Исследование объектов живой и неживой природы экспериментирование. Детское экспериментирование как средство интеллектуального и речевого развития

Надежда Баркина
Календарно-тематическое планирование. Исследование объектов живой и неживой природы, экспериментирование

Месяц Кол-во Тема Программное содержание

Сентябрь 2 Диагностика

1 «Сбор грибов и ягод» Создание условий для ознакомления детей с разнообразием грибов и ягод. Соблюдение мер безопасности при их сборе.

1 «Что мы сажаем, сажая леса» Создание условий для развития познавательной активности через формирование представлений о значении леса для полноценной жизни человека и животных . Бережное отношение к лесу. Правила поведения в лесу.

Октябрь 1 «Подарки осени» Создание условий для закрепления представлений детей об овощах, произрастающих в нашей местности. Способствовать закреплению представлений детей об основных признаках осени, о растительном мире, уточнять, где что растет; показать детям многообразие красок осенью, развивать память, речь; воспитывать интерес к природе , наблюдательность.

1 «Планета Земля . Общий дом» Создание условий для развития познавательной активности детей через ознакомление с понятием «планета » , формирование представлений об уникальности нашей планеты , многообразии жизни и условий её существования.

1 «Лесное и садовое царство» Создание условий для ознакомления детей с садовыми и лесными ягодами. Уточнить условия произрастания и правила сбора.

1 «Грибными дорожками» Создание условий для развития познавательной активности через ознакомление детей с многообразием грибов. Создание условий для развития представлений о съедобных и ядовитых грибах.

Ноябрь 1 «Воздушный океан» Создание условий для развития познавательной активности через ознакомление с понятием воздуха, его основными свойствами, его значением для жизни на Земле.

1 «Кто где живёт?» Создание условий для развития представлений об условиях жизни домашних животных , их основных отличиях от диких животных .

1 «Как звери к зиме приготовились» Создание условий для развития познавательной активности через формирование представлений о жизни диких животных зимой .

1 «Родной край» Создание условий для уточнения представлений о названии страны, республики, города, закрепления представлений о родном крае.

Декабрь 1 «Что мы сажаем, сажая леса» Создание условий для развития познавательной активности через ознакомление детей с лесом. Формировать представления о породах деревьев, их использование в промышленных целях (производство мебели) .

1 «Вечная слава воде» Создание условий для развития познавательной активности через ознакомление детей со свойствами воды, её значением для жизни на земле.

1 «Зимний парк» Создание условий для развития познавательной активности через ознакомление с особенностями зимней природы .

1 «Зимушка-зима» Создание условий для закрепления представлений о зиме как времени года, о новогодних праздниках.

Январь 1 «Птицы рядом с нами» Создание условий для ознакомления детей с условиями жизни домашних птиц, их пользе для человека.

1 Жизнь птиц зимой. Создание образовательной ситуации для развития представлений о зимующих птицах, для воспитания заботливого отношения к птицам.

1 КВН «Мы – друзья природы » Создание условий для закрепления представлений о зимующих птицах, жизни животных зимой .

Февраль 1 «В гостях у морского царя» Создание условий для развития познавательной активности через ознакомление с разнообразием морских обитателей.

1 «Кто такой лесник» Создание условий для развития представлений о деятельности лесника.

1 КВН «Природа вокруг нас » Создание условий для закрепления и обобщения представлений о природе родного края .

1 «Рада скатерть хлебушку- он на ней как солнышко» Создание образовательной ситуации для развития познавательной активности через решение проблемы «Откуда появился хлеб в магазине» .

Март 1 «Лес весной» Создание условий для развития познавательной активности через ознакомление с особенностями природы весной .

1 «В гостях у солнышка» Создание условий для развития представлений о значении солнца для жизни на Земле, о взаимосвязи с весенними изменениями в природе .

1 «Почему исчезают животные » Создание условий для развития познавательной активности через выяснения причины исчезновения животных . Дать понятие о Красной Книге.

Апрель 1 «Перелётные птицы» Создание образовательной ситуации для развития познавательной активности через формирование представлений о перелётных птицах, их особенностей.

1 «Космос. Вселенная. Звёзды» Создание образовательной ситуации для развития познавательной активности через формирование представлений о вселенной, космосе и звёздах.

1 «В гостях у пчёлки» Создание условий для развития представлений о пчелах, их особенностей, о пользе пчел для человека и природы .

1 «К первоцветам в гости» Создание условий для развития познавательной активности через ознакомление с первоцветами, формирование представлений об их отличиях от других цветов.

Май 1 «Дарьюшкины сказки» Создание образовательной ситуации для развития познавательной активности через сравнение реальных и сказочных животных и растений .

1 «Клумба на подоконнике» Создание условий для развития представлений о комнатных растениях, условиях их роста и цветения.

Развитие познавательной инициативы детей в исследовательской деятельности через объекты живой и неживой природы

Скачать:


Предварительный просмотр:

Перспективное планирование

по теме самообразования:

«Развитие познавательной инициативы через исследовательскую деятельность»

Составитель: Уваровская Т.В., воспитатель

высшей квалификации

МБДОУ д/с №167

Сентябрь

  1. Подбор и изучение литературы по теме самообразования:

Цель: повышение профессионально-педагогического уровня знаний. Учить детей наблюдать, думать, анализировать, делать простейшие умозаключения и выводы. Воспитывать самостоятельность. Развитие познавательной инициативы у детей.

  1. Приобретение электронного конструктора «Знаток».
  2. Подбор художественной литературы: сказки, стихи, загадки, проблемные ситуации.
  3. Подготовить оборудование (пополнение мини-лаборатории).
  4. Написание планов на 2012-2013 учебный год.

Используемая литература:

  1. Тугушева Г.П., ЧистяковаА.Е. «Экспериментальная деятельность детей среднего и старшего дошкольного возраста», Детство-Пресс,2007г.
  2. Горькова Л.Г. , Кочергина А.В., Обухова Л.А. «Сценарии занятий по экологическому воспитанию»,Вако, Москва, 2008г.
  3. Зубкова Н.М. «Воз и маленькая тележка чудес» - опыты и эксперименты для детей от3 до 7 лет, Речь, Москва, 2007
  4. Корнилова В.М. «Экологическое окно в детском саду»,Сфера, Москва, 2008г.
  5. Колос Г.Г «Сенсорная комната в ДОУ», Аркти, Москва,2007 г.
  6. Ковинько Л.В. «Секреты природы – это так интересно»,Линка – Пресс, Москва, 2004
  7. Рыжова Н.А. программа «Наш дом – природа», 1998 год.
  8. Иванова А.И. Естественно-научные наблюдения и эксперименты в детском саду. – М., 2005 г.,
  9. Волчкова В.Н., Степанова Н.В. Конспекты занятий в старшей группе детского сада. Познавательное развитие.– Воронеж, 2004 г.
  10. Дыбина О.В. Неизведанное рядом: занимательные опыты и эксперименты для дошкольников.– М., 2005

Тема: «Волшебная бумага» (1 часть)

Цели:

  1. Способствовать освоению детьми представлений о свойствах копировальной бумаги - точное копирование рисунка;
  2. Развивать умение обследовать предметы и явления с разных сторон, выявляя зависимости;
  3. Развивать умение организовывать свою деятельность: подбирать материал, продумывать ход деятельности для получения желаемого результата;
  4. Стимулировать активность детей для разрешения проблемной ситуации;
  5. Воспитывать чувство взаимопомощи.

Тема: «Волшебная бумага» (2 часть)

Цели:

  1. Способствовать расширению знаний детей о свойствах копировальной бумаги – возможность получения нескольких копий рисунка;
  2. Развивать умение самостоятельно делать выводы на основе практического опыта;
  3. Подвести детей к пониманию зависимости количества копий от силы нажима на карандаш.

Предварительная работа:

Свободное экспериментирование с копировальной бумагой.

Тема: «Человек»

Занятие: «Наши руки»

Цель:

  1. Дать понятия о важности человеческой руки. О тесной связи руки и мозга, о том, что с помощью рук можно выразить различные чувства (ласка, жалость, брезгливость, успокоение, приветствие, ухаживание). Развивая руку, мы развиваем речь. Рука как орган познания, осязания, ощупывает, совершает действия.
  2. Опытническим путем активизировать внимание детей на функциональной значимости рук человека.

Дидактическая игра «Поговорим без слов».

Дидактическое упражнение «Кто быстрее сосчитает пуговицы».

Занятие: «Что можно почувствовать кожей?»

Цель:

  1. Дать детям элементарные знания о роли кожи в жизни человека, о чувствительности кожи. Упражнять детей в развитии тактильной чувствительности.
  2. Сформировать убеждение о том, что о коже человека надо заботиться. Научить детей оказывать первую помощь при ранениях и ушибах.
  3. Развивать умения устанавливать связь между состоянием кожи и состоянием организма. Учить детей разрешать самим проблемную ситуацию в процессе исследовательской деятельности. Развивать пытливость, любознательность, находчивость, внимание.

Беседа: «Наши помощники»

Опыт: «Слушай во все уши»

Цель:

  1. Дать детям представление об органах слуха – ухо (улавливает и различает звуки, слова и т.д.). Познакомить со строением уха человека и животного, уточнить, что уши у всех разные, учить при помощи опытов различать силу, высоту, тембр звуков.
  2. Закрепить знания о правилах ухода за ушами, составить коллективные рекомендации по предупреждению нарушения слуха.

Опыт: «Как мы чувствуем запахи?»

Цель:

  1. Познакомить детей с особенностями работы органа обоняния – носа, органа позволяющего определить запахи, сравнить с особенностями восприятия запахов некоторыми животными.
  2. Сформировать вместе с детьми рекомендации по охране этого важного органа.
  3. Способствовать формированию эмоционально-положительного отношения к процессу экспериментирования.

Тема: «В мире электричества»

Занятие: «Как увидеть и услышать электричество»

Опыты: «Чудо прическа», «Волшебные шары», «Вертушка »

Цель:

  1. Познакомить детей с электричеством, как особой формой энергии.
  2. Развивать познавательную активность ребенка в процессе знакомства с явлениями электричества, с его историей. Познакомить с понятием «электрический ток». Объяснить природу молнии.
  3. Формировать основы безопасности при взаимодействии с электричеством.

Занятие: «Электроприборы»

Цель:

  1. Развивать способности ребенка обращаться с элементарными электрическими приборами.
  2. Формировать представление о материалах, проводящих электрический ток (металлы, вода) и изоляторах – материалах вообще не проводящих электричество (дерево, стекло и др.). Познакомить с устройством некоторых электрических приборов (фен, настольная лампа).
  3. Совершенствовать опыт безопасного использования электрических приборов (нельзя прикасаться к оголенным проводам, вставлять в розетку металлические предметы с электрическими проводами, можно взаимодействовать только сухими руками).
  4. Развивать любознательность.

Тема: «Вещество. Камни»

Занятие: «Какими бывают камни?»

Цель:

  1. Развивать интерес к камням, умение обследовать их и называть свойства (крепкий, твердый, неровный или гладкий, тяжелый, блестящий, красивый). Дать представление о том, что камни бывают речными и морскими, что многие камни очень твердые и прочные, поэтому их широко используют в строительстве зданий, мостов, дорог.
  2. Познакомить с ценными камнями, которые используются для украшения построек и изготовления памятников, сувениров (гранит, мрамор). Показать изделия из драгоценных камней.
  3. Учить классифицировать камни по разным признакам. Поддерживать интерес к опытнической работе.
  4. Развитие тактильных ощущений, умение делать выводы, отстаивать свою точку зрения.

Беседа: «Живые камни»

Цель:

  1. Познакомить с камнями, происхождение которых связано с живыми организмами, с древними ископаемыми.

На прогулке:

1.Рассматривание камней (вид, форма, структура, свойства)

2. Выкладывание рисунков из камней

3.Строительные игры (строительство и украшение построек)

Тема: «Вещество. Вода и ее свойства»

Занятие: «Вода в природе и в быту».

Цель:

  1. Уточнить знания детей о местонахождении воды в природе и быту по одному из свойств текучести.
  2. Закрепить знания свойств воды: прозрачность, текучесть, способность растворять. Выработать умение определять температуру воды (холодная, горячая, теплая) на ощупь. Продолжать развивать познавательный интерес, наблюдательность, мыслительную деятельность.
  3. Учить детей делать простейшие умозаключения, активизировать словарный запас: прозрачная, тает, переливается, холодная, горячая.
  4. Соблюдение правил по технике безопасности.

Беседа: «Вода – помощница »

Цель:

  1. Обобщить, уточнить знания детей о воде: течет, без цвета, без запаха. Используя модели, закрепить знания о воде, как средство обитания некоторых животных. Рассказать об использовании воды, о том, что воду надо беречь, что можно пить только чистую и кипяченую воду. В
  2. воспитывать у детей желание беречь воду, закрывать плотно кран.

«Вода – источник жизни»

Цель:

  1. Показать значение воды в жизни живой природы. Рассказать о том, какой путь проходит вода, прежде чем попадает в наши дома.
  2. Закрепить знания о воде и о том, как человек ее использует.
  3. Формировать привычку бережно и разумно использовать воду.

Материалы : 3-х литровая банка с водой, 2 стакана с чистой и грязной водой, поваренная морская соль, поднос, лейка, бумажные цветы, стаканчики с водопроводной водой.

Литература: Дошкольное воспитание - 2005 г, № 7, с.30.

Зенина Т.Н. конспекты занятий по ознакомлению дошкольников с природными объектами. – М., 2006 г., с.11.

Опыт: «Вода – растворитель»

Цель:

  1. Уточнить знания детей о значении воды в жизни человека.
  2. Закрепить свойства воды – вода растворитель. Объяснить, почему вода иногда нуждается в очистке и дать элементарные представления о процессе фильтрации.
  3. Развивать навыки лабораторных опытов, по схемам – закрепить умение работать с прозрачной стеклянной посудой, соблюдая правила техники безопасности с незнакомыми растворами.

Тема: «Магнитизм»

Занятие «Магнит – фокусник»

Цель:

  1. Познакомить детей с магнитом.
  2. Выявить его свойства, взаимодействия магнита с разными материалами и веществами.

Опыты: «Магнитные силы», «Мы – фокусники», «Притягиваются – не притягиваются»

На прогулке: находим предметы, к которым притягивается магнит.

Тема: «Вещество.Песок и глина»

Занятие: «Песок и глина»

Цель:

  1. Показать разнообразие объектов неживой природы. Сравнение песчинок по форме, цвету, размеру.
  2. Учить детей делать выводы, соблюдать технику безопасности при проведении опытов. В процессе исследовательской деятельности формировать у детей знания о свойствах глины. Предоставить ребенку возможность самому найти ответы на вопросы: «Как и почему?» и сделать выводы; при проведении опытов развивать мышление, логику, творчество ребенка. Наглядно показать связи между живым и неживым в природе.
  3. Активизировать словарь: «вязкая, пластичная, маслянистая, гибкая» и т.п.

Опыты: «Сравнение свойств песка и глины»

Цель:

  1. Познакомить детей со свойствами и качеством песка, глины, учить делать выводы о свойствах, сравнивая их экспериментальным путем. Стимулировать самостоятельное формирование выводов при проведении опытов.
  2. Воспитывать соблюдение техники безопасности.

Литератур а: Рыжова Н. А. «Что у нас под ногами» с. 29

Беседа: «Животные и песок»

Цель:

  1. Дать детям представление о взаимосвязях, существующих в природе, о пустыне. Объяснить зависимость внешнего вида животного от факторов неживой природы.
  2. Развивать способность делать умозаключения, анализировать, сравнивать, классифицировать.

Тема: «Вещество. Воздух и его свойства»

Занятие: «Продолжаем знакомство со свойствами воздуха »

Цель:

  1. Продолжить знакомство детей со свойствами воздуха, и ролью в жизни человека, растений, животных. Дать знания о неживой природе и о том, что воздух – условие жизни всех существ на земле. Опытническим путем закрепить знания детей о воздухе.
  2. Воспитывать интерес к окружающей жизни, любознательность.

Опыты: «Где теплее?», «Подводная лодка», «Упрямый воздух», «Что быстрее?»

Цель:

  1. выявить, что теплый воздух легче холодного и поднимается вверх

Материал: Два термометра, посуда с горячей водой

Цель:

  1. Обнаружить, что воздух легче воды, выявить, как воздух вытесняет воду

Цель:

  1. Обнаружить, что воздух сжимается

Цель:

  1. Обнаружить атмосферное давление

Занятие: «Неизвестное – рядом»

Цель:

  1. Расширять знания детей о жизни древнего человека, об открытии человеком огня. Как огонь дошел до наших дней, как он помогает человеку.
  2. Формировать представление о том, что при горении изменяется состав воздуха (кислорода становится меньше), что для горения нужен кислород. Познакомить со способами тушения пожара. При горении образовывается пепел, зола, угарный газ.
  3. Соблюдение правил безопасности при проведении опытов.

Тема: «Солнце. Земля и ее место в солнечной системе»

Занятие: «Солнце, Земля и другие планеты»

Цель:

  1. Дать детям первоначальные представления о строении Солнечной Системы о том, что Земля уникальная планета.
  2. Развивать любознательность. На основе опытов дать представление о холодности планет. Чем дальше планеты от Солнца, тем они холоднее и чем ближе, тем горячее.

Занятие: «Этот загадочный космос»

Цель:

  1. Познакомить детей с символикой созвездий. Вызвать интерес к космическому пространству.
  2. Расширять представления о профессии космонавта.
  3. Активизировать словарный запас: космос, космонавт, космическая невесомость.

Тема: «Свет и цвет»

Занятие: «Откуда радуга берется?».

Цель:

  1. Развивать аналитические способности детей. Познакомить их с солнечной энергией и особенностями ее проявления.
  2. Воспитывать интерес к познанию закономерностей, существующих в неживой природе.

Опыт: «Волшебный круг».

Цель:

  1. Показать детям, что солнечный свет состоит из спектра.
  2. Развивать интерес к неживой природе.
  3. Формировать умение делать выводы, выдвигать гипотезы.

Беседа: «Свет вокруг нас».

Цель:

  1. Дать детям представление о свете. Определить принадлежность источников света к природному или рукотворному миру, их назначение. Опытническим путем определить строение рукотворных источников света. Классификация предметов, дающих свет на рукотворный и природный мир.
  2. Закрепить умение работать в группе.
  3. Обогащать и активизировать словарь детей.

"Логика природы есть самая доступная для детей логика - наглядная, неоспоримая. Всякий новый предмет дает возможность упражнять рассудок сравнениями, вводить новые понятия в область уже приобретенных, подводить изученные виды под один род "

К.Д. Ушинский

Тема опыта: " Познание неживой природы путём экспериментирования".

Новиченко Надежда Михайловна, воспитатель

Условия возникновения опыта

Ознакомление дошкольников с явлениями неживой природы (физическими явлениями и законами) занимает особое место в системе разнообразных знаний об окружающем, поскольку предмет ознакомления присутствует, регламентирует. Оказывает своё влияние и непрерывно воздействует на развитие ребёнка. Включая его в процесс поиска причины того или иного физического явления, мы создаём предпосылки формирования у него новых практических и умственных действий.

Работая с детьми, мы обратили внимание на то, что они имеют поверхностные представления о неживой природе. Обследуя эти навыки с помощью разработанных методик диагностики знаний и умений детей, получили следующие результаты: низкий уровень-45%, средний - 45%, высокий - 10%.

Актуальность опыта

Воспитательное значение природы трудно переоценить. Общение с природой положительно влияет на человека, делает его добрее, мягче, будит в нем лучшие чувства. Особенно велика роль природы в воспитании детей. Ознакомление детей с природой в детском саду требует постоянного непосредственного общения с ней.

Строя свою "школу радости" для дошкольников на основе непосредственного общения с природой, Василий Александрович Сухомлинский справедливо считал необходимым вводить малышей в окружающий мир так, чтобы они каждый день открывали в нем что-то новое, чтобы каждый шаг детей был "путешествием к истокам мышления и речи - к чудесной красоте природы", чтобы каждый ребенок рос "мудрым мыслителем и исследователем, чтобы каждый шаг познания облагораживал сердце и закалял волю".

Задача воспитателя, который развивает эстетическое отношение к природе у своих питомцев, заключается, прежде всего, в том, чтобы нацелить детей на встречу с красотой и организовать соответствующую познавательную деятельность.

Как правило, ведущая роль на занятии принадлежит взрослому, ребенок - ведомый, он исполняет какие-то замыслы педагога, его указания.

Ребенок находится в объектной позиции. Взрослый чаще всего оставляет дошкольнику роль наблюдателя, явно недостаточно доверяя ребенку "сделать что-то самому" - самому задуматься над вопросом, выдвинуть гипотезу, проверить ее в ходе опыта, овладеть тем или иным способом самостоятельной познавательной деятельности, инструментом поиска. Но ведь еще В.А. Сухомлинский утверждал, что "ребенок по своей природе пытливый исследователь, открыватель мира". А исследователь - это человек, которого влечет неизвестное, который находится в постоянном поиске вопросов и ответов на них.

Детское экспериментирование - сложный многогранный процесс, включающий в себя и живое наблюдение, и опыты, проводимые ребенком. В ходе его дошкольник постепенно овладевает моделью исследовательской деятельности - от постановки проблемы к выдвижению гипотезы и проверке ее опытным путем. Ему доступны приемы простейшего планирования эксперимента, сравнительного анализа наблюдаемых процессов и полученных результатов и т.п.

Современные исследователи (Иванова А.И., Куликовская И.Э., Николаева С.Н., Рыжова Н.А., Поддьяков Н.Н. и др.) рекомендуют использовать метод экспериментирования и в работе с детьми дошкольного возраста.

Существуют различные подходы в определении понятия "детское экспериментирование". В нашем исследовании мы придерживались определения, предложенного Поддьяковым Н. Н.: "Детское экспериментирование - одна из форм организации детской деятельности с одной стороны и один из видов познавательной деятельности детей с другой".

Из всего вышеизложенного можно сделать вывод, что для детей дошкольного возраста экспериментирование, наравне с игрой является ведущим видом деятельности. Экспериментирование стимулирует интеллектуальную активность и любознательность ребёнка.

Педагогическая идея опыта

· Расширить знания о значении экспериментирования в развитии детей дошкольного возраста

· Формировать представления о правильной организации экспериментирования с ребенком-дошкольником.

Длительность работы над опытом

Диапазоном опыта является единая среда воспитательно - образовательного процесса (занятия, игры, упражнения, опыты, эксперименты).

Теоретическая база опыта

Методологическую базу формирования в педагогическом процессе чувства природы, являющегося основой экологического и эстетического сознания ребёнка, представляет собой теория отражения, ставящая в единую связь и последовательность чувственное и абстрактно - логическое познание, обращенное, в конечном счете, снова к практике, то есть чувственной предметной деятельности человека. Чрезвычайно важно сохранение этого принципа в единстве эстетического и экологического воспитания и образования дошкольников.

Не всякая деятельность способна прямо выявить эстетические свойства природы для дошкольников. Чтобы научиться оценивать красоту форм растений, контрасты цвета и света, симметрию явлений, гармонию звуков, свойства пространства и времени надо участвовать в их познании как чувственном, так и абстрактно - логическом. А это значит, что воспитатели должны вовлекать дошкольников в наблюдения за свойствами ландшафтов, организовывать упражнения, которые развивают слуховое и зрительное восприятие, умения анализировать и обобщать собственные впечатления и оценки.

Дошкольникам необходимо наблюдать и отмечать красоту лесов, полей, садов, замечать красоту отдельных явлений и объектов природы:

темные тучи, яркие звезды, разноцветные камушки в аквариуме и т.д.;

разглядывать узоры мороза на окнах, снежинки, замечать сверкание снега;

отличать и сопоставлять формы цветов и листьев, замечать относительную величину и окраску, формы предметов;

воспринимать красоту звуков в природе: шум ветра, шелест листьев, звон весенней капели;

различать и уметь сопоставлять наиболее характерные особенности сезонных изменений в природе (краски, запахи, звуки).

Деятельность экспериментирования способствует формированию у детей познавательного интереса, развивает наблюдательность, мыслительную деятельность. По мнению академика Н.Н. Подъякова в деятельности экспериментирования ребенок выступает как своеобразный исследователь, самостоятельно воздействующий различными способами на окружающие его предметы и явления с целью более полного их познания и освоения. В ходе экспериментальной деятельности создаются ситуации, которые ребенок разрешает посредством проведения опыта и, анализируя, делает вывод, умозаключение, самостоятельно овладевая представлением о том или ином законе или явлении.

Основная задача ДОУ поддержать и развить в ребенке интерес к исследованиям, открытиям, создать необходимые для этого условия. Методические рекомендации по проведению занятий с использованием экспериментирования встречаются в работах разных авторов Н.Н. Подъякова, Ф.А. Сохина, С.Н. Николаевой. Данными авторами предлагается организовать работу таким образом, чтобы дети могли повторить опыт, показанный взрослым, могли наблюдать, отвечать на вопросы, используя результат опытов.

При такой форме ребенок овладевает экспериментированием как видом деятельности и его действия носят репродуктивный характер. Экспериментирование не становится самоценной деятельностью, так как возникает по инициативе взрослого. Для того, чтобы экспериментирование стало ведущим видом деятельности, оно должно возникать по инициативе самого ребенка.

После 5 лет начинается этап, когда детская деятельность расходится по двум направлениям: одно направление - превращается в игру, второе - в осознанное экспериментирование. Эксперимент, самостоятельно проводимый ребенком, позволяет ему создать модель явления и обобщить полученные действенным путем результаты, сопоставить их, классифицировать и сделать выводы данных явлений для человека и самого себя.

Структура детского экспериментирования.

Как и любая деятельность, деятельность экспериментирования имеет свою структуру:

· Цель: развитие умений ребенка взаимодействовать с исследуемыми объектами в "лабораторных" условиях как средствами познания окружающего мира

· Задачи:

· 1) развитие мыслительных процессов;

· 2) развитие мыслительных операций;

· 3) освоение методов познания;

· 4) развитие причинно-следственных связей и отношений

· Мотив: познавательные потребности, познавательный интерес, в основе которых лежит ориентировочный рефлекс "Что это?", "Что такое?" В старшем дошкольном возрасте познавательный интерес имеет направленность: "Узнать - научиться - познать"

· Средства: язык, речь, поисковые действия

· Формы: элементарно-поисковая деятельность, опыты, эксперименты

· Условия: постепенное усложнение, организация условий для самостоятельной и учебной деятельности, использование проблемных, ситуаций

· Результат: опыт самостоятельной деятельности, исследовательской работы, новые знания и умения, составляющие целый спектр психических новообразований.

Выделяют два основных вида ориентировочно-исследовательской, поисковой деятельности:

экспериментирование, исходящее от самого малыша и не побуждаемое взрослым;

Ребёнок-дошкольник активно стремится узнать об окружающем его мире как можно больше. Наряду с игровой активностью, огромное значение в развитии личности ребёнка имеет познавательная деятельность, в процессе которой формируется способность к начальным формам обобщения, умозаключения. У детей возникает интерес, когда они сами могут обнаружить новые свойства предметов, их сходство и различия, предоставление им возможности приобретать знания самостоятельно.

Усваивается всё прочно и надолго, когда ребёнок слышит, видит и делает сам .

Потребность ребёнка в новых впечатлениях лежит в основе возникновения и развития исследовательской (поисковой) деятельности, направленной на познание окружающего мира. Чем разнообразнее и интенсивнее поисковая деятельность, тем больше новой информации получает ребёнок, тем быстрее и полноценнее развивается его речь.

В связи с этим, особый интерес представляет детское экспериментирование.

В процессе детского экспериментирования дети учатся

v Видеть и выделять проблему

v Принимать и ставить цель

v Анализировать объект или явление

v Выделять существенные признаки, связи

v Выдвигать гипотезы, строить сложные предложения

v Отбирать материал для самостоятельной деятельности

v Делать выводы

Ребёнку-дошкольнику по природе присуща ориентация на познание окружающего мира и экспериментирование с объектами и явлениями реальности.

Познавая окружающий мир, он стремится не только рассмотреть предмет, но и потрогать его руками, языком, понюхать, постучать им и др. Он задумывается о таких физических явлениях как замерзание воды зимой, выпадение осадков, распространение звука в воздухе, в воде и др.

В нашем детском саду мы создаём условия для развития познавательной и речевой деятельности ребёнка средствами экспериментальной деятельности.

  • Мы проводим опыты с объектами живой и неживой природы (с растениями, насекомыми, воздухом, водой, песком, землёй);
  • Знакомимся с различными свойствами веществ (твёрдость, мягкость, сыпучесть, вязкость, плавучесть, растворимость);
  • Знакомим с основными видами движения (скорость, направление);
    • Развиваем географические представления – знакомим с глобусом, даём знания о Солнечной системе, о различных космических явлениях;
    • При проведении опытов знакомим детей с правилами техники безопасности.

Опыты и эксперименты проводятся разные: демонстрационные (педагог сам проводит опыт и демонстрирует его; а дети следят за ходом и результатами) и фронтальные (объекты эксперимента находятся в руках у детей) – те и другие учат детей наблюдать, анализировать, делать выводы.

В уголке экспериментов в свободное время дети самостоятельно повторяют опыты, применяя при этим полученные во время организованной образовательной деятельности знания, умения и навыки.

Большую радость, удивление и даже восторг дети испытывают от своих маленьких и больших «открытий», которые вызывают у них чувство удовлетворения от проделанной работы.

В процессе экспериментирования (самостоятельного или под руководством взрослого) дети получают возможность удовлетворить присущую им любознательность (почему? зачем? как? что будет, если…?), почувствовать себя учёным, исследователем, первооткрывателем.

Поощряя детскую любознательность, утоляя жажду познания маленьких «почемучек», направляя их активную деятельность, мы способствуем развитию у ребёнка познавательной активности, логического мышления, связной речи.

Известно, что ни одну воспитательную или образовательную задачу нельзя успешно решить без плодотворного контакта с семьёй и полного взаимопонимания между родителями и педагогами, так как каждая минута общения с ребёнком обогащает его, формирует его личность.

Чтобы у ребёнка поддерживался познавательный интерес, стремление узнать новое, выяснить непонятное, желание вникнуть в сущность предметов, явлений, действий рекомендуем и родителям в домашних условиях проводить простейшие опыты и эксперименты.

«Умейте открыть перед ребёнком в окружающем мире что-то одно, но открыть так, чтобы кусочек жизни заиграл перед детьми всеми красками радуги. Оставляйте всегда что-то недосказанное, чтобы ребёнку захотелось ещё и ещё раз возвратиться к тому, что он узнал»

Сухомлинский В.А.

Ряд опытов и экспериментов, которые были проведены с детьми старшей группы:

  • Опыты и эксперименты с живой природой

«Испарение влаги с листьев растений»

Цель: Уточнить, что вода движется из почвы к листьям. Установить, куда исчезает вода.

У детей были разные предположения.

Например:

“Я думаю, что листики воду впитывают в себя”.

“Вода по стебелькам попадает в листья, и она находится внутри листьев”.

На вопрос: “А кто думает иначе?” Маша высказала другое мнение: “Я думаю, что вода испаряется в воздухе, и превращается в пар”.

Все предположения мы с детьми решили проверить.

Надели на комнатное растение целлофановый пакет и закрепили его. Растение поставили в теплое, светлое место. Через некоторое время дети обнаружили на целлофане капельки воды.

Максим сделал вывод: “Капельки появились на листиках потому, что вода испаряется, пар поднялся вверх и снова стал водой”.

На вопрос: “А почему же не видно воды на листьях остальных комнатных растений”, Юля сделала вывод: “Вода с листьев испаряется в воздухе, а в природе пар уходит в небо и образует облака, а на землю выпадают осадки”.

«Где лучше расти»

Цель: Установить необходимость почвы для жизни растений, влияние качества почвы на рост и развитие растений.

Дети сажали зерна в землю, песок и глину. На первом этапе дети высказывали мнения, какая почва более благоприятна для растений и объясняли их:

Например:

“Я думаю, что лучше растениям будет расти в песке, потому что он рассыпчатый, не твердый”.

А другой ребенок высказал обратное предположение: “В пустыне, где один песок, растения растут очень плохо”.

На вопрос: “Как вы думаете, зернышко, посаженное в глину прорастет?” Маруся высказала свое предположение: “Растения не смогут расти в глине, потому что глина твердая, засыхает, и воздух к корешкам попадать не будет”.

Ребята, имея какой-то объем знаний, интуитивно понимают, что земля более благоприятная почва для растений, но объяснить почему – не могут. И только к концу эксперимента дети пришли к такому выводу: что земля плодородная, в ней много минералов, она рыхлая.

Этот эксперимент вызвал живой интерес у детей: они с нетерпением наблюдали за всходами растений, делали зарисовки.

  • Опыты и эксперименты с неживой природой

«Сухой из воды»

Цель: Определить, что воздух занимает место.

На первом этапе я предложила детям объяснить, что означает “выйти сухим из воды”, возможно ли это. Дети составили интересные предложения, и у каждого было свое мнение:

“Можно надеть резиновые сапоги и непромокаемый комбинезон и тогда, я думаю, не промокнем”.

“Можно проплыть на лодке по воде и остаться сухим”.

“Есть специальные костюмы, акваланги, одевают их водолазы и тогда можно выйти сухим из воды”.

На вопрос: “Можно ли опустить стакан в воду и не намочить лежащую на дне салфетку?” у детей были разные мнения:

“Салфетка будет мокрая, потому что в стакан попадет вода, а салфетка впитает в себя воду и размокнет”.

“Если стакан пластмассовый, он не утонет, и салфетка останется сухой, а стеклянный стакан утонет, и салфетка намокнет”.

Погрузив стакан в воду до дна емкости, и подняв его, дети определяют, что салфетка не намокла (у детей было такое удивление, что кто-то высказал такое предположение, что салфетка волшебная).

– Как вы думаете, что помешало воде намочить ее?

Дети не сразу догадались, почему. Затем я опустила стакан в воду под наклоном. Увидев пузырьки, Миша догадался, что в стакане воздух.

«Поможем воде стать чистой»

Цель: Развивать умение ставить перед собой цель, планировать свою работу. Создать условия для выявления и проверки различных способов очистки воды.

Перед детьми была поставлена проблемная ситуация. Пришло письмо от жителей Цветочного города, где они сообщают, что у них сломался водопровод, а в реке вода грязная, и они не знают, что же им делать?

На вопрос: “Ребята, чем мы можем помочь жителям Цветочного города?” мнения у детей были разные:

Можно починить водопровод, поменять трубы;

Можно очистить реку, взять моторную лодку, и с помощью сети собрать весь мусор на реке;

Можно привести на водовозе чистую воду жителям города;

Нужно установить в трубе сетку, грязная вода будет поступать через эту сетку и выходить чистой.

– С помощью чего можно это сделать?

Дети предлагают взять разные материалы для фильтра: вату, бумагу, марлю, салфетки, ткань. Самостоятельно берут все необходимое для очистки воды.

Дети самостоятельно пришли к выводу о том, что:

  • грязь осталась на фильтре, вода стала чистой;
  • такую воду нельзя употреблять в пищу;
  • ее можно использовать в быту (мыть руки, пол, стирать белье…)

«Свойства материалов»

Цель: Актуализировать знания детей о свойствах различных материалов (бумага, железо, пластмасса, дерево).

Детям пришло письмо от Незнайки с просьбой помочь ему подобрать материал для постройки корабля, чтобы отправиться в путешествие.

На вопрос: “Какими свойствами должен обладать корабль?”, ответы у детей были разные:

“Чтобы корабль не утонул, он должен быть небольшого размера”.

“У корабля должен быть высокий борт, якорь и спасательный круг”.

“На корабле нужен парус и штурвал”.

На вопрос: “Как вы думаете, какой материал нужен для постройки корабля?”, последовали такие предположения:

“Я думаю, что корабль можно построить из пластмассы, потому что пластмасса легкая”.

“Давайте построим корабль из бумаги, она может удержаться на воде”.

“Я не согласна, дно у корабля намокнет и он утонет”.

“Можно построить из железа, потому что железо прочное”.

“Для постройки корабля нужно использовать дерево, потому что дерево не тонет”.

В ходе самостоятельного экспериментирования дети сделали вывод, из чего можно построить корабль.

«Магнит и его свойства»

Цель: Познакомить детей с понятием «магнит». Сформировать представление о свойствах магнита.

Детям предлагается рассмотреть предметы и определить, из каких материалов они сделаны.

На вопрос: “Что же произойдет с этими предметами, если поднести магнит?” Даша: “Я думаю, что предметы останутся лежать на столе”.

Альберт предположил: “Я думаю, что магнит притянет к себе железные предметы, потому что он сам сделан из железа”.

Предлагаю детям решить такую задачку: “Как из стакана с водой достать скрепку, не замочив рук”? Последовали такие предложения:

“Надо подержать магнит над стаканом”.

“А давайте скрепку достанем ложкой”.

И, наконец, Миша высказал такое мнение: “А давайте приложим магнит к стенке стакана, магнит притянет скрепку и мы медленно поднимем ее на поверхность”.

В ходе экспериментирования, дети сделали вывод, что магнитная сила действует сквозь воду и стекло.

«Извержение вулкана»

Цель: Познакомить с вулканом как природным явлением; развивать познавательную активность в процессе самостоятельного выполнения опытов по схеме; учить самостоятельно, формулировать выводы по итогам эксперимента с опорой на полученные ранее представления и собственные предложения; аккуратность, взаимопомощь.

К детям приходит дедушка Знай. Рассказ-легенда «Что такое вулкан?».

Рассмотрели с детьми иллюстрации с изображением вулканов.

– Какой формы вулкан?

– На что похожа верхняя часть вулкана? (На кратер. )

Кратер вулкана – это огромная чаша с крутыми склонами, а на дне – красновато-оранжевая пасть – это жерло, дыра, уходящая глубоко в землю. Огненная жидкость, выходящая из вулкана, называется лавой.

– Ребята, вы хотите увидеть извержение вулкана? Попробуем это сделать.

Показ демонстрационного опыта.

–­ Что наблюдаете?

– Как я изготовила лаву?

Рассказ дедушки Зная о том, какие у нас в стране есть вулканы (На Дальнем востоке, Камчатке, Курильских островах ).

– Дети, давайте зарисуем вулкан (Изобразительная деятельность ).

Приложение №1

ДЕТСКОЕ ЭКСПЕРИМЕНТИРОВАНИЕ В СЕМЬЕ

  1. ФИО ребенка ________________________________________________
  2. 2. В чем проявляется исследовательская активность Вашего ребенка? (нужное подчеркнуть)

а) любит узнавать новое из разных источников (просмотр телевизионных передач, чтение детских энциклопедий, рассказы взрослых)

б) пробует создавать что-то новое из обычных предметов, веществ.

3. С какими предметами и материалами любит экспериментировать Ваш ребенок? (с водой, моющими средствами, стеклами, бумагой, тканью)

4. Бывает ли так, что начатое в детском саду экспериментирование ребенок продолжает дома?

Если да, то как часто? (часто, редко, всегда, никогда), и какие

5. Как вы поддерживаете интерес ребенка к экспериментированию (нужное подчеркнуть):

Проявляю заинтересованность, расспрашиваю;

Оказываю эмоциональную поддержку, одобряю;

Сотрудничаю, т.е. включаюсь в деятельность;

Другие методы (какие именно?).

6. Какие из наиболее ярких открытий для самих себя, по Вашему мнению, сделал Ваш ребенок?

7. Чем радует и удивляет Вас Ваш ребенок (любознательностью, познавательной активностью, чем-то другим)

8. Что вам больше по душе: когда ребенок самостоятельно познает окружающий мир или при тесном взаимодействии с родителями?


Приложение №2

ВАРИАНТЫ СОВМЕСТНОЙ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДЕТЕЙ И РОДИТЕЛЕЙ В ХОДЕ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ЕСТЕСТВЕННЫХ СИТУАЦИЙ ДОМА.

v В ванной комнате разрешить играть с пустыми баночками, флаконами, мыльницами (Куда больше воды поместилось? Куда вода легче набирается? Откуда воду легче вылить? Чем быстрее набрать воду в ванночку ведром или губкой?)

Это поможет ребенку исследовать и определять характеристику предметов, развивать наблюдательность.

v Экспериментировать с предметами (тонут или плавают в воде). Как думаешь, утонет бутылка или нет? Что будет, если в нее набрать воды? Сколько, по-твоему, воды нужно набрать, чтобы утонула? Если прижмешь, а потом отпустишь, что будет?

Это поможет понимать, что такое объем, делать открытия и смелее экспериментировать.

v Уборка комнаты (как ты считаешь, с чего нужно начать? Что для этого нужно? Что ты сделаешь сам? В чем тебе понадобиться помощь?)

подобная ситуация развивает наблюдательность, умения планировать и рассчитывать свои силы.

v Поливка цветов (всем ли растения надо одинаково поливать? Почему? Можно ли побрызгать все растения водой, а рыхлить землю у всех растений?)

это поможет воспитать бережное отношение к природе и сформировать знания о растениях, способах ухода за ними.

v Ремонт в комнате (какого цвета обои ты хотел бы видеть в своей комнате? На что бы тебе приятно было смотреть? Как думаешь, где лучше всего повесить твои рисунки?)

Это поможет ребенку научиться высказывать суждения, фантазировать, аргументировать свою точку зрения.


Приложение №3

ПАМЯТКА ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ

ЧЕГО НЕЛЬЗЯ и ЧТО НУЖНО ДЕЛАТЬ

для поддержания интереса детей к познавательному эксперементированию


Н е следует отмахиваться от желаний ребенка, даже если они вам кажутся импульсивными. Ведь в основе этих желаний может лежать такое важнейшее качество, как любознательность.

Н ельзя отказываться от совместных действий с ребенком, игр и т.п. – ребенок не может развиваться в обстановке безучастности к нему взрослых.

С июминутные запреты без объяснений сковывают активность и самостоятельность ребенка.

Н е следует бесконечно указывать на ошибки и недостатки деятельности ребенка. Осознание своей неуспешности приводит к потере всякого интереса к этому виду деятельности.

И мпульсивное поведение дошкольника в сочетании с познавательной активностью, а также неумение предвидеть последствия своих действий часто приводят к поступкам, которые мы, взрослые, считаем нарушением правил, требований. Так ли это?

Е сли поступок сопровождается положительными эмоциями ребенка, инициативностью и изобретательностью и при этом не преследуется цель навредить кому-либо, то это не проступок, а шалость.

П оощрять любопытство, которое порождает потребность в новых впечатлениях, любознательность: она порождает потребность в исследовании.

П редоставлять возможность действовать с разными предметами и материалами, поощрять экспериментирование с ними, формируя в детях мотив, связанный с внутренними желаниями узнать новое, потому что это интересно и приятно, помогать ему в этом своим участием.

Е сли у вас возникает необходимость что-то запретить, то обязательно объясните, почему вы это запрещаете и помогите определить, что можно или как можно.

С раннего детства побуждайте доводить начатое дело до конца, эмоционально оценивайте его волевые усилия и активность. Ваша положительная оценка для него важнее всего.

П роявляя заинтересованность к деятельности ребенка, беседуйте с ним о его намерениях, целях (это научит его целеполаганию), о том, как добиться желаемого результата (это поможет осознать процесс деятельности). Расспросите о результатах деятельности, о том, как ребенок их достиг (он приобретет умение формулировать выводы, рассуждая и аргументируя)

«Самое лучшее открытие – то, которое ребенок делает сам»

Ральф У. Эмерсон

Список используемой литературы.

  1. Н.М. Зубкова “Воз и маленькая тележка чудес” (Опыты и эксперименты для детей 3 – 7 лет).
  2. Л.Н. Прохорова “Организация экспериментальной деятельности дошкольников: методические рекомендации”
  3. Фолькович “Развитие речи”
  4. В.В. Щетина “Неизведанное рядом”
  5. Материалы интернет-сайтов.

Приглашаем педагогов дошкольного образования Тюменской области, ЯНАО и ХМАО-Югры опубликовать свой методический материал:
- Педагогический опыт, авторские программы, методические пособия, презентации к занятиям, электронные игры;
- Лично разработанные конспекты и сценарии образовательной деятельности, проекты, мастер – классы (в т. ч. видео), формы работы с семьёй и педагогами.

Почему выгодно публиковаться у нас?

Цель:

- учить детей проявлять интерес к природе, испытывать радость при взаимодействии с ней;

- учить правильно отвечать на вопросы воспитателя, поддерживать диалог с ним во время обследования объектов неживой природы;

- , его изменения при взаимодействии с водой;

- , стремление к ее познанию, внимание и воображение;

- воспитывать наблюдательность и интерес к экспериментам;

- овладевать навыками общения с насекомыми;

- .

Оборудование: емкости с сухим песком на каждый стол, сосуд с водой, поднос с ветками хвои, мох, шишки, картина с изображением муравейника в лесу.

Словарная работа: песок «сыпучий», сыплется; мокрый, влажный. Вода «забралась» в песок и уютно устроилась там. Муравьи без шерсти, им холодно зимой.

Предварительная работа: во время прогулок наблюдение за изменениями в природе; экскурсии в лес к муравейнику; игры с песком в песочнице; чтение произведений В. Бианки (о жизни насекомых и зверей).

Ход занятия

Дети сидят полукругом. На доске висит картина с изображением муравейника в лесу.

Воспитатель (В.). Ребята, сегодня у нас с вами будет очень интересное занятие. (Раздается стук в дверь.) Ой, к нам кто-то спешит. Кто же этот опоздавший? (Воспитатель открывает дверь, заходят дети в масках муравьев, плачут.)

В. Ой, к нам в гости пришли муравьи, но у них что-то случилось: они плачут.

Что с вами?

1-й муравей. Мы, ребята, муравьи,

Мы пришли к вам не играть.

Просим помощь оказать.

2-й муравей. Был у нас огромный дом,

Нам уютно было в нем.

Вдруг пожар в лесу большом -

И дотла сгорел наш дом.

1-й муравей. Вот теперь мы все без крова.

Мы не выживем без дома.

Очень зимушка-то злая -

Муравьи все замерзают.

В. Вы, ребята, помогите,

Новый дом нам возведите.

В. Ребята, поможем муравьям? (Ответы детей.)

В. Муравьи, присядьте, пожалуйста, а мы с ребятами попробуем вам помочь. (Дети-муравьи садятся.)

В. Ребята, кто скажет, какое сейчас время года? (Осень.) И уже холодно. А как одеваются люди осенью? (Тепло.)

Вот и нашим муравьям очень холодно, им срочно нужна наша помощь. Нужно помочь им построить домик. Мы с вами ходили на прогулку в лес, к муравейнику и узнали о жизни этих насекомых очень много. А кто скажет мне, что происходит с муравьями, когда наступает осень? (Они прячутся глубоко в муравейнике и спят всю зиму.) А почему муравьи прячутся? (Муравьям холодно.)

Давайте вспомним, из чего построен дом муравьев? (Из песка.) Правильно, но не только. На землю муравьи кладут веточки, иголки от хвойных деревьев (сосны, ели), шишки, делают холмик. В нем проделывают коридорчики, комнаты и всю зиму спят в своем домике. (Воспитатель показывает на картине.)

В. Ребята подойдите к своим столам и посмотрите, что вы там видите? (Вода, песок, иголочки, веточки деревьев, мох.) Вот из этих материалов мы и будем строить муравейник. Чтобы в доме было сухо, вниз мы положим что? (Песок.) А какой должен быть песок: сухой или мокрый? (Сухой.)

Воспитатель берет песок рукой. Посмотрите, какой сыпучий песок он сыплется сквозь пальцы.

(Дети повторяют за воспитателем.)

Воспитатель просит некоторых детей произнести слово сыпучий.

В. А смогу ли я из этого песка сделать холмик для муравейника? (Ответы детей.) Конечно смогу. Давайте попробуем сделать холмик. (Дети на подносе совочками делают холмик.)

В. Ну что, получился холмик? (Да.) Из какого песка мы его сделали? (Из сухого, сыпучего.) Ребята, а что произойдет, если я налью воду на холмик? (Холмик разрушится.)

В. Правильно. Холмик потеряет форму и превратится в лужу с грязью. Давайте попробуем на холмик налить немного воды и посмотрим, что произойдет. Посмотрите, вода исчезла, она забралась в песок и там уютно «устроилась». Сухой песок хорошо пропускает воду. А теперь он стал мокрым и влажным.

В. Ребята, каким стал песок? (Мокрым и влажным.) А какой песок был до того, когда мы еще не лили в него воду? (Сухой, сыпучий.) А можно ли из мокрого песка построить муравейник? (Нет, да.)

В. Можно и нельзя. Но лучше, когда песок сухой, тогда наши друзья муравьи будут уютно себя чувствовать у себя в муравейнике. Чтобы в доме было сухо, мы вниз положим сухой песок. Затем - иголки от хвои, мох, чтобы было теплее муравьям. Далее снова насыпаем холмик из песка. Коридорчики и комнаты сделают для себя сами муравьи. Вот и готовы новые домики для наших гостей.

1-й Муравей. Спасибо, ребята, домики чудесные, жить в них будет весело.

2-й Муравей. Побежим мы быстро в лес, сообщим друзьям, что домик есть. Муравьи прощаются с детьми и уходят.

В. Вот, ребята, сегодня мы сделали с вами доброе дело - помогли маленьким муравьям построить домики. Сейчас у муравьев будет свой дом, где они будут жить в тепле и уюте. А скажите, тяжело помогать слабым и беззащитным? (Нет.) Так давайте всегда будем помогать слабым. На этом наше занятие закончено.

Конспект занятия по экспериментированию выполнила И. Вовна