Мельников Илья
Художественная обработка металла. Драгоценные металлы. Сплавы и добыча
Драгоценными металлами называют металлы, которые относятся к так называемой благородной группе. Это золото, серебро, платина и металлы платиновой группы. Такие, как рутений, палладий, иридий, осмий, родий.
Название "драгоценные" они получили за высокую стоимость по сравнению с другими металлами, а "благородные" благодаря своей высокой химической стойкости во многих средах и красивому внешнему виду в готовых изделиях. Для изготовления многих художественных изделий и в ювелирном деле используются золото, серебро, платина, палладий, а также сплавы на основе этих металлов.
Из книги Изобретения Дедала автора Джоунс ДэвидГидравлическая добыча угля Современные способы добычи угля настолько сложны и опасны, что Дедал по-настоящему счастлив сообщить о разработке принципиально нового метода добычи угля. Уголь - очень легкий минерал; его плотность ниже, чем плотность растворителя,
Из книги Работы по металлу автора Коршевер Наталья ГавриловнаПравка металла Правку применяют в тех случаях, когда нужно устранить искажение формы заготовки – волнистость, коробление, вмятины, искривления, выпучивания и т. д. Металл можно править как в холодном, так и в нагретом виде. Нагретый металл правится легче, что справедливо
Из книги Феномен науки [Кибернетический подход к эволюции] автора Турчин Валентин ФёдоровичОбработка металла Обработка металла включает в себя достаточно большое число работ различного вида, но каждая из них начинается с подготовки поверхности, которую предстоит обрабатывать. Что значит обработать металлическую деталь? Прежде всего проверить ее размеры и
Из книги Материаловедение: конспект лекций автора Алексеев Виктор СергеевичГибка металла Слесарю очень часто приходится выполнять операцию, связанную с пластическим деформированием металла, – гибку. Ни одна слесарная работа, пожалуй, без нее не обходится. При сгибании металла его волокна испытывают одновременно и сжатие и растяжение. Поэтому
Из книги Художественная обработка металла. Поделочные и синтетические ювелирные камни автора Мельников Илья5.8. Век металла Век металла - следующая за неолитом страница истории человеческой культуры. Переход к выплавке металла знаменует собой метасистемный переход в системе производства. Если раньше материал, из которого делается орудие, - дерево, камень, кость и т. п. -
Из книги Стекло и его свойства. Сырьевые материалы для стекловарения. Приготовление шихты автора Мельников Илья1. Цветные металлы и сплавы, их свойства и назначение Ценные свойства цветных металлов обусловили их широкое применение в различных отраслях современного производства. Медь, алюминий, цинк, магний, титан и другие металлы и их сплавы являются незаменимыми материалами для
Из книги Материалы для ювелирных изделий автора Куманин Владимир ИгоревичХудожественная обработка металла. Поделочные и синтетические ювелирные
Из книги Основы дизайна. Художественная обработка металла [Учебное пособие] автора Ермаков Михаил ПрокопьевичХудожественная обработка стекла. Стекло и его свойства. Сырьевые материалы для стекловарения. Приготовление шихты Изделия из стекла вошли в культуру и быт человека с незапамятных времен. Считается, что первые изделия из стекла появились более шести тысяч лет
Из книги Художественная обработка металла. Эмалирование и художественное чернение автора Мельников Илья7.4. Сплавы меди, имитирующие золотые и серебряные сплавы С целью удешевления художественных изделий при производстве недорогих украшений широко используются томпак, латунь, мельхиор, нейзильбер; при изготовлении художественных изделий – бронзы.Сплавы меди с цинком,
Из книги Художественная обработка металла. Коррозия и термическая обработка автора Мельников ИльяРаздел II Художественное литье: чугун и цветные металлы О природе вещей «…металлам, расплавленным жаром, может даны быть фигура и форма какая угодно» Лукреций
Из книги Фильтры для очистки воды автора Хохрякова Елена Анатольевна7.2. Металлы для изготовления знаков и ювелирных украшений Золото – химический элемент – красивый желтый металл. Тяжелый, мягкий, пластичный, химически инертный. Применяется в основном в виде сплавов с другими металлами, что повышает его прочность и твердость.
Из книги Сварка автора Банников Евгений Анатольевич Из книги автора Из книги автораМеталлы Железо общее Железо – один из самых распространенных элементов в природе. Его содержание в земной коре составляет около 4,7 % по массе, поэтому железо, с точки зрения его распространенности в природе, принято называть макроэлементом.В природной воде железо
Из книги автораТяжелые металлы Понятие «тяжелые металлы» не относится к строго определенным. Разные авторы в составе группы тяжелых металлов указывают разные химические элементы. В экологических публикациях в эту группу включают около 40 элементов с атомной массой более 50 атомных
Ювелирные украшения пользуются популярностью благодаря их изяществу и красоте. Уникальность украшений из драгоценных металлов порой удивляет потребителя, что способствует популяризации таких изделий.
В производстве используются не только драгоценные металлы, а точнее их сплавы, но и камни, эмаль и ряд других материалов. Всего эксперты выделяют восемь драгоценных металлов:
Стоит отметить, что ювелирные изделия из родия не изготавливаются, а данный металл используется исключительно для покрытия.
Важным аспектом является разграничение двух похожих понятий . В переводе на русский они тождественны, однако сущность и значение их - различны. Carat - это единица веса, равная 0,2 грамма; в ней измеряется вес драгоценных камней. Karat же представляет собой меру веса, в которой измеряется количество драгоценного металла в сплаве, то есть своеобразная видоизменённая проба.
Проба - важнейший компонент, характеризующий ювелирное украшения. Как правило, золотые украшения изготавливаются из золота 585 пробы. Это означает, что на один килограмм сплава, используемого при производстве таких ювелирных украшений, приходится 585 грамм чистого золота.
Довольно длительный и кропотливый процесс, в связи с чем цены на ювелирные украшения, как правило, высоки. Способов обработки драгоценных металлов множество, мы же обратим ваше внимание всего на десять из них, которые наиболее популярны сегодня:
Давать какие-то определённые советы по этому поводу сложно, поскольку при выборе ювелирных изделий из драгоценных металлов человек, в первую очередь, должен руководствоваться своими вкусами, предпочтениями и убеждениями. Однако существуют определённые моменты, на которые рядовой потребитель может не обратить внимание при выборе ювелирных изделий:
Несомненно, каждый из потребителей не может выступать в роли эксперта по ювелирным изделиям, но при выборе отдельных объектов, непосредственно, у прилавка вы можете убедиться в оригинальности изделия, соответствии металла заявленным характеристикам и прочее. Главное, что нужно сделать:
Украшения из драгоценных металлов - очень популярная группа товаров, реализуемых на современном рынке. Прогресс данной отрасли способствует появлению на рынке новых уникальных экземпляров.
Важно помнить, что основным правилом ювелирного рынка является наличие соответствия между ценой и качеством. Действительно оригинальные, выполненные из драгоценных металлов ювелирные изделия не могут стоить дешево.
Приобретая недорогие ювелирные изделия не надейтесь на то, что они буду качественными и прослужат вам долгое время.
2014-12-03Художественная обработка металла
Драгоценные металлы. Сплавы и добыча
Драгоценными металлами называют металлы, которые относятся к так называемой благородной группе. Это золото, серебро, платина и металлы платиновой группы. Такие, как рутений, палладий, иридий, осмий, родий.
Название "драгоценные" они получили за высокую стоимость по сравнению с другими металлами, а "благородные" благодаря своей высокой химической стойкости во многих средах и красивому внешнему виду в готовых изделиях. Для изготовления многих художественных изделий и в ювелирном деле используются золото, серебро, платина, палладий, а также сплавы на основе этих металлов.
Золото – химический элемент 1 группы периодической системы элементов Менделеева. Атомный номер 79. Атомная масса 196,9665. Основная валентность 3. Плотность 19320 кг/м3. Температура плавления 1336, а кипения 3243К. Твердость по Бринеллю в отожженном состоянии 180-200 Мн/м2.
Золото представляет собой металл красивого желтого цвета, тяжелый, мягкий, очень пластичный и тягучий. При этом золото еще обладает хорошей отражательной способностью.
Из одного грамма золота можно вытянуть проволоку длиной 3,5 км или проковать в пластину толщиной 0,0001 мм, которая пропускает свет.
Предполагают, что первым металлом, на котором человек остановил свой взгляд было золото, а первыми открывателями месторождений золота считают скотоводов, которые перегоняя по руслам высохших в летнюю жару рек и ручьев стада, обратили внимание на красивые по цвету самородки и крупинки золота коренных месторождений. После того, как были найдены другие металлы и способы их обработки, золото стало предметом роскоши, приобрело власть, а затем выступило в роли денег.
На землях Сибири и Казахстана месторождения золота разрабатывались с конца 3 тысячелетия до нашей эры. Древнейшим и довольно распространенным металлом оно было во многих странах, в том числе и в Древнем Египте, где сохранились золотые рудники со времен Рамсеса-2 (1317 – 1251 годы до нашей эры).
В России о существовании золота в Нерчинском крае знали со второй половины XVI века, открыли его там в 1746 году, спустя шесть лет из нерчинского серебра стали отделять золото.
Затем красивый, тяжелый, драгоценный металл нашли на Алтае, Урале и в Карелии.
В природе золото встречается в виде самородков, песка и мельчайшей пыли.
Крупнейшие самородки весом 60 – 90 кг были найдены в Аргентине и Австралии. Самый большой самородок, найденный в России, весил 48 кг.
Самородное золото представляет собой природные сплавы с серебром, а также со следами меди, железа и некоторых других металлов. Большинство древних художественных изделий выполнены их природных сплавов – электронов.
Из россыпей золото извлекали промывкой песка. Для промывки использовали желоба, ковши, лотки. Из руд золото и другие драгоценные металлы добывали путем нагревания породы до растрескивания, затем глыбы дробили в каменных ступах, растирали между жерновами и промывали через сита.
В наши времена добыча золота механизирована. Добывают его при помощи драг и гидравлическим способом.
При гидравлическом способе добычи вода под большим давлением размывает породу и отделяет от нее золото. На драгах, которые представляют собой плавучие сооружения, имеются оснащенные цепью подвесные ковши, с помощью которых со дна водоемов вынимают породу. Породу затем промывают и в результате промывки осаждается золото.
Добывают золото и из рудных залежей. Основными способами здесь являются цианирование и амальгамация.
Способ цианирования основан на растворении золота в водных растворах цианистых щелочей в присутствии кислорода и окислителей.
Амальгамация – способ более древний. Он основан на способности золота вступать при естественных условиях в соединения с ртутью. Процесс происходит в специальных амальгационных аппаратах. При этом руду, содержащую золото, пропускают с водой по амальгамированной поверхности ртути. Частицы золота, смачиваясь ртутью, образуют полужидкую амальгаму, из которой путем отжима получают твердую часть амальгамы. Затем ртуть испаряют, а оставшееся золото сплавляют в слитки. Ни один из способов не дает возможность получить этот драгоценный металл высокой чистоты. Полученные золотые слитки отправляют на очистительные заводы.
Чистое золото в слитках отличается красивым, желтым цветом. Золотой порошок, который получают путем осаждения золота из растворов, имеет цвет от красного до темно-фиолетового.
Золотые сплавы могут приобретать различные оттенки – это, так называемое, цветное золото. Например, примеси меди сообщают золоту красноватый оттенок, а серебряная лигатура – зеленоватый.
Примеси платины высветляют золото, делают его бледным, а при больших ее дозах сплавы совершенно обесцвечиваются. Такие сплавы называют "белым золотом".
Добавки железа придают золотому сплаву сероватые и синеватые оттенки, а добавки палладия – бурые и коричневатые.
В очень тонких листах применяемых при сусальном золочении, золото просвечивает синевато-зеленым цветом.
Эти сплавы хорошо режутся, шлифуются и полируются. Температура плавления чистого золота 1063°С, температура плавления сплавов – немного ниже. При отливке чистое золото имеет большую литейную усадку, для золотых сплавов усадка меньше.
Золото хорошо проводит электрический ток и тепло, немного уступая в этом серебру. На воздухе оно не окисляется даже при нагревании. Серная, азотная и соляная кислота на золото не действуют.
Золото растворяется только в горячей "царской водке" – смеси одной части азотной кислоты с двумя частями соляной, а также в селеновой кислоте. Растворяется золото в ртути, образуя амальгаму.
Непосредственно оно соединяется только с хлором, бромом, йодом, мышьяком, и фосфором. С большинством металлов золото легко образует сплавы.
Используют золото в ювелирном деле при изготовлении дорогих, уникальных изделий, чеканке наградных медалей, а также при золочении металлических и неметаллических изделий. Кроме того, золото расходуется для приготовления припоя, для пайки золотых и платиновых художественных изделий. Основная масса золота служит для обеспечения денежной системы. В промышленности используется в точном приборостроении, электротехнике, медицине, химической промышленности.
Серебро – химический элемент 1 группы периодической системы элементов Менделеева. Атомный номер 47. Атомная масса 107,868. Валентность 1;2. Плотность10500 кг/м3.
Серебро представляет собой белый, пластичный, тягучий и ковкий металл.
Температура плавления 960,5°С, температура кипения 1955°С.
Серебро имеет наивысшую отражательную способность из всех металлов – оно отражает почти 94 процента световых лучей и является самым теплопроводным и электропроводным металлом. Оно легко прокатывается в тончайшие листы до 0,00025 мм и вытягивается в очень тонкую проволоку.
Серебро хорошо режется и полируется. Оно тверже золота, но мягче меди.
Из-за мягкости чистое серебро употребляют в виде сплавов с медью, а в древности употребляли также и в виде природного сплава с золотом – электрума или электрона.
На воздухе серебро не окисляется, а наблюдаемое порой потемнение серебряных изделий объясняется образованием черного сернистого серебра под влиянием действия серы или сероводорода, которые всегда присутствуют в атмосфере города.
Кипящие едкие щелочи на серебро не действуют. Серебро растворяется в азотной и горячей серной кислоте.
С глубокой древности широко используют этот драгоценный металл в художественных изделиях и ювелирном деле.
Алхимики называли серебро Дианой или Луной. Оно довольно распространено в природе и встречается в самородном виде, а также в виде руды.
В России серебро добывается в основном из комплексных полиметаллических и золотосеребряных руд. Такие руды содержат до 80 процентов драгоценного металла. При добыче используются те же методы, что и при получении золота – цианирование и амальгамацию, однако в этом случает цианистые растворы должны быть более концентрированными.
В художественной промышленности серебро используется для производства ювелирных изделий, художественной посуды, столовых приборов, сувениров, подарочных изделий, выполняемых чеканкой, гравировкой, украшением чернью.
Кроме того, чистое серебро в виде тончайшей проволоки служит материалом для филигранных работ и насечки по стали. Чистое серебро является также материалом для художественных эмалевых изделий, а также оно идет на аноды при серебрении и гальванопластическом покрытии.
Серебро служит главным компонентом в серебряных твердых ювелирных припоях, которыми спаивают не только серебряные, но и медные и латунные изделия.
Используют серебро при составлении платиновых и палладиевых сплавов, что делает их более светлыми, а золотым сплавам серебро придает зеленоватый оттенок.
Различные способы художественной обработки металлов также имеют длинную историю. Некоторые из них возникли в глубокой древности, но не потеряли своей ценности до наших дней, другие были разработаны сравнительно недавно. В арсенале современного ювелира — художественное литьё, резьба, гравировка, филигрань, чеканка, насечка, различные виды эмалей. Эти техники по-прежнему основаны на приёмах ручной обработки, а потому очень трудоёмки. Чаще всего их применяют для авторских работ. Причём ручное, эксклюзивное изготовление в наши дни является основополагающим и для создания новых моделей изделий, и для свежих стилевых идей.
Эмаль по сканому узору , при которой цветные эмали заполняют контуры, образованные сканью (филигранью), была очень популярна в искусстве Китая, Трансильвании (северо-западная часть современной Румынии) и Италии XV—XVII вв. Примерно в середине XVI в. эта техника использовалась русскими мастерами в Москве, городах Русского Севера и в Великом Новгороде. В царёвых мастерских Оружейной палаты были выполнены лучшие из подобных работ. Среди них оклад Евангелия, заказанный Иваном Грозным для Благовещенского собора Московского Кремля. Цвета эмалей здесь перекликаются с чистым густым тоном васильково-синих цейлонских сапфиров. В XVII столетии в Москве, ведущем центре художественных ремёсел, создавались особенно эксклюзивные и разнообразные эмалевые произведения. На московском посаде предпочтение отдавали эмалям мягкой сине-зелёной гаммы. Ею расцвечивали узоры размётных трав на ларцах, чашах и коробочках для румян, бытовавших не только в боярских теремах, но и в домах зажиточных горожан. Узор этот оживляли миниатюрные серебряные накладки в виде звёздочек и розеток, их дополняли капли бело-эмалевого жемчужина. В нашем каталоге дорогих подарков вы можете приобрести вареньица с аметистами.
В эпоху барокко и рококо эмаль стала одним из ведущих элементов художественного декора. Эмали по гравированной поверхности, расписные эмали, сочные миниатюры в изобилии украшают табакерки, часы, перстни, туалетные коробочки и ароматники. На них мы видим пышные гирлянды цветов, очаровательные композиции на исторические и библейские сюжеты и даже батальные сцены. Маленькие эмалевые шедевры восхищали современников живостью красок и богатством оттенков. Широкое признание миниатюры в России привело к учреждению в 1779 г. в Академии художеств класса эмальерной живописи. В эпоху историзма возродились мотивы эмалевых по скани и резьбе изделий допетровской Руси. Орнаменты, взятые из рукописных книг, появились на самых разнообразных предметах — от парадной, подарочной посуды и ларцов до миниатюрных украшений. Их выполнял ряд мастерских, особую известность среди которых приобрели фирмы И. Губкина, П. Овчинникова, И. Хлебникова. В годы беспрецедентного расцвета эмалей фантастически расширилась их палитра. У Фаберже, например, она насчитывает почти полторы сотни цветов и оттенков! В конце XIX — начале XX в. множество отечественных и зарубежных мастеров отдавали предпочтение эмали по гильошировке. Для фирм Л. Картье, К. Фаберже, И. Брицына и других вещи с эмалью гильоше стали своего рода визитной карточкой. Шелковистый блеск гравированного узора, нанесённого специальной машиной и покрытого прозрачной или полупрозрачной эмалью, создавал чарующий эффект. Золотые и серебряные с эмалью гильоше — от запонок и дамских сигаретниц до настольных часов и рамок для фотографий — считались своеобразным символом элегантности. Эмаль гильоше (эмаль по гильошировке) — техника покрытия не сколькими слоями прозрачной цветной и бесцветной эмали поверхности металла, предварительно гравированной особым механическим приспособлением, отчего на ней образуется узор в виде тонких волнообразных линий, чешуек, спиралей, отчётливо просвечивающий сквозь эмалевую поверхность. В нашем каталоге дорогих подарков вы можете заказать .
Ведущие ювелиры Европы — от парижан Лалика и Вевера до мастеров Москвы и Петербурга — охотно обращались и к новым материалам и техникам эмальерного производства: ярким декоративным эмалевым лакам, эмалям с эффектом опалесценции (рассеивания света), столь любимым в эпоху модерна, и к волшебным нежным оконным, или витражным, эмалям. Предметы, украшенные оконной эмалью, особенно нарядны. Нанесённые на прорезной или ажурный сканый узор, они, если рассматривать их на свет, производят эффект, подобный витражу. Хрупкие и сложные в исполнении, эти изделия требовали от мастера исключительной аккуратности, и потому работа с ними была доступна лишь избранным фирмам.
Резьба, гравирование — древнейший художественный приём обработки металлов, дерева, кости и камня, известный человечеству на протяжении тысячелетий. В его основе — нанесение на поверхность изделия линейного рисунка или узора. Со временем мастера от плоскостной резьбы перешли к гравюре, позволявшей придать изображению трёхмерность, объёмность. В России технику гравировки освоили на рубеже XVII—XVIII вв. Одним из выдающихся резчиков того времени был мастер государевой Оружейной палаты Василий Андреев. Нанесённые резцом изображения или узоры служат первым этапом работы над изделием, украшаемым чернью, но при этом линия резьбы вынимается несколько глубже, чем обычно.
Чернение — древний способ декорирования изделий из серебра и золота. Сущность его заключается в нанесении на гравированную поверхность металла жидкого сплава (черни), в состав которого входят серебро, медь, свинец и сера. Цвет и блеск черневого узора или изображения может варьироваться от бархатисто-чёрного до голубовато-серовато-чёрного. Ещё в XVI в. в «Трактате о златокузнечестве» Бенвенуто Челлини описал несколько рецептов черни. Тонко измельчённый порошок разбавляют раствором буры, поташа и поваренной соли до состояния жидкой сметаны. Этой смесью покрывают узор либо фон изображения. После обжига при температуре 300—400 °С с изделия снимают лишние натёки; далее следует полировка, и тогда черневое покрытие приобретает свойственные ему блеск и чёткость. Изделия, украшенные в этой технике, были известны ещё во времена античности. Их упоминает Плиний Старший. В Средневековье прекрас¬ную чернь изготовляли мастера Византии, Ближнего Востока, Италии, Кавказа, Древней Руси. Благородная роскошь отличает работы «черненых дел умельцев», служивших в мастерских Московского Кремля в XVI— XVII вв. К возрожденческим мотивам восходит ритмичный орнамент травных завитков, декорирующий борт золотого блюда весом почти 3 кг, служившего свадебным подарком Ивана Грозного его второй жене черкешенке Марии Темрюковне. По преданию, оно было поднесено молодой царице после первой брачной ночи: на нём лежал её новый головной убор — бабья кика, сменившая девичий кокошник и брачный венец. Прекрасно сочетаются чернение и крупные драгоценные камни, украшающие золотое кадило в форме одноглавой церковки, пожалованное царицей Ириной Годуновой в усыпальницу московских государей — Архангельский собор Кремля на помин души её мужа царя Фёдора Ивановича. В XVIII в. искусство черневой гравюры ярко проявилось в работах мастеров Великого Устюга и Тобольска. Черневая графика с изображением памятников древнерусской архитекту¬ры на фоне густых трав, наведённых по глубокой резьбе, украшает изделия, созданные в конце XIX в. мастерами фабрик московского купца Василия Семёнова и в мастерских фирм П. Овчинникова и И. Хлебникова. Здесь, как и в изделиях ХУШ в., чернение на серебре сочеталось с красивым золочением. В наши дни эта древняя техника сохранилась на Северном Кавказе, в ауле Кубачи, и далеко на севере России, на знаменитой фабрике «Северная чернь» в Сольвычегодске, где создают разнообразные серебряные украшения: браслеты, серьги, кольца, кулоны, роскошную посуду и предметы культа. В нашем каталоге дорогих подарков вы можете заказать наш один из самых популярных лотов чарка в виде гусарского кивера.
Чеканка — вид холодной обработки металла. Он заключается в нанесении на заготовку рельефа путём удара молотом по чекану (пуансону), кончик которого выполнен в форме шара, звёздочки, квадрата, желобка и др. Для этого вида работ идеально подходят ковкие и тягучие драгоценные металлы — золото и серебро. Мастера Древней Руси использовали до 450 чеканов разного назначения: с помощью одних фону придавали матовую фактуру, другими наносили узорные бордюры. Златокузнецы широко применяли чеканку, пока не был изобретён штамп, ускоривший и удешевивший работу над изделиями. Наряду с чеканкой часто использовали и басменное тисение — технику обработки металла для получения на его поверхности рельефных изображений путём выдавливания.
Насечка (таушировка) — древний художественный приём украшения драгоценными металлами (золотом или серебром) контрастных им по цвету изделий из бронзы или стали, в том числе булатной. В нашем каталоге дорогих подарков вы можете заказать авторский с драгоценными камнями.Этот способ декорирования применялся для отделки боевого и парадного оружия, доспехов и т. д. Суть процесса заключается в том, что на поверхности предметов делают насечки и в образовавшиеся углубления набивают золотую или серебряную проволоку, создавая тончайший узор завитков и стилизованных трав, а также изображения животных либо людей. Часто в технике насечки выполняли памятные надписи: имена владельцев, подписи мастеров или тексты нравоучительного характера. Таушировка широко применялась в XII—XVII вв. Ею блестяще владели мастера Византии, Ближнего Востока, Китая, Японии, Северного Кавказа и Древней Руси. В настоящее время эта техника сохранилась в декоративно-прикладном искусстве Италии, Испании, Ирана, Китая и Японии. Ею славятся художники дагестанского аула Кубачи, Тулы, Ижевска и Златоуста.
В нашем каталоге вы можете приобрести все . Также у нас есть камнерезные фигурки, миниатюрная пластика в золоте и серебре.