Лицом к маме или к миру? Научный подход к ношению ребенка на себе. О ношении детей «лицом к миру» — почему мировое слинго-сообщество против таких переносок

28.07.2019 Стиль

Многие мамы спрашивают, есть ли возможность в слинге носить ребенка лицом от себя («лицом к миру»)?

Забегая вперед, отвечу, - да, технически такая возможность есть. Но стоит ли оно того? Так ли уж нужно это Вашему малышу, чтобы рисковать его здоровьем?

Давайте сначала вспомним о преимуществах слинга перед кенгурушкой в «классическом» вертикальном положении лицом к маме . (Про горизонтальные положения слинга, которые являются огромным преимуществом в период новорожденности, в этой статье мы даже говорить не будем.)

Итак, преимущества слинга:

  1. Положение ребенка в слинге физиологично

Ребенок не висит на промежности. Ножки малыша широко разведены, обнимая маму за талию, попа чуть-чуть провисает в «кармашке» из слинга, вес малыша равномерно распределен на подколенки и бедра, на копчик нагрузка минимальная, вся спинка плотно прижата к маме тканью слинга.

  1. Ребенок в слинге может спать У малыша есть возможность прижаться к маме и уснуть, положив голову маме на грудь.
  2. В слинге ребенок может приложиться к груди Маме обычно требуется лишь чуть-чуть ослабить слинг и спустить малыша пониже.
  3. Оптимальное распределение веса для мамы Ребенок в слинге обнимает маму ножками и достаточно плотно к ней прижат (а не болтается «отдельно», как в кенгурушке), он как бы сливается с мамой - и нести его легко.
  4. Свобода движений для мамы Поскольку ножки ребенка обхватывают маму, а не висят вниз, мама в слинге может легко садиться и нагибаться, ножки ребенка не будут мешать ей сидеть в транспорте или подниматься по лестнице.

Положение в слинге «лицом к миру»

Выше уже было сказано, что технически слинг предусматривает возможность ношения ребенка «лицом к миру». Вот иллюстрации:

1. 2.

3. 4.

Давайте приглядимся к этим фотографиям. На 1 и 2 фото теряются все преимущества слинга. Если вы планируете купить слинг только для того, чтобы носить ребенка лицом от себя, и слышали, что в слинге носить легче и физиологичнее, чем в кенгуру, спешу вас огорчить, - смысла в такой покупке не будет. В этом положении носить малыша не легче: вес ребенка будет «оттягивать» вперед, смещать ваш центр тяжести, положение ребенка из физиологичного превратится в «висение на промежности», в общем, разницы с кенгурушкой в этом случае нет.

На 3 и 4 фотографиях теряются все пункты, кроме последнего и отчасти первого. Ножки ребенка «упакованы» в слинг, а не болтаются внизу, то есть свобода движений для мамы сохраняется, однако вес ребенка в этом положении распределен даже хуже, чем в положении с болтающимися ножками, и нести его еще тяжелее.
Что касается первого пункта, это положение считается более физиологичным, чем положение с висящими вниз ножками, поэтому врачи сходятся на том, что носить в нем можно. Но не стоит забывать, что оно годится только для маленьких по размеру детей, пока ножки еще достаточно короткие, чтобы их можно было «упаковать» в слинг. После 5-6 месяцев носить в таком положении затруднительно.

Как носить ребенка

Что же делать? Как обеспечить малышу хороший обзор? - эти вопросы волнуют многих мам.

«Это только кажется, что младенцу необходимо и приятно иметь такой обзор. Но поток информации не может иссякнуть именно в тот момент, когда малыш от него устанет, а сам ребенок в такой позиции не имеет возможности спрятаться, во-первых, потому что данная позиция конструктивно не позволяет этого, а во-вторых, ребенка настолько захватывает обилие впечатлений, что он не сможет успокоиться вовремя,» - утверждает доктор Эвелин Киркилионис.

Давайте рассмотрим возможности обзора для ребенка в физиологичных положениях в слинге, которые также позволят малышу «спрятаться» от впечатлений в случае, если он устал.

В положении «На бедре» у мамы ребенок имеет очень даже неплохой обзор: ему видно то, что происходит и спереди, и сзади, ребенок может видеть мамино лицо и лицо маминого собеседника, наблюдать за мамиными реакциями. Однако в этом положении вес ребенка приходится маме на одно плечо, поэтому долго носить малыша тяжело. Не стоит также забывать, что при ношении ребенка на бедре стороны нужно обязательно чередовать: от этого зависит равномерное развитие мышечного корсета ребенка, не говоря уже о маминой осанке.

В положениях «На животе» и «На спине» возможности обзора несколько меньше, но незначительно. В обоих случаях ребенок имеет хороший обзор в стороны, а в положении на животе он также может видеть мамино лицо и наблюдать мамины реакции, к тому же в этом положении мама в любой момент может дать ребенку грудь. Стоит также упомянуть, что, находясь в положении лицом к маме, ребенку требуется повернуть голову для того, чтобы посмотреть в сторону, а развитие мышц плечевого пояса и шеи тоже отнюдь неплохо.

Многие мамы спрашивают, есть ли возможность в слинге носить ребенка лицом от себя («лицом к миру»)?

Забегая вперед, отвечу, — да, такая возможность есть. Но давайте сначала вспомним о преимуществах слинга перед кенгурушкой в «классическом» вертикальном положении лицом к маме . Про горизонтальные положения, которые являются огромным преимуществом в период новорожденности, в этой статье мы говорить не будем.

Итак, преимущества слинга:

Положение в слинге «лицом к миру»

Выше уже было сказано, что технически слинг предусматривает возможность ношения ребенка «лицом к миру». Вот иллюстрации:

1. 2.

3. 4.

Давайте приглядимся к этим фотографиям. На 1 и 2 фото теряются все преимущества слинга. Если вы планируете купить слинг только для того, чтобы носить ребенка лицом от себя, и слышали, что в слинге носить легче и физиологичнее, чем в кенгуру, спешу вас огорчить, — смысла в такой покупке не будет. В этом положении носить малыша не легче: вес ребенка будет «оттягивать» вперед, смещать ваш центр тяжести, положение ребенка из физиологичного превратится в «висение на промежности», в общем, разницы с кенгурушкой в этом случае нет.

На 3 и 4 фотографиях теряются все пункты, кроме последнего и отчасти первого. Ножки ребенка «упакованы» в слинг, а не болтаются внизу, то есть свобода движений для мамы сохраняется, однако вес ребенка в этом положении распределен даже хуже, чем в положении с болтающимися ножками, и нести его еще тяжелее.
Что касается первого пункта, это положение считается более физиологичным, чем положение с висящими вниз ножками, поэтому сходятся на том, что носить в нем можно. Но не стоит забывать, что оно годится только для маленьких по размеру детей, пока ножки еще достаточно короткие, чтобы их можно было «упаковать» в слинг. После 5-6 месяцев носить в таком положении затруднительно.

Как носить ребенка

Что же делать? Как обеспечить малышу хороший обзор? — эти вопросы волнуют многих мам.

«Это только кажется, что младенцу необходимо и приятно иметь такой обзор. Но поток информации не может иссякнуть именно в тот момент, когда малыш от него устанет, а сам ребенок в такой позиции не имеет возможности спрятаться, во-первых, потому что данная позиция конструктивно не позволяет этого, а во-вторых, ребенка настолько захватывает обилие впечатлений, что он не сможет успокоиться вовремя,» — утверждает доктор .

Давайте рассмотрим возможности обзора для ребенка в физиологичных положениях в слинге, которые также позволят малышу «спрятаться» от впечатлений в случае, если он устал.

В положении у мамы ребенок имеет очень даже неплохой обзор: ему видно то, что происходит и спереди, и сзади, ребенок может видеть мамино лицо и лицо маминого собеседника, наблюдать за мамиными реакциями. Однако в этом положении вес ребенка приходится маме на одно плечо, поэтому долго носить малыша тяжело. Не стоит также забывать, что при ношении ребенка на бедре стороны нужно обязательно чередовать: от этого зависит равномерное развитие мышечного корсета ребенка, не говоря уже о маминой осанке.

В положениях и возможности обзора несколько меньше, но незначительно. В обоих случаях ребенок имеет хороший обзор в стороны, а в положении на животе он также может видеть мамино лицо и наблюдать мамины реакции, к тому же в этом положении мама в любой момент может дать ребенку грудь. Стоит также упомянуть, что, находясь в положении лицом к маме, ребенку требуется повернуть голову для того, чтобы посмотреть в сторону, а развитие мышц плечевого пояса и шеи тоже отнюдь неплохо.

Многие мамы спрашивают, есть ли возможность в слинге носить ребенка лицом от себя ("лицом к миру")? Технически - несомненно. Вы поразитесь, насколько богата бывает фантазия у мам, которые носят не только "лицом к миру", но и нередко "лицом в асфальт".

Насколько это полезно, оправданно или же наоборот вредно - давайте разбираться.

Как возникает привычка носить ребенка "лицом от себя /к миру"?

Есть в общем-то, два незамысловатых пути:).

  • Экспериментальный.

    Малыш плачет, капризничает, мама пробует его успокоить, отворачивает от себя - и о! малыш замолкает! "Работает!" - радуется мама и начинает применять этот метод все чаще и чаще. Заметьте, что мы не решаем при этом ту проблему, что волновала малыша. Мы его просто отвлекаем от нее. Хорошо ли это или плохо с точки зрения психологии - плоды будем пожинать позже. Однажды каждая мама на этом спотыкается: отвлечения не работают, и приходится напрячь мозг, чтобы придумать что-то другое. Носить лицом от себя такие мамы начинают неосознанно, в попытке достичь комфортного сосуществования с ребенком путем наименьшего сопротивления:).

  • Подражание

    "Так носят подружки", "видела на улице", в интернете и так далее. Это попытка решить проблему более широкого обзора для подрастающего ребенка методом подражания.

Ношение лицом от себя/к миру с точки зрения психологии. Сортируем апельсины.

Считается, что если ребенок обращен лицом к миру, он больше узнает о нем, ему интересней. Почему-то при этом мы забываем, что психика ребенка - не аналог взрослого человека, она еще только формируется. Девять месяцев малыш жил в животике мамы и вот однажды он оказался совершенно в другом мире. Он не знает о нем ничего, и именно через взаимодействие с родителями он начинает познавать мир.

Для ребенка очень важны чувства, эмоции, ощущения, мысли мамы относительно незнакомых ситуаций. Первичную информацию о том, как реагировать на что-то, малыш всегда "считывает" с мамы - он смотрит на ее лицо, мимику, чувствует ее эмоциональное состояние, после чего выстраивает свою собственную реакцию на то или иное событие. Соответственно, если мама спокойна, малыш также воспринимаем ситуацию спокойно, и понимает, что все в порядке.

А теперь посмотрим на что мы обрекаем нашего малыша, когда мы несем его лицом к миру. Чем-то напоминает свадебную куклу на лимузине, согласны? Привязали и вперееед, навстречу миру и впечатлениям.

У такого ребенка перед глазами нет родительского примера, и как реагировать на то или иное событие, ему приходится решать полностью самостоятельно решать. Разумеется, это утомляет и перегружает детскую психику. На эту тему, кстати, есть хороший анекдот:

Давайте определим причину вашего невроза, - предлагает психиатр пациенту. - Скажите, что у вас за работа?
- Я сортирую апельсины.
- Ну и что же в этом сложного?!
- Мне нужно отсортировать апельсины: в одну корзину большие, в среднюю поменьше и в маленькую - маленькие.
- Так почему же вы нервничаете на такой спокойной работе?
- Спокойной?!! Да поймите же вы наконец, что целый день я должен принимать решения, решения, решения!!

Примерно в такой же ситуации находится ребенок, сидящий лицом к миру. Не имея возможности ориентироваться на маму, он каждый раз самостоятельно принимает решение и делает выбор, как среагировать на то или иное событие, в какую корзину положить тот или иной "апельсин".

Так вот на самом деле, исследовательский энтузиазм и здоровое любопытство гораздо более проявлены у тех детей, у которых изначально заложено базовое доверие к маме, ощущение безопасности и комфорта.

Интересно, что в колясках наблюдается тот же самый эффект. По данным , дети, расположенные лицом к миру, "чувствуют себя более изолированно и одиноко, нежели предполагают родители. Обращенность лицом к родителю придает детям спокойствие и уменьшает эмоциональный стресс".

"Это только кажется, что младенцу необходимо и приятно иметь такой обзор. Но поток информации не может иссякнуть именно в тот момент, когда малыш от него устанет, а сам ребенок в такой позиции не имеет возможности спрятаться, во-первых, потому что данная позиция конструктивно не позволяет этого, а во-вторых, ребенка настолько захватывает обилие впечатлений, что он не сможет успокоиться вовремя," - утверждает доктор Эвелин Киркилионис (Германия).

Итого, ношение ребенка лицом от себя нежелательно с точки зрения психологии так, как:

  • У ребенка нет возможности познавать окружающий мир, опираясь на мамин опыт и ее восприятие, это переутомляет психику.
  • У малыша нет возможности фильтровать потом впечатлений (уткнуться в маму, если он устал, отвести взгляд и как-либо спрятаться от несущегося на него потока информации). Это вызывает психологическую перегрузку и эмоциональное перевозбуждение.

Ношение лицом к миру с точки зрения физиологии

Наш позвоночник не является идеально прямым. Позвоночник взрослого человека имеет четыре небольших изгиба, напоминающих латинскую букву S, и благодаря которым мы обладаем гибкостью, можем держать равновесие и амортизировать нагрузки во время ходьбы, бега и прыжков.

Однако эти изгибы позвоночника не являются врожденными. Они формируются постепенно по мере физического развития ребенка как следствие адаптации к силе тяжести. Именно поэтому в течение первого года жизни крайне важно обеспечить позвоночнику равномерную поддержку . Подробнее о формировании позвоночника можно почитать в

Но далеко не все переноски позволяют адекватно поддержать спинку малыша.

В кенгуру да и любой другой переноске, если ребенок находится лицом к миру, принципиально невозможно обеспечить равномерную поддержку позвоночника. Положение малыша там похоже на червяка в стакане. Разумеется, его можно постараться поплотнее прижать к несущему, но говорить о хотя бы сколько-то адекватной поддержке спины вообще не приходится.

Сравните положение с тем, когда ребенок находится лицом к маме. Мы имеем возможность отрегулировать и подтянуть любой сантиметр ткани и обеспечить максимально равномерную поддержку по всей длине позвоночника, включая шейный отдел и бедра.

И еще один немаловажный момент. При ношении в переносках лицом от себя малыш висит на промежности, вся нагрузка приходится на копчик и нижние отдела позвоночника, что крайне нежелательно для несидящего самостоятельно малыша. По сути ваш малыш сидит на попе, хотя сидеть ему еще нельзя. При этом он не просто сидит, а висит на промежности - насколько это "комфортно" можно проверить на личном опыте, подвесив себя аналогичным образом:).

При ношении лицом к себе ножки малыша находятся совсем в другом положении: колени выше попы, бедра равномерно поддерживаются тканью, а попа отставлена от мамы и провисает "в кармашке". Это позволяет компенсировать вертикальную нагрузку и снять ее с тазовой области.

Кому сложно оценить перераспределение нагрузки, рекомендуем взять большую тяжелую сумку и вдвоем ее поднять. Пусть один держит ручку выше, а другой ниже. А потом оцените, какая доля нагрузки ложится на того, кто держит ручку ниже, вплоть до того, что чем выше верхняя ручка, тем больше "халявит" нижняя:)

Тазобедренный сустав (ТБС) у маленького ребенка является незрелым, суставная впадина ТБ сустава ребенка уплощена и расположена более вертикально, в сравнении со «взрослым суставом», а связки сустава излишне эластичные. Для его правильного формирования очень важно, чтобы головка бедренной кости вставлялась в вертлужную впадину под нужным углом.

Это происходит естественным образом, когда ножки малыша находятся в положении "лягушечки".

Это нормальное положение ТБ суставов малыша, и при ношении его как на руках, так и в переноске важно сохранять это положение ножек. При ношении лицом от себя в слинге или кенгуру невозможно воссоздать такое положение. Ноги малыша просто свисают вниз. Значит ли это, что у малыша непременно будут проблемы с тазобедренным суставом? Нет. Но посылки к этому создаются, а проверять на своем ребенке, выльются эти предпосылки во что-то более серьезное или нет - решать вам. Статистически ношение с выпрямленными ногами существенно увеличивает риск дисплазии ТБС:

"Отмечена прямая связь повышенной заболеваемости и традиции тугого пеленания выпрямленных ножек младенца. У народов, носящих детей в переносках с выпрямленными ногами (индейцы Сев.Америки и Канады), отмечается повышенное количество случаев дисплазии ТБС. А вот в тех странах, где новорождённых не пеленают, не ограничивают свободу их движения, носят детей вертикально с разведенными ножками, заболеваемость значительно ниже. Например, в Японии в рамках национального проекта в 1975 году была изменена национальная традиция тугого пеленания выпрямленных ножек младенцев. Результат: снижение врождённого вывиха бедра с 1.1 — 3.5 до 0,2%" (Yamamuro T, Ishida K. Recent advances in the prevention, early diagnosis, and treatment of congenital dislocation of the hip in Japan. J. Clinical orthopaedics and related research 1984 Apr;(184):34-40).

Итого, с точки зрения физиологии ношение ребенка лицом от себя противопоказано так, как:

  • незрелый позвоночник не имеет должной поддержки по всей длине
  • нагрузка приходится на нижние отделы позвоночника и копчик, что недопустимо для ребенка, который не умеет самостоятельно сидеть
  • препятствует нормальному формированию ТБС ребенка

Ношение лицом к миру и здоровье мамы

Мам, которые много носят ребенка лицом к миру, видно сразу: у них характерная осанка "а-ля вопросительный знак". Чтобы компенсировать тяжесть болтающегося низко висящего ребенка, маме приходится чрезмерно прогибать спину, и разумеется, это не может не сказаться на ее комфорте и здоровье. Когда ребенок равномерно притянут к маме, распределение веса на несущего происходит совсем по-другому, центр тяжести не смещен, носить малыша намного более удобно.

Зрение малыша.

Забавно, что ношение лицом к миру многие мамы практикуют буквально с рождения, забывая о том, что новорожденный ребенок видит всего лишь на расстоянии приблизительно 20-30,5 см. Это достаточно для того, чтобы разглядеть лицо человека, который держит его на руках. И это все, что ему нужно в этом возрасте, так как ваше лицо − самый интересный объект для разглядывания в этот период. Чуть позже (примерно 2мес) проявляется интерес к контрастным предметам (черно-белое) и лишь в 4 месяца (!) начинает развиваться глубина зрения, которая позволяет малышу оценивать расстояние до предмета. Детки становятся более любопытными, хотят принимать участие во всем происходящем, все рассмотреть. Эта задача легко решаема и совсем необязательно отворачивать малыша от себя:

Как отучить малыша от положения "лицом к миру"?

А что делать, если вы хотите носите малыша правильно, но он уже привык к положению "лицом к миру"? Как и формирование любой привычки, отучение от привычного положения займет некоторое время, но не так уж много:). Обычно при спокойных последовательных действиях мамы на это уходит одна-две недели.

  • Прекратите носить малыша лицом от себя. Совсем. Даже дома, даже на 5 минут.
  • Желательно, но не обязательно, чтобы домочадцы сделали тоже самое. Ребенок способен усвоить разницу, что "мама носит только так, а папа вот так".
  • Используйте положения "на бедре", "на плече", "за спиной".
  • Если малыш начал протестовать, положите его на диван, поиграйте с ним. Мягко, но настойчиво приучайте малыша к тому, что "будет только так". Впоследствии вам эти навыки неоднократно пригодятся. Мама должна быть как природа - мягкая, заботливая, но с непреложными законами, которые она нежно, но настойчиво устанавливает:)

Преимущества ношения лицом к себе:

  • Физиологичное положение ребенка (равномерная поддержка позвоночника, ТБС)
  • Ножки ребенка расположены так, что не мешают маме ни при ходьбе, ни про сидении
  • Ребенок может комфортно спать, положив голову на маму, и его головку можно зафиксировать, чтоб она не болталась
  • Можно кормить ребенка грудью
  • Психологический комфорт ребенка, эмоциональная стабильность
  • Сохранность близости и интуитивно-чувственной связи с мамой
  • Комфортное распределение нагрузки на несущего

Недостатки положения лицом от себя:

  • Позвоночник не поддерживается, как следует
  • Положение препятствует правильному развитию ТБС
  • Переутомление и излишнее эмоциональное напряжение
  • Нарушение эмоционального и чувственного контакта с мамой
  • Нет возможности для комфортного сна (ребенок болтается, голова тоже)
  • Смещен центр тяжести, маме очень тяжело нести
  • Ножки ребенка бьют маму по нежным местам при ходьбе, мешают при сидении или ходьбе по лестницам.

Как обеспечить обзор для ребенка в положениях лицом к маме:

Вопреки убеждениям некоторых мам, ребенку зачастую вполне хватает бокового обзора при классическом ношении лицом к маме . Для того, чтобы посмотреть по сторонам, малышу достаточно повернуть голову. При этом можно общаться с мамой и окружающими, кормиться, а если устал - с комфортом поспать

Положение на бедре , которое можно использовать тоже с рождения, дает ребенку еще больший радиус обзора, при этом сохраняя все преимущества классического слингоношения: и контакт с мамой, и психологический комфорт, и физиологичность положения. Малышу видно и то, что происходит спереди, и то, что сзади.

И еще одно положение "за спиной " также обеспечивает ребенку весьма широкий обзор. Наиболее удобно и оптимально оно будет в слинге-шарфе (длинном или коротком). Шарф позволяет расположить ребенка довольно высоко, так, чтобы он смотрел из-за плеча мамы. Немного менее удобен будет май-слинг, а вот в рюкзаке ребенок находится довольно низко и имеет обзор только по бокам. Заспинное положение чаще всего используется с детьми постарше, после предварительного освоения положения спереди и/или на бедре.

Как видите, обеспечить достаточный обзор для подрастающего любознательного ребенка не так уж сложно. При этом совершенно нет необходимости приносить в жертву здоровье малыша и собственную спину:). Ну а комфортное ношение откроет перед вами мир без границ, потому что в слинге вам открыты все дороги! Приятных прогулок и путешествий!

При написании статьи использованы материалы:
Шапошников Ю. Г. (ред.) Травматология и ортопедия. Руководство для врачей. т3, 1997
"Porter mon bébé" , авторы Cécile Cortet и Céline Guerrand-Frénais
Babywearing Safely and Securely
Elizabeth Antunovic
Яков Леонтьевич Цивьян, книга «Специальность — хирург».
Британское исследование "What"s life in a baby buggy like?
The impact of buggy orientation on parent-infant interaction and infant stress."
Researh study carried out by Dr.M.Suzanne Zeedyk
in collaboration with the National Literature Trust-nov 2008

Выражаю огромную признательность за фото Ире Авив и Марине-kuddrya


Вконтакте


Тема ношения ребенка лицом к миру в детских переносках поднималась авторами уже много раз - в большинстве случаев рассматривается психологический аспект ношения ребенка, и я не могу с этим не согласиться.

Тем не менее, эмоциональное развитие ребенка, его психики - не единственная причина, почему слингоношение не предусматривает ношения ребенка лицом к миру.

Давайте подробнее рассмотрим все аспекты.

1. Психоэмоциональное развитие новорожденного ребенка и его органов чувств.

Почему возникла необходимость поднимать этот вопрос? Причина кроется в том, что молодые мамы воспринимают своих малышей как самих себя, забывая о том, что 3-х месячный малыш во многом отличается от ребенка 1,5 лет и уж тем более, от взрослого человека. Обычным доводом мам, которые носят своих малышей на руках, повернув их лицом к миру, является тот миф, что «малыш очень любопытный и ему интересно смотреть по сторонам». С данной информацией в голове они начинают искать аналог этого положения на детских переносках.

Давайте пробежимся по этапам развития органов чувств у младенцев.

Зрение.

В первые две недели жизни новорожденный не реагирует на внешние раздражители, он видит только мигающий яркий свет, а вот движущиеся предметы еще не вызывают у него никакой реакции.

После 2-х недель до 4 месяцев - зрение малыша начинает активно развиваться, он начинает видеть цвета и предметы на расстоянии более 20 см, острота зрения увеличивается с каждым днем, малыш уже можно следить за движением предметов на близком расстоянии.

2 месяца : Младенец уже может следить за вглядом взрослого. Он различает черный, белый, красный, зеленый цвета. Зрительное поле младенца ограничено расстоянием 60 см, при этом он видит предметы размером не больше 60 см.

3 месяца: Зрение младенца уже достигает 1/10. Он способен различать знакомые объекты (бутылочка, любимая игрушка…). Он воспринимает объекты величиной от 2 мм до 60 см.

4 месяца: Зрительное поле младенца увеличивается. Он может следить за вашими перемещениями по комнате и способен отличать выражение лица (грустное/веселое) при близком расстоянии.

К сведению: зрение 1/10 - это когда человек с расстояния 5 метров не видит большие буквы ШБ верхней строчки таблицы.

С 4 до 6 месяцев - ребенок начинает различать мелкие детали предметов, рассматривать их, узнавать их. Пространственное восприятие формируется у ребенка только к полугоду.

6 месяцев: Зрение младенца становится лучше - теперь оно составляет 2/10. Он видит маленькие объекты, такие, как крошки или нитки (на близком расстоянии). Он воспринимает расстояния и рельефность изображения.

В этот период и до года малыш начинает узнавать знакомые предметы, узнавать лица близких ему людей - маму и папу. Период формирования окружения с точки зрения «свой-чужой» у ребенка идет до 8-9 месяцев.

9 месяцев: Зрение ребенка уже 3/10. Его зрительное поле значительно расширяется. Для сравнения: в этот период младенец может «читать» газету.

12 месяцев : Зрение младенца уже 4/10. С точки зрения панорамности изображения, ребенок видит уже как взрослый . Он хорошо различает различные цвета. Его восприятие высоты и глубины еще улучшится по мере того, как он начнет ходить.

Хорошей иллюстрацией зрения младенцев является вот это видео:

Итак, пространственное восприятие у ребенка появляется к 6-ти месяцам, а видеть как взрослый он начинает ТОЛЬКО К ГОДУ! Поэтому, говорить о том, что ребенку «скучно и неинтересно » видеть перед собой маму - это заблуждение. Могу сказать более - если малышу некомфортно быть рядом с Вами - это сигнал тревоги,

ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ , что именно ношение в слинге имеет положения, которые ОЧЕНЬ ТЕСНО увязаны с развитием ЗРЕНИЯ у младенцев - практически совпадает со сроками, приведенными выше.

А именно:

- от рождения до 2-3 недель (зрение практически не развито) рекомендовано положение «колыбелька» - когда малыш находится в горизонтальном положении, которое совпадает с положением малыша на руках у мамы во время кормления.

Слинги, которые позволяют носить в данном положении: , . В других видах слингов данные позиции не совсем адаптированы и могут использоваться лишь к экстренных случаях.

- до 3-х месяцев рекомендовано ношение «лицом к лицу» на животе - малыш до этого возраста не различает далеких предметов, а родное лицо мамы, которое он видит с первых минут жизни во время кормления, действует на малыша успокаивающе и создает ощущение безопасности.

«Когда ребенок видит ваше лицо, пусть он видит ласковую улыбку. В этом случае он чувствует себя защищенным, и настроение у него будет лучше . Малыш все понимает. «Понимание» ему обеспечивают инстинкты . Они для него как «автопилот» в море эмоций и ощущени й .» -

Если Ваш малыш кричит, нервничает, с явным постоянством негативно реагирует на близкий контакт с Вами при правильном ношении его в слинге или на руках лицом к себе (а это фактически одно и то же), но при этом успокаивается и прекрасно себя ведет в положении «лицом к миру » - задумайтесь серьезно об этом. Возможно, причина кроется в том, что некогда у ребенка закрепилась отрицательная эмоция на положение ребенка лицом к Вам. Быть может, Вы несколько раз брали его на руки в плохом настроении, нервничали, возможно, ругались с кем-то в этот момент, громко и импульсинво разговаривали. При неоднократном повторении ситуации у малыша может возникнуть неприятная ассоциация с этим положением. Положение «лицом к маме», когда малыш фактически лежит или прижат к Вашему животу (груди) считается не только благоприятной для младенцев - а порою даже лечебной. Согретый Вашим теплом животик малыша помогает справиться с коликами, тесный контакт кожа к коже помогает недоношенным младенцам быстрее догнать своих ровесников по рождению (метод кенгуру), вибрация голоса матери и ее сердцебиение на уровне инстинктов действуют как природный анальгетик и успокоительное.

Поэтому, если такой сильной мотивации недостаточно, чтобы малышу было комфортно на Вашей груди (животе), значит, и причина этого отказа должна быть серьезной. Постарайтесь преодолеть это и «перепрограммировать» негатив на положительные эмоции с помощью ласки, грудного кормления и тп.

После 3-х месяцев ношение в этой позиции в некоторых слингах становится не очень удобным, в частности, в слинге с кольцами - за счет того, что вес ребенка давит маме на одно плечо и его положение плохо уравновешено.

С 4-х месяцев рекомендовано ношение «на бедре» или «полубедре» - замечательная позиция, которая особо удобна при ношении в слинге с кольцами и слинге-шарфе. В чем ее прелесть? В том, что малыш все также находится в близости с мамой - видит ее лицо, но уже его обзор зрения не ограничен, как в позиции «на животе» - он может видеть предметы, которые впереди и позади него в той степени, насколько позволяет ему его зрение.

С 6-ти месяцев разрешено ношение ребенка «за спиной». Обратите внимание, именно когда у малыша появляется восприятие пространства и окружающих далеких предметов, его можно носить за спиной, когда он не видит лица мамы и уже самостоятельно может оценить или разглядеть тот или иной предмет.

Как видим, развитие позиций в слингоношении очень правильно подстроено под развитие зрения у младенцев. Но это не значит, что после 6-ти месяцев нельзя носить в колыбельке, если малыш уснул, или на бедре (животе).

Возраст ребенка

Зрительное восприятие

Положение в слинге

0-2 недели

Зрение фактически не развито

Колыбелька

до 3-х месяцев

Начинает различать и следить за предметами на расстоянии

Положение на животе «лицом к маме»

до 6-ти месяцев

Начинает различать мелкие предметы, узнавать близких по внешнему виду

Положение на бедре или полубедре

От 6 месяцев и старше

Появляется пространственное восприятие, может отличать «своих» от «чужих»

Положение на спине

СЛУХ.

Слух младенцев развит очень хорошо с рождения, НО, очень избирательно. Умная природа позаботилась о том, чтобы чуткие ушки малыша угадывали сердцебиение и голос матери, но при этом могли не реагировать на шум и посторонние резкие звуки дома и на улице. Волшебства тут никакого нет. 9 месяцев малыш растет и развивается в утробе матери: глухие звуки ее голоса, тембр и 24-ти часовое звучание ударов сердца - та среда, которая ежесекундно окружает малыша до его рождения. Поэтому голос и сердцебиение самого близкого ему человека - те звуки, которые он угадает из сотни других. Узнавание проходит на бессознательном уровне - малыш успокаивается, перестает плакать, если заговорить с ним, взять на руги и прижать к груди.

При этом нервная система младенцев устроена таким образом, чтобы посторонние резкие звуки и шум не лишали ребенка драгоценных часов сна, который так необходим для его правильного и здорового развития, как физического, так и психического. Поэтому не надо удивляться, если ребенок спокойно спит в одной комнате с включенным телевизором или радио, замечательно сопит на шумной улице среди криков бегающей детворы и гудящих машин.

Для гармоничного развития ребенка в первые месяцы жизни очень важно с ним разговаривать - неважно о чем, главное, КАК. Спокойным, ласковым голосом, который так привычен для малыша.

Слинг позволяет общаться с малышом в непосредственной близости и при зрительном контакте с ребенком - а зрительный контакт очень важен!

«Только тогда, когда малыш научиться контактировать взглядом с вами , он начнет адресовать вам свои эмоции. Постепенно он станет понимать, что мама реагирует на его плач , и если до этого он кричал просто в пространство, то после того, как он научиться концентрировать взгляд на лице человека, он станет кричать вам. Когда ребенок начинает с помощью взгляда контактировать с родителями, тогда можно говорит о том, что он готов к развитию общения » - автор Шитова Екатерина (выделено жирным шрифтом - мною).

Ребенок всему учится у взрослых. Когда он слышит или видит что-то неясное и новое для него, он не может самостоятельно оценить: хорошее оно или плохое, доброе или злое. Поэтому часто, маленькие дети начинают плакать при виде старенькой бабушки (дедушки), усатого мужчины, или человека в очках. Пугаются ростовых кукол, лающих собак, гудящих игрушек. Если быть рядом с ними в эти минуты жизни и всем своим видом, голосом, жестами, мимикой лица, биением сердца показывать ему, что это безопасно, а это - нет, он воспримет информацию более полно и правильно. Тесная связь между тем, что он видит, слышит и чувствует своим телом, помогает воссоздать адекватную реакцию на образ предмета или явления в его голове.

ОСЯЗАНИЕ.

Осязание играет очень важную роль в развитии ребенка. Начиная от поглаживаний малыша по голове и спинке и заканчивая тактильными ощущениями ребенка при изучении предметов различной фактуры - все это формирует у ребенка картину мира, его отношение к нему. Чувство безопасности и защищенности, доверие к миру позволяют ему более открыто и с бОльшим желанием и любознательностью изучать окружающее его пространство.

Если Вы когда-то общались со слингомамами, возможно, слышали от них, как во время прогулки в слинге малыши часто держатся за мамину грудь, если мама позволяет им это делать, предварительно прикрыв ее от посторонних взглядов. Моя дочь часто делала такое, когда она, находясь в слинге, видела большую собаку, или слышала какой-то громкий звук - она инстинктивно хваталась рукой за грудь, тем самым, ища защиту и подтверждение того, что она находится в безопасности рядом с мамой. То же самое проделывают дети, когда кормятся грудью - это очень сильное успокаивающее средство для младенца, порою неотъемлемая часть процесса сосания груди.

А когда малыш чувствует себя также уверенно и спокойно, как во время сосания груди, то он более открыт для познания, его мозг работает на прием новой информации, ведь когда тебе страшно или что-то непонятно, ты испытываешь стресс, и процесс восприятия информации искажается и становится менее эффективным.

Иными словами, для новорожденного ребенка для более гармоничного и эффективного усвоения новой информации и, как следствие, общего психо-эмоционального развития, очень важны и эффективны в комплексе :

Зрительный контакт с матерью

Тактильный контакт

Теперь вернемся к тому, чему посвящена тема статьи - положение ребенка на руках у мамы «лицом к миру»:

- зрительный контакт с матерью (отцом) отсутствует. Кроме того, если ребенку нет еще 6-ти месяцев, у него нет окончательно сформированного пространственного восприятия, поэтому, не видя мамино лицо, ее реакцию, он не может адекватно оценивать то, что он видит вокруг.

- голосовой контакт с матерью (отцом) есть, но он не полный, пустой . Почему? Потому что разговаривать с малышом, когда Вы не видите его лицо, довольно сложно и даже бессмысленно. Невозможно рассказывать ему по дороге о том, что вот идет хорошая и пушистая кошка, если Вы не видите, куда смотрит в данное время Вам малыш - а может, он вообще спит?

- тактильный контакт с матерью (отцом)отсутствует . Единственное, что может ощущать через спину ребенок - так это Ваше дыхание и сердцебиение. Ни потрогать Вас, ни коснуться, ни тем более положить голову Вам на грудь или подержаться за сосок Вашей груди в этом положении он не сможет.

Резюмируя, можно сказать, что ношение ребенка «лицом к миру» особенно в незнакомой для ребенка обстановке , очень нежелательно . И при ношении его в специальных переносках, где такое положение предусмотрено, мама заведомо длительно подвергает ребенка ненужному стрессу, не только не помогая ему удовлетворять «любопытство», а скорее наоборот, создает проблемы на пути к появлению этого чувства у ребенка . Мельтешение предметов без соответствующих комментариев (голосовых, тактильных, зрительных) даже взрослому очень быстро надоест. Это сродни тому, что смотреть часто сменяющиеся слайды с непонятными картинками без озвучки.

2. Физиологичная переноска - ключевые моменты

Желание написать эту статью у меня возникло не случайно - очень часто на консультировании мама хочет иметь СЛИНГ с возможностью ношения «лицом к миру» . Когда аргументы по поводу нежелательности данного положения для неокрепшей психики ребенка маму не убеждают, приходится объяснять, что по сути «слинг» и «положение лицом к миру» - это два несовместимых понятия.

Если прибегнуть к аналогии, что эти пожелания звучат так:

«А можно ли в Ваших стиральных машинах мыть посуду? »

«А предусмотрен ли в Ваших посудомоечных машинах режим отжима белья? ».

Скажете чушь? Нисколько.

А именно: естественным положением бедер новорожденного .

«Не первый год педиатры и ортопеды твердят родителям, что нельзя пеленать ребенка туго, с вытянутыми ножками, как по стойке «смирно». В последнее время этот призыв стал особенно актуальным, потому что у детей чаще отмечается дисплазия — недоразвитие тазобедренного сустава. Сам по себе дефект небольшой, внешне совершенно не заметный, но если он будет прогрессировать, может произойти вывих тазобедренного сустава. А это уже потребует длительного лечения, в запущенных случаях даже хирургического.

Создать условия для того, чтобы дисплазия не прогрессировала, очень просто: поможет так называемое широкое пеленание. Поза со слегка раздвинутыми бедрами естественна, физиологична для ребенка, она создает благоприятные условия для правильного развития тазобедренных суставов » -

Обратите внимание, как спит новорожденный ребенок: его бедра широко разведены, колени согнуты. Аналогично, когда Вы держите ребенка вертикально, прижав его к своему животу, он рефлекторно раздвигает ножки, как бы обнимая Вас ими.

Физиологичность этой позиции обусловлена не только тем, что она естественна для ребенка, но и тем, что она более комфортна и для взрослого, который несет на себе малыша .

Если Вы когда-то в детстве (и не только) запрыгивали кому-то на спину, Вы наверняка замечали, что если подпрыгнуть повыше и дать позволить взять Вас под коленки - ношение для обоих участников становится легче: Вам удобнее быть в положении, когда ноги не болтаются внизу, а подогнуты и обнимают несущего за талию (бедра), а несущему Вас проще нести, поскольку Вы компактно распределили свой вес по его спине. Как только Вы опускаете вниз ноги - нести Вас становится намного тяжелее и вся «фигура» может отклониться назад.