Задания для проверки мелкой моторики рук. Диагностический инструментарий для обследования уровня развития мелкой моторики

Тест 1

.Методика проведения .Необходимы: листок бумаги и карандаш или ручка, ребёнок сидит за столом, перед ним листок бумаги, на котором он размещает обе руки, чтобы свободно разместились обе ладони с разведёнными пальцами.

После этого обводятся кисти рук карандашом.

Инструкция. «Сейчас мы с тобой поиграем. Я буду показывать пальчики тебе на твоей руке, а ты будешь поднимать только тот пальчик, который я тебе покажу. Другие пальцы поднимать не надо.».В случайном порядке указывается ребёнку палец, который он должен поднять, прикасаясь к нему карандашом: « Этот пальчик. Теперь этот…»Начинать нужно с правой руки

Последовательность указания пальцев: 5-1-2-4-3 (1 –большой палец, 5 – мизинец.) Затем испытание проводится на левой руке, потом снова – на правой и левой. Таким образом проба проводится на каждой руке дважды.

При выполнении нужного движения могут появляться ненужные движения других пальцев. Это происходит непроизвольно, сам ребёнок старается поднимать только один палец.

Эти лишние движения называются синкинезияим, которые возникают в результате недостаточной дифференцированности движений, когда при совершении требуемого движения включаются ненужные для его выполнения мышцы. Наличие синкинезий отмечают стрелочками от нужного к ненужному пальцу

Обработка результатов .

      Подсчитывают среднее по двум пробам количество синкинезий на каждой руке. Для этого считают количество стрелочек для каждой руки и делят полученное число на 2.

      Полученные на каждой руке результаты складывают

      Результат сравнивают с нормами

Тест 2.

О развитии мелких движений пальцев можно судить, наблюдая за тем, как рисует или закрашивает ребёнок. Если он поворачивает лист, не может менять направление линий при помощи тонких движений пальцев и кисти, значит уровень развития мелкой моторики недостаточный.

Существует тесная связь между координацией тонких движений пальцев рук и речью. Исследования М.М. Кольцовой показали, что речевая деятельность частично развивается под влиянием импульсов, поступающих от пальцев рук.

Методика проведения. Ребёнка просят показать один пальчик, два пальчика и три.(Сделай вот так) Дети, которым удаётся изолированное движение пальцев – говорящие дети, если же пальцы напряжены или.напротив, вялые сгибаются и разгибаются только вместе, то это – не говорящие дети. До тех пор, пока движения пальцев не станут свободными, полноценного развития речи добиться не удаётся.

Тест 3.

Методика проведения. Ребёнку предлагают нарисовать одним движением окружность диаметром 3 – 3,5 см. Если кисть развита слабо, ребёнок склонен её фиксировать на плоскости и не справляется с заданием: рисует вместо круга овал, либо окружность значительно меньшего размера. Рисует в несколько приёмов, периодически передвигая руку. Показателем скованности, фиксированности кисти является преимущественное рисование ребёнком очень мелких предметов.

Данные об авторе

Гончаренко Ольга Николаевна

Место работы, должность:

МБДОУ № 8 (ГМР)

Ленинградская область

Характеристики ресурса

Уровни образования:

Дошкольное образование

Уровни образования:

Специальное (коррекционное) образование

Предмет(ы):

Логопедия

Предмет(ы):

Педагогика

Целевая аудитория:

Административный работник

Целевая аудитория:

Воспитатель

Целевая аудитория:

Методист

Целевая аудитория:

Педагог дополнительного образования

Тип ресурса:

Другой тип

Краткое описание ресурса:

Диагностика уровня развития мелкой моторики у детей дошкольного возраста. Исследование моторики позволит составить план по работе над развитием и совершенствованием мелкой мотрики у детей с учетом их возраста.

Диагностика развития мелкой моторики рук.

Определение уровня мелкой моторики и координации движения рук даёт возможность правильно спланировать свою работу и узнать степень продвижения детей в речевом развитии.

Диагностики для младшего дошкольного возраста.

Уровень развития мелкой моторики у детей младшего дошкольного возраста можно определить с помощью следующих заданий:

Задание № 1
Выполнение по зрительному образцу:
· соединяй 1 и 2 пальцы в кольцо - "O-KEY"
· пальцы сжаты в кулак, 2 и 3 пальцы вытянуты - "зайчик"
· 2 и 3 пальцы - "коза-дереза"
То же левой рукой.

Задание №2
Выполнение по тактильному образцу с выключением зрительного анализатора:
· с закрытыми глазами задать своей рукой "зайчика" и "козу"
· открыть глаза - повтор движений.

Задание №3
Перенос позы с выключением зрительного анализатора:
· Взрослый делает позу на левой руке, ребенок повторяет на правой и наоборот ("зайчик" и "коза").

Оценка результатов с точки зрения психологии .
1) Ребенок не может найти нужный набор движений (перебирает пальцы, помогает другой рукой, ошибается)
Оценка : нарушение кинестетического праксиса, левая рука - правое полушарие правая рука или обе - теменная.
2) Ребенок неправильно располагает позу в пространстве, воспроизводит позу зеркально.
Оценка : нарушение зрительно-пространственной организации движения.
3) Ребенок воспроизводит позу только правого указательного пальца, левого - игнорирует.
Оценка : односторонняя пространственная агнозия.
4) С трудом переключается на новую позу, повторяет одно из предыдущих движений.
Оценка : инертность движений (лобные доли).
5) Не может воспроизвести позу, заданную на другой руке. (Справа налево - теменные отделы левого полушария; слева направо - правое полушарие).

Оценка : нарушение кинестетической основы движения

Оценка результата воспитателем .

(+) - 0 баллов - ребенок не справился с заданием.

(-) - 0,5 баллов - ребенок справился с помощью взрослого.

(=) - 1 балл - ребенок справился с заданием.

Ученые Н.О. Озерецкий и Н.И. Гуревич в своей книге «Психомоторика» предложили диагностические методики оценки психомоторного развития дошкольников, которые просты в применении, информативны по содержанию и, как свидетельствует их долгая проверка временем, достоверны.

Задания для детей 3 - 4 лет:

1. Пальчик с носиком здороваются.
После предварительного показа задания ребенку предлагается закрыть глаза и коснуться указательным пальцем правой руки: а) кончика носа; б) мочки левого уха.
Задание повторяется в той же последовательности другой рукой.

Оценка-вывод . Правильно выполненное задание - норма; если ребенок допускает неточности (дотрагивается до середины или верхней части носа, уха), это свидетельствует о незрелости его координационных механизмов и несоответствии возрастной норме.

2. Уложи монеты в коробку.
На стол ставится картонная коробка размером 10x10 см, перед которой

на расстоянии 5 см раскладываются в беспорядке 20 монет (жетонов, пуговиц) диаметром 2 см. По сигналу взрослого ребенок должен уложить как можно быстрее все монеты по одной в коробку.
Задание выполняется поочередно левой и правой рукой.

Оценка-вывод . Нормой считается правильность и время выполнения: для ведущей руки - 15 секунд, для другой - 20 секунд.

3. Нарисуй пальцами кружочки.
В течение 10 секунд указательными пальцами горизонтально вытянутых вперед рук ребенок должен описывать в воздухе одинаковые круги любого размера (руки движутся в противоположных направлениях).

Оценка-вывод . Задание не выполнено, если ребенок вращает руками одновременно в одну сторону или описывает круги разной величины.

4. Давай поздороваемся (задание на оценку механизмов автоматизации движений ведущей руки).
Взрослый предлагает ребенку протянуть: а) левую руку для приветствия - «поздороваемся» 6) сначала правую руку, потом левую, обе руки.

Оценка-вывод . Если ребенок справился с «приветствием» - это норма. На низкий уровень коррекции произвольных действий указывают лишние движения: ребенок сжимает кисть противоположной руки; приподнимает плечи; открывает рот и т.п.

Задание для детей 4 - 5 лет.

1 блок.

Упражнения на повторение фигур из пальцев

  • «Петушок» (ладонь вверх, указательный палец упирается на большой, остальные пальцы растопырены и подняты вверх);
  • «Зайчик» (вытянуть вверх средний и указательный пальцы, при этом безымянный палец и мизинец прижать большим пальцем к ладони);
  • «Флажок» (четыре пальца - указательный, средний, безымянный и мизинец - вместе, а большой палец опущен вниз, тыльная сторона ладони к себе);
  • «Вилка» (вытянуть вверх три пальца - указательный, средний и безымянный - расставленные врозь, большой палец удерживает мизинец на ладони).

Все упражнения выполняются после показа. При выполнении сложных фигурок можно помогать ребёнку принять правильную позицию пальцев. Далее ребёнок действует самостоятельно.

2 блок.

Упражнения на дорисовывание

  •  Дорисуй прямую линию;
  •  Дорисуй волнистую линию;
  •  Дорисуй ломаную линию (заборчик).

При выполнении этих упражнений, в начале года, обращается внимание, на то, как ребёнок держит карандаш, в какой руке, как он продолжает линию карандашом: с нажимом или без нажима, линия тонкая, прерывистая, широкая.

3 блок.

Работа с бумагой

  •  Вырезание ножницами (выявляем, как у ребёнка сформирована координация движений рук);
  •  Сгибание листа бумаги пополам (выявляем содружество обеих рук в работе).

4 блок.

Упражнения на координацию движений.

  •  «Ладонь, кулак, ребро» - вначале показываем детям, как выполнить это упражнение вместе с нами. Когда ребёнок запомнит последовательность, он выполняет упражнение под счёт 1, 2, 3;
  •  Посолим капусту. Посолим суп (ребёнок как бы растирает комочек соли);
  •  Катание шарика.

Методика проведения обследования развития мелкой моторики.

(+) - 1 балл - с заданием справился;
(-) - 0 баллов - с заданием не справился;
(=) - 0,5 баллов - справился с помощью взрослого;

2 - балла и ниже - низкий уровень;
2-2,5 баллов - средний уровень;
3-4 баллов - высокий уровень;

2 балла и ниже (низкий уровень) - У таких детей мелкая моторика очень отстаёт от возрастной нормы. Движения скованные, содружество пальцев, ловкость не наблюдаются. Координация движений рук нарушена. Дети затрудняются выполнять работу с ножницами; сгибать лист пополам; не умеют держать правильно карандаш, линии при рисовании прерывистые, ломаные. Нарушена общая координация движений, их целенаправленность, точность. Дети затрудняются в подражательных движениях, в выполнении действий по образцу, упускают их элементы.

2-2,5 баллов (средний уровень) - У детей общая и мелкая моторика развита достаточно хорошо. Но бывает, что дети испытывают не большие трудности при быстрой смене упражнений из пальчиков, при вырезании, конструировании из бумаги.

3-4 балла (высокий уровень) - У детей общая и мелкая моторика сформированы хорошо. Хорошо развита отчётливость и координация движений. Движения пальцев и кистей рук точные, ловкие, со всеми заданиями справляются быстро и легко.

Оригинальный «пальцевый» тест был предложен в конце 90-х годов исследователем - врачом A.M. Мустафиным для определения «бюджета способностей» ребенка. В чем его суть? Ребенка старше 4-5 лет просят скрестить безымянный палец с мизинцем. «Чем больше безымянный палец охватывает мизинец, тем выше «бюджет» мозга... Так как этому движению ребенок не обучался, то оно является элементарным творческим двигательным актом», - пишет A.M. Мустафин.

На Западе распространен более простой способ диагностики по руке, выявляющий сформированность пальцевой координации, без которой невозможно обучение красивому письму. Возьмите одну руку ребенка в свою, обязательно загородив ее своим телом или экраном с отверстием для кисти, и дотрагивайтесь до его пальцев. Попросите на второй руке вытягивать такой же палец, который вы трогаете. Если координация в норме, то трехлетний ребенок правильно определит большой палец, а шестилетний - большой, указательный и мизинец. Средний и безымянный пальцы определят только дети с очень хорошей координацией.

Изучение исследуемых данных Л.П. Григорьевой, М.И. Земцовой, В.З. Кантора, А.Г. Литвака, Л.А. Новиковой, Л.И. Плаксиной, Л.И. Солнцевой, Б.К. Тупаногова по проблеме развития мелкой моторики детей позволили сделать вывод о том, что в специальной литературе недостаточно полно и точно описаны методики изучения мелкой моторики детей с нарушением интеллекта.

При адаптации методик изучения мелкой моторики у младших школьников с нарушениями необходимо учитывать:

1. Возрастные особенности развития детей.

2. Психофизиологические особенности детей с нарушением интеллекта.

3. Индивидуальные особенности развития детей.

При проведении диагностики необходимо соблюдать следующие условия:

1. Исследование начинается с наиболее простых для выполнения методик.

2. Время выполнения не более 2 - 3 минут.

3. Благоприятная психологическая атмосфера.

4. Очень важны участие и ободряющее поведение взрослого.

5. Перед началом работы ребенку всегда предлагается инструкция. Инструкция должна быть простой, короткой и точной.

6. На рабочих местах индивидуально подбираются условия комфортной освещенности (600 - 800 люкс).

Выполнения заданий обычно оцениваются по пяти уровням:

Высокий - задание выполнено самостоятельно, без ошибок

Выше среднего - при выполнении задания ребенку требуется помощь взрослого (повтор инструкции).

Средний - при выполнении задания ребенок делает ошибки, но при помощи взрослого исправляет их.

Ниже среднего - выполнение задания под руководством взрослого.

Низкий - ребенок не справляется с заданием.

Для диагностики развития мелкой моторики школьников с нарушением интеллекта могут быть использованы методики «Рисование ножницами», «Пластилиновые узоры», «Рисование по замыслу», «Деревья из бумажных лент».

Методика «Рисование ножницами».

Цель методики - выявляет у ребёнка не только внимательность, но и так называемую зрительно - моторную координацию и мелкую моторику кисти рук.

Оборудование: цветная бумага, ножницы, клей, копировальная бумага.

Ход: Учащимся показываются вазы разной формы, чтобы ребята могли рассмотреть, ощупать, что дает обеспечение перцептуальному развитию и развитию сенсомоторной функции. В данной методике происходит интеграция образа округлых форм и двигательных навыков на уровне кинестетико-визуально-моторной координации.

Испытуемым предлагается сложенный вдвое лист цветной бумаги и предлагается нарисовать ножницами такую красивую вазу. Учащимся необходимо приложить к нему шаблон, обвести его карандашом, а потом по полученным линиям вырезать из бумаги вазу.

Оценка результатов:

Методика «Пластилиновые узоры».

Цель - используется для изучения сформированности операций вдавливания и раскатывания при работе с пластилином.

Оборудование: лист бумаги, пластилин.

Ход: Учащимся предлагается рассмотреть узор на бумаге и вылепить точно такой же из куска пластилина, глядя на образец, на листке бумаги.

Оценка результатов:

Высокий уровень - правильное выполнение задания.

Средний уровень - испытывают небольшие затруднения.

Низкий уровень - неправильное выполнение задания.

Очень низкий уровень - отказ от выполнения задания.

Методика «Рисование по замыслу».

Цель - возникновение и развитие образа для рисования, развитие мелкой моторики.

Оборудование: лист бумаги, карандаши.

Ход: Школьникам предлагается работать по своему замыслу. Смелая линия, хороший нажим, быстрый темп работы, правильное пользование карандашом -- всё это постепенно осваивается детьми путём указаний и показа.

Оценка результатов:

Высокий уровень - правильное выполнение задания.

Средний уровень - испытывают небольшие затруднения.

Низкий уровень - неправильное выполнение задания.

Очень низкий уровень - отказ от выполнения задания.

Методика «Деревья из бумажных лент».

Цель - развивает аналитическое мышление т.е. анализировать способы выполнения работы, навык самоконтроля в процессе работы. А также способствует развитию согласованности в работе глаз и рук, совершенствованию координации движений, гибкость, точность в действиях. Данная методика позволяет развить навык соотношения силы нажима с качеством бумаги; соотношение амплитуды движений с длиной полосы.

Оборудование: бумага, ножницы. Необходимо нарезать перед уроком бумажные полосы шириной от 5мм до 1,5см и длиной до 25см в количестве 15 - 20 штук для одного ребёнка.

Ход: Бумажные полосы собираются в плотный пучок с одного конца. Одной из полосок (приклеивая её) обматывают по спирали будущий ствол дерева. Полоса должна плотно облегать ствол. Обмотав 5-6см снизу, от основного пучка отделяют 3-5 полосок, собирают их в отдельный пучок, отводят в сторону и продолжают накручивать до сведущего ответвления. Концы полосок пока оставляют в свободном провисании. Число ответвлений делают на своё усмотрение, но каждую ветвь «лепят» в нужном направлении до полного высыхания клея.

Одну из нарезанных полосок бумаги шириной 0,5-1,5см произвольной длины накручивают на карандаш. Витки должны быть плотными. После окончательного скручивания карандаш вынимают. Ажурность спиралей зависит от диаметра стержня и ширины полоски бумаги.

Оценка результатов:

Высокий уровень - правильное выполнение задания.

Средний уровень - испытывают небольшие затруднения.

Низкий уровень - неправильное выполнение задания.

Очень низкий уровень - отказ от выполнения задания.

Все представленные выше методики позволяют получить результаты исследования мелкой моторики у детей младшего школьного возраста с нарушением интеллекта.

Мелкая моторика – это дифференцированные и сложно скоординированные движения кистей и пальцев рук при выполнении действий. Способность ребенка правильно распределять мышечные усилия при работе кистей рук, большого пальца по отношению к остальным – важное условие для успешного овладения двигательными навыками учебной деятельности (прежде всего письма). Поэтому развитию мелкой моторики уделяется особое внимание во время подготовки к школе.
С помощью этих методик может быть проведена диагностика развития мелкой моторики , связанной с графическими действиями.
Перед ребенком кладется лист с заданием. Он внимательно слушает, что надо сделать. Все задания выполняются простым карандашом. Во время их выполнения нельзя комментировать и оценивать действия ребенка. После завершения необходимо поблагодарить и похвалить малыша при любом результате.

Методика 1
Возьми в руку карандаш и посмотри на лежащий перед тобой лист бумаги. На нем есть полоски. Между этими полосками от начала листа до конца карандашом проведи прямые линии. Когда я скажу "Начали!", начни рисовать прямые линии, когда я скажу "Стоп!" - закончи выполнять задание и отложи карандаши в сторону. Работай быстро и внимательно.
(На выполнение задания отводится 1 минута).
Оценка:
3 балла – ребенок заполнил 10 строк и более при удовлетворительном качестве исполнения (проведенные линии расположены ближе к центру строки, для них характерна умеренная волнистость, нарисованы без отрывов, без выходов за пределы строк, без пропусков строк).
2 балла – ребенок заполнил 6 – 9 строк при удовлетворительном качестве исполнения (умеренная волнистость линий с тенденцией приближения к центру строки, без разрывов, без выходов за пределы строки, без пропусков строк).
1 балл – ребенок заполнил 5 и менее строк или выполненное задание отличается неудовлетворительным качеством исполнения (значительные скосы линий относительно центра строки, выход за ее пределы и/или обрывы линий, пропуски строк).

Методика 2
Возьми в руку карандаш и посмотри на лежащий перед тобой лист бумаги. На нем есть дорожки. Проведи линию по середине дорожки, не отрывая карандаш от бумаги.
Оценка:
3 балла – без ошибок
2 балла – ребенок 1 – 2 раза вышел за границу линии
1 балл – ребенок 3 и более раз вышел за границу линии

Методика 3
Возьми в руку карандаш и посмотри на лежащий перед тобой лист бумаги. На нем есть мячики и кегля. Попади мячиками в кеглю. Старайся проводить прямые линии, не отрывая карандаш от бумаги.

Оценка:
3 балла – все линии прямые и попадают точно в кеглю
2 балла –1 – 2 ошибки (ошибкой считается непрямая линия или непопадание линии в кеглю)
1 балл – 3 и более ошибок

Методика 4
Возьми карандаш и посмотри на лежащий перед тобой лист бумаги с рисунками. Обведи рисунки точно по линии, не отрывая карандаш от бумаги.
Оценка:
3 балла – 1 – 2 раза сошел с линии
2 балла – 2 – 4 раза сошел с линии
1 балл – 5 и более раз сошел с линии

Методика 5
Возьми в руку карандаш и продолжи рисовать узоры. Старайся не отрывать карандаш от бумаги.

Оценка:
3 балла – без ошибок
2 балла – с ошибками
1 балл – ребенок не смог продолжить какой-либо или все узоры

Методика 6
Возьми в руку карандаш и продолжи рисовать узоры по клеточкам.

Оценка:
3 балла – без ошибок
2 балла – ребенок ошибся в одном узоре
1 балл – ребенок ошибся в обоих узорах

Методика 7
Возьми в руку карандаш. Внимательно слушай и рисуй узор от точки: поставь карандаш на точку, рисуй линию – две клетки вверх, одна клетка направо, две клетки вниз, одна клетка направо, две клетки вверх, одна клетка направо. Дальше продолжай такой узор самостоятельно.
Оценка:
3 балла – без ошибок
2 балла – 1 ошибка
1 балл – 2 ошибки и более

Методика 8

Оценка:
3 балла – без ошибок
2 балла – 1 – 2 ошибки
1 балл – 3 ошибки и более

Методика 9
Возьми в руку карандаш. Нарисуй точно такую же фигурку по клеточкам.

Оценка:
3 балла – без ошибок
2 балла – 1 – 2 ошибки
1 балл – 3 ошибки и более

Методика 10
Возьми в руку карандаш и нарисуй рядом точно такую же фигурку.
Оценка:
3 балла – без ошибок
2 балла – ошибки в 1 фигуре
1 балл – ошибки в 2 фигурах и более

Методика 11
Возьми в руку карандаш и скопируй фразу точно по образцу.
Оценка:
3 балла – скопировал правильно
2 балла – скопировал с 1 – 2 ошибками
1 балл – не смог скопировать фразы

Интерпретация результатов диагностики развития мелкой моторики:
Общий результат 27 и более баллов свидетельствует о сформированности и довольно высокой автоматизированности у ребенка навыков графической деятельности (правильно держит карандаш, свободно распределяет мышечную активность кисти и пальцев при работе с ним), а также развитой произвольности (при выполнении задания ориентирует свои действия на внешне заданные условия: разлиновка листа, образец, требования точности. Перечисленные особенности свидетельствуют в пользу высокого уровня развития мелкой моторики у ребенка, что имеет существенное значение для успешного овладения двигательными навыками учебной деятельности.
Общий результат от 17 до 26 баллов свидетельствует о достаточной сформированности и умеренной автоматизации у ребенка навыков графической деятельности, а также умеренно развитой произвольности регуляции движений. Такие показатели по основным компонентам мелкой моторики в составе двигательного навыка являются в общем достаточными для дальнейшего обучения.
Общий результат 16 и менее баллов свидетельствует о недостаточной сформированности у ребенка двигательного компонента навыка графической деятельности, а также низком развитии произвольной регуляции и контроля за выполнением движений, требующих точности и достаточной производительности. Такие показатели мелкой моторики могут оказаться недостаточными для успешного овладения основными навыками учебной деятельности в начальной школе.

Литература
1. Гаврина С.Е., Кутявина Н.Л., Топоркова И.Г., Щербинина С.В. Готов ли ваш ребенок к школе? Книга тестов. – М.: ЗАО «РОСМЭН-ПРЕСС», 2007
2. Пособие для педагогов дошкольных учреждений "Диагностика готовности ребенка к школе" / Под ред. Н.Е.Вераксы. – М.: Мозаика-Синтез, 2007

Скачать версию для печати:

Обследование состояния общей и мелкой моторики у детей дошкольного возраста проводилось с 17 по 21 октября на базе ГУО «Ясли-сад №4». В экспериментальном исследовании приняли участие 8 детей логопедической группы детского сада.

Для изучения состояния общей моторики мы использовали игры-задания, направленные на:

1. Исследование статистических, изолированных движений:

Попрыгать на правой ноге;

Попрыгать на левой ноге;

Попрыгать на 2х ногах, как «зайчик»;

Попрыгать на 2х ногах как «мячик».

Под текст:

Мой веселый звонкий мяч,

Ты куда пустился в скач,

Красный, желтый, голубой,

Не угнаться за тобой.

Завести «мотор» правой рукой;

Завести «мотор» левой рукой;

Попрыгать в «классики».

2. Исследование координации движений:

Попрыгать через скакалку;

Поочередно поднимать правую и левую ноги, согнуть в коленях, опуская их, как «лошадки»;

Завести «мотор» обоими руками;

Поймать мяч, брошенный экспериментатором;

Бросить мяч на пол и поймать его двумя руками;

Поднять руки вверх, потянуться («большие»); присесть, руками обхватить колени, спрятать голову («маленькие»);

Размахивать руками вперед - назад как «маятник».

3. Исследование двигательной памяти:

Вытянуть руки вперед, сделать хлопок перед собой, опустить вниз;

Поднять флажок вверх, помахать им, посмотреть на него, опустить вниз;

Взять флажок в другую руку, повторить то же самое;

Присесть на корточки (стали «маленькими»);

Встать выпрямиться (стали «большими»);

Повторить то же самое в обратной последовательности .

4. Определение пространственных соотношений элементов графических изображений букв. С этой целью выполняются следующие задания:

назвать буквы печатного шрифта, данные в беспорядке;

сконструировать буквы (из цв. полосок);

найти буквы (п и н) среди других;

узнать буквы, зеркально расположенные на листе бумаги;

дополнить недостающий элемент.

Эти задания для детей, которые знают буквы. В остальных случаях достаточно дать задания воспроизвести рисунок (копирование), задания на ориентацию слева – справа, вниз – ниже, дальше – ближе .

Для изучения состояния мелкой моторики мы использовали следующие задания:

1.Символический праксис (сначала по образцу, затем по инструкции)

Детям необходимо показать наглядно, как:

Рубят дрова;

Чистят зубы;

Манят пальцем;

Отдают честь;

Свистят;

2.Предметные действия :

Завязывание банта;

Зашнуровывание ботинок;

Расстегивание пуговиц на одежде;

Игра на пианино (1 пальцем, 2 пальцами, поочередно каждым пальцем);

Игра на пианино 2-мя руками.

3. Праксис позы кисти руки (выполнения действия правой – левой рукой, перенос позы с одной руки на другую – по подражанию, затем по инструкции):

Сжимание кисти;

Перебор пальцев;

Ладонь вертикально;

Ладонь горизонтально;

Перенос позы с одной руки на другую.

4. Условные реакции и действия :

а) простые условные реакции:

– на 1 стук – поднять руку;

– на 2 стука не поднимать руку;

б) конфликтные условные реакции:

– в ответ на кулак – поднять палец, на палец – кулак, кулак – палец, палец – кулак;

– в ответ на сильный стук поднять руку, на слабый опустить.

5. Пространственный праксис :

а) одноручные пробы на пространственную координацию, сначала по образцу, затем по инструкции:

– показать левую руку;

– вытянуть руку вперед;

– положить руку на бок;

– отвести руку назад;

– поднять руку к подбородку;

– сжать пальцы в кулак – разжать.

Каждое задание выполнять 5 – 6 раз.

б) двуручные пробы на пространственную координацию движений (те же самые пробы);

в) пробы Хэда:

– по образцу: коснуться левой рукой правого уха и, наоборот;

– по инструкции (то же) .

6. Моторика пальцев рук

– сжать правую руку в кулак;

– сжать левую руку в кулак;

– сжать одновременно руки в кулаки;

– стать руки в кулаки и постукивать ими по столу, сопровождая каждый удар словом «тук – тук – тук»;

– соединить большой и указательный пальцы, чтобы получилось кольцо. Затем воспроизвести кольцо двумя руками одновременно.

– выдвинуть указательный и средний пальцы (ушки зайчика) и подвигать ими. Затем воспроизвести «ушки зайчика» одновременно двумя руками;

– поздороваться большим пальцем правой руки поочередно с каждым пальчиком той же руки. Затем произвести те же движения, начиная с мизинца;

– положить ладонь на стол и раздвинуть пальцы;

– «догнать пальчики» сначала побежал большой пальчик, а за ним поочередно побежали другие пальчики .

7. Динамический праксис

Необходимо воспроизвести следующие слова:

Кулак – кольцо;

Кулак – ребро – ладонь;

Ребро – ладонь – кулак.

8. Графические пробы

Ребёнок должен, не отрывая карандаш от бумаги, воспроизвести графические ряды из одного или двух сменяющихся звеньев.

«цепочка»

«заборчики»

«башня-крыша»

Для анализа регулирующей функции речи задания предлагаются в двух вариантах: вначале – по наглядному образцу, а затем – по речевой инструкции: башня – крыша – башня – крыша.

9.Конструктивный праксис :

а) сложить из отдельных элементов фигуры по образцу (треугольник, квадрат, круг);

б) срисовать фигуры (треугольник, квадрат, дом);

в) нарисовать самостоятельно (дом, дерево, человек);

г) обвести рисунки.