Дети – это наше все. В любой семье они – центр и главный объект любви и заботы, источник радости, а также тревог и огорчений. И, конечно же, расходов. Сколько всего нужно малышу! Качественное питание, многочисленные нарядные одежки, из которых он так быстро вырастает. Книги и развивающие игрушки. И, конечно же, детский сад.
Садик полезен и необходим практически всем малышам, за редким исключением. Ведь это не только надежный присмотр и уход в течение дня, но и веселые игры со сверстниками и развивающая учебная среда.
Для мамы заполучить место в детском саду (которых, как известно, всегда не хватает на всех) для своего малыша – значит, «развязать» руки и устроиться, наконец, на работу. Упорядочить жизнь семьи и почувствовать себя «в системе». Выйти на новый уровень отношений с подрастающим малышом.
Но, кроме прочего, садик – это всегда расходы. В семьях с небольшим бюджетом родительская плата – довольно ощутимый пункт затрат. Не говоря уже о том, что всегда были и будут дополнительные расходы – негласные «добровольно-обязательные» сборы на подарки и всяческие мероприятия, взносы на канцтовары и обустройство группы, плата за многочисленные дополнительные занятия и кружки.
А если в семье растет не один малыш, а двое? Или больше?
Еще недавно множество многодетных семей не могли позволить себе роскошь отдать в детский садик всех своих малышей, так как оплата дошкольных образовательных услуг не всем была по карману. К тому же чаще всего зарплату в дом приносил лишь глава семьи, и экономить приходилось буквально на всем. Но в последние годы их участь улучшилась – появилось такое понятие, как компенсация за детский сад. Что это такое и какую пользу могут извлечь из нее родители? Давайте разберемся.
Положительные изменения в данном вопросе произошли с момента принятия Правительством страны решения о возмещении семьям части затрат на содержание детей в дошкольном учреждении. Речь идет о Законе РФ № 3266-1 «Об образовании» от 10.07.1992 (ст. 52.2). Документом установлено, что оплата не касается расходов на освоение детьми образовательных программ. Не относятся к стоимости услуги и расходы на содержание имущества. То есть выходит, что под платой за детсад подразумеваются в основном расходы на детское питание.
Кому положена компенсация за детский сад? Тем родителям, дети которых определены в муниципальные, государственные или даже частные ДОУ – дошкольные учреждения. Важно, чтобы заведение в обязательном порядке могло предоставить лицензию на право ведения образовательной деятельности.
Правила начисления и выдачи компенсации везде свои, в каждом регионе этот вопрос решается на местах, с учетом возможностей городского бюджета и согласно приоритетной политике властей в социальной сфере. В отдельных городах (в частности, в Москве), родителей, отдавших в один и тот же садик сразу троих ребятишек, полностью освобождают от оплаты услуг ДОУ. Ясно, что при этом и компенсация им не положена.
Как и в какой форме можно ее получить? Компенсация платы за детский сад в виде денежных средств перечисляется на счет того из родителей, кто подписывал договор с детсадом о посещении его ребенком. Часть денег может быть возвращена в случае своевременного, без задержек, внесения оплаты.
Получателями услуги, кроме родителей, вполне могут быть и опекуны детей (их законные представители). В этом случае для назначения подобной выплаты договор с учреждением должен быть составлен от их имени.
Компенсация за детский сад оформляется путем подачи заявления. Пишет его заключивший договор с садиком родитель или представитель ребенка. Он должен будет предъявить копию собственного паспорта и лицевого счета в банке. Также понадобятся ксерокопии документов (т. е. свидетельств о рождении) всех детей и справка о составе семьи.
Родительская компенсация за детский сад, в случае посещения его первым или последующими детьми, неодинакова. Минимальный размер такого возмещения регламентируется постановлением правительства РФ. Но это касается ситуации непосещения малышом детского сада, которую мы рассмотрим ниже.
Регионы же, исходя из этих данных, имеют право вводить собственные условия получения компенсации, которые не могут быть худшими, нежели федеральные. Государство определило минимальный размер следующим образом: 20 % фактически понесенных расходов родители получают, если речь идет о первом ребенке, 50 % - если о втором, и 70 % положено на третьего и всех остальных.
При этом если речь идет о расчете сумм за второго, третьего и последующих детишек, во внимание принимается лишь информация о еще не достигших совершеннолетия отпрысках. Сюда же причисляют и студентов-очников возрастом до 23 лет.
Как именно начисляется компенсация оплаты за детский сад? Расчет ее напрямую зависит от уплаченной родителями за содержание малыша суммы. Как ее посчитать? Всю оплату следует разделить на число рабочих дней. Таким образом вычисляется стоимость одного дня содержания ребенка в саду.
После этого полученная величина умножается на число дней фактического посещения садика ребенком. В результате мы имеем размер суммы родительской платы. И именно от данной цифры берется 20, 50, 70 % и возвращается маме или папе перечислением на лицевой счет. Банковский счет может быть открыт в любом кредитном учреждении РФ.
В прошлом году и ранее с компенсации еще в обязательном порядке удерживали НДФЛ в размере 13 %. С 01.01.2015 г. рядом субъектов РФ данный налог был отменен. Например, если оплата за сад принята в сумме 1500 руб. в месяц, родителю первого ребенка можно рассчитывать на возврат 300 рублей.
Казалось бы, не Бог весть какие деньги. Но посчитайте сами: если малышей-дошкольников в семье двое-трое, и за каждого последующего возмещаемая сумма растет, то итоговая экономия за месяц может оказаться весьма значительной. А для многодетной семьи (большинство из которых, как правило, небогаты) – порой просто спасительной.
Средний размер платы за садик определяется ежегодно органами власти (в Москве – Департаментом образования) на 1 января – для садов, работающих по основной дошкольной программе образования.
Описанный выше вид компенсации не является единственным. В ряде субъектов страны в последние годы принят к реализации другой вид господдержки семей с детьми. Он заключается в выплате родителям определенных сумм при непосещении малышом детского учреждения (например, из-за нехватки мест). Так что же это такое – компенсация за непредоставление?
Детский сад в определенный момент нужен любой семье, где растет малыш. Как известно, когда малышу исполняется полтора года, пособие по уходу за ребенком выплачивать прекращают, и маме приходится задумываться о заработке. Но как быть, если места в детском саду для ее крохи не находится? Компенсация за детский сад, закон о выплате которой в подобных случаях принят рядом регионов, способна хотя бы частично решить проблему. Размер ее в среднем – около 5000 рублей.
Такое правило принято далеко не во всех городах, уточнить конкретно о вашем случае потребуется в отделе соцзащиты. Правом на подобную компенсацию могут воспользоваться и мамы-студентки (очного отделения), и неработающие – ведь, не устроив ребенка в детский сад, они лишаются возможности выйти куда-либо на работу.
Порой многие из них охотно остаются дома с малышом, меняя работу на эти «копейки», примерно сравнимые с минимальным заработком. Особенно если до декрета мама трудилась на не слишком оплачиваемой работе, и возвращаться ей предстоит туда же. Или шансы найти работу минимальны по ряду причин. Или если малыш часто болеет и плохо адаптируется к детсадовским условиям… В общем, тогда волей-неволей приходится махнуть рукой на все преимущества дошкольного образования и «сидеть» с ним дома. А о работе на ближайшие годы забыть.
«Бумажек» потребуется не так уж много. Это стандартный набор, хотя где-то могут запросить, например, выписку из банковского лицевого счета.
Итак, вы приносите заведующему детским садом следующие необходимые документы:
Порядок процесса обращения, начисления и выплаты компенсации регламентируется ответственными органами. Работниками ДОУ должны быть правильно оформлены все документы, подачу которых предполагает компенсация за детский сад. Заявление в обязательном порядке фиксируется в специальном журнале с указанием даты регистрации.
В ДОУ заверяют копии принесенных документов, оригиналы возвращают владельцам. Формируются списки получателей компенсации и пересылаются в официальные инстанции – департаменты образования, социальной защиты, здравоохранения субъекта Российской Федерации.
Данные инстанции реализуют выплату родителям посещающих детские сады ребятишек положенной компенсации в рамках отведенных на это бюджетных средств.
Ежеквартально сведения о любых изменениях состава ее получателей подаются в вышеперечисленные органы. Подаваемая информация содержит также данные о внесенной за отчетный месяц плате и начисленных суммах компенсационных средств.
Если по каким-либо причинам получающий ее родитель теряет данное право, компенсация за детский сад перестает выплачиваться с первого числа того месяца, который идет за месяцем наступления данных обстоятельств.
Остается надеяться, что по прочтении данного материала часть родителей, не подозревавшая о данной финансовой возможности, ликвидирует пробелы собственной юридической неграмотности и поспешит воспользоваться положенными преимуществами.
Посещение детского сада в наше время – платное удовольствие. Иногда родителям сложно оплачивать посещение ребенком дошкольного образовательного учреждения, однако это необходимая мера, особенно если оба родителя работают. Правительство Российской Федерации ввело множество мер, призванных поддержать в финансовом плане молодые семьи.
Компенсация за детский сад – одна из таких мер. Она представляет собой возврат определенной доли денег, которые родители тратят на оплату посещения садика. О том, как рассчитывается сумма выплат и как оформить возвращение денег, вы сможете узнать в этой статье.
Размер выплаты не фиксирован в законодательном порядке. Дело в том, что размер компенсируемых государством денег зависит от:
Поэтому правительством России было принято решение установить размер выплат в виде процентной доли от оплаты услуг воспитателей сада. Зная эту долю, можно легко высчитать размер материальной помощи, которая полагается вашей семье.
Как уже говорилось выше, размер пособия также зависит от количества детей в семье.
При расчете суммы учитываются только те дни, когда ребенок фактически посетил учреждение. Таким образом, вы могли оплатить месяц посещения садика, но ваш малыш по какой-то причине не смог там быть несколько дней. За эти дни финансовая помощь не полагается.
Для расчета размера компенсируемых средств следуйте алгоритму, указанному ниже:
Чтобы получить возможность компенсировать часть денег, потраченных на детский сад, родитель должен собрать небольшой пакет документов (перечень будет приведен чуть ниже) и представить его управляющему дошкольного учреждения. С момента подачи документов начнется перерасчет средств, и часть ваших денег будет вам возвращаться.
В соответствии с частью 5 ст. 65, Федерального закона от 29.12.2012 N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" родители, дети которых посещают образовательные организации, реализующие основную общеобразовательную программу дошкольного образования, имеют право на получение компенсации части родительской платы.
Право на компенсацию имеет один из родителей (законных представителей), заключивший договор с детским садом и внесший плату за содержание ребенка в дошкольном образовательном учреждении.
В Москве право на получение компенсации части родительской платы имеют родители (граждане Российской Федерации), дети которых посещают образовательные организации, реализующие основную общеобразовательную программу дошкольного образования, расположенные на территории города Москвы (Постановление Правительства Москвы от 27 июля 2010 г. N 590-ПП ).
государственные образовательные учреждения
Размер компенсации рассчитывается пропорционально фактически внесенной плате, определенной с учетом , установленных федеральными нормативными правовыми актами для федеральных государственных образовательных учреждений и правовыми актами субъекта РФ для государственных образовательных учреждений.
Родителям (законным представителям) детей, посещающих иные образовательные организации , реализующие основную общеобразовательную программу дошкольного образования, компенсация выплачивается в размере:
Средний размер родительской платы за содержание ребенка в государственных, муниципальных образовательных учреждениях, реализующих основную общеобразовательную программу дошкольного образования, определяется органами государственной власти субъекта Российской Федерации (в Москве определяется Департаментом образования города Москвы ежегодно по состоянию на 1 января каждого года).
По состоянию на 1 января 2010 года средний размер родительской платы за содержание ребенка в государственных образовательных организациях, реализующих основную общеобразовательную программу дошкольного образования, составляет 625 рублей в месяц (приказ Департамента образования г. Москвы от 18.08.2010 N 1278 "О реализации постановления Правительства Москвы от 27 июля 2010 г. N 590-ПП" ).
При назначении компенсации за второго, третьего и последующих детей в составе семьи учитываются дети в возрасте до 18 лет, а также совершеннолетние дети, обучающиеся по очной форме обучения в образовательной организации любого типа и вида независимо от ее организационно-правовой формы (за исключением образовательной организации дополнительного образования), до окончания такого обучения, но не дольше чем до достижения ими возраста 23 лет.
В случае утраты получателем компенсации права на ее предоставление выплата компенсации прекращается с первого числа месяца, следующего за месяцем, в котором наступили соответствующие обстоятельства.
Компенсация перечисляется на банковский счет, открытый на имя получателя компенсации в кредитных учреждениях Российской Федерации.
Для получения компенсации Вам необходимо представить руководителю Вашего детского сада следующие документы:
Дата приема заявления фиксируется в журнале регистрации заявлений получателей компенсации в образовательной организации, реализующей основную общеобразовательную программу дошкольного образования.
Порядок обращения за компенсацией, а также порядок ее выплаты устанавливаются органами государственной власти субъектов Российской Федерации. Ниже представлен порядок, утвержденный Правительством Москвы.
После подачи всех необходимых документов образовательная организация, реализующая основную общеобразовательную программу дошкольного образования:
Статья 65. Плата, взимаемая с родителей (законных представителей) за присмотр и уход за детьми, осваивающими образовательные программы дошкольного образования в организациях, осуществляющих образовательную деятельность
1. Дошкольные образовательные организации осуществляют присмотр и уход за детьми. Иные организации, осуществляющие образовательную деятельность по реализации образовательных программ дошкольного образования, вправе осуществлять присмотр и уход за детьми.
2. За присмотр и уход за ребенком учредитель организации, осуществляющей образовательную деятельность, устанавливает плату, взимаемую с родителей (законных представителей) (далее - родительская плата), и ее размер, если иное не установлено настоящим Федеральным законом. Учредитель вправе снизить размер родительской платы или не взимать ее с отдельных категорий родителей (законных представителей) в определяемых им случаях и порядке. В случае, если присмотр и уход за ребенком в организации, осуществляющей образовательную деятельность, оплачивает учредитель, родительская плата не устанавливается.
3. За присмотр и уход за детьми-инвалидами, детьми-сиротами и детьми, оставшимися без попечения родителей, а также за детьми с туберкулезной интоксикацией, обучающимися в государственных и муниципальных образовательных организациях, реализующих образовательную программу дошкольного образования, родительская плата не взимается.
4. Не допускается включение расходов на реализацию образовательной программы дошкольного образования, а также расходов на содержание недвижимого имущества государственных и муниципальных образовательных организаций, реализующих образовательную программу дошкольного образования, в родительскую плату за присмотр и уход за ребенком в таких организациях. Размер родительской платы за присмотр и уход за детьми в государственных и муниципальных образовательных организациях не может быть выше ее максимального размера, устанавливаемого нормативными правовыми актами субъекта Российской Федерации для каждого муниципального образования, находящегося на его территории, в зависимости от условий присмотра и ухода за детьми.
(см. текст в предыдущей редакции)
5. В целях материальной поддержки воспитания и обучения детей, посещающих образовательные организации, реализующие образовательную программу дошкольного образования, родителям (законным представителям) предоставляется компенсация. Размер компенсации устанавливается законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации и не должен быть менее двадцати процентов среднего размера родительской платы за присмотр и уход за детьми в государственных и муниципальных образовательных организациях, находящихся на территории соответствующего субъекта Российской Федерации, на первого ребенка, не менее пятидесяти процентов размера такой платы на второго ребенка, не менее семидесяти процентов размера такой платы на третьего ребенка и последующих детей. Средний размер родительской платы за присмотр и уход за детьми в государственных и муниципальных образовательных организациях устанавливается органами государственной власти субъекта Российской Федерации. Право на получение компенсации имеет один из родителей (законных представителей), внесших родительскую плату за присмотр и уход за детьми в соответствующей образовательной организации. При предоставлении компенсации органы государственной власти субъектов Российской Федерации вправе законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации устанавливать критерии нуждаемости.
Чаще всего плата за детсады в регионах России стартует от суммы в 1000 руб. Однако по факту она может существенно отличаться даже в муниципальных учреждениях в пределах одного города, зачастую многократно превышая указанный минимальный размер, не говоря уже о самостоятельно устанавливаемых ценах в частных детских садах, зачастую многократно превышающих официальные государственные расценки.
Однако на данный момент на федеральном уровне помощь такого рода не предусмотрена , а проблема остается катастрофически актуальной - прежде всего, в семьях, где не с кем оставлять ребенка для возможности трудоустройства или возобновления работы матери по постоянному месту занятости.
По действующему федеральному российскому законодательству любая семья , которой все же повезло устроить своего ребенка в детсад, имеет право на возмещение части ежемесячной оплаты за его посещение .
Размер родительской платы за содержание детей в ДОУ меняется из года в год. Она устанавливается органом исполнительной власти (правительством) на местах и зависит от категории детсада, возраста ребенка, количества детей в семье и некоторых других критериев.
С 1 января 2015 года размер платы во многих регионах существенно вырос. В частности, в Москве стоимость пребывания детей в 12-часовых группах увеличилась сразу на 75%, в Забайкальском крае повышение составило в среднем 55%, в Кемеровской области - 40%.
В связи с этим 11 февраля 2015 года в Госдуму даже был внесен законопроект № 719641-6 , предлагающий ограничить размер ежегодного повышения родительской платы за посещение детьми ДОУ до уровня текущей инфляции в соответствии с официальными данными Росстата.
Однако рассмотрение этой законодательной инициативы затягивается, примерная дата обсуждения установлена на ноябрь 2015 года. В настоящее время стоимость оплаты за детсад вообще не регулируется законом (как это было до 2013 года) и устанавливается самим дошкольным учреждением (организацией).
Возможность получить частичную компенсацию за содержание ребенка в детсаду регулируется ч. 5 ст. 65 Федерального закона № 273-ФЗ от 29.12.2012 года «Об образовании в Российской Федерации ».
В соответствии с документом минимальные размеры компенсационной выплаты, на которые могут рассчитывать родители по федеральному законодательству, составляют:
В регионах с учетом возможностей местных бюджетов на основе данных нормативов устанавливаются конкретные размеры компенсаций, которые не могут быть меньше вышеуказанных.
Например, ни в одном регионе не требуется , . А в компенсация на первого ребенка предусмотрена в повышенном размере - 30%, на второго и последующих - 50% и 70% соответственно, причем считая не от фактической родительской платы, а от средней по городу.
Компенсации перечисляются на банковский счет (сберкнижку или карту) родителя , который внес оплату за детский сад, ежемесячно до определенной даты, установленной региональным законом. Невозможно внесение оплаты за детсад родителями с одновременным вычетом компенсации, то есть сначала надо заплатить (причем вовремя) полную сумму, а потом получить положенное возмещение.
Сумма компенсационной выплаты пропорциональна нескольким факторам:
Подать заявление на возмещение платы за детсад может один из родителей или опекун ребенка, с которым заключен договор на посещение детского учреждения. Как правило, заполняется заявление на специальном бланке дошкольной образовательной организации, возможный образец которого приводится ниже.
Заявление в общем случае содержит следующие данные:
Заявление подается в образовательную организацию, в которую был принят ребенок, на имя его руководителя. После приема оно регистрируется в журнале лиц, обратившихся за компенсацией оплаты.
Заявитель вместе с заявлением также должен предоставить (в оригиналах и копиях) следующие документы:
Последующая процедура рассмотрения заявления и принятия решения происходит в соответствии с законодательными актами конкретных субъектов РФ и муниципалитетов.
Как правило, уполномоченный представитель организации, реализующей дошкольную образовательную программу, при приеме заявления:
Выплаты компенсации за детский сад производятся исходя из средств, предусмотренных для этих целей региональными и местными бюджетами .
Предположим, что для семьи с детьми 3.5 и 5 лет, проживающей в Петрозаводске, плата за посещение детского сада составляет 3410 руб. в месяц (за каждого ребенка). При обращении за компенсацией родителям будет ежемесячно возмещаться:
Итого государство за каждый месяц компенсирует родителям 2387 руб. (682 + 1705) из 6820 руб., ранее уплаченных ими за посещение детьми дошкольного учреждения. За счет этого фактический размер ежемесячной оплаты на двух детей составит 4433 руб. , что составляет 65% от исходной суммы.
Как уже было сказано выше, законом «Об образовании в Российской Федерации» предусмотрено право граждан на бесплатное детское дошкольное образование. Несмотря на Дмитрия Медведева на Всероссийском форуме социальных работников , проведенном 27 марта 2015 года партией «Единая Россия» в Ярославле, об успешном строительстве детских садов в стране, фактически очереди в дошкольные учреждения зачастую растягиваются во многих городах страны на несколько лет вперед . Из-за этого не все матери, которым необходимо выходить на работу в связи с , имеют такую возможность.
Вопрос о том, что делать с ребенком, если его не с кем оставлять дома, а места в детском саду нет и матери необходимо выходить на работу, на федеральном законодательном уровне до сих пор в должной мере не урегулирован и является очень болезненным для родителей.
Несколько лет назад данную проблему пытались решить на федеральном уровне внесением поправок и изменений в действовавший тогда закон «Об образовании» с помощью проекта законопроекта № 556611-5 , который в итоге так и не был принят, но предложенные в нем меры поддержки семей с детьми до сих пор остаются очень актуальными.
В 2011 году в Госдуму был вынесен законопроект № 556611-5 , который предусматривал изменения в закон «Об образовании» , действовавший еще до принятия нового аналогичного закона № 273-ФЗ от 29.12.2012 .
В документе предлагалось на федеральном уровне решить вопрос предоставления денежных пособий и компенсационных выплат родителям, которые не смогут получить на своих детей место в государственном или муниципальном дошкольном учреждении. Тогда сумму компенсации за непосещения детского сада предполагалось установить фиксированной - в виде ежемесячного пособия в размере 5000 руб.
Данное предложение законодателей преследовало одновременно несколько целей:
Социально полезный проект закона был отклонен по причине имеющихся в регионах огромных очередей в детские сады и потенциальной невозможности федерального бюджета справиться с возможным наплывом желающих на получение компенсации.
В то же время необходимо понимать: нежелание государства заботиться о дошкольниках часто приводит к ухудшению условий детского содержания . Например, в негосударственных «группах доверительного пребывания» , где родители вынуждены оставлять детей из-за необходимости идти на работу при отсутствии мест для детей в детсадах, нарушаются санитарные и бытовые условия.
На данный момент в некоторых субъектах РФ действуют местные компенсационные выплаты родителям детей, которым не предоставлено место в детских садах или яслях. Сумма ежемесячной компенсации не унифицирована , устанавливается с учетом возможностей местных бюджетов, а условия получения (в частности - возраст детей, дающий право на компенсацию) могут существенно отличаться.
В большинстве регионов подобная помощь предусматривается на детей в возрасте от 1.5 до 6 лет, однако в каждом конкретном случае акцент на проблему может ставиться по-своему:
В некоторых регионах, независимо от возраста детей, сумма унифицирована (Архангельск, Томск), а в других населенных пунктах может устанавливаться дифференцировано. Например, в 2014 году:
С разными вариациями аналогичные пособия и компенсация устанавливаются также в Липецке, Ярославле, Ямало-Ненецком и Ханты-Мансийском АО, Смоленской области и других регионах.
Официального списка регионов, в которых действует на данный момент программа, не существует . Узнать, актуально ли денежное возмещение для конкретного населенного пункта РФ, можно в органах соцзащиты населения по месту жительства. Однако существует проблема информирования сотрудников местных органов соцзащиты, которые часто не могут предоставить необходимую информацию родителям. В таком случае следует подавать запрос в Департамент образования.
Необходимые документы вместе с заявлением на предоставление компенсации подаются в отделения Управления соцзащиты населения (УСЗН) по месту жительства. Перечень документов может меняться в зависимости от региона, но обычно включает в себя:
Необходимо также помнить, что региональные компенсации и пособия устанавливаются в субъектах федерации исключительно по собственной инициативе - никакого обязывающего их закона на федеральном уровне пока не существует!
По отзывам родителей, подобного рода компенсации и пособия очень значимы для семей с детьми. Отсутствие федерального закона-регулятора, который сделал бы подобные выплаты обязательными для любого субъекта РФ, ставит родителей из разных регионов в очень неравное положение.
В России на федеральном уровне также закреплена возможность вносить оплату за услуги дошкольных образовательных организаций из средств .