Каких костей нет у младенца. Костный скелет новорожденного ребенка

Череп к моменту рождения представлен большим количеством костей, соединённых с помощью широких хрящевых и соединительнотканных прослоек. Швы между костями свода (стреловидный, венечный, затылочный) не сформированы и начинают закрываться только с 3-4го месяца жизни. Края костей ровные, зубцы образуются только на 3м году жизни ребёнка. Формирование швов между костями черепа заканчивается к 3-5 годам жизни. Зарастание швов начинается после 20-30 лет.

Роднички черепа новорожденного

Наиболее характерная особенность черепа новорождённого - наличие родничков (не окостеневших перепончатых участков свода черепа), благодаря чему череп очень эластичен, его форма может изменяться во время прохождения головки плода через родовые пути.

Большой родничок расположен в месте пересечения венечного и сагиттального швов. Его размеры от 1,5x2 см до 3x3 см при измерении между краями костей. Закрывается большой родничок обычно к возрасту 1-1,5 лет (в настоящее время нередко уже к 9 - 10-му месяцу жизни).

Малый родничок расположен между затылочной и теменными костями, к моменту рождения закрыт у 3/4 здоровых доношенных детей, а у остальных закрывается к концу 1-2го месяца жизни.

Боковые роднички (передние клиновидные и задние сосцевидные) у доношенных детей при рождении закрыты.

Строение черепа новорожденного

Мозговой отдел черепа по объёму существенно больше лицевого (у новорождённого в 8 раз, а у взрослых только в 2 раза). Глазницы у новорождённого широкие, лобная кость состоит из двух половин, надбровные дуги не выражены, лобная пазуха не сформирована. Челюсти недоразвиты, нижняя челюсть состоит из двух половин.

Череп быстро растёт до 7 лет. На первом году жизни происходит быстрое и равномерное увеличение размеров черепа, толщина костей увеличивается в 3 раза, формируется структура костей свода черепа. В возрасте от 1 до 3 лет сливаются точки окостенения, хрящевая ткань постепенно замещается костной. На 12м году срастаются половины нижней челюсти, на 2 - 3-м году в связи с усилением функции жевательных мышц и завершением прорезывания молочных зубов усиливается рост лицевого черепа. С 3 до 7 лет наиболее активно растёт основание черепа, и к 7 годам его рост в длину в основном заканчивается. В возрасте 7-13 лет череп растёт более медленно и равномерно. В это время завершается сращение отдельных частей костей черепа. В возрасте 13-20 лет растёт преимущественно лицевой отдел черепа, появляются половые отличия. Происходят утолщение и пневматизация костей, что приводит к уменьшению их массы.

Позвоночник грудного ребенка

Длина позвоночного столба у новорождённого составляет 40% длины его тела и за первые 2 года жизни удваивается. Однако разные отделы позвоночного столба растут неравномерно, так, на первом году жизни наиболее быстро растёт поясничный отдел, медленнее всего - копчиковый.

У новорожденных тела позвонков, а также поперечные и остистые отростки развиты относительно слабо, межпозвонковые диски относительно толще, чем у взрослых, они лучше кровоснабжаются.

Позвоночник новорождённого имеет вид пологой дуги, вогнутой спереди. Физиологические изгибы начинают формироваться только начиная с 3-4 мес. Шейный лордоз формируется после того, как ребёнок начинает держать голову. Когда ребёнок начинает сидеть (5-6 мес) появляется грудной кифоз. Поясничный лордоз начинает формироваться после 6-7 мес, когда ребёнок начинает сидеть, и усиливается после 9-12 мес, когда ребёнок начинает стоять и ходить. Одновременно компенсаторно формируется крестцовый кифоз. Изгибы позвоночного столба становятся хорошо заметными к 5-6 годам. Окончательное формирование шейного лордоза и грудного кифоза завершается к 7 годам, а поясничного лордоза - к периоду полового созревания. Благодаря изгибам увеличивается эластичность позвоночного столба, смягчаются толчки и сотрясения при ходьбе, прыжках и т.д.

В связи с незавершённостью формирования позвоночника и слабым развитием мышц, фиксирующих позвоночник, у детей легко возникают патологические изгибы позвоночника (например, сколиоз) и нарушения осанки.

Грудная клетка ребенка

Грудная клетка новорождённого имеет конусовидную форму, её передне-задний размер больше поперечного. Рёбра отходят от позвоночника почти под прямым углом, расположены горизонтально. Грудная клетка как бы находится в положении максимального вдоха.

Рёбра у детей раннего возраста мягкие, податливые, легко прогибаются и пружинят при надавливании. Глубину вдоха обеспечивают в основном экскурсии диафрагмы, место прикрепления которой при затруднении дыхания втягивается, образуя временную или постоянную харрисонову борозду.

Когда ребёнок начинает ходить, грудина опускается, и рёбра постепенно принимают наклонное положение. К 3 годам передне-задний и поперечный размеры грудной клетки сравниваются по величине, увеличивается угол наклона рёбер, становится эффективным рёберное дыхание.

К школьному возрасту грудная клетка уплощается, в зависимости от типа телосложения начинает формироваться одна из трёх её форм: коническая, плоская или цилиндрическая. К 12 годам грудная клетка переходит в положение максимального выдоха. Только к 17-20 годам грудная клетка приобретает окончательную форму.

Кости таза у ребенка

Кости таза у детей раннего возраста относительно малы. Форма таза напоминает воронку. Наиболее интенсивно кости таза растут в течение первых 6 лет, а у девочек, кроме того, в пубертатном периоде. Изменение формы и размеров таза происходит под влиянием веса тела, органов брюшной полости, под воздействием мышц и влиянием половых гормонов. Разница в форме таза у мальчиков и девочек становится заметной после 9 лет: у мальчиков таз более высокий и узкий, чем у девочек.

До 12-14 лет тазовая кость состоит из 3 отдельных соединённых хрящом костей, сращённые тела которых образуют вертлужную впадину. Вертлужная впадина у новорождённого овальная, глубина её значительно меньше, чем у взрослого, вследствие чего большая часть головки бедренной кости расположена вне её. Суставная капсула тонкая, седалищно-бедренная связка не сформирована. Постепенно с ростом тазовой кости в толщину и формированием края вертлужной впадины головка бедренной кости глубже погружается в полость сустава.

Конечности у детей

У новорождённых конечности относительно короткие. В последующем нижние конечности растут быстрее и становятся длиннее верхних. Наибольшая скорость роста нижних конечностей происходит у мальчиков в возрасте 1215 лет, у девочек в возрасте 13-14 лет.

У новорождённого и ребёнка первого года жизни стопа плоская. Линия поперечного сустава предплюсны почти прямая (у взрослого S образная). Формирование суставных поверхностей, связочного аппарата и сводов стопы происходит постепенно, после того как ребёнок начинает стоять и ходить и по мере окостенения костей стопы.

Зубы у детей

Молочные зубы у детей прорезываются обычно с возраста 5-7 мес в определённой последовательности, при этом одноимённые зубы на правой и левой половинах челюсти появляются одновременно. Порядок прорезывания молочных зубов следующий: 2 внутренних нижних и 2 внутренних верхних резца, а затем 2 наружных верхних и 2 наружных нижних резца (к году - 8 резцов), в возрасте 12-15 мес - передние коренные (моляры), в 18-20 мес - клыки, в 22-24 мес - задние моляры. Таким образом, к 2 годам у ребёнка имеется 20 молочных зубов. Для ориентировочного определения должного количества молочных зубов можно использовать следующую формулу:

где: X - количество молочных зубов; п - возраст ребёнка в месяцах.

Замена молочных зубов на постоянные

Период замены молочных зубов на постоянные носит название периода сменного прикуса. Постоянный зуб прорезывается обычно через 3-4 мес после выпадения молочного. Формирование как молочного, так и постоянного прикуса у детей - критерий биологического созревания ребёнка (зубной возраст).

В первый период (от прорезывания до 3-3,5 лет) зубы стоят тесно, прикус ортогнатический (верхние зубы прикрывают нижние на одну треть) в связи с недостаточным развитием нижней челюсти, отсутствует стёртость зубов.

Во втором периоде (от 3 до 6 лет) прикус становится прямым, появляются физиологические промежутки между молочными зубами (как подготовка к прорезыванию постоянных, более широких зубов) и их стёртость.

Смена молочных зубов на постоянные начинается с 5 лет. Порядок прорезывания постоянных зубов обычно следующий: в 5 - 7 лет прорезываются первые моляры (большие коренные зубы), в 7 - 8 лет - внутренние резцы, в 8 - 9 лет - наружные резцы, в 10 - 11 лет - передние премоляры, в 11 - 12 лет - задние премоляры и клыки, в 10 - 14 лет вторые моляры, в 18 - 25 лет - зубы мудрости (могут отсутствовать). Для ориентировочной оценки количества постоянных зубов можно использовать формулу:

где: X - число постоянных зубов, п - возраст ребёнка в годах.

Симптомы прорезывания зубов

У некоторых детей прорезывание зубов может сопровождаться повышением температуры тела, расстройством сна, диареей и др. Формирование как молочного, так и постоянного прикуса у детей - важный показатель биологического созревания ребёнка. Постоянный прикус в норме должен быть ортогнатическим или прямым.

В родильном доме, педиатр обращается с малышом очень бережно, проверяя, среди прочих показателей, нет ли врожденных патологий в развитии его костей и суставов.

Особенности строения костной ткани новорожденного малыша

Суставы новорожденный имеет очень похожие по строению на суставы взрослого человека, а вот костная система очень сильно отличается. К зольным веществам можно отнести лишь около 50% составляющих костной ткани. Все остальное - это, главным образом, хрящевые элементы, которые обеспечивают возможность роста ребенка и постепенно будут уменьшаться в объеме. Процесс этот длится обычно до 18 лет и полностью завершается лишь к 25 годам.

Костная ткань у новорожденного содержится лишь в трубчатых костях, прочие же элементы скелета включают лишь небольшие точки окостенения, увеличивающиеся по мере роста малыша.

Такой состав делает костную систему ребенка очень пластичной, а значит кости и суставы новорожденного легко поддаются деформации. Скелет малыша так уязвим, что может измениться даже под длительным воздействием сил гравитации. Именно поэтому нельзя позволять ребенку находиться подолгу в одном и том же положении или носить его на руках в постоянной позе. Новорожденного нужно периодически переворачивать на другой бочок, перекладывать на другую руку и т. п.

По этой же причине педиатры не советуют слишком рано ставить малыша на ножки, даже если он сам пытается это сделать. Такие эксперименты могут привести к деформации отдельных костей и всего скелета ребенка.

Как растет скелет ребенка?

Структура костной ткани новорожденного также имеет свои отличия. Кости новорожденного представляют собой грубоволокнистую пучковую систему, в которой неупорядоченно расположено некоторое число костных пластин. Если кости взрослого человека имеют значительные полости, заполненные желтым костным мозгом, то у младенца такие полости совсем маленькие и содержат, главным образом, красный костный мозг.

Благодаря большому количеству красного костного мозга, костная система ребенка получает достаточное снабжение кровью, необходимое для ее роста. Этот процесс интенсивно происходит примерно до двухлетнего возраста. После некоторого спада, процесс роста возобновляется с новой силой уже в пубертатном периоде.

Рост костей в длину обеспечивает эпифизарный хрящ. Его периферический край остается активным до двадцатипятилетнего возраста, благодаря чему кости получают основную возможность увеличиваться по длине и ребенок становится выше.

За утолщение костей, их рост в ширину, отвечает надкостница. У ребенка она плотная, толстая и более активная функционально. Эта особенность надкостницы очень благоприятна для ребенка, поскольку даже при переломах надкостница нередко остается неповрежденной, а защищенная ею кость срастается быстрее и без опасных последствий для опорно-двигательной системы ребенка.

Основу ткани суставов новорожденного, как и его костей, составляет хрящевая ткань. Подвижность всех элементов, образующих суставы, также имеет отличия. Поскольку суставы новорожденный еще не успел разработать, амплитуда возможных движений еще очень мала, а вот вероятность вывихов при неосторожном обращении достаточно высокая. Такая незрелость суставов, как правило, сохраняется до трех и даже до пяти лет, то есть до тех пор, пока ткань костей и суставов не разовьется в достаточной степени, и ребенок не освоит науку управления своим телом в полной мере.

Любой врач скажет вам, что организм крохи существенно отличается от взрослого: у него есть и собственные, присущие только ему, болезни, и собственные принципы работы - физиологические особенности. Знать эти особенности очень важно для родителей, ведь от них зависят многие нюансы ухода за малышом. Об особом «устройстве» новорожденного мы будем рассказывать в этой рубрике.

Костная система человека образует прочный каркас, который служит вместилищем внутренних органов и головного мозга, опорой для мышц и нервной системы. Она участвует в поддержании минерального состава крови, а также в процессах кроветворения благодаря содержащемусяв костях красному костному мозгу. Именно поэтому формирование костной системы новорожденного малыша заслуживает особого внимания.

С чего все начинается?

Закладка скелета начинается с первых дней внутриутробного развития плода. Со вторых суток после оплодотворения проходит образование группы клеток (эктодермы), которая впоследствии станет основой развития костной ткани и самого скелета. Это развитие происходит стремительно: масса костной ткани увеличивается день ото дня, потребляя достаточно большое количество кальция из запасов материнского организма.

К моменту завершения внутриутробного периода жизни человека костная система во многом уже сформирована, однако в это же время она имеет ряд особенностей.

Практически все кости проходят хрящевую стадию развития. Они формируются из соединительной ткани, которая постепенно преобразуется в хрящевую ткань. Эту стадию минуют кости черепа и ключицы. Остальные кости к концу периода внутриутробного развития имеют так называемые ядра окостенения. Эти точки впоследствии станут зонами роста кости.

Лицевые кости и кости свода черепа имеют плотную структуру уже к моменту рождения (при условии зрелости новорожденного). Но если кости лица соединены между собой прочно, то кости свода черепа имеют щелевидные швы, состоящие из соединительной ткани, и роднички (ромбовидный большой и треугольный малый). За счет наличия этих родничков и швов осуществляется рост костей черепа на первом году жизни ребенка. По их размерам можно косвенно судить о степени зрелости новорожденного (чем более зрелым является ребенок, тем плотнее кости черепа) и о состоянии его нервной системы.

Кости состоят из неорганических веществ: кальций, фосфор, магний и в гораздо меньших количествах из алюминия, фтора, селена, цинка, меди. Все они необходимы для нормального развития скелета плода, поэтому рацион будущей матери должен содержать эти микроэлементы.

Как «сделан» скелет новорожденного?

Некоторые особенности строения костной системы сохраняются у малыша на протяжении первого месяца жизни; они позволяют избежать чрезмерных нагрузок во время родового акта. В частности, кости плода содержат гораздо меньше плотных веществ и больше жидкости, чем в старшем возрасте. Это необходимо для поддержания необходимой эластичности и упругости скелета, который при прохождении по родовым путям матери подвергается деформирующим воздействиям. В процессе родов самая крупная часть тела плода - голова - принимает форму родовых путей матери за счет наличия соединительнотканных швов и родничков, которые позволяют костям черепа находить одна на другую: это предотвращает повреждение и костей черепа, и головного мозга. Грудная клетка изменяет свою форму за счет эластичности ребер. Кроме того, эластичность и мягкость костной ткани необходимы для обеспечения того колоссального темпа роста, который отмечается на протяжении всего первого года жизни ребенка.

Другой важной особенностью скелета новорожденного является то, что его позвоночник не имеет обычных для взрослого человека изгибов, обеспечивающих амортизацию. Формирование изгибов позвоночника начинается в двух- трехмесячном возрасте, когда ребенок начинает удерживать головку в вертикальном положении. К этому возрасту шейный отдел претерпевает ряд изменений, в ходе которых меняется угол между позвоночными отростками и становится возможным вертикальное положение головы. Но и после этого важно помнить о том, что головка удерживается еще не совсем надежно: ребенок может периодически как бы «ронять» ее. Поэтому до трех месяцев желательно поддерживать малышу шею и голову в вертикальном положении.

Между шестым и седьмым месяцами жизни у ребенка начинает формироваться второй изгиб позвоночника - грудной. Поскольку формирование изгибов позвоночника и укрепление мышц туловища идут параллельно, малыш начинает самостоятельно садиться к тому моменту, когда и его скелет, и его мышечная система готовы к этому. Если начать высаживать ребенка раньшеэтого момента, его позвоночник, не имея еще физиологических изгибов, искривляется, что впоследствии становится привычным. К моменту начала ходьбы формируется последний, поясничный, изгиб позвоночника.

Грудная клетка новорожденного имеет форму конуса, в отличие от грудной клетки взрослого человека, которая имеет цилиндрическую форму. Ребра новорожденного, так же как и остальные трубчатые кости, мягкие,эластичные.Расположеныони практически горизонтально. Межреберные мышцы, обеспечивающие вместе с диафрагмой (мышечное образование, отделяющее грудную полость от брюшной) дыхательные движения, еще слабые. Тот факт, что ребра расположены горизонтально, межреберные мышцы не развиты, а дыхание осуществляется в основном за счет диафрагмы, делает дыхание поверхностным и частым, а это, в свою очередь, одна из предпосылок для возникновения заболеваний органов дыхания.

Чтобы кости формировались правильно…

К костной системе маленького человека предъявляются особенно высокие требования: малыш очень быстро растет, костная массастремительно увеличивается. Для обеспечения таких высоких темпов роста костной ткани новорожденного ребенка необходимо достаточное поступление кальция. Основным источником кальция является материнское молоко или его заменители. Поступая в кишечник, молоко расщепляется, и происходит высвобождение кальция, для усвоения которого необходимо соблюдение некоторых условий.Во-первых,нормальному усвоению кальция в кишечнике способствует витамин D, а во-вторых, здоровая микрофлора кишечника. Кроме обеспечения усвоения кальция, витамин D способствует его распределению в организме, что способствует нормальной работе нервной системы, внутренних органов.

Витамин D образуется в коже человека под воздействием солнечных лучей. Также тот витамин может поступать в организм с некоторыми продуктами питания (рыбий жир,молочные продукты, желток яйца). Если организм ребенка испытывает дефицит витамина D, то происходит нарушение усвоения кальция в кишечнике и, как следствие - нарушение обмена кальция и фосфора. Это состояние становится причиной развития одного из самых «детских» заболеваний - рахита, проявляющегося в нарушенииформированиякостнойткани. При этом заболевании происходит размягчение костей и деформация их.

Риск развития рахита повышается в то время года, когда количество солнечных лучей, попадающих на кожу ребенка, снижается. Особенно это касается заполярных регионов, где на протяжении полугода солнца нет вообще. Поэтому для поддержания концентрациикальцияв кровина должном уровне на протяжении осеннее-зимних и весенних месяцев необходимо проводить профилактику рахита витамином D. Кроме витамина D, для нормального развития костей необходим витамин А (при его недостатке страдают сосуды, питающие надкостницу, в результате чего кость перестает расти) и витамин С (при его недостатке нарушается формирование костной ткани). Для поддержания нормального развития костной системы новорожденного не менее важен правильный режим дня. В любое время года и при любой погоде малышу необходимы прогулки на свежем воздухе, как минимум на протяжении 1,5 - 2 часов ежедневно. Комната, в которой спит новорожденный, должна быть достаточно светлой, хорошо проветриваемой. Очень важно с первого месяца жизни ребенка приучать его к воздушным ваннам и общеукрепляющей гимнастике - это и эффективные закаливающие меры, и меры, способствующие улучшению обменных процессов в организме, а значит, и улучшающие развитие костной системы. Особенно хочется сказать о выкладывании ребенка на животик при проведении воздушных ванн. Находясь в этом положении, малыш напрягает мышцы задней части спины, что положительно сказывается на кровообращении в шейном отделе позвоночника и способствует его укреплению.

Спрофилактическойцелью витамин D назначается по двум схемам. Первая - это ежедневный прием 500 ME витамина D (как правило, это соответствует 1 капле водного раствора витамина D3) или однократный прием курсовой дозы, которая назначается один раз в полгода. Принимать витамин D надо по схеме, которую назначит педиатр. Но к общим правилам приема относятся систематичность и регулярность. Витамин D3 необходимо давать малышу в небольшом количестве воды (примерно 1 чайная ложка) начиная с трех недель жизни до трех лет постоянно, за исключениемлетнихмесяцев (май, июнь, июль и август).

Все эти факторы в сочетании с приемом витамина D способствуют профилактике рахита, а следовательно, полноценному развитию скелета новорожденного.

Продолжаем углубление в анатомию, на этот раз расскажем детям про скелет человека. Сложные темы нужно подать ребенку в интересных занятиях. Первоначально обратим внимание если интерес к собственному телу уже присутствует, затем проанализируем что именно нравится вашему маленькому ученику: эксперименты, лепка из пластилина, аппликация – все может идти в ход. В статье я делюсь полной информацией занятий по данной теме с сыном.

  1. Скелет человека для младших дошкольников
  2. Скелет человека с названием костей – карточки
  3. Строение скелета человека: голова, туловище, конечности

Здравствуйте, уважаемые читатели, приветствую вас на блоге . Сегодня нас ждет увлекательное путешествие в мир человеческих костей. Именно так, мы постараемся как герои мультфильмов углубиться в недра организма. На чем будем путешествовать, на волшебном автобусе или летающем корабле, решать вам. Главное, чтобы нашим маленьким пассажирам было интересно. Поехали!

Это первый кроссворд в жизни сына за его 5 лет 6 месяцев. Для познаний моего ребенка он оказался достаточно легким, что свидетельствует о полноценном усвоении информации из детских энциклопедий. Литературу нашей детской библиотеки я упомяну по ходу рассказа.

На 6 карточках написала от руки вопросы, а на отдельном листе начертила сетку для заполнения. При желании вы можете сделать тоже самое, но сначала оцените познания своего ребенка. Если ответы на вопросы ему еще не знакомы, отложите данный кроссворд до окончания нужных тем.

Вопросы:

  1. Не часы, а тикает.
  2. Поезд бесконечно развозящий по телу питательные вещества.
  3. Когда сытый, он молчит. Когда голоден – урчит.
  4. Орган зрения.
  5. Орган дыхания человека.
  6. И говорит, и кушает.

Александр с удовольствием взялся за дело, ему действительно было интересно разгадывать кроссворд. После окончания мне был заказан новый о растениях и их выращивании.

Скорей всего ваш ребенок заинтересовался собственным телом в младшем дошкольном возрасте. Ведь малыши такие любознательные и начинают задавать множество вопросов. Но не стоит торопиться и вести дитя на экскурсию в мединститут, ограничьтесь рассматриванием подобного скелета человека из книги Мое тело от макушки до пяток . Где девочка Аня рассказывает про кости человека, наши мышцы и как она растет.

Если сохранились вещи ребенка, из которых он вырос, то достаньте их и поговорите о том как меняется его тело. Догадается ли малыш, что размер обуви и одежды меняется из-за того, что растут его кости? После прочтения данной книги, обязательно догадается! На этом этапе будет прекрасным дополнением собрать свой скелет, даже ребенок 5 лет справится с этим.

У многих сохранились дома снимки рентгена, покажите их своему маленькому ученику. Рассмотрите вместе и дайте возможность угадать какая часть скелета расположена на снимке. Если они хорошего качества, то можно увидеть даже текстуру костей. У нас был снимок ребер Александра в возрасте трех лет и стопы мамы.

Для деток лет с четырех будет интересна и понятна книга “Секреты человека” из серии Волшебные створки. В ней уже дается информация по анатомии, но все еще в облегченном для понимания детей варианте.


Увеличить

Именно благодаря данной книге мы решили подурачиться и разрисовать нашего скелетика. Плюсы подобных игр заключаются в том, что ребенок чувствует каждую свою косточку во время прорисовывания, а затем может увидеть себя в зеркале. Мой скелетик затем потребовал нарисовать тазовую кость, но этого мы вам уже не покажем.

Не могу не упомянуть книгу издательства МИФ “Кости и скелеты”, где малыш сможет увидеть скелет человека в свой рост, а также рассмотреть скелеты разных животных.

Покажите детям скелет человека в видео, которое не очень анимированное, но все же лучше воспримется чем презентация на слайдах.

Скелет. Строение тела для детей – развивающий мультфильм

Можно также посмотреть мультфильмы про Адибу, который нам уже знаком по . Адибу путешествует по скелету “Почему я стою прямо”:

И объяснение про мышцы человека “Почему я двигаюсь”:

Для маленьких любителей развивающих карточек, есть замечательные пособия, в которые входит скелет человека с названием костей. Появились они у нас уже давно на русском, английском, французском и испанском языках. Две прекрасные мамы Катрин и Ольга поделились ими со всеми желающими, здесь можно скачать карточки . Как видно на фотографии речь идет не только о скелете человека с названием костей, но также и названии всех мышц, органов.

Очень советую сразу заламинировать карточки, так как они пригодятся вам не только на вводных занятиях по анатомии, но также и в изучении иностранных языков. Мы не проживаем в России, поэтому в нашем случае это очень важно. Ведь нет ничего хуже, когда хочешь рассказать то что знаешь и не можешь из-за незнания терминов на языке собеседника.

Строение скелета человека

Итак перейдем к более серьезному познанию. Первое что мы объясним ребенку, что скелет человека делится на следующие части:

  • Скелет головы;
  • туловища;
  • верхних конечностей (плечевой пояс, конечности);
  • нижних конечностей (тазовый пояс, конечности).

Если вы покажете это на картинке или на макете скелета, то дошкольник обязательно поймет.

Скелет головы человека

Скелетом головы человека является череп, об этом наши детки узнают из мультиков еще задолго до того как мы решаем рассказать им об их собственном теле. Ребенку дошкольного возраста будет достаточно знать, что череп надежно защищает его мозг, который в свою очередь очень мягкий и уязвимый.

Также многих детей может заинтересовать, почему на черепе нет носа? Объясняем, что на самом деле нос состоит из приросшего к кости мягкого хряща. А после смерти хрящ разлагается.

Давайте посмотрим на схему скелета в книге Тело человека . Что ребенок сразу заметит в черепе?


Фото увеличивается при клике
  • Глазницы, которые защищают наши глаза;
  • зубы закрепленные корнями в верхней и нижней челюстях;
  • задняя часть черепа короче чем лицевая.

Объясните, что именно в задней части находится наш мозг. Единственная подвижная часть черепа – это нижняя челюсть. Пусть дитя откроет и закроет ротик, он сам это почувствует.

Если есть желание углубиться еще, то разберите некоторые кости черепа, которые не сильно отличаются от знакомых ребенку слов. Показывайте на своей голове, а он пусть повторяет за вами показывая на своей.

  1. Лоб – лобная кость.
  2. Виски – височная кость.
  3. Нос – носовая кость.
  4. Затылок – затылочная кость.
  5. Темечко – теменная кость.
  6. Скулы – скуловая кость.
  7. Нижняя челюсть – нижнечелюстная кость.
  8. Верхняя челюсть – верхнечелюстная кость.

Так как занятие рассчитано на дошкольников, то им достаточно объяснить, что скелет туловища состоит из позвоночника и грудной клетки . Ребра защищают сердце и легкие, а всего у человека 12 пар ребер. Если ребенок уже умеет считать, то ему не составит труда прибавить 12+12 и узнать общее число.

Позвоночник это наша главная опора, которая поддерживает голову и туловище. Кроме того он защищает расположенный внутри спинной мозг. В позвоночнике между маленькими косточками есть межпозвоночные диски, они твердые но подвижные. Именно они позволяют нам сгибаться.

Проведем эксперимент! Что дает нам способность быть гибкими?

Как мы узнали позвоночник состоит из множества маленьких косточек. Между ними есть промежутки твердых, но подвижных участков. Давайте посмотрим наглядно как это происходит.

Нам понадобится:

  • Синельная проволока;
  • 2 шариковые ручки;
  • ножовка.

Вытаскиваем все детали шариковых ручек, нам необходим только каркас (пластмассовая трубочка). Одну трубочку оставляем как есть, она должна иметь открытые отверстия с обеих сторон. Другую распиливаем на кусочки.

Сначала просим ребенка одеть целую трубочку на синельную проволоку и слегка согнуть. Не получается? Вот так и наш позвоночник, если бы он состоял из сплошной кости, мы не смогли бы наклоняться, сгибаться в стороны, нам были бы недоступны многие игры и движения.

Теперь просим ребенка одеть кусочки пластмассовой трубки, оставляя промежутки как межпозвоночные диски. Ну как теперь, наш “позвоночник” стал более гибким?

После этого эксперимента попросите ребенка сделать разные движения телом. Пусть он сосредоточится на позвоночнике, почувствует его гибкость.

Функции конечностей человека – рук и ног – совершенно разные. Ноги отвечают за опору и передвижение. А кисти рук обеспечивают разнообразные сложные движения. Просим ребенка взять предметы ногами и походить на руках, это весело и он сразу поймет разницу в функциях. Скелет кисти руки состоит из 27 костей, а скелет стопы из 26 костей.

Мы с Александром подробно разобрали только одну конечность, сын сделал ее из пластилина.

Наблюдая за работой ребенка, я поняла, что любое знание скелета человека можно хорошо понять и выучить если делать подобные пластилиновые рентгены. Ведь во время создания подобного макета приходится анализировать, считать количество деталей, обращать внимание на их форму.

Так сколько костей в скелете человека?

Скелет взрослого человека состоит из 200-218 костей. А скелет новорожденного примерно из 300. Что же случается потом? Малыш развивается и некоторые косточки срастаются, из них образуются более крупные кости. Мужчины и женщины не различаются по количеству костей – папа и мама могут иметь одинаковое их количество.

Уважаемые родители, в разных источниках дается информация о скелете взрослого человека с 206 костями, 210, чуть больше 200. И все эти данные верны. Просто объясните ребенку, что каждый организм индивидуален, срастание детских косточек у всех происходит по разному. Так что данные 200-218 оптимальны.

  1. Наш череп состоит из 29 костей.
  2. Скелет туловища:
    Позвоночный столб состоит из 32-34 позвонков;
    Грудная клетка состоит из 37 костей, куда включены 12 пар ребер.
  3. Кости верхней конечности 80.
  4. Кости нижней конечности 60.

Общий подсчет ведется таким образом: 29+37+80+60=206. Именно поэтому во многих источниках дается данная цифра, но не забываем об индивидуальности.

Сколько весит скелет человека?

Все мы знаем выражение “легкие кости и тяжелые кости”. Порой берешь ребенка на руки и удивляешься насколько он легок или наоборот тяжел – внешний вид порой обманчив. Не смотря на это имеется таблица, по которой принято рассчитывать вес скелета человека:

Кости мужчины составляют 17-18% от массы тела.
Женщины – 16% от общего веса.
Вес детского скелета равняется 14% от веса ребенка.

Если дома есть весы, то взвесьтесь всей семьей и просчитайте вес костей мамы, папы, ребенка. Такая подача информации обязательно запомнится ребенку.

Теперь после всего пройденного можно посмотреть видео Скелет человека, для закрепления знаний.

Даже при том, что кости очень легкие, они также очень сильные. А вот насколько они сильны, зависит от того, сколько карбоната кальция они содержат. Давайте проведем эксперимент!

Что нам понадобится:

  • Высушенная, чистая куриная кость (кость ноги или крыла, у нас и то и другое);
  • колбочки для эксперимента (стакан);
  • белый уксус (у нас 5%).

Даем ребенку кость и просим его попробовать сломать ее. Отмечаем насколько она жесткая и не поддается детским ручкам. Рассматриваем кость под лупой и с боков прекрасно видим губчатую костную ткань.

Теперь помещаем куриные кости в колбы, у нас их три, и покрываем уксусом.

Позвольте костям полежать в уксусе в течение 1-3 дней, затем вылейте уксус. Первую кость с крылышка, самую тонкую, мы достали через сутки. Теперь дайте ребенку потрогать кость и определить в чем разница. Видно как края кости гнутся. На ребенка это производит впечатление!

Вторую и третью кость мы достали через трое суток. Если хочется бОльшего эффекта, можно сливать и обновлять уксус раз в сутки. А можно взять уксусную эссенцию, но у нас таких чудес не продают. Кость с крылышка, через 3 дня, действительно отлично гнулась по всей длине. А вот толстая кость с ножки размягчилась только по краям. Теперь можно легко разломать и увидеть внутри костномозговой канал.

Выводы эксперимента

Кости сделаны из карбоната кальция и мягкого материала коллагена. Когда куриная кость была помещена в стакан с уксусом, уксусная кислота растворила карбонат кальция и остался практически только коллаген. Кальций необходим, чтобы сделать наши кости сильными. Состав наших костей меняется в зависимости от того что мы кушаем (состава пищи). Несколько продуктов, которые содержат много кальция: молоко, сыр, соевые продукты, бобы, миндаль, рыба (в консервах) и капуста. После подобного занятия ребенок понимает насколько важно их употребление.

На тему из чего состоят кости человека, Александр посмотрел мультфильм, который запал ему в душу. Просил пересмотреть на протяжении трех дней. На мой взгляд, для дошкольников тема раскрыта хорошо но сложно. Мнение же ребенка говорит об обратном. После просмотров сын может сдать экзамен по анатомии о лейкоцитах и кровяных тельцах.

– А каким был бы человек без костей?

Такой провокационный вопрос я задала Александру. Мой ребенок лег на пол и начал двигаться как слизень.

– Как лужа из кожи!

Да, вот такое сравнение выдал мой мальчик. А я предложила ему посмотреть это наглядно. Раз уж лужа, то вода. Взяла резиновую перчатку, налила в нее воду из под крана – вот и получили кисть без костей!

Дорогие друзья, наше путешествие по скелету человека закончено. Напоследок покажу какой подарок решил сделать сыночек мне на день рождения, который совпал с нашими занятиями. Он просил меня не подсматривать, чтобы я получила настоящий сюрприз. И вот он!

– Смотри мама, череп улыбается тебе! – с такими словами мне был преподнесен подарок.

И я уверена, что ни одна мама не получала такого замечательного скелета человека в свой день рождения.

Следующая тема будет , уверена, что она заинтересует многих родителей и деток. Все мы знаем как важно объяснить необходимость чистить зубки, правильно питаться. Вот это мы в очередной раз и обыграем в рамках занятий по вводной анатомии.

Закладка скелета происходит на 3-й неделе эмбрионального развития: первоначально как соединительнотканное образование, а в середине 2-го месяца развития происходит замещение ее хрящевой, после чего начинается постепенное разрушение хряща и образование вместо него костной ткани. Окостенение скелета не завершается к моменту рождения, поэтому у новорожденного ребенка в скелете содержится много хрящевой ткани.

Сама костная ткань значительно отличается по химическому составу от ткани взрослого человека. В ней содержится много органических веществ, она не обладает прочностью и легко искривляется под влиянием неблагоприятных внешних воздействий.

Молодые кости растут в длину за счет хрящей, расположенных между их концами и телом. К моменту окончания роста костей хрящи замещаются костной тканью. За период роста в костях ребенка количество воды сокращается, а количество минеральных веществ увеличивается. Содержание органических веществ при этом уменьшается. Развитие скелета у мужчин заканчивается к 20-24 годам. При этом прекращается рост костей в длину, а их хрящевые части заменяются костной тканью. Развитие скелета у женщин заканчивается к 18-21 году.

Позвоночный столб. Рост позвоночного столба наиболее интенсивно происходит в первые 2 года жизни. В течение первых полутора лет жизни рост различных отделов позвоночника относительно равномерен. Усиление темпов роста позвоночника отмечается в 7-9 лет и в период полового созревания, после завершения которого прибавка в росте позвоночника очень невелика.

Структура тканей позвоночного столба существенно изменяется с возрастом. Окостенение, начинающееся еще во внутриутробном периоде, продолжается в течение всего детского возраста. До 14 лет окостеневают только средние части позвонков. В период полового созревания появляются новые точки окостенения в виде пластинок, которые сливаются с телом позвонка после 20 лет. Процесс окостенения отдельных позвонков завершается с окончанием ростовых процессов – к 21-23 годам.

К году имеются уже все изгибы позвоночника. Но образовавшиеся изгибы не фиксированы и исчезают при расслаблении мускулатуры. К 7 годам уже имеются четко выраженные шейный и грудной изгибы, фиксация поясничного изгиба происходит позже – в 12-14 лет.

Грудная клетка. Форма грудной клетки существенно изменяется с возрастом. В грудном возрасте она как бы сжата с боков, ее переднезадний размер больше поперечного (коническая форма). У взрослого же преобладает поперечный размер. На протяжении первого года жизни постепенно уменьшается угол ребер по отношению к позвоночнику. Соответственно изменению грудной клетки увеличивается объем легких. Изменение положения ребер способствует увеличению движений грудной клетки и позволяет эффективнее осуществлять дыхательные движения. Коническая форма грудной клетки сохраняется до 3-4 лет. К 6 годам устанавливаются свойственные взрослому относительные величины верхней и нижней части грудной клетки, резко увеличивается наклон ребер. К 12-13 годам грудная клетка приобретает ту же форму, что у взрослого.

Скелет конечностей. Ключицы относятся к стабильным костям, мало изменяющимся в онтогенезе. Лопатки окостеневают в постнатальном онтогенезе после 16-18 лет. Окостенение свободных конечностей начинается с раннего детства и заканчивается в 18-20 лет, а иногда и позже.

Кости запястья у новорожденного только намечаются и становятся ясно видимыми к 7 годам. С 10-12 лет появляются половые отличия процессов окостенения. У мальчиков они опаздывают на 1 год. Окостенение фаланг пальцев завершается к 11 годам, а запястья в 12 лет. Умеренные и доступные движения способствуют развитию кисти. Игра на музыкальных инструментах с раннего возраста задерживает процесс окостенения фаланг пальцев, что приводит к их удлинению («пальцы музыканта»).

У новорожденного каждая тазовая кость состоит из трех костей (подвздошной, лобковой и седалищной), сращение которых начинается с 5-6 лет и завершается к 17-18 годам. В подростковом возрасте происходит постепенное срастание крестцовых позвонков в единую кость – крестец.

Стопа человека образует свод, который опирается на пяточную кость и на передние концы костей плюсны. Свод действует как пружина, смягчая толчки тела при ходьбе. У новорожденного ребенка сводчатость стопы не выражена, она формируется позже, когда ребенок начинает ходить.

Череп. У новорожденного черепные кости соединены друг с другом мягкой соединительнотканной перепонкой. Это – роднички. Роднички располагаются по углам обеих теменных костей; различают непарные лобный и затылочный и парные передние боковые и задние боковые роднички. Благодаря родничкам кости крыши черепа могут заходить своими краями друг на друга. Это имеет большое значение при прохождении головки плода по родовым путям. Малые роднички зарастают к 2-3 месяцам, а наибольший – лобный – легко прощупывается и зарастает лишь к полутора годам. У детей в раннем возрасте мозговая часть черепа более развита, чем лицевая. Наиболее сильно кости черепа растут в течение первого года жизни. С возрастом, особенно с 13-14 лет, лицевой отдел растет более энергично и начинает преобладать над мозговым. Рост головы наблюдается на всех этапах развития ребенка, наиболее интенсивно он происходит в период полового созревания.