Эскиз ювелирного украшения в стиле древнеегипетского искусства. Декоративное искусство древнего египта

Ювелирное искусство в Древнем Египте достигло высокого развития, о чем хорошо известно благодаря масштабным археологическим раскопкам на его территории. Способствовало такому развитию несколько факторов. Прежде всего, в Египте располагалось несколько крупных месторождений золота, что делало этот материал доступным, кроме того, жители страны фараонов придавали украшениям сакральное значение. Именно поэтому носили их абсолютно все , независимо от пола, возраста и социального положения. Фантазия древнеегипетских мастеров, воплощаясь в украшениях, рождала настоящие шедевры, многим из которых и сейчас пытаются подражать известные ювелирные дома.

Материалы и ювелирные техники

Древнеегипетские мастера освоили множество техник изготовления украшений из самых разных материалов. Чаще всего украшения Древнего Египта создавались на основе золота, в котором не было недостатка. С помощью специальных добавок ювелиры могли изменять его цвет в широкой гамме от светлого до зеленого.

Ценилось золото, прежде всего, за живописный внешний вид, нежели за стоимость. Так, например, гораздо более редким и ценным металлом было железо, которое также использовали в ювелирном деле для изготовления гребней и украшений для причесок.

Создавались древние украшения Египта из серебра, добывавшегося на территории царства, а также из электрума. Этот материал представлял собой сплав серебра и золота, внешне напоминал платину.

Драгоценных камней, таких, как рубины или изумруды, египтяне еще не знали, вместо них использовались поделочные камни: аметист, сердолик, гранат, а также лазурит, который ценился особенно высоко. Любили в Египте горный хрусталь. Беднякам его заменяло прозрачное или цветное стекло и мелкий бисер, служивший основой многих браслетов и ожерелий. Использовалась простыми людьми и керамика, покрывавшаяся разноцветными узорами.

Египтяне любили яркие и насыщенные цвета, поэтому ювелиры частенько применяли в своей работе такие техники, как смальта и эмаль. Популярностью пользовались яркие разноцветные пасты, которыми покрывались материалы для украшений. Судя по всему, любимыми цветами в Древнем Египте были бирюзовый, зеленый, белый и синий. Вероятно, на смуглой коже выглядели такие оттенки довольно эффектно.

Ювелирные украшения Древнего Египта нередко принимали причудливые формы. Это могли быть растительные орнаменты, повторяющие изгибы виноградных листьев, цветов маргаритки, василька и т.д. Кстати, настоящие цветы также часто использовались в качестве украшений, правда, недолговечных. Изделия из металлов, кости или керамики могли принимать вид животных: птиц, змей, лягушек, стрекоз, жирафов, лошадей. Популярны были изображения жука скарабея, который считался сильным оберегом, а также украшения в форме глаза, сердца или змеиной головы. Последний считался символом власти фараона.

Нередко ювелирные украшения Древнего Египта, в частности медальоны, расписывались красками. Это могли быть портрет обладателя украшения, изображения богов или целые миниатюры. В этом фантазия древних мастеров не ограничивалась.

Виды украшений

Египтянам были известны практически все виды украшений , которые используются и сейчас. Самым популярным аксессуаром были, пожалуй, шейные ожерелья, которые носили как женщины, так и мужчины. Изготавливались они из золотых пластин, бисера или из подвесок разной формы. Традиционным украшением Древнего Египта был ускх, так называемое, ожерелье-солнце, которое закреплялось на кожаной подкладке и напоминало воротник. Ускх фараона мог весить несколько килограмм, нередко этот предмет использовали в качестве награды отличившимся полководцам и чиновникам.

Невероятной популярностью и среди женщин, и среди мужчин пользовались браслеты, которые могли изготавливаться из самых разных материалов – от кости до бисера. Носили браслеты на предплечьях, запястьях и на ногах. Женские ножные браслеты иногда украшались колокольчиками, которые мелодично звенели при ходьбе, заставляя женщин двигаться плавно и мягко. Нередко браслеты – мужские и женские – украшали Оком Гора , которое служило оберегом и защищало владельца от злых духов и несчастий. Ювелирным изделиям нередко предписывались магические и религиозные свойства, поэтому в Египте были распространены различные талисманы и амулеты.

Кольца в Древнем Египте также носили представители обоих полов. Отличие могло заключаться лишь в том, что мужчины чиновники часто использовали кольца-печатки с инициалами и символами. Так же распространены были и серьги, особенно в форме колец и кругов – символов солнца. К ним прикреплялись подвески различной формы, а также цепочки. В результате вес серег мог быть таким внушительным, что деформировал мочку уха носившего человека, однако, египтян это ничуть не смущало.

В ходе раскопок были обнаружены и такие древние украшения Египта, как пояса из золотых пластин. Доступны они были далеко не всем жителям древнего царства, чего нельзя сказать о многочисленных украшениях для причесок и головных уборах. Знать использовала гребни и шпильки из дорогого железа, люди менее состоятельные – гребни из кости, которые могли быть оформлены камнями или стеклом. В натуральные волосы и в парики могли вплетаться золотые украшения и цепочки. Также их украшали обручами из разных материалов. Фараоны, например, носили золотую диадему – урей, посреди которой находилась изящная змея (Урей - принадлежность царского убора фараонов, представлявшая собой крепившееся на лбу вертикальное, подчас весьма стилизованное изображение богини-кобры Уаджит - покровительницы . Рядом с уреем зачастую помещали изображение богини-коршуна Нехбе - покровительницы .).

Поскольку египтяне верили в загробную жизнь, украшения полагались и мертвым. Для погребальных церемоний изготавливались специальные медальоны в форме жуков скарабеев – символов воскрешения и жизни. Их сейчас можно увидеть во многих музеях мира, наряду с другими произведениями ювелирного искусства Древнего Египта.

Пектораль в виде священного жука-скарабея Около 1350 до н. э.

Высота 15 см
Национальный музей
Каир
Жук считался символом возрождения и бессмертия. Часто он изображался катящим перед собой навозный шар, который ассоциировался с восходящим солнцем

Пояс Около 1840 до н. э.
Золото, аметист
Длина 60 см
Египетский музей
Каир
Пояс принадлежал царевне Меререт, дочери Сенусерта III. Он состоит из аметистовых бусин и золотых голов пантеры, соединенных попарно. Пантера была воплощением божественного начала и защитницей людей

Плеть царевны Неферуптах
Около 1800 до н. э. (правление Аменемхета III)
Фаянс, сердолик, позолота, дерево (современное)
Длина 36,5 см
Из Хавары (пирамида царевны). Ныне - Каир
Египетский музей

Диадема царевны Сат-Хатхор-Иунит Около 1800 до н. э. (правление Аменемхета III)
Золото, лазурит, сердолик, зеленый фаянс
Высота около 44 см; ширина 19,2 см
Египетский музей
Каир
Владелицей этого шедевра ювелирного искусства была одна из дочерей Сенусерта II

Браслет царицы Аххотеп
Около 1530 до н. э.
Золото, лазурит, сердолик, бирюза, стекло
Диаметр 6,1 - 7,3 см, высота 7,3 см
Египетский музей
Каир

Сокровища жен Тутмоса III
Около 1504 - 1450 до н. э.
Золото, сердолик, стекло
Музей Метрополитен
Нью-Йорк
Сандалии и браслеты происходят из погребения трех жен царя Тутмоса III - Менхет, Мерти и Менваи

Головной убор царицы
Около 1504 - 1450 до н. э.
Золото, сердолик, стекло
Высота 23,8 см; диаметр 30 см
Музей Метрополитен
Нью-Йорк
Реконструкция головного украшения и прически царицы - одной из жен Тутмоса III

Браслеты и серьги
15 - 14 века до н. э.
Золото
Диаметр 10,5, 5,8 и 10,5 см

Лейден
Хотя серьги известны еще с 5 династии, они входят в моду только при 18-ой. Их носили как мужчины, так и женщины

Сердечный скарабей военачальника Джхути (брюшко)
Около 1450 до н. э.
Шифер, золото
Национальный музей древностей
Лейден

Сердечный скарабей военачальника Джхути (спинка)
Около 1450 до н. э.
Шифер, золото
8,3 х 5,3 х 2,7 (скарабей); длина цепи 133 см
Национальный музей древностей
Лейден

Большое ожерелье в форме кобры. Фрагмент
14 век до н. э.
Золото; чеканка
Национальный музей
Каир

Оправа зеркала «Анх» или «Крест жизни»
14 век до н. э.
Дерево, золото, цветная стеклянная паста; инкрустация
Высота 27 см
Национальный музей
Каир
Найдено в гробнице фараона Тутанхамона

Шкатулка для благовоний
14 век до н. э.
Национальный музей
Каир
Найдена в гробнице Тутанхамона. Выполнена в виде двойного свитка, инкрустирована цветной стеклянной пастой

Ожерелье
Около 1400 до н. э.
Фаянс
Длина 38 см
Египетский музей
Берлин
Основной мотив этого прекрасного ожерелья - бутоны и цветы граната

Бусы
Около 1375 до н. э.

Длина (сверху вниз): 28,5, 51 и 34,5 см
Государственный музей древностей
Лейден


Около 1350 до н. э.
Золото, сердолик, бирюза, полевой шпат, ляпис-лазурь
Высота 15 см
Национальный музей
Каир
Жук считался символом возрождения и бессмертия. Часто он изображался катящим перед собой навозный шар, который ассоциировался с восходящим солнцем

Пектораль с изображением божественной птицы - сокола. Фрагмент
Около 1350 до н. э.
Золото, ляпис-лазурь, сердолик, бирюза
Высота 11,7 см
Национальный музей
Каир

Бусы
Около 1340 до н. э.
Полихромный фаянс
Длина 53 см
Музей Пелицеуса
Хильдесхайм

Пектораль с изображением священного жука-скарабея в окружении царских уреев и растительным орнаментом
Около 1350 до н. э.
Золото, ляпис-лазурь, бирюза, сердолик, стекло
Национальный музей
Каир

Золотой трон Тутанхамона. Вид сзади
Конец 18 династии (около 1333 - 1323 до н. э.)
Дерево, листовое золото, цветное стекло, эмаль, полудрагоценные камни; инкрустация
Национальный музей
Каир
Изготовлен ремесленниками Ахетатона - столицы Египта при фараоне Эхнатоне. На задней спинке трона изображены царские уреи, растения и птицы с берегов Нила

Браслет с амулетом "уджат"
Около 1334 - 1328 до н. э.
Золото, сердолик, стекло
Длина 16,2 см; ширина 2,7 см
Египетский музей
Каир

Браслет с амулетом "уджат" (оборотная сторона)
Около 1334 - 1328 до н. э.
Египетский музей
Каир
На оборотной стороне амулета "уджат" выгравировано следующее: "Владыка Обеих Земель, образ Ра, Небхепрура, правитель того, что в маат (=порядке), дана ему жизнь подобно Ра, вечно и бесконечно"

Браслет со скарабеем
Около 1334 - 1328 до н. э.
Золото, лазурит, кварц, бирюза, сердолик
Макс. диаметр 5,4 см
Египетский музей
Каир
Скарабей ("хепер") считался символом утреннего солнца, с которым отождествлялся умерший царь. Сам цвет синего лазурита означал вечную жизнь

Ожерелье с пекторалью
Около 1334 - 1328 до н. э.
Золото, лазурит, сердолик, полевой шпат, смола
Длина ожерелья 23,5 см; ширина пекторали 10,8 см; ширина застежки 6,8 см
Египетский музей
Каир

Ожерелье с пекторалью в виде богини Нехбет
Около 1334 - 1328 до н. э.
Золото, лазурит, сердолик, обсидиан, стекло
Высота пекторали 6,5 см; ширина пекторали 11 см
Египетский музей
Каир

Ожерелье с пекторалью в виде богини Нехбет (оборотная сторона пекторали)
Около 1334 - 1328 до н. э.
Египетский музей
Каир
На груди богини Нехбет - ожерелье с картушем Тутанхамона.

Пектораль в виде сокола
Около 1334 - 1328 до н. э.
Золото, лазурит, сердолик, бирюза, обсидиан, стекло
Ширина 12,6 см
Египетский музей
Каир

Пектораль с крылатым скарабеем
Около 1334 - 1328 до н. э.
Золото, серебро, сердолик, лазурит, кальцит, обсидиан(?), бирюза, стекло
Высота 14,9 см; ширина 14,5 см
Египетский музей
Каир

Перстни
Около 1334 - 1328 до н. э.
Золото
Египетский музей
Каир
На перстнях изображено одно из важнейших божеств египетского пантеона, культ которого был восстановлен Тутанхамоном после 17 лет забвения при фараоне-"еретике" Эхнатоне. Это Ра-Хорахти, что значит "Ра-Хор горизонта"

Серьги
Около 1334 - 1328 до н. э.
Золото, кварц, кальцит, фаянс, стекло
Длина 10,9 см; ширина 5,2 см
Египетский музей
Каир
Серьги находились в ларце в форме картуша. В центре композиции - птицы с утиной головой и крыльями сокола, образующими кольцо. Птицы держат в лапах знаки "шен" ("бесконечность"). Подвески оканчиваются уреями.

Погребальная маска фараона Тутанхамона (в ракурсе 3/4)
Около 1334 - 1328 до н. э.


Национальный музей
Каир
Идеализированный портрет фараона, покрывавший голову и плечи мумии поверх пелен

Погребальная маска фараона Тутанхамона (вид сзади)
Около 1334 - 1328 до н. э.
Листовое золото, синяя стеклянная паста, бирюза, лазурит, эмали; инкрустация
Высота 54 см; высота на уровне плеч 40 см
Национальный музей
Каир

Амулеты
Около 1325 до н. э.
Яшма, фаянс, золото
Высота около 9 см
Египетский музей
Каир
Представлены следующие амулеты (сверху слева направо): жезл "уас", "анх", стебель папируса "уадж", столб Осириса "Джед". В центре - "тит" ("узел Исиды")

Браслеты Рамсеса II
Около 1290 до н. э.
Золото, лазурит
Ширина 6 см; максимальный диаметр 7,2 см
Египетский музей
Каир
Эти превосходные браслеты были случайно обнаружены при строительстве железной дороги около Тель Басты (древнего Бубастиса), в тайнике находившегося здесь когда-то храма. Там же хранились и сосуды из золота и серебра

Диадема
Около 1190 до н. э.
Золото
Диаметр 17 см
Египетский музей
Каир
Диадема представляет собой обруч, на котором закреплены 16 розетт, образующих венок. На розеттах имеются имена Сети II и его супруги Таусерт, из чего можно заключить, что диадема принадлежала царице

Амулеты: "уджат", сердце, "тит", пектораль со скарабеем
14 - 6 век до н. э. (18 - 26 династии)
Фаянс
Высота: 6,7; 6,4; 6; 6,5; 9,7 см
Британский музей
Лондон

Браслет с застежкой в виде жука-скарабея
Золото, сердолик бирюза, полевой шпат, ляпис-лазурь
Национальный музей
Каир

Наборный браслет с застежкой в виде скарабея. Фрагмент
Золото, аметист, полудрагоценные камни
Национальный музей
Каир
В наборном браслете чередуются ряды из скарабеев и глаз Уаджит, разделенные золотыми шариками. Застежка выполнена в виде аметистового скарабея в золотой оправе с изображениями уреев.

Ожерелье с завершениями в виде головы сокола. Фрагмент
Золото, цветная паста
Национальный музей
Каир
Каждый фараон при жизни считался воплощением Гора, а после смерти - его отца Осириса

Ожерелье с изображением божественной птицы - сокола
Национальный музей
Каир
Бог Гор, сын Исиды и Осириса, представлен в виде сокола. В когтях птицы - иероглифические знаки вечности (шен) и жизни (анх)

Ожерелье с изображениями грифа и кобры
Золото, сердолик, бирюза, цветная паста; инкрустация
Национальный музей
Каир
Ожерелье-пектораль с изображениями богини Нехбет в облике грифа и богини Уаджит в виде кобры. Гриф и кобра олицетворяют соответственно Верхний и Нижний Египет и символизируют их единство под властью фараона
Перстень с изображением бога Себиумекера
Конец 1 века до н. э.
Золото, стекло
Диаметр кольца 1,8 см; щиток: 4,7 х 3,6 см
Из Мерое (Северный некрополь). Ныне - Мюнхен
Государственное собрание египетского искусства
Мероитское божество Себиумекер изображено с бородой, в двойном египетском венце
Широкое ожерелье и храмовый фасад - типичный декоративный мотив мероитского искусства. Идентификация бараньеголового божества остается под вопросом

Перстень
Около 70 н. э.
Золото
Длина 4,8 см
Центр по исследованию Греко-римского Египта
Трир
Перстень выполнен в форме свернутой змеи с бюстами Исиды и Сераписа на концах хвоста. Подобные украшения нередки на фаюмских портретах
Пектораль с изображением богини неба Нут
Золото, эмаль; чеканка, сердолик
Национальный музей
Каир
Руки-крылья богини распростерты в покровительственном жесте. Вычеканенные на пластине иероглифические надписи имеют смысл заклинаний-оберегов. Имя Тутанхамона встречается несколько раз, однако, первоначально в картушах было начертано имя Эхнатона

Пектораль с изображением священного жука-скарабея в окружении царских уреев
Золото, ляпис-лазурь, бирюза, сердолик.
Национальный музей

Украшение
Золото, сердолик, бирюза, стекло
Национальный музей
Каир
Богиня Нехбет в облике грифа, в короне Атефа, заслоняет своими крыльями фараона, закутанного в одеяние бога смерти Осириса

Египет до сих пор скрывает в себе огромное количество тайн. Исторические артефакты несут в себе невероятное количество информации, которая дает пищу для ума, вносит сумятицу в устоявшуюся картину мира, поражает своей красотой и загадочностью. Назначения многих символов и предметов до сих пор являются предметами множества научных споров. И все равно это невероятно красиво и удивительно.

СМОТРЕТЬ ВСЕ ФОТО В ГАЛЕРЕЕ

Не зря в переводе с греческого слово "Египет" означает: «таинственное, загадочное место, центр или родина мистерий».

По мнению многих ученых цивилизация Египта развивалась по своему, очень удивительному и непонятному пути - перескочив сразу с примитивного уровня до великой цивилизации. Египет и его развитое общество существовало уже тогда, когда в Европе еще рисовали наскальные рисунки и ходили в шкурах.

Источник: cs3.livemaster.ru

Древние народы, а египтяне в особенности, чувствовали, что драгоценности непосредственно связаны с силами природы и поклонялись им, как богам, придавая значение и особую силу каждому металлу и камню.

С древних времен люди создавали украшения из золота, серебра, драгоценных камней, как способ обезопасить себя от смертей, болезней и прочих неурядиц, взывая к тем самым силам природы, которые дали им эти материалы и назначая их главными талисманами и хранителями жизни.

Источник: pics.livejournal.com

Красивые браслеты из драгоценных камней, родовые печати - кольца, изысканные короны служили не только показателями состоятельности их владельца, но и социального статуса и даже наличия определенных привилегий государственного служащего.

Источник: drevniy-egipet.ru

Египет через тысячелетия пронес свою религиозную культуру, ведь в их украшениях, в основном, использовались божественные образы тех, кому поклонялись, кого считали святыми. До сегодняшнего дня ученые бьются над классификацией египетских божеств и их изображений на найденных предметах.

Источник: i.pinimg.com

Источник: i.pinimg.com

Египтяне были уверены, что сердце - главнее всего в организме человека, главнее его мозга и остальных частей тела. Именно оно являлось источником жизни. И потому грудь была особым, священным местом, куда непременно надевали соответствующие случаю изделия, несущие в себе защиту для самого сокровенного и важного - сердца. Одной из самых известных святых защит был жук скарабей - символ жизненной силы, воскрешения, символ движения вперед. К тому же у скарабея надкрылки скрывают крылья и мало кто может поверить, что он умеет летать, но тем не менее полет скарабея, а главное его крылья, по мнению египтян - это крылья духовности, крылья силы, которые могут нас удивить, расправившись и обретя свободу.

Источник: i.pinimg.com

Источник: i.pinimg.com

Украшения древних египтян: Как выглядели, из чего делали, для чего носили

Какая дева откажется от милого золотого колечка, браслета или ещё чего-то золотого (ну в крайнем случае серебряного) на шею? Но получая заветный подарок, мало кто задумывается, что украшения носили ещё во времена Древнего Египта. Причём, не только женщины, но и мужчины. Правда, тогда кроме декоративной функции они выполняли ещё и сакральную. Мы расскажем

Большим спросом изготовление ювелирных изделий пользовалось еще во время расцвета египетской империи (3 тыс. лет до н.э). В изготовление таких изделий уже тогда в основном применялось золото.

Украшение из гробницы фараона Псусеннеса I

Но, к сожалению, этот драгоценный металл был достаточно редок.
Огромной популярностью в Древнем Египте у фараонов пользовались изготовленные из золота браслеты, носящиеся на предплечьях, нагрудные украшения, кулоны, серьги, диадемы, ожерелья, различные головные украшения и многое другое. Они были также популярны, как и малолитражки сегодня. Но и серебро ценилось в Древнем Египте не меньше, чем золото.

Украшение из гробницы Тутанхамона.

В древности обладатели различных ювелирных изделий относились к ним не так, как относятся современные люди. Обладатели ювелирных изделий наделяли их духовной сущностью и верили, что драгоценности смогут их каким-либо образом защитить от горестей, болезней, злых чар, печалей, сглаза, порчи и даже физической боли. Таким образом, ювелирные украшения были не просто дорогими игрушками модников и модниц тех времен. Их обладатели относились к ним с большим уважением и почтением. Но так происходило не только в Египте, но и во многих странах древнего мира.

Ювелирные украшения Древнего Египта по форме напоминали всех божеств, которым поклонялись египтяне. Однако одним из самых распространенных ювелирных изделий был и остается скарабей Кефер. Взяв свой исток с Древнего Царства и, продолжая интенсивно развиваться до эпохи великой Клеопатры, ювелирное искусство египтян, словно губка вобрало в себя лучшее из богатств этих времен. Поэтому сейчас так сложно провести его классификацию.

Браслет-амулет с жуком-скарабеем.

Несколько тысячелетий спустя египетское искусство изготовления и обработки ювелирных изделий широко распространилось по всему миру. Так многие народы заимствовали у египтян идею наделения ювелирных изделий душой и ношения таких магических изделий только на определенных частях тела и в определенные моменты жизни человека. В наше время, чтобы приобрести такое магическое изделие необязательно ехать в Египет, а достаточно лишь зайти в ювелирный магазин в интернете и выбрать подходящий вам аксессуар.

Украшения древнего Египта полны символизма.

Египтяне верили, что священным местом у человека является грудь. Поэтому на груди они всегда носили какой-нибудь важный талисман, чтобы он защищал сердце. Именно этот орган египтяне считали самым важным органом человеческого тела. По их мнению, сердце давало жизнь. Египтяне всегда носили у сердца талисман, визуально напоминающий сердце или образы, прямо или косвенно, связанные с возрождением и жизнью.

Всевидящее око Гора.