«Формирование первичных представлений о свойствах и отношениях объектов окружающего мира в образовательной деятельности дошкольников. Документ Microsoft Word (2).docx - Образовательная область «Познавательное развитие Формирование представлений о свойства

24.10.2019 Обувь

Что такое объект Нас окружает множество объектов: деревья, дома, люди, машины, солнце, звезды, горы, озера и т.д. Эти объекты материальны и имеют форму. Но есть объекты, которые не имеют определенной формы: песок, вода, снег и другие. Объектом является также то, что создано в результате умственной деятельности человека: стихи, музыка, школьные сочинения, текст на компьютере, рисунки. Объектами являются природные явления: молния, радуга, затмение. Объект – некоторая часть окружающего мира, рассматриваемая человеком как единое целое.






Свойства и параметры объекта Произнося знакомое слово, мы мысленно представляем себе соответствующий образ объекта. А скажешь слово: «Листопад» - И листья желтые летят, И, словно, наяву, Ты видишь осень: Желтый сад И мокрую траву. А. Барто Рассмотрим объект «автомобиль». Чтобы его отличить от других объектов (не машин) надо перечислить его свойства. Выполните это самостоятельно и запишите в тетрадь в виде таблицы. Свойства объекта – это его характеристики, например, форма, цвет, вес, область применения.


Параметр объекта Свойство объекта, которое может быть представлено конкретным значением, называют параметром. Параметры, которые описывают количественные характеристики (вес, размер, возраст), называют величиной. Параметры, которые описывают качественные характеристики объекта (цвет, форма, вкус, материал), называются признаками Параметр – признак или величина, характеризующие какое-либо свойство объекта и принимающие различные значения




Действие как характеристика объекта Чтобы описать действия объекта, нужно ответить на вопрос: «Что он может делать?». Объекты могут выполнять действия самостоятельно или под воздействием других объектов. Объект Состояние 1 Объект Состояние 2 действие Если в выполнении действия участвуют два объекта, то один – производит действие, другой испытывает его воздействие. Действие – это смена состояния объекта




Последовательная смена состояний объекта, называется процессом Примеры процессов: Изготовление скульптуры из камня Движение автомобиля Приготовление пищи Информационные процессы (сбор, хранение, обработка и передача информации) Некоторым процессам человек дал названия: горения, старение, рост, строительство и т.д.


Процессы характеризуются Свойствами Параметрами Например, движение характеризуется: скоростью, продолжительностью, расстоянием. Формула, связывающая эти параметры S=V t Процесс Параметр Заполнение бассейна водой Количество воды за единицу времени Изготовление деталей Количество деталей в час Продажа товаров Количество проданного товара Параметры процессов


Среда существования объекта Среда – условия существования объекта Примеры среды существования Климатические зоны Земли – для каждой характерны температура, влажность, флора и фауна. Местожительства животных – живут в земле, воде, в лесу, в пустыне и т.д. У каждого объекта своя среда, в которой он существует. Среда существования влияет на объект, поэтому при смене среды существования объект меняет свои свойства

Светлана Меженина
Конспект НОД Формирование первичных представлений о свойствах и отношениях объектов окружающего мира (цвет, форма, величина, …)

Интеграция образовательных областей : «Социально – коммуникативное развитие» , «Познавательное развитие» , «Речевое развитие» , «Физическое развитие»

Задачи :

Формирование умений обследовать предметы , выделяя величину , включать движения рук по предмету в процесс знакомства с ним;

Формирование умений называть свойства предметов : большой, маленький;

Упражнять в установлении сходства и различия между предметами , имеющими одинаковое название (большой мяч – маленький мяч) ;

Развитие умения различать количество предметов : много – один (один - много) ;

Развивать у детей желание играть вместе с воспитателем в подвижные игры простого содержания;

Формирование умений отвечать на вопросы, повторять несложные фразы;

Воспитывать желание слушать стихотворения, сопровождать чтение поэтических произведений игровыми действиями.

Планируемые результаты :

Различать один и много предметов .

Может образовать группу из однородных предметов .

Общается в диалоге со взрослыми.

Слушает доступные по содержанию стихотворения.

Эмоционально откликаться на игру, предложенную взрослым , подражать его действиям, принимать игровую задачу.

Умеет выполнять ходьбу и бег, не наталкиваясь на других детей.

Приемы работы :

Художественное слово;

Показ и объяснение способов выполнения действия;

Самостоятельное выполнение действий;

Вопросы;

Показ игрушки;

Повтор ребёнком слов, фраз за воспитателем;

Поощрение;

Включение движения рук по предмету ;

Подвижные игры;

Самостоятельное выполнение действий.

Материалы : корзина с большими и маленькими мячами (для каждого ребёнка) ; две коробки разной величины ; музыкальное сопровождение; звуковоспроизводящее оборудование.

Ход непосредственно образовательной деятельности

Деятельность воспитателя Деятельность детей

Воспитатель читает стихотворение и отбивает от пола мяч.

По мячу ладошкой бьём

Дружно, весело вдвоём.

Мячик, мячик, мой дружок,

Звонкий, звонкий, звонкий бок.

По мячу ладошкой бьём

Дружно, весело вдвоём.

Мяч бросаю и ловлю.

Я с мячом играть люблю.

Е. Железнова

Воспитатель показывает детям мяч.

Дети, что это?

Сколько у меня мячей?

Воспитатель показывает детям на большие и маленькие мячи, лежащие в корзине.

Посмотрите, что лежит в коробочке?

Посмотрите, мячи в корзине большие и маленькие. Вот это маленький мяч. Я беру его и зажимаю в ладошке. Мяч спрятался в ладошке.

Какой по величине этот мяч ?

Возьми, Арина, мяч двумя ладошками. Спрячь его в ладошках!

У Арины в руках маленький мяч. Арина, какой по величине этот мяч ?

Ребята, какой по величине мяч спрятался у Арины в ладошках?

Дети, покажите ладошками, какого размера маленький мяч.

Воспитатель показывает большой мяч.

Вот это большой мяч. Максим, возьми его ладошками.

Спрятался большой мяч в ладошках?

Не получается спрятать мяч в ладошках. Мяч большой, он не помещается в ладошках. Обними мяч руками.

Какой по величине этот мяч ?

Покажите все руками, какой большой мяч.

Дети сидят на стульчиках полукругом

Ответы детей – мяч

(много)

Ответы детей. (мячики)

Индивидуальные и хоровые ответы детей.

Ответ ребёнка – Маленький

Маленький

Индивидуальные и хоровые ответы детей

Дети соединяют кисти рук в форме шара .

Ответ ребёнка – нет.

Ребёнок берёт мяч двумя руками и прижимает к себе.

Индивидуальные и хоровые ответы детей. (большой)

Дети соединяют руки кольцом перед собой, показывая размер мяча.

Сортировка мячей по величине

Ребята посмотрите, у меня есть две коробочки : большая и маленькая.

Какая по величине эта коробочка ?

А это какая коробочка?

Давайте в большую коробочку положим большие мячи, а в маленькую – маленькие.

Я беру мяч и кладу его в большую коробку. В какую коробку я положила большой мяч?

Даша, возьми один мячик.

Какой по величине мяч взяла Даша ?

Положи его в коробку. В какую по величине коробку ты положишь мяч?

Это большая коробочка.

Это маленькая коробочка

В большую

Маленький

В меленькую

Хоровые и индивидуальные ответы детей.

Воспитатель с детьми сортирует мячи по величине , раскладывая их в большие и маленькие коробки. При этом воспитатель побуждает детей употреблять в речи словосочетания «большой мяч» , «маленький мяч» , «большую коробку» , «маленькую коробку» , используя индивидуальные и хоровые ответы малышей.

Когда дети разложат мячи, воспитатель показывает пустую корзинку.

Сколько мячей в корзине?

Каждый взял по одному мячу, и в корзине ни одного мяча не осталось. Мы разложили мячи в разные коробки : большие мячи положили в большие коробки, а маленькие – в маленькие.

Молодцы, у вас всё хорошо получилось.

Давайте сейчас поиграем с маленькими мячами.

Ответы детей

Давайте поиграем.

Малоподвижная игра «Соберём мячики»

Воспитатель показывает на мячи в коробке, легко подбрасывает один мяч над коробкой и читает стихотворение.

Ты поймай мой яркий мяч

И отдай его, не прячь.

Мячик, прыгай, не спеши

И детишек посмеши.

Н. Пикулева

Воспитатель произносит : «Раз! Два! Три! Мячи лови!» - и просит детей считать вместе с ней.

Звучит музыка. Воспитатель высоко подбрасывает мячи вверх, они рассыпаются по всей комнате.

Дети повторяют слова за воспитателем.

Дети собирают мячи и приносят воспитателю.

Публикации по теме:

Формирование первичных представлений о семье у детей 5–6 лет в деятельности педагога-психолога Современное общество нуждается в восстановлении традиционных ценностей, включающих бережное отношение к семье, пропаганду семейного образа.

«Формирование первичных представлений о свойствах и качествах предметов в процессе образовательной области «Речевое развитие» Тема моей публикации «Формирование первичных представлений о свойствах и качествах предметов в процессе образовательной области «Речевое.

Предлагаю вашему вниманию дидактическую игру сделанную своими руками по сенсорному развитию для детей раннего возраста (цвет, форма, величина,.

Формирования первичных представлений о себе, других людях, объектах окружающего мира через экспериментальную деятельность. Федеральные.

Игры на познание и классификацию объектов окружающего мира Уважаемые коллеги! Предлагаю Вашему вниманию дидактические игры для ознакомления детей младшего дошкольного возраста с дикими и домашними.


Количество и счет. Развивать общие представления о множестве:

умение формировать множества по заданным основаниям, видеть составные части множества, в которых предметы отличаются определенными признаками.

Упражнять в объединении, дополнении множеств, удалении из множества части или отдельных его частей. Устанавливать отношения между отдельными частями множества, а также целым множеством и каждой его

частью на основе счета, составления пар предметов или соединения предметов стрелками.

Совершенствовать навыки количественного и порядкового счета в пределах 10. Познакомить со счетом в пределах 20 без операций над числами. Знакомить с числами второго десятка. Закреплять понимание отношений между числами натурального ряда (7 больше 6 на 1, а 6 меньше 7 на 1), умение увеличивать и уменьшать каждое число на 1 (в пределах 10).Учить называть числа в прямом и обратном порядке (устный счет), последующее и предыдущее число к названному или обозначенному цифрой, определять пропущенное число.

Знакомить с составом чисел в пределах 10.Учить раскладывать число на два меньших и составлять из двух меньших большее (в пределах 10, на наглядной основе).Познакомить с монетами достоинством 1, 5, 10 копеек, 1, 2, 5, 10 рублей (различение, набор и размен монет).

Учить на наглядной основе составлять и решать простые арифметические задачи на сложение (к большему прибавляется меньшее) и на вычитание (вычитаемое меньше остатка); при решении задач пользоваться

знаками действий: плюс (+), минус (–) и знаком отношения равно (=).

Делить предмет на 2–8 и более равных частей путем сгибания предмета (бумаги, ткани и др.), а также используя условную меру; правильно обоз-начать части целого (половина, одна часть из двух (одна вторая), две части из четырех (две четвертых) и т. д.); устанавливать соотношение целого и части, размера частей; находить части целого и целое по известным частям. Формировать у детей первоначальные измерительные умения. Учить измерять длину, ширину, высоту предметов (отрезки прямых линий) с помощью условной меры (бумаги в клетку).Учить детей измерять объем жидких и сыпучих веществ с помощью условной меры . Дать представления о весе предметов и способах его измерения. Сравнивать вес предметов (тяжелее - легче) путем взвешивания их на ладонях. Познакомить с весами.

Развивать представление о том, что результат измерения (длины, веса, объема предметов) зависит от величины условной меры.

Форма . Уточнить знание известных геометрических фигур, их эле-ментов (вершины, углы, стороны) и некоторых их свойств.

Дать представление о многоугольнике (на примере треугольника и четырехугольника), о прямой линии, отрезке прямой*.Учить распознавать фигуры независимо от их пространственного положения, изображать, располагать на плоскости, упорядочивать по размерам, классифицировать, группировать по цвету, форме, размерам. Моделировать геометрические фигуры; составлять из нескольких

треугольников один многоугольник, из нескольких маленьких квадратов - один большой прямоугольник; из частей круга - круг, из четырех отрезков - четырехугольник, из двух коротких отрезков - один длинный и т. д.; конструировать фигуры по словесному описанию и перечислению их характерных свойств; составлять тематические композиции из фигур по собственному замыслу. Анализировать форму предметов в целом и отдельных их частей; воссоздавать сложные по форме предметы из отдельных частей по контурным образцам, по описанию, представлению.

Ориентировка в пространстве. Учить детей ориентироваться на ограниченной территории (лист бумаги, учебная доска, страница тетради,

книги и т. д.); располагать предметы и их изображения в указанном на-правлении, отражать в речи их пространственное расположение (вверху, внизу, выше, ниже, слева, справа, левее, правее, в левом верхнем (правом нижнем) углу, перед, за, между, рядом и др.).Познакомить с планом, схемой, маршрутом, картой. Развивать способность к моделированию пространственных отношений между объектами в виде рисунка, плана, схемы. Учить «читать» простейшую графическую информацию, обозначающую пространственные отношения объектов и направление их движения в пространстве: слева направо, справа налево, снизу вверх, сверху вниз; самостоятельно передвигаться в пространстве, ориентируясь на условные обозначения (знаки и символы).

Ориентировка во времени. Дать детям элементарные представления о времени: его текучести, периодичности, необратимости, последовательности всех дней недели, месяцев, времен года. Учить пользоваться в речи понятиями: «сначала», «потом», «до», «после», «раньше», «позже», «в одно и то же время». Развивать «чувство времени», умение беречь время, регулировать свою деятельность в соответствии со временем; различать длительность отдельных временных интервалов (1 минута, 10 минут, 1 час). Учить определять время по часам с точностью до 1 часа.

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ

ЦЕНТР ДЕТСКОГО ТЕХНИЧЕСКОГО ТВОРЧЕСТВА «ПОИСК» Г.О. САМАРА

«Формирование первичных представлений о свойствах и отношениях объектов окружающего мира в образовательной деятельности дошкольников»

педагог-организатор

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ

1.Формирование

2.Разработка. «Знакомство детей со свойствами стекла и пластмассы».

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

Введение.
Ознакомление дошкольников с окружающим миром - это средство образования в их сознании адекватных представлений и знаний о мире, основанных на чувственном опыте, и воспитание правильного отношения к нему. Оно является источником первых конкретных знаний и тех эмоциональных переживаний, которые часто запоминаются на всю жизнь.

В последнее время в большое внимание уделяется социальному развитию ребёнка. Основная задача общества - показать детям окружающий мир «изнутри» и помочь ребёнку понять своё место в этом мире, как его члена, участника событий, преобразователя. Для развития и социализации ребёнка большое значение имеют представления о разнообразных предметах.

Дети, приходя в этот мир, не понимают назначение окружающих их предметов, смысл вещей. Открыть мир вещей помогает взрослый, как носитель опыта.

Мир вещей (предметы, объекты) имеют в жизни ребёнка самостоятельное значение: являясь первым объектом деятельности, он становится и первым объектом познания окружающей действительности.

В истории дошкольной педагогики ознакомление детей с предметным миром всегда считалось одной из важнейших задач, для решения которой выдвигались разные системы ознакомления детей с предметами известных прогрессивных деятелей в области педагогики (Ф. Фребель, М. Монтессори, К. Д. Ушинский, Л. Н. Толстой) .

На современном этапе дошкольной педагогики эта проблема не утратила своей актуальности. Многие педагоги, по-прежнему придают особое значение приобщению детей к окружающему миру.

Началом углублённой и систематической работы по данной проблеме послужила проблема формирования у дошкольников интереса к окружающему миру.

Результаты проведённой диагностики показали, что детям дошкольного возраста слабо удавалось группировать и классифицировать предметы по общим признакам, они испытывали затруднения при определении предметов рукотворного и природного мира, не проявляли интереса к истории, не могли объяснить целесообразность преобразовательной деятельности человека.

Исходя из этих данных, можно сделать заключение о недостаточном формировании познавательного интереса к предметному миру у детей.

Цель работы:

Разработать систему для развития представлений об окружающем мире детей дошкольного возраста в образовательной деятельности.

Задачи:

    Раскрыть особенности познания ребёнком окружающего мира. Определить уровни, критерии сформированности представлений об окружающем мире детей дошкольного возраста.

    Выявить и экспериментально проверить условия, при которых развитие представлений об окружающем мире у детей дошкольного возраста в образовательной деятельности будет наиболее эффективным.

    Разработать и апробировать систему познавательной деятельности и опытов - экспериментов по ознакомлению с окружающим миром.

Проблема формирования первичных представлений о свойствах и отношениях объектов окружающего мира в образовательной деятельности дошкольников.

Подход к созданию предметно - развивающей среды был определён, как первое условие для стимулирования действий по развитию представлений детей об окружающем мире предметов.

Вместо разрозненных уголков: познавательного, экологического, опытно - экспериментального, в нашей группе была создана «Лаборатория науки и природы», в которой для расширения кругозора о мире предметов находятся разные энциклопедии познавательного содержания; иллюстрированный материал по обобщающим темам, для формирования представлений детей о предметах рукотворного мира, об истории вещей, о различных материалах.

Для развития поисково - познавательной деятельности и знакомства со свойствами материалов в лаборатории имеется уголок опытной деятельности, в котором находятся образцы (ткани, металла, пластмассы, дерева, бумаги, стекла) . В «Лаборатории науки и природы» есть описания свойств и качества материалов; дидактические игры на закрепление качественных характеристик предметов; имеется всё необходимое оборудование для детского экспериментирования.

Таким образом, созданная в группе предметно - развивающая среда, пополняется, корректируются в зависимости от интересов детей, а также от уровня формирования представлений об окружающем мире.

Параллельно с совершенствованием предметно - развивающей среды, нарабатываются методы и приёмы по реализации данной темы.

Репродуктивные методы, к этому этапу относится объяснительно - иллюстративный метод, который предполагает сообщение детям готовой информации разными средствами обучения.

На этом этапе используются такие формы работы, как образовательная деятельность: проводится первично - ознакомительная деятельность, в ходе которой используются демонстрационные и учебные пособия (отчётливые и правильные представления) ; рассматривание иллюстрированного и познавательного материала; игры с предметами; эмоциональный рассказ.

Наглядный метод - используется тщательный отбор наглядного и демонстрационного материала.

Игровые методы - это и игрушки, герои произведений, сюрпризные моменты и элементы новизны. Побуждение в детях желания разгадать секрет, отгадать загадку или просто порадоваться, удивиться.

Когда у детей имеется необходимый багаж знаний, начинаем применять углублённо - познавательный тип организованной деятельности, уже с целью закрепить, уточнить, расширить конкретные представления о предметах, учим устанавливать причинно - следственные связи между предметом и его использованием; группировать предметы по назначению, происхождения и т. д.

Важной и интересной частью работы по данной теме является ознакомление детей с прошлым и настоящим знакомых предметов, а также с их будущим (в старшем возрасте - развитие воображения, творческих способностей при преобразовании предметов) . На примере историй предметов посуды, мебели, одежды, туалетных принадлежностей и т. п. расширяются представления детей о том, как выглядели эти вещи в далёком прошлом, как человек, удовлетворяя свои потребности, изобретал, преобразовывал и усовершенствовал предметы для своих нужд, а идеи заимствовал у природы.

Образовательная деятельность такого типа проходит в форме игр - путешествий в прошлое предмета, например, «Путешествие в пошлое одежды», «Путешествие в прошлое телефона» и т. п.

Словесный метод и такой приём как художественное слово используется в соответствии с темой, используются вопросы, направленные на воспитание бережливости, аккуратного обращения с предметами, на осознание того, что взрослые много трудятся над созданием вещи и результаты их труда необходимо беречь.

С целью закрепления полученных знаний используются дидактические игры, к сожалению, выбор готовых игр по данной теме небольшой. Значительное место в работе занимает исследовательский метод, представленный элементами исследовательского поиска.

Основными составляющими являются опыты и эксперименты, в процессе исследовательской деятельности дети учатся видеть проблему, выдвигать гипотезу, задавать вопросы, давать определения понятиям, классифицировать, наблюдать, проводить эксперименты, высказывать суждения.

Разработка.

Конспект непосредственно образовательной деятельности

для дошкольного возраста «Знакомство детей со свойствами стекла и пластмассы».

Цель : познакомить детей со свойствами стекла и пластмассы.

Стекло – гладкое, твёрдое, водонепроницаемое, хрупкое, прозрачное, тяжёлое, холодное.

Пластмасса – гладкая, мягкая, упругая, водонепроницаемая, прочная, непрозрачная, лёгкая, тёплая.

Упражнять детей в умении обследовать предметы, выделять их качества и свойства, руководствуясь указаниями воспитателя. Закрепить умение детей группировать предметы по общим признакам. Продолжать знакомить детей с тем, как люди используют свойства и качества материалов при изготовлении разных предметов.

Наглядный материал: предметы из стекла и пластмассы у воспитателя, по одному предмету из стекла и пластмассы у каждого ребёнка на столе.

Ход занятия.

Ребята, сегодня мы побываем в нашей лаборатории и познакомимся со свойствами стекла и пластмассы. А теперь закройте глаза: 1.2,3 мы уже в лаборатории! Ребята, посмотрите, что стоит на столах. Чего тут только нет! Назовите, что вы видите (ответы детей) (на столике стоят два подноса. На первом разложены предметы из стекла, на втором-из пластмассы).

Ребята, как вы думаете, почему одни предметы лежат на первом подносе, другие -на втором? Правильно, на первом подносе все предметы из стекла, стеклянные, а на втором подносе все предметы из пластмассы - пластмассовые.

Посмотрите внимательно на предметы на моём столе, что вы видите? (Дети перечисляют - стаканчики, пузырьки, игрушки….и т.д.)

Предметы разные по назначению. Чем ещё они отличаются друг от друга? (С помощью наводящих вопросов подвожу детей к выводу, что предметы разные по цвету, форме, величине.)

Но вы видите, что я все предметы разделила на две группы, попробуйте догадаться, по какому признаку я их разделила. Внимательно посмотрите вот на эти предметы. (Показываю на предметы, сделанные из стекла) Чем все эти предметы похожи, какой у них общий признак? (Если дети не догадаются, можно спросить, из какого материала сделаны предметы)

Да, все эти предметы сделаны из одного того же материала - из стекла. Стекло изобрели 5тыс. лет назад, делали его так: в глиняный горшок сыпали песок, золу, соду добавляли краски и долго варили на огне, пока не получалось мягкое, блестящее тесто. Затем мастер-стекольщик брал в руки глиняную палочку, пустую внутри, на один конец он подцеплял немного расплавленного стекла, а другой конец брал в рот и выдувал стеклянный пузырь так же, как дети выдувают мыльные пузыри. Раздувая стекло, мастер придавал своим изделиям красивую форму, и получались изящные, красивые вазы, разноцветные бусы и другие изделия. Мастера, который выдувает стекло, называют стеклодувом. Однажды старому мастеру-стеклодуву пришла мысль: выдуть большой стеклянный пузырь и отстричь у него концы с двух сторон. Получилась ровная трубка. Он разрезал мягкую и ещё тёплую стеклянную трубку вдоль и развернул её на столе. У него получился стеклянный лист. Первое стекло было мутное, неровное: один край толще, другой тоньше. А потом изобрели машину, которая вытягивает из плавильной печи жидкую стеклянную массу в виде широкой длинной ленты. Когда стеклянная лента остынет, её разрезают на части, и вот готово оконное стекло, для шкафов и т.д.. Стеклодув – трудная профессия, мужская, и ею может овладеть не каждый мужчина.

А эти предметы что объединяет? (Показываю на предметы из пластмассы). Они тоже сделаны из одного и того же материала. Кто знает, как он называется? (Ответы детей)

Некоторые из вас правильно назвали материал - это пластмасса. Повторите это новое слово. Послушайте, какое интересное слово – «пластмасса». Оно состоит из двух слов - пластическая масса (пластическая- значит мягкая).Если стекло делают из природного материала – из песка, то пластмассу изобрели учёные-химики, это искусственный материал.

Сегодня мы поговорим с вами о свойствах стекла и пластмассы. Это линейка из пластмассы, её можно немного согнуть (сгибаю). Посмотрите, я её отпускаю, и она принимает свою первоначальную форму. О каком свойстве пластмассы мы можем сказать? (Если дети затрудняются, называю свойство - упругий) Пластмасса – материал мягкий и упругий. (Дети хором повторяют новое слово «упругий»)

У вас на столе лежат стеклянные пузырёчки, возьмите их в руки, попытайтесь согнуть . (Дети выполняют указание) Получилось? (Нет). Значит, пластмасса – материал мягкий. А стекло, какой материал? (твёрдый)

У стекла и пластмассы разные свойства, но есть и одинаковые. Посмотрите, я налью воды в стеклянный стакан и в пластмассовый. Протекают стаканы? (Нет) Значит, какое у них общее свойство? (Дети пытаются подобрать нужное слово ) . Стекло и пластмасса – водонепроницаемые, т.е. вода сквозь них не проникает. Давайте повторим это трудное слово. (Дети повторяют)

Есть ли у стекла и пластмассы ещё одинаковые свойства? У вас на столе лежат не только стеклянные предметы, но и пластмассовые, проведите рукой сначала по стеклянному предмету, а потом по пластмассовому. (Дети выполняют указание). Какое ещё одно одинаковое свойство вы можете выделить у стекла и пластмассы, если по ним провести рукой? (Они гладкие)

Положите на одну руку стеклянный предмет, а на другую - пластмассовый, взвесьте их. О каких свойствах мы можем сказать? Какой предмет тяжелее? (Стекло тяжелее пластмассы)

Добиваюсь полных ответов от детей: стекло тяжелее, чем пластмасса, а пластмасса легче, чем стекло.

А сейчас зажмите в одну руку стеклянный предмет, а в другую пластмассовый. Какой предмет холодит руку? (Стеклянный). Значит, о каких ещё свойствах стекла и пластмассы мы можем сказать? Стекло какое? (Холодное). А пластмасса, какой материал? (Тёплый). Стекло холоднее, чем пластмасса, а пластмасса теплее, чем стекло.

Как вы думаете, если стеклянный предмет упадёт на пол, он может разбиться? Помните, когда в прошлом году мы уронили елочный, стеклянный шарик, что с ним произошло? (Он разбился) Мы можем сказать, что стекло бьётся, значит, это какой материал? (Дети подбирают подходящее слово) Да, это материал бьющийся, непрочный, хрупкий. А если я уроню пластмассовый предмет (роняю), он разбился? Как можно сказать про пластмассу, какой это материал?

(Небьющийся, прочный). Пластмасса прочнее стекла. Повторите и запомните.

Да, ребята, пластмасса прочнее стекла, она не бьётся, поэтому из пластмассы делают много разных предметов - игрушки, линейки, разные стаканчики и тарелочки, которые удобно брать в дорогу, в лес, а также бидоны,тазики для стирки и т.д. (Все предметы показываю детям).

У пластмассы и стекла есть ещё разные свойства. Посмотрите сквозь стеклянные предметы, вы видите что- нибудь? (Да) А сквозь пластмассовые предметы что-нибудь видно? (Нет). Если через предмет видно, значит, он какой? (Дети вспоминают слово «прозрачный»). Итак, стекло – материал прозрачный, а пластмасса – непрозрачный . Где используется это свойство стекла? Какие прозрачные предметы человек делает из стекла? Посмотрите вокруг и назовите мне. (Дети находят в группе предметы из стекла - оконное стекло, аквариум, электрические лампочки) Теперь проведите рукой по всем стеклянным и пластмассовым предметам, какие они? Мягкие или твердые? (Твердые). Гладкие или шероховатые? (Могут быть и гладкими, и шероховатыми, в этом они похожи.) По звуку можно их различить?(Можно). По запаху можно различить их? (нет).

Сейчас поиграем в игру «Что звучит?» (стучу палочкой по различным предметам, дети угадывают по звуку, какой предмет.)

Вот как много разных качеств у стекла и пластмассы. Зачем человеку надо знать свойства материалов? (Чтобы знать, какие предметы из этих материалов можно сделать). Давайте вместе вспомним, какие же свойства стекла и пластмассы мы узнали. Сначала вспомним одинаковые свойства.

Стекло и пластмасса - водонепроницаемые, гладкие.

Теперь я начну, а вы продолжите:

стекло твёрдое, а пластмасса….. (мягкая, упругая);

стекло прозрачное, а пластмасса….(непрозрачная);

стекло холодное, а пластмасса….(тёплая);

стекло хрупкое, а пластмасса……(прочная);

стекло тяжёлое, а пластмасса…(лёгкая).

А сейчас мы с вами поиграем и закрепим свойства пластмассы. Мы будем передавать пластмассовую игрушку и называть свойства пластмассы. Воспитатель начинает и передаёт ребёнку игрушку:

пластмасса мягкая, упругая, а стекло……(твёрдое);

пластмасса непрозрачная, а стекло…..(прозрачное);

пластмасса тёплая, а стекло…(холодное);

пластмасса прочная, а стекло….(хрупкое, бьющееся);

пластмасса лёгкая, а стекло….(тяжёлое).

Итог. Итак, ребята, мы с вами сегодня познакомились со свойствами стекла и пластмассы. Эти материалы обладают свойствами, которые нужны людям для изготовления различных предметов. Стекло – это не только посуда, зеркала, это и объективы фотоаппаратов, кинокамер. Мы говорили, что стекло - очень хрупкий материал, но сейчас учёные сумели создать очень прочное стекло. Из него можно делать окна автомобилей и самолётов. Если на такое стекло бросить тяжёлый стальной шар, оно не разобьётся, а если оно всё же разобьётся, то от него не будет осколков с острыми краями и люди не поранятся.

А некоторые пластмассы тоже обладают необыкновенными свойствами. Есть пластмассы прочнее стали, а ещё есть пластмассы, которые сильно нагревают и делают из них капрон. (Показываю капроновую ленту). Все пластмассы не боятся влаги, не ржавеют, не гниют, поэтому часто пластмасса заменяет дерево, металл, стекло. И все эти свойства человек узнал, изучая их, есть такая наука – химия, которая изучает свойства различных материалов.

Игpa «Хорошо-плохо».

Дети находят хорошие и плохие качества пластмассы и стекла.

Молодцы, ребята. Вам было интересно в нашей лаборатории? Что нового вы узнали?(ответы детей).

А теперь, нам пора возвращаться в группу. Закройте глаза: «1,2,3 -мы в группе».

Заключение.

Для развития первичных представлений о свойствах и отношениях объектов окружающего мира в образовательной деятельности дошкольников , безусловно, пригодны все виды учебных занятий в детском саду, при этом изучению окружающего мира отводится особое место. Это не случайно, окружающий мир - открытый, неисчерпаемый источник для детских наблюдений и экспериментов. Ребенок интуитивно ощущает себя его частью, и потому взаимодействие с окружающим миром для него органично и естественно.

Главными условиями формирования первичных представлений о свойствах и отношениях объектов окружающего мира в образовательной деятельности дошкольников являются следующие:

1) Ранее начало, предоставление свободы выбора, среда, окружающая ребенка, поощрение творчества.

2)Активные методы обучения: диалогические, организация дискуссий, решение проблемных ситуаций, проблемный диалог, дидактические игры и др.

3) Творческий потенциал самого педагога, его тактичность.

По итогам исследования разработаны практические рекомендации, методические пособия, игры и занятия.

Таким образом, в результате проведённой работы, можно отметить, что предметный мир имеет большое значение в приобщении ребёнка к социальной действительности.

Используемая литература:

    О. В. Дыбина «Что было до...» Игры - путешествия в прошлое предмета.

    О. В. Дыбина «Из чего сделаны предметы» / Творческий центр «Сфера», Москва 2010 год.

    О. В. Дыбина «Ознакомление дошкольников с предметным миром»/ Педагогическое общество России, Москва 2008 год.

    С. А. Козлова «Мой мир» / «Линка-пресс», Москва 2002 год.

«Развитие сенсорного восприятия детей в условиях реализации ФГОС посредством формирования первичных представлений о свойствах и отношениях объекта окружающего...»

Развитие сенсорного восприятия детей в условиях реализации ФГОС посредством

формирования первичных представлений о свойствах и отношениях объекта

окружающего мира

Кулькова А. А.

Кулькова Анна Александровна / Kul’kova Anna Aleksandrovna - воспитатель,

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение,

Детский сад № 178, г. Иваново

Аннотация: в статье рассматриваются основные формы и методы работы по развитию мышления

детей дошкольного возраста в условиях дошкольной организации. Автор делает анализ имеющихся теоретических знаний о взаимосвязи развития мышления и накопления сенсорного опыта детей.

Ключевые слова: дошкольный возраст, мышление, сенсорное восприятие, ФГОС, дошкольная образовательная организация.

В наше время, резкое обновление знаний во всех областях, рост потока информации, которую человек должен быстро усвоить и с пользой для себя использовать, ставят перед педагогической наукой и практикой новые, динамичные задачи. В связи с этим принят Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (ФГОС ДО), в котором заложен значительный потенциал для дальнейшего познавательного, волевого и эмоционального развития ребёнка.

Большое значение приобретает проблема умственного воспитания детей дошкольного возраста, основой, которого является сенсорное воспитание.

В п.2.6. ФГОС ДО прямо указывается, что содержание программ детских дошкольных образовательных учреждений «…должно обеспечивать развитие личности, мотивации и способностей детей в различных видах деятельности и охватывать следующие структурные единицы, представляющие определенные направления развития и образования детей: а) социально-коммуникативное развитие; б) познавательное развитие; в) речевое развитие; г) художественно-эстетическое развитие; д) физическое развитие».



Достижение этих пяти задач развития и образования детей представляется достижимым через применение различных способов и методов обучения и воспитания малышей. И в первую очередь через сенсорное развитие ребёнка.

Сенсорное развитие ребенка - это развитие его восприятия формирование представлений о внешних свойствах предметов: их форме, величине, положении в пространстве, а также запахе, вкусе и т.п.

Сенсорное развитие, с одной стороны, составляет фундамент общего умственного развития ребенка, с другой стороны, имеет самостоятельное значение, так как полноценное восприятие необходимо и для успешного обучения ребенка в ДОО и для различных направлений трудовой деятельности. Важность сенсорного воспитания определяется тем, что познания окружающей действительности основывается, прежде всего, на ощущении и восприятии. Мы узнаём об окружающих предметах и явлениях при помощи зрения, осязания, слуха, и лишь на этой основе могут в дальнейшем возникнуть более сложные самостоятельные процессы, как память, воображение, мышление.

Сенсорный, чувственный опыт служит источником познания мира. В раннем детстве ребенок особенно чувствителен к сенсорным воздействиям. Упущения в формировании сенсорной сферы ребенка на ранних этапах его развития компенсируются с трудом, а порой невосполнимы.

Ребенок в жизни сталкивается с многообразием форм, красок и других свойств предметов, в частности игрушек и предметов домашнего обихода. Малыша окружает природа со всеми ее сенсорными признаками– многоцветьем, запахами, шумами. И конечно, каждый ребенок, даже без целенаправленного воспитания, так или иначе, воспринимает все это. Но если усвоение происходит стихийно, без разумного педагогического руководства взрослых, оно нередко оказывается поверхностным, неполноценным. А ведь ощущения и восприятие поддаются развитию, совершенствованию, особенно в период дошкольного детства. Здесь то и приходит на помощь сенсорное воспитание.

Сенсорное развитие ребенка – буквально с первых дней его жизни является залогом успешного осуществления разных видов деятельности, формирование различных способностей. Именно поэтому так важно, чтобы сенсорное воспитание планомерно и систематически включалось во все моменты жизни ребенка, прежде всего в процессы познания окружающего мира: предметов, их свойств и качеств (форма, строение, величина, положение в пространстве и т.п.) В раннем возрасте ведущей является предметная деятельность, то есть деятельность, направленная на овладение различными способами действий с предметами. Восприятие, внимание, память и мышление ребенка функционируют и формируются главным образом в процессе предметных действий. Мышление в раннем возрасте имеет преимущественно наглядно-действенный характер, и влечёт за собой развитие таких его форм как, наглядно-образное и символическое мышление, которые тоже опираются на опыт практических действий малыша.

Возникновение и развитие речи ребёнка происходит, в совместной со взрослыми предметной деятельности. На ее основе зарождается процессуальная игра. Благодаря развитию предметных действий и речи в игре ребенка появляются игровые замещения. Становление игровых замещений дает начало сюжетно-ролевой игре, которая становится ведущей на следующем этапе развития ребенка.

В свою очередь, в сюжетно-ролевой игре создаются условия для развития самостоятельности и целеустремленности ребенка. Результаты (победы и поражения) в сюжетно-ролевой игре и признание их со стороны взрослых становятся для ребенка способом утверждения собственного достоинства, мерой своего Я.

Умение воспринимать предметы, анализировать их, сравнивать, обобщать не формируются сами собой в ходе той или иной деятельности. Требуется обучение по определенной системе, что является актуальным в развитии детей раннего возраста.

Для детей третьего года жизни (при создании необходимых условий) характерен ускоренный темп сенсорного развития. В этот период сенсорное воспитание является основной линией развития, все остальные линии развития базируются на сенсорной основе. Ребенок интенсивно накапливает впечатления и представления о важнейших признаках, свойствах предметов. Накопленный сенсорный опыт, связывается с конкретными предметами и явлениями.

К трем годам у ребенка складывается определенное представление о результате того, что он хочет сделать, и это представление начинает мотивировать его действия. Малыш теперь стремится к достижению определенной цели, получению правильного результата. Ребенку нужно помогать «удерживать» цель, направлять его на достижение желаемого результата. Для этого целесообразно использовать такие игры и игрушки, действиями с которыми предполагают наличие образца: фигурные пирамидки, из которых нужно собрать определенный предмет (машину, слоника, собачку и пр.);

всевозможные мозаики или пазлы; кубики или простые конструкторы.

Своевременное сенсорное воспитание на данном возрастном этапе - главное условие познавательного развития, правильной и быстрой ориентировки в бесконечно меняющемся окружении, эмоциональной отзывчивости, способности воспринимать красоту и гармонию мира. А быстрое включение сенсорных систем является одной из ключевых способностей человека, основ его полноценного развития.

Начиная с 3 лет, основное место в сенсорном воспитании детей, занимает ознакомление их с общепринятыми сенсорными эталонами и способами их использования.

Человечество выделило определенную эталонную систему величин, форм, цветовых тонов.

Овладевая такого рода системой, ребенок получает как бы набор мерок, эталонов, с которыми он может сопоставить любое вновь воспринятое качество и дать ему надлежащее определение. Усвоение представлений об этих разновидностях позволяет ребенку оптимально воспринимать окружающую действительность. В детском возрасте восприятие начинает постепенно оформляться в самостоятельный процесс.

У дошкольников знакомые предметы не вызывают у них длительных мыслительных процессов:

сразу же взглянув на предмет, дают ему название, и на этом обследование предмета заканчивается. Но зато новый, неизвестный предмет вызывает у ребенка любопытство, желание его пощупать, понюхать и попробовать на вкус .

Здесь происходит переход от манипуляций с предметом к его внутреннему познанию. Зрительное восприятие постепенно становится основным средством через наблюдение. Условием является содержательная деятельность ребенка, где появляется возможность сосредотачивать внимание на свойствах предметов, тем самым помогая освоить эти предметы. В этой деятельности формируются способности и умение детей выделять качества, свойства, умение определить форму, материал, цвет, величину, положение в пространстве и т.д. Сенсорные эталоны – это системы геометрических форм, шкала величин, спектр цветов, система фонем родного языка и т.д. Все эти эталоны должны быть усвоены ребенком .

Процесс освоения сенсорных эталонов начинается в раннем детстве и продолжает развиваться на протяжении всей жизни. Поэтому освоение ребенком сенсорных эталонов позволяет ему самостоятельно видеть знакомое в незнакомом, замечать особенности незнакомого, накапливать новый сенсорный опыт.

Таким образом, восприятие детей развивается постепенно, в результате чего они оказываются способными воспринимать все более сложные предметы.

Сенсорное воспитание необходимо осуществлять с первых дней жизни ребенка. Значение сенсорного воспитания состоит в том, что оно: является основой для интеллектуального развития; развивает наблюдательность; позитивно влияет на эстетическое чувство; является основой для развития воображения, внимание; дает ребенку возможность овладеть новыми способами предметно – познавательной деятельности; обеспечивает освоение сенсорных эталонов Итак, организация педагогической работы по развитию восприятия в процессе сенсорного воспитания детей включает игровые упражнения, направленные на развитие восприятия цвета, формы, величины.

Работа по развитию восприятия должна осуществляться систематически и последовательно и включаться во все этапы жизнедеятельности детей: режимные моменты (умывание, одевание, завтрак, обед), игры (дидактические, подвижные, сюжетно-ролевые и др.), трудовую деятельность, прогулки. Другими словами восприятие должно сопровождать всю непрерывно-непосредственную образовательную деятельность, тем самым обогащая сенсорный и сенсомоторный опыт детей.

Литература

1. Венгер Л. А. Воспитание сенсорной культуры ребенка от рождения до 6 лет: Кн. Для воспитателя детского сада/ Л.А. Венгер, Э.Г. Пилюгина, Н.Б. Венгер; под ред. Л.А. Венгера. – М.: Просвещение.

2. Пилюгина Э. Г. Занятие по сенсорному воспитанию с детьми раннего возраста: пособие для воспитателей детского сада.-М., 1983.

Похожие работы:

«ПАМЯТКА для педагогов по профилактике суицида среди детей Суицид намеренное, умышленное лишение себя жизни, может иметь место, если проблема остается актуальной и нерешенной в течение нескольких месяцев и при этом ребенок ни с кем из своего окружения не делится личными переживани...»

«БАБИЧ И.А. Уроки музыки в начальной школе для детей с расстройствами аутистического спектра Из практического опыта работы учителя музыки У роки музыки как в общеобразоваВ Центре психолого-медико-социальтельной, так и в коррекционной ного сопровождения детей и подростков, нача...»