Темперамент дошкольника. Советы родителям сангвиника

28.07.2019 Мои образы

Екатерина Михайловна Пашкина

Главный врач ЦКБ г.Омска

Время на чтение: 5 минут

А А

Последнее обновление статьи: 02.06.2018

Для того чтобы иметь начальные представления об особенностях детского темперамента, совсем необязательно быть профессиональным психологом. Наблюдая за поведением своего малыша, уже с первых месяцев жизни становится понятно, какие черты будут превалировать в его характере – скромность или требовательность, альтруизм или прижимистость, покладистость или упрямство. А у дошкольников проявления темперамента становятся ещё более явными.

Родители должны разобраться, каков их малыш - тихоня или драчун, «шустрик» или «мямлик»? Какой темперамент у ребенка и как он проявляется? Знать это важно, так как конфликты и обиды зачастую возникают именно из-за особенностей характера ребят.

Вы ежедневно находитесь рядом со своим ребенком, наблюдаете его в играх, в быту, в общении со сверстниками и взрослыми. Как вы думаете, какую «роль» он примеривает на себя? Попробуйте проанализировать поведение малыша, возможно, вы сможете «увидеть» своего ребенка с другой точки зрения. Зная, как определить темперамент ребенка, вам будет легче заниматься его воспитанием.

Определение типа темперамента у вашего ребенка: дошкольник-флегматик

У ребенка-флегматика уравновешенная, сильная, но малоподвижная нервная система. В раннем детстве детей с таким темпераментом называют «удобными» - плачут редко, спят много, постоянного внимания к себе не требуют. У «тихонь»-флегматиков все реакции как бы нечеткие: если плачут, то негромко, так же негромко смеются, скупы на жесты и движения. Они не сразу отвечают на вопросы, не начнут выполнять дело, пока не будет «внешнего влияния». Детей с таким типом темперамента словно надо подталкивать. Им обязательно нужен «период вхождения в деятельность». Зато все, к чему такой малыш привыкает, становится постоянным, поведение флегматиков очень устойчиво.

Некоторые сложности возникают, когда появляется что-то новое: окружение, режим, требования. Например, при поступлении в детский сад малыш-флегматик должен приспособиться, привыкнуть. В новой обстановке представитель такого детского темперамента ощущает себя неуютно, ему нелегко завести знакомство, да и расстаться с родителями даже на день очень трудно. Но после, когда обстановка станет привычной, ребенок спокойно и без принуждения справляется с новыми «правилами», старательно и аккуратно выполняет все, что требуется.

Основное определение дошкольника с таким темпераментом – «кропотливый труженик»

Но обычно он никогда не бывает первым, ему мешают некоторая замедленность, вялость, пониженная активность. Кроме того, «замедленность реакции» флегматика может привести к лени и равнодушию, ведь эмоции малыш расходует словно вполсилы, ему проще посидеть в сторонке с любимой игрушкой.

Зачастую родители совершают ошибку, стремясь подогнать, поторопить малыша - природная медлительность сына или дочки нервирует взрослых, они начинают сердиться и делать замечания. Помогает это мало, скорее всё наоборот - среди детей с разными темпераментами флегматики чаще всего теряются и даже перестают на эти замечания реагировать. Еще хуже, когда взрослые «из добрых побуждений» стремятся сделать за ребенка то, что ему вполне по силам, - умывают, одевают, убирают игрушки и т. д. Мало того, что малыш не научится быть самостоятельным, он еще и разочаруется в собственных силах.

Если у вашего ребенка такой тип темперамента, ему важно показывать результаты его деятельности, но при этом ненавязчиво контролировать на каждом этапе выполнение работы . Замечательно, если родители будут привлекать ребенка к играм с элементами соревнования, к подвижным командным играм, где требуется научиться преодолевать трудности и побеждать, помогать окружающим и быть отзывчивым.

Большое подспорье для дошкольников с таким темпераментом – одобрение и поддержка его начинании и любых проявлений инициативы со стороны педагогов и родителей.

Особенности проявления темперамента у дошкольника-меланхолика

У ребенка-меланхолика чаще всего слабая нервная система, он чувствителен и раним. Из-за слабости нервных процессов быстро наступает утомление, ребенок все время отвлекается, а для восстановления сил ему необходимо больше времени , чем другим детям. С трудом, медленно и долго ребенок овладевает любыми навыками, но зато прочно и навсегда.

Характер у ребенка с таким темпераментом спокойный, малыша-меланхолика не видно и не слышно, все реакции как бы сглажены, движения неуверенные, разговор выразительный, но тихий.

Ребенок не любит демонстрировать свои умения, редко включается в беседу, малоактивен и всем движениям предпочитает спокойную деятельность где-нибудь в уголке, в одиночку; замкнутость и нерешительность - главные черты меланхолика .

Индивидуальные особенности детей с таким темпераментом заключаются в том, что они сторонятся шумных сверстников, они утомляют меланхоликов. Из-за этого малыши терпеть не могут ни садик, ни школу. Еще больше такие дети устают от новых людей, громких звуков и шума, резких замечаний - подавляется и без того малая активность ребенка.


Основные точки «уязвимости» такого типа детского темперамента - замкнутость, пассивность, утомляемость, легкая ранимость и медлительность.

Если малыш не отвечает на вопросы или отвечает медленно, запинаясь, это вовсе не значит, что он не знает ответа. «Виноваты» низкая самооценка и неуверенность в себе

Родители, не разобравшись в особенностях темперамента дошкольника, могут ухудшить ситуацию, постоянно повторяя малышу, что он «невнимателен», «забывчив» или «непонятлив». Ребенок-меланхолик с трудом переносит неудачи, сильно расстраивается, если что-то не получается, легко обижается, переживает по пустякам. Любое замечание или неприятное событие надолго выбивает его из колеи .

Но не забывайте ещё об одной характеристике этого типа темперамента: хотя дети-меланхолики внешне и не проявляют своих чувств, они у них сильные и глубокие, и отсутствие реакции — вовсе не безразличие! Несомненными плюсами малышей-меланхоликов являются способность к сопереживанию, чуткость, устойчивость привязанностей, привычек и интересов.


С такими детьми хороша тактика «эмоционального поглаживания». Им нужно создавать условия, когда ребенок работает «в паре» - с другим малышом или с взрослым. Приказы и категорические обращения таким деткам противопоказаны, гораздо лучше они воспринимают совместные обсуждения, причем с обязательными акцентами на чем-то положительном.

Учитывая все определения этого типа темперамента, учите ребенка переключаться с внутренних переживаний (в том числе с «ворошения старых обид») на события внешнего мира, привлекайте к активным играм и домашнему труду. Постепенно, без нажима вовлекайте малыша в детские коллективы (садик, спортивные секции, студии творчества) - маленькому «отшельнику» полезно выработать в себе упорство и стойкость в общении со сверстниками. И, конечно, почаще хвалите детей с таким видом темперамента, демонстрируйте их достижения, учите самостоятельности и смелости.

Индивидуальные особенности темперамента у детей-холериков

Основная характеристика темперамента детей-холериков – «двигатель работает, а тормоза отказывают». Так и с ребенком-холериком: особенность его сильной, но неуравновешенной нервной системы в том, что процессы возбуждения преобладают над процессами торможения. У таких детишек быстрая, громкая и порывистая речь, мимика и жесты выразительные, бурная реакция на запреты и неудобства.

Любую информацию ребенок дошкольного возраста с таким темпераментом воспринимает на лету, но так же моментально забывает, в новой обстановке осваивается мгновенно, у него тут же появляются друзья - а через пять минут бесстрашный задира уже конфликтует.

Холерик импульсивен, его плач - это рыдание до истерик, его смех - это хохот до слез. Настроение меняется быстро и непредсказуемо. Дошкольник с таким типом темперамента не сдержан в проявлениях эмоций и при недостатке самообладания может вспылить из-за пустяка - ему нужно «все и сразу». Легко увлекается любым делом, но быстро «остывает» и часто бросает на полпути, так как не терпит однообразия и неусидчив.


Ещё одна особенность детей с таким темпераментом – любовь к подвижным играм, в которых холерики стремятся не только проявить себя, но и «покомандовать» (и детьми, и взрослыми). Любые непредвиденные моменты в игре могут вызвать гнев или страх. Среди других детей холерики выделяются шумливостью и склонностью к вспыльчивости, а нередко к драчливости и даже агрессии. Им очень трудно подчиняться правилам, такие малыши нередко конфликтуют из-за игрушек и, бывает, теряют над собой контроль.

С малышом-холериком разговаривать следует ровным тоном, спокойно, но требовательно, без уговоров . А заодно и малышу прививать правила общения без крика и грубостей, настойчиво повторяя, что просьбы должны быть вежливыми, за грубость и проступки нужно извиняться и т. д.

Без толку сдерживать подвижность малыша или препятствовать его активности. А вот обоснованные требования и четкие правила необходимы. Энергию малыша-холерика родители могут направить в «нужное русло»: спортивные секции, интересное увлечение, спокойные игры, а для развития усидчивости и внимания хорошо помогают занятия рисованием, аппликацией, лепкой. Полезно приучать холерика к посильной домашней работе (и следить, чтобы не отлынивал!) . Очень помогает собственный пример - учите малыша быть наблюдательным, сдержанным, помогите понять, что в жизни важно и рассчитывать силы, и обдумывать решения.


Запреты и наказания холерику не помогут , ребенок попросту игнорирует их и сопротивляется, вплоть до ненависти к «воспитателю». Скорее помогает демонстрация «перспектив» бурной деятельности ребенка и положительная оценка. Запаситесь терпением - это главное в воспитании малыша-холерика.

Какие особенности характера у ребенка-дошкольника с типом темперамента сангвиник

Живой, жизнерадостный ребенок-сангвиник обладает подвижной, сильной и уравновешенной нервной системой. Давая характеристику разным темпераментам у детей, особо стоит отметить общительность и активность сангвиников. Как правило, у них всегда бодрое настроение, они деловиты, внимательны и прекрасно усваивают новую информацию.

Сангвиники легко приспосабливаются к любым условиям, быстро заводят друзей, но, если общение становится им неинтересно, так же быстро «замораживают дружбу». Получается, что приятелей у малыша много, а настоящих друзей-то и нет. И задача родителей - постараться воспитать у ребенка такую черту, как постоянство. Тем более что маленький сангвиник достаточно легкомысленно относится не только к друзьям-товарищам, но и к своим делам, обязанностям. Так широта интересов оборачивается своей «изнанкой»: хватаясь за множество дел сразу, малыш ни одно не может довести до конца.

Дети сангвинического темперамента могут быть и «руководителями», и «руководимыми», они не держат обиды на сердце, быстро забывают неудачи и недолго бывают, расстроенными из-за разных неприятностей. Резкие смены настроения - это не про сангвиников. Основные особенности характера детей с таким темпераментом –жизнерадостность, остроумность и предприимчивость.

На все окружающее такие малыши смотрят с неиссякающим оптимизмом, они послушны, но зачастую не умеют отстаивать свое мнение. Иногда такое поведение приносит им вред - ведь слушают малыши всех подряд, а это может доставить сложности и неприятности.

Так же легко малыши-сангвиники переходят от одного вида деятельности к другому. Вот ребенок катается на качелях, вдруг сорвался и помчался строить замок в песочнице, а через пять минут уже спрятался за скамейкой, чтобы побыть в одиночестве. В таком поведении таится «подводный камень». Малыш быстро устает от «однообразия» и, как только дело ему надоедает, стремится перейти к другому, более привлекательному на данный момент. Например, бросает начатый рисунок «домика», чтобы тут же «нарисовать машинку».


Начатое дело должно быть закончено - это правило постарайтесь помочь усвоить малышу-сангвинику. Для этого перед началом дела сангвинику надо поставить четкую цель, обязательно демонстрировать ребенку результаты его работы.

Обучение упорству и терпению, поддержка и одобрение, подчеркивание «важной роли» малыша в порученном деле-лучшие методы в воспитании ребенка-сангвиника. Вы ведь не хотите, чтобы увлеченность и жизнерадостность превратились в непостоянство и легкомыслие?

И одно важное дополнение. Не бывает «хороших» или «плохих» типов темперамента! И у холериков, и у сангвиников, и у меланхоликов, и у флегматиков есть свои плюсы и минусы, положительные и отрицательные стороны. Мы не можем изменить заложенное природой, но в наших силах помочь выделить сильные черты темперамента и «сгладить» слабые.

Малыш подрастает, его «воспитывают» жизнь и окружающие люди, он учится подражать взрослым, берет пример со сверстников. Кроме того, «чистых», стопроцентных типов тоже нет. Гораздо чаще встречаются смешанные типы, с преобладанием какого-либо темперамента. Вот и обращайте внимание на эти яркие черты, развивайте сильные стороны ребенка , учите свое сокровище проявлять силу воли, наступать и отступать, контролировать природный темперамент и использовать самые лучшие черты тех механизмов, что заложила в нас природа.

Образ сангвиника практически у всех вызывает положительные эмоции. «Общительный, веселый, активный», - говорят о нем. Но у каждого вида темперамента есть свои «подводные камни». Знаете ли вы о них? Есть ли какие-то особенности в воспитании маленького сангвиника? Эти и другие вопросы предлагаю рассмотреть в нашей статье.

Ребенок-сангвиник? Вам повезло!

Впервые в детский сад! Волнуется мама, а малыш уже смело отпустил ее руку и показывает свою машинку шумным мальчишкам. И не обернулся вслед маме. И не заплакал. Он же сангвиник! Переживать некогда, еще столько нужно узнать и успеть. Правда, воспитателю придется быть начеку: спокойно сидеть на стульчике маленький сангвиник не будет.

Его любознательность, активность и отзывчивость покоряют воспитателей, а потом и учителей. Это они, дети-сангвиники, первые тянут руку на вопрос учителя. Это они участвуют во всех школьных мероприятиях. Это они всегда приветливы и улыбчивы, врожденный оптимизм не дает им унывать. Это сангвиников выбирают старостами класса, а позже, во взрослой жизни, назначают на вышестоящие должности.

Обидеть такого малыша трудно, а если и получится, долго дуться он не будет. И сам, если виноват, легко попросит прощения. Только долгого раскаяния не ждите: опять же некогда - нужно наслаждаться жизнью.

Собрались позвать гостей? Ребенок будет только рад, даже если среди них будут незнакомые. Маленький непоседа очарует всех своей непосредственностью.

Нужно приготовиться к урокам? Нет проблем: убиваем сразу несколько зайцев: слушаем аудиокнигу, делаем поделку, пока подсыхает клей или краска, решаем математику. А потом спешим к друзьям, и, спускаясь по лестнице, доучиваем стихотворение.

Отрицательные черты маленьких сангвиников

И этот же школьник-сангвиник вроде и встанет утром пораньше, а все равно опоздает на урок, потому что перед самым выходом замешкается в поисках второй рукавички. А она, рукавичка, окажется в той самой горе книг и тетрадей на письменном столе. Но ребенок совсем не виноват в таком беспорядке: столько всего навалилось, не до уборки ему!

Да, к сожалению, дезорганизованность - характерная черта больших и маленьких сангвиников. Такими они родились и винить их в этом равносильно тому, что ругать за курносый нос или длинные ноги.

Будем спасать и приучать к порядку.

Начнем с малышей. Главная проблема (и не только сангвиников) - уборка игрушек.

* С 1,5 до 5 лет учим своим примером, вместе убираем предметы и проговариваем: «Мы игрушками играли и в коробку убираем!»

* Приучаем к режиму, в котором обязательно выделено время на операцию «ЧИП» (чистота и порядок). Следуем традиции: перед прогулкой или сном складываем все по местам.

* Играем в «Индейца Джо», правила просты: «К нам едет индеец Джо! Те игрушки, которые не успели попрятаться по своим домикам, индеец берет в плен на месяц». Через назначенное время в комнате появляется Джо в лице папы (а чаще мамы) с коробкой, в которую попадают глупенькие машинки и куклы. Месяц им бедным приходится жить на балконе.

* Игру можно продолжить и предложить договор обмена: меняем одну пленную игрушку на три свободных. Так дети освободят комод от ненужных вещей.

* Когда игра в пленных надоест, можно применить гонки «Поймай сбежавшие игрушки», или поиски детективов: собирать вещи по заданному цвету, форме и др.

* Мало сказать ребенку: «Убери книги на столе». Лучше поставить перед фактом: «Нужно срочно убрать книги на столе». А потом и алгоритм действий добавить: куда, что и в какой последовательности складывать.

* У меня есть одни знакомые. Обычная семья с двумя детьми, но у них всегда порядок. И не потому, что они часто убираются. Они просто не наводят беспорядок. У каждой вещи свое определенное место, на которое они почему-то сразу ее помещают.

* Наведение порядка дети воспринимают как наказание и поэтому так не любят все это мероприятие. А вот если б они знали, что в итоге их приласкают и похвалят, может настрой был совсем другой?

* Тут есть и еще одна сторона: психологи напоминают, что дети непослушны тогда, когда ждут нашего внимания. Они, несчастные, готовы и на наш негатив, лишь бы встретить наш взгляд. Поэтому мы будем чаще хвалить своих маленьких сангвиников.

* Приучить к порядку можно закреплением за чадом определенных зон: его комнаты или, если ее нет, стола, полки, шкафа и др.

Беспорядок у сангвиника еще и в голове. Творческий, конечно. Он, как восприимчивая и эмоциональная натура, с увлечением берется за какой-нибудь проект (а то и два), но быстро остывает к нему и ищет уже другое дело. Сформировать привычку концентрироваться на работе и доводить ее до конца желательно до подросткового возраста. В помощь родителям обычный контроль качества и завершения выполняемой работы. Хорошо бы еще и участвовать в увлечениях своего чада, подогревать тем самым его интерес.

Еще одна особенность сангвиников, которая им часто мешает - излишняя эмоциональность . Дело в том, что они сначала говорят, а потом думают. Это их слово-воробей «вылетит - не поймаешь». Это они позже оправдываются: «А я передумал!» Психологи в этой ситуации советуют говорить медленнее (наверное, чтобы успевать подумать) или вообще выдержать паузу перед ответом. Но кто знает, сколько лет понадобится нашим детям, чтобы научиться контролировать свою речь.

Другая слабость ребенка сангвиника - им часто овладевает разочарование в людях, делах. Тогда ему очень нужна поддержка, сочувствие других людей. Правда, благодарности он долго испытывать к своим помощникам не будет. Также относится он и к многочисленным друзьям: забывает о них, встречает новых. Возможно, дает им какие-то обещания и не всегда сдерживает их.

Вот такой образ яркой бабочки получился: яркой, легкой и беззаботной. Только вот и дождь может пойти, и ветер подуть. Остается только подготовить маленьких сангвиников к такой непредсказуемой «погоде».

В воспитании очень важно учитывать то, к какому типу темперамента относится ваш ребёнок: сангвиник, холерик, флегматик он или меланхолик ? Темперамент – это индивидуальные свойства психики, выражающиеся в скорости мыслительных процессов и динамике поведения. Свойства эти врождённые, поэтому изменить их практически невозможно, только если слегка подкорректировать или маскировать от окружающих.

Особенности характера детей формируются на основе темперамента. Чем раньше родители поймут, к какому типу темперамента относится ребёнок, тем эффективнее смогут общаться с ним, понимать его реакции и направлять поведение в нужное русло.

В чистом виде типы темперамента встречаются нечасто, но у каждого человека какой-то один всё же оказывается доминирующим. Приведём характеристики детей с разными типами темперамента.

Ребёнок-холерик: какой он?

Холерики очень активны, общительны, неугомонны. Им сложно усидеть долго на одном месте, необходима смена деятельности. Такие дети любят шумные, подвижные игры. Настроение их часто неустойчиво: они могут резко заплакать, а уже через минуту-две – неожиданно засмеяться. Холерики склонны к обидчивости и вспыльчивости, могут проявлять агрессию. И вместе с тем большинству из них присущи лидерские качества, решительность и способность быстро адаптироваться в новой обстановке. Одна из самых слабых сторон холериков – неумение доводить начатое до конца.

Воспитание холерика

Рассмотрим, как правильно воспитывать ребёнка-холерика.

  1. Важно стать для холерика настоящим авторитетом, иначе крайне сложно будет заставлять его вас слушаться. Родителям следует проявлять умеренную требовательность и твёрдость в общении с ребёнком. Но завоёвывать авторитет нужно не наказаниями и жёсткими командами, а умением заинтересовать «бунтаря», демонстрацией своей силы воли и деловых качеств, чутким пониманием его потребностей и настроения.
  2. Не пытайтесь подавить бьющую ключом энергию холерика, направляйте её в нужное русло. Всегда занимайте его подвижными играми (особенно на свежем воздухе), ставьте перед ним разноплановые задачи. Лучше всего будет отдать такого ребёнка в спортивную школу, чтобы его энергия выплёскивалась мирным путём.
  3. С раннего возраста важно формировать у холерика усидчивость и развивать желание доводить начатые дела до конца. Проводите сами занятия по подготовке к школе, читайте ребёнку книги (длинные книги растягивайте на 2-3 дня, чтобы у малыша сохранялся интерес к содержанию и ожидание продолжения). Давайте ему задания, в которых важен результат. Контролируйте не процесс их выполнения ребёнком, а именно доведение дела до конца. Стимулируйте также к тому, чтобы дети сами ставили цели и достигали их.
  4. Учите своё чадо правилам вежливости и этикета, с ранних лет обращайте его внимание на то, как нужно вести себя в общественных местах.
  5. Говорите с ребёнком негромким, спокойным голосом, но уверенно и решительно, не позволяя ему чувствовать себя хозяином положения.
  6. Больше общайтесь с маленьким холериком, позволяйте выражать ему свои чувства, помогайте переживать трудности, чтобы избегать вспышек гнева.
  7. Чётко соблюдайте режим дня. Пусть ребёнок просыпается, кушает и ложится спать в одно и то же время. Призывайте его к порядку и аккуратности: всегда собирать игрушки, беречь свои вещи и т. д.

Таковы особенности воспитания ребёнка с холерическим темпераментом.

Характеристика ребёнка-сангвиника

Сангвиника по праву можно назвать душой компании и «энерджайзером». С раннего возраста дети, принадлежащие к этому типу темперамента, жизнерадостны, очень подвижны, эмоциональны, общительны. У них много друзей, окружающие к ним тянутся. И сангвиники охотно знакомятся с новыми людьми. Они уверены в себе, легко справляются со стрессом и привыкают к новым условиям. Слабые стороны: могут быстро охладевать к выполняемой деятельности (если теряют к ней интерес), чувства их часто поверхностны.

  1. Общайтесь с ребёнком эмоционально, чтобы быть с ним на одной волне, суметь заинтересовать и привлечь его внимание.
  2. Постоянно занимайте свою кроху разными видами деятельности. Пусть это будут развивающие и творческие занятия, подвижные игры и задания, требующие усидчивости. Главное – обеспечить регулярную смену одного дела другим.
  3. Улыбайтесь, смейтесь вместе с ним, способствуйте тому, чтобы дома сангвиник чувствовал себя комфортно.
  4. Поручайте ребёнку задания, которые ему нужно сделать, акцентируйте внимание на ценности результата. Важно привить ему способность доделывать начатое. Хвалите его за качественно выполненные задачи. Сангвиника важно приучить делать всё не «абы как», а основательно и аккуратно, чтобы ему самому это нравилось.
  5. Ещё раз о похвале. Она не должна быть излишней, чтобы не вызвать «звёздную болезнь» у сангвиника, к которой они вполне склонны.
  6. Разговаривайте с ребёнком о чувствах, поощряйте его к выражению своих переживаний. Читая книги, просматривая мультфильмы, телепередачи, обращайте его внимание на то, какие эмоции испытывают люди. То есть важно научить сангвиника осознавать глубину своих переживаний и чувств окружающих.
  7. Стимулируйте малыша к отзывчивости, внимательному отношению к близким и друзьям. Будьте для него в этом примером, вместе помогайте окружающим. Способствуйте тому, чтобы у него складывались устойчивые отношения с товарищами.
  8. Поскольку маленький сангвиник легко устанавливает контакты с окружающими и нередко подвергается чужому влиянию, настоятельно объясняйте ему, что нельзя вступать в разговор с незнакомцами и куда-либо с ними идти.
  9. Следите за тем, чтобы у ребёнка были устойчивые интересы. С их помощью можно развить у него настоящий талант.

Особенности детей-флегматиков

Флегматики спокойны, уравновешены, усидчивы и зачастую медлительны. Они стремятся доводить начатые дела до конца, последовательны и рассудительны. Чаще всего дети с таким типом темперамента послушны, соблюдают порядок и дисциплину. Обычно они малообщительны и неэмоциональны, могут играть в одиночестве. Интересы флегматиков устойчивы. Они с трудом переключаются с одного дела на другое, им нелегко привыкнуть к новым людям и новой обстановке. Обычно дети-флегматики хорошо спят и практически не доставляют проблем своим родителям.

Как воспитывать флегматиков?
Особенности развития и воспитания детей-флегматиков в том, чтобы последовательно и терпеливо учить их необходимым жизненным навыкам и слегка стимулировать к проявлению активности и инициативы.

  1. Разбавляйте спокойные занятия и игры подвижными упражнениями, «паузами активности», песнями, танцами. Занимайтесь гимнастикой.
  2. Хвалите ребёнка, если у него получается быстро выполнить какое-либо дело.
  3. Способствуйте тому, чтобы маленький флегматик больше взаимодействовал с другими детьми, особенно подвижными и весёлыми. Бывайте чаще на детских площадках, в парках, в людных местах. Запишите малыша в кружок с учётом его интересов и его согласия. Там необходимо будет общаться с ребятами и выполнять задания разной сложности.
  4. При чтении сказок, просмотре мультфильмов, фильмов, спрашивайте ребёнка о том, что он чувствует и думает: «Интересно ли тебе?», «Нравится ли этот герой? Почему?», «Как ты думаешь, почему он так поступил?» и т. д. Стимулируйте флегматика к высказыванию своего мнения, учите излагать свои мысли.
  5. Тренируйте разные варианты поведения в играх. Например, у дочери или сына не получается начать с кем-то общение, выйти на уроке к доске или ответить достойно обидчику. Создайте игровую ситуацию и помогите ребёнку выбрать успешный способ действия, чтобы он перестал бояться в реальной ситуации.
  6. Общайтесь с ребёнком эмоционально, старайтесь заразить его своим позитивом, рассказывайте интересные и смешные истории, чтобы расшевелить малыша.
  7. Делитесь примерами из собственного детства о том, как вам удавалось справляться с трудностями, как приходилось проявлять активность, браться за новые незнакомые дела. Ставьте акцент на том, что в итоге вам это понравилось и вы много чему научились.

Ребёнок-меланхолик: особенности темперамента

Меланхолики очень ранимы, тревожны и эмоционально чувствительны. Внешне они обычно выглядят спокойными, но в душе могут о чём-то сильно переживать, бояться, обижаться. С детства меланхолики вежливы и тактичны, но тяжело сходятся с новыми людьми. Друзей у них немного, но среди них обычно есть один-два близких. Сильные стороны этого типа темперамента – это развитая интуиция, эстетический вкус и творческие способности. Меланхолики могут продуктивно работать, но быстро утомляются. К себе и окружающим они предъявляют высокие требования.

Особенности воспитания меланхолика

Воспитывать ребёнка-меланхолика следует с помощью чуткого отношения к его внутреннему миру, поддержки и признания достоинств.

  1. Старайтесь лишний раз не критиковать маленького меланхолика, не сравнивать с другими детьми, не оскорблять его. Это очень ранит его сердце.
  2. Поддерживайте старания ребёнка с помощью похвалы, подчёркивайте его сильные стороны, почаще напоминайте ему о них.
  3. Разговаривайте с малышом тепло и эмоционально. Способствуйте тому, чтобы он делился с вами внутренними переживаниями, помогайте выражать свои мысли. Внимательно его слушайте и поддерживайте зрительный контакт. Учите малыша не прятать взгляд, чтобы он чувствовал себя увереннее.
  4. С пониманием относитесь к страхам ребёнка меланхолического темперамента. Не заставляйте насильно их преодолевать, не высмеивайте его и не называйте «трусом». Вместо этого, помогайте своему чаду словами выражать отношение к страху, изображайте его рисунками, придумывайте сказки о том, как какой-то герой тоже боялся, но ему удалось справиться с этим. Делитесь примерами из собственного опыта о том, как вам успешно удалось преодолеть определённые трудности и страхи. Всегда показывайте малышу, что вы на его стороне и понимаете его переживания.
  5. Развивайте навыки общения меланхолика, знакомьте с детьми, почаще бывайте в гостях, в людных местах.
  6. Следите за его творческим потенциалом, присмотритесь к тому, что у него хорошо получается и к чему лежит душа. Вероятно, эти навыки нужно развивать дальше, записавшись в кружок или студию. Возможно, это окажется делом жизни меланхолика и будет заряжать его положительной энергией.
  7. В семье дети с таким типом темперамента должны чувствовать себя комфортно. Создайте для них такие условия, чтобы они вам доверяли и не замыкались в себе. Проявляйте к ним интерес, поддерживайте и подбадривайте в трудных ситуациях.
  8. Поддерживайте любые проявления меланхоликом инициативы, хвалите за самостоятельно выполненные дела.
  9. Помогайте ребёнку с помощью смоделированных дома ситуаций тренировать уверенность в себе, настойчивость, смелость и умение высказывать своё мнение. Будьте наставником и другом для него.

Индивидуальные особенности вашего крохи должны стоять на первом месте при построении системы воспитания. Если вы будете замечать и учитывать их, то сможете направить его развитие в нужное русло.

Веселый и беззаботный малыш-сангвиник наделен особыми чертами. У него довольно широкое личико с четко очерченным подбородком.

Он пытливо смотрит вокруг, впитывает окружающую атмосферу каждой клеточкой своего тела. Сангвиники буквально цепляются за жизнь, они активны и невероятно любопытны, в любом процессе задействуют все органы чувств. Отличительной особенностью сангвиника является то, что он непоколебимый оптимист. Наметив какую-либо цель, малыш настойчиво будет стремиться к ее реализации. Неудачи или преграды, безусловно, расстраивают его, но не сбивают с выбранного пути.

Благодаря повышенной активности в течении дня, малыш быстро умаивается и мгновенно засыпает вечером. Ночью его мозг активно работает, такой ребенок может бубнить что-то во сне, вскакивать, прикрикивать и через несколько минут снова погружаться в объятия Морфея, как ни в чем не бывало. В принципе ночной сон малыша-сангвиника достаточно спокойный, но именно такие шалуны не дают родителям ни малейшего шанса побездельничать в кровати с утра.

Ребенок просыпается рано и сразу требует внимания к себе. Его вряд ли займут , ему нужны родители, с которыми можно общаться и новые впечатления. Днем такой малыш спит недолго, а просыпаясь, не нуждается в том, чтобы полежать, разглядывая потолок, ему сразу куда-то нужно ползти или идти.

Сангвиник - это исследователь, который имеет острый, пытливый ум. Он постоянно стремится на встречу к приключениям, быстро находит решение для сложных задач, пытается продумать варианты, как обойти родительские запреты и получить желаемое.

Будучи совсем крошечным сангвиник не терпит дискомфорта и недовольства. О том, что он у него что-то болит, он голодный, мокрый или грязный, тут же узнает весь дом. , требуя идеальных условий и успокоения. Малыш наблюдает за всем, что происходит вокруг, изучает звуки, движения, «сканирует» поведенческие навыки.

Кормление сангвиника также прерывисто и неспокойно, как и все, до чего прикасается маленький шалун. Можно сказать, что его интересует не еда, а процессы, которые происходят вокруг этого действа. Что мама взяла в руки, что это заблестело, куда она это положила, как открыла, что высыпала - все это занимает ребенка гораздо больше, чем поглощение пищи. Он может съесть целую горсть печенья, умять тарелку ягод или конфет.

Ребенок ест достаточно много, но предпочитает делать это быстро, чтобы встав из-за стола быстро отправиться за пределы кухни и убедиться в том, что он не пропустил ничего важного и интересного. Как только он делает первые попытки к ползанию или , малыш обязательно направится в те уголки своего жилища, которые ранее были недоступны, он соберет все крошки на полу, обязательно потискает собаку, нажмет кнопки на папином компьютере или разбросает мамину обувь. Ему нужно знать все! Это вечный двигатель, свалить с ног которого может только усталость.

За сангвиниками нужен «глаз да глаз», . Многие родители по-настоящему устают из-за тотального контроля и характеризуют свою жизнь с маленьким непоседой словами: «ни минуты покоя».

Сангвиники практически никогда не бывают полными, несмотря на обильное питание. Это происходит по причине их повышенной физической активности, ползать, прыгать, бегать, скакать - вот что нужно малышу такого типа темперамента. Такой ребенок скорее худощав и поджар, не всегда набирает в весе, так как этого хотелось бы родителям.

Сангвиник очень энергичен, его внутренних сил и энергии хватает на нескольких детей, он лидер, главный выдумщик и заводила в играх и бытовых «шкодах». Малыш очень любит жизнь, у него колоссальная потребность в действиях и движении.

Родители сангвиников ошибочно полагают, что таким активным и «непослушным» детям нужны рамки, поэтому предпочитают ограничивать природную непоседливость малыша. Важно понимать, что внутри такого ребенка кипит, «вулканирует» жизненная энергия и если она не будет иметь выхода это чревато будущими проблемами. Ограничения злят и расстраивают ребенка, он выражает признаки беспокойства, вредничает, проявляет протестное поведение. Единственное что получают родители это ребенка который постоянно провоцирует их своими выходками.

Энергию сангвиника нужно направлять, причем обязательно в мирное русло. Это означает что вам нужно не только следовать за ребенком, подкладывая подушки там где он может упасть, а еще и направлять его, ориентировать его интересы. Тут нужно проявлять изобретательность, причем ежеминутно.

У сангвиника не должно быть слишком много игрушек на виду, он не может концентрироваться, поэтому предлагайте что-то новое, но периодически, причем усвоенный материал стоит временно скрыть с детских глаз. Вместе стройте и ломайте, прыгайте и бегайте, складывайте пирамидки и пазлы. Сами делайте это с неподдельным восторгом, чтобы разбудить интерес ребенка. С сангвиниками очень хорошо работает то, как вы преподносите информацию. Ваше восторженное лицо и заговорщический голос «А давай, сегодня прятаться под столом!» (лепить из теста, кувыркаться, тихонько сидеть, как мышки, петь песню тоненьким голосом, строить домик и пр.). В общем, все что только взбредет вам в голову - то, что нужно непоседе.

Если ребенок капризничает, скорее всего ему скучно, либо он чувствует ваши запреты и не разделяет их. Ребенок далеко не всегда может выразить собственные чувства словами, поэтому старайтесь говорить фразы: Я понимаю, как тебе обидно, потому что ты хотел полежать на песке. Мы обязательно сделаем это летом, когда будет тепло». Позволяйте ребенку расстраиваться и выплескивать свои чувства. Правильно говорите слово .

Поэтому переключайте внимание ребенка-сангвиника на какие-то другие интересные занятия, особенно на прогулке - догонять собачку, собирать каштаны, делать букеты из листьев, рисовать мелками, ходить и даже прыгать по лужам. В запасе у должны быть свежие идеи и несколько интересных игровых предметов, не обязательно игрушек (палочки, веревочки, угольки для рисования, мячик и пр.).

Чтобы не мешать сангвинику развиваться и любить жизнь благодаря оптимизму, бьющему через край, нужно помогать малышу концентрироваться и действовать не порывисто, а последовательно. Подпитывайте детскую любознательность, учите малыша не только получать удовольствие от траты собственной энергии, но и правильно ставить цели.

Основные характеристики ребенка сангвиника

  • Очень подвижный, выражает свои чувства и переживания порывистой речью, резкими жестами, движениями.
  • Не системный, может быть несобранным, рассеянным.
  • Быстро увлекается, может потерять ощущение реальности.
  • Несколько легкомысленный и непостоянный.
  • Без труда приспосабливается к новым условиям, быстро находит друзей и компании по интересам.
  • Общительный, но входящую информацию воспринимает поверхностно.
  • Жизнерадостный и доброжелательный.
  • Не обидчивый за счет хорошего чувства юмора и самоиронии, любит шутить, в том числе над собой.
  • Непоколебимый оптимист.
  • С трудом концентрируется, не очень усидчив.
  • Не всегда проявляет настойчивость.
  • Не может сидеть на одном месте, устает от однообразия, утомляется, скучает и в конечном итоге теряет интерес к занятию.
  • Если увлекается, становится очень деятельным и работоспособным.

Воспитание для ребенка сангвиника

Поскольку сангвиник очень активный, легкий и довольно беспечный, ему в отличии от представителей других темпераментов действительно нужен контроль, но дружелюбный и конструктивный.

  • Будьте справедливы, но контролируйте его действия и поступки.
  • Соблюдайте порядок в своих требованиях и сами не делайте того, что запрещено, на глазах у малыша.
  • Проявляйте умеренную строгость и требовательность. При этом сохраняйте в отношениях искреннюю теплоту и заботу. Если вы перейдете к функции тотального контроля, без доверия, ребенок замкнется.
  • Возьмите за правило проверять качество проделанной работы, малыш сангвиник не всегда способен сконцентрироваться, потому допускает нелепые ошибки или делает все на «тяп-ляп». Если задание выполнено небрежно, просите ребенка исправить ошибки и довести начатое до конца. При этом не воспрещается помогать, или выполнять задание вместе с малышом.
  • Ориентируйте ребенка не только на результат, он должен понять, что процесс - тоже важная часть его работы, к которому также нужно приложить усилия и концентрацию.
  • Поскольку малыш шутник и весельчак, он не всегда может выстраивать гармоничные отношения с другими детьми, его поступки могут быть дерзкими, а шутки довольно колкими. Ваша задача заключается в том, чтобы научить ребенка относиться к другим людям с вниманием и уважением.
  • Старайтесь объяснить малышу, что в жизни важны длительные и устойчивые отношения.
  • Сангвиника нужно мотивировать. В идеале, делать это, призывая его оказать кому-то необходимую помощь.
  • Ребенка нужно научить концентрировать внимание, для этого важно сформировать устойчивость детских интересов. Не позволяйте ребенку бросаться от одного занятия к другому, пока он не получит результата. К примеру, если ребенок ходит на плавание, но через две тренировки говорит, что особого рвения к данному виду спорта у него нет, это далеко не всегда так. Возможно малыш просто отвлекся на что-то другое и потерял интерес временно, а потом станет сожалеть о содеянном. Тем не менее, вы должны прислушиваться к ребенку и если ваши наблюдения и ощущения говорят о том, что ребенку действительно нравится что-то другое, не заставляйте, а переориентируйте его. Но частая смена занятий не идет на пользу маленькому сангвинику.
  • Нужно предугадывать желания ребенка и по возможности, прерывать его действие до того момента, как он примет решение сделать это сам.

При покупках в

Характеристика детей с различными типами темперамента. Учет свойств темперамента в воспитательно-образовательной работе с дошкольниками.

План

  1. Психологическая характеристика типов темперамента.
  2. Способы учета темперамента.
  3. Учет индивидуально-типологических особенностей в воспитательной работе.
    1. Психологическая характеристика типов темперамента.

Среди индивидуальных особенностей личности, которые ярко характеризуют динамические особенности ее поведения, деятельности, общения, психических процессов, особое место принадлежит темпераменту. У детей с раннего возраста четко проявляются значительные различия по общей реактивности, глубине, интенсивности, устойчивости реакций, эмоциональной впечатлительности и ее модальной направленности (гнев, страх, радость, удовольствие), энергичности и другим устойчивым динамическим особенностям познавательной, эмоциональной, волевой сфер и поведения в целом.

Физиологической основой темперамента является тип высшей нервной деятельности, такие ее свойства, как сила, подвижность, уравновешенность. Исследования темперамента привели к выявлению следующего ряда его свойств: сензитивность (чувствительность), реактивность, активность, эмоциональная возбудимость, пластичность и ригидность, экстравертированность и интравертированность, темп психических реакций.

Свойства темперамента связаны в определенные структуры, образующие типы темперамента: холерик, сангвиник, флегматик, меланхолик. Однако «чистые» типы темперамента встречаются довольно редко. Чаще всего у человека сочетаются черты разных типов, хотя преобладают свойства темперамента какого-то одного.

При любом темпераменте есть опасность развития нежелательных свойств:

  1. у сангвиника – распыленность интересов;
  2. у холерика – несдержанности, резкости;
  3. у флегматика – вялости, безучастности к окружающему;
  4. у меланхолика – замкнутости, неуверенности, чрезмерной застенчивости.

Педагогу и родителю важно знать темперамент детей. Это поможет сформировать у каждого из дошкольников индивидуальный стиль деятельности, найти к ним правильный подход. Кроме того, благодаря пластичности нервной системы можно влиять на темперамент. Меры воздействия при этом следует отбирать такие, которые бы противодействовали, предотвращали появление слабых сторон темперамента ребенка и поддерживали сильные его стороны.

К темпераментам нельзя подходить с оценочными критериями!

Темперамент – это только одно из условий формирования тех или иных свойств психики ребенка. Расстройства поведения определяются воспитанием, и вероятность их возникновения зависит от свойств темперамента лишь постольку, поскольку воспитание, его методы, средства и вообще воздействие окружающей среды на ребенка не соответствуют и даже противоречат особенностям темперамента. При крайней дисгармонии воспитательных воздействий и особенностей темперамента дело может дойти до серьезных расстройств поведения, приводящих к нервным срывам и психологическим заболеваниям, либо к тяжелым искривлениям последующего жизненного пути ребенка. Например, постоянная «гонка» в ускорении темпов деятельности на занятиях медлительного ребенка может вызвать у него отрицательное отношение к обучению вообще, снижение познавательных интересов, негативизм.

Учет особенностей темперамента необходим не только в каких-то исключительных случаях, а постоянно и различно в зависимости от возраста, степени выраженности свойств и от уровня «созревания» (развертывания всех структурных компонентов) темперамента. Важно не только выработать определенный комплекс воспитательных воздействий, но адресовать их тому периоду развития, который является наиболее благоприятным для проявления отдельных типологических свойств (то есть учитывать сензитивные периоды). Наиболее благоприятные предпосылки для воспитательных воздействий создаются в раннем детстве и в младшем дошкольном возрасте, когда нервная система в стадии становления, когда интенсивно развиваются основные свойства нервных процессов.

Дети отличаются друг от друга по темпераменту с момента рождения. Давайте коротко познакомимся с признаками, характерными для детей разных темпераментов.

Сангвиник. Такой ребенок верток и подвижен. Слезы появляются мгновенно, но он быстро утешается. Быстро переключается с одного задания на другое. Родителей беспокоит несобранность, рассеянность, несерьезность, неаккуратность, но ребенок все же приятен в общении, заводила, выдумщик, фантазер. Засыпает легко, быстро, так же и просыпается, встает рано. В играх любит лазать, ползать, раскачиваться, бегать. Быть «непостоянным» – не порок, а свойство этого темперамента. Такие дети миролюбивы, не помнят зла, добры и не жадны. Ребенок сангвиник весел, жизнерадостен, ловок и общителен. Игры и повседневная жизнь ребенка должны быть подвижными, требования к спокойствию и уравновешенности со стороны родителей надо согласовывать с учетом особенностей его темперамента.

Такому ребенку необходимо обеспечить доступ к разным видам деятельности, не загружать его неинтересной монотонной работой. Однако следует помочь ему сосредоточиться на выбранном занятии и довести дело до конца, опираясь на такое важное качество сангвиника, как целеустремленность. При этом с такими детьми следует быть требовательными. Желательно, чтобы все члены семьи и педагоги придерживались единой стратегии воспитания.

Удерживать внимание ребенок-сангвиник может научиться с помощью взрослого, отдающего ему много времени в совместных занятиях: просмотр диафильмов, чтение книг, сочинение историй, собирание конструктора.

Меланхолик . В его поведении много непонятного, но оно вытекает из богатого внутреннего мира. Когда он не играет, то чаще всего бывает задумчивым и грустным. Такой ребенок эмоционально очень чувствителен и легко раним. Если расстроится, то плачет долго и горько. Любые эмоциональные переживания длятся у него долго и мешают сосредоточиться на каком-либо деле. Ребенок – меланхолик очень нуждается в поддержке и похвале близких, из-за неуверенности в себе трудно идет на контакт со сверстниками, обидчив и настороженно относится ко всему новому. С трудом включается в игры других детей, но, преодолев себя, способен почувствовать радость и удовольствие. Пугается чужих людей и сверстников, но с теми, кого любит, добр, мягок, открыт и доверчив. Часто слишком рассудителен, ведет себя и рассуждает, как «маленький взрослый». Любит уединяться, не играет в «грубые» игры. Разборчив в еде, быстро устает, с трудом переключается на другой вид деятельности. Засыпает поздно, в кровати любит размышлять и фантазировать. Утром встает плохо, в хмуром настроении. Любит тепло, боится спорта. Меланхолик болезненно реагирует на смену привычного эмоционального окружения (приход в семью гостей, развод родителей и пр.), быстро утомляется. Такой ребенок требует много заботы и любящего понимания.

Как себя вести педагогам и родителям?

Для меланхолика самым главным является спокойная, доброжелательная психологическая атмосфера дома. Ребенка надо часто хвалить, демонстрируя веру в его способности. Даже если задание выполнено не очень хорошо, нужно уметь вселить в ребенка уверенность, одобряя саму попытку решить ту или иную задачу. У меланхолика должна быть постоянная возможность переживания успеха от выполнения самых незначительных дел. Накопление проблем, грубое обращение неприемлемы для ребенка-меланхолика, так как он долго фиксируется на этом и переживает. Чаще проговаривайте положительные моменты, старайтесь отвлечь его от тревожных мыслей. В совместных занятиях лучше использовать рисование, лепку, конструирование, мягкие, не соревновательные игры. Учите меланхолика делать самостоятельный выбор в привычных жизненных ситуациях (с какой игрушкой играть, с кем гулять, что надевать и есть и т. д.)

Холерик . Такой ребенок быстрый, очень подвижный, с трудом переносит ожидания, у него легко возникают эмоциональные вспышки, настроение неустойчиво (быстро переходит от радости к гневу). Холерик не выносит монотонной работы, требующей усидчивости и терпения. В то же время ребенок всегда знает, чего хочет, настойчив, решителен, бесстрашен. Любит риск и приключения. С трудом идет на компромисс. Не прислушивается к мнению других, излишне самостоятелен, чтобы добиться своего, бывает вспыльчив и агрессивен.

Поведение во многом зависит от воли, многого может добиться сам, не обращая внимания на синяки и шишки. Спит мало, просыпается рано. В еде не разборчив, любит «хватать куски». В его поступках часто отсутствует элемент обдумывания; импульсивен, подвержен вспышкам гнева, драчун и крикун, но затем может притихнуть и стать «золотым» ребенком. Играет в грубые, порывистые игры, часто конфликтует со сверстниками. Увлекшись каким-либо занятием, заражает им других.

Как себя вести педагогам и родителям?

Такого ребенка нужно контролировать больше других. В обращении с ребенком-холериком необходимо много терпения и спокойствия. Не следует раздражаться по поводу «неудобного» поведения ребенка, от этого он становится еще более неуправляемым. Лучше спокойно приучать его к тем видам деятельности, где требуется терпение: лепка, конструирование и т. д. Самое главное – занять такого ребенка соответствующим его интересам делом. В совместных занятиях рекомендуются подвижные, соревновательные игры, спортивные упражнения; полезно плавание, прыжки на батуте, ритмические танцы. Такому ребенку нужно большое жизненное пространство, полезны выезды на природу, походы. У такого ребенка в течение дня обязательно должна быть интенсивная физическая нагрузка. Спорт хорошо дисциплинирует именно холериков. В играх желательно предусмотреть возможность проигрыша ребенка и показать, что часто прежде, чем что-то сделать, неплохо бы и подумать. Читать и рассказывать ребенку-холерику лучше книги и истории о героических подвигах и поступках, где воля и спокойствие творят чудеса. Ругать и наказывать ребенка лучше после того, как он успокоится, может быть, даже через день, но не физически, а объясняя последствия его поступка. Ни в коем случае не стыдить при других! Ребенок и сам бы хотел научиться держать себя в руках, так поймите его и помогайте.

Педагоги должны помнить, что воспитание детей с холерическим темпераментом требует особого терпения и гуманности, ибо нажим, а тем более репрессии, вызывают резкое противодействие и даже ненависть.

Флегматик . Невозмутимый и спокойный, эмоционально сдержанный, усидчивый и дисциплинированный. В выполнении любых заданий чрезвычайно медлительный, нередко полненький. Любит несколько игрушек, мало фантазирует, играет спокойно, не шумно. Мало двигается, любит поспать, засыпает легко, встает поздно, кушает много, в еде не разборчив. Тщательно складывает игрушки, одежду, любит порядок и добротность во всем: пьет только из своей чашки, ест только своей ложкой, в садике играет только своей игрушкой. Если что-то не так, может добиваться своего с почти холерической энергией. Разговаривает медленно, с паузами, терпеть не может игры, где надо проявить быстроту, сноровку. Это «надежный» ребенок, послушный и пунктуальный. Самостоятельно принимать задание затрудняется, спокойно отдает право выбора другому. Знает много стихов и песен, новое не любит, а с удовольствием выполняет уже известное. Для других детей он скучен и ленив, они не приглашают его в свои активные игры, но любят играть с ним в традиционные ролевые игры. Схватывает и запоминает новые правила и информацию медленно, но надежно, редко ошибается.

Как себя вести педагогам и родителям?

В совместных занятиях рекомендуются упражнения на развитие творческой фантазии, занятия музыкой, вышиванием, лепкой, рисованием. Чтобы поведение и мышление флегматика не стали стереотипными, давайте ему побольше творческих заданий, которые имеют несколько вариантов решения. Не надо делать ребенка «удобным» для себя. В игре не предоставляйте ребенка самому себе, тормошите, зажигайте, заинтересовывайте. Не стоит настойчиво внешне проявлять свою любовь к ребенку-флегматику. Напротив, кажущееся равнодушие взрослого будет действовать на него так, что он будет стремиться к преодолению своего равнодушия, завоеванию любви.

Никогда не торопите его – флегматик от этого начинает действовать еще медленнее. Для такого ребенка совершенно неадекватна атмосфера спешки и четкого лимита времени, в этом случае он может «зависнуть», как компьютер.

Взрослым необходимо помнить, что детям-флегматикам следует с «малых ногтей» прививать привычку быть деятельным и активным. Старайтесь выводить флегматика «в люди»: в музеи, на выставки, в театр – пусть пополняет свой эмоциональный опыт. Помогайте выражать свои эмоциональные переживания: почаще рассказывайте ему о том, что переживают другие люди в различных ситуациях.

Ребенку – флегматику легко можно доверить какое-либо дело, так как он очень ответственен и добросовестен.

2. Способы учета темперамента.

1. Обеспечение тех условий, которые требует ребенок в силу своих индивидуальных особенностей.

Это наиболее простая и необходимая на ранних этапах развития тактика. Например, малыш болезненно реагирует на шум, посторонние раздражители и т.д. – создаем тишину; с трудом переносит смену обстановки – стремимся избегать этого; замедлен во всех действиях – подлаживаемся под его темп; не вписывается в темп занятия – даем дополнительное время и т.д. Подобная тактика необходима в случаях проявления резких, ярко выраженных каких-то особенностей. Но эта тактика формирует «оранжерейный» тип, приводит к развитию у некоторых детей пониженной приспособленности к окружающему миру и не может быть единственной, особенно у детей среднего и старшего дошкольного возраста.

2. Создание условий для развития черт характера ребенка, нивелирующих проявление нежелательных в данный момент особенностей темперамента.

Варьируя условия, постепенно можно приучать ребенка к таким способам деятельности, которые необходимы в обучающих ситуациях: укладываться в сроки общих занятий, доводить начатое дело до конца, работать в общем темпе, производить необходимую смену деятельности или задерживаться на ней (например, подвижному ребенку). Эта тактика создает условия для преодоления особенностей темперамента навыками, привычками, чертами характера. Именно такая тактика «маскирует» темперамент, но она дает возможность действовать только в типичных обстоятельствах. В экстремальных условиях опять проявятся свойства темперамента в чистом виде.

3. Усиление положительных качеств в тех или иных свойствах темперамента и ослабление других.

Например, высокая сенсорная чувствительность – основа развития сенсорных способностей, но, в то же время, она причина повышенной отвлекаемости, непереносимости сильных раздражителей. Следовательно, нужно стремиться не снижать чувствительность ребенка, а уделять внимание созданию оптимальных условий для развития направленности его деятельности на содержание, требующее тонкого анализа, наблюдательности. В процессе обучения при благоприятных условиях типологическая тревожность может стать основой развития у ребенка ответственности и организованности деятельности. Тревожность нельзя рассматривать только как отрицательное явление, тормозящее эффективность деятельности. Нет, тревожность может быть и особым условием, стимулирующим активность, саморегуляцию деятельности, что обеспечивает им достаточно высокую продуктивность работы. Чтобы устранить отрицательные моменты тревожности (робость, неуверенность в действиях, иногда повышенную эмоциональную скованность и т.д.), самый эффективный способ – сформировать навыки деятельности, стимулировать переживания успеха. Уговорами тревожность не снять. Только активная деятельность и развитие адекватной самооценки своих возможностей могут снизить ее.

4. Тактика воздействия на свойства темперамента в другом виде деятельности.

Например, для снижения высокого уровня школьной тревожности иногда эффективен не путь развития компетентности и навыков развития учебной деятельности, а путь активизации успеха в общении со сверстниками, который снижает общий уровень тревожности ребенка.

5. Построение воспитательно-образовательного процесса на основе своеобразия индивидуально-психологического стиля деятельности ребенка.

6. Особое место в работе с детьми старшего дошкольного возраста должна занять тактика опоры на индивидуально-типологические особенности саморегуляции деятельности поведения ребенка.

На основе свойств темперамента происходит регуляция уровня возбуждения, отбор соответствующих раздражителей, адекватных данному механизму усиления или подавления стимуляции, позволяющему сохранить оптимальный уровень возбуждения. Это проявляется в том, что ребенок с высоким напряжением функции развития сам стремится к новым раздражителям, к ситуациям, богатым свежими впечатлениями, усиливает стимуляцию, а другой, наоборот, подавляет. Этот тип саморегуляции дает возможность вырабатывать индивидуально-типологические стили, с которыми нужно считаться на практике.

7. Тактика предвосхищения, ожидания возможного поведенческого репертуара ребенка на занятиях и принятие соответствующих профилактических мер.

Работа не с последствиями, а предупреждение нежелательного проявления. Например, воспитатель прекрасно знает о безудержности, эмоциональной возбудимости, повышенной двигательной активности ребенка. Значит, надо заранее предвидеть, что на занятии в какое-то время такое поведение может появиться, и заранее спланировать, в какое русло эту активность продуктивно направить. Или, например, предусмотреть замедленный темп действий другого ребенка, предоставив ему дополнительное время для завершения его деятельности. Это тактика обязывает воспитателей индивидуализировать свою работу по форме и по содержанию. Она определяет проведение занятий по подгруппам; побуждает находить индивидуальные формы организации учебных занятий с некоторыми детьми; заставляет разрабатывать индивидуальные обучающие программы.

Каждый темперамент хорош по-своему и на своем месте. Любая индивидуальность человека имеет свои плюсы и минусы. Следовательно, должен быть не поиск негативных сторон индивидуальности ребенка и не борьба с ними, а создание условий для максимального проявления положительных сторон индивидуальности и построение на ее основе всего педагогического процесса.

3. Учет индивидуально-типологических особенностей в воспитательной работе.

Сангвиники

В отношении живых, общительных, энергичных сангвиников следует опираться на эти, характерные для них качества, пытаясь помочь им самоутвердиться среди сверстников, выработать свой индивидуальный стиль деятельности. Однако надо учитывать, что такие черты, как собранность, аккуратность, формируются у сангвиников с большим трудом, нежели у детей с другим темпераментом. Частая снисходительность к «мелким», на первый взгляд, нарушениям принятых правил, порядка (не убрал игрушки, разбросал карандаши, не собрал кубики и т.д.), отсутствие контроля за поведением, действиями способствуют разрушению полезных привычек у сангвиников (затрудняет их формирование).

Общительность детей-сангвиников располагает к ним окружающих, однако часто за внешней формой поведения маскируются не очень привлекательные черты характера (прилипчивость, навязчивость). Податливость и пластичность нервной системы, способствующие легкому вхождению в новую обстановку и в новую деятельность, подчас оборачиваются отрицательной стороной: ребенок меняет одну игрушку за другой, имеет много товарищей, но ни одного друга, за все берется, но редко доводит начатое до конца. Поэтому одной из задач воспитания ребенка сангвиника является формирование у него устойчивых привязанностей, интересов.

Сангвиники быстро устают от однообразия. Как только деятельность теряет свою первоначальную привлекательность, ребенок старается ее прекратить, переключается на другое. Во всех подобных ситуациях следует добиваться, чтобы начатое дело было закончено, обращать внимание на качество, не допускать поверхностного и небрежного выполнения задания. Плохо выполненную работу можно предложить сделать заново. Не следует допускать частой смены деятельности – привычка за все браться и ничего не доводить до конца может стать свойством характера.

Очень важно с малых лет учить ребенка внимательно относиться к сверстникам, способствовать установлению прочных, глубоких взаимоотношений сангвиника со сверстниками, тому, чтобы его новые знакомства не вытесняли старые привязанности. Не следует ограничивать живость и активность сангвиника, однако полезно учить его сдерживать при необходимости свои порывы, считаться с притязаниями других. Игры для сангвиников даны в приложении.

Холерики

В отношении холериков необходимо учитывать, что часто именно характерные для них активность, подвижность, напористость, эмоциональность помогают им занять в «детском обществе» благоприятное положение. Поэтому целесообразно шире использовать любимые ими подвижные игры при формировании «Я-концепции», оптимизации взаимоотношений этих детей со сверстниками.

Холерики легко возбудимы, как правило, очень энергичны. Сложность воспитания возбудимого ребенка нередко усугубляется неправильным отношением к нему взрослых, которые любой ценой пытаются препятствовать активности ребенка, сдерживают его подвижность. Не надо запрещать ему быть активным, не надо водить за руку, читать нотации. Гораздо целесообразнее поддержать его полезное увлечение, стремиться так организовать жизнь, чтобы его активность находила полезное применение. Надо считаться с тем, что ребенок-холерик легко возбуждается, его трудно остановить, успокоить, уложить спать. Ни в коем случае нельзя применять «сильные меры» воздействия – окрики, шлепки, угрозы. От этого возбуждение только усиливается. С возбудимым ребенком следует говорить спокойно, но требовательно, без уговоров. Так как у этих детей слабый тормозной процесс, их не следует корить за чрезмерное возбуждение. Нужно помочь его обуздать, и здесь будут уместны шутки, юмор.

Как это ни кажется странным, «неутомимый» холерик нуждается в особо щадящем режиме. Целесообразно ограничивать все, возбуждающее нервную систему, особенно во второй половине дня перед сном.

Возбудимым детям полезны все виды занятий, помогающие развитию сообразительности, сосредоточенности: настольные игры, выпиливание, конструирование, рисование – словом, все то, что может увлечь и требует усидчивости. Очень хорошо, если ребенок имеет постоянное трудовое поручение, это дисциплинирует, воспитывает умение управлять собой.

Не нужно усердствовать в ограничении двигательной активности, а регулировать интенсивность, характер движений (предлагать движения, требующие сосредоточения, точности, сдержанности). Полезно обучать детей точным движениям – метанию в цель, прокатыванию мяча по ограниченной площадке (половице, «дорожке» из шнурков, гимнастической скамейке и т.п.), ловле мяча, полезны также все виды и способы лазания; бесцельность движений быстро утомляет холерика.

Ребенку-холерику трудно выполнять правила общения: говорить спокойно, ждать своей очереди, уступать, считаться с чужими желаниями. Этому его следует учить, применяя одобрение, напоминания, иногда замечания.

С детьми старше 5 лет можно говорить о недопустимости резких вспышек, неблаговидных выходок.

При воспитании волевых черт характера у детей возбудимого типа темперамента следует развивать сдерживающие механизмы: умение ждать, отсрочить свои желания, сдерживать свой импульс. Важно оценить по достоинству и присущие таким детям решительность, смелость, энергичность, устойчивость их интересов, нередко проявляющуюся инициативность. Игры для холериков даны в приложении.

Меланхолик

В воспитании ребенка-меланхолика особенно важно соблюдать щадящий режим и принцип постепенности. Прежде всего, следует ограничить шум, количество игрушек, сузить круг знакомств, ведь малыш не переносит сильных раздражителей. Но в то же время надо приучать ребенка не бояться шума, спокойно, без тревоги относиться к новому человеку, уметь активно действовать с новой игрушкой. Круг знакомств следует расширять постепенно, начав с одного спокойного сверстника. После того как ребенок освоится, этот круг можно расширить. Дети со слабым типом нервной системы с огромным трудом входят в коллектив, нелегко отрываются от мамы, медленно привыкают к режиму, долго плачут, отказываются от совместных игр, не разговаривают со сверстниками.

Первые дни пребывания такого ребенка в детском саду требуют особого внимания со стороны воспитателя. Надо проявить внимание, чуткость, надо расположить к себе ребенка, вызвать доверие (в противном случае он будет долго страдать). Дети со слабой нервной системой требуют бережного отношения: на них нельзя повышать голос, проявлять чрезмерную требовательность или строгость, наказывать – все эти меры вызовут слезы, замкнутость, повышенную тревожность и другие нежелательные реакции. Говорить с такими детьми следует мягко, но уверенно, не скупиться на ласку.

Меланхолики отличаются внушаемостью, поэтому нельзя подчеркивать их недостатки – это лишь закрепит их неуверенность в своих силах.

Неоднозначным должно быть отношение к тревожности. После снятия адаптационного стресса тревожность может явиться условием, которое будет стимулировать активность, саморегуляцию деятельности ребенка. Детям-меланхоликам свойственна высокая чувствительность к допущенным ошибкам и в то же время высокий уровень самоконтроля. Это обеспечивает довольно высокую продуктивность и качество работы, высокую обучаемость.

Надо учесть, что меланхолики – интроверты. Они чаще «общаются» с игровыми атрибутами, планируют свои действия без побуждения со стороны других людей. Очень важно помочь им найти друзей, преодолеть робость, неуверенность в себе, излишнюю тревожность.

У меланхоликов необходимо развивать стремление к активности, умение преодолевать трудности. Следует поддерживать положительные эмоции этих детей.

Дети со слабой нервной системой требуют относительно частого отдыха.

Успех в работе с меланхоликами предполагает и опору на ценные их качества – чувствительность к эмоциональным воздействиям, способность к сопереживанием и др. Детям этого темперамента обычно легче проявить себя, самоутвердиться в художественной деятельности (музыкальной, изобразительной и др.), в спокойных играх, занятиях (в небольших по составу группах, с доброжелательными по характеру детьми, близкими по степени общительности). Важно учитывать это в воспитательной работе.

Флегматики

Частой ошибкой при воспитании флегматиков является предъявление к ребенку требований без учета его природных особенностей, проявление недовольства нерасторопностью, неловкостью. Окрики, угрозы, подталкивания еще ни одному флегматику не помогли стать быстрым. Наоборот, такой сильный раздражитель, как окрик, оказывает тормозящее действие на ребенка, и вместо того, чтобы торопиться, он действует медленнее. Бывают случаи, когда ребенок вдруг проявляет не характерный для него темп деятельности, но быстрый темп требует от ребенка большого напряжения, а «запасы» этого напряжения невелики. Другой ошибкой взрослых является стремление отстранить малыша от всего, что требует усилий, немедленно прийти ему на помощь. В таком случае ребенок никогда не ста нет подвижным, у него может развиться неуверенность в своих силах, стремление избегать всего того, что связано со словом «быстро».

Важно набраться терпения и с самых малых лет учить медлительного ребенка приемам одевания, умывания, ухода за вещами, разным видам домашнего труда и самообслуживания. Об ускорении темпа обучения можно думать только тогда, когда ребенок овладеет правильными приемами, а в самом начале главное – не торопить. Развивать активность, подвижность флегматиков надо постепенно, соблюдая посильность в наращивании темпа. Важно поощрять даже незначительное проявление расторопности, подвижности.

Медлительным детям надо создавать такие условия, чтобы вялость, малоподвижность не превратились в ленность, а ровность чувств – в их бедность и слабость. Не следует избегать ситуаций, требующих находчивости, расторопности, но важно и похвалить такого ребенка за проявление этих качеств. Можно призвать на помощь игры-соревнования, а иногда будильник или песочные часы – учить закончить дело до звонка. Дети с малоподвижной нервной системой предпочитают спокойные игры и занятия. Это важно учесть педагогу, особенно в процессе оказания помощи в оптимизации межличностных отношений флегматика со сверстниками. При оказании помощи флегматику в выработке у него индивидуального стиля деятельности следует опираться на такие присущие ему качества, как уравновешенность, терпимость, самообладание, старательность, аккуратность.

В целях же преодоления возможных инертности и вялости следует включать флегматика в такие виды деятельности, которые требуют от ребенка двигательной активности – занятия гимнастикой, подвижные игры, походы, коллективный труд и др. В этих случаях от темпа, ритма работы ребенка зависит успех общего дела. Если он будет слишком медлителен, то может подвести товарищей. Но нельзя медлительных детей объединять в коллективном труде с теми, чей темп значительно выше. Это важно учитывать при проведении спортивных игр и упражнений.

Флегматики медленно привыкают к новым условиям жизни, их адаптация к ним затруднена. Этим детям трудно привыкать к детскому саду, к смене воспитателей, трудно приспосабливаться к новому режиму, новым требованиям, расставаться с родителями, знакомиться с новыми детьми... Чтобы развить умение приспосабливаться к новым условиям, полезно ходить с ребенком в гости, давать поручения, требующие общения с детьми, со взрослыми. Подобного рода деятельность помогает развить и коммуникативные умения у интровертов. Если ребенок приступил к делу, нельзя оставлять его одного, иначе период раскачки может растянуться. Ребенку-флегматику трудно не только начать дело, но и закончить его. Следует заранее предупредить его о необходимости закончить работу, но не прерывать резко. Очень хорошо, если флегматик будет дружить с подвижным ребенком. Но надо следить, чтобы энергичный товарищ не брал инициативу в свои руки. Все это поможет превратить «тихоню»-флегматика в старательного, аккуратного, вдумчивого, трудолюбивого человека, значимого для сверстников, любимого ими. Ребенку – флегматику будут полезны любые подвижные игры.

Познакомясь с описанием типов темперамента, вы глубже разобрались в природных качествах личности ребенка и наверняка поняли, что многое малышу в его поведении можно простить, зная, что это его природа. Вот и прощайте!

Приложение

Коррекционные игры и упражнения для детей с преобладанием холерического и сангвинического темперамента

«Море волнуется» (произвольность поведения чувств).
Водящий начинает так: «Море волнуется раз, море волнуется два, море волнуется три: фигура радости, страха, стыда и т. д. на месте замри». Далее водящий выбирает наиболее яркую фигуру.

«Тыкалки»
Дети садятся на стулья, ставят ступни ног на пол и «замирают». Ведущий, медленно считая до 10, проходит между детьми и легонько щекочет каждого. Детям необходимо не рассмеяться при этом и сохранить неподвижность.

«А-а-ах!» (тренировка умения владеть своими чувствами).
Ведущий кладёт руку на стол и затем медленно поднимает её до вертикального положения. Дети в соответствии с поднятием руки усиливают громкость звука «а» - с тем чтобы когда рука достигнет верхнего положения, завершить её громким совместным «Ах!» и мгновенно замолчать.

«Да и нет» (гармонизация осознания прав и обязанностей).
Инструкция. Попробуем определить, кто из нас умеет быть внимательным. Каждому из вас по очереди мы будем задавать вопросы, на которые заранее знаем ответы «да» и «нет». Например: «Ты ходишь в школу?», «Ты был на Северном полюсе?» и т. п. А тот кто отвечает, должен обязательно отвечать наоборот. Тот, кто ошибается, выбывает из игры.