Патриотическое воспитание дошкольников средствами физической культуры. Формирование основ патриотизма у старших дошкольников средствами физической культуры (Юные патриоты)

11.03.2020 Советы

Татьяна Лелекова
Духовно-патриотическое воспитание на занятиях по физкультуре

Духовно-патриотическое воспитание на занятиях физкультуры

В последние годы проблема нравственно-патриотического воспитания детей дошкольного возраста приобрела особую значимость. Это вызвано обновлением содержания образования и воспитания дошкольного детства и необходимостью более ранней ориентации и творческого саморазвития личности дошкольника. Нравственное воспитание – одна из актуальных и сложнейших проблем, которая должна решаться сегодня всеми, кто имеет отношение к детям. То, что мы заложим в душу ребёнка сейчас, проявится позднее, станет его и нашей жизнью.

Одним из эффективных средств решения задач нравственно-патриотического воспитания подрастающего поколения, являются занятия физкультурой и спортом . Физическая культура и спорт являются одними из эффективнейших средств профилактики заболеваний, укрепления здоровья и поддержания высокой работоспособности человека. Поэтому регулярные занятия по физической подготовке позволяют не только овладеть двигательными навыками, необходимыми для профессиональной деятельности, развить физические качества, но и закалить характер, подготовить себя к защите Родины.

Чтобы быть уверенным, что нашим детям будет хорошо в будущем, надо уметь уважать себя и других и учить этому детей. Необходимо с раннего детства воспитывать у детей патриотизм , гуманизм по отношению ко всему живому, нравственные качества. Иными словами, нужно воспитывать будущего гражданина своей страны. Я считаю, что физическая культура может внести свой вклад в решение этой задачи, т. к. формирование физических качеств, двигательных навыков и умений тесно связано с воспитанием нравственно волевых черт личности. Физически развитый человек, крепкий, сильный, здоровый должен быть добрым, терпимым, должен уметь прийти на помощь к тем, кому она нужна, и направлять свои умения и силу только на добрые поступки.

В нашем ДОУ сложилась система работы по данному направлению развития дошкольников. Формирование патриотических чувств детей дошкольного возраста осуществляется в процессе использования различных форм и методов работы с ними : на занятиях по ФИЗО , в процессе проведения подвижных игр, эстафет, занятий на тренажерах , спортивных турниров и досугов.

Чтобы достичь положительных результатов в формировании личности через двигательную сферу ребенка, поставлены следующие задачи :

1. Способствовать проявлению разумной смелости, решительность, уверенности в своих силах с помощью подбора физических упражнений, соответствующих возрастным и индивидуальным особенностям детей.

2. Создавать условия для выполнения физических упражнений, направленных на преодоление трудностей физического характера. Развивать у детей терпение и выносливость.

3. Создавать условия для проявления положительных эмоций.

Работа с детьми физкультурно -оздоровительной направленности ведётся систематически и последовательно, согласно годовому и перспективному плану работы на учебный год.

Задачи, поставленные перед педагогическим коллективом ДОУ по воспитанию духовно -нравственных качеств личности дошкольников средствами физической культуры, по своей направленности можно условно разделить на несколько групп :

1. Чувство Родины начинается у ребенка с отношения к семье, к ближайшему окружению – детскому саду. Духовному единению детей и родителей, детей и воспитателей способствует ежегодное проведение спортивных праздников «Весёлые старты» , «День Защитника Отечества» , ежегодное участие в соревнованиях по мини- футболу среди детских садов города.

В процессе организации спортивных досугов - «Весёлые старты» между группами, совершенствуются не только физические, но и нравственно-волевые качества личности ребёнка, а также дружеские взаимоотношения со сверстниками, командный дух, чувство коллективизма.

2. Ознакомление дошкольников с культурой, традициями народов.

Неотъемлемой частью нравственно-патриотического воспитания дошкольников являются народные игры. В них отражается образ жизни людей, их труд, быт, национальные устои, представления о чести, смелости, мужестве, желание обладать силой, ловкостью, выносливостью, проявлять смекалку, выдержку, находчивость. Радость движения сочетается с духовным обогащением детей . Особенность народных игр в том, что они, имея нравственную основу, учат малыша обретать гармонию с окружающим миром. У малышей формируется устойчивое, заинтересованное, уважительное отношение к культуре родной страны, создается эмоционально положительная основа для развития патриотических чувств. По содержанию народные игры лаконичны, выразительны и доступны ребенку. Они вызывают активную работу мысли, способствуют расширению кругозора, уточнению представлений об окружающем мире. В конце игры следует положительно оценить поступки тех детей, кто проявил смелость, ловкость, выдержку и взаимопомощь.

Народные игры в комплексе с другими воспитательными средствами представляют собой основу формирования гармонически развитой, активной личности, сочетающей в себе духовное богатство и физическое совершенство. Перед игрой рассказываем о культуре и быте того или иного народа (русские народные игры «Гуси-лебеди» , «У медведя во бору» и т. д.)

Знакомство с играми разных народов осуществляется в процессе занятий физической культурой и на прогулках. План разработан по месяцам для всех возрастных групп ДОУ и реализуется на протяжении всего учебного года. Дети с удовольствием играют в игры разных народов : «Ручьи и озера» , «Льдинки, ветер и мороз» , «Олени и волки» , «Варежка» , «Тигр на охоте» и др.

Ни одно массовое мероприятие в ДОУ не обходится без проведения подвижных игр. Тем самым решаются задачи не только физкультурно -оздоровительного цикла, но и задачи формирования толерантности, чувства уважения и интереса к национальным традициям народов, населяющих РФ.

3. Отдельным направлением духовно-нравственного воспитания подрастающего поколения в нашем ДОУ является военно-патриотическое воспитание . Работу по данному направлению можно представить как интеграцию различных видов детской деятельности. Центральным, стержневым моментом является праздник, посвящённый Дню воинской славы и оказывающий наибольшее влияние на воспитание патриотических чувств детей.

Подобные занятия , досуги должны проходить с обязательным участием родителей. Когда взрослые на глазах у детей демонстрируют свое умение бегать, прыгать, соревноваться, это поучительно всем, и особенно детям, так как это создает определенный эмоциональный настрой, дарит огромную радость от взаимного общения, развивает чувство гордости за успехи своих родителей, что является важным фактором в формировании патриотических чувств. В данное время в честь Дня Великой победы идет подготовка к военно-патриотической игре «Зарница» , в которой наши дети и родители будут принимать активное участие

Таким образом, в работе с детьми по физической культуре, формируется модель выпускника – здоровая, физически развитая личность с активной гражданской позицией, обладающая социально ценностными, нравственными качествами и потребностями в здоровом образе жизни с развитым творческим потенциалом и способностью к саморазвитию.

Инструктор по физическому воспитанию

МАДОУ №104 г. Улан-Удэ ЛелековаТ. В

Проект

«Патриотическое воспитание средствами

физической культуры в условиях ФГОС»

Для воспитанников 5 – 7 лет.

Данный проект представляет собой методическую разработку по осуществлению нравственно – патриотического воспитания детей дошкольного возраста средствами физической культуры.

Проект содержит перспективный план, сценарии праздников и развлечений по нравственно – патриотическому воспитанию детей дошкольного возраста.

Работа предназначена работникам дошкольных образовательных учреждений (старшим воспитателям, воспитателям, инструкторам по ФВ).

Актуальность проекта

В последние годы проблема нравственно-патриотического воспитания детей дошкольного возраста приобрела особую значимость. Это вызвано обновлением содержания образования и воспитания дошкольного детства и необходимостью более ранней ориентации и творческого саморазвития личности дошкольника. Нравственно-патриотическое воспитание – одна из актуальных и сложнейших проблем, которая должна решаться сегодня всеми, кто имеет отношение к детям.

Одним из эффективных средств решения задач нравственно-патриотического воспитания подрастающего поколения, на наш взгляд, являются занятия физкультурой и спортом. Чтобы быть уверенным, что нашим детям будет хорошо в будущем, надо уметь уважать себя и других и учить этому детей. Необходимо с раннего детства воспитывать у детей патриотизм, гуманизм по отношению ко всему живому, нравственные качества. Иными словами, нужно воспитывать будущего гражданина своей страны.

Особую важность и актуальность должны получить физкультура в настоящее время, когда приняты государственные программы по их развитию. Кроме того, в 2010 году утверждена государственная программа «Патриотическая программа РФ на 2010 – 2015», которая в большей мере должна способствовать пропаганде физкультуры и спорта, чем другие. Ведь одним из важнейших направлений военно-патриотического воспитания является физическое воспитание подрастающего поколения. Поэтому регулярные занятия по физической подготовке позволяют не только овладеть двигательными навыками, необходимыми для профессиональной деятельности, развить физические качества, но и закалить характер, подготовить себя и к защите Родины.

Формирование патриотических чувств детей дошкольного возраста осуществляется в процессе использования различных форм и методов работы: занятия, праздники и досуги, подвижные игры, эстафеты.

Наибольший воспитательный эффект оказывают спортивные праздники и развлечения. Данная форма работы позволяет закрепить и обобщить знания и умения детей в рамках определённой темы, объединить детей разного возраста общими чувствами и переживаниями.

Подготовка и проведение праздников и развлечений служат нравственному воспитанию детей: они объединяются общими переживаниями, у них воспитываются основы коллективизма. Произведения фольклора, песни и стихи о Родине, о родной природе, труде формируют патриотические чувства. Участие в праздниках и развлечениях формирует у дошкольников дисциплинированность, культуру поведения. Разучивая песни, стихи, танцы, дети узнают много нового о своей стране, природе, о людях разных национальностей. Это расширяет их кругозор, развивает память, речь, воображение, способствует умственному развитию.

Цель проекта заключается в воспитании гуманной, духовно-нравственной личности, обладающей национальным самосознанием и патриотическими чувствами, средствами физической культуры.

Только создавая условия для воспитания такой личности, мы сможем вырастить поколение достойных будущих граждан России, патриотов своего Отечества.

Для достижения поставленной цели необходимо решение следующих задач :

1. Воспитание у ребенка любви и привязанности к своей семье, родному дому, земле, где он родился, на основе приобщения к родной природе, культуре и традициям.

2. Формирование представлений о России как о родной стране и об Урале, как родном крае.

3. Воспитание патриотизма, уважения к культурному прошлому России средствами физической культуры.

Тип проекта: творческий, игровой.

Срок реализации: долгосрочный (1 год).

Участники проекта: дети средней, старшей и подготовительной к школе группы, воспитатели, родители.

Взаимодействие с семьёй:
Мероприятие «Десантная семья»
Реализация проекта «Олимпийский городок»
Мероприятие «День защитника Отечества»

Ожидаемый результат: Реализация данного проекта позволит:

    заложить основу нравственно – патриотического воспитания у детей дошкольного возраста, привить любовь к Родине;

    приобщить детей к общественно – нравственным ценностям.

Перспективный план

Тема

Цели

Сроки

Мероприятия

Мой город.

Воспитание патриотических чувств к родному городу через спортивные игры.

Сентябрь

«День рождения города Керчь»

Молодцы-удальцы.

Воспитание патриотических чувств и любви к малой родине с помощью потешек, прибауток, считалок и физминуток.

Фольклорный праздник

Я познаю Родину.

Развивать ловкость, смелость с применением нетрадиционных подходов в оздоровлении, через спортивные игры и эстафеты.

Праздник «День народного единства»

Молодцы-удальцы.

Формирование нравственного здоровья детей, через участие в эстафетах, играх с элементами соревнований.

«Мы – спасатели»

Мы – славяне.

Формирование потребностей изучать обычаи и историю своего народа. Развивать силовые способности средствами физической культуры.

«Старый новый год»

Будем в армии служить .

Воспитывать у детей желание быть похожими на солдат, через участие в эстафетах, играх с элементами соревнований.

«День защитника Отечества»

Моя семья

Воспитывать чувства гордости за своих родителей, Формировать представления о необходимости ведения здорового образа жизни.

Мы, крымчане.

Познакомить с забавами, увеселениями народов Крыма. Развивать координацию движений, выносливость, выдержку.

«Подвижные игры народов Крыма»

Воины-защитники

Укреплять здоровье и совершенствовать двигательные навыки и умения в играх и эстафетах.

«День Победы»

Мы - россияне

Формировать представление детей о многонациональной Родине через участие в играх-состязаниях

«Фестиваль народных игр».

Дошкольный возраст – один из наиболее ответственных периодов в жизни ребенка, когда закладываются основы всестороннего развития, происходит становление двигательных способностей организма. Патриотическое воспитание дошкольников включает в себя решение задач не только нравственного, но и трудового, умственного, эстетического, а также физического воспитания. Среди многих факторов, оказывающих влияние на состояние здоровья и развитие детей, по интенсивности воздействия физическое воспитание занимает важное место.

Одной из задач патриотического воспитания дошкольников является формирование у них активного положительного отношения к славным защитникам нашей Родины – к воинам Российской Армии. Героизм, мужество, стойкость, готовность совершать подвиги во имя Родины – эти черты российского воина понятны старшим дошкольникам, вызывают у них желание подражать воинам, быть такими же мужественными и смелыми, сильными и выносливыми, создают благоприятные условия для формирования у детей мотива («хочу быть таким, как солдат: смелым, сильным, выносливым, ловким»). Формирование у дошкольников нравственных чувств – таких как патриотизм, происходит через организацию специально разработанных физкультурных занятий и подвижных игр, тем самым прослеживается тесная связь физического воспитания с нравственным, с воспитанием в духе патриотизма.

Чтобы достичь положительных результатов в формировании патриотических чувств через двигательную среду ребенка мы поставили перед собой следующие задачи:

Формировать положительное отношение к воинам Российской Армии, чувство гордости за российских солдат.

Содействовать осознанию воспитанниками общественного долга, развитию дисциплинированности.

Способствовать проявлению разумной смелости, решительности, уверенности в своих силах с помощью подбора физических упражнений, соответствующих возрастным и индивидуальным особенностям детей.

Создавать условия для выполнения физических упражнений, направленные на преодоление трудностей физического характера. Развивать у детей терпение и выносливость.

Организацию детей во всех формах работы по физическому воспитанию обеспечивают строевые упражнения, которые являются хорошим средством формирования правильной осанки, воспитания дисциплинированности, готовности быстро и четко выполнять команды и распоряжения; развивают навыки пространственной ориентировки, глазомер, ловкость, быстроту реакции; содействуют воспитанию внимания, находчивости и других ценных качеств, необходимым будущим защитникам Родины. Строевые упражнения включаются в факультатив по общей физической подготовки с детьми подготовительной группы (1 раз в неделю).

В строевых упражнениях различают:

Построение в колонну, круг, шеренгу, врассыпную;

Перестроение из колонны по одному в колонну по два, три, четыре; из колонны в круг, несколько кругов; из одной шеренги в две или несколько и т.д.;

Повороты налево, направо, кругом;

Размыкания и смыкания;

Передвижения строем.

Методика руководства строевыми упражнениями учитывает готовность детей к выполнению упражнений определенной сложности, и стимулирует самостоятельность действий.

Дети обязательно переодеваются в форменную одежду. На факультатив приглашаются родители героических профессий (милиционеры, пожарные, имеющие военную подготовку), что повышает эффективность данного мероприятия. Дети с большим удовольствием и любопытством выполняют строевые упражнения под руководством родителя, одетого в определенную форменную одежду; получают знания о разных видах строя, знают свое место в строю, умеют быстро и четко строиться, знают, как стоять, понимают значение команд и распоряжений.

Понятия о разных видах строя расширяют общий и двигательный опыт детей. Словесные обозначения строевых упражнений и связанными с ними действий обеспечивают взаимопонимания взрослых и детей и делают результативным обучение навыкам строя.

Строевые упражнения – обязательная составная часть каждого физкультурного занятия, это способ организации детей, но когда строевые упражнения проводит не инструктор по физической культуре, а родитель, это дает совсем другой результат. Совместное проведение факультатива с родителями дарит огромную радость от взаимного общения, развивает чувство гордости за успехи своих родителей, что является важным фактором в формировании патриотических чувств.

Элементы строевой подготовки обязательно включаются в спортивные мероприятия, досуги, праздники, проводимые совместно с родителями. Когда взрослые на глазах у детей демонстрируют свое умение бегать, прыгать, соревноваться – это поучительно всем, и особенно детям, так как это создает определенный эмоциональный настрой.

Опыт нашей работы показал, что двигательная активность детей на занятиях зависит от способов организации. Проведение физкультурных занятий в традиционной форме, использование подвижных игр, сюжетов, зачастую не обеспечивало на наш взгляд высокую моторную плотность (по результатам медико-педагогической диагностики). В связи с этим возникла необходимость моделирования занятий нового типа по принципу круговой тренировки. Именно сюжетные занятия по типу круговой тренировки являются одним из универсальных способов развития выносливости детей, повышения общей физической подготовки. Система работы на развитие физической подготовленности через использование мотивации на сюжетных занятиях по принципу круговой тренировки позволило обеспечить:

Высокую общую моторную плотность занятия;

Формирование двигательных навыков и умений, развитие физических качеств;

Индивидуальный подход к детям в зависимости от состояния их здоровья и уровня физической подготовленности;

Проявление личностных качеств «Я – хочу, и я могу это сделать!».

С целью формирования положительного отношения к воинам Российской Армии, развитие патриотических чувств с детьми подготовительной группы в течение года (1 раз в месяц) проводятся сюжетные занятия по принципу круговой тренировки на военную тематику:

Месяцы

Тематика

«Зарница»

«Летчики»

«Воины-пограничники»

«Воины-пехотинцы»

«Мы ребята – бравые солдаты»

«Моряки»

«Разведчики»

«Военный парад»

Положение о военно-патриотической игре «Зарница»

Цель: приобщение дошкольников к историческому наследию страны,

закрепление знания о военных профессиях, званиях. Воспитание

патриотизма у дошкольников.

Задачи:

1. Развивать физические качества: ловкость, силу, выносливость,

координацию движений.

2. Формировать мышечно-двигательные навыки.

3. Воспитывать взаимовыручку в команде, чувство ответственности.

Материальное обеспечение и экипировка команды:

1.Форма одежды: парадно-спортивная.

2.На руках у каждого участника – эмблема команды.

3. Командное снаряжение – санитарная сумка.

Оборудование для игры:

10 обручей, 2 секретных пакета, 4 фишки, 2 стульчика, 2 бинта, поленья для

костра, 20 пластиковых бутылок.

Участники:

В игре участвуют 2 команды, по 8 человек (4мальчикаа и 4 девочки),

команда «Танкисты» и команда «Десантники».

Команду возглавляет взрослый.

Место проведения : площадка детского сада.

Программа военно-спортивной игры:

«Строевой смотр».

Этапы соревнования:

*Построение в шеренгу

*Выход из строя и доклад командира.

*Девиз команды.

*Выполнение команд «Равняйсь!». «Смирно!», «Разойдись!»

*Повороты на месте (направо-налево, кругом).

*Выполнение команд «На первый-второй рассчитайсь!»

*Перестроение с колонны по одному в колонну по два в движении.

*Доклад командира возвращение в строй.

Побеждает команда, допустившая наименьшее количество ошибок.

Девиз команды «Танкисты»:

Танкисты мы – враг не пройдет,

И наша цель – идти вперед!

Девиз команды «Десантники»:

Мы десанты, просто класс

Победить попробуй нас!

Ведущий вручает командирам маршрутные карты с заданиями. Задача

команд: Выполнить задания и найти флаг (чья команда справиться быстрее).

По указателям-стрелочкам команды выполняют задания.

1 этап «Болото»

Участникам команд выдаются приспособления для перехода по «болоту»

(два поролоновых круга, обшитых камуфляжной тканью). По сигналу два

игрока начинают движение: перекладывая поочередно с места на место

круги, переходят по ним «болото», не касаясь ногами пола. Закончив

переправу, быстро возвращаются на старт для передачи кругов следующему

участнику. Побеждает команда, закончившая эстафету первой и не

провалившаяся в «болото».

2 этап – «Сбей вражеский танк»

Перед командами устанавливаются туннели, на выходе стоят корзины с

«гранатами» (мешочки из камуфляжной, ткани в форме «лимонов»,

наполненных крупой. На расстоянии 6м от корзин находятся объемные

«танки», (склеенные из больших коробок и окрашенные в маскировочные

цвета). Участники должны пролезть по туннелю, взять из корзины гранату и

метнуть в танк. Побеждает команда, закончившая эстафету первой и

имеющая больше попаданий в цель.

3 этап – «Доставь донесение в штаб»

Каждой команде выдается гимнастическая палка, к ней привязана веревка,

длиной 8м, на которой через каждый метр закреплено донесение (конверт).

На другой стороне площадки(на расстоянии 10м от старта) находится

командир. По сигналу первый участник эстафеты начинает быстро

накручивать веревку на палку. Как только конверт коснется палки, срывает

его с веревки, отдает палку следующему участнику и бежит с донесением к

командиру. В момент передачи донесения следующий игрок начинает

накручивать веревку. Побеждает команда, закончившая эстафету первой

4 этап «Раненый боец».

На старте по 2 медсестры, на финише 2 раненых бойца сидят на стульчиках.

По сигналу первая медсестра бежит к раненому бойцу, перевязывает руку,

передает эстафету следующей медсестре. Вторая бежит к раненому

перевязывает ногу и возвращается в команду. Чья команда медсестер

справиться быстрее.

5 этап « Минное поле».

«Саперы» находят на территории «мины» и стараются очень аккуратно

разминировать «минное поле» (откручивают крышки от пластиковых

6 этап «Собери костер»

Команды собирают костер из поленьев по образцу.

В конце игры подводят итоги, награждают команду победителя и

участников.

Сценарий военно-спортивного развлечения с папами

«Я б в военные пошёл, пусть меня научат»
Цель: пропаганда здорового образа жизни; воспитание уважения к Российской армии; установление доверительных партнёрских отношений между ДОУ и родителями.

Задачи:

    Способствовать психологическому сближению отцов и детей

    Доставить детям и родителям удовольствие от совместной деятельности

    Укреплять здоровье детей, развивать выдержку, выносливость, быстроту реакции.

    Развивать нравственные качества: дружелюбие, ответственность, сопереживание.

    Воспитывать уважение к Российской армии, любовь к Родине.

Место проведения: спортивный зал.

Материал: детские и взрослые гимнастёрки, пилотки, сапоги, игрушки – собаки, тоннель, мафы, 2 конверта, 2 мешка, 20 пластиковых бутылок, 2 стойки с самолётами, мячики, детские носилки, 2 бинта, гимнастические скамейки, обручи.

Предшествующая работа: фотовыставка “Мой папа был солдатом”, рассматривание иллюстраций об армии, чтение художественной литературы, заучивание стихов, пословиц, поговорок на военную тематику, рисунки детей, поделки детей для пап, изготовление эмблем для команд.

Участники: дети подготовительной группы, родители, педагоги, инструктор по физической культуре.

Ведущая: Сегодня наш праздник посвящён людям военных профессий, тем, кого называют защитниками Отечества. Солдаты и командиры Российской армии охраняют нашу мирную жизнь. Лёгкой их службу не назовёшь. Надо быть сильным, чтобы не уставать. Смелым, чтобы не бояться. Надо быть умелым, чтобы без ошибок обращаться с оружием. А пока мы ещё дошколята. Мы играем и учимся, соревнуемся в ловкости, быстроте, силе и смекалке.

1 ребёнок: Сегодня праздник всех отцов

Всех сыновей, всех кто готов

Свой дом и маму защитить

Всех нас от бед отгородить.

2 ребёнок: Всех защитников страны

Поздравляем нынче мы

Все солдаты берегут

Землю, небо, мир и труд.

Для того чтобы все дети

Жили счастливо на свете.

3 ребёнок: На защиту Родины

В дождь и снегопад

Каждый день выходит

Доблестный солдат.

Ведущая: Чтобы сильными расти

Чтобы в Армию пойти

Начинаем наши состязания

Игры и соревнования.

Сегодня в соревнованиях участвуют команды “Лётчики” и “Танкисты”. Встречайте их громкими аплодисментами. Команды заходят в зал под “Военный марш” Г.В.Свиридова.

1 конкурс: “Кто оденется быстрее”

Ведущая: День для солдата начинается с подъёма. Он должен очень быстро одеться. И мы сейчас этому будем учиться. На стульчиках лежат гимнастёрка, пилотка и сапоги. По сигналу все участники команды начинают быстро одеваться. Побеждает команда, которая оденется первой. Пока жюри подводит итоги первого конкурса, назовите, какие вы знаете пословицы и поговорки о военной службе. Команды по очереди называют.

2 конкурс: “Пограничники”

Ведущая: Пограничники охраняют нашу границу и помогают им верные друзья – собаки. Ваша задача – вместе со служебной собакой преодолеть препятствие и доставить в штаб нарушителя границы. Перед каждой командой – тоннель. По сигналу первый участник команды берёт собаку, проползает с ней через тоннель, оббегает конус и бегом возвращается. Передаёт собаку следующему и встаёт в конец команды. Последний участник возвращается с нарушителем. Пока жюри подводит итоги, ответьте на мои вопросы. Отвечать нужно только “да” или “нет”.

1. Быть на посту, значит, находится в дозоре? (да)

2. Водолаз - это тот, кто ищет клад? (нет)

3. Ветеран - это старый опытный воин? (да)

4. “Катюша” – это автомобиль, названный в честь всех девушек Катюш? (нет)

5. Головной убор десантника берет? (да)

6. Папаха – это головной убор всех пап кто служит? (нет)

3 конкурс: “Разведчики”

Ведущая: Главная задача разведчиков – узнать планы врага и доставить в штаб секретную информацию. Нужно допрыгать из обруча в обруч до куба, затем вернуться бегом обратно. Последний возвращается с конвертом.

Пальчиковая игра “Я служить пойду”

Я пойду служить танкистом
(поставить кулак на кулак и выпрямить указательный палец)

Научусь в мишень стрелять
(руки вытянуть перед собой, показать, раскрыв ладони)

Мне бы стать парашютистом
(пальцы правой и левой руки переплетены между собой)

Очень хочется летать!
(большие пальцы обеих рук опущены вниз и соединены в “парашют”)

У меня мечта простая
(руки в стороны “крылья самолёта”)

Лётчиком я стать хочу

Капитаном быть мечтаю
(правую руку поставить ко лбу “козырёк”)

На военных кораблях
(руки “лодочкой”)

А мне нравится пехота
(пальцы “шагают по ногам”)

Каска, руки на ремне
(руки на голову, затем на пояс)

Очень важная работа

Быть солдатом на земле
(хлопки руками)

4 конкурс: “Сапёры”

Ведущая: У них сложная и очень опасная служба – найти и обезвредить мины. Перед вами минное поле. Пластиковые бутылки – это мины.Вам необходимо добежать до поля, обезвредить мину, скрутив крышку, вернуться назад и положить мину в мешок. Чья команда больше обезвредит мин, та и победит.

5 конкурс: “Артиллеристы”

Ведущая: В каких военных профессиях нужна меткость? Чтобы вражеские самолёты не бомбили мирные города, их нужно сбивать. Вот и вам предстоит сбить вражеский самолет. Нужно взять мячик, прицелиться и бросить в самолёт. Если попали в самолёт, то он считается сбитым. Кто больше собьёт, тот и победит.

Загадки на военную тематику.

Подрасту и вслед за братом

Тоже буду я солдатом.

Буду помогать ему

Охранять свою…(страну)

Моряком ты можешь стать,

Чтоб границу охранять.

И служить не на земле

А на военном…(корабле)

Брат сказал: ”Не торопись!

Лучше в школе ты учись

Будешь ты отличником

Станешь…”(пограничником)

Самолёт парит как птица,

Там воздушная граница.

На посту и днём и ночью

Наш солдат – военный …(лётчик)

Любой профессии военной

Учиться надо непременно,

Чтоб быть опорой для страны,

Чтоб в мире не было… (войны)

6 конкурс: “Перенеси раненного”

Ведущая: Иногда в бою может ранить. Раненого необходимо вынести с поля боя и доставить в медсанбат. Раненного нужно положить на носилки и папы выносят его с поля боя. А медсестра делает ему перевязку.

Игра “Да - нет”

Наша Армия сильна? (да)

Защищает нас она? (да)

Мальчишки в Армию пойдут? (да)

Девочек с собой возьмут? (нет)

Илья Муромец герой? (да)

На фронт ушёл он молодой? (нет)

Соловья он победил? (да)

Из автомата подстрелил? (нет)

У Буратино длинный нос? (да)

На корабле он был матрос? (нет)

А в пруду он плавал в тине? (да)

Враги потопят Буратино? (нет)

Сегодня праздник отмечаем? (да)

Мам и девочек поздравляем? (нет)

Мир важней всего на свете? (да)

Знают это даже дети? (да)

7 конкурс: Заключительная эстафета.

Ведущая: Все солдаты любят спортом заниматься. И сейчас проведём спортивную эстафету. Сначала нужно проползти по скамейке на животе, подтягиваясь руками; затем проползти через тоннель; сделать кувырок на мате; оббежать конус и бегом назад. Пока жюри подводит общий итог соревнований, поиграем с папами в игру.

Игра “Мой папа самый лучший”.
Стоя в кругу, дети имитируют движения по тексту.

Может он в футбол играть (удары ногой по мячу)

Может суп мне разогреть (сжимают и разжимают пальцы)

Может мультик посмотреть (прыгают на месте)

Может поиграть он в шашки (повороты вправо и влево)

Может даже вымыть чашки (движение: мытьё посуды)

Может прокатить меня вместо быстрого коня (бег лошадкой по кругу)

Может рыбу он ловить (закидывают удочку и наматывают катушку)

Кран на кухне починить (стучат кулачок о кулачок)

Для меня всегда герой!

Самый лучший, папа мой! (маршируют по кругу, в заключении поднимают руки вверх)

Ведущая: Для подведения итогов слово предоставляется жюри.

Награждение команд.

Ребёнок: Всех защитников страны

Поздравляем нынче мы

Все солдаты берегут

Землю, небо, мир и труд.

Для того чтобы все дети

Жили счастливо на свете

Ребёнок: День нашей Армии сегодня

Сильней её на свете нет.

Привет защитникам народа.

Российской Армии – привет.

Ведущая: Чтобы мирно всем жилось,

Чтобы мирно всем спалось.

Каждый день и каждый час

Зорко охраняет нас.

Дети : Родная!

Ведущая : Армия!

Дети: Могучая

Ведущая : Армия Российская!

Дети: Самая лучшая!

Ведущая: А сейчас под марш и аплодисменты провожаем наших мужчин и мальчиков.

«СЛУЖУ РОССИИ!»

(для старшего дошкольного возраста).

ЦЕЛИ: 1. Развивать у детей двигательную память, внимание, мышление.

2.Упражнять детей в метании мяча, мешочка с песком; в беге; в

ходьбе по канату.

3.Создать условия для сотрудничества детей и родителей, их

эмоционального и психологического сближения.

Дети входят в зал под музыку «бравые солдаты» Л.Захарченко

Ведущий : Здравствуйте, дорогие гости!

Сегодня все мамы и девочки знают,

Что пап и мальчишек они поздравляют,

Ведь праздник февральский всегда для мужчин.

Для праздника этого много причин.

Желаем мужчинам силы во всем,

Ведь им от всех бед защищать нужно дом.

Чтоб вырасти смелых надежных бойцов,

Мы мальчикам ставим в пример их отцов.

От пап мы конечно все без ума,

Хотим им сказать простые слова:

Дети: дорогие папы, вы у нас самые-самые!!!

Ведущий:

Есть день особый в феврале,

Отмечен он в календаре,

23 число- стало праздничным оно.

Ребята, как называется этот славный праздник?

Дети: День защитника Отечества.

Ведущий : прошу капитанов команд подойти ко мне. В знак хорошей игры и дружбы прошу капитанов пожать друг другу руки. Кругом. Шагом марш. Первым свою команду представляет капитан подготовительной группы.(Затем старшая группа).

Наша команда: Моряки. Пехотинцы.

Наш девиз: Хмуро в море-океане И вот к победе прямиком,

Плещут волны там и тут. За ротой рота,

Корабли идут в тумане То по-пластунски, то бегом

Нашу землю стерегут Пошла пехота.

Ведущий: Чтобы стать защитником Отечества, нужно быть ловким, сильным и смелым. Поэтому сегодня мы проведем с вами военные учения. В них примут участие 2 команды: команда «матросы» и команда «пехотинцы». А перед началом состязаний вы ребята должны дать клятву :

Клянетесь дружными вы быть? Дети- клянемся!

Не драться, слез горьких не лить? Дети – клянемся!

С улыбкой бегать и играть? Дети – клянемся!

Все трудности преодолевать? Дети- клянемся!

Ведущий: объективно оценивать соревнования двух команд нам будет

помогать наше жюри.

Ведущий: Ребята, а знаете ли вы что нужно солдату, чтобы всегда быть здоровым, и всегда в хорошем расположении духа?

Дети : заниматься спортом!!

1 эстафета «попади метко в цель» (участвует 1 папа и команда детей)

Один участник команды (папа) с помощью корзины ловит мячи своей команды.

2 соревнование « спортивная викторина»

Очки для команды зарабатывают папы. Отвечают на вопросы ведущего:

Вот загадка, словно птица, мчится в небе голубом, города, моря, границы и загадки под крылом.(самолет)

Чудо-птица, алый хвост, полетела в стаю звезд.(ракета)

Даже под полярным дном. Может плавать этот дом.(подводная лодка)

Ползет черепаха, стальная рубаха, враг в овраг, черепаха куда враг. (танк)

Ведущий: меткий глаз залог успеха, скажет нам солдат любой, чтоб желанная победа завершила правый бой.

3 Эстафета «всадники». Участвуют 3 папы и 3 ребенка

Папа везет ребенка на спине до ориентира, ребенок берет мешочек и бросает в корзину, папа возвращается так же с ребенком на спине.

Ведущий: всех защитников страны нынче поздравляем мы, эта песня без сомненья, вам подарит настроение.

Дети исполняют песню _____________________________________________

Ведущий: любопытно, умеют ли наши папы иногда заменить маму?

4 конкурс «настоящий мужчина умеет все» 1 часть(участвуют 3 ребенка и 1 папа)

Дети на вытянутой руке, в ложке несут картофель –папа должен быстро почистить.

2 часть (участвует 1 папа и 1 ребенка) одень своего ребенка. показать комплект вещей папе, затем вещи вывернуть и бросить в сухой бассейн. Папа должен отыскать. И одеть первым.

Ведущий : наши папы настоящие молодцы. Ребята, вот и вы скоро вырастите и станете такими же сильными, смелыми и ловкими, настоящими солдатами. И конечно же будете все служить нашей родине - России.

Дети поют песню

5 эстафета «пронеси мешочек на голове» (участвуют все дети)

Участвуют только дети. На голову ребенка кладется мешочек с песком и по канату, по ровной линии он должен пронести их до ориентира и обратно.

6 конкурс «узнай своего ребенка по голосу»(участвует один папа и 5 детей)

Дети из одной команды встают вкруг. А папа в середину круга. Дети по очереди, по команде ведущего, произносят слово «папа». Папа должен отгадать когда скажет его ребенок.

7 эстафета «переправа»(участвует 1 папа и дети))

В каждой команде по одному папе. Папа надевает обруч и бежит до ориентира, обегает его, возвращается и берет следующего игрока, тот берется за обруч, и бегут до ориентира, возвращается за следующим ребенком. И так далее, пока не получится паровоз из ребят.

Ведущий:

Вот пролетел веселья час,

Мы рады были видеть вас.

И ждем теперь не раз в году

А каждый праздник будьте тут.

Офицерам и солдатам нашей доблестной страны

Пожелают все ребята никогда не знать войны.

В День защитника России поздравляем наших пап.

Салютует в небе синем разноцветный звездный залп!

Все вместе кричат: салют!!! (праздничное перестроение «Мальчишка - будущий солдат».)

Жюри подводит итоги.

Награждение.

Ведущий: А наш праздник подошел к концу. Большое спасибо вам за то, что пришли сегодня, за то, что активно участвовали в конкурсах. Ваши детки, очень постарались, и специально к празднику приготовили подарки, которые все папы смогут получить в группе.

Дети под марш Защитника Отечества уходят.

Опыт работы по теме

Спортивно-массовые мероприятия как эффективная форма патриотического воспитания дошкольников

Колесникова Светлана Валерьевна

Инструктор по физической культуре

МКДОУ д/с «Подснежник» пгт Подосиновец

Начну с того, что в настоящее время во внутренней политике идёт большая работа по воспитанию у подрастающего поколения чувства патриотизма и популяризации спорта.

Важность патриотического воспитания отмечена в Государственной программе «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2016-2020 годы», и в проекте Национальной доктрины образования в Российской Федерации (с 2000 по 2025 гг).

В Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, которая является методологической основой разработки и реализации Федерального Государственного Образовательного Стандарта общего образования, патриотизм провозглашён как одна из базовых национальных ценностей, на основе которых возможна духовно-нравственная консолидация многонационального народа Российской Федерации.

Дошкольный возраст, имеет свои потенциальные возможности для формирования основ личности, высших социальных чувств, к которым относится и чувство патриотизма. Именно этот отрезок жизни человека является наиболее благоприятным для эмоционально-психологического воздействия на ребёнка, его образы очень ярки и сильны, и поэтому они остаются в памяти надолго, а иногда на всю жизнь, что очень важно в воспитании патриотизма.

В Федеральном Государственном Образовательном Стандарте Дошкольного Образования перед педагогами ставятся цели по патриотическому воспитанию детей.

На мой взгляд одним из наиболее эффективных средств решения задач патриотического воспитания подрастающего поколения, является физическое воспитание, занятия физической культурой и спортом. В Федеральном законе «О физической культуре и спорте в Российской Федерации» отмечается, что в силу своей специфики спорт и физическая культура обладают огромным воспитательным потенциалом, являются мощнейшим механизмом в формировании таких мировоззренческих оснований личности, как гражданственность и патриотизм.

Цель моей работы заключается в воспитании гуманной, духовно-нравственной личности, обладающей национальным самосознанием и патриотическими чувствами, средствами физической культуры.

Следуя этой цели я решаю следующие задачи:

1. Создать условия для организации практической деятельности воспитанников по формированию патриотического поведения и проявлению положительных эмоций в спортивно-массовых мероприятиях.

2. Воспитывать нравственно-волевые черты личности через стимуляцию детской активности, формирование физических качеств, двигательных навыков и умений.

3. Создать условия для выполнения физических упражнений, направленных на преодоление трудностей физического характера.

4. Способствовать проявлению разумной смелости, решительность, уверенности в своих силах с помощью подбора физических упражнений, соответствующих возрастным и индивидуальным особенностям детей.

5. Формировать у воспитанников чувство патриотизма на основе развития чувства гордости за свою семью, группу, детский сад, посёлок, область, страну.

6. Воспитывать личность гражданина через уважение к историческому и культурному прошлому России, гордости за достижения Родины; интерес к традициям своего народа, формирование чувства уважения и симпатии к другим людям, народам, их традициям; бережное отношение к родной природе.

7. Воспитывать чувство собственного достоинства у ребенка как представителя своего народа.

Патриотическое воспитание дошкольников реализую при комплексном подходе, т.е. решаю задачи не только непосредственно нравственного, физического, но и умственного, трудового, эстетического воспитания. При отборе материала руководствуюсь принципом интеграции различных видов детской деятельности, учитываю возраст детей, уровень физического развития, мышления, умственные способности, социально-личностную зрелость.

Реализация содержания патриотического воспитания через физкультурно-массовые мероприятия невозможна без предметно-развивающих условий организации - среды. Поэтому при подготовке к каждому мероприятию особое внимание уделяю созданию предметно-пространственного окружения, учебно-наглядных пособий и материалов.

Для более полного и углублённого формирования патриотического самосознания, познавательной, социальной мотивации воспитанников к саморазвитию, самореализации средствами физической культуры привлекаю наших партнёров – спортивную школу, дом детского творчества, районную детскую библиотеку, администрацию посёлка.

«Любовь к родине начинается с семьи», утверждал Френсис Бэкон . Вся моя деятельность не будет иметь смысла без поддержки в семьях воспитанников. Участие родителей в спортивно-массовых мероприятиях обладает огромным потенциалом для активизации дошколят и способствует повышению заинтересованности в нравственно-патриотическом воспитании.

Очень важно, чтобы жизнь ребенка в детском саду была интересной, запоминающейся, наполнена радостью, улыбками, добрыми друзьями, веселыми играми. Наибольший эффект в создании положительного психологического климата в детском коллективе оказывают спортивные праздники и развлечения.

Работа с детьми ведётся мной систематически и последовательно, согласно годовому и перспективному плану работы на учебный год.

Для более доступного восприятия и осмысления моей деятельности все проводимые спортивно-массовые мероприятия я разделила на несколько групп по своей направленности:

  1. Физкультурно-развлекательные,
  2. Физкультурно-спортивные,
  3. Военно-патриотические.

Каждая группа решает свои задачи в нравственно-патриотическом воспитании.

1. Физкультурно-развлекательные

Чувство Родины начинается у ребенка с отношения к семье, к ближайшему окружению – детскому саду. Духовному единению детей и взрослых способствует проведение в д/с «Дня Здоровья». Если мы научим детей ценить, беречь и укреплять свое здоровье, будем личным примером демонстрировать здоровый образ жизни, то можно надеяться, что будущее поколение будет здоровым и развитым, не только духовно, но и физически и справятся с теми большими целями, которые определяет для него государство.

В процессе организации, проведении спортивных досугов - «Весёлые старты», «Вместе с мамой», «Папа, мама, я спортивная семья» совершенствуются физические, нравственные качества личности ребёнка, укрепляются дружеские взаимоотношения со сверстниками, родителями, повышается командный дух, формируется чувство коллективизма, воспитывается стремление к ЗОЖ.

Ознакомление дошкольников с народной культурой осуществляется в детском саду в рамках образовательной области «Социально-коммуникативное развитие». В качестве обобщения знаний, организую музыкально – спортивный праздник «Масленица» с использованием русских народных забав, игр, русского фольклора. Тем самым мной решаются задачи не только физкультурно-оздоровительного цикла, но и происходит позитивная социализация детей, приобщение к социокультурным нормам, повышается интерес к национальным традициям русского народа, семейным обычаям.

2. Физкультурно-спортивные

Сегодня спорт молодеет. Участвуя в олимпийских играх, спартакиадах, соревнованиях на первенство поселка по лыжным гонкам, легкоатлетическому четырёхборью мои юные воспитанники познают науку побеждать. Побеждать собственное «не могу и не хочу», физические нагрузки, уважать свой труд и труд партнёров по команде, преподавателя. Каждодневные тренировки формируют у них волю, характер, устойчивость к негативным факторам, настойчивость в достижении цели.

Олимпийские игры в нашем детском саду провожу накануне Всемирных летних и зимних Олимпийских игр. Программа Олимпийских игр в детском саду длится несколько дней и включает спортивные состязания не только среди детей, но и между родителями и педагогами.

Команды придумывают для себя названия, девизы, готовят атрибуты, символику. В качестве независимых судей приглашаются тренеры из спортивной школы. На церемонию открытия и закрытия включаются красочные музыкальные номера, с болельщиками проводятся весёлые эстафеты. При подготовке к играм специалисты Подосиновской детской библиотеки организуют с дошколятами познавательные беседы, викторины, просмотр презентаций на спортивную тематику.

Семьи воспитанников в каждой группе с энтузиазмом участвуют в конкурсах рисунков и фотографий. Поощрение родителей за участие в Олимпийских играх, награждение особо отличившихся детей, перед большой аудиторией своих сверстников дает положительный настрой всем собравшимся и желание быть лучше, стремление повышать свое спортивное мастерство.

В ходе подготовки и проведении Игр я создаю условия для приобщения воспитанников к традициям большого спорта, в том числе олимпийского движения; стимулирую родителей к проявлению инициативы в воспитании у детей привычки к ЗОЖ и активному отдыху.

Спартакиады - это очень яркие, шумные, наполненные позитивом и радостью мероприятия, которые проходят ежегодно осенью и весной. В этот период во время тренировочного процесса, провожу индивидуальные и коллективные беседы с детьми, обсуждаю вопросы проявления мужества и чести, проявляемых во время спортивных соревнований, освящаю славные события из спортивной жизни страны, формирую мотивацию к занятиям спортом, нравственную и гражданскую позицию о социально значимых ценностях.

Через спорт, личный контакт с воспитанниками происходит воспитание в широком смысле слова. Нашим детям есть с кого брать пример.

Участие в традиционных ежегодных соревнованиях на первенство поселка по лыжным гонкам, легкоатлетическому четырёхборью среди детей дошкольного возраста дают мне возможность показать результаты моей работы как тренера, а детям – продемонстрировать собственный талант, спортивные достижения.

Кроме того, соревнуясь, ребята дают возможность зрителям приобщиться к миру спорта, ощутить положительные эмоции, а для родителей и педагогов это дополнительный повод гордиться своими воспитанниками.

По Указу Президента РФ с 1 сентября 2014 года в нашей стране вновь был введён Всероссийский физкультурно-спортивный комплекс «Готов к труду и обороне». Во всех образовательных организациях возрождается добрая традиция советского времени – сдача норм ГТО в том числе и в нашем детском саду. Думаю, что в скором времени у нас появятся счастливые обладатели значков ГТО среди воспитанников.

3. Военно-патриотические

Отдельным направлением патриотического воспитания подрастающего поколения является военно-патриотическое воспитание. Такие качества, как сила и ловкость, выносливость, смекалка необходимые будущим защитникам Родины, лучше всего развиваются в спортивных играх с военно-патриотическим содержанием. Проведение в д/с праздников с участием пап к Дню защитников Отечества, «Смотра строя и песни», «Зарницы» оказывает наибольшее влияние на воспитание патриотических чувств детей. Появляется желание учиться метать в цель, прыгать, бегать на лыжах, маскироваться.

Например в 2015 году, накануне праздника Дня защитника Отечества, дети старших и подготовительных групп пригласили пап на военно-спортивную игру "Большие маневры". Они помогли пройти полосу препятствий и проявили сообразительность на этапе теоретической подготовки. Такие встречи очень важны. Они создают определенный эмоциональный настрой, дарят огромную радость от взаимного общения. Чувства детей переполняются чувствами уважения и гордости за своих отцов.

«Смотр строя и песни» - крупное мероприятие в детском саду, наша гордостью и традиция, посвящено празднованию Дня Победы проводится в виде конкурса. Мероприятие проходит в торжественной обстановке, на красочно оформленной площадке во дворе детского сада.

В процессе подготовки к «Смотру строя и песни», на физкультурных занятиях особое внимание уделяю строевой подготовке детей. Они учатся чётко выполнять строевые упражнения и команды, сдавать рапорт, девиз, исполнять песню. Родители и педагоги помогают в изготовлении единой формы, атрибутов. Общие старания принесли нам победу в 2015 году на районном конкурсе «Смотр строя и песни», посвящённом 70-летию со Дня победы. Ребята выступили с огромным удовольствием, чувством ответственности и гордости.

Одним из полюбившихся детям и педагогам мероприятий военной тематики является военно-спортивная игра «Зарница». Она проводилась с целью приобщения подрастающего поколения к патриотическим ценностям, формирования детских представлений о военной службе. В процессе поиска флага на разных станциях ребята показали умение оказывать товарищескую поддержку, выручать друг друга, проявили волю к победе, смекалку и находчивость.

Подводя итог, хочу сказать, что патриотическое воспитание средствами физкультуры и спорта занимало и будет занимать центральное место в моей воспитательной системе. По данному направлению у меня уже сложилась система работы и достигнуты определенные результаты, что подтверждается грамотами воспитанников за спортивные достижения, активным участием семей в физкультурно-спортивных мероприятиях, районных и областных конкурсах, акциях на патриотическую, спортивную тематику, здоровый образ жизни.

В настоящее время издается достаточно много методической литературы по данному вопросу. Зачастую в ней освещаются лишь отдельные стороны нравственно-патриотического воспитания детей в конкретных видах деятельности и, нет стройной системы, отражающей всю полноту данного вопроса. Использование спортивно-массовых мероприятий позволило мне оптимизировать условия патриотического воспитания дошкольников и дополнить содержательную базу системы физического воспитания детей в нашем детском саду.

Мой опыт работы доступен в практическом применении и может использоваться в педагогической практике дошкольных образовательных учреждений по патриотическому воспитанию детей:

– воспитателями, старшими воспитателями, специалистами дошкольной педагогики в плане методических разработок по организации и проведению спортивно-массовых мероприятий;

– родителями, в плане организации совместной деятельности с ребенком в домашних условиях.

Я закладываю основу патриотического воспитания, прививаю любовь к Отечеству, приобщаю детей к общественно – нравственным ценностям, развиваю их физические качества, любознательность, творческие навыки, воспитываю потребность быть здоровым. Благодаря целенаправленной работе, с применением разнообразных форм и методов, у меня как педагога есть уникальная возможность повлиять на становление будущих граждан, патриотов России.


спортивные игры и развлечения.

Вступление

Патриотические чувства только зарождаются в дошкольном возрасте и хотя еще элементарны по своим проявлениям, но чрезвычайно важны для дальнейшего формирования личности российского гражданина. Современная дошкольная педагогика одним из эффективных средств формирования начал патриотизма считают игру. Ее особое значение состоит в том, что она способствует воспитанию определенного отношения ко всему окружающему детей, к явлениям общественной жизни. Поскольку в детской игре своеобразно отражается окружающая действительность (а наша действительность –это патриотические дела российских людей, равноправие, взаимоотношения дружбы и братства, она, как никакой другой вид деятельности, может быть насыщена социальным содержанием. В ней ребенок искренне, непосредственно выражает свои мысли и чувства-симпатию к героям войны и трудовых будней, дружеское отношение к людям. В игре ребенок приобщается к великим событиям современности. Представление детей о Родине, особенностях быта, труда, искусства разных народов нашей страны, о Российской Армии не только уточняется, закрепляется в игре, но и обогащаются, творчески перерабатываются и впоследствии становятся основой их поведения и убеждений.
Чувство любви к Родине, как одно из высших нравственных чувств, формируется на протяжение многих лет. У малыша оно начинается с привязанности, любви матери, членам семьи, своему дому, воспитателю детского сада. Постепенно чувство любви к близким, к родному дому как бы раздвигает свои границы, и ребенок оказывается способным любить город, село, где живет, проявлять дружеские чувства по отношению к другим людям–он начинает любить свою Родину.
Педагог должен поддержать интерес детей к играм, которые способствуют воспитанию любви к Родине. Игра ценна тем, что в ней у детей начинают формироваться качества необходимые российским воинам: смелость, ловкость, упорство.
В дошкольном возрасте к будущим гражданам нашей страны приходит понимание того, что защищать Родину – почетный труд, которому надо учиться. Стоять на страже мира, охранять Родину могут только сильные, выносливые, закаленные люди, не боящиеся трудностей. К службе в рядах Российской Армии необходимо готовиться с детства.

Патриотические чувства воспитываются у дошкольников посредством их участия, особенно таких, где отражаются события Великой Отечественной войны.
Рассказывая о различных событиях из жизни советских воинов, показывая соответствующие иллюстрации, педагог создает у детей определенное эмоциональное настроение, как бы заранее заставляет их пережить то, что позже они отобразят в своей игре.
У детей следует формировать представление о наших воинах, как защитниках советских людей не только в военные годы, но и в мирное время: солдаты проявляют мужество в борьбе со стихийными бедствиями (пожар, наводнение). Яркий эмоциональный рассказ педагога поможет ребятам развернуть содержательную игру, в которой, с одной стороны, будут углубляться чувство признательности, уважения к советским воинам, а с друго й - ребенок сам станет «учиться подвигу» под мирным небом Родины.

Спортивный праздник на День Защитника Отечества

Направление: физическое

Основная образовательная область: физическая культура (плавание)

Возраст: старшая группа (5-6 лет)

Цель: патриотическое воспитание детей посредством спортивного праздника, приуроченного ко Дню Защитника Отечества

Оздоровительные задачи: совершенствование механизма терморегуляции, разностороннее психофизическое развитие всех систем организма, формирование правильной осанки, укрепление свода стопы.

Воспитательные задачи: воспитание чувства патриотизма, нравственных (доброты, чувство взаимопомощи, сочувствия, справедливости) и морально-волевых качеств (смелости, ответственности, решительности, самообладание), трудолюбия, культурно-гигиенических навыков.

Развивающие задачи: развитие физических качеств (ловкости, силы, выносливости); мыслительных процессов (воображения, логического мышления).

Образовательные задачи: формирование плавательных умений и навыков (предоставить детям возможность показать родителям свои достижения в плавании), обогащение двигательного опыта, закреплениезнаний о безопасном поведении на воде.

Методы и приемы: игровые, практические; соревновательные методы; приемы: указания, напоминания, поощряющая оценка.

Инвентарь: большая ложка, 2 резиновых мяча, 2 мягких мяча, 2 доски для плавания, воздушные шарики, 2 палки, камни, тонущие игрушки.

Ход занятия

Ведущий:
- Здравствуйте, уважаемые гости! Примите наши поздравления с предстоящим праздником – Днем Защитника Отечества!
- Сегодня день особый для мальчишек и мужчин. День защитника Отечества знает каждый гражданин. А настоящий защитник Родины должен быть сильным, ловким и умелым! Такими и являются наши замечательные ребята!
(под марш дети спускаются в бассейн и строятся в 2 шеренги)
Под музыку «Антошка» появляется Антошка с ложкой в руке
Антошка:
В гости к вам пришел Антошка! Вот моя большая ложка!
Люблю повеселиться, особенно поесть,
На травке поваляться и мультик посмотреть!
Что за праздник тут у вас, музыка, волнение?
Где печенье, где же торт, где же угощение?
Ведущий:
- Вообще-то, здесь мы собрались не чай с вареньем распивать, а свою смелость показать!
Чтобы ловким быть и гибким начинаем все с разминки.
Давай вставай скорее в строй, займемся мы сейчас тобой.
Веселая разминка (гидроаэробика под музыку)
Антошка:
- Вот это да, намял бока! Работа эта нелегка! Я тут немножко полежу. Я собственным здоровьем дорожу!
Ведущий:
- Ты же будущий солдат! Как удержишь автомат?
Чтобы здоровьем завидным отличаться, надо больше тренироваться!
(построение в 2 колонны)
Эстафета «Гонка катеров»
(скользить с доской в руках до конца бассейна.
Обратно – бегом и передать доску следующему)
Антошка:
- Вот это да-а! А я так не умею, я лучше посижу.
Ведущий:
Антошка, что ты все посижу да полежу. Попробуй выполнить интересное задание.
(Антошка прыгает с зажатым между ногами мячом. Не получается)
Антошка:
- Руки ноют, ноги ноют, меня здоровье беспокоит!
Ведущий:
- Мышцы надо укреплять и организм свой закалять. Смотри - как это делают наши ребята.
Эстафета «Не потеряй мяч»
(прыжки с мячом, зажатым между ногами,
обратно – скольжение на спине с мячом у живота)
Ведущий:
- Антошка, а играть ты любишь? Давай с ребятами поиграем в игру.
Игра «Охотник и утки»
(избежать попадания мячом можно, сделав «поплавок»)
Ведущий:
- Ну что, Антошечка, ты, наверное, набегался, устал. Отдохни, побереги свое драгоценное здоровье, подружи со своей любимой ленью.
Антошка:
- Нет-нет-нет. Я замечательно себя чувствую. Я хочу еще поиграть, попрыгать. Предлагаю поиграть с воздушными шариками.
Игра «Достань шарик»
(подпрыгивать и доставать шарики, прикрепленные к палке)
Ведущий:
- А наши ребята очень любят игру «Водолазы». Поиграем?
Игра «Водолазы»
(дети отворачиваются, считают до 5, 7,10), потом собирают камни, тонущие игрушки со дна. Повторить 3 раза.
Сюрпризный момент - в конце дети ныряют и вытаскивают из воды пакет с фруктами)
Антошка:
Вам, ребята, благодарен за науку, за игру.
Быть выносливым и ловким не мешает никому!
Это вам угощение от меня. Заряжайтесь витаминчиками!
Свободное плавание с шариками (под музыку)
Ведущий:
- Внимание, становись! Мы с Антошкой прощаемся с вами и желаем…
Антошка и Ведущий (вместе):
Чтоб здоровье крепкое было у ребят.
Ведь мальчишка – это будущий солдат!
(дети выходят из воды)

Список литературы:

1.Система патриотического воспитания в ДОУ. Александрова Е.Ю., Гордеева Е.П. 2007 г.

2.Программа воспитания и обучения в детском саду. Васильева М.А., Гербова В.В., 2007 г.

Ольга Иванова
Патриотическое воспитание дошкольников посредством физической культуры в контексте реализации ФГОС

«Патриотизм , как мы с вами знаем, это

ни что другое, как любовь к Родине.

Без этого ни одна страна существовать

не может, она просто растворится, как

кусочек сахара в чае».

В. Путин (слайд 2)

Патриотическое воспитание дошкольников по ФГОС подразумевает воспитание физически здоровой личности . В решении этой задачи немаловажную роль играет «физическая культура » (слайд 3) .

Для достижения положительных результатов в формировании патриотической личности посредством двигательной сферы , необходимо :

Обеспечить всестороннюю физическую подготовленность каждого ребенка;

Помочь приобрести запас прочных умений и двигательных навыков, необходимых человеку на протяжении всей его жизни;

Создать условия для проявления положительных эмоций и интереса к физкультуре (слайд 4) .

Спортивно – патриотическое воспитание направлено на развитие морально-волевых качеств, воспитание силы , ловкости, выносливости, стойкости, мужества и дисциплинированности в процессе занятий физической культурой и спортом , формирование опыта служения отечеству и готовности к защите Родины (слайд 5) .

Формирование патриотических чувств детей дошкольного возраста осуществляется в процессе использования различных форм и методов работы с ними : на занятиях по физической культуре , в бассейне, в процессе проведения подвижных игр, эстафет, спортивных праздников и досугов (слайд 6) . Наибольший воспитательный эффект оказывают спортивные праздники и развлечения. Данная форма работы позволяет закрепить и обобщить знания и умения детей в рамках определённой темы. (слайды 7, 8, 9, 10, 11, 12) .

Формирование у детей чувства патриотизма , возможно и через организацию специально разработанных физкультурных сюжетных занятий и подвижных игр, можно использовать игры в «военных» , сюжетные занятия из серии «Разведчики» . Подобные игры углубляют симпатию к солдатам и вызывают желание подражать им, быть твердыми духом, выносливыми, смелыми, упорными, готовыми всегда прийти на помощь товарищу, т. е. формируют те качества, которые необходимы будущим защитникам Родины.

От внешних моментов (красочность военной формы, динамика военных ритуалов) дети постепенно приходят к пониманию патриотизма воинов - их готовность защищать Родину. Для обеспечения системы работы по данному направлению необходимо использовать следующие элементы развивающей среды : диафильмы, короткометражные фильмы; подбор специальных пособий, книг с произведениями на военную тематику; репродукций, картин, альбомов по развитию истории Родины; встречи с ветеранами ВОВ, участие с родителями в составе «Бессмертного полка» . (слайд 13)

Неотъемлемой частью нравственно-патриотического воспитания дошкольников являются народные игры. Народные игры, считалки формируют у дошкольников первые чувства патриотизма : гордости за свою Родину, любовь к родному краю, уважение традиций. Народные игры укрепляют связь между поколениями, воспитывают любовь к родному краю, формируют интерес к изучению игр других национальностей (слайд 14)

Целенаправленная работа по патриотическому воспитанию средствами физической культуры и спорта , обеспечит формирование патриотических чувств у воспитанников . Важнейшим условием эффективности работы по воспитанию патриотизма у дошкольников является понимание родителей необходимости патриотического воспитания , их помощь педагогам в этой работе. Несомненно, что базой патриотического воспитания является нравственное, эстетическое, трудовое, умственное воспитание маленького человека . В процессе такого разностороннего воспитания зарождается тот фундамент, на котором будет вырастать более сложное образование - чувство любви к своему Отечеству.

Доклад подготовлен по материалам пособия : Мещерякова С. В., Логвинова О. Ю., Сорока А. Г., Потапова Г. Я. Патриотизм в физическом воспитании дошкольников // Молодой ученый . - 2016. - № 3»

Публикации по теме:

Консультация «Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников посредством метода проектов» «Нравственно – патриотическое воспитание дошкольников посредством метода проектов»В современных условиях, когда происходят глубочайшие изменения.

Патриотическое воспитание дошкольников посредством изобразительного искусства В настоящее время возникла серьёзная проблема патриотического воспитания у подрастающего поколения. Необходимо воспитывать детей в духе.

Проектная деятельность «Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников посредством художественной литературы» Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников посредством художественной литературы (проектное задание) Воспитание нравственности у.

Патриотическое воспитание детей дошкольного возраста в условиях реализации ФГОС ДО Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида № 58 САМОАНАЛИЗ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ.

Патриотическое воспитание детей в среднем дошкольном возрасте в условии реализации ФГОС В настоящее время, патриотическое воспитание дошкольников по ФГОС актуально и приоритетно для подрастающего поколения. Дети в дошкольном.

Патриотическое воспитание дошкольников посредством проектной деятельности В настоящее время в стране активно происходит процесс качественного обновления образования, усиливается его культурологический, развивающий,.