В 2019 году начался новый этап пенсионной реформы в России, повышен пенсионный возраст (до 60 и 65 лет для женщин и мужчин), введены новые правила при расчете пенсионного обеспечения, произведена индексация размера пенсионных выплат. Любые реформы волнуют огромное число россиян часть жителей России, а вот пенсионная реформа затронет практически все население, давайте разберемся, что ожидает пенсионеров и тех, кому еще предстоит выйти на пенсию, к чему готовиться, на что обратить внимание.
Еще в 2013 году Президент подписал закон, который утвердил специальную систему гарантированных пенсионных накоплений, но данный закон является лишь малой частью из целого пакета инициатив правительства по вопросам пенсионной реформы. Углубляясь в закон, становится понятно, что в Российской Федерации формируется двухуровневая система гарантирования прав застрахованных граждан. Другими словами, система состоит из двух составляющих - это обязательное пенсионное обеспечение + добровольные пенсионные накопления. Как можно формировать эти добровольные пенсионные накопления? Планировалось, что будут задействованы следующие источники для этих целей: различные негосударственные пенсионные фонды и взносы государственного Пенсионного фонда. Однако Правительство постановило «заморозить» накопительную часть пенсии с целью ее перевода в распределительную систему до 2021 года. Практически это выглядит следующим образом: у большей части российских граждан в Пенсионном фонде «лежала» накопительная часть пенсии, на которую начислялись проценты, а с 2014 года этот механизм прекратил функционировать.
Само понятие «трудовая пенсия» постепенно «стирается» и остается в прошлом, и сегодня вместо этого термина используется «страховая пенсия», а размер страховой пенсии по старости зависит от того сколько баллов «заработал» пенсионер за время своего трудового стажа. Каждый год эти пенсионные баллы будет корректироваться с учетом инфляции.
Еще одним важным моментом пенсионной реформы можно назвать включение в страховой стаж периода ухода за ребенком только до 1,5 лет, но в сумме не больше 6 лет в общей сложности, если детей у женщины было несколько.
Начиная с 1998 года, не было никакой законодательной базы, устанавливающей ограничения в получении пенсионного обеспечения для тех пенсионеров, которые продолжают трудиться уже перешагнув отметку пенсионного возраста и выйдя на заслуженную пенсию. Но правительство посчитало, что эти «послабления» приводят к неэффективному расходованию средств Пенсионного Фонда и дополнительных расходов из федерального бюджета.
С 2015 года правительство приняло решение ввести определенные ограничения для работающих граждан, получающих страховую пенсию по старости, плюс к этому изменить алгоритм бальной системы (которая для многих и так оставалась непонятной).
На пресс-конференции при Российском инвестиционном форуме в Сочи в феврале 2019 года глава Пенсионного фонда России (ПФР) Антон Дроздов заявил журналистам, что по его данным более половины россиян (56%) показывают высокий уровень пенсионной грамотности, но вот молодежь (до 40 лет) показывает крайне низкое понимание принципов и механизмов начисления пенсионных баллов.
Чуть более половины россиян (56%) показывают высокий уровень пенсионной грамотности. Об этом сообщил глава Пенсионного фонда России (ПФР) Антон Дроздов на Российском инвестиционном форуме в Сочи. Поэтому глава ПФР предлагает ввести в школьный курс изучение аспектов пенсионной системы в России: «Нам бы хотелось, чтобы во всех образовательных программах элемент пенсионного страхования был введен, чтобы он более четко объяснялся, это повысит интерес к этому продукту, и молодые люди, которые выходят на работу, будут сразу задавать правильные вопросы».
С 2015 года реформа пенсионной системы России ввела страховую пенсию по старости, которая формируется с применением баллов (индивидуальных пенсионных коэффициентов), которые начисляются будущему пенсионеру за каждый год его трудовой деятельности (официальной). В основе начисления количества пенсионных баллов за год лежат страховые взносы, которые работодатель официально платит за своего работника на обязательное пенсионное страхование.
Пенсионный балл оценивает каждый календарный год трудовой деятельности гражданина с учетом ежегодных отчислений страховых взносов в ПФР. Годовой пенсионный коэффициент равен отношению суммы уплаченных работодателем страховых взносов на формирование страховой части пенсии по тарифу 16%, к сумме страховых взносов с максимальной взносооблагаемой заработной платы, уплачиваемых работодателем по тарифу 16%, умноженному на 10.
Количество баллов за год имеет ограничение. Так например в самом начале реформы, вводившей баллы, максимальное значение баллов в 2015 году при направлении страховых взносов только на формирование страховой пенсии составляло 7,39.
В расчете и формировании будущей пенсии участвуют и нестраховые периоды, то есть время, когда человек вынужденно не работал - за каждый такое нестраховой год начисляется определенное количество пенсионных баллов:
Если гражданин работал с отчислением страховых взносов в один из таких периодов, то при назначении ему страховой пенсии по старости у него будет право выбора, какие баллы использовать при ее расчете: за период работы, либо за нестраховой период.
Важно! Любой неработающий гражданин может добровольно уплачивать за себя страховые взносы в Пенсионный фонд, либо за него такие взносы может уплачивать любой другой человек (не обязательно родственник или супруг/супруга). Такая норма введена пенсионной реформой, чтобы граждане, не имеющие официального трудоустройства, но обладающие денежными средствами, могли обеспечить себе право на страховую пенсию по старости. Однако, можно «докупить» только половину страхового стажа, требуемого для назначения страховой пенсии по старости.
В целом пенсионная реформа в России встречается в общества с негативными оценками, люди до конца не понимают смыслов и целей реформирования пенсионной системы, недовольство вызывает и увеличение пенсионного возраста, хотя это общемировая практика. Можно отметить неудовлетворительную работу пресс-службы и руководства ПФР в плате разъяснения населению принципов и целей пенсионного реформирования.
Подводя итоги можно отметить, что пенсионная система реформирует не от хорошей жизни, а по ряду причин, это и демографический провал 90х, это и рост отношения числа работающих (и отчисляющих пенсионные взносы) к числу пенсионеров. Суть пенсионной реформы на сегодняшний день состоит в том, что для получения достойной пенсии работать придется долго и с высокими официальными пенсионными отчислениями. Если при устройстве на работу вам предлагают зарплату в конверте, или оформление на неполную ставку (чтобы уйти от налогов и пенсионных отчислений в полном объеме) - стоит найти более честного работодателя. Только белая зарплата, при чем проверять делает ли ваш работодатель отчисления в пенсионный фонд необходимо регулярно! Для этого можно воспользоваться личным кабинетом на официальном сайте ПФР, либо личного кабинета на сайте Госуслуг.
Размер минимальной пенсии обычно интересует пенсионеров, получающих социальную пенсию, которая заметно ниже, чем страховая. Рассмотрим, какие факторы влияют на размер минимальной пенсии .
На сегодняшний день в России существуют 2 основных закона, в связи с которыми назначаются пенсии по старости:
По первому закону назначение пенсии по старости зависит от присутствия у будущего пенсионера минимального количества лет страхового стажа и от формирования у него нужного пенсионного коэффициента. Размер пенсии определяется достаточно сложным путем, учитывающим не только объем фактически уплаченных пенсионером за трудовую деятельность страховых взносов, величину его страхового стажа, сдвиг назначения пенсии в сторону большего возраста, но и возможность получения фиксированных доплат, а также оценку влияния индексации как на саму пенсию, так и на величину фиксированных доплат. Такую пенсию будущий пенсионер зарабатывает сам, и конечный ее размер законодательство не ограничивает.
По второму закону пенсия, являющаяся аналогом страховой пенсии по старости, назначается нетрудоспособным лицам и носит название социальной. В связи со старостью правом на ее получение могут воспользоваться те люди, которые не заработали необходимого для назначения страховой пенсии стажа.
В сравнении со страховой социальная пенсия имеет ряд условий, существенно снижающих выгодность ее назначения:
Поэтому, рассматривая вопрос о минимальном размере пенсии по старости , следует, в первую очередь, иметь в виду социальную пенсию, назначаемую нетрудоспособным лицам.
Размер социальной пенсии по старости прямо указан в подп. 1 п. 1 ст. 18 закона РФ от 15.12.2001 № 166-ФЗ: это 3 626,71 руб. Однако его ежегодно индексируют, учитывая средний рост прожиточного минимума пенсионеров по России (ст. 25 закона РФ от 15.12.2001 № 166-ФЗ). Величину этого коэффициента устанавливает Правительство РФ. Кроме того, размер социальной пенсии зависит от районного коэффициента, применяемого на территории проживания пенсионера (п. 2 ст. 18 закона РФ от 15.12.2001 № 166-ФЗ).
Значение прожиточного минимума для пенсионеров каждый из российских регионов устанавливает самостоятельно. Поэтому он может существенно отличаться от среднего по стране (и не только в меньшую сторону). Соответственно, не исключены варианты, что размер социальной пенсии и ряда страховых пенсий в регионе окажется меньше не только среднего по РФ, но и регионального минимума.
Для таких ситуаций п. 1 ст. 12.1 закона «О государственной социальной помощи» от 17.07.1999 № 178-ФЗ предусматривает обязательность социальной доплаты к пенсии. Целью ее является доведение размера минимальной пенсии до регионального прожиточного минимума.
Эта доплата может складываться из 2 частей:
Минимальный размер пенсии в 2016 году будет в очередной раз проиндексирован с апреля. Правда, не в пропорции к росту прожиточного минимума, а с меньшим коэффициентом — 1,04 (п. 1 ст. 4 закона «О приостановлении действия отдельных положений законодательных актов Российской Федерации, внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и особенностях увеличения страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии и социальных пенсий» от 29.12.2015 № 385-ФЗ).
Поскольку рост прожиточного минимума окажется более существенным, очень вероятно увеличение числа лиц, у которых возникнут основания для получения социальных доплат. В том числе и у неработающих получателей страховой пенсии, индексация которой в феврале 2016 года также прошла с пониженным коэффициентом 1,04 (пп. 1-3 ст. 5 закона от 29.12.2015 № 385-ФЗ).
Размер пенсионных выплат, с которым сравнивается величина прожиточного минимума, складывается из:
Таким образом, чтобы определить, на какую минимальную пенсию может претендовать человек в 2016 году, ему нужно сравнить общую сумму получаемых им в связи с пенсией выплат с 2 величинами прожиточного минимума пенсионеров для 2016 года: установленного для региона его проживания и рассчитанного по Российской Федерации. Если он увидит основания для повышения такой выплаты, ему нужно обратиться в региональное отделение ПФР с заявлением, содержащим просьбу о доведении величины его пенсии до размера минимальной пенсии .
Значения прожиточного минимума и в регионах, и по России утверждаются до наступления того года, на который они устанавливаются (пп. 3-4 ст. 4 закона «О прожиточном минимуме в Российской Федерации» от 24.10.1997 № 134-ФЗ).
По РФ прожиточный минимум пенсионеров на 2016 год равен 8 803 руб. (п. 6 ст. 8 закона «О федеральном бюджете на 2016 год» от 14.12.2015 № 359-ФЗ). А значения его, установленные на 2016 год для регионов, можно увидеть на сайте ПФР . Таблица этих значений содержит отсылку не только к номерам законов, утвердивших прожиточный минимум по определенному региону, но и указание на то, за счет средств какого бюджета будет делаться социальная доплата к пенсии, благодаря которой ее размер станет соответствующим размеру минимальной пенсии .
Несмотря на то, в соответствии с каким из законов рассчитывается пенсия по старости, если ее величина оказывается меньше прожиточного минимума пенсионера, установленного для региона его проживания, то неработающий пенсионер вправе получить социальную доплату, которая сделает его пенсию соответствующей размеру минимальной пенсии по региону.
В 2019 году рост пенсионных выплат ощутят на себе сразу несколько групп населения:
После рекордной индексации 2015 года, когда выплаты выросли на 11,4%, увеличение пенсий происходило низкими темпами:
В 2016-2019 гг. российские пенсионеры получили минимальные надбавки: в правительстве это объясняют системными проблемами в экономике, которые наметились из-за обвала цен нефть и введения международных санкций. Недостаток средств в казне сказался на размере выплат. В рублевом эквиваленте их размер составил:
Средняя пенсия, руб |
Дальнейший рост выплат государство связывает с повышением пенсионного возраста и, следовательно, уменьшающейся нагрузкой на госбюджет. Так, уже в апреле 2019 года вторая, после январской, индексация будет проведена с учетом доходов от реформы. А в последующие годы пенсии в России планируют индексировать выше инфляции - в среднем на 1000 руб. в год.
Средний размер пенсий в России 2019 согласно Росстат составила 14116 рублей. В рамках пенсионной реформы 2019 правительство приняло решение о повышении пенсионных выплат, в том числе и работающим пенсионерам. Расчет нового размера пенсии будет производиться по увеличенному коэффициенту. Чтобы компенсировать траты из госбюджета на увеличение пенсионных выплат, правительство приняло решение о повышении пенсионного возраста.
Средний размер назначенных пенсий, руб. | Реальный размер назначенных пенсий, % | Реальный размер назначенных пенсий, % | Средний размер назначенных пенсий в % к среднему размеру начисленной заработной платы |
||
---|---|---|---|---|---|
к соотв. периоду предыдущего года | соответствующему периоду предыдущего года | к предыдущему году | к декабрю предыдущего года | к декабрю предыдущего года | |
Январь | 14102 | 100,8 | 104,1 | 104,1 | 33,4 |
Февраль | 14116 | 100,6 | 99,7 | 103,8 | 32,8 |
Март | 14129 | 100,6 | 99,8 | 103,5 | 31,4 |
Для наглядного отражения ситуации по стране в части пенсионных выплат, смотрите таблицу с указанием средней пенсии по возрасту по областям, в сравнении с прожиточным минимумом на одного пенсионера (ПМ) для данной области.
Соотношение пенсия/ПМ |
|||
---|---|---|---|
Российская Федерация | |||
Центральный федеральный округ | |||
Белгородская область | |||
Брянская область | |||
Владимирская область | |||
Воронежская область | |||
Ивановская область | |||
Калужская область | |||
Костромская область | |||
Курская область | |||
Липецкая область | |||
Московская область | |||
Орловская область | |||
Рязанская область | |||
Смоленская область | |||
Тамбовская область | |||
Тверская область | |||
Тульская область | |||
Ярославская область | |||
г. Москва | |||
Северо-Западный федеральный округ | |||
Республика Карелия | |||
Республика Коми | |||
Архангельская область | |||
в том числе: Ненецкий автономный округ | |||
Архангельская областьбез авт. округа | |||
Вологодская область | |||
Калининградская область | |||
Ленинградская область | |||
Мурманская область | |||
Новгородская область | |||
Псковская область | |||
г. Санкт-Петербург | |||
Южный федеральный округ | |||
Республика Адыгея | |||
Республика Калмыкия | |||
Республика Крым | |||
Краснодарский край | |||
Астраханская область | |||
Волгоградская область | |||
Ростовская область | |||
г. Севастополь | |||
Северо-Кавказский федеральный округ | |||
Республика Дагестан | |||
Республика Ингушетия | |||
Кабардино-Балкарская Республика | |||
Карачаево-Черкесская Республика | |||
Республика Северная Осетия - Алания | |||
Чеченская Республика | |||
Ставропольский край | |||
Приволжский федеральный округ | |||
Республика Башкортостан | |||
Республика Марий Эл | |||
Республика Мордовия | |||
Республика Татарстан | |||
Удмуртская Республика | |||
Чувашская Республика | |||
Пермский край | |||
Кировская область | |||
Нижегородская область | |||
Оренбургская область | |||
Пензенская область | |||
Самарская область | |||
Саратовская область | |||
Ульяновская область | |||
Уральский федеральный округ | |||
Курганская область |
В июне 2018 года в России стартовала большая пенсионная реформа. С 1 января 2019 года начнут повышать постепенно и по шагам пенсионный возраст. Выход на пенсию для женщин и мужчин будет повышен на 5 лет до 60 и 65 лет соответственно. Шаг повышения составит - «плюс один год через год» . Для первых пенсионеров, кто пойдет по новой реформе на пенсию в первые 2 года действия реформы, пенсионный возраст будет сокращен на пол года - 6 месяцев. Дальше будет работать программа «плюс один год через год».
В результате действия реформы государство обещает, что пенсии по старости с 1 января 2019 года будут повышены на 1000 рублей, исходя из средней пенсии в 14 400 рублей в 2018 году. Индексация пенсии в 2019 году составит - 7,05 %.
Повышение пенсии в 2019 году, как сообщают последние новости из государственной думы, вместо обычной индексации 1 февраля переносится на 1 января и составит 7,05 %, примерно 1000 рублей .
По результатам внедрения новой пенсионной реформы, ожидается, что средняя пенсия к 2024 году достигнет 20 000 рублей (+ 35 %).
По цифрам повышения пенсии с 1 января 2019 года составит следующие значения (в скобках будут указаны значения за 2018 год):
С 1 апреля 2019 года ожидается повышение социальных пенсий на 2,4%. Средняя пенсия по инвалидности в 2019 году составит 5 366 рублей .
Индексация военных пенсий в 2019 году запланирована на 1 октября. Повышение составит 6,3%. Изначально планировалось проиндексировать пенсии военным пенсионерам на 4,3%. Владимир Путин в октябре 2018 года заявил о дополнительной индексации пенсии военным еще на 2%.
Напомним, что с 2016 года индексация пенсии для работающих пенсионеров заморожена. Пенсии так же не были повышены и в 2017 году и в 2018 году.
Антон Силуанов на заседании совета федерации 27 июня 2018 года заявил, что индексация пенсии работающим пенсионерам в 2019 году не запланирована. По его словам темпы роста заработной платы в стране перекрывают уровень инфляции.
Единственную прибавку, на которую могут рассчитывать работающие пенсионеры в 2019 году - это перерасчет с 1 августа. Это ежегодная процедура, которую не следует путать с индексацией. Перерасчет происходит в беззаявительном порядке, максимальная прибавка ограничена 3 баллами, которая умножается на стоимость одного балла за 2018 год.
В итоге работающие пенсионеры с 1 августа 2019 года вправе рассчитывать на прибавку к пенсии не более 244 рублей.
Индексация пенсии с 1 января 2018 года касается граждан, которые на момент начисления прибавки не заняты трудовой деятельностью, то есть не только работающих пенсионеров, но и самозанятого слоя населения. Например, индивидуальных предпринимателей, адвокатов и нотариусов.
Для работающих пенсионеров индексация пенсий в 2016 году была отменена, но такое решение касается только процедуры в 1 квартале указанного периода. Вторая индексация должна производиться без учета трудовой занятости определенной группы населения.
Главная новость для работающих пенсионеров - это обязанность посетить региональный ПФР и подать соответствующее заявление, если такой гражданин прекратил трудовую деятельность до 31 марта 2016 года . При приемке документации нужно приложить бумаги, подтверждающие факт увольнения. Такими документами могут быть:
Для лиц, прекращающих работать после указанного срока, то есть во втором квартале 2016 года , порядок уведомления государственного органа будет изменен. С указанной даты пенсионеру нет необходимости посещать ПФР лично, вся информация будет предоставлена работодателем автоматически при подаче отчетности, которая вносится в базу данных пенсионного фонда.
Если сотрудник пенсионного возраста уволился и ему был произведен перерасчет с учетом социальной надбавки, а затем он вновь трудоустроился – установленное пособие с учетом процента индексации отмене уже не подлежит.
Повышение страховой пенсии по старости с 01.01.2019 года составит 7,05% или в денежном эквиваленте - 1000 рублей. Средняя страховая пенсия по старости увеличится до 15 430 рублей.
Страховая пенсия по инвалидности составит 9 309 рублей. Фиксированная выплата к пенсии увеличится до 5334,19 рублей.
Основные положения перерасчета пенсий 01.01.2019 г.:
Пенсионером называют лицо, которое регулярно получает денежное пособие от государства в связи с достижением установленного возраста, получением инвалидности, потерей кормильца или отставкой после военной службы. В связи с демографическими проблемами во многих странах говорят о необходимости реформы в этой области. Количество неуклонно растет, в 2015 году оно составило 35 163 тысячи человек. Это 24 % всех граждан РФ. Таким образом, в 2015 году на 1000 чел. трудоспособного населения приходится 411,7 пенсионеров.
Впервые пенсионное обеспечение стали выплачивать офицерам военно-морского флота. Это произошло в 1673 году во Франции. Универсальная пенсионная система была впервые реализована в Германии через 200 лет, в 1889 году. В царский период в России она так и не появилась. Пенсию получали только некоторые категории военных и Законодательное закрепление универсальная система получила только в СССР. В 1930 году был установлен пенсионный возраст: 60 лет - для мужчин, 55 - для женщин.
Существует несколько способов финансирования подобных пособий. Можно выделить следующие типы пенсионных систем:
В большинстве стран мира пенсионный возраст составляет 65 лет. В некоторых странах ЕС и в США все больше говорят о необходимости его подъема в связи со «старением» наций. Предполагается, что возраст к 2060 году увеличится до 70 лет. В Германии хотят это сделать уже в ближайшем будущем. Поскольку количество пенсионеров в России постоянно возрастает, то некоторые эксперты тоже говорят о необходимости изменения существующей системы получения государственных пособий по возрасту.
С 1 января 2015 года в России начала действовать новая пенсионная система. Она комбинирует элементы накопительного, страхового и гарантированного пособия. В 2015 году количество пенсионеров в России достигло 43 миллионов граждан. Причем значительная их часть получает пенсию, размер которой меньше установленного прожиточного минимума для соответствующей возрастной группы. Особенно бедственным является положение лиц, которые не имели больших заработков в связи с необходимостью ухода за больными родственниками.
Система России является двухуровневой. Граждане могут выбирать между Пенсионным фондом и негосударственными структурами. Также можно выделить два типа пособий. Они различаются источником их финансового обеспечения. Основным типом являются трудовые пенсии. Право на них возникает в связи с достижением определенного возраста или стажа работы. Пенсии второго типа выплачиваются в силу других обстоятельств. Например, военной службы, работы в правоохранительных органах.
Пожилых граждан в Российской Федерации защищает Конституция, которая гарантирует им государственную поддержку. Также их права регламентирует ряд международных документов, принятых в рамках Организации Объединенных Наций. В целях улучшения жизни пожилых граждан в Российской Федерации был принят ряд стратегических документов Правительства, а также нормативно-правовых актов субъектов РФ.
Терминология обозначения пенсионеров может несколько отличаться. Однако общим признаком отнесения населения к этой группе является для мужчин - 60 лет, для женщин - 55 лет. Количество пенсионеров России на 2016 год составляет 35 986 тысяч человек. Это 24,6 % от общей численности населения, на 0,6 % больше, чем в 2015-м. За последние десять лет нагрузка на трудоспособное население значительно увеличилась. Если в 2006 году на 1000 человек приходилось 326,7 пенсионеров, то в 2015-м - 411,7.
Количество лиц нетрудоспособного возраста увеличилось за счет роста продолжительности жизни. Причем данная тенденция характерна для обоих полов. Однако смертность мужчин старше трудоспособного возраста по-прежнему значительно превышает аналогичный показатель у женщин. И этот разрыв продолжает увеличиваться. Ожидается, что в 2031 году в России будет 42 324 тысячи пенсионеров. Это 28,7 % от общей численности населения. Прогноз показывает, что на 1000 человек трудоспособного возраста будет приходиться 533,8 пенсионеров.
В 2017 году ожидается принятие законопроекта, согласно которому, часть лиц нетрудоспособного возраста перестанут получать привычное пособие от государства. Изменения могут коснуться только тех, кто продолжает работать на пенсии. К тому же не всех, а только небольшой части - лиц с доходом, превышающим миллион рублей.
Количество работающих пенсионеров в России за первый квартал 2016 года уменьшилось на 36 %. Если в 2015-м их было 15 миллионов, то сейчас только 9,6. Как результат, правительству не только не удалось сэкономить на отказе от индексации пенсий, но и пришлось выделить дополнительный трансферт на обязательное страхование. Если рассматривать, какое количество пенсионеров в России продолжали работать до этого, то это число постоянно увеличивалось. В 2014 году 34,9 % лиц нетрудоспособного возраста были заняты. Среди доминирующих причин побуждающих пенсионеров работать:
Таким образом, выборочный опрос в сферах образования, здравоохранения и социального обслуживания показывает важность социальной мотивации активной деятельности лиц, достигших возраста нетрудоспособности. Эта стратегия является значимой не только для самих людей, но и для государства в целом, поскольку Россия относится к «стареющим» нациям.
Характерна тенденция увеличения занятости пенсионеров и для стран ЕС и ОЭСР. Если в 2004 году только 26 % в возрасте от 60 до 65 лет работали, то в 2014-м - уже 35,3 %. В России этот показатель несколько ниже. В данной возрастной группе в 2013 году только 30 % продолжали работать. Это позволяет сделать вывод о возможности увеличения экономической активности пенсионеров.
Выделяется несколько групп лиц, пособие которым начисляется в особом порядке. К военным пенсионерам, кроме лиц, отслуживших в Вооруженных силах РФ, также причисляют пограничников, пожарных, сотрудников МВД и ОВД. С октября 2016 года планируется очередное повышение их пособий. Количество военных пенсионеров в России составляет, по данным Министерства обороны, 1,1 миллиона человек. Среднее пособие этой категории людей составляет около 20 тысяч рублей.
Количество пенсионеров в России с каждым годом все больше увеличивается. Следовательно, нагрузка на граждан трудоспособного возраста также постоянно возрастает. Острая нехватка бюджетных средств приводит к тому, что часть экспертов предлагает такое радикальное решение, как отмену пенсий людям, которые продолжают работать. Однако пока данный проект касается только тех лиц, доход которых превышает один миллион долларов. Еще одним выходом может стать поднятие возраста нетрудоспособности. На сегодняшний день не существует никаких ограничений по выплате пенсий работающим.