Нейропсихологическая коррекция в детском возрасте: упражнения, методы, принципы, отзывы. Расстройства слухового восприятия

21.09.2019 Красота

В каком возрасте лучше учиться кататься на велосипеде, а в каком – играть в шахматы? Почему некоторые дети знают правила, но все равно пишут с ошибками? Почему кто-то прекрасно запоминает стихи, но не может выучить времена года? Почему ребенок старается, а проблемы только накапливаются?

Об этом мы расспросили Светлану Корепанову, нейропсихолога, сотрудника Научно-исследовательского Центра детской нейропсихологии им. Лурия.

Нейропсихология – это наука на стыке медицины и психологии. Ее основная цель – понять, как связаны внимание, память и речь человека с различными мозговыми системами. Что работает, когда ребенок запоминает или учится говорить, какие задействованы отделы и связи в мозге.

К нейропсихологу в основном приходят с детьми, у которых что-то пошло не так. Например, беременность и роды проходили с осложнениями и ребенок при рождении получил какие-то диагнозы. Или если родителей что-то беспокоит - ребенок неуклюжий, плохо двигается, не может ходить по лестнице, долго не говорит, или, наоборот, гиперактивный, очень подвижный, неусидчивый, не может заниматься.

Детям, которые нормально развиваются, это тоже нужно. Зная все закономерности развития, в каком возрасте и в какой последовательности формируются различные отделы, можно более грамотно подобрать среду, которая будет оптимальна для развития ребенка. Грубо говоря, хорошо бы знать, в каком возрасте лучше учиться кататься на велосипеде, в каком – играть в шахматы.

Бывает, что родители торопятся и начинают развивать что-то слишком рано. Допустим, слишком рано учат читать. А в это время формируются совсем другие системы, которые тоже важны – образы и представления, например.

Бывает, что родители торопятся и начинают развивать что-то слишком рано. Допустим, слишком рано учат читать. А в это время формируются совсем другие системы, которые тоже важны – образы и представления, например. Когда мы начинаем грузить то, что сейчас не должно развиваться, то период (он называется сенситивный), когда должно происходить возрастное развитие каких-то систем, проходит не эффективно. И потом, как правило, мы сталкиваемся с тем, что эти системы недостаточно сформировались.

Консультация нейропсихолога нужна не всегда. Иногда родителям достаточно почитать литературу о том, как развивается ребенок. А вот если вы обращаете внимание на то, что в поведении ребенка что-то не так, он где-то отстает, тогда имеет смысл проконсультироваться, чтобы понять, в чем трудность. Если нейропсихолог скажет, что все хорошо и нужно просто время, чтобы что-то сформировалось, то можно продолжить обычное развитие. А если обнаружатся особенности в развитии, лучше их скомпенсировать, и чем раньше начать, тем меньше времени на это потребуется.

Александр Романович Лурия

психолог, основатель отечественной нейропсихологии

Сейчас многих детей приводят просто на диагностику. Пик таких обращений – перед школой. Современные родители грамотные и знают, что к школе нужна не только педагогическая готовность – знать буквы, уметь читать, а еще и зрелость ребенка, то есть готовность к нагрузкам, к обучению. Когда все системы сформировались, то и обучение будет идти не в ущерб здоровью, не со скрипом, а легко и эффективно. И вот если обратиться к нейропсихологу лет в шесть, то есть еще год, чтобы что-то подтянуть, закрыть слабые места.

Диагностика показывает, как работают все системы мозга, какое полушарие ведущее, как связаны полушария между собой. Это безаппаратное обследование, которое проводится в присутствии родителей. По сути это серия заданий, которые отличаются в зависимости от возраста. Ребенку нужно что-то нарисовать, запомнить, сделать какие-то движения. Для малышей все задания идут в игровой форме, их мы просим найти цвет, построить что-то, перешагнуть через что-то. В более старшем возрасте идут более сложные задания. Специалист оценивает выполнение заданий, смотрит, в чем трудности, и ищет причину. И уже связывая ошибки в какой-то синдром, представляет, как идет развитие, как сформировались на данный момент все системы и отделы мозга, как они работают.

На диагностику можно приходить где-то с 2-3 лет, когда уже запускается речь. Это первое обследование. До этого ребенка обычно наблюдает невролог, который смотрит на его психическое развитие по движениям - как ребенок держит головку, когда он пошел и так далее. А с 2-3 лет уже принимают нейропсихологии. Они могут провести диагностику и подсказать, как дальше развиваться, на что обращать внимание.

В 10 лет тоже не поздно прийти для диагностики. Ребенок еще развивается, все системы мозга гибкие и пластичные. Чаще к нейропсихологу приводят именно школьников, потому что трудности становятся объективными, а не просто «мне кажется, ребенок что-то делает не так», появляются оценки.

Если у ребенка трудности с математикой, он плохо читает или пишет с ошибками – нужно понять причину. Нейропсихолог смотрит, как созрели все системы мозга. Если все системы развиты в норме, без особенностей, то мы просто говорим – найдите хорошего репетитора, который объяснит какие-то правила. Но обычно с такими незначительными трудностями родители сами справляются. А когда есть функциональная несформированность – какие-то связи не созрели, какие-то отделы еще не работают, тогда родителям сложно самим разобраться.

Приводят, например, ребенка, говорят – плохая память. Ребенок учит слова, но не запоминает. Мы смотрим на диагностику и видим – с памятью все в порядке, но не созрели связи между правым и левым полушарием.

Приводят, например, ребенка, говорят – плохая память. Ребенок учит слова, но не запоминает. Мы смотрим на диагностику и видим – с памятью все в порядке, но не созрели связи между правым и левым полушарием. То есть полушария работают у ребенка отдельно – отдельно слово, отдельно образ и картинка. То есть здесь не памятью надо заниматься, а сформировать связи между правым и левым полушарием. Часто это делается с помощью движений, физических упражнений.

Или бывает, что стихи идут отлично, а времена года не запоминаются. В чем тут дело? Когда мы запоминает стихи, тут работает не только память, но и отделы мозга, которые отвечают за восприятие ритма. Этот ритм помогает ребенку запоминать стихи без особых усилий. А когда нужно запомнить определенную последовательность, например, времена года или завтрак-обед-ужин, то здесь совместно с памятью работает отдел пространства, это первое, это второе, это за этим. И вот когда пространственные отделы слабенькие, еще не созрели в полную силу, то такие последовательности запоминать сложно. То есть это не потому, что память плохая, тут нужно не с памятью работать, а сформировать представление о пространстве – и тогда ребенку все легко удается.

Также и трудности с письмом – тут могут быть совершенно разные механизмы. Если не сформирован отдел регуляции, то ребенок очень хорошо может знать правило, к примеру, что «жи-ши» пишем с буквой «и», и тут же написать слово машина через «ы». Если не сформированы пространственные представления, а это другие отделы мозга, тогда могут быть ошибки с зеркальностью букв, с перестановкой букв местами, заменой каких-то похожих букв.

Чтение – это сложная функциональная система, в которой участвует много различных компонентов. И при несформированности какого-то компонента выпадает весь процесс. Чтобы помочь ребенку, нужен не просто тренинг – больше писать, больше читать - а нужно устранить причину. Есть такие упражнения, которые, казалось бы, не связаны с письмом и чтением. Например, проблема – ребенку трудно переключаться с буквы на букву, он очень медленно пишет, окончания не дописывает. Тут нужно отработать систему движения, моторику, чтобы научиться быстрому переключению, тогда письмо быстро автоматизируется и ошибки уходят.

Иногда проблемы могут пройти сами собой, мозг сам компенсирует недостающие связи. Бывает, что какой-то отдел не сформирован, но ребенок выполняет то же самое задание другими способами, то есть он сформировал системы, которые ему помогают, и компенсирует пробел самостоятельно.

А бывает, что компенсации сами не складываются - или среда не так удачно для ребенка сложилась, или есть неблагоприятные факторы, например, соматические заболевания, стрессы. Тогда трудности накатываются одна на другую, как снежный ком, и в результате образуются достаточно серьезные проблемы, которые в более старшем возрасте решить сложнее.

Мой совет – это много заниматься с ребенком, проводить с ним много времени. То есть ребенок эффективнее всего развивается, когда он не сам играет, а когда родители активно включаются, стараются создать ребенку богатую среду.

С другой стороны, сейчас детей очень сильно перегружают. Когда секций и занятий слишком много, ребенок физически очень истощается, это тоже дает дисбаланс в развитии. На этом фоне начинают проявляться соматические заболевания. То есть надо играть с удовольствием, но не перегружать ребенка сложными и объемными заданиями, не требовать от него быть успешным во всех секциях.

В раннем возрасте больше обращайте внимание на подвижные игры, на игры с движением. Потому что очень много систем закладывается через развитие моторных функций. Некоторые родители увлекаются развитием речи, чтения и мышления, а вот то, что ребенку очень важно двигаться – про это забывают. Когда мы делаем диагностику, то видим, что очень много трудностей связано с тем, что не сформировались те отделы, которые формируются через движение. Родители просто не обращают внимание, когда ребенок пополз, когда научился стоять на одной ножке, когда прыгать. Да, сейчас такое время, что и гулять отпустить одних детей не можем, и гаджеты провоцируют сидячий образ жизни с самого раннего возраста. Но нужно помнить, что потом это очень сильно сказывается. Потому что мозговые системы формируются через движение.

В последнее время неуклонно увеличивается спрос на занятия с нейропсихологом для детей. Растёт количество ребят с особенностями раннего развития: расторможенностью, барьерами при общении, дефектах на эмоциональном уровне. Это связанно с дисфункцией или незрелостью строений головного мозга. Даже ультрасовременное оборудование не в силах отобразить локализацию центра этих деформаций на практике. Поэтому родители прибегают к диагностике, которая помогает выяснить трудности, подобрать программу реабилитации.

Зарождение и основы нейропсихологии

Наука об устройстве психических процессов появилась после Великой Отечественной Войны. В то время воины нуждались в немедленном восстановлении. Учёные прибегли к новым технологиям, помогающим определить места повреждения центрального отдела нервной системы, оперативно возвращая больного в норму. Как следствие, зародилась детская нейропсихология. Она является частью раздела в медицине. Изучает источник психического функционирования. Из-за физиологической пластичности малышей, различается подходами и принципами:

  • Систематичность;
  • Опора на сохранные формы активности – развитие слабых психических качеств, опираясь на сильные стороны.

Включает в себя следующие методики:

  • Диагностика (первостепенная, обязательная);
  • Моторная коррекция;
  • Психологическая;
  • Когнитивное распознавание;
  • Проективная проверка;
  • Поэтапное семейное консультирование;
  • Мозговая гимнастика;
  • Прицельная разработка речи;
  • Поведенческая терапия;
  • Сказкотерапия;
  • Игры на выработку внимания;
  • Логические задачи, другие индивидуальные тесты.

Причины обращения к врачу

Нейропсихологический осмотр не говорит о проблемах развития ребёнка, об отсталости.

Это средство для выявления возможностей его дальнейшего развития.

В каком же случае стоит записаться на занятия со специалистом для детей дошкольного возраста? Если ваш младенец:

  • Неусидчив;
  • Несобранный;
  • Быстро утомляется;
  • Не успевает по школьной программе за одноклассниками;
  • Испытывает трудности в освоении чтения и письма;
  • Плохо ориентирован в пространстве;
  • Демонстрирует заторможенность психического, речевого развития.

Первичная диагностика особенно полезна детям от пяти до десяти лет. Сразу после консультации с нейропсихологом в Москве и других городах, вы узнаете о:

  • Доминантном полушарии мозга;
  • Типе душевной организации, темперамента;
  • Причинах трудностей при взаимодействии со сверстниками (если они есть).

Программа восстановления разрабатывается индивидуально с использованием телесно ориентированного лечения. Важно, чтобы доктор предварительно изучил медицинскую карту пациента. Это повысит ценность, продуктивность реабилитации, которая вмещает когнитивные и двигательные упражнения. Постоянная периодика – главное условие. Как следствие, оперативные перестройки психики.

Коррекция и её результаты

Наиболее продуктивным методом помощи ребятам, при наличии особенностей развития мозговых функций, выступает нейропсихологическая коррекция. Она являет собой методологический комплекс, направленный на восстановление мозговых функций, которые были нарушенными. Предназначена для детей с самого рождения до подросткового периода. Особенно полезна при аутизме и невротических расстройствах личности. Помогает побороть:

  • Понижение работоспособности, повышенную усталость;
  • Нарушение мыслительных процессов;
  • Заторможенное речевое развитие;
  • Отсутствие саморегуляции в процессе учёбы;
  • Деформацию пространственных представлений.

В её основе лежат классические нейропсихологические принципы с использованием методов лечения из других дисциплин: дефектология, педагогика, логопедия. Курс терапии в среднем составляет 25 занятий, которые проводятся еженедельно. Их продолжительность варьируется в пределах 60-80 минут, а форма определяется специалистом (индивидуальная либо групповая). Количество коррекционных практик рассчитывается с учётом результатов диагностики. Оно зависит от выраженности проблем в психическом развитии.

Коррекция предусматривает наличие развивающих игр, упражнений на выработку речи, артикуляции, простых заданий на дом. Она поделена на четыре этапа:

  1. Диагностический: предварительное консультирование. Эта ступень помогает выявить уровень развития, особенность организации мозговых структур и разработать программу коррекции;
  2. Установочный: мотивационные рычаги. Нейропсихолог налаживает эмоциональный контакт с ребёнком и родителями.
  3. Оценочный: анализ коррекционной работы. Проводится контрольное наблюдение, которое разрешает промониторить результаты. Максимальный эффект вероятно заметить не раньше, чем после 6 месяцев продуктивной работы с доктором. По итогу – заключение о функционировании головного мозга ребёнка. В документе указаны конкретные примеры и выводы.

Важно полное соблюдение рекомендаций врача. Это позволит преодолеть трудности обучения, окажет положительное влияние на формирование личности. После, у детей стабилизируется эмоциональный фон, возрастает уверенность в себе, открываются потенциальные задатки.

Занятия с нейропсихологом сегодня набирают популярность, поскольку являются качественным способом восстановления гармоничного развития ребёнка. Практики укрепляют психическое здоровье. Вместе с тем, раскрывают потенциал, подготавливают почву для школьной адаптации и самодисциплины.

1 7 455

Если ребёнок разговаривает или читает хуже сверстников, нужно разобраться, что ему мешает. Поможет в этом нейропсихологическая диагностика. Мы расскажем, как нейропсихолог выявляет проблемы и решает их. А ещё дадим несложные упражнения, которые развивают память и координируют работу полушарий. Родители могут сами делать их дома с ребёнком.

Все родители любят своих детей и считают их особенными. Иногда можно услышать, как мама защищает своего ребёнка, доказывая, что он «никому ничего не должен». Не должен начинать говорить в 1,5 года, не должен запоминать буквы и цифры в 6 лет, не должен знать, как называются цвета. Но важно помнить, что нейропсихолог тоже с любовью относится к своим пациентам. Иногда, чтобы защитить ребёнка и помочь ему быть здоровым и успешным, нужно понять, что ему мешает разговаривать, запоминать, учиться. Этим и занимается нейропсихологическая диагностика.

С её помощью проверяются:

  • память;
  • внимание;
  • восприятие (аудиальное, визуальное, кинестетическое).

В работе мы используем условное деление на 3 блока мозга, не академическое, но принятое в нейропсихологии. И для этих трёх блоков намечаем программу нейропсихологического восстановления. Возможно, представление о каждом из блоков поможет родителям лучше понять, что именно может показывать нейропсихологическая диагностика.

1. Первый блок: батарейка

Низ затылочной части отвечает за то, чтобы мозг получал достаточно крови. Проблемы с памятью и мышлением могут быть связаны с тем, что мозгу просто не хватает воды и кислорода. Он словно обесточен, как дорогой и совершенный прибор, который не может работать, если нет источника электричества. Может понадобиться и помощь психотерапевта .

При проблемах с первым блоком у ребёнка бывает много рациональных, а частично и иррациональных страхов, что на фоне нарушений может выглядеть как аутизм. Один мой пациент в 2 года 7 месяцев уже получил от районного логопеда и психиатра прогноз, который можно сравнить с приговором. «Никогда не заговорит, в школу пойти не сможет». Но уже после диагностики было понятно, что мышление у него просто блестящее. Ум, воля, характер. А вот первый блок, что называется, совсем «не тянул», сил не было. Я сразу сказала маме: «Его ждёт как минимум МГУ, ниже планку не опускайте. А речь вытащим». После 2,5 лет работы наладили артикуляцию, выправили, работали в контакте с телесно-ориентированными терапевтами, с остеопатами .

2. Второй блок: приём, переработка и хранение информации

Проблемы второго блока очень часто встречаются у детей. Например, ребёнок плохо воспринимает информацию на слух, при том что слышит хорошо. При 100% зрении не усваивает зрительную информацию. Не очень хорошо работает краткосрочная память. Тогда надо повторять-повторять-повторять, и получим результат. Бывает и наоборот: краткосрочная сильная, всё запоминает с первого раза, но назавтра не может воспроизвести. В таких случаях после диагностики составляется программа нейропсихологической коррекции. В неё входит много упражнений на дыхание, движение, мелкую и крупную моторику.

Если диагностика указывает на проблемы во втором блоке, важно определить, какое полушарие мозга слабее, левое или правое. Или, возможно, слабо работает межполушарный сигнал.

3. Третий блок: программирование и контроль

Лобные доли отвечают за контрольные функции. Можно было бы сказать, что лоб - главный в этой системе. Но что программировать, если хранилище памяти пустое? Или не работает восприятие, памяти нечего хранить, потому что система восприятия не накапливает информацию? А бывает, ребёнок настолько истощён соматически, что весь мозг никогда не работает на всю свою мощь.

Поэтому важна полноценная работа всех трёх блоков. И ещё, конечно же, потому, что это деление на три блока - условное, и все части влияют на работу друг друга.

Был в моей практике такой случай. Родители привели третьеклассницу. Основная жалоба - проблемы с учёбой, математика на двойку, репетиторы не справляются. Прошу ребёнка решить пример. Вот что получается: 48 - 15 = 64. На вопрос, как получился такой результат, девочка объясняет: «Из 4 вычитаем 1. А к 3 прибавляем 8. И вычитаем 5».
По объяснению уже понятно, что межполушарный сигнал «скачет» то влево, то вправо. Визуальное восприятие работает некорректно. Нейропсихологическая диагностика выявляет скрытое левшество - одну из самых частых причин неуспеваемости. С этой пациенткой мы занимались не математикой, а только нейропсихологическими упражнениями - и уже через 2 месяца у неё по математике была твёрдая четвёрка - без помощи репетиторов! А в четвёртом классе у неё уже были пятёрки и по русскому, и по математике.

Наш мозг устроен так, что когда мы действуем правой рукой, активно работает левое полушарие, а когда действуем левой - правое. Современная жизнь, даже учитывая особенности леворуких людей, всё же ориентирована на ведущую правую руку. Маленьким детям родители, как говорится, на автомате вкладывают в правую руку карандаш, ложку, зубную щётку. Но при этом ребёнок может быть леворуким, что впоследствии добавит ему сложностей.

Если леворукий ребёнок будет всё детство воспринимать свою правую руку как ведущую, его правое полушарие (за которое отвечает его природно ведущая левая рука) будет неактивно, при этом левое полушарие будет получать большую нагрузку, к которой оно не приспособлено. И вот ребёнок приходит в школу. Нагрузка на левое полушарие резко возрастает, и мозг не будет иметь ресурсов справляться с ней. Это может привести и к психосоматическим заболеваниям, и к проблемам в учёбе - как и получилось в случае с этой маленькой пациенткой.

Существуют и несложные упражнения, которые развивают память и помогают координировать работу полушарий. Родители могут сами делать их дома с ребёнком.

Развитие правого полушария

  • Лучше всего работу правого полушария активизируют занятия творчеством: музыкой и рисованием.
  • Когда гуляете с ребёнком, обращайте внимание на такие вещи, как расстояние и пространство: «Как далеко стоит та машина?», «А может быть, добежим до этого дерева?», «А этот магазин далеко находится от школы (садика, дома)?». Поручите ребёнку быть штурманом во время совместных прогулок или поездок. «Куда нам сейчас поворачивать?», «Наш переулок этот или следующий?», «Прямо или направо?» - поиск ответов на эти вопросы заставляет правое полушарие включаться в активную работу.
  • Можно по очереди рисовать разными руками разные фигуры. Допустим, левой рукой ребёнок рисует кубик, а правой рукой - круг, затем левой - треугольник, а правой - прямоугольник.

Не стоит спешить, утверждая, что у ребёнка плохая память по наследству. Или что он ленивый. Всё стоит проверить. И с любой проблемой можно и нужно работать.

«Как развивать своего ребенка?»

интервью о детской нейропсихологии

и возможностях человеческого мозга

Ваш ребенок плохо говорит? Не умеет общаться со сверстниками? Отстает в учебе? А может быть, вы просто хотите раскрыть в нем новые таланты, воспитать из него гения, научить рассуждать и анализировать? Ответы на эти вопросы интересуют многих родителей. Психолог, директор Центра социально-психологической поддержки семьи и молодежи РС (Я) «ПсихологиЯ» Наталья Елисеева поделилась своим мнением с нашей газетой.

— Наталья Дмитриевна, Ваш центр уже два года работает с детьми, имеющими различные нарушения в психическом развитии и, надо сказать, Почему практикуемая Вами нейропсихология считается одним из самых эффективных методов работы психолога?

— Задержки речи, гиперативность, повышенная возбудимость детей и другие диагнозы часто являются соматическими отклонениями, к которым приводят недостатки постнатального развития, говоря простыми словами, недостаточное внимание родителя к развитию своего ребенка. Все идет из семьи и если родители вовремя не занимались со своим ребенком развитием его способностей, интереса к миру, не учили говорить, где-то упустили момент, не заметив явные нарушения, то трудности будут неизбежны. Добавьте к этому специфику нашей современности, как отсутствие у ребенка игровой деятельности, замену живого общения с родителем и сверстниками гаджетами.

Нейропсихология изучает мозговую организацию психических процессов (проще говоря, какая область мозга отвечает за ту или иную способность, психическую функцию). Детская нейропсихология исследует развитие мозга ребенка и факторы, влияющие на это развитие и препятствующие ему. И отслеживает закономерности: что за чем, в какой очередности должно развиваться, и какая психическая функция должна формироваться. Данная коррекционная программа представляет собой систему развития, включая новые адаптивные возможности, способствует дальнейшему гармоничному всестороннему развитию личности. Этот метод позволяет восполнить недостающие звенья в развитии, а значит, дает возможность ребенку быть успешным как в обучении, так и в дальнейшей жизни.

— Как я поняла, нейропсихологи могут выяснить примерные истоки проблемы неуспеваемости ребенка в различных сферах жизни.

— Да, и подобрать необходимые упражнения для ее коррекции.Нейропсихиология компенсирует пробелы воспитания родителя и особенно полезна детям с детдомов, детям, пережившим большой стресс, из-за которого в какой-то части мозга произошло блокирование каких-то его функций.

— Но знаменитый автор книги «После трех уже поздно» МасаруИбука говорил, что структуры мозга практически завершают свое становление к трем годам ребенка. Вы же обнадеживаете многих родителей, говоря о том, что пробелы в развитии ребенка можно возместить при помощи нейропсихологии.

— После трех не поздно. Человеческий мозг растет всю нашу жизнь. Предел его возможностей превышает все наши представления о структуре нашего главного органа. Что же касается теории МасаруИбука, то онаскорее говорит о личности ребенка.Задумайтесь — почему ребенок идет в школу только к 7 годам? В это время заканчивается основное физиологическоесозревание мозга ребенка. Но и это не предел — мозг продолжает развиваться и в более зрелом возрасте. Мало того – нейропсихологи работают со взрослыми людьми, реабилитируют их после инсультов, черепно-мозговых травм. Используя простые и доступные методики обучения, во многом похожие на интеллектуальные игры, специалисты помогаютбольным людям восстановить утраченные функции, преодолеть затруднения связанные с нарушением интеллекта, установить контакт с окружающим миром, справиться с депрессивным настроением.

Вторая категория взрослых клиентов в нейропсихологии встречается довольно редко. Это люди, не сумевшие перешагнуть свое так называемое «обедненное» детство. У человека в детстве был явный дефицит общения, он не играл с другими детьми, не посещал кружков, летние лагеря, в общем, не делал всего того, что развивает гибкость и пластичность мышления. Да, он может вырос в нормального с точки зрения общества человека, но он может быть очень ригидным, не имеет гибкости в различных жизненных ситуациях, излишне принципиален, думает односторонне.

Поэтому поймите – мы должны постоянно давать пищу своему мозгу! Человеком управляет психика, а высшая психическая деятельность заключена именно в мозге человека и когда человек не развивает потенциал своего мозга и свое высшее предназначение, а главное – лишает его пищи, мозг начинает вести с ним борьбу, испытывает своеобразную депрессию, деградирует. Очень ярко это проявляется, когда человек выходит на пенсию или живет только своей работой. Из этой же серии профвыгорание, хроническая усталость, которые появляются из-за рутинности работы.

Наш потенциал огромен и мы должны максимально использовать и реализовывать в жизнь свои способности и таланты, уметь не только правильно читать и считать, но и быть жадным до новых знаний, иметь свои планы, мечты, быть гибким в общении, познавать новое, расширять свое мышление за счет высших ценностей: патриотизма, свободы, созерцания, миролюбия и т.д.

— Простой пример мастерицы – за счет своего одновременно ручного и мыслительного творчества очень разносторонние и гармоничные личности. Не так ли?

— Да я с Вами наверное соглашусь. Мне кажется от большинства из них веет каким-то умиротворением, гармоничностью. Если отойти от теории к практике хочу сказать одно – мозг напрямую связан с нашими руками. Только же печатая на компьютере или погружаясь с головой в свою семью, мы делаем свое сознание туннельным. Да, будем хорошими специалистами в своем деле, знать его От и До, будем прекрасными семьянинами, но представление ожизни мы будем иметь очень узкое. Развивая же мелкую моторику пальцев и их гибкость, мы раскрываем свои горизонты, свои таланты, которых у каждого из нас очень много, познаем всю многогранность и богатство нашего мира.

— Как я поняла, мозг никогда не стареет. А можно ли предать эту молодость и на физический аспект нашего тела, так сказать, продлить ее, развивая мозг?

— Психосоматики, прямой связи между молодостью мозга и физической молодостью нет. Поэтому продление молодости тела при помощи нашего мозга происходит опосредованно. Человек, нуждающийся в ней, будет тренироваться, вести здоровый образ жизни, правильно питаться, опять-таки иметь свое хобби, развивающее его тело и дух.

— Не поэтому ли спортсмены бывают очень успешными лидерами и, порой, достигают очень больших высот в своей профессиональной сфере?

— В случаях, когда их физическое развитие идет параллельно с интеллектуальным, то да, я согласна с Вами. Хорошие тренеры прекрасно знают о таком явлении и строят свою систему тренировок соответствующим образом.

— То есть мы должны быть в вечном движении?

— Именно так. Мозг управляет телом и если человек мало двигается он не использует все свои ресурсы. Между нашими движениями и мозговой деятельностью существует обратная связь, которая активизирует мозг и если параллельно с постоянным движением мы будем решать различные задачи мозг «проснется», мы начнем думать масштабнее. Нейропсихологические упражнения выстроены именно таким образом.

— Опишите каким образом проходят эти упражнения.

— Нейропсихологические упражнения похожи на веселые и увлекательные игры. Психолог делает с ребенком физические упражнения, поет, танцует, заодно проверяя темп и пластику ребенка, параллельно они решают интересные задачки, проходят психологические тесты. Все это происходит в движении и довольно энергозатратно.

— Это все замечательно. Но у меня возник в связи с Вашим рассказом такой вопрос — а как же наши гениальные ученые, в большинстве случаев ведущие очень сидячий образ жизни? Разве они в чем-то не гармоничны?

— При сидячем образе жизни у любого человека исчезает широта, глобальность, комплексность подхода к жизни. Почему городские жители так суетливы, тревожны и мнительны? Не хватает движения. А посмотрите на жителей села – какие они размеренные и спокойные, дальновидные и мудрые. Они никогда не спешат, живут расслабленно, стабильно. И они по-настоящему стрессоустойчивы. Это одна из загадок нашего мозга.

— Это обычные люди. Но гении, согласитесь, однобоки.

— Гениальность называют даром богов, но я бы настороженно отнеслась к такому дару. Почему? В жизни всегда должен быть некий баланс и если у человека очень ярко бывает выражена одна сторона, другие, как правило, страдают. Поэтому, среди гениев очень часто встречаются тираны, люди, не приспособленные к обычной жизни или имеющие какие-то врожденные болезни. И гении в большинстве случаев очень одинокие люди. Ведь они воспринимают жизнь совершенно по-другому, нежели обычные люди.

Вы правы. Теперь представим ситуацию – мама гениального ребенка приводит его в кабинет нейропсихолога, желая вернуть его в более земное русло. Не исчезнет ли после этого шага гениальность ее ребенка?

— Пусть мама будет готова к тому, что ее ребенок поменяет свои приоритеты. Чем отличается гений от остальных людей? Он увлечен и заинтересован только одним делом. Когда же начнется некая компенсация социальных, эмоциональных, поведенческих и других аспектов жизни гения, он начнет дробить свою энергию на другие вещи, помимо своего главного увлечения, и родителям, соответственно, придется снизить свою планку. Невозможно ожидать от ребенка, чтобы он одновременно хорошо пел, танцевал и в то же время был хорошим и примерным. У человека одно тело.

— Хорошо. А возможно ли при помощи нейропсихологии, к примеру, компенсировать гуманитарию его недостаточное понимание точных наук?

— Можно, это входит в понятие успеваемости. Мы подбираем упражнения, которые развивают зоны головного мозга, отвечающие за локализацию, например, за речь, логику и т.п. Их развитие ведет за собой развитие способностей ребенка.

Но! Сразу предупреждаю – работа предстоит очень долговременная. Мозг то же тело. Мы же не ожидаем результатов от фитнеса через месяц-два, минимум через полгода, то же самое и с нашим мозгом.

— Сколько длится одно занятие нейропсихологии?

— Все зависит от возраста и состояния ребенка. Учитывается и то, что во время нейропсихологических упражнений ребенок очень устает. Поэтому — от 15-ти минут, максимум – час. Курс, как я уже сказала, довольно длительный – доходит до учебного года.

— Могут ли упражнения нейропсихологии выступить в качестве профилактики перечисленных Вами нарушений?

— Да. Современные родители очень увлечены личностным и интеллектуальным тестированием своих детей и если они хотят узнать их еще глубже, то мы рекомендуем пройти нейропсихологическое тестирование, после которого, узнав потенциал своего ребенка и части его психики, нуждающиеся в компенсации они смогут задать своему ребенку правильный вектор развития.

— Огромное Спасибо за столь познавательную и полезную беседу. Как можно записаться на нейропсихологическое тестирование?

— По телефону нашего Центра – 35-10-46. Наш нейропсихолог Матрена Сыроватская имеет опыт работы около 8-ми лет, обучалась в Московской академии практической психологии. В направлении нейропсихологии мы работаем со всеми категориями населения, но акцент делаем на детскую и подростковую аудиторию от пяти лет. Добро пожаловать!

Беседовала Анна ПОЛЯТИНСКАЯ

Адрес Центра социально-психологической поддержки семьи и молодежи РС (Я) – ул. Каландарашвили, 21

ДОСЬЕ

Елисеева Наталья Дмитриевна — кандидат психологических наук,Доцент кафедры дифференциальной психологии и психологии развития Института психологии СВФУ имени М.К. Аммосова.

Директор Центра социально-психологической поддержки семьи и молодежи РС (Я) «ПсихологиЯ»