Религиозные праздники во всем мире. Христианские праздники

12.08.2019 Обувь

В мире очень много религиозных праздников. У каждой религии свои ритуалы, традиции и обряды, сопровождающиеся грандиозными празднествами.



Праздник Ашура символизирует у шиитских мусульман мучения внука пророка Мухаммеда Имама Хусейна, которого убили в битве в Карбале, Ирак, в 680 н.э. Это национальный праздник в таких странах, как Иран, Ирак, Афганистан, Ливан… На фото: афганские шииты занимаются самобичеванием с цепями и лезвиями во время Ашуры 27 декабря 2009 года. (UPI/Hossein Fatemi)


Страстная пятница символизирует распятие Иисуса Христа и его смерть. На фото: христиане поднимают распятие с Сальвадором Завалой (в центре) в роли Иисуса Христа во время ритуала «путь креста» в Чикаго 2 апреля 2010 года. На ежегодный ритуал в Страстную пятницу съезжаются тысячи человек, чтобы пройти дистанцию в 2,4 км в центре американо-мексиканского сообщества Пилсен в Чикаго. (UPI/Brian Kersey)


Ваисакхи – праздник сикхов, символизирующий основание ордена Хальса в Анандпур Сахибе в 1699 году десятым сикхом Гуру, Гуру Гобинд Сингх. Выпадая на середину апреля по григорианскому календарю, Ваисакхи знаменует начало сезона урожая. На фото: одна из многих движущихся платформ на параде в честь Ваисакхи 14 апреля 2007 года. (UPI Photo/Heinz Ruckemann)


Фестиваль Кумбх-Мела – проходит каждые три года в четырех разных городах Индии (таким образом, в каждом городе раз в 12 лет). Длится фестиваль 42 дня и привлекает миллионы людей. Люди верят, что, искупавшись в священных водах реки Ганг, они смоют свои грехи. На фото: индийские верующие купаются в реке Ганг на фестивале Кумбх-Мела в Харидваре 14 апреля 2010 года.


Каждый мусульманин (если он физически способен сделать это) должен совершить в своей жизни паломничество Хадж хотя бы один раз. Ежегодное паломничество Хадж представляет собой крупнейшее ежегодное паломничество в мире – в нем участвуют до двух миллионов мусульман. На фото: саудовский офицер Гассан смотрит на мусульман, которые молятся в месте рождения пророка Мухаммеда в Великой мечети в Мекке 4 декабря 2008 года. (UPI Photo/Mohammad Kheirkhah)


Пурим – праздник в честь освобождения еврейского народа от гнета Персидской империи. На Пурим принято публично читать книгу Эстер, дарить еду и напитки и давать милостыню бедным. На фото: маленькие ультраортодоксы в костюмах празднуют Пурим в районе Меа Шеарим в Иерусалиме 5 марта 2007 года. (UPI Photo/Debbie Hilll)


Холи – весенний фестиваль индусов и сикхов, который празднуют в таких странах как Индия, Непал, Шри-Ланка. Индийцы бросают в друг друга цветным порошком у храма Банке Бихари в Матхуре 10 марта 2009 года. (UPI Photo/Mohammad Kheirkhah)


Индийский мальчик в краске после празднования Фестиваля Красок в Нью-Дели 11 марта 2009 года. (UPI Photo/Mohammad Kheirkhah)


Крещение – христианский праздник, знаменующий переход Господа в человеческую форму в теле Иисуса Христа. На фото: православные христиане окунаются в воду из реки Иордан 18 января 2010 года. Сотни православных христиан собрались на религиозный праздник недалеко от города Иерихон, где, по преданию, Иоанн Богослов крестил Иисуса Христа. (UPI/Debbie Hill)


Древний ритуал Капарот всегда исполняется перед еврейским днем искупления грехов Йом Киппур. На фото: ультраортодоксальный еврей проносит цыпленка над головой ребенка с молитвами в Иерусалиме 7 октября 2008 года. (UPI Photo/Debbie Hill)


Ураза Байрам символизирует окончание Рамадана. На фото: старший лидер движения Хамас Исмаил Хание обращается к аудитории на массовой молитве в Газе 30 сентября 2008 года. (UPI Photo/Ismael Mohamad)


Иранские женщины в традиционных костюмах собрались вокруг костра на религиозной церемонии Садех к западу от столицы Тегеран 30 января 2010 года. Садех означает на персидском «сотня», что имеет отношение к ста дням и ночам, оставшимся до начала нового персидского года, который празднуется в первый день весны. (UPI/Maryam Rahmanian)


Рождество. Палестинский мальчик зажигает свечку в Церкви рождества Девы Марии, где, по преданию, родился Иисус Христос, в Вифлееме 20 декабря 2009 года. (UPI/Debbie Hill)


Вербное воскресенье – христианский праздник, всегда выпадающий на воскресенье перед Пасхой. Верующие празднуют вхождение Иисуса в Иерусалим. На фото: христиане несут пальмовые и оливковые ветки на процессии в честь Вербного воскресенья в Иерусалиме 28 марта 2010 года. (UPI/Debbie Hill)


Рош Хашана считается кануном еврейского Нового года и выпадает на седьмой месяц иудейского календаря. На фото: ультраортодоксы молятся у Западной стены в старом городе Иерусалима 22 сентября 2006 года. (UPI Photo/Debbie Hill)


Пасха – христианский праздник, символизирующий воскрешение Иисуса Христа. На фото: русский православный батюшка освещает пасхальные куличи и яйца в Петропавловской церкви в Москве 3 апреля 2010 года. (UPI Photo/Alex Natin)


Всемирный день молодежи – событие католической церкви, направленное на молодежь и организованное Папой Иоанном Павлом II в 1986 году. На фото: Папа Иоанн Павел II машет толпе из автомобиля на площади в Торонто 25 июля 2002 года. На событии присутствовали до 300 000 паломников. (cc/cc/Christine Chew UPI)

Цели урока : Систематизация и обобщение знаний о праздниках в религиях мира: православных, мусульманских, иудейских и буддийских.

Задачи:

  • Закрепить знания обучающихся о многообразии праздников в религиях мира;
  • Воспитать взаимоуважение и бережное отношение к традициям народов мира, воспитывать толерантное отношение к различным религиям; пробуждать интерес культуре разных народов и их истории; расширить кругозор учащихся.

Виды деятельности: беседа, работа в парах, работа в группах, индивидуальные сообщения, тестирование, работа с маркерными досками для обратной информации.

Оборудование:мультимедийная презентация , компьютер

Ход урока

I. Организация внимания.

Сообщение темы и цели

У: Ребята, вспомните, пожалуйста, тему нашего прошлого урока? О чем мы говорили? Слайд

Д:Мы изучали тему “Праздники в религиях мира” рассмотрели, какие праздники являются главными в каждой религии.

У: Какова цель нашего урока?

Сегодня на уроке мы с вами закрепим полученные знания и оправимся в мир разнообразных и удивительных религиозных праздников.

II. Актуализация знаний. Проверка домашнего задания.

Вопросно-ответная беседа.

Ребята любите ли вы праздники?

Какие ассоциации возникают при слове праздник?

(радость, веселье, подарки, угощенья, отдых)Слайд.

Что такое праздник?

ПРАЗДНИК - нерабочий день, день радости, установленный в честь какого-либо события.(словарь (Ожегова). А мы с вами рассматриваем праздники в религиях мира. Но и религиозные праздники тоже посвящены какому-нибудь событию.

Вам было дано домашнее задание - подготовить сообщение об одном любом празднике любой религии, используя наш учебник, интернет ресурсы и другие источники.

Работа в парах. Ученики друг другу рассказывают об одном из праздников.

Работа в группах. (распределение групп)

Заполните таблицу “Праздники религий мира”. Для этого работайте в группах.

У всех ли правильно получилось? Запомнили названия праздников?

Проверьте сами. Слайд

Наверное, у всех всё получилось, ведь группой работать легче.

III. Работа по теме.

1. Работа в группах.

Чтоб подробнее познакомиться с этими праздниками, поработаем в группах.

У нас 6 групп, значит рассмотрим 6 праздников основных,по 2 праздника в каждой религии, кроме ислама. Об исламе поговорим отдельно.

  • 1 группа - буддизм Дончод-хурал
  • 2 группа – буддизм Сагаалган
  • 3 группа – иудаизм Песах
  • 4 группа – иудаизм Шавоут
  • 5 группа - Рождество
  • 6 группа – христианство(православная) – Пасха

Заполняют таблицу

Буддизм – одна из самых древних мировых религий. Какие же основные праздники у них? Сагаалган и ДанчодХурал.Слайд

- Сагаалган, Праздник отмечается как начало весны и Новый год по монгольскому лунно-солнечному календарю. Отмечается не ранее 21 января и не позднее 19 февраля.

Основой всех буддийских обрядов праздника Сагаалган было избавление от грехов и скверн, накопленных в предыдущем году. Одним из главных ритуалов до сих пор является однодневный пост, сопровождаемый церемонией сожжения "сора" - чёрной пирамидки, символизирующей накопленное зло. Слайд

Согласно буддийской традиции, Будда перед уходом в нирвану призвал к себе всех животных, однако с ним проститься пришли лишь - Мышь, Корова, Тигр, Заяц, Дракон, Змея, Лошадь, Овца, Обезьяна, Курица, Собака и Свинья . В благодарность Будда им вручил каждому по одному году управления, причем годы были даны именно в таком порядке, в каком животные пришли к Будде. Так появился знаменитый 12-летний “цикл животных” Слайд

- День рождения Будды (Дончод-хурал) - самый важный буддийский праздник, отмечаемый в день полнолуния второго месяца лунного календаря. В июне . Буддисты верят, что в этот день более 2,5 тысяч лет назад в разные годы произошло три события: рождение Будды, достижение им Просветления в 36 лет и уход в Нирвану на 81 году жизни. Слайд

Празднование Дня рождения Будды продолжается неделю. В это время в монастырях проводятся торжественные молебны, устраиваются процессии и шествия. Храмы украшаются бумажными фонариками и гирляндами из цветов. На территории храмов, вокруг священных деревьев и ступ расставляются масляные лампадки. Монахи всю ночь читают молитвы и рассказывают верующим истории из жизни Будды. После окончания праздничного молебна в День рождения Будды миряне устраивают угощение членам монашеской общины и преподносят им подарки.Слайд

Иудаизм

Песах - праздник весны и свободы, в память о массовом исходе евреев из Египта (около 3300 лет назад) - одном из важнейших, значительнейших событий еврейской истории. Традиция связывает название "песах" с тем, что Бог "прошел" мимо домов евреев в то время, когда Он наказывал египтян за отказ фараона отпустить еврейский народ. Главная особенность Песаха - заповедь есть пресный хлеб - (мацу) и строжайший запрет не только употреблять, но и иметь в своем доме квасное ("хамец"). Маца - тонкая пресная лепешка, весь процесс выпечки ее с момента добавления в муку воды не должен превышать 18 минут. Муку разрешено использовать от одного из пяти злаков: пшеницы, ржи, ячменя, овса, полбы. Маца - напоминание о том, что евреи, получив, наконец, разрешение фараона уйти из страны, в такой спешке покидали Египет, что пришлось испечь хлеб из еще не успевшего взойти теста.Слайд.

Праздник начинается 15 числа месяца нисана (март-апрель ) и длится 7 дней в Израиле и 8 дней в странах диаспоры.

В вечер наступления Песаха проводится праздничная трапеза по специальному, освященному веками ритуалу ("седер" - "порядок", ивр.). Читается ПасхальнаяАгада - рассказ об исходе из Египта. Трапеза сопровождается особыми молитвами, благословениями, песнопениями.

- Шавуот или Седьмица (Пятидесятница) – большой иудейский праздник. В Шавуот празднуется дарование еврейскому народу Торы на горе Синай приИсходе из Египта.

За пределами Земли Израильской праздник отмечается 2 дня. Шавуот - один из паломнических праздников. В древности в этот праздник в Храме жертвовали пшеницу нового урожая, первые плоды, фрукты. В наше время в праздник Шавуот в синагогах принято читать рассказ о даровании Торы, текст заповедей и повествование о законах празднования Шавуот в Храме. Существует также традиция в канун Шавуотавсю ночь читать Тору.

Праздничная трапеза в Шавуот обязательно включает молочную пищу. Этот обычай связан с днём вручения Торы. Считается, что вернувшись в лагерь от горы Синай, евреи ели именно молочную пищу. С тех пор в праздник Шавуот перед обедом едят что-либо молочное , и лишь затем подают другие праздничные блюда.

Индивидуальное сообщение.

Рош-Гашана - Новый год по еврейскому календарю (первые два дня месяца Тишрей, - обычно в сентябре, иногда октябре по еврейскому календарю). С этого дня начинается 10 - дневный период духовного самоуглубления и покаяния. Эти дни называют "десять дней тшува" (буквальный перевод с иврита - "возвращение") - возвращение к Богу. Их называют также "Десять дней раскаяния" или "Дни трепета". Считается, что в Рош-Гашана решается судьба каждого человека на год вперед. В первую ночь праздника евреи приветствуют друг друга добрым пожеланием: "Да будете Вы записаны и подписаны на хороший год в Книге Жизни!" В своих молитвах, обращенных к Всевышнему, люди просят ниспослать им, их семьям, всему народу мир, хорошее здоровье и удачу в делах.

В Рош-Гашана в синагогах принято трижды трубить в шофар (особо обработанный бараний рог). Звук шофара должен напомнить о трубном гласе на Синайской горе, призвать всех и каждого к покаянию. Верующие в этот день облачены в светлые одежды. Во время праздничной трапезы принято обмакивать халу или яблоко в мед

Православные

Из истории праздника Рождество. Слайды

Иудеи были тогда под властью римлян. Император Рима приказал переписать всех людей Палестины. Для этого каждый житель должен был явиться в город, откуда начался его род. Иосиф и Мария отправились в Вифлеем. Но в городе все дома были уже заняты, и они остановились в пещере, где зимой пастухи прятали от ветра скот. Там Мария без мук и страданий родила своего Младенца. Она спеленала Его и уложила в ясли - кормушку для овец. Сияющий Младенец тихо лежал на соломе в тёмной пещере, а Иосиф, вол и ослица согревали его своим дыханием. Так совершилось великое событие - рождение Спасителя. Это было более двух тысяч лет назад.

Пасха - это самый главный праздник в году. К празднованию Пасхи нужно готовиться заранее. Церковь готовит верующих к самому главному празднику семинедельным постом - временем покаяния и духовного очищения. Пасхальную радость невозможно пережить во всей полноте, не постившись, хотя бы и не так строго, как предписывают монашеские правила.

На Руси традиция отмечать Пасху появилась в Х веке вместе с приходом христианства. Празднование Пасхи начинается с участия в пасхальном Богослужении. Оно совершенно особенное, отличающееся от обычных церковных служб, оно очень торжественное и радостное. В православных храмах, как правило, пасхальная служба начинается ровно в полночь, но лучше прийти в храм заранее, чтобы не оказаться за его порогом - большинство церквей в пасхальную ночь переполнены. Уже после окончания службы верующие "христуются", т.е. приветствуют друг друга целованием и словами "Христос воскресе!" и "Воистину Воскресе!". Слайды

Празднование Пасхи продолжается сорок дней - ровно столько, сколько Христос являлся Своим ученикам после Воскресения. На сороковой день Иисус Христос вознесся к Богу Отцу. В течение сорока дней Пасхи, а особенно на первой неделе - самой торжественной - ходят друг к другу в гости, дарят крашеные яйца и куличи, играют в пасхальные игры. Пасха - это семейный праздник, поэтому вокруг праздничного стола собираются самые близкие люди.

Многие не знают зачем и почему яйца вообще красят и почему в именно красный цвет. На этот счет есть много версий, но я расскажу только одну из них. По древнему церковному преданию, первое пасхальное яйцо Святая равноапостольная Мария Магдалина (одна из двенадцати апостолов) преподнесла римскому императору Тиберию. Вскоре по вознесении Христа Спасителя на небо Мария Магдалина явилась для Евангельской проповеди в Рим. В те времена было принято, приходя к императору, подносить ему подарки. Состоятельные приносили драгоценности, а бедные люди то, что могли. Поэтому Мария Магдалина, не имевшая ничего, кроме веры в Иисуса, протянула императору Тиберию куриное яйцо с возгласом: "Христос Воскресе". Император, усомнившись в сказанном, заметил, что никто не может воскреснуть из мертвых и в это так же трудно поверить, как в то, что белое яйцо может стать красным. Тиберий не успел договорить эти слова, а яйцо стало превращаться из белого в ярко-красное. Красная окраска яиц символизировала кровь Христа и одновременно служила символом Воскресения.

Итак, Пасха - это несомненно семейный, радостный и красивый праздник, где вся семья должна собраться за столом, разделить общую радость праздника и стать еще более крепкой и дружной семьей, чего мы вам и желаем!

Праздник Троицы по-иному ещё называют Пятидесятницей, т.к. именно в пятидесятый (50) день после Пасхи.Слайд

Праздник Троицы в народе называют "зелёным", "изумрудным", летним праздником. Потому что праздник Святой Троицы - это праздник обновления жизни, праздник зелени: на Троицу принято храм Божий и дома украшать ветвями клена, сирени, берез, ив, луговыми травами, цветами. На Троицу и после неё уже нельзя было петь веснянки, зато на Троицу принято пускать венки из цветов по воде.

Считалось, что весна и лето по-настоящему вступают в свои права только с праздника Троицы. По-настоящему верующие христиане, соблюдающие церковные каноны, знают, что в период с Пасхи и до Троицы нельзя ни молиться на коленях, ни совершать земные поклоны до земли. Но уже в сам праздник Святой Троицы вечерняя служба в храме Божьем частично совершается на коленях - на коленях читаются три православные молитвы Василия Великого, с помощью которых православные люди просят у Духа Святого прощения грехов, исповедаются и просят о просвещении грешных душ.

Благодаря подвигу Сына Божьего Иисуса Христа праздник Святой Троицы символизирует, что душа каждого из нас может "расцвести" пышным цветом Любви, Добра, Веры и Надежды.

Ислам

Индивидуальное сообщение

Курбан-байрам (Праздник жертвоприношения) - мусульманские праздник окончания хаджа, отмечаемый в 10 день двенадцатого месяца исламского лунного календаря (зуль-хидж) в память жертвоприношения пророка Ибрахима и через 70 дней после праздника Ураза-байрам.
Как повествуется в Коране, к пророку Ибрахиму во сне явился Архангел Джабраил и передал ему повеление от Аллаха принести в жертву его единственного сына Исмаила. Ибрахим отправился в долину Мина к тому месту, где сейчас находится Мекка, и начал приготовления. Его сын, будучи послушным отцу и Богу, не сопротивлялся. Однако это оказалось испытанием от Аллаха. Когда жертва была почти принесена, Аллах сделал так, чтобы нож не резал. И тогда ангел Джабраил в качестве замены жертвы дал пророку Ибрахиму барана. Курбан-байрам является кульминацией хаджа в Мекку. Накануне праздника паломники восходят на гору Арафат, а в день Курбан байрама совершают символическое побитие шайтана камнями и таваф (обход вокруг Каабы).

Ураза-байрам - Индивидуальное сообщение.

Один из крупных праздников ислама Ураза-байрам отмечается в честь окончания поста в месяц рамадан. В соответствии с традицией ислама, именно в этот день Аллах ниспослал пророку Мухаммеду первые стихи Корана. Праздник начали отмечать в 624 году.

Накануне праздника Ураза-байрам собираются обязательные платежи (закят) мусульман в пользу общины, также малоимущим членам общины раздаётся закятуль-фитр - обычно это продукты питания, но возможна и денежная помощь. В праздник Ураза байрам мусульмане совершают в мечети коллективную молитву. После чего верующие поздравляют друг друга, дарят подарки, идут в гости или приглашают к праздничному столу. Праздник Ураза байрам продолжается три дня. В это время также принято навещать родителей, старших и больных, посещать кладбища, поминая усопших.

IV. Закрепление.

Для проверки и закрепления, сейчас проведём тестирование.

Работа с маркерными досками для обратной информации.

Тест на экране. Дети показывают правильный ответ, записывая маркером на дощечках

Тест “Праздники в религиях мира”

1. Как называется праздник Воскресение Христово?

а) Рождество

в) Новый год

2. Как называется праздник - день рождение Иисуса?

а) Новый год

в) Рождество

3. В какой день недели всегда происходит Пасха?

а) на пятницу

б) на воскресенье

в) на субботу

4. В какой день христиане празднуют Рождество Христово?

5. Главный праздник мусульман?

а) Курбан - байрам

б) Шавуот

в) Суккот

6. Какой малый мусульманский праздник Вы знаете?

а) Ураза - байрам

б) Курбан - байрам

7. В честь какого события празднуется малый праздник?

а) в честь окончания 30-дневного поста в месяц рамадан

б) в честь начала поста

8. Маулид – это праздник

а) день рождения пророка Мухаммеда;

б)священный месяц, начало нового года;

в) ночь чудесного вознесения пророка на небеса.

9. Песах - это главный праздник

а) иудаизма

в) христианства

г) буддизма

10. Что едят во время праздника Песах?

в) нет запретов

11. С какой историей связано, что именно этот продукт едят иудеи во время праздника Песах?

а) в магазинах не продают другие продукты

б) не хотят готовить другую пищу

в) бежали в спешке из Египта и не успели заквасить тесто

12. От какой пищи принято воздерживаться во время праздника Шавуот?

а) от молочных продуктов

б) от рыбы

в) от мяса

V. Домашнее задание.

Расскажи членам семьи и друзьям о понравившемся религиозном празднике.

Рефлексия

Наш урок подходит к концу.Давайте сейчас каждый для себя определит, с какой целью он прошел. Давайте вернемся к теме и цели нашего урока, и сделаем вывод.

Вывод.

  • Узнали о праздниках религии ещё нового?
  • Урок вам понравился?
  • Какое ваше настроение к концу урока? Нарисуйте смайлики на планшетах и покажите мне.

Эти праздники разделяются на две категории:

Неподвижные (непереходящие) праздники : они всегда приходятся на строго определенное число месяца, вне зависимости от дня недели, ежегодно меняющегося. К ним относятся девять двунадесятых церковных праздников:

Двунадесятые неподвижные праздники

Рождество Пресвятой Богородицы 21 сентября
†Воздвижение Креста Господня (40 дн.от Преображения) 27 сентября
Введение во храм Пресвятой Богородицы 4 декабря
†Рождество Христово 7 января
19 января
†Сретение Господне (40 дн. от Р.Х.) 15 февраля
Благовещение Пресвятой Богородицы (за 9 мес. до Р.Х.) 7 апреля
†Преображение Господне 19 августа
Успение Пресвятой Богородицы 28 августа

Подвижные (переходящие) праздники . Подвижная часть церковного календаря перемещается вместе с изменяющейся год от года датой празднования . Все «подвижные» праздники отсчитываются от Пасхи и перемещаются в пространстве «светского» календаря вместе с ней.

Двунадесятые переходящие праздники:

Двунадесятые праздники имеют по одному дню предпразднства, за исключением Рождества Христова, которое имеет 5 дней предпразднства и Богоявления, имеющего 4 предпразднственных дня.

Число дней попразднства бывает неодинаковым - от 1 до 8 дней, смотря по большей или меньшей близости одних праздников к другим или к дням поста.
Некоторые из Господских праздников, кроме того, предваряются и заключаются особыми субботами и неделями (воскресными днями).

Службы двунадесятых праздников неподвижного круга находятся в месячных. Службы двунадесятых праздников подвижного круга находятся в - Постной и Цветной.

В России до 1925 года двунадесятые праздники были одновременно церковными и гражданскими.

Великие недвунадесятые праздники:

У праздников Рождества и Усекновения главы Иоанна Предтечи, Обрезания Господня, Покрова Пресвятой Богородицы, Святых первоверховных апостолов Петра и Павла предпразднства, попразднства и отдания нет.

  • епископ Александр Милеант
  • Ю. Рубан
  • Праздники Рождественского цикла Ю. Рубан
  • Двунадесятые праздники прот. Александр Мень
  • Тропари двунадесятых праздников

Праздники христианские

Праздники христианские - определенные дни церковного календаря, отмечаемые богослужениями, носящими индивидуальный литургический характер. Это фиксировано в названиях праздников и «покаянных времен», датах и порядке их совершения, а также в содержании текстов, исполняемых во время богослужения. Их цель и смысл - воспоминание, прославление и богословское истолкование ключевых этапов истории Спасения, которая воплощена главным образом в событиях земной жизни Иисуса Христа (Спасителя), и Девы Марии - реальной соучастницы этого богочеловеческого процесса. Отсюда - исключительное место в календаре посвященных Им праздников.

Праздники распределены внутри двух накладывающихся друг на друга годовых циклов - (минейного) и (триодного, или пасхально-пятидесятничного). Торжества и памятные события первого цикла строго фиксированы только по числам месяца (для дат юлианского календаря по отношению к современному гражданскому необходима поправка: n - 13 дней, - для XX-XXI вв.). Праздники второго фиксированы только по дням недели, будучи жестко соотнесены с Пасхой, являющейся точкой отсчета для всего подвижного годового цикла. Дата же последней перемещается в пределах 35 дней («пасхальные пределы»): от 4 апреля (22 марта по ст. ст.) - до 8 мая (25 апреля ст. ст.).

Важнейшие праздники современного православного календаря именуются «двунадесятыми», или «дванадесятыми» (от слав. дванадесять - «двенадцать») (см. ). , как «праздников праздник», пребывает вне данной классификации.

Вторую ступеньку в праздничной иерархической лестнице занимают праздники, именующиеся в литургическом словоупотреблении «великими». К ним принадлежат: Покров Пресвятой Богородицы (1/14 октября), Обрезание Господне и память св. Василия Великого (1/14 января), Рождество Иоанна Крестителя (24 июня/7 июля), память первоверховных апп. Петра и Павла (29 июня/12 июля), Усекновение главы Иоанна Крестителя (29 августа/11 сентября), а также, согласно некоторым старым календарям, - преставление (кончина) ап. Иоанна Богослова (26 сентября/9 октября), память свят. Николая, архиепископа Мир Ликийских (6/19 декабря) и перенесение его мощей из Мир в итальянский г. Бари (9/22 мая).

Все другие многочисленные праздники посвящены бесплотным силам (общий праздник - Собор архистратига Михаила, 8/21 ноября), святым ветхозаветным и христианским, воспоминанию знаменательных событий Священной библейской и христианской истории, явлению чудотворных икон, открытию мощей.
Постоянная канонизация новых святых означает непрерывное пополнение христианского календаря.

В церковном Уставе (Типиконе) предусматривается градация всех праздников на пять разрядов по степени торжественности совершения их богослужений, что и фиксируется особыми знаками (шестой разряд не имеет знака). Престольный праздник любого храма (имя которого он носит) приравнивается для него в богослужебном аспекте к двунадесятым праздникам. Такая же степень торжественности может быть присуща «местночтимым» праздникам, даже имеющим на общецерковном уровне скромный литургический статус.

Общие для всех христиан праздники - прежде всего Пасха и Рождество Христово (последнего, в качестве особого календарного торжества, не имеет Армянская и другие монофизитские церкви). Важнейшие годовые праздники в основном совпадают у православных и католиков (потому что основываются на одних и тех же событиях священной истории), но различаются датами, часто названиями и смысловыми нюансами, а также характером совершения.
Равно чтутся многие святые единой Церкви: восточные - на Западе, западные - на Востоке (Василий Великий - Амвросий Медиоланский, и др.). Но святые одной Церкви, жившие после разделения Церквей (1054г.), могут почитаться в другой Церкви преимущественно на местном уровне, с разрешения церковных властей. Официальный католический календарь, например, включает имена свв. Кирилла Туровского (11 мая), Антония Печерского (24 июля), равноапостольных Ольги и Владимира (27 и 28 июля), Бориса и Глеба (5 августа), Сергия Радонежского (8 октября); чествуется также Владимирская икона Божией Матери (7 сентября).
Протестанты, отвергая почитание Богоматери, святых, мощей и икон, не имеют в своих календарях и соответствующих им праздников.

Изучением праздников в контексте общего процесса формирования церковного календаря занимается (букв. «праздниковедение») - вспомогательная историческая дисциплина, один из разделов академической литургики.

Богослужебные тексты содержатся в Служебной, в 12-ти томах (для неподвижных праздников), Постной и Цветной (для подвижных), Минее Праздничной, а также в многочисленных изданиях служб отдельным праздникам, часто содержащих исторические справки, комментарии, нотацию и иные приложения.

«Как праздновать праздник? Мы празднуем событие (вникнуть в величие события, цель его, плод его для верующих) или лице, как, например: Господа, Божию Матерь, Ангелов и Святых (вникнуть в отношение того лица к Богу и человечеству, в благодетельное влияние его на Церковь Божию, вообще). Надобно вникнуть в историю события или лица, приближаться к событию или лицу, иначе праздник будет несовершенный, небогоугодный. Праздники должны иметь влияние на нашу жизнь, должны оживлять, возгревать нашу веру (сердца) в будущие блага и питать благочестивые, добрые нравы.»