Конспект открытого занятия в подготовительной группе «Наша Масленица. Беседа на тему "масленица" в детском саду в подготовительной группе

06.08.2019 Новости

Составлен и проведен в тематическую неделю «Масленица»

Тема: «Масленица дорогая - наша гостья годовая»

Цель: развивать математические способности посредством развивающих игр.

Задачи: учить решать задачи, воссоздавать из частей целое; упражнять считать до 20, учить составлять число из двух других; закрепить дни недели; развивать внимание, логическое мышление, память.

Задачи интегрируемых областей

Познавательное развитие . Познакомить детей с празднованием Масленицы, развивать интерес к праздника на Руси.

Речевое развитие . Совершенствовать грамматический строй речи, развивать самостоятельность детей в общении. Познакомить со словами: прощённое воскресенье, посиделки, заигрыш, лакомка, разгул. Продолжать учить выразительно читать стихотворения.

Коммуникативно-личностное развитие . Воспитывать умение просить прощение и прощать. Формировать основы безопасности собственной жизнедеятельности во время танца, работая с ножницами. Воспитывать у детей аккуратность и самостоятельность при выполнении творческой работы.

Художественно-эстетическое развитие . Развивать способность детей видеть красоту окружающего мира. Продолжать учить выполнять движения танца согласно музыки и тексту.

Физическое развитие . Развивать мелкую моторику, следить за правильностью осанки.

Предполагаемый результат : собирают целое из частей, знают состав чисел первого десятка, правильно называют порядковые числительные.

Виды деятельности: познавательно-исследовательская, игровая, двигательная, музыкальная, продуктивная, коммуникативная

Форма организации деятельности.

Интеллектуальные игры, игры с речевым сопровождением, пальчиковые игры, подвижные дидактические игры, танец, поделки из ткани, игровые ситуации, свободное общение.

Предварительная работа : разучивание стихотворений, ознакомление с русскими традициями встречи весны.

Материал: кукла Масленица, календарь, картинки с предметами с разным количеством предметов, распечатки для выполнения заданий, материал для изготовления поделки, пазлы, карточки с цифрами.

Воспитатель и дети встают в круг, берутся за руки.

Мы хотим обо всём знать!

Мы хотим поиграть!

А еще будем творить!

Будет интересней жить!

Отгадайте-ка загадку: (о календаре)

Как мы можем узнать, какой год, месяц, число, день недели?

Зачем нужны календари? Что из них мы узнаем?

Что общего у календарей? Чем отличаются?

Какие вы знаете календари?

Как назвать календарь на стене?

А у меня для вас есть сюрприз.

Это тоже календарь.

Да, не простой, перекидной,

Он не на год, а только на неделю,

На масляную.

Кто мне подскажет, сколько дней в неделе?

Сегодня какой день?

Если сегодня среда, то вчера какой был день? Будет завтра?

Давайте посмотрим этот календарь.

На первой странице написано понедельник. Кто помнит, как называется первый день масленичной недели? Правильно ВСТЕЧА.

А что делали люди в этот день? (ответы детей)

У нас то же есть кукла Масленица.

Давайте встречать Масленицу приветливыми словами

Дети рассказывают закличку.

Посмотрите, а Масленица приготовила для вас задания. Возьмите каждый по листку, садитесь за столы и слушайте.

Пальчиковая гимнастика про блины

Теперь посмотрим, какой следующий день недели.

(Ребенок читает стихотворение)

В этот день люди играют, забавляются, угощают друг друга блинами.

Молодые люди приглашают девушек покататься с горки, девушки зовут юношей - есть блины. Зовут родных и друзей поесть блинов

А мы поиграем в «Ручеек», но в непростой, а с цифрами.

Следующий день - ЛАКОМКА.

(Ребенок читает стихотворение)

У меня есть картинки с разными сладостями. Мы поиграем с вами в игру «А что у тебя?»

Посмотрим, какой следующий день. четверг

(Ребенок читает стихотворение)

Чем занимались в этот день?

Мы с вами повеселимся! Потанцуем.

Танцевальные движения под народную песню «Блины»

Потанцевали от души. Ай да, молодцы! Сядьте, посидите, да веселые задачки решите.

Задачки в стихах (карточки)

Посмотрим следующие два дня. Пятница, суббота

(Ребенок читает стихотворение)

В выходные дни ходили в гости к родственникам и знакомым.

А как радовались в эти дни, мы узнаем, когда вы соберёте пазлы.

Дети складывают картинки под «Камаринскую»

Вот и осталась последняя страничка нашего календаря.

Воскресенье -- самый главный день Масленицы.

(Ребенок читает стихотворение)

В воскресенье надо простить друг другу обиды. Потому что встретить весну полагается с чистой совестью. Люди дарили куколок, сделанных из ниток и просили прощения.

Педагог имитирует сожжение чучела Масленицы, накрывая его темной тканью. Дети поют закличку о весне.

А, чтобы мы помнили о празднике, сделаем с вами куколок Веснянок.

Дети выполняют поделки из ткани и ниток.

Сегодня по календарю уже весна. Весной появляются первые цветы. Посмотрите на эту полянку. Возьмите красный цветок, если вам все понравилось и задания были несложные. Возьмите желтый, если было интересно, но некоторые задания были трудные. И синий, если было совсем тяжело.

Конспект ФЦКМ «Масленица». Старший дошкольный возраст

Задачи:
Знакомить детей с народными традициями – праздником Масленицей, историей её возникновения. Приобщать к истокам народной культуры.
Объяснить значение пословиц.
Упражнять в умении отвечать на вопросы, в изменении слова.
Воспитывать интерес к народной культуре. Обогащать словарь.Воспитатель: Ребята, какое сейчас время года? Какие вы знаете зимние праздники? Есть старинный народный праздник «Проводы русской зимы или Масленица». Что вы о нем знаете? Хотите узнать о нем?
В некотором царстве, в тридесятом государстве жили-были Зима и Масленица. Зима напоминала Снежную королеву. Она была красивая, но холодная. Вместо глаз у нее были колючие льдинки. Вместо губ – губы, покрытые инеем. У нее были длинные белые волосы. Ее наряд удивлял своей белизной. Были у нее слуги: холодный ветер и злая вьюга.
А Масленица была добрая, красивая, приветливая. Глаза голубые, словно весеннее небо. Губки алые, щечки румяные. Она всегда ходила в длинном, ярком сарафане. Ее верными друзьями были птицы и животные Люди очень любили Масленицу. В конце февраля все с нетерпением ждали с ней встреч. Они знали, что как только придет Масленица, все проводят зиму и будут встречать весну.
Один раз рассердилась Зима на людей и решила не допустить встречи Масленицы с людьми. Уж очень все хотели поскорее проводить ее, а Зима задумала завладеть всем царством. Она мечтала, чтобы царство превратилось в ледяное королевство. Приказала тогда Зима своим слугам:
- Ветер, вьюга, занесите снегом все дороги, закружите так, чтобы люди не смели выходить из дома Если они не встретятся с Масленицей, то и Весна к ним не придет!
И задул ветер, и разыгралась вьюга. Сидят люди дома, на улицу боятся выйти. Видит Масленица – плохо дело. Что делать, как людям помочь? Солнце не показывается, а снега все больше и больше становится. Не растопить солнышку сугробы, не доберется весна по такому снегу к людям.
Осталась одна неделя, и Масленица придумала вот что. Стала она ходить по дворам. Да говорить людям, чтобы стряпали они блины без устали всю неделю. Послушались ее люди. Пекли каждый день блины. Забирала Масленица блинчики и раскидывала их по дорогам. А блинчики горячие, румяные, круглые, словно солнышко. Куда блин попал, там проталинка появилась. Детишек Масленица заставила горки строить да громче смеяться, когда кататься будут. Пусть Зима позлиться! И обязательно есть всем блины, чтобы душа не смогла в льдинку превратиться, чтобы не стать холодными, бездушными слугами Зимы.
Делали люди все, что Масленица подсказала, но этого оказалось мало. Нужно было много тепла. Что делать?

Сожгите меня, - сказала Масленица. Жалко людям Масленицу, да ничего не поделаешь. Попросили люди у нее прощения за все, друг у друга попросили прощения и уже хотели Масленицу поджечь, как какой-то мальчик закричал:
_ Стойте! Давайте сделаем соломенное чучело!
Обрадовались люди, построили огромное чучело и сожгли его. Пламя было такое, что последний снег растаял. Теперь люди знали, что весна обязательно до них доберется. А за доброту Масленицы, за ее открытую душу стали ее называть Широкой Масленицей.
Понравилась вам сказка?
- О ком она?
- Какая была Зима?

Какая была Масленица?
- Что задумала Зима?
- Что придумала Масленица?
- Зачем нужно было есть блины?
- Почему Масленица хотела, чтобы люди ее сожгли?
- Из чего люди сделали чучело?
Физминутка (Включение песни)
У весны сегодня день рождения! (Хлопки)
Угощаемся блинами и печеньем! (Хлопки)
Зиму просим поскорее уходить! (Хлопки)
Рубль последний здесь готовы прокрутить! (Притопы)
За игру вручу коробочку конфет! (Хлопки)
Вы откроете, а там – ничего нет! (Притопы)
Бабы, девки очаги все разожгли! (Хлопки)
Всем блиночков, всем блиночков напекли! (Хлопки)
Блины е мёдом да с вареньем! (Хлопки)
Не блины, а объеденье! (Хлопки)
Блины сладкие с начинкою! (Хлопки)
А иные и с подушками! (Притопы)
А другие и с ракушками! (Притопы)
Масленица символизировала собой прощание с зимой и встречу с весной.
В конце зимы, когда солнышко начинало пригревать, а дни становились все длиннее, на Руси устраивались шумные гулянья, которые продолжались целую неделю. В больших городах и селах люди съезжались на знаменитые ярмарки, где шла не только бойкая торговля, но и были другие развлечения со скоморохами и ряжеными. Целую неделю длилось народное гулянье, люди веселились, ходили друг к другу в гости.
В этот праздник люди катались на лошадях, на санях, устраивали ледяные горки, играли в снежки, пели песни, водили хороводы. Девушки наряжались и ходили качаться на качелях. Катались на ледяных горках. Дети лепили снежных баб, катали их на горке, веселились. В понедельник строили чучело. Всю неделю продолжались народные гуляния. В конце недели, в воскресенье, люди просили друг у друга прощения и поджигали чучело.
С масленицей связано большое количество поговорок.
Д/и «Объяснялки»
Почему так говорят: «Старинный праздник», «Народное гуляние».
Почему Масленицу назвали широкой?
Первый блин комом.
Масленица – самый веселый, сытный праздник. Символом солнца был блин.
Блины назывались по-разному, в зависимости от дня недели: блинища, блины, блинцы, блинчики, блинки и в седьмой день царские блины. К ним подавали варенье, сметану, мед, икру, яйца, масло.
Словесная дидактическая игра «Какие бывают блины»
Обыкновенный блин можно назвать разными необыкновенными словами, слушайте внимательно, подсказывайте старательно:
На тарелке он один - называем просто. (блин).
Много испекли их мы - тогда назовем. (блины).
Испекли для дочек - назовем. (блиночек).
Будет кушать их сынок - назовем тогда. (блинок).
Огромный, как домище - назовем. (блинище).
- Скажите, ребята, как вы поняли, что это за праздник Масленица?
Когда приходит Масленица?
Как люди празднуют его?

Праздник «Масленица »

Цель :

познакомить детей с русским народным праздником , традициями, обычаями, самобытной культурой;

Задачи :

Познакомить детей с народными традициями проводов зимы празднования Масленицы

Развивать интерес к истории праздников ,

Воспитывать уважения к семейным ценностям и традициям.

Методические задачи :

Показать связь традиций семьи с культурой народов малой Родины.

Показать возможность творческой деятельности на практике.

Ожидаемый результат :

1. Активное участие воспитанников в мероприятии

2. Участие родителей

3. Сплочение участников

Участники праздника

1. Дети подготовительной группы

2. Родители детей

Предварительная подготовка :

Воспитатель с детьми проводит ознакомление с праздником Масленицы .

Оформление зала.

Приглашение родителей, гостей.

Подготовка презентации .

Оборудование : компьютер, презентация, костюмы для детей, блины, чучело Масленицы .

Ход мероприятия

Ребята собираются в зале, где уже все готово к празднованию Масленицы . На стенах развешаны улыбающиеся солнечные круги, в центре зала стоит стол, украшением которого является расписной самовар. Ребята рассаживаются. Звучит фонограмма веселой плясовой песни, и в центр зала выбегает скоморох.

Первый скоморох :

А мы Масленицу повстречали ,

Сыром гору набивали,

Маслом гору поливали ,

На широк двор зазывали!

Выбегает второй скоморох.

Второй скоморох :

Ах, ты Маслена , дорогая,

Дорогая, лёли, дорогая,

К нам в гости приезжала, приезжала,

Лёли, приезжала.

Скоморохи рассаживаются возле стола с блинами. Появляется Сказительница. Она несет расписной поднос, на котором лежат ароматные блины.

Сказительница :

Масленицу величаем и чего только ей не обещаем :

Реки сметаны, горы блинов, лишь бы скорее приехала она.

Сказительница ставит в центр стола блины и обращается к скоморохам.

Сказительница :

Здравствуйте, добры молодцы! Приехала Масленица , приехала сырная, а вы сидите и молчите, народ не веселите!

Первый скоморох :

Считалось на Руси, что, если плохо отпраздновать Масленицу , придется жить в горькой нужде.

Второй скоморох :

На Масленицу было принято обжорство, что символизировало сытую жизнь в течение года.

Сказительница (обращается к ребятам)

Здравствуйте, люди добрые! Мы рады, что вы пришли по старинному обычаю Зимушку-зиму проводить, а Весну-красну встретить. (слайд 1) Наша Масленица пришла к нам на праздник из далеких времен . Народ величал се ласково : «веселая касатка» , «перепелочка» , «ясочка» .

Сказительница (слайд 2)

В конце зимы люди праздновали веселый праздник Масленицу . Масленица – самый веселый , самый разгульный и поистине всеобщий народный праздник .

(слайд 3)

Это озорное и весёлое прощание с зимой и встреча весны, несущей оживление.

Сказительница.

Дорогие гости! Я напекла для праздника блины , а вот и самовар не закипел! Давайте с вами сядем за стол и отведаем блинов! Но, прежде чем сесть за стол, я хочу убедиться, что мои гости знают праздник Масленицы . Ребята, кто нам сможет рассказать об этом празднике ?

Ребята начинают со своих мест по очереди рассказывать все, что они знают о празднике Масленицы .

Сказительница.

Я вижу, что вы очень хорошо подготовились к приходу праздника . Ребята, скажите мне хором, кто главный гость на нашем празднике ?

Ребята (хором) . Масленица !

Сказительница. Где же наша Масленица ? Скоморохи, найдите нам ее, скажите, что ребята ждут ее. Пора песни петь, блины есть!

Скоморохи убегают, а Сказительница начинает рассказывать о празднике Масленицы .

Сказительница.

Масленица , ребята, относится к одному из самых древних народных праздников . Она появилась задолго до празднования Нового года , но продолжает оставаться любимым народным праздником .

Праздник Масленицы относится к переходным праздникам . Начинают праздновать Масленицу на последней неделе Великого поста, который длится 7 недель и заканчивается праздником Пасхи .

В народе Масленицу называют сырной неделей или блинной неделей. Я думаю, что вы, ребята, должны догадаться, откуда взялись эти названия. Так почему Масленичные недели имеют такое название?

Ребята поднимают руки и высказывают свои версии названий недели.

Сказительница.

Ребята, вы все правы. Названиям недели дали обычаи, пришедшие к нам из далекого прошлого русского народа. По православному обычаю на этой неделе уже нельзя есть мясо, его исключают из пищи, но можно продолжать употреблять молоко и молочные продукты. Поэтому на Руси сложился обычай печь в эти дни масленые блины .

Каждый день Масленичной недели имеет свое собственное название. Давайте познакомимся с ними! (слайд 4)

Сказительница.

Блин был символом Масленицы . Круглый, румяный, он символизировал солнце, которое почитали еще древние славяне, связывая его с культом бога Ярило. На Руси начало весны начиналось с праздника Масленицы . Считалось, что именно в этот день все живое пробуждается ото сна.

В комнату входят скоморохи. Они несут чучело Масленицы .

Сказительница.

Вот и наш самый дорогой гость пожаловал. Ребята, давайте крикнем, как в старину : «Масленица приехала

Масленицу устанавливают в зале. Возле нее рассаживаются скоморохи.

(слайд 5)

«Вторник» . Второй день Масленицы - «Заигрыш» В этот день на Руси проходили самые смешные и веселые игры.

Сказительница :

Ребята, давайте с вами тоже сыграем в игру. Для игры нам понадобятся четыре человека, которые должны будут накормить друг друга блинами при помощи китайских палочек. (игра)

«Среда» . Среда по масленичному календарю - это «Лакомка» . В среду готовились самые вкусные блюда. Каждая русская хозяйка в этот день старалась приготовить самое свое любимое блюдо, та-кое, что ни у кого на столе не встретишь. В этот день продолжали выпекать блины. Блины были и тонкие, и толстые, с начинкой и без начинки. Ели блины все с большим удовольствием!

(слайд 6)

Сказительница.

На Руси существовал обычай делать блины с начинкой. Начинкой могли быть сметана, яйца, икра.

«Четверг» . Четверг - это день-«разгуляй» . В этот день на Руси катались на лошадях строго по движению солнца, чтобы помочь солнышку прогнать зиму лютую. В этот день строились снежные горки и снежные крепости, которые штурмом брали молодые ребята. (слайд 7)

Игра «Петушиный бой»

Начинается игра «Бег в мешках» .

Сказительница.

А вот в пятницу были так называемые тещины вечера. В этот день зять должен был прийти к теще на блины, а та его угощала да потчевала. (слайд 8)

Сказительница идет к чучелу Масленицы и встает рядом с ним.

Первый скоморох.

Суббота - это «Золовкины посиделки» . В этот вечер все ходят в гости к родственникам, вместе с которыми угощаются блинами. (слайд 9)

Сказительница :

В Маслену неделю полагалось

Есть – до икоты,

Орать – до хрипоты,

Петь – до надсаду,

Плясать – до упаду!

Эй, девчата-хохотушки!

Запевайте-ка частушки!

Частушки : (минусовка (текст частушек)

Второй скоморох.

В воскресенье наступал Прощеный день. В этот день все просят прощения друг у друга независимо от того, совершал человек плохой поступок или нет. (слайд 10)

Сказительница :

В последний день делали соломенное чучело, украшали его, а потом сжигали, чтобы оно унесло все болезни и несчастья. (слайд 11)

Когда горела Масленица , замечали, как идет дым. Если он поднимался столбом вверх, то предвещал хороший урожай. Если дым стелился по земле – это был признак неурожая.

Пепел же от чучела развевали над полями - "на богатый урожай".

Сжигали Масленицу под слова :

Гори, гори ясно, чтобы не погасло.

В небе птички летят, колокольчики звенят.

Солнышко, посвети, ясное, посвети!

Празднуют Масленицу испокон века сытостью и довольством. Чем богаче Масленицу отпразднуют , тем богаче год будет. Вот какие поговорки придумал народ : «Масленица – объедуха , деньгам – приберуха» . «Хоть с себя что заложить, а Масленицу проводить » .

Первый скоморох :

А всего милее Масленице

Угощенье – блины вкусные,

Блины вкусные, румяные,

С яйцом, с маслом , со сметаною.

Ведущий. Ребята, вы давно блинов не ели, вы блиночков захотели?

Исполняется русская народная песня "Блины".

Сжигание чучела Масленицы и исполнение песни (текст)

Пышные гуляния

Ярмарка венчает.

До свиданья,

Масленица , приходи опять!

Через год Красавицу

Снова повстречаем. Вперёд

Сценарий подготовила Воспитатель МДОУ Двуреченский детский сад Общеразвивающего вида Смолянская Екатерина Николаевна
Цель: формирование устойчивого интереса к русским народным праздникам, обрядам, традициям на основе совместной творческой деятельности ребенка с взрослыми.
Задачи:
1. Расширить знания детей о русском народном празднике Масленица: его истории, значении, символах.
2. Воспитывать интерес к русским народным играм, используя заклички, запевки.
3. Активизировать словарный запас детей
4. Формировать умение громко и четко проговаривать пословицы и скороговорки, выразительно читать заученные наизусть стихи.
5. Развивать зрительное и слуховое внимание, память.
6. Воспитывать любовь к родному краю.

Подготовительная работа:
1. Экскурсия детей в созданный в детском саду музей «Русская изба» (экспозиции «Русский быт», «Масленица широкая»)
2. Разучивание с детьми стихов, колядок, пословиц и скороговорок
3. Подготовка костюмов главным героям

Оборудование:
1. для музыкального сопровождения: магнитофон и фонограммы
2. как атрибут для игры «Заря-заряница»: атласная лента,
3. для сервировки столов: два самовара, чайная посуда, скатерти

Действующие лица: Хозяюшка - воспитатель подготовительной группы. Хозяин с хозяйкой. Гости
Хозяюшка: Ой, вы красны девицы и добры молодцы!
Приглашаем всех на Масленицу веселую!
И тихони и проказники будут все у нас на празднике!
Хозяин: Гостей давно мы ждем-поджидаем, Масленицу не начинаем!
Хозяйка:
Удобно ли вам, гости дорогие?
Всем ли видно? Всем ли слышно?
Пусть праздник проходит пышно!
Хозяюшка:
Полно Зимушке зимовать,
Пора матушке Весне наступать.
Масленицу широкую открываем!
И веселье начинаем!
Хозяин:
Хозяюшка милая, а от чего ж то на земле русской така радость то?
Хозяюшка:
Ах, давным-давно, наши с вами предки – древние славяне, праздновали Новый год весной.
А мы с вами знаем поговорку: как встретишь новый год - так его и проведешь.
Поэтому и не скупились Русичи в этот праздник на щедрое застолье и безудержное веселье.
И с тех пор Масленица остается самым веселым праздником.
Недаром в народе называют ее «честной», «обжорной» и даже «разорительницей».
А вы- то сами, гости дорогие, знаете пословицы-поговорки про Масленицу?
(Гости; дети и родители, называют пословицы и поговорки.)

Не житьё-бытьё, а Масленица.
Без блинов не Масленица, без пирогов не именины.
Блин добр не один.
Первый блин комом, второй знакомым.
Первый блин комом, второй - с маслом, а третий с квасом.
Масленица идет блин да мёд несет.
Блинцы, блинчики, блины, как колеса у Весны.
Масленица объедуха, деньгам - приберуха.
Хоть с себя всё заложить, а Масленицу проводить.
Блин не клин, брюхо не расколет.
Не всё коту Масленица, бывает и Великий Пост.
На Масленой повеселись, да блинком угостись.

Хозяюшка: Гости дорогие, расскажем мы вам о том, как же раньше на Руси праздновали Масленицу. Выходите-ка ко мне, мои помощники (выходят дети в народных костюмах)
Дети:
Здравствуй, Масленица!
Дай нам маслица!
Мы блинчиков себе горячих напечем-
Нам метели и морозы нипочем.
Если есть сковорода
Не страшны нам холода,
Потому что блин горячий-
Это лучшая еда!
То не мышь пищит, не мороз трещит,
В сковородке блин за блином шкворчит.
Да с селедочкой, да с икорочкой,
Да по краю с золотистой корочкой.
Вот так Масленица! Дала маслица нам!
Даже в небе появились два блина:
Это Солнце-блин и блин-Луна.
Один блин горячий, другой холодный.
Полезай на небо, если кто голодный!
Приходи народ и с нами съешь блина,
Чтоб на землю поскорей пришла весна.
Ну-ка съешь блина, чтоб пришла весна.
Хозяюшка: Как и любая неделя, Масленица начинается в понедельник.
Кто же нам расскажет о днях Масленичной недели?
(выходят восемь ребят)
Дети:
Много лет тому назад,
В Масленицу б веселился
Целых семь деньков подряд.
В понедельник б - с гор катался,
А во вторник бы играл,
В среду - вкусным объедался.
В четверг город снежный брал.
В пятницу - гостил б у тёщи
Я с красавицей женой.
А в субботу ел блины бы
Вместе с дружною роднёй.
В воскресенье – день «прощённый»,
Я бы всех тогда простил
И, облегчив свою душу,
Я б на площадь б поспешил.
Масленицу там сжигали,
Пели песни и плясали,
Ждали все приход Весны.
Весь народ вновь ел блины.
Жаль чуть-чуть, что не родился
Много лет тому назад,
В Масленицу б веселился
Целых семь деньков подряд.

Понедельник - первый день называется Встреча. В этот день встречают Масленицу, ходят друг к другу в гости. Главная участница гуляний это большая соломенная кукла по имени Масленица. Ее наряжали в платье, ноги обували в лапти. Куклу усаживали в сани и с песнями и плясками возили по улицам.

Второй день – вторник назывался Заигрыш.
В этот день строили ледяные и снежные крепости. Народ катался на санках, на лошадях. Скоморохи пели веселые частушки. Начинались игрища и потехи.

Среда - Лакомка или Сладкоежка. В этот день зятья - наши папы приходили на блины к теще - к маминой маме. В этот день лакомились круглыми, горячими блинами.

Четвертый день масленицы назывался Разгул. Это был самый веселый день масленичной недели. В этот день возили в санях чучело Масленицы, пели задорные песни, танцевали, катались с ледяных гор. Веселье было в самом разгаре.

Пятница называлась Тещины вечерки. Теперь уже зять тещу к себе в гости приглашал и блинами угощал.

Суббота - это золовкины посиделки. Невестка дарила золовкам, сестрам мужа, подарки.
В этот день провожали Зиму, сжигали на костре чучело Масленицы.
Народ окончательно прощался с Зимой.

Последний день Масленицы – прощёное воскресенье, или Проводы.
В этот день заканчивались гулянья. На ледяных горках разводили костры, чтобы лёд растопить, холод остановить. Люди прощения просили, добрые дела творили.

Хозяюшка:
Какой же сегодня день недели? Правильно, Четверг – разгул.
Народ честной, вставай в хоровод большой,
Будем мы в «Зарю» играть, и гостей всех забавлять!

Русская народная игра «Заря – заряница».

Правила игры: Дети встают в круг, руки держат за спиной.
Водящий, Заря ходит за кругом и говорит слова:

Заря-заряница, красная девица
По полю ходила, ключи обронила.

С последним словом водящий осторожно кладет ленту на плечо одному из играющих.
Игрок, заметив это, быстро и оба ребёнка бегут в разные стороны по кругу.
Тот, кто останется без места становится Зарёй.
Игра повторяется. Бегущие не должны пересекать круг, а играющие не должны поворачиваться пока водящий выбирает, кому на плечо положить ленту.

Хозяюшка:
Молодцы! Славно поиграли.
Эх, раз, еще раз, мы поклонимся сейчас!
Начинаем перепляс, постараемся для вас.
Хозяин: Сегодня здесь Весну встречаем,
И с поклоном приглашаем
Всех кто любит веселиться
И смеяться и резвиться
Становитесь в хоровод.
Плясовая сейчас пойдет.

Плясовая «Кадриль»

Хозяюшка:
Всех на масленицу ждем! Встретим масленым блином.
Хозяйка: Угощайтесь, гости дорогие!
Вот и блинчиков пора, ешьте с пылу, с жару!
Все румяны да красивы
А за праздник всем
СПАСИБО!
Угощайтесь на здоровье! Приятного всем аппетита.

Дети и родители проходят в группу, где накрыты столы с блинами.
Каждая семья кратко презентует своё угощение.

Проект

«Масленица»

Подготовительная группа

Проект: краткосрочный

Вид проекта: познавательный, творческий.

Участники проекта: дети старшей группы, родители, воспитатели.

Возраст детей: 5 - 6 лет.

Актуальность: В наше время постепенно стало уходить в прошлое народные гуляния, когда праздники отмечали не только в своей семье, а целыми улицами, деревнями. Наши дети этого не видят на примере своих родителей. Наша задача познакомить, рассказать, показать, что такое праздник «Масленица», как его отмечали раньше. В результате реализации этого проекта дети приобретут новые знания, узнают новые игры, потешки, стихи. Этот проект поможет и родителям вспомнить, как они с родителями отмечали «Масленицу»

Цель работы:

Повышение интереса к традициям русского народа (праздник Масленица).

Задачи:

1. Познакомить детей с русским обрядовым праздником «Масленица», сразличными жанрами устного народного творчества;

2. Развивать художественно - творческую деятельность путем ознакомления с предметами декоративно - прикладного искусства русской культуры.

3. Формировать любовь к Родине, ее традициям.

4. Ориентировать родителей воспитанников на приобщение детей к русскойкультуре в семье.

Ожидаемый результат:

Дети познакомились с традициями, обычаями, играми связанными с празднованием «Масленицы»

Итоговый результат:

1.Оформление выставок продуктивной деятельности детей

2. Умение детей рассказать о празднике «Масленица»

Что мы знаем Что мы хотим узнать Как мы это сделаем Результат

Масленица -это блины, соломенная кукла, которую сжигают

Как именно нужно праздновать «Масленицу», в какие игры играть

Через просмотр фотографий, презентаций, картинок о «Масленице»

Через проведение дружеских бесед, ситуативных разговоров по данной теме.

Посредствам художественного творчества (Лепка, рисование, аппликация).

Через художественное слово: сказки, потешки, заклички.

Выставка продуктивной деятельности детей

Рассказывание стихотворений о «Масленице»

Название дней недели

Тематическое планирование

Понедельник «Встреча Масленицы»

Цель: Познакомить с традициями народного праздника.

Вторник - «Заигрыш»

Цель : Дать детям представления о русских народных играх - забавах.

Среда « Лакомка»

Цель: Познакомить детей с обрядовой кухней.

Четверг «Разгуляй четверток»

Цель: Дать представление о русской тройке

Пятница «Тёщины вечёрки»

Цель: Приобщать к истокам народных традиций.

Социально-коммуникативное развитие

Ситуативный разговор: «Ты откуда к нам пришла - весёлая Масленица?»

Просмотр мультимедийной презентации «Масленица»

ОБЖ. Установление правил и норм в подвижных играх

Разучивание песни с движениями «Ой, блины мои блины»

Игра на музыкальных инструментах: бубен, ложки, трещотки, металлофон, колокольчики

Художественно-эстетическое развитие

Аппликация «Кукла-веснянка»

Рисование: «Масленица глазами детей»

Познавательное развитие

ФЭМП «Посчитай сколько?» «Знакомство с цифрой 10 и числом 10.»

Загадывание загадок о домашней утвари, продуктах.

Речевое развитие

Предварительные беседы по темам

Рассматривание картины «Тройка». Рассказ по картине

Заучивание стихотворения «Масленица»

Физическое развитие

Подвижные игры, Физкультминутки

Катание на санках с горы.

Игра «Петухи», «Бой подушками», «Летела корова», «Маша-растеряша»

Здоровый образ жизни: закрепление правил гигиены и здоровой пищи