Предисловие.
Ко мне пришло письмо от Татьяны Подоскиной, которая ошибочно полагая, что я являюсь администратором сайта посёлка обратилась за содействием в размещении фотографии. Не будучи в силах помочь ей на том сайте, я предложил ей опубликовать свой материал на сайте Дворца культуры. Огромное спасибо Татьяне, она не отказала в моей просьбе. Ознакомившись с содержанием, я не сомневаюсь в том, что написанное ею будет интересно всем, кто интересуется историей поселка. Татьяна сама определила форму подачи материала, как подписи к фотографиям из домашнего альбома. Размещаю с признательностью к автору и членам ее семьи с надеждой на продолжение.
Моя малая родина – Белые Берега
Фото 1. Семья моей мамы переехала из Каширы в посёлок Белые Берега в 1937 году после ареста моего прадеда Игната Дмитриевича Зверева. Мой дедушка Владимир Игнатьевич Зверев, по образованию инженер-электрик, стал работать на Брянской ГРЭС, а бабушка Прасковья Семёновна Зверева была домохозяйкой. Семья жила на улице Ленина, дом 5, кв. 16. На этой улице в 1937 году и сделан этот снимок. На нём моя мама, Альбина Владимировна Зверева (ей 5 лет) с мамой Прасковьей Семёновной (на снимке – справа) и соседкой с 3-го этажа Евгенией Комаровской. Между домами по улице Ленина по правой стороне (если смотреть в сторону ДК) были небольшие скверы со скульптурами, подобными той, что изображена на снимке.
Фото 2. Мама ходила в детский сад БРЭС, который располагался на улице Пролетарской. На снимке, сделанном в ноябре 1938 года – детский утренник в честь XXI годовщины Октябрьской революции. Моя мама в первом ряду справа.
Фото 3. В 1939 году мама пошла в первый класс. На снимке 30 августа 1939 года – мамин класс и учительница. Снимок сделан на территории нынешнего парка имени М.И. Тодадзе; за деревянным забором проходит улица Пролетарская; за памятником Ленину видно здание детского сада, в который и ходила маленькая Аля.
Фото 4. 7 ноября 1939 года (XX II годовщина революции). Митинг перед зданием ДК Брянской ГРЭС.
Фото 5. На снимке 1939 года Аля Зверева рядом со скульптурой, местоположение которой на территории посёлка пока, к сожалению, установить не удалось.
Фото 6. Мой дед Владимир Игнатьевич Зверев был очень увлечённым человеком. Его всегда интересовала техника. Одним из первых в стране он в 1939 году своими руками собрал телевизор. Моя мама вспоминает, что её мама, Прасковья Семёновна, бывало, говорила мужу, вечерами сидящему над сборкой телевизора: «Отдохни от работы, выйди погулять на свежий воздух, как другие». Но Владимир Игнатьевич упорно добивался цели, и его телевизор заработал, хотя экран был не больше спичечного коробка! Семья Зверевых и их соседи могли смотреть некоторые передачи из Москвы.
Фото 7-9. Первомайская праздничная демонстрация 1940 года на улице Ленина.
Фото 10. За зданием ДК была берёзовая роща с большой деревянной беседкой. Жители посёлка очень любили это место отдыха. Тёплый сентябрьский день 1940 года. Мама улыбается в объектив, на скамеечке Владимир Игнатьевич (справа) с женой Прасковьей Семёновной и младшим братом Дмитрием. Дмитрий Игнатьевич в 1939 году окончил белобережскую школу, затем поступил в Московский институт рыбного хозяйства, с третьего курса был призван на фронт, прошёл всю войну лейтенантом химической службы, был награждён орденом Красной Звезды. После окончания войны он завершил учёбу в вузе, плавал на китобойных флотилиях «Слава» а «Алеут», затем трудился на рыбзаводах Новороссийска и Севастополя.
Фото 11-12. Июнь 1941 года был холодным, но дети рады любой погоде. В гости к Зверевым в Белые Берега из Москвы приехали Аня и Серёжа Бадаевы, дети хорошей знакомой Анны Антоновны Бадаевой. Аля (она в белой шапочке), Аня и Серёжа играют и гуляют втроём. На снимке 11 они на улице Пролетарской (в перспективе за соснами скрыто озеро). Через несколько дней начнётся война…
Фото 13. Разрушенная БРЭС. 1943 г.
Фото 14. В 1943 году, сразу после освобождения Брянщины от немецко-фашистских захватчиков, Владимир Игнатьевич Зверев вернулся в Белые Берега и участвовал в восстановлении БРЭС.
Фото 15. Дом на улице Ленина, в котором семья Зверевых жила до войны, был разрушен. В 1943-44 годах В.И. Зверев, работая по восстановлению БРЭС, жил в общежитии, местоположение которого установить не удалось.
Фото 16. В феврале 1944 г. мои мама и бабушка вернулись из эвакуации. Семья переехала жить в Брянск, но летом 1944 г. они приезжали в Белые Берега, нашли разрушенный дом, в котором жили до войны, а из вещей, как вспоминает мама, в развалинах – только топор без топорища. На снимке 1944 года Аля Зверева в посёлке вместе со своим двоюродным братом Мишей Салминым.
Фото 17. Долгое время в посёлке Белые Берега жила и сестра моего деда Лидия Игнатьевна Зверева с сыном Мишей. Тётя Лида, инженер по образованию, очень увлекалась литературой, театром. В 1950-е гг. она принимала активное участие в работе самодеятельного театра ДК. На этом знаменательном снимке 1956 г. запечатлена встреча участников драмкружка и видных деятелей посёлка с прославленной киноактрисой Любовью Петровной Орловой. Спустя почти 60 лет, к сожалению, установить удалось не всех:
1. Мамонтов Владимир Степанович – в то время главный инженер Брянской ГРЭС, а после смерти Тюкина в 1963 году – директор Брянской ГРЭС.
2. Тюкин Иван Дмитриевич – директор Брянской ГРЭС.
3. Дядина Анна Семеновна .
4. Дядина Карина.
5. Орлова Любовь Петровна.
6. Бинкина.
7. Упадышев Вадим – начальник лаборатории измерительных приборов и автоматики ГРЭС.
8. Тамара Матюхина.
9. Зверева Лидия Игнатьевна.
12. Дядина Светлана.
13.Дядин Евгений Иванович.
20. Манухина (Штах) Тамара Федоровна.
25. Бинкин.
26. Митичев Николай – слесарь лаборатории измерительных приборов и автоматики ГРЭС.
27. Новиков.
Фото 18. Мои родители переехали в Белые Берега в конце 1957 года. Мы жили по адресу ул. Вокзальная, д. 17. Фактически дом стоит на пересечении улиц Вокзальной и Пролетарской. На снимке мне 1 год и я гуляю по улице Пролетарской рядом с нашим домом ранней весной 1960 года со своей няней – тётей Дашей (Дарьей Демидовой); справа – мой дедушка по отцу Сергей Тихонович Кудрявцев.
Фото 19. Мои родители работали на БРЭС. Мама – старшим инженером технического отдела, а папа – начальником лаборатории тепловой автоматики. На снимке 1966 года сотрудники этой лаборатории на субботнике на территории БРЭС:
1. Митичев Николай – слесарь.
2. Булдыгин Михаил Захарович – слесарь.
3. Лужецкий Георгий – слесарь.
4. Лужецкий Иван – слесарь.
5. Кудрявцев Анатолий Сергеевич – начальник лаборатории (мой отец).
6. Камынин Виктор – слесарь.
В 1968 году наша семья переехала в Брянск. Но связи с родным посёлком не прерывались. Пока мы были детьми, каждый год летом родители часто возили меня и сестру к озеру и любимой канавке, а теперь и мои дети и племянники с удовольствием посещают эти памятные для нас места.
Татьяна Подоскина
Татьяна Безменова
Я рисую небо синей полосой ,
Белый снег на крышах долгою зимой.
Алой краской яркой обновлю зарю,
Рисовать учусь я Родину мою !
Совсем недавно закончился у нас долгосрочный, творческо-познавательный проект «Люби и знай, родной свой край» , который стартовал ровно год назад. Кирсановка -частица нашей большой Родины –России , по- своему уникальна и неповторима. Помочь детям увидеть красоту родного села, пополнить знания детей о своей малой родине , в доступной и занимательной форме рассказать о прошлом и настоящем родного края, для этого был разработан данный проект.
Участниками проекта стали дети группы, педагог, а также активное участие приняли родители воспитанников . В ходе реализации проекта были организованны фольклорные праздники, в которых были задействованы и родители , а также родителям было предложено читать детям дома о родном крае, о нашей стране. Родители не только читали художественную литературу по теме проекта, но и вместе с детьми занимались творчеством.
Дорогие друзья, мне бы хотелось показать совместное творчество наших ребят и их родителей . В своих рисунках они совместными усилиями попытались изобразить всю красоту нашего родного села Кирсановки . На мой взгляд, это прекрасно у них получилось, рисунки интересные , яркие, красочные, неповторимые, как сама наша Кирсановка !
Публикации по теме:
Проект «Моя малая Родина» Любовь к близким людям,к детскому саду, к родному городу и родной стране играют огромную роль в становлении личности ребёнка. Поэтому знакомить.
Лэпбук в музыкальном развитии детей старшего дошкольного возраста Джиоева Татьяна Ивановна, музыкальный руководитель МБДОУ»Центр Развития.
КОНСПЕКТ РАЗВЛЕЧЕНИЯ НА ТЕМУ:«Моя малая Родина-город Сурск»(экскурсия - прогулка по Сурску) для детей 6-7 лет. Цель: Обогащение знаний.
Конспект занятия для детей среднего дошкольного возраста «Моя малая Родина - город Зима» КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ «МОЯ МАЛАЯ РОДИНА – ГОРОД ЗИМА» ДЛЯ ДЕТЕЙ 4-5 лет. Степанчук Татьяна Викторовна, воспитатель Программное содержание:.
Цель: патриотическое воспитание детей. Первая страница Лэпбук "Моя малая родина - Удмуртия" продолжает тему патриотического воспитания.
Конспект занятия «Моя малая и Большая Родина» для детей старшего возраста Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад «Чебурашка» Конспект занятия «Моя малая и Большая Родина».
Проект «Моя малая Родина село Ямново» для детей старшего дошкольного возраста Проект "Моя малая Родина село Ямново" для детей старшего дошкольного возраста. Воспитатели: Вершинина Нина Сергеевна Земскова.
Проект «Моя малая родина» 1 класс — первый из череды предстоящих. Все они пользуются «особой» любовью у родителей. Такие задания направлены на развитие совместной деятельности родителей и ребенка. Ага!! На деле это личная головная боль мамы. С содроганием ждешь очередной проект, а он все равно сваливается как снег на голову. Не успеешь выдохнуть после заветного «проект сдан», как на горизонте уже маячит следующий.
Тема проекта — «Моя малая Родина», что писать ? Ну, думаю, сочинения в 1 классе не требуется, достаточно нескольких слов о вашем городе или о местах, изображенных на фотографиях.
Каждую фотографию или цикл фотографий нужно подписать. Важно выразить свое отношение к местам и событиям на фото. Картинки увеличиваются, нажмите на фото и сможете прочитать текст.
Проект для младших школьников "Моя малая родина"
Радченкова Тамара Ивановна, учитель начальных классов МКОУ Куйбышевская ООШ Петропавловского района Воронежской области
Данный материал поможет учителю начальных классов в организации работы над проектом, в проведении классных часов на краеведческую тему.
Цель проекта:
познакомить учащихся с новым видом работы - проектом;
учить добывать и систематизировать полученную информацию, презентовать её;
расширять знания детей о своей малой родине;
воспитывать чувство гордости за свою малую родину, чувство сопричастности к истории и судьбе России;
привлечь к работе над проектом родителей, способствовать сплочению детского коллектива и родительской общественности, формированию чувства сопереживания за общее дело.
Задачи:
изучить природу родного края
выяснить особенности развития истории родного края
узнать о знаменитых людях малой родины
найти исторические памятники и достопримечательности своей малой родины
собрать материал (иллюстрации, фотографии, тексты и т.д.)
оформить собранный материал в виде презентации
научиться сотрудничать с одноклассниками и родителями.
В процессе работы над проектом «Моя малая родина» осуществляется расширение представлений обучающихся о малой родине, воспитание у детей любви к родному краю. Это первые шаги первоклассников по созданию проектов. Класс у нас малочисленный, поэтому весь собранный детьми и родителями материал мы объединили в один общий коллективный проект. При помощи родителей были напечатаны фотографии, собран материал из архива села. Приятно было видеть, как проходила работа по созданию проекта: дети с большим интересом делились впечатлениями о том, что нового они узнали. Ребята выступали с подготовленными сообщениями, иллюстрировали их наглядными фотоматериалами, рассказывали об истории хутора, с гордостью и любовью представляли достопримечательности: школу, обелиск, нашу очень красивую природу.
Защита проектов проходила в актовом зале школы. На ней присутствовали родители учеников. Чувство волнения испытывали все: и дети, и родители, и учитель.
На защите проектов ребята очень волновались. Все участники проекта проявили активность, получили эмоциональный заряд от проделанной работы. Материал для проекта собран в соответствии с требованиями и заслуживает высокой оценки.
Первоначальный опыт учеников интересен и актуален. Через использование активных форм обучения в начальной школе в нём прослеживается формирование ключевых компетентностей: учебно-познавательных, ценностно-смысловых, коммуникативных, информационных.
Используя поисковую, исследовательскую деятельность, ученики расширили знания о родном крае, учились добывать информацию, презентовать её.
Материал проекта был оформлен в виде презентации. Я разместила материал, собранный детьми и их родителям, в виде сценария.
Моя малая родина
Воронежская область была создана 13 июня 1934 года. Она является самой большой областью Центрального Федерального округа. Кроме того, наша область является одним из крупнейших сельскохозяйственных и промышленных центров России.
В краю, где соловьи, не умолкая,
Выводят свои трели под луной,
Весною от черемух закипает
Индычий - хуторочек мой родной
Три сотни лет назад (а это ведь немало)
Село моё родное родилось.
Три сотни лет подряд, три века миновало,
В историю ушло, с историей сплелось.
С 19 мая 1925 года образован Индычанский сельский совет. В 1927 году 21 марта организованна сельхозартель «Заря». Уполномоченным её был Мирошников А.М.. Артель получила наделы земли, трактор, объединила инвентарь единоличников. Первые члены насчитывали 28 человек, включая и детей. В 1928 году образован почтовый стан, школа с одним учителем. Вместе со всей страной хутор пережил коллективизацию, высылки тридцатых годов.
Жизнь колхозников постепенно налаживалась, люди с уверенностью смотрели в будущее, строили планы, растили детей.
Но не долго сельчане радовались мирной жизни. Опять в деревенских избах был слышен плач. Началась вторая мировая.
Наш Индычий - маленькая частичка страны. Как подсчитать военные потери для него? Наше село не испытало оккупацию, но бои шли рядом. Женское население было занято на рытье окопов в прифронтовой полосе. Вся мужская работа в колхозе легла на плечи женщин, стариков и детей. На войну с фашистами ушло 200 человек, 136 из них не вернулись с поля брани.
В центре села установлен обелиск с Вечным огнём памяти невернувшимся с войны.
Наши односельчане умеют трудиться. Всего в Индычьем 16 орденоносцев. Эти люди- наша гордость.
Всё делалось для облегчения труда селян. Михаил Петрович приложил все усилия, чтобы в числе первых в районе газифицировать хутор. В 1996 году проложен газопровод высокого давления.
В 2004 году возглавил ООО «Заря» Семисинов Александр Иванович,бывший выпускник нашей школы, который до этого работал главным инженером в хозяйстве. Конечно, очень многое в артели пришло в упадок в связи с последними годами реформ и перестроек. Но молодой специалист стремится возродить хутор. В первую очередь все усилия были брошены на развитие растениеводства, на закупку новой сельхозтехники, приобретение минеральных удобрений. В последние годы получены хорошие урожаи зерновых.
А наши земляки умеют не только добросовестно трудиться, но весело проводить свободное время. Ежегодно по традиции проходит праздник «Проводы масленицы».