Наряды викингов. Костюмы Джоан Бергин к сериалу "Викинги"

ВИКИНГИ (норманны), морские разбойники, выходцы из Скандинавии, совершавшие в 9-11 вв. походы протяженностью до 8000 км, может быть, и на большие расстояния. Эти дерзкие и бесстрашные люди на востоке достигали границ Персии, а на западе - Нового Света. Слово «викинг» восходит к древненорвежскому «викингр». Относительно его происхождения существует ряд гипотез, наиболее убедительная из которых возводит его к «вик» - фиорд, бухта.

Слово «викинг» (букв. «человек из фиорда») применялось для обозначения разбойников, которые действовали в прибрежных водах, прячась в укромных бухтах и заливах. В Скандинавии они были известны задолго до того, как приобрели дурную славу в Европе.

Французы называли викингов норманнами или различными вариантами этого слова (норсманны, нортманны - букв. «люди с севера»); англичане всех скандинавов без разбора называли датчанами, а славяне, греки, хазары, арабы именовали шведских викингов русью или варягами.

Во времена эпохи викингов скандинавская мода изменялась очень мало. Большинство людей носили домотканую одежду из шерсти и льна, окрашенную растительными или минеральными красителями. Качество и фасон одежды викинга, украшения и аксессуары зависели от его богатства и социального положения. Богатые люди могли позволить себе одежду из тонких, ярких тканей. По праздникам и торжественным случаям они украшали одежду китайским шёлком, золотыми и серебряными нитями. Бедняки носили простую одежду из грубого неокрашенного полотна.

Женщины викингов носили длинные платья, закреплённые вокруг шеи тесёмкой или маленькой брошью. Поверх платьев они надевали шерстяные или льняные туники, зачастую украшенные лентами из домотканого узорчатого полотна. Такие туники

состояли из двух прямоугольных кусков ткани, соединённых на плече ремешками. Ремешки прикреплялись к тунике парой брошек. Некоторые женщины носили на своих туниках броши со свисающими цепочками, к которым прикреплялись разные предметы вроде ножа, гребёнки, ключей или ножниц. Археологи не нашли в женских захоронениях поясных пряжек. По их мнению, женщины завязывали свои туники на талии полосками ткани или же позволяли им свободно ниспадать вниз. Правда в одной из саг говорится о даме, чье платье было ушито на талии, чтобы показать красивую фигуру. На открытом воздухе женщины носили шали, закрепляя их брошами на плечах. Некоторые дамы в очень холодную погоду надевали стёганые плащи с подкладкой из перьев.

Мужчины викинги носили полотняные рубахи и полотняные штаны. Штаны закреплялись вокруг талии тесёмкой, а штанины либо свободно свисали, либо привязывались полоской материи.

Поверх рубахи и штанов мужчины надевали тунику с длинными рукавами. Иногда эти туники украшались яркими лентами из узорчатой ткани, которыми отделывались манжеты и горловина. На тунику викинги надевали кожаный пояс, к которому подвешивали кошелёк или нож. Для защиты от холода викинги нуждались в тёплой одежде. Их одежда была плотно прилегающей к телу, что позволяло придерживать воздух между слоями одежды тёплым. Мужчины носили трусы и плотные шерстяные рубашки с длинными рукавами. Поверх неё викинги надевали длинную рубаху и шерстяную накидку. Большинство женщин носили простые шерстяные фартукообразные платья. Крестьянская одежда состояла из длинной шерстяной рубахи, коротких мешковатых штанов, чулок и прямоугольной накидки. Женщины из высшего общества обычно носили длинную одежду, состоявшую из лифа и юбки. С пряжек на одежде свисали тонкие цепочки, к которым прикреплялись ножницы и футляр для иголок, ножа, ключей и других мелких предметов. Замужние женщины укладывали волосы в пучок и носили белые полотняные чепцы конической формы. У незамужних девушек волосы были подхвачены лентой.

Зимой мужчины - викинги носили меховые шубы или тяжёлые плащи. Рука, в которой они держали меч, оставалась свободной, потому что плащ закалывался на одном плече специальной булавкой.

Как мужчины, так и женщины носили кожаные башмаки или сапоги, голенища которых привязывались к щиколоткам.

Причёски. Женщины викингов отращивали очень длинные волосы. Они заплетали их или связывали узлом на макушке. Вокруг лба они завязывали разноцветные ленты. Замужние женщины покрывали голову платком. Для обозначения своего положения викинги носили металлические украшения. Очень популярны были пряжки на поясе, броши и подвески. Винтовые браслеты из серебра и золота обычно давались воину за проведение удачного рейда или за победу в бою. У большинства мужчин были волосы до плеч, но немногие воины отращивали и длинные. Некоторые викинги заплетали косички по обе стороны лица, чтобы волосы не лезли в глаза. Другие скрепляли их лентой обвязанной вокруг лба.

Многие викинги отпускали бороду. Считалось модным у мужчин заплетать бороду в косички, чтобы ветер не задувал её в лицо.

Костюм норманнов (викингов)

Норманны - это северогерманские народы, предки жителей скандинавских государств, вошли в историю последними из германцев — в самом начале средних веков. Они не принимали активного участия в набегах своих соплеменников на Римскую империю, зато, как известно, сохранили — в северном варианте — многие утраченные теми героические сказания и песни.

Часть этих северных германцев продвинулась с крайнего севера на запад Скандинавского полуострова — они назывались норманнами; на востоке полуострова племена шведов расселились к западу от озера Меларен и к югу от прибрежных равнин, и около 1164 г. объединились вокруг общего религиозного центра и королевского двора в Упсале. Северные народы вели свои войны в основном в восточных областях, на побережье Финского залива, куда они также продвинулись. В борьбе с обитавшими там финскими, латышскими и славянскими племенами и образовалось сильное восточное государство. С завоеванием Южной Швеции, островов Балтийского моря и Ютландии норманны добились исключительного господства на территории трех современных северных государств.

В старинной песне говорится о свободном человеке с расчесанной бородой, открытым лбом, в плотно прилегающей одежде, который приручает быков, ходит за плугом, строит дома; о хозяйке дома в простой одежде, чепце, платке на плечах, с украшениями на шее — она прядет тонкую пряжу; наконец, о высшем сословии — ярлах, которые упражняются в метании копий, верховой езде, учатся переплывать Зунд.

Об одежде норманнов, перебравшихся из Нормандии в Англию под начальством Вильгельма Завоевателя, дает нам полное понятие ковер, согласно сказаниям, собственноручно вышитый Матильдой Фландрской, женой Вильгельма, в память о завоевании Англии.

Мужчины изображены на этом ковре в опоясанных полудлинных куртках с узкими рукавами; знатные вожди в длинных, доходящих до ног куртках, без складок в поясной части. Знатные люди носили, вероятно, под такой курткой и рубаху, вошедшую в употребление у англосаксов; низшие же сословия норманнов начинают пользоваться рубахой лишь с XIII столетия. Длинные куртки служили старикам довольно долго; знатная же молодежь перешла к коротким.

Плащ имел прямоугольную форму; он скреплялся на правом плече либо пряжкой, либо шнуром с кистью.

Сначала куртки и плащи для низших сословий изготовлялись преимущественно из шкур, а с XII столетия вошла в употребление шерстяная материя. Норманны носили длинные штаны или чулки; они обертывались до колен, а иногда и до ступни повязками. Длинные чулки делались из полотна, сначала одноцветного, а затем и полосатого. Богатые люди носили и шелковые чулки.

Повязки, заменявшиеся у черни простыми ремнями, у богатых людей украшались дорогими кистями. Обувью служили полусапожки, нечто вроде кожаного чулка, который знать украшала всевозможными вышивками. К концу XI века появляются остроконечные башмаки.

Головным убором служил плотно прилегавший к голове чепец, завязывавшийся под подбородком. Встречались, впрочем, и меховые, и войлочные шапки зонтикообразной формы, а иногда и круглой или чашеобразной.

Перчатки считались большой роскошью: их носили только короли, высшее духовенство и богатое дворянство.

К драгоценным украшениям у норманнов особого пристрастия не было. Волосы они носили коротко остриженными спереди, заднюю половину головы почти совершенно выбривали, лицо было всегда гладко выбрито.

В XII столетии замечается уже некоторое стремление к роскоши, и одежда знатных людей резко меняет форму. Короткая и узкая куртка становится длинной и широкой. Рукава тоже делаются шире и длиннее, падают ниже кистей рук и откидываются назад. Входит в обычай ношение двух курток; на верхней была богатая вышивка по краям, а нижняя волочилась по земле. Поверх короткой куртки часто носили еще полудлинный, плотно охватывавший тело и застегивавшийся на груди плащ с капюшоном, швы которого украшались вышивками. Плащи нередко подбивались мехом.

Стали носить остроконечную обувь; концам придавалась форма клюва или рога. Резко изменилась и прическа: волосы не сбривались больше на затылке, а отпускались, напротив, возможно длиннее. В царствование короля Стефана в высшем обществе появляются даже и парики. Волосы стали помадить, завивать и закреплять шнурами и лентами.

В XIII столетии снова произошла резкая перемена: начинают носить короткое одеяние; рукава становятся до того узки, что их шьют до локтя раздвоенными и застегивают только после того, как рука уже в них продета.

Плащ с капюшоном падал до икр; рукава его казались как бы окончанием начинавшейся на плечах и спадавшей на спину пелерины. Носили также и такой плащ с капюшоном, у которого были с обеих сторон разрезы до плеч; передняя его часть могла быть по желанию закинута за спину. Плащи изготовлялись либо из грубой шерстяной материи и служили для верховой езды, либо из тонкого материала, нередко из шелка, и носились как праздничное одеяние.

Придворные и даже король одевались так же, как и знатные люди; особых придворных костюмов не было, равно как и специально королевского одеяния. Отличалось последнее только тем, что делалось из очень дорогого материала и украшалось отделкой из золота и драгоценных каменьев.

У знати были еще в употреблении сандалии, состоявшие из кожаной подошвы с красными суконными подвязками или с золочеными ремешками, которые крестообразно завязывались на ступне, а нередко покрывали всю ногу в виде шахматных клеток.

Головным убором служили береты с плоским донышком и прямым козырьком. Короли, князья, епископы и знать носили перчатки с богато расшитыми и доходившими до локтя крагами. Вместе с длинными, искусно завитыми волосами стали носить бороду и усы. Кроме поясных украшений и пряжек для плащей начали входить в моду и другие драгоценные украшения. Знаками верховной власти были корона, скипетр и держава.

На изображениях у каждого короля имеется корона особой формы. Чаще всего - украшенный дорогими каменьями и жемчугом венец с четырьмя поднимающимися кверху зубцами; красная шапочка стала приделываться к таким венцам уже в позднейшее время. Скипетром служил жезл, длиною приблизительно в 2 /2-3 фута, с драгоценными каменьями, заканчивающийся цветочной чашечкой или трезубым листком.

Норманнские женщины носили сначала поверх рубашки длинное платье, рукава которого были так узки, что их приходилось разрезать в передней части и застегивать или зашнуровывать; между пуговицами или шнурками виднелась белая рубаха. Роба , верхнее платье, плотно прилегала в верхней части туловища; нижняя же ее часть была очень широка. Рукава плотно облегали руку до локтя, а иногда и до кисти, но тут сразу раскрывались и падали до земли широкими, открытыми мешками. Мешки эти подбивались легкой материей ярких цветов - их носили только женщины высшего круга.

Шейный вырез, рукава и нижний край верхней одежды обшивались широкими, роскошно расшитыми полосами. Сначала у платьев редко были пояса, но надо думать, что юбка приподнималась посредством полос из материи.

На одном изображении видна дама в перчатках, к которым приделаны падающие до земли крылья из материи. Волосы норманнские женщины носили распущенными или же заплетали их в две или даже несколько кос. Голову покрывали довольно длинным, изготовленным из тончайших тканей платком, который мог даже заменять плащ. Шею покрывал сделанный из тонкой ткани шейный платок, большей частью, белый, -поверх выреза платья и вплоть до подбородка.

I. Викинг в штанах из звериной шкуры.

2. Викинг (норманн) в бронзовом шлеме и блузе с узором по краю. 1 и 2 — с бронзовых пластин, найденных на острове Эланд.

3, 4. Норманны в железных и бронзовых шлемах различной формы. VII — X вв.

5. Норманны-воины. Кожаные доспехи с зубчатым краем. IX в. Британия.

1—3. Воины. Средний — с трубой наподобие альпийского рожка, 1 — одет в sagurr

4. Предводитель войска со штандартом.

В статье использованы материалы

Сидоренко В.И. История стилей в искусстве и костюме

Людмила Кибалова, Ольга Гербенова, Милена Ламарова. "Иллюстрированная энциклопедия МОДЫ. Перевод на русский язык И.М.Ильинской и А.А.Лосевой

Комиссаржевский Ф.П. История костюма

Вольфганг Брун, Макс Тильке "ИСТОРИЯ КОСТЮМА от древности до Нового времени"

Оценить материал:

Глава девятая

ОДЕЖДА И УКРАШЕНИЯ

Викинги были в среднем на 10 сантиметров ниже современных людей. Рост мужчины составлял 172 сантиметра, а женщины - 158-160 сантиметров. Разумеется, отдельные личности могли быть значительно выше. Так, встречаются захоронения викингов, рост которых достигал 185 сантиметров. Кроме того, археологи доказали, что знатные люди в эпоху викингов были намного выше своих рабов, что объяснялось разным «качеством жизни» господ и слуг.

Изначально одежда обитавшего в северной части древней Скандинавии народа (мужчин и женщин) состояла из коротких меховых курток и штанов, мехового же головного убора и меховых сапог и перчаток.

Жившие на юге племена одевались, вероятно, по германскому образцу: в меховой плащ и куртку, сшитую из двух шкур. Для украшений пользовались янтарными бусами и зубами животных.

Оружие и посуду делали из кремня, костей, рога и тому подобного материала.

Одежду шили из домотканой материи, но иногда и из тканей, которые привозили викинги.

Женщины носили свободное платье-рубаху с длинными широкими рукавами, а сверху надевали верхнее платье-сарафан с незашитыми боками, бретели которого закреплялись на плечах парными фибулами-брошами, а на талии такой сарафан иногда перехватывался поясом.

В те времена еще не знали пуговиц и в качестве застежек использовали различные булавки, пряжки и броши. Во многих домах одежду каждое утро зашивали у ворота и рукавов.

На плечи обычно набрасывалась шаль, заколотая брошью. Среди норманнских женщин особенно были распространены скорлупообразные, кольцевидные и трехлепестковые фибулы. Основным материалом для ювелирных украшений эпохи викингов была бронза, нередко позолоченная и частично покрытая оловом или серебром. Золото - более редкий материал для «викингских» украшений.

Замужние женщины покрывали голову платком.

Мужчины одевались в короткую тунику, облегающие штаны, завязывающиеся при помощи тесемок на талии, и плащ, который закреплялся фибулой на правом плече, чтобы не стеснять движений в бою и иметь возможность в любой момент беспрепятственно обнажить меч. На талии носили кожаный ремень, часто с пряжкой и наконечником из металла.

На ногах у норманнов были башмаки из мягкой кожи, которые завязывались ремнями на икрах.

Платья скандинавов эпохи викингов - особенно парадные - отличались необыкновенной роскошью. Исландец Эгиль Скаллагримсон получил на праздник середины зимы в подарок от одного родственника шелковый плащ, доходивший ему до пят, весь вышитый золотом и сверху донизу усаженный золотыми пуговицами. Индриди, богатый бонд из Тронхейма, всякий раз, отправляясь к королю, Олаву сыну Т]рюггви, одевался в красное суконное платье; на правую руку надевал тяжеловесное золотое обручье, на голову - шелковую шапку, вытканную золотом и обитую цепочкой из того же металла.

Как рассказывается в «Саге о йомсвикингах», платье одного ярла ценилось в 20 марок золота. Только на его шляпе было на 10 марок золотого шитья. На усадьбу этого ярла сделал набег викинг Буи Толстый и разграбил дом, где хранились драгоценности ярла: он взял два ящика, набитых золотом, добытым в набегах.

Как мы уже знаем, женщина занимала особое положение в норманнском обществе. Она оставалась главным человеком в усадьбе, когда муж отправлялся в викингский поход. И символом власти хозяйки двора была связка ключей, которую носили на поясе.

В дохристианское время, то есть в эпоху викингов, носили платье из шерсти и льна. Сохранились образцы одежды этого периода из ткани, вырабатывавшейся из животного волоса и растительных волокон. Встречалась грубая ткань (флоки) и нарядная, называвшаяся вадмал, а также темнополосатая ткшъморенд.

Благодаря морским походам викингов скандинавы познакомились с роскошными иностранными материями. Дорогие ткани привозились также из России.

Мужчины носили преимущественно серое, коричневое или черное платье с белой или зеленой обшивкой, а женщины предпочитали более яркое. В раскопках, относящихся ко времени до эпохи викингов, найдены: туникообразная куртка с длинными рукавами, штаны с пришитыми к ним чулками и нашитыми в верхней их части петлями для продевания в них пояса.

В шлезвигских и ютландских раскопках найдены еще: полукруглый плащ из похожей на плюш материи; держащаяся на наплечниках рубаха из грубой шерстяной ткани, спускающаяся ниже колен и опоясанная длинным кожаным ремнем, шерстяные бинты и полосы, служившие для обматывания ног, кожаные башмаки на шнурах и две шапки из грубой шерсти полукруглой и цилиндрической формы.

Из северных саг и песен, охватывающих период с XI по XIII век, мы узнаем о вошедшей тогда в употребление одежде. Костюм мужчин состоял из рубахи, штанов, различных курток и плащей, носков, чулок, башмаков и шляп. Довольно узкая рубаха (myrtd), с коротким грудным разрезом и длинными рукавами, облегала плотно шею, и ею ограничивались в домашнем обиходе. Шилась рубаха из полотна, а для конунгов и из шелковой материи; очень часто по краям делались всевозможные вышивки.

Штаны шились из полотна, сукна и мягкой кожи; поддерживались они поясом из кожи или из одинаковой со штанами материи. Длинные, зауженные книзу, штаны назывались брокер; с ними носили длинные носки и чулки. Башмаки состояли из куска кожи или шкуры, привязывавшегося к ноге ремнем.

В теплое время надевали куртки из шерстяной материи, в холодное время - из меха. Очень короткую, едва прикрывавшую бедра куртку носили представители среднего и низшего сословий.

В XI веке мужчины, подчиняясь общеевропейской моде, стали появляться в зашнурованных сбоку длинных куртках со шлейфами; длинные рукава этих курток привязывались посредством шнуров к плечам. Эти куртки шили из двухцветного сукна, рукава их отличались богатыми отделками. Опоясывались знатные люди широкими металлическими поясами из отдельных подвижных частей, украшенными пряжками, драгоценными каменьями и зубами животных. На приделанной к такому поясу короткой цепочке висел нож или меч. На ноги надевались чулки с дорогими подвязками и доходившие до половины икр башмаки.

Плащи шили с капюшонами и длинными рукавами. С IX века они наглухо застегивались. К ним приделывалась часто маска из материи для защиты лица от холода.

Встречались также плащи, снабженные только прорезями для рук (ото), изготовлявшиеся из волчьей и медвежьей шкуры для походов. Были еще куртки с прикрывавшим шею воротником (надо полагать, из кожи), называвшиеся биулфи и также служившие только для походов.

Фалдонами назывались плащи из меха или шерсти, которые накидывались на плечи.

Рыбачий плащ, который натягивался через голову и походил на мешок, был с обеих сторон открыт и снабжен завязками.

В праздники носили плащи, изготовленные из тонкой шерстяной или шелковой материи и украшенные вышитыми бордюрами. Из шелка шили также плащи, застегивавшиеся на плече, причем и они украшались вышивкой или мехом.

Мужчины очень любили красиво одевать своих жен и дочерей согласно их достоинству и происхождению. Бывали отцы, находившие это столь важным, что, выдавая дочь замуж, заключали о том особенные условия, подобно исландцу Освивру. При обручении своей дочери Гудрун с Торвальдом сыном Халльдора он, в числе разных условий, выговорил для нее такое количество платьев, которое было и у других женщин равного с ней происхождения и состояния. Торвальд обещал невесте, что ни у одной женщины не будет таких прекрасных нарядов, как у нее. Гудрун же после свадьбы обнаружила такое усердие к собиранию нарядов, что не было драгоценности в западной четверти Исландии, которой не желала бы она иметь.

Головным убором всех скандинавов была низенькая, с широкими полями шляпа, скреплявшаяся узким ремешком под подбородком и изготовлявшаяся из кожи, меха или войлока. Руки прятали в холодную погоду в больших рукавицах.

Форма одежды низших сословий, несмотря на влияния моды, оставалась все той же, как и в языческие времена. Эта одежда состояла из куртки с капюшоном желтого или зеленого цвета, из полотняных штанов, зашнурованных у ступни (если не было чулок), широкополой шляпы и кожаных башмаков.

Лишь со времени влияния иноземцев на скандинавскую одежду костюм женщин стал отличаться от мужского. Появляется длинная, иногда даже со шлейфом, рубаха с большим вырезом. Женщины бедные шили такие рубахи из холста или полотна, а богатые, носившие их дома без верхнего одеяния, из шелка с роскошными вышивками по краям, причем вырез на груди прикрывался платком.

Верхнее платье, согласно германо-франкскому обычаю, плотно прилегало в верхней части тела, расходясь книзу широкими складками. Рукава были либо очень длинные, либо коротенькие. В талии платье стягивалось шнуром или кожаным поясом. На поясе женщины носили сумочку, ножи, ножницы и ключи.

Накидками служили женщинам мужские плащи, причем в суровую погоду голова прикрывалась капюшоном. Пользовались женщины такими же шляпами, башмаками и перчатками, как и мужчины.

Богатые женщины нередко еще носили нечто вроде головной повязки, покрывавшей заплетенные в косы волосы и состоявшей из цветных или вышитых золотом полотняных лент. Обвитые вокруг головы, эти ленты принимали форму то шара, то сахарной головы, то какую-либо иную фантастическую форму.

Мужчины носили длинные волосы и бороду. Только свободный мужчина и непорочная девушка носили распущенные по плечам волосы: у рабов и женщин дурного поведения они обрезались.

На Севере считались красивыми одни только белокурые волосы. Довольно терпимо (с точки зрения красоты) относились к каштановому цвету волос. Рыжие же волосы были у любимого народного бога Тора. Поэтому неудивительно, что многие короли и знатные люди называются в сагах рыжебородыми.

Но черные волосы считались безобразными. В сочетании со смуглой кожей и густой бородой они служили верными «признаками» колдуна или нечестного, подлого человека. Рабов обыкновенно представляли в литературе с черными волосами и смуглой кожей. Если же все-таки черноволосого человека считали красивым, в сагах это особо оговаривалось. Так, в одной саге говорится, что Сторвирк сын Старкада был прекрасен лицом, хоть и с черными волосами.

Мужчины, как мы уже говорили выше, носили длинные волосы, однако кудри почитались приличными только на голове женщин. Норвежский конунг Магнус Голоногий сын Олава Тихого имел мягкие, шелковистые волосы, падавшие ему на плечи. У викинга Броди черные волосы доходили до пояса. В конце XII века при дворах носили волосы не длиннее, как до мочки уха, гладко зачесанные; на лбу стригли их короче.

При описании красавиц никогда не забывают упомянуть длинные шелковистые волосы. Рагнар Лодброг, славный викинг, после смерти своей любимой жены Торы решил остаться вдовцом, вверил управление королевством своим сыновьям, а сам отправился в морской поход. В одно лето он прибыл в Норвегию и послал своих людей на берег испечь хлеб. Они скоро вернулись назад с подгоревшим хлебом и извинялись перед королем, говоря, что повстречали красавицу и, заглядевшись на нее, не занялись, как следовало, делом. Это была Крака, очень красивая девушка; ее длинные волосы касались земли и блестели, как светлый шелк. Она стала супругой известного викинга. Не меньшей красавицей считалась исландка Халльгерд: несмотря на высокий рост, она могла покрывать всю себя длинными волосами.

Девушки ходили с распущенными волосами; невесты заплетали их в косы; замужние, как мы уже говорили, накрывали голову повязкой, покрывалом или шапочкой. При раскопках найдены узорчатые гребни, которыми, судя по всему, часто пользовались. Среди обнаруженных археологами предметов встречаются также ногтечистки, пинцеты, красивые тазы для умывания и зубочистки.

Есть также исторические свидетельства об использовании краски для глаз как мужчинами, так и женщинами.

Ибн Фадлан оставил в 922 году следующее описание увиденных им «русов» (шведов): «Я не видел людей с более совершенными телами, чем они. Они подобны пальмам, румяны, красивы. Они не носят ни курток, ни кафтанов, но мужчины носят плащ, которым прикрывают один свой бок, причем одна из рук выходит из плаща. У каждого мужа имеются секира, меч и нож. Мечи их плоские, с бороздками, франкские. И от края ногтей до шеи у них часто есть изображение деревьев, людей и разных других вещей (татуировка. - К Б.). А на груди женщин прикреплено кольцо (фибула. - К Б.) или из железа, или из меди, или из серебра, или из золота, в соответствии с богатством ее мужа. И у каждого кольца - коробочка. Некоторые женщины носят прикрепленный к кольцу нож. На шеях у них - несколько рядов бус из золота и серебра… Самое лучшее украшение у них - это зеленые бусы из керамики».

Как от дохристианского периода, так и от Средних веков остались всевозможные украшения, резко отличавшиеся как по работе, так и по красоте от украшений других европейских народов. Вначале на них еще было заметно римское влияние, но затем (в эпоху викингов) они являются уже совершенно самостоятельными как по рисунку, так и по исполнению. Оба пола носили браслеты, перстни и серьги, шейные и головные обручи, цепочки, булавки, пояса и пряжки.

Очень распространены были также разнообразные подвески. Основными типами подвесок являлись языческие и христианские амулеты, самым популярным из которых считался молот (молоточек) Тора.

Украшения служили не только для «улучшения» своей внешности, но были и демонстрацией богатства семьи. Они имели простые формы и, как правило, соотносились с определенной весовой системой, чтобы легко было определить стоимость такого украшения. Иногда украшения разрубались пополам или на неравные части, чтобы расплатиться за услугу или товар. Конунги одаривали своих поэтов (скальдов) золотыми и серебряными обручьями за хвалебные песни.

Викинги часто носили подковообразные фибулы на правом плече как застежку для плаща. Однако постепенно такие фибулы становились способом хранения своего богатства. Некоторые образцы таких фибул, дошедшие до наших дней, могут весить до килограмма. Булавка для такой фибулы должна быть длиной до полуметра. Само собой разумеется, что носить такую булавку было невозможно, зато в качестве эквивалента богатства и денег она была просто незаменима!

Делались украшения того времени чаще всего из серебра. Тем не менее в кладах и захоронениях встречаются и золотые фибулы, обручья и гривны.

Самая красивая гривна из золота была обнаружена на острове Зеландия близ озера Тиссё. Во время весеннего сева она накрутилась на колесную ось сеялки. Это ожерелье было сплетено из толстых золотых нитей самой высокой пробы и весило (как выяснили археологи) 1900 граммов.

Русские гривны, которые тоже часто встречаются в Скандинавии, чаще всего использовались как средство оплаты, ибо имели, как правило, стандартный вес. Одновременно их часто закручивали в спирали и носили как обручья.

Красоту мужчины составляли высокий рост, широкие плечи, хорошо сложенное и тренированное тело, светлые живые глаза и белый цвет кожи. Кроме того, от мужчины требовалось соблюдение приличий в манерах и поступках. Дома он должен был быть гостеприимен, на пирах весел, на тинге красноречив, к друзьям щедр, готов на отмщение врагам, расположен помогать родне и друзьям, отнимать богатство у врагов, храбр и отважен в каких бы то ни было случаях. И еще он должен был хорошо управляться с оружием.

Боевой наряд скандинавов в прежние времена был довольно прост. Доспехом служила жесткая войлочная куртка, обшивавшаяся (по всей вероятности, в позднейшее уже время) металлическими кольцами и пластинками.

Шлемами пользовались сначала, как и у всех германских племен, только предводители. На одной из поясных пряжек нашли изображение шлема с забралом и шейным щитком. На другой такой пряжке (приписываемой периоду викингав) изображен шлем, украшенный двумя обращенными одна к другой птичьими головами, сидящими на длинных шеях.

Щит воинов древних времен был круглый или продолговатый.

В XII веке вошли в употребление кольчужные панцирные рубашки с капюшонами, штанами и перчатками.

Оружие было такое же, как и у других германских народов. Во-первых, характерный короткий, отточенный только с одной стороны, гибкий германский меч или длинный нож (длина лезвия - 44–76 сантиметров), называвшийся скрамасакс (или сакс); затем длинный, прямой, плоский и обоюдоострый меч (наследник древнеримского меча - спатъС), топор, метательное и колющее копья и лук со стрелами.

До XI столетия скандинавскую одежду носили и даны; впрочем, датчане отдавали предпочтение черной одежде; даже на больших празднествах знатные датчане появлялись в черном шелковом одеянии. Поэтому у современных эпохе хронистов датчане называются всегда «черными». Позднее появилась и цветная одежда, и во время высадки данов в Англию на них видели белые и красные куртки.

Укрепившись в завоеванной стране и приняв христианство, датчане отказались от скандинавской одежды и облеклись в англосаксонскую.

Военным нарядом датчан был кожаный доспех, со вставленными внутрь металлическими пластинами, крепившимися к кожаному верху металлическими заклепками.

Высокий, полусферический шлем с металлическим наносником надевался на гладкий капюшон.

Почти всегда окрашенный в красный цвет щит был либо круглой, либо полулунной, фригийской формы. Вожди носили белые щиты с расписанными на них знаками-эмблемами. Эти красные, голубые, желтые и зеленые фигуры на щитах нельзя еще считать собственно гербами, но их можно рассматривать как первообразы таковых.

Оружием датчанам служили обоюдоострый меч, секира, двойной топор и лук со стрелами.

Из книги Индейцы Великих равнин автора Котенко Юрий

Одежда. Украшения Традиционную одежду индейцы делали из шкур бизонов, оленей, антилоп или горных баранов. Однако с начала XIX века все чаще использовалась одежда, сшитая из тканей, производимых белым человеком. Завоевывали популярность готовые изделия - жилетки, рубашки,

Из книги Начало Ордынской Руси. После Христа.Троянская война. Основание Рима. автора

Из книги Английский дом. Интимная история автора Уорсли Люси

Из книги Сексуальная жизнь в Древнем Риме автора Кифер Отто

1. Одежда и украшения Пройдитесь по одному из великолепных итальянских музеев – в Риме, Флоренции или Неаполе – и устройте своей душе праздник античной скульптуры. Не ограничивайтесь только поздними работами, такими, как «Аполлон Бельведерский» и «Лаокоон», столь

Из книги Проект Россия. Выбор пути автора Автор неизвестен

Глава 3 Детская одежда Второй пример - детская одежда. Сегодня хорошие вещи - иностранные. Когда мамы покупают детям иностранную одежду, в жизни их ребенка от рождения присутствуют западные бренды. Никто не придает этому значения, но сам факт размещения брендов на самых

Из книги Повседневная жизнь Франции в эпоху Ришелье и Людовика XIII автора Глаголева Екатерина Владимировна

Из книги Повседневная жизнь Франции и Англии во времена рыцарей Круглого стола автора Пастуро Мишель

Глава 6. Одежда, цвета, эмблемы Средневековая цивилизация – цивилизация символов. Слова, жесты, привычки – все имело как явный, так и скрытый смысл. Одежде, так же как еде и жилищу – а может, и в большей степени, – придавалось социальное значение. Обычно одевались в

Из книги Повседневная жизнь средневековых монахов Западной Европы (X-XV вв.) автора Мулен Лео

Глава IV Одежда делает монаха

Из книги Основание Рима. Начало Ордынской Руси. После Христа. Троянская война автора Носовский Глеб Владимирович

5.16. «Рабская» одежда Антония и «варварская» одежда Андроника В рассказах Плутарха и Хониата об Антонии и Андронике есть яркая деталь, повторяющаяся у обоих. Хониат несколько раз пишет о привязанности Андроника к варварской одежде. Например, в Царь-Граде Андроник повелел

Из книги Изба и хоромы автора Беловинский Леонид Васильевич

Глава 8 Крестьянская одежда Возле двери, над коником, висела расхожая крестьянская одежда, которую носили повседневно. А в сундуках хранились праздничные наряды.Основу мужского крестьянского костюма составляла «русская» рубаха-косоворотка: с разрезом (пазухой) у левого

Из книги Повседневная жизнь охотников на мамонтов автора Аникович Михаил Васильевич

Глава 5 Одежда и обувь. Украшения Для чего людям нужна одежда? Ответ напрашивается сам собой: для тепла! Однако он верен лишь отчасти. Конечно, мы, современные люди, европейцы, без одежды просто не выживем. Мы не сможем обойтись без нее ни в умеренном климате, ни в жарком. Но в

Из книги Домашний быт русских цариц в XVI и XVII столетиях автора Забелин Иван Егорович

ГЛАВА VII ЦАРИЦЫНЫ НАРЯДЫ, УБОРЫ И ОДЕЖДА Общий обзор. Головной убор, девичий и женский. Золотые уборы или ларечная кузнь: золото, саженье, низанье. Одежды. Обувь. Мастерская Палата. Светлица и ее рукоделья. Белая казна. Иностранцы бывавшие в Москве в течении XVI и XVII ст.

Из книги Жизнь древнего Рима автора Сергеенко Мария Ефимовна

Глава четвертая. Одежда Мы мало знаем о том, каковы были квартиры бедных людей в инсулах и вовсе ничего не знаем о крестьянских хижинах: ни об их плане, ни об их размерах. Все наши догадки по этому поводу, как бы ни были они логичны и здравомысленны, остаются догадками:

Из книги По следам древних культур [с иллюстрациями] автора Коллектив авторов

Одежда и украшения Об одежде скифо-саков до раскопок Пазырыкских курганов мы имели представление по изображениям скифов на сосудах и других изделиях из денных металлов греческой работы, по изображениям саков на персидских барельефах ахеменидского времени и по двум

Из книги Соловецкий концлагерь в монастыре. 1922–1939. Факты - домыслы - «параши». Обзор воспоминаний соловчан соловчанами. автора Розанов Михаил Михайлович

Глава 6 Пища - одежда - религия - побеги Предельно кратко приведу еще несколько важных данных о сахалинской каторге в надежде, что найдутся-таки читатели, чтобы сопоставить их с теми, что приведены в первой книге о соловецком концлагере.Пища.Не нашлось ни у кого даже

Из книги Славянские древности автора Нидерле Любор

Глава IV Одежда и украшения В праславянский период одежда славян была простой и однообразной. Именно такой и должна была быть одежда народа, жившего вдали от торговых путей и не располагавшего средствами для покупки себе у купцов, на протяжении тысячелетий проезжавших

Историческая зарисовка

Так же, как и женский костюм, мужская одежда Эпохи Викингов была частью традиции, восходящей к древним временам. Тацит описывал германскую одежду римского Железного Века в труде «Германия», гл. 17:

Tegumen omnibus sagum fibula aut, si desit, spina consertum: cetera intecti totos dies iuxta atque ignem agunt. Locupletissimi veste distinguuntur, non fluitante, sicut Sarmatae ac Parthi, sed stricta et singulos artus exprimente. Gerunt et ferarum pelles, proximi ripae neglegenter, ulteriires exquisitius, ut quibus nullus per commercial cultus. Eligunt feras et detracta velamina spargunt maculis pellibusque beluarum, quas exterior Oceanus atque ignotum mare gignit.

Верхняя одежда у всех - короткий плащ, застегнутый пряжкой, а если ее нет, то шипом. Ничем другим не прикрытые, они проводят целые дни у разожженного в очаге огня. Наиболее богатые отличаются тем, что, помимо плаща, на них есть и другая одежда, но не развевающаяся, как у сарматов или парфян, а узкая и плотно облегающая тело. Носят они и шкуры диких зверей, те, что обитают у берегов реки - какие придется, те, что вдалеке от них, - с выбором, поскольку у них нет доставляемой торговлей одежды. Последние убивают зверей с разбором и по снятии шерсти нашивают на кожи куски меха животных, порождаемых внешним Океаном или неведомым морем .

Плащи, описываемые Тацитом, представлены в археологии удивительно большим количеством фрагментов, наиболее сохранившиеся из которых происходят из болот. Это большие прямоугольные куски шерстяной саржи, размером примерно 8 футов х 5 футов 6 дюймов (2,5 х 1,5 м), очень часто украшенные плетёными на дощечках кромками и кисточками. Эти плащи обычно представляются шедеврами ткачества, в том смысле, что они могли быть доступны только очень богатым людям, но фактически переплетение ткани плащей никогда не бывает исключительным. Йоргенсен указывает, что хотя современные ткачи, возможно, пытались произвести аккуратные реплики, только широкие плетёные на дощечках края лучших экземпляров имеет выдающееся качество, и даже они были бы гораздо легче сплетены древними ткачами, чем современными имитаторами. У многих плащей недостаёт этих широких краёв, некоторые имеют более узкие края, а другие не имеют кромки вовсе; эти более простые типы могут быть недостаточно представлены среди находок и, возможно, являются более типичными для обычного германского плаща.


44 Шерстяная рубаха и шерстяные бриджи с пришитыми носками из Торсбьёрга, Германия

Тацит намекает на то, что другая одежда, помимо плаща, являлась редкостью среди германцев, а Цезарь также отмечал, что германцы одевались очень легко. Некоторые римские скульптуры подтверждают, что они могли не надевать ничего, кроме плаща, в то же время значительное количество римских скульптур изображают германцев одетыми в штаны и рубахи, иногда как раз узкие, как их описывал Тацит. По крайней мере, в последующие века эти элементы одежды станут неотъемлемой частью повседневного костюма.

Слово камиза (‘рубаха’) появилось в Латинском языке к концу римского периода, обозначая плотно посаженную льняную тунику с длинными, узкими рукавами (Jerome, Письма, Книга 64, no.II); эта форма одежды очень отличалась от традиционной мешковатой римской туники. Этимология латинского слова, очевидно, ведёт через галльский к германскому корню, и предмет одежды, который оно описывает, также мог быть получен из Германии Железного Века. Длиннорукавная, узко скроенная рубаха, камиза фактически полностью соответствует галльскому костюму, описанному Страбоном, и упоминаемой Тацитом плотно облегающей германской одежде. По большому счёту, находка римской эпохи из Торсбьёрга, Германия, близко соответствует этим описаниям, хотя она сделана из хорошей шерстяной ромбовидной саржи, а не изо льна; она всего 22½ дюйма (57 см) шириной и прошнурована с обеих сторон для более плотного облегания (44,45).

45 Выкройка рубахи из Торсбьёрга. Рукава расположены таким образом, что шов встречается со спиной на расстоянии около 3 дюймов (7 см) ниже шва на плечах. Нижняя часть рукавов оформлена диагональной прошивкой поперёк ткани. Бока рубахи зафиксированы завязками. Масштаб 1:15 .

Также из Торсбьёрга происходят две пары длинных, облегающих штанов (44, 46). Эти, а также очень простые штаны из Дамендорфа, Германия, отображают по сути одинаковую, выдающуюся конструкцию. Штанина изготовлена из одного куска ткани, сзади отрезанного прямо и с криволинейным передним краем. Шов на штанине поднимается вверх до места встречи с отдельным прямоугольным или трапециевидным седалищем, и один или два куска обычно собираются в промежность. Полоса вокруг верха штанов имеет простые петли для пояса. Подобная конструкция должна была развиться из отдельных чулок, которые просто были соединены вместе при помощи дополнительных кусков ткани в верней части ноги. Обе пары штанов из Торсбьёрга имеют носки; в одной паре они являются частью штанов, в другой они были пришиты, как будто являясь позднейшим дополнением, но с другой стороны, эти носки могли заменять предыдущие, окончательно износившиеся. Штанины Дамендорфских штанов были оторваны снизу, так что мы не можем сказать, оканчивались ли они носками. Похожие штаны с носками отображены на фреске позднего римского аристократа в Силистре, Болгария. Но во времена Тацита штаны были воплощением варварства, поэтому образчик должен был появиться вне римского мира.






46 Выкройки штанов из Германии римского времени.
А) сверху: F.S.3684. Торсбьёрг
Б) напротив сверху: F.S.3685. Торсбьёрг
В) напротив снизу: Дамендорф. Масштаб 1:15.

Спустя примерно четыре столетия после Тацита, гало-римлянин Сидоний Аполлинарий описывал кортеж германского принца Сигисмера (Письма, Книга 4, no.20):

… quorum pedes primi perone saetoso talos adusque vinciebantur; genua crura suraeque sine tegmine; praeter hoc vestis alta stricta versicolor vix appropinquans poplitibus exertis; manicae sola brachiorum principia velantes; viridantia saga limbis marginata punaceis…

… их ноги до лодыжек были зашнурованы в башмаки из жёсткой кожи; колени, глени и икры без прикрытия; помимо этого очень узкие цветные одеяния едва достигали их голых коленей, рукава прикрывают только верх руки; зелёные плащи ограничены красной каймой…

Сидоний продолжает рассказ тем, что они были украшены шкурами северного оленя, что увеличивает вероятность того, что Сигисмер мог быть фактически скандинавским принцем.

Как и Тацит до него, Сидоний отмечал типичные германские плащи и короткую, плотно облегающую одежду. Эти мужчины также не носили штанов, или их штаны заканчивались выше колена. Короткие рукава в этом описании соотносятся с парой безрукавных туник из Северной Германии, из Обеналтендорфа (47) и Маркс-Етцель. 34-х дюймовая (87 см), туника из Маркс-Етцель достаточно широка в плечах, чтобы обеспечить появление коротких рукавов, как это описано у Сидония. Так же, как и туника, в Маркс-Метцель была найдена пара шерстяных штанов длиной до колена, такого же вида, в какие могла быть одета свита Сигисмера (48).

Два описания франкского платья пришли непосредственно из Эпохи Викингов, и я привожу их здесь ради представления о параллельной портновской традиции, имеющей общую родословную со скандинавским костюмом и существовавшей рядом с ней. Существовали продолжительные контакты между франками и скандинавами посредством торговли, переселений и войн, а в 826 году датский конунг Клакк-Харальд вернулся от двора франкского правителя с полученными в дар красивыми одеждами. Первое описание принадлежит Эйнхарду, современнику Карла Великого. Его жизнеописание императора, Vita Karoli, создавалось в 829-36 гг. и содержало описание его типичного одеяния (ch. 23):

Vestitu patrio, id est Francico, utebatur. Ad corpus camisam lineam, et feminalibus lineis induebatur, deinde tunicam, quae limbo serico ambiebatur, et tibialia; tum fasciolis crura et pedescalciamentis constringebat et ex pellibus lutrinis vel murinis thorace confecto umeros ac pectus hieme muniebat, sago veneto amictus…

Он носил одежду своей нации, Франков: затем на своё тело он надевал льняную рубашку и штаны изо льна; затем тунику, отделанную по краю шёлком, и чулки; затем обёртывал глени полотняными лентами, и обувал ноги в башмаки; а куртка, сделанная из шкуры выдры или горностая, защищала его плечи и торс зимой; он носил синий плащ…

Монах Святого Галла, иногда определяемый как Ноткер, написал письмо с отчётом о правлении карла, называемое De Carolo Magno, датируемое 883-4 гг. Оно содержит дополнительные описания традиционного франкского платья, которые расходятся в некоторых моментах с описанием императора у Эйнхарда. Франкские одежды, описываемые здесь, настолько богатые, что могли носиться только представителями знати и богачами:

Erat antiquarum ornatus vel paratura Francorum: calciamenta forinsecus aurata, corrigiis tricubitalibus insignita, fasciole crurales vermiculate, et subtus eas tibialia vel coxalia linea, quamvis ex eodem colore, tamen opera artificiosissimo variata. Super que et fasciolas in crucis modum intrinsecus et extrinsecus, ante et retro, longissime elle corrigie tendebantur. Deinde camisia clizana, post hec balteus spate colligatus…

Ultimum habitus eorum erat pallium canum vel saphirinum quadrangulum duplex sic farmatum, ut cum imponeretur humeris, ante et retro pedes tangeret, de lateribus vero vix genua contegeret.

Таковы были наряды или одеяния франков в прежнее время: башмаки, вызолоченные снаружи, украшенные шнурками в три локтя длиной, окрашенные кермесом ленты на голенях, а под ними чулки и штаны изо льна, такого же цвета, но отличающиеся более замысловатой работой. Поверх них и лент, внутри и снаружи, впереди и позади, длинные шнурки укладывались в виде креста. Далее рубашка из мягкого льна, после которой украшенная перевязь для меча…

Последней из их одежд был плащ, белый или синий, в форме двойного квадрата, таким образом, будучи надетым на плечи, спереди и сзади он достигал ступней, однако по бокам он едва прикрывал колени.

Крестообразно подвязанные шнурки, подобные описанным здесь, были и у молодого аристократа, похороненного в соборе Святого Северина, Кологне, Германия, в восьмом веке. Под длинными шнурками их овчины на нём были надеты белые льняные обмотки.

Пока что было бы неправильным изображать германскую моду неизменной на протяжении сотен лет, разделяющих Тацита и Кнута. Однако обнаруживается неожиданное количество параллелей и сходств между тем, что мы знаем о германском платье римского периода, и скандинавской модой Эпохи Викингов.

47 выкройка безрукавной шерстяной туники римского времени

ЛЬНЯНАЯ ОДЕЖДА

наверх
48 Гениально простая выкройка коротких бриджей из Маркс-Етцель, Германия. Передний клапан заворачивается под промежность и прикрепляется к поясу. Подобный принцип мог использоваться и для льняных бриджей. Масштаб 1:15.

Заметно одно различие в распространении льна в Швеции и Дании Эпохи Викингов. Археологические свидетельства показывают, что викинги могли быть похоронены в льняных рубахах, которые одевались с поясом и часто с плащом, но без шерстяной верхней рубахи или туники. Серебряная пряжка из захоронения викинга в Балладуле, остров Мэн, содержала остатки очень тонко сотканной льняной ткани, которая должна была принадлежать рубахе покойного. Аналогичные находки из Хедебю свидетельствуют о том, что рубахи изготавливались исключительно из качественной ткани из нитей Z-крутки полотняного переплетения, которая служит признаком либо льняной, либо, возможно, лёгкой шерстяной ткани со сходным эффектом. Фрагменты шерстяной полотняной ткани из гавани Хедебю (57), идентифицированные Ингой Хёгг как остатки рубахи, не согласуются с фрагментами, отмеченными на указанных пряжках.

49 Фрагмент выполненного Арбманом плана погребения bj.905 из Бирки, включая подковообразную фибулу (1), железный нож (3), бронзовые одежные крючки (6) и бусину. Арбман 1944

В погребении bj.944 Бирки были обнаружены остатки льняной рубахи, украшенной шёлком и серебряной тесьмой. Рубаха была одета под кафтаном, но это не может означать, что рубаха использовалась исключительно как нижняя или ночная одежда; её богатая отделка указывает на то, эта рубаха предназначалась для демонстрации, и должна была часто надеваться без кафтана. Другой богато украшенный фрагмент льна из Ллан-горс, Уэльс, датируемый концом девятого – началом десятого веков, возможно, был от рубахи и был вышит цветными шёлковыми нитками. Orkneyinga saga , гл. 55, описывает льняное одеяние, богато украшенное золотом, которое также могло быть льняной рубахой.

Льняные рубахи также носили и другие германские народы. Как мы можем видеть, германская мода, кажется, привела к появлению льняной camisia в римском мире, в то время как традиционное одеяние франков, описанное в De Carolo Magno, включало в себя льняную рубаху, надеваемую прямо под плащ, без шерстяной туники. Также и Франкские Анналы Св. Бертина приготовление льняной рубахи (camisia) для зажиточного гражданина Therouanne в сообщении за 862 год. Белые льняные рубахи также можно увидеть на иллюстрациях Каролингского манускрипта, в особенности на миниатюре Первой Библии Карла Лысого (Vivian Bible, Bibliothèque Nationale MS Lat I). Поль Дьякон, писавший в восьмом веке, информирует нас, что и ранние лангобарды и современные ему англичане также носили преимущественно льняную одежду (maxime linea, Historia Langobardum, Книга 4, гл. 22; яркая отделка, упоминаемая им, также предполагает высокий статус владельца). Также льняные рубахи упоминают Bede и Альдхельм в англо-саксонском контексте. Византиец Лев Дьякон писал, что Святослав, князь русов десятого века, и его свита были одеты в простые льняные рубахи. Таким образом, скандинавские льняные рубахи являлись частью общегерманской традиции.

Согласно Vita Caroli и De Carolo Magno франки носили льняные штаны. Богатый франкский костюм, описанный в De Carolo Magno, включал штаны из окрашенного кермесом льна и, несомненно, украшенные вышивкой. Но большинство должно было быть из простого льна, отбеленного или небелёного. Франкские источники De Carolo Magno и Vita Caroli указывают, что льняные штаны одевались без шерстяных верхних штанов, но с обмотками и чулками.

Уникальными среди находок из Бирки являются два маленьких крючка из погребения bj.905, находящиеся прямо под коленями (49). Крючками крепились прочные шерстяные гетры, закрывающие нижнюю часть ноги, а зацеплялись они за железные петельки, которые, видимо, крепились у льняным штанам длиной до колена. Этот редкий случай находки чулочно-носочной одежды викингов in situ подтверждает наши подозрения, что скандинавы, подобно франкам, могли носить только льняные штаны.

В исландских сагах ‘рубаха’ (skyrta) и льняные штаны (lín-brœkr) обычно группируются в одно понятие ‘льняная одежда’ (lín-klœði). Фраза может натолкнуть на мысль о раздетом состоянии, однако не должно означать, что льняная одежда была просто нижней или ночной. Льняная одежда носилась на голое тело, а остальная одежда (такая как плащ, шапка, обувь и обмотки) надевалась поверх неё, однако рубаха и льняные штаны оставались видимыми и были, несомненно, базисом всего костюма. Далёкое от предложения чего-либо необычного о ношении льна, выражение ‘в льняной одежде’ (í linkœđum) в саге на самом деле указывает, что льняная одежда была повсеместной, но было странным носить только лён вне дома. В Fljótsdœla saga , гл. 18, Гуннар встаёт ночью, чтобы пойти в уборную, одетым в льняную одежду, и это должно быть обычным контекстом для такого полуодетого состояния, который должен был сделать его одинаково привычным для читателей и автора.

Хотя лён поздно пришёл в Скандинавию, он был принят с энтузиазмом и стал широко распространённым ещё до Эпохи Викингов. Таким образом, несмотря на жёсткий климат, было бы разумно поместить скандинавов Эпохи Викингов рядом с другими носившими лён германскими народами. Отношение викингов ко льну было, вероятно, сходным с изображённым в латинской полемической поэме одиннадцатого века Conflictus Ovis et Lini, в которой отмечалось, что, несмотря на то, что шерстяная одежда надевается в плохую погоду, льняная носилась всегда (l. 139-56).

Однако стоит сделать исключение для жителей Готланда и западной Норвегии, где лён, вероятно, мало использовался во времена викингов. И это так же может быть верно для ранних исландцев; Так в Fljótsdœla saga, гл. 16, Кетиль надевает шерстяную рубаху и штаны, а автор саги отмечает, что такая же льняная одежда не была надета ‘в тот раз’. В то же время Адам Бременский подтверждает, что в конце Эпохи Викингов норвежцы целиком полагались на собственную шерсть для изготовления одежды.

РУБАХА. ВЫКРОЙКА РУБАХИ

наверх

В сагах ‘льняная одежда’ иногда описывается словосочетанием skyrta ok línbrœkr, ‘рубаха и льняные штаны’. В то время как ткань для brœkr специально указывается как лён, ткань для skyrta, очевидно, может быть определена условно. Для средневековых исландцев в то время skyrta должна была всегда, или почти всегда быть льняной, и есть множество свидетельств того, что рубахи Эпохи Викингов делались изо льна. Группа льняных фрагментов из Йорка времён викингов была интерпретирована как остатки детской рубашки. Фрагменты льняной рубахи были найдены в Бирке, а следы льняной одежды нередко обнаруживаются вместе с поясными пряжками в мужских погребениях. Но наиболее впечатляющей археологической находкой является почти целая льняная рубаха из Виборга, Дания (50, 51). Дошедшая до наших дней рубаха из Виборга, происходящая из погребения, возможно, 1018 г., имеет качество, очень сходное с фрагментами из погребений в Хедебю. Находки поистине поразительны, поскольку такая сохранность льна очень необычна для Северной Европы.


50 Фрагменты льняной рубахи начала одиннадцатого века из Виборга, Дания, после консервации. Масштаб 1:15. Рисунок Маргит Петерсен

Вероятно, можно противопоставить льняную skyrta или ‘рубаху’ саг и kyrtill или ‘kirtle’ , которые, судя по всему, обычно изготавливались из шерсти. Однако, создаётся впечатление, что kyrtill неизвестен в ранней поэзии кроме как в Rígsþula ст. 23; оно встречается в строфах саги как skinn-kyrtill или ‘skin-kirtle’ , но это, как и невеста, одетая в ‘geitakyrtlu’ , из Rígsþula, подразумевает скорее одежду из меха или шкур, а не из шерсти, равно как и Оттар Норвежский говорил королю Альфреду, что он торговал меховыми kirtle’ами из шкур медведей или выдр (berenne kyrtel oððe yterenne), которые он, по-видимому, приобрёл у саамов . Таким образом, словом ‘kirtle’ у викингов могла подразумеваться различная одежда от шерстяного kirtle в сагах, возможно, означающего жилет или thorax, описываемый ниже. Точно так же skyrta не может быть определена как льняная одежда, а упоминание ‘шерстяной рубахи’ в Fljótsdœla saga, гл. 16, точно отражает исторический реалии Исландии и западной Норвегии, где лён мало использовался в Эпоху Викингов. Поэтому слово ‘рубаха’ используется здесь независимо от того, сделана ли одежда изо льна или из шерсти.

51 Реконструкция рубахи из Виборга, вид спереди. Квадратный ворот имеет разрез справа и открывается с помощью скользящих узлов, чтобы показать подкладку, котрая также имела разрез слева. Подкладка закреплена сзади и спереди серией декоративных швов; подкладка имеется только на торсе. Рубаха несколько сужается в направлении талии, ткань подгибается и задняя пола заходит на переднюю. Масштаб 1:15 52 Выкройка шерстяной туники из Рипсхольд Моус, Нидерланды, датируемой первым или вторым веками н. э. Все одеяние соткано как один фигурный кусок, включая рукава и ворот. 45 дюймов (115 см) в длину, она намного больше её типичного Германского эквивалента, представленного рубахой из Торсбьерга. Масштаб 1:15

После появления льна, скандинавский мужчина мог начать надевать вторую рубаху из шерсти поверх льняной рубахи, и такая двуслойность иногда прослеживается на иллюстрациях большого мира викингов, как, например, на изображении короля Эдуарда на смертном ложе на гобелене из Байо. Это новое разграничение между нижней верхней рубахами могло привести к переопределению термина kyrtill в конце Эпохи Викингов. Однако, верхняя рубаха одевалась не всегда; она не использовалась франками Ноткера и англичанами Поля Дьякона, в то время как автор Konungs Skuggsjá считает необходимым давать наставления против ношения льна сверху даже в Норвегии тринадцатого века.

Этимологически, слово skyrta, ‘рубаха ’, вероятно, описывает предмет одежды, скроенной из ткани, в противопоставление одежде, подобной плащу, которая могла быть соткана целиком. Как и плащ, туника в римском стиле тоже могла быть соткана одним куском, как дошедшая до наших дней туника из Reepsholt Mose, Нидерланды, которая была соткана одним куском, включая рукава и ворот (52). Но одежда, выкраиваемая по размеру, более предпочтительна с точки зрения удобства ткачества, и это, несомненно, является важной характеристикой skyrta.

В песне Rígsþula, ст. 15, рубаха, одетая Афи, свободным фермером, описана как ‘плотно облегающая’ (þröngr). Узость одежды фермера, возможно, отличала её от одежды рабов в ранних стихах, которой, возможно, была kufl, сравнительно бесформенная шерстяная одежда. Будучи облегающей вокруг рук и тела, skyrta, вероятно, была облегающей и в шее. Так в Laxdæla saga , гл. 35, Гудрун разводится со своим мужем из-за женской рубахи со свободной шеей, которую она сделала для него (см. выше, гл. 1).

Выкройка рубахи из Виборга заметно отличается от того, что мы знаем о восточных рубахах, таких как рубаха из Antinoё. Помимо прочих отличий, в то время как рубаха из Antinoё расширялась пониже места соединения с рукавами, рубаха из Виборга не только остаётся облегающей по всей длине, но фактически немного сужается в талии. Различие такое же, как и отмеченное Тацитом между германской одеждой и одеяниями сарматов и парфян.

ДЛИНА

наверх

Как и рубаха из Торсбьёрга (44, 45), которая была лишь 34 дюйма (86 см) длиной, рубахи эпох Переселения Народов и Венделя часто могли быть довольно короткими. Рубаха пятого века из Högom, Швеция, была всего 28 дюймов (70 см) длиной от плеч до подола, протянувшись всего на 4-6 дюймов (12-15 см) ниже пояса (53). Аналогичные короткие рубахи, едва достигавшие верха бедра, можно увидеть на телеге и гобелене из Осеберга (54), также как и камнях с Готланда (60), рунических камнях из Швеции и скульптуре из Англии.

Также как рубахи длиной не ниже верха бёдер, гобелен из Осеберга также изображает мужчину в рубахе почти до колена, и подобная выкройка часто встречается на камнях с Готланда и англо-норвежской резьбе; рубаха, надетая на повешенном мужчине с гобелена из Осеберга, имеет юбку длиной до колена с центральным разрезом.

Такая длинная рубаха является обычной на иллюстрациях в манускриптах, таких как Liber Vitae, изображающей короля Кнута (55), и гобелен из Байо. Рубаха из Виборга начала одиннадцатого века была 37 дюймов (94 см) длиной от плеч до подола, и такого же размера в талии; это была довольно облегающая одежда, но не особенно короткая (50, 51). Своеобразная рубаха из Bernunthsfeld, Германия, датируемая 660 – 870 гг. н.э., имела длину в 41 дюйм (105 см) и должна была прикрывать колени владельца (56).


53 Выкройка шерстяной рубахи пятого века из Högom, Швеция. Авторы реконструкции Нокерт и Ландволл. Дополнительный кусок ткани, впущенный слева, на самом деле не являются частью оригинальной моели, а был добавлен для нормального обхвата владельца. Мастаб 1:15 54 Мужская фигура из сцены процессии на гобелене из Осеберга. Как и большинство мужчин в этой сцене, он одет в короткую рубаху и широкие снизу штаны. Поверх рубахи он носит короткий плащ: линия подола и треугольное отверстие на шее предполагают модель типа paenula c прорезью на шее (cf. 66b). С иллюстрации М. Storm

Хотя короткая выкройка, должно быть, стала менее популярной во времена поздней Эпохи Викингов, возможно, под влиянием английской и европейской моды, длинный фасон, кажется, мог существовать в Скандинавии с начала эпохи. Короткая одежда могла, очевидно, могла носиться состоятельными мужчинами, так как вождь из Högom однозначно имел высокий статус; вероятно, мужчины, имевшие обыкновение ездить верхом, предпочитали короткую одежду, не перекрывавшую седло.

наверх
Примечания

2. Имеется в виду масштаб в оригинальной книге. Поскольку линейки нет, гарантировать совпадение масштаба не могу.

3. Кермес , насекомое из одного семейства с кошенилью. Живет на листьях дуба (Quercus coccifera), в южн. Европе (Испания, Италия, Архипелаг); из сушеных насекомых (самок), обработанных уксусн. кислотой, добывается пурпуровая краска, бывшая в большом употреблении в древности и в средние века, и теперь еще употребл. для окраски шерстяных изделий. (словарь Брокгауза и Эфрона).

4. Сага об Оркнейцах

5. Сага о людях из Речной Долины. Не переведена на русский язык.

6. В русском переводе саг, возможно, «куртка» или «шуба», надо уточнять. Толковый словарь английского языка даёт такое определение «kirtle»: 1) Женская юбка или платье; 2) мужская куртка

7. «Песнь о Риге» Старшей Эдды

8. Kirtle из шкуры

9. В русском переводе песни указано «хозяйка в одежде из козьей шерсти» (автора перевода пока установить не удалось). Однако в английском переводе (by Olive Bray) говорится «maiden in goat-skin kirtle», т.е. «дева в kirtle из козлиной шкуры». Для нас разница принципиальна, как мне кажется.

11. «Speculum Regale» или «Зерцало Короля». Книга была написана около 1250 года на старонорвежском языке анонимным автором.

12. «Сага о людях из Лососьей долины»

перевод: Сергей «Гостята» Мишанин 2008

Викинги были в среднем на 10 сантиметров ниже современных людей. Рост мужчины составлял 172 сантиметра, а женщины – 158-160 сантиметров. Разумеется, отдельные личности могли быть значительно выше. Так, встречаются захоронения викингов, рост которых достигал 185 сантиметров. Кроме того, археологи доказали, что знатные люди в эпоху викингов были намного выше своих рабов, что объяснялось разным "качеством жизни" господ и слуг.

Изначально одежда обитавшего в северной части древней Скандинавии народа (мужчин и женщин) состояла из коротких меховых курток и штанов, мехового же головного убора и меховых сапог и перчаток.

фото: followthevikings

Жившие на юге племена одевались, вероятно, по германскому образцу: в меховой плащ и куртку, сшитую из двух шкур. Для украшений пользовались янтарными бусами и зубами животных.



фото: lykosleather

Оружие и посуду делали из кремня, костей, рога и тому подобного материала.

фото: followthevikings

Одежду шили из домотканой материи, но иногда и из тканей, которые привозили викинги.

фото: wyrdvikingdesign

Женщины носили свободное платье-рубаху с длинными широкими рукавами, а сверху надевали верхнее платье-сарафан с незашитыми боками, бретели которого закреплялись на плечах парными фибулами-брошами, а на талии такой сарафан иногда перехватывался поясом.

фото: followthevikings

В те времена еще не знали пуговиц и в качестве застежек использовали различные булавки, пряжки и броши. Во многих домах одежду каждое утро зашивали у ворота и рукавов.

На плечи обычно набрасывалась шаль, заколотая брошью. Среди норманнских женщин особенно были распространены скорлупообразные, кольцевидные и трехлепестковые фибулы. Основным материалом для ювелирных украшений эпохи викингов была бронза, нередко позолоченная и частично покрытая оловом или серебром. Золото – более редкий материал для "викингских" украшений.

фото: wyrdvikingdesign

Замужние женщины покрывали голову платком.

Мужчины одевались в короткую тунику, облегающие штаны, завязывающиеся при помощи тесемок на талии, и плащ, который закреплялся фибулой на правом плече, чтобы не стеснять движений в бою и иметь возможность в любой момент беспрепятственно обнажить меч. На талии носили кожаный ремень, часто с пряжкой и наконечником из металла.


На ногах у норманнов были башмаки из мягкой кожи, которые завязывались ремнями на икрах.

Платья скандинавов эпохи викингов – особенно парадные – отличались необыкновенной роскошью.

Исландец Эгиль Скаллагримсон получил на праздник середины зимы в подарок от одного родственника шелковый плащ, доходивший ему до пят, весь вышитый золотом и сверху донизу усаженный золотыми пуговицами. Индриди, богатый бонд из Тронхейма, всякий раз, отправляясь к королю, Олаву сыну Трюггви, одевался в красное суконное платье; на правую руку надевал тяжеловесное золотое обручье, на голову – шелковую шапку, вытканную золотом и обитую цепочкой из того же металла.

Как рассказывается в "Саге о йомсвикингах", платье одного ярла ценилось в 20 марок золота. Только на его шляпе было на 10 марок золотого шитья. На усадьбу этого ярла сделал набег викинг Буи Толстый и разграбил дом, где хранились драгоценности ярла: он взял два ящика, набитых золотом, добытым в набегах.

Как мы уже знаем, женщина занимала особое положение в норманнском обществе. Она оставалась главным человеком в усадьбе, когда муж отправлялся в викингский поход. И символом власти хозяйки двора была связка ключей, которую носили на поясе.

В дохристианское время, то есть в эпоху викингов, носили платье из шерсти и льна. Сохранились образцы одежды этого периода из ткани, вырабатывавшейся из животного волоса и растительных волокон. Встречалась грубая ткань (флоки) и нарядная, называвшаяся вадмал, а также темнополосатая ткань моренд.

Благодаря морским походам викингов скандинавы познакомились с роскошными иностранными материями. Дорогие ткани привозились также из России.

Мужчины носили преимущественно серое, коричневое или черное платье с белой или зеленой обшивкой, а женщины предпочитали более яркое. В раскопках, относящихся ко времени до эпохи викингов, найдены: туникообразная куртка с длинными рукавами, штаны с пришитыми к ним чулками и нашитыми в верхней их части петлями для продевания в них пояса.

В шлезвигских и ютландских раскопках найдены еще: полукруглый плащ из похожей на плюш материи; держащаяся на наплечниках рубаха из грубой шерстяной ткани, спускающаяся ниже колен и опоясанная длинным кожаным ремнем, шерстяные бинты и полосы, служившие для обматывания ног, кожаные башмаки на шнурах и две шапки из грубой шерсти полукруглой и цилиндрической формы.

Из северных саг и песен, охватывающих период с XI по XIII век, мы узнаем о вошедшей тогда в употребление одежде. Костюм мужчин состоял из рубахи, штанов, различных курток и плащей, носков, чулок, башмаков и шляп. Довольно узкая рубаха (myrta), с коротким грудным разрезом и длинными рукавами, облегала плотно шею, и ею ограничивались в домашнем обиходе. Шилась рубаха из полотна, а для конунгов и из шелковой материи; очень часто по краям делались всевозможные вышивки.

Штаны шились из полотна, сукна и мягкой кожи; поддерживались они поясом из кожи или из одинаковой со штанами материи. Длинные, зауженные книзу, штаны назывались брокер; с ними носили длинные носки и чулки. Башмаки состояли из куска кожи или шкуры, привязывавшегося к ноге ремнем.

В теплое время надевали куртки из шерстяной материи, в холодное время – из меха. Очень короткую, едва прикрывавшую бедра куртку носили представители среднего и низшего сословий.


фото: vikingvalley.no
В XI веке мужчины, подчиняясь общеевропейской моде, стали появляться в зашнурованных сбоку длинных куртках со шлейфами; длинные рукава этих курток привязывались посредством шнуров к плечам.

Эти куртки шили из двухцветного сукна, рукава их отличались богатыми отделками. Опоясывались знатные люди широкими металлическими поясами из отдельных подвижных частей, украшенными пряжками, драгоценными каменьями и зубами животных. На приделанной к такому поясу короткой цепочке висел нож или меч. На ноги надевались чулки с дорогими подвязками и доходившие до половины икр башмаки.

Плащи шили с капюшонами и длинными рукавами. С IX века они наглухо застегивались. К ним приделывалась часто маска из материи для защиты лица от холода.

Встречались также плащи, снабженные только прорезями для рук (олпа), изготовлявшиеся из волчьей и медвежьей шкуры для походов. Были еще куртки с прикрывавшим шею воротником (надо полагать, из кожи), называвшиеся биулфи и также служившие только для походов.


Фалдонами назывались плащи из меха или шерсти, которые накидывались на плечи.

Рыбачий плащ, который натягивался через голову и походил на мешок, был с обеих сторон открыт и снабжен завязками.

В праздники носили плащи, изготовленные из тонкой шерстяной или шелковой материи и украшенные вышитыми бордюрами. Из шелка шили также плащи, застегивавшиеся на плече, причем и они украшались вышивкой или мехом.

Мужчины очень любили красиво одевать своих жен и дочерей согласно их достоинству и происхождению.

Бывали отцы, находившие это столь важным, что, выдавая дочь замуж, заключали о том особенные условия, подобно исландцу Освивру. При обручении своей дочери Гудрун с Торвальдом сыном Халльдора он, в числе разных условий, выговорил для нее такое количество платьев, которое было и у других женщин равного с ней происхождения и состояния. Торвальд обещал невесте, что ни у одной женщины не будет таких прекрасных нарядов, как у нее. Гудрун же после свадьбы обнаружила такое усердие к собиранию нарядов, что не было драгоценности в западной четверти Исландии, которой не желала бы она иметь.



Головным убором всех скандинавов была низенькая, с широкими полями шляпа, скреплявшаяся узким ремешком под подбородком и изготовлявшаяся из кожи, меха или войлока. Руки прятали в холодную погоду в больших рукавицах.

Форма одежды низших сословий, несмотря на влияния моды, оставалась все той же, как и в языческие времена. Эта одежда состояла из куртки с капюшоном желтого или зеленого цвета, из полотняных штанов, зашнурованных у ступни (если не было чулок), широкополой шляпы и кожаных башмаков.

Лишь со времени влияния иноземцев на скандинавскую одежду костюм женщин стал отличаться от мужского.

Появляется длинная, иногда даже со шлейфом, рубаха с большим вырезом. Женщины бедные шили такие рубахи из холста или полотна, а богатые, носившие их дома без верхнего одеяния, из шелка с роскошными вышивками по краям, причем вырез на груди прикрывался платком.

Верхнее платье, согласно германо-франкскому обычаю, плотно прилегало в верхней части тела, расходясь книзу широкими складками. Рукава были либо очень длинные, либо коротенькие. В талии платье стягивалось шнуром или кожаным поясом. На поясе женщины носили сумочку, ножи, ножницы и ключи.

Накидками служили женщинам мужские плащи, причем в суровую погоду голова прикрывалась капюшоном. Пользовались женщины такими же шляпами, башмаками и перчатками, как и мужчины.

Богатые женщины нередко еще носили нечто вроде головной повязки, покрывавшей заплетенные в косы волосы и состоявшей из цветных или вышитых золотом полотняных лент. Обвитые вокруг головы, эти ленты принимали форму то шара, то сахарной головы, то какую-либо иную фантастическую форму.

Мужчины носили длинные волосы и бороду. Только свободный мужчина и непорочная девушка носили распущенные по плечам волосы: у рабов и женщин дурного поведения они обрезались.


На Севере считались красивыми одни только белокурые волосы.

Довольно терпимо (с точки зрения красоты) относились к каштановому цвету волос. Рыжие же волосы были у любимого народного бога Тора. Поэтому неудивительно, что многие короли и знатные люди называются в сагах рыжебородыми.

Но черные волосы считались безобразными.

В сочетании со смуглой кожей и густой бородой они служили верными "признаками" колдуна или нечестного, подлого человека. Рабов обыкновенно представляли в литературе с черными волосами и смуглой кожей. Если же все-таки черноволосого человека считали красивым, в сагах это особо оговаривалось. Так, в одной саге говорится, что Сторвирк сын Старкада был прекрасен лицом, хоть и с черными волосами.

Мужчины, как мы уже говорили выше, носили длинные волосы, однако кудри почитались приличными только на голове женщин. Норвежский конунг Магнус Голоногий сын Олава Тихого имел мягкие, шелковистые волосы, падавшие ему на плечи. У викинга Броди черные волосы доходили до пояса. В конце XII века при дворах носили волосы не длиннее, как до мочки уха, гладко зачесанные; на лбу стригли их короче.

При описании красавиц никогда не забывают упомянуть длинные шелковистые волосы. Рагнар Лодброг, славный викинг, после смерти своей любимой жены Торы решил остаться вдовцом, вверил управление королевством своим сыновьям, а сам отправился в морской поход. В одно лето он прибыл в Норвегию и послал своих людей на берег испечь хлеб. Они скоро вернулись назад с подгоревшим хлебом и извинялись перед королем, говоря, что повстречали красавицу и, заглядевшись на нее, не занялись, как следовало, делом. Это была Крака, очень красивая девушка; ее длинные волосы касались земли и блестели, как светлый шелк. Она стала супругой известного викинга. Не меньшей красавицей считалась исландка Халльгерд: несмотря на высокий рост, она могла покрывать всю себя длинными волосами.

Девушки ходили с распущенными волосами; невесты заплетали их в косы; замужние, как мы уже говорили, накрывали голову повязкой, покрывалом или шапочкой.

При раскопках найдены узорчатые гребни, которыми, судя по всему, часто пользовались. Среди обнаруженных археологами предметов встречаются также ногтечистки, пинцеты, красивые тазы для умывания и зубочистки.

Есть также исторические свидетельства об использовании краски для глаз как мужчинами, так и женщинами.

Ибн Фадлан оставил в 922 году следующее описание увиденных им "русов" (шведов): "Я не видел людей с более совершенными телами, чем они. Они подобны пальмам, румяны, красивы. Они не носят ни курток, ни кафтанов, но мужчины носят плащ, которым прикрывают один свой бок, причем одна из рук выходит из плаща. У каждого мужа имеются секира, меч и нож. Мечи их плоские, с бороздками, франкские. И от края ногтей до шеи у них часто есть изображение деревьев, людей и разных других вещей (татуировка. – Н. Б.). А на груди женщин прикреплено кольцо (фибула. – Н. Б.) или из железа, или из меди, или из серебра, или из золота, в соответствии с богатством ее мужа. И у каждого кольца – коробочка. Некоторые женщины носят прикрепленный к кольцу нож. На шеях у них – несколько рядов бус из золота и серебра… Самое лучшее украшение у них – это зеленые бусы из керамики".

Как от дохристианского периода, так и от Средних веков остались всевозможные украшения, резко отличавшиеся как по работе, так и по красоте от украшений других европейских народов. Вначале на них еще было заметно римское влияние, но затем (в эпоху викингов) они являются уже совершенно самостоятельными как по рисунку, так и по исполнению.

Оба пола носили браслеты, перстни и серьги, шейные и головные обручи, цепочки, булавки, пояса и пряжки.

Очень распространены были также разнообразные подвески. Основными типами подвесок являлись языческие и христианские амулеты, самым популярным из которых считался молот (молоточек) Тора.

Украшения служили не только для "улучшения" своей внешности, но были и демонстрацией богатства семьи.

Они имели простые формы и, как правило, соотносились с определенной весовой системой, чтобы легко было определить стоимость такого украшения. Иногда украшения разрубались пополам или на неравные части, чтобы расплатиться за услугу или товар. Конунги одаривали своих поэтов (скальдов) золотыми и серебряными обручьями за хвалебные песни.

Викинги часто носили подковообразные фибулы на правом плече как застежку для плаща. Однако постепенно такие фибулы становились способом хранения своего богатства. Некоторые образцы таких фибул, дошедшие до наших дней, могут весить до килограмма. Булавка для такой фибулы должна быть длиной до полуметра. Само собой разумеется, что носить такую булавку было невозможно, зато в качестве эквивалента богатства и денег она была просто незаменима!

Делались украшения того времени чаще всего из серебра. Тем не менее в кладах и захоронениях встречаются и золотые фибулы, обручья и гривны.

Самая красивая гривна из золота была обнаружена на острове Зеландия близ озера Тиссё. Во время весеннего сева она накрутилась на колесную ось сеялки. Это ожерелье было сплетено из толстых золотых нитей самой высокой пробы и весило (как выяснили археологи) 1900 граммов.

Русские гривны, которые тоже часто встречаются в Скандинавии, чаще всего использовались как средство оплаты, ибо имели, как правило, стандартный вес. Одновременно их часто закручивали в спирали и носили как обручья.

Красоту мужчины составляли высокий рост, широкие плечи, хорошо сложенное и тренированное тело, светлые живые глаза и белый цвет кожи. Кроме того, от мужчины требовалось соблюдение приличий в манерах и поступках. Дома он должен был быть гостеприимен, на пирах весел, на тинге красноречив, к друзьям щедр, готов на отмщение врагам, расположен помогать родне и друзьям, отнимать богатство у врагов, храбр и отважен в каких бы то ни было случаях. И еще он должен был хорошо управляться с оружием.


Боевой наряд скандинавов в прежние времена был довольно прост. Доспехом служила жесткая войлочная куртка, обшивавшаяся (по всей вероятности, в позднейшее уже время) металлическими кольцами и пластинками.

Шлемами пользовались сначала, как и у всех германских племен, только предводители. На одной из поясных пряжек нашли изображение шлема с забралом и шейным щитком. На другой такой пряжке (приписываемой периоду викингов) изображен шлем, украшенный двумя обращенными одна к другой птичьими головами, сидящими на длинных шеях.

Щит воинов древних времен был круглый или продолговатый.


В XII веке вошли в употребление кольчужные панцирные рубашки с капюшонами, штанами и перчатками.

Оружие было такое же, как и у других германских народов. Во-первых, характерный короткий, отточенный только с одной стороны, гибкий германский меч или длинный нож (длина лезвия – 44-76 сантиметров), называвшийся скрамасакс (или сакс); затем длинный, прямой, плоский и обоюдоострый меч (наследник древнеримского меча – спаты), топор, метательное и колющее копья и лук со стрелами.

До XI столетия скандинавскую одежду носили и даны; впрочем, датчане отдавали предпочтение черной одежде; даже на больших празднествах знатные датчане появлялись в черном шелковом одеянии. Поэтому у современных эпохе хронистов датчане называются всегда "черными". Позднее появилась и цветная одежда, и во время высадки данов в Англию на них видели белые и красные куртки.

Укрепившись в завоеванной стране и приняв христианство, датчане отказались от скандинавской одежды и облеклись в англосаксонскую.

Военным нарядом датчан был кожаный доспех, со вставленными внутрь металлическими пластинами, крепившимися к кожаному верху металлическими заклепками.

Высокий, полусферический шлем с металлическим наносником надевался на гладкий капюшон.

Почти всегда окрашенный в красный цвет щит был либо круглой, либо полулунной, фригийской формы. Вожди носили белые щиты с расписанными на них знаками-эмблемами. Эти красные, голубые, желтые и зеленые фигуры на щитах нельзя еще считать собственно гербами, но их можно рассматривать как первообразы таковых.

Оружием датчанам служили обоюдоострый меч, секира, двойной топор и лук со стрелами.