Когда возникла семья как социальный институт. Семья как социальная группа и социальный институт

22.07.2019 Новости

Семья представляет собой первичную общность людей, связанных между собой отношениями брака либо кровным родством, в рамках которой обеспечивастся воспитание детей, и удовлетворяются иные социально значимые потребности. Для социологов семья представляет собой, прежде всего, социальный институт, регулирующий воспроизводство человека, при помощи особой системы ролей, норм и организационных форм.

Первоначальную основу семейных отношений составляет брак -социально обусловленная форма отношений между женщиной и мужчиной, посредством которой общество упорядочивает и санкционирует их сексуальные отношения, а также устанавливает супружеские и родственные роли. Брак считается единственно приемлемой, социально одобренной и закрепленной законом формой сексуальных отношений супругов. Он включает в свою структуру, как нормы, так и совокупность обычаев, регулирующих супружеские отношения мужчины и женщины (обручение, свадебная церемония, медовый месяц и др.).

В настоящее время в обществах западного типа брак ассоциируются с моногамией , когда один мужчина может состоять в браке не более чем с одной женщиной одновременно. При этом в мировом масштабе моногамия не является самой распространенной формой брака. Американский антрополог Джордж Мердок, проведший сравнительное исследование 565 различных обществ, обнаружил, что полигамия (то есть форма брака, при которой мужчина или женщина могут иметь более одного супруга) допускается в 80% из них . При этом различают два типа полигамии: полигиния , при которой мужчина может состоять в браке одновременно более чем с одной жснщиной;и менее распространенная полиандрия , при которой женщина одновременно состоит в двух и более брачных союзах с разными мужчинами (как правило, такая форма брака порождает ситуацию, когда биологический отец ребенка, рожденного в таком браке, неизвестен).

С точки зрения сферы выбора супруга браки подразделяются на эндогамные (заключенные в рамках собственной общности) и экзогамные (заключенные между представителями разных групп). Это приводит к появлению двух видов семьи: социально-гомогенной (однородной) , в которой супруги и их родители принадлежат к одним тем же социальным группам, слоям и классам, и социально-гетерогенной (разнородной).

Категории «брак» и «семья» тесно взаимосвязаны между собой, при том, что у них есть и немало различий. В отличие от брака, представляющего собой только отношения между супругами, семья представляет собой еще и социальную организацию, затрагивающую как супружеские, так и родительские отношения. Индивиды, вступившие в брак, становятся родственниками друг другу, при этом их брачные обязательства связывают семейными узами

гораздо более широкий круг людей (кровные родственники одной стороны становятся родственниками противоположной стороны).

Структура семьи включает в себя следующие группы отношений, в совокупности создающие семью как особое социальное явление:

  • природно-биологические, то есть сексуальные (половые) и кровнородственные;
  • экономические, базирующиеся на ведении домашнего хозяйства, организации быта и семейной собственности;
  • духовно-психологические и нравственно-эстетические, связанные с чувствами супружеской и родительской любви, с воспитанием детей, с заботами о престарелых родителях, с моральными нормами поведения.

На сегодняшний день, по мнению ряда исследователей, можно выделить несколько основных функций семьи :

  • - репродуктивная, т.е биологическое воспроизводство населения в общественном плане и удовлетворение потребностей в детях - в личном плане;
  • - воспитательная - социализация молодого поколения, поддержание культурного воспроизводства общества;
  • - экономическая - получение материальных средств одних членов семьи для других, экономическая поддержка несовершеннолетних и нетрудоспособных членов общества;
  • - сфера первичного социального контроля - моральная регламентация поведения членов семьи в различных сферах жизнедеятельности, а также регламентация ответственности и обязательств в отношениях между супругами, родителями и детьми, представителями старшего поколения;
  • - социально-статусная - предоставление определенного социального статуса членам семьи, воспроизводство социальной структуры;
  • - досуговая - организация рационального досуга для всех членов семьи;
  • - эмоциональная - получение психологической защиты, эмоциональной поддержки, эмоциональная стабилизация индивидов;

Выделяют две основные формы организации семьи:

  • родственную ("или расширенную) семью , характерную для традиционных обществ, основывающуюся не только на супружеских отношениях двух людей, но и на кровном родстве большого числа родственников (по сути - клан родственников вместе с супругами и детьми).
  • нуклеарную (от лат. nucleus- ядро,) или супружескую семью , характерную для современных обществ (где дети имеют возможность после брака жить отдельно от родителей); основу такой семьи составляет пара людей, связанных брачными отношениями (муж и жена), а также их дети, образую-

щие биологический, социальный и экономический центр семьи, все остальные родственники относятся уже к периферии семьи;

Жизнь семьи, ее исторические типы и структура зависят от общих тенденций социально-экономического развития общества. При переходе от традиционного общества к современному семья существенно изменяется. В связи с тем, что домашнее хозяйство перестает быть основной производящей единицей, происходит разделение дома и работы, осуществляется переход от расширенной семьи, состоящей из нескольких поколений с доминированием старших, к децентрализованным нуклеарным семьям, в которых брачные узы ставятся выше родовых. На смену многодетной семьи приходит однодетная.

По отношению к индивиду семьи, подразделяются на родительские и репродуктивные. К родительским семьям относятся те, в которых человек рождается, к репродуктивным - те, которые человек образует, став взрослым, и внутри которых он воспитывает новое поколение детей. При этом в зависимости от места проживания выделяют семьи матрилокальные (когда супруги живут у родителей жены), патрилокальные (когда супружеская пара переезжает к родителям мужа), либо отдельные (когда супруги живут отдельно от родителей жены и мужа и ведут отдельное хозяйство).

Происходит переход от семьи, основанной на социокультурных предписаниях, к межличностным предпочтениям. В свою очередь, семья оказывает влияние на все стороны жизни общества. Она является своеобразной микромоделью общества, всех его социальных связей.

В современном вестернезированном постиндустриальном обществе распространение получает модель «нетрадиционной семьи», основанная на однополом браке. Важнейшую роль в ее легализации сыграла Каирская конференция ООН по народонаселению и развитию 1994 г., закрепившая, в принципе 9 Программы действий по регулированию народонаселения, равноправие и равноценность разных типов половых союзов, включая однополые. В настоящее время однополые браки (а также однополые партнерства) узаконены в ряде стран ЕС, в Канаде, в некоторых штатах США и в ЮАР.

Сложный характер семьи как социального образования требует различных методологических подходов к ее социологическому анализу. Современная социология рассматривает семью, в первую очередь, как систему социальных и гендерных ролей.

Ггндерные роли представляют собой один из видов социальных ролей, набор ожидаемых образцов поведения (или норм) для мужчин и женщин. Роль в социальной психологии определяется как набор норм, определяющих, как должны вести себя люди в данной социальной позиции. Каждый человек выполняет ряд разнообразных ролей, например, жены, матери, студентки, дочерн, подруги и т. д. Иногда эти роли не совмещаются, что ведет к ролевому конфликту (например, между ролью деловой женщины и ролью супруги).

В индустриальном обществе существовала так называемая «патриархатная» иерархия ролей гендерной системы, основанная на гендерном контракте «домохозяйки» (англ. - housewife) для женщины и «кормильца» (англ. - breadwinner) - спонсора семейной жизни для мужчины.

В постиндустриальном обществе гендерный контракт «домохозяйки» вытесняется контрактам «равного статуса» (англ. - equalstatus ), в соответствии с которым на смену иерархии патриархата приходит выравнивание положения, прав и возможностей мужчин и женщин как в публичной (политика, образование, карьера, культурная жизнь), так и в приватной сфере (ведение домашнего хозяйства, воспитание детей, сексуальность и пр.). Изменения гендерных контрактов обусловлены трансформациями, произошедшими в обществе позднего модерна: становление государства благосостояния, общества массового потребления, феминизация мужчин и маскулинизация женщин повлияли на радикальное изменение традиционного гендерного порядка.

Проблема развода находится в тесной связи с изменением типа отношений в современной семье: новые модели семьи порождают собственные формы разрыва этих отношений. В традиционном браке под разводом понимают разрыв отношений в юридическом, экономическом, психологическом плане, тогда как современная форма семейных отношений выводит психологические проблемы расставания на передний план. Партнеры, чаще всего, не находят точек соприкосновения в личностном взаимодействии; и в этом случае психологическое спокойствие становится для них более предпочтительным, нежели, например, экономические трудности.

Среди основных факторов предопределяющих разводы сегодня, можно назвать следующие:

  • - индустриализация;
  • - урбанизация;
  • - миграция населения;
  • - эмансипация женщин.

Эти факторы снижают уровень социального контроля, делают жизнь людей в значительной степени автономной и анонимной, чувство ответственности, привязанности, взаимной заботы сильно снижается.

Наиболее часто к непосредственному разводу между супругами приводят:

  • 1. Бытовые проблемы (жилищная неустроенность, материальная необеспеченность и пр.)
  • 2. Межличностные конфликты (утрата любви, уважения, привязанности; ревность одного из супругов; различные взгляды на жизнь в экономическом, социальном, духовном плане)
  • 3. Внешние факторы (измена, вмешательство в отношения третьих лиц, например, родителей супругов, начало новых отношений и пр.)

«Брак сегодня перестал быть связью, имеющей целью передать собственность и свой статус другому поколению. По мере обретения женщинами экономической самостоятельности брак - все реже следствие необходимости экономического партнерства... По всей вероятности, рост числа разводов связан не с глубоким разочарованием в браке как таковом, а с усиливающимся стремлением превратить его в полнокровный союз, приносящий удовлетворение».

Э. Гидденс «Социология»

Природа связей между людьми, вступающими в брак, изменилась в последние несколько десятилетий. Политические, экономические, социальные перемены современного мира способствовали тому, что общественное мнение стало терпимее к разным моделям семейной жизни. И все же, ситуация развода - есть критически острое переживание в жизни индивида, которое не имеет одномоментного характера, а развивается в течение продолжительного времени.

Начало XX века - период нс только революционной деятельности, активной модернизации, феминизации, многочисленных социальных перемен в общественной жизни, но и этап резких изменений брачно-семейных отношений. Изменения структуры семьи во всем мире в двадцатом веке, позволяют нам говорить о переходе к эпохе малодетности, увеличения разводов и падения показателей количества зарегистрированных браков, отчужденности индивида и его автономности.

Постепенно происходит переход к специфической модели брачности: позднее вступление в брак - либо по достижении экономической самостоятельности от родителей, либо после завершения образования и обретения профессии.

Кризис современной семьи во многом обусловлен значительными изменениями социальной жизни в целом. В чем проявляются кризисные явления в семье? Прежде всего, в ее нестабильности. В крупных городах распадается свыше 50% браков (в некоторых местах уровень разводов достигает 70%). Причем у более чем трети распадающихся семей совместная жизнь продолжалась от нескольких недель до 4 лет, т. е. совсем недолго. Нестабильность семьи приводит к росту неполных семей, снижает родительский авторитет, отражается на возможностях формирования новых семей, на здоровье взрослых и детей .

К нестабильности семьи следует добавить ее дезорганизацию, т.е. увеличение числа так называемых конфликтных семей, где воспитание детей в обстановке ссор и скандалов оставляет желать лучшего. Это весьма отрицательно сказывается как на взрослых, так и на детях. Именно в таких семьях обнаруживаются источники алкоголизма, наркомании, неврозов и правонарушений.

Сложная экономическая и социальная обстановка требует от современного человека серьезного напряжения, что часто вызывает стрессы и депрессии, ставшие уже неотъемлемой частью нашей повседневной жизни. Именно поэтому, сегодня особенно остро ощущается необходимость в «тихой гавани», месте душевного комфорта, подобным местом должна быть семья - стабильность на фоне повсеместной изменчивости. Однако, несмотря на столь явную необходимость, в настоящее время институт семьи испытывает достаточно острый кризис: под угрозой само его существование, которое было неизменным на протяжении многих веков.

«В мировой науке существуют разнообразные точки зрения на состояние семьи в современном обществе, которые могут быть упорядочены на континууме, напоминающем поле боевых действий. На одном фронте - позиция, утверждающая, что семья деградирует, переживает глубокий кризис, причины которого кроются в социальных катаклизмах, идеологических или морально-этических трансформациях, причем это разрушение семьи вредит как обществу, так и человеку. На другом - диаметрально противоположная точка зрения. Произошедшие за последние двести лет (а в нашем контексте еще и бурные изменения последних десятилетий) социальные изменения обнажили тот факт, что семья как институт устарела и в таком старомодном виде, как она существует сейчас, должна либо исчезнуть, либо подвергнуться радикальной переделке. ...Между этими радикальными точками зрения существует более умеренная позиция, разделяемая, возможно, большинством ученых, что семья, хотя и пребывает в состоянии кризиса, оказывается весьма адаптивным и сильным образованием, стойко выносящим удары судьбы. Как мы уже упоминали, это - своеобразное поле битвы за монополию социального контроля над личностью. Нужно ли говорить, что острия пик всех трех дивизий направлены друг против друга, в известные уязвимые места противника? Равновесность амуниции, так же, как и заманчивая, кажущаяся доступность объекта их притязаний убеждают в том, что до конца сражения еще далеко».

Ярская-Смирнова Е.Р. «Социокультурный анализ нвтипичности»

  • Murdok G. (1949) Social Structure. New York: The Mac Millan Company.
  • См., например Антонов А.И. Социология семьи М.,2010; Зритнсва Е.И. Социология семьиМ., 2006; Черняк Е.М. Социология семьи М., 2004 и др.
  • См.: Зритнева Е.И. Социология семьи. М: Гуманитар. Изд. Центр ВЛАДОС, 2006.

Введение

Точное и однозначное употребление основных понятий - одно из главных требований, предъявляемых к социологиче­ским исследованиям. Категории брака и семьи являются самы­ми трудными для строгого определения. Во-первых, на их по­нимании и трактовке существенно сказываются традиции обы­денного сознания и словоупотребления, не всегда совпадающие с научно-теоретическим. Во-вторых, и брак, и семья изучают­ся не только социологией, но и рядом других наук, что порож­дает множественность подходов к ним и, соответственно, более узкое или более широкое, более абстрактное или более конкретное их толкование.

В российской социологии существует три - четыре оди­наково правомерных подхода. Семья есть отношение, через ко­торое и благодаря которому осуществляется воспроизводство человека, общественный механизм этого воспроизводства. Ис­торическое развитие ведет к превращению семьи и в социаль­ную общность, и в социальный институт. В этих своих ипоста­сях семья рассматривается как элемент социальной структуры общества и оказывается зависимой от способа производства, экономического базиса общества, потому что доминирующим фактором ее единства и функционирования становятся соци­ально-психологические связи, в которых находит выражение также природная основа супружества.

При всем многообразии научных подходов современную семью можно определить как институционализированную общность, складывающуюся на ос­нове брака и порождаемой им правовой и моральной ответст­венности супругов за здоровье детей и их воспитание.

Семья приносит полноту жизни, семья приносит счастье, но каждая семья, в особенности в жизни социалистического общества, говорил выдающийся советский педагог А. С. Макаренко, является, прежде всего, большим делом, имеющим большое государственное значение.

Цель реферата – рассмотреть семью как социальный институт.

Сущность и структура семьи

Семья-ячейка (малая социальная группа) общества, важнейшая форма организации личного быта, основанная на супружеском союзе и родственных связях, т.е. отношениях между мужем и женой, родителями и детьми, братьями и сестрами, и другими родственниками, живущими вместе и ведущими общее хозяйство на основе единого семейного бюджета. Жизнь семьи характеризуется материальными и духовными процессами.

Являясь необходимым компонентом социальной структуры любого общества и выполняя множественные социальные функции, семья играет важную роль в общественном развитии. «Общественные порядки, - подчеркивал Ф. Энгельс, - при которых живут люди определенной исторической эпохи и определенной страны, обусловливаются... ступенью развития, с одной стороны - труда, с другой - семьи». Через семью сменяются поколения людей, в ней человек рождается, через нее продолжается род. В семье происходит первичная социализация и воспитание детей, а также в значительной части реализуется обязанность заботиться о старых и нетрудоспособных членах общества. Семья является также ячейкой организации быта и важной потребительской единицей.

Основу семьи составляет брачный союз между мужчиной и женщиной в тех или иных формах, санкционированных обществом. Она не сводится, однако, к отношениям между ними, даже юридически оформленным, а предполагает отношения между мужем и женой, родителями и детьми, что придает ей характер важнейшего социального института. Это определяется прежде всего, тем, что семья обязана своим возникновением, существованием и развитием прежде всего общественным потребностям, нормам и санкциям, предписывающим супругам заботиться о своих детях. Вместе с тем семья рассматривается как основанная на браке или кровном родстве малая социальная группа, члены которой связаны общностью быта, взаимной моральной ответственностью и взаимопомощью.

Семья, ее формы и функции напрямую зависят от общественных отношений в целом, а также от уровня культурного развития общества. Естественно, чем вше культура общества, следовательно, тем выше культура семьи.

Понятие семья не следует путать с понятием брак. Семья представляет собой более сложную систему отношений, чем брак, т.к. она объединяет не только супругов, но и их детей, других родственников.

Внутрисемейные отношения могут быть, как и персональные (отношения между матерью и сыном) так и групповые (между родителями и детьми или между супружескими парами в больших семьях).

Сущность семьи отражается в ее функциях и структуре.

Под структурой семьи понимается совокупность отношений между ее членами, включая помимо отношений родства и систему духовных, нравственных отношений, в том числе отношений власти, авторитета, и т.д. Выделяют авторитарную структуру, где семьи делятся на: авторитарные и демократические. Аналог этому – деление на патриархальные, матриархальные и эгалитарные семьи. Эгалитарные семьи в настоящий момент занимают лидирующее положение в развитых странах.

Характер семейной структуры определяется в конечном счете социально-экономическими условиями жиз­ни. Изменения в составе, структуре и функциях семьи являют­ся неотъемлемой и во многих отношениях основной частью социокультурных различий на всем земном шаре. Такие изме­нения отнюдь не легко поддаются объяснению. По-видимому, не существует однозначных связей между социальным обли­ком семьи и социально-экономическим и техническим разви­тием общества. Весьма похожие типы семьи наблюдаются в совершенно различных обществах, и наоборот. Хотя нет со­мнения в том, что общие социально-экономические и техноло­гические условия жизнедеятельности оказывают глубокое влия­ние на форму семейной организации.

В частности, американский исследователь вопросов семьи Д. Мурдок выявил, что "семейное ядро", т.е. "элементарная" или "простая" семья, состоящая из мужчин, женщин и их социально признанных детей, представляет собой повсеместно существую­щий "строительный материал" всех человеческих общин, всех сообществ. Несмотря на то, что некоторые функции семьи могут выполняться другими лицами и даже социальными структурами (например, родственниками, воспитателями, опекунами), семей­ное ядро остается парадигматическим институтом наибольшего социального значения для социологии семьи.

Изменения в структуре и функциях семьи, даже внезапные и революционные, являются вполне естественными в историче­ском развитии. Можно сказать, что они сопутствуют развитию индивидуального семейного ядра, где рождение ребенка, брак старших детей и их уход из семьи, другие радостные и печаль­ные события обычно вызывают внезапные и резкие изменения семейной структуры. Однако семья (не особая ее форма, а про­сто семья) оказалась чрезвычайно гибкой и приспосабливающейся к любым обстоятельствам системой. Именно семья является неотъемлемой частью всех социальных изменений, происходящих в обществе.

Индивидуальное семейное ядро обычно состоит из суп­ругов и детей в качестве совместно проживающей группы в течение примерно 20-30 лет. Изменения в средней продол­жительности жизни населения, регулирование размеров се­мьи самими супругами или обществом (например, в совре­менном Китае или Вьетнаме, где законом ограничивается рождаемость), а также другие демографические факторы мо­гут привести к существенным сдвигам цикла жизни семей­ных единиц. Однако неотъемлемой характерной чертой се­мейного ядра является то, что оно имеет начало и конец в течение продолжительности жизни одного из супругов, а именно, продолжительности жизни супружеской пары, ко­торая является его основателем.

Весьма распространенный тип современной семьи - нуклеарная семья, сведенная к естественному ядру: жена, муж и дети с добавлением одного или двух родителей супругов. Такая семья характерна для большинства стран Европы, США, Рос­сии и др. Этот вариант семьи, очевидно, является импровиза­цией в семейной организации, которая возникла как попытка справиться с некоторыми типичными для современной промышленно-городской цивилизации проблемами.

Форма семьи, имеющая важное историческое значение и все еще сохраняющаяся, особенно в сельской местности, - это большая неразделенная семья (объединенная семья), состоя­щая из нескольких семейных групп. Расширенная семья пред­ставляет собой вариант неразделенной семьи, которая отлича­ется тем, что учредительные группы могут жить врозь. Однако они обычно расселяются по соседству и принимают участие в некоторой общей деятельности (например, обработке земель­ных участков).

Со структурой семьи тесно связаны порядок и уклад ее жизни, ее обычаи и традиции, а также ее взаимоотношения с другими семьями и со всем обществом.

Функции семьи

Основное назначение семьи - удовлетворение общественных, групповых и индивидуальных потребностей. Являясь социальной ячейкой общества, семья удовлетворяет ряд его важнейших потребностей, в том числе и в воспроизводстве населения. В то же время она удовлетворяет личностные потребности каждого своего члена, а также общесемейные (групповые) потребности. Из этого и вытекают основные функции социалистической семьи: репродуктивная, экономическая, воспитательная, коммуникативная, организации досуга и отдыха. Между ними существует тесная взаимосвязь, взаимопроникновение и взаимодополняемость.

Становление и развитие института семьи

Становление и развитие института семьи было процессом длительным и многоаспектным, чему предшествовало накопление фактических данных и разнообразных взглядов на семью и брак, и их переосмысление выдающимися мыслителями во все времена.

В социологии семьи и брака различают два основных направления:

· исследование истории семьи и брака;

· анализ современной семьи и брака.

В рамках исторического направления рассматривается происхождение семьи и ее развитие в различных социально-экономических формациях. Систематическое исследование семьи, по данным американского социолога Х. Кристенсена, было начато в конце XIX века. До этого времени на взгляды на семью и брак сильное влияние оказывали религия, мифология, философия. Как известно, в социальной концепции Платона интересы общества (государства) доминируют над интересами личности. «Идеальное государство – общность жен и детей», «Каждый брак должен быть полезен для государства», - писал Платон. Аристотель предполагал, сто природа нормального человека определяется его «встроенностью» в политическую систему, а «всякая семья составляет часть государства».

Английский философ Томас Гоббс (1588-1679), разрабатывая проблемы моральной и гражданской философии, опровергал точку зрения на брак как нечто нечистое, лишенное святости, желая возвращения земному институту брака его духовной ценности.

Французский просветитель XVIII века Жан Жак Руссо (1712-1778), который отличался особым демократизмом, отрицал правомерность общественного неравенства между полами. Но вместе с тем Руссо обращал внимание и на их природные, функциональные и в какой-то мере социальные различия. Он предполагал дифференцированный подход к особенностям женщины и мужчины.

Большой интерес представляют воззрения на семью и брак классиков немецкого идеализма И. Канта (1724-1804) и И. Фихте (1762-1814), которые рассматривали проблемы брака и семьи исходя из теории естественного права, неравенства мужчины и женщины. Они считали, что брак – это нравственно-правовой институт, что половое влечение облагорожено исключительностью и должно регулироваться законами. Еще один классик немецкого идеализма Г. Гегель (1770-1831), обладая огромным историческим чутьем, увидел связь определенной формы семьи и соответствующего социального и политического строя. Гегель пришел к выводу о том, что правовые отношения чужды семейному союзу самому по себе. В основе этого вывода лежит идея о противоречии между духовно-нравственным единством в семье и внешним (юридическим) регулированием этих отношений.

В течение длительного времени (примерно до середины XIX века) семья рассматривалась как изначальная и по самой своей природе моногамная ячейка общества. Поэтому философов и ученых античности, средневековья и отчасти Нового времени интересовала не столько семья как специфический социальный институт, сколько ее отношение к общим социальным порядкам и, прежде всего к государству.

Утверждение исторического взгляда на брак и семью происходило двумя путями:

1) при помощи исследования прошлого семьи, в частности, брачно-семейного уклада так называемых примитивных народов;

2) путем изучения семьи в различных социальных условиях. У истоков первого направления стоит швейцарский ученый Иоганн Бахофен (1815-1887). Он положил начало изучению истории семьи. В труде «Материнское право» (1861) он выдвинул тезис об универсально-историческом развитии первобытного человека от первоначального беспорядочного общения полов ("гетеризма") к материнскому, а затем к отцовскому праву. Через анализ древних классических произведений он доказал, что до единобрачия и у греков и у азиатов было такое состояние, когда не только мужчина вступал в половые отношения с несколькими женщинами, но и женщина – с несколькими мужчинами.

Особенно большое значение для обоснования эволюционных идей имел труд американского ученого Льюиса Генри Моргана (1818-1881), который впервые на научной основе рассмотрел историю первобытного общества. Свою книгу «Древнее общество» он писал около 40 лет и опубликовал в 1877 году. В ней излагается теория единого пути развития человеческого общества, обосновывается универсальность материнского рода, опровергается патриархальная теория. На огромном фактическом материале Морган проанализировал систему родства на разных континентах. По его схеме брачные отношения прошли путь от промискуитета (беспорядочные половые связи) через групповой брак к моногамии. Наиболее важным результатом всех его изысканий было установление многообразия исторических типов брачно-семейных отношений и зависимости их от конкретных исторических условий. Книга Моргана «Древнее общество», которую законспектировал и прокомментировал К. Маркс (1818-1883), послужила поводом для создания произведения Ф. Энгельса (1820-1895) «Происхождение семьи, частной собственности и государства» (1884). Выполняя завещание К. Маркса, Ф. Энгельс с использованием труда Моргана доказал глубокую органическую взаимосвязь производства средств жизни и производство самого человека, развития, с одной стороны, труда, а с другой – семьи. Была вскрыта объективно-историческая закономерность изменений семьи, ее противоречивый и вместе с тем прогрессивный характер. Энгельс уделяет особое внимание эволюции форм семьи, ее развитию от групповых форм брака к моногамии.

Определенное влияние на социологию семьи оказала теория «социальных групп». Ее автором является американский социолог Чарльз Кули (1864-1929). Кули ввел различения первичных групп и вторичных общественных институтов. Первичные группы (семья, соседство, детские группы) являются основными общественными ячейками. Они характеризуются интимными, личностными, неформальными связями, непосредственным общением, устойчивостью, малым размером. В первичных группах происходит социализация личности. Вторичные общественные институты (классы, нации, партии), согласно теории Кули, образуют социальную структуру, где складываются безличные отношения и в которых индивид включается лишь как носитель определенной функции.

В 1945 г. выходит книга Э. Берджесса и Х. Локка «семья – от института к содружеству». В представители чикагской школы пытались доказать, что изменения в жизни семьи происходят потому, что осуществляется нормальный переход от института (традиционной модели семьи) к содружеству (современной модели семьи). Прочность брака зависит главным образом от психологических усилий супругов. Иными словами, семья изменяется, когда утрачивает все признаки социального института и превращается в свободную ассоциацию лиц, которые взаимодействуют ради своих личных желаний и потребностей, а именно – в содружество. Берджесса и Локк понимали изменения семьи не просто как утрату своих функций, не в ее дезорганизации, а в реорганизации, в изменении всего облика семьи, ее структуры и функционирования. Лозунг «От института к содружеству» был социологически наивным, но идея изменения семьи как ее реорганизация была подхвачена и развита дальше.

Уже на этой стадии, которую Х. Кристенсен назвал периодом «появляющейся науки», встретились важнейшие для теории семьи проблемы: формирование семьи, совместимость супругов, удовлетворенность браком и его успешность, стабильность брака. Ученые разработали теоретические концепции, которые по содержанию близки тем, которые использовались позже.

С середины XX века в развитии социологии семьи начинается стадия, которую назвали «периодом построения систематической теории». Именно с этого времени началось накопление большого количества эмпирических данных по многочисленным аспектам брачно-семейных отношений. Быстрое развитие электронно-вычислительной техники дало возможность более глубоко и серьезного анализа полученных данных.

Проблематика семьи в этот период становится все более актуальной, что связано с началом дестабилизации семьи и брака. Увеличивается число исследовательских центров. Вначале в США, затем в Англии, Австрии, Канаде, Нидерландах, Финляндии, Франции, Швеции и т.д. Позже – в СССР и странах восточной Европы.

Существенным становится стремление откорректировать понятия, которые необходимы для анализа семейных процессов, выяснение зависимостей между этими понятиями. Следует отметить особую роль в этом процессе американского социолога Толкотта Парсона (1902-1979). В пятидесятые годы он разработал так называемую «систему социального действия», которая оказалась достаточно открытой для междисциплинарных взаимодействий и пригодной для решения специальных задач. Кроме этого, она способствовала понятийно-языковой интерпретации социальной действительности. Формализм этой системы включал в себя априорную систему понятий, многие из которых колеблются между чисто теоретическим истолкованием и операционным применением в процессе исследования. Для анализа американской семьи Парсонс использовал методику, которая широко распространена в культурной антропологии и этнографии, а именно – изучение терминологии родства. Парсонс со своими коллегами впервые провели исследования по определению роли супругов в обществе. Парсонс допускал возможность процесса дезорганизации семьи вне всякой связи с процессами функционирования и развития более широких общественных структур. Особенности брачно-семейных отношений в США Т. Парсонс объясняет процессом социальной дифференциации. В связи с изменением уровня структурной дифференциации общества, пишет Парсонс, «уменьшается важность в нашем обществе всех единиц родства, кроме нуклеарной семьи». Происходит перемещение всех основных ее функций, (в частности, в сектор занятости), кроме двух: первичной социализации детей и эмоциональной стабилизации личности взрослых. Парсонс считает, что это свидетельство не упадка семьи, а ее «специализации» и повышение роли в обществе, т.к. эти жизненные функции выполняются исключительно в семье.

В социологии семьи и брака сделано немало. Отмечается значительное продвижение в разработке теории, ее понятийно-категориального аппарата, практических рекомендаций по совершенствованию социальной политики в сфере брачно-семейных отношений, имеются плодотворные подходы к исследованию семьи и брака, накоплен огромный эмпирический материал. При должной систематизации и дополнениях разработанные концепции, утверждения, полученные выводы могли бы придать фундаментальность и укрепить целостность специальной социологической теории семьи и брака.

Целостность семьи образуется за счет взаимопритяжения и взаимодополнямости полов, создающих единое «андрогенное существо», некую целостность, не сводимую ни к сумме членов семьи, ни к отдельному члену семьи. Можно сделать вывод, что семья - это и результат, и, пожалуй, еще в большей мере - творец цивилизации. Семья - важнейший источник социального и экономического развития общества. Она производит главное общественное богатство - человека.

Заключение

Итак, семья один из самых древних социальных институтов. Она возникла намного раньше религии, государства, армии, образования, рынка. Семья – единственный и незаменимый производитель самого человека, продолжение рода. Но, к сожалению, выполняет она эту главную функцию со сбоями. И зависит это не только от нее, но и от общества. Семья возникает из потребности удовлетворить личные потребности и интересы индивидов. Являясь частью общества, она соединяет их с общественными интересами. Личные потребности организуются на основе принятых в обществе норм, ценностей, образцов поведения и часто происходит так, что бесцеремонное вмешательство общества в жизнь семьи разрушала ее и жизнь людей ее составляющих, доводило ее до нищенского существования.

Причин побуждающих людей объединятся в семейные группы, создавать устойчивые связи и взаимодействия много, но основой в первую очередь являются потребности человека. Говоря научным языком, духовные, физиологические и сексуальные потребности мужчины и женщины побуждают их объединяться для совместного осуществления целей: воспроизводство человеческого рода, создание материальных условий существования - жилища, одежды, питания; удовлетворения потребности в детях, биологической зависимости детей от родителей, потребности в сексе. Разве человек не может удовлетворить эту потребность вне семьи? Конечно, может. Но не поучителен ли опыт предков? Обратив свой взор в прошлое, мы осознаем, что общество в целом, а значит и люди, его составляющие, заинтересованы в том, чтобы эти биологические потребности осуществлялись в рамках семьи. Только выявив эти специфические особенности в реализации потребностей человека в условиях семьи, можно понять сущность семьи как социального института, а вместе с этим и истоки живучести семьи, ее жизнестойкости, привлекательности для человека.

Список использованных источников

1. Гребенников И.В. Основы семейной жизни: учебное пособие для студентов педагогических институтов. – М., Просвещение, 2005.

2. Дорно И.В. Современный брак: проблемы и гармония. - М.: Педагогика, 2008

3. Елисеева И.И. Перестройка – семья, семья – перестройка: обзор статей, опубликованных в периодической печати. – М., Мысль, 2009.

4. Ковалев С.В Психология современной семьи. - М., 2008.

5. М.С. Мацковский «Социология семьи. Проблемы, теории, методологии и методики» – М.: 2003

6. Харчев А.Г., Мацковский М.С. «Современная семья и её проблемы М.,2007

7. Шахматов В.П. Молодая семья: жизнестойкость, демография, право. - Красноярск, 2005.

8. Бабаева Л. Семейное предпринимательство // Человек и труд. - 2007. - № 9. - С.82-83.

Современные исследователи выделяют четыре основные характеристики семьи: малая социальная группа; важная форма организации личного быта; социальный институт, основанный на брачном (супружеском) союзе; многосторонние отношения супругов с родственниками. Семью можно определить как общность, основанную и на браке, и на кровном родстве. Это объединение людей, связанных, как правило, общностью быта, а также взаимной ответственностью и взаимопомощью. По традиционным представлениям о типичной семье основой или ядром последней является брак. Институт брака регулирует отношения между супругами посредством норм и санкций. Брак является исторически изменяющейся социальной формой отношений между полами, с помощью которой общество упорядочивает и санкционирует половую жизнь и устанавливает родительские права и обязанности. Семья, таким образом, является более сложным образованием, чем просто брачная группа. Семья рассматривается как социальный институт, определяемый системой связей и отношений индивидов, обладающий устойчивой структурированной организацией, который оказывает значительное влияние на социальную структуру общества, воспроизводство населения и социализацию новых поколений.

Характеризуя институт семьи, мы указываем на его функции: воспроизводства населения,

хозяйственно-экономическую, воспитательную, рекреационную, социального контроля.

Семья, как социальный институт, выполняет функцию накопления всего социального опыта, включая и то, что никак не может быть названо общественно необходимым с точки зрения завтрашнего; она выполняет еще и функцию селективную – отбора, усвоения, переработки этого опыта, исходя из интересов и потребностей конкретных людей.

Кроме того, семья выполняет функцию адаптации социального опыта, накопленного предыдущими поколениями, в новых условиях. С другой стороны, такие привычки, как злоупотребление алкоголем, курение, другие отрицательные привычки, отсутствие физической культуры, безнравственность, как показывают исследования, во многом именно в рамках семьи закладываются в основу системы ценностных ориентаций людей.

Деторождение, например, важнейшая функция семьи.

Понимание семьи как социального института предполагает изучение взаимодействия семьи с другими институтами общества (политическими, экономическими, образования).

В социологии приняты различные основания выделения типов семьи. В зависимости от формы брака выделяют следующие типы семейных организаций:

1. Моногамия (тип брака, в который вступают мужчина и женщина, при этом им не разрешается вступать одновременно более, чем в один брак).

2. Полигамия (форма брака, которая предполагает наличие более одного партнера в супружестве) исторически выступает в двух формах: полигинии (многоженство) и полиандрии (у одной жены несколько мужей).


В зависимости от структуры родственных связей (под структурой семьи понимают совокупность отношений между ее элементами) выделяют различные типы семей:

1) нуклеарная (простая) семья (ее составляют родители с детьми, не состоящими в браке);

2) расширенная или родственная (сложная) семья (с родителями или родственниками одного из супругов). С точки зрения иерархии, престижа, структуры власти в семье выделяют: традиционные (с такими историческими типами, как патриархальные и матриархальные) и современные. Известный отечественный исследователь А.Г. Харчев выделял следующие основные функции семьи:

Репродуктивная (биологическое воспроизводство населения в общественном плане и удовлетворение потребности в детях - в личностном);

Воспитательная (социализация подрастающего поколения, поддержание преемственности культуры в обществе);

Хозяйственно-бытовая (поддержание физического здоровья членов общества);

Духовного общения (развитие личностных качеств членов семьи);

Социально-статусная (воспроизводство социальной структуры);

Экономическая (получение материальных средств одними членами семьи от других);

Сфера первичного социального контроля (регламентация поведения членов семьи в различных сферах жизнедеятельности);

Досуговая (организация совместного отдыха);

Эмоциональная (получение психической защиты и поддержки);

Сексуальная (сексуальный контроль, удовлетворение сексуальных потребностей).

В поле изучения социологии семьи находятся условия жизни семьи, ее образ жизни, семейная идеология, проблемы успешности брачно-семейных отношений, этапы жизненного цикла семьи. Принято рассматривать следующие периоды, этапы жизнедеятельности семьи: добрачный, создание семьи, становление молодой семьи,

рождение ребенка (детей), воспитание, функционирование семьи, регулирование межличностных отношений, распад или трансформация семьи (развод, смерть супруга). При безраздельном господстве моногамного брака в современном мире значительно распространены внебрачные и альтернативные формы семьи. К первым относят материнскую и неполную, т. е. семьи, не опирающиеся на брачный союз. Материнская семья – это матери-одиночки по отечественной терминологии. Большинство женщин, особенно в возрасте 40-45 лет, идут по пути материнства сознательно, из-за желания иметь собственного ребенка и не быть одинокой. Другие становятся матерями в силу обстоятельств, не имея выраженной потребности в детях. Среди них высок процент 15-19-летних. О количественной распространенности материнской семьи можно судить по статистике внебрачной рождаемости в стране. При одном миллионе детей, брошенных или сданных в детские дома, бывает горько слышать о том, что в ряде западных, стран, например, в Голландии, практически нет нежеланных детей. Другая форма внебрачных семей – неполная. У нее другое происхождение. Если материнская семья изначально безбрачная, то неполная – результат овдовения или развода. По некоторым расчетам, в среднем к достижению человеком 75-летнего возраста в нашей стране распадаются все браки: 23% прекращаются из-за смерти жены, 53% - из-за смерти мужа, остальные - из-за развода. Особый вид брачных союзов определяется специалистами как альтернативные. Возникают они либо в период ухаживания и помолвки в виде «молодежных» юридически неформальных отношений, либо как «конкубинат», под которым понимается связь женатого мужчины c незамужней женщиной, имеющей от него детей. Существует множество самых различных прогнозов о будущем семейно-брачных отношений. В оценке частных аспектов отдельные авторы вдруг начинают уверять, что в XXI веке исчезнут одиночки, однодетные семьи и разводы, хотя оснований для таких предположений пока нет. Относительно общих тенденций развития семьи серьезные исследователи не рискуют заглядывать в отдаленное будущее из-за ограниченности статистического материала. Но существует мнение, что магистральное направление развития семьи - это эволюция ее в новую, в определенной мере уже существующую, форму, условно называемую супружеской семьей. Спектр мотивов заключения брака очень широк: любовь, общность интересов и взглядов, ощущение одиночества, вероятность рождения ребенка, материальная обеспеченность будущего супруга, наличие у него квартиры и т. д. и т. п. Некоторые исследователи условно сводят мотивацию брака к трем подгруппам: брак по любви, брак по стереотипу поведения, т. е. по рефлексу подражания, и брак по расчету. Другие говорят о пяти типах мотивации: по любви, по духовной близости, по материальному расчету, по психологической адекватности, по моральным соображениям. Разумеется, возможны различные комбинации мотивов.

Очевидно, что большинство браков заключается по любви. В России, по некоторым опросам, 2/3 мужчин и 3/4 женщин указывают в качестве мотива вступления в брак любовь и взаимную привязанность. Однако понятие «любовь» многозначно и неопределенно. При удачном браке первоначальную привязанность начинают оценивать как любовь, а при разводе любовь оказывается легкомысленным увлечением. Понимание любви и оценка ее роли в браке неодинаковы в разных странах. Так, при опросе, проведенном в свое время советским и американским журналами, на вопрос: «Что является основой счастливого брака»? – 52% американок сказали: «дружба», а 54% представительниц СССР назвали «любовь». Немалую часть браков составляют браки по расчету. В большинстве случаев расчет бывает материальный, нередко корыстный. Такие расчеты бывают более приземленные (прописка, машина и т. д.) и более изощренные. Бывает расчет не материальный, а моральный, когда люди вступают в брак из страха перед одиночеством, желания иметь детей, из чувства благодарности. Такие браки могут оказаться и удачными, особенно когда на смену расчету приходят взаимопонимание и любовь. Оценивая перспективы функционирования социального института семьи, можно выделить два, на наш взгляд важных, аспекта проблемы: во-первых, способность семьи выполнять закрепленные за ней функции, направленные на удовлетворение потребностей общества; во-вторых, функции семьи в будущем, в соответствии с изменяющимися потребностями общества. Например, потребность в воспроизводстве, столь актуальная сегодня, может потерять свою значимость - возможно, что в ближайшем будущем человечество научится производить себе подобных и без участия семьи.

Даёт такое определение семьи:

Семьей называется основанное на кровном родстве, браке или усыновлении объединение людей, связанных общностью быта и взаимной ответственностью за воспитание детей.

Первоначальную основу семейных отношений составляет брак.

Брак - это исторически меняющаяся социальная форма отношений между женщиной и мужчиной, посредством которой общество упорядочивает и санкционирует их половую жизнь и устанавливает их супружеские и родственные права и обязанности.

Семья, как правило, представляет более сложную систему отношений, чем брак, поскольку она может объединять не только супругов, но и их детей, а также других родственников.

Семью следует рассматривать не просто как брачную группу, но как социальный институт, то есть систему связей, взаимодействий и отношений индивидов, выполняющих функции воспроизводства человеческого рода и регулирующих все связи, взаимодействия и отношения на основе определенных ценностей и норм, подверженных обширному социальному контролю через систему позитивных и негативных санкций.

Семья как социальный институт проходит ряд этапов, последовательность которых складывается в семейный цикл, или жизненный цикл семьи.

Исследователи выделяют различное количество фаз этого цикла, но главными среди них являются следующие:

1) образование семьи - вступление в первый брак;

2) начало деторождения - рождение первого ребенка;

3) окончание деторождения - рождение последнего ребенка:

4) «пустое гнездо» - вступление в брак и выделение из семьи последнего ребенка;

5) прекращение существования семьи - смерть одного из супругов.

На каждом этапе семья обладает специфическими социальными и экономическими характеристиками.

Семья как социальный институт возникла с формированием общества. Процесс формирования и функционирования семьи обусловлен ценностно-нормативными регуляторами.

Такими, например, как ухаживание, выбор брачного партнера, сексуальными стандартами поведения, нормами, которыми руководствуются жена и муж, родители и дети и т.д., а также санкции за их невыполнение.

На первых этапах развития общества отношения между мужчиной и женщиной, старшими и младшими поколениями регулировались племенными и родовыми обычаями, представлявшими собой синкретические нормы и образцы поведения, базировавшиеся на религиозных и нравственных представлениях.

С возникновением государства регулирование семейной жизни приобрело правовой характер. Юридическое оформление брака налагало определенные обязанности не только на супругов, но и на государство, санкционирующее их союз. Отныне социальный контроль и санкции осуществляло не только общественное мнение, но и государственные органы.


Сторонники функционализма анализируют семью с точки зрения ее функций или социальных потребностей, которым она служит. За последние 200 лет основные изменения функций семьи связаны с ее разрушением как кооперативного трудового объединения, а также с ограничением возможности передавать статус семьи от родителей к детям.

Основная, определяющая функция семьи, как следует из определений отечественного социолога А.Г. Харчева и американского исследователя Н. Смелзера, - репродуктивная, то есть биологическое воспроизводство населения и удовлетворение потребности в детях.

Наряду с этой основной функцией семья выполняет еще ряд других социальных функций:

1. Воспитательная функция - социализации молодого поколения, поддержание культурного воспроизводства общества. Семья является главным агентом социализации во всех обществах. Именно в ней дети усваивают основные знания, необходимые для исполнения ролей взрослых.

Но индустриализация и связанные с ней социальные перемены в какой-то мере лишили семью этой функции. Самой важной тенденцией стало введение системы массового среднего образования.

Уже в возрасте 4 или 5 лет дети воспитывались не только дома, глубокое влияние на них оказывал учитель. Развитие системы дошкольных учреждений и добровольных ассоциаций для детей (например, отрядов скаутов и летних лагерей) увеличило число агентов социализации, выполняющих эту функцию наряду с семьей.

2. Хозяйственно-бытовая функция означает поддержание физического здоровья членов общества, уход за детьми и престарелыми членами семьи.

В традиционных крестьянских и ремесленных обществах семья осуществляла множество функций по поддержанию благосостояния людей, например заботу о больных и пожилых членах семьи. Но эти функции коренным образом изменились в ходе возникновения и развития промышленного общества. В развитых странах Западной Европы и в США врачи и медицинские учреждения почти полностью заменили семью в отношении заботы о здоровье людей, хотя члены семьи по-прежнему решают, существует ли необходимость обратиться за медицинской помощью.

Страхование жизни, пособия по безработице и фонды по социальному обеспечению уменьшили необходимость для семьи полностью брать на себя помощь ее членам в периоды экономических трудностей. Точно так же социальные пособия, больницы и дома для пенсионеров облегчили для семьи бремя заботы о престарелых.

В современном российском обществе уровень благосостояния основной массы населения очень низкий, с другой стороны, социальная сфера слабо развита, ответственность за нетрудоспособных членов общества у нас берёт на себя, как правило, семья.

3. Экономическая функция означает получение материальных средств одних членов семьи для других, экономическую поддержку со стороны семьи несовершеннолетних и нетрудоспособных членов общества.

Среди огромных перемен, вызванных возникновением промышленного производства, произошло уничтожение кооперативной системы производства.

Рабочие стали трудиться вне дома, и экономическая роль семьи свелась лишь к трате денег, заработанных кормильцем семьи. Хотя жена иногда работала, ее основная обязанность заключалась в воспитании детей. В современном обществе, как правило, работают оба супруга, которые имеют либо совместный бюджет, либо каждый имеет свой индивидуальный.

В крестьянском сельском хозяйстве и ремесленном производстве семья являлась совместным кооперативным трудовым объединением. Обязанности распределялись в соответствии с возрастом и полом членов семьи.

4. Функция первичного социального контроля означает моральную регламентацию поведения членов семьи в различных сферах жизнедеятельности, а также регламентацию ответственности и обязательств в отношениях между супругами, родителями и детьми, представителями старшего и среднего поколений.

5. Функция духовного общения охватывает развитие личности членов семьи, духовное взаимообогащение.

6. Социально-статусная функция означает предоставление определенного социального статуса членам семьи, воспроизводство социальной структуры.

В средневековом обществе существовали различные обычаи и законы, более или менее автоматически закреплявшие статус, занимаемый семьями из разных слоев общества.

Наследственная монархия представляет собой яркий пример такого обычая. Аристократы, владевшие землей и титулами, могли передавать свой высокий статус детям. Среди представителей низшего класса существовали системы гильдий и обучения ремеслам - таким образом, профессии могли передаваться от одного поколения к следующему.

Революции, происходившие в XIX и XX вв.,осуществлялись с целью уничтожения сословных привилегий некоторых групп. Среди этих привилегий было и право передачи титула, статуса и богатства следующему поколению. В некоторых странах, в том числе в России, США, наследование аристократических титулов объявлено вне закона.

Прогрессивные налоги, а также налоги по страхованию и в случае смерти тоже ограничивают возможность сохранения богатства и передачи его по наследству. Однако богатые высокопоставленные семьи все еще имеют преимущества, когдавстает вопрос о передаче богатства и статуса детям. Но это осуществляется скорее не на основе наследования, а в форме подготовки детей к получению такого образования и такой работы, которые обеспечивают высокий статус.

Члены высшего класса имеют возможность оплачивать элитарное образование и поддерживать «знакомства», способствующие высокому статусу. Но эти преимущества в значительной мере утратили свое значение, став менее устойчивыми и надежными, чем прежде.

7. Досуговая функция включает организацию рационального досуга, взаимообогащение интересов.

8. Эмоциональная функция предполагает возможность получения психологической защиты, эмоциональной поддержки, эмоциональной стабилизации индивидов и их психологической терапии.

Социологи, сравнивая структуру семьи в разных обществах, выделяют несколько параметров, по которым все семьи можно дифференцировать на определённые разновидности, К этим параметрам относятся: форма семьи, форма брака, образец распределения власти в семье, выбор партнера выбор местожительства, а также происхождение и способ наследования имущества.

В современных развитых обществах преобладает моногамия - брак между одним мужчиной и одной женщиной. Однако имеются сведения о нескольких других формах. Полигамией называется брак между одним и несколькими другими индивидами. Брак между одним мужчиной и несколькими женщинами называется полигинией; брак между одной женщиной и несколькими мужчинами получил название полиандрии. Еще одной формой является групповой брак - между несколькими мужчинами и несколькими женщинами.

В большинстве обществ отдается предпочтение полигинии. Джордж Мэрдок исследовал множество обществ и установил, что в 145 из них существовала полигиния, в 40 преобладала моногамия и лишь в двух наблюдалась полиандрия. Остальные общества не соответствовали ни одной из данных категорий. Поскольку в большинстве обществ соотношение мужчин и женщин составляет приблизительно 1:1, полигиния не находит широкого распространения даже в тех обществах, где она считается предпочтительной. В противном случае число неженатых мужчин значительно превышало бы численность мужчин, имеющих несколько жен.

Некоторые ученые подчеркивают значение экономических факторов для преобладания определенной формы семьи в обществе.

Например, в Тибете земля, принадлежащая семье, передается по наследству всем сыновьям вместе. Она не делится на отдельные участки, которые слишком малы, чтобы прокормить семью каждого брата. Поэтому братья вместе используют эту землю и имеют общую жену.

Разумеется, экономические факторы лишь частично объясняют своеобразие тех или иных форм семьи. Важную роль играют и другие факторы.

Например, полигиния выгодна для женщин в обществах, где много мужчин погибает на войне. Аналогичным образом среди жителей племени тодасов в южной Индии (где сокращалось число женщин, поскольку существовал обычай убивать родившихся девочек) также практиковалась так называемая братская полиандрия (братья имели общую жену).

Британские колонизаторы положили конец практике детоубийства, и численность женщин среди тодасов стала быстро возрастать. Однако парные браки так и не получили распространения среди тодасов. Вместо этого братья, которые раньше имели бы одну общую жену, стали заводить несколько общих жен. Таким образом, в обществе тодасов наметилась редко наблюдаемая тенденция к групповому браку.

В зависимости от структуры родственных связей выделяется простой (нуклеарный) и сложный (расширенный) тип семьи. Нуклеарная семья представляет собой супружескую пару с детьми, не состоящими в браке. Если некоторые из детей в семье состоят в браке, то образуется расширенная, или сложная, семья, включающая в себя два или более поколения, например дедушку и бабушку, двоюродных братьев и сестёр, внуков и т.д.

Большинство семейных систем, при которых расширенные семьи считаются нормой, являются патриархальными. Этот термин обозначает власть мужчин над другими членами семьи.

При матриархальной семейной системе власть по праву принадлежит жене и матери.

В последние годы произошел переход от патриархальной к эгалитарной семейной системе. Это, главным образом, обусловлено увеличением числа работающих женщин во многих индустриально развитых странах. При такой системе влияние и власть распределяются между мужем и женой почти в равной мере.

В зависимости от предпочитаемого партнёра выделяют экзогамные и эндогамные семьи. Правила, регулирующие браки вне определенных групп, например семей или кланов, являются правилами экзогамии. Наряду с ними существуют правила эндогамии, предписывающие заключение брака внутри определенных групп. Эндогамия была характерна для кастовой системы, сложившейся в Индии. Самым известным правилом эндогамии является запрет кровосмешения (инцеста), исключающий брак или половые связи между лицами, которые считаются близкими кровными родственниками.

Почти во всех обществах это правило касается отношений между ребенком и родителем, а также родными братом и сестрой. Во многих обществах это относится даже к двоюродным братьям и сестрам и другим близким родственникам. Запрет кровосмешения не является всеобщим, несмотря на широкую распространенность. Браки между братьями и сестрами поощрялись в семье фараонов в Древнем Египте .

Почему запрет кровосмешения так широко распространен? Этот вопрос является предметом горячих споров. Некоторые исследователи высказали предположение, что людям свойственно отвращение к кровосмешению. Другие считают, что издавна люди осознавали опасность генетических последствий инцеста. Третьи подчеркивали, что правила, запрещающие половые сношения между членами семьи, не являющимися супругами, уменьшали вероятность ревности и конфликтов.

Однако последний довод теряет убедительность, если учесть, что многие люди способны без всякой ревности делить сексуального партнера с кем-нибудь еще. И полигиния, которая часто порождает соперничество между женами, сохраняется, несмотря на конфликты. Кроме того, подчеркивалось, что запрет кровосмешения вынуждал искать спутника жизни вне групп, к которым люди принадлежали.

В разных обществах существуют различные правила выбора местожительства молодоженов. В зависимости от характера выбора местожительства социологи выделяют неолокальный, патрилокальный и матрилокальный типы семьи.

патрилокальное местожительство, новобрачная уходит из своей семьи и живет в семье мужа или поблизости от дома его родителей. Например, согласно обычаям ирландских крестьян, молодая жена входит в семью мужа и оказывается под властью свекрови.

В обществах, где нормой является матрилокальное местожительство, молодожены должны жить с родителями невесты или поблизости от них.

Неолокальное местожительство, считающееся нормой на Западе, редко встречается в остальной части мира.

Лишь в 17 из 250 обществ, изученных Мэрдоком, молодожены переселялись на новое местожительство. Патрилокальное местожительство нашло распространение в обществах, где существовали полигиния, рабство и часто происходили войны; члены этих обществ обычно занимались охотой и сбором растений. Матрилокальное местожительство считалось нормой в обществах, где женщины пользовались правом землевладения. Неолокальное местожительство связано с моногамией, тенденцией к индивидуализму и равному экономическому положению мужчин и женщин.

В социологии семьи особой проблемой является проблема определения родословной и характер наследования имущества. Если бы человеку удалось подсчитать всех людей, с которыми он связан кровным родством (включая предков и самых дальних родственников), этот список был бы огромен. Правила определения родословной сокращают этот список и указывают, какие родственники играют важную роль в жизни человека. Существуют три типа систем определения родословной и правил наследования собственности.

Наиболее распространенной является родословная по мужской линии.

Как считается в сельской местности Ирландии, основные родственные связи существуют между отцом, сыном и внуком. Хотя жена в какой-то мере поддерживает отношения со своими родственниками и её ребенок в какой-то мере наследует ее гены, дети становятся членами семьи мужа.

В некоторых случаях, родство определяется по женской линии.

Как принято на Тробриандских островах, молодожены живут в поселке у мужа, но имущество и ежедневная помощь поступает по линии жены. Имущество матери становится собственностью дочери, и основную поддержку молодой семье оказывает брат жены. Уклад семейной жизни на Тробриандских островах опирается на родственные связи по мужской и женской линии.

Существует семейная система, основанная на двусторонней родословной, Она является общепринятой в 40 процентах мировых культур. В таких системах при определении родства в равной мере учитываются кровные родственники со стороны отца и матери.

Социология семьи как специальная отрасль социологического знания берет свое начало в масштабных эмпирических исследованиях европейских ученых-статистиков Рилза и Ле Пле. В середине XIX в. они независимо друг от друга предприняли попытку изучить влияние таких социальных факторов, как индустриализация, урбанизация, образование, религия, на формы семейного общежития, структуру семьи, экономические отношения в ней. С тех пор проблемы семьи и семейно-брачных отношений постоянно находятся в центре внимания социологии, поскольку семья представляет собой специфическое, во многом уникальное образование: малую группу и социальный институт одновременно. За каждым из этих явлений стоит своя реальность и совокупность понятий, отображающих эту реальность. Семья выступает как объект социологического исследования, и занимается ею отдельная отрасль социологии - социология семьи, изучающая формирование, развитие и функционирование семьи, брачно-семейные отношения в конкретных культурных и социально-экономических условиях.

Семья - основанное на браке и кровном родстве объединение людей, связанное общностью быта и взаимной ответственностью.

По существу, семья представляет собой систему отношений между мужем и женой, родителями и детьми, имеющую исторически определенную организацию.

Существуют следующие основные признаки семьи:

  • а) брачные или кровно-родственные связи между всеми ее членами;
  • б) совместное проживание в одном помещении;
  • в) общий семейный бюджет.

Юридическое оформление отношений не выступает непременным условием.

Хорошая семья - один из важнейших компонентов человеческого счастья. В хорошей, крепкой семье заинтересовано общество. Хотя образование семьи, вступление в брак регулируется правом, ведущее место в нем принадлежит морали. Многие стороны брака контролируются только совестью вступающих в него людей.

Брак - это исторически обусловленная, санкционированная и регулируемая обществом форма отношений между полами, между мужчиной и женщиной, устанавливающая их права и обязанности по отношению друг к другу, к их детям, своему потомству, родителям. Иными словами, брак - это традиционное средство формирования семьи и общественного контроля.

Своеобразным социальным ориентиром для совести вступающих в брак являются нравственные нормы, обобщенные в практике современной семьи: регистрация брака соответствующими государственными органами есть не только юридический акт, но и форма принятия моральных обязательств, вытекающих из брака. Есть сотни тысяч семей, не зарегистрированных в органах ЗАГС. Никто не принуждается к заключению брака, но всякий должен подчиняться законам брака; морально оправданным является тот брак, который заключается по взаимной любви; решение о вступлении в брак должно принадлежать только вступающим в него; необходимо быть социально и психологически подготовленным к вступлению в брак.

Нравственно регулируется не только вступление в брак, но и развод. Если между супругами исчезли взаимные уважение, дружба, любовь и семья не выполняет свои функции, то расторжение брака нравственно. Развод лишь официально фиксирует то, что уже произошло, - распад семьи.

В семейных отношениях в силу их сложности, интимности и индивидуальности возникает множество противоречий, которые могут регулироваться только с помощью морали. Нравственные нормы, регулирующие семейные противоречия, просты, но емки по содержанию и значимости. Вот основные из них: взаимная любовь между супругами; признание равенства; забота и чуткость в отношениях; любовь к детям, воспитание и подготовка их к трудовой социально полезной жизни; взаимопомощь во всех видах деятельности, в том числе и бытовом труде.

Требование взаимной любви, равенства и взаимопомощи супругов - основа, от которой зависит решение многочисленных вопросов, ежедневно возникающих в семье и проявляющихся в столкновении различных интересов, мнений.

Особую важность представляет моральная обязанность по воспитанию детей. Выполнение семьей воспитательной функции может успешно осуществляться, если в семье устанавливается атмосфера дружбы, взаимоуважения, взаимопомощи, разумной требовательности к детям, уважение к труду.

Благотворно влияет на человека лишь здоровая, благополучная семья, создание которой требует значительных усилий и определенных качеств личности. Неблагополучная же скорее усугубляет, ухудшает его положение. Немало неврозов и других психических заболеваний, аномалий имеют свои источники именно в семье, во взаимоотношениях между супругами.

Семья как социальный институт проходит ряд этапов, последовательность которых складывается в семейный цикл, или жизненный цикл семьи. На каждом этапе семья обладает специфическими социальными и экономическими характеристиками.

Какие же типы семьи существуют. В современном обществе семьи делятся по следующим признакам:

  • по социально-классовому - семья рабочего, работника сельско-хозяйственного производства, представителя интеллектуального труда и т.п.;
  • по типу населения - городская, сельская;
  • по национальному признаку - однонациональная, межнациональная;
  • по времени существования - семья молодоженов, молодая семья, семья, ждущая ребенка, семья среднего супружеского возраста, семья старшего супружеского возраста, пожилые супружеские семьи и т.п.;
  • по количеству членов семьи - бездетные семьи, малодетные семьи, многодетные семьи и т.п.

Также существуют неполные семьи, в которых представлен лишь один родитель с детьми; отдельные, простые, или нукле- арные (от слова «нуклеа» - ядро); семьи - супруги с детьми или без детей, живущие отдельно от родителей и других родственников, они обладают полной самостоятельностью и поэтому организуют свою жизнь так, как им того хочется (чаще - как сложится); сложные семьи (расширенные), состоящие из представителей нескольких поколений; большие семьи - состоящие из трех и более супружеских пар.

По особым условиям семейной жизни выделяют еще ряд типов семьи:

Студенческие семьи (сейчас примерно в каждом третьем

браке один из супругов - студент);

  • дистатные семьи (семьи, которые юридически зафиксированы, а фактически их нет. Таких семей около 5%);
  • семьи моряков, полярников, геологов и т.д.

По качеству отношений в семье выделяют множество типов, но четкого различия между ними не установлено. В частности, выделяют семьи: благополучные, счастливые, устойчивые, проблемные, конфликтные, социально-неблагополучные и др.

Как было уже указано, современная семья строится в основном на брачных отношениях. Социологи исследуют мотивы вступления и причины прекращения брака, всю гамму брачных отношений между представителями разных социально-демографических групп.

Под браком понимается исторически обусловленная форма отношений между мужчиной и женщиной, через которую общество упорядочивает их отношения как в правовом, так и морально-этическом плане.

Брачные отношения представляют собой сложнейшую гамму отношений между людьми: от естественно-биологических до экономических, правовых, этических, социально-психологических, эстетических и т.п. Необходимость их регулирования со стороны общества определяется тем, что от состояния брачных отношений зависят рост населения, воспитание подрастающего поколения, а значит, и будущее самого общества и государства.

Чем более развито общество, тем большую роль в брачных отношениях играют социально-психологические, этические, эстетические и, конечно, сексуальные моменты. Об этом можно судить по таким показателям, как мотивы вступления молодых людей в брак.

Мотивы вступления в брак. Социологи выделяют три мотива: брак по любви, брак по расчету и брак по шаблону. Мотив любовного влечения в брачных отношениях не нуждается в комментариях. Брак по шаблону совершается тогда, когда срабатывает рассуждение: «Все мои сверстники обзаводятся семьями, как бы и мне не опоздать». В таких случаях доминирующее значение имеют не осознанное до конца половое влечение, желание иметь детей. Иногда человек полагает, что в основе лежат мотивы любви. На самом деле такая любовь сводится к тому, что из нескольких кандидатур он или она выбирают более предпочтительную: симпатичней, умней или, наоборот, не очень симпатичную - никто не уведет, будет лучше ко мне относиться, больше меня ценить.

Заметим, что умные и красивые женщины часто остаются одинокими. Тоже загадка для социолога. На уровне рабочей гипотезы можно предположить, что, во-первых, многим мужчинам не хочется, чтобы жена была умней или сильней его, и, во-вторых, красивые женщины часто считают, что красотой, обаятельностью они осчастливили своего спутника: «Я тебе отдала свою молодость». Типично женская логика. Мужчина, по крайней мере сильный, уверенный в себе, такой демонстрации часто не выносит.

Браком по расчету есть основания считать тот, в котором разница в возрасте между супругами очень велика. В 1977 г. в СССР ни одна женщина моложе 25 лет не вышла замуж за мужчину старше 50 лет. На возраст 45-49 лет приходилось 500 браков, где жена была моложе на 25 лет. Данные опросов показывают, что от 72 до 86% женятся по любви, 9-23 - по шаблону и 5-9% - по расчету. Это по мнению опрашиваемых. Однако люди даже в анонимных опросах стараются казаться лучше, как бы приспосабливаются к общепринятым установкам общественного мнения.

Браки по любви оказываются самыми прочными. Браки по шаблону могут перерастать в браки по любви. И наоборот, в браках по любви постепенно идеализация уступает место реальным взглядам.

В последние годы наблюдается тенденция снижения среднего возраста вступающих в брак. Правда, среди ранних браков до половины приходится на долю так называемых вынужденных. Замечено, что ранние браки увеличивают вероятность разводов. Половина всех браков, где невеста моложе 18 лет, заканчивается разводом.

По данным американских социологов среди женщин, вышедших замуж в 17-18 лет, считают свой брак удачным только

18% опрошенных, а среди женщин, вышедших замуж в 28 лет и старше, удовлетворены своим браком 58%. Среди мужчин, женившихся в 18-21 год, рассматривали свой брак как удовлетворительный 28% опрошенных, а из тех, кто женился в 28-30 лет, браком удовлетворен 61%.

Уровень образования влияет на отношение к добрачным связям. Для мужчин эта зависимость выглядит следующим образом: чем выше уровень образования, тем реже добрачные сексуальные связи. Для женщин, наоборот, чем выше уровень образования, тем более свободны они в своем сексуальном поведении. Имели добрачные половые связи 30% женщин, окончивших начальную школу, 47% - среднюю и 60% - колледж.

Конечно, все эти процессы достаточно динамичны. Скажем, российская или славянская культура интимных отношений, сексуального поведения претерпевает значительные изменения под воздействием в первую очередь средств массовой информации. В начале 1960-х гг. американский социолог Б. Морзе опубликовал книгу «Сексуальная революция», в которой приводились примеры влияния бульварной прессы на культивирование примитивных образцов сексуальности. По его сведениям, некоторые газеты Лос-Анджелеса публиковали объявления с предложениями брачных пар о временном обмене партнерами. Спустя три десятилетия в московской газете «Частная жизнь» можно найти не только подобные предложения, но и кое-что еще. Если два-три десятилетия назад девочки в 13-15 лет задавали вопрос, позволительно ли целоваться с мальчиками на первом свидании, то теперь нравы стали намного свободнее...

Внебрачные союзы - это союзы фактические, их создает само право тем, что фиксирует границы брака. Право принципиально отказывает внебрачным союзам в признании за ними характера правовых отношений и тем самым лишает их правовой защиты. Между тем право регулирует отношения внебрачных родителей и их детей. И делает это независимо от того, благосклонны эти законы к таким бракам и детям или нет. Этим право проникает в сферу внебрачных союзов и признает, что их действие имеет важные последствия.

Регулирование правом внебрачных отношений идет по следующим основным направлениям:

Право регулирует отношения детей, рожденных вне брака,

с их внебрачными родителями;

  • право разъясняет некоторые вопросы личных и имущественных интересов, а также отношения внебрачных партнеров;
  • не пытаясь сделать внебрачные союзы в принципе невозможными, право налагает запреты в тех случаях, когда внебрачный союз может иметь вредные биологические и социальные последствия.

Социологи выделяют две основные группы этих последствий:

  • 1) запреты, связанные с личностью партнера, т.е. с его возрастом, родством или физическим и душевным состоянием;
  • 2) запреты, касающиеся характера возникновения внебрачного союза.

Внебрачные союзы можно классифицировать по различным основаниям. Югославский социолог М. Босанц приводит достаточно подробную классификацию внебрачных семей.

  • 1. По субъективным признакам партнера : а) возраст - внебрачный союз могут организовать два совершеннолетних лица; б) гражданское состояние - ни один из партнеров не состоит в браке; оба партнера состоят в браке, но не друг с другом; один из партнеров состоит в браке с третьим лицом, а другой не состоит в браке;
  • 2. По признакам публичности внебрачные семьи можно подразделить на анонимные и неанонимные. Анонимными являются те внебрачные семьи, которые по различным причинам скрываются внебрачными партнерами от общественной среды. С социальной точки зрения такие союзы наиболее нежелательны. Неанонимными внебрачными семьями являются те, в которых мужчина и женщина не скрывают вступление в данные отношения перед общественной средой;
  • 3. По продолжительности : случайные, короткосрочные связи; временные внебрачные семьи и конкубинат. Случайные кратковременные связи не являются в полном смысле внебрачной семьей, потому что не выполняют целого ряда функций, принадлежащих семье. Эти связи чаще всего анонимны, являются часто непредвиденными и неожиданными источниками внебрачной рождаемости. Для общества эти связи крайне нежелательны. Временные внебрачные семьи - это те союзы, которые длятся некоторое время и, как правило, неанонимны. Иногда они ограничиваются обещаниями брака, а иногда завершаются его заключением. Это фаза предбрачной половой жизни, которая все чаще встречается в современном обществе.

Конкубинат (название это существует со времен римского права) - это длительная связь или длительное время существующая внебрачная семья, в которой мужчина и женщина не намереваются формально закрепить брак. Среди внебрачных семей конкубинат занимает ведущее место. Это легальные отношения, этически принятые и оправданные мужчиной и женщиной. Кон- кубинаты часто основываются в зрелые годы партнерами, оставшимися неженатыми по разным причинам. Мужчина и женщина в такой семье имеют жизненный опыт, помогающий избегать острых конфликтов, которые часто потрясают и разрушают брачные и внебрачные союзы молодых людей.

С позиции общественных интересов следует отличать те внебрачные семьи, партнеры которых имели детей в другой семье и имеют детей в данной семье.

В целом необходимо учитывать, что внебрачная семья - это факт реальной жизни, с которым следует считаться.

Роль женщины в семье. Женщине в семье принадлежит ключевая роль. Но все соткано из противоречий. С одной стороны, рост образования, профессиональная карьера обогащают интеллектуальный и эмоциональный мир женщины. С другой стороны, резко сокращают количество времени, которое она может посвятить воспитанию детей. Отмечена и обратная корреляция между уровнем профессиональной занятости и уровнем рождаемости.

Умение строить семью - особый дар женщины. Опросы показывают, что только в четверти семей не бывает ссор и конфликтов. Именно от женщины чаще всего зависит умение создавать эту бесконфликтную обстановку.

Большая часть женщин указывает на грубость мужа как одну из причин семейных конфликтов и разводов. На первом месте стоит пьянство. В Санкт-Петербурге, к примеру, на пьянство как причину развода указали 95% женщин и только 4,6% мужчин.

Правда, нередко разводы возбуждаются без достаточных оснований. 14,5% дел заканчиваются примирением, а 3% подавших заявление не являются в суд.

Более полной реализации социальной роли матери, воспитательницы мешает неразвитость социальной сферы. Вся служба быта берет на себя лишь пятую часть домашнего труда, стирка белья в прачечных - только 3%. Свою негативную роль играет и общественная психология - традиционное деление на мужские и женские виды домашнего труда. Почему-то получилось так, что общество механизировало и автоматизировало те виды домашнего труда, которые традиционно выполняли мужчины. Или возьмите рекламу бытовых приборов - стиральной машины, пылесоса. На ней всегда изображена симпатичная женщина, а не мужчина. В результате у женщины выходит двойной рабочий день.

Общие затраты времени на ведение домашнего хозяйства в стране оцениваются в миллиарды человекочасов и сопоставимы с затратами времени во всем общественном производстве. Но если мужчина тратит на домашнюю работу в среднем 1 час в день, то затраты женщины - 4-5 часов.

Социология семейно-брачных отношений исследует гендерные или социально-культурные различия между мужчинами и женщинами. Гендерные проблемы связаны с социальным аспектом в понятии «мужское» и «женское». Стереотипы настойчиво требуют от нас соответствия тем стандартам «настоящих» мужчин и женщин, которые приняты обществом в данное время. Правда, в интерпретации результатов практически любого гендерного исследования почти всегда присутствует феминистическая тенденциозность. Одним словом, женская проблематика в социологии является традиционной, чего нельзя сказать о специфически мужских проблемах. Иногда создается впечатление незначительности или их полного отсутствия. Беспро- блемность мужского социального бытия стала даже стереотипом общественного сознания.

Первые же исследования гендерных проблем в Санкт-Петербурге показали, что мужчины больше, чем женщины считают себя неудачниками. Мужчины чаще прибегают к социальной мимикрии из-за невозможности быть «настоящими мужчинами», они стараются ими казаться. Среди мужчин в два раза больше тех, кто не желает своему сыну повторения собственной судьбы.