выпуска, каждый из них подходит к императору, кланяясь, приветствует его. Одновременно, сопровождая каждое имя, звучит краткая историческая справка о лицеисте.

Малиновский объявляет:

(выходят ученики в роли прославившихся лицеистов и рассказывают интересные факты из их жизни).

Иван Иванович Пущин – один из самых близких друзей Пушкина. “Мой первый друг мой друг бесценный” – так называл Пущина Пушкин. Стал судьей Московского надворного суда, декабрист, осужден на вечную каторгу. Автор “Записок о Пушкине” – одного из самых достоверных мемуарных источников о молодом Пушкине.

Антон Антонович Дельвиг – барон, замечательный поэт, один из трех лицеистов, посетивших Пушкина в Михайловской ссылке.

Константин Карлович Данзас – лицейский товарищ, ставший секундантом на последней дуэли Пушкина, дослужился до генерал-майора.

Вильгельм Карлович Кюхельбекер – лицейский друг, которому Пушкин посвятит такие строки: “мой брат родной по музе, по судьбам”. Замечательный поэт, литературный критик, издатель альманаха, декабрист, участник восстания на Сенатской площади, осужден на 20 лет каторги.

Вольховский Владимир Дмитриевич – “суворочка”, лучший ученик пушкинского выпуска, окончил Лицей с большой золотой медалью, избрал военную карьеру, дослужился до генерал-майора, привлекался по делу декабристов.

Александр Сергеевич Пушкин.

Император удаляется.

Ведущий 2:

Прощаясь с первым лицейским выпуском 2-ой директор Царскосельского лицея Егор Антонович Энгельгардт подвёл итоги шестилетнего обучения так:

«Идите, друзья, на новом вашем поприще!.. Храните правду, жертвуйте всем за нее; не смерть страшна, а страшно бесчестие; не богатство, не чины, не ленты честят человека, а доброе имя, храните его, храните чистую совесть, вот честь ваша. Идите, друзья, поминайте нас…»

Ведущий 1:

И они будут помнить Лицей, ставший им вторым домом, своих верных друзей и уважаемых наставников. Об этом прощальная песнь воспитанников Царскосельского лицея, написанная 18-летним Антоном Дельвигом:

Друг на друге остановите

Вы взор с прощальною слезой!

Храните, о друзья, храните

Ту ж дружбу с тою же душой

То ж к славе сильное стремленье,

То ж правде — да,

неправде — нет.

В несчастье — гордое терпенье.

И в счастье —

всем равно привет!

Шесть лет промчалось,

как мечтанье,

В объятьях сладкой тишины,

И уж отечества призванье

Гремит нам: шествуйте, сыны!

Прощайтесь, братья,

руку в руку!

Обнимемся в последний раз!

Судьба на вечную разлуку,

Быть может,

здесь сроднила нас!