Что грозит учителю за перегруз детей. Как выбрать оптимальный режим занятий и «кружков» для ребенка, чтобы, с одной стороны, он был увлечен чем-либо, а с другой, не перегружен? — Как оценивать результаты труда ребенка

3 6 603 0

Перегрузка у школьников – одна из главных образовательных проблем, с которой бьются педагоги, родители и медики.

По статистике, количество детей, страдающих хроническими заболеваниями, возрастает в два раза именно во время обучения.

Дети по 6 часов сидят в школе, а затем еще 2 часа учатся дома. Это приводит к нервным стрессам, постоянному переутомлению и вредит здоровью. Иногда родители могут не заметить тревожных признаков, считая симптомы перегрузки обычной усталостью. В статье мы расскажем, как вовремя заметить симптомы школьной перегрузки и не допустить опасных последствий для своего ребенка.

Учебные нормы нагрузок предусмотрены школьной программой

Нагрузки Нормы
Учебная неделя Может состоять из 5 или 6 дней.
Начало уроков Должны начинаться не раньше восьми часов утра. Если начинать учебу раньше, то нарушаются биоритмы организма. Это приводит к неэффективному процессу обучения и быстрее развивается утомление.
Оптимальная продолжительность урока 45 минут, что для первоклассников слишком много.
Количество уроков в начальной школе Не должно быть больше пяти.
Дни с низкой работоспособностью Понедельник и пятница.
Сколько школьнику положено спать Не менее 9,5 – 10 часов.
Самые трудные предметы Нужно размещать на втором или третьем уроках.

Факторы вызывающие учебную перегрузка

    Есть определенные этапы интеллектуального развития ребенка. Родителям нельзя их ускорять, они должны идти природной чередой. В противном случае, ребенок начнет слишком уставать, что приведет к перегрузке.

    Социальная

    Школьник должен влиться в коллектив, стать частью социального общества. Иногда этот процесс затягивается – тогда ребенок чувствует груз и начинает уставать больше.

    Высокие требования

    Со стороны родителей часто приводят к излишним переживаниям детей.

    Требования к скорости чтения и письма

    От высоких требований устают глаза и кисть.

    Большой уклон на внешкольные занятия также может ударить по здоровью ребенка.

    Ребенок может испытывать слишком большую нагрузку, если много думает о своих чувствах или подавляет их.

Признаки утомляемости у школьника

Давление

Это важный показатель здоровья любого организма.

Норма верхнего детского давления – 80-100.

В случае разницы между верхним и нижним давлением меньше пяти единиц нужно бить тревогу.

Поведение на уроках

Оно может быть либо слишком активным, либо наоборот чересчур безынициативным.

  • Ребенок может перечить учителю;
  • Спорить с одноклассниками;
  • Перебивать или быть вялым, понурым.

Снижение веса

Он начинает стремительно худеть из-за отсутствия нужного количества отдыха и неправильного питания.

Депрессия

  • Стабильно плохое настроение;
  • Он слаб;
  • Теряет интерес к знаниям;
  • Постоянно устает.

Он не притрагивается даже к любимым пирожкам и пирожным.

Вредные привычки

  1. Он может грызть ногти не из-за прихоти, а из-за стресса.
  2. Скрипит зубами во сне, испытывает .
  3. Появление синяков под глазами и .

Возможные осложнения

  1. Из-за школьной перегрузки дети могут страдать от .
  2. Эти болезни могут перейти в хроническую стадию, превращаясь в серьезные психические расстройства.
  3. Очень многие дети страдают от плохого зрения из-за большой нагрузки на глаза, от заболеваний желудочно-кишечного тракта.
  4. Последствиями могут быть снижение физического здоровья, ухудшение состояния нервной системы, потеря интереса к учебе.

Какие дети в зоне риска

Уставать от чрезмерных школьных нагрузок могут абсолютно все дети.

Этому способствуют слишком плотный график:

  • Разнообразные кружки;
  • Секции;
  • Факультативы и репетиторы.

Также это дети со слабым здоровьем и нежеланием учиться.

Особое внимание следует уделять , которые сами могут не заметить, что перегружены.

Тест на определение школьной перегрузки

Тест

С помощью данного теста вы сможете точно определить, есть ли у вашего ребенка перегрузка.

Бывают ли у вашего ребенка скачки давления или существенное отклонение от нормы?

  1. Не было ни разу.
  2. Иногда были скачки давления.
  3. Ребенок часто жалуется на сонливость, частое сердцебиение, тошноту (наиболее распространенные симптомы высокого или низкого давления).

Как школьник ведет себя на уроках?

  1. Слушает учителя, активно отвечает на вопросы.
  2. Иногда становится чересчур активным.
  3. Постоянно сонный на уроках или отвлекается.

Каким бывает настроение ученика в течении дня?

  1. В зависимости от ситуации меняется, ребенок активно реагирует на события.
  2. В последнее время ребенок хмурый, на замечания реагирует слезами.
  3. Постоянно проявляет агрессию и грубость, ругается и обижается.

Сколько времени школьник делает уроки?

  1. Довольно быстро.
  2. Не может сосредоточиться на заданиях, часто делает ошибки.
  3. Делает домашнее задание до самого вечера.

Нормальный ли сон у ребенка?

  1. Ученик спит хорошо, быстро засыпает и просыпается отдохнувшим.
  2. Ребенок наутро выглядит хмурым и уставшим.
  3. Ночью не может уснуть, часто дремлет днем.

Есть ли нарушения аппетита?

  1. Ребенок хорошо питается, съедает всю порцию.
  2. Не завтракает, но берет с собой ланч-бокс.
  3. Очень мало кушает.

Часто болеет?

  1. В случаях, если подхватит инфекцию.
  2. Несколько раз в неделю жалуется на плохое самочувствие.
  3. У школьника часто болит голова, появляется резь в глазах, вес значительно снизился.

Не изменилось ли отношение школьника к дополнительной нагрузке (кружки, факультативы), если они есть?

  1. Ребенок с радостью занимается дополнительными занятиями.
  2. Иногда жалуется на усталость.
  3. Забросил дополнительные занятия или навещает изредка.

Как ребенок ведет тетради?

  1. Записи выглядят аккуратно, ошибок мало или они незначительные.
  2. Иногда меняется почерк, много исправлений.
  3. Почерк неровный и “прыгающий”, некоторые строки зачеркнуты и написаны неразборчиво.

Результаты

Большинство ответов 1 . У ребенка нормальный уровень нагрузки, он все успевает. У него нормированный день и грамотно составленный режим дня.

Большинство ответов 2 . И хотя школьник справляется с перегрузками самостоятельно, следует задуматься о полноценном отдыхе. В выходные ребенку следует отдыхать. Замените утомительные занятия прогулками, играми на свежем воздухе. Если ребенку трудно сделать задания – помогите ему.

Большинство ответов 3 . Следует серьезно заняться здоровьем ребенка, пока у него не появились неврозы. На некоторое время откажитесь от дополнительных занятий. Позвольте ребенку один раз в неделю не идти в школу, так как с перегрузкой он будет плохо воспринимать информацию. Лучше сделайте домашнее задание вместе после отдыха и прогулки. Уменьшите проведение ребенка за компьютером и телевизором.

Если в течение двух недель ситуация не улучшается, обратитесь к детскому психологу.

Заключение

Да Нет 0

Тема, вынесенная в заголовок, весьма актуальна сегодня. Нынешние родители, то есть мы с вами, с одной стороны, стремясь получше подготовить свое чадо к будущей взрослой жизни, а с другой, отчасти соревнуясь друг с другом, чей ребенок умней, развитей и лучше, порой теряют меру в организации дополнительных занятий. «Три раза в неделю карате, он же мальчик, два раза английский ― это необходимо, два раза танцы ― у него получается, и два раза театр ― он его любит». Это еженедельная нагрузка одного третьеклассника. Довольно обычная нагрузка. Дополнительная, подчеркиваю, нагрузка! Потому что основная ― это пяти- или шестидневная школьная неделя плюс домашние задания.

Такие перегрузки, конечно, не проходят бесследно. Дети устают, болеют, срываются, а в более старшем возрасте, к примеру, просто теряют всякое желание посещать кружки и секции. Есть и менее очевидные, более отсроченные последствия. Вырастая в таком бешеном ритме, человек так и не научается встречаться с собой, обнаруживать свои желания, анализировать свою жизнь, мечтать и просто отдыхать. Когда он становится взрослым, он так же до отказа набивает свой день работой, спортклубом, любыми встречами и занятиями, позволяющими избежать мгновений одиночества. Если такой человек заболевает и не может крутиться как та белка в колесе, он может испытать панику или депрессию ― оставаться наедине с самим собой он не умеет. Так же страдают навыки общения ― на английском или в бассейне особо не подружишь, а времени «на безделье» составленный родителями график школьнику не оставляет.

Итак, как понять, адекватно ли загружен ваш ребенок:

достаточно ли он спит? Высыпается ли? Перефразируя классика, никакие дополнительные занятия не стоят сна ребенка.
остается ли у него время на прогулки?
есть ли у ребенка 1–2 часа в день для себя? Когда он сам выбирает, чем заняться, и никто не вмешивается, не регулирует его поведение. Это позволяет не только восстановить силы, но и почувствовать себя хозяином собственного времени, а не заложником графика.
нравятся ли ребенку его кружки, секции и т. п. ? Не забывайте, основная деятельность ребенка ― учебная. И в ней он нередко и помногу делает то, что ему не нравится, и то, что он не выбирает.
есть ли у вашего чада возможность общаться со сверстниками не в школе и не на дополнительных занятиях? Поболтать по телефону, назначить встречу, пойти в гости, организовать игру?
есть ли у ребенка хотя бы 1–2 дня в неделю, когда он никуда или почти никуда (кроме школы) не идет? Просто побыть дома, в своем безопасном и уютном пространстве, замедлиться и восстановить силы ― потребность большинства детей и взрослых.

У детей энергии – хоть отбавляй, и родители, естественно, всегда хотят направить ее в полезное русло: помочь ребенку реализовать свой творческий потенциал, и заодно приобрести новое хобби. Взрослые всегда поддерживают детей в первых жизненных увлечениях, надеясь, что это поможет им в будущем определиться с профессиональной деятельностью. Разнообразные кружки и секции дают ребенку всестороннее развитие (спортивное, музыкальное, творческое), и мы решили рассказать вам, на что стоит обратить внимание при определении детей в дополнительные образовательные и спортивные учреждения. С какого возраста и на сколько часов можно нагружать ребенка сверх основной учебы? Проверьте, не загружены ли ваши детки сверх нормы!

Дошкольники: приучаем малышей к творчеству

Малыши, которые еще не ходят в школу, просто обожают творить: они поют, сочиняют стишки, придумывают небылицы, пляшут и рисуют. Не всегда во всем этом творческом самовыражении можно найти какой-то определенный смысл, однако именно эти первые «зачатки» проявления собственного «я» крайне важны. И родителям нужно постараться не «загасить» ребенка, а напротив, смотивировать на дальнейшее развитие. Крохи ведь всегда копируют взрослых: вот папа начал собирать шкаф, и сыночек тоже тянется за отверткой; мама начала лепить пельмени, и дочка тут как тут – месит ручками тесто.

В таких случаях нужно найти грань между «это не так, дай я покажу, как надо» и «пусть делает, что хочет, балуется же». Важно направить кроху, но не переделывать его результат. Его уникальная интерпретация «работы» является фундаментом для будущих шедевров.

Создавайте благоприятную для творчества атмосферу, и вы увидите, как ребенок сам потянется за искусством в любом его проявлении: начнет танцевать, подпевать, лепить животных и сочинять сказки. В такие моменты дошколята чувствуют себя творцами и первооткрывателями - поддержите их порыв, обеспечив необходимыми прикладными материалами, или же отдайте малыша в «развивашку».

Выбор кружка: на что обратить внимание

На первый взгляд кажется, что кружки и секции не требуют излишней избирательности, но все же к выбору развивающих центров стоит подойти ответственно. Кружки для дошколят должны включать в себя программы, которые соответствуют возрасту деток и не загружают их чересчур сложными и непосильными заданиями, иначе он быстро переутомится и будет ассоциировать творчество и спорт с усталостью и чем-то недостижимым. Физически и психологически ребенок должен чувствовать себя комфортно, поэтому, прежде чем отдавать ребенка в кружок, присмотритесь к его предпочтениям. Не гонитесь за модными веяниями и за мнимым престижем, помните о том, что сегодня малышу нравится рисовать, а завтра сменит свое хобби на танцы или пение.

Виды деятельности: во сколько лет чем можно заниматься

Живописи, танцам, вокалу, профессиональным видам спорта лучше всего приучать с 5-6 лет. Этот возраст идеален для детей, чтобы учить их «настоящим» знаниям, постепенно отходя от спонтанных желаний и отказов. Ребенок легче приучается к постоянным повторениям и запоминает новые навыки.

Крох в 2 годика лучше отдавать на физкультуру и учить ритмике. Малышам в 5 лет можно посоветовать кружок пения, а обучаться музыкальным инструментам лучше в 6 лет, а то и в 7-8.

Танцы. Если говорить о простом удовольствии от данного вида деятельности, то детям в возрасте 3-4 лет танцы будет в радость, а вот для профессионального занятия (чтобы выезжать на конкурсы и чемпионаты) лучше подождать до 5-6 лет. Однако помните о том, что на уроках танцев малыш не сможет кривляться так, как ему угодно – нужна будет дисциплина и закрепление навыков.

Профессиональный спорт. Тут дела обстоят почти так же, как и с танцами. Не торопитесь спешно определять ребенка в спорт, пытаясь вырастить «будущего олимпийского чемпиона». Вы можете лишить его шанса самостоятельно выбрать «дело всей жизни». К тому же, не забывайте, что профессиональные занятия спортом не всегда позитивно влияют на психику и общее самочувствие крохи. Смотрите на реальные способности и желания сынишки или дочурки. Отдавайте в спорт не ранее 5-6 лет.

Бассейн. До 5 лет малыш ходит в бассейн только для веселого плескания и игр, а вот для адекватного восприятия тренерских указаний лучше подождать 5-6 лет. В целом, обучение плаванию лучше начинать после 5 лет.

Рисование. Рисовать могут и 1,5-годовалые малыши. Но изучить технику рисунка и научиться живописи могут дети только с 4-6 лет.

Иностранные языки. 3 года – возраст, когда малыш уже хорошо воспринимает речь, и мы говорим именно о родном языке. Для изучения иностранных языков нужно подождать, так как если приучать чадо учить «неродные» слова с трех лет, то у него в голове может возникнуть путаница. А ведь формирование родного языка происходит только в 6-8 лет. Логопеды говорят, что если отдать ребенка в кружок, где обещают научить бегло говорить на другом языке, у него может появиться дисграфия – нарушение письма, которое частенько встречается у нынешних школьников. Не торопитесь «вылепить» из ребенка полиглота. Однако если вы твердо решили обучить малыша иностранному языку в 3-4 года, то выбирайте только один, а не два, и помните о том, что уроки должны протекать в игровом формате. Также обратите внимание на регулярность занятий, иначе все старания пойдут коту под хвост – малыш забудет все, чему его учил преподаватель.

Первоклассник: стоит ли отдавать ребенка в кружки

У ребенка началась непривычная, новая жизнь, и его ежедневный уклад полностью поменялся. Он только-только учится жить по-новому, а родителям, конечно, хочется, чтобы первоклассник мог развиваться не только в рамках школьной программы, но и дополнительно увлекался музыкой, спортом или рисованием.

Психологи говорят, что загружать ребенка всевозможными кружками сразу с началом учебного года нельзя. Нужно дать время малышу приспособиться к новым реалиям, пройти процесс адаптации к одноклассникам и учителям, и привыкнуть к урокам.

Даже в том случае, если вы думаете, что ребенок привык, и у него все идет гладко, не спешите.

Малыш учится с удовольствием, у него появились друзья, и остается свободное время? Вы готовы занять его какими-то полезными занятиями, и это верное решение. Но подходите ко всему с умом. Следуйте нескольким советам, и все будет спокойно:

  • Не загружайте ребенка сверх нормы: если весь его день будет расписан по минутам, то в итоге он получит не новые знания, а нарушенную психику и хроническую усталость;
  • Общее число всех дополнительных занятий и время, затрачиваемое на них, зависит исключительно от индивидуального склада ребенка. Для обычного школьника это: не более 2 раз в неделю в будни + 1 раз в выходной. Рассчитывайте и расстояние от дома. Регулярные поездки с одного конца города в другой могут вымотать кроху.
  • Если ваш ребенок гиперактивный, то можете попробовать записать его в несколько секций сразу: он перепробует все, и остановится на каком-то одном занятии.
  • Если же ваш малыш, напротив, спокойный и усидчивый, то лучше сразу записать его только в 1-2 кружка, иначе, с ростом нагрузки в школе, ему будет сложно концентрироваться на чем-то одном.
  • Перерыв между школьными уроками и дополнительными занятиями должен составлять не менее 1 часа.

Норма времени для занятий в кружках и секциях: это стоит запомнить

Количество уроков и затрачиваемое на них время зависят от возраста ребенка. Об этом нужно помнить не только родителям, но и учителям, преподавателям детских клубов и спортшкол.

Занятия в кружках и спортсекциях должны начинаться в 8:00-9:00 утра. Время завершения зависит от того, сколько лет ребенку:

  • не позднее 20:30 – 6-10 лет;
  • не позднее 21:00 – с 10 лет.

Уроки в допучреждениях могут проводиться в любой день недели и месяца (сюда входят каникулы и выходные дни).

Максимальное количество допуроков в неделю и продолжительность по возрастам:

  • дошкольники – 2 урока в неделю, до 35 минут;
  • маленькие школьники (6-10 лет) – до 4 уч. часов в неделю (1 уч. час – 45 минут);
  • школьники постарше (10-14 лет) – до 6 уч. часов в неделю (2 раза в неделю);
  • старшие классы (15-17 лет) – до 10-12 уч. часов в неделю (3 раза в неделю).

Если вы отдали ребенка в 2 кружка сразу или более, то нельзя заниматься в один и тот же день по одному и тому же направлению (например, это относится к спортивным тренировкам).

Практическая часть занятий не должна занимать больше 60-70% от всего урока. А непрерывное течение практической работы не должно превышать следующих нормативов:

  • 4-6 лет = не более 5 минут;
  • 7-9 лет = не более 7-10 минут;
  • 10- 11 лет = не более 10-13 минут;
  • 12-12 лет = не более 15-18 минут;
  • старше 14 лет = не более 20-25 минут.

Количество часов ограничено

Все мы помним старый детский стишок, повествующий о желаниях незадачливого школьника: драмкружок, кружок по фото, а еще мне петь охота. Cпециалисты предостерегают от такого бездумного подхода к внешкольным занятиям. Психологи рассказывают, что иногда дети явно перегружены занятиями в различных творческих студиях и клубах, так что не имеют ни минуты свободного времени и хотят лишь спать. Естественно, вряд ли этот тот результат, которого ждут родители, не говоря уж о том, что такая усталость может негативно сказаться и на занятиях в школе.

Стоит также заметить, что Федеральный Государственный стандарт начального образования предусматривает, что продолжительность занятий во внеурочное время может составлять до 1350 часов в год, но в это число необходимо включить еще и уроки дома и подготовки к всевозможным Олимпиадам, конкурсам. Получается, что чаще 2-3 раз в неделю ребенок вряд ли сможет посещать кружок или секцию, да и то если он не привлекается к дополнительным занятиям в школе.

Но не означает ли это, что стоит вообще отказаться от дополнительного развития, сосредоточившись на учебе? Оказывается, нет. Самарский психолог Наталья Богдан уверена, что многое зависит от характера занятий. "Все дополнительные занятия после школы можно разделить на две группы: развивающие и помогающие, - рассуждает эксперт. - Развивающие – это те, которые помогают ребенку заниматься любимым делом, совершенствоваться в нем. Соответственно, смена деятельности, приятное занятие – это лучший отдых. Помогающие занятия дают ребенку возможность решить какие-то свои проблемы. К примеру, выплеснуть свою энергию, если ему тяжело дается необходимость быть усидчивым. Или застенчивый ребенок занимается в драмкружке, преодолевая себя и развивая умение общаться и артистизм. Если же наоборот, речь идет о занятиях лишь для удовольствия ребенка, то ничего страшного в том, чтобы их совмещать, тогда у ребенка может быть и два-три кружка или секции".

По мнению опытных родителей, лучше выбрать один или два кружка, в которые ребенок будет ходить с удовольствием, а не пытаться объять необъятное. "Мой сын ходил в секцию настольного тенниса, потом занимался плаванием, было время, когда он посещал художественную школу, на смену которой пришел авиамодельный кружок, - рассказывает мать четырнадцатилетнего подростка Юлия Москвина. - Однако, разумеется, эти занятия были не одновременно, а сменялись в зависимости от того, как менялись интересы сына. При этом художественную школу нам пришлось оставить из-за того, что она требовала слишком много времени, да и само помещение школы перевели далеко от нашего дома".

Выбираем кружок

Таким образом, родителям следует с самого начала обсудить с ребенком, в какой кружок или секцию ему хочется сходить. Нелишним сразу же будет поинтересоваться, насколько эти занятия соответствуют темпу жизни семьи, будет ли у ребенка возможность всегда их посещать. К примеру, тренировки по фигурному катанию могут назначать на ранее утро, когда ребенок должен приехать на каток уже к 6 утра. Естественно, что это может быть неудобно родителям, которые работают с 8 утра, или же мешает сну маленьких братьев или сестер будущего фигуриста. И таких вопросов возникает множество - и лучше решать их заранее, чтобы ребенку не пришлось покидать нравящуюся ему секцию по семейным обстоятельствам.

Стоит также заранее выяснить, есть ли какие-то противопоказания по здоровью для занятий, а также прояснить перспективы ребенка. Конечно, этот вопрос стоит прояснить с тренером, но иногда стоит подключить и простую логику - к примеру, ребенку с плохим зрением не стоит идти учиться вышивать бисером, а девочке, имеющей перспективу вырасти высокой, не нужно отправляться заниматься фигурным катанием или спортивной гимнастикой - специфика этих видов спорта выдвигает большие требования к росту, и даже в случае первоначальных успехов ребенку придется покинуть секцию.

Порой родителей пугает, что их чадо никак не может определиться - где же он хочет заниматься, и постоянно меняет кружки и секции по собственному желанию. "Нет ничего страшного в том, чтобы он каждый год занимался новым видом спорта, к примеру, один год тхэквондо, другой - плаванием, - говорит Наталья Богдан. - Так ребенок развивается, ищет для себя наиболее интересный вариант. Если он найдет, то, что ему очень нравится, у него появится взаимопонимание с тренером, он сам примет решение остаться в этой секции. В то же время если заставлять ребенка заниматься тем, что ему неинтересно, это приведет к снижению мотивации и для других занятий. В целом, главное, к чему должны приучить ребенка дополнительные занятия, - это к тому, что жить надо интересно, разнообразно, и свободного времени должно оставаться совсем немного".

В стремлении вырастить из своего ребенка многосторонне развитую личность родители иногда перегибают палку. Занятия в музыкальной школе и спортивной секции, хор, рисование, курсы иностранного языка, кружки юного натуралиста и т.д., не говоря уже о запредельной нагрузке в школе. Между тем, врачи и психологи предупреждают, что чрезмерная занятость может оказать вред здоровью детей.

Летние каникулы закончились, и 1 сентября за школьные парты сели 13,3 миллиона учеников по всей России. Еще в прошлом году глава Роспотребнадзора Геннадий Онищенко потребовал уменьшить нагрузки российских школьников. В младших классах ученики занимаются до 10–12 часов в день, включая выполнение домашнего задания, в старших - до 16 часов и выше.

Учебную перегрузку российских школьников в большинстве учебных заведений выявил в прошлом году мониторинг, проводимый Институтом возрастной физиологии Российской академии образования (РАО). Устранение этой проблемы включено в перечень приоритетов развития системы образования еще в конце 2004 года, однако ситуация с тех пор осталась прежней.

Сейчас нет никаких санитарных норм по количеству учебных часов для учащихся. Между тем, именно чрезмерная нагрузка в сочетании с малой подвижностью являются главными неблагоприятными факторами школьной среды, отмечают в НИИ гигиены и охраны здоровья детей и подростков Российской академии медицинских наук (РАМН).

Учащиеся хронически недосыпают, больше половины подвержены невротизму.

Психологи также предупреждают, что школьные перегрузки могут оказать серьезное влияние на психическое здоровье ученика. Ведь постоянный стресс приводит к ам и невротическим реакциям, что аукнется и во взрослой жизни.

На этом фоне вполне логичным будет задуматься, а так ли уж нужны и без того утомленным школьникам все эти внешкольные занятия?

Конечно, дополнительное образование во внеурочное время обогащает пору детства. Ребенок может реализовать себя, и понять свои предпочтения,

поэтому у него в зрелом возрасте будет гораздо больше возможностей добиться профессионального самоопределения и достичь более высоких результатов.

Кроме того, в кружке или секции дети и подростки общаются со сверстниками, что необходимо для социальной адаптации. Ребенок учится выходить из сложных ситуаций самостоятельно.

Собственно, психологи как раз считают, что в условиях чрезмерной учебной нагрузки детям нужна какая-то отдушина - музыка или спорт. Но здесь необходимо знать меру.

Психологи советуют,

что помимо школы, ребенка надо нагружать не более чем 2-3 видами деятельности. Иначе из-за чрезмерной нагрузки и постоянной занятости опять-таки может развиться