Консультация "Воспитание трудолюбия у детей и роль родителей в этом" консультация (старшая группа) на тему. Консультация для родителей «Воспитание трудолюбия у дошкольников Консультация для родителей значение трудолюбия у дошкольников

24.10.2019 Советы

Дети - это будущие взрослые. И чтобы родителям подготовить своего ребенка к качественной взрослой жизни, им обязательно следует научить его трудолюбию. Это поможет малышу стать успешным в учебе и в будущей работе. Трудолюбивый малыш получит уважение и одобрение окружающих. Ребенку, умеющему выполнять простейшие домашние поручения во взрослой жизни будет легче справляться с разными трудностями. Малыш вырастает более самостоятельным, ответственным, учится ценить свой труд и труд других людей, становится отзывчивым, чутким, в нем воспитывается упорство и настойчивость. Конечно, в труде решаются и многие педагогические задачи: развиваются умственные способности, любознательность, тренируется мелкая и крупная моторика.

Очень часто родители задумываются над тем, с какого возраста следует приучать свое чадо к труду. Психологи советуют начинать с 2 - 3 лет. Но конечно же, никто не запретит делать вам это и несколько раньше. Именно с двухлетнего возраста у детей бурно проявляется стремление к самостоятельности. Если стремление не поддержать, то оно может пропасть и тогда ребенок пассивно будет ждать, когда его оденут, умоют, покормят.

Если 2-3 летние малыши принимают уборку за игру, то 5-6 летние дети понимают, что интересного в уборке мало. Поэтому если родители с раннего детства не приучили ребенка к труду, то потом сделать это будет очень и очень сложно. Лучше объясните, что быт - это неотъемлемая часть нашей жизни и работу по дому надо выполнять всей семьей, также же, как жить и отдыхать.

Сначала приучите своего маленького ребенка убирать за собой игрушки. Предложите сделать это вместе. Чтобы было интереснее объясните ему, что игрушки хотят спать, и для этого у каждой из них есть свое место. Вообще идеальный вариант, выстроить весь процесс в форме игры. Показательность же имеет положительный результат. Так как дети любопытны, они все время пытаются повторить наши взрослые действия.

А вот уже трехлетние малыши стараются сделать все сами и им многое уже под силу. Например, заправить утром свою постель, одеться, помыть посуду или постирать свою одежду. Следует приучить малыша складывать аккуратно свои вещи на стул перед сном. Собираясь лепить, рисовать, ребенок должен сам принести, а потом и убрать все, что нужно для этого занятия. На прогулке зимой дайте малышу лопатку, и пусть он расчищает дорожку; весной он с удовольствием поработает маленькими граблями или совком на клумбе или грядке. Обязательно предложите свою помощь. Ребенку свойственно повторять все за взрослыми, поэтому видя, какие родители трудолюбивые он будет усваивать хороший пример. Нельзя от ребенка требовать того, чего сами не делаете.

5-6 летний ребенок уже может отличить труд от игры. Раскрывайте ему социальную значимость труда, прививайте желание сделать что-нибудь не только для себя, но и для товарищей, для младших детей, для бабушек, дедушек. Ко дню рождения мамы или папы можно сделать несложный подарок самостоятельно. Не только девочки, но обязательно, и мальчики должны уже помогать маме или бабушке на кухне: допустим, почистить овощи, сваренные для салата, нарезать их. Конечно же, надо объяснить, что перед этим надо помыть руки, надеть фартук.



На седьмом году возможностей у ребенка становится больше. Он становится более ловким, выносливым. Движения его становятся более координированными и точными. Навыки самообслуживания следует расширить. Теперь ребенок может постирать свои носочки, платочек, ленточки, подмести пол, протереть влажной тряпкой подоконники. Если дома есть какое-нибудь животное — не только дать корм, но и почистить клетку.
Следует научить его вдевать нитку в иголку, пришить пуговицу, вешалку. Не забывайте, что впереди школа, где он многое обязан будет делать сам!

Нужно постараться постепенно научить его самостоятельно брать на себя выполнение какой-то части домашней работы. Например, забирать почту, поливать комнатные цветы, кормить рыбок. Ему может быть понятна и более отдаленная цель его труда, например, чтобы собрать урожай, надо с весны ухаживать за растениями. Именно с помощью такого труда устанавливаются его взаимоотношения с окружающими людьми. Он осознает свои обязанности, учится сотрудничеству и взаимопомощи. Полезно приучать ребенка ухаживать за растениями и животными. Он не только узнает много нового из жизни флоры и фауны, но и учится милосердию.


Часто случается так, что ребенок с азартом берется за дело, но быстро его бросает. Когда он еще мал, ему сложно долгое время концентрироваться на каком-нибудь одном занятии. Дети не всегда в этом виноваты. Слабая мускулатура, несовершенство движений, незрелость нервной системы влекут к быстрому утомлению. Поэтому задания, которые вы предлагаете вашему ребенку, должны быть ему по силам. Если ребенок должен выполнить то, что у него точно не получится, то это может спровоцировать неуверенность в своих возможностях. Никогда не забывайте об этом.

Но и считаясь с возрастной неустойчивостью интересов, следует следить за тем, чтобы начатое дело всегда было доведено до конца и, по возможности выполнено качественно. Не стоит хвалить ребенка, если домашнее поручение выполнено некачественно или небрежно. Надо постепенно воспитывать у ребенка сознательное отношение ко всему, что он делает. Заклейте вместе с малышом порванные книги, приготовьте что-либо вместе, сделайте уборку в квартире. Увидев результат своего труда, у ребенка возникнет чувство гордости, формируется уверенность в себе и самоуважение.


Одна из наиболее распространенных ошибок родителей, у них не хватает терпения ждать, когда малыш медленно сделает то, что мы сами сделаем за несколько минут. Поэтому они все начинают делать за ребенка сами: одевают его, убирают игрушки. Некоторые дела ребенку не доверяют потому, что боятся, что он испачкается, намокнет или уронит что-то, разобьет, испортит. А часто простое нежелание после помощи ребенка переделывать за него.

Другая распространенная ошибка родителей приучать к труду силой. Или повышать голос на ребенка, ругать его за «неловкость, неуклюжесть». Нужно, наоборот, постоянно хвалить и подбадривать ребенка, а в случае неудачи предложить свою помощь, объяснив, что когда ребенок подрастет у него и самого все получится. Но надо именно помогать, показывать, а не брать все дело на себя, следует стимулировать инициативу, а не подавлять ее.


Иногда родители допускают еще одну ошибку, наоборот, без меры хвалят своё чадо за любую попытку помочь. Покупать ему подарочки или сладости за выполненные задания тоже не стоит. Так как в дальнейшем без выгоды он ничего не захочет делать в жизни.

С ребенком нужно заниматься беспрерывно, повторять одно и то же постоянно. Это потребует от взрослых немалого терпения, времени и сил. Привлекайте внимание ребенка к своим действиям, показывайте отдельные приемы, объясняйте, как правильно надеть носочки, колготки, куда положить платочек, куда повесить полотенчико. Но будьте уверены, что ваши труды не пройдут даром. Если вы научите ребенка трудиться, то можете быть спокойны за его будущее.

Составитель: воспитатель Алексеева Татьяна Валериевна.

Екатерина Денисенко
Консультация для родителей «Как воспитать трудолюбивого ребенка»

Пример родителей – это наглядный образец для детей. Хорошие качества, которые воспитываются у детей , будут наиболее прочными, если дети видят их у родителей . Ребенок в дошкольном возрасте всегда стремится подражать окружающим : родителям , старшим братьям и сестрам, товарищам. Подражательность является психологической особенностью дошкольников. Дети склонны подражать как хорошим, так и плохим

поступкам. Поэтому своим поведением родители должны показывать детям положительные примеры для подражания. Почему так важен личный пример в воспитании желательных нам черт личности? Психологи говорят, что всякое научение должно сопровождаться «положительным эмоциональным

сдвигом» - только тогда оно ляжет в характер прочно. Т. е. малыш легко

усваивает хорошее, если при этом испытывает радость. Вам хочется,

чтобы ребенок постепенно привыкал к выполнению простых трудовых

обязанностей. Но вы замечаете, что он, например, не любит убирать за собой

игрушки. Конечно, вы можете просто заставить его сделать это, как и многое

другое, доступное в том или ином возрасте : вытирать пыль, поливать цветы

собирать фрукты с деревьев и овощи с грядок и т. д. Заставить-то вы его

заставите, и он будет делать- это. Но не трудолюбие вы в нем вырастите . В

лучшем случае - привычку делать то, что требуют. В худшем - отвращение

к труду . Вообще-то воспитывать малыша надо уже тогда, когда он еще,

образно выражаясь, поперек лавки лежит. Когда грудничок впервые тянет

ручонки к погремушке, одна мама заботливо вложит погремушку в ручку, а

другая будет наблюдать, как малявка пыхтит изо всех сил, пищит, но

пытается дотянуться до желанной цели. Права вторая мама.

Она воспитывает в чаде самостоятельность и стремление добиваться

поставленной цели, надеясь только на свои силы. Что

равносильно трудолюбию .

Родители ведь должны научить детей не тому, как убирать игрушки,

посадить саженец и стирать белье (хотя и это, безусловно, важно, а

самостоятельности, умению преодолевать трудности , сформировать

активную позицию ребенка по отношению к окружающему его миру.

Впрочем, это все научные изыски, надо просто знать : прививая дитятке

навыки трудолюбия и поощряя его (ее) усердие, когда он (она) помогает

нам по дому, в огороде на грядке мы облегчаем детям жизнь в будущем и

закладываем основу их мировоззрения и будущего жизненного успеха. Вот

так-то - ни больше, ни меньше.

Если стараться предугадать все действия ребенка , то ничего хорошего из

этого не выйдет : у него угаснет самая главная сила, которая направляет его,

интерес. Пусть малыш самостоятельно дотянется до ягодки на ветки, соберет

урожай в свою корзинку, сам отнесет на кухню бабушки, где она сварит,

например, компот. В процессе ребенок учится быть самостоятельным

и трудиться .

Помните : ребенок учится каким-то действиям, когда начинает подражать

старшим. Поэтому, если ваше чадо рвется помочь папе или маме вскопать

огород, не отталкивайте его, не глушите инициативу. Наоборот, всячески

привлекайте ребенка : дайте ему лопатку пусть выкопает небольшую ямку, и

посадите какой-нибудь цветок, который обязательно весной будет цвести- это

результат его работы.

Конечно, важную роль может сыграть любовь и внимание взрослых,

одобрение ими поведения малыша. Но огромное значение будет иметь,

когда ребенок будет учиться трудиться у вас , подражая вам, оттого, что

рядом с вами, вместе с вами. Общение со взрослыми -мощный источник

радостных переживаний для малыша. Вот почему живой пример, который вы

являете ему своим трудолюбием - или доброжелательностью, или

вежливостью, или обязательностью, - не может не запасть ему в душу.

Очень важный период в жизни ребенка наступает в года три : "Я сам!".

Отлично! Задача родителей - незаметно помогать и как можно чаще

хвалить малыша, даже за самые малюсенькие победы. А чтобы легче было

это делать, надо придумать для малыша обязанности с которыми он легко

может справляться и был видимый результат. Например, посадить семечку, а

потом наблюдать как растет подсолнух, поливать цветы, а потом

рассматривать их цветы и можно их нарисовать или сорвать букет на день

рождения бабушки и т. д. Главное - чтобы поручение было постоянным, по

силам малышу. Одним словом, поручив что-то ребенку , дождитесь, пока он

все сделает, и не стремитесь выполнить работу за него, будьте рядом.

Чем больше вы его поторапливаете, тем медленнее он будет все делать. Хотя

бы из-за свойственного всем детям упрямства. Будьте терпеливы - рано или

поздно у малыша все начнет получаться, движения станут быстрыми и

уверенными.

Если у ребенка что-то не получается, сделайте это вместе. Покажите, как

надо, проговорите медленно каждое свое движение, объясните, где ошибка и

как ее исправить. И обязательно найдите, за что похвалить чадо. Дайте

малышу почувствовать, что его старания не напрасны, что он приносит

пользу не только себе, но и окружающим. Скажем, "Я сегодня так устала, а

ты мне помог, сорвал к обеду укроп и петрушку. Молодец!"

Будьте готовы к тому, что ребенку все надо постоянно напоминать. Но делать

это нужно вежливо и таким тоном, как если бы вы говорили со взрослым

человеком. Это относится и к домашним делам и к хозяйственным и.

Если ребенка заинтересовать , он горы свернет. Придумайте занимательную

игру. Скажем, машинку надо поставить не на полку, а загнать в гараж, куклу

уложить спать, а нож ну очень скучает по работе. Так давай позволим ему

нарезать салат. А так как самостоятельно нож с этим не справится, мы

должны ему помочь. Можно устроить и соревнование : "Давай посмотрим,

кто быстрее - ты комнату подметешь, или я посуду помою".

Ребенок только тогда получит удовлетворение от работы, когда

его труд потребует от него определенных усилий. Нет ничего хуже

"игрушечного" труда , который ему ничего не стоит. Но нельзя делать помощь

в огороде средством для достижения другой цели ("Пока не прополешь всю

грядку, не пойдешь гулять"). Иначе дети будут воспринимать труд как нечто

вынужденное, помощь в огороде, в саду потеряет свою привлекательность,

перестанет увлекать и приносить радость.

Бывает, что в стремлении привить трудовые навыки подрастающему

поколению родители забывают , что имеют дело с детьми. У детской

исполнительности есть законный предел. Если ребёнок хотя бы в течение

пяти минут исполняет чью-то просьбу, его уже можно считать послушным

и трудолюбивым .

Основные правила

Не подавляйте инициативу малышу - научиться чему-либо можно только

путем проб и ошибок, то есть только на практике.

Прежде чем что-то поручить ребенку , покажите, как это сделать.

Объясните алгоритм действий и посмотрите, как справляется с

заданием ребенок . Если что-то не получилось, найдите, за

что ребенка похвалить и тактично исправьте ошибки. Наберитесь терпения.

Возможно, придется проделать эту операцию несколько раз вместе.

Будьте последовательны в своих требованиях.

Учитывайте индивидуальные и возрастные

особенности ребенка . Труд должен быть посильным и требовать физических

и умственных усилий.

Превратите работу на грядках, в саду или на цветниках в увлекательную

Учите ребенка уважать труд других людей . Рассказывайте малышу о

своей работе, о работе других близких.

Тактично оценивайте результаты труда ребенка . Постоянно хвалите его за

старательность и прилежание. Критикуйте только результат или способ, а не

самого маленького исполнителя.

Работа не должна быть однообразной. Чтобы ребенок отдохнул ,

предлагайте ему разную работу : полил цветы, а теперь давай вместе вынесем

сухие ветки с огорода.

Очень важен тон, которым дается поручение. Уважительная просьба

выполняется охотнее, чем безапелляционный приказ.

Чаще поощряйте ребенка за самостоятельность, инициативу, качество

выполненной работы. Если не все получилось - не раздражайтесь,

объясните ещё раз.

Всегда привлекайте ребенка к большим семейным делам (когда надо

собрать овощи к праздничному столу, построить парник) и приучайте

начатую работу доводить до конца.

Постоянно пересматривайте и расширяйте круг обязанностей

своего ребенка .

Нельзя наказывать ребенка трудом ("Ты меня не слушаешься, поэтому

соберешь целое ведро помидор").

Учим сеять картошку

Мы уже говорили, что в общении с ребенком важен принцип "делай, как я".

Чтобы научить малыша помогать сеять картошку, продемонстрируйте этот

процесс на своем личном примере. Возьмите маленькое ведерко, положите

для малыша семенную картошку (выберете картошку с маленькими

толстенькими отросточками). Покажите малышу, предложите рассказать,

чем семенная картошка отличается от той картошки которую мы чистим и

варим. Объясните важность ростков. При этом любое свое действие

надо озвучивать : «Посмотри папа копает лунки, а мы с тобой будем

укладывать картошечку в лунки. Я беру картошку и вот так, посмотри, кладу

в лунку.» Желательно чтобы ребенок шел впереди , для того чтобы иметь

возможность исправить его ошибки. «Вот ты молодец, а теперь папа будет

закапывать картошку, как будто укрывать одеялом, чтобы ей было тепло и

ростом, поливаем, всё делаем вместе, а как итоговый результат копаем

картошку, и обращаем внимание на то что клали в лунку одну картошку а

какой лунке больше картошин, а какая картошка самая большая.

Готовим салат «Солнечный»

Пойдите на грядку, сорвите огурец, помидор, болгарский перец, зеленый лук,

укроп, петрушку и ещё что-нибудь, что найдете на своих грядках.

Пусть ребенок вымоет в теплой воде овощи, зелень (зелень необходимо

вымыть особенно тщательно, поэтому помогите ребенку ,

пусть ребенок принесет миску под салат и дощечку. Нарежьте в

присутствии ребенка все это хозяйство не большими дольками.

Пусть малыш попробует даже сам что-то нарезать. Для этого вложите нож в

его ручку, сверху положите свою и водите ножом. Малыш будет в восторге,

честное слово!

А если еще предложить крохе самому перемешать салат и украсить его, влить

масло, красиво подать на блюде - в следующий раз он сам, вызовется

помогать вам как в огороде так и на кухне.

Обязательно похвалите своего помощника. Причем в присутствии других

членов семьи. А поедая салат, не забывайте их нахваливать и подчеркивать

В следующий раз ребенок захочет уже приготовить бутерброд, а там,

глядишь, и до картошки с яичницей очередь дойдет.

Вот так, шаг за шагом, вы и вырастите настоящего помощника, для Вас, а

сам ребенок будет любознательным, трудолюбивым , самостоятельным,

инициативным, активным, дисциплинированным, наблюдательным, бережно

относящегося к природе.

И так помните!

Сделайте процесс труда ему интересно .

Постарайтесь не ограничивать инициативу малыша.

Никогда не подгоняйте ребенка !

Не ругайте ребенка .

Учить детей надо играючи.

Должен быть результат деятельности, вкусный, познавательный, интересный.

Муниципальное общеобразовательное автономное учреждение

средняя общеобразовательная школа №17

Консультация для родителей

«Как растить трудолюбивых детей»

Воспитатель: Данько Е.Ю

Все родители хорошо понимают, как привить ребёнку элементарные трудовые навыки, ведь труд формирует личные качества- ответственность, бережливость, настойчивость в достижении цели.

Родителям очень важно и полезно всячески поощрять и закреплять у ребёнка стремление к самостоятельности. Не нужно делать за ребёнка то, что он может сделать сам. Собираясь в д/с ребёнок должен одеваться сам, приспособьте специально для него полочку, чтобы было удобно взять самому расчёску, полотенце, зубную щётку.

Взрослым на первых порах хотелось бы всё сделать самостоятельно. Но нужно понять, что с предоставлением большей самостоятельности в действиях будет формироваться потребность к трудовым усилиям, возникает ощущение своей причастности к общим семейным делам.

Приучая ребёнка трудиться, нужно быть последовательным и требовательным прежде всего к самим себе. Постоянный пример трудолюбия и аккуратности позволит вам быть требовательным к ребёнку.

Непосредственное участие ребёнка в семейных делах- непременное условие воспитания у детей трудолюбия. У ребёнка должны быть какие-то обязанности. С раннего возраста нужно поручать ему: сложить свою одежду, поставить обувь аккуратно, разложить ложки перед едой. Учите обслуживать себя: умываться, одеваться. Конечно, случится, что ребёнок рукава замочит, и воду прольёт, а вещи так сложит, что их приходится перекладывать. Прежде чем требовать от ребёнка качественного выполнения поручения, надо его обучить определённым действиям, показать их последовательность. Ведь, кажется, простые вещи- намыливание рук, вытирание их полотенцем, а у малыша не получается. Обучите терпеливо его всем этим мелочам.

Позже можно требовать, чтобы ребёнок поддерживал порядок в своём игровом уголке. С раннего возраста приучайте готовить с вечера одежду, проверять, не порвана ли она, всё ли в порядке сложено. Всё это, казалось бы мелочи, недостойные внимания, но с таких мелочей и начинает складываться аккуратность, организованность, собранность, которые так необходимы ребёнку при дальнейшем обучении в школе.

У ребёнка должен быть круг своих обязанностей: убрать игрушки, заправить постель, помогать накрывать на стол и убирать посуду. Ребёнок вносит свой, пусть даже ещё маленький, незначительный вклад в общее дело. Ведь главное не в том, что помощь малыша пока неощутима, а в том, чтобы приучать его к мысли: папа и мама трудятся, и я должен трудиться. С этого начинается чувство сопричастности к семейному коллективу, ответственности перед ним, трудовое общение ребёнка с нами, родителями.

Много полезных привычек приобретают дети, посещая детский сад: это и умение обслуживать себя, и убирать за собой, и желание помогать вам. Старайтесь поддерживать требования детского сада.

Держите себя в доме ровно, спокойно, не повышайте голоса, ребёнок привыкнет откликаться на спокойное родительское слово. Любое распоряжение- принести, подать, помочь, - отданное деловым тоном, ребёнок воспримет, как обязательное. Конечно, не забывайте его похвалить, если видите, что поручение далось нелегко., но ребёнок всё же его сделал.

Ругать и наказывать ребёнка за сломанную игрушку не следует. Старайтесь сломанную игрушку починить обязательно вместе и поясните малышу, что человек, который делал эту игрушку, старался, затратил много времени, вложил немало труда и поэтому мы должны беречь её.

Внимательно относитесь к поделкам детей, храните их. И пусть они не так красивы, но ведь приложено столько стараний. Не нужно выбрасывать поделки или подарки, что сделаны ребёнком с таким трудом, с любовью, он должен видеть, что результат его труда достоин уважения.

Задачи трудового воспитания.

На четвёртом году жизни, ребёнок уже может ставить перед собой какие-то реальные цели и добиваться их, но у него ещё отсутствуют навыки планирования своей работы. У них нужно развивать интерес к деятельности взрослых, постепенно расширяя круг их представлений. Детям нужно читать произведения художественной литературы о труде и людях труда. Хорошим стимулом у выполнению трудовых действий по самообслуживанию является оценка деятельности ребёнка, поощрение его успехов. В этом возрасте у ребёнка начинает проявляться стремление научить других ребят тому, что умеет сам. Вместе с тем нужно следить, чтобы дети не злоупотребляли добротой других ребят, их стремлением помочь. На конкретных примерах надо учить детей делать простейшие выводы: не повесила аккуратно платье- оно будет мятое. Родители, которые слишком спешат со своей помощью ребёнку, оберегают его от малейших усилий, -такие родители своей чрезмерной заботливостью только мешают развитию ребёнка. Но каковы бы ни были формы трудовой деятельности, по которым родители привлекают своих детей, они должны соблюдать следующие требования:

1. Труд должен быть для ребёнка осмысленным.

2. Труд должен быть посильным для ребёнка и в смысле напряжения, которое требует его выполнения, и в смысле ответственности.

Всеми мерами надо внушить ребёнку и утвердить в его сознании ту мысль, что выполняя трудовое задание хорошо и аккуратно, он приносит пользу всем, что он становится соучастником взрослых в их трудовой жизни, полезным, нужным членом семьи.

Значение труда.

Нередко родители с огорчением рассказывают, что их дети не любят и не умеют трудиться, неохотно выполняют поручения старших, мало заботятся о том, чтобы самостоятельно, по мере сил, обслужить себя; они пытаются любую работу переложить на маму, папу, бабушку.

В чём же дело? От природы ленивы эти дети? Конечно, нет! Основная причина заключается в том, что родители не прививали своему ребёнку ещё с раннего детства навыков трудолюбия, интерес и уважение к моделям труда.

Необходимо с ранних лет приучать ребёнка трудиться, вырабатывать у него полезные навыки, умение воспитывать подлинную любовь к труду.

Разнообразная, доступная по возрасту трудовая деятельность, вызывает у ребёнка физическое напряжение, повышает жизнедеятельность, укрепляет его организм. В процессе труда у ребёнка развиваются мышцы, особенно кистей рук, совершенствование которых жизненно необходимо.

Непременным условием приучения детей к труду является внимание родителей. Родители очень хорошо должны знать, что должен уметь ребёнок того или иного возраста.

Хороший пример родителей в домашнем и производственном труде оказывает на детей самое положительное влияние. Воспитывая у детей необходимые трудовые качества: папа и мама постоянно должны быть образцом для их поведения. Если же взрослые не будут, например, класть вещи на место, выполнять обязанности по обслуживанию семьи, вряд ли удастся добиться воспитания этих привычек у ребёнка.

Уже с 4-5 лет дети особенно начинают интересоваться работой родителей. Нужно рассказывать детям о своём труде, приучать ценить труд взрослых, это поднимает авторитет папы и мамы.

У родителей нередко встречаются затруднения в приучении детей себя обслуживать, убирать игрушки. Для этого нужно со стороны родителей требовательный тон обращения, помощь и контроль, одобрение и аккуратность в работе, всё это имеет большое значение для трудового воспитания.

Виды труда.

В семье дети участвуют в различных видах труда.

Самообслуживание: одевание, раздевание, уборка постели, игрушек, уход за своей одеждой и обувью

Хозяйственно-бытовой труд: помощь взрослым в уборке квартиры, наведение порядка в ящике шкафа или стола, вытирание пыли, уборка комнаты с помощью пылесоса, мытьё чайной посуды, сервировка стола; участие в приготовлении еды- мытьё овощей и фруктов, перебирание ягод, приготовление салата, лепка пирожков, пельменей из готового теста; стирка и глажение мелких вещей; осуществление мелких покупок в магазине.

Ручной труд: поделка игрушек из бумаги, дерева, природного и другого материала (спичечных коробков, проволоки, ниток) ; ремонт игрушек, книг (с помощью взрослых) ; шитьё одежды для кукол, вышивание, вязание крючком и на спицах.

Труд в природе: уход за комнатными растениями: полив, рыхление, вытирание пыли и опрыскивание листьев; уход за комнатными животными: приготовление пищи и кормление (с помощью взрослых, прогулка; посев овса (для попугая, черепахи, канарейки) ; выращивание рассады для высадки на огороде, в цветнике; подготовка грядок к посадке, высадка рассады, заготовка семян.

Приёмы руководства трудом детей.

Как руководить трудовой деятельностью ребёнка.

Взрослый:

1. Определяет для ребёнка цель труда и мотивирует её.

2. Показывает и объясняет приёмы трудовой деятельности, даёт советы, выдвигает требования к технике, качеству выполнения, темпу работы.

3. Подключает ребёнка к своему труду, подаёт пример добросовестного отношения к делу, помогает советом, вопросом, оказывает практическую помощь в случае затруднения.

4. Оценивает поведение ребёнка, его трудовые умения, усилия с точки зрения качества выполнения работы, напоминанием о цели, направленности труда.

5. Читайте ребёнку художественные произведения о труде взрослых, организуйте наблюдение за трудовой деятельностью в ближайшем окружении, рассмотрите картины, отражающие труд людей, беседуйте с сыном или дочерью.

Ольга Шаталова
Консультация для родителей «Воспитание трудолюбия у старших дошкольников»

Консультация для родителей : «Воспитание трудолюбия у старших дошкольников »

Одна из основных функций семьи – воспитание детей . Родственные чувства, которые объединяют членов семьи, взаимопомощь, бескорыстная забота друг о друге – это необходимые, но далеко не единственные условия нравственного развития ребёнка, его трудового воспитания .

Трудовое воспитание надо начинать с первых лет жизни, но особенно актуальна эта задача становится, когда ребёнку исполняется пять-шесть лет.

Главная цель трудового воспитания детей старшего дошкольного возраста – это формирование у них нравственных ориентиров, трудолюбия , осознание полезности труда , понимание его общественной значимости.

Трудовому воспитанию , т. е. привлечению детей к самостоятельному посильному труду и наблюдению за трудом взрослых , объяснению его значения в жизни людей, принадлежит важная роль во всестороннем развитии личности ребёнка.

Трудовая деятельность дошкольника , умело руководимая взрослыми, оказывает существенное влияние на развитие волевых черт ребёнка, его мышления, речи, памяти, внимания, воображения.

Своеобразие труда детей дошкольного возраста в том , что он тесно связан с игрой : игровые ситуации помогают им выполнять работу с большим интересом, добиваться лучших результатов.

Ребёнок старшего дошкольного возраста интересуется не только процессом и непосредственными результатами работы, но и тем значением, которое она имеет для других. Эту тенденцию необходимо всячески развивать, ибо она свидетельствует о том, что у ребёнка начинают постепенно складываться представления об общественной полезности трудовой деятельности человека.

Всякая работа, выполняемая ребёнком, должна быть организована. Этому ребёнка старшего дошкольного возраста надо учить . Ребёнку необходимо научиться обдумывать план предстоящей работы, заранее подготовить всё необходимое, правильно организовать рабочее место. Он должен научиться вычленять основные этапы задуманного дела и иметь представление о наиболее рациональном способе достижения цели, результатов труда .

Нельзя принуждать выполнять какую-либо работу, так как это связано с отрицательными эмоциями и вряд ли позволит добиться хороших результатов. Наоборот, может возникнуть негативное отношение к труду , изменение которого потребует больших воспитательных усилий .

Трудолюбие проявляется у детей в разных жизненных ситуациях : дома, в гостях, в детском саду, когда за ними наблюдают, а также вне прямого контроля. Положительная оценка, полученная ребёнком из уст взрослого, а также доброжелательные советы на будущее - важный стимул для утверждения ребёнка в своих достижениях.

Создание и поддержание приподнятой, радостной атмосферы совместного труда способствует проявлению у детей радости, удовлетворения результатами труда . Необходимо чаще рассказывать о пользе, которую они приносят взрослым, участвуя с ними в общем труде . Постепенно дети будут осознавать, как можно помогать окружающим, приносить радость, заботиться о них.

Таким образом, совместный труд взрослых и детей является одной из весьма действенных форм организации трудовой деятельности детей , позволяющей формировать у них любовь и уважение к труду и людям труда .

Публикации по теме:

Гендерное воспитание дошкольников. Консультация для родителей Ребенок – это копилка вопросов. Целый день они сыплются из него, как из рога изобилия и остановить этот поток никто из старших членов семьи.

Как известно, любовь к Родине начинается с любви к своей семье, дому, городу, в котором мы живём. Воспитывая в детях патриотические чувства,.

Консультация для родителей «Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников» О важности приобщения ребенка к культуре своего народа написано много, поскольку обращение к наследию Отечества воспитывает уважение, гордость.

Консультация для родителей «Патриотическое воспитание дошкольников» Чувство патриотизма так многогранно по своему содержанию. Это любовь к своим родным местам. Это гордость за свой город, своих соотечественников.

Консультация для родителей «Воспитание безопасного поведения дошкольников на улице» «Улица полна неожиданностей и опасностей» Выходя на улицу, Приготовь заранее, Вежливость и сдержанность, А главное, внимание! Улица для.

Консультация для родителей «Воспитание патриотических чувств у дошкольников» Консультация для родителей: «Воспитание патриотических чувств у дошкольников». воспитатель Сафина Лейсан Рустямовна, МАДОУ №106 «Забава».

Скачать:


Предварительный просмотр:

1.КОНСУЛЬТАЦИЯ: «ВОСПИТАНИЕ ТРУДОЛЮБИЯ У ДЕТЕЙ И РОЛЬ РОДИТЕЛЕЙ В ЭТОМ»

Вряд ли найдется взрослый, который будет возражать против того, что ребенка нужно приобщать к труду. Вместе с тем, в каждой семье вопросы трудового воспитания решаются по-своему. Трудолюбие, как и любое другое свойство личности, не появляется само собой. В наши дни, пожалуй, чаще всего встретишь семью, в которой двое взрослых воспитывают одного/двух детей. В этих условий нет необходимости в детском труде. В то же время родители понимают: когда-то и малышу придется, трудится, и уже сейчас необходимо что- то делать для трудового воспитания. И это «что-то» порою проявляется в разговорах с ребенком о том, что трудится нужно, труд полезен. Труд влияет на всестороннее развитие ребенка. Конечная цель трудового воспитания - сформировать положительное отношение к труду, готовность выполнять любую, полезную обществу работу, трудиться добросовестно и творчески. Всестороннее воспитание детей предполагает их физическое, умственное, нравственное, эстетическое развитие. Формирование каждой из этих сторон невозможно вне труда. Любая трудовая деятельность требует физических усилий, упражняет различные группы мышц, усиливает обмен веществ, ребенок развивается физически. Во время труда дети действуют разнообразными предметами, материалами, узнают их свойства, качества, назначение, получают практически представления о величине, форме предметов, о времени и расстоянии, учатся видеть причинную зависимость идет их умственное развитие.

В труде возникает необходимость предвидеть последствия своих действий, проявлять настойчивость, чтобы добиться результата, а, следовательно, развивается умение управлять своим поведением. Все мы хотим видеть детей дисциплинированными, инициативными, самостоятельными, активными, отзывчивыми. Воспитанию этих качеств тоже помогает труд. Хорошо выполненная работа вызывает эстетические чувства, дети учатся видеть красоту в самых привычных будничных предметах, создавать с помощью взрослых прекрасное своими руками. И, конечно, следует помнить о том, что в дошкольном возрасте дети готовятся к трудовой деятельности в школе, получают необходимые навыки обращения с простыми инструментами, орудиями труда, приучают к самообслуживанию, становятся самостоятельными, относительно независимыми от взрослых. Участвовать в трудовой деятельности ребенок может только в том случае, если он достиг определенного уровня умственного и физического развития, умеет управлять своими движениями и действовать не беспорядочно, а по предложенному другими ли самостоятельно составленному плану.

Содержание трудового воспитания дошкольника включает формирование интереса и уважение к труду взрослых и участие в посильном труде. С малых лет дети слышат, что родители где-то работают: мама работает в магазине, папа спешит на работу. Малыш редко имеет возможность увидеть своих близких людей на производстве. Не имея определенных знаний о труде родителей, дети придумывают воображаемые действия. У ребенку может появится представление о том, что взрослые только для того и работают, чтобы обеспечить всем необходимым детей. Только от взрослых ребенок получает первые представления об общественной необходимости труда. В некоторых семьях взрослые охотно разговаривают с детьми о своем труде, отвечают на самые неожиданные вопросы - это вызывает у ребенка интерес, уважение и к родителям, которые создают интересные, полезные вещи, и к труду. Но довольно часто родители не придают значения этой стороне трудового воспитания, полагают, что ребенок все равно многое не понимает. В любом случае какое-то представление о труде близких у ребенка все же формируется.

Знания о труде родителей дети получают постепенно. Ребенку 3-4 лет достаточно назвать чем занимаются родители: папа делает столы, мама вытирает пыль, моет полы. Детям 4-5 лет можно рассказать о той пользе которую приносит труд родителей другим людям: мама готовит еду, чтобы накормить рабочих, папа следит, чтобы на заводе всегда горел свет. В 4-5 лет ребенку интересно узнать какие инструменты, машины помогают взрослым трудиться. Обратите внимание ребенка на то, что все люди вокруг трудятся. Знакомство с трудом взрослых вызывает у детей желание принять участие в общем труде. Они стараются помочь папе, маме. И хотя детская помощь незначительна, отказываясь от нее, взрослые допускают большую ошибку. Даже малое дело пробуждает у малыша добрые чувства. Приобщение к труду начинается с просьб - поручений. Ребенку 4-х лет поручайте то, что требует немедленного исполнения: подать папе молоток, принести бабушке нитки. Выполняя поручения, дети привыкают слышать и выполнять требования взрослого, проявляется опыт послушания. Ребенок растет, и поручения усложняются. Можно поручить протереть и сложить кубики, принести воду и полить растения. Но чтобы ребенок справился с вашими поручениями прежде надо показать, научить, как нужно действовать, объяснить, почему нужно делать так, а не по-другому. Уметь - это значит выполнять работу не только самостоятельно и точно, но и самому контролировать свои действия, применять усвоенные приемы всегда, когда нужно. Понятно, сразу всему научиться трудно.

Растет человек, растут и требования к нему. Поручения сменяются обязанностями, т. е. делами, которые требуется выполнять постоянно, без напоминания взрослых. Трудно, да пожалуй, не нужно перечислять все те обязанности, которые может выполнить дошкольник в семье. Разные семьи, разные бытовые условия, разные формы взаимоотношений детей и взрослых. Но в любых условиях полезно руководствоваться правилами: Все, что ребенок способен делать сам, он обязан выполнять самостоятельно. Пусть обязанностей будет немного, но ребенок должен чувствовать обязанность их выполнения. Пожалуй, это наиболее трудная часть трудового воспитания. Сложная, в первую очередь для взрослых. Нерегулярность требований - основная причина неудачных попыток родителей приобщать детей к труду. Предъявляя требования, не забудьте, что дети дошкольного возраста быстро утомляются, они могут трудиться всего 20-30 минут (дети 3-4 лет 10 минут).

С первых трудовых шагов учите ребенка следовать двум правилам:

  1. Начатое дело должно быть законченно
  2. Все, что делаешь, делай хорошо

Конечно, второе правило нуждается в дополнительном разъяснении: хорошо - это добросовестно, аккуратно, ловко, быстро, самостоятельно, дружно. Важно увидеть, что не получается, почему, и. в зависимости от причин неудач, неумелому - показать, забывчивому - напомнить, неуверенного - подбодрить, от ленивого - потребовать. Детям 5-ти лет уже можно объяснить, что все взрослые что-то делают для детей, а они в свою очередь должны заботиться о взрослых. Если ребенок старшего дошкольного возраста превращает труд в игру, напомните ему о цели труда, предложите ему закончить дело и после этого заняться игрой. Не упускайте случая подбодрить, поощрить ребенка, если он делает по своей инициативе, проявляет заботу, предупредительность. И, конечно, ни в коем случае не наказывайте детей трудом или уклонением от труда. Пусть ребенок чувствует радость от того что ему доверяют, что он принимает участие в общем труде. Тогда отстранения от выполнения обязанностей будет восприниматься как неприятность, как наказание. Старайтесь связывать привычные для ребенка виды труда с его будущими трудовыми делами: «Научишься вытирать ложки, покажу тебе, как их мыть. Научишься стирать кукольную одежду, разрешу постирать носочки, фартук».

Знакомство с трудом взрослых, постоянное личное участие в труде, помогают детям дошкольного возраста понять требования, которые к ним предъявляются.

  1. У взрослых и у детей есть дела, выполнение которых обязательно
  2. Любое дело старайся выполнить правильно и хорошо. Не умеешь, попроси показать, объяснить.
  3. Начатое дело не откладывай на потом. Помни пословицу: «Кончил дело, гуляй смело».
  4. Кончил трудиться - убери за собой.
  5. Если видишь, кто-то нуждается в помощи, не жди, когда попросят, предложи свою помощь сам.

Если ребенок 6-7 лет без напоминания взрослых выполняет эти правила, можно говорить о хорошем уровне его трудового воспитания.