Инструкция по применению парацетамола во время вынашивания ребенка. Энциклопедия красоты Женский журнал Требования к изделию

05.03.2020 Красота

Приходя с работы, мы с удовольствием переодеваемся в удобный домашний халат. Когда слышим слова: врач, медсестра. фармацевт, продавец - то перед глазами возникает образ человек в белом халате. Словом, халат универсален: и дома и на работе он служит нам. А вот когда он «появился на свет»?

С глубокой древности халат был основным видом одежды на Востоке. Он имел свободный покрой, широкие рукава с манжетами. Шили его в основном из шелка, так как считалось, что трение шелка о кожу человека способствует излечению от многих болезней. Причем узоры на ткани были тесно связаны с народными представлениями о жизни, природе и счастье.

На протяжении веков халат становился то уже, то шире, с разрезами по бокам или закрытым воротом, одно- или двубортным, с асимметричной застежкой или свободно запахивающимися на груди.

В Европу халат пришел из Турции. Средневековый период - золотое время халата: он служил не только повседневной одеждой, но и торжественной. Удобный разрез спереди позже преобразовался в застежку - это были своеобразные плащи, которые подпоясывали тонким ремешком. Такой наряд оказался необходимыми, так как каменные замки, да и более поздние дворцы, толком не отапливались и холод часто являл смертельную опасность для гостей и обитателей.

В XVII веке, когда в жилищах уже изрядно потеплело, понадобилась относительно легкая домашняя одежда, и вскоре она появилась в гардеробах обоих полов. Мужчины сразу же обрядились в те же халаты, не претерпевшие за долгий срок заметных изменений. Разными были ткани, способы отделки и материалы, сам же наряд остался ровно таким, как и три века назад.


Чем наряднее и тяжелее становилась «уличная» одежда XVIII века, тем нужнее было удобное домашнее одеяние. Дома не носили украшенные цветами и драгоценностями платья, туфли на высоком каблуке и парики. Роскошные прически заменял чепчик. Домашняя одежда даже получила название «неглиже» (небрежная, неряшливая).

Когда в конце XIX века в моду вошли восточные мотивы в оформление интерьера, мебели, украшений, стали популярными и халаты с рукавами кимоно, с рисунками огнедышащих драконов и причудливо изогнутыми деревцами.


В Россию халат пришел в XVIII веке из Европы. В переводе с арабского "халат" означает "почетное платье". Тогда это поняли в прямом смысле, и почти полтора века в нем было позволительно принимать гостей, что и любили делать щеголеватые молодые люди и дамы, а позже даже мелкопоместные дворяне.

Удобный и красивый халат – неотъемлемая часть гардероба, такая же, как джинсы, любимый свитер и бесшовное нижнее белье. А если в Вашем шкафу висит роскошный халат, это лучший способ привнести ощущение отдыха и расслабленности в повседневную жизнь.

Какие ассоциации у вас возникают, когда вы слышите слово «халат» ? Это мягкая, уютная и удобная домашняя одежда, в которую мы переодеваемся после трудного рабочего дня. Для представителей многих профессий именно халат является практически постоянной формой одежды. Без халатов не обходятся продавцы, врачи и медсестры, аптекари и уборщицы. Эта простая вещь присутствует в гардеробе не только женщин, но и мужчин. Как видим, халат универсален.

А задумывались ли вы над тем, когда появился первый в мире халат?

Самые первые халаты появились на Востоке много веков тому назад. Это был основной предмет гардероба, который носили и мужчины, и женщины. Древний халат был свободного кроя, с очень широкими рукавами, которые заканчивались манжетами. На Востоке халаты шили из шелка, ведь считалось, что шелк, касаясь человеческого тела, способен избавлять от множества разных хворей. Орнаменты и рисунки на ткани передавали суждения древних людей о силах природы, жизни, счастье.

Женские халаты появились несколько позднее и первоначально их носили многочисленные жены арабских шейхов, шившие в гаремах. Женские халаты того времени расписывались вручную цветами и фантастическими птицами. Существовало поверье, что подобная роспись принесет счастье его владельцу.

Халаты были известны в Китае и Японии . Тамошние халаты отличались особым покроем. Обычно длины китайских халатов доходила до колен, и отличались они очень широкими рукавами, в которых было удобно прятать оружие или свитки. Женские халаты были приталены и подчеркивали женскую фигуру.

Японские халаты более известны под названием «кимоно », и относятся к типу запашных халатов с поясом. Подобная одежда считается традиционной одеждой Японии и ее с удовольствием носят как мужчины так и женщины.

День за днем проходили месяцы, годы, целые столетия. Менялась мода. Вот и халат пережил много изменений: становился то широким, то узким, свободно запахивался на груди или имел застежку, появлялись и исчезали боковые разрезы, менялась форма ворота, полы были то одно- , то двубортными.

Отношение к халату поменялось в Средние века. Этот период можно смело назвать звездным часом халата, ведь он перешел из категории повседневной одежды в категорию праздничной. Вы не поверите, но были даже специальные указы, в которых четко описывалась форма, цвет и материал, из которого можно было шить халаты для императора, его свиты и чиновников.

В страны Европы халат в XVII веке привезли турки, которые, в свою очередь, позаимствовали его у арабов.

В Европе эти халаты, как правило, шили из материалов, украшенных вертикальными полосами. Под халат мужчины надевали камзол типа жилета с рукавами или без них. Из той же Турции через Венгрию к нам пришел и широкий длинный халат из атласной ткани, декорированный тесьмой.

Со временем, уличная одежда становилась все наряднее объемнее. Людям просто необходима была легкая и удобная одежда для дома. В домашней обстановке не надевали дорогие платья и драгоценности, парики и шпильки. Волосы дома прятали под чепчик, вместо того чтобы соорудить роскошную прическу. Благодаря некоторой небрежности, одежда для дома даже заработала название «неглиже» (что по-французски означает неряшливая).

С приходом в моду в конце XIX века восточных мотивов в оформление интерьеров, стали популярны халатики в восточном стиле : с рукавами кимоно и восточными рисунками.

В России женские халаты появились относительно недавно, примерно в середине восемнадцатого века. Пришли они к нам из Франции, в качестве модного аксессуара для ношения в домашних условиях. Существует масса портретов известных людей того времени в халатах. Так в халатах любили ходить Александр Пушкин, Грибоедов и Крылов.

ХАЛАТ ДОМАШНИЙ С БОЛЬШИМ ВОРОТНИКОМ

На рис. 118 изображен халат домашний с большим цельнокроеным воротником и накладным карманом. Линия края воротника и верх кармана отделаны цветными бейками и сутажом в тон ткани. Сутаж можно заменить рельефной строчкой цветными нитками.
Рукава цельнокроеные короткие. Халат по линии талии неотрезной. В переднюю вытачку на линии талии с правой стороныпереда втачен пояс, завязывающийся на левой стороне переда бантом. Ткань хлопчатобумажная или шелковая. Расход ткани для среднего размера 4,75 м при ширине 63 см.

Нанесение линий фасона и подготовка выкройки

Подготовить выкройку платья с цельнокроеными рукавами и подрезом по линии проймы (см. рис. 117). На эту выкройку нанести линии фасона.
Спинка. От линии бедер провести вертикальную линию долинии низа платья (рис. 119, а).
Перед. Линию низа платья продолжить вправо на 15 - 18 см (рис. 119, б). По линии бедер отложить от середины переда вправо 2 см. От нижней точки горловины через точку 2 провести прямую линию до низа платья и на пересечении поставить точку Н. Проведенная прямая будет новой серединой переда (середину переда перемещают для того, чтобы полы не расходились).
Оформлениеборта. От линии горловины отложить вниз по новой середине переда 4 см. Перпендикулярно к середине переда отложить от точки 4 вправо 8 см, по линии талии- 7,5 см, по низу платья от точки Н - 8 см. Расстояние от точки 4 до линии талии разделить пополам и от точки деления отложить вправо 10 см. Точки 8, 10 и 7,5 соединить плавной линией. Точки 7,5; 8 (на линии низа) соединить прямой линией.
Построение цельнокроеного воротника. От нижней точки горловины отложить вправо 16 см. От верхней точки горловины по плечу влево отложить 7 см (1/3 полуокружности шеи плюс 1 см).
От точки 7 отложить вверх перпендикулярно к линии плеча 5 см. Точки 5 и В1 соединить прямой линией. Из точки 5 провести вверх под прямым углом к линии 5В1 прямую длиной 15 см. Точки 15 и 1б соединить вспомогательной линией, которуюразделить на три равные части и от полученных точек деления отложить вправо по 3 см. Точки 15, 3, 3 и 16 соединить плавной линией, точки 16 и 8 - прямой линией.
Подборт. От точки В1 отложить по плечу влево 4 см. Точки 4 и Т соединить вспомогательной линией. Ниже этой точки ширина подборта равна ширине борта.
Перевод нагрудной вытачки. От левой стороны вытачки на линии плеча провести вниз прямуюлинию
параллельно правой стороне вытачки, удлинив ее на 2 см ниже линии окружности груди. Измерить глубину вытачки по линии плеча. Полученный размер отложить по плечу влево от проведенной прямой и поставить точку В2.
Из точки 2 через точку В2 провести прямую линию, равную длине правой линии вытачки. Конец этой линии вверху соединить прямой линией с низом рукава.
Линию бока лифа разделить натри равные части. Верхнюю точку деления и точку 2 соединить пунктирной линией, которая будет линией перевода вытачки.
От линии бедер провести вертикальную линию до низа платья.
Карман. По правой стороне первой вытачки на линии талии отложить вниз 6 см. Из точки б влево провести прямую линию длиной 17 см параллельно линии талии.
Из точек 17 и б под прямым углом отложить вниз по 20 см; соединивточки 17, 20, 20, 6, получим прямоугольник. Из нижних углов прямоугольника провести линии длиной по 2 см, делящие прямые углы пополам. Через точки 2, 2 оформить низ кармана плавной линией.
Подготовка выкройки. Карман и подборт с воротником перевести на кальку. Подборт отрезать по линии талии. Срезать раскосы по бокам. Нагрудную вытачку по линии плеча закрыть и перевести по линии переводавытачки.

Раскладка и раскрой

Ткань сложить вдвое лицо с лицом по долевой нити. К сгибу ткани положить середину спинки (рис. 120).
Верхнюю часть подборта положить серединой переда по долевой нити. Выкроить спинку и подборт. Оставшуюся ткань сложить лицо с лицом, со сгибом по поперечной нити.
Середину переда положить по долевой нити.
Остальные детали положить так,...

Как ни крути, а самым важным в халате есть не фасон, а ткань, из которой он пошит. Халатов существует много, и для их кроя используются самые разнообразные материалы, но стоит выделить несколько, которые подойдут для домашней носки, и проявят себя в использовании наилучшим способом.

Махровый халат для душа и после пробуждения

Махровый халат – тренд, не теряющий своей актуальности во все времена. Поистине, это универсальный вариант, который подойдет и для утра, и после душа, а также согреет зимой.

Первое преимущество махрового халата для дома – натуральность. Благодаря своей ворсистой поверхности, одежда из махры мягкая, дышащая, хорошо впитывает влагу, а это значит, что в махровом халате дома будет тепло, но не будет жарко, а после душа он быстро впитает лишнюю влагу, и согреет распаренное тело. Также он удобный, и может легко скрыть недостатки фигуры.

Кроме того, такой халат можно взять с собой в баню или сауну. Махра как натуральный материал, позволяет телу расслабиться, и не вызывает аллергии.

В основе махры – натуральные волокна хлопка, льна или бамбука. Как правило, чаще используется хлопок в чистом виде, а в современных, более дорогих моделях, к нему добавляют волокна остальных двух видов. Такие халаты более долговечные, не растягиваются, с более стойкой окраской. Кроме того, лен и бамбук имеют в составе природные вещества, которые действуют в качестве антисептика. В связи с этим халат с бамбуком или льном в составе не впитывает запахи, и дольше остается чистым и свежим.

Часто к натуральному хлопку в махре домешивают волокна полиэстера – синтетики. Синтетические добавки в составе делают махровый халат недорогим, но более прочным и устойчивым к изнашиванию, чем чистый хлопок. Конечно, эталоном комфорта есть халат из 100% натуральных материалов, но, если для Вас важна невысокая цена на халат – можете смело выбирать смесь с синтетикой, главное, чтобы в общем количестве ее не было больше 40%.

Большинство халатов для повседневной домашней носки содержат полиэстер, но у рейтинговых производителей в тренде только натуральные ткани – их и стоит выбирать, если для Вас важно качество, во всех аспектах.

Есть несколько видов махры:

  • Обычная (одиночная) – ворсинки расположены с лицевой стороны ткани;
  • Двусторонняя – ворсинки есть как с лицевой, так и с изнаночной стороны.

Сами ворсинки могут иметь форму петель, быть стрижеными или кручеными, а также иметь разную длину и плотность. Пиком комфорта есть халат из двусторонне махры, с кручеными волокнами. В таком халате тепло, а также ворсинки оказывают небольшой массажный эффект. Стриженная махра более гладкая, но такая ткань более тонкая.

По плотности оптимальным вариантом есть 400-500 г/м 2 . Менее плотная ткань не окажет нужного комфорта и мягкости, а также будет быстрее протираться, растягиваться и изнашиваться. Для детей также подойдут махровые халаты. И чем короче ворсинки – тем дольше одежда будет выглядеть аккуратной.

Шелковый домашний халат – секрет женственности

Халат из шелка – уникальная вещь для настоящих обольстительниц. Такое одеяние утонченно повторяет изгибы женского тела, и делает образ легким и сексуальным.

Стоит помнить, что шелк – это натуральный материал. Ткань тонкая, но при этом она остается особо прочной. Шелковые халаты лучше всего подойдет для носки летом – ткань также подарит ощущение свежести и прохлады.

Поверхность халата из шелка необычайно нежная. Натуральный блеск ткани придаст образу необычайную легкость и утонченность. Такие халаты дорогие, ввиду особенных свойств ткани и своей изысканности.

Альтернативной заменой шелковому халату из синтетики есть атласный. На вид его ткань имеет более приглушенный блеск. Все же, если Вы собираетесь носить халат длительное время на протяжении дня, лучше все же заплатить больше, но выбрать натуральный шелк – дышащий, в меру сохраняющий тепло и свежесть.

Хлопок – все дело в простоте

Хлопковая одежда – самая известная, еще с давних времен. Это самое то, что необходимо для простого и удобного домашнего халата. Ткань тонкая и легкая, а также достаточно прочная, и не требует особой прихотливости в уходе.

Из хлопка шьют домашние халаты разных фасонов – на молнии, на запах и на пуговицах, длинные и короткие. Хлопок легко окрашивается, а потому Вы легко выберете свой любимый хлопковый халат среди множества расцветок.

Ткань дышит, не раздражает кожу, и отлично впитывает влагу. Недостатком есть то, что при первой стирке халат может немного «сесть» в размере, а также относительно легко мнется.

Сегодня для пошива домашних халатов хлопковые волокна постоянно модернизируются, и уже существует несколько его разновидностей – гидрохлопок (впитывающий больше влаги, подойдет для тех, кто одевает хлопковый халат после душа), органический хлопок (который выращивается без применения пестицидов, инсектицидов и любых химических добавок и удобрений – отличный вариант для детей, аллергиков и владельцев чувствительной кожи), микрохлопок (на основе микроволокон хлопка – халаты повышенной мягкости и гигроскопичности).

Есть одна популярная и известная уже десятки лет разновидность хлопкового халата для женщин – ситцевый. Ситцевый халат хорош для носки дома летом – в нем уж никак не будет жарко. Ткань натуральная – в основе хлопковые нити, с ситцевым плетением. Потому ткань отлично дышит.

Конечно, по сравнению с другими, ситцевая ткань – быстрее протирается, в горячей воде более 60 градусов садится и линяет, но если в составе халата будет немного льна или полиэстера – то такие сложности будут исключены.

Бамбуковые волокна для особенной кожи

Бамбуковая ткань все чаще появляется на рынке текстиля. Уже многие успели опробовать на себе качество бамбуковых полотенец, и сейчас из такой ткани стали шить и махровые домашние халаты .

В отличие от природных характеристик сего растения, которое становится жестким при дозревании, бамбуковые домашние халаты – на удивление мягкие и блестящие. Свойства такого халата практически не отличаются от махрового хлопкового, но при этом такое изделие в разы качественнее, практичнее и долговечнее.

Халат из бамбука , кроме повседневной носки, особенно пригодится, когда нужно укутаться после принятия ванны или душа. Волокна бамбука впитывают почти вдвое больше влаги, чем хлопок. Такой халат не растянется даже после 50 стирок, и останется таким же ярким.

И что самое главное, чего нет у хлопка – бамбук имеет в составе антисептические вещества, и потому не накапливает запахов, а также препятствует развитию болезнетворных микроорганизмов и грибка. В связи с этим бамбуковый домашний халат – находка для астматиков и людей, склонных к аллергии. Сюда же стоит добавить, что халаты из бамбука в белом, бежевом и коричневом цветах – не окрашиваются, поскольку именно такой есть природная гамма оттенков натурального волокна.

Синтетические ткани в халатах

Несмотря на то, что прежде приоритет отдавался во всем натуральным тканям, синтетические сейчас находятся практически наряду с изделиями из натуральных тканей. И не зря – синтетика это не «одни недостатки», как все привыкли думать. Она имеет свои преимущества и особенности, которые не присущи, например, натуральному хлопку.

Современные производители постоянно модернизируют и улучшают синтетические волокна. Также, по сравнению с несколькими десятками лет назад, появилось множество новых искусственных тканей, из которых шьют все, и даже халаты.

Синтетика – более дешевая альтернатива натуральным изделиям, и зачастую именно она дает прочность, и делает халаты легкими в уходе. Конечно, минусом халата из синтетики будет меньшая воздухопроницаемость, чем у хлопка, но и об этом производители знают, а потому, хотите – верьте, хотите – нет, но можно найти и синтетический халат для дома, который будет вполне комфортным в носке.

Полиэстер

Сама по себе такая ткань не используется для пошива халатов, но часто добавляется в состав, чтобы сделать изделие более практичным и сохранить его форму. Материал достаточно хорошо пропускает воздух, потому относительно небольшого процента его в составе ткани халата бояться не стоит. Аллергии такие волокна не вызывают, потому домашний халат с полиэстером в составе можно покупать даже детям.

Модал и вискоза

Это производная всем известной вискозы, фактически в составе те же волокна, но более прочные, что актуально для халатов домашней носки. К слову, состав такой ткани – натуральный, но волокна формируются искусственным способом. Что интересно, вискоза отличается особой гигиеничностью, а потому из вискозы и модала можно купить детский домашний халат .

Домашний халат из вискозы подходит для повседневного использования, и наверно наиболее популярен среди женщин. Он необычайно легкий, нежный и мягкий, а гигроскопичность его до 1,5 раз выше, чем у хлопкового. Ткань дышащая, гибкая, потому не вытягивается, а также не линяет и не теряет цвет.

Модал, в связи его стойкостью, также добавляют к натуральному хлопковому волокну при пошиве домашних халатов.

Микрофибра

Домашний халат из микрофибры – можно назвать аналогом натуральной махры, поскольку по внешнему виду он уж очень ее напоминает. Разница в составе – микрофибра изготавливается из нитей полиэстера. Полиэстер в таком применении, будучи в чистом виде, наиболее актуален среди домашней одежды. Благодаря ворсистой структуре, халат их микрофибры хорошо сохраняет тепло, пропускает воздух, а также остается мягким.

После стирки такой домашний халат быстро станет сухим, но нельзя сушить его на батарее и гладить – данной ткани высокая температура противопоказана.

Трикотаж

Халат из трикотажа – еще один распространенный вариант среди домашней одежды. Ткань для таких халатов плетется на специальной машине для трикотажа, и имеет отличительное из всех тканей плетение. В составе могут быть натуральные и синтетические волокна разных разновидностей – хлопок, лен, шерсть, лайкра, полиэстер, вискоза и др.

Главная особенность трикотажного халата – он отлично тянется во всех направлениях, и легко возвращается в прежнюю форму. Эта особенность достигается благодаря специальному плетению ткани.

Домашний трикотажный халат постоянно остается мягким. Ткань легкая, приятная. Стирать такую одежду лучше с кондиционером для смягчения – так на поверхности халата не будут образовываться катышки.

Качественных уютных халатов для дома существует много, а модель, подходящая и по цвету, и по фасону также сформирует удачный образ. Так почему бы не носить халаты? Пусть комфорта дома будет больше!

РЕГИОНАЛЬНЫЙ ОТКРЫТЫЙ КОНКУРС

НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИХ И ТВОРЧЕСКИХ РАБОТ МОЛОДЁЖИ

«МЕНЯ ОЦЕНЯТ В XXI ВЕКЕ»

_______________________________________________________

Секция:

ЛИТЕРАТУРОВЕДЕНИЕ

Тема:

АРХЕТИП ХАЛАТА В РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЕ XIX ВЕКА

Лазарева Виктория Сергеевна, обучающаяся 10 класса

Научный руководитель: Лазарева Оксана Александровна,

учитель I категории

МОУ «Разуменская СОШ № 2 Белгородского района Белгородской области»

Место выполнения работы: п. Разумное, ул. Филиппова д.2

2014

Оглавление

Введение 3

    О браз халата в творчестве П.А. Вяземского и Н.М. Языкова 5

2. Стихотворение Николая Языкова «К халату» как источник романа

И.А. Гончарова «Обломов»………………… ……………… . …… ……………… . … 6

3. Сопоставительный анализ произведений П.А. Вяземского «Прощание

с халатом», Н.М. Языкова «К халату» и И.А. Гончарова «Обломов» …… …… 9

Заключение 11

Список использованной литературы ……………………………………………… 12

Приложение 1 Стихотворения Н.Языкова и Вяземского ………………………………13

Приложение 2 Фотографии Вяземского, Языкова и Гончарова …………………15

Приложение 3 Фотографии из фильма «Несколько дней из жизни И.И.Обломова» 16

Приложение 4 Иллюстрации к роману «Обломов» ………………………………… 17

Введение

Халат - удобная практичная повседневная вещь, которая есть у каждого из нас. Согласно словарю В.И. Даля (1) халат - комнатная, домашняя широкая одежда восточного покроя. Мода на халаты пришла к нам с Востока в конце XVII века, где они были основной одеждой. Само слово произошло от арабского слова «хил’ат» – «почётное платье». Возможно, происхождение слова как раз и обуславливает то, почему наши предки с уважением относились к этому элементу домашнего гардероба. В халате даже было позволительно встречать гостей: «Не принимай почетных гостей в разорванном халате!» (Козьма Прутков). У многих азиатских народов богато украшенный мужской халат служит символом социального положения. Чем достойнее человек, тем богаче его халат.

В качестве основной домашней одежды халат вошёл в обиход сначала в Европе, а затем и в России. В то время халат по праву занимал в гардеробе каждого человека почетное место. Долгое время в Европе халат был символом отдыха, праздности и лени. Отсюда и пошло выражение – «халатно относиться к чему-либо», иначе говоря, неответственно, с пренебрежением относиться к делу. Источники народной мудрости вкладывают в понятие «халат» значение не только лености, но и продолжительной внутренней болезни. «Если снять халат, то снимется и усталость» гласит народная мудрость. Значение этого символа начинает расширяться в XIX веке: халат поэта, халат ленивца, халат как судьба, «ха латный» образ жизни, халат как атрибут барской жизни, жизнь как «изношенный халат».

Архетип - способ связи образов, переходящих из поколения в поколение. Архетипы задают общую структуру личности и последовательность образов, всплывающих в сознании при пробуждении творческой активности, поэтому духовная жизнь несет на себе архетипический отпечаток. Юнг видел в них формообразующее начало, присутствующее в психике каждого человека. Набор архетипов ограничен; они лежат в основе творчества и способствуют внутреннему единству человеческой культуры, делают возможным взаимосвязь различных эпох развития и взаимопонимание людей (2, с. 12).

В данной исследовательской работе на обширном материале художественного творчества Н.М. Языкова, П.А. Вяземского, И.А. Гончарова сделана попытка доказать, что в русской литературе образ халата приобретает качества архетипа.

Лотман Ю.М. Беседы о русской культуре: Быт и традиции русского дворянства (ХVIII – начало Х I Х века). – СПб.: Искусство, 1994. – 415 с.

Языков Н. М. Стихотворения и поэмы. – Л.: Сов. писатель, 1988. – 592 с.

Лосев А.Ф. Знак. Символ. Миф. – М., 1982.

Ермолаева Н.Л. «О мой халат, как в старину, приветный!» // Литература в школе. 2009. № 6. С. 21–24.

Ермолаева Н.Л. Эпическое мышление И. А. Гончарова. Иваново: Ивановский государственный университет, 2011. 324 с.

Пруцков Н.И. Мастерство Гончарова-романиста. - М.; Л., 1962.

Приложение 1

Стихотворение Н.Языкова "К халату"

Как я люблю тебя, халат!

Одежда праздности и лени,

Товарищ тайных наслаждений

И поэтических отрад!

Пускай служителям Арея

Мила их тесная ливрея;

Я волен телом, как душой.

От века нашего заразы,

От жизни бранной и пустой

Я исцелен - и мир со мной!

Царей проказы и приказы

Не портят юности моей -

И дни мои, как я в халате,

Стократ пленительнее дней

Царя, живущего некстате.

Ночного неба президент,

Луна сияет золотая;

Уснула суетность мирская -

Не дремлет мыслящий студент:

Презрев слепого света шум,

Смеется он, в восторге дум,

Над современным Геростратом;

Ему не видятся в мечтах

Кинжалы Занда и Лувеля,

И наша слава-пустомеля

Душе возвышенной - не страх.

Простой чубук в его устах,

Пред ним, уныло догорая,

Стоит свеча невосковая;

Небрежно, гордо он сидит

С мечтами гения живого -

И терпеливого портного

За свой халат благодарит!

Декабрь 1823

Стихотворение Вяземского П. А. «Прощание с халатом»

Прости, халат! товарищ неги праздной,
Досугов друг, свидетель тайных дум!
С тобою знал я мир однообразный,
Но тихий мир, где света блеск и шум
Мне в забытьи не приходил на ум.
Искусства жить недоученный школьник,
На поприще обычаев и мод,
Где прихоть-царь тиранит свой народ,
Кто не вилял? В гостиной я невольник,
В углу своем себе я господин,
Свой меря рост не на чужой аршин.
Как жалкий раб, платящий дань злодею,
И день и ночь, в неволе изнурись,
Вкушает рай, от уз освободясь,
Так, сдернув с плеч гостиную ливрею
И с ней ярмо взыскательной тщеты,
Я оживал, когда, одет халатом,
Мирился вновь с покинутым Пенатом;
С тобой меня чуждались суеты,
Ласкали сны и нянчили мечты.
У камелька, где яркою струею
Алел огонь, вечернею порою,
Задумчивость, красноречивый друг,
Живила сон моей глубокой лепи.
Минувшего проснувшиеся тени
В прозрачной тьме толпилися вокруг;
Иль в будущем, мечтаньем окриленный,
Я рассекал безвестности туман,
Сближая даль, жил в жизни отдаленной
И, с истиной перемешав обман,
Живописал воздушных замков план.
Как я в твоем уступчивом уборе
В движеньях был портного не рабом,
Так мысль моя носилась на просторе
С надеждою и памятью втроем.
В счастливы дни удачных вдохновений,
Когда легко, без ведома труда,
Стих под перо ложился завсегда
И рифма, враг невинных наслаждений,
Хлыстовых бич, была ко мне добра;
Как часто, встав с Морфеева одра,
Шел прямо я к столу, где Муза с лаской
Ждала меня с посланьем или сказкой
И вымыслом, нашептанным вчера.
Домашний мой наряд ей был по нраву:
Прием ее, чужд светскому уставу,
Благоволил небрежности моей.
Стих вылетал свободней и простей;
Писал шутя, и в шутке легкокрылой
Работы след улыбки не пугал.
Как жалок мне любовник муз постылый,
Который нег халата не вкушал!
Поклонник мод, как куколка одетый
И чопорным восторгом подогретый,
В свой кабинет он входит, как на бал.
Его цветы - румяны и белила,
И, обмакнув в душистые чернила
Перо свое, малюет мадригал.
Пусть грация жеманная в уборной
Дарит его улыбкою притворной
За то, что он выказывал в стихах
Слог распиской и музу в завитках;
Но мне пример: бессмертный сей неряха -
Анакреон, друг красоты и Вакха,
Поверьте мне, в халате пил и пел;
Муз баловень, харитами изнежен
И к одному веселию прилежен,
Играя, он бессмертие задел.
Не льщусь его причастником быть славы,
Но в лени я ему не уступлю:
Как он, люблю беспечности забавы,
Как он, досуг и тихий сон люблю.
Но скоро след их у меня простынет:
Забот лихих меня обступит строй,
И ты, халат! товарищ лучший мой,
Прости! Тебя неверный друг покинет.
Теснясь в рядах прислуженцев властей,
Иду тропой заманчивых сетей.
Что ждет меня в пути, где под туманом
Свет истины не различишь с обманом?
Куда, слепец, неопытный слепец,
Я набреду? Где странствию конец?
Как покажусь я перед трон мишурный
Владычицы, из своенравной урны
Кидающей подкупленной рукой
Дары свои на богомольный рой,
Толпящийся с кадилами пред нею?
Заветов я ее не разумею, -
Притворства чужд и принужденья враг,
От юных дней ценитель тихих благ.
В неловкости, пред записным проворством
Искусников, воспитанных притворством,
Изобличит меня мой каждый шаг.
И новичок еще в науке гибкой:
Всем быть подчас и вместе быть ничем
И шею гнуть с запасною улыбкой
Под золотой, но тягостный ярем;
На поприще, где беспрестанной сшибкой
Волнуются противников ряды,
Оставлю я на торжество вражды,
Быть может, след моей отваги тщетной
И неудач постыдные следы.
О мой халат, как в старину приветный!
Прими тогда в объятия меня.
В тебе найду себе отраду я.
Прими меня с досугами, мечтами,
Венчавшими весну мою цветами.
Сокровище благ прежних возврати;
Дай радость мне, уединясь с тобою,
В тиши страстей, с спокойною душою
И не краснев пред тайным судиею,
Бывалого себя в себе найти.
Согрей во мне в холодном принужденье
Остывший жар к благодеяньям муз,
И гений мой, освободясь от уз,
Уснувшее разбудит вдохновенье.
Пусть прежней вновь я жизнью оживу
И, сладких снов в волшебном упоенье
Переродясь, пусть обрету забвенье
Всего того, что видел наяву.




Приложение 2 Фотографии

    Вяземский П.А. 2 Языков Н. М.

3. И.А. Гончаров


Приложение 3 Фотографии из фильма « Несколько дней из жизни И.И.Обломова»

Название фильма: Оригинальное название: Несколько дней из жизни И.И.Обломова
Год выхода: 1979
Жанр: Драма
Режиссер: Никита Михалков
Роли исполняют: Олег Табаков, Юрий Богатырев, Елена Соловей, Авангард Леонтьев, Глеб Стриженов, Евгений Стеблов, Олег Басилашвили, Любовь Соколова




Приложение 4 Иллюстрации к роману «Обломов»

Официальный сайт Группы по подготовке Академического полного собрания сочинений и писем И. А. Гончарова Института русской литературы (Пушкинский Дом) Российской Академии наук