Программное содержание:
Материалы и оборудование :
Фланелеграф. Материал для фланелеграфа: 2 платья белого цвета, одно с зелёным бантом и зелёными пуговицами, другое с жёлтым бантом и жёлтыми пуговицами; кружки жёлтого и зелёного цвета для украшения платьев. Раздаточный материал: платья, карандаши зелёного и жёлтого цвета.
Ход
Сюрпризный момент.
Стук в дверь. Воспитатель вносит куклу.
– Детки, к нам в гости пришла кукла. Её зовут Маша. Посмотрите, какая она красивая, нарядная.
Давайте с ней поздороваемся: «Чтобы вежливыми быть, надо здравствуй говорить!».
(Дети здороваются с куклой за руку).
Постановка проблемной ситуации. Ввод детей в занятие .
Дети, кукла Маша пришла к нам за помощью. Она купила себе в магазине два платья (показ на фланелеграфе). Но на них совсем нет узоров. Маша хочет, чтобы детки ей украсили платья. Поможем? (Да).
Выполнение заданий на анализ и синтез.
– Посмотрите, какие платья купила Маша. Они одинаковые? (Да) Ответы детей.
— А это? (Пуговички) Ответы детей. А это, что на платье? (Бантик). Ответы детей.
– А у кого-нибудь из вас есть пуговицы на одежде? Найдите и покажите. (Дети осматривают себя). – Скажите, на платьях бантики одинакового цвета? (Нет). Ответы детей.
Закрепление знаний цветов (сенсорика).
– На этом платье бантик зелёного цвета. Какого цвета бантик? (Зелёного). Ответы детей.
– А на этом платье бантик жёлтого цвета. Какого цвета бантик? (Жёлтого). Ответы детей.
– Иди, найди и покажи бантик зелёного цвета. (1-2 человека). Иди, найди и покажи бантик жёлтого цвета. (1-2 человека).
– А пуговички на платьях одинакового цвета? (Нет). – На этом платье пуговички зелёного цвета. Какого цвета пуговички? (Зелёного). Ответы детей.
– А на этом жёлтого цвета пуговички. Иди, покажи жёлтые пуговички? Какого цвета пуговички.
Динамическая пауза «Пляска».
Две резвушки-хохотушки (поворачиваем кисти рук к себе и от себя),
Пляшут танец «Таратушки» (передвигаем руки в указанном направлении),
Пляшут выше, пляшут ниже (руки вверх-вниз).
Ножкой топ, ещё раз топ (топаем),
Пляшут лихо, топ да топ (топаем и хлопаем 3 раза).
Дидактическая игра «Найди платье».
— На одном платье зелёный бантик и зелёные пуговички. Иди, покажи, где это платье. (1-2 человека).
– На другом платье жёлтый бантик и жёлтые пуговички. Иди, покажи, где это платье. (1-2 человека).
Дидактическая игра «Укрась платье».
– А теперь давайте украсим платье для куклы. Посмотрите, украшать мы будем вот такими кружочками. Что это? (Кружочки). (1-2 человека).
– Иди, найди и покажи кружочки зелёного цвета. Какого цвета кружочки? (Зелёного). (1-2 человека). Иди, положи кружочки зелёного цвета на платье с зелёными бантиком и зелёными пуговицами. Кружочки и бантик одинакового цвета? (Да). Какого цвета кружочки? –
— Иди, найди и покажи кружочки жёлтого цвета. Какого цвета кружочки? (Жёлтого). На какое платье ты положишь жёлтые кружочки? (На платье с жёлтым бантиком).
Практическое задание «Соответствие».
– Теперь мы помогли кукле Маше и сделали её платья нарядными. – А теперь пойдем, посмотрим, что у нас на столе. (Платья и карандаши). Посмотрите внимательно на платье, которое у вас в руках и возьмите карандаши такого же цвета, какого бантик и пуговички на платье. А теперь нарисуйте кружочки и украсьте ими платье. (Дети работают с раздаточным материалом).
Подведение итогов. Оценивание.
– Ну, вот все платья разукрасили. Очень красиво. Посмотрите, бантик и кружочки на платьях одинакового цвета? (Оценка работ детей). Кукле Маше очень понравились ваши платья. А теперь ей пора идти домой. Скажем ей «До свидания». А платья вы можете показать своим мамам.
Частное дошкольное образовательное
учреждение Детский Сад “Акварель”
Конспект открытого занятия по сенсорике
с элементами ТРИЗ - технологий
в первой младшей группе
Тема : « По следам
колобка »
Подготовила
воспитатель первой младшей группы
Зеленина Е.Н.
Цель: Формирование сенсорных эталонов и способностей, позволяющих ребёнку
всесторонне воспринимать окружающий мир.
Задачи: 1. Закреплять знания признаков «Цвет», «Форма», «Рельеф», «Звук»,
продолжить упражнять сравнивать объекты по признакам и
ориентироваться на плоскости
2. Развивать мелкую моторику, память, внимание и наблюдательность
3. Воспитывать у детей чувство отзывчивости, желание помочь.
Ход занятия:
Дети вместе с воспитателем заходят в зал.
В: - Ребята, давайте поздороваемся с гостями.
Дети здороваются и садятся на стульчики.
В: - Ребята, смотрите, что у меня есть. Это сундучок сказок. Давайте откроем и посмотрим что там лежит.
Открывает сундучок.
Д: - В сундучке лежит книжка.
В: - Как называется сказка?
Д: - Колобок.
В: - Я предлагаю вам, отправиться в сказку. Но с собой я возьму только тех, кто назовёт героев сказки колобок
Дети называют: дед, бабка, заяц…
В: - Молодцы. Что бы попасть в сказку, давайте произнесём волшебные слова
Дети вместе с воспитателем произносят и выполняют действие по тексту.
Вокруг себя ты повернись и в тут же окажись
В: - Вот мы и в сказке, но колобка не видно. Смотрите, следы колобка. Давайте пойдём по ним и найдём колобка. По дороге будем петь песенку колобка.
Дети поют песенку и выполняют имитационные действия
Я колобок, колобок
По амбару метён
По сусекам скребён
Я от бабушки ушёл
Я от дедушки ушёл….
В: - Следы нас привели к кустику. Ребята, кто там под кустиком сидит
Д: - Зайка
В: - Он очень грустный. Давайте поиграем с ним и развеселим.
Дети играют в д/и «Зайка». Закрепление признака «Форма». Работа с морф дорожкой. Поселить зайчика в домик такой же формы как зайчик.
В: - Зайке очень понравилась игра. Мы его развеселили. А нам пора идти дальше.
Дети вместе с воспитателем идут по следам, которые ведут к ёлке
и поют песенку, выполняя имитационные действия
Я колобок, колобок
По амбару метён
По сусекам скребён
Я от бабушки ушёл
Я от дедушки ушёл
Я от зайца ушёл…
В: - Смотрите, кто-то под ёлкой сидит.
Д: - Волк.
В: - Волк злой и голодный. Его нужно накормить. Вот корзинка. Давайте посмотрим что в ней лежит разложив по разным корзинам: колючие объекты в синюю, гладкие в красную, мягкие в зелёную.
Дети сортируют шарики по рельефу.
В: - Смотрите, в гости к волку пришли
его друзья.
Каждому ребёнку выдаётся коробочка с изображением головы волка с прорезанным отверстием в районе рта - д/и «Покорми волка».
В: - Они тоже голодные. Мы будем кормить волков их любимыми зелёными витаминами.
Дети выбирают зелёные «витамины» и кормят волка.
В: - Волки наелись, но нас отпускать не хотят. Давайте громко погремим (Дети гремят) , теперь чуть тише… Ещё тише.. Волки испугались и убежали. А мы можем продолжить своё путешествие.
Дети с воспитателем продолжают идти по следам и поют песенку..,
Я колобок, колобок
По амбару метён
По сусекам скребён
Я от бабушки ушёл
Я от дедушки ушёл
Я от зайца ушёл
Я от волка ушёл..
Следы заканчиваются возле домика
В: - Интересно, кто в домике живёт?
Д: - Медведь.
В: - Давайте спросим у него, куда пошёл колобок.
Дети спрашивают медведя куда пошёл.
В: - Мишка покажет, куда пошёл колобок, если мы ему поможем. Он хочет
нарисовать овощи, но подходящих красок у него нет.
Воспитатель показывает краски которые есть у мишки, детина называют цвет: синий, жёлтый, красный. Затем показывает овощи, которые хочет нарисовать мишка, дети называют овощ и цвет: морковка – оранжевая, баклажан – фиолетовый, огурец - зелёный.
В: - Ребята, давайте расскажем мишке какие краски нужно подружить, чтобы получить нужные (оранжевый, зелёный, фиолетовый)
Дети рассказывают, составляя схемы из капелек - Д/и: «Капельки»
В: - Молодцы. Теперь мишка сможет нарисовать овощи. За это он, показал куда пошёл колобок.
Показывает. Дети видят пенёк, на котором сидит колобок, а рядом лису.
В: - Лиса хочет съесть колобка. Ему нужно помочь. Если колобок изменит цвет, то лиса испугается и убежит.
Каждый ребёнок называет цвет и находит колобка нужного цвета, затем находит объект такого же цвета и выкладывает схему, проговаривая:
Д: - Колобок по цвету такой же как цыплёнок…..
В: - Какой по цвету колобок?
Р: - Колобок жёлтый и цыплёнок тоже жёлтый….
И т. д.
В: - Молодцы. Лиса испугалась и убежала. Мы спасли колобка. Нам пора возвращаться. Садитесь на стульчики. Что бы вернуться нам нужно вспомнить в какой мы сказке, кого мы встретили и где.
Дети называют сказку и героев, рассказывают где с ними встретились, выкладывая картинки на фланелеграфе.
В: - Молодцы. Мы с вами вернулись из сказки. Давайте скажем до свидания нашим гостям и пойдём расскажем другим ребятам где мы были, кого встретили…
Конспект занятия по сенсорному развитию «День рождение куклы Маши» (1 младшая группа)
Автор: Кунцевич Ольга Александровна, воспитатель.Лузия Санжапова
Цель : Формировать у детей интерес к познанию.
Программные задачи :
1. Учить детей самостоятельно составлять множество, выделяя в нем каждый отдельный элемент.
2. Закреплять умение различать один и много предметов, закреплять знания геометрических фигур
3. Формировать представления о цвете, форме, величине.
4. Упражнять в группировке предметов по цвету , форме, величине.
5. Побуждать детей к называнию предметов.
6. Развивать у детей внимание, мыслительные операции : умение детей общаться со сверстниками и взрослыми, включаться в совместную игровую деятельность.
7. Воспитывать самостоятельность, активность, умение работать в коллективе.
Словарная работа : большой, маленький, один, много.
Материалы : игрушка-мишка , большие фигуры треугольника, квадрата, круга, набор маленьких фигур (треугольник, квадрат, круг, большие и маленькие мячи, большая и маленькая коробка, шарики.
1. Вводная часть
Воспитатель :
-Ребята , посмотрите как много гостей пришло к нам в группу ! Давайте поздороваемся с гостями и улыбнемся им .
Дети :
Здравствуйте.
В-ль :
Ребята , посмотрите, у нас еще один гость . Кто это (мишка ) . Давайте с ним тоже поздороваемся.
(Дети здороваются с мишкой )
В-ль :
Ребята , мишка говорит , что он пришел к нам в гости не просто так , он принес нам подарок. Но чтобы получить его нам нужно выполнить задания, которые мишка для нас приготовил . Вы согласны, их выполнить?
Дети : Да.
2. Основная часть
В-ль :
Ребята , давайте начнем выполнять задания, которые для нас приготовил мишка , для этого мы с вами сядем на коврик. Посмотрите здесь лежат фигуры. Давайте их назовем. Это что за фигура? (квадрат) Какого он цвета? (Желтого) А это какая фигура? (треугольник, синего цвета) А это? (круг, красного цвета)
В-ль :
Посмотрите, здесь еще фигурки.
Сейчас я вам раздам их, а вы внимательно посмотрите, и найдите домик, который похож на них.
В-ль :
Давайте будем по очереди подходить и ложить фигурку в свой домик. (дети раскладывают фигурки, при этом называют фигуру у них в руках.)
В-ль :
Молодцы, ребята . Все фигуры у себя в домиках. И Мишка очень рад . А теперь давайте немного отдохнем.
3. Физкультминутка : «Медвежата»
медвежата в чаще жили
головой своей крутили
вот так, вот так, (круговые движения головой)
головой своей крутили
медвежата мед искали
дружно дерево качали (поднять руки вверх и делать
вот так, вот так, наклоны вправо и влево)
дружно дерево качали
а потом они ходили (ходьба по медвежьи)
и из речки воду пили
вот так, вот так,
и из речки воду пили (наклоны туловища вперед)
а потом они плясали (пружинка с поворотом туловища влево и вправо)
лапы выше поднимали (прыжки, хлопая руками вверху)
вот так, вот так,
лапы выше поднимали
В-ль :
Отдохнули? А теперь, давайте дальше выполнять задания мишки . Посмотрите, что здесь у нас лежит? (мячи) Сколько здесь мячиков (Много) А какие они по размеру? (Большие и маленькие) . Правильно. Давайте возьмем по мячику. Никита, сколько у тебя мячей в руке? (один) А у Дарины? (один) И у Матвея один, и у Владика один. Посмотрите ребята , здесь стоят две коробочки, это какая по размеру? (большая) . А эта (маленькая) . Теперь давайте положим мячи по коробкам : в большую-большие мячи, а в маленькую-маленькие.
В-ль : Ребята , Мишка очень любит играть с мячом, у него очень много друзей в лесу и всем мячиков не хватает. Давайте вылепим для Мишки и его друзей красивые разноцветные мячи. (лепка)
В-ль : Молодцы ребята . Мишка очень рад , что вы справились с его заданиями и хочет вам подарить подарки. Посмотрите, что это? (шарики)
(воспитатель раздает шары детям)
В-ль : А теперь мишке нужно идти домой в лес, давайте с ним попрощаемся
(дети прощаются с мишкой )
4. Итог занятия
В-ль :
Ребята , вам понравилось выполнять задания? А какие задания мы выполняли? А подарки вам понравились? Вы так хорошо сегодня работали. Молодцы!
Задачи :
1. Образовательные: закрепить знания цветов (красный, синий, жёлтый, зелёный); побуждать называть цвета; закрепить знания геометрических фигур; закрепить понятия «большой», «маленький»;
2. Развивающие: развивать мелкую моторику;
3. Воспитательные: создать радостное настроение; воспитывать у детей радостное настроение; воспитывать у детей чувство отзывчивости, желание помочь.
Оборудование: большой и маленький мишки; большие и маленькие шишки; игрушки заяц, белка, ёжик, снеговик; 2 ёлочки; рисунок белочки на фланелеграфе; авторские дидактические игры «Прицепи ёжикам колючки», «Собери грибочки», «Спрячь зайчиков».
Ход занятия:
Дети входят под музыку, встают полукругом.
Организационный момент.
Воспитатель: – Ребята, посмотрите, к нам сегодня пришли гости. Мы их ждали? Давайте с ними поздороваемся.
Дети: – Здравствуйте.
Воспитатель: – Ребята, посмотрите, кто ещё к нам пришёл?
Дети: – Снеговик.
Воспитатель: – Ребята, он приглашает нас в лес. Пойдём с ним?
Дети: – Пойдём.
Воспитатель: – А какое сейчас время года?
Дети: – Зима.
Воспитатель: – Правильно. Что лежит на земле?
Дети: – Снег.
Воспитатель: – А на улице тепло или холодно?
Дети: – Холодно.
Воспитатель: – Как нужно одеваться, чтобы не замёрзнуть?
Дети: – Тепло.
Воспитатель: – Давайте оденемся и пойдём в лес.
Вот так, вот так, мы надели варежки (хлопают) .
Вот так, вот так, мы надели валенки (топают).
Вот так, вот так, мы надели шапки (кивают головой).
Вот так, вот так, мы идем гулять (шагают).
Под музыку идут к «сугробу».
Дидактическая игра «Большой – маленький».
Воспитатель: – Ребята, посмотрите, какой большой сугроб. Кто же здесь живёт?
Дети: – Мишка.
Воспитатель: – Давайте посмотрим. И правда, мишки. Сколько мишек?
Дети: – Два.
Воспитатель: – Этот мишка какой?
Дети: – Большой.
Воспитатель: – А этот мишка какой?
Дети: – Маленький.
Воспитатель: – Ребята, мишки хотели собрать шишки, но очень устали. Поможем им? Давайте большому мишке соберём большие шишки, а маленькому мишке – маленькие шишки (дети по одному разбирают шишки).
Воспитатель: – Ребята, мишки говорят вам спасибо за помощь, они ложатся в берлогу спать до весны, а мы пойдём с вами дальше. Смотрите, кто это спрятался под ёлочкой?
Дети: – Ёжик.
Воспитатель: – Ребята, а ёжик какой?
Дети: – Колючий.
Воспитатель: – Давайте покажем, какие у ёжика колючки.
Пальчиковая игра «Маленький ёж».
Маленький колючий ёж,
До чего же ты хорош (сжимание и разжимание пальчиков)
Дидактическая игра «Прицепи колючки».
Воспитатель: – Ребята, ёжики потеряли свои колючки, они могут замёрзнуть. Давайте прицепим им колючки (дети индивидуально выполняют задание ).
Воспитатель: – Мы помогли ёжикам, пойдёмте дальше. Смотрите, кто это сидит под этой ёлочкой?
Дети: – Зайчик.
Воспитатель: – Ребята, он замёрз, весь дрожит. Давайте поможем ему согреться.
Физкультминутка «Зайка беленький сидит».
Воспитатель: – Ребята, зайчик согрелся и сказал, что маленьких зайчат хочет поймать серый волк. Давайте поможем им спрятаться от него.
Дидактическая игра «Спрячь зайчат» (дети, сидя за столами, индивидуально выполняют задание).
Воспитатель: – Помогли мы спрятаться зайчатам от злого волка, пойдёмте дальше. Ой, ребята, кто-то плачет.
Дети: – Белочка.
Воспитатель: – Ребята, она говорит, что повесила грибы сушиться, а они рассыпались. Какие грибочки остались на ветке?
Дети: – Большие.
Воспитатель: – А какие рассыпались?
Дети: – Маленькие.
Воспитатель: – Сколько грибочков собрала белочка?
Дети: – Много.
Воспитатель: – Поможем белочке собрать грибочки?
Дидактическая игра «Собери грибочки».
Дети по одному подбирают маленький грибок к большому (по цвету).
Воспитатель: – Помогли мы белочке собрать грибочки, а теперь пора нам возвращаться домой (дети идут на ковёр, встают полукругом).
Воспитатель: – Давайте расскажем Снеговику, куда мы сегодня ходили?
Дети: – В лес.
Воспитатель: – Кому мы помогли в лесу?
Дети: – Мишкам, ёжикам, зайке, белочке.
Воспитатель: – Понравилось вам помогать зверюшкам?
Дети: – Понравилось.
Воспитатель: – Давайте скажем «Я сегодня молодец!», погладим себя по голове. А за то, что вы помогли зверюшкам, они прислали вам угощение – печенье «Грибочки».
Дети: – Спасибо.
Воспитатель: – Теперь давайте попрощаемся с гостями.
Дети: – До свидания.