Наталья Никитенко
Познавательно-творческий исследовательский проект «Волшебные свойства магнита»
Муниципальное казённое дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 10» комбинированного вида г. Карабаша
Проект
Тема : «Удивительные свойства магнита »
Выполнили : воспитатель
подготовительной группы «В»
Н. В. Никитенко
Вид проекта : творчески – познавательный , исследовательский .
Срок : долгосрочный (декабрь)
Участники проекта : воспитатели, дети подготовительной группы «В» .
Актуальность :
Данная тема актуальна тем, что в образовательном процессе экспериментирование является тем методом обучения, который позволяет ребенку моделировать в своем сознании картину мира, основанную на собственных наблюдениях, опытах, установлении взаимозависимостей, закономерностей. Дети активно работают с магнитом , не задумываясь о его свойствах , истории появления, о значимости в жизнедеятельности человека.
В дошкольном возрасте в процессе развития познавательной деятельности у ребёнка формируется стремление узнать и открыть для себя как можно больше нового. Тема изучения магнита и его применение стала актуальной. Магнит - доступный для ребенка и универсальный материал, широко применяется в детских игрушках, в конструкторах. Дети активно работают с магнитом , но, несмотря на это, у них недостаточно знаний о магнитах , его свойствах и использовании . У детей есть желание и необходимость пользоваться предметами, изготовленными из магнита . Для этого есть необходимость в обогащении предметно - пространственной среды, воспитывать жизненную активность у детей.
Цель :
Дать представление детям о свойствах магнита . Развивать познавательную активность детей в процессе знакомства со свойствами магнита . Способствовать овладению приемами практического взаимодействия с окружающими предметами, развивая мыслительную активность, наблюдательность.
Задачи :
1. Учить обследовать предмет и экспериментировать с ним; формировать представление о свойствах магнита ; познакомить с понятиями «магнит » , «магнетизм » , «магнитные силы » .
2. Развивать мыслительные операции, умение выдвигать гипотезы, делать выводы; активизировать словарь детей.
3. Способствовать воспитанию самостоятельности и развитию коммуникативных навыков общения; воспитывать аккуратность в работе, соблюдение правил техники безопасности.
Планируемый результат :
В ходе реализации проекта дети будут знать , какие предметы может притягивать к себе магнит , в результате опытов установят важность магнита в повседневной жизни, его разнообразие и значение. Дети будут стремиться к самостоятельному познанию и размышлению , логическому мышлению, умению выделять лишний предмет и обосновать свой ответ .
Эксперимент с магнитом .
«Свойства магнита » .
Дата проведения : 05.12.2015г.
Руководитель : Н. В. Никитенко
Цель : Познакомить детей со свойствами магнита через опыты и эксперименты.
Задачи :
1. Сформировать представление о свойствах магнита .
2. Пополнить знание детей об использовании свойств магнита человеком .
3. Продолжать учить самостоятельно, осуществлять возможные решения в русле экспериментальной деятельности; проверять эти решения; делать выводы с результатами этой проверки предметами.
4. Развивать познавательную активность ребенка в процессе знакомства со скрытыми свойствами магнита ; речь, внимание, логическое мышление, любознательность.
Оборудование : металлические, пластмассовые, стеклянные, деревянные предметы; магниты , емкости, песок, стакан с водой, гвоздь.
Воспитатель : Ребята, я сегодня получила посылку, а в ней странное письмо. Посылка пришла к нам из Цветочного города, в котором живут Незнайка и его друзья. Винтик и Шпунтик хотели построить новую машину для уборки снега, а Незнайка все детали перепутал, теперь вместе лежат железные, деревянные, пластмассовые и др. предметы.
Что же нам делать? Как помочь маленьким друзьям?
Ответы детей : Выбрать все железные предметы.
Воспитатель : А как вы сможете отличить железные детали, от остальных?
Ответы детей : По весу, они тяжелее других; они тонут в воде; а можно использовать магнит , он притягивает железо.
Воспитатель : Так как же можно помочь нашим маленьким друзьям?
Ответы детей : Надо провести магнитом над предметами и железные детали притянутся.
Воспитатель : Давайте проверим.
Физкультминутка.
Воспитатель – магнит , дети железные предметы, при появлении магнита (воспитателя) железные предметы (дети) притягиваются (бегут к воспитателю, преодолевая препятствия на своем пути) .
Дети проводят магнитом над предметами , и железные детали притягиваются к магнитам .
Воспитатель : Расскажите, что делали? И что получилось?
Ответы детей : Провели магнитом над предметами , и все железные предметы притянулись к нему. Значит, магнит притягивает железные предметы.
Воспитатель : Вы видели, как магнит притягивает железные предметы, почему так происходит?
Ответы детей : Потому что на них действуют магнитные силы .
Результат эксперимента : Вокруг магнита находится магнитное поле . Оно действует на все железные предметы и притягивает их.
А теперь попробуйте достать предметы, спрятанные в песке. Приступайте.
Дети проводят над песком магнитом , и к нему притягиваются железные предметы, спрятанные под песком.
Воспитатель : Расскажите, что вы сделали и что получили?
Ответы детей : Провели магнитом над песком и к нему притянулся гвоздь, спрятанный в песке.
Результат эксперимента : Магнитные силы проходят сквозь песок.
А через воду пройдут ли магнитные силы ? Проверьте, используя магнит .
Дети проводят магнитом над водой , железные детали, находящиеся на дне, притягиваются к магниту .
Воспитатель : Расскажите, что вы делали, и что у вас получилось?
Ответы детей : Провели над стаканом с водой магнитом и гвоздь , лежащий в воде, притянулся.
Результат эксперимента : Значит, магнитные силы проходят через воду.
Эксперимент с магнитом .
«Магнит и его удивительные свойства » .
Дата проведения : 26.12.2015г.
Руководитель : Н. В. Никитенко.
Цель : Формировать у детей представления о магните .
Задачи :
1. Развивать способности детей, вести целенаправленную деятельность-отыскивать предметы, свойства которых отвечают предметным требованиям (притягиваются к магниту ) .
2. Развивать мыслительные операции, умение делать выводы.
3. Закрепить приобретенные знания в практической (экспериментальной) деятельности детей.
Оборудование : канцелярские скрепки, стакан с водой, магнит , монетки, картон, миска с водой, бумажный кораблик, игла.
Воспитатель : Ребята, сегодня мы с вами побываем в нашей лаборатории и продолжим работу, будем экспериментировать, делать опыты.
Послушайте загадку :
Хватаю в крепкие объятья
Металлических я братьев
Ответы детей : магнит .
Воспитатель : В старину рассказывали, будто есть на краю света, у самого моря огромная гора. У подножья этой горы давным – давно, люди нашли камни, обладающие невиданной силой - притягивать к себе некоторые предметы. Недалеко от горы был город, в котором жил храбрый рыцарь. Как и все рыцари, он носил доспехи, сделанные из железа, и поэтому ничего не боялся, ни стрел вражеских, ни диких зверей. Смело он разгуливал, где хотел. Только в одном месте еще ни разу не был - возле той самой горы. С детства ему рассказывала мама, что ни один рыцарь мимо нее проехать не может . Притягивает гора их к себе и больше уже не отпускает. Но рыцарь был очень храбрый, да и любопытно ему было, что за колдовство в этом месте скрыто, вот и поспорил он, мимо горы проедет и живым и невредимым в город вернется. Но как ни был рыцарь силен и отважен, гора все равно притянула его к себе. Рыцарь был не только храбрым, но и умным. Он нашел способ как от нее освободиться и освободил всех рыцарей.
Ребята, как называлась эта гора?
Предполагаемые ответы детей.
Воспитатель : Какой способ нашел рыцарь, чтобы освободиться от этой горы?
Ответы детей : Снял доспехи.
Воспитатель : Ребята, посмотрите, что я нашла около горы (показываю магнит ) .
Вот перед вами обычный магнит ,
Много секретов в себе он хранит.
Какой он на ощупь?
Ответы детей : Твердый, холодный, тяжелый, гладкий.
Воспитатель : Какие предметы притягивает магнит ?
Ответы детей : Металлические.
Физкультминутка.
Тик-так, тик-так,
В доме кто умеет так?
Это маятник в часах,
Отбивает каждый такт (Наклоны влево-вправо.)
А в часах сидит кукушка,
У неё своя избушка. (Дети садятся в глубокий присед.)
Прокукует птичка время,
Снова спрячется за дверью, (Приседания.)
Стрелки движутся по кругу.
Не касаются друг друга. (Вращение туловищем вправо.)
Повернёмся мы с тобой
Против стрелки часовой. (Вращение туловищем влево.)
А часы идут, идут, (Ходьба на месте.)
Иногда вдруг отстают. (Замедление темпа ходьбы.)
А бывает, что спешат,
Словно убежать хотят! (Бег на месте.)
Если их не заведут,
То они совсем встают. (Дети останавливаются.)
Дети с воспитателем приступают к экспериментированию.
Воспитатель : Ребята, а вы знаете, как достать металлический предмет со дна стакана, не замочив руки? Сейчас мы попробуем это сделать.
Дети проводят магнитом по стенке стакана и достают скрепку.
Результат эксперимента : Магнитная сила проходит через стекло.
«Волшебный магнит » . На картоне лежит монетка, а под ним магнит . Дети
двигают магнит , монетка тоже движется.
Результат эксперимента : Магнит действует через картон.
Перед детьми стоит миска с водой, в ней кораблик.
Воспитатель : Почему кораблик вдруг начал плыть по воде?
Ответы детей : К нему прикреплена металлическая иголка, магнит притягивает ее к себе и ведет кораблик.
Воспитатель : Но мы же не дотрагивались магнитом до иголочки ?
Значит, магнит может действовать на расстоянии.
Проверьте это свойство на своих корабликах . Дети ведут кораблик по воде.
Результат эксперимента : Магнитная сила действует на расстоянии.
Наталья Морозова
Проект «Волшебный магнит»
Краткосрочный познавательно-исследовательский проект
«Волшебный магнит» .
Участники проекта: дети старшей группы «Радуга», воспитатель Н. Л. Морозова, родители воспитанников.
Цель проекта :развитие познавательной активности ребёнка в процессе знакомства со свойствами магнита.
Задачи проекта:
Знакомство с понятием «магнит»;
Формирование представлений о свойствах магнита;
Актуализация знаний об использовании свойств магнита человеком;
Формирование умений приобретать знания посредством проведения практических опытов, делать выводы, обобщения;
Воспитание навыков сотрудничества, взаимопомощи.
Этапы проекта, их содержание:
1 этап: подготовительный – сбор информации, материала, пополнение уголка экспериментирования.
2 этап: организационный – разработка содержаний НОД с детьми, бесед.
3 этап: формирующий – проведение НОД по экспериментированию «Волшебные свойства магнита», самостоятельная экспериментальная деятельность детей, просмотр мультфильма «Лунтик и его друзья» 158 серия «Магнит».
4 этап:итоговый – анализ полученных результатов, обобщение опыта.
Виды детской деятельности:
Рассматривание энциклопедий;
Знакомство с электронной энциклопедией;
Игры с магнитами;
Самостоятельное экспериментирование;
Изготовление игры «Рыбалка»;
Создание книжки-самоделки «Что притягивает магнит?»
Публикации по теме:
Конспект НОД «Магнит - волшебный камень» Конспект итоговой непрерывной непосредственно образовательной деятельности по познавательному развитию в старшей группе на тему «Магнит-волшебный.
Конспект организованной образовательной деятельности с использованием ИКТ «Волшебный магнит» Конспект организованной образовательной деятельности с использованием ИКТ по теме «Волшебный магнит» ОО «Познавательно – исследовательская.
Конспект занятия с детьми старшего дошкольного возраста «Волшебный магнит» Занятия по познавательному развитию с элементами экспериментирования. Тема:"Волшебный магнит". Программное содержание: 1. Способствовать.
Конспект занятия в средней группе «Волшебный магнит» Цель: развитие познавательно – исследовательской активности детей. Задачи: 1. Помочь детям получить отчетливые представления о предметах.
Проект «Волшебный лучок» Проект реализуется с детьми 3-4 лет. Тип проекта: познавательно-практический. Вид проекта: исследовательский, краткосрочный(3 недели). Проблема.
Проект «Волшебный мир сказок» Человек, который верит в сказку сам в нее попадет, потому что у него есть сердце. (Сергей Королев) Актуальность проекта. Младший дошкольный.
Проект «Волшебный Новый год» Проект «Волшебный новый год» Подготовила: воспитатель МБ ДОУ ЦРР д/с № 1 «Ручеёк» Иванова Екатерина Александровна г-к. Анапа 2014г. Вид.
Цель: Активизация мышления в процессе разрешения специально моделируемых проблемных ситуаций в ходе опытно- экспериментальной деятельности.
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад комбинированного вида №24 «Васильки»»
села Осиново Зеленодольского муниципального района Республики Татарстан
Исследовательский проект
«ВОЛШЕБНЫЙ
КАМЕНЬ - МАГНИТ»
Выполнила:
воспитатель
Кумсковская И. Э., Совгир Н.Н. Детское экспериментирование. – М., 2003.
Дыбина О. В., Рахманова Н. П., Щетинина В. В. Неизвестное рядом. – М., 2001.
Дыбина О.В. Что было до…// Дошкольная педагогика. №1, 2006.
Киселева А. С., Данилина Т. А., Ладога Т. С., Зуйкова М. Б. проектный метод в деятельности дошкольного образования. – М., 2004.
Большая книга « почему» / под редакцией А.В. Веселовой. Изд-во: ЗАО «РОСМЭН» 2014.
«Неизведанное рядом. Опыты и эксперименты для дошкольников».
Дыбина О.В., Рахманова Н.П., Щетинина В.В. 2010 г.
«Экспериментальная деятельность детей среднего и старшего дошкольного возраста». Тугушева Г. П., Чистякова А. Е. 2010 г.
«Организация опытно-экспериментальной деятельности детей 2-7 лет». Мартынова Е. А., И. М. Сучкова. 2011 г.
«365 научных экспериментов». 2010 г.
Цель: развитие познавательных способностей детей дошкольного возраста через экспериментирование.
Задачи:
Образовательные
1. Формировать представления детей о физическом явлении - магнетизм.
2. Расширять знания детей о свойствах магнита, опытным путем выявить его свойства (притягивать предметы; действие магнита через стекло, картон, воду, ткань, крупы, дерево, песок).
3. Пополнить словарь детей терминами: «магнетизм».
Развивающие
1. Развивать активность, любознательность, стремление к самостоятельному поиску причин, способов действий, проявление творческого потенциала и проявление индивидуальности.
2. Развивать свободное общение со взрослыми и детьми, компоненты устной речи детей в различных формах и видах деятельности.
Воспитательные
1. Развивать художественное восприятие при знакомстве с художественным словом по теме «Магнит».
2. Формировать навыки безопасного обращения с предметами в ходе проведения опытов.
3. Развивать умение детей работать сообща, умение обсуждать, договариваться.
Материал и оборудование:
Демонстрационный: магнит в коробочке, скрепки большие и маленькие,стол со скатертью, аквариум с водой и морскими обитателями, корабль большой, картинки, мольберт с картинками.
Раздаточный: магнит на каждого ребенка, набор предметов из различных материалов: мягкая игрушка, деревянный карандаш, пластмассовая пуговица, стеклянный стаканс водой, металлические скрепки и шайба, удочки, ёмкости с различными крупами, бумажные кораблики, платочки, картон, белые халаты с бейджиками и очки.
Ход занятия:
Воспитатель приглашает детей в группу и вносит коробку с большим магнитом. Коробка - закрыта.
Ребята, сегодня утром к нам в группу кто-то принёс коробочку с загадкой, попробуйте угадать что это?
Бывает маленьким, большим,
Железо очень дружит с ним,
С ним и незрячий, непременно,
Найдет иголку в стоге сена.
Ответы детей…
Вот перед нами обычный магнит.
Много секретов в себе он хранит.
Воспитатель: - Я расскажу вам одну старинную легенду . В давние – давние времена на горе Ида пастух по имени Магнис пас овец. Он заметил, что его сандалии, подбитые гвоздями и деревянная палка с железным наконечником прилипают к черным камням, которые валялись под ногами. Пастух перевернул палку наконечником вверх и убедился, что дерево не притягивается странными камнями. Снял сандалии и увидел, что босые ноги тоже не притягиваются. Магнис понял, что эти странные камни (черные по цвету) не признают никаких других материалов, кроме железа. Пастух взял несколько камней, принес их в деревню и очень удивил своих соседей. От имени пастуха «Магнис» - появилось название «магнит».
Но на многих языках мира слово «магнит» значит просто «любящий» - это из-за его способности притягивать к себе. Необыкновенная способность магнитов притягивать к себе железные предметы или прилипать к железным поверхностям всегда вызывала у людей удивление.
- « Наша задача - познакомиться поближе с этим удивительным камнем». Показывает магнит детям, дает потрогать (Какой на ощупь?Гладкий, холодный), определяют вес (тяжелый - легкий?), цвет (тёмно - серый), дают определение - «Магнит - это камень, поверхность его холодная, гладкая, имеет вес и цвет тёмно – серый».
Воспитатель приглашает детей в зал, оформленный под научную лабораторию….
Задает детям вопрос - «Куда мы пришли?»
Дети рассматривают материалы, «оборудование», предлагают вариант ответа.
Воспитатель: используя подсказку, подводит детей к выводу, что оказались они в научно-исследовательском институте.
Спрашивает детей, кто работает в научно-исследовательских институтах и чем занимаются люди данной профессии.
Дети: учёные, исследователи, проводят разные опыты.
Воспитатель: - Ребята! Я предлагаю вам посетить наш институт и на некоторое время стать учеными - исследователями.
Проводит беседу «Как нужно вести себя в научной лаборатории». Изучают правила, распределяют роли.
Воспитатель выступает в качестве старшего научного сотрудника, так как он уже побывал в данной лаборатории и знает, чем интересным здесь можно заняться.
Детям предлагаются роли лаборантов (белые халаты, очки, бейджики, с соответствующим обозначением).
Воспитатель: - « Коллеги, как вы думаете, все ли предметы притягивает магнит?»
Ответы детей.
Чтобы проверить ваши предположения, предлагаю пройти всем лаборантам в лабораторию.
- «Посмотрите, какие предметы лежат у вас на столах?»
Дети перечисляют…
1. мягкая игрушка
2. деревянный карандаш
3. пластмассовая пуговица
4. стеклянный стакан
5. металлическая скрепка и шайба.
Опыт № 1.
«Предлагаю вам выбрать те предметы, которые, по вашему мнению, может притянуть к себе магнит». Дети выполняют задание.
«Как проверить правильный ли выбор вы сделали?» Дети предлагают решение проблемы (с помощью магнита).
- «Какие предметы притянул магнит?» (Скрепка, шайба).
- «А какие не притянул?» (Мягкую игрушку, деревянный карандаш, пластмассовую пуговицу, стеклянный шарик).
« Какой можно сделать вывод?»
Вывод: Магнит притягивает только металлические предметы.
Опыт № 2. Достать магнитом змейку из банки.
Коллеги, посмотрите, стоит стеклянный стакан, а в нём змейка из скрепок. Как достать скрепки не опуская туда руки?
Ответы детей, обсуждение, догадки.
Попробуем достатьмагнитом?
Ребята, какой можно сделать вывод?
Дети: Вывод: Магнит действует через стекло.
Воспитатель: - Как вы думаете, только ли через стекло действует магнит?
Ответы детей.
Опыт № 3. Игра «Рыболов».
Магнитными удочками дети вылавливают морских обитателей из аквариума.
В конце игры обсуждается следующее свойство:
«Магнит не боится воды, действует через воду».
Опыт №4. «Есть ли у магнита препятствия?»
Наполненная емкость с различными веществами (песок, гречка, кукуруза, пшено, семечки, семена тыквы, манная крупа, семечки арбуза), на дне которой помещены металлические предметы. Дети опускают магнит в емкость.
Вывод: Магнит может притягивать и вытаскивать предметы из песка, гречки, пшена, семечек, семян тыквы, манной крупы, семечек арбуза). Магнит не боится препятствий.
Опыт №5. « Кораблики бумажные».
На кораблике есть скрепки, а они металлические, значит магнит их, притягивает. Интересно сможет ли магнит притянуть кораблики через толстую, деревянную столешницу?
Вывод: Магнит может притягивать и двигать железные предметы через толстую, деревянную столешницу.
Опыт №6 «Притягивает ли магнит железные предметы через ткань?»
Положите на скрепку ткань.
Вывод: Магнит может притягивать железные предметы через ткань.
Опыт №7 «Притягивает ли магнит железные предметы через картон?»
Положите на скрепкукартон.
Вывод: Магнит может притягивать железные предметы через картон.
Разминка: Помогите мне, пожалуйста, понять, какие предметы притягиваются, а какие нет. Вы магниты – я показываю предмет, если он примагничивается – хлопаете в ладоши, если нет – руки за спину.
Молодцы! (картинки – нож, мяч, кастрюля, лыжи, коньки, тарелка, карандаши, самовар, замок, сапоги, тетрадь и т. д.)
Опыт №7 «Умный магнит пластилин».
В пластилин внедрено миллионы магнитных частичек и неодимиовый магнит. Пластилин: - рвётся,
Прыгает,
Тянется,
Всасывает в себя неодимиовый магнит.
Вот какие чудесные магниты – сколько можно сделать волшебства с ними.
Давайте на нашей схеме стрелочкой отметим, что примагничивает к себе магнит (Мольберт с картинками).
Воспитатель обращает внимание детей на коробку с магнитом.
- Дорогие коллеги, сегодня у нас с вами был трудный, но интересный день. Мы изучали свойства магнита.
Какими свойства
ми обладает магнит?
Дети называют свойства:
1. Магнит притягивает только металлические предметы.
2. Магнит действует через стекло, воду, картон,ткань, толстую деревяшку, крупы, семечки, песок.
3. Магнит не боится препятствий.
Асель читает стихотворение про магнит:
Уже давно люблю магнит.
Он и теперь меня манит
Камня маленький кусок,
Невзрачный, серенький брусок.
- Дорогие лаборанты, руководство научно-исследовательского института благодарит вас за проделанную работу и награждает вас сладостями.
Уважаемые коллеги, сейчас нам пора возвращаться в группу и заново стать детьми.
Инга Варлашова
Познавательно-исследовательский проект «Свойства магнита»
Познавательно-исследовательский проект :
«Свойства магнита »
Группа № 10 «Паруса»
Воспитатель : Варлашова Инга Анатольевна
Место выполнения :
МАДОУ № 5 «МОРЯЧОК» Краснодарский край г. Геленджик
Актуальность :
Исследовательская, поисковая активность – естественное состояние ребенка.
С самого рождения ребёнок является первооткрывателем, исследователем того мира, который его окружает. Главное достоинство экспериментирования в том, что оно даёт детям реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта, о его взаимоотношениях с другими объектами и средой обитания. В детском экспериментировании наиболее сильно проявляется собственная активность детей, направленная на получение новых знаний. Экспериментирование связано со всеми видами деятельности такими, как наблюдение и труд, развитие речи, изобразительная деятельность, ФЭМП.
Проблема :
Знакомство с магнитом произошло с игрой «Лабиринт» когда дети взяли держатель «карандаш» и начали двигать по лабиринтам небольшой железный шарик, сначала детей заняла игра, затем им стало интересно как двигается шар по лабиринту не соприкасаясь с держателем «карандашом» притом же держатель и шар были отделены друг от друга прозрачным плотным пластиком.
Цель проекта :
Развитие познавательных способностей детей дошкольного возраста через экспериментирование. Изучить свойства магнита и возможности использования в свободной игровой деятельности детей.
Задачи проекта :
Образовательные
Знакомство с понятием «магнит »
Развивать собственный познавательный опыт с помощью наглядных средств.
Развивать познавательную активность , обследовать предмет и экспериментировать с ним - формировать представление о свойствах магнита выявить действия магнитных сил Земли . Развивать мыслительные операции, логическое мышление, умение выдвигать гипотезы, делать выводы стремления к самостоятельному познанию и размышлению , активизировать словарь детей.
Поддерживать у детей инициативу, самостоятельность.
Способствовать воспитанию самостоятельности и развитию коммуникативных навыков общения, взаимопонимания, воспитывать аккуратность в работе, соблюдение правил техники безопасности.
Методы проекта : Игровой, творческий, проблемно поисковый, опытно -экспериментальный.
Этапы и сроки реализации.
1этап. Подготовительный
2этап. Практический
3 этап. Заключительный
1 этап. Подготовительный
1. Знакомство с темой, выделили ее актуальность, спланировали деятельность.
2. привлечь родителей к подбору тематической художественной и детской литературы;
3. просмотр мультфильмов «Фиксики»
4. пополнение развивающей среды :
5. работа с родителями по взаимодействию в рамках проекта .
6. разработка занятий, определение тематики бесед.
2 этап. Практический
1. Ознакомление с природным происхождением магнит .
2. Узнать свойства магнита - опыты с магнитом , игры с магнитной доской , игры с магнитом в уголке экспериментирования, исследовательская деятельность дома «Что притягивает магнит ?»
3 этап. Заключительный
1 Создание магнитного театра «Пчела Майя»
2 Изготовления дидактической игры «Притянет не притянет?»
3 Итоговое занятие
Материал и оборудование :
1 большой магнит , маленькие магниты по числу детей , скрепки, булавки, маленькие гвозди, гайки, набор предметов из различных материалов : мягкая игрушка, деревянный карандаш, пластмассовая пуговица, стеклянная ёмкость, бумага, предметы из дерева, пластмасс, камни, алюминия.
Итоговое занятие
Организационный момент
Идёт деятельность в группе раздаётся звонок скайпа.
Воспитатель :
Ребята нам кто то звонит, вам интересно кто это звонит? Давайте узнаем?
Ответы детей…
2 Видео : обращения Фиксика к детям.
«Здравствуйте ребята, я Фиксик посмотрите, что я обнаружил. Наш профессор сказал, что это магнит , но он забыл сказать зачем он нам нужен. А нам так хочется знать, для чего он нам нужен, где его можно использовать и каковы его свойства » (связь прерывается)
Воспитатель : Ребята, мы сможем помочь Фиксику?
Ответ детей…
Воспитатель : Ребята, а вы сами знаете, что такое магнит ?
Ответ детей…
Воспитатель : А где вам встречался магнит ?
Ответ детей…
Воспитатель : Ребята, я вам предлагаю превратиться на время в исследователей и помочь узнать Фиксику о свойствах магнита , вы согласны?
Ответы детей…
Воспитатель : А в этом нам помогут вот эти предметы, как вы думаете, что это такое?
Ответы детей…
Воспитатель : Тогда возьмите каждый по магниту , и мы сможем с вами показать и рассказать Фиксику свойства магнита .
Воспитатель вместе с детьми обходят группу, подносят магниты к предметам .
Исследования :
Дети проводят магнитом над предметами , пластик и бумага, алюминиевые конструкции мягкие игрушки, карандаши, пуговицы, камни, не притягиваются,а железные детали притягиваются к магнитам . У воспитателя в руках большой магнит , воспитатель обращает внимания детей, что размер магнита играет значения , магнит притягивает больше предметов к себе и примагничивает сильнее .
Воспитатель : Что мы с вами видим?
Ответы детей…
Воспитатель : Мы узнали что, металлические предметы из стали и железа притягиваются к магниту , а алюминиевые, бумага, камни, мягкие игрушки, дерево, пластик не испытывают его притяжения. Так же играет значения какой по размеру магнит .
Воспитатель : Ребята, а как вы думаете сможет ли магнит притянуть предмет , если между ними будет препятствие?
Ответы детей…
Воспитатель : А давайте исследуем?
Ответы детей…
Исследование :
«Есть ли у магнита препятствия ?»
Наполненная емкость с различными веществами (стеклянные небольшие шарики, песок, крупа, камни, картон, на дно которой помещены металлические предметы. Дети опускают магнит в емкость .
Ответы детей…
Воспитатель : Магнит может притягивать и вытаскивать предметы из песка, гречи, манки, гороха, а также среди камней, а так же может двигать предметы через картон. Магнит не боится препятствий.
Воспитатель : Ребята, а как вы думаете магнит боится воды ?
Ответы детей…
Воспитатель : А хотите проверить?
Ответы детей…
Исследование :
«Сокровища морского дна»
В ёмкость с водой опустим металлические небольшие монеты, булавки, скрепки. Затем надо вести магнит по внешней стороне ёмкости скрепка следует за движением магнита вверх .
Воспитатель : Что мы с вами увидели?
Ответы детей…
Воспитатель : Да, магнитная сила проходит через воду и стекло и магнит не боится воды .
Физ-минутка :
Воспитатель :
Ребята наши руки устали давайте с вами немного отдохнём?
Ответы детей…
Воспитатель : Представьте себе, что я магнит , я раздам вам карточки с картинками, на них будет изображения, то что притягивает магнит и не притягивает , это будет как будто ваше имя, на время игры. Кому попадется ключ, кому то пластиковый конструктор и т. д. Я буду проходить мимо каждого из вас, и каждый из вас будет притягиваться ко мне как к магниту или убегать в сторону. (Игра повторяется, с заменой карточек)
Воспитатель : Друзья мои, мы немного отдохнули, хотите ещё продолжить наше исследования?
Ответы детей :
Воспитатель : Смотрите ребята, а как вы думаете магнитные свойства можно передать обычному железу?
Ответы детей…
Воспитатель : А давайте проверим?
Ответы детей…
Подвесьте к сильному магниту снизу скрепку . Если поднести к ней еще одну, то окажется, что верхняя скрепка примагничивает нижнюю ! Попробуйте сделать целую цепочку из таких висящих друг на друге скрепок.
Если магнит убрать , то все скрепки рассыпятся. То же самое произойдет с другими железными деталями (гвозди, гайки, если они некоторое время побудут в магнитном поле , то и они приобретут свое собственное магнитное поле .
Но это поле очень недолговечное. Искусственное намагниченное поле легко разрушить,если просто резко стукнуть предмет.
Воспитатель : Что вы узнали нового?
Ответы детей…
Воспитатель : Да, магнитное поле можно создать искусственно.
Воспитатель : Друзья мои вот и закончился наш исследовательский проект . Что Вам больше всего понравилось?
Ответы детей…
Наводящие вопросы воспитателя :
Какого цвета магнит ?
Он твёрдый или мягкий?
Он лёгкий или тяжёлый?
С каким свойствам магнита вы познакомились ?
- Магнит притягивает железные предметы?
- Магнитные силы проходят через разные материалы?
А через какие материалы притягивает магнит ?
Действует ли магнит на расстоянии ?
- Магнит может притягивать через препятствия?
Играет ли размер магнита в примагничивании ?
Ответы детей :
Воспитатель : А кому мы можем об этом рассказать?
Ответы детей…
Воспитатель : Да, нам сегодня звонили Фиксик и он очень ждёт нашего рассказа. А как мы сможем ему об этом рассказать?
Дети :
Воспитатель : Ребята нас сегодня снимали на видео камеру, давайте отправим наше видео Фиксику, и он сможет увидеть и услышать, что примагничивает магнит . Вы согласны?
Ответы детей…
Заключительный этап (Совместная деятельность в режимных моментах) :
Изготовление театра «Пчёлка Майя» ;
дидактическая игра «Магнитит , не магнитит » .
Список литературы :
1. «Неизвестное рядом, опыты и эксперименты для дошкольников» --Дыбина О. В. Рахманова Н. П. 2010, Тугушева Г. П., Чистякова А. Е.
2. «Экспериментальная деятельность детей среднего и старшего дошкольного возраста» - М.: Издательство : Детство-Пресс,2013
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад комбинированного вида №24 «Васильки»»
села Осиново Зеленодольского муниципального района Республики Татарстан
Исследовательский проект
«ВОЛШЕБНЫЙ
КАМЕНЬ - МАГНИТ»
Выполнила:
воспитатель
Гильмутдинова Альбина Рафиковна
Зеленодольский муниципальный район 2016 год
Планирование познавательно-исследовательской непосредственно образовательной деятельности для детей старшего дошкольного возраста «Волшебный камень - магнит»
Исследовательский проект
«ВОЛШЕБНЫЙ КАМЕНЬ - МАГНИТ»
Цель проекта: развитие познавательных способностей детей дошкольного возраста через экспериментирование.
Задачи проекта:
Формировать у детей дошкольного возраста диалектическое мышление, т.е. способность видеть многообразие мира в системе взаимосвязей и взаимозависимостей;
Развивать собственный познавательный опыт в обобщенном виде с помощью наглядных средств (символов, схем);
Расширять перспективы развития поисково-познавательной деятельности детей путём включения их в мыслительные, моделирующие и преобразующие действия;
Поддерживать у детей инициативу, сообразительность, пытливость, критичность, самостоятельность.
Актуальность:Экспериментирование - эффективный метод познания закономерностей и явлений окружающего мира, является одной из актуальнейшей проблем современности.
Главное достоинство экспериментирования в том, что оно даёт детям реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта, о его взаимоотношениях с другими объектами и средой обитания.
В детском экспериментировании наиболее мощно проявляется собственная активность детей, направленная на получение новых знаний, сведений.
Экспериментирование связано со всеми видами деятельности, такими, как наблюдение и труд, развитие речи, изобразительная деятельность, ФЭМП.
Методы проекта: игровой, творческий, проблемно поисковый, опытно -экспериментальный.
По доминирующей в проекте деятельности: познавательно - исследовательский.
Участники проекта: дети старшей группы МБДОУ №24 «Васильки», воспитатель группы, родители.
По времени проведения:2 недели.
По характеру контактов: в рамках МБДОУ, внутригрупповой.
Стратегия осуществления проекта: данный проект осуществляется на базе МБДОУ детский сад «Васильки» в старшей группе под руководством воспитателя.
Проект реализуется в совместной деятельности детей - педагога - родителей, а также в самостоятельной деятельности каждого участника проекта.
Этапы и сроки реализации.
1 этап. Подготовительный;
2 этап. Практический;
3 этап. Заключительный.
I. Подготовительный этап:
1. Разработка плана проекта «Мой магнит меня манит».
2. Разработка перспективного тематического плана работы с детьми.
Подготовка методической литературы.
3. Подборка рассказов, картин, иллюстраций по теме «Опыты, экспериментирование с магнитом».
4. Подготовка дидактического и практического материала для проведения опытов.
5. Оформление информационно-просветительского материала для родителей в виде, папок-передвижек, материала в уголке для родителей.
7. Помощь родителей в оформлении уголка экспериментирования.
II. Практический этап:
Чтение сказки «Мечты одного магнита». Легенды о магнитах.
Рассказ М. Дружинина «Супер - железяка».
НОД «Ознакомление с природным происхождением магнита».
Разучивание стихотворения о магните.
Просмотр мультфильма «Фиксики» («Магнит», «Компас»).
Проведение опытов с магнитами в группе.
Игры с магнитами, азбукой.
НОД «Волшебный камень - магнит».
III. Заключительный этап:
1. Оформление альбома «Использование магнита в медицине, космонавтике, судостроении и т.д.
2. Показ открытого занятия «Волшебный камень - магнит».
Ожидаемый результат: Познакомились с магнитом. Узнали, где находится, почему так называется. Сформировали представления о физическом явлении - магнетизм. Опытным путём выявили свойства магнита: притягивает только металлические предметы, действует через различные предметы, магнит не боится препятствий. Пополнили словарь детей терминами «магнетизм».
Результативность:
Приобретение коммуникативных навыков у дошкольников;
Упрочнение контактов «педагог - дети - родители»;
Рост активности родителей в педагогическом проекте;
Повышение готовности родителей к сотрудничеству с педагогами;
Накопление материала по теме «Применение магнита в …»:
Создание картотеки опытов на тему «Магниты»;
Обогащение словаря дошкольников по теме «Магниты».
Методы оценки:
Наблюдения
Анализ продуктов творчества дошкольников.
Методическое обеспечение проекта.
Большая книга экспериментов для детей/ Под ред. АнтонеллыМейяни; Пер. с ит. Э.И. Мотылевой. - М.: ЗАО «РОСМЭН-ПРЕСС», 2006..
Все обо всем. Популярная энциклопедия для детей. Том 7 - Москва, 1994.
Я познаю мир: Детская энциклопедия: Физика / Сост. А.А. Леонович;
Под общ.ред. О.Г. Хинн. - М.: ООО «Издательство АСТ-ЛТД», 1998.
dic.academic.ru›dic.nsf/enc_colier/5789/МАГНИТЫ
Кумсковская И. Э., Совгир Н.Н. Детское экспериментирование. - М., 2003.
Дыбина О. В., Рахманова Н. П., Щетинина В. В. Неизвестное рядом. - М., 2001.
Дыбина О.В. Что было до…// Дошкольная педагогика. №1, 2006.
Киселева А. С., Данилина Т. А., Ладога Т. С., Зуйкова М. Б. проектный метод в деятельности дошкольного образования. - М., 2004.
Большая книга « почему» / под редакцией А.В. Веселовой. Изд-во: ЗАО «РОСМЭН» 2014.
«Неизведанное рядом. Опыты и эксперименты для дошкольников».
Дыбина О.В., Рахманова Н.П., Щетинина В.В. 2010 г.
«Экспериментальная деятельность детей среднего и старшего дошкольного возраста». Тугушева Г. П., Чистякова А. Е. 2010 г.
«Организация опытно-экспериментальной деятельности детей 2-7 лет». Мартынова Е. А., И. М. Сучкова. 2011 г.
«365 научных экспериментов». 2010 г.
Цель: развитие познавательных способностей детей дошкольного возраста через экспериментирование.
Образовательные
1. Формировать представления детей о физическом явлении - магнетизм.
2. Расширять знания детей о свойствах магнита, опытным путем выявить его свойства (притягивать предметы; действие магнита через стекло, картон, воду, ткань, крупы, дерево, песок).
3. Пополнить словарь детей терминами: «магнетизм».
Развивающие
1. Развивать активность, любознательность, стремление к самостоятельному поиску причин, способов действий, проявление творческого потенциала и проявление индивидуальности.
2. Развивать свободное общение со взрослыми и детьми, компоненты устной речи детей в различных формах и видах деятельности.
Воспитательные
1. Развивать художественное восприятие при знакомстве с художественным словом по теме «Магнит».
2. Формировать навыки безопасного обращения с предметами в ходе проведения опытов.
3. Развивать умение детей работать сообща, умение обсуждать, договариваться.
Материал и оборудование:
Демонстрационный: магнит в коробочке, скрепки большие и маленькие,стол со скатертью, аквариум с водой и морскими обитателями, корабль большой, картинки, мольберт с картинками.
Раздаточный: магнит на каждого ребенка, набор предметов из различных материалов: мягкая игрушка, деревянный карандаш, пластмассовая пуговица, стеклянный стаканс водой, металлические скрепки и шайба, удочки, ёмкости с различными крупами, бумажные кораблики, платочки, картон, белые халаты с бейджиками и очки.
Ход занятия:
Воспитатель приглашает детей в группу и вносит коробку с большим магнитом. Коробка - закрыта.
Ребята, сегодня утром к нам в группу кто-то принёс коробочку с загадкой, попробуйте угадать что это?
Бывает маленьким, большим,
Железо очень дружит с ним,
С ним и незрячий, непременно,
Найдет иголку в стоге сена.
Ответы детей…
Вот перед нами обычный магнит.
Много секретов в себе он хранит.
Воспитатель:- Я расскажу вам одну старинную легенду. В давние - давние времена на горе Ида пастух по имени Магнис пас овец. Он заметил, что его сандалии, подбитые гвоздями и деревянная палка с железным наконечником прилипают к черным камням, которые валялись под ногами. Пастух перевернул палку наконечником вверх и убедился, что дерево не притягивается странными камнями. Снял сандалии и увидел, что босые ноги тоже не притягиваются. Магнис понял, что эти странные камни (черные по цвету) не признают никаких других материалов, кроме железа. Пастух взял несколько камней, принес их в деревню и очень удивил своих соседей. От имени пастуха «Магнис» - появилось название «магнит».
Но на многих языках мира слово «магнит» значит просто «любящий» - это из-за его способности притягивать к себе. Необыкновенная способность магнитов притягивать к себе железные предметы или прилипать к железным поверхностям всегда вызывала у людей удивление.
- «Наша задача - познакомиться поближе с этим удивительным камнем». Показывает магнит детям, дает потрогать (Какой на ощупь?Гладкий, холодный), определяют вес (тяжелый - легкий?), цвет (тёмно - серый), дают определение - «Магнит - это камень, поверхность его холодная, гладкая, имеет вес и цвет тёмно - серый».
Воспитатель приглашает детей в зал, оформленный под научную лабораторию….
Задает детям вопрос - «Куда мы пришли?»
Дети рассматривают материалы, «оборудование», предлагают вариант ответа.
Воспитатель: используя подсказку, подводит детей к выводу, что оказались они в научно-исследовательском институте.
Спрашивает детей, кто работает в научно-исследовательских институтах и чем занимаются люди данной профессии.
Дети: учёные, исследователи, проводят разные опыты.
Воспитатель: - Ребята! Я предлагаю вам посетить наш институт и на некоторое время стать учеными - исследователями.
Проводит беседу «Как нужно вести себя в научной лаборатории». Изучают правила, распределяют роли.
Воспитатель выступает в качестве старшего научного сотрудника, так как он уже побывал в данной лаборатории и знает, чем интересным здесь можно заняться.
Детям предлагаются роли лаборантов (белые халаты, очки, бейджики, с соответствующим обозначением).
Воспитатель:- «Коллеги, как вы думаете, все ли предметы притягивает магнит?»
Ответы детей.
Чтобы проверить ваши предположения, предлагаю пройти всем лаборантам в лабораторию.
- «Посмотрите, какие предметы лежат у вас на столах?»
Дети перечисляют…
1. мягкая игрушка
2. деревянный карандаш
3. пластмассовая пуговица
4. стеклянный стакан
5. металлическая скрепка и шайба.
«Предлагаю вам выбрать те предметы, которые, по вашему мнению, может притянуть к себе магнит». Дети выполняют задание.
«Как проверить правильный ли выбор вы сделали?» Дети предлагают решение проблемы (с помощью магнита).
- «Какие предметы притянул магнит?» (Скрепка, шайба).
- «А какие не притянул?» (Мягкую игрушку, деревянный карандаш, пластмассовую пуговицу, стеклянный шарик).
«Какой можно сделать вывод?»
Вывод: Магнит притягивает только металлические предметы.
Опыт № 2. Достать магнитом змейку из банки.
Коллеги, посмотрите, стоит стеклянный стакан, а в нём змейка из скрепок. Как достать скрепки не опуская туда руки?
Ответы детей, обсуждение, догадки.
Попробуем достатьмагнитом?
Ребята, какой можно сделать вывод?
Дети: Вывод: Магнит действует через стекло.
Воспитатель: - Как вы думаете, только ли через стекло действует магнит?
Ответы детей.
Опыт № 3. Игра «Рыболов».
Магнитными удочками дети вылавливают морских обитателей из аквариума.
В конце игры обсуждается следующее свойство:
«Магнит не боится воды, действует через воду».
Опыт №4.«Есть ли у магнита препятствия?»
Наполненная емкость с различными веществами (песок, гречка, кукуруза, пшено, семечки, семена тыквы, манная крупа, семечки арбуза), на дне которой помещены металлические предметы. Дети опускают магнит в емкость.
Вывод: Магнит может притягивать и вытаскивать предметы из песка, гречки, пшена, семечек, семян тыквы, манной крупы, семечек арбуза). Магнит не боится препятствий.
Опыт №5. « Кораблики бумажные».
На кораблике есть скрепки, а они металлические, значит магнит их, притягивает. Интересно сможет ли магнит притянуть кораблики через толстую, деревянную столешницу?
Вывод: Магнит может притягивать и двигать железные предметы через толстую, деревянную столешницу.
Опыт №6 «Притягивает ли магнит железные предметы через ткань?»
Положите на скрепку ткань.
Вывод: Магнит может притягивать железные предметы через ткань.
Опыт №7 «Притягивает ли магнит железные предметы через картон?»
Положите на скрепкукартон.
Вывод: Магнит может притягивать железные предметы через картон.
Разминка: Помогите мне, пожалуйста, понять, какие предметы притягиваются, а какие нет. Вы магниты - я показываю предмет, если он примагничивается - хлопаете в ладоши, если нет - руки за спину.
Молодцы! (картинки - нож, мяч, кастрюля, лыжи, коньки, тарелка, карандаши, самовар, замок, сапоги, тетрадь и т. д.)
Опыт №7 «Умный магнит пластилин».
В пластилин внедрено миллионы магнитных частичек и неодимиовый магнит. Пластилин: - рвётся,
Прыгает,
Тянется,
Всасывает в себя неодимиовый магнит.
Вот какие чудесные магниты - сколько можно сделать волшебства с ними.
Давайте на нашей схеме стрелочкой отметим, что примагничивает к себе магнит (Мольберт с картинками).
Воспитатель обращает внимание детей на коробку с магнитом.
Дорогие коллеги, сегодня у нас с вами был трудный, но интересный день. Мы изучали свойства магнита.
Какими свойства
ми обладает магнит?
Дети называют свойства:
1. Магнит притягивает только металлические предметы.
2. Магнит действует через стекло, воду, картон,ткань, толстую деревяшку, крупы, семечки, песок.
3. Магнит не боится препятствий.
Асель читает стихотворение про магнит:
Уже давно люблю магнит.
Он и теперь меня манит
Камня маленький кусок,
Невзрачный, серенький брусок.
Дорогие лаборанты, руководство научно-исследовательского института благодарит вас за проделанную работу и награждает вас сладостями.
Уважаемые коллеги, сейчас нам пора возвращаться в группу и заново стать детьми.