Изучение истории форменного обмундирования показывает, что ее развитие непосредственным образом связано с жизнью общества, происходящими в нем различными социальными процессами и требованиями времени.
Эту закономерность подтверждает и эволюция форменного костюма железнодорожников России. В эпоху резкого деления общества на классы вносятся детали, закрепляющие иерархическую лестницу. Во время второй мировой войны, тыл становится трудовым фронтом и железнодорожники надевают погоны. К 1955 г. страна восстанавливает разрушенное хозяйство, идет мирный путь развития экономики и форменный костюм ищет пути совершенствования. Демократические преобразования 60-х годов, появление новых материалов позволяют и форменному обмундированию при сохранении знаков различия приблизиться к бытовому костюму.
Жизнь не стоит на месте, внося коррективы во все сферы деятельности человека. Нет сомнения, что поиск новых моделей костюмов будет продолжен.
История форменного обмундирования железнодорожников неразрывно связана с началом подготовки специалистов-инженеров по строительству и эксплуатации путей сообщения, и в первую очередь с созданием Института Корпуса инженеров путей сообщения в 1809 г.
Так как институт был полувоенным учебным заведением, то форма выпускников и кадетов соответствовала военной форме того времени. Для отличия чинов служили серебряные эполеты с золотыми звездочками. Первым воспитанникам института было разрешено носить офицерский мундир, но без эполет.
В 1817 г. была введена зеленая выпушка для мундиров.
В 1830 г. вместо гладких пуговиц вводятся пуговицы с изображением крестообразно положенных топора и якоря, а генералам - пуговицы с государственным гербом (двуглавый орел). 3нак из топора и якоря сохранился вплоть до 1932 г., то есть до введения современного технического знака из ключа и молотка.
Инженеры путей сообщения продолжали носить военные мундиры до 1867 г., когда стали выпускаться из института в званиях гражданских инженеров и с чином коллежского или губернского секретаря.
О форменных костюмах служащих первых железных дорог известно немного. Проектировщик и строитель дороги Царскосельской железной дороги Ф. Гертснер выписал форму для кондукторов вагонов из-за границы.
Накануне открытия регулярного движения поездов Петербурго-Московской линии было утверждено "Положение о составе Управления С.-Петербурго - Московской ж.д.", где было указано, что весь обслуживающий персонал разделяется на четыре роты . Первую составляли машинисты, их помощники и кочегары. Вторую - обер-кондукторы и кондукторы. Им всем полагался мундир военного образца, головным убором служила каска . Кондукторам и обер-кондукторам полагался фашинный нож на черной портупее.
Начиная с 1855 г. происходят большие изменения, в покрое форменного обмундирования всех служащих ведомства путей сообщения. Чтобы поднять престиж государственной службы среди нижних чинов, вводится право отличать выслугу лет серебреными галунами : так, за пять лет службы мастерам и машинистам Николаевской железной дороги полагались галуны на обшлага рукавов, за десять лет к ним прибавлялись галуны на фуражку и воротник.
Крестьянская реформа 1861 г. обозначила новый период хозяйственного развития России - промышленного капитализма. Одной из главных причин препятствующих быстрому развитию промышленности, было отсутствие железных дорог. Так как казна России, обескровленной Крымской войной, опустела, правительство было вынуждено привлечь к строительству железных дорог частный капитал. 3а период 1861-1873 гг. было основано 53 акционерных железнодорожных общества и каждое общество вводило свою форму для служащих .
В 1871 г. появилась эмблема Главного общества российских железных дорог : два распростертых крыла с колесом. Позднее эмблема несколько видоизменялась, но смысл остался прежний - скорость, точность, комфортабельность.
Первая единая форма одежды для всех железных дорог России (кроме Финляндии) вводится в 1878 г.
Служащие Министерства путей сообщения в дореволюционной России подразделялись на 4 разряда:
К разряду служащих относился обслуживающий персонал станций и депо. Отличия форменного костюма для них заключалось главным образом в цвете выпушек по роду служб (красный, зеленый, синий и желтый).
24 августа 1904 г. утверждаются последние изменения в форменном обмундировании гражданских чинов Министерства путей сообщения в дореволюционной России. Согласно им чиновники и инженеры имели 7 установочных форм обмундирования :
В первые годы советской власти железнодорожники донашивали старые форменные костюмы, но без эмблем. Первая советская железнодорожная форма была введена в 1926 г.
1932 г. - особенностями форменного костюма являлись темно-синий цвет ткани и знаки различия красной эмали , размещенные на петлицах: у высшего командного состава - звездочки, у среднего - шестигранники, у младшего и рядовых - углы.
1943 г. - введены персональные звания и новые знаки различия, располагавшиеся на погонах . У высшего, старшего и среднего командных составов погоны были военного образца из серебряного галуна на светло-зеленом подбое. Погоны младшего и рядового составов, изготовлялись из приборного сукна черного цвета, имели комбинированную форму: от воротника нашивался прямоугольный погон, оканчивающийся, у рукава, поперечным шестиугольником.
Принадлежность к той или иной отрасли железнодорожного хозяйства определялась по расположенной ниже пуговицы эмблеме из оксидированного металла. Так, строители носили эмблему в виде моста, вагонники - в виде вагона, локомотивщики - паровоза, движенцы получили в качестве эмблемы - светофор, связисты - скрещенные молнии, знак административной службы представлял собой изображение серпа и молота, наложенных на французский ключ и молот.
1955 г. - форма была заменена формой гражданского образца . 3наки различия перенесли на петлицы.
1963 г. - на форме появляется эмблема железных дорог СССР - колесо и крылья . Технический знак (молоток и ключ) сохранился.
1973 г. - издан приказ МПС №2114 "Об изменении знаков различия для личного состава железнодорожного транспорта". Согласно приказу полагались нарукавные знаки в виде пятиугольника с золотистыми галунами . 3наками различия для младшего и рядового состава служили пятиугольники шириной 65 мм и высотой от основания до вершины 85-108 мм. Поле пятиугольников - из ткани черного цвета. Нашивались они на левом рукаве пальто, пиджака, жакета и куртки, вершиной вниз, в окантовке зеленого цвета, помещен желтый технический знак в венке, над венком - эмблема железнодорожного транспорта. В нижнем разрыве венка надпись "МПС" или "Метро".
1979 г. - приказ МПС № 32Ц "Об изменении знаков различия на форменной одежде работников железнодорожного транспорта". Форменная одежда образца 1979 г. в основном повторяла предыдущую . Сохранялся установленный черный цвет зимней и светло-серый цвет для летней одежды. Этим приказом утверждался табель должностей работников транспорта на получение форменной одежды, непосредственно связанных с движением поездов, обслуживанием пассажиров и перевозкой грузов устанавливался также порядок выдачи и предоставления скидки со стоимости форменной одежды. В качестве знаков различия для начальствующего состава устанавливались нашивки из галуна золотистого цвета и петлицы. Младшему и рядовому составу полагался пятиугольник шириной 65 мм и высотой от основания до вершины 90-100 мм. Старшему, среднему, младшему и рядовому составам на воротнике пиджака полагались петлицы размером 60x30 мм.
1985 г. - комплект одежды включал двубортное пальто и костюм , состоящий из пиджака (двубортного у высшего и старшего начальствующего составов, и однобортного у остальных) с открытыми лацканами, двумя боковыми прорезами и одним нагрудным карманом, и брюк цвета пиджака. Цвет зимней формы - темно-синий, летней - светло-серый. Головным убором служила фуражка с тульей из ткани костюма и черным околышем. Женщинам полагался шерстяной берет по цвету костюма. 3имой фуражку заменяла шапка-ушанка, выполнявшаяся из серого каракуля - для высшего состава, из черного каракуля - для старшего и среднего составов, из цигейки или искусственного меха черного цвета - для остальных категорий работников. Верх шапки был из черного сукна. 3наки различия заимствованы из приказа 1979 г. Весь прибор: пуговицы, кокарда, эмблема, галуны, шитье - желтого цвета.
1 января 1995 г. - в соответствии с приказом министра путей сообщения №14Ц от 22 декабря 1994 г. "О форменной одежде" в целях повышения дисциплины и ответственности работников железнодорожного транспорта была введена новая форменная одежда и знаки различия . 3наками различия служат наплечные знаки (полупогоны) с поперечным размещением звезд. Эмблема железнодорожного транспорта представляет собой эллипсообразное колесо с крыльями. Эмблема для лиц высшего и старшего начальствующего состава вышивается золотистыми нитями. Для среднего, младшего начальствующего и рядового составов - изготовляется из металла золотистого цвета. Кокарда для головных уборов представляет собой эллипс шириной 22 мм и высотой 30 мм с полем темно-зеленого цвета в золотистом обрамлении с крыльями и двумя лавровыми листьями у основания эллипса. На поле расположен технический знак золотистого цвета. Кокарда для женского головного убора (пилотки) представляет собой эллипс шириной 27 мм и высотой 34 мм в золотом обрамлении, технический знак нового образца для форменной одежды - окружность с полем темно-зеленого цвета, на котором перекрещиваются разводной ключ и молоток. Справа и слева окружности располагается усеченная рессора.
16 апреля 2003 года ОАО "РЖД" официально объявило о начале общероссийского открытого конкурса "Новая форменная одежда". В нем могли принять участие все желающие художники-модельеры. Предварительно был проведен опрос среди железнодорожников, большинство которых высказались за смену действующей форменной одежды - неудобной и некрасивой (существующая сегодня форменная одежда была введена в 1995 году, продолжила прежнюю философию военизированности и монопольного положения железнодорожного транспорта).
1 июня 2006 года состоялся первый показ образцов новой форменной одежды, знаков различия и аксессуаров. Модели представили ФПК "Экспоцентр" (Москва), Дом моды И. Дадиани (Чувашия), Салон Елены Бадмаевой (Санкт-Петербург), Студия Дениса Симачева (Москва) и Дом моды Виктории Андреяновой (Москва). Жюри отдало свои голоса коллекции дизайнера Виктории Андреяновой. Она продемонстрировала наиболее интересное решение: ее модели выглядели оригинально и модно, и вместе с тем в них прослеживалась связь с историческими традициями.
В 2006-2007 годах шли рабочие показы коллекций, продолжались доработки моделей. В 2007 году эскизы были официально одобрены руководством ОАО "РЖД". Начался предпромышленный этап работы - конструирование образцов и подготовка технических условий.
21 мая 2008 года в Сочи в рамках III Международного железнодорожного бизнес-форума "Стратегическое партнерство 1520" состоялся показ первой серии одежды, предназначенной для машинистов, проводников и кассиров.
В 2009 году проводились эксплуатационные испытания форменной одежды на Октябрьской железной дороге. По результатам пробной носки новая форменная одежда была одобрена, высказанные замечания и предложения учтены при запуске коллекции в массовое производство.
С 2010 года началось поэтапное внедрение новой форменной одежды во всех структурных подразделениях ОАО "РЖД".
МИНИСТЕРСТВО ТРАНСПОРТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
О знаках различия и порядке их ношения с форменной одеждой работниками организаций железнодорожного транспорта общего пользования, непосредственно участвующими в организации движения поездов и обслуживании пассажиров
Документ не нуждается в госрегистрации
Министерства юстиции Российской Федерации. -
Письмо Минюста России от 30.12.2009 N 01/18166-ДК.
______________________________________________________________
В соответствии с пунктом 1 статьи 29 Федерального закона от 10 января 2003 года N 17-ФЗ "О железнодорожном транспорте в Российской Федерации" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2003, N 2, ст.169, N 28, ст.2884; 2007, N 46, ст.5554; 2008, N 30 (ч.1), ст.3597, N 30 (ч.2), ст.3616, N 52 (ч.1), ст.6249; 2009, N 1, ст.21)
приказываю:
Утвердить:
знаки различия
работников организаций железнодорожного транспорта общего пользования, непосредственно участвующих в организации движения поездов и обслуживании пассажиров, согласно приложению N 1 к настоящему приказу;
порядок ношения знаков различия с форменной одеждой работниками организаций железнодорожного транспорта общего пользования, непосредственно участвующими в организации движения поездов и обслуживании пассажиров, согласно приложению N 2 к настоящему приказу.
Министр
И.Е.Левитин
Наименование должности | Знак различия | Описание знака различия |
|||
Аппарат управления организации |
|||||
Президент | Галун особого гражданского плетения серебристого цвета шириной 30 мм, окантованный кантом установленного для организации цвета с обеих сторон галуна. Над галуном располагается звезда особого рисунка серебристого цвета с внутренней звездой установленного для организации цвета диаметром 35 мм, помещенная в венок из двух веток серебристого цвета особого рисунка. Звезда в венке располагается на расстоянии 10 мм от верхнего края галуна до нижнего края венка |
||||
Первый вице-президент | Галун серебристого цвета особого гражданского плетения шириной 30 мм, окантованный кантом установленного для организации цвета с обеих сторон галуна. Над галуном на расстоянии 10 мм располагается шитье в виде двух веток серебристого цвета специального рисунка. Длина шитья -150 мм, высота -15-20 мм. Над шитьем располагаются три звезды серебристого цвета особого рисунка с внутренней звездой установленного для организации цвета диаметром 25 мм. Расстояние от верхнего края галуна до шитья составляет 10 мм. Расстояние от верхнего края шитья до нижнего края звезды 10 мм. Расстояние между звездами по горизонтали 35 мм |
||||
Старший вице-президент | Галун серебристого цвета особого гражданского плетения шириной 30 мм, окантованный кантом установленного для организации цвета с обеих сторон галуна. Над галуном на расстоянии 10 мм располагается шитье в виде двух веток серебристого цвета специального рисунка. Длина шитья -150 мм, высота -15-20 мм. Над шитьем располагаются две звезды серебристого цвета особого рисунка с внутренней звездой установленного для организации цвета диаметром 25 мм. Расстояние от верхнего края галуна до шитья составляет 10 мм. Расстояние от верхнего края шитья до нижнего края звезды 10 мм. Расстояние между звездами по горизонтали 35 мм |
||||
Вице-президент; главный бухгалтер | Галун серебристого цвета особого гражданского плетения шириной 30 мм, окантованный кантом установленного для организации цвета с обеих сторон галуна. Над галуном на расстоянии 10 мм располагается шитье в виде двух веток серебристого цвета специального рисунка. Длина шитья -150 мм, высота -15-20 мм. Над шитьем располагаются одна звезда серебристого цвета особого рисунка с внутренней звездой установленного для организации цвета диаметром 25 мм. Расстояние от верхнего края галуна до шитья составляет 10 мм. Расстояние от верхнего края шитья до нижнего края звезды 10 мм |
||||
Начальник подразделения аппарата управления | |||||
Начальник отдела подразделения аппарата управления; | |||||
Аппарат управления структурных подразделений и филиалов организации (кроме железных дорог) |
|||||
Генеральный директор центральной дирекции | Галун серебристого цвета особого гражданского плетения шириной 30 мм, окантованный кантом установленного для организации цвета с обеих сторон галуна. Над галуном на расстоянии 10 мм располагаются три звезды особого рисунка серебристого цвета с внутренней звездой установленного для организации цвета диаметром 25 мм. Расстояние от верхнего края шитья до нижнего края звезды 10 мм |
||||
Начальник центральной дирекции (дирекции); генеральный директор центра | |||||
Диспетчеры всех наименований | Знаки различия состоят из двух галунов серебристого цвета шириной 15 мм, окантованных кантом установленного для компании цвета по верхнему и нижнему краю и в середине между галунами. Над галунами на расстоянии 10 мм располагаются четыре звезды особого рисунка серебристого цвета с внутренней звездой установленного для компании цвета диаметром 25 мм. Расстояние от верхнего края шитья до нижнего края звезды 10 мм |
||||
Аппарат управления железной дороги (организации) |
|||||
Начальник железной дороги; | Галун серебристого цвета особого гражданского плетения шириной 30 мм, окантованный кантом установленного для организации цвета с обеих сторон галуна. Над галуном на расстоянии 10 мм располагаются три звезды особого рисунка серебристого цвета с внутренней звездой установленного для организации цвета диаметром 25 мм. Расстояние от верхнего края шитья до нижнего края звезды 10 мм |
||||
Галун серебристого цвета особого гражданского плетения шириной 30 мм, окантованный кантом установленного для организации цвета с обеих сторон галуна. Над галуном на расстоянии 10 мм располагаются две звезды особого рисунка серебристого цвета с внутренней звездой установленного для организации цвета диаметром 25 мм. Расстояние от верхнего края шитья до нижнего края звезды 10 мм |
|||||
Начальник службы | Галун серебристого цвета особого гражданского плетения шириной 30 мм, окантованный кантом установленного для организации цвета с обеих сторон галуна. Над галуном на расстоянии 10 мм располагается одна звезда особого рисунка серебристого цвета с внутренней звездой установленного для организации цвета диаметром 25 мм. Расстояние от верхнего края шитья до нижнего края звезды 10 мм |
||||
Начальник самостоятельного отдела | Знаки различия |
||||
Диспетчеры всех наименований | Знаки различия |
||||
Подразделения органа управления, структурные подразделения железной дороги |
|||||
Начальник отделения железной дороги | Галун серебристого цвета особого гражданского плетения шириной 30 мм, окантованный кантом установленного для организации цвета с обеих сторон галуна. Над галуном на расстоянии 10 мм располагается одна звезда особого рисунка серебристого цвета с внутренней звездой установленного для организации цвета диаметром 25 мм. Расстояние от верхнего края шитья до нижнего края звезды 10 мм |
||||
Главный ревизор по безопасности движения поездов | Знаки различия состоят из двух галунов серебристого цвета шириной 15 мм, окантованных кантом установленного для организации цвета по верхнему и нижнему краю и в середине между галунами. Над галунами на расстоянии 10 мм располагаются три звезды особого рисунка серебристого цвета с внутренней звездой установленного для организации цвета диаметром 25 мм. Расстояние от верхнего края шитья до нижнего края звезды 10 мм |
||||
Начальник отдела; | Знаки различия состоят из двух галунов серебристого цвета шириной 15 мм, окантованных кантом установленного для организации цвета по верхнему и нижнему краю и в середине между галунами. Над галунами на расстоянии 10 мм располагаются две звезды особого рисунка серебристого цвета с внутренней звездой установленного для организации цвета диаметром 25 мм. Расстояние от верхнего края шитья до нижнего края звезды 10 мм |
||||
Начальник резерва проводников пассажирских вагонов; | Знаки различия |
||||
Ревизор службы; | Знаки различия состоят из одного галуна серебристого цвета шириной 15 мм, окантованного кантом установленного для организации цвета по верхнему и нижнему краю. Над галунами на расстоянии 10 мм располагаются четыре звезды особого рисунка серебристого цвета с внутренней звездой установленного для организации цвета диаметром 25 мм. Расстояние от верхнего края шитья до нижнего края звезды 10 мм |
||||
Начальник билетных касс в Московском и Санкт-Петербургском железнодорожных агентствах по обслуживанию пассажиров | Знаки различия состоят из одного галуна серебристого цвета шириной 15 мм, окантованного кантом установленного для организации цвета по верхнему и нижнему краю. Над галунами на расстоянии 10 мм располагаются три звезды особого рисунка серебристого цвета с внутренней звездой установленного для организации цвета диаметром 25 мм. Расстояние от верхнего края шитья до нижнего края звезды 10 мм |
||||
Начальник пункта технического осмотра локомотивов и вагонов; | Знаки различия |
||||
Заведующий: билетными кассами, группой учета и отчетности по продаже пассажирских билетов; | Знаки различия состоят из одного галуна серебристого цвета шириной 15 мм, окантованного кантом установленного для организации цвета па верхнему и нижнему краю. Над галунами на расстоянии 10 мм располагается одна звезда особого рисунка серебристого цвета с внутренней звездой установленного для организации цвета диаметром 25 мм. Расстояние от верхнего края шитья до нижнего края звезды 10 мм |
||||
Дежурный по железнодорожной станции 4 и 5 класса; | Знаки различия состоят из одного галуна серебристого цвета шириной 15 мм, окантованного кантом установленного для организации цвета по верхнему и нижнему краю |
||||
Оператор поста централизации; | Знаков различия не имеет | ||||
Технические школы и учебные центры |
|||||
Начальник технической школы, учебного центра | Знаки различия состоят из двух галунов серебристого цвета шириной 15 мм, окантованных кантом установленного для организации цвета по верхнему и нижнему краю и в середине между галунами. Над галунами на расстоянии 10 мм располагается одна звезда особого рисунка серебристого цвета с внутренней звездой установленного для организации цвета диаметром 25 мм. Расстояние от верхнего края шитья до нижнего края звезды 10 мм |
||||
Преподаватель (старший преподаватель) технической школы, учебного центра | Знаки различия состоят из одного галуна серебристого цвета шириной 15 мм, окантованного кантом установленного для организации цвета по верхнему и нижнему краю. Над галунами на расстоянии 10 мм располагаются две звезды особого рисунка серебристого цвета с внутренней звездой установленного для организации цвета диаметром 25 мм. Расстояние от верхнего края шитья до нижнего края звезды 10 мм |
||||
Мастер производственного обучения технической школы, учебного центра | Знаки различия состоят из одного галуна серебристого цвета шириной 15 мм, окантованного кантом установленного для организации цвета по верхнему и нижнему краю. Над галунами на расстоянии 10 мм располагается одна звезда особого рисунка серебристого цвета с внутренней звездой установленного для организации цвета диаметром 25 мм. Расстояние от верхнего края шитья до нижнего края звезды 10 мм |
Примечание
: заместителю руководителя (начальника), главному инженеру знаки различия
устанавливаются на один ранг ниже знаков различия соответствующего руководителя.
1. Знаки различия определяются в зависимости от должностного положения работников. Знаки различия подразделяются на нарукавные (на костюме и верхней одежде) и нагрудные (на рубашке и блузке).
2. Нарукавные знаки различия
представляют собой галуны, нашиваемые на оба рукава от шва до шва и размещаемые над ними звездами и шитьем.
Знаки различия
нашиваются на рукав на расстоянии 8-10 см от нижнего края рукава до нижнего края галуна.
3. Для ношения на рубашках (блузках) устанавливаются нагрудные знаки
, аналогичные нарукавным, но уменьшенного размера, помещаемые на клапан из ткани цвета одежды. Размеры клапана - ширина 65-70 мм, высота в зависимости от помещаемых на нем знаков различия.
Нагрудные знаки
размещаются на левой стороне груди над нагрудным карманом.
4. На левом рукаве костюмов и верхней одежды высшего, старшего, среднего, младшего начальствующего и рядового состава помещается знак принадлежности к организации (эмблема) в виде овального (или другой формы) контурного щита установленного для организации цвета на ткани цвета предметов форменной одежды.
В контурном щите помещается изображение официально утвержденной эмблемы организации. Под эмблемой может быть помещено наименование структурного подразделения компании.
5. Размеры нарукавного знака - ширина 75 мм, высота -50 мм.
Нарукавный знак нашивается на расстоянии 8-10 см от верхнего края рукава.
6. На воротнике пиджака костюма высшего состава располагается шитье в виде веток серебристого цвета особого рисунка.
7. На околыше фуражек высшего состава помещается шитье серебристого цвета особого рисунка. Над шитьем помещается кокарда
в виде розетки серебристого цвета с помещенной в середине официально утвержденной эмблемы компании, или технического знака (окрыленного колеса) на фоне установленного для организации цвета. Диаметр кокарды
-30 мм.
На околыше фуражек и других головных уборах старшего, среднего, младшего начальствующего и рядового состава размещается только кокарда
.
На козырьках фуражек высшего состава располагается бортик серебристого цвета, расположенный на расстоянии 3-5 мм от краев козырька. Кроме бортика на козырьке фуражки
имеется шитье серебристого цвета, состоящее из двух веток особого рисунка, размещенных навстречу друг к другу. На козырьках фуражек старшего состава располагается один бортик, на козырьках фуражек среднего, младшего начальствующего и рядового состава никакого шитья не имеется.
8. Пуговицы для всех категорий работников серебристого цвета с бортиком и изображением официально утвержденной эмблемы организации.
Железнодорожный транспорт Украины находится под юрисдикцией Министерства инфраструктуры . Как и служащие других стратегических государственных структур, украинские железнодорожники получили специальную символику. Умея "читать" , не составит труда определить ранг, а с ним и зону ответственности сотрудника железной дороги.
Перечень и дизайн эмблематики железнодорожников утвержден Постановлением Кабинета Министров Украины от 11 декабря 1996 года под № 1508 «Про знаки розрізнення і формений одяг працівників залізничного транспорту».
Согласно актуальной версии документа, в перечень различительных элементов входят:
Представляет собой изображение колеса, расположенного под некоторым углом к наблюдателю. Его вертикальный размер составляет 18 мм, а горизонтальный — 8 мм. К осям колеса примыкают стилизованные крылья с размахом 60 мм. Эмблема выполняется в золотистом цвете вышивкой для высшего начальствующего состава и в виде металлического значка для остальных служащих.
Знак товаров — это стилизованные буквы УЗ, размещенные в дуге, составляющей порядка ¾ окружности и переходящей в боковые выступы. Изображение дается в золоте на требуемом фоне.
Техзнак образован скрещенными молотом и разводным ключом.
Для различных должностей предусмотрены индивидуальный внешний вид и способ изготовления эмблем на фуражки, наплечных обозначений и петлиц.
Воротник главных чинов украшают вышитые лавровые ветки.
Наплечные знаки окантованы по контуру и крепятся пуговицей 15 мм с гербом.
Для Генерального директора — вышиваются золотом две веточки лавра, над которыми помещен Малый Герб Украины размером 4х2,4 см.
У Первого заместителя лавровые ветви замыкаются в круг, внутри которого находится пятиконечная звезда диаметром 25 мм. В верхней зоне размещен товарный символ.
На погонах Заместителя — ветви образуют полукруг.
Кокарда представляет собой вышивку шириной 100...165 мм и высотой до 50 мм.
Кокарда предусмотрена из золотистого металла шириной до 3 см и высотой до 4 см. Центр композиции — герб на темно-зеленом фоне.
Основное отличие кроется в наплечных нашивках. Категория занимаемой должности отображается количеством звезд 21 миллиметр. Над ними помещен вышитый техзнак службы.
Кокарда — металлическая или металлизированная желтая. Ее оформление одинаково и для остальных сотрудников УЗ.
На погонах вдоль боковых сторон с отступом в 8 мм нашиты два галуна по 3 мм. Категория обозначается соответствующим числом звездочек 15 мм. Техзнак — из металла.
Работники Российских железных дорог в обязательном порядке используют форменную одежду. Одними из неотъемлемых атрибутов такой одежды являются погоны РЖД.
Некоторые удивляются, зачем сотрудникам подобные элементы, ведь они не являются представителями армии или других силовых структур. Но на самом деле РЖД - важный стратегический объект, который тщательно охраняется. Поэтому и используется с соответствующими отличительными знаками.
В 19 веке, с момента появления железнодорожного сообщения в России, сотрудники впервые стали использовать отличительные знаки. Вначале это были эполеты, со временем трансформировавшиеся в погоны. Эполеты носили:
Один из неотъемлемых атрибутов погон - пуговица. Более сотни лет на ней было изображение крестообразного якоря и топора. И только в 1932 году появилась эмблема из скрещённых молота и ключа.
В годы Великой Отечественной войны наплечные знаки вновь вернулись на униформу сотрудника железной дороги. Форменная одежда также менялась. Только в 1995 году в РФ появились новые погоны, и современная униформа РЖД тоже подразумевает их использование. Отличительные элементы нового образца утверждены в 2010 году.
Весь состав сотрудников РЖД имеет на униформе соответствующие своему званию элементы. Они могут быть повседневными и парадными. С парадной формой носятся белые погоны, с повседневной - голубые. Аналогичные знаки отличия наносятся и на верхнюю одежду (кители и куртки). В зависимости от звания варьируется количество звёзд и лычек.
Вне зависимости от типа отличительных знаков они изготовлены их синтетических материалов особой прочности. Такие материалы не пачкаются, не теряют своего первоначального цвета под воздействием ультрафиолетовых лучей, осадков.
Если вы хотите купить погоны РЖД современного образца на форменную одежду, то вас заинтересуют предложения нашего интернет-магазина. Военторг «Атака» предлагает большой выбор подобной продукции, предназначенной для разных чинов сотрудников РЖД.
На сайте сайт представлен огромный ассортимент товаров по самым доступным ценам. Жители Москвы могут забрать продукцию в одном из наших магазинов, расположенных по всей столице. Покупатели из других регионов получат заказанные товары в течение нескольких дней.