Нидерланды - национальные костюмы и традиции. Национальный голландский костюм и отличительные особенности в разных регионах страны Национальная одежда нидерландов

26.10.2019 Советы

Рассказывая об особенностях народной одежды, следует заметить, что национальный голландский костюм вышел из обихода не так давно, его носили повсеместно вплоть до начала прошлого века. Но также надо отметить, что существуют некоторые регионы в Нидерландах, где жители до сих пор одеваются именно в народные костюмы.

Полностью экипированы в национальный костюм жители таких знаменитых деревушек как Схевенинген, Урка, Волендам и Маркен, да и то такое пристрастие к народной культуре объясняется тем, что эти места являются этнографическими заповедниками и этим довольно успешно привлекают огромное количество иностранных визитеров со всех уголков мира.

В каждой провинции были свои отличительные особенности в крое и расцветке одежды. Мужской крой костюма практически везде стандартен: как правило, это мешковатые черные брюки до колен, опять же черная или, наоборот, яркая, цветастая рубаха, имеющая небольшой воротничок и разрез у горла, застегивающийся на металлические пуговицы. Поверх рубахи надевают черную короткую куртку, украшенную двумя пуговичными рядами и заправленную в штаны. Голову украшает небольшая кепка с лаковым козырьком.

Что касается женского национального голландского костюма, вот тут можно найти довольно много отличительных деталей. Наиболее старейшим считается народное платье жительниц острова Маркен. Также не надо забывать, что национальная обувь Голландии ценится до сих пор.

Являясь протестантками, жительницы маркена все же разительно «нескромны» в сравнении с другими представительницами этого вероисповедания, так как приверженность к ярким тканям отождествляется, как правило, с католиками, но никак не с протестантами. Однако в этом и заключается особенность маркенского народного платья. На белую рубашку, снабженную длинными рукавами, надевают кофту в полоску с коротким рукавом, откуда показываются рукава нижней рубашки с кружевами. Далее надевают плотный корсет, плотно зашнурованный и спереди, и сзади до горла. Корсет обычно украшен вышивкой розовых или красных цветов.

Зачастую корсеты являются настоящей семейной реликвией, их передают от старшего поколения к младшему. В зимний период сверху еще надевают темную куртку из сукна. Юбки всегда темные, собираются в складки на талии, поверх нее одевают полосатый или клетчатый фартук светлых тонов. Особого внимания заслуживает сложно устроенный головной убор, состоящий из 12 деталей, которые скреплены между собой булавками. Он украшен кружевами, а в будни на него сверху надевают пестрый чехол из ситца. Дополняют этот наряд чулки из качественной шерсти, а также белые деревянные башмаки-кломпены.

Ближе всего к другим типам национальных голландских костюмов относится одежда жителей деревни Волендам. Это всегда темная, длинная, широкая юбка, темная кофта с вырезом в форме овала, который украшает яркая манишка, и красивый светлый фартук в полоску с широким поясом. Чепцы белые, хорошо накрахмаленные, с отогнутыми концами имеют острую верхушку.

Одежда из Нидерландов: модельеры твердят — модно и стильно! Как одеваются в Амстердаме, проявление национальных черт

Так сразу не объяснить, как одеваются в Голландии. Можно лишь отметить, что голландская манера одеваться основана на тинейджерском стиле. В такой стилистике одеваются практически все голландки, но зачастую это приводит к внешнему преображению дам в плохую мужскую копию.

В Голландии очень любят упрощенный стиль, часто можно не понять, кто перед тобой находится — мужчина ли, женщина ли, до того там приветствуется стиль «унисекс». Основным принципом местной «моды» можно считать многослойность, но она отнюдь не является показателем творческой натуры голландцев, а скорее принадлежит к принципу «все свое ношу с собой».

Глядя на нидерландцев, кажется, что в Голландии есть три пола: мужчины, женщины и некое голландское существо, носящее коротко стриженные волосы, приветствующее за руку, ходит в мешковатых штанах и не пользующееся косметикой. Еще голландцы обожают шарфы, цветную оправу для очков и совмещать спортивную одежду с бусами и прочими украшениями. Однако это не кажется запущенным вариантом, современные голландки стремятся выглядеть гламурно и модно. Но, по правде, трудно найти грамотно одетую местную даму, так как их действительно очень мало.

Трудно заметить основное направление моды, как ее принимают и как одеваются в Амстердаме. Роскошно одеваться не принято, считается это знаком чрезвычайной расточительности, дурным тоном. Жители столицы — народ очень простой, они считают, что если даже ты обладаешь солидными средствами, необязательно всем демонстрировать этот факт, а уж «требовать» чьего-то внимания внешним лоском уж вовсе перебор! Останови любого простого парня на улице, и он ответит: «В Нидерландах все равны и на «Вы» мы обращаемся только к королеве!»

Хотя именно такая склонность к скупердяйству в совокупности с упорством помогает голландцам на протяжении веков держать экономику страны на столь высоком мировом уровне.

Модельеры и дизайнеры из страны фестиваля тюльпанов достаточно искусно интерпретируют настроение своего времени, переводя его в цвета, фасоны и фактуры. Одежда из Нидерландов — это творческие эксперименты с неподражаемым стилем, она великолепна, функциональна, практична и отлично вливается в образ современного города.

"… У нас есть маленькие сувенирные деревянные кломпы из Голландии, очень реалистично выполнены.
Вчера дочь решила их примерить на ножку нашей Пуки Фи Мио. На ножку они сели достаточно хорошо, плотненько и практически не спадают. Смотрятся, конечно, несколько гротескно-великовато, но это даже выглядит весьма умилительно - такая маленькая девочка в больших не по размеру деревянных башмаках.
Из этой примерки родилась идея создать национальный голландский костюм для девочки..."
Ну разве такая идея может не вдохновить?..)) Вот и я, когда ко мне обратилась Евгения, загорелась сразу и бесповоротно!))

И т.д. и т.п.
выглядят варианты национальных костюмов Голландии примерно так:

и так:

и так..:

Но тут еще нужно было учесть очень миниатюрные размеры модели...) 15 см очарования)))
В общем, в результате долгих экскурсов в статьи и фотоматериалы родился вот такой образ...
первые эскизы:

рабочие фотографии:





Костюм получился многофункциональный и многокомпонентный. В виду маленького размера куколки и все же предполагающейся костюмом многослойности, приходилось уходить от лишнего объема всяческими уловками, но, кажется, громоздкости все же удалось избежать))

Наряд выполнен из натуральных тканей (лен, хлопок) и состоит из:
- платья с черным лифом и баской. с двухслойной юбкой - нижний белый подъюбник, отороченный кружевом, и верхний слой из полосатого льна,
- съемной верхней короткой цветной юбочки,
- двух фартучков - белого, отороченного кружевом и черного с вышивкой,
- шапочки-колпачка,
- коралловых бус, также характерных для национального костюма Голландии,
- ажурных чулочек,
- ну и конечно кломпов…

Ну а это сама модель, хозяйка и голландская мефрау)):





Ну, и, наверное, всякая история была бы неинтересна без надежды на что-то бОльшее и какое-то продолжение… а оно непременно будет!) оно уже зреет и рождается)))

Спасибо за внимание)
Буду рада гостям на моей страничке Я МОГУ.

Уже в начале XVII в. формируются первые образцы костюма, отражавшего вкус буржуазии, особенно пуританской ее части. Они развивались на испанской основе, но это не помешало четко определить тяготение к формам добротным, практичным и целесообразным.

В XVII в. Голландия становится могущественным буржуазным государством. Эта колониальная и торговая держава отвергала испанскую и французскую моду. Состоятельные и самоуверенные буржуа (регенты) предпочитали практичную консервативную одежду темных тонов.

Голландский мужской костюм не имел надутой прокладки колетов и штанов, женский — жестких вертюгаденов и конусовидных лифов.

Художники Франс Халс, Ян Вермер Делфтский, Питер де Хох, Рембрандт и другие рисуют своих героев в строгих простых костюмах, преимущественно темных цветов, почти без украшений.


Основными материалами одежды являются сукно, шерсть, лен, хлопчатобумажные ткани, атлас, тафта. Сияющая белизна блестящего голландского полотна батиста, из которого делался воротник и манжеты, великолепно контрастировала с темными тонами основной одежды. Создавался образ человека душевной чистоты, скромного, аккуратного и бережливого.

Отличительная черта голландского костюма на всех уровнях социальной лестницы — строгость, аскетизм, пуританство, проповедуемые протестантской церковью.

Буржуазия издавна кичилась этими качествами и показными приемами всячески подчеркивала их в костюме.

Несмотря на длительное существование в Голландии брыжжевых испанских воротников (вплоть до 60-х гг. XVII в.) именно из голландского костюма пришли уже в начале века в общеевропейский костюм широкие отложные воротники. На портретах кисти Ф.Хальса именно такие воротники на одеждах мужчин. Костюм дополняли широкополая шляпа и плащ. Прически были из завитых волос длиной до плеч.

В женском костюме воротники имели множество интересных вариантов. Например, туго накрахмаленная белоснежная горжетка, закрывающая шею, грудь.

Из Голландии пришли в европейский костюм и многие удобные формы верхней одежды, головные чепцы, косынки, передники.

Богатые девушки, а также замужние женщины носили платье из тафты с отделкой широкой полосой ткани другого цвета. Такая отделка платья была модной деталью в женском костюме.


Излюбленной женской прической были локоны вдоль щек в сочетании с «баранкой» на затылке.

Во второй половине и особенно в конце XVII в. нравственные и эстетические идеалы буржуазии, захватившей власть в Голландии, изменяются. Они отражают теперь страсть к роскоши, помпезности, блеску. В костюме появляются дорогие экзотические вещи, не уступающие по экстравагантности форм французским.

Богатая молодежь носила модную одежду. Штаны-рейнгравы, обильно украшенные рюшами, бантами, кружевами в голландском варианте мужского костюма и шляпа «а-ля Рубенс» были значительно короче французских; куртка брасьер проще по виду, из ткани в тон сорочке. Черный цвет сменяется сложными тонами, бледными синим, зеленым, желтым, а затем интенсивным красным.

В конце XVII в. голландский костюм постепенно становится вариантом единого общеевропейского франко-голландского костюма.

Уже в начале XVII в. формируются первые образцы костюма, отражавшего вкус буржуазии, особенно пуританской ее части. Они развивались на испанской основе, но это не помешало четко определить тяготение к формам добротным, практичным и целесообразным.

Голландский мужской костюм не имел надутой прокладки колетов и штанов, женский - жестких вертюгаденов и конусовидных лифов.

Художники Франс Халс, Ян Вермер Делфтский, Питер де Хох, Рембрандт и другие рисуют своих героев в строгих простых костюмах, преимущественно темных цветов, почти без украшений.

Основными материалами одежды являются сукно, шерсть, лен, хлопчатобумажные ткани, атлас, тафта. Сияющая белизна блестящего голландского полотна батиста, из которого делался воротник и манжеты, великолепно контрастировала с темными тонами основной одежды. Создавался образ человека душевной чистоты, скромного, аккуратного и бережливого.

Буржуазия издавна кичилась этими качествами и показными приемами всячески подчеркивала их в костюме. Несмотря на длительное существование в Голландии брыжжевых испанских воротников (вплоть до 60-х гг. XVII в.) именно из голландского костюма пришли уже в начале века в общеевропейский костюм широкие отложные воротники. В женском костюме они имели множество интересных вариантов. Например, туго накрахмаленная белоснежная горжетка. закрывающая шею, грудь. Из Голландии пришли в европейский костюм и многие удобные формы верхней одежды, головные чепцы, косынки, передники.

Во второй половине и особенно в конце XVII в. нравственные и эстетические идеалы буржуазии, захватившей власть в Голландии, изменяются. Они отражают теперь страсть к роскоши, помпезности, блеску. В костюме появляются дорогие экзотические вещи, не уступающие по экстравагантности форм французским. Например, штаны-ренгравы - сложная поясная мужская одежда, обильно украшенная рюшами, бантами, кружевами. Черный цвет сменяется сложными тонами, бледными синим, зеленым, желтым, а затем интенсивным красным.

В конце XVII в. голландский костюм постепенно становится вариантом единого общеевропейского франко-голландского костюма.

Участившаяся в XVII в. смена моды, законодательная роль Франции в ее создании обусловили дальнейшее разнообразие форм ее распространения.

Создателями моды этого времени были в основном французские короли и их знатные придворные. Придворная мода, созданная безымянными художниками и портными по случайным капризам королей и их фаворитов, быстро распространялась по всей Европе и часто менялась. Так, на протяжении всего столетия костюм знати менялся 6 раз.

Для частой смены моды требовались разнообразные наглядные формы ее распространения. В 1642 г. французы изобрели прекрасное средство распространения моды и рекламы - восковую куклу человеческого роста, названную Пандорой по имени героини греческой мифологии. Пандора совершала путешествия во все европейские страны на кораблях, телегах, санях.

При этом кукол было две: «большая Пандора», одетая по официальной государственной моде, и «малая Пандора», представлявшая образцы домашней утренней одежды. Путешествие кукол считалось настолько важным, что путь им не могла преградить даже война. Генералы прекращали битву, пропуская Пандор.

Появляются печатные иллюстрированные издания, над которыми работают талантливые живописцы и граверы.

В 1679 г. в Париже выходит печатное издание «Меркуре Галант» - источник сведений о моде Версаля. Над ним работали Абрахам Босс, Боннар и другие французские художники. Эти издания очень точно, натуралистически воспроизводили модели, их детали и аксессуары. Рисунки сопровождались указанием, какую одежду, из каких тканей следует носить в тот или иной сезон.

В распространении моды большую роль играла портретная живопись. Выдающиеся французские живописцы Риго, Ларжильер в своих портретах с точной детализацией передавали пышный богатый костюм знати.

В таких произведениях, как «Портрет Людовика XIV» Риго, «Портрет Элизабет Богарне» Ларжильера, в эффектных позах канонизированного парадного портрета представлены блестящие костюмы барокко.