Детские браки в арабских странах. Ранние браки в мусульманских странах: история, традиции, обычаи, особенности и последствия

13.10.2019 Мои образы

В тех странах мира, где существует хоть какая-то законодательная база, прописаны и условия вступления в брак. Кроме того, что брак в большинстве стран - дело добровольное, так ещё в каждой стране определен и свой брачный возраст - возраст, по достижении которого разрешается выходить замуж или жениться.

Нет ни одной страны, в которой бы брачный возраст девушек не наступал бы раньше, чем брачный возраст у парней. В разных странах самым ранним возрастом для вступления в брак охватывает диапазон от 9 до 18 лет. Бывают случаи, когда законодательством допускаются какие-либо исключения, а у населения с очень жесткими традициями местные обычаи и вовсе обходят законодательство.

Страной с самым поздним возрастом, начиная с которого можно выходить замуж, является Китай - девушки могут вступать в брак только по достижении ими 20 лет. Недалеко ушла от Китая Индия, там минимальный брачный возраст у девушек - это 18 лет. Хотя ещё 60-65 лет назад в Индии более 50% девушек, не достигших 14 лет уже были замужем, что приводило к многочисленным личным трагедиям, ведь в Индии и по сей день запрещены разводы. Поэтому минимальный брачный возраст был увеличен. Но и сегодня брачные объявления в Индии пользуются самой большой популярностью, а родители подыскивают пару своей дочери без её участия и в большинстве случаев невеста узнает своего будущего мужа непосредственно на свадьбе. Венгрия, Англия, Польша, Германия, Япония, Австралия, Египет и Алжир позволяют девушкам выходить замуж с 16 лет, а во Франции это разрешено с 15.

Законодательная база Италии, Аргентины, Перу и Колумбии определяет минимальный брачный возраст для девушек с 14 лет, а США с 13. Хотя в каждом штате Соединенных Штатов Америки свои порядки и минимальный брачный возраст может отличаться у различных штатов. В соседней США Канаде, в провинции Квебек минимальным брачным возрастом для девушек считается 12 лет. Также и в Парагвае, Эквадоре, Чили, Венесуэле, и даже в такой европейской стране, как Испания.

В 19-м веке девушки выходили замуж не позже 17-ти лет. После 17-ти девушек уже считали «перестарками», а к 20 годам незамужняя девица автоматически переводилась в разряд старых дев. Старым девам нельзя было воспитывать детей и помогать на родах. В России 18-го века есть упоминания о случаях, когда девушки выходили замуж в 13, 12 и даже 11 лет. А самый ранний случай вступления в брак есть в летописях 12 века - 8 лет.

В наше время в мусульманских странах, в небольших поселениях, вдали от цивилизации ранние браки процветают. В Непале и Кандагаре ранний брачный возраст составляет 14 - 15 лет. В той же Индии, в глухих деревнях девочек тайно выдают замуж в 10-11 лет. Т.к. такой брак считается незаконным, но жители придерживаются традиций, то свадьбы происходят или поздно ночью, или ранним утром и сохраняются в тайне всеми жителями деревни. Правда стоит заметить, что в Индии после свадьбы девочки остаются жить дома со своей семьей до наступления половой зрелости и лишь только после этого отдаются в собственность мужа. В глухих провинциях Йемена не так всё радостно. Здесь ранним брачным возрастом считается 6 лет. Мужьями становятся при этом взрослые 25-летние мужчины, на которых молодым невестам поначалу даже противно смотреть.

Как видим, в каждой стране, в каждой культуре существуют свои обычаи и традиции, которые нам, европейцам могут показаться дикостью и варварством.

В Ираке прошли первые с момента вывода американских войск парламентские выборы. Хотя их официальные итоги будут подведены лишь в конце мая, уже сейчас с большой долей вероятности можно сказать, что победителем станет нынешний премьер шиит Нури аль-Малики. Между тем одним из предвыборных обещаний его кабинета было принятие «Закона Джафари о личном статусе», позволяющего жениться на маленьких девочках.

Шокирующие сообщения о нравах исламского мира попадают в прессу с завидной регулярностью. Так, пару лет назад западное общество потрясло известие, что в Египте, где тогда к власти пришли исламисты, намереваются узаконить некрофилию. Дескать, в течение суток после смерти женщины ее муж имеет право вступить с ней в половую связь. Новость эту вскоре опровергли, но, как это обычно бывает, разоблачение привлекло к себе значительно меньше внимания, чем сама «утка».

В основном появление и распространение таких сообщений является следствием исламофобии и отсутствия даже базовых представлений об основах мусульманской культуры. Но бывает, что кажущиеся совершенно дикими инициативы действительно становятся законами в исламских странах.

Таков случай иракского «Закона Джафари о личном статусе». Эта правовая норма легализует изнасилования в браке (муж имеет право заниматься сексом с женой, даже если она этого не хочет), запрещает женщинам покидать дом без разрешения супруга, а в случае развода все дети старше двух лет автоматически переходят под опеку отца. Но самые вопиющие положения «Закона Джафари» касаются изменения брачного возраста.

В настоящее время брачный возраст в Ираке составляет 18 лет. С разрешения опекунов вступить в брак можно и в 15. Такой порядок в стране существует с 1959 года. Однако, согласно «Закону Джафари», брачный возраст для юношей должен быть снижен до 15 лет, а для девушек, а точнее девочек, - до девяти! Более того, девочки младше девяти лет тоже могут выходить замуж, но только с разрешения отца или деда.

Правительством «Закон Джафари» был одобрен еще в феврале. Теперь его осталось ратифицировать парламенту.

За последнее время законопроект был подвергнут критике как в самом Ираке, так и за его пределами. Например, когда эта правовая норма еще не была вынесена на рассмотрение парламента, с соответствующим заявлением выступила правозащитная организация Human Rights Watch (HRW). «Прохождение "Закона Джафари" будет катастрофическим и дискриминационным шагом в отношении женщин и девочек Ирака, - заявил Джо Сторк, заместитель главы отдела HRW по Ближнему Востоку. - Этот закон о личном статусе только укрепит неравенство в Ираке в то время, как правительство заявляет о своей поддержке равных прав для всех».

Самих авторов законопроекта критика нисколько не смущает. «Есть люди, которым не нравится этот закон, но нам на них наплевать, потому что они противники ислама», - заявил пресс-секретарь министра юстиции. А либеральная пресса получила отповедь из уст Али аль-Муссави, советника премьер-министра Ирака Нури аль-Малики. «Некоторые СМИ выставляют дело так, будто Ирак откатывается в прошлое. Но это неправда. На Западе люди разглагольствуют о гей-браках. Это то, что мы никогда не будем обсуждать, и это противно нашей природе и религии», - заявил он.

Разговоры, что брак с малолетними девочками не противоречит исламу, не лишены смысла. Одна из жен Пророка - Аиша - была просватана за него, когда ей исполнилось всего шесть лет, а вышла замуж тремя годами позже, то есть как раз достигнув прописанного в «Законе Джафари» девятилетнего возраста. Правда, при этом нигде не говорится, что вступление в брак автоматически означало начало половой жизни.

Ссылка на возраст Аиши и сегодня имеет определяющее значение для судеб многих девочек в мусульманских странах. В том числе она напрямую касается малолетних подданных Саудовской Аравии. В законах этой страны в принципе отсутствует понятие «брачный возраст». Принимая решение о допустимости того или иного союза, местные жители ориентируются на суждения богословов, а те в свою очередь полагают, что девочки могут выходить замуж с девяти лет. Неудивительно, что к моменту достижения совершеннолетия примерно 16 процентов саудовских девушек уже состоят в браке.

Иногда неравные браки в Саудовской Аравии приобретают черты трагикомедии. Например, немало шума наделала история, главным действующим лицом которой стал 90-летний мужчина, женившийся на 15-летней девушке. За согласие на этот брак он заплатил родителям невесты 65 тысяч риалов (чуть более 17 тысяч долларов). Впрочем, ячейка общества так и не сложилась: сразу после свадьбы новобрачная заперлась в комнате на несколько дней. В итоге разочарованный супруг подал иск к семье девушки, посчитав себя обманутым.

Еще печальнее обстоят дела в Афганистане. Почти каждую пятую девочку там выдают замуж до того, как ей исполнится 15 лет. В 2009 году в стране принят закон, защищающий права женщин. В том числе эта правовая норма запрещала насильственные и ранние браки. Но соблюдается данное предписание далеко не всеми и не везде. Согласно докладу ООН, судебное преследование случаев насилия в отношении женщин за год возросло лишь на два процента. Очевидно, что на фоне таких проблем, как возможность реванша талибов после вывода американских войск или борьба с колоссальным наркотрафиком, о выданных замуж против их воли девочках мало кто вспоминает.

Между тем многие афганцы считают допустимым поправить финансовое положение за счет калыма, полагающегося за малолетнюю невесту. Таков случай жителя провинции Джаузджан по имени Рамадан. Будучи наркоманом и имея долги, он согласился выдать свою семилетнюю дочь замуж за 35-летнего мужчину, получив за это две тысячи долларов. В новом доме девочке жилось несладко - за год супружеской жизни она несколько раз убегала к родителям, надеясь там укрыться от побоев мужа и свекрови. Однако каждый раз супруг забирал ее обратно. Неизвестно, чем бы закончилась эта история, если бы мать девочки не обратилась к правозащитникам. В результате Рамадан, его зять и мулла, проведший брачную церемонию, были арестованы.

С особым драматизмом борьба за повышение брачного возраста идет в Йемене. Проблема детских браков в этой стране привлекла внимание всего мира после душераздирающей истории, произошедшей в прошлом году. Тогда восьмилетняя девочка умерла в первую брачную ночь, получив травмы во время секса со своим 40-летним супругом. Возмущение правозащитных организаций было столь велико, что высказаться по этому поводу пришлось даже главе европейской дипломатии Кэтрин Эштон.

Но не стоит думать, что ранние браки - это порок, присущий только мусульманским странам. По данным ЮНИСЕФ, 40 процентов таких свадеб играется в Индии. Правда, там разница в возрасте между женихом и невестой обычно не бывает очень большой. И жить вместе они начинают по достижении 15-16 лет. Но сам союз заключается их родителями, зачастую когда будущие супруги еще совсем дети. Эта практика запрещена законом. Но даже перспектива провести два года в тюрьме и быть оштрафованным на приличную по индийским меркам сумму не слишком пугает организаторов таких свадеб.

Возвращаясь к Ираку: сторонники «закона Джафари» утверждают, что он лишь легализует то, что и так является обыденностью. В 2011 году почти 25 процентов девушек вступили в брак до 18 лет (для сравнения: в 1997-м таковых было лишь 15 процентов). Если же закон примут, утверждают его авторы, это пойдет на пользу самим девушкам, поскольку их отношения с мужьями будут подкреплены правовой базой. А раз так, то и отстаивать свои права им будет проще. Но, как показывает случай йеменской девочки, умершей на супружеском ложе, иногда последствия брака оказываются такими, что бороться за свои права уже некому.

Многие наверное знаю, что раньше в большинстве стран женщины в обществе играли самую последнюю роль и о своих правах они даже не осмеливались думать. Основной задачей женщины было ублажать своего мужа, рожать детей и вести хозяйство. Грубо говоря, женщина была рабыней. Также, вы наверное знаете, что в средние века практиковались ранние браки и молодая незамужняя девушка лет 18 уже считалась старой девой.

К счастью, эти суровые времена прошли и теперь женщины имеют такие же права как и мужчины. Однако в некоторых уголках Земли женщина до сих пор остается товаром. К примеру, в мусульманских странах в небольших деревнях ранний брак является нормой и здесь родители выдают своих дочерей замуж чуть ли не с пеленок.

На фото снизу изображены супруги. Девочка в розовом, это Тагани, которая вышла замуж в 6 лет. Тагани вспоминает свои первые дни брака с 25-летним мужем Маджидом: “Каждый раз, когда я видела своего мужа, я пыталась спрятаться, так как мне было противно на него смотреть”. Вторая девочка на фото, Гхада, также является молодой женой и бывшей одноклассницей Тагани.

Для некоторых девочек ранний брак является спасением от полного контроля со стороны семьи. На следующей фотографии показано, как после празднования с родственниками , новоиспеченных йеменских жен Сидабу и Галлиях отправляют к их новым мужьям, предварительно одев на них паранджу.

Многие девочки, которые вступили в ранний в возрасте 14-16 лет даже никогда не посещали школу, однако у них есть еще надежда, что им все же удастся получить образование.

На следующей фотографии Асия. Ей 14 лет и она уже мать двоих детей. У Асии все еще есть кровотечение после родов и она чувствует слабость, но все же моет свою новорожденную дочь, а рядом играется ее 2-х летняя дочурка. У нее также как и у большинства молоденьких мам нет образования и она имеет смутные представления как ей сейчас позаботиться о себе и о своем здоровье.

На этой фотографии Нуджод Али и она выглядит счастливой, так как когда ей было 10 лет она сбежала от своего мужа-мучителя. Она добралась до суда в Сане (Йемен) и, в конечном итоге, ей удалось развестись и вернуться к семье, в школу. Эта молоденькая девочка стала национальной героиней и смелым борцом за права женщин в стране.

Здесь, кандагарская женщина-полицейский Малалай Какар арестовывает мужа, который систематически бил свою 15-ти летнюю жену ножом за то, что она отказывалась ему подчиняться. По словам Какар, с этим "нелюдям" ничего не сделают и скорее всего его отпустят, так как мужчина в этой стране царь и Бог.

На улице уже темно и большинство людей спят, но не эта маленькая девочка Раджини, которую разбудили, чтобы повести на ее свадьбу. В Индии детские брак незаконный, поэтому церемонии проводят в основном по ночам или ранним утром. Сам же брак становится тайной, которая хранится всеми жителями деревни.

Маленькая невеста Раджани и такой же маленький жених практически не смотрят друг на друга, в то время как перед священным огнем им проводят . Здесь, согласно традиции девочки невесты продолжают жить с семьей дома, пока не достигнут половой зрелости. После этого проводят другую церемонию, которая передает девочку в полное владение мужа.

А это небольшая непальская деревня, где ранний брак давно уже является обычной практикой, однако 16-ти летняя Сурита рыдает и кричит в знак протеста против своей свадьбы, но ее желание здесь никто не учитывает.

И опять Индия, на фото Сунил. Когда ей было 11 лет, ее родители решили выдать ее замуж и уже даже подготовились к свадьбе, но смелая девочка пригрозила им, что сообщит про них властям и им пришлось пойти девочке на уступки. Сейчас ей 13 и она учится в школе. Полученное образование даст ей преимущество перед другими девочками и возможно более светлое будущее, чем то, которым ее хотели наградить родители.

Если честно, для меня это просто шокирующая информация. Удивляют родители, которые соглашаются на ранний брак своих детей, отдавая их в руки неизвестно какого взрослого мужика. В нашей стране это называется педофилией и таких людей посадили бы в тюрьму, где они навряд ли прожили бы и неделю, а в мусульманских странах это нормальное явление. Безумный мир.

© Samer Muscati/Human Rights Watch

Для миллионов женщин на этой планете брак - это начало издевательств, насилия и бесправия.

Традиции, основанные на доминировании мужчины, так или иначе сказываются на здоровье и условиях жизни женщин в ряде мусульманских и африканских стран. Правда, это совершенно не означает, что развитых государствах полностью отказались от патриархальных установок "традиционной семьи".

Детские браки, сексуальное насилие в семье, экономическая зависимость - далеко не полный перечень проблем, с которыми сталкиваются женщины при поддержке "общественного мнения".

В обязательном порядке

Брак далеко не для всех женщин ассоциируется со счастливой семейной жизнью и любящим супругом. Традиции ряда мусульманских стран могут шокировать.

К примеру, брак в раннем возрасте - 10-14 лет. Взрослые мужчины часто берут в жены практически детей. По оценкам ЮНИСЕФ, 82 миллиона девочек вступают в брак в возрасте до 18 лет. Многие из них - в гораздо более раннем возрасте, часто по принуждению, и сталкиваются с высокой степенью опасности насилия, включая принудительные половые отношения.

Особенно сложная ситуация по оценкам ООН в Афганистане и Бангладеш, где 7% женского населения выходят замуж до 10 лет и около 40% до 15 лет.

Девушек часто выдают по экономическим причинам, семья просто избавляется от "лишнего рта". Кроме того, считается, что женщина - существо несамостоятельное, поэтому ей необходим присмотр мужчины. Вот отец и отдает ребенка на попечительство. Бывает такое, что дочь отдают за деньги или в счет уплаты долга.

мнение

Девочку выдавали замуж в 4 - 10 лет. Родители получали за нее калым. Кстати, в этот же период, в странах, где практикуется генитальное уродство для женщин, девочек кастрируют матери, перед замужеством. Старшие жены занимались воспитанием девочки. Сексуальные отношения с мужем у девочки начинались после наступления менструации, как велит обычай. Это где-то в 12 - 15 лет. Ранние браки связаны с тем, что муж хочет получить "неиспорченную" жену - девственницу, воспитанную в традициях Ислама и выращенную в его доме исключительно для него. Поскольку в Исламе жена полностью зависит от мужа, то получение образования девочкой-женой или какое-либо трудоустройство полностью зависит от воли мужа

"

Легально такие браки запрещены, а возраст вступления в брак колеблется от 16 до 18 лет. Но традиции в таких странах порой сильнее закона. Детские браки характерны для Индии, Афганистана, Пакистана, Бангладеш и Индонезии.

  • ЧИТАЙТЕ: приговорены 8 человек

Часты случаи, когда маленьких девочек ради брака крадут. Если мужчина изнасиловал девочку, он обязан на ней жениться, и мнение самой жертвы общество не интересует. Ребенок, которые не согласен с браком, не может найти спасение дома: если жена сбежит от мужа к родителям, муж вправе прийти и забрать ее.

В прессе широко обсуждалась история 12-летней девочки из христианской семьи в Пакистане. Ее похитил мужчина, изнасиловал с друзьями и заставил подписать брачный договор. Однажды девочке удалось сбежать, и она пришла домой. Семья вызвала полицию, но те посоветовали отдать ребенка мужу, потому что закон на его стороне.

Мужчина умнее и сильнее

Мужчина - глава семьи, он умнее, он в состоянии зарабатывать деньги и его волю необходимо беспрекословно исполнять. На такой вот убежденности держится домашнее насилие.

Так или иначе каждая третья женщина в мире хотя бы раз сталкивалась с насилием в семье. В развитых странах с этим феноменом борются общественные организации, министерства и специальные комитеты. В других государствах от домашнего насилия женщин никто и не думает защипать.

В Индии преступления в отношении женщин совершается каждые 3 минуты, каждые 9 минут одна женщина подвергается жестокости со стороны мужа и родственников. В Афганистане муж, свекор или двоюродный брат совершают 8 из 10 актов насилия в отношении женщин. Для подавляющего большинства иранских женщин семейная жизнь становится началом боли и унижения. 81% замужних женщин подвергались насилию в семье в первый год их брака.

  • ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ:

Одной из самых страшных традиций, особенно распространенных в Пакистане, является обливание непокорных женщин кислотой. Чаще всего кислотой обливают, чтобы отомстить за отказ от вступления в брак, сопротивление сексуальным домогательствам или в процессе семейных ссор. Ожоги от кислоты не так часто убивают, зато наносят серьезные увечья, в том числе и слепоту.

  • СМОТРИТЕ ФОТО:

Доминирующие положение мужчин в исламских странах, унижение в семье, изнасилования и отсутствие какой-либо экономической независимости приводят к массовым самоубийствам женщин.

По данным только одного районного госпиталя в афганском городе Герат, специализирующегося на ожогах, в год к ним попадает около 700 женщин, которые пытались покончить с жизнью с помощью самосожжения.

Истории таких женщин шокируют: так, в 13 лет Шахназ пыталась покончить с собой, потмоу что отец проиграл ее в азартные игры. Она провела год в ожоговом центре больницы Герата.

Тело для всей семьи

Раз женщина выходит замуж, значит, ее тело принадлежит мужу и он может воспользоваться им, когда будет угодно. Если женщина не хочет, то на мужчину возлагается миссия "уломать", иногда даже с применением силы. Задача женщины - сохранения брака, вокруг которого выстраиваются ее приоритеты. Такой нехитрой логикой оправдывается в обществе сексуальное насилие.

Статистика изнасилований сексуальными партнерами не утешает. По данным британского исследования преступности, чуть более половины женщин-потерпевших пострадали от партнера или бывшего партнера. Статистикименее развитых стран, особенно в Африке или Юго-Восточной Азии, практически нет, да и обращения в полицию по "семейным проблемам" - абсолютно бесполезное занятие для жертв.

Кроме того, что в обязанности женщины входит удовлетворять супруга, она должна постоянно рожать детей. Планирование семьи и доступ к контрацептивам существуют далеко не во всем мире.

Важно отметить, что ныне экономические, политические и социальные институты заинтересованы в новых молодых работницах и работниках, но не заинтересованы в создании условий для рождения и воспитания детей. Решить такую ​​"проблему" хотят за счет свободного времени, ресурса здоровья, социальных связей, что при всех положительных сторонах отцовства-материнства неизбежно приводит к снижению ее уровня жизни и т.д. Такое понижение ко всем не применишь. Поэтому и выбирается наименее защищенное и наиболее важное в репродукции лицо - женщина.

Следовательно и возникает агрессивный репродуктивный давление идеологической машины. Суть его в популизме о величии материнства, и всякому замалчивании последствий понижения ее положения при материнстве - когда женщины рожают не благодаря собственной социально-экономической перспективе, а вопреки ей.

По данным ООН, среднее количество рожденных детей на 1 женщину в Центральной Африке переваливает за 6. Если участь, что во многих африканских странах практикуется женское обрезание, вследствие которого женщина не получает удовольствия от полового акта, картина вырисовывается не радужная.

  • СМОТРИТЕ ФОТО:

Так называемое "репродуктивное принуждение" свойственно не только африканским странам или традиционным мусульманам. Нередко оно встречается и на постсоветском пространстве. Причем традиции в обществе иногда превращаются в законы.

К примеру, в России недавно в октябре 2011 года принят закон, призванный бороться с абортами. Теперь женщина обязана проконсультироваться со священником и взять "неделю тишины" - время для обдумывания. Получается, что в якобы светском государстве церковнослужители оказывают психологическое давление на женщину, по всей видимости считая, что она сама не может принять решение.

Развод женщине не нужен

В отличие от светских законов, правила шариата разрешают развод с ускоренной процедурой. Правда, такая привилегия касается только мужчин. Им достаточно сказать свой жене три раза "Ты для меня не жена". Считается, что раз мужчина содержит жену, то такое право развестись есть только у него.

Теоретически, женщина тоже может просить развод, но прежде отдав все подарки и деньги, потраченные на свадьбу. Хотя, в любом случае, муж должен согласиться с решением жены.

"Однажды я побывала в Таджикистане. Бесправность жены в этой стране практически во всех сферах жизни. К древнему правилу "устного" развода даже приспособили блага цивилизации. Сейчас немало уехавших на заработки таджиков по телефону сообщают своим благоверным о том, что брак разорван. Жена может забрать все, что способна унести с собой. Недаром так популярны золотые украшения, которые женщины почти не снимают, - продав их, можно будет выжить.

Чтобы не допустить повального обнищания женщин, Президенту Таджикистана даже пришлось издать указ об обязательном заключении брачных контрактов, по которым за женой также закрепляется собственность", - рассказывает Лайма Гейдар, руководительница общественной организации "Женская сеть".

Есть страны, где женщины подвергаются телесному наказанию за развод и супружескую неверность.

Так, на прошлой неделе комиссар ОНН по правам человека спровоцировала на Мальдивах волну протестов. Представительница ООН назвала обязательные телесные наказания женщин за связи вне брака "бесчеловечными и унизительными". Протестующие заявили, что высказывания комиссара противоречат постулатам ислама и конституции Мальдивов.

После смерти мужа

Женщина воспринимается как собственность мужчины. Так или иначе, традиции разных стран подтверждают патриархальную модель семьи.

Так, в Индии распространено самосожжение жены после смерти мужа - сати, что в переводе с санскрита означает "преданная жена". Несмотря на то, что за ритуал установлена уголовная ответственность, ситуация лучше не становится. Некоторые ученые говорят, что ритуал появился как следствие исламского правления в Индии. Таким образом женщины защищали себя от насилия.

В некоторых странах Африки, таких как Уганда, Зимбабве или Танзания, во время похоронной церемонии по традиции перечисляется все богатство мужчины. Начинают всегда с его жены, детей, а потом уже переходят к движимому и недвижимому имуществу.

Подписывайся на наш telegram и будь в курсе всех самых интересных и актуальных новостей!

Если вы заметили ошибку, выделите необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить об этом редакции.

Соседки помогли малышке Раджани стянуть розовую футболочку с нарисованной на плече бабочкой и прикрыли моющихся девочек импровизированным занавесом из тканей для сари. Женихи тем временем ехали из далекой деревни. Никто из них не был достаточно богат, чтобы прибыть верхом на слоне или на скакуне в роскошной сбруе, как того требует традиция. Пришлось довольствоваться машинами. Ожидалось, что прибудут женихи изрядно навеселе.

Никто из жителей деревни прежде их не видел, кроме отца двух старших девочек, худощавого и прямого как палка седого крестьянина с длинными обвислыми усами. Этот крестьянин, которого я буду называть М., наблюдал, как вереница гостей укрывается от палящего солнца под тентом из яркого шелка, и на лице его были написаны и гордость, и тревога. Он отлично понимал: если бы честному и неподкупному офицеру полиции стало известно, что здесь происходит, свадьба была бы прервана, он - арестован, а семья покрылась бы позором.

Когда выдают замуж подростка, соседи часто хранят молчание, а представители власти закрывают глаза, не желая подвергать семью бесчестью.

Раджани приходится М. внучкой. У девочки круглые карие глаза и маленький приплюснутый носик, а кожа - цвета молочного шоколада. Живет она у дедушки: в деревне говорят, что отец Раджани - пьяница и лентяй. А еще говорят, что дед любит Раджани больше, чем ее родители, - не зря он выбрал ей жениха из уважаемой семьи, за одним из членов которой была замужем его дочь. Поэтому Раджани не окажется одинокой после гауны - церемонии, которая совершается, когда девушка покидает родительский дом и переезжает к мужу. Если девочка выходит замуж совсем маленькой, гауна совершается по достижении ею подросткового возраста, так что Раджани еще несколько лет проживет в семье деда. И М. поступает очень хорошо, говорили мне: выдавая внучку замуж, он обеспечивает ей защиту на годы взросления.

Читать еще

Эта история происходит в одной из иссушенных солнцем деревенек индийского штата Раджастхан во время праздника Акха-Тидж. Праздник отмечают в самое жаркое время весны, перед сезоном муссонных дождей, и он считается хорошим временем для свадеб. Мы беспомощно смотрим на Раджани. Пятилетняя босоногая невеста в футболке бегает вокруг, зажав в ручонке розовые пластмассовые солнечные очки, которые кто-то ей дал.


Малалай Какар, женщина-полицейский из Кандагара, арестовала мужчину, ударившего ножом за ослушание свою 15-летнюю жену. Какар сказала: этот человек избежит наказания, потому что "мужчины здесь - короли". Позже Какар убили талибы. Фото: Стефани Синклер

Человек, который привел нас в деревню, говорил только о ее сестрах. О них, правда, говорить тоже было опасно, поскольку закон запрещает брать в жены девушек младше 18 лет. Но к невестам-подросткам отношение снисходительнее.

Когда выдают замуж подростка, соседи часто хранят молчание, а представители власти закрывают глаза, не желая подвергать семью бесчестью. Выдавать замуж малолетних опаснее, поэтому участие в свадебной церемонии самых маленьких обычно не афишируется, их имена не упоминают в приглашениях, и на собственной свадьбе они оказываются на вторых ролях.

Раджани уснула до начала церемонии. Ее дядя осторожно поднял девчушку с кроватки, прижал к плечу и понес под лунным светом туда, где ждал индуистский жрец, поднимался к небу дым от священного пламени и сидели на пластмассовых стульях гости и жених, десятилетний мальчик в золотистой чалме.

Десятилетняя Нуджуд Али сама отыскала дорогу в городской суд и потребовала развода с мужем, которому было за тридцать и за которого ее выдал отец.


В такие моменты чужака может охватить непреодолимое желание спасти девочку-невесту. Схватить ее, отправить в нокаут окружающих взрослых, сбежать! Что угодно, лишь бы остановить то, что происходит на твоих глазах. Над моим столом приколота фотография Раджани в ее свадебный вечер, за шесть часов до церемонии. Девочка в сумерках смотрит в камеру, в ее широко раскрытых глазах - полное спокойствие, и кажется, что она вот-вот улыбнется.

“Мне 10 лет, и я разведена”.

Помню, как меня в ту ночь преследовали мысли о спасении не только Раджани (ее я легко могла бы взять на руки и унести прочь в одиночку), но и двух других девочек, которых собирались, словно оплаченный товар, передать с рук на руки несколько взрослых мужчин, сговорившихся насчет их будущего. Принудительные ранние браки по сей день процветают во многих регионах мира - и отстаивают эту традицию сами родители будущих новобрачных, зачастую нарушающие законы своей страны. Детский брак они рассматривают как достойный способ обеспечить девушке спокойное взросление в случаях, когда другие варианты сложны или есть риск, что девочка-подросток потеряет невинность до брака.


Ранние браки - обычное дело в этой маленькой непальской деревушке, но 16-летняя Сурита все равно протестующе плачет, покидая родной дом под традиционным свадебным зонтом. Телега увозит ее в деревню мужа.

Детский брак распространен на разных континентах, среди представителей разных народов, религий и сословий. В Индии девочек обычно выдают за мальчиков на четыре-пять лет старше; в Йемене, Афганистане и некоторых других странах мужьями могут стать и молодые мужчины, и вдовцы средних лет, и насильники, которые похищают своих жертв, а потом объявляют их женами, как принято, например, в некоторых районах Эфиопии.

Часть этих браков - открытые сделки, практически ничем не замаскированные. Можно, скажем, обменять прощение долга на восьмилетнюю невесту или уладить конфликт между семьями, предложив взамен двоюродную сестру, 12-летнюю девственницу. Когда верхушка этого айсберга, единичные случаи становятся достоянием гласности, они вызывают взрыв гнева по всему миру. В 2008 году газеты многих стран писали о Нуджуд Али, десятилетней йеменской девочке: она сама отыскала дорогу в городской суд и потребовала развода с мужем, которому было за тридцать и за которого ее выдал отец. Позже была опубликована книга “Я - Нуджуд, мне десять лет, и я разведена”.

Многие взрослые, такие, как односельчанки Раджани, поющие печальные песни, пока юные невесты моются, не видят в детских браках ничего плохого. Образование девочек все равно будет прервано, так или иначе. Если не из-за брака, то просто потому, что в сельских районах в близлежащей школе может быть всего пять классов, а дальше пришлось бы каждый день ездить в школу на автобусе, набитом похотливыми мужчинами. В самой школе вполне может не оказаться закрывающегося туалета, необходимого девочке-подростку с гигиенической точки зрения. Кроме того, обучение в школе стоит денег - а практичные родители их берегут для сыновей: считается, что те принесут больше пользы. Так, на хинди дочерей, живущих с родителями, даже называют “парайа дхан”, что означает “чужое богатство”.

Ну а все рассуждения о том, что девушка сама имеет право выбирать себе жениха и что браки должны совершаться по любви, во многих уголках мира до сих пор воспринимаются как глупые и вздорные. Так, в Индии большинство браков, как и раньше, заключаются по воле родителей. Крепкий брак рассматривается как союз двух семей, а не двух личностей - а стало быть, выбор должен быть тщательно продуман многими взрослыми людьми, а не юными влюбленными, которые повинуются мимолетным порывам и зову сердца.

Поэтому там, где царит нищета, где потерявшие невинность девушки считаются непригодными для брака, где многие поколения предков вступали в брак не по своей воле, где старухи родственницы настаивают на том, чтобы девочки быстрее выходили замуж - мол, со мной так было, значит, и с ней должно быть так же, - даже самый убежденный борец с ранними браками растеряется, не зная, с чего начать. “К нашему сотруднику обратился отец девочки-подростка, - рассказывает Шрила Дас Гупта, врач из Нью-Дели, ранее работавшая в Международном центре исследования женщин (ICRW), одной из нескольких некоммерческих организаций, активно борющихся с ранними браками. - Он сказал: “Хорошо, если я решу выдать свою дочь замуж позже, возьмете ли вы на себя ответственность за ее защиту?” Наш сотрудник пришел к нам и спросил: “Что я ему скажу, если его дочь изнасилуют, когда ей будет 14?” На такие вопросы у нас нет ответов”.


Раджани и мальчик-жених почти не смотрят друг на друга, сочетаясь браком у священного огня. По традиции юная жена остается жить у родителей, и только в подростковом возрасте или в юности после церемонии гауда переезжает к мужу. Фото: Стефани Синклер, National Geographic

Женились на дочерях друг друга.

В Индии детские браки запрещены хотя бы формально - в Йемене нет и этого. Все попытки официально защитить девочек-невест до сих пор оканчивались неудачей. “Если бы ранний брак был сколько-нибудь опасен, Аллах запретил бы его, - заявил нам депутат йеменского парламента Мухаммед Аль-Хамзи. Мы разговаривали с ним в Сане, столице этого государства. - Мы не можем запретить то, чего не запретил сам Аллах”. Религиозный фундаменталист и консерватор Аль-Хамзи - яростный противник любых попыток законодательно запретить замужество девушкам младше определенного возраста (в последнем проекте - младше 17 лет). Ислам не дозволяет брачных отношений до тех пор, пока девочка не готова к ним физически, говорит Аль-Хамзи, однако в Священном Коране не говорится о конкретных возрастных ограничениях, так что этот вопрос должен находиться в ведении семьи и религиозных наставников, а не законов. Как ведают этим вопросом семьи, мы имели возможность увидеть в одной из деревень в западной части Йемена.

Мужчина, которого тоже звали Мухаммед, повез нас в эту деревню, потому что события в ней его глубоко возмутили. “Там живет девочка, ее зовут Айша, - он кипел от гнева. - Ей десять лет, она совсем маленькая, просто крошка. А ее мужу - пятьдесят, и у него вот такое пузо”, - Мухаммед показал руками, какое именно.

Мухаммед описал сделку, которую здесь называют шигхар: двое мужчин снабжают друг друга невестами, обмениваясь родственницами. “Они женились на дочерях друг друга, - сказал Мухаммед. - Если бы разница в возрасте между мужьями и их новыми женами была более приемлемой, думаю, никто не стал бы сообщать в полицию. Но девочки не должны выходить замуж, когда им по девять-десять лет. Пятнадцать или шестнадцать - еще куда ни шло”.


Через несколько часов после полуночи пятилетнюю Раджани будят, и дядя несет племянницу на ее собственную свадьбу. Детские браки в Индии запрещены законом, и свадебные церемонии часто устраивают глубокой ночью. Один из местных крестьян сказал нам, что така Фото: Стефани Синклер, National Geographic

В деревне, окруженной зарослями кактусов и иссушенными солнцем полями, в домах из камня и бетона живет пять десятков семей. У старейшины деревни, шейха, приземистого и рыжебородого, на поясе рядом с традиционным кинжалом висел мобильный телефон. Он провел нас в дом с низким потолком, где множество женщин, в том числе с младенцами, и девочек сидело на покрытом коврами полу и на кроватях. В дверь, наклоняясь, чтобы не удариться о притолоку, входили все новые женщины. В самой гуще на корточках сидел шейх, хмурился и шикал, чтобы собравшиеся вели себя потише. На меня шейх смотрел с подозрением. “У тебя есть дети? ” - спросил он.

Когда я ответила, что да, двое, на лице у него отразилось недоумение. “Всего двое! - шейх кивнул в сторону молодой женщины, которая кормила грудью младенца, рядом с ней копошились еще двое карапузов. - Этой молодой женщине 26 лет, она родила десятерых”.

Ее звали Суад, и она была дочерью шейха. Суад выдали замуж за дальнего родственника, когда ей было 14. “Он мне нравился”, - тихо говорит Суад под пристальным взглядом отца.

Шейх сделал несколько заявлений относительно брака. Он сказал, что ни один отец не будет принуждать дочь выходить замуж против ее воли. Сказал, что опасность для здоровья, которую якобы представляет ранний брак, сильно преувеличена. Сказал, что первый физический контакт с мужем, действительно, не всегда бывает легким для невесты, но переживать по этому поводу - бессмысленно. “Разумеется, каждой девушке бывает страшно в первую ночь. Но она привыкнет. Дело житейское”.

Тут мобильник шейха загудел, он снял его с пояса и вышел на улицу. Я сдернула с головы платок - раньше я видела, как моя переводчица делала так, когда рядом не было мужчин, и женщины заводили доверительный разговор. Мы быстро задали несколько вопросов: как у вас готовятся к брачной ночи? рассказывают ли невестам, чего им следует ожидать?

Женщины взглянули в сторону двери и, увидев, что шейх полностью поглощен разговором, подались в мою сторону. “Девочки ничего не знают, - сказала одна из них. - Мужчины принуждают их”.

А не могли бы они рассказать нам о маленькой Айше и ее толстом 50-летнем муже? Тут женщины заговорили все разом: это ужасная история, такое нужно запретить, но мы ничего не могли поделать. Маленькая Айша закричала от страха, когда увидела мужчину, за которого ей предстояло выйти замуж, сказала женщина по имени Фатима, которая, как оказалось, была старшей сестрой Айши. Кто-то сообщил в полицию, но отец Айши приказал ей надеть туфли на высоких каблуках, чтобы казаться выше, и закрыть лицо. Кроме того, он пригрозил, что, если его отправят в тюрьму, он убьет Айшу, когда оттуда выйдет. Полиция приехала и уехала, не приняв никаких мер, и сейчас - женщины заговорили тише и быстрее, поскольку шейх уже начал прощаться со своим собеседником, - Айша замужем и живет в другой деревне, в двух часах езды. “Каждый день она звонит мне и плачет”, - сказала Фатима.

Читать еще


14-летняя Эйша моет новорожденную дочь, ее двухлетняя старшая дочка играет рядом. У Эйши продолжается послеродовое кровотечение, она чувствует слабость, но не знает, как себе помочь Фото: Стефани Синклер, National Geographic

“Ты знаешь, что в тебе вырос ребенок?”

Депутат Аль-Хамзи в ответ на эту историю, наверное, повторил бы мысль, которую уже высказывал мне: любимой жене пророка Мухаммеда, тоже Айше, было девять, когда она вышла замуж - так говорится в одном из хадисов, преданий о жизни пророка. Впрочем, другие йеменские мусульмане рассказывают, что среди исламских ученых мужей существует и другое мнение: Айша была старше, когда впервые вступила в брачные отношения. Может быть, она была подростком, а может быть, ей уже перевалило за двадцать. Как бы то ни было, точный возраст Айши не так уж важен, твердо говорили мои собеседники; в наши дни любой мужчина, желающий взять в жены маленькую девочку, позорит свою религию. “В исламской традиции человеческое тело обладает большой ценностью, - подчеркнул Наджиб Саид Ганем, глава комитета по здравоохранению и демографии парламента Йемена. - Как бриллиант”. Он перечислил несколько опасных для здоровья последствий принуждения девочек к половой жизни и деторождению до того, как они физически созреют: разрыв стенок влагалища, образование внутренних разрывов…

Медсестры, бывает, вынуждены объяснять, что такое деторождение, девочкам, у которых начались схватки: “Они спрашивают: “Знаешь ли ты, что с тобой происходит? Известно ли тебе, что внутри тебя вырос ребенок?“”.


А один врач-педиатр в Сане рассказал мне, что медсестры, бывает, вынуждены объяснять, что же вообще такое деторождение, девочкам, у которых начались схватки: “Они спрашивают: “Знаешь ли ты, что с тобой происходит? Известно ли тебе, что внутри тебя вырос ребенок?“”.

В Йемене не принято говорить о половой жизни, даже образованные женщины не ведут таких разговоров с дочерьми. То, что некоторые родители отдают маленьких дочек взрослым мужчинам, ни для кого секретом никогда не было - но о таком если и говорили, то шепотом. Три года назад ситуация немного изменилась - когда десятилетняя Нуджуд Али стала самым юным в мире борцом с ранними браками.

Для йеменцев удивительным в истории Нуджуд было не то, что отец принудил ее выйти замуж за человека втрое старше, не то, что муж вступил с ней в насильственную связь в первую же ночь (хотя вроде бы и обещал подождать, пока жена подрастет), и не то, что наутро свекровь девочки вместе с женой другого своего сына сперва одобрительно осмотрели окровавленную простыню, а потом подняли Нуджуд с постели и понесли мыться. Нет, во всем этом не было ничего необычного. Удивительно было то, что Нуджуд посмела нанести ответный удар.


Сидаба и Галийя, отпраздновав свадьбу в компании родственниц, прячут лица под покрывалами и отправляются в новую, замужнюю жизнь. В Сане, столице Йемена, общественный деятель Ахмед Аль-Кураши объяснил нам, что некоторые деревенские девочки рассматривают б Фото: Стефани Синклер, National Geographic

“Не получит развод - слишком мала!”

Десятилетняя девочка сбежала от мужа и вернулась домой. Она не испугалась воплей отца, который кричал, что от того, как она будет исполнять супружеские обязанности, зависит честь семьи. Ее мать была слишком запугана, чтобы вмешаться. Но вторая жена отца пожелала Нуджуд удачи, дала денег на такси и рассказала, куда ехать.

Когда изумленный судья спросил у десятилетней девочки, что она делает одна-одинешенька в суде большого города, Нуджуд ответила, что пришла получить развод. Представлять ее интересы взялась известная в Йемене женщина-адвокат. В англоязычной прессе начали появляться статьи об этом деле - сначала в Йемене, потом и по всему миру; публикации вызвали огромный интерес, тем более что сама Нуджуд была очаровательна - и когда она наконец получила развод, решение в зале суда овацией приветствовала толпа народа. Нуджуд пригласили в США - и там ее тоже ждали залы, полные сочувствующих.

Все, с кем она встречалась, были поражены серьезностью и самообладанием маленькой девочки. Когда мы увиделись с ней в редакции одной из газет, издающихся в Сане, она была одета в черную абайю - эту одежду, полностью скрывающую фигуру, взрослые йеменские женщины надевают, когда показываются на людях, но тут в абайе была маленькая девочка.

Хотя Нуджуд побывала за океаном, где с ней беседовали десятки излишне любопытных взрослых, она была такой милой и открытой, разговаривая со мной, как будто мои вопросы были для нее внове. За обедом она устроилась рядом со мной на молитвенном коврике и рассказала, что снова живет у себя дома (отец, сурово осужденный общественным мнением, неохотно, но разрешил ей вернуться), ходит в школу и пишет в своей школьной тетрадке открытое письмо йеменским родителям: “Не выдавайте своих дочерей замуж. Выйдя замуж слишком рано, они будут лишены образования, лишены детства”.

В теории общественных изменений для таких, как Нуджуд Али, есть специальный термин: “позитивный девиант”. Это действующие в обществе одиночки, которые благодаря и стечению обстоятельств своей жизни, и свойственной им решимости способны отвергнуть традиции и попытаться предложить что-то новое - возможно, радикально новое.

Среди позитивных девиантов, участвующих в кампаниях против ранних браков в разных странах, есть матери, отцы, бабушки, школьные учителя, деревенские врачи… Но самые упорные борцы - сами девочки-бунтарки.

И у каждой из них появляются последовательницы. В Йемене я познакомилась с 12-летней Рим, которая добилась развода через несколько месяцев после Нуджуд; при этом ей удалось убедить в своей правоте враждебно настроенного судью, прославившегося заявлением о том, что столь юная жена еще слишком мала, чтобы принимать решение о разводе. В Индии я встречалась с 13-летней Сунил, которую хотели выдать замуж, когда ей было 11. Сунил решительно заявила родителям, что отвергнет жениха, который был уже в пути, - а если те попытаются выдать ее замуж насильно, то она заявит в полицию и разобьет отцу голову.

Безусловно, детские браки гораздо чаще, чем подростковые вызывают общественное негодование. “Публика любит такие истории, когда сразу ясно, где черное, а где белое, - говорит Саранга Джейн, подростковый врач. - Однако большинству несовершеннолетних невест - от 13 до 17 лет. Мы хотим, чтобы общество осознало: защищать надо не только самых маленьких девочек”.

В Индии правительство обучает и посылает в деревни медицинских работниц, которых называют сатхинами. Они следят за здоровьем и благосостоянием местных семей; в их обязанности входит напоминать жителям деревень, что, выдавая девочек замуж, они не только совершают преступление, но и причиняют серьезнейший вред собственным детям. Именно раджастханская сатхин при поддержке своих просвещенных тестя и тещи в конце концов убедила родителей 11-летней Сунил отказаться от идеи выдать дочь замуж и позволить ей вернуться в школу.

Фантазии же на тему “схватить девочку и убежать” неизбежно наталкиваются на вопрос: а что потом? “Если мы вырвем девочку из привычного ей окружения, изолируем ее от родных и знакомых, во что превратится ее жизнь? - задается вопросом Молли Мелчинг, основатель сенегальской некоммерческой организации “Тостан”. - Вы не сможете изменить принятые в обществе нормы, если будете бороться с ними силой и унижать людей, называя их отсталыми. Мы своими глазами видели, что целые общины могут делать выбор в пользу перемен - и меняться очень быстро. Это вдохновляет”.

“Мне подарили красивую новую одежду, - грустно улыбается Шобха. - Я не знала, что такое брак. Я была очень счастлива”.


Шобха замужем - с восьми лет. Представьте себе ее свадьбу: одновременно выходят замуж с десяток девочек из ее деревни, большой праздник в царстве нищеты. “Мне подарили красивую новую одежду, - грустно улыбается Шобха. - Я не знала, что такое брак. Я была очень счастлива”.


Shutterstock

С тех пор у Шобхи была лишь мимолетная встреча с мужем, который старше жены на несколько лет. Пока девушке удается отсрочить гауну, после которой она будет обязана переехать к супругу. Когда я спросила Шобху, какое впечатление муж на нее произвел, она отвела взгляд и сказала, что он необразован. Мы посмотрели друг на друга, и Шобха покачала головой: нет, она ни в коем случае не сможет опозорить свою семью, отказавшись от гауны: “Я должна быть с ним. Я сделаю так, что он будет учиться и развиваться. Но покинуть его я не смогу”.

Но теперь, недвусмысленно намекнули родители, этот милый эпизод ее жизни подходил к концу - да и то сказать, пора. Муж звонил Шобхе по телефону и требовал свидания. Ее бабушке хотелось, чтобы гауна состоялась до того, как она совсем одряхлеет. Занятия в Джодхпуре были для Шобхи одновременно и страстью, и предлогом для того, чтобы оттянуть неизбежное, - однако “Проект Веерни” финансирует обучение лишь до окончания средней школы.

Читать еще

А Шобха мечтала о колледже, после которого она смогла бы поступить на службу в индийскую полицию и следить за исполнением закона о запрете детских браков. В своем дневнике школьница написала на хинди аккуратными буквами: “Я никогда не позволю, чтобы на моих глазах девочек выдавали замуж. Я спасу каждую”. Но за обучение надо было платить, а денег не было.

Посоветовавшись, мы с мужем внесли необходимую для колледжа сумму. Послешкольное образование Шобхи продолжается уже больше года: курсы компьютерной грамотности, английский, подготовка к экзаменам для приема на службу в полицию… Я получаю от нее электронные письма (ее английский слабоват, но постепенно улучшается), а недавно переводчица с хинди, которая работала со мной в Джодхпуре, взяв напрокат видеокамеру, сняла для меня видеопослание от Шобхи. Девушка готовится к очередному экзамену, живет в городе, в безопасном хостеле для женщин. Муж по-прежнему часто ей звонит, но гауна еще не состоялась. В какой-то момент Шобха улыбнулась прямо в камеру и сказала: “Нет ничего невозможного, мэм Синтия. Все возможно”.