Физические упражнения для детей с алалией. Методики работы с детьми при моторной алалии

Бывает так, что у ребенка нормальный слух, интеллект в порядке, но он не разговаривает или разговаривает совсем плохо. Такое отсутствие речи или ее недоразвитие называется алалия. Данное нарушение встречается примерно у 1% детей дошкольного возраста и у 0,6-0,2% школьников. Причем, у мальчиков оно бывает вдвое чаще, чем у девочек.

Причины развития алалии достоверно не выяснены, однако выделены факторы риска, к которым относят родовые травмы, влияние вирусных инфекций во время беременности, бесконтрольный прием лекарств беременной женщиной, эндокринные и другие заболевания. Также влияют и психологические факторы: разлучение малыша с матерью, нервная обстановка в доме, критическое отношение к успехам ребенка — всё это может стать причиной того, что ребенок перестает нормально воспринимать и понимать речь окружающих его людей, хотя ранее всё было в норме.

При алалии происходит системное недоразвитие речи. Нарушаются все ее компоненты, проявлениями могут быть:

  • Неправильное произношение звуков,
  • Ограниченный словарный запас,
  • Непонимание речи других людей,
  • Нарушение грамматического строя речи,
  • Полное отсутствие речи,
  • Проблемы в усвоении навыков чтения и письма.

Кроме речевых расстройств у детей-алаликов встречаются двигательные расстройства, неврологические, психопатологические проявления. Набор симптомов часто бывает индивидуален, и проявления одной и той же формы алалии у детей может сильно отличаться. Принято выделять моторную, сенсорную и сенсомоторную алалию.

Моторная алалия

403 Forbidden

403 Forbidden

nginx

Моторная алалия возникает по причине снижения активности или поражения коры головного мозга, в частности центра Брока, который расположен в лобно-теменных областях коры левого полушария. Если говорить простым языком, то при моторной алалии нарушена связь мозговых речевых центров и органов речи.

Дети с моторной алалией хорошо понимают речь других людей, но их речь развивается медленно, не проходит все этапы формирования. Такому ребенку очень трудно или вовсе невозможно повторить не только слова, но и слоги и даже звуки. Они всё понимают и могут объясниться жестами, например, показать названный предмет или попросить что-то, указывая на это. Очень часто такие дети не разговаривают вообще. Это плохо сказывается на общем развитии, отдаляет ребенка от общения с другими людьми.

Проявления моторной алалии:

  • Неспособность правильно проговаривать слова,
  • Неумение правильно согласовывать слова в роде, числе, падеже,
  • Неправильное употребление предлогов,
  • Перестановка звуков и слогов в слове,
  • Маленький словарный запас.

Моторная алалия может быть причиной плохой успеваемости в школе. Она лежит в основе таких расстройств как дислексия и дисграфия, сочетается с расстройствами работоспособности и внимания у детей, сопровождается излишней двигательной активностью или наоборот заторможенностью.

Сенсорная алалия

403 Forbidden

403 Forbidden

nginx

Эта форма алалии встречается гораздо реже, чем моторная. При сенсорной алалии ребенок недостаточно понимает речь других людей, хотя и хорошо слышит. Причиной тому поражение центра Вернике. Этот центр находится в височной области левого полушария и играет роль слухоречевого анализатора. Поскольку восприятие и понимание речи у ребенка с сенсорной алалией нарушены, то нарушено и формирование речи.

Проявления сенсорной алалии:

  • Дети неправильно произносят звуки, искажают слова,
  • Они могут не откликаться, когда их зовут, но реагируют на отвлеченные шумы,
  • Дети в одних случаях могут повторить слоги, слова или фразы, в других нет,
  • Понимание слов, когда они произнесены отдельно и непонимание этих же слов в связной речи,
  • Понимание смысла фраз только в определенном контексте или в определенной ситуации,
  • Некоторые дети с сенсорной алалией понимают только то, что сами могут произнести,
  • Трудности в поддержании внимания, в переключении с одного вида деятельности на другой.

Сенсомоторная алалия

403 Forbidden

403 Forbidden

nginx

При сенсомоторной алалии сочетаются нарушения, свойственные для обеих форм этого заболевания. Нарушена как связь мозга с речевым аппаратом, так и возможность воспринимать и анализировать чужую речь. В результате малыш не только не может говорить, но и не понимает, что говорят другие. Это нарушение является наиболее тяжелой формой нарушений речевого развития. Встречается сенсомоторная форма в 3-4% случаев алалии.

Алалия: способы лечения

403 Forbidden

403 Forbidden

nginx

В некоторых случаях алалия проходит сама по себе, по мере взросления ребенка. Однако чаще всего невозможно обойтись без медицинской и логопедической помощи. Очень большое значение имеет своевременное выявление нарушений и квалифицированная помощь ребенку, если коррекция проводится на достаточном уровне и начата своевременно, речь формируется полностью, улучшаются интеллектуальные способности ребенка, он адаптируется в окружающем мире и становится в состоянии наладить общение и со сверстниками, и со взрослыми. Так, сенсорная и моторная алалия в 3 года намного легче и успешнее поддается корректировке, чем в 5-6 лет. Если родители не обеспокоились плохо развитой речью у ребенка, пока он не пошел в школу, то скорее всего в общеобразовательной школе он не будет успевающим учеником, и для восстановления речи понадобится гораздо больше времени и сил.

Лечение алалии должно быть комплексным, оно включает различные медицинские воздействия, витаминотерапию, лекарственную терапию, которая улучшает обмен веществ в головном мозге, систему логопедических упражнений и занятий общеразвивающего характера. Если проблема вызвана заболеванием, инфекцией, то необходимо в первую очередь направить силы на их лечение.

Один из современных методов лечения алалии у детей — электро-рефлексотерапия . С помощью специального аппарата происходит передача электрических импульсов в кору головного мозга. Стимулируются те зоны, функции которых в большей степени нарушены. В результате такого воздействия образуются новые нервные связи, и обучение речевым навыкам проходит быстрее и успешнее.

Нужно помнить, что алалия представляет серьезную проблему, и решить ее за пару недель не удастся. Нужен не один год кропотливого труда, несколько повторяющихся курсов лечения, масса времени, терпения и заботы со стороны взрослых. Однако результаты того стоят. Ведь не владея нормально речью, ребенок не сможет чувствовать себя комфортно среди окружающих, у него возникнет множество ограничений в выборе дальнейшего жизненного пути.

Как распознать проблему?

Алалия «хитрое» заболевание. Иногда ребенок, не понимая речь окружающих, дистанцируется от них, становится необщительным. Это может стать поводом для неправильной постановки диагноза. Иногда такому малышу приписываю аутизм, задержку психического и интеллектуального развития, также не всегда удается установить уровень слуха.

В первую очередь родители должны позаботится о своем ребенке. Чтобы вовремя заметить проблему, нужно знать этапы развития речи.

Речь у детей развивается примерно так:

  • 2-3 месяца — гуление,
  • 3-4 месяца — лепет,
  • 6-8 месяцев — произношение первых слов,
  • 1 год — построение фразы.

Конечно, это идеальный план речевого развития ребенка, могут быть и отклонения. Например, малыш начал говорить слова только в год, но уже к полутора годам научился строить простые фразы. В этом случае скорее всего повода для беспокойства нет. А вот если ребенок в 2 года не говорит совсем или говорит лишь несколько слов, то это уже тревожный сигнал, и обязательно нужно обратиться к специалисту. Также важным признаком проблем речевого развития считается слишком медленное освоение речи, очень медленный прогресс или его отсутствие в течение длительного времени.

Схема лечения ребенка с алалией может выглядеть примерно так

  • Ребенок говорит очень плохо или не говорит совсем в 2 года, значит нужно обратиться к невропатологу .
  • Выполняется диагностика состояния и функционирования головного мозга: магнитно-резонансная томография, электроэнцефалограмма .
  • Курс (возможно, не один) лекарственной терапии , который включает витаминные препараты, препараты, улучшающие передачу нервных импульсов и работу головного мозга .
  • Курс физиотерапевтического лечения в соответствии с назначением врача.
  • В возрасте около 4 лет нужно начинать занятия с логопедом . Они могут быть индивидуальными или в группе. Очень хороший вариант — специальный логопедический детский сад .
  • В процессе всего лечения постоянные занятия с ребенком дома .

В идеале все эти усилия должны привести к тому, что к 7 годам, то есть к поступлению в 1 класс, речь у ребенка восстанавливается, и он хорошо понимает людей, свободно общается в различных ситуациях.

Занятия с ребенком

403 Forbidden

403 Forbidden

nginx

Все занятия, особенно речевые упражнения, проводят в игровой форме. Тогда они не напрягают ребенка, он занимается с удовольствием. С помощью занятий с логопедом и дома с родителями у малыша-алалика нужно развивать память, внимание, умение отличать предметы друг от друга, соотносить и обобщать предметы. Эти качества способствуют лучшему усвоению речевых навыков.

Незаменимы для развития речи физические упражнения и любые занятия, которые способствуют развитию мелкой моторики: игры с мячиком, пальчиковая гимнастика, лепка, вырезание, мозаика, рисование, складывание и раскладывание различных игрушек (матрешка, пирамидка). Предложите малышу попробовать себя в таких упражнениях и занятиях, пусть он выберет то, что ему по душе, тогда и пользы от них будет больше.

403 Forbidden

403 Forbidden

nginx

Угадай загадку

403 Forbidden

403 Forbidden

nginx

Это речевое упражнение может быть использовано как обычная игра с ребенком. Детские загадки всегда использовались в народной педагогике. Они расширяют кругозор, помогают детям знакомиться с окружающим миром, развивают смекалку, наблюдательность, память, расширяют словарный запас.

Начинают с простых загадок, сопровождая их картинками. Ребенок показывает картинку с отгадкой, называет её. Можно проанализировать, почему загадка построена именно так, это облегчит малышу её понимание. Следующий этап — заучивание наизусть. Конечно, этот этап можно осуществить только если ребенок уже овладел достаточными навыками произношения слов и фраз.

Особенно подходящими являются загадки, в которых есть повторы. Они будут хорошей тренировкой речевого аппарата.

Скороговорки

403 Forbidden

403 Forbidden

nginx

Скороговорки — великолепный тренажер речи для любого человека. Они помогают совершенствовать речевой аппарат, делают его более послушным. При постоянных тренировках со временем речь становится правильной, четкой, выразительной. Скороговорки помогут алалику произносить слова целиком, не проглатывать окончания.

Начинают с самых простых и коротких, чтобы их легко было повторит и запомнить. Для того, чтобы вызвать интерес у малыша к этому занятию, можно подобрать смешные скороговорки или те, в которых есть известные герои. Например: «Тощий немощный Кощей тащит ящик овощей». Постепенно они усложняются, удлиняются. Также и со скоростью произношения: сначала говорим медленно, четко проговаривая каждое слово, затем быстрее и быстрее.

Дома можно подключить к этой игре всех членов семьи или даже устроить соревнование. Тогда кроме практической пользы по выработке речевых навыков все получат удовольствие, внимание друг друга, а это тоже важная составляющая решения проблемы алалии.

Стихи

403 Forbidden

403 Forbidden

nginx

Стихотворная речь легче воспринимается на слух и легче воспроизводится, поэтому рассказывание и заучивание стихов обязательно включается в любую программу по коррекции речи. Начинают с повторения строк, с их совместного произношения, потом разучивают четверостишия с коротенькими строчками. Занятия можно сопровождать разглядыванием иллюстраций к стихотворению или рисованием собственных картинок. Это поможет глубже осознать смысл текста и добавит еще одну грань восприятия. Постепенно накопится большое количество выученных стихотворений, которые нужно периодически повторять. Делать это можно во время прогулки или по дороге из детского сада домой. Постепенно речь будет становиться всё более и более правильной и четкой.

Например:

Стихотворения нужно произносить по слогам:

Са-са-са — ле-тит о-са
Су-су-су — мы ви-де-ли о-су
Сы-сы-сы — не бо-им-ся мы о-сы

Са-мо-лёт ле-тит,
Са-мо-лет гу-дит.
У-у-у — я ле-чу в Мо-сквууу!

К нам при-шла со-ба-ка
Ум-на-я со-ба-ка
С дет-ка-ми иг-ра-ет
О-чень гром-ко ла-ет
«Ав-ав-ав»

В ма-ши-не, в ма-ши-не
Шо-фёр си-дит,
Ма-ши-на, ма-ши-на
Идёт гу-дит:
«Би-би-би, би-би-би»

Ма-лень-кую Лю-сю
На-пу-га-ли гу-си.

У на-шей ма-ши-ны
ши-пы на ши-нах

Па-ро-воз, па-ро-воз
Но-вень-кий, бле-стя-щий
Он ва-го-ны по-вёз
Буд-то на-сто-ящий.

Кто едет в по-ез-де?
Плю-ше-вы-е миш-ки,
Кош-ки пу-ши-сты-е,
Зай-цы да мар-тыш-ки.

Поиск объектов, которые есть у нас дома

Для коррекции речи у детей с алалией очень важно стимулировать их к проговариванию того, что происходит вокруг, называнию различных предметов, с которыми они взаимодействуют. Для этого подойдет нехитрая игра по поиску различных предметов, которые находятся в доме. Ребенка просят найти, где находится, например, папина любимая чашка. Он находит, приносит и называет этот предмет или проговаривает, где стоит папина чашка. Возможны различные варианты сложности: предметы на виду или скрыты от глаз, ребенок пользуется этими предметами или нет. Самое главное — проговаривать сначала вместе с ним названия, место нахождения, потом ребенок сам будет говорить. Возможен и обратный вариант: он дает задание другим людям. Тогда важно, чтобы формулировка была полной, например, «Папа, найди, где лежат мамины красные бусы».

Такая игра развивает у детей память, внимание, учит их свободнее ориентироваться в пространстве, придает уверенность.

Компьютерные игры

Компьютер — это отличный инструмент, который мотивирует детей. В интернете есть много развивающих игр, которые помогут вашему малышу весело провести время, работая над произношением нужных звуков и слов.

Таким детям подойдут развивающие компьютерные игры, особенно хороши те, которые построены по методике Монтессори. Можно предложить поиграть в звукоопределение, «Определи цвет», «Собери картинку». Обязательно проговаритвайте с малышом названия предметов, которые встречаются в игре. Большую радость вызывают у детей собственные правильные ответы, особенно, когда они сопровождаются обратной связью из игровой программы. Например, при правильном ответе открывается веселый смайлик.

Но и не следует забывать, что компьютерные игры — это тот ресурс развития, который нужно использовать с осторожностью и обязательно строго дозировать. Яркие картинки, движущиеся объекты на экране слишком возбуждают нервную систему ребенка. Ребенку-алалику не стоит разрешать самостоятельно играть в компьютерные игры. Это нужно делать сначала вместе, потом под присмотром взрослых. Причем, не более 15-30 минут.

Вопрос 1. Картотека игр по развитию звукоподражания для логоритмических занятий с детьми с алалией.
Упражнение 1.Вызывание гласных звуков.
Широко открываем рот, громко поём:
А-а-а!
Как мама укачивает малыша?
А-а-а!
Округляем губы, громко поём:
О-о-о!
Как плачет мальчик, у которого болит зуб?
О-о-о!
Вытягиваем губы трубочкой, громко поём:
У-у-у!
Как гудит паровоз?
У-у-у!
Растягиваем губы в улыбку, громко поём:
И-и-и!
Как кричит лошадка?
И-и-и!
Дети заблудились в лесу. Они кричат:
Ау! Ау!
Малыш плачет:
Уа! Уа!
Ослик кричит:
Иа! Иа!
Упражение 2. Работа над гласными звуками.
Упражнение «Лесенка». Поём гласные звуки так, как будто голос поднимается и
опускается по лесенке (повышение и понижение тона):
А-а-а!
- О-о-о! И т.д.
Пение на мягкой атаке голоса цепочек гласных звуков:
А-о-у-и!
У-а-и-о! И т.п.
Работа с картинками. Показываем ребёнку картинки и задаём вопросы:
Как мама укачивает малыша?
А-а-а!
Как гудит паровоз?
У-у-у! И т.п.
Упражнение 3. Работа над звукоподражаниями.
Это корова. Корова мычит: 4. Это овечка. Овечка кричит:
Му-му-му! - Бе! Бе! Бе!
Как мычит корова? - Как кричит овечка?
Это коза. Коза кричит: 5. Это цыплёнок. Цыплёнок пищит:
Ме-ме-ме! - Пи! Пи! Пи!
Как кричит коза? - Как пищит цыплёнок?
Это кошка. Кошка кричит: 6. Это собака. Собака лает:
Мяу! Мяу! - Ав! Ав! Ав!
Как кричит кошка? - Как лает собака?

Упражнение 4. Работа над звукоподражаниями.
Это курочка. Курочка кричит: 4. Это лягушка. Лягушка квакает:
Ко! Ко! Ко! - Ква! Ква! Ква!
Как кричит курочка? - Как квакает лягушка?
Это гусь. Гусь кричит: 5. Это утка. Утка крякает:
Га! Га! Га! - Кря! Кря! Кря!
Как кричит гусь? - Как крякает утка?
Это кукушка. Кукушка кукует: 6. Это петушок. Петушок поёт:
Ку! Ку! - Ку-ка-ре-ку!
Как кукует кукушка? - Как поёт петушок?
Упражнение 5. Работа над звукоподражаниями.
Мальчик играет на дудочке: 4. Девочка звонит в колокольчик:
Ду-ду-ду! - Динь! Динь! Динь!
Как играет мальчик? - Как звонит колокольчик?
Мальчик играет на барабане: 5. Папа стучит молотком:
Бум! Бум! Бум! - Тук! Тук! Тук!
Как играет мальчик? - Как папа стучит молотком?
Машина гудит: 6. Дать ребёнку поиграть на барабане,
Би-би-би! дудочке, позвонить в колокольчик,
Как гудит машина? постучать молотком, произнося звукоподр.
Упражнение 6. Вызывание междометий.
Мячик упал в воду: 3. Девочки качаются на качелях:
Ах! Ах! Ах! - Ух! Ух! Ух!
У девочки болит зуб: 4. Папа рубит дрова:
- Ох! Ох! Ох! - Эх! Эх! Эх!
Упражнение 7.
Мальчик погоняет лошадку: 5. Проговариваем цепочки слогов:
Но! Но! Но! НА-НА-НА
Как мальчик погоняет лошадку? НО-НО-НО
Девочка наказывает куклу: НУ-НУ-НУ
На! На! На! НЕ-НЕ-НЕ
Как девочка наказывает куклу? НИ-НИ-НИ
Дядя погоняет ослика: НЯ-НЯ-НЯ
Ну! Ну! Ну! 6. Рисуем девочек, показываем,
Как дядя погоняет ослика? называем:
Малыш не хочет есть: - Нана, Нина, Нонна, Анна, Инна.
Не! Не! Не! Предлагаем ребёнку показать и
Как капризничает малыш? назвать девочек.
Упражнение 8 .Развитие зрительного внимания.
Ставим на стол три-четыре игрушки, называем их вместе с ребёнком:
Ляля, Киса, Зая, би-би.
Просим ребёнка отвернуться, убираем одну игрушку, просим ребёнка повернуться, спрашиваем:
Что я убрала?
Ребёнок отвечает:
БИ-БИ. и т.п.
Упражнение 9.
Малыш топает: 4. Часы бьют:
ТОП-ТОП-ТОП БОМ-БОМ-БОМ
- Как топает малыш? - Как бьют часы?
Вода капает: 5. Охотник стреляет:
КАП-КАП-КАП. ПИФ-ПАФ
- Как капает вода? - Как стреляет охотник?
Часы тикают: 6. Зайчик прыгает:
ТИК-ТАК ПРЫГ-ПРЫГ
- Как тикают часы? - Как прыгает зайчик?
Упражнение 10.
Девочка заблудилась в лесу. Она кричит:
Папа! Ау! - Дядя! Ау!
Мама! Ау! - Катя! Ау!
Тётя! Ау! - Нина! Ау!
Помоги девочке, покричи вместе с ней.
Упражнение 11.
Показываем ребёнку картинку, рассказываем:
У Кати Ляля. Ляля: «Уа-Уа!»
Катя: «А-А-А!» Ляля бай-бай!
Катя, дай Лялю!
Тётя, на Лялю!
Просим ребёнка повторить.
Упражнение 12.
Показываем ребёнку картинку, рассказываем:
Это Вова. У Вовы би-би.
Вова, дай би-би.
Тётя, на би-би.
Мама, на би-би.
Папа, на би-би.
Просим ребёнка повторить.
Упражнение 13.
Ребёнок марширует вместе со взрослым, взрослый проговаривает:
Вот солдатики идут,
Вот идут, идут, идут.
Ружья на плечах несут,
Вот несут, вот несут.

Тра-та-та! Тра-та-та!
Тра-та-та! Тра-та-та!
Упражнение 14.
Ребёнок марширует вместе со взрослым, взрослый проговаривает:
Вот охотник в лес идёт,
Он идёт, он идёт.
Волка серого убьёт,
Он убьёт, он убьёт.
Продолжая маршировать, ребёнок проговаривает вместе со взрослым:
Пиф-пиф-паф!
Пиф-пиф-паф!
Пиф-пиф-паф!
Пиф-пиф-паф!
Вопрос 2. Картотека игр для логоритмических занятий с больными афазией.
Источник: автореферат магистерской работы Бохоновой Натальи Ивановны
I этап: упражнения на развитие дыхания.
Упражнение 1.
Описание упражнения: Встать прямо. Правую руку положить на область движения диафрагмы. Сделать выдох и, когда появится желание вдохнуть, сделать глубокий вдох носом так, чтобы было приятное, легкое ощущение вдоха, без напряжения. Выдыхать следует через рот. Затем выждать естественную в цикле дыхания паузу, снова сделать вдох и затем выдох. Упражнение нужно проделать три раза без перерыва.
При выполнении упражнения необходимо стараться делать так, чтобы двигалась диафрагма и оставались спокойными плечи.
Упражнение 2.
Описание упражнения: Стоять прямо. После предварительного выдоха взять дыхание через нос плечи должны быть спокойны. Прежде чем начать выдох, сделать небольшую остановку, которая будет являться подготовкой к выдоху. Положение мышц диафрагмы при остановке перед выдохом будем называть «опорой дыхания». Научиться сохранять опору дыхания при выдохе очень важно, так как правильная опора дыхания организует работу голосовых связок на хорошей воздушной струе. После остановки начать выдох через узкое отверстие, образованное губами. Выдох идет легко, постепенно и плавно. Упражнение проделать три-четыре раза. Следить за тем, чтобы не было напряжения в верхней части грудной клетки и в шее. Освободить мышцы шеи, покачивая головой вправо, влево, по кругу, вниз. Проделать это упражнение также можно сидя.
Упражнение 3.
Описание упражнения: Медленный вдох через нос и медленный выдох через узкое отверстие, образованное губами, на свечу, которая стоит недалеко от клиента («Свеча», в данном случае, может быть и воображаемой). Пламя ее должно плавно отклониться по ходу течения воздушной струи. Затем снова сделать медленный вдох и дуть также медленно на свечу, которая стоит дальше, чем в первом случае. Снова медленный вдох и медленный выдох на свечу, стоящую уже на более далеком расстоянии. Голову вперед не тянуть.
Упражнение 4.
Описание упражнения: Делать быстрый вдох носом, затем паузу и быстрый выдох на свечу, стоящую близко, чтобы загасить ее. Отодвинуть свечу и, делая быстрый вдох и выдох, также загасить свечу. Поставить свечу еще дальше, сделать вдох и снова загасить свечу.
Упражнение 5.
Описание упражнения: Для того чтобы приучить клиента к контролю над взаимосвязью произвольного вдоха и выдоха, подчиним их счету. Определим длительность вдоха на счет "три", а длительность выдоха - на счет "шесть". Чтобы зафиксировать состояние мышц после вдоха в момент подготовки их к выдоху, даем маленькую паузу на счет "один". Все упражнение будет протекать в такой последовательности: вдох - три единицы, пауза - одна единица, выдох шесть единиц. Вдох делать носом, а выдох ртом. Упражнение выполняется три - четыре раза.
Упражнение 6.
Описание упражнения: Полный вдох берется на три единицы, с остановками после каждой единицы, таким образом, вдох происходит в несколько приемов. Во время остановки сохраняется то положение дыхательных мышц, на котором их застает остановка. Вдох делать носом, выдох - через узкое отверстие губ длительностью десять-двенадцать единиц. Последовательность упражнения: вдох - одна остановка - вдох - одна остановка - вдох - одна остановка - выдох десять-двенадцать единиц.
II этап: развитие двигательного праксиса. Упражнения начинаются с развития общей моторики, затем осуществляется плавный переход к формированию тонкой дифференцированной моторики пальцев рук и мимического праксиса.
Упражнение 1.
Описание упражнения: Ходьба на месте. На вдох поднять правую ногу, на выдох опустить. Повторять упражнения с каждой ногой, счет ведется до десяти;
Упражнение 2.
Описание упражнения: Упражнение проводился стоя. Сначала следует поднять параллельно прямые руки, в это время ладони вперед, пальцы разогнуты. После отведение прямых рук, при этом ладони вверх, пальцы разогнуты. Далее происходит сгибание рук в локтевых суставах без отведения локтей от туловища, с одновременной супинацией предплечья и кисти; разгибание рук в 8локтевых суставах, и удержание их перед собой под прямым углом по отношению к туловищу ладони находятся в том же положении.
Упражнения на развитие мелкой моторики проводятся после серии упражнений на развитие общей моторики. Вначале используются простые упражнения, которые усложняются по мере усвоения их всеми членами группы. В зависимости от степени поражения мозга одна рука, как правило, бывает паретична или парализована, поэтому рекомендуются пассивные движения для поврежденной руки, которые выполняются с помощью здоровой руки. Пассивная гимнастика подготавливает руку клиента к лучшему выполнению активных упражнений. Упражнения необходимо выполнять с работающей руки, далее закрепить их пораженной рукой.
В число упражнений на развитие мелкой моторики входят упражнения на освоение необходимых бытовых навыков: обращение с кухонными предметами, домашней техникой. Восстановление бытовых движений проводятся в обыгрывании ситуаций.
Упражнение 3.
Описание упражнения: Так, клиент может имитировать под музыку с четким ритмом ритуал заваривания чая и размешивания сахара. Среди реквизитов обстановки используются заварочные чайники, бокалы, чайные ложки, сахарница и один большой пустой чайник. При помощи сохранной руки снимается крышка с заварочного чайника, и кладется справа от себя. Имитируя движения заваривания чая горячей водой, используется пораженная рука, при необходимости сохранная рука помогает. Накрыть крышкой заварочный чайник. В процессе выполнения упражнения клиенты сидят в кругу, затем передают большой чайник по кругу. После заваривания чая клиент берет стоящий перед ним стакан, и имитирует наливание чая, и когда, по мнению клиента, стакан наполнен, он ставит заварочный чайник в сторону, берет чайную ложку и повторяет набирание сахара из сахарницы в стакан. Упражнение завершается размешиванием сахара.
Упражнение 4.
Описание упражнения: Навык перелистывания страниц книги. Клиенты продолжают сидеть за столом, но столе лежат книги (не менее 8 страниц из твердой бумаги). Клиент начинает перелистывать книгу, после того как он закончил, закрывает книгу и кладет ее справа от себя, берет новую книгу, а предыдущая книга переходит к следующему клиенту. Упражнение повторяется в течение пяти раз за занятие.
Так же особая роль уделяется развитию мимики, поэтому на логоритмических занятиях используются мимические упражнения. Так, перед каждым клиентом во время работы ставится зеркало, с помощью которого они повторяют продемонстрированные упражнения.
Упражнение 5.
Описание упражнения: Перед зеркалом зажмурить глаза и вести счет до пяти, открыть глаза. Далее закрывать глаза по очереди.
Упражнение 6.
Описание упражнения: Поднять брови после опустить. Далее следует нахмурить брови. Счет ведется до пяти.
Упражнение 7.
Описание упражнения: Далее следует надуть щеки и сдуть. После надувать каждую щеку по очереди. Счет ведется до пяти.
Упражнение 8.
Описание упражнения: Упражнение закрепляется демонстрацией эмоциональных состояний: радость, удивление, страх, гнев и т. д.
Используя упражнения, клиенты в течение логоритмического занятия улучшают дыхание как диафрагмальное, так и речевое. Восстанавливается общее моторное состояние, мелкая моторика, а использование мимических упражнений положительно влияет на мышцы лица при лицевом парезе. Работа дополняется использованием артикуляционных упражнений.
Использование логoритмических упражнений у клиентов с моторной aфферентной афaзией при проведении логопедического занятия создает благоприятный эмоциональный фон, это способствует более эффективному усвоению 10 предложенных упражнений, что повышает различные речевые показатели. Использование музыки при проведения логопедической работы с применением лoгоритмических упражнений положительно влияет на мотивацию в коррекции и способствует более эффективному закреплению результатов.
Вопрос 3. Песенный репертуар для логоритмических занятий с заикающимися детьми дошкольного возраста на заключительном этапе коррекционной работы.
Занятие должно быть выстроено динамично, со сменой заданий и тематикой, вызывающей интерес у ребенка. Начать его необходимо с ритмической разминки, целью которой является развитие координированных движений под музыку, а также умение менять ритм и темп в соответствии со сменой музыки. Например, марши со сменой направления.
В репертуар можно включить «Марш», муз. М. Робера, «Шагают девочки и мальчики» , муз. В. Золотарева.
Далее целесообразно использовать упражнения на развитие мышечного тонуса. Целью этих упражнений является снижение мышечного тонуса. Полезно чередовать упражнения на напряжение и расслабление мышц.
Репертуар: «Качание рук», польск нар мел. в обработке В. Иванникова.
На следующем этапе включаются упражнения, развивающие чувство ритма в заданном темпе. Это - различные звучащие жесты, отхлопывание, отстукивание с переходом к ритмичному пропеванию слогов, слов и песенок.
Например, всем известное упражнение «Василек».
Ва-си-лек, ва-си-лек. В этом могут помочь такие упражнения, как «Дудка», «Кукушечка» муз Е. Тиличеевой, сл. М. Долинова.
Далее вводятся упражнения на координацию речи с движением.
На качелях я лечу. – Дети, стоя, покачиваются с ноги на ногу.
Вверх – вниз, вверх – вниз. – Поднимают и опускают руки.
Я пою, смеюсь, кричу. – Покачиваются.
Вверх – вниз, вверх – вниз. – Поднимают и опускают руки. (Л. Дымова)
У детей с невротической формой заикания подобные упражнения не вызывают особых сложностей, в то время как для детей с неврозоподобной формой заикания эти упражнения достаточно сложны и требуют длительной проработки.
Следующий вид деятельности логоритмического занятия – пение.
Его основная цель – стабилизация речевого дыхания и сохранение нужного темпа речи. Произведение должно отличаться удобным ритмом. Давно замечено, что при пении и пропевании заикание значительно нивелируется.
Песни следует выбирать с удобным темпом и диапазоном, такие как «Спят деревья на опушке», муз. М. Иорданского, сл. И. Черницкой, «Улетают журавли», муз. В. Кикто и другие.
Для закрепления полученных навыков в конце занятия используется игра, которая может помочь детям ориентироваться в пространстве. Например, «Звероловы и звери», муз. Е. Тиличеевой, «Пастух и козлята», рус нар. мел. в обработке М. Красева.
Таким образом, занятия для заикающихся детей гораздо продуктивнее, если детей разделить на подгруппы, в зависимости от особенностей заикания. И соединение детей в одну группу происходит после анализа достигнутых результатов в каждой подгруппе.
Планомерная и последовательная работа помогает детям улучшать свою речь. А как известно, именно чистая и правильная речь является залогом успешной коммуникации в дальнейшем.
Автор материала: Сажина Лариса Юрьевна www.prodlenka.org

Татьяна Юдина
Игры для детей с алалией

Алалия - одна из тяжелых и стойких форм патологии речевой деятельности. Многие дети с алалией не овладевают языком и остаются неговорящими или почти неговорящими даже по времени поступления в школу.

Мы, как воспитатели группы детей с общим недоразвитием речи, должны помочь, поступившим деткам с подобным диагнозом на начальном и последующих этапах пребывания в детском саду.

Для дошкольников, имеющих различные речевые расстройства, игровая деятельность сохраняет своё значение и роль как необходимое условие всестороннего развития их личности и интеллекта. Однако, недостатки звукопроизношения, ограниченность словарного запаса, нарушения грамматического строя речи, а также изменения темпа речи, её плавность – всё это, выраженное в разной степени у детей с речевыми нарушениями, влияет на их игровую деятельность, порождает определенные особенности поведения в игре. Игры детей с алалией носят однообразный , подражательный характер. Чаще они производят манипулятивные, а не игровые действия с игрушкой. Ребёнок, лишённый речи, воспринимает окружающую действительность поверхностно, поэтому его игра не имеет замысла и целенаправленных действий. В коллективе говорящих сверстников дети – алалики держатся в стороне или, играя вместе с другими детьми, выполняют только подчинительные роли, не вступают в словесные взаимоотношения.

Таким образом, мы хотим представить ряд игр с детьми – алаликами , которые развивают все психические процессы во время игры .

Игры на развитие внимания и памяти у деток с алалией .

Для создания соответствующего эмоционального настроя ребенка, поддержания интереса можно использовать игрушки, либо картинки.

На столе стоят 4-6 игрушек. Ребенок отворачивается, а в это время 1-2 игрушки убирают. Нужно повернуться и узнать, что убрали со стола.

Можно не убирать, а добавлять игрушки. Задача ребенка – сказать, что появилось на столе.

На столе стоит от 2 до 4 игрушек, которые нужно внимательно рассмотреть вместе с ребёнком. Ребенок отворачивается, все игрушки «прячутся» . Надо вспомнить, что стояло на столе.

С ребенком рассматривают 2-4-6 картинок из детского лото, потом их убирают, смешивают с остальными. Задача ребенка – найти те картинки, которые рассматривали в начале игры . Усложнение игры – расположить картинки в том порядке, в котором их рассматривали.

Выполнить последовательные действия : сначала надо налить воду в чашку, потом положить ложку в стакан, а карандаши – в коробку. Усложнение – предложить ребенку рассказать о том, что он сделал.

Дорисовать незаконченные рисунки, выложить из счетных палочек фигуру по образцу.

Игры на развитие мышления.

Эти игры предлагаются по принципу «от простого - к сложному» .

Сложить одну картинку из разрезанных частей, сначала из двух, затем из 3-4. Усложнение – предложить картинки, на которых изображение есть с обеих сторон.

Угадать, что нарисовано на картинке по ее части.

«Почтовый ящик» - опустить фигуры в коробку, подобрав нужное отверстие, подходящее по форме.

«Кому что нужно» - подобрать орудия действия к действиям, изображенных на разных карточках (сачок – девочке, ловящей бабочку, расческу – лохматой девочке, иголку – мальчику с дыркой на рубашке).

Игры на сенсорное развитие (цвет, величина, форма)

Дети с алалией испытывают трудности с ориентировкой в пространстве, а также в определении цвета, формы и величины предметов. Не очень выражен у них и познавательный интерес. Итак :

Нужно выбрать из одинаковых по величине шариков только красные, только белые ит. д. (возможно использование блоков Дьёныша) ;

Предложите ребенку принести столько же кубиков, сколько матрешек;

«Подбери цветок» - разложить по вазам цветы одного цвета (все фигурки выполнены из бумаги) ;

«Спрячь шарик в ладошках» - предложить спрятать в ладони сначала маленький, затем большой шарик, получится или нет;

«Наоборот» - на одних картинках большие предметы, а на других те же предметы, только маленького размера. Ведущий говорит, поднимая картинку : «У меня пирамидка большая…» . Ребенок ищет такую же, и отвечает : «А у меня маленькая» , и т. д.

Лото на закрепление цвета с изображением кругов разного цвета.

Самые эффективные игры на развитие мелкой моторики

Дошкольники с алалией обычно имеют плохую координацию движений, движения выполняют неточно и неловко. У них трудно добиться грациозности движений.

Для коррекции этих недостатков можно выполнять такие упражнения :

Подниматься и опускаться со ступенек, стоять на одной ноге, подпрыгивать на обеих ногах и на каждой поочередно.

Завязывать узел, бант, застегивать пуговицы. (здесь пригодится игра – шнуровка) ;

Сгибать и разгибать поочередно пальчики на каждой руке.

Соединять по очереди большой палец с остальными пальчиками.

Выполнять движения по показу и без него : «кулак-ребро-ладонь» (кинезиологические упражнения) .

Строить башенки из кубиков, собирать пирамидки.

Протягивать шнурок через отверстия в различных вариантах, нанизывать бусы на веревочку.

Сжимать и разжимать грушу пульверизатора.

Выкладывать узоры из мозаики.

Регулярно проводимые игры -занятия обязательно помогут ребёнку развиваться и облегчить дальнейший путь становления как личности.

Публикации по теме:

На дворе весна! Солнышко припекает, грачи- кулики из-за моря прилетают, снег темнеет и начинает таять, превращаясь в ручейки и лужицы. Выходя.

Календарно-тематическое планирование занятий по развитию вербальной памяти у детей с алалией Календарно – тематическое планирование занятий по развитию вербальной памяти у детей с алалиейI этап. Развитие слухового внимания на неречевых.

Когнитивное и речевое развитие в освоении пространственных отношений детьми с алалией Когнитивное и речевое развитие в освоении пространственных отношений у детей с ОНР 1 ур. Каждый из нас обладает знаниями об окружающем.

Консультация для родителей детей с алалией Для детей в норме к трем годам речь становится полноценным средством общения. Они уже понимают окружающих, сами говорят фразами и могут.

Мастер-класс для родителей детей средней группы «Занимательные словесные и пальчиковые игры для речевого развития детей» Конспект Цель: - укрепление связи семьи и детского сада; - обеспечение единства педагогов и родителей в развитии речи детей дошкольного.

с детьми-алаликами раннего возраста

В данной статьей я рассмотрю более подробно логопедическую работу с детьми , страдающими именно моторной алалией.

Моторная алалия у детей представляет собой сложный комплекс речевых и неречевых симптомов, отношения между которыми неоднозначны.

Первые три года жизни – определяющие для развития ребенка. Именно поэтому ранее речевое развитие (в 3 – 4 года), ранний опыт социального окружения важны для формирования его личности и развития мозга. У ребенка появляется стремление к знаниям, необходимые для жизни активность, осознанность, заинтересованность, критичность.

Выделяются разные степени тяжести алалии: от простой словесной неловкости до полной неспособности пользоваться разговорной речью. Детей с моторной алалией характеризуют: отсутствие мотивации к общению, неумение ориентироваться в ситуации, разлаженность поведения, негибкость в контактах, повышенная эмоциональная истощаемость. Коррекционная помощь заключается в формировании собственной речи, правильном эмоциональном развитии безречевого ребенка, воспитании желания и потребности общаться с окружающими; ликвидации речевого негативизма, стимуляции и пользования речью, создании эмоциональной заинтересованности вовремя занятий; развитии возможности повторения (отраженная речь) и использовании ее в дальнейшей работе.

К отклонениям от нормального развития у ребенка-алалика относятся:

— недостаточность общей моторной сферы;

— речевой моторики;

— слухового внимания;

— отклонение в области зрительного восприятия (различение цвета, формы предметов, воспроизведение их по образцу);

— отклонения в мотивационной сфере.

Развитие речевой и общей моторики, слухового внимания, зрительных и тактильных кинестетических восприятий необходимо проводить одновременно с развитием речи.

Этапы работы:

  1. Речевую работу с детьми-алаликами следует начинать с развития и обогащения воспринимаемой речи. при ознакомлении с предметом необходимо добиться от ребенка не только показа, но и называния, хотя бы в лепетной речи.
  2. Всю работу по развитию воспринимаемой речи необходимо проводить только наглядно, путем показа подлинных предметов или игрушек для установления прочной связи между восприятием слова и самим предметом. Все занятия проводить в форме игры, особенно в начале работы, для поддержания интереса к изучаемому материалу и в доступной для их возраста форме – сказки.
  3. Показывая ребенку незнакомый предмет, важно ясно и четко назвать его. После ознакомления с новым предметом проводить проверку понимания и усвоения нового: ребенку предлагается показать предмет или картинку, изображающую этот предмет.
  4. Приемлемо допускать временное упрощение речевых конструкций детей с моторной алалией. После преодоления речевого негативизма у ребенка постепенно возникает речевая активность, что является толчком к дальнейшему развитию речи.
  5. После пассивного накапливания словаря ребенком-алаликом следует переходить к развитию произносимой речи (в виде доступных для произношения звукоподражаний голосам животных). Например, «Корова мычит: му-му-му. Повтори, как мычит корова?»
  6. Рекомендуется вводить в речь ребенка вновь усвоенные звукоподражания в сочетании с имеющимся словарем. Создавать ситуации, при которых он вынужден будет обращаться за игрушкой к логопеду или своему сверстнику, или сказочному герою. Например: «Миша, дай му-му».
  7. Важно развивать практику общения на доступном для ребенка уровне: операции с отдельными словами (покажи, повтори, назови), фразами, необъединенными смысловым контекстом (понимание вопросов, ответы на них), фразовым материалом, объединенным смысловым контекстом на фоне эмоциональной и семантически значимой для ребенка ситуации (попросить игрушку, выбрать ее).
  8. Расширять словарь и совершенствовать произносимую речь ребенка следует на материале, включающем овладение всеми звуками речи, начиная с таких наиболее легких по своей артикуляции, как [т], [д], [п], [б], [в], [ф]. По усвоению устойчивого произношения звука ребенком вводить его в слова, легкие фразы и тексты.

Понимание моторной алалии как результата недоразвития речедвигательного анализатора выдвигает одним из главных принципов работы привлечение других анализаторов, главным образом слухового, зрительного и тактильного. Так, одно и то же действие или явление страдающий алалией ребенок должен пронаблюдать, прослушать его название, назвать, изобразить жестом. В результате сочетания работы анализаторов в сознании ребенка возникают дополнительные связи, усиливаются компенсаторные процессы, материал лучше закрепляется.

Воспитание слухового внимания и дифференцированного слуха помогает ребенку слушать чужую речь, улавливать отдельные звуки речи, контролировать свою речь, логопед приучает внимательно дослушивать фразу до конца, понимать оттенки лексико-грамматических форм, вопросы, в которых скрыты разнообразные предметные отношения: чем едят? Что едят? Из чего едят? У детей вырабатывается сознательная наблюдательность над употреблением лексико-грамматических форм, интонаций, закрепляется понимание флективных отношений, связи слов в разнообразных сочетаниях, последовательности словесных и грамматических структур.

Огромную роль в развитии фонематического слуха играет работа при участии зрения и выключенном зрении. Она строится на узнавании цвета и формы и закреплении их названий по памяти на разнообразных видах занятий.

Развитие тактильно-кинестетических восприятий проводится на узнавании путем ощупывания признаков предметов и их свойств.

Развитие пространственных восприятий проводится на предметах, окружающих ребенка. Задания логопеда начинаются с простых предложений-конструкций: «Брось мяч вверх, брось мяч вниз, встань впереди меня, встань сзади меня, подними левую руку вверх, подними правую руку вверх». Затем даются пространственные понятия с включением предложенных конструкций: «Посади куклу на стул, поставь тарелочку на стол».

В подборе речевого материала и материала по воспитанию всех анализаторов – слуховых, зрительных, тактильно-кинестетических необходимо соблюдать строго индивидуальный подход.

Наличие аграмматизма в устной речи, а впоследствии при обучении грамоте и в письменной речи – характерная черта алалика. Занятия по устранению аграмматизма необходимо начинать с самого начала овладения алаликом произносимой речью, показывая правильное произношение и употребление языковых норм. Следует соблюдать общий порядок работы над любой грамматической категорией: сначала ребенок наблюдает, как конструирует определенную модель логопед, затем включается в подражательную речевую деятельность, употребляя и изолированную грамматическую форму, и грамматическую форму в развернутой речи. Аграмматизм в собственной речи сглаживается при упреждающем преодолении импрессивного аграмматизма.

Мощным источником речевого развития ребенка служит его общение с нормально говорящими людьми, хотя оно и не считается единственным фактором, определяющим уровень развития речи и познавательной активности. Всякая речевая реакция ребенка поощряется логопедом и первое время не исправляется, несмотря на ее недостаточность и неполноценность, а иногда даже неадекватность. Наиболее эффективным оказывается формирование речи в процессе коммуникации на основе максимального развития активности общения и познавательных возможностей детей. Логопедическую работу с детьми следует проводить в группе, используя детскую подражательность, создавая эмоциональный фон, эффект соревнования. Это способствует формированию навыка коллективной работы, что важно для предстоящего обучения и социальной адаптации.

Поскольку у детей с моторной алалией страдает не только речь, но и основные психические процессы: память, внимание, мышление, сенсорные представления о величине и форме, очень важно развивать эти функции в различных играх.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Поскольку у детей с моторной алалией страдает не только речь, но и основные психические процессы: память, внимание, мышление, сенсорные представления о величине и форме, очень важно развивать эти функции в различных играх.

Как правильно развивать внимание и память у деток с ЗРР и алалией?

Для игр с не говорящими детьми используют игрушки , при более высоком уровне развития речи можно брать картинки . Это нужно для создания соответствующего эмоционального настроя ребенка, поддержания интереса.

  • На столе стоят 4-6 игрушек. Ребенок отворачивается, а в это время 1-2 игрушки убирают. Нужно повернуться и узнать, что убрали со стола.
  • Можно не убирать, а добавлять игрушки. Задача ребенка – сказать, что появилось на столе.
  • На столе стоит от 2 до 4 игрушек, которые нужно внимательно рассмотреть вместе с малышом. Ребенок отворачивается, все игрушки «прячутся». Надо вспомнить, что стояло на столе.
  • С ребенком рассматривают 2-4-6 картинок из детского лото, потом их убирают, смешивают с остальными. Задача ребенка – найти те картинки, которые рассматривали в начале игры. Усложнение игры – расположить картинки в том порядке, в котором их рассматривали.
  • Выполнить последовательные действия : сначала надо налить воду в чашку, потом положить ложку в стакан, а карандаши – в коробку. Усложнение – предложить ребенку рассказать о том, что он сделал.
  • Дорисовать незаконченные рисунки , выложить из счетных палочек фигуру по образцу.

Игры на развитие мышления

Эти игры предлагаются малышу по принципу «от простого - к сложному» .

Сначала ему предлагается сравнение предметов по цвету и размеру, а затем - по более существенным признакам.

  • Разложить картинки по какому-то признаку: что едим, что надеваем и т.д.
  • Сложить одну картинку из разрезанных частей , сначала из двух, затем из 3-4. Усложнение – предложить картинки, на которых изображение есть с обеих сторон.
  • Угадать, что нарисовано на картинке по ее части.
  • «Почтовый ящик» - опустить фигуры в коробку, подобрав нужное отверстие, подходящее по форме.
  • «Кому что нужно» - подобрать орудия действия к действиям, изображенных на разных карточках (сачок – девочке, ловящей бабочку, расческу – лохматой девочке, иголку – мальчику с дыркой на рубашке).

Игры на сенсорное развитие (цвет, величина, форма)

Дети с моторной алалией испытывают трудности с ориентировкой в пространстве, а также в определении цвета, формы и величины предметов.

Не очень выражен у них и познавательный интерес.

Игры помогут решить эти проблемы:

  • Нужно выбрать из одинаковых по величине шариков только красные, только белые ит.д.
  • Предложите ребенку принести столько же кубиков , сколько матрешек;
  • «Подбери цветок» - разложить по вазам цветы одного цвета (все фигурки выполнены из бумаги);
  • «Спрячь шарик в ладошках» - предложить спрятать в ладони сначала маленький, затем большой шарик, получится или нет;
  • «Наоборот» - на одних картинках большие предметы, а на других те же предметы, только маленького размера. Ведущий говорит, поднимая картинку: «У меня пирамидка большая…». Ребенок ищет такую же, и отвечает: «А у меня маленькая», и т.д.
  • Лото на закрепление цвета с изображением кругов разного цвета.

Эти игры приведены для примера, чтобы понять принцип подбора, на самом деле их существует огромное количество.

Ес Самые эффективные игры на развитие мелкой моторики

Дошкольники с моторной алалией обычно имеют плохую координацию движений, движения выполняют неточно и неловко. У них трудно добиться грациозности движений.

Особенно страдает мелкая моторика пальцев.

Для коррекции этих недостатков можно выполнять такие упражнения:

  • Подниматься и опускаться со ступенек , стоять на одной ноге, подпрыгивать на обеих ногах и на каждой поочередно.
  • Завязывать узел, бант, застегивать пуговицы.
  • Сгибать и разгибать поочередно пальчики на каждой руке.
  • Соединять по очереди большой палец с остальными пальчиками.
  • Выполнять движения по показу и без него: «кулак-ребро-ладонь».
  • Строить башенки из кубиков , собирать пирамидки.
  • Протягивать шнурок через отверстия в различных вариантах, нанизывать бусы на веревочку.
  • Сжимать и разжимать грушу пульверизатора.
  • Выкладывать узоры из мозаики.

Регулярно проводимые игры-занятия, тщательное выполнение заданий логопеда, корректное психологическое сопровождение обязательно помогут ребенку подняться на следующую ступень на пути к освоению правильной грамотной речи.

ли ребенок еще маленький, нужно тщательно подбирать мотивацию, зачем ему нужно выбирать шарики, картинки, и т.д.

Предложите помочь зайке, кукле или мишке, выручить их - так малышу будет гораздо интереснее играть и заниматься.