Признаки входящие в шкалу апгар. Оценки - с рождения

Шкала Апгар это балльная оценка состояния ребенка после рождения, предназначенная для определения его основных жизненных функций и потребности в реанимации. Оценка по шкале Апгар наряду с весом и ростом сообщается родителям после рождения ребенка.

Оценка новорожденного по Апгар была разработана и предложена в 1952 году в США, автор - анестезиолог, профессор Виржиния Апгар. Шкала Апгар была предложена для быстрой оценки новорожденных, баллы по шкале Апгар означают наличие нескольких жизненно важных признаков и оценку их выраженности.

Всего признаков пять, а оценить их можно от 0 до 2 баллов. 0 баллов – признак отсутствует, 1 балл – выражен слабо, 2 бала – ярко выражен. Баллы по Апгар суммируются, и получается цифра от 0 до 10, впрочем, идеальных 10 баллов на первой минуте жизни практически не встречается.

Оценка новорожденных по шкале Апгар быстро завоевала популярность во всем мире из-за своей практичности, точности оценки состояния новорожденных, отсутствия необходимости использовать какое-либо оборудование. Проводит её акушер, принимавший или присутствующий на родах неонатолог.

Оценка ребенка по шкале Апгар проводится на первой минуте жизни и через пять минут . Изменение состояния новорожденного, его адаптация во внешней среде происходят достаточно быстро, и 5-6 баллов по шкале Апгар через 5 минут могут подняться до 9-10 баллов. При необходимости, замедленной нормализации состояния ребенка, оценка может быть повторена и через 10 минут, после проведения реанимационных мероприятий и оказания помощи новорожденному.

Произведенная оценка записывается следующим образом: шкала Апгар 7/8 баллов, две оценки через дробь, первая – на первой минуте, вторая – на пятой минуте.

Как интерпретировать оценку по Апгар:

- 7-10 баллов – ребенок родился здоровым и прекрасно адаптировался.
- 5-6 баллов – есть небольшие отклонения в состоянии здоровья, ребенок требует внимания врача.
- 3-4 балла – тяжелое состояние, требующее немедленной медицинской помощи.
- 0-2 балла – крайне тяжелое состояние, без реанимационных мероприятий ребенок погибнет.

Ниже представлена таблица Апгар, по которой проводится оценка.

Шкала Апгар применяется в акушерской и неонатальной медицинской практике для быстрой оценки состояния новорожденного ребенка. С помощью этой методики определяется необходимость осуществления реанимационных и других лечебных манипуляций. Несмотря на то, что данная система предназначена исключительно для медицинского персонала, родители должны иметь общее представление о том, что это за способ. Какие критерии учитывает оценка по шкале Апгар? Как расшифровываются ее результаты и что делать, если ребенок набрал низкий балл?

Вирджиния Апгар и ее шкала

В 1909 году у супругов из Нью-Джерси домохозяйки Хелен Кларк и ученого-изобретателя Чарльза Эмори Апгар родилась девочка, которую назвали Вирджинией. Малышка, видевшая страдания тяжелобольного брата, с раннего детства хотела связать свою жизнь с медициной, чтобы помогать людям обрести здоровье. По окончании школы Вирджиния поступила в частный колледж для женщин «Маунт-Холиок», расположенный в г. Саут-Хэдли. Семья молодой девушки жила очень скромно, поэтому ей приходилось рассчитывать только на свою стипендию и подработку в виде отлавливания кошек для зоолаборатории.

Несмотря на все трудности, в 1929 году Вирджиния окончила это учебное заведение и уже в сентябре, за месяц до начала Великой депрессии, поступила в Колумбийской университетский колледж терапии и хирургии. Во время учебы девушка жила практически впроголодь, однако благодаря упорству и тяге к знаниям по прошествии 4 лет она с блестящим успехом окончила учебное заведение.


В 1933 году Вирджиния устроилась на работу в качестве стажера в отделении хирургии и уже достаточно скоро добилась значительных успехов на этом поприще, заслужив уважение и признание старших коллег. Несмотря на то, что она всегда мечтала работать именно хирургом, девушка вновь начала учиться, в этот раз уже на анестезиолога. Позже Вирджиния объясняла свое решение тем, что в то время женщине было достаточно сложно пробиться на поприще хирургии и обрести финансовую независимость. Кроме того, за годы учебы Апгар накопила достаточно большие долги, которые нужно было оплачивать.

После окончания колледжа Вирджинии предложили место заведующей отделом анестезиологии при хирургии, и в 1939 году она с готовностью и рвением заступила на эту должность. За свою успешную продолжительную трудовую деятельность Апгар не раз сталкивалась с трудностями: недостатком квалифицированных кадров, большими нагрузками, нежеланием коллег-хирургов считаться с мнением неопытного врача, низкой оплатой труда.

Во время своей трудовой деятельности Вирджиния Апгар занималась не только обучением молодых кадров основам анестезиологии. Она также успела стать первой женщиной-профессором в Колумбийском университетском колледже терапии и хирургии, получить степень магистра в области общественного здравоохранения и больше 15 лет проработать на посту директора одного из подразделений Национального фонда врожденных пороков.


Однако самым важным достижением в своей жизни Вирджиния Апгар считала разработку и внедрение в 1952 году методики оценки состояния новорожденного в первые минуты жизни, названной впоследствии ее именем. Эта шкала позволяет оценить состояние ребенка, исключить повреждения во время родов, вовремя провести реанимационные мероприятия, сохранить здоровье и жизнь малыша. За выдающийся вклад в науку Вирджиния Апгар в 1995 году, уже посмертно, была внесена в Национальный зал славы женщин США.

По каким критериям оценивают состояние новорожденного?

Оценка состояния новорожденных с помощью шкалы Апгар основана на использовании 5 критериев, каждому из которых присваивается от 0 до 2 баллов. Для получения конечного результата полученные баллы складываются. При применении этой шкалы оцениваются следующие признаки:

Когда происходит оценка?

Оценка состояния ребенка с использованием данной шкалы осуществляется в течение первой минуты с момента появления крохи на свет. После приспосабливания малыша к новым условиям на 5-й минуте его жизни процедура повторяется. Как правило, результаты повторной проверки выше начальных баллов. При возникновении сомнений и наличии очень низкой оценки врач по прошествии 10 минут с момента рождения ребенка в третий раз оценивает его состояния.

Показатели шкалы Апгар (таблица)

Как уже отмечалось ранее, данная шкала создана специально для медицинских работников. Оценку и расшифровку показателей осуществляет только врач. В таблице представлены числовые параметры, которые соответствуют каждому из критериев, применяемых для определения состояния только что родившегося ребенка.

Оцениваемый критерий Оценка, баллы
2 1 0
Дыхание В пределах нормы, крик громкий и отчетливый Замедленное, крик слабый Отсутствует или проявляется эпизодически
Пульс, ударов в минуту Более 100 Менее 100 0
Тонус мышц Ребенок активно машет ручками и ножками Понижен, имеется ограниченное сгибание конечностей Не наблюдается, руки висят вдоль тела, ноги обездвижены
Рефлексы Младенец двигается, громко кричит, кашляет, кряхтит, чихает Слабая рефлекторная возбудимость, гримаса на лице Отсутствуют
Цвет кожи Розовый от слабо окрашенного до насыщенного Наличие синеватой окраски Бледный или синюшный

Как расшифровываются конкретные показатели?

Оценка состояния ребенка – волнительный момент для каждого родителя.

По завершении осмотра малыша врач сообщает результат матери. Получившееся после суммирования показателей по каждому оцениваемому критерию значение указывается через дробь, например 7/8. Это означает, что состояние малыша на первой минуте жизни было оценено в 7 баллов, а на пятой – в 8 баллов.

Чтобы уметь трактовать озвученный врачом результат, каждый родитель должен понимать, что значит то или иное число в системе Апгар.

Если малыш набрал больше 8 баллов

8 баллов по шкале Апгар – результат, который свидетельствует о том, что у младенца не выявлено патологических отклонений и ему не требуется осуществление лечебных мероприятий. Однако при этом нужно понимать, что 8 баллов – низший порог абсолютной нормы. При значениях 8/9, 9/9 и 9/10 ребенка выписывают домой. Оценка 10/10 по шкале Апгар указывает на идеальное здоровье младенца. В акушерской и неонатальной медицинской практике такой результат не встречается.

От 6 до 8 баллов

Такие оценки означают, что состояние малыша удовлетворительно, при этом явные патологии отсутствуют. Несмотря на то, что при значениях 6, 7 или 8 баллов наблюдение врачей не требуется, необходимо внимательно отслеживать дальнейшее развитие крохи. В педиатрической медицинской практике такой диапазон значений считается пограничным. В такой ситуации родителям не стоит волноваться, однако младенцы, состояние которых было оценено в 6–8 баллов, находятся в группе риска по развитию каких-либо патологий.

От 4 до 6 баллов

Эти значения в педиатрии трактуются как показатели ниже среднего. Если состояние новорожденного было оценено в 4, 5 или 6 баллов, ему необходимо наблюдение врача на протяжении минимум 5 дней. В ряде случаев малышам с такими показателями требуется медицинская помощь. Ребенка выписывают из родильного дома только после того, как угроза его здоровью исчезнет, а врач будет уверен в стабильности функционирования всех внутренних органов и систем. При этом малышу могут назначить консультацию невропатолога.

От 2 до 3 баллов

Такие результаты указывают на серьезные нарушения в развитии ребенка и требуют принятия немедленных реанимационных или других лечебных мер. При оценке в 2–3 балла у малышей нередко диагностируется гипоксия. Такие дети помещаются в кювез и дышат с помощью специального аппарата. Выписывают младенцев только после нормализации показателей работы жизненно важных органов и стойкого улучшения самочувствия.

Менее 2 баллов

Такой низкий результат возможен при:

  • рождении ребенка раньше акушерского срока;
  • гипоксии или асфиксии плода во время нахождения в утробе матери или при прохождении по родовым путям;
  • незначительном проявлении только одного из пяти критериев оценки.

Если состояние новорожденного было оценено менее чем в 2 балла, для предотвращения его гибели проводятся следующие реанимационные процедуры:

  • искусственная вентиляция легких;
  • помещение ребенка под специальную согревающую лампу или в камеру с определенными температурными условиями;
  • переливание крови.

Наблюдение в динамике: на 5-й и 10-й минуте жизни

Дополнительный контроль основных критериев, которые находятся в основе данной системы, проводится в том случае, если первые две проверки показали результаты 6 и 7 или 7 и 7 соответственно. Данная ситуация считается неоднозначной и требует осуществления наблюдения за ребенком в динамике. Для этого врач каждые 5 минут проверяет сердечную, дыхательную и рефлекторную функцию младенца, а также оценивает тонус мышц и осматривает кожные покровы. Для отслеживания изменений этих показателей и возможности мгновенно оказать медицинскую помощь осмотр осуществляется на 5, 10, 15 и 20 минуте жизни малыша.

В первые минуты после рождения оцениваются показатели жизнеобеспечения малыша. Это определяет необходимость реанимационной помощи и последующие врачебные действия.

Описание

Оценка новорожденного по шкале Апгар позволяет охарактеризовать жизнестойкость младенца при появлении на свет. Методика разработана в середине прошлого века врачом-анестезиологом и применяется уже больше 65 лет. Название соответствует фамилии Вирджинии Апгар – специалиста, предложившего быструю оценку основных жизненных показателей, но имеет двойной смысл. Оно складывается из первых букв следующих критериев в переводе на английский:

  • Цвет кожного покрова – Appereance;
  • Частота сердечных сокращений – Puls;
  • Врожденные рефлексы, выраженные мимически – Grimace;
  • Мышечная активность – Activity;
  • Дыхание – Respiration.

Оценка каждого из пунктов дается по балльной системе от 0 до 2, где:

  1. 0 означает отсутствие признака;
  2. 1 – признак слабо выражен;
  3. 2 – является нормой, предполагает яркую выраженность.

Все баллы суммируются, в случае низкой оценки врачи принимают решение о проведении неотложных мер: искусственной вентиляции легких, переливания крови, помещения в бокс для поддержания функций жизнеобеспечения.

Проверка всех показателей проводится в течение первой минуты жизни, чтобы успеть оказать помощь. На пятой минуте дают повторную оценку, которая характеризует процесс приспособления малыша к новой среде.

Результат обеих проверок записывают в виде пары цифр, вторая из которых обычно выше, но может и не меняться. Данные указывают в документах для выписки младенца, они могут использоваться в течение первых 12 месяцев жизни.

Исследуемые показатели

Оценку состояния жизненных показателей по шкале Апгар проводит врач, чаще всего результат позволяет определить степень гипоксии плода. Процедура должна проходить достаточно быстро, т. к. при значительных отклонениях от нормы требуется оказание первой помощи, промедление в критической ситуации может стоить жизни малыша.

Дыхание

В норме частота дыхания у новорожденного от 40 до 45 в мин., слышен громкий плач. Оценка снижается, если оно неровное или медленное, вместо крика наблюдается дрожание голоса. Малышу дается кислород с помощью специальной установки. Критическая ситуация характеризуется отсутствием дыхания и требует безотлагательных мер по его восстановлению, подключения к аппарату ИВЛ.

Частота биения сердца

Сразу после прохождения через родовые пути сердцебиение должно быть учащенным из-за большой нагрузки на организм младенца. Максимальная оценка дается, если ЧСС составляет более 100 уд/мин, чаще всего – от 130 до 140. При ограниченном получении кислорода дыхание замедляется, сердцебиение становится реже, до 100 уд/мин, выставляется 1 балл. Нулевая оценка отражается при отсутствии сердечных сокращений.

Тонус мышц

Обычно у новорожденных детей повышен мышечный тонус. Во время внутриутробного развития плод расположен в одной позе. После рождения он чувствует свободу, начинает хаотично совершать резкие движения, что является признаком хорошего мышечного тонуса. Может наблюдаться сгруппированность с плотным прижатием конечностей к туловищу, как в утробе матери.

1 балл ставится, если малыш держит ручки и ножки согнутыми, изредка совершая слабые движения, либо почти не оказывает сопротивление при попытке врача разогнуть конечности. При нулевой активности баллы не насчитываются.

Рефлексы

Безусловные рефлексы должны срабатывать сразу после рождения, выражаются в крике и первом вдохе и означают высокую оценку. Если они проявляются спустя некоторое время или в результате оказания медицинской помощи, к общей сумме прибавляют 1 балл. Нулевой показатель выставляется при полном отсутствии рефлексов.

Цвет кожи

В норме кожа новорожденного должна быть различных оттенков розового цвета, что подтверждает нормальную работу кровообращения. Чаще он наблюдается у детей, извлеченных в результате кесарева сечения, т. к. они не подвергаются риску гипоксии, возможном во время прохождения через родовые пути. Оценка снижается при незначительной синюшности ладоней, ступней, слизистой в ротовой полости, губ. Не начисляются баллы в случае синюшного, бледно-голубого окраса значительной части кожных покровов.

Оценочная таблица

Характеристику жизненно важных показателей дают на основе данных, которые содержит таблица.

Показатели Шкала баллов
0 1 2
Цвет кожи Большая часть кожи бледная, синюшная Основная часть кожи розовая, есть синюшность конечностей Все тело розового цвета
Сердечные сокращения Отсутствуют До 100 уд/мин Выше 100 уд/мин
Нет реакции при введении катетера в носовые ходы При введении катетера в носовые ходы реакция выражена слабо Яркая реакция при введении катетера в носовые ходы – чихание, движения, кашель
Мышечная активность Тонус не наблюдается, конечности свободно свисают Тонус слабый, но есть не сильно выраженное сгибание рук, ног Наблюдается хорошая двигательная активность
Дыхание Не наблюдается Прерывистое, сочетается со слабым криком Нормальное, сочетается с громким криком

Все критерии оценивают, полученные баллы суммируют, результаты определяют последующие действия врачей.

Значение суммы баллов

Максимально возможная оценка равняется 10, но ставится довольно редко (у 10-15% новорожденных). Такой показатель считается идеальным, в отечественной практике встречается очень редко (в силу менталитета, уровня здравоохранения). Зарубежные специалисты чаще указывают максимальные баллы. Причины для снижения оценки есть даже у абсолютно здоровых детей (синюшный цвет кожи на стопах и кистях).

Сумма баллов не является показателем хорошего или плохого здоровья, возможного диагноза, не дает характеристику уровня умственного развития, она отражает жизнеспособность организма. Результат не оказывает значительного воздействия на будущее младенца, если не приближен к нолю.

Экспресс-метод направлен на диагностику текущего состояния организма, помогает определить, нужна ли неотложная медицинская помощь.

Возможные показатели и их значение:

  • 0-3, 3-3 – критическое состояние тяжелой асфиксии, требуются неотложные меры по реанимации.
  • 4-5 – нужно пристально наблюдать за динамикой показателей жизнеобеспечения. Цифры свидетельствует о средней степени асфиксии.
  • 6-7 – легкая степень асфиксии, не представляет угрозы для жизни ребенка.
  • 7-7, 7-8 – средний уровень состояния, не требует тщательного наблюдения.
  • 8-8 – состояние здоровья выше среднего, все показатели проявлены, некоторые выражены слабо, но не критичны.
  • 8-9, 9-10 – так оценивается хорошее состояние, основные системы и рефлексы новорождённого работают слаженно.

Если первая оценка низкая, врачи предпринимают меры для нормализации показателей. Если на пятой минуте жизни она не повысилась хотя бы до 7 баллов, наблюдение продолжают до достижения данного уровня. Обычно изменения фиксируют в течение четверти часа.

Если оценка не поднялась выше 6 баллов, младенца переводят в стационар, а выписывают после улучшения состояния новорожденного. Восстановление нарушенных функций нервной системы возможно через некоторое время даже в случае низкого значения показателя по шкале.

Причины низкой оценки

Низкие показатели наблюдаются чаще из-за кислородного голодания. Оно возникает из-за хронической гипоксии, обусловленной неблагоприятным течением беременности, возможными пороками развития у плода. Острая нехватка кислорода бывает из-за осложнений во время родовой деятельности, асфиксии плода, неправильных потуг.

Важно соблюдать указания врачей по напряжению, расслаблению мышц, правильному дыханию. Низкая оценка бывает у большинства недоношенных детей, перенесших травму, инфекционное заболевание. Значительное влияние оказывают вредные привычки, образ жизни, питание женщины во время беременности.

Вывод

Оценка состояния малыша по шкале Апгар важна в первые моменты после рождения, но не может означать наличие патологических процессов в организме. Для выявления системных нарушений и постановки диагноза необходимы дополнительные исследования: осмотр, сбор и проверка анализов, УЗИ.

В течение первого года развития грудничка педиатр может интересоваться результатом по шкале Апгар в случае частых заболеваний, низкого иммунитета, нарушений в развитии нервной системы. Позднее данные цифры остаются историей, наподобие роста и веса малыша при рождении.

В этой статье:

Вот уже более 60 лет наши новорожденные малыши проходят свой первый экзамен – оценку своего состояния по шкале Апгар. Что же она собой представляет и для чего нужна?

62 года назад в 1952 году, первая американская женщина-профессор, магистр в области здравоохранения, директор подразделения Национального фонда врожденных пороков – Вирджиния Апгар предложила систему определения состояния новорожденных детей на первой минуте жизни по 10 бальной системе – «Оценка новорожденного по шкале Апгар». Для простоты запоминания критериев оценки воспользовалась начальными буквами своей фамилии:

  1. A- внешний вид ребенка (цвет кожи);
  2. P - пульс ребенка(ЧСС);
  3. G- гримаса, (реакция в ответ на раздражитель);
  4. A- активность и мышечный тонус малыша;
  5. R - дыхательные движения ребенка.

Каждый критерий оценивается количеством баллов от 0 до 2. Сумма баллов определяет состояние ребенка в определенный момент и составляет диапазон от 0 до 10.

Оценка по шкале Апгар несет в себе полную информацию о ребенке и предназначена в первую очередь для врача роддома, чтобы иметь возможность быстрого реагирования и определения, какому из малышей нужна экстренная помощь в неотложных лечебных процедурах, или всего лишь более пристальное внимание.

Методика подсчета баллов

Количество баллов дает оценку и обобщает реакцию малыша на первой минуте жизни (во внематочной среде) – восстановлению нарушений важных функций организма, мероприятиям направленных на восстановление возможного сбоя сердечных сокращений, и нарушении дыхания во время родов. Каждому из пяти критериев присваивают баллы – 0, 1 или 2 балла. Наилучшим суммарным показателем является – 8, 9, и 10 баллов.

Оценку по данной шкале определяют на первой и пятой минуте после родов. Поэтому, их всегда две – например, 7/8 или 8/9 баллов. Обычно к пятой минуте малыш может прибавить себе до 2х баллов. Если сумма баллов на пятой минуте жизни ребенка не превышает -7, в течение 20 минут, через каждые 5 минут проводят контрольный осмотр.

  • Показатель результата по шкале Апгар в 7, 8, 9 и 10 баллов характеризует состояние новорожденного без видимых патологий. Максимальную оценку — 10 получает очень мало деток, в основном – 7/8 и 8/9 баллов. Вторая оценка, выставляемая к пятой минуте, обычно на 1, 2 балла выше, хотя и не всегда. Она может оставаться, к примеру – 8/8 или 9/9. Таких деток сразу прикладывают к груди мамы и отдают под ее опеку.
  • Состояние новорожденных оцененное в 6 баллов — свидетельство неустановившегося дыхания, пониженного мышечного тонуса, слабого реагирования на раздражители с частотой пульса в 100 ударов/мин и больше. Такое состояние – свидетельство средней степени асфиксии (недостаток кислорода). Состояние оцененное 6 бальной оценкой, считают удовлетворительным, но требующим определенных лечебных мероприятий.
  • Срочная реанимационная помощь — мероприятия по предотвращению развития осложнений или спасение жизни, требуется малышам состояние которых, оценено от 4 до 6 баллов.
  • Результат по данной системе на первой минуте рождения – от 0 до 3 баллов, свидетельство замедленного пульса, изменения или отсутствия дыхания, кожный покров бледный, отмечается мышечная атония. Такое состояние – результат тяжелой асфиксии.

Низкий показатель по шкале Апгар – от 3 до 6 обусловлен тем, что у ребенка острая нехватка кислорода, и это свидетельство наличия хронической гипоксии, которая сформировалась еще в период беременности, или кислородное голодание, произошедшее во время родов.

Причиной хронической гипоксии может быть:

  • Патология беременности;
  • Возможные пороки развития плода.

Причина острой гипоксии – различная степень осложнения при родах.

Не всегда низкая оценка критерия, может привести к плачевным результатам. Положительная динамика в состоянии малыша, по шкале Апгар, позволяет надеяться на положительный результат. Если в течение пяти минут малыш прибавит себе 1 или 2 балла, который поднимет показатель, хотя бы до 6, у него есть шанс выкарабкаться. В большинстве, такие детки вполне нормальные и здоровые, лишь некоторым возможно понадобиться лечение или наблюдение у невролога.

Недоношенные дети имеют оценку критерия ниже, чем доношенные дети и она редко превышает показатель в 6 баллов. Но не стоит расстраиваться отсутствием 9 или 10 баллов, ведь это тест чисто предварительный, и в основном предназначен для врачебного анализа. А дальнейшее развитие ребенка зависит только от внимания и заботы родителей.

Причины неблагоприятных проявлений

Тяжелые состояния новорожденных обусловлены не только наличием асфиксии при родах или сразу же после них. Они могут быть следствием множества других факторов – травм или инфекций.

  • Легкая форма поражения мозга – «синдром нервно-рефлекторной возбудимости», оценивается по шкале Апгар в 7 баллов
  • Среднюю степень тяжести – «синдром угнетения центральной нервной системы», и «гипертензионно-гидрецефальный синдром» оценивают от 6 до 7. Причиной могут служить неблагоприятные факторы течения беременности и родов.
  • Тяжелые поражения ЦНС вызывают коматозный и судорожный синдромы, и аттестация по данной шкале = 1 / 4 единицы. Таких деток переводят из роддома в стационар и лишь при стойком улучшении состояния с оценкой в 7, выписывают домой под контроль педиатра и невролога.

Большинство детей с показателями по 6/7 баллов, перенесших легкую, среднюю или даже тяжелую форму перинатальной формы энцефалопатию, при надлежащем уходе полностью восстанавливают деятельность ЦНС. Так, что низкий, первоначальный показатель по шкале Апгар не повод к панике.

Оценка критериев — от сердечка до цвета кожи

Работа сердца

Сердечко малыша работает интенсивней, чем у взрослого человека. Частота сердечного ритма, в идеале – 130/мин, 140/мин. Такая работа сердца оценивается в 2 балла. Замедление сердцебиения – 1 , при отсутствии сердцебиения или единичных проявлениях = 0 .

Частоту сердечных сокращений (ЧСС) определяют, в течение шести секунд на первой минуте жизни ребенка. Методом:

  • выслушивания;
  • пальпации – прощупывание грудной клетки для определения сердцебиения;
  • прощупывание пульса на бедренных, сонных или пупочных артериях.

Результат сокращений сердечка, определенного за шесть секунд, умножают на число – 10, и определяют количество сокращений в минуту.

  • Деткам, у которых ЧСС в минуту менее 100 ударов, делают искусственную вентиляцию легких кислородом до нормализации ЧСС.
  • При результате ЧСС превышающий показатель 100/сек. – оценивается состояние кожного покрова.

Показатель дыхания

При нормальном дыхании ребенок делает в минуту от 40 до 45 дыхательно-выдыхательных движений. Крик пронзительный и громкий, в этом случае малыш зарабатывает +2 очка. При замедленном и нерегулярном дыхании, негромком крике или стоне вместо него, ребенок зарабатывает единицу. При отсутствии того и другого – аттестация = 0.

  • Если у ребенка дыхание отсутствует, в условиях родильной операционной, чтобы не потерять драгоценное время, ему при помощи мешка «Амбу» делают вентиляцию легких – ко рту и носику прикладывается маска, и при помощи резинового мешка вручную нагнетается воздух в легкие малыша. Оказав первую помощь и стабилизировав дыхание ребенка, его переводят в реабилитационный блок.
  • При судорожном, поверхностном, или нерегулярном дыхании, проводится процедура вентиляции легких. При таких нестандартных ситуациях о высоких -9/10 показателях речь не идет.
  • Если дыхание самостоятельное и регулярное – оценивается ЧСС и показания по шкале Апгар. Это могут быть показатели 7/8 или 8/9.

Оценка мышечного тонуса

Если с новорожденным все в норме, только что родившись, он стремится избавиться от позы «эмбриона» и, почувствовав свободу активно размахивает ручками — получает 2 заветных очка.

Не исключено что именно они увеличат его показатели до оценки 9/9 или даже до 9/10. При согнутых ручках и ножках, слабых и редких движениях – 1 балл, что по шкале оценивается как 4/6 или 6/7 с учетом сердцебиения и показателем дыхания. Отсутствие движений = 0 баллов.

Оценка рефлексов

Несмотря на свою беспомощность, благодаря врожденным рефлексам, только что родившийся младенец уже многое умеет. Явно выраженные глотательные, сосательные и хватательные рефлексы добавят в его копилку еще 2 очка. Это приблизит его к заветным 10 баллам. Отсутствие некоторых рефлексов или их недостаточная выраженность, ограничивается оценкой +1, а полное отсутствие рефлексов =0.

Цвет кожного покрова

В идеале, бледно-розовый или ярко- розовый цвет новорожденного + 2 балла. Таким образом, совокупность 2х баллов всех пяти показателей приводит к идеальному варианту = 10 баллам.

Наличие на руках и ножках синюшного оттенка показатель гипоксии. Оценка +1 . Излишне бледная кожа с синюшным оттенком = 0.

Общая оценка, которую заработал новорожденный, вписывается в карту ребенка при выписке из роддома. Она является показателем для участкового педиатра, чтобы сразу обратить внимание на возможные проблемы в состоянии здоровья малыша. В соответствии с этими результатами, составляется график прививок и обеспечивается более пристальное медицинское обслуживание.

Не стоит расстраиваться по поводу низких показателей. Оценка новорожденного по шкале Апгар со стандартами в 10 баллов, не является показателем его развития и оценкой интеллектуального потенциала. Забота, любовь и внимание позволят ребенку в дальнейшем получать отличные оценки независимо от тех, которые он получил в роддоме.

Т олько что родившийся малыш первым делом попадает к врачу, который проводит первичную обработку пуповинки и оценивает состояние ребенка. Акушер сообщает маме вес и рост новорожденного, а также его баллы по шкале . Кажется, что крошка еще ничего не умеет, но свою первую оценку он получает уже на первой минуте жизни.

Специальная шкала для оценки состояния новорожденного ребенка была утверждена в 1952 году на 27-м ежегодном конгрессе анестезиологов. Американский доктор Вирджиния Апгар предложила оценивать не только состояние малыша, но и вероятность развития у него неврологических нарушений сразу в родильном зале.

Вскоре эта шкала была включена в медицинские учебники и программу обучения врачей. В 1963-м педиатр Йозеф Баттерфилд для лучшего запоминания предложил воспринимать APGAR как аббревиатуру, где

A – Appearance (skin color) – внешний вид (цвет кожных покровов);

P – Pulse (Heart Rate) – пульс малыша (частота сердечных сокращений);

G – Grimace (reflexes) – гримаса, возникающая в ответ на раздражение (рефлексы);

A – Activity (Muscle activity) – активность движений, мышечный тонус;

R – Respiration – дыхательные движения.

Для оценки состояния ребенка не нужно сложных приборов. Врач-неонатолог выставляет крохе не одну, а целых две оценки, поэтому они записываются через дробь. В числителе – данные на первой минуте жизни, в знаменателе – на пятой.

Каждая из оценок складывается из суммы всех пяти показателей. Учитываются все составляющие аббревиатуры APGAR: цвет кожных покровов, дыхание, сердцебиение, мышечный тонус и рефлекторная реакция, по каждому начисляются баллы по трехбалльной системе (от 0 до 2). Затем полученные баллы суммируются, и выставляется первая оценка. Максимальная может составлять 10 баллов.

Баллы в зависимости от выраженности того или иного признака приведены в таблице.

Признак Баллы 1 2 Цвет кожных покровов Общая синюшность или бледность кожи Туловище розового цвета, а ручки и ножки синюшные Розовый цвет туловища и конечностей Дыхание Отсутствует Слабый крик, редкие единичные дыхательные движения Громкий крик, ритмичное дыхание Сердцебиение Отсутствует Менее 100 в 1 минуту Более 100 в 1 минуту Мышечный тонус Отсутствует Снижен, некоторое сгибание конечностей Активные движения Рефлекторная реакция Отсутствует Гримаса Крик, движения, кашель, чихание

Пять показателей при рождении

Цвет кожных покровов

Розовый цвет тельца и конечностей оценивается в два балла, а розовое тельце и синюшные ручки-ножки – в один балл. Если же наблюдается общая синюшность или бледность кожи – это ноль баллов.

Часто случается, что при рождении кожные покровы имеют синюшный оттенок, а через несколько минут приобретают ярко-розовый цвет, называемый физиологическим катаром новорожденных: он выражен в первые два дня жизни ребенка и особенно характерен для недоношенных детей.

Дыхание

Врач ставит оценку и за наличие дыхания, и за его частоту. Обычно при рождении частота дыхания у малыша составляет от 40 до 60 в минуту, что оценивается в два балла. При этом дыхание ритмичное, а крик – громкий.

Если же крик слабый, дыхательные движения редкие, единичные, то такое состояние оценивается в 1 балл. За отсутствие дыхательных движений и крика ставят ноль баллов.

Сердцебиение

У здоровых новорожденных частота сердечных сокращений достигает 120-140 и даже до 160 ударов в минуту. Сердцебиение свыше 100 в минуту оценивается в два балла, менее 100 – один балл, а отсутствие пульсовой волны – ноль баллов.

Мышечный тонус

Норма уноворожденных – тонус мышц-сгибателей. Этим обусловлена специфическая поза плода еще внутри мамы, да и после рождения физиологическим считается положение, когда ручки малыша согнуты во всех суставах и прижаты к груди, кисти сжаты в кулачки, ножки согнуты во всех суставах и слегка отведены в бедрах. Причем даже во время сна мышцы не расслабляются.

Движения ребенка при этом избыточны, некоординированны, хаотичны. Такое состояние по шкале Апгар оценивается в два балла. В один балл оценивается состояние крохи, если тонус снижен, ручки и ножки согнуты слегка, а движения медленные и редкие.

При низком тонусе, отсутствии активных движений и при вытянутых вдоль туловища ручках и ножках малыша – ноль баллов.

Рефлекторная реакция

Ошибочно думать, что новорожденный младенец ничего не умеет. У него есть рефлексы, которые врач проверяет сразу после рождения: часть из них останется на всю жизнь, а часть исчезнет в определенном возрасте.

Для оценки данного параметра важна своевременность возникновения рефлексов. Если рефлексы вызываются в полном объеме, то старания малыша оценивают в два балла. Когда рефлексы у ребенка вызываются не все, а при надавливании на пяточку малыш отвечает лишь гримасой, ему ставят один балл. Отсутствие рефлексов – ноль баллов.

Сколько баллов – хорошо, а сколько баллов – плохо?

Здоровые новорожденные имеют оценку по шкале Апгар 7-10 баллов. И хотя максимальная оценка – 10 баллов, ее получает очень маленький процент младенцев, у большинства – 7/8 или 8/9 баллов. Вторая оценка, которую ставят через пять минут после рождения, обычно на один-два балла больше первой, хотя может оставаться такой же (к примеру, 7/7).

Что же значат эти загадочные цифры? Полученные малышом 5 или 6 баллов при рождении можно оценить как легкую степень кислородного голодания (гипоксии), 3 или 4 балла – средняя степень гипоксии, а от 0 до 2 баллов – тяжелая гипоксия, асфиксия (удушье). То есть, чем тяжелее состояние малыша, тем ниже цифры.

Если оценка по шкале Апгар через пять минут не достигла 7 баллов, то тест проводят, фиксируя состояние ребенка каждые следующие пять минут до того момента, когда она достигнет 7 и более баллов. Хотя динамическая оценка по шкале Апгар через одну и пять минут невелика, но она существенно возрастает, если оценка 0-3 балла сохраняется на 10-й, 15-й и 20-й минутах жизни.

Чаще всего тяжесть состояния новорожденного обусловлена кислородным голоданием до, во время или сразу после родов. Однако и другие неблагоприятные факторы – например, травмы или инфекции – могут вызывать подобные нарушения.

Клинические проявления неврологических нарушений объединяют термином перинатальная энцефалопатия (ПЭП). Существует много вариантов ПЭП – скажем, синдром повышенной нервно-рефлекторной возбудимости. При этой легкой форме поражения мозга оценка по шкале Апгар составляет 6/7 баллов.

Гипертензионно-гидроцефальный синдром и синдром угнетения центральной нервной системы относят к средней степени тяжести поражения и оценивают от 4-6 до 6-7 баллов. Факторами риска для возникновения данного синдрома является неблагоприятное течение беременности и родов.

Судорожный и коматозный синдромы относятся к тяжелым поражениям центральной нервной системы, при которых оценка по шкале Апгар не превышает 1/4 баллов.

Детей с оценкой по шкале Апгар ниже 6 баллов рекомендуется переводить из родильного дома в стационар. Только при улучшении состояния они могут быть выписаны домой под наблюдение участкового педиатра и невролога.

У большинства детей, перенесших легкую и среднетяжелую форму перинатальной энцефалопатии, происходит полное восстановление деятельности центральной нервной системы. Так что первоначальный низкий балл по шкале Апгар не должен вас пугать или расстраивать, просто отнеситесь внимательно к советам педиатра и невролога о поддержании здоровья вашего малыша.

Видео. оценка новорожденного по шкале апгар