Петрова с.и. традиционное якутское шитье и вышивка

21.10.2019 Советы

Народ Якутии насчитывает почти полмиллиона человек. Они проживают на территории Республики Саха, в Иркутской и Магаданской областях, Хабаровском и Красноярском крае. Этот народ и сейчас чтит традиции, сохраняет их и передаёт потомкам. Большую часть культуры занимают талисманы: детали национального костюма, шапки, украшения, предметы быта. О значении якутских амулетов и их видах и пойдёт речь.

Якуты близки к природе, они живут в гармонии с ней, подчиняются её законам, с трепетом и уважением относятся к мощи стихии. Почти все талисманы, которые используют якуты, сделаны из натуральных материалов. К ним относятся:

  • кости, клыки, когти и шкуры животных;
  • серебряные украшения;
  • деревянные миниатюры бытовых предметов;
  • камни;
  • вышитые бисером или нитью орнаменты.

Магические предметы защищали от сглаза, порчи, духов, от влияния стихии, сохраняли здоровье, привлекали удачу.

Наибольший интерес у этнографов вызывают якутские ювелирные украшения и узоры, поскольку они защищают и несут информацию о статусе, социальной роли человека, благосостоянии, желаниях. Например, чорон, якутский сосуд для кумыса, используют в поклонении божествам и благословлении. Украшения на него наносят в зависимости от просьбы, вознесённой к богам. Важна роль наследования амулетов. Чем они был старше, тем выше сила. Жительница города Нюрба говорит:

«Когда я была маленькая, у моей бабушки были серебряные сережки с 3 рядами подвесок. Бабушка очень ими дорожила. А теперь я сама бабушка и ношу ее сережку. Девушки надевали очень редко все украшения – только на свадьбу и на Ысыах. На Ысыахе по украшениям определяли положение девушки в обществе. Тогда они стоили очень дорого, не каждая девушка могла себе позволить их. Со времен моей молодости якутские изделия очень изменились. Раньше были только пластины и гравюры на них. Я думаю, что это показывает культурное развитие народа».

Орнаменты наносятся на якутскую одежду для защиты от злых сил, поэтому вышивкой украшают наиболее слабые места, через которые могут проникнуть духи: подол, рукава, ворот, пояс, позвоночник.

Основные мотивы – растительные, подходят всем, символизируют развитие и плодородие. При выборе узора необходимо учитывать особенности:

  • лировидный орнамент не подходит девочкам и бабушкам;
  • росток растения для маленьких детей, бутон для юношей и девушек постарше, распустившиеся цветы для старших;
  • орнамент должен был стремиться вверх, а не вниз.

Одежду мужчин традиционно украшали пять ромбов, объединённых в один. Это символ совершенства, соединение пяти элементов: воды, воздуха, дерева, огня, металла. В центре ромба круг – женское начало, поскольку мужчина неотделим от женщины.

Ещё один традиционный мотив напоминает , но с тремя делениями. Он символизирует три души: матери, земли, воздуха.

На места расположения основных чакр надевались металлические изделия или подшивались обереги. Это солнечное сплетение, лоб, бёдра, пояс, область сердца. Например, с изнанки, напротив сердца подшивалась мордочка мелкого зверька. На шапках в центре лба помещалась металлическая пластина.

Талисманы изначально делались из любого металла, этим занимались кузнецы. Они почитались наравне с шаманами. Богатые роды имели своего личного мастера.

Позже их стали делать исключительно из серебра, золото не использовалось. Серебро обладает очистительной силой и отгоняет духов.

Особо выделяются свадебный убор, ведь невеста – продолжательница рода, от неё зависит благополучие семьи и здоровье детей. Каждая деталь имела значение. Большинство из них отгоняли недобрых духов и сглаз, другая сторона была направлена на укрепление детородной функции.

Свадебный костюм состоит из таких фрагментов:

  • головной убор;
  • серёжки;
  • нагрудный гарнитур;
  • наспинный гарнитур;
  • браслеты.

Вес убранства мог достигать десятков килограмм. Приданое готовили с самого рождения дочери, изготовляя в год одну деталь костюма. К совершеннолетию скапливался полный убор.

Повседневные изделия были скромнее. К основным видам относятся:

  1. Серёжки. Их начинали носить с пяти лет. Форма серёжек напоминала фигуру девушки, а детали были посланием окружающим, сообщающим о статусе их обладательницы. Например, девушки носили плоские цельные фигурки. Дырка в центре сообщала о замужнем статусе. Серёжки в виде лиры с подвескам надевали многодетные женщины. Стареющая женщина снимает подвески и передаёт внучке в знак продолжения рода.
  2. Браслеты. Кроме обережной функции имеют практическую. Браслетами застёгивают рукава одежды, не пуская холод.
  3. Пояс. Не давал духам проникнуть к телу, поэтому неподпоясаными могли ходить только шаманы. Взрослые богато расшивали пояса орнаментами, а дети подпоясывались верёвкой.

Мужчины, женщины и дети применяли разные талисманы, поскольку отличались их социальные функции.

Амулеты для детей

Защищать ребёнка принято ещё до рождения. Особо опасен момент появления на свет, когда злые духи могут навредить младенцу и маме, поэтому роды сопровождали многочисленные талисманы, сохраняющие жизнь младенцу, облегчающие страдания матери.

Покровительница плодородия, защищающая роженицу – Айыысыт. Её символизировала шкурка зайца. Через глазницы продевались , а в уши вдевались серьги. Во время родов шкурку щедро умасливали.

Над постелью роженицы для уменьшения боли и для благополучного исхода вешали серьги, удила, кнут. Берёзовой палкой вокруг постели обводили круг, поскольку в берёзе находится дух хозяйки местности, за такую черту не один представитель потустороннего мира не сможет заступить.

После того, как младенец родился, в палку, за которую держалась женщина, втыкали нож, если появился на свет мальчик или ножницы, если девочка.

Младенец в первый год жизни ещё не может сам противостоять злу, поэтому за ним охотятся пожиратели душ абаасыта. Их отгоняли, привязывая на борта кроватки нож в ножнах, огниво, топорик, медвежью лапу, череп соболя.

На одеяло пришивали кольца, пластины из металла и другие звенящие предметы. Ребёнку, который начинал ползать и ходить на спину привязывали колокольчик. Звоном он очищал помещение от дурной энергетики, отпугивал духов и сообщал маме где находится малыш.

Для хорошего сна в уголок подушки вшивали заячью лапку.

С младенчества и до конца жизни человек хранил сумку из кожи тайменя «Ого кута». В ней хранились 10 узелочков из пуповины и волосы. Это сосредоточие жизненной силы.

Подросшим детям надевали серьги, подвески, металлические бляхи с рисунками и бусинами. Традиционный амулет для мальчика – лук и стрелы. Это сосредоточие мужского начала, моральных и физических качеств будущего мужчины.

Женские талисманы

Они направлены на сохранение здоровья, укрепление семьи, развитие интуиции.

Для облегчения грудного вскармливания используется гладкий в виде воронки в центре. Через него было принято сцеживать молоко.

Девушка, отправляющаяся в путь, своими руками делала амулет из шерсти медведя, напоминающий кисточку – моонньох. Его вешали на шею лошади, чтобы расчищать путь от духов.

Девушка навыданье делала кнут из ивовых веток, украшая его фигурками из кости и серебра. На кончик прута вешался колокольчик. После рождения малыша кнут вешался над колыбелью.

На шапки надевалась серебряная бляшка – туосахта, символизирующая солнце. Одно из её значений – защита от оспы.

В качестве украшений девушки носили серьги, кольца и браслеты. При ходьбе убранство должно позвякивать, чтобы зло не приближалось.

Кроме шапки, обережный головной убор бастынга – обруч. Бляхи на нём прикрывали уязвимые части: лоб и виски.

Мужские амулеты

Мужчины почти не носили украшений. В качестве талисманов использовались вышивка и части животных: головы, лапы, когти, зубы, кости. Считалось, что качества убитого животного переходят к убившему его охотнику. Кроме этого якуты избирали себе тотемное животное. Они ассоциировали себя с ним, перенимая свойства, и находились под защитой.

Помогали выслеживать и убивать добычу на охоте, оставаясь неуязвимым. Мех волка или медведя считался и болезней.

Ещё один – ожерелье из носов. В этой части тела у животного находилась душа, поэтому якуты собирали в связки носы мелких животных: соболей, песцов, лисиц для привлечения удачи.

Для удачной охоты использовался талисман из шкуры, рога и челюсти оленя. Этот свёрток вместилище духа покровителя зверей и охоты.

Самый сильный талисман – камень сата. Его находили в местах удара молнии, а ещё он зарождался сам собой внутри лошади, быка, медведя, собаки или волка. Узнают его по внешнему виду. Сата напоминает уменьшенную человеческую голову, где различимы глаза, нос, рот, уши. Этот камень живой. Чтобы камень не умер, его не должна касаться девушка, не должен смотреть чужой человек и камень не должен оставаться нагим. Оберег принято было хранить завёрнутым в шерсть породившего его животного вдали от дома. С помощью сата якуты изменяли погоду или во время путешествия привязывали к лошади, чтобы та не потела, и её не донимали оводы.

Современные обереги в Якутии

Исследования показывают, что большинство якутов верят в силу оберегов и многие их держат дома. Правда, многие из них ушли в прошлое. Чаще всего встречаются:

  • посуда и домашняя утварь с орнаментом;
  • вышивка на национальной одежде;
  • рисунки животных;
  • лапы медведя;
  • драгоценные изделия.

Последний вид оберега особенно интересен. Мотивы остаются прежними: лира, женская фигура, растительный орнамент. Но ювелирные изделия стали утончёнными, ажурными и не такими массивными. На смену серебру приходит золото и драгоценные камни.

Специалисты предупреждают, что на рынке много китайских подделок под изделия якутов. Они дешевле, но не несут духовной ценности и обережного значения. Через несколько поколений они потеряют красоту и ценность. Лучше отдавать предпочтение традиционным якутским мастерам, которые знакомы с историей, культурой и традициями народа.

Из второй части публикации вы узнаете о браслетах, поясах, шейных украшениях, а также приятных мелочах вроде игольниц, ухочисток, щипчиков, гламурных серебряных снеговых очках и многом другом. Например, о хаппар - клатче, украшенном серебром.

«Айсберг»

Первую часть материала о якутских украшениях можно прочитать .

Якутские украшения: шейные украшения

В прошлом у якутов повсеместно было распространено шейное украшение - ожерелье (хабарҕа симэҕэ, моой симэҕэ, беҕех) .

Первые два якутских названия означают одно и то же - «шейное украшение», а слово «бөҕөх» переводится как «запястье», «браслет». По характеру орнамента и форме выпуклых опоясков такое украшение действительно очень напоминает браслет. Оба эти украшения - и шейное, типа ожерелья, и браслет - делаются из серебряной пластинки в виде усеченного конуса. Соответственно ожерелье имеет в диаметре около 12-14 см, браслет - около 6-8 см. Число выпуклых опоясков у браслета обычно 3-4 и 5, а у ожерелья чаще всего - 3. Ширина браслета достигает от 5 до 7,5 см, у ожерелья - от 3,5 см до 4 см. Ожерелье, как и браслет, застегивается загнутыми застежками.

Эти украшения носили в особенно торжественных случаях - на праздниках, свадьбах.

Из археологических раскопок известны браслеты исключительно из бронзы, относящиеся к середине XVIII века. В одном женском захоронении обнаружен браслет, изготовленный из бересты, который датируется авторами сообщения началом XVIII века. Форма и размеры этого браслета полностью совпадают с браслетами из серебра XIX века. В средней части браслет украшен вдавленным сетчатым орнаментом, окруженным одним рядом кружочков. По верхнему краю браслета сохранились два параллелльных тонких ободка из тальника. Ободки прошиты волосяными нитками крестовым швом. Кроме того, есть сведения, что и ожерелье делалось из бересты (Троев П., Березкин И. Браслеты из … бересты. - Газ. «Соц. Якутия», 1971, 20 мая) .

Браслет (бөҕөх). Instagram @pk_kyyha

Шейное украшение или ожерелье не найдено при раскопках, что говорит о его недавнем происхождении. Судя по тому, что ожерелье не имеет у якутов собственного названия (называется бөҕөх , т.е. браслет), можно предполагать, что создан он якутскими ювелирами по образцу браслета.

Якутские украшения: косоплетки, илин-кэлин кэбиһэр

Якутские девушки до замужества украшали свои волосы косоплеткой или суһуох симэҕэ . Состоит она из серебряных или медных трапециевидных пластин с тремя рядами подвесок и бусин. На конце укрепляют полукруглые чашечки (чопчу) с кистями из ниток. Украшение привязывается тесемкой к косам под затылком. Достигает оно длины до 24-26 см. В отличие от вышеописанного типа, косоплетки вилюйских якутов были менее пышными. Косы туго перевязывались замшевой лентой, чуть ниже затылка прикреплялась орнаментированная трапециевидная пластинка, еще ниже 3-4 мелкие пластинки.

Косоплетка. Instagram @pk_kyyha

Косоплетки центральных районов Якутии сходны с киргизскими «чач уштук» , но отличаются большим количеством пластинок и полукруглыми чашечками, вместо круглых подвесок.

Если якутские девушки волосы свои украшали до замужества, то у других родственных якутам народов: у киргизов - чач ушту к, у тувинцев - чабага , у башкир - кашмау , предназначались замужним женщинам. Надо заметить, что у тувинцев основу украшения составляла трапециевидная серебряная пластинка.

У якуток существовал обычай прятать волосы от чужих мужчин

В связи с косоплеткой нужно упомянуть другое якутское наспинное украшение - кэлин кэбиһэр . Это серебряная гравированная пластинка в виде трапеции, подвешивалась на ремешках к затылочной части головной повязки бастыҥа или к задней части гривны. К нижней части пластин подвешены 4 или 8 ажурных серебряных цепей. Это украшение входило в число свадебных нарядов зажиточных семей и было распространено повсеместно. Р.К. Маак, посетивший вилюйские улусы, называл это украшение косоплеткой замужних женщин и описывал ее ношение следующим образом: «к задней части обруча (гривны - Ф.З. ) прикрепляется … косоплетка, привязываемая к косе». Но одно украшение не может быть подвешено в двух местах (к гривне и к косе). По-видимому, привязывалось или к гривне, или к косе.

О том, что у якуток существовал обычай прятать волосы от чужих мужчин, замечено Серошевским: «во время свадьбы, сестра невесты все время старательно прикрывает голову, так как за большой грех считается, что жених или кто-либо из его поезжан увидел ее волосы». «Невесткам стыдно показывать сверху свекру и деверям непокрытые волосы и ноги».

Возможно, украшение кэлин кэбиһэр когда-то предназначалось для прикрытия волос невесты, но в связи с частичной утратой этого обычая украшение стали привязывать к гривне.

Женское нагрудное украшение (илин кэбиhэр). Instagram @pk_kyyha

К передней части гривны подвешивалось нагрудное украшение илин кэбиһэр . Оно обычно короче и шире, чем наспинное украшение и состоит в отдельных случаях из 12 рядов ажурных цепочек. К верхней трапециевидной пластине прикреплялся круг, украшенный гравировкой, с которой также ниспадали серебряные цепочки.

С начельника (бастыҥа) ниспадала целая система длинных цепочек из серебряных ажурных цепочек и пластинок, составляющих ее звенья, в весьма сложном и красивом узоре. Центральные ряды цепочек, опускаясь на грудь, оканчивались или большой круглой серебряной бляхой күн (солнце), богато разрисованной гравированным, иногда черненным орнаментом, или же серебряными фигурными подвесками. По утверждению М.М. Носова, это украшение бытовало в центральных районах до конца XIX века.

Р.К. Маак, подробно описавший одежду и внешний наряд вилюйских якутов, не упоминает подобного украшения, что говорит об его утрате или, возможно, отсутствии вообще.

Украшение «күн» носили поверх платья халадаай или камзола.

На детском костюме из археологических раскопок вместо серебряной бляхи «күн» найдена бронзовая или посеребреная литая фигурка льва, служившая, по-видимому, амулетом.

Якутские украшения: гривны

Одним из самых устойчивых во времени якутских украшений является гривна (кылдьыы) . Гривна представляет собой серебряный обруч (среди ранних форм встречаются и медные) с гладкой, гравированной или витой поверхностью с несомкнутыми концами. В Якутии гривны существовали до начала XX века. Гривны встречались трех типов: с петлеобразными изгибами в средней части; плоские с гравированной поверхностью; круглые с витым рельефом. И.В. Константинов последний вид гривен считает наиболее архаичным, а два других типа более поздними.

Архаичная гривна (кылдьыы). Instagram @pk_kyyha

Как тип украшения якутские гривны в XVIII веке были женской принадлежностью наряда, однако, еще раньше была обнаружена гривна в мужском погребении, датируемом XVII веком.

В прошлом такие украшения бытовали среди населения Средней Азии, Алтая, Прибайкалья и, по-видимому, якутские гривны генетически связаны с ними.

Якутские украшения: пояса и другие украшения

Нарядный пояс (кур) носили мужчины и женщины в торжественных случаях, он был принадлежностью состоятельного слоя населения. Имелись пояса с круглыми, четырехугольными пластинками (сирэй кур) , с фигурными ажурными бляшками меньших размеров (харах кур или сүнньүөх кур ). Последние, в большинстве случаев, принадлежали женщинам.

Мужской наборный пояс. Такие пояса носили мужчины на торжественные случаи. Instagram @history_of_yakutia

Пояса, похожие на сирэй, встречались у западных бурят. В отличие от якутских, пластинки бурятских поясов не украшались гравировкой, между пластинками помещались вертикально четырехлепестковые бляшки количеством около 5-6 (Петри Б.Э. Орнамент кудинских бурят. - «Сб. муз. антропологии и этнографии». Т. 5, 1918, вып. 1, рис. 3) . Пояса «харах» («сүнньүөх») аналогичны поясам каменных изваяний Южной Сибири. Якутские пояса украшались, как и пояса на каменных изваяниях Тувы, сердцевидными бляшками (Евтюхова Л.А. Каменные изваяния Южной Сибири и Монголии. - «Материалы и исследования по археологии», № 24, М., 1952, приложение № 2) .

У современных народов украшенные серебром пояса носили башкиры (камар) , киргизы (кемер) . В отличие от якутских эти пояса украшались еще и полудрагоценными камнями как агат, сердолик, бирюза и др.

Нарядный якутский наборный пояс. Этот пояс был обязательным элементом свадебной женской одежды. Большой размер такого пояса определён тем, что он носился поверх шубы. Женщины прикрепляли по бокам набедренное украшение өттүк симэҕэ (на фото ниже). Instagram @history_of_yakutia

Название якутского пояса - кур аналогично с хакасским - хур , тувинским - кур , киргизским - кур (у последних пояса носят другие названия - илгич, кемер ). У бурят и монголов пояс носит название - бус .

Өттүк симэҕэ - дополнение костюма, представляющее собой набор различных подвесок декоративного и утилитарного характера. Традиционно, крепились к поясу. Instagram @history_of_yakutia

Якутские женщины к поясам подвешивали разного рода мелкие предметы: украшенную серебряными бляшками сумочку (хаппар ), изготовленные из серебра ухочистку (кулгаах хастар) , щипчики (искэх) , игольник (иннэлик) в большой части из меди. Курящие женщины еще носили трубку (хамса) и украшенное серебром огниво (хатат) .

Подвеска к поясу (өттүк симэҕэ). Деталь. Instagram @pk_kyyha

Щипчики, ухочистки бытовали у киргизов, казахов, узбеков, туркмен, уйгуров и других тюркоязычных народов Северной Азии. Ухочистки (копоушки) были широко распространены в ХVIII веке в России и являлись «обязательной частью туалетных принадлежностей». Они по внешнему виду и по гравировке более похожи на бурятские. Огнива женские, как и мужские, с таким же названием бытовали у бурят (хэтэ) . Последние отличались только размерами (до 20 см длиной) и более богатым украшением. До 30-х годов ХХ века у якутов существовали курительные трубки (хамса) с длинным деревянным мундштуком и маленькой серебряной или медной чашечкой для табака. Точно такие трубки встречались у тувинцев в ХVII-ХIX веках.

Женский оберег (саhыл тумса). Есть сведения, что служил оберегом для беременной женщины. Оберег носили с остальными подвесками на поясе. Instagram @pk_kyyha

До революции зажиточные якуты, защищая глаза от яркого солнца, носили снеговые очки (хаар ачыкыта) . Такие очки представляют собой серебряную пластинку, а также и костяную, с узкими горизонтальными вырезами для глаз.

Серебром у якутов украшались ножны, рукоятки ножей и опахал. Отливались из серебра пуговицы, личные печати и женские гребенки.

Больше чем полтонны серебра были сданы женщинами в фонд обороны в годы Великой Отечественной войны. Среди них большую долю составляли вещи местного производства, в том числе и шедевры якутского ювелирного искусства .

Некоторые виды ювелирных изделий не сохранились до наших дней. Очень малочисленны серебряные изделия с эмалью и позолотой. Не удалось найти образцы золотых украшений - таких как перстни, серьги и браслеты, часто упоминаемые в работах В.Л. Серошевского. По-видимому, названные работы могли быть вообще малочисленными.

Больше чем полтонны серебра, а это несколько тысяч больших и маленьких изделий, были сданы женщинами в фонд обороны в годы Великой Отечественной войны. Среди них большую долю составляли вещи местного производства, в том числе и шедевры якутского ювелирного искусства.

Любой народ за время своего существования использовал различные орнаменты и узоры. Множество изображений потрясающей красоты дошло до нас еще из глубины веков. У каждого народа присутствует свой неповторимый почерк, зависящий от многих факторов. Нарисовать казахский, чувашский, хантыйский, осетинский, дагестанский, марийский орнамент или узор в картинках не сложно, они считаются самыми красивыми. Свою роль играет культура, местоположение на планете и индивидуальные особенности каждого мастера. Нельзя не радоваться тому, что эти национальные графические и этнические орнаменты и узоры - искусство, добравшееся до наших дней, и не исчезнувшее до сих пор, это как раскраска.

Любой народ за время своего существования использовал различные орнаменты и узоры

Тенденция держать дома посуду с народной росписью, украшать интерьер орнаментами и удмуртским узорам, с каждым днем больше входит в моду. Даже если не быть художником, можно приобрести трафареты или распечатать их с помощью бумаги, лист а4. Затем уже готовые шаблоны использовать так, подскажет внутренний голос. Например сделать детские цветные открытки.

Народные мастерские, в которых можно заказать такие трафареты или пригласить художника, обычно существуют в глубинке. Но и в столице можно при желании можно найти мастеров, которые могут нанести как простой орнамент или узор, так и более сложный. Украсить, к примеру, комнату ребенка такой росписью – большая радость для детей.

Есть орнаменты геометрические, не несущие никакого подтекста. Есть такие, которые содержат в себе какие-то значения и символы.

Русский орнамент: трафареты, которые легко сделать самому

Русский орнамент, например, на вышивке, известен каждому. Народные наряды в своей жизни видел хотя бы один раз каждый. Вот такая красота выходит из-под рук мастеров. И это еще не самые сложные варианты. Ничего не скажешь - искусство и есть искусство. А Русь на таланты была богата всегда.



Если принято решение заняться искусством орнамента, начинать нужно с трафаретов, которые попроще. И стоит для начала брать русский орнамент. Если не удастся приобрести трафареты, можно изготовить их самим или скачать в интернете. Вот такая схема легкая, ее сможет сделать любой, нужно только проявить усидчивость и терпение.

Если принято решение заняться искусством орнамента, начинать нужно с трафаретов, которые попроще





После того как станут получаться простые узоры, можно переключиться на более сложные

Галерея: орнаменты и узоры (25 фото)





















Бурятские узоры: песня степи

Бурятский орнамент, как и росписи всех монголоязычных представителей, в основе своей состоит из немудреных геометрических фигур:

  • ломаных линий;
  • зигзагов;
  • кругов;
  • ромбов;
  • других фигур.

Если рука хоть немного натренирована на самых простых рисунках, можно взяться за бурятский орнамент и монгольские рисунки. Вот некоторые из них. В них легко разглядеть и буддийские мотивы и башкирский стиль.




Якутский орнамент

Якутские произведения искусства узора поражают своей красотой. Особенно трудно отвести взгляд от работ, выполненных золотом. Помня про якутское золото, удивительно было бы не увидеть его в народном творчестве.

Вроде бы, ничего сложного, а смотрится волшебно.

Якутские произведения искусства узора поражают своей красотой

Как и в любом виде искусства, присутствуют и орнаменты попроще. Из геометрических фигур якутский народ очень любит использовать круги.





Татарский узор: шаблоны великого народа

Татарские и башкирские умельцы специализировались на ярких орнаментах и узорах. Особенно это видно в национальной одежде (головных уборах, обуви с разноцветной мозаикой).

Украшение жилья коврами потрясающей красоты - одна из главных изюминок татарской нации. Любое жилье, будто сельское или городское, всегда было заполнено коврами, которые по красоте превосходили персидские. У татар всегда преобладали яркие цветочные мотивы.

Вышитые цветы можно увидеть не только на одежде, но и на предметах быта. Полотенца, наволочки, скатерти, фартуки, коврики для молитвы.

Про головные платки говорить можно говорить очень долго. В каждом доме по целому сундуку заполнено такими платками. Будничные, праздничные, свадебные - для каждого события есть свой платок, и для каждого платка - свой особенный узор. Вот такая красота - татарский и башкирский вышитый платок, что глаз не оторвать

Татарские и башкирские умельцы специализировались на ярких орнаментах и узорах


Самым распространенным было искусство орнамента в резном деревянном зодчестве. Затем уже шла вышивка, узор на обуви и ковры. Очень малое место занимала у татарского народа тканевая аппликация. Но зато, в этой аппликации, что интересно, явно проглядывались восточные и греческие мотивы.




Самым популярным был и остается растительный орнамент. Трилистник, гвоздика, тюльпан, георгины, пионы и хризантемы – все это пользуется большой популярностью у татарских мастериц.

????????????????????????????

Глядя на эти произведения народного промысла, хочется, чтобы в доме был хотя бы один такой узор, радующий глаз

Геометрические узоры в интерьере: тренд сезона

Геометрические решения в оформлении интерьера - самая модная тенденция года. Строгость, стройность, аристократическая эстетичность - все это восхищает и используется в работе дизайнеров все чаще.

Геометрический стиль пришел в дома в разных видах:

  • как мебель
  • как аксессуары
  • как узоры и орнаменты.

Такие идеи воплощают сегодня дизайнеры в оформлении квартиры и офиса.

Геометрические решения в оформлении интерьера - самая модная тенденция года





Просто и красиво. И это становится девизом модных современных дизайнеров и стремящиеся к гармонии заказчиков такого интерьера.

Восточные узоры: в гости к сказке

Восточные узоры сегодня снова набирают популярность. Чаще они используются для росписи тканей, шелка, больших полотен. Восточный орнамент основан на ритме и построении элементов, на абстракции и стилизации реальных вещей. Корни этого искусства уходят в культуру Персии и Месопотамии. Каждый из узоров что-то символизирует. К примеру, обычная розетка - символ вселенского круговорота. Выполненная в форме цветка, она имела множество разновидностей. Это только один из немногих расшифрованных символов. Что скрывают в себе другие узоры, может остаться вечной тайной.

Восточные узоры сегодня снова набирают популярность




Самые частые мотивы восточных узоров - это растительный мотив, волшебные птицы и Мировое древо. В последнем соединяется масса символов наравне с реальными деталями. Восточный узор имеет еще одну особенность. Это ковровое заполнение. На поверхности узора сложно найти незанятое место. Линии, листочки, шишечки, колоски, травинки - ими заполнено все пространство. В частности это прием применяется в архитектуре, изготовлении декоративной посуды и одежды.

Узоры для детей: творим вместе с малышами

Развивать способности ребенка при помощи обучения его искусству узоров и орнаментов - способ, дающий отличные результаты. Попробуйте для начала сделать легкий растительный узор, это может быть рамка для текста или оконтовка для любого рисунка. Ниже приведена пошаговая инструкция, по которой сделать все очень просто.

Порядок работы следующий:

Разграфить выделенную область на восемь одинаковых участков. Провести горизонтальные линии и приступить к выполнению орнамента.

Выполнить следующий набросок.

Добавьте какие-то небольшие детали на свое усмотрение.

Уже ненужные линии, по которым делался набросок, необходимо стереть ластиком.






Орнаменты и узоры украсят будни. Особенно, если они изготовлены своими руками. Стоит только посмотреть на них и настроение улучшится. Попробуйте сами это увлекательное и красивое искусство, добавьте в повседневность нотки новизны, и жизнь заиграет новыми красками. Попробуйте рассмотреть все виды орнаментов, например русско народные, алтайские, тувинские, их можно росписать на тарелке.

Как сделать рисунок на стене: мастер-класс (видео)

Как сделать трафарет своими руками (видео)

Другие виды росписи и рисования

(13 оценок, среднее: 4,00 из 5)

Надежда

Сколько интересного и полезного материала!!! Это сколько же перелопачено литературы и информации. чтобы нам все это предоставить в пользование. Кладезь просто. Для меня это такая находка! Спасибо большое. Всем удачи в творчестве.

В шкатулке у каждой якутянки хранятся украшения, имеющие свою историю. Некоторые из них достались по наследству от прабабушек или были подарены по особому случаю. Но есть и такие, которые несут особый смысл и надеваются перед важным, если не сказать, судьбоносным событием. О символах в якутских украшениях рассказывает ИА YakutiaMedia дизайнер ювелирного дома "Киэргэ" Саргылаана Барахова. По собственному ее признанию, она обладает экстрасенсорными данными, что позволяет ей разрабатывать по желанию клиентов украшения с сакральным смыслом.

Якутские обереги. Фото: Инстаграм

Символы окружают нашу жизнь, они везде, и они есть у каждого народа. Я могу привести массу примеров этому. Раньше украшения использовали не для красоты, а как обереги. Танцы у народов тоже имели свой смысл, у многих есть хоровые танцы, символизирующие солнце, а значит жизнь, у якутов они тоже есть. Узоры, наносимые на сосуды, тоже несли смысловую нагрузку. Возьмем чорон - сакральный якутский сосуд. В него наливают кумыс и поклоняются божествам, произносят алгыс (благословение). И узоры, нанесенные на этот сосуд, могут рассказать о желаниях человека или рода. В сказаниях или эпосах любого народа всегда упоминаются в описании того или иного героя его символы, тотемы, которые говорят о многом. Тот же флаг - это символ. Выставляют его на показ, чтобы враг боялся, или таким образом обозначают территорию.



Символы движут нашей жизнью. Человек, ничего не знающий о другом человеке, племени или роде, может многое понять только по символам, так как они являются носителями информации.



Мужские галстуки. Фото: Инстаграм

Узоры, наносимые на украшения, также имеют смысл. Украшения - это часть культуры и истории любого народа. Как показывают научные исследования, у якутов такие изделия имели сакральный смысл и служили оберегами. Раньше их изготавливали из металла, поэтому кузнецы были особо почитаемыми людьми. Их статус был приравнен к шаманам.

Позже украшения стали делать из серебра. С развитием торговли и приходом русских на территорию Якутии появился бисер, который стали широко использовать при изготовлении одежды.



Невесту одевают к свадьбе. Фото: История Якутии

Самое богатое украшение имеет наряд якутской невесты. Оно состоит из головного убора, сережек, нагрудного украшения, наспинного украшения, браслетов. Такого богатого убранства нет ни у одного из народов. Когда в семье рождалась дочь, родители уже начинали собирать ей приданое. У каждого богатого рода был свой кузнец, они ему заказывали. Каждый год в копилку этой девочки прибавлялось то кольцо, то сережки и так далее. К тому времени, когда девушке было пора выходить замуж, у нее был уже полный комплект украшений.

При этом каждая часть убранства имела свое определенное предназначение. Головной убор защищал голову, точнее лоб, нагрудное украшение - солнечное сплетение, то есть основные чакры.



Невеста отправляется к жениху. Фото: Архивное фото

К жениху невеста ехала верхом на лошади, убранство которой тоже имело символы. Например, на лошадь вешали из медвежьего меха колокольчик, чтобы он раскачивался и отпугивал злых духов.

Невеста – самое святое. Она – прародительница рода. Она продолжательница жизни. Поэтому девушку-невесту украшали серебром, мехом с символами, чтобы никто не посмел посмотреть на нее недобрым глазом.



Традиционные якутские серьги. Фото: SakhaLife

Особую смысловую нагрузку несли якутские серьги. По ним можно было определить статус женщины.

Например, можно было узнать замужем девушка или нет, есть ли дети у женщины или нет, у пожилых был другой стиль сережек. При этом общая форма серег напоминает женскую фигуру. У девушек серьги были плоскими и несквозными, а если в середине был открытый кружочек, то она замужем, если лировидные сережки - это уже многодетная мама. Висюльки на сережках говорили, что это родившая женщина. При этом только якутские серьги имеют застежку спереди.

Браслеты тоже имели защитную функцию. Они защищали от проникновения холода, кроме того, они прикрывали одно из важных мест на руках. У всех народов есть браслеты.



Мужской якутский наряд. Фото: ru.pinterest.com

В одежде мужчин тоже есть символические узоры - пять ромбов, составляющих один ромб. Они означают совершенство, то есть пять элементов: воду, воздух, дерево, огонь и металл. Если человек имеет пять элементов, то он твердо стоит на ногах. Этот символ популярен.

В ромбе обязательно посередине должен быть круг - женский знак, поскольку у каждого мужчины должна быть женщина.

Таким узором украшают не только одежду мужчины, но и пояс. А пояс - это тоже оберег, его всегда носили. А детям завязывали веревки, чтобы злой холод не проникал.



Мужская печатка с ромбами. Фото: Инстаграм

Сегодня поменялась технология изготовления украшений, они стали уже больше ювелирными изделиями. При этом украшение создается не только из серебра или золота, но и с применением конского волоса, кожи, натуральных камней. Стало много модных узоров, и человек сам выбирает, что ему нравится. Но мы все равно храним традиции, чтобы было, что оставить своим потомкам пусть и в современном исполнении.



Оберег. Четыре стороны света. Фото: Инстаграм

Сейчас используют часто узоры, напоминающие цветок, а он символизирует движение, показывает, что человек должен постоянно развиваться. Еще есть узор, похожий на крест. Он отражает четыре стороны света, чтобы дом был цельный и человек был цельный. Говорят, что там, где солнце встает, там все хорошо. Если человек пришел с востока, значит, он пришел с добрыми вестями. Балаган строили так, чтобы солнце в него входило. Тропинку вели только с восточной стороны.



Оберег. Три души. Фото: Инстаграм

Также обереги делают с узором, напоминающим восточный инь-янь, только не с двумя делениями, а с тремя. Это три души: Ийэ-кут (материнская душа), Буор-кут (душа земли), Салгын-кут (душа воздуха). Я их трактую как тело, речь, ум – три составных элемента человека. В старину мальчик до восьми лет всегда был при матери, а потом отдавался отцу. И он брал его с собой в лес, на охоту. Так мальчик физически укреплялся и учился думать, так как для охоты и умения выживать нужно было иметь сильное тело и ум.


Колье с конским волосом. Фото: Инстаграм

Несмотря на разнообразие ювелирных изделий, люди стали приобретать украшения не только для красоты, а с определенным смыслом, с символом. Заказывают украшения, чтобы оставить в наследство. В любое изделие, которое мы создаем, вкладываем свои знания о традициях, и узоры наносятся не просто так, а с желанием добра и успеха.



Колье с натуральными камнями. Фото: Инстаграм

Одной клиентке я нарисовала ее символику в виде дерева. Я почувствовала, что она - в первую очередь мама, все делает сама. Ее идеи всегда воплощаются в реальность, она творит свое счастье. Поэтому она мне показалась в виде дерева. Ее род – это ствол. Солнце по кругу идет вокруг дерева. Где бы она ни жила, она будет творить.

Я всегда беседую с человеком и только потом создаю рисунок его символа. Это все индивидуально. Во время разговора уже знаю, что вот это - его знак. Если верить в символ, то меняешь свой разум. Человек должен воспитывать свой ум. Надо радоваться жизни, наслаждаться. Но надо быть терпеливым. Чудо само по себе не приходит. Надо терпеливо ждать и верить.