Конспект открытого занятия по экологии в старшей группе " юные знатоки природы". Открытое занятие по экологии в старшей группе

Управление образования администрации города Тулы

муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Центр образования № 57»

«Вода-чудесница»

(конспект открытого занятия по экологии в подготовительной группе)

Разработала и провела:

Короткова Э.И.

Конспект открытого занятия по экологии в старшей группе - «Вода-чудесница» .

Область: Познание.

Интеграция областей : «Коммуникация», «Социализация».

Цель: Уточнять и расширять знания детей о воде, ее свойствах и значении для жизни и здоровья.
Задачи:

Образовательные:

    Познакомить детей со свойствами воды, с понятием «круговорот воды в природе», способах очистки воды, с умением воды работать на благо человека.

    Формировать у детей навыки проведения лабораторных опытов.

    Закреплять умения работать с посудой, соблюдать необходимые меры безопасности.

Воспитательные:

    Развивать социальные навыки: умение работать в группе, учитывать мнение партнера, отстаивать собственное мнение, доказывать свою правоту, прививать бережное отношение к воде.

Развивающие:

    Развивать наблюдательность, умение выдвигать гипотезы и делать выводы из результатов наблюдений и проведения опытов и экспериментов.

    Формировать умение отгадывать загадки.

    Активизировать и обогащать словарь детей существительными, прилагательными, глаголами по теме занятия.

Предварительная работа:

1.Беседы о воде, ее роли в жизни человека.

2.Рассматривание иллюстраций на тему «Вода».

3.Использование игр о воде: «Какая бывает вода?», «Четыре стихии», «Разрезные картинки».

4.Чтение художественной литературы по теме «Вода».

5.Наблюдение за водой на прогулке.

Оборудование:

Облако из пенопласта с прикрепленными к нему на леске капельками.
Глобус.
Картинка-фон «круговорот воды в природе», цветные силуэтные картинки солнца, капельки, тучи.
Ведро. Кувшин.
Ножницы.
Термос с кипятком. Зеркальца.
Картинки: «пароход», «гидроэлектростанция», «рыболовецкое судно».
Емкости с водой, емкости с песком и почвой.
Краски, кисти, неразливайки с водой.
Стаканы с водой, ложечки, пустые банки с тканью, сахар, соль.

Ручеек, заготовки рыбки.

Ход занятия:

Ребята, сегодня у нас не простое занятие. Наша группа превратилась в лабораторию. А мы исследователи. А что делают в лаборатории? Правильно, проводят опыты. Нас ждут интересные опыты и открытия. А как надо вести себя в лаборатории? Вы готовы? Но, чтобы узнать предмет нашего исследования нам надо угадать загадку :

Если на нос села клякса, кто тогда нам первый друг, снимет грязь с лица и рук? Без чего не может мама, ни готовить, ни стирать? Без чего, мы скажем прямо, человеку умирать? Чтобы лился дождик с неба, чтоб росли колосья хлеба, чтобы плыли корабли, чтоб варились кисели. Чтобы не было беды. Жить нельзя нам без… (воды ) . Верно!

В наших исследованиях и экспериментах помогут капельки. Которые принесли нам подсказки.

1. Капелька бережливая

Капелька первая - капелька бережливая. Она принесла вам вот этот предмет. (Показ глобуса). Знаком ли вам этот предмет? Как он называется? Это глобус - так выглядит наша планета Земля уменьшенная во много-много раз.

Синий цвет на глобусе означает … что? Воду. Как по-вашему, много ли воды на нашей планете? Много. Давайте покрутим глобус быстро-быстро. Кажется, что вся планета синего цвета - покрыта водой. Действительно, на Земле очень много воды. Но почти вся она в морях и океанах, а значит какая на вкус? Соленая. Годится соленая вода для питья? Нет, соленая вода не пригодная для питья.

Пресной воды на нашей планете не много. Есть на земле места, где людям не хватает пресной воды. Именно поэтому нельзя понапрасну ее лить. Пресную воду, нужно беречь.
Сейчас мы пойдем в умывальную комнату и подготовим все для эксперимента «Берегите воду».

Эксперимент «Берегите воду»

Дети открывают кран с водой, а затем закрывают его не до конца.

Много ли воды льется сейчас из крана напрасно? Мало. Давайте подставим ведерко под эту тонкую струйку капелек и посмотрим, сколько воды наберется в ведре к концу нашего занятия.

2. Капелька труженица

Вода не только поит и моет. Вода умеет работать, приносить пользу.
Вода самая широкая, самая удобная дорога. По бесчисленным рекам, океанам, морям день и ночь плывут корабли – перевозят тяжёлые грузы и пассажиров. (Показ картинки)
Вода не только всех поит, она ещё и кормит. Моря, океаны днём и ночью бороздят тысячи больших и малых рыболовных судов, которые ловят рыбу. (Показ картинки).

Гидроэлектростанции работают на воде – вертит большие турбины и помогает добывает электрический ток, благодаря которому в наших домах есть свет и работают электроприборы.
(Показ картинки).

Игра «Какая бывает вода? (холодная, горячая, морская, речная и т. д.)

3. Капелька любопытная

А эта капелька любит экспериментировать. Давайте вспомним с вами свойство воды: вода - это жидкость, ее можно наливать, переливать; вода не имеет запаха; вода без вкуса; вода бесцветна и т. д.

Опыт №1 «Вода может принимать вкус».

Воспитатель: - Ребята, вы сказали, что вода не имеет вкуса, она безвкусная. Тише, тише, ребята, Капелька что-то мне хочет сказать!

Воспитатель прислушивается, приближаясь к капельке.

Воспитатель: - Капелька говорит, будто знает, что вода может менять вкус. Давайте проверим!

Воспитатель: - Посмотрите, у нас на столе стоят тарелочки с солью и сахаром, давайте добавим их в наши стаканчики с водой и посмотрим, что будет!

Дети ложечками добавляют соль и сахар в стаканчики и размешивают.

Воспитатель: - Ребята, а куда же делись соль и сахар, которые мы добавили в воду?

Ответы детей.

Воспитатель: - Они исчезли, растворились! А теперь, давайте снова попробуем воду. Какая она стала на вкус?

Ответы детей (сладкая, соленая)

Вывод: Вода может растворять некоторые вещества и приобретать вкус, растворенного в ней вещества.

4. Капелька художница

Опыт №2 Вода может менять цвет».

Воспитатель: - Ребята, мне стало интересно, если вода может менять вкус, а может ли она менять свой цвет? Ведь мы с вами знаем, что чистая вода -прозрачная! Давайте проверим! Возьмем кисточки и добавим краску в воду.

Действия детей.

Воспитатель: - Что же случилось с водой? Она поменяла свой цвет.

Вывод: Вода приобретает цвет, растворенного в ней вещества.

Капелька художница попросила разукрасить рыбку, лежащая у вас на столе в любой цвет. Кто выполнил работу отложите рыбку пусть высыхает.

5. Капелька ученая

Капелька пятая- ученая капелька хочет познакомить вас с тем, как вода путешествует.

Дидактическое упражнение «Круговорот воды в природе»

Вода поступает в наши дома по трубам из рек и озер. Для чего мы используем воду?
Для питья и приготовления пищи, моемся водой, стираем в воде, убираем, поливаем растения. Много воды нужно для этого? Много. Как же получается, что люди до сих пор не использовали всю воду, почему вода не заканчивается? Об этом и расскажет вам ученая капелька.

Положите перед собой картинки. Возьмите капельку и положите ее в реку. Каждый день восходит на небе солнце. Положите на картинку солнце. Солнце нагревает воду в реках и морях. Вода нагревается.
Вот в этот термос я налила подогретую воду. Давайте откроем крышку и посмотрим, что происходит с нагретой водой.

Воспитатель открывает термос, из него поднимается пар.

Во что превращается вода при нагревании? В пар. Куда движется пар? Вверх.

Термос закрывается.

Вот так и наша капелька нагрелась и поднялась вверх в виде пара. Переместите капельку на небо и положите на облако.

На небе капелька остыла. Потому что, чем выше от земли, тем холоднее становится воздух.

Давайте еще раз откроем термос и приложим к выходящему из него пару зеркало. Дадим остыть. Посмотрите, во что превратился пар, попавший на зеркало, после того, как остыл? В воду.
Вот и на картинке, остывшая капелька снова стала водой. А ведь она не одна попала на небо - с ней еще много ее сестер-капелек. И стало облачко тяжелой дождевой тучей. Накройте облако тучей. Вскоре из тучи пошел дождь, во время которого наша капелька вместе со своими сестрами упала на землю. Переместите капельку на землю.

Капельки дождинки попадают на землю и стекают в реки и моря. Так вода возобновляет свой путь. Начинает свой путь заново, нагреваюсь и поднимаясь вверх в виде пара. Вот этот путь воды называют «круговорот воды в природе». По кругу вращается - круговорот. Давайте повторим и постараемся запомнить эти слова «круговорот воды в природе».

Динамическая пауза «Тучка и капельки»

Я ваша мама-тучка,
А вы мои – капельки-детки,
Пусть облако вас подружит,
А ветер веселый закружит.
В хоровод скорей вставайте,
И со мною повторяйте:
Мы будем весело шагать и улыбаться!
Руками солнышку махать и наклоняться,
Чтоб растения полить и животных напоить!
Землю мы умоем сами и вернемся к тучке-маме.

6. Капелька чистюля

Наблюдение за фильтрами

К сожалению в трубах, которые несут нам воду из рек, вода не очень чистая. Но люди придумали, как очистить воду. С помощью фильтров. А есть ли фильтры у вас дома? Дома у многих из вас есть фильтры поменьше. Вот такие, например. (Показ кувшинного фильтра) Вода попадает в этот кувшин, проходит через этот сосуд с фильтрами и вытекает очищенная. А вся грязь остается внутри этого сосуда. Когда он загрязняется, его меняют на новый, чистый.

Капелька просит очистить речную воду, в грязной воде не могут жить рыбки!

Опыт № 3.«Фильтрование воды»

Сейчас мы попробуем сами очистить воду с помощью фильтра.

В стакан с водой добавьте песок и перемешайте. Какой стала вода? Вода стала мутной. Попробуем очистить воду с помощью самого простого фильтра - тряпочки из ткани. Перелейте в пустую банку через ткань мутную воду. Какая вода попала в стакан? Чистая, не мутная, а прозрачная.
Вывод: песок остался на ткани, а в стакан попала очищенная от него вода. Ткань стала фильтром для очистки мутной загрязненной воды.

Теперь вода в речке стала чистой и прозрачной. Давайте выпустим своих рыбок в воду. Молодцы!

7. Капелька живительная

Есть такая поговорка: «Где вода - там жизнь». Вода нужна для жизни всем.
Во время дождя пьют и умываются наши зелёные друзья - деревья. Пить и купаться должны звери и птицы. Человеку не прожить без воды.

Что произойдет с нашими комнатными растениями, если мы перестанем их поливать? Завянут и погибнут. А какой станет наша групповая комната, если у нас не будет воды, чтобы вымыть пол? Комната станет грязной. А если мы перестанем мыть руки? Можем заболеть от грязных рук. А если человек не будет пить, то не сможет прожить без воды больше трех дней.

Ни умыться, ни напиться без воды.
Листику не распуститься без воды.
Без воды прожить не могут птица, зверь и человек.
И поэтому всегда всем везде нужна вода!
Вы запомнили поговорку? «Где вода - там жизнь!»

Интеграция образовательных областей: «Познание», «Музыка», Физическая культура», Коммуникация», Социализация», «Здоровье», «Художественное творчество».

Цель: обобщить, уточнить знания детей о воздухе; закрепить элементарные представления об источниках загрязнения воздуха, о значении чистого воздуха для нашего здоровья, о некоторых правилах экологической безопасности.

Задачи:
— Развивать, мышление, память, речь, интерес к познавательной деятельности; умение высказывать предположение, мнение.
— Упражнять в правильной постановки стопы, координации движений, навыков ходьбы маршем, ходьба на носках.
— Вызвать интерес к совместному выполнению заданий, создать доброжелательный настрой.
— Воспитывать у детей бережное отношение к окружающему миру.

Оборудование и материалы: эмблемы /воздушные шары синего и розового цвета, по количеству детей, 4 стакана с водой, 4 трубочки, 4 бумажные салфетки, ком земли, галька, мольберт, карточки по темам: «Как человек использует воздух», «Чистый и грязный город», карточки с видами деятельности для очистки воздуха в помещении, свойства воздуха; магнитофон, запись: шума ветра, песни: слова В. Лебедева-Кумача, музыка И. Дунаевского «Весёлый ветер» и слова Н. Олев, музыка М. Дунаевского «Цветные сны», банка с водой, воздушный шарик на палочке.

Предварительная работа: проведение серии занятий о воздухе, элементарных опытов с целью знакомства со свойствами воздуха, показ презентации, прогулок-исследований, наблюдений, экскурсий, выставка рисунков на тему «Знак об охране окружающей среды», заучивание стихов, загадок и пословиц о ветре.

Ход занятия

Появляется Воздушарик (шарик голубого цвета с нарисованным на нём лицом). Дети находятся на ковре, стоят.

— Здравствуйте ребята, я Воздушарик. Я пришёл к вам из страны, которая называется Воздух, за помощью. Жители нашей страны беспокоятся об охране окружающей среды на нашей планете, на планете Земля. А главное – об охране воздуха на нашей планете. Жители нашей страны хотят знать, что вы знаете о нашей стране, которая называется Воздух. Что делать, чтобы воздух был чистым? Что вы знаете о значении чистого воздуха для нашего здоровья? Ветер-это хорошо или плохо?

Запись «шум ветра»: Воздушарика уносит ветром.

Воспитатель: Дети, Воздушарика унесло ветром, давайте отправимся на его поиски, нам нужно помочь ему и рассказать обо всём, о чём он нас расспрашивал. Дорога будет далёкая и сложная. На пути нас ждут испытания.

Под запись песни «Весёлый ветер» дети подходят к мольберту со схемами некоторых свойств воздуха (перечёркнутый нос, рот, цвета, глаз).

I испытание:

Воспитатель: Дети, посмотрите на схемы-картинки. Объясните, какими свойствами обладает воздух.

Дети: Воздух невидимый, прозрачный, бесцветный, без запаха, без вкуса.

Воспитатель: Молодцы, вы справились с заданием. Нам пора продолжить путь.

Под запись песни «Весёлый ветер» дети проходят по корригирующей дорожке с «лапками».

II испытание:
Воспитатель: Дети у вас прикреплены значки-эмблемы воздушных шариков двух цветов. Поделитесь на две команды в зависимости от цвета шариков-значков и подойдите к столам, на которых стоит оборудование для опытов.

Воспитатель: Дети, перед вами стоит следующая задача: постараться обнаружить воздух при помощи опытов.

1 команда опускает трубочки в стакан с водой и дует в неё.
2 команда опускает в ёмкость с водой гальку, комок земли, губку.

Воспитатель: Дети, объясните, что вы делали и доказали проделанными опытами

Дети первой команды: Мы взяли трубочки, опустили в стаканы с водой и начали дуть в трубочки. На поверхности воды образовались пузыри. Это доказывает, что в воде находится воздух.

Дети второй команды: Мы взяли ком земли, гальку, губку и всё это опустили в воду. Мы заметили, что в воде появились пузырьки воздуха. Это доказывает, что в земле, гальке, в губке находится воздух.

Воспитатель: Дети, а в нас есть воздух? (воспитатель раздает нарезанные полоски бумаги). Подуйте на листочки. Что происходит с листочками? Почему листочки наклоняются?

Дети: Когда мы выдыхаем, из лёгких выходит воздух (углекислый газ). Воздух двигает листочек, поэтому листочек наклоняется. Это доказывает, что в нас также находится воздух.

Воспитатель: Дети, что такое ветер?

Дети: Ветер — это движение воздуха.

Покажите, как можно почувствовать движение воздуха.

Физкультминутка:

Ветер дует нам в лицо,
(руки согнуты в локтях, обмахивать ладонями лицо)
Закачалось деревцо,
(прямые руки подняты над головой, раскачивать руками поочерёдно вправо и влево).
Ветерок всё тише, тише,
(замедлять раскачивание)
Деревцо всё ниже, ниже
(приседать, постепенно опуская руки)

Воспитатель: Молодцы дети, но впереди нас ждут более трудные испытания.

Под запись песни «Весёлый ветер» дети проходят по прыгалкам, которые приводят их к следующему испытанию.

III испытание:

Воспитатель: Дети, пред вами на столах картинки (самолёт; парашют; мельница; упавшее дерево на машину; ураган, налетевший на строения; люди на дельтаплане; волны, бьющие по кораблям в бухте; парусник; человек, дующий на одуванчик; насекомые и животные; комнатные растения). Возьмите по одной картинке в руки, посмотрите внимательно. Ответьте на вопрос: ветер для человека – это хорошо или плохо?

Дети: Ветер попутный — хорошо для человека, если он на самолёте, парашюте, паруснике, дельтаплане, корабле. Ветер — это хорошо для размножения растений, для дыхания живых существ; люди использую свойства ветра для работы мельницы. Ветер может быть плохим, если он разрушающий как ураган, он ломает деревья, постройки и машины.

Воспитатель: Молодцы дети. Вы справились и с этим заданием. Пойдёмте дальше.

Под запись песни «Весёлый ветер» дети проходят на носках по кольцам, расположенным у доски.

IV испытание:
Воспитатель:
Дети, на доске две картинки, с изображением задымленного города и зелёного города. В каком городе вы хотели бы жить и почему?

Дети: Мы хотели бы жить в зелёном городе, потому что нужно дышать чистым воздухом, пить чистую воду и не загрязнять окружающую среду воздухом, который выходит из труб промышленных заводов.

Под запись песни «Весёлый ветер» дети проходят по кольцам, расположенным у доски, на носках в обратном направлении.

V испытание:
Воспитатель:
Дети, перед вами на столах картинки (Картинки с изображением океана, реки, леса, гор, сигареты, шоссе с машинами из выхлопных труб, которых валит дым; мусорная свалка; баллончик, распыляющий аэрозоль).

Посмотрите на них внимательно, одна команда отвечает на вопрос: Где находится чистый воздух? Вторая команда отвечает на вопрос: Чем загрязняется воздух вокруг нас?

Дети первой команды: Чистый воздух находится у океана, рек, в лесах, в горах.

Дети второй команды: Грязный воздух находится рядом с шоссе, мусорной свалкой, около распыляющегося баллончика.

Воспитатель: Вы справились и с этим заданием. Нам пора возвращаться в группу, может там нас с вами ожидает Воздушарик.

Под запись песни «Весёлый ветер» дети проходят в обратном направлении по прыгалкам, корригирующей дорожке, подходят к мольберту.

Воспитатель: Воздушарика нет и здесь, а всё потому, что мы не ответили ещё на вопрос «Что же нам нужно делать для очистки воздуха у нас в группе?»

Дети: Для того чтобы воздух в нашей группе был чистым, нам следует проветривать помещение, выращивать комнатные растения, делать уборку в группе (только после ответов детей вывешиваются картинки на мольберт с изображением оборудования, которым убирают комнату, открытое окно, комнатное растение).

Под запись песни «Цветные сны», появляется Воздушарик.

Воспитатель: Воздух всем необходим, без него нет жизни.

Воспитатель: Дети, вы так много знаете о воздухе, а вот дети, которые помладше вас, этого ещё не знают, так давайте им поможем: придумаем и нарисуем знаки, который помогут малышам научиться беречь своё здоровье и окружающую среду.

Воздушарик дарит подарок – мыльные пузыри, за хорошие знания детей.

Используемая литература:
1. Николаева С.Н. «Юный эколог. Система работы в старшей группе детского сада. Для работы с детьми 5-6 лет», Мозаика-Синтез, 2010г.
2. Волчкова В.Н., Степанова Н.В. «Конспекты занятий в старшей группе детского сада. Экология. Практическое пособие для воспитателей и методистов ДОУ», ТЦ «Учитель» Педагогика нового времени, 2006г.
3. Соломенникова О.А. «Экологическое воспитание в детском саду» Мозаика-Синтез, 2009г.
4. «Конспекты занятий по формированию у дошкольников естественнонаучных представлений в разных возрастных группах», Детство-Пресс Библиотека журнала «Дошкольная педагогика» 2009г.

Цель:формирование эмоционального положительного отношения к окружающему миру и природе; развитие социальных навыков: умение работать в группе, договариваться, учитывать мнение партнёра, а так же отстаивать своё мнение. Развитие логического мышления, воображения, активизация и обогащение словаря детей, существительными, прилагательными, глаголами по теме занятия.С истематизирование и уточнение представлений о свойствах воды и воздуха.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект занятия по экологии

в старшей группе детского сада

« Будь другом природе».

Цель:

Воспитательная: формировать эмоциональное положительное отношение к окружающему миру и природе; развивать социальные навыки: умение работать в группе, договариваться, учитывать мнение партнёра, а так же отстаивать своё мнение.

Развивающая: Развивать логическое мышление, воображение, активизация и обогащение словаря детей, существительными, прилагательными, глаголами по теме занятия.

Образовательная: систематизировать и уточнить представления о свойствах воды и воздуха.

Материал: стаканчики, вода, молоко, сок и мелкие игрушки, сахарный песок, песок, трубочки, кисточки, краски.

Ход занятия.

Воспитатель: Наша планета - это общий дом. И много лет мы в нем живем. Но, как известно всем кругом, должны беречь мы этот дом. А что такое планета Земля? (ответы детей)

Воспитатель: Да это реки, леса, поля, небо, солнце, животные; то есть все то, что не сделано руками человека. И человек тоже часть природы. И самая маленький жучок -тоже часть природы. Природа кормит человека, одевает, обучает дает все необходимое для жизни. Послушай те стихотворение (воспитатель читает).

Нас в любое время года учит мудрая природа

Птицы учат пению. Паучок- терпению

Пчелы в поле и в саду обучают нас труду

И к тому же в их труде все по справедливости,

Отражение в воде учит нас правдивости

Учит снег нас чистоте, учит солнце доброте

И при всей огромности обучает скромности.

Вос-ль: Ребята, а чем мы с вами дышим?

Дети: Воздухом, кислородом.

Воспитатель: А какой бывает воздух? (Дети: грязный и чистый.) А всегда ли воздух бывает чистым?

Дети: Нет.

Воспитатель: Где можно встретить чистый воздух?

Дети: В лесу, на море, в горах.

Воспитатель: А где можно встретить грязный воздух?

Дети : В больших городах, где много машин, и заводов.

Воспитатель: А что можно сделать для того. Что бы воздух был чистым?

Дети: Посадить деревья, на трубы заводов поставить фильтры.

Вос-ль: Ребята скажите, а мы можем услышать воздух, и когда мы можем его услышать?

Дети: Мы можем его услышать, когда дует ветер.

Игра. «Ветер».

Осторожно ветер

Из калитки вышел

Постучал в окошко

Пробежал по крыше

Поиграл немного

Ветками черемух,

Пожурил за что-то

Воробьев знакомых

И, расправив бодро

Молодые крылья

Полетел куда-то

В перегонку с пылью.

Вос-ль: Скажите. А воздух мы можем увидеть?

Дети: нет.

Вос-ль: А я вам предлагаю проделать опыт, где мы можем увидеть воздух и услышать его.

Опыт: Взять стакан с водой и трубочки из под сока. Опустить трубочки в стакан с водой и потихоньку дунуть в трубочку. Объяснить, что пузырьки это и есть воздух и мы его видим. Затем дуем с разной силой, чтобы услышать воздух. Свойства воздуха- это движение с разной силой.

Воспитатель: Ребята, а теперь скажите, кому нужен воздух? (Ответы детей)

Воспитатель: А что произойдет если на Земле будет лишь грязный воздух? (Ответы детей.)

Физминутка.

Выросли деревья в поле.

Хорошо расти на воле! (потягивания- руки в стороны)

Каждый стареется,

К небу, к солнцу тянется. (потягивания, руки вверх, встать на носочки)

Вот подул веселый ветер,

Закачались тут же ветки, (дети машут руками)

Даже толстые стволы

Наклонились до земли. (наклоны вперед)

Вправо-влево, взад-вперед –

Так деревья ветер гнёт. (наклоны вправо-влево, вперед-назад)

Он их вертит, он их крутит.

Да когда же отдых будет? (вращение туловещем)

Ветер стих. Взошла луна.

Наступила тишина. (дети садятся за столы)

Воспитатель: А без чего еще не может прожить человек. (ответы детей). А сейчас послушайте стихотворение.

Вы слыхали о воде?

Говорят,она везде!

В луже, в море, в океане

И в водопроводном кране.

Как сосулька, замерзает,

В лес туманом заползает.

На плите у нас кипит.

Паром чайника шипит,

Без нее нам не умыться,

Не наесться, не напиться!

Смею вам я доложить:

Без воды на не прожить!

Воспитатель: Где и какую, дети, сегодня вы видели воду? (в помещении, на улице). Для чего нужна нам вода, как мы ее используем? (Пьём, моем руки, купаемся, стираем, моем пол, поливаем цветы.)

Дети, подумайте, откуда берется вода в кране? Мы каждый день пользуемся этой водой, а она все течет и течет, не кончается. В кране – вода реки. Те капельки, которыми мы моем руки, проделали большой путь. Сначала они плавали в реке, потом человек направил их в трубы.

К воде, дети, надо относиться бережно, не оставлять без надобности открытые краны.

А как же «рождается речка» ? Хотите узнать? (приглашает к себе, стеллит самую широкую и длинную голубую полоску ткани) На земле много разных рек, больших и маленьких, все они куда-то бегут. Большая река образуется из множества маленьких речек и ручейков. Хотите сделать свою большую речку? Самая широкая и длинная полоска ткани превратиться в главную речку, остальные (можно использовать атласные ленты) – в ручейки. Расположите голубые ленточки так. Чтобы ручейки впадали в большую реку. Вот как много воды. Но надо беречь ее, даже краны не оставлять открытыми.

Воспитатель: а что же такое вода? Какими свойствами обладает? Что бы это выяснить мы сядем на свои места.

Опыт №1 «У воды нет запаха».

Предложить детям понюхать воду и сказать. Чем она пахнет (или совсем не пахнет). Пусть нюхают еще и еще, пока не убедятся, что запаха нет. Однако подчеркните, что вода из водопроводных труб может иметь запах, так как очищают ее специальными веществами, что бы она была безопасной для вашего здоровья.

Опыт №2 «Уводы нет вкуса».

Предложить детям попробовать через соломинку воду. Вопрос: Есть ли у нее вкус?

Очень часто дети убежденно говорят, что вода очень вкусная. Дайте им попробовать для сравнения молоко или сок. Если они не убедились, пусть еще раз попробуют воду. Вы должны доказать им, что у воды нет вкуса. Дело в том, что дети часто слышат от взрослых, что вода очень вкусная. Объясните, что когда человек очень хочет пить, то с удовольствием пьет воду, и, чтобы выразить свое удовольствие, говорит: «Какая вкусная вода», хотя на самом деле ее вкуса не чувствует.

Опыт №3 «Вода прозрачная».

Перед детьми стоят два стакана: один с водой, другой- с молоком. В оба стаканчика положить игрушку из киндера. В каком из стаканчиков она видна, а в каком- нет? Перед нами молоко и вода, в стаканчике с водой мы видим игрушку, а в стаканчике с молоком нет. Вывод: вода прозрачная, а молоко нет.

Опыт №4 «В воде одни вещества растворяются, а другие не растворяются».

Возьмите два стакана с водой в один из них дети положат обычный песок и попробуют размешать его ложкой. Что получается? Растворился песок или нет? Возьмите другой стаканчик и насыпьте в него ложечку сахарного песка, размешаем его. Что теперь получилось? В каком из стаканчиков песок растворился?

Итог эксперимента: вода- одно из самых удивительных веществ. Она обладает многими свойствами: прозрачность, не имеет вкуса и запаха, является растворителем.

Воспитатель: Ребята, что нового мы сегодня с вами узнали о воде? (ответы детей). Мы с вами маленькая частица этой природы, поэтому просто обязаны бережно относиться ко всему живому, заботиться о нашей планете Земля.


ЭЭероешор Экологические занятия в детском саду

Экологические занятия и комплексные мероприятия

Разные типы занятий и их роль в экологическом воспитании детей

Экологические занятия , как одна из форм организации обучения детей, имеют свою совершенно определенную и очень важную функцию. Разнообразная работа с дошкольниками в повседневной жизни (систематические наблюдения в уголке природы и на участке, создание и поддержание необходимых условий жизни для растений и животных, живущих по соседству с детьми) позволяет им надпить конкретные чувственные представления о природе ближайшего окружения. Занятия, как принципиально иная форма обучения, обладают другими возможностями: чувственные представления дошкольников могут быть качественно преобразованы - расширены, углублены, объединены, систематизированы.

Занятия имеют определенную дидактическую цель и четкую структуру, представленную в конспекте. Название отражает тему и область природоведческих знаний, выбранную для обсуждения. Программное содержание - это конкретно сформулированные воспитательно-образовательные и развивающие задачи, которые воспитатель решает с детьми в процессе обучения. Материал занятия и форма его организации позволяют продумать заранее, в каком помещении следует его провести, как преобразовать пространство, мебель и др., чтобы сложились оптимальные условия для учебной деятельности; как подготовить необходимую наглядность, атрибутику, оборудование, их пространственное расположение. Ход занятия - последовательное описание всех его частей, разных видов деятельности, диалогов с игрушками, вопросов к детям и заданий для них, физкультминутки и пр.

Важной особенностью экологических занятий является то обстоятельство, что на них дошкольников знакомят с материалом, который недоступен наблюдению, но представлен наглядно в пособиях или каким-либо другим способом.

Можно выделить несколько типов занятий, которые принципиально отличаются друг от друга дидактическими задачами, логикой построения, ходом организации и проведения.

Первично-ознакомительный тип занятий На протяжении дошкольного периода значительная доля первоначальных экологических сведений о разных сторонах жизни природы и деятельности человека в ней передается детям на занятиях первично-ознакомительного типа. Чаще всего эти занятия посвящаются ознакомлению детей с видами животных, растений, условиями их жизни и обитания, которые не представлены в ближайшем природном окружении и не могут быть познаны через наблюдения. Главным компонентом таких занятий становятся различные демонстрационные и учебные пособия, т.е. наглядность, позволяющая формировать у детей отчетливые и правильные представления. Темами занятий могут стать домашние и дикие животные, обитатели леса и Севера, тундры и жарких стран, пруда и моря, а также деятельность людей на сельскохозяйственной ферме, в лесничестве, в области природопользования и охраны природы. На занятиях этого типа дети знакомятся с внешним видом животных и растений, учатся их распознавать, узнают о среде их обитания, о приспособленности к ней, о сезонной жизни, о различных особенностях поведения.

Обучение детей на таких занятиях осуществляется через рассматривание картин и беседу. Нередко их компонентом становятся чтение детской литературы, рассматривание иллюстраций, просмотр диафильма или слайдов, рассказ воспитателя. Во всех вариантах занятий этого типа первостепенное значение приобретает словесный метод экологического воспитания - от слова воспитателя (его вопросов, пояснений, их системы и последовательности) зависят успешность и качество восприятия детьми новых образов, представленных наглядно, а также понимание связи событий, связи объектов. Продуманное и спланированное слово воспитателя организует содержание занятия, обеспечивает успешный результат обучения.

Занятия первично-ознакомительного типа имеют место во всех возрастных группах. Младших дошкольников воспитатель с помощью картин знакомит с домашними животными, при этом используются картины «портретного» типа, с несложным сюжетом. Воспитатель задает детям вопросы типа «кто» и «что», с помощью которых обозначает крупные объекты, создает их образ, просит показать на картине.

Затем обращает внимание детей на события, на действия животных (с помощью вопросов «что делают», «что происходит»). В этой возрастной группе речь воспитателя - пояснение, короткий эмоциональный рассказ - преобладает над речью детей. Педагог дает четкие определения, названия предметов, действий - эти слова и словосочетания он вводит в активный словарь малышей, поэтому постоянно предлагает им повторять то, что произносит сам. В этом возрасте слово воспитателя хорошо дополнять разными движениями, игровыми действиями («угостить петуха зерном», «дать корове сена» и др.), звукоподражанием, подвижными играми, в которых дети изображают животных.

В средней группе воспитатель активизирует речь детей: просит подробнее отвечать на разные вопросы, в беседу включает вопросы типа «какой», «сколько», «как», предлагает говорить простыми фразами, учит замечать соотношение предметов, их связи. Так же, как и в младшей группе, разнообразит занятия игровыми приемами, включает в них стихи, загадки. На занятиях этого типа большую помощь оказывают знакомые игровые персонажи - на фоне игры они побуждают детей к разговору.

Со старшими дошкольниками занятия первично-ознакомительного типа, как правило, значительно сложнее. С ними можно рассматривать картины природы, далекие от их опыта, «выходить» за пределы изображенного сюжета, рассматривать одновременно несколько картин - этому способствуют и некоторый, уже имеющийся у детей опыт и круг представлений.

Обобщающий тип занятий Систематическая работа в повседневной жизни по ознакомлению детей с различными явлениями и объектами природы ближайшего окружения позволяет им накопить большое количество конкретных знаний, основанных на чувственном обследовании и восприятии. На занятии обобщающего типа, когда ставится цель - выделить ряд значимых признаков (существенных и характерных) для группы знакомых объектов - и на их основе формируется обобщенное представление.

Формирование обобщенных представлений осуществляется в процессе специальной беседы, стержнем которой является система вопросов. Их специфика состоит в следующем: формулировки носят общий характер, так как они охватывают не одно, а ряд конкретных явлений; содержание вопросов направлено на выявление тех существенных и характерных признаков, на основе которых строится обобщенное представление; каждому признаку соответствует специальный вопрос. Важное место в беседе занимает также формулировка выводов (заключений), т.е. собственно построение обобщений: частных по каждому значимому признаку и затем общего, которое соответствует обобщенному представлению.

В целом обобщающие занятия позволяют интенсивно развивать интеллект детей - умения сравнивать, сопоставлять, анализировать, делать выводы, заключения, развивают речь и абстрактное мышление дошкольников, т.е. осуществляют глубокую интеллектуальную подготовку их к школе.

Углубленно-познавательный тип занятия Это занятия, которые строятся на разнообразных конкретных знаниях, полученных детьми во время наблюдений в повседневной жизни за объектами природы из непосредственного окружения, и на которых воспитатель дополняет знания новыми сведениями, углубляет их демонстрацией приспособительных зависимостей, экологических связей в природном сообществе. Например, с детьми младшей группы проведен цикл наблюдений за золотой рыбкой. Вслед за этим воспитатель планирует занятие на сравнение живой и игрушечной рыбок, на котором показывает отличие предмета от живого существа, т.е. формирует первоначальное, но достаточно глубокое знание о специфике живого.

При этом воспитатель показывает детям существенные признаки живой рыбки, о которых мы уже говорили раньше (сама плавает, сама ест корм, открывает рот, смотрит глазами, живет в воде, из которой ее нельзя вынимать), и допустимую деятельность с ней - за ней интересно наблюдать, ее можно кормить. Игрушечная рыбка сама ничего не может делать (это предмет), но ее можно брать в руки и по-разному с ней играть.

На занятиях этого типа педагог использует картины, модели, муляжи, делает яркие сообщения, читает дошкольникам познавательную литературу. На базе одних и тех же конкретных чувственных знании воспитатель может спланировать разные по содержанию занятия углубленно-познавательного типа. Например, со старшими дошкольниками в конце зимы, когда дети получили много конкретных знаний о птицах (были проведены циклы наблюдений за декоративными пернатыми уголка природы и за зимующими обитателями участка), можно провести занятия, углубляющие их познания в этой области, на темы:

1) «Как птицы летают?»; 2) «Жизнь зимующих птиц в холодное и теплое время года»; 3) «Сравнение зимующих и перелетных птиц»; 4) «Жизнь волнистых попугайчиков в неволе и в природе»; 5) «Волнистые попугайчики - декоративные домашние птицы» и др.

Углубленно-познавательная характеристика каждого из этих занятий заключается в следующем.

На первом из обозначенных занятий воспитатель рассматривает с дошкольниками особенности передвижения птиц по воздуху, их приспособленность к жизни в наземно-воздушной среде. Обращает внимание на свойства воздуха: незаметный, легкий, неплотный, человек не может на него опереться и взлететь. Птицы приспособлены к передвижению по воздуху: имеют легкое, обтекаемое тело, едят часто и понемногу; опираются о воздух (отталкиваются от него) большой поверхностью расправленных крыльев и хвоста; тело покрыто легкими перьями - маховыми и пуховыми, маховые - имеют плотную поверхность и полый стержень. Воспитатель опирается на проведенные с детьми наблюдения за взлетом и посадкой, полетом птиц на улице, рассматривает с ними разные (обязательно маховые) перья. Большое значение на этом занятии имеют модели, с помощью которых воспитатель показывает существенные моменты в приспособленности птиц к передвижению по воздуху. Демонстрирует полет с высоты гладкого и скомканного листов бумаги - первый планирует, второй падает стремительно. Дети делают веер (модель хвоста) и обмахиваются им, запускают бумажных голубей со сложенными и расправленными крыльями. После такого разнообразного моделирования педагог формулирует приспособительные особенности птиц (к полету по воздуху).

На втором занятии воспитатель обсуждает с детьми состав зимующих птиц, выделяет среди них растительноядных (чиж, снегирь, щегол), всеядных (воробей, ворона, голубь, галка) и насекомоядных (синица, дятел, поползень). Показывает, какие именно особенности питания позволяют остаться им на зиму. Объясняет, почему многие пернатые приближаются к жилью людей, почему снегири устремляются зимой к югу. Расширяет представления дошкольников о жизни этих птиц в теплое время года.

Тема третьего занятия предусматривает сравнение образа жизни, поведения зимующих и перелетных птиц, их приспособленности к сезонно меняющимся условиям. Воспитатель обсуждает с детьми, почему одни птицы вынуждены улетать, а другие могут остаться на зиму. Говорит: ласточки улетают первыми, потому что их питание - летающие насекомые; утки, чайки, журавли могут прокормиться до самых морозов (пока вода не покроется льдом).

На четвертом занятии воспитатель расширяет представление детей о волнистых попугайчиках на примере живущих в естественных природных условиях: показывает среду их обитания (Австралия), способ передвижения и питания на деревьях, маскировку среди листьев. Рассказывает о том, что у нас эти птицы живут в неволе, являются декоративными (были выведены породы с разной яркой окраской перьев). Демонстрирует пестр о-зеленую модель маскировки, на которой незаметны зеленые попугайчики и, наоборот, хорошо видны птицы любой другой окраски (желтой, сиреневой, голубой, белой).

Занятия углубленно-познавательного типа строятся по-разному: на них можно использовать различный наглядный материал, демонстрировать модели, включать рассказ воспитателя, проблемные ситуации и вопросы - важно, что в своей основе они строятся на конкретных чувственных представлениях детей, расширяют и углубляют их, позволяют устанавливать приспособительные взаимосвязи объектов в природе.

Комплексные мероприятия экологического содержания

Комплексные занятия

Комплексные занятия - это занятия, которые в рамках одной темы решают разные задачи развития детей и строятся на разных видах деятельности. Эти занятия можно проводить во всех возрастных группах, но особенно они полезны со старшими дошкольниками. Рассмотрим их особенности на конкретных примерах.

В конце осени с детьми старшей группы обычно подводится итог - формируется представление об осеннем сезоне. Комплексное занятие на эту тему может состоять из нескольких частей и включать разные виды деятельности. Первая часть занятия решает познавательные задачи и развивает интеллектуальные способности дошкольников: воспитатель уточняет и обобщает представления детей об осени, выделяя характерные ее особенности. Важную роль в этом процессе играет календарь природы, который на данном занятии является наглядным демонстрационным пособием, помогающим детям увидеть и осмыслить особенности сезона в целом.

Воспитатель строит беседу с детьми следующим образом: рассматривает по очереди каждую страницу календаря, формируя представление о том, какая осень в начале, середине и в конце. Ход беседы может быть примерно следующим: «Сначала мы посмотрим на страницу «Сентябрь». Выясним, какая была погода на третьей неделе месяца. Как выглядела береза, которую мы рассматривали и рисовали? Что в это время было на земле? Кто из животных встречался в начале осени?» Воспитатель ведет последовательный разговор, опираясь на первую страницу календаря, а потом сам подводит итог - обобщает характерные признаки начала осени.

Аналогичным образом обсуждаются особенности октября и ноября, после чего воспитатель вместе с детьми подводит общий итог о том, что представляет собой осень в многообразии своих явлений и во все периоды протекания. Таким образом, ведущим методом первой части занятия является логически построенная беседа, а ведущей деятельностью детей - умственно-вербальная (участие в диалоге, совместное обсуждение графической модели сезона).

Вторая часть занятия предполагает иные программные задачи и другой вид деятельности. К занятию специально организуется небольшая выставка на тему осени: несколько репродукций картин знаменитых художников (Левитан, Остроухов и др.), художественные фотографии, на которых могут быть изображены картины природы, дары осени (грибы, плоды овощей и фруктов), 1-2 современных пейзажа, натюрморта в живописи или графике. Осмотр выставки, поиск красоты, ее переживание - это другой вид деятельности, позволяющий решать эстетические задачи (хотя задачи умственного воспитания тоже остаются - дети знакомятся с произведениями искусства). Воспитатель напоминает дошкольникам, что осень - красивое время года, она вдохновляет людей, и они пишут картины, делают красивые фотографии, сочиняют стихи и музыку. На выставке педагог побуждает детей всматриваться и замечать красоту осенней природы, отраженной в произведениях искусства, делится своими и интересуется их впечатлениями.

Третья часть занятия - художественное творчество детей, ручная деятельность, в которой они сами становятся художниками и выполняют работу по своему усмотрению и желанию (рисование пейзажа, букета осенних цветов в вазе, аппликация грибов в траве или корзине, аппликация фруктов на блюде, поделки из природного материала и др.). Педагогические задачи опять иные - развитие творческих способностей детей, их художественно-ручных умений.

Такое комплексное занятие, если оно правильно организовано, по времени может выходить за рамки обычного занятия - это не страшно, так как смена деятельности не вызовет усталости и скуки, тем более что - по своему усмотрению - воспитатель может в подходящий момент использовать музыку в записи, провести веселую физкультминутку. Аналогичное комплексное занятие в подготовительной к школе группе строится по той же схеме, но имеет свои особенности. Беседу по календарю можно провести иначе - сразу по всем страницам, выделяя отдельные параметры осенней природы. Это даст возможность старшим дошкольникам заметить главный признак сезона - постепенные изменения всех явлений.

Вопросы к детям могут быть следующими: 1) Сколько месяцев длится осень? Назовите их, покажите на календаре. 2) Которую неделю в каждом месяце мы наблюдали за погодой? Покажите эти недели в календаре. 3) Сравните погоду в сентябре, октябре, ноябре. Как она менялась? Когда было холоднее? Как вы узнали, что в октябре холоднее, чем в сентябре? А в ноябре холоднее, чем в октябре? Покажите значки, показывающие увеличение холода в календаре. 4) Посмотрите на нашу березку (или другое дерево), которую мы рисовали каждый месяц. Менялась ли она на протяжении осени? Что с ней происходило: какая она была в сентябре и какой стала в ноябре? Покажите это в календаре. 5) Посмотрите на куст шиповника. Что с ним происходило осенью? Как он менялся? Покажите эти изменения в календаре. 6) Теперь посмотрите на почву: одинаковый ли был покров земли в разные осенние месяцы? Что на земле было в сентябре, октябре, ноябре? Покажите это на страницах календаря. 7) Взгляните на животных - птиц, насекомых. Кого мы наблюдали в разные осенние месяцы? Что-то изменилось от сентября к ноябрю? Покажите в календаре, как вы это узнали. 8) Теперь скажите, что происходит осенью? Почему меняются все растения? Почему исчезают насекомые, улетают многие птицы?

Вторая часть занятия может начаться словами воспитателя: «Сейчас мы с вами посетим художественный салон.

Успех этой части занятия зависит от ее хорошей организации: выставка должна проходить в специальном помещении (зале, изо¬студии, холле). Каждая экспозиция и крупные произведения искусства должны находиться на значительном расстоянии, что позволит детям

рассредоточиться и не мешать друг другу. Это очень важно для решения педагогической задачи - обучения детей процессу восприятия произведений искусства, посещения выставки. Каждая экспозиция должна быть привлекательной, красиво представленной (на столах, полочках, стойках) и в то же время должна быть доступна взору детей (не выше их роста). Репродукции, эстампы, металлографика должны висеть на однотонном светлом и неярком фоне, взгляду не должны мешать окружающие предметы - только в этом случае можно рассчитывать на развитие художественного восприятия дошкольников, возникновение эстетических переживаний, которые ведут к

формированию отношения и к природе, и к произведениям искусства. Экспозиции разнообразнее, чем в старшей группе: хорошо добавить стенд с открытками, композицию предметов хохломской росписи: яркие, красочные, с золотым блеском, они соответствуют тематике, учат детей любить красивое предметное окружение, беречь его.

На выставке среди картин, как правило, висят 2-3 плаката со стихотворениями поэтов-классиков: воспитатель (или специально подготовленные дети) прочитает их в конце осмотра. Знакомство с экспозициями сопровождается негромкой музыкой, отвечающей тематике.

Третья часть занятия: «Дети, а теперь вы сами станете художниками. Мы много раз наблюдали природу осенью, видели красивые пейзажи, любовались листопадом, рассматривали рябину, клен, березку. Видели утренний туман и отлет птиц. Вы собирали грибы с родителями в лесу: на земле шуршало золото опавшей листвы, а в воздухе висел запах осеннего леса. А как красив осенний базар! На прилавках повсюду сочные, спелые плоды: крупные кочаны светло-зеленой капусты, ряды оранжевой морковки, горы полосатых арбузов, гроздья винограда! Румяные яблоки, желтая антоновка, красные помидоры - все это очень красиво! Мы пойдем в художественную мастерскую, там вы сделаете несколько красивых панно, которые потом повесим на стены - украсим детский сад».

Воспитатель ведет ребят в помещение, где уже готовы столы и материалы для творчества. Детей можно разделить на маленькие группы (4-5 человек), каждая выполнит одно панно методом аппликации или рисованием красками. Темы творческие: «Листопад, листопад - листья разные летят», «Снегири на рябине», «Отлет перелетных птиц в дальние края», «Овощи и фрукты на столе», «Грибная поляна в осеннем лесу», «Букет осенних цветов в вазе» и др. Дети могут работать индивидуально - важно, чтобы каждый после посещения выставки почувствовал бы себя действительно художником, захотел творить, воплощая свои впечатления в ту или иную художественную форму.

Комплексные занятия организуются на самые разные темы. Комплексные занятия - это творческое дело воспитателя, их можно организовать по-разному. Во всех случаях они эффективно и всесторонне развивают личность ребенка, а сочетание различных видов деятельности способствует более легкому и быстрому формированию личностного отношения к тому содержанию, которое заключено в занятии. Походы и экскурсии на природу

Поход с детьми старшего дошкольного возраста в ближайшее природное окружение - это интересное и полезное педагогическое мероприятие. Одновременно решаются разные задачи: оздоровительные, познавательные, нравственные и эстетические. Поход - это комплексное мероприятие прежде всего по своей организации: его планируют, обдумывают, готовят и проводят несколько взрослых - эколог, инструктор по физическому воспитанию, медсестра, воспитатель-методист и, конечно, воспитатель группы.

Положительное воздействие на здоровье в походе дети получают от целого ряда факторов: Радостные чувства вызывают у дошкольников подготовка к походу, ожидание ярких впечатлений, выхода в новое (или редко посещаемое) и интересное место. Положительное воздействие на здоровье оказывает окружающая среда: чистый и насыщенный кислородом воздух, красивые пейзажи, цветущие растения, изобилие зеленого (успокаивающего) тона, приятных лесных шумов. Длительный переход (пешком, на лыжах, велосипедах) на относительно большое расстояние развивает выносливость детей, укрепляет мускулатуру ног и всего тела. Положительно на здоровье дошкольников влияют все походные мероприятия (подвижные игры, упражнения, соревнования, чередующиеся с отдыхом, закаливающие процедуры в особо жаркие дни и в благоприятной обстановке).

На умственное развитие детей в походе оказывают влияние различные мероприятия познавательного характера: наблюдения за явлениями природы, пояснения взрослых, словесные игры, отгадывание загадок во время отдыха. (Их планируют воспитатель и эколог, согласуя между собой.) Ведущее значение среди этих мероприятий имеют наблюдения - они могут быть самого различного содержания в зависимости от времени года, конкретного природного окружения (экосистемы), опыта посещения ее детьми. Поход в лес предполагает ознакомление дошкольников с сообществом растений - им надо показать и назвать деревья, кустарники, которые являются ведущими в составе леса. От них зависят травянистый покров, наличие грибов, ягод.

Важно познакомить детей и с лесными животными, прежде всего по различным следам их деятельности (самих животных ввиду скрытного образа жизни обнаружить очень сложно). Норки, дупла, гнезда, кучки земли, клочки шерсти, обглоданные стволы и ветки, погрызенные шишки под деревьями, перья, помет - все это свидетельства, которые могут подсказать, какие обитатели леса их оставляют и что они делают в отсутствие людей.

Природоохранные акции

Акции - это социально значимые мероприятия, которые проводятся в дошкольном учреждении его сотрудниками и детьми (возможно участие родителей). Акции, как правило, приурочены к каким-либо датам, событиям, имеющим общественное значение, поэтому они имеют широкий резонанс, большое воспитательное воздействие на дошкольников, служат хорошей экологической пропагандой среди родителей.

Дети видят, как к данному событию относятся взрослые, как организуют его и сами в нем участвуют. Чаще всего акции являются комплексными мероприятиями, которые имеют некоторую протяженность во времени, что делает их особенно ценными. Дети старшего дошкольного возраста могут принять участие в таких акциях, которые им понятны, затрагивают их интересы, их жизнедеятельность. К таким, например, относится «Зеленая елочка ~ живая иголочка» - акция против бессмысленной массовой вырубки елей перед Новым годом.

В дошкольном учреждении эта акция включает ряд мероприятий, которые начинаются в начале декабря и длятся полтора месяца. Цикл наблюдений за елью на участке детского сада или в ближайшем окружении, во время которых дети наблюдают за деревом, углубляют свои познания, воспринимают его разные состояния, красоту, заботятся о нем, отряхивая тяжелый снег с лап, сравнивают с искусственной елкой. Создание плакатов в защиту живой ели: детей знакомят с жанром плаката, они рисуют или делают аппликацию (творческая работа по замыслу), затем придумывают слова к ней, а воспитатель пишет их печатными буквами; готовые плакаты сначала вывешиваются на всеобщее обозрение в детском саду (их видят родители), потом развешивают в общественных местах (возле магазинов, поликлиники, на остановках транспорта, на подъездах жилых домов). Традиционный новогодний праздник в зале незадолго до Нового года - праздник проходит вокруг искусственной елки, чем демонстрируется на деле бережное отношение к живым деревьям. Праздник-досуг вскоре после Нового года вокруг живой ели на участке или в ближайшем окружении; дети делают цветные льдинки, бумажные игрушки, которыми украшают ее, главная цель - радоваться живому дереву, его красоте. Осмотр выброшенных елок в середине января, их подсчет: цель этого заключительного акта - вызвать жалость и сочувствие ребят к засохшим елкам; сформировать понимание того, что двухнедельный праздник не стоит жизни замечательного дерева.

Открытое занятие в старшей группе по экологии.

Тема: «Планета в опасности!»

Цель : формирование системы экологических знаний и представлений о правилах поведения в природной среде.

Задачи :

Формировать чувства близости к природе и сопереживанию всему живому, заботы и бережного отношения к природе.

Учить детей излагать собственные рассуждения, умозаключения, полагаясь на свой личный опыт и переживания.

Развитие познавательно-исследовательской деятельности, расширение кругозора детей.

Развивать связную речь;

Развивать у детей интерес к самостоятельному решению проблемных ситуаций.

Воспитание осознанного отношения ребенка к окружающей среде через общение с природой.

Воспитывать доброжелательное отношение к окружающему, заботливое отношение ко всему живому;

Предварительная работа :

Наблюдения в природе.

Создание оптимальных условий для экологического воспитания дошкольников.

Заучивание стихотворений.

Подбор игр, загадок.

Выполнение физкультурных разминок;

Чтение произведений художественной литературы с описанием.

Тип занятия : комбинированный

Основной метод проведения занятия : словесный, наглядный, практический.

Ход ООД:

Ребята, сегодня утром я пришла на работу, у меня на столе стоит предмет, а какой предмет вы узнаете, когда отгадаете загадку.

Со стула не встану,

Его крутану.

В любой точке мира,

На нем окажусь! (Глобус)

А что такое глобус (Модель нашей планеты )

Как называется планета, на которой мы живем?

А рядом с глобусом лежал вот этот диск, давайте посмотрим, что на нем.

(Отрывок из мультфильма «Я - Земля»)

Как вы думаете, возможна ли жизнь на Земле, если не стало бы воды или почвы или воздуха? Почему?

Действительно, без воды, почвы, воздуха жизнь на Земле не была бы возможна.

Наша планета в опасности, на ней много больных мест и в этом виноваты люди, потому что построили много фабрик и заводов. От этих предприятий загрязняется воздух - его загрязняет дым, который выходит из труб в небо, выхлопные газы от машин.

Отходы заводов сливаются в реки и озера, нефть из танкеров проливается в воду морей и океанов.

От этого загрязнения гибнут животные, растения, люди. Гибнет природа, планета требует помощи.

А как мы с вами можем помочь планете? Надо научиться любить природу, любить ее с детства, научиться понимать, как живут все живые существа.

Вот сейчас мы проверим. Хорошо ли вы знаете правила поведения в природе.

Поиграем в игру . Вставайте в круг. Я буду называть действие, а вы будете хлопать в ладоши, если я буду поступать хорошо, и будете топать ногами, если плохо.

Если разведу костер, а тушить не буду?

Если сильно насорю и убирать не буду?

Если мусор уберу, банки закопаю?

Я люблю свою природу, я ей помогаю?

Если я приду в лесок и сорву ромашку?

Если съем я пирожок, выброшу бумажку?

Если хлебушка кусок на пеньке оставлю?

Если ветку подвяжу, колышек подставлю?

Молодцы какие, знаете как надо вести себя лесу.

Ребята, есть люди, которые изучают состояние природы и помогает ей. Кто-нибудь знает, как зовут людей этой профессии? Действительно, этим занимаются экологи, они работают в научных институтах в специальных лабораториях. А что такое лаборатория? Есть правила поведения в лесу и в детском саду, вот в лаборатории есть свои правила. Кто-нибудь расскажем, какие это правила? (работать тихо, не мешать друг другу, быть очень внимательными и аккуратными.)

А хотите побывать в роли экологов-исследователей?

Тогда лаборатория №1 ждет вас.

Мы с вами начали опыт измерения загрязнения воздуха. Что мы с вами сделали? Давайте через лупу рассмотрим наши карточки, что можете сказать? На некоторых карточках с участка можно увидеть частички, которые налипли на наши карточки. А одну карточку я увезла на СТО, там ремонтируют машины, посмотрите, что получилось и лупа не нужна. Как вы думаете, частицы в воздухе влияют на качество воздуха и нашу способность дышать?

Проходим в лабораторию №2.

Посмотрите у нас ящики с землей и вода чистая и грязная. Давайте проверим легко ли загрязнить почву?

Если полить чистой водой, земля стала влажной, но чистой. Она сможет напоить растение.

А после полива грязной водой, земля в ящике тоже стала влажной, но еще и грязной, появились потеки и пузыри, как вы думаете, хорошо ли будет растению в животным в такой почве?

Приглашаю вас в лабораторию №3

Обратите внимание на пробирки, посмотрите что там. Какого цвета жидкость? Да, жидкая и маслянистая жидкость. Имеет неприятный запах. Давайте выльем содержимое пробирки в воду. Возьмите по перышку, подбросьте вверх. Какое перышко (легкое, воздушное). А сейчас обмакните его в нашу водичку. Избыток можно снять, обмакнув об край тарелки. Попробуйте еще подбросить перышко, оно «камнем» падает вниз. Вот и у птиц перья слипаются, они не могут взлететь и становятся легкой добычей для хищников, да и рыбам нечем дышать под такой пленкой на воде.

Человек является частью природы и несет за нее ответственность. От каждого из нас зависит, насколько чистым будет наш поселок и его улицы.

Наше занятие подошло к концу , вы все были активными и внимательными. Я думаю, что мы немного помогли нашей планете, тем, что мы знаем, как нужно беречь природу.

И напоследок, хочу предложить вам записать видео сообщение – обращение ко всем ребятам нашего детского сада, чтобы они все любили и берегли нашу планету.

Есть в природе равновесие,

Нарушать его нельзя.

В жизни это очень важно

Для тебя и для меня.

Что бы было равновесие

Надо с вами, нам, друзья

Не выбрасывать отходы

И не загрязнять моря.

Меньше ездить на машинах

И пускать из фабрик дым,

Чтоб не летали в атмосфере

И не делали там дыр.

Меньше фантиков, бумажек

Ты на улицу бросай!

Тренируй в себе, ты, ловкость:

Точно в урну попадай.

А когда захочешь кинуть

Ты бумажку не в корзину,

Ты подумай о природе-

Нам ещё здесь жить как вроде!