Дети до трех лет довольно часто проявляют несдержанность и так называемые аффективные реакции: кусаются, бьют, щипают, царапают, толкают сверстников. Стоит сказать, что агрессивное поведение в 1, 2 или 3 года является крайним вариантом нормы психического развития маленького человека.
Столкнувшись с проблемой нестандартного выхода детской агрессии, мамочки склонны впадать в панику и необоснованно искать в детском характере признаки нездоровья. Естественно, нужно побыстрее разобраться, почему ребенок кусается, и принять меры. Но с ходу вешать на него ярлык патологии – преждевременно.
В большинстве случаев достаточно проявить немного внимания к проблеме и аккуратно перестроить поведение малыша через диалог, игру или упражнения – в зависимости от возраста. В помощь испуганным мамам и папам разработаны надежные инструкции, как отучить ребенка кусаться на том или ином возрастном этапе.
Из этой статьи вы узнаете
Психологи не устают повторять: «Каждый малыш уникален». Индивидуальный путь развития зависит и от стиля семейного воспитания, и от индивидуальных особенностей физиологии и психики. Даже самые внимательные и заботливые родители могут быть озадачены тем, как чадо выражает эмоции. А ведь именно эмоционально-волевые качества наиболее активно влияют на поведение в раннем и дошкольном возрасте.
Есть важная закономерность: чем старше становится малыш, тем более осознанными и «психологичными» становятся кусание, щипание и желание драться. Например, годовалый младенец не станет нарочно причинять боль, а вот двухлетний сорванец вполне вероятно усвоил, что это эффективный способ достичь желаемого это укусить или ущипнуть другого.
Обратите внимание на таблицу ниже. Здесь собрана наиболее важная информация о том, как и почему дети проявляют агрессию в разных возрастах. И как с ней справляться родителям и педагогам. (Внимание ! Таблицу можно проматывать вправо и влево).
Возраст детей | Наиболее вероятные проявления негативных эмоций | Физиологические причины | Психологические причины | Стратегии поведения взрослых: Э - эффективная Н - неэффективная |
---|---|---|---|---|
3-11 месяцев | Капризы, плач, крик, ненаправленное кусание любых предметов поблизости, в том числе собственного тела | Прорезывание зубов, болевые ощущения | Недостаток внимания, тревога, ожидание кормления | Э: Приобретать и применять гели для зубов и прорезыватели Н: Наказание грудного ребенка, игнорирование |
1 год | Укусы, удары или плач во время игры | Переутомление на уровне нервной системы, ослабление функции торможения в нервной системе | Избыток информации, эмоциональная незрелость, малыш «заигрался» (эмоционально возбужден) и нуждается во внешнем воздействии, помощи взрослого для успокоения | Э: Уже можно формировать альтруизм в характере младенца с помощью эмоционально окрашенного слова «А-ай!» или «Бо-ольно!» Тон голоса - твердый с некоторой претензией, пока без имитации обиды. Продолжение игры после паузы (торможения нервной системы) Н: Полное резкое прекращение игры, наказание, игнорирование |
2 года | Укусы, удары, отбирание и разбрасывание игрушек или еды, капризы, истерики, «плохие слова», щипки, бросание песком и камнями и др. | Внутренний дискомфорт, реакции на который ребенок переадресует во внешний мир в виде агрессивных проявлений Задержка психоневрологического развития, приводящая к дисбалансу между требованиями взрослых и возможностями нервной системы | Намеренное отрицание правил (протест связан с ранним началом кризиса 3 лет), формирование лидерских качеств через авторитет силы, подражание семейному стилю воспитания | Э: Продолжаем формировать альтруистичное поведение. Теперь можно имитировать плач и обиду или наделять эмоциями укушенную игрушку, «оживлять» ее и показывать, что значит «извиниться» и «пожалеть». Переключение внимания на ДО укуса. Н: Запрет словом «нельзя», если оно не было ранее знакомо ребенку, физические наказания |
3 года | То же, что в 2 года, но может проявляться как в атаке, так и в защите | Отставание в темпах психоневрологического развития, травмы мозга, головные или иные боли, о которых ребенок не может сообщить. Неуравновешенность и слабость нервной системы | Кризис 3 лет. Педагогическая запущенность. Страх. Проблемы коммуникативной сферы. Задержка речевого развития. Несформированность волевого контроля эмоций | Э: Поиск путей выхода из кризиса, перестройка системы воспитания, установление доверительных отношений с детьми. Сказки. Коммуникативные игры. Диалог! Н: Физические наказания, крик, долгие нотации, угрозы, лишения, необоснованные запреты |
4 года | Любые из приведенных ранее | При нормальной развитой речи, отсутствии неврологических проблем и психопатологий причины - только психологические | Кризис 3 лет. Подражание взрослым! Несформированность коммуникативных качеств. Недосоциализация, низкая адаптация. Педагогическая запущенность | Э: Коррекционная сюжетно-ролевая игра для моделирования правильных отношений с окружающими Н: Телесные наказания, ограничение основных потребностей, зеркальный ответ |
Старше 4 лет | Обратитесь к специалистам: психологу и неврологу - для установления причин проявления агрессии у ребенка. Родительская школа - также отличный способ преодолеть некоторые ошибки в воспитании |
Кстати ! Намеренное разбрасывание вещей тоже может быть проявлением несформированности эмоционально-волевых процессов. Не дайте этому поведению превратиться в манипуляцию.
В таблице выше приведены эффективные и неэффективные стратегии взрослых по отношению к кусающимся детям. Полезные коррекционные приемы разберем более подробно.
Приобретение зубных прорезывателей
Остановитесь на классической форме и материале – силиконовое кольцо с массажными элементами. Игрушка-жевалка не имеет права навязывать никаких стереотипов, например, имитировать пищу, образы живых существ или издаваемые ими звуки.
Ребеночек уже в этом возрасте должен строго различать, что можно грызть, а какие предметы под запретом. Обезболивающие гели, естественно, гипоаллергенны и одобрены врачом.
Ай! Больно!
Своевременная активация альтруизма (полтора года – оптимальный возраст) положительно повлияет на будущий характер маленького человека. Важно, чтобы слово «больно» не сопровождалось имитацией страха или разочарования.
В интонацию лучше вкладывать возмущение и удивление. Последующая временная приостановка игры необходима не для наказания, мол, «Ты плохой, я не хочу с тобой играть», а для снижения психического возбуждения, которое и привело к потере контроля. Иными словами, ребенок укусил не потому, что хотел это сделать, а просто не сумел сдержать эмоциональный всплеск.
«Пожалей! Смотри, он плачет»
Формирование сочувствия и эмпатии у детей – еще одна важная педагогическая задачка для мам и пап. Умение оценивать эмоциональное состояние собеседника или партнера по игре – определяющий навык в общении на следующем возрастном этапе – преддошкольном, когда малыш будет вынужден считаться с мнением группы, социальными правилами и семейными традициями.
Взывать к детскому сочувствию и раскаянию за нанесенную обиду лучше всего через театрализацию:
Полезные сказки
Сказка с древних пор помогала старшему поколению в простой и доступной форме разъяснять детям сложные законы окружающего мира. Через сказку транслируется не только народная мудрость, но и семейные традиции. Поэтому, выбирая сказки для чтения, заранее подумайте, соответствует ли их содержание вашим представлениям о воспитании подрастающего поколения. Чему вы хотите научить детей?
Помимо народных сказок, существуют так называемые терапевтические. Читать их нужно, как и обычные, – среди дня или на ночь. С той лишь разницей, что после такой сказки у взрослого с детьми должна обязательно состояться беседа по рекомендованной автором сказки схеме.
Подбирать сказки нужно по общей идее: нормализовать общение. Например, читать известные истории о Золушке и Белоснежке, указывая при этом, что обе девушки добрые, ласковые, внимательные. Эталон девочки. Ребенку станет понятно, что достигать целей можно не физической силой, а терпеливым ожиданием, вежливыми просьбами и красотой. В итоге ведь обе девушки стали принцессами.
Для мальчиков в качестве эталонного героя можно выбрать храброго портняжку или Щелкунчика. Обязательное условие для чтения любой сказки – диалог с ребенком по ходу развития сюжета.
Литература:
З. Брокет, Г.Шрейбер. «Целительная сила сказок »;
Н. Радина. «Истории и сказки в психологической практике »;
А. Капская, Т.Мирончик. «Подарки фей. Развивающая сказкотерапия для детей »;
О. Хухлаева. «Терапевтические сказки в коррекционной работе с детьми ».
Для кусающегося малыша легче всего придумать историю о кусачей кошке.
Суть истории:
Кошка была очень красива, мила и очаровательна, пока кто-нибудь не протягивал к ней руку, чтобы погладить. Оказывается, бедняжку обидели злые мальчишки, и теперь она ссорится даже с теми; кто желает дружить с ней по-настоящему.
Вопросы ребенку:
Как ты думаешь, у кусачей кисы появятся друзья?
А почему?
А что кисе нужно сделать, чтобы обрести дружбу?
Сюжетно-ролевые игры
Игра – любимый и самый понятный детям способ наработки навыков. И в контексте темы мы говорим о навыках коммуникативных, социальных. Предложите кусающейся девочке поиграть в дочки-матери. Не будет же она кусать своего «младенца» за проступки или плач в коляске?
Юному кусаке поручите тренировку импровизированной армии бойцов из мягких игрушек или соседских мальчишек. Пусть подбирает нужные слова и действия, а покусы постепенно станут неэффективным средством достижения целей.
Пересмотр стиля воспитания
Дети во многом подражают своим родителям в выражении негативных эмоций. Детская психика непредсказуемо преломляет родительский опыт. И там, где мать в конфликтах кричит на отца, ребенок вполне может начать кусаться. Старайтесь, чтобы детвора не была свидетелем семейных ссор. И обязательно исключите из списка воспитательных мер деструктивные:
Бить детей всерьез и постоянно не рекомендует ни один специалист от педагогики. Физическое наказание порождает не авторитет, а страх – плохой советчик. Но некоторые персоны, например известный доктор Комаровский, допускают небольшие шлепки по мягкому месту – как способ переключения внимания малыша.
Папе и маме важно обсудить стиль воспитания с бабушками и дедушками, чтобы дети не оказывались между деспотизмом отцов и попустительством дедов. Желательно, чтобы все члены семьи использовали единые правила и предъявляли к ребенку равные требования.
Дурной пример заразителен
Иногда родители выражают свою любовь друг к другу ласковыми покусываниями или «царапками». В отношениях взрослых людей такие нежности допустимы, но ребенок воспринимает их слишком буквально и потому неверно воспроизводит.
Если малышу больше 3 лет, объясните, что для выражения любви не нужно делать больно, а лучше пока лишите малыша возможности наблюдать «звериные» отношения родителей.
Вектор агрессии
Высокий уровень тревоги, причины которой должен выяснить специалист, толкает детей на необдуманные действия, аффекты. Дисбаланс энергии возникает из-за несовершенства психики. Чтобы перенаправить агрессию в позитивное русло, запишите забияку в секцию плавания, боевых искусств или творческую студию.
Перенаправление детской энергии – хороший совет для тех мам, которые замечают любые признаки тревожности у 3-4-летнего малыша: неспокойный сон, неконтролируемую физическую активность, снижение концентрации внимания, лень, апатию, колебания аппетита, частые истерики или беспричинные слезы.
В период отучения детей от дурных привычек родители успевают перепробовать массу приемов, в том числе запрещенных.
Секрет воспитания любого ребенка очень прост – действовать нужно последовательно и методично, не перескакивая с одной системы на другую. Выберите одну линию поведения и следуйте ей. Не всегда результат появляется сразу.
Есть дети, которым требуется несколько повторений одной ситуации, чтобы освоить некий опыт. Будьте терпеливы и настойчивы, но избегайте того, чего делать нельзя.
Секрет правильного наказания одновременно и прост, и очень сложен: наказывает не человек человека. Мама и папа должны всегда оставаться гарантом надежных тылов для малыша. Поэтому наказание – результат нарушения правил, и направлено оно не на ребенка, а на его поведение. Звучит действительно сложно, но в реализации этого принципа нет ничего невыполнимого.
Важно ! Наказав малыша, обязательно объяснитесь с ним. Дайте понять, что вы по-прежнему любите своего детеныша и очень расстроены тем, как он несдержан в поведении и подвергает опасности собственное здоровье или жизнь. Помните, что детей нужно обнимать несколько раз в день , даже если вы в ссоре. Уверенность в защите – базовая потребность человека.
Зеркальный ответ . Если вы не уверены в эффективности приема, лучше не отвечать детям в стиле «око за око». Здесь легко нарушить принцип наказания, озвученный в предыдущем пункте. Родитель не должен демонстрировать некорректное поведение. Лучше правильно проигнорируйте укус – элемент поведения, а не всю детскую личность!
Посмотрите видео, в котором детский психолог Марина Романенко очень подробно делится практическими советами по избавлению ребенка от этой дурной привычки.
В условиях детского сада привычный домашний плач и капризы перестают работать, и избалованные персональным вниманием мальчики и девочки начинают кусаться, царапаться и бросаться игрушками.
Малыши также могут быть непривычны к шуму, нарушению личных границ, требованиям воспитателей. Ответная эмоция одна и та же – гнев, но в ее выражении происходит замещение более эффективными с точки зрения малыша действиями. И теперь ребенок не плачет, а начинает драться.
Если ваше чадо может сильно ущипнуть или укусить товарища и вы об этом знаете, заранее предупредите воспитателей. Обязательно предотвратите конфликт, объяснив, что уже работаете над проблемой, но нуждаетесь в педагогическом контроле в дневное время, когда вас нет рядом.
Если инцидент случился впервые и стал для вас неприятным сюрпризом, не спешите ругать конфликтера. Поговорите с ним и выясните, почему ребенок кусает товарища, какой предмет или событие стало поводом для выяснения отношений, было ли это нападение или защита от вторжения чужака в личное пространство. В остальном выбирайте воздействие в соответствии с приведенной выше таблицей.
Контролировать себя трудно, но необходимо. Старайтесь реагировать обдуманно и без спешки. Поговорите в первую очередь со своим ребенком. Проясните ситуацию, как и в предыдущем случае. Попросите малыша какое-то время не создавать провокаций. И не настраивайте ребенка против товарища!
С родителями обидчика по возможности не вступайте в конфликт – действуйте через воспитателей. Они более дипломатичны в решении таких вопросов. Полезной может быть и общая для двух семей консультация социального педагога или штатного психолога садика.
Важно ! Не совершайте частую родительскую ошибку, пытаясь тайно запугать обидчика. Это лишь усилит противостояние с его родителями, да и самому ребенку может навредить.
Кусание, царапанье, драки, разрушения – все это звенья одной цепи. Дети не знают иного способа пережить стресс, кроме как выразить свои эмоции вовне. Другие механизмы еще просто не сформировались.
Множественные и систематические признаки агрессии у детей – не самый положительный симптом. Возможно, вашей семье пора обратиться к специалисту. Довольно распространены случаи, когда поведение здоровых детей диагностично для семейного психолога.
Посмотрите еще одно видео с полезными советами для родителей.
Если долгое время не удается справиться с раздражительностью и агрессивным поведением, лучше переступить через свою гордость и посетить кабинет невролога и психолога. Никто не заинтересован в том, чтобы ставить на ребенке клеймо девиантности (отклонений), но если все оставить как есть, вред возрастет. Обязательно проконсультируйтесь и получите рекомендации у невролога, если:
Картинка нарисовалась нерадостная. Не спешите приписывать своему малышу какие-то патологии. Хотеть кусаться и кусаться в процессе формирования поведения – это совершенно разные психологические структуры.
Отклоняющееся поведение, признаки которого не замечены до 4-5 лет, – огромная редкость благодаря внимательности членов семьи и ежегодному наблюдению невролога и психолога в поликлиниках. Скорее всего, ваш малыш просто формируется по своему индивидуальному сценарию. А ваша задача – поддерживать и направлять.
ВАЖНО ! *при копировании материалов статьи обязательно указывайте активную ссылку на перво
Наши детки пробуют мир на вкус. И это правда, ведь рот, язык, имеющиеся на нем рецепторы – первые инструменты малыша, с помощью которых он узнает, как устроена жизнь. Именно поэтому крохи так любят тащить в рот все, что плохо лежит – от своих игрушек до взрослых предметов - очков, ключей и даже денег. Эту стадию развития проходят все без исключения. Но у многих ребят в определенном возрасте появляется еще одна неприятная привычка - кусаться или щипать окружающих. Малыш может покусать других детей на площадке или в детском саду, очень больно ущипнуть родственников или гостей, которые пришли в дом. Родителям стыдно, уговоры на ребенка не действуют. Что же делать в этой ситуации? Как отучить чадо пускать в ход ногти и зубы?
Для начала нужно понять, почему ребенок поступает именно так.
Всенародно известный детский доктор Комаровский уверяет, что кусаться пробуют все дети. Я с этим не соглашусь. Во всяком случае, ни один из моих четверых детей кусаться не пытался. Да и у подруг таких неприятностей не случалось. Но преуменьшать значение проблемы не буду. Лично видела, как в детском саду воспитатель «распекает» мальчика, который покусал двух девочек и нянечку. Картина не из приятных.
Итак, кто же склонен кусаться?
Способ борьбы с вредной и травмоопасной привычкой напрямую зависит от причин, по которым ребенок начал кусаться.
Если лезут зубки у грудного ребенка – купите ему силиконовые кольца - прорезыватели или специальные игрушки с «пупырышками» для массажа десен. Они продаются в аптеках и детских магазинах. Помогают гели, вроде «Метрогила». Но перед применением медикаментов лучше посоветоваться с врачом.
Если при кормлении грудью вы замечаете, что ребенок начал «хулиганить» - кусаться намеренно, сразу отнимайте грудь. Так у него выработается рефлекс «укусил – лишился пищи». Кусаться он перестанет довольно быстро, ведь даже самый маленький ребенок сам себе не враг, и прекрасно понимает, что ему нужно на самом деле для комфортной жизни.
Для ребят постарше неплохо будет увеличить физическую активность. Займитесь зарядкой, гимнастикой, отдайте малыша в секцию по плаванию.
Эмоциональным детям нужно планомерно каждый день «вкладывать в голову» мысль о том, что чувства можно и нужно проговаривать. Пусть с самого раннего возраста учится выражать свои эмоции словами: «Мне страшно», «Мне обидно», «Мне нравится эта игрушка, потому что она…», «Мне не хочется идти в гости, потому что…».
Если у ребенка слабые жевательные мышцы, и кусается он, как говорится, не со зла, справиться с ситуацией поможет употребление твердой пищи – чаще давайте малышу погрызть яблоко, сырую морковь, капустную кочерыжку. Отличное упражнение для жевательных мышц - надувание воздушных шариков и мыльных пузырей.
С детьми из так называемых «конфликтных» семей желательно поработать психологу. И, конечно, важно устранить все негативные факторы, которые заставляют малыша переживать стресс и копить агрессию.
На этот вопрос каждый родитель должен найти ответ сам, но вас должно насторожить «кусачее» поведение ребенка, если ему уже более трех лет, если недавно в семье и в садике произошла неприятная ситуация, которая произвела сильное травмирующее впечатление на психику малыша. К врачу стоит обратиться и в том случае, если кроме повышенной «кусачести» и «щипачести» у ребенка наблюдаются другие странности в поведении. Например, малыш начал проявлять агрессию и жестокость по отношению к своим игрушкам (кидает, преднамеренно ломает), животным (издевается), малыш почти не может сосредоточиться на чем-либо, плохо спит по ночам. Все эти признаки могут указывать на наличие психического отклонения.
Часто можно услышать такой совет «А укусите его в ответ. Пусть прочувствует!». Делать этого категорически нельзя. Во-первых, малыш может воспринять это как игру, и начать кусаться с удвоенной силой. А во-вторых, он же берет со взрослых пример, и если маме можно кусаться, то почему же нельзя и крохе?
Задача родителей - как можно быстрее начать пресекать укусы и щипки со стороны ребенка. Для деток более осмысленных, нежели груднички, подойдет метод «Контакт глаза-в-глаза». Присядьте на корточки, чтобы ваши глаза оказались на уровне глаз малыша. Установите зрительный контакт и твердо, но без злобы, скажите чаду: «Так. Делать. Нельзя. Никогда. Ни с кем.» Если малыш попробует кусаться снова, просто лишите его зрительного контакта. Не смотрите на него, как бы он не старался обратить на себя внимание, покажите, что вам неприятно общаться с кусакой.
Если ребенок освоил искусство манипуляции (обычно это происходит в 1,5–2 года) и шантажирует родителей с помощью укусов, пресекайте подобное на корню. С маленьким террористом не стоит вступать в договорные отношения.
Впечатлительным детям будет не очень приятно, если в момент укуса мы громко вскрикните. Добейтесь, чтобы они потом сами же пожалели вас, потому что вам больно. Не стесняйтесь описывать малышу свои неприятные ощущения, связанные с укусом или щипком.
Если кроха дома – ангел во плоти, а в детском саду прекращается в забияку и кусается, поговорите с его воспитателями. Донесите до них, что малыша не нужно наказывать публично – ставить в угол перед всей группой, громко ругать. Такие действия обычно имеют обратный результат – малыш начнет кусаться еще сильнее и чаще, и делать это будет, чтобы вернуть себе авторитет в коллективе, а заодно выразить протест.
Ругая малыша дома, помните, что осуждать вы должны только поступок ребенка, а не его самого. Как бы вас ни переполняли негативные эмоции, не допускайте веских и обидных слов, не говорите, что ребенок плохой, вредный, злой. Он у вас - самый лучший, а вот его привычка кусаться - действительно плохая и вредная.
Постарайтесь добиваться от кусающегося ребенка извинений. После каждого инцидента он должен попросить у покусанного им человека прощения.
Самая частая причина, по которой ребенок кусается и щиплется,- накопление внутренней агрессии. Научите ребенка давай ей выход . Для этого поиграйте в ролевые игры. Разыграйте дома сценку на тему «Как я поведу себя, если у меня в садике отобрали игрушку» или «Что я сделаю, если другие дети не берут меня с собой играть?». Пусть ребенок воспроизводит сложные для себя ситуации, и «отыгрывает» другие возможные решения проблемы, которую он уже пробовал «на вкус».
Что делать, если ребенок обижает других детей или кусается, смотрите в видео Ларисы Свиридовой.
Посмотрите семинар А. Румянцевой, в котором объясняется порядок действий родителей, если их кусает ребенок.
Привычка кусатьсяу детей - очень распространена. Начиная буквально с полугодовалого возраста, малыш проявляет новые навыкикусания, которые могут продолжаться вплоть до периода младшей группы в детском саду. Чаще всего, период кусания начинается с 1,5 - 2 лет и особенно ярко выражен в период кризиса 3-х лет. В грудном возрасте, основная причина прикусывания - прорезывание зубов. Ребенок тянет все в рот для облегчения своего состояния - почесать зудящие десны.
Уже с раннего возраста, начиная сгода и до 3-х лет, у ребенканаступает новая стадия развития - автономная. В это время происходит отделение личности малыша, становление самосознания, кроха выделяет себя в окружающем мире. Как раз в это время можно все чаще и чаще слышать «Я сам!». В это время возрастает чувство самостоятельности, желания, потребности ребенка растут, он начинает требовать, отделять свои вещи и проверять силу своих возможностей. По этим причинам кусание в возрастной группе до 3-х лет, вполне нормальное явление. Но его не стоит оставлять без внимания.
Так почему же дети кусаются? С проблемой прорезывания зубов все более или менее понятно. Кроме того, в грудном возрасте, малыши могут кусаться по причине неправильного прикладывания к груди. Довольно часто, консультантам по грудному вскармливанию приходиться помогать мамам в решении этой проблемы.
У детей старшего возраста, начиная с 1,5 лет, привычка кусаться, проявляется как один из социальных навыков. Ачаще всего укусы являются ответной реакцией ребенка на обиды сверстников. Иногда это способ привлечь к себе внимание окружающих и взрослых.
Часто на детских площадках могут найтись покусанные малыши. Сам «обидчик» может укусить сверстника во время игры в результате перевозбуждения или созданной стрессовой ситуации, например, когда была дана неудовлетворительная роль в игре, отобрана любимая игрушка и пр.
Кусание взрослых и тем более родителей - это ни что иное как привлечение к себе внимания. В раннем возрасте малышу все равно, какими именно эмоциями было вызвано внимание родителей - отрицательными или положительными. Ему необходим конечный результат -общение.
Особенно часто такие ситуации можно видеть при рождении 2-го ребенка в семье. Кстати, именно малыш может стать «мальчиком для битья» и испытывать на себе всю обиду старшего брата или сестры. Ведь именно кроха является тем «фактором», который отвлекает внимание родителей.
В привычке кусаться иногда могут быть виноваты мама и папа, которые с самого раннего возраста, во время игры или минут нежности и ласки - аккуратноприкусывают пальчики ли пятки. У ребенка формируется неправильная ассоциация укус - это проявление ласки и заботы, и не имеет значение, что он аккуратный.
Более сложная ситуация формируется, если у малыша появляется привычка кусаться в детском коллективе. Часто, педагогический состав просто не успевает уследить за «кусаками», ведь это дело, буквально, секунд. И появляются сразу 2 жертвы - укушенный, и сам виновный, который будет наказан за проявление своих эмоций. В случае если ребенок часто кусается в садике, то это, как говорят психологи, является реакций на недружественный коллектив и стресс от пребывания в группе. И иногда родители просто вынуждены сменить детское учреждение, по собственному желанию или же по совету руководства садика.
Кроме стресса от пребывания в садике и недружественности коллектива причины, по которым ребенок может кусаться, могут скрываться в самой семье. Довольно часто привычка кусаться формируется в ответ на конфликты в доме, если родители постоянно ссорятся или же разошлись, если же в семье появился новый член семьи - 2-ой ребенок или же одинокая мама/папа вышла замуж/женился.
В первую очередь ребенку нужно дать больше пространства. Психологи утверждают что дети, которые кусаются, как правило, нуждаются в большем личном пространстве. Родители должны помочь найти малышу тот маленький, тихий уголок, в котором он может побыть один в те моменты, когда эмоции зашкаливают.
Дети в этом возрасте могут не совсем правильно понимать родителей или не понимать их вообще, кода речь заходит о столь глобальной теме социального поведения. Лучшая форма усвоения - игра. По этим причинам рекомендованы ролевые игры. Например, мама может аккуратно отбирать любимую игрушку, а ребенок должен научиться говорить «нет» или «нельзя», но не кусаться или проявлять др. формы агрессии.
Родители должны неустанно следить за малышом и стараться уничтожать конфликтные ситуации на корню. В случае если у ребенка есть «любимые жертвы», которые постоянно подвергаются укусам, то необходимо и с ними провести профилактическую беседу и научить быть более напористыми и не давать себя укусить.
В некоторых случаях будет необходима консультация психолога, который поможет в решении проблемы и даст универсальные советы. Чаще всего это создание условий для рисования - карандашом, фломастером и особенно красками. Кроме того, успокоиться хорошо помогают строительные игры - кубики, конструктора.
Наиболее явная причина укусов в таком возрасте - желание контролировать других детей, ситуацию, или же простое раздражение. Родители должны постараться объяснить малышу, что существуют др. способы контролирования ситуации и способы справиться со своим раздражением.
В первую очередь, ребенку необходимо помочь описать родителям свое состояние. Например,он зол, что другой малыш забрала у него игрушку. Кроха должен сам это описать и сказать, своими словами, но чтобы родители его поняли.
2-ой этап - это озвучивание своего негодования не только родителям, но и потенциальному обидчику. На этом же этапе должна проводиться работа над чувством сопереживания и щедрости. Кроха должен научиться делиться игрушками.
В случае если родители видят раздражение ребенка, то необходимо сменить деятельность. Например, после игры потанцевать, или просто прогуляться. Успокоиться помогут книжки мультики или сбор пазла.
Похвала поможетв дальнейшем предотвратить кусание окружающих в дальнейшем. Хвалить ребенка необходимо, в случаеесли он справился сосвоими эмоциями и повел себя так, как просили родители. Но похвала не должна выражаться в виде конфет или пр. сладостей. Похвала - это обычные слова, и ребенок должен понимать, что Вы цените его сотрудничество и правильную реакцию при выходе из конфликтной ситуации.
В дальнейшем малыш поймет,что чувствует себя лучше, когда ему уделяют внимание и хвалят за хорошее поведение. Произойдет ассоциация, между положительным и отрицательным вниманием родителей, правильное осознание выгодного положения вещей.
В любом случае, укусы маленьких детей и укусы в детском коллективе не являются следствием какой-либо патологии. Но все же, иногда, может понадобиться консультация психолога. Особенно когда ребенок сильно не перегружен, стрессы в его жизни редки, а коллектив в садике к нему доброжелателен. Возможно у крохи скрытые, глубокие причины такого поведения, которые незаметны изначально.
РЕБЕНОК КУСАЕТСЯ! ЧТО ДЕЛАТЬ?
Многие дети в возрасте 2-3 лет проходят «кусачий» период, когда они либо сами кусают других деток в садике, либо становятся жертвами другого «кусаки». Почему дети кусаются, и как должны родители и воспитатели обносится к этому, прямо скажем, больному вопросу?
Любой ребенок в возрасте 2-3 лет, посещающий детский сад, хоть раз вернулся домой со следами чьих-нибудь зубов на теле. Маленькие дети кусаются, это факт. Иногда следы зубов видны только во время переодевания, они не бросаются в глаза и родители порой их не замечают. Иногда они выглядят, как зловещие часы на детской ручонке или спине.
Если ребенок уже говорит и может назвать имя обидчика, на этом «следствие» завершается. Вы идете в садик и грозно требуете примерно наказать обидчика. Несмотря на то, что речь идет об очень распространенном явлении, вопрос о том, как должны реагировать родители в таком случае, остается открытым.
Нормально развивающиеся дети почти всегда кусаются на каком-либо этапе своего развития. Впервые это может проявиться в полгода, пик же приходится на возраст 2-3 лет. В этом возрасте, который не зря считается «бунтовским», ребенок старается выделить себя среди прочих людей, проявить свою индивидуальность.
В этих целях ребенок порой проявляет агрессию, в том числе и укусы. Когда родители бурно реагируют, ребенка это только радует, ибо в эти минуты он чувствует себя индивидуумом, способным вызвать сильные эмоции.
Причины поведения
Тому, что дети «пробуют на зуб» не только игрушки, но и других людей, существует несколько причин. Первая - желание приблизиться к окружающим и вступить с ними контакт. В раннем возрасте рот является одним из главных органов, помогающих ребенку в исследовании мира.
Вторая причина связана с сильными отрицательными эмоциями – ребенок кусает, когда он очень зол и раздражен. В детских садах нередко встречаются маленькие дети, которые не в состоянии совладать с вспышками гнева, например, если у них отбирают игрушку. Малыш еще не умеет выразить отрицательные эмоции словами.
Ребенок понимает, что его обидели, что произошел акт агрессии. Ответить не может, и часто выражает свои эмоции, кусая обидчика.
Третьим фактором может стать низкая сензитивность, то есть чувствительность к прикосновению. Дети с низкой сензитивностью отличаются низкой восприимчивостью к болевым воздействиям и не совсем понимают, что их прикосновения могут причинить другому ребенку сильную боль.
Кроме того, дети, которые кусают окружающих, могут страдать от сложной психологической ситуации дома. Рождение младшего ребенка, уехавший на воинские сборы или в командировку отец, ссоры между родителями. Иногда бывает и так, что ребенок чувствует в садике большой дискомфорт, тогда он будет кусать других детей или воспитателей, чтобы выразить свое отношение к самому садику.
Очень активные дети могут просто скучать в тесном пространстве комнаты - достаточно вывести их на двор, чтобы они стали гораздо менее агрессивными.
Когда же родителям следует обращаться к психологу по поводу кусающегося ребенка? В большинстве случаев спешить не стоит. Такое поведение проходит с возрастом, и зачастую не требует никакого профессионального вмешательства. Если малыш иногда кусается, но обычно он весел, играет, рисует и смеется, нет причин для волнения.
Но если ребенок большую часть времени беспокоен, не может сосредоточиться, часто плачет, постоянно агрессивен без причины и очень часто кусается – имеет смысл обратиться к психологу.
В заключение нужно сказать, что некоторые малыши не кусаются никогда. Они находят иные пути проявить внутреннее напряжение. Те же, кто кусается много и часто, сами порой страдают от собственного поведения, потому что окружающие обычно реагируют на это очень резко.
Педагог-психолог
Младенец начинает познавать мир «на зуб». В ротике малыша побывают все игрушки, предметы быта и даже мамины пальцы, пока он не научится другими способами изучать окружающую его действительность. Но бывает так, что кроха не бросает свою «дурную» привычку, даже когда идет в детский сад. Как отучить ребенка кусаться в такой ситуации?
Грудным детям свойственно пробовать все на вкус. Это не говорит ни об излишней злости малыша, ни о его нервных расстройствах. Наиболее частые причины кусачести грудничков до года приведены ниже.
Дети до года кусаются не просто так. Существует множество причин, по которым кроха пробует на зуб не только съедобные вещи, но и несъедобные.
Проанализируйте приведенные выше причины. Достаточно ли внимания вы уделяете малышу? Всегда ли вовремя кормите?
Никак! Если у малыша режутся зубки, то кусающие движения – единственный способ почесать набухшие десна.
Единственное, что вы можете сделать в этом случае, – предоставить крохе до года особые предметы для облегчения дискомфорта:
Если карапуз прикусывает мамину грудь во время кормления, можно приобрести специальные накладки на соски или временно перевести малыша на вскармливание из бутылочки. Впрочем, второй вариант нежелателен, так как ведет к негативным последствиям (привыкание к бутылочке, снижение лактации).
Если же ребенок просто так решил укусить вас за руку или плечо, сразу же строго скажите «Нет!» и придайте своему лицу суровое выражение. Малыш должен понять, что вам не нравится такое поведение.
Самый главный совет, который можно дать мамам кусачих грудничков: терпите! Пройдет время, и зубки перестанут доставлять крохе столько дискомфорта. Тогда привычка брать все в рот и жевать исчезнет сама собой.
Стоит заметить, что «кусачий период» не всегда уходит вместе с дискомфортом, причиняемым прорезыванием зубов. Часто детки начинают кусать в 1,5-2 года и могут продолжать это делать вплоть до детского сада – до 3-4 лет.
Разумеется, теперь укусы крохи не носят столь безобидный характер, как в младенчестве. Полный ротик зубов и уже довольно сильные челюсти… Не позавидуешь тому, в кого малыш решит «вонзить клыки».
Чаще всего несчастными жертвами становятся родители и сверстники ребенка (например, другие дети в детском саду).
Причины такого неадекватного поведения ребенка кроются в его психологическом состоянии. За укусами, как правило, скрывается детская неуверенность в себе, страх, обида, злость, желание отгородиться от мира.
Чаще всего кусаться начинают дети, в чьих семьях нет гармонии между взрослыми, нередки конфликты и скандалы, отец кричит и даже поднимает руку на мать. Разумеется, во всех этих случаях необходима консультация опытного психолога.
Впрочем, в таком проявлении чувств у малыша после года могут быть виноваты и относительно безобидные факторы:
Отучить карапуза кусаться в детском саду просто необходимо! Помните, что за этой с виду детской и даже немного смешной забавой стоит серьезная опасность. Бывали случаи, когда после укуса ребенка приходилось накладывать швы.
Если вы заметили за своим малышом такой «грешок», не паникуйте, сохраняйте спокойствие и попытайтесь последовательно устранить неприятность.
Также можно предпринять ряд профилактических мер.
Вопрос о том, как отучить ребенка кусаться, довольно часто возникает в семьях, где атмосфера накалена, часты ссоры и отсутствует взаимопонимание между родителями. Старайтесь не ругаться в присутствии ребенка, быть доброжелательным и любящим, и тогда проблема исчезнет сама собой.
Источник: http://agushkin.ru/vospitanie/kak-otuchit-rebenka-kusatsya.html
Иногда случается так, что ваш ребенок вдруг становится кусачим. Он хватает зубами мамину руку, пытается откусить папино ухо и даже на плюшевом медведе оттачивает «зубастое» мастерство. И если мишке все равно, что из него пытаются выгрызть опилки, то родителям малыша такие кусачие проблемы совсем ни к чему: больно, обидно и даже немножечко страшно.
А что, если укушенными вдруг окажутся не мама или папа, а сосед по подъезду или малыш в детском саду? Тут и до конфликта «вооруженного» недалеко: ссоры, выяснение отношений и, как следствие, поиск нового детского садика.
Почему же кусается ребенок? Как вести себя родителям, если это происходит с их малышом? Каких ошибок нельзя допускать в процессе отучения? Что делать, если малыш не только кусается, но и щиплется и даже дерется? На эти и другие вопросы мы постараемся ответить прямо сейчас.
причина «кусачести» карапуза - это дискомфорт или болевые ощущения, вызванные прорезыванием зубов. Ну обо что еще чесать десны, если не о любимую маму? Конечно, это очень больно, тем более, если речь идет об укусах груди во время кормления.
Как вариант - купить пластиковые насадки, защищающие грудь от зубов малыша, но не мешающие кормлению. Можно также намазывать соски специальным средством, предназначенным для облегчения страданий малыша во время того, как у него растут зубки.
Также вы можете дать ребенку «помощника»: кусочек морковки или яблока, твердую сушку или прорезыватель, чтобы он точил о них свои десны.
Если же малыш укусил вас «просто так», сделайте серьезное лицо и всем своим видом покажите, как это некрасиво. Наконец, просто потерпите немного, хоть это и невероятно трудно.
В этот период малыш кусается, когда сильно возбужден: его переполняют эмоции, которые он вкладывает в свой укус (как и всю душу). Иногда ребенок кусается потому, что просто напугался или злится на вас по какой-то причине.
Попытайтесь показать малышу, что так делать нельзя, вам от этого очень больно и вы на него обиделись. Он обязательно изучит полученную «информацию» и сделает правильные выводы.
Это время приходится на период социализации ребенка: малыш идет в детский сад, но вместо того, чтобы подружиться со сверстниками, начинает точить о них свои выросшие зубы.
Причины кусачего поведения вызваны простым желанием контролировать мир вокруг и подчинить себе тех, кто его «населяет». Это подтверждает и тот факт, что малыш кусает только сверстников, а родственников при этом «зубом» не трогает.
Иногда в том, что ребенок кусается, виновато не только влияние других детей, но и простое непонимание того, что это причиняет кому-то боль.
Объясните ребенку, что с ним, таким злым и драчливым, никто и никогда не захочет дружить.
Когда кусаться начинает взрослый трехгодовалый ребенок, это свидетельствует о том, что он напуган или чувствует свою беспомощность. Пример: два малыша не поделили игрушку и один из них укусил соперника. Произошло так потому, что он просто не нашел другого способа отстоять свое мнение (или защититься, если в ход пошли маленькие кулачки).
Можно проверить ребенка у доктора, чтобы исключить из списка причин «для кусания» неврологические заболевания.
Очень часто случается так, что детки, которые начали кусаться в 2 года, продолжают делать это и в 2,5 и даже в 3. Проблема заключается в том, что теперь укусы крохи уже не так безобидны, а уже ощутимо болезненны.
Именно поэтому специалисты советуют родителям кусачих детей обратить пристальное внимание на поведение ребенка и отреагировать на него немедленно.
Первое, что вы должны сделать, это понять, отчего на вашего ребенка напала «кусачесть». Расспросите воспитателя, есть ли в вашей группе такие же зубастые детки, обязательно выясните, не происходит ли чего-то странного или плохого перед тем, как ваше чадо кусает кого-то.
Наконец, постарайтесь вспомнить, когда это случилось с вашим ребенком в первый раз.
Поговорите с малышом и выясните, почему он «показывает зубы». В красках и деталях объясните, что так ведут себя только маленькие детки, а взрослые - такие, как он - никогда не станут пытаться «съесть» кого-то из близких. Дайте понять ребенку, что укусами он не добьется ничего хорошего и тем более не решит проблем.
Малыш должен понять, что выражая любовь, нужно обнимать того, к кому он испытывает это трепетное чувство, а если его переполняет злость, пускай говорит об этом прямо.
Чтобы отучить ребенка кусаться, можно записать его в бассейн или секцию самообороны. В общем, туда, где он будет много бегать, прыгать, двигаться и выплескивать переполняющую его энергию.
Реагируйте на каждый повторяющийся «инцидент» одинаково и тогда ребенок усвоит урок если не со второго раза, то с пятого точно. Он просто поймет, что если будет поступать так и дальше, мама обязательно его отругает.
Отгородите ребенка от ссор и скандалов, так как психологи утверждают: кусачие дети появляются в семьях с неблагоприятной эмоциональной атмосферой. Малыш не должен видеть, как взрослые выясняют отношения - это приведет к тому, что он скопирует эту модель поведения и будет добиваться желаемого аналогичным образом.
Проявляйте больше нежности к ребенку и ласкайте его, говорите, что любите больше жизни и целуйте изо всех сил. Вы увидите, что вместо укусов он подарит вам такие же крепкие поцелуи и жаркие объятья.
Добиться того, чтобы малыш перестал кусаться, ответными «кусаниями» – это даже звучит странно, не так ли?
Иногда для того, чтобы ребенок перестал кусаться, нужно просто не обращать на это внимания. Парадокс, но, видя, что «оборона» не приносит плодов, малыш просто перестает обнажать свои зубы.
Такое неадекватное поведение родителей только усугубит ситуацию: внутренняя агрессия увеличится, а малыш решит, что вы его не понимаете.
Иногда случается и так, что малыш «призывает на помощь» не только зубы, но и руки: он активно начинает щипаться и драться, вызывая своим поведением недоумение и даже страх у окружающих его людей. Причины такой агрессии кроются в переполняющих ребенка негативных эмоциях: ревности, злости, раздражении и обиде.
Малыш не может накапливать в себе негатив и, когда у него что-то не получается или ему не дают желаемое, эмоции начинают бить через край. Проблема заключается еще и в том, что укусы, щипки и удары крепнут и учащаются.
Давайте детально разберемся в том, почему ребенок щиплется и дерется и как его от этого отучить.
Дети дошкольного возраста дерутся либо для того, чтобы продемонстрировать окружающим свою силу, либо потому, что хотят привлечь к себе чье-то внимание.
Если вы увидели, что ваш малыш дерется или кто-то из соседей рассказал вам о случившемся, постарайтесь узнать у них подробности драки. Так вам легче будет установить причину агрессивного поведения вашего малыша.
После этого позовите ребенка и выслушайте, что он скажет вам по этому поводу. Если он пускает в ход руки потому, что хочет кого-то «воспитать», объясните, что добиваться желаемого нужно словами, а не кулаками.
Ругать при этом ребенка не стоит, так как вы можете превратиться из доброжелателя в самого настоящего врага. А с ними он как поступает? Разумеется, бьет и щиплет.
Если малыш бьет вас все чаще, имейте ввиду: это ответная реакция на ваше «неправильное» поведение. Например, вы постоянно ругаете его, запрещаете ему все на свете или стыдите.
Другая причина драк - проблема восприятия ребенка, который думает, что, ущипнув или ударив кого-то, он спровоцирует его на определенную игру: удар - обида - примирение - объятья.
В обоих случаях вам нужно быть терпимее к ребенку и не проявлять агрессию. Он ударил вас - пресекайте это без крика и ругани. Можете еще и обидеться на него, спрятавшись в другой комнате. Пусть весь дом вас утешает! Глядя на это, ребенок поймет: его игра не удалась и, значит, поступил он не очень-то правильно.
Наконец, третья причина, по которой малыш дерется (как с родителями, так и со сверстниками): он просто насмотрелся «злобных» мультфильмов и теперь позиционирует себя, как отрицательного персонажа. Контролируйте то, что телевизор «показывает» вашему малышу, только не запрещайте смотреть его совсем.
задача: показать ребенку различие между злом и добром и дать понять, что добро всегда побеждает.
Причины агрессивного поведения ребенка заключаются во множестве факторов: задержке речевого развития, травме, тяжелой болезни, смерти близкого родственника, появления в классе нового учителя или ученика.
Еще чаще кусаются дети, в семьях которых сами родители ведут себя злобно: постоянно выясняют отношения, ссорятся и даже дерутся. Яблоко от яблони, не так ли?
Сигналами, свидетельствующими о том, что нужно обратиться за помощью к психологу, являются следующие моменты:
Психологи утверждают, что привычка кусаться со временем проходит, но если ребенку уже три года, а он продолжает делать это с удвоенной злобой, значит, ему необходима помощь специалиста.
Думая о том, как отучить ребенка кусаться, вы должны понимать, что исправить ситуацию вам помогут только терпение и труд, благо детская психика настолько гибкая, что успешно поддается коррекции. Постарайтесь показать малышу всю прелесть нахождения на стороне «добра» и научите его выражать негатив в безопасной и приемлемой для общества форме.
Источник: http://OtvetProst.com/527-kak-otuchit-rebenka-kusatsya.html
Ребенок бывает кусачим. Эта напасть рано или поздно может появиться в жизни каждой семьи. Приятного в этом конечно мало.
Особенно если укушенным оказывается не кто-то из родственников малыша, а соседский ребенок или дети из детского сада. Причин в такой ситуации существует несколько. Но все они вполне решаемы.
Главное, понять собственного отпрыска и запастись терпением, чтобы отучить его от подобного неприятного занятия.
Когда вы впервые сталкиваетесь с тем, что ваш малыш начал стискивать свои зубки на чьей-то плоти, оцените ту ситуацию, в которой это происходит. В зависимости от возраста ребенка причины могут разниться. А соответственно и методы борьбы с кусанием тоже должны быть разными. Разберем каждую из них отдельно:
Также стоит помнить, что иногда ребенок кусает маму или себя в состоянии агрессии. Она может быть вызвана тем, что ребенок не получил желаемое, не может контролировать поведение взрослых или находится в возбужденном состоянии.
В возрасте после трех лет, на вопрос как отучить ребенка кусаться могут ответить лишь специалисты в области психологии и педагогики. Для детей младшего возраста укусы являются нормальным явлением.
И избавиться от него можно несколькими способами:
Помните, что ребенок копирует ваше поведение и даже выражение лица. Обеспечьте ему благоприятные условия для гармоничного развития и окружайте его лаской и заботой. Тогда проблемы с укусами никогда вас не коснутся.
Как отучить ребёнка от памперсов? Памперсы, конечно же, являются находкой и спасением для мам, облегчая их уход за детьми. Но вот малыш подрос, и настало время прощаться с одноразовым помощником. И как раз в том, как это сделать грамотно и быстро, разберемся в нашей сегодняшней статье. | Сколько должен весить ребёнок? Ребенок с момента своего появления на свет требует полноценного и правильного питания. Но почему-то малыш соседки быстро набирает в весе, а ваш – с переменным успехом? Может, кто-то из вас перекармливает или, наоборот, недокармливает своё чадо? Давайте попробуем разобраться. |
Как отучить ребенка сосать палец? Картина, когда ваш младенец сосет свой пальчик и мирно посапывает, не может не умилять любого родителя. Но почему ребенок это делает? Просто вредная привычка или этому есть какие-то другие причины? Давайте разберемся вместе в нашей статье. | Как научить ребенка сидеть? Любой родитель хочет, чтобы его малыш развивался, самыми что ни на есть ускоренными темпами – ведь это так приятно хвастаться перед друзьями и знакомыми, что ваш кроха раньше сверстников научился держать голову, сидеть, стоять и т. д. Но стоит ли торопить ребёнка в подобных делах? |