В вашей жизни произошло очередное знаменательное событие – малышу исполнилось 10 месяцев! К этому времени многие дети умеют сидеть, быстро ползают, делают первые неуверенные шаги и безостановочно болтают на «детском» языке.
Но не стоит волноваться, если кроха пока не овладел этими навыками. Каждый десятимесячный малыш – уникальная личность с собственным характером и темпераментом. Потребности и интересы вашего ребенка могут значительно отличаться от потребностей и интересов других малышей: когда одни дети усиленно осваивают новые пространства, другие предпочитают сидеть в кроватке, сосредоточенно изучая книжные страницы или собирая конструктор.
Не заставляйте ребенка заниматься тем, что ему не интересно: если нет врожденных патологий или родовых травм, скоро он догонит в развитии своих более подвижных сверстников.
Тело десятимесячного ребенка развивается гораздо медленнее, чем раньше: за месяц он набирает всего 300–450 г веса и 1–1,5 см роста. Теперь его вес составляет 8,5–10 кг, а рост – 71–74 см.
Десятимесячный малыш хорошо контролирует собственное тело: его движения становятся все более точными и скоординированными. Вот почему новые умения и навыки осваиваются очень быстро, и к концу 10 месяца ребенок радует родителей множеством новых достижений:
Основной способ развития новых умений – подражание. Малыш с удовольствием копирует все движения родителей: вот почему нередко можно увидеть младенца, который сосредоточенно нажимает кнопки пульта или телефона, рассматривает газету, кормит плюшевого зайца с ложечки или укачивает тряпичную куклу. Чем больше интересных действий вы покажете ребенку, тем обширнее будет «репертуар» его игр.
Карапуз становится все более общительным и открытым, с удовольствием проводит время со сверстниками и взрослыми людьми. К 10 месяцу достижения ребенка таковы:
У десятимесячного ребенка возникает острая потребность в одобрении со стороны взрослых. Многие действия он совершает, только чтобы услышать ласковые слова «молодец», «умница». Желание заслужить похвалу – нормальное для ребенка явление, которое свидетельствует о том, что малыш признает авторитет родителей.
Ребенок с удовольствием болтает, поэтому приходит в восторг, когда окружающие вступают с ним в диалог. Однако понять его словечки способны далеко не все: с «детским» языком ребенка, как правило, знакомы лишь близкие родственники.
Карапуз демонстрирует новые речевые умения:
Не огорчайтесь, когда ребенок коверкает и искажает слова: артикуляционный аппарат малыша еще недостаточно развит, чтобы правильно произносить сложные звукосочетания. Рано или поздно вы начнете понимать, что пытается сказать вам ваш кроха. А нормальную речь он освоит только к 1,5–2,5 годам.
Десятимесячный малыш живо интересуется окружающими людьми. Он по-прежнему осторожен с незнакомцами, однако любопытство побеждает страх, и ребенок пытается завязать общение. Гораздо менее настороженно он относится к сверстникам: проявляет интерес к совместным прогулкам и играм, с любопытством разглядывает других малышей.
Ребенка в этом возрасте уже можно оставлять с няней. Он не нуждается в ежеминутном общении с матерью, поэтому без страха примет нового человека.
У большинства детей режим сна и бодрствования не изменяется: они по-прежнему спят по 10 часов ночью и дважды по 1,5–2 часа в дневное время. Некоторые малыши отказываются от одного дневного сна.
Обратите внимание на качество детского сна. Если малыш спит спокойно и просыпается бодрым и отдохнувшим, волноваться не о чем. Но если сон ребенка прерывист, а пробуждение сопровождается капризами и плохим настроением, нужно обратиться к невропатологу. Именно в этот период обнаруживаются скрытые нервные расстройства.
Десятимесячный ребенок уже может употреблять «взрослую» пищу: супы, фрукты, овощи, молочные продукты, мясо, соки и печенье. Поэтому многие родители прекращают готовить для младенца отдельную еду и прививают ему пищевые привычки, характерные для всей семьи.
Однако нужно помнить, что существуют продукты, которые еще долго время будут под запретом: колбасы, сосиски, острые приправы, газированные напитки, какао, кофе, жареные блюда, фаст-фуд. Пища должна быть сбалансированной, богатой витаминами и минералами.
В 10 месяцев ребенка уже можно отучать от груди, поэтому общий объем материнского молока в этот период должен составлять всего 400 мл в день (можно распределить этот объем на 2–3 кормления, одно из которых должно приходиться на утро). Иногда вечернюю порцию грудного молока можно заменять кефиром.
Десятимесячный малыш осваивает множество новых умений. И важнейшим механизмом его развития в этот период становится подражание. Поэтому чем больше времени родители проводят со своим крохой, показывая ему примеры новых действий, тем более гармонично и многосторонне развивается карапуз.
В 10 месяцев развитие малыша выходит на новый уровень, теперь он уже не так быстро набирает вес и его физическое развитие несколько замедляется, зато начинают формироваться первые отношения с окружающим миром и близкими людьми и становятся заметны индивидуальные личностные особенности ребенка. Мнения педиатров и психологов о том, что должен уметь ребенок в 10 месяцев, сильно отличаются друг от друга, если раньше отечественные врачи обращали больше внимания на физическое развитие ребенка, то современные зарубежные ученые советуют концентрироваться на умственном развитии малыша. По мнению опытных родителей, истина – где-то посередине, развитие ребенка должно быть гармоничным, и физическое, и умственное.
С 9 до 10 месяцев ребенок прибавляет 300-400 гр и вырастает еще на 1-2 см, обычно его вес в этом возрасте составляет 9 -10 кг, а рост – 70-75 см.
К 10 месяцу многие малыши, которые до этого были трогательно пухлыми, начинают худеть, а их прибавка в весе может быть минимальной – 100-200 гр , такие изменения объясняются повышенной подвижностью ребенка, если раньше он большую часть дня лежал, то теперь активно двигается и понемногу теряет в весе. В этом возрасте у детей от 2 до 8-10 зубов, некоторые груднички уже переходят на «взрослый» режим и теперь спят только один раз в сутки, все остальное время, предпочитая исследовать окружающий мир.
Физическое развитие малыша на 10-м месяце немного замедляется, дети предпочитают совершенствовать свои навыки, а вот новые демонстрируют редко. Так ребенок к концу 10-го месяца должен уметь самостоятельно садится, вставать и ходить, держась за опору, легко переворачиваться ос спины на живот и немного ползать. Даже если малыш не хочет ползать по полу самостоятельно, он должен уметь подтягивать свое тело на руках и передвигаться в нужном ему направлении.
10 месяц – отличное время для начала обучения ходьбе , если вы еще не сделали этого раньше, сейчас уже можно, и нужно, учить ребенка ходить, поддерживая его подмышки.
Большинство детей просто обожают эту игру, и их родители вынуждены целыми днями ходить по дому или улице, согнувшись и поддерживая маленького бегуна. Другое дело, если ребенок не проявляет интереса к таким занятиям и не хочет ходить, даже если вы держите его подмышками, в такой ситуации нужно обязательно выяснить в чем дело. Возможно, у малыша слишком слабые мышцы и ему больше времени нужно проводить вне кроватки и манежа, чтобы иметь возможность натренировать мышцы ног и спины к тому моменту, когда он пойдет.
В этом возрасте дети совершенствуют свои навыки владения телом и руками, они уже не так неуклюжи, могут уверенно протянуть руку и схватить висящую в воздухе игрушку, любят перебирать различные предметы и продолжают «обыскивать» дом, предпочитая найденные вещи любым игрушкам. Психологи советуют не ограничивать поисковый азарт ребенка, а дать ему возможность регулярно совершать новые «открытия». Для этого можно положить на нижние полки шкафа красивые картонные коробочки, цветные полотенчики или яркие книжки.
В 10 месяцев малыш не только с удовольствием демонстрирует окружающим новые навыки, особенно подражая поведению взрослых, в этом возрасте он еще и учится отстаивать свою независимость и права, иногда приводя родителей своим поведением в ужас.
10 месячный ребенок уже знает названия большинства предметов обихода, может показать ручкой, где мама, папа, бабушка или любимый зайчик, а также с удовольствие рассматривает картинки и узнает на них животных, игрушки, машинки и т.д. Большинство детей радуют взрослых первыми «словами» и звукосочетаниями, которыми они обозначают разные вещи: «ма», «па», «би-би», «ав-ав» и так далее.
С таким малышом уже можно и нужно беседовать, стараясь не просто, как раньше, проговаривать названия различных предметов и обозначая свои действия. Теперь, с ребенком нужно строить полноценный диалог, стараясь получать от него ответы и давая ему возможность сделать выбор, например: «какую ты хочешь надеть кофточку, красную или желтую», «кого мы возьмем на прогулку: грузовик или машинку» и т.д.
В этом возрасте дети могут не только выполнить простейшие просьбы взрослых, но и, подражая им, делают много разных, вполне осмысленных действий: они качают куклу, пьют и едят из посуды, играют на пианино, хлопают в ладоши, машут ручкой в знак приветствия или ставят кубики друг на друга, выстраивая пирамидку.
Еще одно, новое, умение десятимесячных – это попытки манипулировать двумя предметами, они пытаются палочкой подвинуть себе игрушку, ложкой несут ко рту еду, а также с удовольствием подбирают с пола и со стола мельчайшие предметы.
Малыш уже спокойнее относится к кратковременным исчезновениям мамы с его поля зрения, но, по-прежнему, старается не оставаться один и не очень доверяет незнакомым людям.
В 10 месяцев ребенок обычно уже умеет:
К 10 месяцу жизни становится заметна разница не только в психическом, но и в физическом развитии детей разного пола. Мальчики обычно больше весят, несколько обгоняют своих сверстниц по росту и больше и активнее двигаются. Девочки к 10 месяцам радуют родителей своей эмоциональностью – они чаще улыбаются, смеются, повторяют все движения и звуки, которые слышат и стараются привлечь внимание окружающих, чтобы поиграть с ними. В этом возрасте мальчики более самостоятельны, они предпочитают «исследовательскую» деятельность, мало внимания обращая на эмоции и разговоры взрослых, девочки же зачастую, ориентируются именно на них, пытаясь сделать что-то новое, чтобы порадовать близких и услышать их похвалу. Также у девочек быстрее развивается мелкая моторика, они раньше учатся говорить и ходить. А родители мальчиков отмечают, что их малыши ведут себя спокойнее и увереннее, чем маленькие принцессы.
10 месяц жизни ребенка - это интересный период как в жизни малыша, так и в жизни его родителей, наполненный неповторимой романтикой познания окружающего мира.
В этом возрасте в развитии ребенка по всем ведущим линиям – сенсорной, социальной, речевой, моторной – наблюдаются качественные изменения. По-прежнему ведущей остается предметная деятельность (ознакомительная игра), в которой намечается новое:
ребенок начинает интересоваться не только самим предметом, но, в большей мере, тем, что с ним можно делать;
в действиях младенца появляется тенденция к созиданию.
В возрасте 10 месяцев внимание ребенка привлекает игра взрослого с кубиками, пирамидками, шариками, кольцами. И чем чаще крохе показывают различные вариации с давно знакомыми ребенку предметами, тем больше он получает сенсорной информации об их свойствах: шарик катится, а кубик стоит, конус можно поставить на основание, но нельзя удержать на вершине и т.д.
Если раньше, находясь на руках родителя, малыш смотрел на его лицо, то теперь, обретя некоторую автономность, сидя на ковре или стоя у опоры, ребенок наблюдает , прежде всего, за руками взрослого: как тот действует с теми или иными игрушками.
Постепенно ребенок отходит от беспорядочного манипулирования. Все чаще и чаще вы видите такую картину: вот он поставил кубик на кубик, шарики прикатил к дырочке, колечко положил рядом с другим и т.п.
Если раньше малыш только разрушал то, что складывала для него мама, то на 10-м месяце кроха улавливает созидательный смысл ее действий и начинает повторять их так, чтобы и у него что-то получилось. Такая созидательная направленность, начавшаяся в конце 9-го и на 10-м месяце жизни, будет становиться все более выраженной.
Это необходимо для развития мышления и речи , ведь перед ребенком появляется продукт его усилий, который имеет название – башенка, пирамидка, лесенка, дорожка и т.п.
Другой важный аспект – понимание речи. Ребенок начинает понимать фразу из двух слов: название предмета и действия с ним. Например: «Дай ручку!», «Помаши ручкой. Пока!», «Покажи, где собачка?», «Пей молочко», «Ешь кашку», «Собери шарики» и т.п.
Для овладения пониманием речи ребенку необходимо образование связи между предметом и словом, обозначающим его. Вот почему предметная деятельность приобретает особое значение для речевого развития ребенка , являясь по содержанию ориентировочно-исследовательской, а по форме – ознакомительной игрой. В процессе этой игры ребенок усваивает названия предметов и действий с ними.
При игре с игрушками также появляются новации – показы сюжетов развернутых действий: куколка нарядилась и спела песенку; петушок походил, поклевал зернышки, прокукарекал; собачка танцевала на задних лапках, потом легла и т.п. Все эти показы эмоциональны и сопровождаются краткими речевыми пассажами: «Ляля топ-топ! Ля-ля-ля!», «Собачка ав-ав!» и др.
Вы замечаете, что ребенок с интересом наблюдает за действиями домашних: бабушка шьет, дедушка стучит молотком, сестренка поет – все что-то делают. Их действия взрослый обозначает словом, и малыш внимательно вглядывается в происходящее. У 10-месячного ребенка интенсивно формируется понимание, но и в развитии активной речи происходят значительные позитивные изменения.
К 10–11 месяцам жизни у ребенка наблюдается более сформированная способность к речевому подражанию. Теперь кроха вслед за взрослым сходу повторяет фонемы родного языка, звукоподражания и даже наиболее легкие лепетные слова-обозначения, например, «ав-ав» (собачка), «га-га» (уточка), «ку-ка» (петушок) и т.п.
Однако далеко не все звуки речи одинаково хорошо удаются крохе. И вы замечаете, что во время переклички малыш легко произносит те звуки, которые еще раньше появились в лепете: «м», «б», «в», «п» (губно-губные). Их звучание связано со смыканием и размыканием губ на выдохе, что на первых порах возникает спонтанно.
Ребенок издает звуки , близкие к правильно артикулируемым – по-другому он пока не может. Но важно, что в этот момент включается физиологический фактор: малыш слышит себя, подражает сам себе. В процессе этих повторений происходит коррекция произношения. Следовательно, отрабатываются алгоритмы тех фонем, которые ребенок слышит и неоднократно повторяет. Их артикуляция удается малышу быстрее.
Как правило, к 9 месяцам ребенок уже правильно произносит губно-губные «м», «п», «б», «в», а к 10–11 месяцам – губно-зубные «т», «д»; сонорные «н», «л». И вы слышите примерно такие речевые рулады: «ба-ба-ба», «а-ля-ля», «нэ-нэ», «дя-дя-дя», «та-та», «та-ка», «ав-ава» и т.п.
Но еще не скоро появятся в детской речи звуки «р», «ш», «ч», «з», «ц», «щ», потому что они требуют более сложного произношения. Как отмечают специалисты, для большинства трудных фонем должна образоваться своя система обратных связей на более высоком уровне развития речеслухового и речедвигательного анализаторов.
Становится понятным, почему 1 год жизни ребенка называют подготовительным этапом речевого развития: нужно время, чтобы даже легкие речевые звуки (фонемы) малыш начал артикулировать. Ведь фонемы – единицы речи, из которых формируются слова!
Задачи общего развития малыша, которые стоят перед родителями, направлены на правильную организацию его жизни:
Задачи развития речи ребенка следует выделить особо:
Малышу интересны не только электронные игрушки с меняющимися модулями света, цвета, звука, но и самые простые хозяйственные предметы: бидончик, в который малыш набирает шарики; дуршлаг, в котором много дырочек и др. Эти предметы отличаются от игрушек, но не менее интересны для малютки, потому что действия с ними доступны и зрительно (визуально) просты.
Задачи игры
Материал для игры
Предметы домашнего обихода (ситечко, корзиночка, деревянные ложки, расписанные под хохлому, дуршлаг, бидончик и др.), пирамидка, предметные картинки (3–4 шт.): кукла, машинка, мишка, зайчик, петушок и др.
Мама вместе с ребенком идет к бабушке на кухню. Бабушка ласково встречает малыша, называет по имени. Мама, держа ребенка на руках, глядя на бабушку, медленно и выразительно спрашивает: «Что ты делаешь?» Бабушка отвечает: «Я варю кашку. Кашку для Сашеньки (имя ребенка)».
Бабушка показывает бидончик, дуршлаг, корзиночку. Дарит ребенку корзиночку, в которую он будет собирать шарики. Мама предлагает малышу помахать бабушке ручкой: «До свидания! Пока! (разученное действие) Мы идем к дедушке!»
Дедушка ласково встречает ребенка. Ему задается тот же вопрос: «Что ты делаешь, дедушка?» Дедушка отвечает, что собирает пирамидку для Сашеньки. Мама опускает малыша на ножки около стула, на котором разложены колечки. Мама и ребенок наблюдают за действиями дедушки. Малыш расстается с дедушкой, мама предлагает помахать ручкой: «До свидания! Пока!» (разученное действие) и, взяв каталку, они идут посмотреть, что делает сестренка (тетя, брат). Вся сцeнкa повторяется. Сестра рассматривает картинки и показывает их малышу, называет изображения. В конце игры-занятия мама и малыш играют на ковре. Собирают шарики в корзиночку, возят каталочку, подбирают игрушки к картинкам (кукла, мишка, петушок). Мама озвучивает действия ребенка: «Сашенька складывает шарики», «Сашенька катает каталочку», «Сашенька смотрит на картинки» и т.д.
Речевое общение с домашними следует повторять с разными аксессуарами, находя новые игровые поводы.
Задачи игры
Взрослый обращает внимание ребенка на собачку: «Соба-а-ачка! Ав-ав!» и, держа ребенка на руках, следует за животным, обходит вокруг, давая возможность обозревать собачку с разных сторон: «Вот какая соба-а-ачка, ав-ав!» Далее мама описывает животное: «У собачки хвост, лапы, ушки. Как собачка лает?» – Отвечает: «Ав-ав! Ав-ав!» Обращается к ребенку: «Скажи: ав-ав! ав-ав!»
В заключение читает стихотворение Н. Комиссаровой «Собачка»:
К нам пришла собачка,
Добрая собачка,
Хвостиком виляет,
Громко-громко лает!
Ав-ав! Ав-ав!
Задачи игры
Материал для игры
Сюжетные игрушки среднего размера (30–40 см): собачка, зайка, киска, поросенок Хрюша.
Мама удобно устраивает малыша на стульчике за детским столиком. Садится напротив ребенка. Под столиком располагает игрушки. Вначале мама старается привлечь внимание ребенка: называет по имени, ласково гладит его ручки, улыбается.
Затем читает:
К нам пришла Жучка,
Хвостик закорючкой,
Хвостиком виляет,
Громко-громко лает!
(Л. Н. Павлова)
С этими словами взрослый выводит на столик собачку. Собачка крутится, бегает по поверхности столика и начинает лаять на взрослого, потом на ребенка (звукоподражание «ав-ав!» выполняет взрослый).
Мама строго говорит: «Но-но!» (грозит указательным пальцем собачке). «Не лай! Нельзя!» Затем подходит к ребенку и выполняет это действие его пальчиком (пассивное движение).
Несколько раз повторяет фразу: «Но-но! Нельзя!», сопровождая ее запрещающим жестом ручкой малыша.
Затем то же игровое действие выполняет с киской, запрещая собачке лаять на кошечку. При этом взрослый ручкой ребенка повторяет запрещение со словами: «Но-но! Нельзя!»:
Ты, собачка, не лай!
Нашу киску не пугай!
(по мотивам русского фольклора)
Затем приходит зайка. Сценка повторяется. Мама старается перевести в активное движение уже понятый ребенком запрещающий жест с междометием «Ho-но!» Взрослый дополняет «Нельзя!»
Ты собачка Жучка,
Хвостик закорючкой,
Нельзя! Не лай!
Зайку, зайку не пугай!
Ты, собачка, не лай!
Хрюшу (Тепу, Мышку, Лиску и др.) не пугай!
В конце игры-занятия все зверушки собираются перед ребенком, мама пересаживает их в тележку и вывозит на ковер.
Задачи игры
Мама сажает ребенка напротив себя так, чтобы он хорошо видел ее артикуляцию. Затем произносит: «Ля-ля-ля». Замолкает. Дает возможность ребенку откликнуться, повторяет звукосочетание еще раз. Если малыш откликнулся, мама подхватывает: «Ля-ля-ля!» Если ребенок молчит, она повторяет еще и еще этот речевой пассаж. Как правило, малыш откликается, вступает в перекличку, повторяя за мамой: «Ля-ля-ля!» Она показывает куколку, которая начинает танцевать: «Ляля (кукла) ля-ля-ля!» (танцует). Эту сценку мама эмоционально обыгрывает, несколько раз повторяет, что «Ляля танцует».
Задачи игры
Развивать мелкую моторику пальцев. Расширять чувственный опыт при действиях с предметами: простейшее соотношение части с целым. Понимать фразу из двух слов: «Сними колечко!», «Дай колечко!»
Материал для игры
Кольца одного размера и цвета (4–5 шт.), нанизанные до конца стержня.
Взрослый располагает перед ребенком стержень горизонтально, держа за один кончик. Наклоняет стержень к ребенку.
Малыш сидит за столом или на ковре. Ему предлагается снять колечко. Первое снимает взрослый, показывая, как выполнить это действие, и объясняет: «Колечко! Сняли колечко!» Затем ребенок начинает снимать одно колечко за другим, а взрослый облегчает ему эту задачу, наклоняя стержень к его рукам.
Когда малыш снимет все колечки, мама эмоционально говорит: «Нет колечек!» (разводит руки). Ребенок может повторить этот жест и даже произнести: «Не-е-ту!»
Ребенок в 10 месяцев стремится во всем походить на родителей и старших детей в семье. Развитие мимики, ловкости рук и уже позволяет ему копировать поведение окружающих. Конечно, малыш еще не в состоянии сам застегивать пуговицы или рисовать карандашом, но теребить пуговицы – как мама – или чиркать на листе бумаги – как старший брат – он будет с удовольствием.
Педагоги и психологи советуют не упускать из виду этот важнейший этап в развитии крохи – подражание. Теперь, чтобы научить ребенка каким-либо действиям, не нужно делать это за него, а достаточно просто подать пример. Бери малыша с собой в ванную, когда чистишь зубы, и тебе не придется заставлять его учиться пользоваться зубной щеткой. Аналогично показывай, как мама моет руки, ест ложкой и пр. Не сразу, но все это ребенок скопирует. Для тебя сейчас важен сам факт наступления этапа подражания в поведении малыша.
Не стоит ждать от 10-месячного ребенка, что он будет интерпретировать действия, которые видел в исполнении взрослых. Например, если малыш видел, как мама причесывается определенной расческой и игрался ею сам, дай ему другую расческу – и он не сумеет понять, что это и для чего.
Интерпретировать полученный опыт в знания ребенок сможет чуть позже, а пока показывай ему возможные сюжеты ролевых игр: кормите вместе с ложки его любимого мишку, накладывайте кубики в кузов игрушечного самосвала, укладывайте куклу спать и т.п.
Крупным игрушкам ребенок теперь предпочитает мелкие предметы. Сейчас как никогда будут кстати игры с фасолью или крупами – конечно, под присмотром взрослых, ведь проворный малыш живо может упрятать одно из забавных зернышек себе в нос или ухо.
Еще одна полезная забава – рисование пальчиком по тонкому слою муки, манки или крахмала, нанесенного на дно плоской тарелки. Также подойдет любое упругое тесто, которое не липнет к рукам – из него можно лепить кусочки, отрывать меньшие комочки от большего куска, прокладывать в нем борозды, вылепливать тонкие лепешки и катать шарики. В общем, чем обширнее фантазия мамы, тем разнообразнее будут игры малыша. Кроха в 10 месяцев еще не может самостоятельно придумывать сюжеты своих забав.
Рост,
|
Вес,
|
Окружность
|
||
МАЛЬЧИКИ |
низкий |
|||
ниже
|
||||
средний |
||||
выше
|
||||
высокий |
||||
ДЕВОЧКИ |
низкий |
|||
ниже
|
||||
средний |
||||
выше
|
||||
высокий |
Хоть многие дети в этом возрасте уже могут вставать у опоры и даже переступать ножками, основной способ перемещения для ребенка сейчас – это ползанье. Не следует ограничивать перемещения малыша – лучше обезопась квартиру и «запускай» своего исследователя на целый день. Используй манежи только в тех случаях, когда нужно отлучиться из комнаты всем взрослым и достаточно надолго, то есть за ребенком некому будет присматривать.
Потому что при кажущейся безопасности манежи – абсолютное «зло», так как сковывают свободу ребенка, и тем самым тормозят его развитие.
Не стоит пренебрегать этапом ползанья, сегодня детские психологи говорят, что это – одна из важнейших стадий раннего развития. Помимо того, что дает неоценимый первый опыт перемещения по квартире и знакомство с множеством вещей, то есть обогащает умственное развитие ребенка, ползанье укрепляет его скелетную мускулатуру и является лучшей зарядкой. Статистика говорит, что дети, чье ползанье родители не ограничивали в младенчестве, вырастают физически крепче и морально устойчивее, чем их ровесники, содержавшиеся в том же возрасте в манежах.
Бытует мнение, особенно у поколения бабушек и дедушек наших детей, что «ребенок, которому позволяют вдоволь ползать, позже пойдет на двух ногах». В этом утверждении, на самом деле, нарушена причинно-следственная связь: да, действительно, замечено, что дети, позже начинающие ходить, перед этим долго ползают на четвереньках (если, конечно, им не мешать). Но если такого ребенка не отпускать ползать и держать в манеже до тех пор, пока он не сможет сам устоять на ногах и идти, ты этим нисколько не ускоришь момент начала ходьбы, скорее даже наоборот. Ибо ребенок встает и начинает идти без поддержки тогда и только тогда, когда его организм к этому готов, т. е. достаточно окреп связочно-мышечный аппарат, кости, вестибулярный аппарат и прочие отделы мозга, работающие для данной функции. При ползаньи, кстати, все это тренируется и созреет несколько раньше. А если дитя держать в манеже, рассчитывая, что он раньше пойдет «от скуки», ты просто лишишь его всего того опыта, который он мог получить с тех пор, как научился ползать до тех пор, как научился ходить.
Итак, ты поняла: если ребенок хочет ползать, он должен делать это вволю. Задача взрослых – обезопасить помещение и .
Еще одним, казалось бы, забавным, но не менее вредным, чем манеж, изобретением являются ходунки. Вот в них-то ребенок, даже уже созревший для самостоятельного хождения, не торопится осваивать новый навык – ведь он привык просто сидеть и отталкиваться ножками. Такая игрушка может действительно несколько затормозить физическое развитие малыша.
У 10-месячного ребенка уже явно просматривается любимая игра: кто-то без устали колотит совочком по ведерку, кто-то собирает пирамидку или башню кубиков, кто-то самозабвенно нажимает кнопки на пульте. Постарайся дать малышу возможность предаваться любимому занятию. Кстати, считается, что ребенок такого возраста уже может самостоятельно играть более 15 минут.
Да и вообще 10 месяцев – некий психологический рубеж, когда малыш начинает немного отделяться от мамы. Вот почему данный возраст считается оптимальным для , если мама планировала проводить таковое на первом году жизни малыша. Именно сейчас кроха должен привыкать к отлучкам мамы – оставляй его на папу, бабушку или других авторитетных родственников и выходи из дому по своим делам. Это важно не только психологически уставшей в декрете маме. Но и малышу – так постепенно ему легко будет привыкнуть к мысли, что мама может уходить. Если сейчас регулярно уходить на час-другой во время его бодрствования, в будущем малыш легко будет отпускать маму без слез.
Так как сейчас ребенок начинает тянуться к обществу своих ровесников, постарайся каждую вашу прогулку посещать детскую площадку – там он может наблюдать, как играют другие дети и даже, иной раз принимать участие в этих играх. Ведь даже такому маленькому человеку, а уже нужно общество.
Малыш? В 10 месяцев ребенок по-прежнему растет и развивается, увеличивая число своих навыков, а также уровень интеллекта. Хотя умственное развитие ребенка 10 месяцев активизируется, увеличение его веса происходит все медленнее.
Уровень физического развития 10 месячного ребенка значительно улучшается:
Малыш вырос на 1,5 см. и прибавил около 450 г. в весе. 10 месячные мальчики теперь весят 9,2-9,5 кг, а девочки 8,6 - 8,9 кг. Рост 71-72 см.
Отличительной чертой эмоционального развития 10 месячного ребенка является его желание социально взаимодействовать . Так, малыш может призывать вас к помощи, если у него что-то не получается. Например, может поднять вверх коробку, которую он не может открыть, демонстрируя, что нуждается в вашей помощи.
У некоторых детей в этом возрасте может проявляться сильная привязанность к неодушевленным предметам . Например, у малыша может быть любимая игрушка, соска или одеяло. Такие "маленькие друзья" обеспечивают ребенку чувство безопасности и успокаивают его печали, а при попытках разлучить малыша с любимым предметом можно натолкнуться на бурный протест.
Также для детей 10-ти месяцев характерно обострение чувства тревожности при появлении незнакомцев. Степень проявления этой реакции зависит от темперамента ребенка и связана со страхом быть украденным, расстаться с родителями и близкими. Но, повзрослев на несколько месяцев, малыш становится настолько любопытным, что страхи перед чужими людьми уступают место интересу малыша.
Интеллект ребенка 10-месяцев достаточно высок, чтобы малыш смог быстро найти игрушку, которую вы спрятали на его глазах. Ему не стоит труда найти погремушку, спрятанную вами в карман, или обнаружить игрушку под одеялом.
При условии, что вы много разговариваете с малышом, он в 10 месяцев на удивление хорошо понимает человеческую речь . Многие дети не только отлично понимают, что им говорят, но и сами активно вовлекаются в разговор, весело болтая и изменяя интонации голоса. Малыш может подчеркивать свою речь жестами, использовать вопросительные интонации, восклицания, утверждения. Некоторым детям удается в 10 месяцев произнести свое первое слово. Обычно, к радости родителей, это «мама» или «папа».
Дети в 10 месяцев понимают несколько простых команд, например, "дай", "возьми", и выполняют их. Любит развлекать себя, неоднократно повторяя услышанные звуки: кашель, хлопанье, хрюканье, слоги. Также малыш воспринимает новые звуки, например, издаваемые домашними животными, и может их имитировать. Ребенок в этом возрасте пытается четко говорить, а не только обратить на себя внимание. Может адресовать свой лепет конкретному человеку, и даже будет разочарован отсутствием ответа. В определенных ситуациях использует одни и те же звуки, что свидетельствует о формировании его речи.
Дитя в 10 месяцев от роду делает огромные успехи в процессах мышления. Развиваются познавательные способности малыша. Он начинает понимать понятия "внутри" и "снаружи", предусматривает повторяющиеся события и учится реагировать на новые ситуации. Его действия направлены на цель. Большинство выполняемых ребенком действий или выдаваемых звуков имеет свою причину.
Часто 10-ти месячные дети теряют интерес к грудному вскармливанию, ведь они ознакомлены с достаточным количеством вкусных «взрослых» блюд. Однако, отказавшись от груди на обед, малыш еще долго может просить материнское молоко вечером или ночью.
Советы для родителей:
Как ни странно, такое поведение является нормальным для 10-месячного ребенка. Ритмичные движения завораживают детей, а также могут помочь в отключении (например, перед сном) или в борьбе с болью (когда, например, у ребенка ).
Таким образом малыш тестирует свои зубки. Если вы будете действовать последовательно, ребенка можно быстро отучить от такого поведения. Каждый раз, когда малыш собирается вас укусить, нужно отойти и строго сказать, что так нельзя делать, потому что это больно!
Некоторые дети могут перестать дышать (даже до состояния посинения), например, во время плача, немало пугая этим родителей. Обычно малыши так делают в стрессовых для себя ситуациях, когда они недовольны, напуганы, или у них что-то болит. Но также быстро ребенок приходит в себя, потому что дыхание – это инстинктивный механизм, который слишком сложно остановить по своей воле.
До сих пор смелый и отважный малыш может внезапно начать бояться многих вещей. Но это нормально, ведь малыш осознает опасности и учится их распознавать.