Скачать джин вант хал творческое воспитание pdf. Творческое воспитание — творчество во всем

Воспитание творческих способностей

Большое значение в развитии творческих способностей - одного из основных условий развития творческого мышления - является создание атмосферы, благоприятствующую появлению новых идей и мнений.

Часто сам творческий процесс рассматривается в виде трех взаимосвязанных этапов.

ребенок ставит задачу и собирает необходимую информацию.

Ребенок рассматривает задачу с разных сторон.

Ребенок доводит начатую работу до завершения.

Каждый из этих этапов требует определенных затрат времени, поэтому учитель не должен подгонять детей, а в случае тупиковой ситуации быть способным оказать им помощь.

Как может учитель, как могут родители, как, прежде всего, сам ученик может развивать и совершенствовать свои способности?

Надо исходить из уже проявленных ребенком способностей. Выявление предположительно имеющихся у ребенка способностей возможно сегодня лишь тогда, когда их развитие уже можно диагностировать, то есть уже заметен достигнутый уровень развития. Если ребенок располагает небольшими знаниями по биологии, то по этому еще нельзя судить, будет ли он в будущем великим биологом. Знание уже проявившихся сильных сторон ребенка важно не только для анализа. Оно позволяет составить суждение по поводу дальнейшего развивающего стимулирования способностей.

Тот вид деятельности, который лучше всего дается ребенку к определенному моменту времени, чаще всего теснейшим образом связан с его интересами и чувством удовлетворенности, которое он пережил, занимаясь им. Поэтому ребенок с готовностью продолжает работать в этом направлении и развивает уже имеющиеся у него умения. Учет проявившихся способностей ребенка необходим не только для их развития, но и для того, чтобы направить его дарование в соответствующее русло.

Довольно часто случается, что родители и учитель или же сложившиеся обстоятельства требуют, чтобы ребенок решал очень сложные задачи, для чего он еще не обладает необходимыми специфическими предпосылками либо по каким-либо личным или общественным причинам невозможно развивать уже проявленные ребенком способности и поэтому необходимо его переориентирование.

В этом случае надо найти наиболее существенные аспекты, которые были бы важны и для первого и для второго направления развития способностей. Так, многие выдающиеся спортсмены после завершения своей карьеры приобретают профессии, тесно связанные со спортом.

Если же этих непосредственных связей установить нельзя, то благоприятной предпосылкой может послужить уровень развития других качеств личности, например, сильно развития способность успешно работать с книгами, словарями, справочниками, чтобы с помощью этого «проводника найти путь к содержанию выполняемой деятельности.

2. Максимально использовать золотой ключик - интерес. Развитие способности тесно связано с самостоятельной деятельностью ребенка. Чтобы добиться определенных успехов и приобрести некоторые навыки, он должен отождествлять себя с поставленной этой деятельностью целью.

В этой связи можно привести интересные результаты исследований.

Ученые попросили взрослых читать детям определенный текст так часто, что те выучили его наизусть. Потом были опрошены не только дети, но и взрослые. Однако последние текста не запомнили, так как, читая его, они преследовали совсем иную цель. Этот результат свидетельствует: приобретение знаний и развитие способностей, как правило, протекают в заданном направлении лишь в том случае, если субъект отождествляет свои действия с поставленной перед ним задачей.

Развитие способностей требует от личности очень больших усилий, предпринятых в определенном направлении, чтобы добиться в будущем выдающихся результатов. Но личность приложит все усилия лишь в том случае, если полностью сумеет проникнуться целью и содержанием деятельности. Чем сильнее интерес, тем, как правило, интенсивнее, шире, глубже осуществляемая деятельность. Следовательно, силе интереса надо уделять особое внимание. Средняя заинтересованность в лучшем случае может привести к средним способностям. Но одного интереса недостаточно. Личность должна отождествлять себя с поставленной перед ней целью. Интерес подготовит почву и придаст деятельность простор и направление. Но чем серьезнее необходимые усилия, тем активнее личность должна соизмерять свои действия с результатом, который надо достигнуть теперь или в будущем.

3. Для достижения больших успехов необходима мотивация, цель каждого действия, развивающего или стимулирующего способности, должна состоять в развитии личности, способной добиваться в определенной области необычных успехов и готовой предпринять для этого необходимые усилия.

Не каждый сможет свершить что-нибудь необыкновенное, даже если приложит для этого все силы. Но без готовности много и упорно работать над своими способностями вообще невозможно добиться большого успеха.

С детства надо постоянно расширять мотивацию к большим достижениям. Ребенок привыкает на основе уже достигнутого постоянно стремиться ко все более важным целям. Для этого можно использовать развитую систему по физике, ярмарки завтрашних мастеров, спартакиады. Существующее разнообразие таких соревнований делает возможным стимулирование развития способностей по многим направлениям.

4. Ориентировать на общественную значимость деятельности личности.

История и современность свидетельствуют, что многие люди сознательно стремились к выдающимся достижениям, стремясь внести вклад в дальнейшее развитие своего общества и способствовать прогрессу всего человечества.

Подобная мотивация облегчает личности принятия на себя больших усилий, помогает ей, не щадя своих сил стремиться к тем целям, которые она считает важным, преодолевать препятствия и трудности и, если необходимо, отказываться от приятных соблазнов в жизни, без которых для многих других существование нередко утрачивает смысл. Уже в процессе развития личности ребенка его надо ориентировать на то, чтобы он постоянно соразмерял свою деятельность с интересами всего общества.

5. Осторожно направлять процесс развития способностей. Формирование способностей требует от родителей и учителей упорной и терпеливой работы. В течение долгих лет личность надо готовить к достижению больших результатов, которые чаще всего можно добиться лишь в отдаленном будущем. Этот процесс невозможен без неудач, без периодов застоя, даже без регрессий.

В течение долгого времени может вообще не наблюдаться какой-либо рост успехов, успеваемости, пока вновь не последует явный шаг вперед

Никто не знает, как много людей так и не добились возможных для них успехов, потому что рядом не было никого, кто помог бы им преодолеть подобные препятствия, потому что никто не искал новые пути, потому что слишком рано была поколеблена уверенность в своих силах этих людей, потому что сами молодые люди утратили мужество. Следует выяснить, часто ли ученики со средними или плохими способностями достигали отличных результатов в учебе благодаря своим родителям и учителям и было ли это вообще. Может быть, они потому и достигли таких результатов, потому что окружающие люди ждали от них этого. Возможно причина неожиданных, необыкновенных достижений, которых добиваются после окончания школы эти тугодумы, заключается в том, что в новой сфере деятельности они встречают других людей, которые, естественно, ожидают от них большего и они стремятся оправдать эти ожидания и, напрягая все свои силы, оправдывают их.

Например, в ходе научных исследований учителя посчитали «способными» многих из своих учеников, которые показали не очень высокие результаты в процессе тестирования интеллекта. Успеваемость этих учеников через несколько лет действительно повысилась, и результаты тестирования интеллекта тоже стали гораздо лучше. Учителя ожидали от них многого, в ходе занятий вовлекали в ситуации, требовавшей определенной работы ума, и тем самым стимулировали их развитие.

Развитием способностей можно руководить и другим способом, с помощью других методов, но осветить их все не представляется возможным. Эту работу постоянно надо проводить вместе с ребенком и обязательно верить в его силы. Особенно в критической ситуации ребенок должен быть уверен, что родители и учителя помогут ему преодолеть трудности.

6. Организовать и направлять развитие способностей как вид деятельности.

В первые годы жизни ребенка его занятия еще не должны направляться в какое-либо определенное русло. Важно, чтобы ребенок в соответствие со своим возрастом постоянно бы занимался чем-либо и приобретал бы при этом разнообразные навыки. Для этого могут быть использованы разнообразные прогулки или хождение за покупками с родителями, совместные наблюдения и сопереживания и т.п. Разнообразнейшие явления окружающей среды могут послужить ребенку поводом для размышлений: почему ботинки блестят после чистки? Почему лупа увеличивает, а оконное стекло нет? Почему магнит притягивает? Откуда пыль попадает в квартиру?

Дети, которые много спрашивают и часто заняты решением подобных проблем, сами размышляют и экспериментируют, они гораздо раньше и подробнее других знакомятся с окружающей средой.

Развитие мышления стимулируется вопросами, ответы на которые дают возможность получить представление и информацию о взаимосвязях по поводу таких вопросов, на которые дети не могут ответить лишь при помощи тех знаний, которыми они уже располагают. Дети требуют дополнительной информации, если они сами осознали какие-то видимые противоречия.

Существует множество изданий для детей, которые содержат и объясняют в доступной форме важнейшие понятия. Простейшие предметы, которые имеются в каждом доме, могут послужить для ребенка поводом к интересной деятельности. Проволока, звонок, лампочка, батарейка - все это прекрасные игрушки для младшего школьника и первые повод познакомить их с техническими проблемами. Немного земли, разные семена, старые пластмассовые коробки, маленькие веточки на живой изгороди и т.п. пробуждают интерес к природе. Измерительная рулетка, термометр, палочка для счета, кроме того, терпение родителей, постоянно придумывающих новые задания, помогают развить интерес к математике.

Чаще всего довольно просто заинтересовать ребенка чем-либо. Гораздо труднее для родителей помочь ребенку сохранить интерес к этому, глубже проникнуть в определенный предмет, читать дополнительную литературу, при случае начать посещать соответствующий кружок.

Многие выдающиеся ученые и инженеры, отвечая на вопрос, как им удалось добиться значительных результатов, рассказывают, что очень рано нашли интересующий их предмет и потом под руководством их родителей, учителей и других окружающих их людей научились получать от своих занятий все больше удовольствия. Первые успехи поощряли их к дальнейшему углублению в этот предмет. Каждую свободную минуту они использовали для занятий интересовавшим их делом.

Стимулирование ярко выраженных талантов, развитие способностей и талантов - сложная работа, которую должны вести увлеченные этим делом родители, педагоги, ученые, а также молодежные и детские организации. Все они должны помогать друг другу. Каждый шаг в этом направлении принесет в будущем пользу.

Сегодня у меня непростая задача - красочно и адекватно рассказать о том, что очень близко и понятно. Знаете, как это бывает? Когда какая-то вещь, мысль, книга вызывают внутри раздражение, несогласие или хотя бы минимальные споры, все легко и просто: вот вам плюсы, вот минусы, критиковать можно до бесконечности.

А что, если в руки попадает книга, которая идеальна настолько, что, если представить себя ее автором, вы понимаете, что не изменили бы ни слова, ни буквы? "Творческое воспитание. Искусство и творчество в вашей семье" Джин Ван"т Хал от издательства "Манн, Иванов и Фербер" - как раз издание такого рода: оно полностью отображает мои мысли, стремления, видения, желания, и потому рассказывать о книге довольно сложно.


Мягкая обложка и отсутствие фирменного МИФ-овского ляссе - пожалуй, самые серьезные недостатки, которые только можно придумать, пытаясь описать "Творческое воспитание". Бумага качественная - страницы приятно переворачивать, трогать, они не мнутся, и книгу хочется просто так листать, рассматривать и получать удовольствие как от хорошего альбома с иллюстрациями. Между тем, это, конечно же, совсем не альбом: я бы сказала, что речь идет о разговоре с близкой подругой, которая понимает тебя с полувзгляда. Слова в таком диалоге нужны только лишь для того, чтобы упорядочить собственные мысли, озвучить определенные принципы, сформулировать желания и мечты.


"Творческое воспитание" - это не только идеи и инструкции к тому, как занять ребенка, организовать его досуг, предложить ему ту или иную идею необычной поделки. Это напоминание о том, что стоит делать вместе с поделками - обсуждать, спрашивать, общаться, рассказывать, фантазировать. Это мягкие советы о том, как лучше провести время с пользой - не просто играя и творя, но и параллельно проговаривая, развивая в себе определенные навыки, тренируя воображение.


Очень многие идеи, которые предлагает "Творческое воспитание", лежат на поверхности, но мы почему-то не берем их, не доходим до них самостоятельно. Книга как раз дает толчок, озарение: точно, ведь идя с ребенком в музей, можно прихватить карандаши и бумаги и предложить нарисовать то, что видишь - сделать копию понравившейся картины!

ТВОРЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ

Одно из главных умений, которым мы можем помогать развивать нашим детям, это умение творить. В тот момент, когда ребенок создает, он становится творцом и учится взаимодействовать с окружающим миром.

Таким способом дети начинают осознавать, что они не просто пришли в этот мир запоминать информацию и пользоваться различными вещами, они пришли в этот мир познавать себя и других, создавать и улучшать окружающий их мир.

В какой-то степени каждый ребенок становится маленьким богом - начинает создавать что-то новое, чего еще не было в этом мире. Каждый человек может запоминать информацию, повторять за другими, но все же более важно совершенствовать свои навыки, развивать свои таланты и применять свои умения для улучшения себя и окружающих. Именно творчество служит прекрасным помощником для каждого человека, превращая его из потребителя в создателя.

Дети каждый день с радостью готовы заниматься творчеством, но, к сожалению, не у всех детей есть родители, готовые им в этом помочь, творить вместе с ними, отвести на курсы. Из-за этого проходят годы, и дети превращаются во взрослых, так и не побыв волшебниками.

Но в современном мире это легко исправимо. В продаже имеется огромное разнообразие материалов по доступным каждому ценам (различная бумага, краски любых цветов, ткани, ножницы, клей, изделия для украшений, пластилин, мел и тысячи других мелочей). А для родителей есть множество сайтов и книг, в которых представлены идеи - чем интересным и полезным можно заняться с ребенком любого возраста.

Также хочу вам посоветовать книгу Джины Ван’т Хал "Творческое воспитание. Искусство и творчество в вашей семье". В ней представлено 60 мастер-классов для детей от 1 до 8 лет.

Автор книги со своими двумя девочками ведет блог artfulparent.com , на котором постоянно выкладывает советы по творческим занятиям с фотографиями и подробными инструкциями. За годы существования блога накопилось большое количество материала, отобрав лучшие из которых, Джина внесла в книгу "Творческое воспитание”.

На страницах своей книги Джин Ван’т Хал рассказывает о том, как развить в ребенке способности к творчеству, заложенные в нем с самого рождения, и как привнести творчество в повседневную жизнь семьи.

Эта книга поможет вам:

Найти время для творчества в течение дня.

Подобрать занятия, которые понравятся вашему ребенку.

Обустроить место для занятий и хранения детских работ.

Выбрать художественные материалы и инструменты.

Поощрять и развивать творческое мышление.

Правильно говорить с ребенком о его рисунках.

«Творческое воспитание» - это книга о любви к детям, о воспитании свободной личности, о чутком созидательном отношении к миру, о том, как наполнить творчеством каждую минуту нашей жизни.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Цель: знакомить детей с православным храмом его значением в жизни праволавных христиан; обогащать словарный запас детей понятиями духовно-нравственной культуры. Задачи:Образовательные:Познакомить...

Художественно - творческое воспитание детей в процессе реализации авторской интегрированной программы "Сказочный мир театра".

В материале представлен опыт работы по театрализованной деятельности в ДОУ....

Конспект НОД по творческому воспитанию "Букет маме" с детьми старшей группы (с использованием нетрадиционной техники рисования)

Цель:Выполнить праздничный букет маме в технике кляксография.Задачи: Совершенствовать работу по планированию предстоящих действий; Обучить...

Воспитание детей посредством творчества давно стало одной из самых распространенных и применяемых методик. Это совершенно не удивляет, учитывая количество положительных эффектов, которые дает такой способ развития способностей ребенка.

Каждый ребенок – это удивительная личность, целая вселенная, заключенная в маленьком теле любимого чада и очень важно эту вселенную заметить и вовремя дать развиваться.

Какую же пользу приносит воспитание детей через творчество? Для начала, это отличный способ сублимации и перенаправления энергии ребенка. Представьте – вместо того, чтобы ломать мебель и стричь домашних животных, ваш ребенок будет рисовать, лепить что-то из пластилина или вышивать крестиком, к примеру. Не правда ли, заманчивая перспектива спокойствия и тишины в доме?

Самым важным в данном аспекте является обнаружение склонностей ребенка, необходимое для подбора вида творчества. Понаблюдайте за своим малышом – что ему больше нравится? После таких наблюдений вы можете смело приступать к перенаправлению его энергии в нужное русло. Это, так же, поможет избежать лишних расходов и нервотрепок. К примеру, если ваш малыш в душе художник и от рисования на обоях его могут отвлечь только мамины строгие выговоры, стоит задуматься над тем, как этот минус превратить в плюс. Такая проблема очень просто решается путем размещения ватманов в пределах досягаемости чада. Если есть на чем рисовать, обои останутся целыми. То же самое можно сказать и о нездоровой тяге к ножницам – купите ребенку набор цветной бумаги и ваши питомцы, а порой и детская челка, останутся в целости и сохранности.

В выборе творческого замещения стоит внимательно относиться к особенностям возраста ребенка. Ведь совершенно очевидно, что воспитание детей 4 лет существенно отличается от воспитания детей 9 лет. И, если в первом случае будет достаточно предоставления нужных материалов, то во втором можно подумать и о специализированных учреждениях, где творческий потенциал вашего ребенка раскроется в полной мере при помощи специалистов. Кто знает, может быть именно этот шаг станет некогда решающим в определении профессии вашим чадом.

Воспитание через творчество позволяет раскрывать и совершенствовать личность ребенка в самом полном объеме. Это не только интересно и весело, но и полезно во многом, так как совершенствует навыки ребенка в определенных сферах. К примеру, при занятии плетением или аппликацией, хорошо развивается моторика пальцев, а при пении улучшается работа голосовых связок, рисование развивает в ребенке чувство вкуса, а любой из этих видов творчества дает вам повод для законной родительской гордости.

Но, если обнаруживается, что у ребенка есть тяга к рисованию, то нужно это развивать обязательно. Не нужно запрещать ему делать это, поскольку он развивается этим и может показать то, что не ожидает никто. Почему же с самого детства нам внушали, что художник – это бедный человек, который всегда по жизни будет голодным? Ведь это не так уж и важно, потому как художники пишут такие шедевры, что душа, порой, разрывается на части. Они как-то и думают по-другому, воспринимая мир совершенно в других красках.

Ведь, даже самый простой человек, взяв в руку карандаш или кисточку, может что-то нарисовать на листе бумаги. Может, это будет как попало, но, рисуя, человек всегда становится спокойнее. Вот так и детьми, которых воспитывают творчеством. Они начинают смотреть на мир иначе. Но, если у них случается какая-то радость или печаль, то непременно он сможет изложить всю свою душу на бумаге.

Профессиональные художники, которые дают уроки рисования детям, всегда являются хорошими психологами. Они знают, когда можно успокоить ребенка и рассказать ему о том, что жизнь прекрасна. И во время урока рисования показать ему на листе бумаги или на холсте, как же выглядит столь прекрасная жизнь. Ведь, оказывается, это так просто!

Необходимо запомнить, что для детского творчества не нужно слишком многого, потому как для этого нужна свобода действий, время и, самое главное, поддержка родителей.

Сегодня хочу рассказать вам о новой чудесной книге издательства МИФ, книге Джин Ван’т Хал «Творческое воспитание» .

Книга — потрясающий путеводитель по миру творчества, способный открыть много нового и интересного родителям деток абсолютно всех возрастов, так как творчество присутствует и должно присутствовать во всем и в любом возрасте, не так ли?

О книге «Творческое воспитание»

Прочтение данной книги для меня закончилось заказом красок и материалов для творчества на неприличную сумму денег, а также бессонной ночью, поскольку оторваться от книги я просто-напросто не могла 🙂

Мы с Глебом всегда много времени уделяли творчеству: и я в принципе не помню дня, чтоб мой сын не рисовал, .

Я также очень люблю блог Джин Ван’т Хал, так что о жизни этой потрясающей женщины я знала, но тем не менее, книга все равно стала для меня откровением.

Наверное, потому, что книга сама по себе очень притягательна, полна доброты и света, детских рисунков, радости и улыбок. Как же детское творчество может не впечатлить?

Первая часть книги — дверь в мир творчества

Первая часть книги намного меньше второй, но она вместила в себя столько полезностей! Она состоит из 7 частей и повествует о :

  • исследовательском подходе
  • планировании занятий
  • подготовке места для занятий
  • художественных материалах
  • том, как поддержать начинающего художника
  • как сохранить вдохновение
  • как хранить и демонстрировать детские рисунки и поделки

а также рассказывает:

  • где брать время на творчество
  • как заинтересовать ребенка творчеством
  • как создать рабочее пространство
  • как хранить рисунки
  • какие материалы нужны для творчества
  • каково участие родителей в творческом процессе



Вторая часть книги — неиссякаемый кладезь творческих идей. Мне понравились все без исключения мастер-классы, но больше всего: мастер-класс по рисования силуэта (осталось только купить большой рулон бумаги и можно будет приступить к творчеству:-)), а также рекомендации о том, как сделать халат для художника и мольберт своими руками.

Купить книгу можно на ОЗОНЕ:

    • Книга «Творческое воспитание»

Что понравилось больше всего?

      • Книга разноплановая, так как состоит из двух частей: первой — теоретической (о творчестве, роли родителей в организации развивающей среды для ребенка, о совместном творчестве и многом-многом другом), а вторая — практическая (состоит из 60 мастер-классов для деток самого разного возраста: от года и до восьми лет).
      • Яркие, волшебные иллюстрации . Все иллюстрации в книге — фотографии деток, занятых творчеством — в основном, это дочери Джин. Фото очень позитивные и притягательные — смотришь на них и хочется, чтобы и твой малыш так радовался 🙂

      • Вклад МИФа Мне очень понравился вклад издательства МИФ , который они привнесли в эту книгу. Дело в том, что Джин Ван’т Хал дает очень много ссылок на всевозможные ресурсы и материалы для творчества, но все они англоязычные и не все для нас доступны.

Издательство МИФ решило исправить эту несправедливость — они добавили в книгу русскоязычные аналоги ресурсов и полезных ссылок, доступных в нашей части света 🙂 за что им огромная благодарность!

      • Качественная бумага . Бумага очень приятная, мелованная, гладенькая — приятно читать 🙂
      • Договор с собой. Очень оригинальная идея представлена в самом начале книги — составить договор с самой собой, в котором мы обещаем себе творить каждый день 🙂 Замечательная мотивация! Пообещаем себе творить?

В заключение

Мне книга «Творческое воспитание» оказалась очень близкой и невероятно приятной .

Думаю,она должна быть настольной для всех родителей, которые стремятся к творчеству и воспитанию чувства прекрасного у своих деток, так что очень Вам ее рекомендую 😉

С любовью,

Марина Кручинская