Для вышивания подходит практически любая ткань, но наиболее комфортно вышивать на хлопковых, шерстяных, трикотажных, войлочных, кожаных, шелковых, суконных, льняных, батистовых и холщовых полотнах.
Существует специальная ткань, предназначенная для вышивания, — канва. Переплетение нитей этой ткани образует клетки, что облегчает вышивку крестом. Можно подбирать канву с различной величиной клетки.
Выбирать подходящее полотно нужно, основываясь на стиле вышивания. Строчевую вышивку удобно выполнять на тканях с одинаковой толщиной нити, что позволит при выдергивании нитей получить однородную сетку. Если ткань имеет неполотняное переплетение нитей, то вышивку проводят по заранее нанесенному на ткань рисунку.
Батист, ситец, лен и сорочечное полотно подходят для вышивания по произвольному контуру. Для белой глади, вышивания простыми и владимирскими швами нужно выбирать тонкие плотные ткани.
Лен, маркизет, полульняные полотна выбирают для выполнения счетных вышивок, так как эти ткани характеризуются плотным переплетением нитей.
Для вышивания применяют самые разнообразные нитки. Наиболее распространены нитки мулине, мерсеризованные хлопчатобумажные и льняные нити разного цвета. Кроме мулине часто используются синтетические, шерстяные, штапельные нитки, гарус, шелк и ирис.
Мулине в одну нитку и шелк используют для вышивания на тонкой ткани. Более плотные шерстяные полотна требую шерстяной нити в одно или несколько сложений или шелка. Шерстяные нитки, мулине и ирис используют для вышивания больших изделий.
«Длинная нитка – ленивая швея» – эта старая поговорка верна и сегодня. Для вышивания отрезают нить длиной не более полуметра, иначе велик риск запутать нить и начать сначала. Максимальная длина шерстяной нити – 40 сантиметров.
Выбор иглы для вышивания зависит от вида ткани и толщины выбранных ниток. Важный параметр иглы – ширина игольного ушка. От величины отверстия будет зависеть, какой толщины нить можно будет в него вдеть. Для вышивания нитью в несколько сложений нужно выбирать иглы с широким ушком.
Если вышивание происходит по канве, иглы выбирают специальные. У такой иглы ушко удлиненное, а острие немного закруглено. Толщина иглы зависит от величины клеток канвы: чем больше клетка, тем игла толще.
Важно не применять иглы со слишком широким ушком на тонких нежных тканях. В таких полотнах отверстия, оставшиеся после прокола иглой, могут не затянуться, что придаст изделию неаккуратный вид. Поэтому для вышивания шелком выбирают иглы № 0 и 1. Их удобно применять и для вышивания бисером. Для тонких тканей и обычных ниток подходят иглы № 2 и 3.
Для грубых полотен и ниток ирис, синтетических нитей, мулине и тесьмы берут иглы № 6–10. Иглы средней толщины применяют для вышивания по льну. Владимирские швы выполняют большими штопальными иглами.
Для того чтобы процесс рукоделия был максимально удобным, применяют следующие материалы и приспособления:
Классическим способом переноса является перевод с помощью копировальной бумаги. Он выполняется в несколько этапов:
Нужно не только перенести рисунок на ткань полностью, но и постараться не испачкать полотно. Для этого лучше выбрать не новый лист копировальной бумаги, а уже использованный несколько раз. Это позволит сохранить чистоту ткани. Цвета бумаги для копирования нужно выбирать контрастные: для светлой ткани – черную, а для темной – желтую или зеленую.
Перенос «на просвет» также широко применяется рукодельницами. Самый простой способ – использование окна. Конечно, нужно переводить рисунок в светлое время суток.
Полотно для вышивания аккуратно заправляем в пяльцы, закрепляем его. Под пяльцы кладем лист кальки, на котором уже находится рисунок. Всю конструкцию прислоняем к окну и проводим по узору простым карандашом. Так удобно переносить небольшие рисунки.
Чтобы перенести сложный узор или большой рисунок с множеством мелких деталей, нужно воспользоваться световым коробом. Это устройство помогает опытным вышивальщицам качественно и быстро переносить рисунки. Не обязательно иметь профессиональное устройство, можно устроить его подобие. Для этого источник света устанавливают под стекло, которое укладывают на рядом стоящие табуреты. Полотно и кальку укладывают на стекло и обводят рисунок по контуру.
Прометку используют для переноса узоров и рисунков на блестящие или ворсистые полотна. Особенно актуально это для бархатных тканей. Для создания прометки используют папиросную бумагу, на которую и наносят рисунок. Тонкую бумагу после этого прикладывают к полотну, закрепляют ее на ткани, после чего прострачивают по контуру рисунка на швейной машине или вручную швом «вперед иголку». После этого папиросную бумагу убирают, удаляя и приметку.
Это современный и удобный способ переноса рисунков на ткань. Для перевода рисунка понадобится специальный карандаш-трансфер. Пользоваться им легко и удобно. Карандашом наносят на любую бумагу необходимый рисунок, прикладывают бумагу к полотну, проглаживают горячим утюгом – и рисунок на ткани!
Мастерицу всегда видно по изнаночной стороне ее изделия. Вышивка опытных рукодельниц всегда аккуратна как с лицевой стороны, так и с изнанки.
Главное правило аккуратной работы – отсутствие узелков на нитках. Правильно располагать и фиксировать нить на лицевой стороне в том месте, которое после будет закрыто вышивкой.
Перед закреплением нити на полотне для вышивания, нужно правильно подготовить нитки. Если для вышивания используются нитки мулине, следует работать с ними правильно и аккуратно. Если вышивание ведут новыми нитками, которые закреплены с двух сторон бумажными фиксаторами, нужно оставить моток в фабричной упаковке. Найдя конец нитки, вытянуть его, не повреждая оболочку, отмотать 50 сантиметров и отрезать. Так мулине будет аккуратно храниться и не запутываться. Если нитки старые, то прежде их придется размотать и заново смотать. После приведения в порядок старые нитки также легко использовать для вышивания.
Разделение пасмы ниток мулине на несколько тонких прядей часто вызывает затруднение. Чтобы нити не путались, а разделялись быстро и аккуратно, не нужно отрезать нитку длиннее полуметра. Участок разделяемое пасмы нужно взять в руки, найти его центр и начать разделение именно там. От середины к концам пасма легко разделяется на нужные пряди.
Правильно закрепить нить в начале работы можно несколькими способами.
Этот способ применяется в тех вышивках, для которых используются нитки с четным количеством нитей. Полуметровую рабочую нитку складываем посередине, два свободных конца протягиваем в игольное ушко. На лицевой стороне делаем небольшой стежок таким образом, чтобы на конце его образовалась лишь небольшая петля. В полученную петельку протягиваем иглу с ниткой, вытягиваем ее до конца, пока на рабочей поверхности не окажется закрепленная нить.
Если вышивание производится нечетным количеством нитей, то закрепление происходит по другой схеме. Нитка вставляется в игольное ушко, на лицевой стороне изделия выполняется маленький стежок так, чтобы на его конце остался небольшой кончик нитки. Маленькими стежками закрепляем кончик, выполняя стежки в тех местах, где потом будет расположен рисунок вышивки.
Этот простой способ крепления нити аналогичен предыдущему. Нить в одно сложение заправляют в иглу, оставляя ее конец на изнанке, выводят иглу на лицо. Сделав небольшой стежок, возвращаем нить на изнанку, а затем снова на лицо.
Этот способ крепления нити применяют при вышивании гладью. Нитка заправляется в иглу, далее игла выводится на лицевую сторону, делается небольшой стежок (буквально несколько нитей плетения полотна). Этот же стежок повторяется снова, игла вводится в старый прокол. Важно для успешного и аккуратного закрепления ввести нить так, чтобы полученный стежок скрылся под рисунком, а нить вышла в начале вышивки.
В конце работы нить закрепить немного проще, чем в ее начале. Два основных способа крепления нити:
С простыми вышивальными швами начинают знакомиться еще в школе, некоторые даже не подозревают, что владеют вышивальными швами. К вышивальным можно отнести великое множество швов – от невероятно сложных и до самых простых, которыми владеют практически все. Вышивать можно даже теми простыми техниками, которые мы используем в буты, даже не соотнося их с рукоделием.
Изучение новых вышивальных швов поможет обогатить собственные навыки и расширить рукодельные «горизонты». Эти умения потом можно будет применить и в других видах рукоделия.
Шов «назад иголку» широко распространен во всех видах рукоделия. В вышивании этот шов чаще всего применяют при выполнении белой глади. Удобен он при вышивке узоров, в качестве украшающего шва. При пошиве изделий его используют для соединения деталей, так как внешне он напоминает машинную строчку. Из-за схожести с машинным швом, шов «назад иголку» еще называют строчевым швом. Такой шов получается с изнаночной стороны при вышивании другим швом – стебельчатым. Разновидность шва – бисерный шов. Такой тип шва получается, если по лицевой стороне делать стежки меньше, чем по изнаночной.
Схема выполнения шва:
Бисерный шов получается при небольшом видоизменении шва «назад иголку». Схема выполнения бисерного шва:
Удобно выполнять данный шов слева направо. Важно так рассчитать место входа иглы с нитью, чтобы стежки плотно прилегали друг к другу. Наклонены стежки всегда в одну сторону. Стебельчатый шов применяют для вышивания растительных мотивов.
Стебельчатый шов открывает большие возможности для фантазии, нитки разного цвета, сочетание с другими швами в одном узоре поможет создать уникальный рисунок. В аккуратно выполненном шве все стежки направлены в одну сторону, а на изнанке получается шов «назад иголку».
Схема выполнения стебельчатого шва:
Этот шов применяется не только для вышивания, но и для различных швейных нужд. Его главное предназначение – обработка срезов изделий (чтобы предотвратить осыпание тканей), обметка петель под пуговицы. Поэтому и называют его еще петельным или обметочным швом. Но и в вышивке обметочный шов находит свое применение.
Выполнять шов удобно слева направо, если он служит для обработки края или петель, то стежки ложатся плотно друг к другу. Для вышивания и в декоративных целях можно располагать стежки на любом расстоянии, делать их разной длины, важно лишь соблюдать соответствие высоты стежка и толщины нитки.
Обметочный шов можно использовать для заполнения небольших площадей внутренних частей узоров. В этом случае нужно располагать стежки близко друг к другу, в одном направлении. Удобно выполнять таким швом контуры. Важно крепко фиксировать нить во время вышивания, так как шов может разойтись в противном случае. Заканчивая работу, нитку вплетают с изнаночной стороны за уже выполненные стежки.
Схема выполнения петельного шва:
Шов цепочкой (он же тамбурный) позволяет получить объемный контур, состоящий из звеньев. У такого шва есть несколько вариантов исполнения. В своем простом виде он похож на связанную крючком цепочку из воздушных петель. Можно варьировать величину звеньев, менять их расположение от строчного к центральному. Таким швом можно заполнить мотив или обозначить контур. Часто тамбурный шов используют вместе с гладью, стебельчатым и другими петельными швами. Можно чередовать малую и большую петлив шве. Если шов выполнен верно, то с изнаночной стороны он выглядит как «назад иголку».
Схема выполнения тамбурного шва:
Этот шов еще называют «петелька с прикрепом». Его можно назвать разновидностью тамбурного шва. Техника его выполнения аналогична, направление работы – сверху вниз. Отличается данный шов от тамбурного тем, что полученные петли крепятся к ткани еще и в месте их соединения друг с другом. При выполнении данного шва первый этап таков же, как и в тамбурном шве. На втором этапе следует создавать петлю, выполняя небольшой дополнительный стежок. Этот дополнительный стежок следует делать небольшим, чтобы он не нарушал структуру петли.
Использует шов «петелька с прикрепом» для выполнения растительных мотивов, заполнения фрагментов рисунка, выполнения отдельных цветов и лепестков. Закрепы выполняют роль прожилок в веточках или листочках.
Схема создания цветка:
Этот шов еще называют бархатным. Выполнять его удобно слева направо. Намечается полоса узора, у которой есть верхняя и нижняя граница. При выполнении шва стежки закрепляются поочередно сверху и снизу данной полосы, по заранее отмеченным границам. Чтобы шов выглядел аккуратно, нужно соблюдать равенство всех стежков.
Шов «козлик» применяют при выполнении растительных мотивов, для вышивания цветов и листочков, иногда для заполнения сердцевин цветков. Можно применять его и для создания линий окружности, в этом случае стежки внутреннего контура должны быть меньше, чем стежки внешнего.
Схема выполнения шва «козлик» по прямой линии:
Для вышивания сердцевин у цветов, тычинок, небольших точечных элементов, заполнения небольших пространств узора используют французские узелки. Для их выполнения подходят самые разные нитки – от шелка до мулине.
Для создания французского узелка нужно аккуратно наматывать рабочую нить на иголку, а затем закреплять полученный узелок на ткани. Чтобы узелок не разматывался, при выполнении его стоит зафиксировать пальцами.
Схема выполнения французского узелка:
Приведенные примеры простых вышивальных швов помогут выполнить работу разных уровней сложности. Комбинируя швы, можно придать работе уникальность и особую выразительность.
Наверняка в гардеробе у каждой женщины и девушки есть такие вещи, которые они надевали всего пару раз, а может, и не носили вовсе.
Со временем юбочки, блузочки и прочая одежда устарели, вышли из моды. Как же дать им вторую жизнь? Существует много способов для того, чтобы сделать из старой вещи совсем новенькую. И одним из них являются различные виды вышивки.
Наиболее известными и популярными ее видами являются вышивка крестом и гладью. Давайте узнаем больше о них.
Виды вышивки крестом
Вышивание крестиком - самый простой и распространенный способ. Он имеет несколько разновидностей.
Простой крестик - вышивается справа налево, начиная сверху и заканчивая снизу по диагонали. При этом все стежки должны делаться в одном и том же направлении.
Удлиненный крестик - технология та же, что и в простом кресте. Только здесь стежок занимает более одной ячейки на канве.
Шов рисовый - на всей поверхности канвы вышиваются большие крестики, каждый через четыре ниточки. Затем вышиваются сами стежки. Они должны проходить через четыре точки большого креста. Так получаются новые крестики.
Прямой крестик - вышиваем горизонтальный и вертикальный стежки.
«Славянский» крест - такой же, как и удлиненный, только с наклоном и перекрещивается.
Виды вышивки гладью
Гладь - это техника вышивания плотными стежками. Она бывает двухсторонняя и односторонняя.
Двухсторонняя гладь - вышитый рисунок получается одинаковым как с лицевой, так и с изнаночной стороны.
Односторонняя гладь - изнанка кардинально отличается от лицевой стороны.
Вышивка декоративной гладью используется в основном для вышивания цветов, листьев и т. д. Лепестки вышиваются от края к центру, а листья - к середине, как расположены жилки.
При вышивке верхошовом лицевая сторона вышита плотными стежками, а изнаночная сторона получается в виде пунктиров.
Для вышивания могут использоваться бисер, ленты, золотые или серебряные нити.
Очень красиво выглядит. Бусины передают все и оттенки. Рисунки как будто оживают в руках. Для вышивки бисером используют тоненькую леску, но можно вышивать и обычной ниткой. Главное, чтобы бусинки по размеру были одинаковыми, а иголка с легкостью проходила через отверстия бисера.
Вышивка канителью - для этой техники используются исключительно золотые или серебряные нити. Их можно заменить люрексом или нитями на основе пластмасс.
Саму канитель прикрепляют к ткани с помощью нитки одним из трех возможных способов. Ее можно крепить, как бисер, продевая нитку через маленькие отрезки канители. Можно растянуть канитель и продеть сквозь нее нить, а после этого прикрепить ее к ткани еще в нескольких местах. Жесткую канитель нужно растянуть и пришить к ткани мелкими стежками, но нить сквозь нее уже продевать не требуется.
Вышивка лентами - самая легкая по технике из всех видов вышивания. Она не требует особо щепетильного исполнения и предоставляет возможность воплотить в рукоделии полет своей фантазии.
В статье перечислены только самые известные виды вышивки. Но ее техники продолжают развиваться и совершенствоваться. Более подробно узнать о видах вышивки можно в специальной литературе для рукодельниц.
Буквально лет 10-15 назад увидеть пяльцы в руках можно было только у старушек, а вышитые нашими прапрабабушками подзоры, подушки, полотенца были спрятаны далеко в шкаф.
Сейчас же ситуация изменилась – вышивают все, и школьницы на уроках домоводства, и молодые мамочки, стерегущие своих карапузов у песочницы.
О пристрастии к вышивке заявляют во всеуслышание звезды шоу-бизнеса, известные спортсменки.
Магазины рукоделия предлагают готовые наборы, в которые вложена схема рисунка, необходимые материалы – канва, нитки, иголки. Вышивать модно, модно украшать не только свой дом, но и одежду вышивкой.
Традиционная, известная с давних времен вышивка крестом – самая популярная. И неудивительно – это самый простой вид вышивки, всего два направления нити – нижняя из угла в угол клеточки, и верхняя – перекрещивающая ее.
Если вам понятно, о чем идет речь, вы – наш человек, то есть рукодельница, у вас есть своя «хомячья норка», в которой лежат запасы ниточек-наборчиков- схем под общим названием «Я это вышью».
Это – о вышивке крестом.
Но есть еще варианты вышивки:
Работа тоже требует аккуратности и кропотливости – чуть поставил квадратик криво – он приклеился, и исправить ошибку сложно.
Зато выглядят такие картины эффектно – мозаичные элементы обычно бывают гранеными и блестят, переливаясь.
Есть и другие техники вышивки, мы назвали только самые популярные. Любая техника требует усидчивости, кропотливости, аккуратности, поэтому многие берутся за работу, но не все доводят ее до конца.
Зато те, кто однажды «подсел» на вышивку – вряд ли бросят ее, даже если мода на рукоделие пройдет.
Истинная вышивальщица, освоив азы, не остановится на достигнутом. Ее уже не устраивают предлагаемые наборы и схемы – она раз за разом берется за более сложные работы – так появляются вышитые копии известных картин, портреты, выполненные по фотографиям, авторские схемы.
Посмотрите на фото вышивки – отличить вышитую картину от нарисованной сложно.
В последнее время стала модной вышивка на одежде – джинсовые куртки расшиваются крестом либо гладью – эффектно смотрится рисунок крестом на спинке такой модели. Вышивка дополняет джинсы, детскую одежду, женские блузки, мужские рубашки – вышивка гладью на полочке у нагрудного кармашка выглядит объемно.
Вышитые бабушками подушки достаются из шкафа, украшают диваны. Они дополняются уже современными вышитыми «думками».
Вышитые крестом, стразами сумки дополняют современный гардероб стильной леди, и даже вечерний наряд может быть дополнен расшитым вручную клатчем.
Картины, панно, сэмплеры – украшают стены квартир. К оформлению истинная вышивальщица относится тоже тщательно: в багетных мастерских такие вышитые картины дополняют паспарту, багетом, превращая в произведение искусства.
Паспарту делается одинарным, двойным, фигурным, часто дорисовывается, словно это продолжение картины. Истинная рукодельница знает все тонкости – как лучше оформить вышивку.
Если очень захотеть, можно достичь совершенства в любом виде искусства, а рукоделие – это тоже искусство.
Японские мастерицы вышивают тончайшими шелковыми нитями по шелковому полотну восхитительные работы – сравниться с ними, наверное, ничего не может. Это не вышивка – каждая работа – шедевр.
Обратите внимание!
Достигнете при желании совершенства и вы. А пока – несколько рекомендаций, как сделать вышивку своими руками.
Для начала выберите несложную схему – лучше купите набор с подобранными нитками. Значки на схеме соответствуют номерам ниток, указанным в ключе к схеме.
Канву выбирайте плотную – на мягкой, рыхлой крест не получится ровным, если вы только осваиваете азы вышивки. Вправлять канву в пяльцы или нет – дело привычки. Сложно вышивать на руках – купите пяльцы, натянутая канва даст возможность положить нить ровно.
Нитки мулине не делайте длинными, они будут путаться, и вышивка получится некрасивой. Никогда не делайте узелков – ни в начале работы, ни при закреплении нити. Натянутое в багет полотно не сможет скрыть неровности.
Как начинать нить – есть различные способы, выберите тот, который удобен вам. Часто на обратной стороне работы оставляют небольшой конец нити, а потом в процессе вышивки его пропускают под нити крестиков. И изнанка останется аккуратной, и нить будет крепко держаться. Так же закрепляют нитку и в конце работы – под нити.
Вышивайте, направляя нить сверху вниз, делая аккуратное натяжение, чтобы нитка не стягивалась и не провисала.
Первый ряд шейте полукрестом – проходя все клеточки необходимым цветом. Затем сверху накладывайте второй ряд – в итоге получился ровный ряд крестиков. Так же шьется и следующий ряд. При необходимости, завершив нить одного цвета, берите другой цвет.
Так, ряд за рядом, из-под ваших рук родится шедевр. Со временем вы освоите другие виды швов, усложните рисунки. Творите, украшайте мир своим присутствием и созданными вашими руками творениями.
Из всего выше перечисленного лично я пробовала и вышивала всего 4 вида вышивок: крестом, бисером, гладью (скажу честно не очень) и изонить. Но увидев какую красоту творят рукодельницы всего мира, используя другие техники вышивок, я решила - все, хватит ограничиваться своими умениями и навыками и пора уже пуститься во все тяжкие и научиться чему то новому и для меня совершенно не испробованному! :)
Расскажу Вам немного о каждой технике вышивания.
Гладью называется вышивка, в которой гладьевыми стежками заполняется свободный контур узора. В основном выполняется растительный узор самыми разными цветами ниток на разных тканях.
Вышивается цветными нитками и шелком. Особенность этой вышивки состоит в том, что стежки делаются не прямые, как в белой глади, а косые. Эта гладь шьется без настила, не высокая, плоской гладью.
Белая гладь с настилом. Белая гладь получила свое название потому, что выполняется чаще всего белыми нитками на тонких тканях(маркизете, крепдешине, батисте) тонкими нитками - мулине, шелк. Чтобы научиться вышивке белой гладью,надо познакомиться с некоторыми самыми необходимымии приемами этой вышивки. Контур узора вышивается швом"вперед иглу" и затем вышивается гладьевыми стежками, плотно прилегающими друг к друг. Узор может быть вышит с настилом. Контур также прошивается швом "вперед иглу", затем внутренняя часть заполняется настилом хлопчатобумажными катушечными нитками. Сверху узор вышивается плотными гладьевыми стежкамиза контур в направлении, противоположном стежкам настила.
Атласная гладь. Для этой глади нужно брать мулине или шелк в одну нитку, чем тоньше нитка, тем лучше ложится рисунок.Особенностью этой глади является расположение стежков, которые ложатся плотно один к другому, не прикасаясь концами, а заходя один за другой. Каждый стежок вкалывают в середину соседнего стежка, несколько отступая назад под нитку предыдущего стежка. Стежки должны быть короткими, особенно по закруглениям.На лицевой стороне атласной глади - гладкий блестящий узор, а на изнанке - мелкие стежки.
Русская гладь. Стежки величиной от 5 до 7 мм идут по прямой нитке (вертикальной или горизонтальной) с пропусками в2-3 нити между ними. При обратном ходе стежки, прилегая плотно к ранее выполненным, прикрывают пропущенные 2-3 нити рабочей ниткой.
Существует много видов глади: плотная белая с настилом (бельевая), легкая без настила, прорезная, теневая, атласная и другие. Чаще всего гладь используется для выполнения рисунков растительного характера. Белая гладь с настилом (бельевая). Этот вид глади применяют для вышивки на тонких тканях — батисте, крепдешине, тонком льне. Нитки берут мягкие и желательно блестящие — мулине, шелк. При выполнении гладьевых вышивок часто используют дополнительные виды шитья: мережки, «узелки», подкладной шов, «россыпь» и т. д. Рассмотрим наиболее распространенные приемы бельевой глади. В любом из этих приемов вначале на ткань переводится рисунок.
«Узелки» Рисунок обшивается ровным гладьевым или стебельчатым швом и заполняется следующим образом: рабочая нитка, находясь на поверхности, накручивается на иголку один или два раза, затем возвращается к тому месту, откуда вышла. Вкалывая иголку, узелок следует придерживать пальцем, пока рабочая нитка не закрепит его на ткани.
«Листик» Рисунок по контуру обшивается швом «вперед иголку», затем выполняется настил. Настил кладется вдоль листика, а сверху делают ровные, очень плотно прилегающие друг к другу стежки в направлении, противоположном настилу.
«Листик в раскол» Название «раскол» обозначает, что листик делится на две части. Начинают выполнять листик как обычно: сначала наметывают край, затем делают настил. На месте раскола листика выполняют два параллельных стежка. Сперва заполняют целую часть листика. Далее, дойдя до места раскола, заполняют сначала одну сторону, делая проколы между параллельными стежками, а когда одна сторона будет вышита, переходят ко второй.
Гладьевой валик . Представляет собой ряд плотно прилегающих друг к другу параллельных стежков. Бывает прямой и с наклоном. Для выполнения прямого валика с вертикальными стежками на лицевой стороне и слегка скошенными на изнаночной, выдергивают на ткани две горизонтальные нити на расстоянии 0,5 см одна от другой. Вдоль будущего ряда прошивают несколько стежков, чтобы закрепить нитку. Первый стежок по лицевой стороне выполняют строго вертикально. Укладывают все последующие стежки на расстоянии в одну нйтв ткани друг от друга параллельно первому стежку) Чтобы шов получился ровным, стежки нужно укладывать равномерно, не слишком свободно и не очень туго затягивая нитку.
Атласная гладь. Для выполнения этого вида глади используют шелк или мулине. Рекомендуется вдевать в иглу только одну нитку — чем тоньше нитка, тем лучше ложится рисунок. Особенность этой вышивки состоит в том, что стежки, плотно прилегающие друг к другу, заходят один за другой, а не соприкасаются концами. Каждый новый стежок выполняют, вкалывая иглу около середины соседнего стежка, чуть отступив назад, под нитку предыдущего стежка. Направление стежков должно подчеркивать форму вышиваемого предмета. Например, вышивая листик или лепесток, стежки направляют по жилкам. Когда на вышиваемой форме начинается закругленная часть, то число стежков увеличивают по линии изгиба, чтобы не получилась длинная косая или прямая линия от края к середине. Эти дополнительные стежки выполняют по краю, возвращаясь назад от середины формы к внешнему краю. При правильно выполненной вышивке на лицевой стороне ткани получается ровная блестящая поверхность рисунка, а на изнаночной — хаотично расположенные маленькие стежки.
Художественная цветная гладь. Выполняется цветными блестящими нитками. Наиболее эффектный вариант вышивки художественной гладью — шелком. Отличие ее от белой глади в том, что стежки делаются не прямые, а косые. Эта вышивка выполняется без настила, не высокой, а плоской (двусторонней) гладью. Если вышиваемая форма большого размера, то не следует делать слишком длинных стежков. Лучше смотрятся короткие стежки, выполненные сначала одним цветом, а затем другим, более светлым или темным, в зависимости от рисунка. Для того чтобы не было резкого перехода от одного цвета к другому, иглу рекомендуется вкалывать между стежками, а не в сделанный ранее стежок.
Прорезная гладь. Для ее выполнения контур рисунка сначала обводят швом «вперед иголку». Затем вдоль формы (к примеру, листика) делают надрез и обшивают следующим образом: выводят иглу с изнанки и с разреза и вкалывают ее с лицевой стороны в ткань. Получается узкий шов «закрутка».
Русская гладь. Выполняется стежками величиной от 5 до 7 мм по прямой нитке (вертикальной или горизонтальной) с пропуском в 2—3 нити между ними. Стежки должны плотно прилегать друг к другу.
Ришелье - одна из самых изысканных и вместе с тем очень простых в исполнении видов вышивки.
Ришелье отличается от других видов гладьевой вышивки, прежде всего, своей ажурностью, большим количеством прорезей, заполненных соединяющими столбиками, «бридами», и тонкими нитями, «паутинками». Контуры рисунков обшиты петельным швом. Узоры украшаются различными гладьевыми и другими украшающими швами.Настилаем по рисунку мелкими стежками швом «вперед иголку» в две линии весь контур. Затем крупными стежками делаем настил для гладьевых деталей узора. Кружки – из той же основной ткани, обшитые узким петельным швом. Петельный шов должен быть повсюду петлями к внешней стороне (краю). На плотных местах, не подлежащих вырезыванию, делаем дополнительные узоры: жилки листов стебельчатым швом, складки лепестков – узким петельным, крупные складки листов и т.п. – гладьевыми настилами, фестонами и другими украшающими швами. «Паутинки» и «бриды» выполняются до вырезывания отверстий, которое выполняется по окончании работы, после стирки, подкрахмаливания и отглаживания работы с обеих сторон. Эта часть работы требует особой осторожности и хорошего освещения. Надо тонкими ножницами вырезать ткань так, чтобы не повредить петельный шов у краев, не подрезать паутинки и в то же время не оставить торчащих ниток ткани.
Ришелье используют при создании скатертей, постельного белья, салфеток, отделки одежды и т.д.
Исполненная на тонкой ткани тонкими нитками и мелким узором вышивка
ришелье, комбинированная с английской гладью, сеточками и вставками из
русских кружевных мотивов, служит красивой отделкой для блузок.
Вышивку ришелье можно исполнять на любой ткани какого угодно цвета: на полотне, холсте, парусине, тонком батисте и т.д.
Весь контур узора сначала прометывают короткими стежками швом вперед
иголку. Иногда его прометывают 2-3 раза; вышивка при этом получается
рельефнее, и нитки крепче держат ткань после вырезания. При этой работе
узелков делать нельзя и нитку надо закреплять, проводя ее вдоль контура
рисунка.
Лучшим материалом для вышивания лентами заслуженно считаются ленты из натурального шелка. Удивительная мягкость и шелковистость, с одной стороны, и возможность получать любые оттенки цвета с помощью как фабричного, так и ручного окрашивания - с другой, выделяют этот материал среди невероятного разнообразия синтетических заменителей, представленных в магазинах для шитья и рукоделия. Однако натуральные шелковые ленты довольно дороги и в связи с этим редко встречаются у нас в продаже. Но не отчаивайтесь: синтетические ленты тоже неплохо подходят для вышивки, особенно если их предварительно постирать в теплой воде с мягким моющим средством. Подбирая одноцветные ленты с атласной и матовой фактурами, не проходите мимо нарядной тесьмы из органзы и других материалов - она поможет разнообразить ваши работы и добиваться удивительных декоративных эффектов.
Ленты для вышивки бывают разной ширины - от 3 до 12 мм. Более тонкие ленты легче провести сквозь ткань, поэтому они чаще используются в собственно вышивальной технике. Из широкой ленты делают красивые накладные элементы - цветы, банты, которые пришивают к работе незаметными стежками, используя тонкие нитки в тон ленты. Сочетая ленту с традиционными вышивальными нитками, можно получить весьма оригинальную вышивку. Для работы лучше использовать ленты и тесьму длиной не более 50 см, чтобы они не скручивались. Если это все же произошло, достаточно опустить иглу вниз перпендикулярно полу, и лента сама раскрутится. В качестве основы для вышивки лентой можно использовать самые разнообразные ткани из хлопка (рогожка, батист, муслин, сатин, плис), льна (холстина, полотно), шелка (шифон, тюль, чесуча), шерсти (креп, твид, джерси). Для освоения техники можно использовать обычную канву «Aida» и ткани равномерного переплетения из хлопка и льна, главное, чтобы ткань была достаточно прочной и эластичной, чтобы через нее легко проходила лента. Используйте не только гладкокрашенные, но и набивные ткани: их рисунок может подсказать вашему воображению тему и сюжет вышивки. Однотонные ткани, как, впрочем, и ленты, можно окрасить в домашних условиях, использовав для этого специальные акриловые краски, которые закрепляются проглаживанием утюгом (если вышитую работу будут стирать), или обычную акварель - для вышитых картин, которые будут экспонироваться в рамке под стеклом. Успех вашей работы во многом зависит от швейной иглы. Если вы вышиваете по ткани с редким переплетением нити или трикотажу, используйте гобеленовые иглы, у которых притуплённый кончик. В других случаях лучше подходят иглы типа «синель» с острым кончиком и длинным ушком, удобным для вдевания лент разной ширины. Начинающим (и не только) рукодельницам особенно пригодятся пяльцы или специальные рамки для натягивания основы под вышивку. Сквозь туго натянутую ткань легче проходит игла с лентой, а работа не деформируется и не мнется, поэтому по окончании работы вам останется просто отутюжить края вышивки, на всякий случай - с изнаночной стороны.
Золотым шитьем называется вышивка металлическими нитями золотого и серебряного цвета. Золотое шитье, первоначально украшавшее предметы церковного обихода и дорогую светскую одежду, стало постепенно применяться в праздничной крестьянской одежде и одежде простых горожан. Особенно красочной была вышивка на головных уборах, платках. Головные уборы чрезвычайно разнообразны. Девичьи повязки, венцы, коруны, женские сборники, сороки, кички, кокошники - это лишь небольшая часть множества головных уборов. Шитые золотом и серебром, они надевались к праздничным костюмам и являлись самой нарядной и драгоценной его частью. Особенно дорогим головным убором, доступным наиболее состоятельным семьям, был кокошник. Обычно он выполнялся профессиональной золотошвеей на заказ и, обильно расшитый золотыми и серебряными нитями, жемчугом, перламутром, самоцветами, фольгой, стоил очень дорого. Народ украшал голову так, что даже обделенная красотой женщина становилась прекрасной царевной. Часто поверх головных уборов надевали нарядные платки. Особенно славились красотой и качеством нижегородские платки (Огородец, Арзамас и др.) с драгоценной золотой вышивкой. Для платков использовались мягкие, легкие ткани: миткаль, шелк, батист, кисея. Растительные узоры выполнялись золотыми и серебряными нитями, битью, украшались блестками, бахромой, галуном и кружевом.
В далекие времена, когда люди жили разобщенно, каждый народ, а иногда и
небольшое селение имели свои особенности в вышивке и других видах
народного творчества. С расширением связей между отдельными районами
местные особенности обогащали друг друга. Из поколения в поколение
отрабатывались и улучшались узоры и цветовые решения, создавались
образцы вышивки с характерными национальными чертами.
По характеру узоров и приемов их выполнения русская вышивка очень
многообразна. Известно, что каждая область, а иногда и район имеет свои,
только здесь бытующие приемы вышивки, свои мотивы орнамента, цветовые
решения. Русские крестьянские вышивки можно разделить на две основные
группы: северную и среднерусскою полосы.
Вышивка бисером известна еще с глубокой древности. С давних времен, российские умелицы восхищали своим великолепным мастерством вышивания, сначала жемчугом, затем в середине 17 века — цветным стеклянным бисером. Стеклярусом украшалась одежда, вышивались картины с изображением различных пейзажей, церквей, икон и т. д.. В наше время вышивка бисером стала вновь популярной. Элементы из бисера используют в отделке одежды, что придает ей оригинальный и нарядный вид. Многие стили в моде не обходятся без бижутерии из бисера. Бисер, как материал имеет неограниченные цветовые возможности, он дешев и поэтому доступен каждому. Современные рукодельницы не только с успехом украшают одежду, но и обувь, кошельки, чехлы мобильных телефонов и сумочки. Огромную популярность имеет вышивка картин бисером, которые изображают цветы, птиц и животных. Для многих женщин вышивание бисером стало любимым хобби. Этот вид творчества требует особых навыков, терпения, сноровки и аккуратности. Огромную роль играет прекрасное расположение духа и развитая фантазия.
Изонить или по-другому изображение нитью, нитяная графика - это создание изображения нитью на твердой основе, бумаге, картоне, cd-дисках. Техника изонити достаточно проста и ей обучают в детских кружках для развития разносторонних качеств у детей. Изонитью также можно заниматься в домашних условиях, создавая оригинальные открытки для друзей и знакомых, украшая свою квартиру своими поделками.
Вышивка синелью СИНЕ́ЛЬ (от франц. chenille — "гусеница"; лат. canicula — "гусеница, собачка", под влиянием слова "синий") — ворсовыйили бархатный шнур для вышивки, рукоделия. С 1830-х гг. такие шнурки, напоминающие мохнатую гусеницу, использовали в монастырском и светском женском рукоделии. Синелью отделывали края домотканых изделий: делаликант, бахрому, кисти. Причем часто возникала контаминация (соединение) двух значений: декоративный шнур и сирень,сиреневый цвет. Синелью называли также узорную вышивку ворсистыми шёлковыми нитями.
Вышивка «хардангер» — это старинная скандинавская техника ручной вышивки. Названная так в честь города на юго-западном побережье Норвегии, техника, тем не менее, зародилась на Ближнем Востоке, а к XVII веку переместилась в Европу и далее на север. Благодаря такому путешествию теперь у техники «хардангер» многочисленная «родня»: кипрская лефкаритика, итальянская punto antico и reticella, русское шитье по решетке...
Некоторые традиционные для хардангера элементы (квадрат, прямоугольник,
крест) специалисты относят к ассирийским и египетским традициям, а
знаменитую восьмиконечную звезду — и вовсе к индийской вышивке.
Традиционно вышивка «хардангер» была элементом одежды и фигурировала в
норвежском национальном и свадебном костюме bunad как вышивка на
фартуке. Чуть позже, в XIX столетии, техника начинает использоваться и в
украшении домашнего текстиля.
Стиль «хардангер» относится к счетным типам вышивки и в чем-то близок
более привычным для нас мережкам. Но если мережка — это скорее
«краевой», окантовочный прием вышивки, то «хардангером» можно заполнить
все пространство ткани и получить восхитительно красивые узоры. Довольно
часто технику «хардангер» называют счетной гладью, и это название как
нельзя лучше отражает суть техники, ведь в основе ее лежат гладьевые
стежки, но строго упорядоченные по длине и количеству. «Хардангером»
вышивают на тканях равномерного переплетения (таких, в которых на 1 см
приходится одинаковое количество долевых и поперечных нитей). Это
непременное условие, ведь основным элементом узоров в технике
«хардангер» является квадратный блок 4х4 нити.
Вышивка в ковровой технике - также эта техника известна как техника Punch Needle (продергивание нити)или Ковроткачество - один из самых древних видов рукоделия, известный в Европе и странах Востока с периода раннего средневековья. Когда-то ковры использовались для защиты от холода, ими завешивали каменные сырые стены замков, стелили на холодные каменные полы. На Востоке и в Средней Азии, где ковроткачество достигло наивысшего уровня мастерства, мягкие пушистые ковры использовали для сидения, на них спали, возлежали во время трапезы, словом, они были неотъемлемой частью восточного убранства. Именно в странах Ближнего Востока и Средней Азии для изготовления ковров применялось узелковое ворсовое ткачество, с помощью которого создавались толстые пушистые и мягкие полотна.
В Европейских странах большее распространение получило гобеленовое
ткачество. Тонкие тканые гобелены, изображающие жанровые сцены и сложные
орнаментальные композиции, украшали стены замков и дворцов знатных
вельмож. Изящные гобелены не только ткали на специальных станках, но и
вышивали различными швами, создавая настоящие вышитые картины
необыкновенной красоты. Мастерицы использовали различные виды швов для
вышивания ковров. Самыми популярными, и сейчас широко применяемыми для
вышивки, являются крест и полукрест, косой и прямой гобеленовый шов,
болгарский крест, тамбурный шов и некоторые другие. Вышивка ковров этими
популярными швами выполняется на крупной канве или толстой
хлопчатобумажной ткани с крупным прямым переплетением долевых и
поперечных нитей, образующих ярко выраженную сетку. Техника вышивания
ковров перечисленными выше швами и сами швы называются счетными, когда
необходимо высчитывать количество цветных стежков, наносимых на канву, в
соответствии с количеством клеточек на цветной схеме коврового узора.
Современные мастерицы широко используют счетные техники для вышивания
ковров и гобеленов. С течение времени меняются мотивы и орнаменты для
вышивания, каждый новый век привносит свои сюжеты и узоры для создания
ковров, но техника счетной вышивки остается неизменной, и в этом
заключается ее безусловная ценность.
Блекворк (blackwork, Черное шитье) - Свое название этот вид рукоделия получил за то, что изначально работы выполнялись черными нитками по белоснежной ткани. Затем вышивальщицы стали вышивать красными (scarletwork), зелеными (greenwork) и другими нитями. Постепенно все эти виды вышивки, в не зависимости от цвета ниток стали именовать BlackWork. Сейчас мастерицы вышивают цветными нитками на белом фоне, реже встречаются работы на цветной ткани.
Стежки, используемые в технике блэкворк, называют «гольбейн», он похож на стежок «вперед иголку», вышивать им гораздо проще чем счетным крестом. Отличительной особенностью его является то, что он одинаково выглядит с обеих сторон полотна.
Вот это да! Сама не подозревала, что видов вышивок так много и все они поражают своей красотой и неповторимостью! А как они Вам? Не желаете ли попробовать какие-нибудь из них на собственном опыте? А может быть поучимся этому вместе?
Статью для Вас подготовила Ёлка.
Спасибо большое, что дочитали статью до конца!
Хотите научиться вышиванию крестиком? Мы поможем! Давайте разберемся, с чего нужно начинать и какие материалы подобрать, какие методы и стили вышивания существуют и какие из них наиболее подойдут вам. Итак, чтобы не превратить это успокаивающее занятие в сущие тяготы с неправильными инструментами и неверной техникой, сначала познакомимся с азами этого рукодельного искусства.
Прежде чем записаться в вышивальщицы, вам понадобится запастись основными инструментами и материалами. Минимальный набор предметов, которые должны быть у каждой мастерицы, включает:
Зачем так много? Поверьте, всё пригодится! Теперь о каждом пункте поподробнее.
Игольница нужна прежде всего для того, чтобы не потерять одну из иголок на столе, диване или еще где-нибудь. К тому же это очень удобно. Что же касается самих иголок, то здесь лирики уже будет гораздо меньше. Подбор иголок - это довольно сложное дело; во-первых, для каждого вида ткани требуется своя определенная игла нужной толщины и длины. Чем тоньше и воздушнее сама ткань, на которой вы собираетесь работать (батист, маркизет, канва или лен), тем тоньше нужна игла. Соответственно, толстая игла подходит для более грубого вида материала – такого, как шерсть.
Размеры гобеленовых игл (в мм)
Лучше всего использовать гобеленовые иглы - большое ушко не перетрёт нить в процессе, а тупой конец не повредит саму основу. Набор из качественных игл прослужит вам не одну вышивку.
Для того, чтобы ткань не стягивалась под рисунком, мастерицы испокон веков используют пяльцы в процессе вышивания. При помощи этого приспособления вы сможете плотно закрепить ткань. Умелые вышивальщицы выбирают деревянные пяльцы, так как они надежнее держат ткань и не портят материал, в отличие от пластиковых аналогов. Еще совет: выбирайте пяльцы с гладкой и ровной поверхностью, потому что любые шероховатости и неровности могут повредить ткань.
Выбор ниток - это целое искусство, ведь от этого зависит эффект готового рисунка. Наиболее популярны и распространены такие виды (советуем выбирать из них, так как их легче купить и с ними проще работать):
Мулине – такие нити очень просто соединять друг с другом, чтобы получился нужный цвет. Каждая нить состоит из 6 скрученных волокон. Этот вид нитей наиболее популярен в вышивании и используется почти во всех готовых наборах. Они не запутываются и не теряют цвет со временем.
– этот интересный материал вы можете совместить с хлопчатобумажными нитками мулине или шерстяными для получения блестящего, сверкающего эффекта.
– состоит из очень мягких нитей. Отличный выбор для вышивки гобеленов или гладью.
Тонкая шерсть – такая нить может быть использована и в сочетании с другими материалами, и отдельно. Такие нити незаменимы в вышивке шерстью по ткани.
Наперсток не только защищает ваши пальцы от проколов, но и помогает лучше протолкнуть иглу сквозь толстую и непослушную ткань. Прежде чем купить его, вам сперва нужно примерить изделие на средний палец – он должен сидеть как влитой и не доставлять никакого дискомфорта. Только в этом случае вы можете быть уверены, что он станет верным помощником в вышивании, и смело купить его.
Ножницы
Купите сразу несколько видов ножниц, которые будут выручать вас в разных ситуациях. Например:
Из дополнительных инструментов рекомендуем также запастись для разметки канвы, и для ниток. Маркеры или карандаши удобнее традиционных мыла или мела, так как их легко можно смыть при ручной стирке изделия. К тому же их можно использовать на любых типах тканей и с их помощью можно рисовать более точные и изящные эскизы.
Лупа нужна для того, чтобы не напрягать зрение во время вышивания наиболее мелких завитков, а органайзер для ниток позволит распределить цвета согласно естественному градиенту, выстраивая четкую палитру. Это максимально облегчит выбор нужного оттенка, и вы сможете без труда узнать, какой из цветов использовать в вашем изделии.
Конечно, вы можете попробовать подобрать все “ингредиенты” для красивой и качественной вышивки самостоятельно. Но все же многих этот этап отпугивает, и они прекращают интересоваться этим видом рукодельного искусства. Поэтому мы советуем вам приобрести уже . Во-первых, это очень удобно, так как любой такой набор уже содержит все необходимое в нужном количестве. Во-вторых, вам не придется долго подбирать каждый материал и инструмент, что сэкономит вам немало времени. Посвятите его лучше изучению схем или самому процессу вышивания.
Канва – это наша основа для вышивки. Её производят из разных материалов – льна, хлопка, конопляной ткани, акрила, шерсти и даже из пластика. Мы советуем вам подбирать канву из такого материала, который идеально подойдет под вашу задумку.
Для начинающих мы советуем выбрать канву из хлопка Aida . Эта марка славится своей универсальностью. Каждый может выбрать для себя материал с нужным размером клеточек. Такой канвой пользуются и новички, и уже умелые вышивальщицы.
Канва Aida поделена на клетки, что очень сильно упрощает процесс вышивки креста.
Еще одна не менее популярная канва производится маркой Hardanger . Хотите вышивать в технике гобелен или гладью? Такой материал – лучшая основа. Но, к сожалению, вам как новичкам она не подойдет. Если вы впервые берете иголку и нитку в руки, то лучше начать с канвы №8. Её активно используют для обучения вышиванию.
Первым делом, нужно подготовить свое рабочее место. Проследите за тем, чтобы вам было комфортно вышивать. Самое хорошее место для рукоделия – это мягкое, удобное кресло. Также вам следует позаботиться об освещении, так как ваши глаза могут быстро устать при недостаточном освещении. Для таких случаев используйте настольную лампу, которая и будет вашей палочкой-выручалочкой вечером, ночью и днем, при плохом естественном освещении. Разложите все материалы и инструменты так, как вам удобно, а схему лучше положить на самое видное и освещаемое место.
Работа с тканью – это следующий этап в начале вышивания. Не бойтесь, от вас потребуется всего четыре шага - и можно приступать к основной работе.
Затем следует определиться, каким методом вы будете вышивать. Выбирайте из следующих:
Теперь давайте разберемся со схемой. Она показывает нужное количество крестиков и их расположение на разметке ткани. К слову, схемы бывают и цветные, и черно-белые. С цветными проще работать, так как вы сразу видите нужный цвет, но если цветовая гамма рисунка разнообразна, то многие ячейки будут выделены символами или номерами, соответствующими какому-то цвету в расшифровке.
Внимательно ознакомьтесь с ключ-расшифровкой именно вашей схемы и особенно обратите внимание на пустые клетки, которые чаще всего не заполняются ничем. Работать со схемой довольно просто, ведь все нужные данные там прописаны.
Существует огромное разнообразие техник и стилей вышивания. Осталось выбрать ту, которая больше всего вам подходит:
Основным плюсом работы с готовыми наборами является то, что не нужно тратить много времени и сил на поиск всех инструментов и материалов. Просто выберите понравившийся набор, и там уже будут все составляющие (нитки, иголки, схема).
Наборы бывают разные, и выбрать можно по типу канвы и рисунка. Чаще всего можно приобрести такие варианты:
Сложно? Нет, если будете следовать нашим советам:
Вышивка – это не сложно и даже интересно, если вы будете вышивать то, что вам нравится и что вы любите. Научиться такому ремеслу просто, и пользы от него тоже много. Так что пользуйтесь нашими советами, и уже скоро вы перейдете от новичка к мастеру вышивки!