Тематические раскраски для детей 3 4 лет. Первые шаги в рисовании: учим ребенка творчеству

Срывает ветер одинокие листочки с деревьев, шумит, смеется по ночам в трубах. Нудный бросает на землю свои мелкие брызги. Осень. Она раздевает лес, студит воду. Все чаще по утрам лузкицы покрываются хрупким ледком. А вот закружились, заплясали снежинки. Скоро зима! Те, кому положено, улетели. Это многие птицы, некоторые , . Они устремились зимовать на юг. Но немало и таких, кто остался дома. Глубоко под водой забились в уголки рыбы. Спрятались насекомые, пауки, многоножки. Тритон, который жил все лето в пруду, выполз на сушу, ищет себе удобное местечко во мху.

Подготовились к зиме и деревья, сбросили листву. А вот однолетние травы не только о себе позаботились, но и о своем потомстве: рассеяли семена. Так и будут зимовать они под снегом до следующей весны.

Торопятся и звери. Одни одеваются в теплые шубки, другие спешат набить свои кладовые, заготовить корм впрок. А есть и такие, кто сам себе кладовая. , барсук и многие зверьки спят всю зиму. А пока жир копят. Спешат. Отдыхать некогда: грянет мороз, скует землю, где тогда еды наберешь, куда спрячешься? Все готовятся, и каждый по-своему. Об этом и расскажет вам большой знаток природы Петр Петрович Смолин.

В годы урожая кедровых орешков осень - настоящий праздник для всех лесных обитателей. Кто только не лакомится вкусными, сытными орешками! И медведи, и , и бурундуки, и малютки рыжие полевки. Да не только лакомятся, а и запасы делают. Полосатый бурундук набивает орешками свои «карманы» - защечные мешки и тащит их в укромное место, под каменную плиту. Правда, убежище не всегда оказывается надежным. Выследит трудолюбивого зверька косолапый мишка, перевернет мощной лапой камень и съест все бурундучьи запасы. А если хозяин кладовой зазевается, то и сам пойдет на закуску лохматому грабителю. Не ленится хозяин тайги и сам забраться на дерево, поесть орехов прямо с веток, оставляя после своего «обеда» ворох поломанных сучьев.

Но не мишке достается основная масса орешков. Главный гость кедрового пира - кедровки, нарядные родственницы галок и ворон. Их красивое темно-коричневое оперение, словно жемчугом, усеяно белыми пятнами. Налетит стая кедровок - и мигом опустеют шишки. Не подумайте, что кедровки такие обжоры. Только часть орешков съедают они, остальные про запас прячут, порой унося их далеко от родных мест. Но не всегда пернатые заготовители съедают свои запасы. Часто они забывают, где спрятали их, и не находят. И «переселенцы» начинают расти на новых местах. А потом… Обитатели высокогорий переносят орешки «новоселов» все дальше и дальше. В результате на необъятных просторах - от Байкала до верховьев Лены раскинулась зона кедрового стланца - высокогорного кедрового кустарника. Переселился он и на Камчатку и на Сахалин. Вот и не знают лесные работники, что им делать: благодарить ли кедровку за ее трудолюбие, или преследовать за уничтожение орехов. Преследовать кедровку, конечно, не следует, а вот научиться отпугивать нужно.

ЗЕРНОЗАГОТОВИТЕЛИ

Большинство четвероногих носят скромный наряд. Но из всякого правила есть исключения. И таким исключением среди маленьких зверьков по праву считается хомяк. У него угольно-черные грудь и брюшко, белые лапки, на мордочке и на боках белые пятна на ярко-рыжем фоне и желто-серая спинка. Как бы красуясь, он часто становится столбиком, показывая свой пестрый наряд. Не зря так разоделся хомяк, и не зря щеголяет он нарядом.

В зимнюю снежную пору каждый зверек рассказывает о себе следами своих лапок. Но сколько ни ищи, хомячьих следов на снегу не найдешь. Такого не бывает. Сидит зимой хомяк глубоко в норе, но не спит, как сурки, суслики и тушканчики. Заранее приготовился он к трудной поре, и теперь зима ему нипочем.

В конце лета и осенью у хомяка страдная пора - сезон зерно-заготовок. Рядом со своим домом роет он вместительные кладовые и набивает их отборным зерном. Недаром, когда находят запасы хомяка, его зерно идет в семенной фонд. Неутомимо работают хомячьи лапки, вылущивая зерно из колосков. А переносит его зверек в объемистых защечных мешках. С туго набитыми «карманами» спешит хомяк к кладовой. Колотит себя лапками по щекам, выбрасывает зерно и сейчас же отправляется за новой порцией.

Собирает свои запасы хомяк около норы. Далеко отходить от нее хомяку не резон: так и жизнью можно поплатиться. На коротких хомячьих лапках не очень-то убежишь от быстроногого или крылатого хищника. Вот и приходится хомяку строго следить за тем, чтобы никакой другой хомяк не собирал зерно возле его норы. По строгим хомячьим законам трехцветный наряд зверька - сигнал сородичам: место занято, нужно искать другое. В этом - разгадка хомячьего наряда: желто-серая спинка надежно прячет зверька от всех недругов, а стоит хомяку подняться на задние лапки, и его трехцветная шкурка четко бросается в глаза в любое время суток, предупреждая незадачливых сородичей, что район зерно заготовок - территория неприкосновенная и для других хомяков абсолютно запретная.

ЧЕТВЕРОНОГИЕ КОСЦЫ

Может ли быть сенокос у… зверей? Трудно поверить в это, но такое бывает. Живут в степях и горно-лесных районах забавные куцые зверьки с круглыми ушами. Живут колониями и громким протяжным свистом предупреждают друг друга об опасности. За этот свист и назвали их пищухами. Есть у них и другое: название - сеноставки. И вот почему.

Пищухи - родня зайцев, так же как и длинноухие их братья, любят лакомиться зеленой травкой. Но в отличие от зайцев пищухи кормятся травой круглый год. Весной и летом они ее едят на корню, а в конце лета и осенью приступают к сенозаготовкам. И, совсем как люди, стаскивают подсохшую травку, небольшие веточки багульника, малины и тоненькие побеги низкорослых березок в стожки. Клочки сена запихивают зверька в щели между камней, под навесы вывороченных корней. А зимой то и дело наведываются к своим стогам. У рыжеватых пустынных пищух, обитательниц Закаспия, сенозаготовки дважды в год: в конце весны и осенью.

Елена Мозговая

Открытое занятие по теме:

«Как звери готовятся к зиме»

в старше-подготовительной группе

Цель: раскрыть представление о том, как готовятся животные в лесу к зиме, о причинах изменений в живой и неживой природе осенью.

Задачи: закрепить знания о диких животных и о признаках осени, расширить представления об образе жизни лесных зверей осенью, познакомить, как дикие животные готовятся к зиме. Развивать внимание, память, речь, воображение, мелкую моторику рук, воспитывать любознательность, любовь к природе и диким животным, умение заботится о ней и ее обитателях.

Ход занятия:

I. Эмоциональный настрой:

Рассказ педагога: (звучит музыка)

Ребята, в выходной день я проходила по берегу реки Битюг. А там – столько разноцветных корабликов на воде: желтые, красные, оранжевые! Все они прилетели сюда по воздуху. Прилетит кораблик, спустится на воду и тотчас поплывет. Много их еще прилетит сегодня, завтра и послезавтра. А потом кораблики больше не будут прилетать, и река замерзнет.

Расскажите, что это за кораблики, и в какое время года они появляются?

Дети -осенью, кораблики- осенние листья.

А как в природе называется явление, когда листья осыпаются с деревьев?

Дети –листопад.

II. Актуализация знаний:


По утрам морозы,

В рощах - желтый листопад,

Листья около березы

Золотым ковром лежат.

Скажите, о каком времени года это стихотворение?

Дети- об осени.

Использование мнемотехники

Какие изменения происходят в природе осенью? Я вам покажу таблицу, а вы расскажете об изменениях в природе.

1. Солнышко спряталось за тучи, часто идут дожди.

2. День - короче, а ночь -длиннее.

3. Листья на деревьях пожелтели.

4. Дует сильный ветер.

А какие изменения происходят в живой природе?

5. Птицы улетели в теплые края.

6. Звери готовятся к зиме.

Ребята, а что случилось бы, если после лета сразу же наступила зима?

Дети - всё в природе сразу замерзло бы, погибло, никто бы не успел приготовиться к холоду и голоду.

Поэтому и нужна осень. Осенью вся природа готовится к зиме: и деревья, и звери, и птицы.

III. Мотивация к занятию:


Письмо из лесу:

Ой, ребята! Что это?

Вот конверт, большой и желтый,

Как же нас конверт нашел ты?

Как попал ты в группу нашу?

Разберемся! Ой, постой!

На конверте адрес наш ведь,

А обратный чей?

От кого пришло письмо,

Вам ведь хочется узнать?

Тогда надо постараться

Все загадки угадать.

1. Вперевалку зверь идет

По малину и по мед

Любит сладкое он очень.

А когда приходит осень,

Лезет в яму до весны,

Где он спит и видит сны. (медведь)

2. Сердитый недотрога

Живет в глуши лесной.

Иголок очень много,

А нитки ни одной? (еж)

3. Кто по елкам ловко скачет

И взлетает на дубы,

Кто в дупле орехи прячет,

Сушит на зиму грибы? (белка)

4. Рыжая плутовка

Спряталась под ёлкой.

Зайца ждёт хитрюга та.

Как зовут её? … (лиса)

5. Все время по лесу он рыщет,

Он в кустах кого-то ищет.

Он из кустов зубами щелк,

Кто скажите это….(волк)

6. У кого нет берлоги,

Не нужна ему нора.

От врагов спасают ноги,

А от голода - кора. (заяц)

Скажите, как можно назвать всех этих животных?

Дети - лесные, звери, дикие.

Почему животных называют дикими?

Дети - сами добывают пищу, строят жилище, живут на воле.

Расскажите мне про них. Я предлагаю вам поиграть. Я надеваю на вас маски животных, а вы называете признаки «своего» зверя.

Дидактическое упражнение "Подбери определения"



Волк, ты какой? – я серый, зубастый, страшный, …

Медведь, ты какой?– я бурый, косолапый, неуклюжий, …

Лиса, ты какая? – хитрая, пушистая, рыжая, …

Ёж, ты какой? – я колючий, маленький, …

Заяц, ты какой? – длинноухий, пугливый, трусливый, маленький…

Белка, ты какая?– я рыжая, пушистая, …

А у диких зверей есть дети.

Много мам на белом свете,

И у каждой мамы дети.

На помощь мы должны прийти

И деток правильно найти!

Дидактическая игра «Найди пару»

(сложить в пару маму и детёнышей)



А в этом письме ещё написано….

Приходите в лес осенний,

Будем с вами мы дружить,

Веселиться и играть

Будем очень вас мы ждать!

Дикие животные приглашают нас в гости в лес.

Кто из вас был в лесу?

IV. Путешествие в осенний лес:

Давайте, ребята отправимся в осенний лес и посмотрим, как звери готовятся к зиме.

В лес сегодня на прогулку

Приглашаю вас пойти.

Интересней приключенья

Нам, ребята, не найти.

Друг за дружкой становитесь,

Крепко за руки беритесь,

По дорожкам, по тропинкам,

По лесу гулять пойдём.

И лесных зверей мы с вами

Обязательно найдём.



Вот мы и оказались в лесу. Ребята, давайте вспомним правила поведения в лесу.

Дети-не оставлять мусор в лесу, не ломать ветки и деревья, не разорять птичьи гнезда и муравейники, не разжигать костры.

А ещё в лесу надо вести себя тихо, не шуметь, а то можно испугать зверей.

Интересно, увидим ли мы зверей в лесу, которые нас пригласили в гости?

V. Встреча со зверями:



Ребята, смотрите, кто- то маленький, длинноухий, пугливый…сидит под кустиком. Вы догадались кто это?

Дети - да, конечно, это заяц.

Но он очень грустный. Что могло с ним случиться?

Дети - испугала лиса, холодно ему, морковки нет…

Давайте поднимем ему настроение, называя его ласково….


Игра «Скажи ласково»

Дети - зайка, зайчишка, зайчик, заинька.

А как же зайчик готовится к зиме?

Дети - он линяет и шерсть становится у него пушистая, теплая и белая для того, чтобы зайца не было заметно на белом снегу, и чтобы его не заметили лиса и волк. Осенью заяц не делает запасы, потому что зимой он грызет кору деревьев и питается молодыми веточками.

Вот так он сидел под кустом и менял шубку. А когда вышел, то не нашел своих друзей. Давайте поможем найти ему друзей.

Игра «Угадай кто это?»

Бурый, косолапый, неуклюжий…. (медведь)

Маленький, колючий…. (ежик)

Скажите, ребята, куда пропали ежик и медведь?

Дети - ёжик наедается- грибами, мышами, жуками, червяками, найдет укромное убежище под корнями деревьев, устроится на сухих листьях и мхе, засыпает на всю зиму до весны.


Давайте найдем его норку.




А где же мишка?

Дети - медведь осенью тоже наедается хорошенько. У него под кожей накапливается жир, а зимой он впадает в спячку.

Где он спит?

Дети - он спит в берлоге, натаскает сухие ветки и листья, чтобы было тепло. Берлогу зимой завалит снежным одеялом и медведю тепло.

А почему говорят, что медведь сосёт лапу?

Дети - происходит смена жёсткого кожного покрова на подушечках лап, при этом старая кожа лопается, шелушится, и сильно зудит, и чтобы хоть как-то уменьшить эти неприятные ощущения животное облизывает свои лапы.

Давайте найдём его берлогу.




Посмотрите, что- то ветки шевелятся, а ветра нет. Кто бы это мог быть? Дети – белка.

Как вы узнали?

Дети - грибы на ветке остались, следы под деревом, дупло на дереве.

Давайте найдём белочку.


Еще один маленький пушистый житель леса, который меняет цвет своей шубки к зиме.

Белка все лето была рыженькая, а к зиме становится серенькой.

Где живет белка?

Дети – в дупле.

Как она подготовилась к зиме?

Дети - она все лето и осень собирала грибы, ягоды и прятала их в различных местах. Зимой она свои запасы ищет, но, к сожалению, не всегда находит. Зато на том месте, где были спрятаны шишки или орешки, весной может появиться маленький росточек и через несколько лет здесь будет расти новое дерево или куст.

VI. Физкультминутка:

Зайка беленький сидит (присели на корточки)

И ушами шевелит. (показали руками длинные ушки)

Зайке холодно сидеть, (встают)

Надо лапочки погреть. (гладят ручки)

Зайке холодно стоять,

Надо зайке поскакать. (прыжки на месте)

Кто-то зайку напугал -

Зайка - прыг - и убежал! (прыгают к воспитателю)

Ребята, а кто же зайчика мог напугать?

Дети - лиса и волк.

Это хищные звери. Если поймают зайца, тому не поздоровится. У лисицы есть дом – нора, там она может спрятаться от зимней стужи, а у волка – волчье логово.



А нужно ли менять лисе и волку свои шубки на новые, зимние?

Дети - конечно, нужно. Летом и мы с вами носим одежду легкую, чтобы было не жарко, а зимой надеваем более теплую, вот и животные также должны переодеться. Это не значит, что они снимают свои шкурки и надевают новые, просто у них отрастает другой, более теплый мех.

Как называется период, когда животные меняют свой мех?

Дети - такой период в жизни животных, называется линькой.

Но цвет шерсти у них остается такой же, потому что им не от кого прятаться и маскироваться, они - сами хищники. Они ходят по лесу в поисках добычи.

Давайте скажем, как звери готовятся к зиме…

Игра «Один – много»

К зиме готовится не один волк, а много… (волков)

Не один заяц, а много… (зайцев)

Не один ёж, а много… (ежей)

Не один медведь, а много… (медведей)

Не одна белка, а много… (белок)

Не одна лиса, а много… (лис)

А сейчас вам зайчик предлагает отдохнуть и поиграть.

Кому я брошу мяч, тот отвечает на вопрос.

Игра «Назови семью»

Папа-заяц, мама –зайчиха, детеныш-зайчонок

Папа- еж, мама- ежиха, детеныш-ежонок

Папа-медведь, мама-медведица, детеныш- медвежонок

VII. Возвращение в группу.

Наше путешествие закончилось, но посмотрите на поляне беспорядок: пустые бутылки, пакеты. Что не нужно для природы.


Давайте уберем мусор и заберем его домой. Некоторые из них могут пригодиться нам для занятий. К зимним холодам сделаем из бутылки для зимующих птиц кормушку, а в пакетики будем запасать семена для подкормки пернатых гостей.

Раз, два, три вокруг себя повернись,

И снова в группе окажись.

VIII. Создание коллажа.

Какое время года наступит после осени.

Дети- зима.

Теперь мы знаем, что наши звери уже готовы к зиме. И мы их отправим в зимний лес. (Делимся на 2 подгруппы)

1. Посмотрите на картину зимнего леса и поселите диких животных в свои домики. Давайте возьмём фигурки диких животных и наклеим их, там где они живут.





2. А здесь предметные картинки - домики для диких животных. распределите их по своим жилищам.







Клей набираем аккуратно, промазываем всю фигурку животного. Когда наклеили, придавливаем салфеткой. Кто уже наклеил, аккуратно положите кисточку на розетку.

(Работа сопровождается музыкальным этюдом)

IX. Рефлексия:

Мы с вами путешествовали по лесу, давайте проверим, что вы запомнили:

Каких зверей мы можем встретить в лесу?

Кто из зверей впадает в спячку?

Кто делает запасы на зиму?

Как готовятся звери к зиме, чтобы им не было холодно?

Зачем заяц и белка меняют цвет шерсти?

Как медведь утепляет свою берлогу?

Как ежик готовится к зиме осенью?

Каких диких животных леса мы можем встретить в нашем крае?

Дети- лиса, еж, волк, заяц.

А какие не обитают в нашем краю?

Дети- белка, медведь.

Как звери готовятся к зиме. Часть 1.

Речевые логические задачи, рассказы, сказки, стихи в картинках, опыты, пальчиковый театр и инсценировки-диалоги для детей на тему «Как звери готовятся к зиме». Эта тема помогает ребенку не только узнать новую интересную информацию о том, как звери готовятся к зиме, но и научиться видеть взаимосвязи в окружающем мире. Например,

  • становится холодно – поэтому насекомые прячутся – поэтому птицы улетают на юг, ведь корма для них нет.
  • зайчик меняет шубку на белую, чтобы не видно было его на белом снегу зимой.

Из материала статьи Вы легко выберете именно то, что заинтересует Вашего ребенка:

  • для малышей 3-4 лет – игры, стихи, картинки, мультфильм,
  • для детей 5-6 лет к ним можно добавить логические речевые задачи, природоведческие рассказы. Не спешите рассказать ребенку как можно больше!

Главное – чтобы ему было интересно, чтобы он не просто слушал и запоминал, а сам думал, размышлял, задавал вопросы, придумывал и разыгрывал диалоги.

Как звери готовятся к зиме: опыты, рассказы, стихи, речевые логические задачи, картинки для детей

В статье Вы найдете опыты, рассказы, сказки, стихи, логические задачи, картинки, задания для детей дошкольного возраста:

  1. Опыты для детей «Почему заяц летом серый, а зимой белый?», «Какая шуба теплее?»
  2. Как заяц готовится к зиме?
  3. Как медведь готовится к зиме?
  4. Как ежик готовится к зиме?
  5. Презентацию для рассматривания картинок и занятий с детьми по данной статье.

Как рассказать ребенку о том, как звери готовятся к зиме?

  • Здесь Вы найдете много материалов по теме «Как звери готовятся к зиме». Это сделано для того, чтобы каждая мама могла выбрать именно то, что интересно ее малышу!
  • Не нужно знакомить ребенка сразу же со всеми животными. Сначала познакомьте с 2-3 зверьками, загадайте о них логическую задачку. Рассмотрите картинки. Разыграйте диалог между ними, в котором звери друг другу рассказывают о своих осенних делах. А потом, когда малыш уже освоится, познакомьте со следующим животным.
  • Заниматься с ребенком по этим материалам можно в любой последовательности. Но речевые логические задачи рассчитаны на закрепление уже имеющихся представлений детей, поэтому используются в конце беседы с малышом как ее итог, как творческая задачка на применение полученных знаний.
  • Статья состоит из двух частей. Ссылку на вторую часть темы «Как звери готовятся к зиме» Вы найдете в конце статьи. В добрый путь! Желаю новых открытий!

Опыты на тему «Как звери готовятся к зиме».

Опыт 1. Почему заяц зимой белый?

«Летом – серый, зимой – белый», — эту загадку знают все дети и взрослые. А почему же зайчик к зиме белеет? Ответ на этот вопрос даже трехлетний ребенок может найти сам, если показать ему один очень простой и интересный опыт.

  • Вырежьте из белой бумаги силуэт зайчика (сделайте так, чтобы ребенок не видел, как и что Вы вырезаете, это сюрприз для него!).
  • Положите силуэт зайчика на лист белой бумаги. Прикрепите. Можно чуть приклеить клеящим карандашом. Но я делаю по-другому. Я использую пластиковую массу Uni patafix. Берем кусочек массы (по консистенции она напоминает пластилин), прикрепляем силуэт на фон. После проведения опыта можно будет отлепить. Один и тот же кусочек массы используется многократно и не оставляет никаких следов. Очень удобная вещь, которая продается в канцелярских магазинах и в интернет-магазинах.
  • Белый силуэт зайчика прикреплен на белый фон. Теперь всё готово и можно подозвать малыша к себе. Скажите, что Вы придумали для него загадку. Вы сейчас покажете кого-то, а он попробует догадаться, кто это.
  • Отойдите как можно дальше — в другой конец комнаты и быстро покажите Вашу картинку малышу (секунд на пять максимум). Кто же это? Скорее всего ребенок скажет, что ничего не видно или плохо видно. Покажите еще раз, но держите картинку подольше, чтобы можно было разглядеть. Всё равно трудно догадаться, кто это, потому что его плохо видно? Или малыш все-таки узнал, кто это? Спросите ребенка, почему так трудно догадаться, кто это?
  • А теперь открепите силуэт и положите на зеленый фон. Покажите ребенку тоже издалека. О! Сразу же понятно, что это заяц!
  • Спросите малыша, смогут ли волк или лиса увидеть белого зайчика на белом снегу? Зачем же тогда зайка меняет свою шубку к зиме? (да, в серой шубке его бы сразу увидели волк и лиса, а белая шубка его охраняет).

Опыт 2. Почему белка меняет шубку зимой?

Опыт проводится аналогично предыдущему, но используется два силуэта белки: серебристого цвета и рыжего цвета. Они демонстрируются ребенку на серебристом фоне и на рыжем фоне. Когда легче увидеть и отгадать, кто это? Зачем же белка меняет шубку? Пусть малыш сам догадается на основе этого опыта.

Опыт 3. Какая шубка теплее?

В холодную погоду возьмите на прогулку с ребенком две пары рукавиц – одну легкую пару, осеннюю. А другую – зимнюю, пушистую, толстую. Пусть малыш сначала наденет легкие рукавички, а потом теплые. В каких теплее? Объясните, что животным на зиму тоже нужна теплая одёжка. Но рукавичек, шапочек, пальто у них нет. Откуда же у них берется зимняя шубка? Оказывается, звери осенью линяют и меняют шубку на более толстую и теплую!

Рассказы, стихи и развивающие задания для детей на тему «Как звери готовятся к зиме»

Заяц

Осенью зайчик начинает менять цвет шубки и линять. Но линяет зайчик не сразу. И поэтому зайцы любят тереться о кусты, чтобы побыстрее избавиться от летней шерстки. Поменял зайка шубку – значит, к зиме готов! Зимняя шубка его спрячет и от лисы, и от волка!

Зайчик. Александр Блок.

Маленькому зайчику
На сырой ложбинке
Прежде глазки тешили
Белые цветочки…

Осенью расплакались
Тонкие былинки,
Лапки наступают
На жёлтые листочки.

Хмурая, дождливая
Наступила осень,
Всю капустку сняли,
Нечего украсть.

Бедный зайчик прыгает
Возле мокрых сосен,
Страшно в лапы волку
Серому попасть…

Думает о лете,
Прижимает уши,
На небо косится –
Неба не видать…

Только б потеплее,
Только бы посуше…
Очень неприятно
По воде ступать!

Вопрос для детей: Радуется ли зайчик осени и зиме? Почему?

Полезный совет: речевое задание детям. Детям постарше можно рассказать о том, что осенью у зайчихи появляются маленькие зайчатки. Это происходит во время листопада и поэтому у них очень красивое имя. Их называют… (пусть малыш придумает свое имя для зайчаток, проявит словотворчество). Похвалите его за любые варианты, а потом сообщите как действительно называют таких зайчат. Их называют вот как красиво – «листопаднички» !

Зайчиха кормит своих зайчат – листопадничков и убегает, оставляя их одних. Зайчатки, затаясь, сидят под кустом. Зачем же зайчиха их бросает? Оказывается, она бросает их, чтобы по ее следам зайчат не нашел дикий зверь! Этим она их спасает! Ведь зайчатки запаха не имеют, и их никто почуять не может. А вот зайчиха имеет запах и ее могут почуять враги!

Молоко у зайчихи очень вкусное, и зайчаткам его хватает на три дня! А потом их находит зайчиха. Зайчихи кормят не только своих деток, но и чужих зайчат. Кормят и убегают, чтобы не привлечь к малышам врагов!

Прочитайте малышу сказку о зайчонке — листопадничке и о том, как он в первый раз встречал зиму. Из этой сказки малыш узнает, как разные звери готовятся к зиме.

Скребицкий Г.А. Сказка «Всяк по-своему»

Летом в лесу, на полянке, у длинноухой зайчихи родился зайчонок. Родился он не беспомощный, голый, как какие-нибудь мышата или бельчата, совсем нет. Он явился на свет в серой пушистой шёрстке, с открытыми глазками, такой шустрый, самостоятельный, сразу же мог бегать и даже прятаться от врагов в густой траве.

Ты у меня молодец, - сказала ему зайчиха на зайчином своём языке. - Лежи здесь тихонько под кустиком, никуда не бегай, а если начнёшь бегать, скакать, на земле от твоих лапок следы останутся. Наткнётся на них лиса или волк, сразу тебя по следу найдут и съедят. Ну, будь умник, отдыхай, набирайся побольше сил, а мне нужно побегать, лапки размять.

И зайчиха, сделав большой прыжок, ускакала в лес. С тех пор зайчонка кормила не только родная мать, но и другие зайчихи, те, что случайно забегали на эту полянку. Ведь у зайцев так исстари завелось: наткнётся зайчиха на малыша, ей всё равно, свой ли, чужой, обязательно молоком покормит.

Скоро зайчонок совсем окреп, вырос, начал есть сочную траву и бегать по лесу, знакомиться с его обитателями - птицами и зверьками.

Стояли погожие дни, еды кругом было вволю, а в густой траве, в кустах легко спрятаться от врагов.

Зайчишка жил себе, не тужил. Так, ни о чём не заботясь, и прожил косой тёплое лето.

Но вот наступила осень. Захолодало. Пожелтели деревья. Ветер срывал с ветвей увядшие листья и кружил над лесом. Потом листья опускались на землю. Они лежали там неспокойно: всё время возились, перешёптывались между собой. И от этого лес наполнился тревожным шорохом.

Зайчишка почти не мог уснуть. Каждую минуту он настораживался, прислушивался к подозрительным звукам. Ему всё казалось, что это не листья шуршат от ветра, а кто-то страшный подкрадывается к нему из-за кустов.

Заяц и днём часто вскакивал, перебегал с места на место, отыскивал укрытия понадёжней. Искал и не находил.

Зато, бегая по лесу, он повидал много нового, интересного, чего раньше летом никогда не видывал. Он заметил, что все его лесные знакомцы - звери и птицы - о чём-то хлопочут, что-то делают.

Однажды он встретил белку, но она не прыгала, как обычно, с ветки на ветку, а спустилась на землю, сорвала гриб подосиновик, потом схватила его покрепче в зубы и вместе с ним вскочила на дерево. Там белка засунула гриб в развилку между сучками.

Зайчишка увидел, что на этом же дереве уже висит несколько грибов.

Зачем ты их рвёшь и вешаешь на сучки? - спросил он.

Как - зачем? - ответила белка. - Скоро придёт зима, всё кругом покроется снегом, тогда трудно будет достать еду. Вот я теперь и спешу заготовить побольше запасов. Сушу на сучьях грибы, собираю в дуплах орехи и жёлуди. А ты разве сам не запасаешь на зиму еду?

Нет, - отвечал зайчишка, - я не умею этого делать. Мама-зайчиха меня не научила.

Плохи твои дела, - покачала головой белка. - Тогда утепли хоть получше своё гнездо, заткни мохом все щели.

Да у меня и гнезда нет, - смутился зайчишка. - Я сплю под кустиком, где придётся.

Ну, это уж никуда не годится! - развела лапками хозяйственная белка. - Не знаю, как ты зиму перезимуешь без запасов еды, без тёплого гнёздышка.

И она вновь принялась за свои хлопоты, а зайка грустно запрыгал дальше.

Уже наступил вечер, заяц добрался до глухого оврага. Там он остановился и чутко прислушался. Вниз по оврагу с лёгким шумом то и дело скатывались небольшие комочки земли.

Зайчишка привстал на задние лапы, чтобы разглядеть получше, что творится там, впереди. Да это барсук хлопочет возле норы. Заяц подбежал к нему и поздоровался.

Здравствуй, косой, - ответил барсук. - Ты всё скачешь? Ну сядь, посиди. Ух, и устал я, даже лапы болят! Вон сколько земли из норы повыгреб.

А зачем ты её выгребаешь? - поинтересовался зайчишка.

К зиме нору чищу, чтобы просторней была. Вычищу, потом моху, опавшей листвы туда натаскаю, устрою постель. Тогда мне и зима не страшна. Лежи-полёживай.

А мне белка советовала к зиме гнездо устроить, - сказал заяц.

Не слушай её, - махнул лапой барсук. - Это она у птиц научилась на деревьях гнёзда вить. Пустое занятие. Зверям нужно в норе жить. Вот так, как я живу. Помоги мне лучше прорыть запасные выходы из норы. Устроим всё, как нужно, заберёмся в нору, вместе зимовать будем.

Нет, я не умею нору копать, - ответил зайчишка. - Да и сидеть под землёй в норе не смогу, я там задохнусь. Лучше под кустиком отдыхать.

Вот мороз тебе скоро покажет, как под кустиком отдыхать! сердито ответил барсук. - Ну, не желаешь мне помогать, тогда беги куда хочешь. Не мешай мне жилище устраивать.

Невдалеке от воды кто-то большой, неуклюжий возился возле осинки. «Бобр, он самый и есть», - разглядел заика и в два прыжка очутился возле него.

Здравствуй, приятель, что ты тут делаешь? - спросил зайчишка.

Да вот тружусь, подгрызаю осину, - не спеша отвечал бобр. Повалю на землю, тогда начну обкусывать сучья, стаскивать в речку, хатку свою к зиме утепляю. Видишь, на островке мой домик - он весь из сучьев построен, а щели илом промазаны, внутри у меня тепло, уютно.

А как же в твой домик войти? - спросил Зайчишка. - Входа нигде не видно.

Вход в мою хатку устроен внизу, под водой. Доплыву я до островка, нырну до самого дна, там и вход в свой домик найду. Лучше нет звериного домика, чем моя хатка. Давай вместе её утеплим к зиме, вместе и зимовать будем.

Нет, - отвечал зайчишка, - нырять и плыть под водой я не умею, сразу же утону, лучше я под кустиком перезимую.

Зря не хочешь со мной зимовать, - отвечал бобр и принялся грызть осинку.

Вдруг что-то как зашуршит в кустах! Косой уже хотел броситься наутёк, но тут из опавшей листвы выглянул старый знакомец - ёжик.

Здорово, дружище! - крикнул он. - Ты что это такой невесёлый, уши развесил?

Огорчили меня приятели, - отвечал зайчишка. - Говорят, нужно на зиму тёплое гнёздышко или хатку строить, а я не умею.

Хатку строить? - рассмеялся ёжик. - Вот глупости! Ты лучше делай так, как я делаю: каждую ночь я поплотней наедаюсь, запасаю побольше жиру, а когда достаточно запасу, тут меня начнёт в сон клонить. Заберусь я тогда в опавшие листья, в мох, свернусь клубком да и засну на всю зиму. А когда спишь, тогда ни мороз, ни ветер тебе не страшны.

Нет, - отвечал зайчишка, - проспать я всю зиму не смогу. Сон у меня чуткий, тревожный, я поминутно от каждого шороха просыпаюсь.

Ну, тогда делай как знаешь, - ответил ёжик. - Прощай, мне пора местечко себе для зимнего сна присмотреть.

И зверёк снова скрылся в кустах.

Поплёлся зайчишка дальше по лесу. Бродил, бродил. Уже и ночь прошла, утро настало. Выбрался он на полянку. Глядит - на ней много много дроздов собралось. Все деревца облепили и по земле скачут кричат, трещат, спорят о чём-то.

О чём вы спорите? - спросил зайчишка дрозда, который сидел к нему поближе.

Да вот обсуждаем, когда нам лететь отсюда на зиму в тёплые страны.

А разве в нашем лесу вы зимовать не останетесь?

Что ты, что ты! - удивился дрозд. - Зимой выпадет снег, укроет всю землю и ветви деревьев. Где же тогда еду раздобыть? Летим с нами на юг, там зимою тепло и всякой еды вволю.

Ты разве не видишь, у меня и крыльев нет, - грустно ответил заяц. - Я ведь зверёк, а не птица. Звери летать не умеют.

Вот и неправда, - возразил дрозд. - Летучие мыши тоже зверьки, а летают не хуже нас, птиц. Они уже улетели на юг, в тёплые страны.

Зайчишка ничего не ответил дрозду, махнул только лапкой да и побежал прочь.

«Как же я зимовать буду? - тревожно думал он. - Все звери и птицы каждый по своему к зиме готовятся. А у меня нет ни тёплого гнёздышка, ни запасов еды, и лететь на юг я не сумею. Наверное, мне придётся умереть от голода и холода».

Прошёл ещё месяц. Кусты и деревья сбросили последние листья. Наступила пора дождей, холодов. Лес сделался хмурым, унылым. Большинство птиц улетело в тёплые страны. Звери попрятались в норы, в гнёзда, в логовища. Невесело было зайчишке в пустом лесу, да к тому же с ним приключилась беда: зайка вдруг заметил, что шкурка на нём начала белеть. Летняя, серая шерсть сменялась новой - пушистой, тёплой, но зато совсем белой. Сперва побелели задние ноги, бока, потом спинка и, наконец, голова. Только кончики ушей остались чёрными.

«Как же мне теперь от врагов прятаться? - с ужасом думал заяц. В белой шубе меня и лисица и ястреб сразу заметят». И зайчишка забивался в самую глушь, под кусты, в болотистые заросли. Однако и там белая шубка легко могла его выдать зоркому глазу хищника.

Но вот однажды, когда зайчишка лежал, забравшись под кустик, он увидел, что всё кругом как-то вдруг потемнело. Небо укрыли тучи; однако из них не закапал дождь, а посыпалось что-то белое и холодное.

Первые снежинки закружились в воздухе, стали садиться на землю, на блёклую траву, на голые сучья кустов и деревьев. С каждой секундой снег падал всё гуще и гуще. Уже невозможно было разглядеть ближайшие деревья. Всё утонуло в сплошном белом потоке.

Снег перестал только к вечеру. Небо прояснилось, выглянули звёзды, яркие и лучистые, как голубые морозные иглы. Они осветили поля и леса, принаряженные, укрытые белым покровом зимы.

Уже давно наступила ночь, а зайчишка всё лежал под кустом. Ему страшно было выбраться из своей засады и отправиться на ночную прогулку по этой необычно белой земле.

Наконец голод всё же заставил его покинуть убежище и поискать еду.

Найти её было не так уж трудно - снег только слегка прикрыл землю и даже не спрятал самых маленьких кустиков.

Но случилась совсем другая беда: едва зайчишка выскочил из-под кустов и перебежал полянку, он с ужасом увидал, что всюду за ним тянется вереница его следов.

«По таким следам любой враг меня легко может найти», - подумал косой.

Поэтому, когда под утро он снова отправился на дневной отдых, зайка ещё тщательнее, чем раньше, запутал свои следы.

Только проделав это, он спрятался под кустик и задремал.

Но зима принесла с собой не одни огорчения. Когда рассвело, зайчишка с радостью увидал, что его белая шубка совсем незаметна на белом снегу. Зайка будто оделся в шубку-невидимку. К тому же она была куда теплее его летней серенькой шкурки, отлично спасала от мороза и ветра.

«Зима не так уж страшна», - решил зайчишка и спокойно задремал на весь день до вечера.

Но таким приятным оказалось только начало зимы, а потом дело пошло всё хуже и хуже. Снегу нападало очень много. Его почти невозможно было разрыть, чтобы добраться до уцелевшей зелени. Зайчишка напрасно бегал по высоким сугробам в поисках пищи. Не часто удавалось ему пожевать какую-нибудь торчавшую из-под снега веточку.

Однажды, бегая в поисках еды, заяц увидел лесных великанов лосей. Они спокойно стояли в осиннике и с аппетитом обгладывали кору и побеги молодых осинок.

«Дай-ка и я попробую, - подумал зайчишка. - Только вот беда: у лосей ноги высокие, шеи длинные, им легко дотянуться до молодых побегов, а я как же достану?»

Но тут ему на глаза попался высокий снежный сугроб. Зайчишка вскочил на него, встал на задние лапы, легко дотянулся до молодых, тонких веточек и стал их обгладывать. Потом и кору осинки погрыз. Всё это ему показалось очень вкусным, и он наелся досыта.

«Значит снег большой беды не наделал, - решил косой. - Он спрятал траву, но зато позволил добраться до веток кустов и деревьев».

Всё было бы ничего, вот только мороз и ветер начали донимать зайчишку. Не спасала его даже тёплая шубка. От стужи некуда было спрятаться в голом зимнем лесу.

«Ух, как холодно!» - говорил косой, бегая по лесной полянке, чтобы немного согреться.

Наступил уже день, давно пора отправляться на отдых, а заяц всё никак не мог разыскать себе место, чтобы укрыться от ледяного ветра.

На самом краю поляны росли берёзы. Вдруг зайчишка увидел, что на них спокойно расселись и кормятся большие лесные птицы - тетерева. Они прилетели сюда, чтобы полакомиться серёжками, которые висели на концах тонких ветвей.

Ну, наелись - пора отдохнуть, - сказал старый тетерев своим собратьям. - Скорей спрячемся в норки от сердитого ветра.

«Какие же могут быть норки у тетеревов?» - удивился зайчишка.

Но тут он увидел, что старый тетерев, сорвавшись с ветки, комом упал прямо в снег, будто в воду нырнул. Точно также поступили и другие тетерева, и скоро вся стая скрылась под снегом.

«Неужели же там тепло?» - удивился зайчишка и решил тут же попробовать вырыть себе снежную норку. И что же? В норке под снегом оказалось куда теплее, чем на поверхности. Ветер не продувал, да и мороз донимал много меньше.

С этих пор зайчишка вполне освоился с тем, как ему зимовать. Белая шубка в белом лесу укрывала его от глаз врага, сугробы снега помогали добраться до сочных побегов, а глубокая норка в снегу спасала от холода. Зайчишка чувствовал себя зимою среди заснежённых кустов не хуже, чем летом в зелёных цветущих зарослях. Он даже и не заметил, как миновала зима.

И вот снова пригрело солнце, растопило снег, вновь зазеленела трава, распустились листья на кустах и деревьях. Из южных стран возвратились птицы.

Хлопотунья белка вылезла из гнезда, где пряталась зимою от холода. Выбрались из своих убежищ барсук, бобр и колючий ёжик. Каждый из них рассказал о том, как он проводил долгую зиму. Каждый считал, что провёл её лучше других. И все вместе они удивлялись, глядя на зайца. Как же, бедняга, он зимовал без тёплого гнёздышка, без норы, без съестных запасов? А зайка слушал своих друзей да только посмеивался. Ведь ему совсем неплохо жилось зимой в его белоснежной шубке-невидимке.

На нём и теперь, весною, тоже была шубка-невидимка, только другая, под цвет земли - не белая, а серенькая.

Посмотрите с ребенком мультфильм о зайчонке — листопадничке «Пугали зайцы зайчонка».

Задание 1. Обсудите с малышом, что в этом мультфильме правда, а что — сказка. Например, правда, что зайчонок меняет шубку. Но сказка, что он ее меняет как люди. Зайчонок линяет, а не переодевается! Другой пример. Правда, что новая шубка у зайчика появляется не сразу, а по частям. Но сказка — что зайчик может «переодеться» в новую шубку за минутку. Что еще в этом мультфильме — быль, правда, а что сказка?

Задание 2. После просмотра мультфильма поиграйте в игру «Так бывает или нет?» Вы задаете вопрос, а ребенок отвечает на него либо «Трик-трак, это так!», либо»Трик-трак, это не так!». Гиперактивные дети любят отвечать с движением, например, притопывать ногой и прихлопывать в ритм или даже подпрыгивать, отвечая на вопросы. Позвольте им это делать с удовольствием и радостью. Это только помогает игре и ничуть не мешает!

Примерные задания для игры.

Первая фраза — задание взрослого, вторая фраза — ответ малыша.

  • Зайчонок к зиме шубку меняет. — Трик-трак, это так!
  • Зайчонок в избушке живет. -Трик-трак, это не так!
  • Зайчонок живет вместе с зайчихой. -Трик-трак. это не так!
  • Зайчонок дружит с волком. -Трик-трак, это не так!
  • Листопадничек никогда не видел зимы. -Трик-трак, это так!

Придумайте любые свои вопросы. В этой игре дети с удовольствием ответят на них, а заодно мы закрепим представления, которые есть у ребенка об окружающем мире. По своему опыту знаю, что дети эту игру очень любят, просто обожают! Если будете играть с несколькими детьми, то можно играть так: за ошибку игрок выходит из игры и присоединяется к ведущему. Кто остался до последнего в игре и ни разу не ошибся — тот и выиграл!

При игре с большой группой детей можно ввести движения. На слова «Трик-трак, это так!» — дети хлопают в ладоши. На слова «Трик-трак, это не так» — они убирают руки за спину и топают ногами в ритм фразы. Тогда Вы будете очень точно видеть, кто ошибся, а кто нет!

О том, как зайцы живут зимой, Вы можете прочитать в статье

Медведь

Медведь осенью тоже готовится к зиме. Зимой он будет спать в берлоге, но ведь дом — берлогу сначала надо подготовить! Медведь делает берлогу для зимовки под вывернутом с корнями деревом в сухом месте.

Перед тем, как лечь в берлогу и уснуть, мишка путает свои следы, чтобы никто его не нашел. Он ходит по лесу петлями, шагает по бурелому, по деревьям, чтобы скрыть свои следы. Если кто-то рядом есть, то медведь ни за что не пойдет в свою берлогу! Будет ждать, когда все уйдут и путать свои следы!

Медведь ложится спать еще до первого снега, чтобы его следы не были заметны на снегу. Интересно, что медведи ложатся спать головой к югу.

Осенью медведю надо много есть, чтобы пережить зиму. Любят мишки ходить осенью на овсяные поля и лакомиться овсом. Наверное, мама тебе готовит кашу из овса? Такая каша называется «Геркулес», потому что она дает человеку много силы. Овес дает силу и людям, и зверям, и птицам. Поэтому овес так нужен осенью мишкам! Наедается мишка осенью не только овсом, но и рыбой, муравьями, жуками, осенними ягодами, чтобы на всю зиму хватило.

Перед зимней спячкой медведи тоже меняют шубу на зимнюю, теплую, густую, длинную и пушистую. Только шуба у медведей и летняя, и зимняя одного и того же цвета.

Засыпает медведь не сразу, в холодную зиму спит крепко, а вот в оттепель спит чутко.

Почему медведь спит зимой? В. Орлов

Мишка, мишка, что с тобой?

Почему ты спишь зимой?

Потому что снег и лед –

Не малина и не мед!

Медведь. И. Токмакова

Как на горке – снег, снег,

И под горкой – снег, снег,

И на елке – снег, снег,

И под елкой – снег. Снег.

А под снегом спит медведь!

Тише, тише. Не шуметь!

Задание для малышей: Посмотрите с ребенком мультфильм — сказку о медвежонке «Первая зима». Почему это сказка, а не рассказ (в сказке многое придумано, а в рассказе говорится о том, что бывает на самом деле). Что из мультика — сказка, а что существует на самом деле?

Еж

Как часто мы видим в мультфильмах радостного ежика, несущего грибы на своих иголках. Но на самом деле ежик готовится к зиме совсем по-другому!

Осенью ежик готовит себе дом для зимовки. Дом ежика называется «нора». Ежик нанизывает себе на спину листики, а потом в норе их стряхивает. И ночью, и днем трудится ежик, делая себе уютный домик – носит в него мох и листья. Из мха и листьев ежик сделает себе мягкую теплую зимнюю постельку! Потом заберется он в свою нору, зароется в листья и теплый мох и заснет сладким сном на всю зиму! А проснется уже весной!

Есть и еще один миф о ежике, что он собирает осенью яблоки для своего пропитания. Это тоже не так! Осенью в лесу много клещей, которые забираются между ежиных иголок и очень беспокоят ежиков. Ежики спасаются тем, что насаживают на свои иголки яблоки. Получается яблочная кислота, которой очень боятся насекомые. Вот поэтому ежик на себе осенью яблоки и носит!

Еж. И. С. Соколов – Микитов

Через пни и колоды, через высокие заросшие кочки, через лесные открытые поляны пробирается в свое логово еж.
Осенью у ежей мало добычи. Попрятались в землю черви, скрылись юркие ящерицы, в клубки свились скользкие змеи и черные ужи. Трудно находить жуков и глупых лягушек.
В ясные осенние дни готовит себе хлопотливый труженик еж теплое зимовище. Ночью и днем таскает в нору под старым пнем душистые сухие листочки и мягкий лесной мох — стелет зимнюю постель.
Скоро заберется еж в свое логово на всю долгую зиму. Больше не станет бегать по лесу, ловить червей и жуков.
Придет зима, накроет его нору глубокий снежный сугроб. Под глубоким сугробом, как под толстым пушистым одеялом тепло ежу.
Никто не найдет его логова, никто не разбудит. До весеннего солнышка всю зиму проспит еж, и будут ему сниться лесные ежиные сны.

Бедный ёжик. В. Осеева
Спит медведь,
Уснула галка,
Сон сморил лису.
Я не сплю
Мне очень жалко
Ежика в лесу

Бедный ежик,
Бедный ежик.
По ночам не спит!
Весь в иголках,
Лечь не может,
Сядет и сидит.

На бочок приляжет - колко,
Колется спина.
Я б не мог всю ночь под елкой
Просидеть без сна.

Как себя он спать уложит?
Снял бы шкурку прочь!
Бедный ежик,
Бедный ежик,
Как тебе помочь?

Задание для детей: Действительно ли ежик не может спать в своей шубке из иголок? Как спит ежик? (Он сворачивается в клубок, и поэтому не боится врагов. Он надежно защищен иголками! А спит он на мягкой подстилке из листьев и меха, ему уютно и удобно)

Продолжение статьи:

  • О том, как готовятся к зиме бобр, барсук, мышка, лиса и волк, как сделать пальчиковый театр по теме «Как звери готовятся к зиме», какие инсценировки — разговоры зверей можно придумать и разыграть с помощью пальчикового театра Вы узнаете из продолжения статьи — ее второй части
  • В третьей части Вы найдете
  • В четвертой части Вы найдете видео для детей о том, как звери, птицы готовятся к зиме по рассказу Г. Скребицкого

Картинки из всех статей сайта по теме «Как звери готовятся к зиме» в хорошем разрешении и высоком качестве Вы можете скачать в нашей группе Вконтакте «Развитие ребенка от рождения до школы» (см. раздел группы «Документы» под видеозаписями группы).

Картинки для рассматривания с детьми и бесед с ними по материалам этой статьи Вы найдете в презентации ниже.

Презентация «Как животные готовятся к зиме»

В презентацию для занятий с детьми вошли картинки данной статьи в хорошем разрешении для показа детям на экране или распечатки.

Презентацию «Как звери готовятся к зиме» для занятий с детьми дошкольного возраста Вы можете бесплатно скачать по этой ссылке:

Презентацию можно редактировать.

Еще интересный материал для игр и занятий с детьми об осени Вы найдете в статьях сайта:

В картинках, сказках, стихах, развивающих заданиях для детей. Часть 1.

Познавательные рассказы, видео, речевые и логические задачи, загадки, стихи, пальчиковая гимнастика, игры.

А в заключение я хочу предложить всем вам — читателям «Родной тропинки» замечательный и уникальный ролик про медвежат. О том, как совсем малюсеньких медвежат, оставшихся без мамы, спасают люди, кормят их, учат и отправляют жить на природу. Вы увидите, как медвежата знакомятся с миром, учатся есть овес, строить берлоги, защищаться! Это своеобразный медвежий «детский садик» в Тверской области, в котором работает семья Пажетновых — ученых — биологов. Ролик сделан с величайшей любовью к природе. Ведет передачу известный писатель Василий Песков, многим знакомый как ведущий программы «В мире животных». Хорошего настроения от просмотра! Такие ролики несут позитив и оставляют тепло в душе надолго!

Получите НОВЫЙ БЕСПЛАТНЫЙ АУДИОКУРС С ИГРОВЫМ ПРИЛОЖЕНИЕМ

"Развитие речи от 0 до 7 лет: что важно знать и что делать. Шпаргалка для родителей"

Кликните на или на обложку курса ниже для бесплатной подписки

Занятие. Чтение Бианки «Как звери к зиме готовятся».

1.Познакомить детей с произведением.

2.Закрепить знания детей о диких животных;

3.Учить детей мыслить логично, ставить вопросы, делать правильные умозаключения;

4.Развивать у детей речевую активность, творческое воображение, наблюдательность, смекалку; воспитывать интерес к природе.

Материал: картины с изображением животных.

Ход занятия.

Вступительная беседа. Загадки

Воспитатель загадывает загадки о диких животных.

В лесу петлял комочек меха,Чем доводил зверей до смеха.А ты возьми и угадай-каКто всех смешил? Конечно, … .(ЗАЙКА)

Есть в лесах могучий зверь,Ты, сынок, уж мне поверь!Ест малину, любит мёд.Кто, его мне назовёт?(МЕДВЕДЬ)

Как-то видел я в лесуТёмно-рыжую красу.По ветвям она скакала,Видно шишки там искала.(БЕЛКА)

Мои ушки на макушке:Длинные, большие,Чтоб лису услышать могДаже не в тиши я.(ЗАЯЦ)

Очень хитрая она:Съела в сказке колобка,Кур ворует, петухов.Кто назвать её готов?(ЛИСА)

Какое сейчас время года? Осень.

Назовите приметы осени.(На улице холодно, солнце слабо греет, часто идут дожди, на деревьях желтеют и опадают листья, люди надевают теплую одежду, птицы улетают в теплые края, звери готовятся к зиме).

Давайте вспомним, как звери готовятся к зиме.

Как заяц готовится к зиме? Меняет серую шубку на белую.

Как медведь готовится к зиме? Ложится спать в берлогу.

Как белка готовится к зиме? Готовит запасы орехов, грибов, ягод.

Как ежик готовится к зиме?

Эмоциональная гимнастика “Вокруг себя обернись и в зверя превратись”.

Дети изображают поведение животных: злой, сердитый волк, трусливый зайчик, хитрая лиса, встревоженная белочка.

Предложить детям прослушать произведение Бианки.

« Как звери готовятся к зиме». - В. БИАНКИ

В лесу каждый готовится к зиме по-своему.

Кто мог, улетел от голода и холода на крыльях. Кто остался, торопится набить свои кладовые, заготовляет запасы пищи впрок.

Особенно усердно таскают его короткохвостые мышки-полёвки. Многие из них вырыли себе зимние норы прямо под хлебными скирдами и каждую ночь воруют зерно.

К норе ведут пять или шесть дорожек, каждая дорожка - в свой вход. Под землей - спальня и несколько кладовых.

Зимой полёвки собираются спать только в самые сильные морозы.

Белкина сушильня.

Белка отвела под кладовую одно из своих круглых гнёзд на деревьях. Тут у неё сложены лесные орешки и шишки.Кроме того, белка собирает грибы - маслянки и берёзовики. Их она насаживает на обломанные сучочки сосен и сушит впрок. Зимой она будет бродить по ветвям деревьев и подкрепляться сушёными грибами.

Прячутся.

Холодно становится, холодно! В пруду вода мёрзнет.

Хвостатый тритон ушёл из пруда в лес и забился под кору гнилого пня.

Лягушки ныряют, забиваются в ил. Змеи зарываются под корни и мох.

Голодно становится, голодно!

Летучие мыши прячутся в дупла, пещеры, на чердаки. Им уже нечего есть, скрылись бабочки, мухи, комары.

Растолстевший барсук всё реже выходит из тёплой и чистой своей норы.

Муравьи закупоривают входы-выходы своего высокого города. Жмутся в кучи в самой глубине его, где потеплее.

Рыбы стаями громоздятся в омутах и глубоких подводных ямах.

Мороз не велик, а зевать не велит - как грянет, разом зима скуёт землю и воду льдом. Куда тогда денешься?

О чем говорится в произведение?

Как звери готовятся к зиме?

Кто из зверей делает запасы?

Кто из обитателей леса впадает в спячку?

Дидактическая игра «Что изменилось?» (выставляются несколько животных; одно убирается)

Подведение итогов занятия.

Занятие. Чтение Бианки «Как звери к зиме готовятся».

Задачи:

1.Познакомить детей с произведением.

2.Закрепить знания детей о диких животных;

3.Учить детей мыслить логично, ставить вопросы, делать правильные умозаключения;

4.Развивать у детей речевую активность, творческое воображение, наблюдательность, смекалку; воспитывать интерес к природе.

Материал: картины с изображением животных.

Ход занятия.

Вступительная беседа. Загадки

Воспитатель загадывает загадки о диких животных.

В лесу петлял комочек меха,
Чем доводил зверей до смеха.
А ты возьми и угадай-ка
Кто всех смешил? Конечно, … .
(ЗАЙКА)

Есть в лесах могучий зверь,
Ты, сынок, уж мне поверь!
Ест малину, любит мёд.
Кто, его мне назовёт?
(МЕДВЕДЬ)

Как-то видел я в лесу
Тёмно-рыжую красу.
По ветвям она скакала,
Видно шишки там искала.
(БЕЛКА)

Мои ушки на макушке:
Длинные, большие,
Чтоб лису услышать мог
Даже не в тиши я.
(ЗАЯЦ)

Очень хитрая она:
Съела в сказке колобка,
Кур ворует, петухов.
Кто назвать её готов?
(ЛИСА)

Какое сейчас время года? Осень.

Назовите приметы осени.(На улице холодно, солнце слабо греет, часто идут дожди, на деревьях желтеют и опадают листья, люди надевают теплую одежду, птицы улетают в теплые края, звери готовятся к зиме).

Давайте вспомним, как звери готовятся к зиме.

Как заяц готовится к зиме? Меняет серую шубку на белую.

Как медведь готовится к зиме? Ложится спать в берлогу.

Как белка готовится к зиме? Готовит запасы орехов, грибов, ягод.

Как ежик готовится к зиме?

Эмоциональная гимнастика "Вокруг себя обернись и в зверя превратись".

Дети изображают поведение животных: злой, сердитый волк, трусливый зайчик, хитрая лиса, встревоженная белочка.

Предложить детям прослушать произведение Бианки.

« Как звери готовятся к зиме». - В. БИАНКИ

В лесу каждый готовится к зиме по-своему.

Кто мог, улетел от голода и холода на крыльях. Кто остался, торопится набить свои кладовые, заготовляет запасы пищи впрок.

Особенно усердно таскают его короткохвостые мышки-полёвки. Многие из них вырыли себе зимние норы прямо под хлебными скирдами и каждую ночь воруют зерно.

К норе ведут пять или шесть дорожек, каждая дорожка - в свой вход. Под землей - спальня и несколько кладовых.

Зимой полёвки собираются спать только в самые сильные морозы.

Белкина сушильня.

Белка отвела под кладовую одно из своих круглых гнёзд на деревьях. Тут у неё сложены лесные орешки и шишки.Кроме того, белка собирает грибы - маслянки и берёзовики. Их она насаживает на обломанные сучочки сосен и сушит впрок. Зимой она будет бродить по ветвям деревьев и подкрепляться сушёными грибами.

Прячутся.

Холодно становится, холодно! В пруду вода мёрзнет.

Хвостатый тритон ушёл из пруда в лес и забился под кору гнилого пня.

Лягушки ныряют, забиваются в ил. Змеи зарываются под корни и мох.

Голодно становится, голодно!

Летучие мыши прячутся в дупла, пещеры, на чердаки. Им уже нечего есть, скрылись бабочки, мухи, комары.

Растолстевший барсук всё реже выходит из тёплой и чистой своей норы.

Муравьи закупоривают входы-выходы своего высокого города. Жмутся в кучи в самой глубине его, где потеплее.

Рыбы стаями громоздятся в омутах и глубоких подводных ямах.

Мороз не велик, а зевать не велит - как грянет, разом зима скуёт землю и воду льдом. Куда тогда денешься?